Другая музыка от «Другого оркестра»: композитор Александр Жемчужников — о том, как сыграть Prodigy на скрипках. Другая музыка от «Другого оркестра»: композитор Александр Жемчужников — о том, как сыграть Prodigy на скрипках О современных исполнителях

Александр Жемчужников живет в Екатеринбурге. Внешне он ничем не отличается от рядового горожанина: высокий, худоватый, носит очки в тонкой оправе, в ушах - наушники-капельки, когда ходит - чуть сутулится. Но те, кто знает его лично, не стесняясь говорят, что Жемчужников - гений.

Несколько лет назад Александр пришел работать в ЦК «Урал», а четыре года назад создал свой оркестр, аналогов которому нет ни в России, ни, пожалуй, во всем мире. Это «Другой оркестр» - несколько скрипок, виолончели, контрабас, саксофоны. По сути академический состав, иногда играет классические программы, но чаще всего - экспериментирует, выступая то с диджеями разных мастей, то с уральскими звездами рока и хип-хопа.

Этот сезон «Другой оркестр» начал с воистину ушатывающей программы - 16 хитов ударников рейва 90-х The Prodigy. Наверно, даже самый изощренный мозг раньше не мог надумать до боли знакомое Smack my bich up в исполнении восьми скрипок, двух виолончелей, двух саксофонов и мощных барабанов. А Жемчужников смог.

Уже после концерта Александр Жемчужников рассказал корреспонденту Портала сайт о том, как он связал себя с музыкой, как появился «Другой оркестр» и что этот самый оркестр будет делать в будущем.

О музыке

Про себя и музыку я могу сказать одно: так получилось… Наверно, все началось с моих 18–19 лет, когда у меня появилась мечта - создать супергруппу, которая будет играть рок. Начального музыкального образования у меня не было, пошел в училище, там на меня посмотрели и взяли. А что делать? В 90-е годы мало кто хотел стать музыкантом, а учителям нужна была ставка. Потом начал что-то корябать, меня отправили в Консерваторию Мусоргского. Так и выучился.

С музыкой тоже не сразу получилось. Где-то год-два мечтал создать свой оркестр, и вот мечта сбылась. К слову, я и дирижер непрофессиональный - первый раз за оркестр встал, когда мы участвовали в международном фестивале. Вот тогда я первый и последний раз волновался, сейчас уже все спокойно как-то. Привык.

О «Другом оркестре»

«Другой оркестр» появился в том числе и для того, чтобы делать какие-то необычные проекты. Мы даже людей специально подбирали таких, которые хотят экспериментировать. Все ребята из оркестра - профессиональные музыканты, у них большая занятость, и такие концерты для них - это отдушина. По крайней мере кайфуют все.

Что и с кем будет играть оркестр? Это решаю я. И в этом мне повезло: с кем я хотел сыграть, с тем уже сыграл. Ребята-диджеи - DJ Wide, DJ Холкин, электронный проект Tim Marley, Ek Playaz, «Курара» - у этих ребят очень хорошая, интересная музыка, а еще с ними интересно работать. Какая энергетика у Ягодина на сцене - словами не передать. И все это настолько круто, что в итоге получаются необычные, качественные концерты, и все остаются вполне довольны. Но главное все же - реакция зрителя. И на последнем концерте она превзошла наши ожидания.

В конце октября мы сделаем концерт, посвященный трип-хоп-музыке: это Portishead, Massive Attack, Morcheeba, Oi Va Voi. В отличие от «Продиджей», эта музыка мрачная, депрессивная, отрешенная, для нее характерен, как правило, медленный темп. К Новому году еще есть идея сделать скрим-шоу: пригласить четырех диджеев и объединить их под началом «Другого оркестра».

О современных исполнителях

Я слушаю очень много музыки: утром, когда проснусь, когда еду на работу, на работе, вечером, перед сном. У меня очень большая коллекция дисков. Когда-то я работал в музыкальном магазине, к нам приходили мужики за альбомами Pink Floyd. И вот они приходят, ищут этот диск, находят и становятся счастливыми. А я смотрю на них и думаю: «Мужики, нафиг вам этот Pink Floyd, ведь рядом столько прикольной разной музыки?».

