Е. Н. Степанов Классный. Профессиональные достижения и награды. Что для меня поипкро

Родился 22 мая 1911 года в городе Москва (Россия) в семье рабочего-мраморщика. Русский. В 1928 году окончил 7 классов, а в 1930 году окончил школу ФЗУ им. Дзержинского при Московско-Курской железной дороге, учился в железнодорожном училище. Работал кузнецом.
В 1931 году поступил в Московскую школу лётчиков Осовиахима, которую окончил в следующем году.
В 1932 году стал служить в Красной Армии и, был направлен во 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1933 году. Служил в Ленинградском военном округе. Сначала был младшим лётчиком в авиабригаде особого назначения (воздушно-десантной бригаде). Летал сначала на бомбардировщиках, но после многочисленных рапортов его перевели в истребительную авиацию. В звании лейтенанта командовал звеном в 12-й истребительной авиационной эскадрилье 111-й истребительной авиационной бригады того же округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 августа 1937 года по 27 июля 1938 года, был пилотом, командиром эскадрильи, а затем командиром группы истребителей И-15.
Имел псевдоним «Эухенио» и «Слепнев».
В ночь с 24 на 25 октября 1937 года около 3 часов ночи в 40 км севернее Барселоны таранил итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти-81 лейтенанта Эцио Маккани* (Маккани, а также другие члены экипажа Берточини, Пулчини, Амичи, Содини и Соло погибли).

«…В ночь на 28 октября мы с Ильей Финном несли боевое дежурство. Около трех часов посты наблюдения передали, что в 40 километрах севернее Барселоны, вдоль побережья, слышен сильный звук моторов. Быстро поднимаемся в воздух. Через некоторое время на высоте около 2000 метров на фоне луны я заметил звено бомбардировщиков, летевших на растянутых дистанциях. Иду на сближение с ведущим самолетом. Меня обнаружили стрелки итальянского бомбардировщика «Савойя-Маркетти-81» и открыли огонь. Полоснув с дистанции 15-20 метров из своих пулеметов, я увидел, как вспыхнуло его левое крыло. Выпустил еще одну очередь. Вспыхнуло правое крыло, а самолет продолжает лететь - смертоносный груз может быть сброшен на город. На перезарядку пулеметов времени нет. Увеличив скорость с правым отворотом, наношу удар по хвостовому оперению бомбардировщика, не думая, чем это может кончиться для меня. От удара левым колесом бомбардировщик рухнул на землю.
Во время столкновения меня подбросило, и я стукнулся головой о приборную доску. Мотор немного трясло, но он продолжал довольно устойчиво работать. Когда я вывел свой истребитель в горизонтальный полет, в 50-100 метрах выше себя заметил еще одного бомбовоза, стремящегося уйти левее Барселоны в сторону моря. Его очертания хорошо вырисовывались на фоне луны. Преследуя, выпустил по нему несколько длинных пулеметных очередей с трассирующими пулями. Бомбардировщик ответил тем же. Мы продолжали сближаться. Я выпустил по нему продолжительную очередь. Сверкнула яркая ослепительная вспышка, затем все погрузилось во мрак.
Утром республиканские сторожевые катера обнаружили на воде масляные пятна. Моряки доставили в мэрию Барселоны плавающие обломки листов гофрированного металла. Позже их привезли к месту падения первого самолета, куда уже прибыли Е. С. Птухин, Ф. А. Агальцов, В. И. Андриашенко, А. К. Серов. Меня поздравили. На моем самолете «06» после не совсем «классической» посадки требовалось заменить винт и левое колесо шасси, поврежденные при таране.
Много позже, уже на родине, я узнал, что сбитый мною над Барселоной итальянский бомбардировщик «савойя» был первым в мире самолетом, протараненным в ночном бою…»
(Из книги «Мы - интернационалисты»)

Всего в Испании произвел около 80 боевых вылетов, участвовал в 16 воздушных боях, сбил 10 самолетов (6 лично и 4 в составе группы). По другим данным сбил 12 самолетов (8 лично и 4 в группе).
17 января 1938 года в воздушном бою у Теруэля сбил один итальянский истребитель Фиат-32, но и сам был сбит. Во время спуска на парашюте его пытался расстрелять другой Фиат-32, но республиканский летчик Ромуло Негрин спас русского товарища, тараном уничтожив фашистский самолет**. Приземлившись с парашютом на вражеской территории, Степанов попал в плен. Был приговорен к расстрелу, но республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на немецкого летчика обер-фельдфебеля Отто Поленца, сбитого капитаном А. И. Гусевым. После обмена, который состоялся 15 (по другим данным 9) июля 1938 года, был отправлен в Советский Союз.
После возвращения из Испании получил звание капитана и был назначен инспектором по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка Ленинградского военного округа.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с 29 мая по 16 сентября 1939 года, командовал эскадрильей 22-го истребительного авиационного полка. Летал на истребителе И-15бис.
Всего над Халхин-Голом произвел более 100 боевых вылетов, участвовал в 5 (по другим данным в 40) воздушных боях, лично сбил 4 японских самолета.
После боев над Халхин-Голом был назначен заместителем командира эскадрильи в 7-м истребительный авиационный полк.
Участвовал в походе в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года, был советником частей ВВС.
Затем вернулся в 19-й истребительный авиационный полк, на прежнюю должность инспектора по технике пилотирования.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
С 1940 года по 1944 год был инспектором по технике пилотирования и начальником отдела военных учебных заведений ВВС Московского военного округа.
После окончания войны продолжал служить в авиации до апреля 1948 года, затем в звании полковника уволился в запас.
Работал инспектором, инструктором и начальником отдела в Центральном комитете ДОСААФ, затем работал заместителем начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.
В 1965-1977 годах работал начальником летно-испытательной станции Московского вертолетного завода.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 4 сентября 1996 года, и был похоронен на Троекуровском кладбище.
Список известных воздушных побед Е. Н. Степанова:
00.08.1937 1 Фиат-32 Уэска лично
00.08.1937 1/2 До-17 Сарагосса в паре с Н. Т. Сюсюкаловым
24.08.1937 1 Ме-109 Бахаралос лично
01.09.1937 1 Фиат-32 Бельчите лично
12.10.1937 1/3 Ю-52 Сарагосса в звене с А. К. Серовым и И. А. Финном
25.10.1937 2 Савойя-81 Барселона лично (один из них тараном)
16.12.1937 1 Фиат-32 Каламоча лично
17.01.1938 1 Фиат-32 Теруэль лично
22.06.1939 2*** Ки-27 Буин-Нур лично
27.06.1939 1 Ки-21 Тамцак-Булак лично
00.08.1939 1 Ки-15 Хамар-Даба лично
29 августа 1939 года за мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 152).
Награжден орденом Ленина (29.8.1939), двумя орденами Красного Знамени (10.11.1937, 0000), орденом Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (6.4.1985), двумя орденами Красной Звезды, несколькими медалями, а также монгольскими орденами Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.8.1939) и «За боевые заслуги» (1939).

Примечания:
* Посмертно награжден высшей военной наградой Италии - Золотой медалью за военную доблесть.
** Оба погибших итальянских летчика, старший сержант Бруно Чезана и сержант Анджело Боетти, посмертно были награждены Золотой медалью за военную доблесть.
*** Одним из них, предположительно, был командир чутая 24-го сентая капитан Сигенобу Моримото, не вернувшийся из этого боя.

