Древние народы на территории России. История государства и народов России. Современная дикость. Зарождение славян как отдельной этнической группы


Первые упоминания о славянах встречаются письменных источниках V-VI вв. Но современная археология утверждает, что первые племена Древней Руси жили на территории нынешней России ещё до нашей эры.
Изначально народы, жившие до IV-VI вв. в междуречье Одера и Вислы, около реки Днепр, назывались венедами. Позже их стали называть славянами. Венеды занимались земледелием, скотоводством, знали ремёсла, строили укреплённые дома. Все члены племени трудились наравне, социальное неравенство отсутствовало. Такой образ жизни сделал славян цивилизованным и развитым народом. Наши предки одними из первых стали строить города и крупные поселения, налаживать дороги и торговые отношения.
Историки насчитывают несколько племён, которые жили в Древней Руси с VI по XI века.
Кривичи занимали обширную территорию современных Витебской, Могилёвской, Смоленской, Псковской областей. Главными городами рода были Смоленск и Полоцк. Это племя - одно из самых многочисленных в Древней Руси. Подразделяются на две группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В состав племенного союза кривичей входили полочане.
Вятичи были самым восточным племенем Древней Руси, они обитали по берегам реки Москвы и в верхнем течении Оки. Их земли располагались на территории современных Московской, Орловской, Рязанской и других соседних областей. Центральный город - Дедославль, его точное расположение ещё не установлено. Народ долгое время сохранял язычество и сопротивлялся навязываемому Киевом христианству. Вятичи были воинственным и своенравным племенем.
Ильменские словене соседствовали с Кривичами, населяли земли около озера Ильмень, которое и дало племени название. Согласно письменным источникам, они вместе с другими народами призвали родственных словенам варягов править землями Древней Руси. Воины племенного союза входили в дружину князя Олега, участвовали в походах Владимира Святославича.
Вместе с вятичами и кривичами сформировали народ великороссов.
Дулебы являются одними из самых древних родов славян. Жили они в районе притоков реки Припять. Сведений о них сохранилось немного. В письменных источниках того времени указывается, что дулебы участвовали в военных походах князя Олега. Из народа позднее произошли две группы: Волыняне и Древляне. Их земли принадлежали Киевской Руси.
Волыняне обитали возле Буга и около истока Припяти. Некоторые исследователи утверждают, что Волыняне и Бужане - одно и то же племя. На территории, которую занимал этот славянский род, насчитывалось до 230 городов.
Древляне жили в районе Полесья, на правом берегу реки Днепр. Название племени произошло от места обитания рода - лесов. Занимались они в основном земледелием, скотоводством. В исторических источниках указывается, что племя было мирным и почти не воевало. С древлянами связана известная история об убийстве князя Игоря в 945 году. Княгиня Ольга, вдова Игоря, сожгла их главный город - Искоростень, позднее известный как Вручий.
Поляне жили на территории нынешнего Киева и около реки Днепр. Их поселения располагались в самом центре восточнославянских земель. Культура полян была очень развита, именно поэтому Киев подчинил себе народы других племён уже к IX веку. Самыми крупными городами племени считаются Киев, Белгород, Звенигород. Считается, что название рода произошло от места их обитания - полей.
Радимичи населяли Верхнее Приднестровье, бассейн реки Сож и её притоков. Родоначальником этого племенного союза был Радим, его брат Вятко основал народ вятичей. Археологи отмечают схожесть обычаев этих племён. В последний раз радимичи фигурируют в записях источников 1169 года. Их территории позже стали принадлежать Смоленскому и Черниговскому княжествам.
Дреговичи - одно из самых загадочных и малоизученных племён Древней Руси. Предположительно обосновались они в средней части бассейна Припяти. Точные границы их земель всё ещё не установлены. Дреговичи перемещались с юга к реке Неман.
Северяне жили около Десны примерно до IX-X вв. Название племени не происходит от их географического расположения. Исследователи предполагают, что слово переводится как «чёрный». Подтверждает эту теорию то, что главным городом племени был Чернигов. Занимались они главным образом земледелием.
Тиверцы населяли междуречье Днестра и Прута. В настоящее время эти земли располагаются на территории Украины и Молдавии. В XII веке племя покинуло эти земли из-за военной агрессии соседних княжеств. Впоследствии тиверцы смешались с другими народами.
Уличи занимали территорию нижнего Днепра. Их главный город назывался Пересечен. Долгое время племя противостояло попыткам столицы Древней Руси подчинить их себе.
Все племена Древней Руси обладали своими обычаями, укладом жизни, но их объединяла общая вера и религия, язык, культура.

Восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность - визитная карточка племени вятичи.

Племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения - Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских - эсты, ливы, латгалы - племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы - племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне - восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи - племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 - 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы - восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.

Кто населял территорию Оренбуржья в древности и Средневековье?

История географических исследований и освоения территории области

Когда появились первые сведения о территории области?

Наиболее древние сведения о территории нашей области приводит греческий историк и путешественник Геродот. В «Истории», написанной Геродотом в середине V в. до н.э., описывается Каспийское море, за которым, раскинулась «равнина на необозримом пространстве», за которой начинается «земля каменистая и неровная», а за ней «стоят высокие непроходимые горы». В описании Геродота угадываются бескрайние равнины Прикаспийской низменности, «каменистый и неровный» Общий Сырт и «высокие и непроходимые» Уральские горы.

Первую карту с изображением р. Урал и гор Южного Урала во II в. н.э. составил александрийский географ Клавдий Птолемей. На карте Азии он показал р. Даикс (Урал), в верховьях которой находились Риммикайские (Уральские) горы.

Но ни Геродот, ни Птолемей не были на территории нашей области. Первым знаменитым путешественником, побывавшим в нашем крае, был арабский писатель Ибн-Фадлан. В 921-922 гг. он в составе посольства, направлявшегося в Волжскую Булгарию (территория современного Татарстана), пересек западные районы нынешнего Оренбуржья.

В X-XII вв. арабам уже были хорошо известны р. Руза (Урал) и р. Магра (Сакмара). Западные купцы и миссионеры также неоднократно пересекали южноуральские степи. Среди них - посол римского папы Палацио Карпини (1246 г.), посол французского короля Виллем Рубрук (1253 г.), итальянцы братья Николо и Матео Поло (1265 г.) - отец и дядя знаменитого Марко Поло.

В конце XVI в. появился знаменитый «Большой Чертеж» - огромная дорожная карта Московского государства и прилегающих земель Заволжья и Зауралья. К сожалению, сама карта не сохранилась. До наших дней дошло только описание карты - «Книга Большому Чертежу» (1627 г.). В ней написано: «Река Яик вытекла поровень с Оралтовой горой (Южный Урал) против верховья Тобола-реки. Потекла река Яик в Хвалынское море, а протоки реки Яика до моря 1050 верст... Река Юрюк Самар (Сакмара) ... пала в Яик против Аралтовы горы с правой стороны... пала в Яик, с левые стороны Яика, Илез-река, ниже горы Тустеби, по-нашему та гора Соляная, ломают в ней соль...»

Кто населял территорию Оренбуржья в древности и Средневековье?

В древние и Средние века просторы южного Приуралья и Зауралья служили местом обитания, кочевий и ареной передвижения различных племен и народов (Приложение 1). Обилие пастбищ и плодородных земель, богатые рыбой реки и озера, месторождения медных и железных руд издавна способствовали освоению нашего края. Ко II в. до н. э. в степях Урала и Казахстана сложился хозяйственный уклад, сочетающий кочевое скотоводство, примитивное земледелие и металлургию, а также товарообмен с соседями.

В восточной части Оренбуржья (Кваркенский район) обнаружены остатки древних городов эпохи бронзы, охватывающей III-II тыс. до н. э. Считают, что эти города были построены древними арийцами, которые затем переселились из южно-уральских степей на запад и стали основой формирования многих народов зарубежной Европы.

В течение многих веков Урало-Каспийский регион был воротами на пути великих переселений. Волны народов одна за другой накатывались на оренбургские степи, вытесняя друг друга, оставляя следы своего пребывания в археологических памятниках и географических названиях. В I в. до н. э. Оренбуржье было местом тысячелетнего пребывания племен сарматов, занимавшихся кочевым скотоводством. С IV по XIII столетие наш регион, сменяя друг друга, населяли гунны, авары, гузы, печенеги, булгары, половцы, монголо-татары.