Вообще, если говорить об этой группе, то любовь к ней в России уж слишком возвышена. Для России Pink Floyd - это секта. Их на Западе-то меньше любят, чем здесь. Вот серьезно, как я ни пытался их понять - не получилось. Каждая их песня - это восьмиминутная телега, которая держится на одной гитаре. Ну ей-богу, не понимаю я их. Другое дело - Depeche Mode. Кстати, в следующем году, может быть, с оркестром их сыграем, если найдем того, кто сможет спеть.

Что касается музыки, сделанной у нас, в Екатеринбурге, - у нее, несомненно, есть свое лицо. Я бы назвал ее «уральский говнорок». А вообще музыки стало много и она доступная. И для меня самое страшное, что сейчас по сути нет ни одной группы, которая бы выстрелила и была культовой многие годы.

О Екатеринбурге

Я люблю Екатеринбург. Мне кажется, что этот город идеальный: не большой и не маленький, в меру шумный, уютный. Мне нравится здесь жить. Самое любимое место в городе - Плотинка, где памятник The Beatles. Там очень здорово гулять. Только вот единственное, что мне не нравится, - это то, что вырубают братьев наших меньших, я сейчас про деревья. Такой город должен быть зеленым, пусть об этом задумаются люди у власти.

Александр Михайлович Жемчужников (13 (25) июня , Павловка, Елецкий уезд , Орловская губерния - 30 апреля (12 мая) , Лоберш , Режицкий уезд , Витебская губерния) - русский писатель, поэт. Один из создателей Козьмы Пруткова .

Биография

По Высочайшему повелению, девяти лет он отдан был в Александровский корпус (1835), оттуда перешёл в 1-й кадетский корпус (1838), но, не окончив там курса, подготовился дома и поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Выпущенный из университета со степенью кандидата (1850), начал службу при оренбургском генерал-губернаторе графе В. А. Перовском , при котором и состоял до 1862 года, в 1862-1864 на службе в Пензе .

В 1853 году, на страницах «Современника », им были напечатаны «Басни», которые послужили поводом к появлению в том же журнале «Досугов Козьмы Пруткова»: под таким названием, как известно, помещались остроумные стихотворения и метко выраженные заметки или афоризмы, вышедшие из-под пера Александра Жемчужникова, его братьев Алексея и Владимира Михайловичей , а также их двоюродного брата, известного поэта, графа А. К. Толстого . Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова.

С 18 октября 1866 по 1870 служил вице-губернатором в Пензенской губернии . В 1870-1874 годах Александр Жемчужников был Псковским вице-губернатором, где получил чин действительного статского советника . Являлся помощником председателя Археологической комиссии (основана в 1872 году), которая приняла на себя «как разработку местных исторических памятников, так и заботы по устройству, собиранию и хранению древностей».

Напишите отзыв о статье "Жемчужников, Александр Михайлович"

Примечания

Ссылки

  • www.kozma.ru/archives/prutkov.htm
  • www.nlit.ru/zh/zhemchuzhnikovy.htm

Отрывок, характеризующий Жемчужников, Александр Михайлович

Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Приехала и известная, как la femme la plus seduisante de Petersbourg [самая обворожительная женщина в Петербурге,], молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера. Приехал князь Ипполит, сын князя Василия, с Мортемаром, которого он представил; приехал и аббат Морио и многие другие.
– Вы не видали еще? или: – вы не знакомы с ma tante [с моей тетушкой]? – говорила Анна Павловна приезжавшим гостям и весьма серьезно подводила их к маленькой старушке в высоких бантах, выплывшей из другой комнаты, как скоро стали приезжать гости, называла их по имени, медленно переводя глаза с гостя на ma tante [тетушку], и потом отходила.
Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их. Ma tante каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нынче было, слава Богу, лучше. Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней.
Молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение. Старикам и скучающим, мрачным молодым людям, смотревшим на нее, казалось, что они сами делаются похожи на нее, побыв и поговорив несколько времени с ней. Кто говорил с ней и видел при каждом слове ее светлую улыбочку и блестящие белые зубы, которые виднелись беспрестанно, тот думал, что он особенно нынче любезен. И это думал каждый.
Маленькая княгиня, переваливаясь, маленькими быстрыми шажками обошла стол с рабочею сумочкою на руке и, весело оправляя платье, села на диван, около серебряного самовара, как будто всё, что она ни делала, было part de plaisir [развлечением] для нее и для всех ее окружавших.
– J"ai apporte mon ouvrage [Я захватила работу], – сказала она, развертывая свой ридикюль и обращаясь ко всем вместе.