Библиотека администрации школы
Е.Н. Степанов

Классный руководитель:

Современная модель

воспитательной деятел ьности

Москва

ББК 74.200

С 79

В книге изложены представления о содержании и организации работы классного руководителя в современной школе, путях и способах повышения эффективности его воспитательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного пособия для проведения групповых занятий в рамках методических объединений классных руководителей и для самообразовательной деятельности педагогов-воспитателей.

Главный редактор В.М. Лизинский

Технический редактор В.А. Макаров

Корректор Е.В. Переславцева

ББК 74.200
ПД № 00842 от 10.11.2000 г. Формат 60X90/16.

Бумага офсетная. Печать оф сетная. Печ. л. 10. Тираж 5 000 экз. Зак. 065

Центр «Педагогический поиск», 107045, Москва. Луков пер., д. 4

О тпечатано с готового оригинал-макета ООО «Август-Принт»,

107564, Москва, ул. Краснобогаты рская, д. 2, стр. 2. т, 231-48-16

ISBN 5-901030-88-5  Степанов Е.Н., 2007

 Центр «Педагогический поиск», 2007

Предисл овие ……………………………………………………………………..... 5

Тема 1. Воспитание детей в начале третьего тысячелетия……………………... 6

Лекция. ……… …………………………………………………………………………..7

Понятийно-терминологическая игра. Современные представления о процессе воспитания ………………………………………………… ………....... 1 2
Тема 2. Планирование процесса воспитания детей в классном коллективе…. 1 5

Лекция. Планирование воспитательной работы в классе …………………..... 16

Практическое занятие. Методика составления плана воспитательной работы… ……………………………………………………………………… ..… 28
Тема 3. Системный подход в воспитательной деятельности классного руководителя……………………………………………………………………... 31

Лекция. Воспитательная система класса……………………………………….. 32

Проектная мастерская. Моделирование воспитательной системы класса…47
Тема 4. Классный час как основная форма работы классного руководителя... 50

Л е кция. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации…………………………………………………………………….. 51

Аналитическая лаборатория. Особенности личностно-ориентированного классного часа…………………………………………………………………….. 6 1
Тема 5. Воспитание индивидуальности ребёнка ……………………………… 71

Лекция. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания ……. 71

Проектная мастерская. Проектирование воспитательных дел, направленных на развитие индивидуальности учащихся…………………………………………. 8 2
Тема 6. Педагогическая поддержка ребё нка как важнейшая функция классного руководителя………………………………………………………… .89
Лекция.
Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы………… . 90
Тренинг.
Приёмы педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой проблемы……………………………………………………………... .98

Тема 7. Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе………………………………………………………………………. 1 01

Лекция. Самоуправление в классном коллект иве…………….………………102

Конструкторское бюро. Разработка модели самоуправления в классном коллективе……………………………………………………………………..…108
Тема 8. Работа классного руководителя с родителями учащися…………..... 1 13

Лекция. Родительское собрание: методика подготовки и проведения………113

Ассамблея ав торов творческих идей и приемов организации родительских собраний ………………………………..1 20

Тема 9. Диагностическое обеспечение воспитательного процесса…………. 1 22

Лекция . Педагогическая диагностика в работе классного руководителя…...123

Практикум. Использование методик психолого-педагогической диагностики в воспитательной деятельности классного руководителя……….……………130
Тема 10. Деятельность классного руководителя в современном образовательном учреждении………………………………………………….. 1 35

Лекция . Со временная модель воспитательной деятельности классного руководителя…………………………………………………………………......136

Презентация воспитательн ых систем классов………………………………..142

Предисл овие

Вряд ли кто-то станет возражать, если мы назовем классного руководителя ключевой фигурой в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От успешности его работы во многом зависит эффективность воспитательного процесса в целом. Попытки повысить результативность воспитания детей без внесения существенных изменений в содержание и организацию деятельности классных наставников, как правило, оказываются неудачными. В этой связи хочется верить, что не случайно первым национальным проектом в области образования стал проект, который направлен на улучшение работы классных руководителей.

Его реализация не может быть сведена только к увеличению оплаты труда педагогов-воспитателей и должна способствовать росту качества их деятельности. А последнее не представляется возможным без повышения квалификации классных руководителей в вопросах теории и методики воспитания. С этой точки зрения мы и разработали цикл лекционных и практических занятий, которые рекомендуем провести в рамках методических объединений классных руководителей. Он должен помочь классным наставникам осознать необходимость обновления практики построения воспитательных отношений с детьми в изменившейся политической, экономической и социально-педагогической ситуации, познакомиться с опытом эффективной организации воспитательной деятельности, определить пути, формы и способы совершенствования воспитательного взаимодействия с учащимися своего класса.

Главный замысел подготовленных материалов заключается в стимулировании желания и потребности педагогов перейти от словесного к деятельностному, от социоцентрического к личностно-ориентированному, от аспектного к системному построению воспитательной практики. Поэтому центральное место в них занимает информация о деятельностном, личностно-ориентированном и системном подходах. Целенаправленное и конкретное их применение позволит классным руководителям моделировать и создавать в классах гуманистические, уникальные и эффективные системы воспитания учащихся.

Без внимания разработчиков не остались и такие сложные моменты в работе классного руководителя, как взаимодействие с родителями учеников, обеспечение развития самоуправления в классном коллективе, педагогическая поддержка ребёнка, психолого-педагогическая диагностика формирования детского коллектива и развития учащихся.

По каждой теме подготовлены разработки как теоретического, так и практического занятия. Только на основе взаимосвязи и взаимодополнения лекционного и практического материала следует строить процесс повышения квалификации и профессионального повышения мастерства педагогов-воспитателей. Разработка любого занятия завершается списком литературы, изучение которой может обогатить по рассматриваемой проблеме научно-методические представления классных руководителей.

Принципиально важной является и тематическая последовательность учебных занятий. Она детерминирована логикой связей между компонентами изучаемого материала. Однако организаторы обучения классных руководителей в конкретном учреждении образования или центре повышения квалификации педагогов вправе избрать в соответствии с другими значимыми обстоятельствами иной вариант очередности проводимых занятий.

Данное учебно-методическое пособие может стать средством само образовательной деятельности учителя или решения им какой-то отдельной педагогической проблемы в своем классе. Допустимо различное применение публикуемого материала, ведь главное, чтобы оно реально способствовало росту профессиональной компетентности и эффективности работы классного руководителя как ключевой фигуры в воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Тем а 1. Воспитание детей в начале третьего тысячелетия

Лекция. Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века

Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывают политическая, экономическая, социокультурная ситуации в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и воспитательная деятельность классных руководителей.

Однако не все перемены можно назвать прогрессивными, полезными. До сих пор значительная часть классных наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Ещё остается актуальной проблема поиска классными руководителями форм, приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.

Решению этой проблемы может помочь анализ эффективной практики работы педагогов-воспитателей в современных условиях. В данном случае объектом анализа стала воспитательная деятельность 67 классных руководителей – участников областного конкурса воспитательных систем классов. В таком конкурсном состязании могли принять участие только те педагоги, воспитательная работа которых, по мнению экспертов и результатам психолого-педагогической диагностики, была признана успешной. В процессе анализа нами была предпринята попытка найти ответы на следующие вопросы:


  1. Что составляет теоретико-методологическую основу воспитательной деятельности в начале XXI века?

  2. Какие целевые ориентиры избирают классные руководители в настоящее время?