В этот период различные части территории области входили в состав государственных образований, существовавших в Средневековье. В IX в. юго-западное Оренбуржье было северо-восточной окраиной Хазарского каганата. В XII в. северо-западная часть области входила в состав Волжской Булгарии. В течение двух последующих веков вся территория Оренбуржья находилась в пределах Золотой Орды. В XV-XVII вв., после распада монголо-татарского государства, северная часть области стала местом кочевий башкир, в междуречье Волги и Урала располагались улусы Ногайской орды, по левобережью Урала и южнее простирались земли Казахских жузов.

Вятичи - союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко.Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.

С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) — племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне —восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне — одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.

Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи — восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.

Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».

Под именем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) — союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи— многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI—X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.

Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане — восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.

Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе — к южным поселениям дреговичей, наюго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке— прекратилась же во время усобиц удельных князей.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты —Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи — наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее— Севера) — племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) — восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.

Тиверцы — восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи — восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты — восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии — скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) —полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII—XII вв. — союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) - главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик — славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне —западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.

Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.

Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) —союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.

Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны — западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.

В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

1. Предмет курса. Исторические источники и историография.
2. Народы, которые населяли территорию Украины в древности.
3. Киевская Русь.
4. Феодальная раздробленность Руси. Галицко-Волынское княжество.

1. Предмет курса. Исторические источники и историография.

При определении предмета истории Украины необходимо учитывать два
аспекта. Во-первых, под историей Украины мы понимаем историю тех
земель, которые составляют территорию современного государства «Ук-
раина». А во-вторых, история Украины включает в себя историю украин-
цев на всех землях их расселения по всему миру. Украинская диаспора.
По различным оценкам е? численность колеблется от 14 до 20 млн. чело-
век. Из них: Россия - 8 млн., США - 2 млн., Канада - 1 млн., Казахстан -
900 тыс., Молдавия - 600 тыс., Бразилия - 400 тыс., Беларусь - 300 тыс. и
т.д.
Основная особенность истории Украины состоит в том, что на тер-
ритории современной Украины в одно и то же время (параллельно) суще-
ствовали разные государственные образования. Западные земли Украины
вообще длительное время жили отдельно от остальных украинских зе-
мель. На западноукраинских землях можно выделить несколько историче-
ских регионов, которые имеют собственную историю. Это Восточная Га-
лиция (или Галичина) с историческим центром в г. Львов, Северная Буко-
вина (исторический центр - Черновцы), Волынь (исторический центр -
Луцк), Закарпатье (исторический центр - Ужгород).
Однако все украинские земли, начиная со средневековья, были за-
селены одним народом, который имеет общее происхождение, общий
язык и общие культурные черты.
Исторические источники. Любая история и история Украины в ча-
стности изучается на основании исторических источников. Исторические
источники - это вс?, что непосредственно отображает исторический про-
цесс и дает возможность изучать былое, то есть вс?, что ранее было соз-
дано человечеством и дошло до наших дней в виде предметов материаль-
ной культуры, памятников письменности и других свидетельств.
Все исторические источники условно делятся на несколько типов:
письменные (например, летописи, юридические акты, периодические из-
61
дания, переписка и т.д.); вещественные (их в основном изучает археоло-
гия); этнографические (данные про быт, нравы, обычаи); лингвистические
(данные языка); устные (былины, сказки, песни, думы, пословицы, пого-
ворки и пр., т. е. фольклор); фото-, кино-, видео-, фономатериалы и источ-
ники на электронных носителях.
Термин «историография» имеет два значения. Во-первых, это исто-
рия исторической науки, или научная дисциплина, которая изучает исто-
рию исторической науки. Во-вторых, это совокупность исследований,
посвящ?нных определ?нной теме или исторической эпохе.

2. Народы, которые населяли территорию Украины в древности.