Не по частям водочерпательницы, но по совокупности ее частей суди об ее
достоинствах.
Козьма Прутков

Александр Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ ,
русский писатель. Отличался литературным озорством среди клевретов Козьмы Пруткова. Первая басня Пруткова «Незабудки и запятки», появилась еще без его подписи, придуманная Александром Жемчужниковым «для шутки». Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова. Именно он научил «неудачника» драматурга писать стихи и басни, способствовал философизации мысли и одарил талантом мистика, сделав Пруткова первым литератором, вещавшим с того света. Публикация им своих творений под именем Пруткова без согласия других авторов вызывала протест брата Владимира, лоббировавшего в группе целостность псевдонима. Александру не хватало места под альмавивой образа, благодаря ему ставшего необъятно широким. Время показало, что эта широта смогла вместить все новаторское, не нарушая концептуальности, ибо необъятность и стала фундаментом концепта. Им написаны «Незабудки и запятки», «Азбука для детей», «При поднятии гвоздя близ каретного сарая», «Любовь и Силин», «С того света», «Простуда», «Я встал однажды рано утром...», «Сестру задев случайно шпорой...», «Некоторые материалы для биографии К. П. Пруткова», «Выдержки из моего дневника в деревне («На горе под березкой лежу...» и «Желтеет лист на деревах...»)».

Александром Жемчужниковым написаны совместно:с братом Алексеем басни «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки», «Червяк и попадья»; с Алексеем и Владимиром Жемчужниковым пьеса «Блонды».

ПИСЬМО К ДРУЗЬЯМ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА

25 ИЮНЯ 2006 ГОДА В МУЗЕЕ ДОСТОЕВСКОГО НАЗНАЧЕНО ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОМУ 180-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ, ПОЭТА, ДРАМАТУРГА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА ЖЕМЧУЖНИКОВА В РАМКАХ ПРОЕКТА И КУЛЬТУРНОЙ ПРОГРАММЫ ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕМИИ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА.

Уважаемые друзья! У нас с Вами есть уникальный шанс вернуть России имя замечательного литератора и классика русского искусства в широком смысле этого слова. Александр Михайлович Жемчужников был не только активным соавтором сочинений Козьмы Пруткова, но и, обладая феноменальным артистизмом и сценической изобретательностью, фактически стал родоначальником эстрадного пародийного литературно-сценического жанра, пользующегося неизменным успехом у зрителя, начиная с хрестоматийных выступлений Аркадия Райкина, Александра Иванова, Михаила Жванецкого, возможно, не подозревавших, с кого все это началось.

Александр Михайлович Жемчужников известен читателю менее, чем старшие соавторы Пруткова, его брат Алексей Михайлович Жемчужников и граф Алексей Константинович Толстой. И не мудрено. В отличии от них, писателей с известными именами, Александр Михайлович и его младший брат Владимир сочиняли только под маской Козьмы Пруткова, но именно они внесли самый весомый вклад в портфолио этого классика. После высочайшего запрета Пруткова-драматурга царем, ушедшим из Александринского театра прямо с премьеры его «Фантазии», именно Александр Михайлович Жемчужников представил читающей России Пруткова-поэта. Первая басня Пруткова «Незабудки и запятки», появилась еще без его подписи, придуманная Александром Жемчужниковым «для шутки». Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова. Именно он научил «неудачника» драматурга писать стихи и басни, способствовал философизации мысли и одарил талантом мистика, сделав Пруткова первым литератором, вещавшим с того света. Александру не хватало места под альмавивой образа, благодаря ему ставшего необъятно широким. Время показало, что эта широта смогла вместить все новаторское, не нарушая концептуальности, ибо необъятность и стала фундаментом концепта.