  3. Какие идеи и правила выполняют роль принципов в воспитательной деятельности?

  4. Что представляет собой содержание процесса воспитания в современных условиях?

  5. Как организуется в классном сообществе воспитательное взаимодействие?
Ответы на поставленные вопросы позволяют выявить тенденции развития практики воспитательной деятельности классных руководителей и охарактеризовать основные компоненты процесса воспитания учащихся в современных условиях.
I . Методологическое основание воспитательной деятельности

Сначала выясним, какие методологические подходы и теоретические положения являются наиболее важными и часто используемыми в деятельности эффективно работающих классных наставников.

При изучении конкурсных материалов и практики организации процесса воспитания стало очевидным, что теоретическую основу деятельности всех классных руководителей составляют идеи системного подхода и теории воспитательных си стем. Высокой результативностью своей работы педагоги-воспитатели подтвердили целесообразность использования системного подхода в воспитании учащихся не только в рамках всего образовательного учреждения, но и на уровне его структурных подразделений – классов, кружков, клубов, секций. Они убедительно доказали, что класс можно и нужно рассматривать и как компонент общешкольной воспитательной системы, и как отдельную целостную систему воспитания учащихся-одноклассников. Опираясь на идеи теории систем и применяя методы системного подхода, классные руководители проводили целенаправленную работу по моделированию и построению воспитательных систем классов. Для профессиональной деятельности большинства из них характерна такая черта, как системность мыслительных операций и практических действий. Поэтому им удалось создать эффективные системы воспитания в коллективах классов.

В процессе исследования нетрудно было заметить, что наряду с ориентацией на системное построение воспитательной практики успешно работающие классные наставники заботятся о наполнении деятельностью жизненного пространства своих воспитанников. «Следы деятельностн ого подхода» видны повсюду. Активностью и творчеством наполнена жизнедеятельность классного коллектива. Дело за делом, событие за событием – привычный ритм индивидуальной и совместной жизни членов классного сообщества, когда одно дело ещё не завершилось, а другое уже задумывается или даже начинается. Классные руководители способствуют формированию в классе широкого спектра деятельности, чтобы каждый ребёнок нашел себе дело по душе и внёс свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество.

Эта забота связана и с тем, что педагоги стремятся к созданию воспитательных систем гуманистического типа, в которых обеспечиваются и поддерживаются процессы самоопределения, самоутверждения и самореализации учащихся. В данном случае не обойтись без личностно ор иентированного подхода. Эта ориентация в воспитательной деятельности становится с каждым годом всё более и более востребованной.

Наряду с личностно-ориентированным, деятельностным и системным подходами применяются в практике воспитания учащихся и другие методологические ориентации, но несколько реже, так как их использование связано со специфическими особенностями создаваемой в том или ином классе воспитательной системы.

И ещё об одном важном моменте следует сказать. Фактически все классные руководители подчёркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью.
II . Целевые ориентиры воспитательной деятельности

В качестве цели почти все педагоги-воспитатели избирают предполагаемые результаты в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии учащихся. Многие из них рассматривают цель как представление о необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом (учитывая потребности, интересы и желания детей и их родителей) результате процесса воспитания учащихся . К сожалению, шесть классных руководителей в процессе целеполагания выдвинули целевые ориентиры, которые не соответствуют критерию реальности и вряд ли окажутся достижимыми; такая ошибка является типичной для массовой педагогической практики.

В изученных нами конкурсных материалах целевой блок состоит чаще всего из главной цели и нескольких подцелей – задач, решение которых позволяет достичь главный целевой ориентир. Например, в концепции воспитательной системы 7-го класса, составленной лауреатом конкурса С.В. Заваденко, содержится цель – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся – и соответствующие ей задачи:


  1. создать в классе благоприятную среду для самоосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации;

  2. способствовать повышению ценности индивидуальности в ценностном мире учащихся, их родителей и других социальных партнеров;

  3. обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

  4. помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни;

  5. содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

  6. помочь каждому ученику обрести свой образ посредством проявления творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества.
Несколько иную структуру имеет целевой компонент в воспитательной системе 6-го класса (классный руководитель Т.А. Васильева) В нём не выделяется главная цель, его составляют шесть взаимосвязанных воспитательных задач:

Укрепить классное содружество, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащихся;

Привести в действие, «заставить звучать» внутренний мир ребёнка, помочь раскрыться его индивидуальности;

Создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности, собственной неспособности что-либо создать, сочинить, сыграть;

Через приобщение к искусству театра привести к пониманию реального мира, отношений в нем;

Способствовать развитию чувства прекрасного.

Классные руководители стремятся к тому, чтобы целевые ориентиры были направлены на развитие учащихся, обеспечены необходимыми ресурсами, сформулированы ясно и чётко, диагностичны, трудны, но реально достижимы.
III . Принципы системы воспитания учащихся

При анализе конкурсных работ выяснилось, что в них представлены принципы, во-первых, как концептуальные идеи, главные требование к осуществлению педагогической деятельности, и, во-вторых, в качестве основных правил жизнедеятельности детей и взрослых в классном коллективе. К примеру, учитель начальных классов Е.М. Соловьева избрала принципами воспитательной деятельности идеи природосообразности поддержки, понимания. Её коллега Т.В. Павлова определила вместе с учащимися и их родителями принципы, играющие роль основных правил жизнедеятельности классного сообщества. В результате появилась в классном уголке следующая запись: «В нашем классе много знать – престижно, помогать товарищу – нормально, готовить дело по чужому сценарию – невозможно, жить без творчества и активности – скучно».

В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми особенностями. Недопустимо их копирование из учебно-методических публикаций и документов, отражающих жизнедеятельность других классных сообществ.
IV. Содержание воспитательного процесса

Особый интерес представляло изучение содержания воспитательной деятельности классных руководителей, ведь его определение у многих педагогов-воспитателей вызывает до сих пор серьёзные затруднения. Исследование показало, что, несмотря на уникальность каждой воспитательной системы класса, существуют в содержании воспитания и стратегии его отбора не только единичные, особенные, но и общие черты.

Например, при определении содержания воспитательного процесса классные руководители (кстати, как и руководители лучших образовательных учреждений нашего региона) ориентируются, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой – на национальные, региональ ные, местные традиции и ценности. Они стремятся воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителей других стран и континентов, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущих рядом людей, не только дать ученикам хорошие знания об истории и культуре своего народа, края, но и пробудить у них гордость за традиции и успехи земляков и соотечественников и стремление их приумножать.

Для большинства исследованных воспитательных систем классов характерно выделение в содержании и организации процесса воспитания доминанты – приоритетного вида или направления деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность (лицо) классного сообщества. Такой доминантой в коллективе 4-го класса школы-лаборатории № 18 г. Пскова (классный руководитель Л.В. Михайлова) является познавательно-игровая деятельность «Поход в мир своего Я»; у псковских семиклассников из лицея №21 (классный руководитель С.В. Заваденко) – коллективная творческая деятельность по разработке и реализации проектов классного сообщества; в 9-м классе школы № 1 г. Порхова (классный руководитель Л.А. Яковлева) – краеведческая дея­тельность; у девятиклассников из Переслегинской гимназии (классный руководитель Н.А. Маныгина) – работа клуба «Малая Третьяковка». Эффективно работающие классные руководители убеждены в том, что в создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные качества системы воспитания, как целостность, упорядоченность, неповторимость, эффективность.

