Формы проведения внеклассных занятий. Организация внеклассных мероприятий

Доклад на тему: «Виды и формы внеклассной работы по формированию коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната»

Разнообразная внеучебная деятельность способствует более

разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразной человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Разнообразная внеклассная работа способствует развитию у

детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной обществом деятельности.

В различных видах внеклассной работы дети не только

проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой

воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с

воспитательной работой на уроке.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной

работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания

усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Успех внеклассной работы зависит не только от активности учащихся, но и

от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно – полезную направленность.

Внеклассная работа определяется работой классной. Только на некоторые

внеклассные мероприятия можно объединить параллельные, а иногда и близкие по развитию классы.

Внеклассная работа может иметь две основные формы: массовые

мероприятия, куда вовлекается класс как целое или даже объединения классов, и кружковая работа, объединяющая учащихся из разных классов.

Виды массовой работы во внеклассное время весьма разнообразны. Сюда

можно отнести: игры, прогулки, беседы, занятия по пропедевтике труда, по конструированию и моделированию, работу библиотеки, экскурсии, пение, слушание музыки и другие мероприятия.

Игры – одно из могучих средств развития ребенка. Играющий ребенок –

это ребенок развивающийся. Игры должны быть посильны детям и очень важно, чтобы они развивали те же функции, над развитием которых работает школа. Детям надо дать время овладеть игрой: четко объяснить ее, показать, взяв на себя главную роль в игре. Продолжением игры является беседа, проведенная после. Для бесед во внеклассной работе должны быть отведены соответствующие часы. Беседа дает новое, систематизирует известное, углубляет его. Речь воспитателя должна соответствовать речевому развитию ребенка. Она должна не только излагать мысль, а и живописать ее, вызвать ряды ярких образных представлений.

Экскурсии имеют большое воспитательное и образовательное значение. Многие из них проводятся учителями предметниками и связываются с изучением очередных тем. Работа над полученным на экскурсии материалом

легко обнаруживает, что каждый из учеников заметил нечто, оставшееся вне сферы внимания других. Делясь впечатлениями, дети взаимно дополняют сведения о добытом материале, и таким образом у них еще больше расширяется круг представлений.

Немаловажное значение имеет и кружковая работа, которая обеспечивает

возможность и осуществляет более тесную связь, общение между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Каждый учащийся, вступая в кружок, берет на себя определенные обязательства: регулярно посещать занятия кружка, выполнять качественно свою работ, стараясь определить ее на выставку.

Посещение выставок, музеев, клубов будет иметь глубокий смысл только

тогда, когда эти посещения являются не случайными эпизодами, а

органическим звеном в системе учебной и внеклассной работы. К каждому мероприятию с детьми ведется определенная подготовка. Это имеет решающее значение. Надо быть убежденным в том, что виденное дойдет до ученика, затронет его сознание. После каждого посещения надо провести беседу по поводу виденного.

В школах часто организуются школьные выставки. Они бывают:

общешкольные, классные, предметные или выставки работ отдельных детских кружков. Выставки, являясь дополнительной стимуляцией учащихся, помогают поднять работу, вызвать интерес, соревнование

Таким образом, вся система внеклассных мероприятий, проводимая

педагогами – воспитателями, направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учебе. Дети во время проведения внеклассных мероприятий более раскованы, более инициативны, подвижны, активны

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте.

    кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные)

В кружках проводятся занятия разного типа:

    доклады

    обсуждение произведений литературы

    экскурсии

    изготовление наглядных пособий

    лабораторные занятия

    встречи с интересными людьми и др.

Отчёт работы кружка за год проводится в виде:

    вечера

    конференции

    выставки

    смотра

К объединяющим формам работы относятся:

    детские клубы

    школьные музеи

    общества

Клубы:

Дружбы

выходного дня

интересных встреч

Действуют они на началах:

    самоуправления

    имеют свои названия

    уставы

Работа клубов строится по секциям

Интернациональные клубы могут иметь секции:

    корреспондентскую

    изучение истории

    географии

    экономики

    культуры страны, с которой дружат дети

Профильные клубы

    литературные

    юного физика

    химика

    математика

политические клубы

    изучение молодёжного движения за рубежом

    изучение истории политических учений и др.