Александр Михайлович Жемчужников отличался не только литературным озорством среди клевретов Козьмы, но и выдающейся сценической шалостью. О его забавных проделках ходят легенды. Будучи другом великих актеров золотого века русского театра Михаила Щепкина, Прова Садовского, Александра Мартынова, потомок царского рода через Нарышкиных, он не мог связать свою судьбу с театром профессионально и устраивал сценические представления в домашнем театре, в кругу друзей и даже на улицах Петербурга, снискав славу главного столичного артиста. Многие из его находок, обнародованные за полвека до возникновения кино, впоследствии были взяты в репертуар лучшими комедийными режиссерами и актерами. Обладая уникальным даром перевоплощения, он мимикой лица и голосом мог имитировать любую персону экспромтом.

В зрелые годы Александр Михайлович Жемчужников занимал важные государственные посты, став в зените своей карьеры губернатором Вильно. По нынешним временам, эта должность равнозначна должности президента Литвы.

Мы предлагаем совместно отметить юбилей этой универсальной творческой личности. Музей Федора Михайловича Достоевского, на наш взгляд, - наилучшее место для проведения этого праздничного мероприятия. Известно, что Федор Михайлович любил читать Пруткова, неоднократно отмечал его русскую самобытность и цитировал в своих произведениях. Поэтому именно квартира Достоевского, где происходило знакомство двух классиков в период их творчества, становится местом их новой праздничной встречи.

Подготовлена интересная программа юбилейного вечера, приглашены известные литературоведы и критики, знатоки Пруткова и Достоевского, замечательные актеры, музыканты и художники Петербурга, действо будет заснято на видеопленку и телекамеру, а в дальнейшем - смонтирован видеофильм, который может стать имиджевым для премиального проекта.

Пока премия «Чугунный Козьма» в организационной стадии, она держится на энтузиазме участников и нуждается в социальной поддержке. Поддержка и переоценка значимости Государственной премии Президентом России не оставляет сомнений в том, что организаторы фестивальной премии Козьмы Пруткова на правильном пути. Не сомневаемся, что в административно-финансово-интеллектуальных кругах достаточно здравого смысла для понимания важности проекта.

ПРАЗДНИК АБСУРДА

Обними необъятное, пока его не украли!
Чугунный Козьма

Девиз праздничного вечера «Обнять необъятное» реализовался с избытком. Съемка фильма, концерт поэтов, писателей, бардов, рокеров, мимов, уникальная выставка художников, классические музыканты и певцы запивались воспетыми Прутковым водкой и пивом. Получился истинный праздник абсурда с участием культовых фигур современного авангардного искусства.




Концерт открыл сам Козьма Прутков со своей музой, почтивший своих поклонников языком цанца потрясающего дуэта мимов Натальи Лигостаевой и ее феноменального партнера Виктора Пестерева. Стихи и рассказы читали родоначальник современного литературного абсурда, один из отцов питерского рока, сооснователь группы «Аквариум», поэт и драматург Анатолий Гуницкий , лидеры литературных объединений Петербурга, Арсен Мирзаев и Александр Гущин, шокировал неоакмеизмом не только видавшую, но и слыхавшую виды публику, поэт и бард Евгений Макаров, поэт и публицист Анджей Иконников-Галицкий , фантастический лирик Михаил Телехов, поэт Михаил Вэй, поэтессы Алла Леванова и Лидия Саксонова, сатирики Ян Майзельс и Сергей Мех и многие другие. Звучали старинные романсы в исполнении Владимира Невойта и его гитаристов. Пели барды Игорь Славич и Александр Суворов. Тряхнул стариной джаз-роковый певец и гитарист, молчавший несколько лет Алексей Тополов (экс «Битте-Дритте»). Завершил концерт своей альбомной программой рок-вокалист, гитарист, композитор и поэт-полиглот из Голландии Мариюс Пайпер, представивший в одном лице на пяти языках почти все европейское сообщество.