И ещё одна общая черта содержания воспитания – направленность на развитие ребёнка. Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря. Вся совместная и индивидуальная деятельность детей и взрослых направлена на развитие познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности учащихся, развивающем влиянии заключается смысл и главное предназначение воспитательной работы классных руководителей.
V. Организация процесса воспитания учащихся

Пытаясь ответить на вопрос, как организуется в классном cooбществе воспитательное взаимодействие, мы старались выяснить, что является характерным в организации процесса воспитания для большинств классных руководителей, успешно реализующих воспитательные функции. Нам удалось выявить шесть характерных моментов в организации воспитательной деятельности.

Во-первых , в проектировании и организации процесса воспитания учащихся важную роль играет стратегическое планирование. Классные руководители при проектировании не ограничивают свои воззрения на воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью методов программирования, моделирования и проектирования создают программы и модели развития воспитательной деятельности на срок от двух до пяти лет. Чаще всего разрабатываются концептуальные модели систем воспитания учащихся 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов, т.е. воспитательная деятельность планируется на весь период учебы детей на I, II или III ступени обучения.

Во-вторых, применяется сист емный способ организации воспитательного процесса. Классные руководители направляют свои усилия моделирование и построение воспитательных систем классов. Для того чтобы осуществляемая деятельность и её влияние носили целенаправленный и системный характер, педагоги-воспитатели объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания (термин В.А. Караковского) – так называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса, к которым можно отнести ключевые дела, тематические программы, социально-педагогические проекты. В этом отношении показателен пример интеграции воспитательных дел, проводимых в 11-м классе школы № 3 г. Печоры (классный руководитель А.В. Столярова), в три целевые программы: «Я и собственное "Я"», «Я и творчество», «Я и общение».

В-третьих, «крупные дозы воспитания» сочетаются с малыми фор мами воспитательной работы, направленными на развитие и проявление индивидуальности каждого ребёнка. Многие успешно работающие классные руководители считают своим педагогическим кредо помощь учащимся в самопознании, самостроительстве и самоосуществлении. Он стремятся к тому, чтобы каждый их воспитанник имел реальные возможности и условия стать самим собой. Поэтому в планы воспитательной работы они включают циклы тематических классных часов «Познай себя», «Сотвори себя сам», тренинги саморазвития и личностного роста, мастерские самопроектирования, бенефисы и самопрезентации учащихся, персональные выставки и т.п.

В-четвертых, существенную роль в процессе воспитания играют традиции классного коллектива. Классные наставники убеждены в необходимости использования в воспитании детей традиционных форм и способов построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.

В-пятых, наряду с деятельностью важным средством воспитания является общение. В объективе внимания педагогов-воспитателей находятся проблемы делового и неформального общения в детском коллективе, развития коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.

В-шестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся специально разрабатывается и используется диагностический инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности. Популярный ранее способ измерения эффективности педагогическо­го процесса на «глазок» – только с помощью педагогического наблюдения или экспертной оценки – постепенно заменяется приёмами и методами исихолого-педагогической диагностики.

Завершая описание основных компонентов процесса воспитания, необходимо констатировать, что и в новых политических и социально-экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностно-ориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется нам воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.
Рекомендуемая литература


  1. Барышникова С .В. Трудный выбор классного руководителя. – СПб., 2003. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2005.

  2. Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день. – М., 2005.

  3. Работа классного руководителя / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М., 2005.

  4. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004.

Евгений Степанов родился 22 мая 1911 года в Москве, в семье рабочего — мраморщика. В 6-летнем возрасте остался без отца. В 1928 году окончил 7 классов, а в 1930 году — железнодорожную школу ФЗУ. Работал кузнецом. Занимался в фабричном радиоклубе. В 1932 году закончил обучение в Московской школе лётчиков Осоавиахима, имея налёт 80 часов. В том же году по путёвке комсомола был направлен в Борисоглебскую школу военных летчиков. После её окончания, в марте 1933 года, был назначен служить на бомбардировщик, но после многочисленных заявлений сумел добиться назначения на истребитель. Служил в составе 12-й истребительной авиационной эскадрильи, входившую в 111-ю истребительную авиационную бригаду Ленинградского военного округа. Был старшим пилотом и командиром звена.

С 20 августа 1937 года по 27 июля 1938 года принимал участие в национально — революционной войне испанского народа. Был пилотом, командиром эскадрильи, а затем командиром группы . Имел псевдонимы: «Эухенио» и «Слепнев». Имел 100 часов боевого налёта. Проведя 16 воздушных боёв, сбил 8 самолётов противника лично, в том числе 1 — тараном, и 4 в группе (по опубликованным данным). 10 ноября 1937 года награждён орденом Красного Знамени.

По возвращении из Испании командовал отрядом в Борисоглебской военной школе лётчиков, затем был инспектором по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка Ленинградского военного округа.

С 29 мая по 16 сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин — Гол. Летал на И-16 и немного (всего 5 вылетов) на . Его задача состояла в том, чтобы передавать боевой опыт пилотам, которые ещё не встречали противника в воздухе, организовывать схватки когда звучит тревога, и принимать участие в воздушных боях. Однажды, во главе группы из 12 самолётов Степанов вступил в схватку с 30 японскими истребителями и лично сбил 1 самолёт. Всего в небе Монголии инспектор по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка (1-я Армейская группа) капитан Е. Н. Степанов совершил более 100 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв, сбил 4 самолёта противника.

29 августа 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 10 августа 1939 года награждён монгольским орденом «За воинскую доблесть».

В составе 19-го истребительного авиаполка участвовал в Советско — Финляндской войне 1939 — 1940 годов. Затем был был инспектором по технике пилотирования управления ВВС Московского военного округа.

В годы Великой Отечественной войны работал в Управлении ВВС Московского военного округа. В 1942 — 1943 годах был начальником отдела военно — учебных заведений ВВС этого округа.

После войны уволился в запас. С Апреля 1948 года работал инспектором, инструктором и начальником отдела в ЦК ДОСААФ, затем был заместителем начальника Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. В течение ряда лет был вице — президентом Международной Авиационной Федерации (ФАИ). Полковник в отставке, жил в Москве. Умер 4 сентября 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями, а также монгольскими орденами Боевого Красного Знамени и «За боевые заслуги».

* * *

Евгений родился 22 (по другим данным — 9) мая 1911 года в Москве в семье рабочего — мраморщика. В 1928 году окончил 7 классов, а в 1930 году окончил школу ФЗУ им. Дзержинского при Московско — Курской железной дороге, учился в железнодорожном училище. Работал кузнецом. В 1931 году поступил в Московскую школу лётчиков Осовиахима, которую окончил в следующем году. В этом же году стал служить в Красной Армии и, был направлен во 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1933 году. Служил в Ленинградском военном округе. Сначала был младшим лётчиком в авиабригаде особого назначения (воздушно — десантной бригаде). Летал сначала на бомбардировщиках, но после многочисленных рапортов его перевели в истребительную авиацию. В звании лейтенанта командовал звеном в 12-й ИАЭ 111-й ИАБ того же округа.

Сразу же после того как в Июле 1936 года в Испании вспыхнул фашистский мятеж, Евгений Степанов подал заявление с просьбой отправить его в качестве лётчика-добровольца на защиту Испанской Республики. Ответа не было долго. И лишь через год неожиданно пришёл вызов: «Прибыть в Москву».