школьные музеи

    краеведческие

    исторические

    историко-литературные

    природоведческие

    художественные

Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов.

Для этого проводятся

    походы

    экспедиции

    встречи с интересными людьми

    ведётся широкая переписка

    работа в архиве.

Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения.

Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь

Массовая работа

    конкурс

    олимпиада

    соревнование

    игра

    беседа

    вечера

    встречи с интересными людьми

    утренники

    спектакли

    праздники

    смотры

    классный час

Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим.
В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Для формирования коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната педагогами используются следующие эффективныеформы досуговой работы по направлениям воспитания:

1.Основы социализации:

    Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;

    Встречи с интересными людьми;

    Работа школьного совета профилактики;

    Школьная служба социальной помощи обучающимся, воспитанникам.

2. Спортивно-оздоровительное направление :

    Динамичные формы внеклассной работы: о рганизация походов, экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;

    Проведение бесед по охране здоровья;

    Применение на уроках и внеклассных мероприятиях игровых моментов, физкульт минуток;

    Участие в городских и областных спортивных соревнованиях;

    З доровое питание;

    Выступления школьной постоянно действующей агитбригады «Мы за здоровый образ жизни!».

3. Художественно-эстетическое направление :

    Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

    Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

    Работа кружков;

    Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города , области.

4. Научно – познавательное направление:

    Предметные недели;

    Библиотечные уроки;

    Конкурсы, викторины, экскурсии и др.;

    Работа клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?»;

    Факультативные занятия по информатике.

5. Гражданско-патриотическое направление :

    Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла, «Уроки мужества», конкурысы инсценированной военно- патриотической песни;

    Выставки рисунков;

    Выпуск школьных стен газет;

    Тематические классные часы и воспитательные беседы ;

    Оказание помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла;

    Конкурсы рисунков;

    Конкурсы чтецов.

6. Общественно-полезная деятельность:

    Проведение субботников;

    Работа на пришкольном участке;

    Дежурство по школе, общежитию, по школьной столовой;

    Озеленение школьной территории, разведение комнатных растений;

    Мелкий ремонт школьной мебели, одежды, зданий и сооружений.

7. Игровая деятельность:

    Подвижные игры на свежем воздухе в рамках охранительного педагогического режима;

    Настольные игры;

    Сюжетно – ролевые игры.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет бóльшую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.

Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеклассной работе много простора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: прежде всего необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализации воспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего внеклассного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию об учащихся и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с учащимися, но и с родителями, учителями, работающими в классе.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных учащихся, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже у талантливого педагога успех внеклассных занятий зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего, методически разработать, смоделировать его проведение.

План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеклассной деятельности. воспитательный внеклассный игра педагог

Результаты моделирования отражаются в плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:

  • 1. Название.
  • 2. Цель, задачи.
  • 3. Материалы и оборудование.
  • 4. Форма проведения.
  • 5. Место проведения.
  • 6. План проведения.

В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.

Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.

Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеклассного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее и диагностичнее будут сформулированы цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут представления педагога о желаемых результатах.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.

К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелки и тряпки и т.д.

Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Эта предварительная работа с учащимися порой оказывается наиболее значимой в воспитательном и образовательном отношении. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.

Формой проведения внеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п. В таком случае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, например: «Викторина по ПДД», «Турнир юных инспекторов дорожного движения», «Экскурсия в автошколу», «Игра по ПДД».

Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).

План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста.

Следует отметить и такой важный элемент подготовки мероприятия, как организационная работа. Преподаватель руководит ею, привлекая учащихся. Он следит за распределением поручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут быть даны классам, группам учащихся. Для организации крупных мероприятий целесообразно создавать оргкомитеты, проводить соревнование на лучшую подготовку. Опираясь при этом на инициативу учащихся, учитель способствуют формированию у них организаторских навыков и умений, приучает к самостоятельности и ответственности.