Параллельно в фойе музея блистала своей уникальностью однодневная художественная выставка. Вдова и муза Льва Овчинникова Зоя Овчинникова и их сын Лев представили сказочную и философскую графику мастера, по праву признанного ведущими искусствоведами Петербурга крупнейщим русским художником со времен Сурикова. Еще один классик современного искусства живописец, график, поэт, прозаик и философ Анатолий Маслов показал нечто невиданное со времен Феофана Грека, Дионисия и Андрея Рублева: два полотна наполненные светом исихазма. Работы мастера находятся в собраниях Лихачева, Самаранча, Хаммера, почти во всех крупных, уважающих себя музеях, кроме Русского и Эрмитажа, которым, похоже, новые шедевры не нужны. Приглашенный на праздник консул по культуре Швеции не пришел. Это и понятно, в Стокгольме несколько лет назад застряли полотна единственного в современном мире художника-исихаста, и их возвращать никто не спешит, в отличии от функционеров нашей культуры, готовых упаковать и вывезти на Запад весь русский дух в визуальном формате. Рядом со «Свидетелем» Маслова, весьма кстати оказавшимся в квартире создателя Раскольникова, не менее уместно смотрелся «Инструмент для переселения душ» Сергия-писаря - художественно-литературная философская инсталляционная реминисценция шокирующей иронии. Его же компьютерный «Коллективный портрет Козьмы Пруткова» впервые синтезировал великого мыслителя в компании со своими создателями рядом с трогательным домашним портретом самого Козьмы работы московского художника и сценариста Фила .






«Козел» мощнейшего современного московского скульптора и живописца Михаила Рытяева, несмотря на 27 сантиметров роста, по своей выпирающей откровенности сравним с 10-метровым аникушинским Ильичем, только без выкрутасов, если кто догадался, о чем я. Кукольный «Чиновник в отставке» Светланы Платовой очень скоро оказался без зажатой в палаческой краге сотни баксов, но сильно не переживал: сотня была бутафорской. Бэкон в авторской технике президента Союза Искусств Лидии Азаровой явно скучал без недавно купленного в хорошую коллекцию в такого же, как и он рельефного собеседника Декарта, любимого философа Козьмы Пруткова. «Собачье сердце» и механический мобиль Диоген, ищущий человека, работы основоположника русского инженерного дизайна Владимира Вишневского нашли множество пристального чедовеческого внимания к себе.

Напрасно «Новорусский кот» из уникальной серии «Котовасия» живописца и моументалиста Виктора Татаренко ждал новорусских меценатов и собирателей искусства, приглашенных в изрядном числе, как, впрочем, и обойденные их вниманием шедевры профессора Художественно-промышленной академии Бориса Казакова , возможно, последний раз увиденные российскими любителями истинного искусства «Суламифь» и «Даная», которая теперь после трагедии, случившейся с эрмитажной Данаей Рембрандта, - единственная в России кроме тициановой полноценная героиня древней легенды безусловного мастера мирового искусства. Пятнадцать произведений профессора, основателя школы европейского значения и направления Неоренессанса скоро поедут в известную галерею Лондона, чтобы где-то между Рембрандтом и Пикассо предстать истинным ценителям искусства. Это вполне в логике нашего меценирования, собирать по крупицам втридорого за границей то, что могло из России и не уезжать.

И, наконец, две графические работы Комельфо из цикла «На ощупь» с первой в мире антарктической выставки, открывшей последний недоступный до этого для мирового искусства континент. Этот подвиг русских художников Комельфо в истории искусства сравним с открытием Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым в географии.

Под общии овации Борису Казакову, Владимиру Комельфо и Льву Овчинникову было присуждено почетное звание ВСЕНАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК ИНТЕРНЕТА, вполне заслуженное, ибо виртуальную Галерею Чугунного Козьмы с их работами посетили любители и знатоки изобразительного искусства уже из более 100 стран всех частей света, на которых и выставлялись художники галереи, чем не может похвастаться ни один великий музей мира. Что ж, Лувру - луврово, Третьяковке - Третьяковка, Эрмитажу - возвращения украденных коллекций, а Чугунному Козьме - все мировое и виртуальное артпространство планеты.


Оставленное на десерт праздника выступление виртуозного пианиста Юрия Лакунина, успевшего-таки с сольного концерта в Петродворце к роялю Федора Михайловича с иполнением сонаты Бетховена, любимого композитора Козьмы Пруткова, стало блестящим финалом вечера и отснятого фильма.