Первые следы человека, обнаруженные на территории современной
Украины, имеют возраст около миллиона лет. Это найденные в Закарпа-
тье на стоянке раннего палеолита орудия труда археоантропа. Около 150
тысяч лет назад появились люди следующего антропологического типа -
палеоантропы (неандертальцы). На территории Украины археологи ис-
следовали более 200 стоянок неандертальцев, в частности негроидного
типа. Современный же человек - неоантроп (кроманьонец, homo sapiens)
появился не раньше 40 тысяч лет назад. На всей территории Украины
проживало тогда не более 20-25 тысяч людей.
Первой высокоразвитой первобытной земледельческо-
скотоводческой культурой на территории современной Украины, о кото-
рой у историков достаточно сведений, была трипольская культура (V - ІІІ
тыс. до н. э). Она существовала тогда, когда в Египте строились пирами-
ды. Трипольцы заселяли Приднепровье и Приднестровье. Они знали как
обрабатывать медь, умели изготавливать орудия труда, оружие, строить 1-
2 этажные прямоугольные глинобитные жилища с деревянным каркасом,
лепили вполне совершенную посуду, которую украшали оригинальным
орнаментом.
С середины II тыс до н. э. юг Украины от предгорий Карпат и ни-
зин Дуная до Кубани заселяли земледельческо-скотоводческие племена
киммерийцев, первые на территории Украины, о которых идет речь в
письменных источниках («Одиссея» Гомера, древнегреческие историки
Геродот, Евстатий, Скимп, современные киммерийцам ассирийские, иу-
дейские, урартские авторы). Киммерийцы уже широко использовали же-
лезо. Благодаря этому они имели сравнительно высокоразвитые земледе-
лие и ремесла, достигли больших успехов в военном деле. Воспоминания
о киммерийцах исчезают после 570 г. до н.э..
В VIII ст. до н. э. из Азии в степную Украину переселяются воинст-
венные племена скифов (иранского происхождения), которые постепенно
вытеснили киммерийцев. Скифы успешно воевали с персидским царем
Дарием, который в 514-513 гг. пытался их завоевать. В сер. I тыс. до н. э.
17
скифские племена объединились и создали примитивную государствен-
ную формацию - Скифию. Это первое государственное объединение на
территории Украины. Сначала столица Скифии была на Левобережье (г.
Гелон). С конца III ст. до н. э. скифская столица находилась в городе Не-
аполь-Скифский в Крыму, недалеко от Симферополя. Выразительный
памятник скифских времен - грандиозные похоронные курганы, которые
разбросаны по степной Украине. В местах захоронения знатных скифов
археологи находят высокохудожественные золотые украшения.
С III ст. до н. э. в южную Украину с Волги и Урала приходят тоже
ираноязычные племена сарматов, которые частично вытеснили, частично
покорили и поглотили скифов, установив таким образом господство над
украинской степью. Такая ситуация продолжалась до III ст. н. э., когда с
Балтики пришли древнегерманские племена готов. Готы подчинили мест-
ные земледельческо-скотоводческие племена, сарматов и остатки скифов.
Они создали мощное государство, приняли христианство, имели пись-
менность (сохранился их перевод Библии на древненемецкий язык).
С IV ст. н. э. начинается Великая миграция (переселение) народов.
И почти все волны этой миграции идут через Украину. Первой такой вол-
ной для Украины были гунны. Они пришли из Забайкалья и в 375 г. раз-
громили государство готов. Тогда большинство готов ушло в придунай-
ские земли, меньшинство осталось в Приазовье и Крыму, где государство
готов существовало до 1475 г.
Далее степной полосой Украины прошли болгары (V-VII в.), авары
(VI в.), хазары (VII в.), угры (венгры) (IX в.), печенеги (X-XI в), половцы
(XI-XII в.), монголо-татары (XIII в.). Некоторые из них полностью (пече-
неги, половцы), а некоторые частично поселились на территории совре-