Должны быть подготовлены и вовремя вывешены объявления о проведении мероприятия, а за день до его проведения - плакаты с напоминаниями: «А ты придешь на КВН?», «КВН в …часов», «Все на КВН». В условиях рыночной экономики важно найти спонсоров и приготовить призы победителям.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

Чтобы сохранить интерес и внимание учащихся, мероприятие должно проходить организованно, динамично, без пауз. Многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, способности быть хорошим организатором, проявлять находчивость и гибкость в неожиданных ситуациях, расположить к себе слушателей, установить с ними контакт. В несложившихся коллективах, независимо от возраста школьников, учителя обычно сами ведут воспитательные занятия. В процессе укрепления коллектива руководство деятельностью учащихся приобретает все более опосредованный характер (воздействие через актив, опора на самодеятельность). По мере приобретения опыта учитель может поручить им самим вести некоторые формы внеклассных занятий, сохраняя при этом контроль над ситуацией.

При проведении внеклассных мероприятий учитель должен позаботиться и о том, чтобы все участники вовремя были на местах, чтобы не подвели технические средства, чтобы намеченный план работы выдерживался во времени, иначе и хорошо задуманное, тщательно спланированное занятие может оказаться малоэффективным.

Особое внимание должно быть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерного творчества, недели информатики, месячника физматнаук). Они должны представлять собой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.

В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам общеклассных занятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия.

1. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость.

Рекомендации: эффективному переключению учащихся на внеучебную деятельность способствует нетрадиционный, занимательный материал в организационном моменте: использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи, переход учащихся в другое помещение и т.д.

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей учащихся, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. На этом этапе педагогу требуется не только увлечь учащихся, но и определить, нужно ли внести коррективы в ход занятия и какого характера они должны быть.

Типичная ошибка - игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции учащихся, что они могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь, отводя учащимся роль пассивных слушателей, не придавая значения эмоциональному настрою учащихся.

В первом случае вопросы, во втором - задания должны быть не только интересны, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности к восприятию подготовленного материала. Во вводной части должны быть сформированы первичные представления учащихся о предстоящем мероприятии, организована их деятельность (знакомство с системой оценки, планом мероприятия, деление на команды). Должны быть даны четкие критерии оценки, объяснены необходимые правила.

3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.

Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности учащихся, отсутствие наглядности и общая бедность использования средств и методов, преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения, создание учебной атмосферы урока, назидательность, морализаторство.

Рекомендации: воспитательный эффект в реализации функций внеклассной работы выше, если учащиеся максимально активны. В активизации учащихся на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока.

Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, игру, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, игровую и др. Объединяя учащихся в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить учащихся так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом, распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут учащиеся. Только в этом случае у учащихся есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

Методы формирования сознания должны способствовать формированию у учащихся убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообщение, доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внеклассных массовых формах воспитательной работы следует обучать учащихся правилам ведения дискуссии.

4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).

Педагогическая цель: настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.

Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к вопросам типа: «Понравилось?», «Что узнали нового?»

Рекомендации: конкретные задания тестового характера в привлекательной для учащихся форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации учащимся по применению приобретенного опыта в жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, обсуждение ситуаций, в которых учащиеся могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы учащимся по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы учащихся в проведении последующих мероприятий.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Подведение итогов проведенного воспитательного мероприятия - важный момент, который нередко недооценивается. Здесь особенно ответственна роль учителя и методиста, которые должны сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы.

Анализ итогов мероприятия следует проводить систематически, так как только опираясь на достигнутое можно успешно двигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков. Такой анализ итогов имеет две основные функции - организующую и воспитывающую. Регулярный анализ способствует лучшей организации работы, побуждает более серьезно относиться к порученному делу, поскольку его итоги и результат не остаются незамеченными, а подвергаются оценке. Анализ - также и хорошая школа воспитания наблюдательности, самокритичности, требовательности, формирования общественного мнения, правильного отношения к критике, повышения педагогического мастерства.