Камерный теартик музея вмещающий 100 гостей, несмотря на отсутствие некоторых приглашенных журналистов и важных вип-персон, оказаллся переполненным вдвое. Заготовленных клубных визиток «НЕПРЕМЕННЫЙ ЧЛЕН РУССКОГО АБСУРДА В МИРОВОМ ХАОСЕ» на всех не хватило в отличии от веселья и радости, царивших в пространстве музея. Атмосфера праздника располагала к тесному, в буквальном смысле, общению. Члены Оргкомитета премии «Чугунный Козьма», среди которых были патриарх прутковедения, ведущий российский цензуровед, автор 19 книг, профессор Университета культуры, доктор филологии Арлен Викторович Блюм и автор этого творческого отчета, придя в себя от стресса, вызванного некоторыми техническими неполадками и накладками в начале вечера, в его конце принимали горячие поздравления с несомненным успехом торжества и окончательно поняли, что чугунный блин комом не бывает. Новое творческое сообщество решило и дальше продолжать акции во славу русского абсурда не только в виртуальном, но и реальном формате.

В ближайший год публику ждут сенсационные акции чугунного проекта:

1. Укрепление рубля у Монетного Двора - места службы директора Пробирной Палатки.
2. Историческая встреча Козьмы Пруткова и барона Мюнхгаузена в музее барона Мюнхгаузена в Москве.
3. Возвращение голоса Герасиму и спасение Муму.
4. Вручение черепа Сенеки Козьме Пруткову.
5. Поездка в Кронштадт по маршруту лирики Козьмы Пруткова.
6. Возвращение из Кронштадта по тому же маршруту, но обратно.
7. Премьера драматической постановки стихотворения Козьмы Пруткова «Юнкер Шмидт».

Следите за развитием проекта.

Что касается этой страницы, читатель, приглашаю зайти сюда еще раз через недельку-другую: в статью кроме уже добавленных фотографий будут добавлены цитаты из прочитанных на вечере произведений.

Александр Михайлович Жемчужников (13 (25) июня 1826, Павловка, Елецкий уезд, Орловская губерния - 30 апреля (12 мая) 1896, Лоберш, Режицкий уезд, Витебская губерния) - русский писатель, поэт. Один из создателей Козьмы Пруткова.

Биография

Родился в семье сенатора Михаила Николаевича Жемчужникова.

По Высочайшему повелению, девяти лет он отдан был в Александровский корпус (1835), оттуда перешёл в 1-й кадетский корпус (1838), но, не окончив там курса, подготовился дома и поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Выпущенный из университета со степенью кандидата (1850), начал службу при оренбургском генерал-губернаторе графе В. А. Перовском, при котором и состоял до 1862 года, в 1862-1864 на службе в Пензе.

В 1853 году, на страницах «Современника», им были напечатаны «Басни», которые послужили поводом к появлению в том же журнале «Досугов Козьмы Пруткова»: под таким названием, как известно, помещались остроумные стихотворения и метко выраженные заметки или афоризмы, вышедшие из-под пера Александра Жемчужникова, его братьев Алексея и Владимира Михайловичей, а также их двоюродного брата, известного поэта, графа А. К. Толстого. Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова.

С 18 октября 1866 по 1870 служил вице-губернатором в Пензенской губернии. В 1870-1874 годах Александр Жемчужников был Псковским вице-губернатором, где получил чин действительного статского советника. Являлся помощником председателя Археологической комиссии (основана в 1872 году), которая приняла на себя «как разработку местных исторических памятников, так и заботы по устройству, собиранию и хранению древностей».

В новом году на IMC запускается цикл материалов о современной академической музыке. Рассказывать о ней будет Александр Жемчужников, композитор, член союза композиторов России, художественный руководитель и дирижер «Другого Оркестра». Первый текст посвящен тому, кто такие современные композиторы и что за музыку они пишут.

В XX веке основой творчества стали эксперименты и непрестанные поиски новых форм излияния собственного «Я», отличного от всех взгляда на реальность, или же на нереальное. Уже начало XX века пестрит «черными квадратами Малевича», различными «-измами»: кубизм, супрематизм, символизм и прочее. Творец все более тяготеет к неповторимому проявлению собственного художественного мира. Использовать чужой язык становится совершенно неуместным в новым реалиях, это всячески осуждается критиками и не поощряется изощренной публикой. Удивлять - прежде всего. Эпигонство - самый тяжкий грех творца.

В музыке начала XX века происходило тоже самое. И одним из ярких явлений, определивших дальнейшее развитие музыки, и ту ситуацию, в которой современная академическая музыка находится сейчас, стало творчество «крестного папы» всего европейского, и не только, авангардного австрийского композитора Арнольда Шёнберга, и двух его учеников, коллег по цеху: Альбана Берга и Антона Веберна.