менной Украины.
Начиная с VII в. до н. э на северном побережье Черного моря се-
лятся греки, которые создали наиболее развитую на то время цивилиза-
цию мира. Они основали города Истрию (в устье Дуная), Борисфениду
(под современным Очаковом), Тиру (в устье Днестра), Ольвию (в устье
Южного Буга, возле современного Николаева), Херсонес (современный
Севастополь), Каркинитид (современная Феодосия), Пантикапей (г.
Керчь) и др. Эти города-колонии стали центрами ремесел и торговли. Они
имели статус независимых государств. В V в. до н.э. греческие колонии на
Таманском и Керченском полуостровах объединились в Боспорское цар-
ство с центром в г. Пантикапей. Связи высокоразвитых греческих городов
с населением юга Украины - скифами, сарматами и др. племенами пози-
тивно влияли на развитие этих народов. С I в. до н. э. греческие города в
северном Причерноморье попадают под власть Римской империи и оста-
81
ются под ней до нашествия кочевников, уничтоживших их. Позже был
восстановлен только Херсонес.
Таким образом, в древние времена народы, которые населяли со-
временную Украину, сменяли один другого неоднократно (киммерийцы,
скифы, сарматы, греки, готы, гунны и др.). И все они внесли свой вклад в
этногенез украинского народа. При вытеснении одних народов другими
всегда существовала некоторая часть вытесняемого народа, которая была
сильно привязана к земле. И эта часть оставалась на месте. Поэтому ду-
мать, что с приходом одних народов, другие полностью исчезали - было
бы наивно. Новые народы постепенно ассимилировались с предыдущими.
Украина в то время была огромнейшим этничным котлом, в котором на-
роды, постепенно переплавляясь, формировали основу украинского этно-
са. А определяющую роль в процессе этногенеза украинского народа сыг-
рали славяне.
Более 2000 лет тому назад на территории современной Украины,
Беларуси, Польши появились племена, которые получили название славя-
не. Трудно сказать, были ли славяне автохтонами на этих землях, или ал-
лохтонами. Большинство ученых считают, что прародина славян находи-
лась на территории между средним Днепром, Припятью, Карпатами и
Вислой. Движение на юг германских племен готов и Великое переселение
народов нарушило целостность славянского мира. Произошло деление
славян на три большие группы: западных, южных и восточных.
В IV в. именно восточные славяне, вероятнее всего, составили ядро
государства антов. Это государство простиралось от Днестра до Дона.
Кроме славян в него входили остатки готов, греков, скифов, сарматов.
Анты торговали и воевали с Византией. Государство антов просущество-
вало до VII в. и погибло в борьбе с аварами. Восточные славяне раздели-
лись на племена и союзы племен (из них 15 больших), которые посели-
лись на территории Украины, России, Беларуси. Так, поляне жили в
Среднем Поднепровье, древляне - главным образом, на современной Жи-
томирщине, сиверяне - в основном, на Черниговщене, дулибы (они же
бужане, или волыняне) - в бассейне Буга, белые хорваты - в Прикарпатье,
тиверцы - в Приднестровье, междуречьи Южного Буга и Днестра.
Восточнославянские племена занимали очень выгодное географи-
ческое положение - через их земли проходили наиболее важные средне-
вековые торговые пути.
Центрами племен были города. Главным городом сиверян был
Чернигов, древлян - Искоростень (современный Коростень). В середине I
тыс. н. э. основан Киев. Он стал центром полян. Его благоприятное ме-
стонахождение на перекрестке торговых путей «из варяг в греки» и из
Азии в Европу быстро превратило город в экономический, политический
19
и культурный центр. В начале VIII в. поляне и сиверяне признали власть
Хазарского каганата и стали его данниками.