Анализируя воспитательное мероприятие, следует прежде всего фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованного планирования и улучшения качества всей воспитательной работы в дальнейшем. Педагогический анализ каждого проведенного мероприятия может проводиться в соответствии со следующими основными критериями:

  • 1) наличие цели;
  • 2) актуальность и современность темы;
  • 3) его направленность;
  • 4) глубина и научность содержания, соответствие возрастным особенностям учащихся;
  • 5) подготовленность учителя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.

Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции учащихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорят сразу о многом. Более отдаленные во времени наблюдения за поведением школьников, беседы с ними, анкетирование позволяют глубже оценить эффективность проделанной работы.

Состояние и результаты внеклассной и внешкольной работы необходимо систематически обсуждать на педагогических советах и методических объединениях. К оценке проведенных воспитательных мероприятий следует привлекать и школьников, использовать в этих целях школьное радио, стенные газеты, выставки. Результаты таких форм работы, как соревнования, смотры, конкурсы, месячники и т.п., требуют широкого обсуждения в коллективе.

В результате изучения проблемы мы пришли к следующим выводам:

1. Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Цель внеклассных мероприятий - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  • 2. Все названные виды внеклассной мероприятий в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, логического мышления.
  • 3. Общими условиями организации любой внеклассной деятельности учащихся являются:
    • * учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;
    • * четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;
    • * тесная связь с другими предметами;
    • - внимание к общественно полезной деятельности учащихся.

Игра как форма организации досуга

Два наисерьезнейших назначения игры:

  • 1. как средства обучения и воспитания (форма народной педагогики);
  • 2. генетическая и функциональная основа искусства (форма условности и перевоплощения).

Игра есть такая форма проведения человеком свободного времени, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата, представляет собою индивидуальное или коллективное развлечение, регламентируется правилами, опирается на народные или групповые традиции, благодаря которым и реализуется любой личностью легко и с удовольствием.

Побудительные мотивы игры:

  • 1. подражание (ряженые, взрослые и т.д.);
  • 2. состязание;
  • 3. пожелание (каравай и т.д.);
  • 4. воспомоществование (игры на выручку);
  • 5. самоутверждение (ручеек, интеллектуальные игры, компьютерные игры);
  • 6. азарт (игры на выигрыш).

Выполнила: Асанова Эмине Лутфиевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Бахчисарайская СОШ №1»

БАХЧИСАРАЙ 2016

Формы организации и проведения внеклассных мероприятий

Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным.

Наш ученик - это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Каким он будет, когда вырастет?

Это не праздный вопрос - это вопрос жизни. Воспитать гражданина целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого - это долг каждого учителя-воспитателя.

Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с ребятами во внеурочное время.

Эта работа имеет разнообразные формы: классные часы, праздники, поэтические чтения, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, викторины, дискуссии, разговоры по душам, конкурсы, часы пик, сценические картинки,экскурсии, брейн-ринги и др.

Классный час - основная форма работы классного руководителя, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Функции классного часа :

Просветительская – классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах.

Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.

Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.

Формирующая – классный час способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. Основные направления в тематике классных часов. …… *Гражданско-патриотическое воспитание. *Нравственное воспитание. *Экологическое воспитание. *Физическое воспитание и здоровый образ жизни. *Трудовое воспитание. *Эстетическое воспитание.

КВН ( клуб веселых и находчивых ) - это соревнование двух или нескольких команд из 10-13 человек. Команды можно формировать из одного или нескольких классов, остальные участники - болельщики. Для оценки результатов конкурсов избирается жюри (3- 5 человек). Каждая команда готовит приветствие для соперников и домашнее задание. Перед каждым конкурсом ведущий подробно, четко объясняет условия конкурса и количество очков за правильный, оригинальный ответ. Для жюри разрабатываются условия: максимальное количество баллов за каждый конкурс, критерии подведения итогов, время объявления результатов.