Как гласит легенда, на премьере кантаты «Песни Гурре» Шёнберг отказался выходить к публике на поклон, мотивировав это словами: «Сегодня они мне аплодируют, а завтра эти люди за мной уже не пойдут». И автор прекрасных опусов «Просветленная ночь» и той же «Песни Гурре» поворачивается к публике «задом». Он был не единственным на этом пути: достаточно вспомнить позднего Скрябина, или же заокеанского коллегу, американца Чарльза Айвза.

После этого история академической музыки, наследников Моцарта, Баха, Брамса покатилась «черт знает куда». Вспомним еще радио, которое стало одним из киллеров академической музыки, породившее монстра в виде «поп-и-рок» музыки. Итог: академическая музыка оказалась на задворках человеческого уха, уделом «избранных», «широко-известно й-в-узких-кругах -из-трех-человек ».

Большинство человеческих ушей побежало, конечно же, не за Шёнбергом: песня, как самый понятный жанр, прекрасно вписавшееся в радиоформат, победила бесповоротно и окончательно.

И сейчас, если вдруг водитель маршрутки включит что-нибудь из Шёнберга, то он будет высажен пулей за пределы собственной «Газели», нежели пассажиры будут хором благодарить: «Господи! Так хотелось чего-нибудь додекафоническог о послушать, и вот те раз. Спасибо, дорогой!».

Однако, в том пути, который избрал для себя Шёнберг, происходило и происходит много чего интересного и самобытного. Но есть одна проблема: как понять то, что делают, так называемые «авангардные» художники, или композиторы. Это искусство или профанация?

Творчество их часто высмеивается в поп-культуре. Например, в «Симпсонах» один из эпизодов происходит в концертном зале. Там публика стремительно бежит к выходу после слов Мардж Симпсон: «Не уходите! Следующим номером идут современные композиторы!». Да и сам обыватель, слушая произведение современного композитора, обычно изрекает что-то подобное этому: «Мой кот не хуже сыграет, или такого я и сам могу на скрипке напиликать». Тут уместно вспомнить концерт для кота с оркестром.

Сравним (не убивать за сравнение) с музыкой английского композитора Брайна Фернейхоу:

И вот попробуй отличить музыку, сыгранную котом и написанную композитором. Где подлинное искусство, а где блеф чистой воды? В случае с Арнольдом Щенбергом давайте оценим его музыку до разворота «задом» к публике и после. Вот фрагмент из кантаты «Песни Гурре»:

А вот уже после, к примеру, из «Лунного Пьеро»:

Желающие могут покопаться в его творчестве и глубже прочувствовать разницу между Шёнбергом до и после. Меня лично беспокоил всегда один вопрос: уж коль он мог писать такую красивую музыку как в «Песнях Гурре» или в «Просветленной ночи», что заставило свернуть с дороги ясной и понятной? И ответ на мой взгляд, думаю, прост. Он не мог как настоящий творец писать хорошо, а потом вдруг писать плохо. Он просто стал писать по-другому. Он искал и нашел. Понимать и принима ть его новую музыку стало гораздо сложнее. Но она по-своему тоже прекрасна.

Художники опережают свое время. Признание часто приходит, когда «уже седина стыдно молвить где», а то и после «отправки на небеса». Необходимо вслушиваться, возвращаться, слушать еще раз - и музыка откроется.

А уж если не происходит открытия, то тут два варианта: либо это не ваша музыка, либо это - не музыка.

Собственно, ради пропаганды музыки современных композиторов и создавался «Другой Оркестр» при Центре культуры «Урал». Но так как публика не совсем готова к принятию программ из произведений современных композиторов, то впоследствии был создан ансамбль из солистов «Другого Оркестра» под названием Pincode Ensemble. На его концертах любой жаждущий может вживую ознакомиться с музыкой современников во всем ее богатстве.

Кстати, первый в этом году концерт ансамбля пройдет 19 января на сцене ЦК «Урал». Там будут «шуметь», «скрипеть», «играть» и «петь» резиденты «Другого оркестра» - Pincode Ensemble. В концерте прозвучит музыка современных композиторов, которые от произведения к произведению создают новые звуковые миры, иногда опираясь на традицию, а порой разрушая её. Отметим, что большая часть музыки написана специально для Pincode Ensemble.