В управлении Военно — Воздушных Сил он встретил знакомых лётчиков — ленинградцев: Ивана Девотченко, Константина Доброницкого, Николая Журавлёва, Алексея Лоскутова, Виктора Кустова, Георгия Попова, Никиту Сюсюкалова… Кадровики предложили Степанову написать биографию. Она уместилась на одной страничке.

Вспоминает Полковник Е. Н. Степанов: «Мы изображали из себя советских туристов, собирающихся на международную выставку в Париже. Мы сели на пароход от Ленинграда до Гавра и, с помощью испанской группы поддержки, прилетели оттуда в Валенсию. Другие советские добровольцы добирались в испанские порты на борту советских грузовых судов».

20 августа 1937 года, вместе с другими советскими пилотами, лейтенант Е. Н. Степанов прибыл в Испанию. В качестве рядового бойца сражался в составе знаменитой 1-й эскадрильи «Чатос». Летом 1937 года сбил несколько самолётов, совершая боевые вылеты с аэродрома в Альказаресе. Спустя всего 2 месяца, в середине октября, стал её командиром (к тому времени эскадрилья базировалась на аэродромах в Сагунто и Сабаделл). К концу года (после отъезда в СССР ), возглавил вся 26-ю истребительную авиагруппу, которая базировалась в Байаралос во время Теруэльского наступления, а в 1938 году вела боевые действия в Валенсии.

Сражаясь под Арагоном и Теруэльей совершил около 80 боевых вылетов (имел 205 часов налёта), участвовал в 16 воздушных боях, сбил 10 самолётов (6 лично и 4 в составе группы). По другим данным сбил 12 самолётов (8 лично и 4 в группе), в том числе:

Из многих воздушных операций, в которых участвовал Евгений, наиболее значительной, как по замыслу, так и по способам её осуществления, была штурмовка аэродрома в местечке Гарапенильос под Сарагосой 15 октября 1937 года. В истории авиации эта операция считается классической, поэтому о ней следует хотя бы коротко рассказать.

Дело было так. В одном из воздушных боёв сбили и взяли в плен итальянского лётчика. Он сообщил, что на аэродроме Гарапенильос сосредоточено 80 итальянских бомбардировщиков и истребителей. Это подтверждалось и агентурными данными. Попытки уничтожить самолёты на этом аэродроме, предпринятые ранее, успеха не имели. Аэродром прикрывался истребителями и многослойным огнём зенитной артиллерии. Прорваться к аэродрому нашим бомбардировщикам не удалось.

Командование республиканских ВВС приняло решение атаковать аэродром Гарапенильос силами истребителей. В штурмовом налёте участвовало 6 эскадрилий. Основную задачу по разгрому аэродрома выполняли две эскадрильи «Чатос» (так в Испании называли истребители И-15) под командованием Анатолия Серова. Лейтенант Степанов был у него заместителем.

— Вылетели в предрассветных сумерках, — вспоминает Евгений Николаевич. — Чтобы ввести противника в заблуждение, мы шли вдоль реки Эбро на северо — запад, затем резко повернули на юг. К аэродрому Гарапенильос подошли незамеченными. Здесь стояли крылом к крылу итальянские самолёты. Две наши эскадрильи обрушили огонь на врага, остальные прикрывали действия ударной группы. С первого же захода мне удалось поджечь один «Фиат». Он вспыхнул ярким пламенем. Выйдя из пикирования с набором высоты, я увидел, как метко били мои товарищи по самолётам врага. Один за другим вспыхивали и взрывались фашистские истребители и бомбардировщики. После второго захода аэродром превратился в море огня и дыма. Только после этого открыли стрельбу вражеские зенитные батареи. Однако она была неприцельна и беспорядочна и, очевидно, для того, чтобы не ругало начальство. На зенитные батареи тут же обрушились эскадрильи Бориса Смирнова и Ивана Девотченко…

Операция прошла успешно. Все наши самолёты благополучно вернулись на свои аэродромы. Позднее стало известно, что в результате внезапного удара республиканской авиации было уничтожено 6 , 3 Ju-52 / 3m и 3 He-45, повреждено около 20 других итальянских и немецких самолётов, склады горючего и боеприпасов. Всему личному составу, участвовавшему в разгроме аэродрома Гарапеиильос, командованием ВВС республики была объявлена благодарность.

Е. Н. Степанов — один из 4-х советских лётчиков, которым удалось одержать ночные победы в небе Испании: в ночь с 24 на 25 октября 1937 года в районе Барселоны уничтожил итальянский бомбардировщик (Пипистрелло) лейтенанта Эцио Маккани (весь экипаж погиб). Во время этой атаки ему пришлось таранить вражескую машину левой стойкой шасси своей «Чайки».

Согласно официальной версии, взлетевший на своём И-15 командир 1-й эскадрильи «Чатос» Старший лейтенант Е. Н. Степанов (его напарником был в этом вылете Илья Финн), увидел вражеский бомбардировщик, освещённый луной, и пошёл в атаку.

В ходе боя сначала был убит стрелок верхней турели. Тем временем, «Савойя» развернулась в сторону Барселоны, огни которой были уже хорошо видны, после чего Степанов пошёл на таран. Стараясь по возможности сохранить пропеллер и двигатель, он нанёс удар колёсами, который пришёлся по хвостовому оперению «Савойи». Потерявший стабилизатор бомбардировщик тут же рухнул вниз всего в нескольких километрах от города.

Хотя И-15 получил повреждения, Степанов проверив управление и работу мотора, решил продолжать патрулирование и вскоре обнаружил ещё одну «Савойю». Несколько раз обстреляв бомбардировщик, он заставил его экипаж повернуть в сторону открытого моря, над волнами которого и окончательно добил бомбовоз, который взорвался. Только после этого наш пилот вернулся на аэродром Сабаделл, где благополучно посадил свой повреждённый истребитель.

По отечественным документам Евгению Степанову была записана победа над протараненным бомбардировщиком, а Илье Финну — над вторым, который, загоревшись, упал в воду. Однако по зарубежным источникам второй бомбардировщик сумел вернуться на свой аэродром, хотя и получил повреждения.

У обломков протараненного Степановым бомбардировщика. Слева направо:
А. Кондратьева, Е. Степанов, А. Серов, И. Финн, Ф. Агальцов, Е. Птухин, В. Андриашенко.

Последний бой в небе Испании Евгений Степанов провёл 17 января 1938 года. Этот бой оставил в его биографии заметный след. Тогда он повёл своих лётчиков к горам Универсалес на перехват «Юнкерсов», летевших на бомбардировку республиканских войск в сопровождении большой группы «Фиатов». Над городом Охос — Негрос завязался бой. Противник превосходил группу Степанова почти в 3 раза. Евгений удачно атаковал и сбил «Фиат» и тем самым спас от явной гибели австрийского лётчика — добровольца Тома Добиаша. После этого Степанов погнался за вторым вражеским истребителем, зашёл ему в хвост, поймал в прицел и с силой нажал на гашетки. Но пулемёты молчали. Патроны кончились. Решил: «Таранить!»