Структура КВН:

- приветствие команд;

- разминка;

- конкурсы;

- конкурс капитанов;

- конкурс на лучшее домашнее задание.

Для болельщиков организуются специальные конкурсы, и тем самым они могут принести дополнительные баллы своим командам. Тематика и содержание конкурсов могут быть самыми разнообразными: литературный, математический, исторический, экологический курсы и др., или комплексного характера, из разных областей знаний.

Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы, например: музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический или развлекательного характера в виде конкурса частушек и др. Конкурсы могут быть составной частью праздников (брэйн-рингов и других форм).

Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся. Широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Особенностью викторины является подбор вопросов с учетом возраста детей и уровня их знаний.

Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Предполагает деление класса на группы 4-5, 6-10 человек, члены которых выступают в роли ведущих или участников. Основным условием подготовки участников и дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении; допускаются различные несовпадения мнений и предложений; представление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение; побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме дебатов, заседания группы экспертов, «круглого стола», форума.

Структура дискуссии :

    Выбор темы, проблемы.

    Подготовительная работа (анкетирование, опрос, интервью).

    Подбор литературы по теме, высказываний великих людей, оформление выставок, стенгазет.

    Подбор основных вопросов для обсуждения.

    Приветствие (напоминание о спорной ситуации).

    Принятие правил ведения дискуссии.

    Основная часть (последовательное вынесение вопросов для обсуждения, подведение итогов по каждому вопросу, анализ анкет или сочинений, обзор различных точек зрения на данную проблему).

    Подведение итогов.

Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного, общешкольного или классного характера или проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Если праздник посвящен торжественным датам, то он включает в себя 2 части:

- торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведение итогов;

- концерт развлекательного характера; показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы.

Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Может быть учебного или культурно-просветительского характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и со стороны участников.

Брейн-ринг организуется в три тура, в каждом туре игра идет до трех очков. На размышления над вопросами дается одна минута. После второго тура выбывает команда, набравшая меньшее количество очков. Победительницей считается команда, победившая в последнем туре. Порядок вступления в игру определяют с помощью жеребьевки. В перерывах между турами организуют музыкальные или игровые паузы.

Игра - соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера.

Ролевая игра . 1.Выбор темы.

2.Распределение ролей.

3.Определение функций каждой роли.

4.Правила и стимулирующие факторы, которые создают соревновательный эффект.

5.Обыгрывание проблемных ситуаций в соответствии с ролью.

6. Подведение итогов.

Игра-путешествие.

    Подготовка участников к восприятию игры-путешествия.

    Сбор-старт (правила игры, способ оценки результатов деятельности команды на этапах).

    Движение команд по маршруту.

    Участие команд в организуемой на этапах деятельности.

    Сбор-финиш (подведение итогов, награждение победителей).

Предметные гостиные

Повысить интерес к знаниям, расширить кругозор учащихся помогут предметные гостиные . Например, литературные гостиные, где предметом разговора может стать творчество любого писателя, не очень хорошо известного детям; географические, где в форме путешествия (заочного) происходит знакомство с различными странами.

Что характерно для гостиных ?

Расстановка стульев так, чтобы дети видели друг друга в лицо; наличие эмблем предмета, ярких высказываний по тематике, интересных ребусов, кроссвордов. Выбираются ведущие (2-3 человека). Гости (ребята) входят в гостиную, произнося какие-то крылатые выражения по тому или иному предмету. В гостиной могут заслушиваться какие-то сообщения согласно ее тематике и проводиться диалоги, небольшие дискуссий по затронутой проблеме ну и, конечно, должно быть что-то развлекательное, например, игра «Угадай-ка».

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет.