3. Киевская Русь.

Социально-экономическое и политическое развитие восточных славян
привело к созданию у них государства, которое вскоре получило название Киевская Русь.
В середине IX ст. на землях восточных славян начали появляться
жители Скандинавии - варяги (норманны, викинги). Как правило, это бы-
ли воины-купцы, которые вместе со своими дружинами (вооруженными
отрядами) путешествовали торговым путем «из варяг в греки». Попутно
они делали нападения на славянские и финские населенные пункты, гра-
били их. В то время набегов воинственных викингов боялась вся Европа.
Их военная организация, а так же тактика и умение воевать были непре-
взойденными. Варяги покорили некоторые восточнославянские и финские
племена. А были и такие племена, которые сами стали приглашать воена-
чальников-варягов (конунгов) со своими дружинами на княжение для то-
го, чтобы защититься от экспансии соседей.
Около 862 г. варяжский конунг (князь) Рюрик объединил несколько
восточнославянских и финских племен на севере (словене, кривичи, чудь,
веси) и основал государство со столицей в словенском городе Новгород.
В исторической науке существует несколько трактовок возникно-
вения государства у восточных славян. Полярными среди них являются
норманская и антинорманская теории. Норманисты считают, что государ-
ственность восточным славянам принесли норманны (варяги). Антинор-
манисты видят в норманской теории намек на неспособность славян само-
стоятельно создать собственную государственность и поэтому полностью
отрицают главную роль варягов в становлении древнерусского государст-
ва.
Истина, вероятно, находится где-то посередине. Исторический
опыт показывает, что государство может возникнуть только при наличии
глубоких внутренних, коренных социально-экономических условий.
Можно создать государство и без этих условий. История знает такие при-
меры. Но такие искусственно созданные государства неустойчивы и раз-
валиваются за короткий промежуток времени. Киевская Русь была очень
устойчивой государственной формацией, сильнейшим европейским сред-
невековым государством, которое просуществовало несколько столетий.
Значит, возникла и развивалась она на собственной, имманентной (внут-
ренне присущей) основе.
С другой стороны, неисторически и ненаучно вообще игнорировать
важную роль, которую сыграли варяги в деле становления древнерусского
государства, потому что нельзя не признать того, что все первые его пра-
вители были варягами и древнерусская элита была поначалу преимущест-
венно варяжской.
После смерти Рюрика власть перешла к его дружиннику и родст-
веннику Олегу, так как сын Рюрика Игорь был еще очень мал. Олег пере-
нес столицу государства в Киев, после чего Русь стала Киевской. Сле-
дующими киевскими князьями были Игорь, Ольга, Святослав.
Владимир I Великий (Красное Солнышко, Креститель) правил в
Киеве с 980 по 1015годы. Он объединил земли, которые покорили его
предшественники, расширил свою власть и на другие территории. Таким
образом, под властью киевского князя Владимира Великого было самое
большое государство в Европе. Территория Киевской Руси включала в
себя земли от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге и от
Карпат на западе до р. Волга на востоке.
Для того, что бы укрепить единство такого крупного государства и
поднять свой авторитет, князь Владимир решил установить одну государ-
ственную религию. Языческий культ многих богов тормозил процесс объ-
единения земель. К тому же разные социальные группы отдавали пред-
почтение разным богам (дружинники - Перуну, кузнецы - Сварогу, зем-
ледельцы - Яриле, мореплаватели - Стрибогу и т.д.), что тоже не содейст-
вовало консолидации древнерусского общества. Кроме того, язычество
мешало становлению равноправных отношений с передовыми народами
того времени, которые исповедовали монотеистические религии и счита-
ли язычников (русичей в том числе) дикарями. Значит, новая государст-
венная религия должна была быть монотеистической. Но какой? Основ-
ные мировые религии на то время уже сложились. Азиатские страны, с
которыми Киевская Русь активно укрепляла экономические связи, испо-
ведовали ислам и иудаизм, Европа - христианство. Выбор религии, кото-
рая в средневековье сбыла основой всей духовной жизни каждого отдель-
ного человека и общества в целом, означал выбор внешнеполитической
ориентации государства. Владимир сделать этот выбор в пользу Европы и
принял христианство. Но специфика геополитической ситуации Киевской
Руси (между Западом и Востоком) обусловила выбор христианства вос-
точного, византийского обряда.
Русь крестилась в 988 г. Иерархически древнерусская церковь была
связана с константинопольской (царьградской) патриархией.
Крещение имело огромное значение для всей жизни Киевской Ру-
си. Оно способствовало объединению государства и поднятию авторитета
великого князя. Крещение значительно улучшило международный статус
Киевского государства, которое вошло как равное в круг европейских
стран. Трудно переоценить влияние крещения на развитие культуры Ки-
евской Руси.

4. Феодальная раздробленность Руси. Галицко-Волынское княжество.