В эту секунду перед носом И-15 разорвалось несколько зенитных снарядов. Фашисты дали отсечный огонь. Вторая серия взрывов накрыла машину Степанова. Осколками рядом разорвавшегося снаряда были перебиты тросы управления, повреждён двигатель. Не подчиняясь воле лётчика, самолёт круто пошёл к земле. Степанов выбросился из кабины и раскрыл парашют. Он приземлился недалеко от передовых позиций и был взят в плен марокканцами. Этого наверняка не случилось бы, если бы при приземлении Степанов не ударился о скалу и не потерял сознание.

Вражеские солдаты содрали с советского лётчика обмундирование, раздели до нижнего белья, скрутили проволокой руки. Последовали допросы, побои, пытки и издевательства. Месяц его держали в одиночной камере, по нескольку дней не давали пищи. Мужественный воин-интернационалист держался стойко и не проронил ни слова. После этого Степанов прошёл тюрьмы Сарагосы, Саламанки и Сан — Себастьяна. Трижды выводили его на расстрел…

Через полгода правительство Испанской Республики обменяло Степанова на пленного фашистского лётчика. (Обер-фельдфебеля Отто Поленца, сбитого А. И. Гусевым.) За подвиги в боях, мужество и стойкость лейтенант Евгений Степанов был награждён орденом Красного Знамени (10.11.1937). В июле 1938 года он уехал из Испании на судне, шедшем через Францию и Бельгию в Ленинград.

После возвращения из Испании получил звание капитана и был назначен инспектором по технике пилотирования 19-го ИАП Ленинградского военного округа.

В конце мая 1939 года, вместе с другими советскими асами воевавшими в Испании и Китае, его срочно вызвали в Москву и включили в группу комкора Я. В. Смушкевича, улетавшую на транспортных самолётах в Монголию. По прибытии на фронтовой аэродром лётчиков, инженеров и техников распределили по частям. Степанова назначили командиром эскадрильи в 22-й истребительный авиационный полк. Около 3-х недель занимался он подготовкой молодых лётчиков, проводил с ними тренировочные полёты, знакомил с местностью, учил грамотно вести воздушный бой. А 22 июня повёл свою эскадрилью навстречу врагу…

Шли на высоте 4000 метров. Погода стояла солнечная, но над районом озера Буир-Нур плавали кучевые облака. Степанов знал, что японские лётчики любят прятаться за облака и из — за них внезапно нападать на противника. Значит, надо быть начеку. К тому же командир полка Майор Николай Георгиевич Глазыкин перед вылетом предупредил, что в районе Шутэы — Сумэ и Асыр — Сумэ японцы имеют аэродромы, на которых базируются истребители.

Противника ждать долго не пришлось. Когда эскадрилья Степанова шла над дельтой реки Халхин — Гол, впадавшей здесь в озеро Буир — Нур, в разрывах облаков замелькали японские истребители. Степанов подал сигнал: «Внимание!» — и откинул предохранители пулемётов. Огляделся. Вверху увидел два звена, которые прикрывали его ударную группу. Вёл их его заместитель лейтенант Роман Волков.

Степанов стал набирать высоту. Когда стрелка высотомера дошла до отметки 4500 метров, комэск перевёл машину в горизонтальный полёт. Японские самолёты, видимо, не заметили группу Степанова и, сознавая своё численное преимущество, уверенно шли на шестёрку Романа Волкова. У них было 20 машин .

Степанов зашёл со стороны солнца, форсировал мотор и перевёл истребитель в пикирование. Приник к тубусу прицела и, когда серебристая машина японца с оранжевыми кругами на крыльях и фюзеляже попалась в перекрестие, нажал на гашетку. Огненные трассы прошили фюзеляж И-96, он дёрнулся, задымил и стал падать. Кто — то из лётчиков эскадрильи подбил ещё одну японскую машину, и она камнем рухнула в озеро. Но строй японцев не дрогнул. Семёрка И-96 развернулась и пошла навстречу группе Степанова. Расстояние быстро сокращалось. Сошлись над серединой озера. Раздались пулемётные очереди. Закрутилась воздушная карусель. В это время из — за облаков внезапно вывалилась пятёрка И-96. Она стремительно приближалась. Уйти от неё было невозможно. Но что предпринять? Решали доли секунды.

Степанов резко убрал газ, задрал нос своего истребителя, погасил скорость. Японцы на бешеной скорости проскочили вперёд…

В следующий момент на ведомого Фёдора Голуба навалились 4 японских истребителя. Степанов заметил опасность, грозящую товарищу, и не раздумывая поспешил ему на помощь. Меткой очередью он сразил японский истребитель, сидевший на хвосте у Голуба. Когда вражеская машина падала, Степанов заметил на фюзеляже радиоантенну и 3 ярко — красных вымпела на киле. Это был ведущий группы.

Через несколько минут с фронтовых аэродромов по приказу командующего ВВС комкора Смушкевича были подняты в воздух новые эскадрильи из полков Николая Глазыкина и Вячеслава Забалуева. Они сразу же вступили в бой, начатый эскадрильей Степанова. Одновременно с аэродромов Хайлара, Ганьчжура и Шутэн — Сумэ подходили новые группы японских истребителей. Воздушные бои теперь вспыхнули и в других местах: над горой Баин — Цаган, высотой Окина Такаса. Степанов взглянул на часы. Шла 42-я минута с момента вылета. Кончался бензин. Надо было выходить из боя и возвращаться на свой аэродром. Но как? Японцы наседают, словно осы, идёт смертельный бой…

Неожиданно в гущу схватки ворвалась эскадрилья Полковника Ивана Лакеева. Наши лётчики с первой же атаки сбили несколько японских самолётов. А вскоре сюда подошла группа во главе с Виктором Раховым. Бой достиг кульминационной точки. Воздух во всех направлениях чертили пулемётные трассы, ревели моторы, падали в озеро, горели на земле самолёты. У машины Степанова были разбиты стёкла приборов, повреждена тяга управления мотором.

Степанов вышел из боя и на небольшой высоте повёл израненный истребитель в сторону своего аэродрома. Вскоре заметил, что степь горит. Огромный огненный вал катился в сторону посадочной площадки. Степанов включил зажигание и спланировал в стороне от аэродрома. Все, кто был здесь, были брошены на борьбу с огнём. Только к вечеру удалось потушить пожар.

В тот день эскадрилья Степанова сделала ещё один боевой вылет. Японцы, потерпев поражение, впервые покидали зону боя побеждёнными: менее чем за 3 часа они потеряли более 30 самолётов.

Несмотря на поражение и большие потери в бою 22 Июня, японская авиация не прекратила активных действий. Бомбардировщики врага наносили удары по узлам коммуникаций, госпиталям, складам, аэродромам, огневым позициям артиллерии, переправам через Халхин-Гол. Интенсивно велась разведка. В тылу советско — монгольских войск стали действовать диверсионные группы. Наше командование сделало вывод о подготовке противником наступательной операции широкого масштаба. И в своих прогнозах не ошиблось.

2 Июля японцы атаковали наши части, оборонявшие позиции на восточном берегу реки. К утру следующего дня главные силы противника переправились через Халхин — Гол и захватили гору Баин — Цаган, господствующую над окружающей местностью. Советско — монгольских войск в этом районе не было, действовали лишь дозоры монгольской конницы.

Частью сил из состава своей более чем 12-тысячной группировки, переправившейся на западный берег реки, противник стал продвигаться в южном направлении с целью захвата единственной переправы через реку, разгрома командного пункта 57-го особого корпуса и окружения наших частей, оборонявшихся на восточном берегу Халхин — Гола.