После смерти сменившего Владимира Великого киевского
князя Ярослава Мудрого начинается период феодальной раздробленности
Древней Руси. Для него характерны постепенный распад единого госу-
дарства на несколько независимых княжеств, усобицы между князями,
новые экономические тенденции, активизация нападений внешних врагов
на ослабленную Русь.
Период феодальной раздробленности - это общеисторическая за-
кономерность, определенный этап в развитии феодального общества. Он
характерен для большинства стран, имевших раннефеодальные государ-
ства и наступает после периода расцвета этих государств.
Объективные причины феодальной раздробленности кроются в
развитии производительных сил феодального общества. Это развитие
привело к экономическому росту местных центров (для Древней Руси -
центров удельных княжеств). В условиях преобладающего при феодализ-
ме натурального хозяйства отдельные территории реннефеодального го-
сударства становятся экономически независимыми от общегосударствен-
ного центра. Экономическая независимость неминуемо ведет к политиче-
скому сепаратизму. Местные феодальные властители уже не только не
нуждались в централизованной власти для защиты от внешних врагов, но
и на собственной экономической базе могли успешно противостоять этой
власти.
Субъективными факторами, которые стали катализаторами процес-
са распада Киевского государства, стали введение Ярославом Мудрым
принципа сеньората в престолонаследовании и экономическое падение
Киева.
Введение сеньората в престолонаследовании привело к княжеским
раздорам.
Экономическое падение общегосударственного центра - Киева то-
же ускорило дезинтеграционные процессы на Руси.
В свое время выделению Киева из других восточнославянских пле-
менных центров наиболее способствовало его экономически выгодное
географическое положение на перекрестке европейско-азиатских торго-
вых путей. Но с конца XI ст. значение этих путей в международной тор-
говле стало падать. Итальянские купцы соединили Европу с Востоком
постоянными средиземноморскими морскими путями, на которых уже не
пиратствовали викинги. Византийская империя вошла в период своего
заката, и торговые связи с ней становились все менее выгодными. А в
1204 г. Константинополь был разграблен крестоносцами. После этого
удара он так и не смог уже оправиться до самого завоевания турками. Та-
ким образом, путь «из варяг в греки» полностью утратил свое значение.
22
Стремительное падение постигло и Арабский халифат. В результате Киев
не только утратил своих крупных торговых партнеров, но и остался без
доходов от транзита зарубежных купцов. Это все имело пагубные послед-
ствия для Киева. Обедневшая «мать городов руських» физически была не
в состоянии исполнять роль государственного центра. Единая Русь распа-
далась, а княжеские усобицы наносили древнерусским землям тяжелые
утраты.
На некоторое время этот распад приостановил киевский князь Вла-
димир Мономах (1113-1125). Но после смерти его сына Мстислава (1132)
Киевское государство окончательно разделилось на несколько отдельных
княжеств, между которыми велись постоянные войны.
В конце XII в. среди этих княжеств выделилась Волынь. В 1199 г.
волынский князь Роман объединил Галицию с Волынью и создал Галиц-
ко-Волынское княжество. Спустя некоторое время он присоединил к сво-
им владениям Киев. Галицко-Волынское государство с центром во Вла-
димире простиралось от Карпат до Днепра и было самым сильным на Ру-
си.
В XIII в. у древнерусских княжеств появились новые враги из Азии
- монголо-татары. В 1222 г. они пришли на украинские земли. Древнерус-
ские князья объединились для защиты своих земель. Но в 1223 г. монголо-
татары в битве на реке Калка разгромили армию древнерусских князей.
На Волге монголо-татары создали государство Золотая Орда.
К активной борьбе с татарами готовился сын Романа - князь Данило Галицкий.
Он существенно укрепил Галицко-Волынское княжество, но
не смог освободиться от татарской зависимости.
Данило Галицкий основал город Львов.
Во второй половине XIII - первой половине XIV вв. Галицко-
Волынское княжество перманентно воевало со своими соседями: Литвой,
Польшей, Венгрией. В результате в 1340 г. Литва оккупировала Волынь, а
в 1349 г. Польша забрала в свои владения Галицию. Под властью Польши
Галиция находилась до 1772 г.
Закарпатская Украина вошла в состав Венгрии, где пребывала до
1918 г. Буковина после распада Галицко-Волынского княжества вошла в
состав Молдовы. Там она пробыла до 1774 г.