В этой критической обстановке командир корпуса комдив Г. К. Жуков приказал резервным частям и соединениям контрударом уничтожить противника на горе Баин — Цаган. По его приказу в воздух была поднята вся авиация — 82 самолёта. Лётчики получили задачу воспрепятствовать переправе противника на западный берег реки и задержать его наступление в южном направлении.

Степанову позвонил командир полка майор , вступивший в эту должность после гибели майора Н. Г. Глазыкина. Он сообщил местоположение противника и приказал нанести удар по нему.

Эскадрилья на бреющем полёте устремилась к горе Баин — Цаган. Ударную группу, как обычно, вёл Степанов; выше, прикрывая её, шло звено Романа Волкова.

Увиденное поразило Степанова. С высоты гора Баин — Цаган была похожа на растревоженный муравейник. Тысячи японских солдат рыли окопы, устанавливали пулемёты и пушки. Десятки автомашин, сотни повозок двигались в разных направлениях. Кое — где рвались снаряды нашей артиллерии. На южных склонах горы кипел жаркий бой. Здесь, как стало известно позднее, нанёс удар по противнику и задержал его продвижение на юг 2-й батальон 11-й танковой бригады под командованием майора К. Н. Абрамова в тесном взаимодействии с бронедивизионом 8-й монгольской кавалерийской дивизии.

Степанов заметил артиллерийскую батарею противника на конной тяге, занимавшую огневую позицию на вершине горы. Покачав крыльями, ринулся в пике, нажал на гашетки. Пулемётные трассы точно накрыли одно из орудий. Остальные лётчики атаковали другие расчёты. Японские артиллеристы стали разбегаться в разные стороны. Лошади ошалело помчались к реке и вскоре вместе с передками и орудиями влетели в болото…

Степанов набрал высоту и заметил вверху группу И-16. С удовлетворением отметил, что Витт Скобарихин прикрывает надёжно и беспокоиться за «тылы» нет необходимости.

А вот и переправа противника. По ней беспрерывным потоком двигались японские части: повозки, пехота, кавалерия, тягачи с орудиями на прицепе. Степанов бросил истребитель вниз, поймал в прицел тонкую нить понтонного моста. За ним шла вся эскадрилья. Рёв моторов и треск пулемётных очередей слились в единое целое. Два тягача загорелись. Движение по переправе застопорилось.

Степанов сделал ещё один заход. На этот раз штурмовке подвергли колонну японской кавалерии. Среди японцев возникла паника, всё перемешалось: кони, повозки, люди.

Сопровождаемая злобным лаем японских зениток, эскадрилья Степанова вышла из боя и направилась на свой аэродром. Вернулись все.

Двое суток на горе Баин — Цаган непрерывно кипел бой. За это время Степанов и лётчики его эскадрильи сделали 12 боевых вылетов. Все задания были выполнены отлично. В воздушных боях советские лётчики сбили 45 японских самолётов. Успех сопутствовал и наземным войскам: 5 июля японские части на горе Баин — Цаган были разгромлены. Оставив на поле боя 10 000 трупов и десятки артиллерийских орудий, остатки японских войск в панике отступили на восточный берег реки Халхин — Гол.

Получив предметный урок в Баин — Цаганском сражении, японцы больше не предпринимали попыток переправиться на западный берег реки, но не оставили намерения ликвидировать наш плацдарм на восточном берегу Халхин — Гола. Однако атаки, предпринятые японцами в июле, были отбиты советско — монгольскими частями с большими для врага потерями.

Командование Квантунской армии не смирилось с поражением в июльских боях и приступило к подготовке новой наступательной операции. В район Халхин — Гола подтягивались свежие резервы. Начиная со второй декады Августа заметно усилилась воздушная разведка. Самолёты Р-97 часто появлялись над нашими аэродромами, районами расположения резервов и тыловых объектов. Борьбу с разведчиками вели истребители. Советские лётчики неоднократно пытались перехватить дерзких лазутчиков, но безуспешно. Наш И-16 хотя и превосходил японский Р-97 по своим лётно-тактическим качествам, однако противник имел преимущество: он уже находился в воздухе. За те минуты, которые требовались нашим И-16 для набора высоты, вражеский разведчик, заметив опасность, уходил на свою территорию.

Вызвав к себе Степанова, Смушкевич сказал: — Издеваются над нами самураи. Надо прекратить это безобразие. Ты, Степанов, имеешь большой опыт борьбы с самолётами — разведчиками. Поэтому устрой засаду вот здесь, — Смушкевич поставил карандашом на карте точку в 20 километрах от Хамар — Дабы. — Назовём её точкой «91»…

В качестве ведомых Степанов взял лучших лётчиков эскадрильи — Романа Волкова и Фёдора Голуба. К вечеру того же дни они перелетели на точку «91». Тщательно замаскировались. Утром следующего дня позвонил Полковник Лакеев: «Принимай «муху». Прошла высоту Ремизова. Высота — 3000. Курс — на запад».

В целях маскировки своих намерений звено Степанова после взлёта пошло не встречным курсом, а строго на юг. Шли вначале бреющим полётом, затем набрали высоту 4000 метров, обогнули гору Эрис — Улыйн — Обо, сделали крутой вираж над монастырем Джин — Джин — Сумэ и со стороны солнца устремились на запад. Японский разведчик, не подозревая опасности с востока, кружился над Хамар — Дабой и районом западнее её, где располагались танковые части 1-й армейской группы. Атака была стремительной. Японец метнулся в сторону границы, но было уже поздно. Развалившись на части от меткой очереди Степанова, Р-97 упал вблизи командного пункта 1-й армейской группы.

На другой день такая же участь постигла ещё одного вражеского лазутчика, проникшего в район горы Тамсаг — Булак. Несколько разведчиков было сбито в последующие дни. Через неделю полёты их прекратились. В то время это было очень важно, поскольку войска советско — монгольской группы проводили широкий комплекс мероприятий по подготовке к генеральному наступлению, назначенному на 20 августа.

В небе Монголии Е. Н. Степанов совершил более 100 боевых вылетов, участвовал в 5 воздушных боях, лично сбил 4 японских самолёта.

За умелое командование эскадрильей, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях, Евгению Николаевичу Степанову 29 августа 1939 года присвоили звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» №152) с вручением ордена Ленина. Он был также награждён монгольскими орденами Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939) и «За боевые заслуги».

К тому времени, согласно архивным записям, он сбил 13 самолётов противника лично и, кроме того, в групповых боях, а также при штурмовках вражеских аэродромов, уничтожил ещё около 60 самолётов. Принял участие в 36 воздушных боях и имел 326 часов боевого налёта.

После боёв на Халхин — Голе Капитан Е. Н. Степанов был назначен сначала заместителем командира эскадрильи в 7-м ИАП. В качестве советника частей ВВС, участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года. Затем вернулся в 19-й ИАП, на прежнюю должность инспектора по технике пилотирования. В составе своего полка участвовал в Советско-Финляндской войне 1939 — 1940 годов.

С 1940 года по 1944 год был инспектором по технике пилотирования и начальником отдела военных учебных заведений ВВС Московского военного округа, затем до конца войны был заместителем начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.

В апреле 1948 года уволился в запас в звании Полковника. Работал инспектором, инструктором и начальником отдела в ЦК ДОСААФ.

Советской авиации, укреплению её могущества и мирового престижа Евгений Николаевич Степанов отдал треть века. Как начальник авиационно — спортивного отдела он неоднократно возглавлял спортивные делегации советских парашютистов на международных соревнованиях, проходивших в Праге и Париже, и советские делегации на совещаниях и конференциях Международной Авиационной Федерации (FAI) в Париже и Стамбуле. В течение ряда лет Степанов был вице-президентом FAI и председателем авиационно — спортивной комиссии Центрального аэроклуба им. В. П. Чкалова. 12 апреля 1961 года именно Е. Н. Степанов подписал акт о первом в мире полёте в космос Юрия Гагарина.

В 1965 — 1977 годах он был начальником лётно-испытательной станции Московского вертолётного завода. Затем, полковник в отставке Е. Н. Степанов, работал в Центральном Доме Авиации и Космонавтики в Москве.

За боевые заслуги и безупречную службу Евгений Николаевич награждён орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); несколькими медалями.

Евгений Степанов (годы жизни: 1911-1996) - знаменитый советский летчик-истребитель, сумевший первым осуществить в воздухе ночной таран. Произошло это событие в октябре 1937 г. в неспокойном испанском небе. Широким массам о данном подвиге было мало что известно по причине неразглашения участия в испанской войне советских военных.

Длительное время считалось, что первый ночной таран состоялся в августе 1941 года: советский пилот Виктор Талалихин под Москвой вывел из строя бомбардировщик противника Не-111.

Ночной таран Евгения Степанова

28 октября 1937 года, неся над Барселоной на своем И-15 боевое дежурство, на высоте 2000 метров Степанов Евгений Николаевич обнаружил вражеский бомбардировщик. При попытке сблизиться был встречен вражеским огнем. Степанову удалось поджечь крылья самолета противника пулеметными очередями, однако это не остановило врага. Так как времени на перезарядку орудия не оставалось, Степанов решил идти на таран. С целью сохранения двигателя самолета и пропеллера удар, пришедшийся на хвостовую часть машины, был нанесен колесами. Скользящий и не очень сильный, тем не менее он достиг своей цели: неуправляемый бомбардировщик вместе с экипажем рухнул в море. Евгений Степанов, убедившись в возможности дальнейшего нахождения в воздухе, продолжил патрулирование и вскоре наткнулся на еще одну вражескую машину, которую путем обстрела вынудил развернуться в сторону открытого моря, где добил окончательно. После успешно проведенной операции советский пилот возвратился на аэродром Сабаделл, где аккуратно посадил поврежденный И-15. В общей сложности Евгением Степановым, носившим позывной Эухенио, в воздухе было проведено 16 боев и сбито 10 вражеских самолетов.

Штурм аэродрома Гарапенильос

До совершения знаменитого ночного тарана значимой по замыслу и методам осуществления стала штурмовка аэродрома в городке Гарапенильос (поблизости Сарагосы), состоявшаяся 15 октября 1937 года. По данным захваченного в плен итальянского летчика, стало известно о сосредоточении на аэродроме вышеупомянутого местечка около восьми десятков итальянских бомбардировщиков и истребителей. Информация подтверждалась агентурными сведениями. Предыдущие попытки разбомбить многочисленную эскадрилью были безуспешны, ведь аэродром находился под хорошим прикрытием.

Было принято решение внезапно напасть на противника силами истребителей республиканских ВВС. Главная задача по разгрому аэродрома была возложена на 2 эскадрильи «Чатос» (из участвовавших шести), командиром которых являлся Анатолий Серов, а заместителем - летчик Степанов. В результате успешно проведенной операции было уничтожено 11 самолетов врага, повреждено более 20-ти. Также сильно пострадали вражеские хранилища боеприпасов и горючего.

Бой в испанском зимнем небе

17 января 1938 года состоялся последний бой Степанова в небе Испании. Командир направил эскадрилью в сторону горного массива Универсалес с целью перехвата «юнкерсов» и сопровождавших их многочисленных «фиатов». Бой состоялся над городом Охос-Негрос, причем численность неприятеля, направлявшегося бомбардировать республиканские войска, практически втрое превосходила количество советских летчиков.

Евгению Николаевичу удалось удачно атаковать и сбить «Фиат». Затем Степанов стал преследовать второй истребитель, зашел ему в хвост и пытался обстрелять, но закончились патроны. Советский летчик принял решение идти на таран. И в эту минуту его машину накрыл беспощадный огонь зенитной артиллерии противника. Осколки повредили двигатель, перебили тросы управления. Аппарат перестал подчиняться штурману и круто пошел по направлению к земле. Степанов успел выпрыгнуть наружу и раскрыть парашют.

В плену

В процессе приземления бесстрашный летчик сильно повредился о скалы и лишился сознания. Был пленен марокканцами, содержался в одиночной камере, подвергался побоям, допросам, издевательствам и пыткам. Летчика морили голодом, трижды выводили расстреливать.

Благодаря содействию Международного Красного Креста спустя полгода Евгений Степанов был обменян на немецкого летчика. Вернувшись на родину, получил звание капитана и назначение в Ленинградский военный округ инструктором по технике пилотирования.

Биографическая справка: Степанов Евгений Николаевич

Москва - город, в котором 22 мая 1911 года появился на свет бесстрашный летчик. За плечами остались 7 классов образования и железнодорожная школа ФЗУ. Затем была работа в кузнечной мастерской, занятия в фабричном радиоклубе, учеба в столичной школе летчиков и часы летной практики. В 1932 году поступил на обучение в Борисоглебскую школу летчиков, по окончании которой был определен нести службу на бомбардировщике, а впоследствии на истребителе. Будучи старшим пилотом, нес службу в составе 12-й авиационной эскадрильи.

Заслуги бесстрашного летчика

После участия в 1939 году в событиях в районе реки Халхин-Гол в качестве командира эскадрильи принимал участие в сражениях с японцами, летал на И-16 и И-153. Выполнял задачу по передаче боевого опыта пилотам, еще не сталкивавшихся в небе с противником: знакомил их с окружающей местностью, осуществлял тренировочные полеты. Всего в Монголии капитаном Степановым было осуществлено более сотни боевых вылетов, проведено 5 воздушных сражений, сбито 4 вражеских самолета.

За проявленные в военных действиях отвагу и мужество в 1939 году Евгений Степанов был удостоен монгольского ордена «За воинскую доблесть», медали «Золотая Звезда» и звания Героя Советского Союза.

Далее жизненный путь опытного пилота продолжился участием в Советско-финской войне. В Великую Отечественную войну советский летчик инструктировал технику пилотирования при Московском военном округе. С наступлением мирного времени уволился в запас, но тесно поддерживал связь с авиацией, работая зам. начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.

Он жизнь посвятил авиации

Как и многие летчики Советского Союза, большую часть жизни Степанов посвятил авиации, работая над укреплением ее престижа и усилением могущества. Он возглавлял делегации на международных соревнованиях, проходивших в разных городах мира.

Именно Евгений Степанов первым поставил подпись на акте, подтверждавшем грандиозное событие - первое покорение космоса Юрием Гагариным.

В Международной авиационной федерации работал на посту вице-президента, в 70-е годы на Московском заводе по производству вертолетов руководил летно-испытательной станцией, являлся научным сотрудником Центрального дома космонавтики и авиации.

Не стало Степанова Евгения Николаевича 4 сентября 1996 года. Прах знаменитого летчика, покорявшего небеса во благо мирной жизни жителей своей страны, покоится на Троекуровском кладбище.