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление поделок. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4–5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры – наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача – подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Также существуют формы индивидуальной внеклассной работы. В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель – обеспечение педагогических условий для полноценного развития личности – достигается через формирование сторон его личности, индивидуального потенциала. Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности. В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям. Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности («Не навреди!»), вдумчивости. Основополагающим условием ее эффективности служит установление контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:

1. Полное принятие ребенка, т. е. его чувств, переживаний, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей – импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом – переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому очень важно учителю показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что учитель разделяет поступки и действия ребенка. Принять – не значит согласиться. 2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. Учитель не должен принуждать ребенка, заставлять признаться в чем–либо. Всякое давление исключается. Неплохо учителю помнить, что ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача педагога – не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, скорее, присущи не ребенку, а самому учителю. Такая особенность человека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия – умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность – умение быть самим собой, доброжелательность и искренность. Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.

4. Способность слышать – физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков. Слушание – волевой акт, требующий от человека определенных волевых усилий. От понимающего слушателя требуется: 1) всем своим видом демонстрировать рассказчику, что его внимательно слушают и пытаются понять; 2) не перебивать репликами и рассказами о себе; 3) не давать оценок; 4) оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика, т. е. мимикой, жестами и другими средствами невербального общения передавать чувства, испытываемые рассказчиком, как бы выполнять роль зеркала его чувств; 5) не давать советов, если в них не нуждаются. Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производственных вопросов, в спорных ситуация, так как оно предупреждает конфликты, непонимание между людьми, т.е. когда первостепенное значение имеет само содержание беседы, а не ее контекст, когда нужно выяснить точки зрения собеседников, совместно решить что-то, договориться о чем-либо.

В индивидуальной воспитательной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.

Организация внеклассной воспитательной работы может использоваться при индивидуальной и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач. Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации. В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы. В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Индивидуальная и массовые формы внеклассной воспитательной работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители.

Широтой и разнообразием содержания внеклассной работы обусловлено и богатство ее форм.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание.

Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложно­сти в их классификации, поэтому единой классификации нет. Существуют классификации по объекту воздействия и по направлениям, задачам обучения и воспитания (рис. 26).

Любая форма внеклассной работы в той или иной мере способствует решению задач нравственного, умственного, физического, экологического, экономического, эстетического и т.д. обучения, воспитания и развития. В этой связи будем рассматривать классификацию форм внеклассной работы по объекту воздействия.

В работе внеклассная работа подразделяется на индивидуальную, групповую, объе­диняющую и массовую, в - на индивидуальную и массовую, выделяя в массовой работе фронтальную и коллективную (рис. 26).

Рис. 26. Формы внеклассной работы

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, на­правленная на самовоспитание, на выполнение заданий учителя и поручений коллектива, вы­ходящих за рамки учебных программ.

Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в некоторый вид деятельности. В индивидуальной внеклассной работе общая цель - обеспечение педагогических условий для полноценного развития конкретной личности - достигается через формирование положительной Я-концепции и развитие разнооб­разных сторон личности, индивидуального потенциала.

Индивидуальная деятельность не ограничивает потребности учащихся и подростков в общении, но позволяет каждому найти свое место в общем деле. Она входит необходимой со­ставной частью в работу кружков, от умения наладить ее зависит успех и больших массовых дел. Целенаправленная индивидуальная работа учащихся необходима для того, чтобы каждый из них мог в полной мере раскрыть и развить свои способности, выразить свою индивидуаль­ность. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей уча­щихся, изучения их интересов и стремлений, положения в коллективе сверстников, а также умения строить процесс воспитания со всем коллективом школьников и в отдельности с каж­дым из них.

В индивидуальной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом сущест­вует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма. Это могут быть, например, ответы на вопросы учащихся после уроков, оказание помощи учащимся в выборе конфигурации домашнего компьютера или его модернизации и т.п.

Согласно , другой вид внеклассной работы - ее массовые формы. Их можно разде­лить на две большие группы, которые отличаются характером деятельности учащихся.

Первая группа - фронтальные формы. Деятельность учащихся организована по принципу «рядом»: они не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одинаковую деятель­ность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка одновременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством учащихся. По этому принципу организовано большинство общеклассных занятий.

Вторая группа форм организации внеклассной деятельности характеризуется принципом «вместе». Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого зависит общий успех. В процессе такой органи­зации учащиеся вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Деятельность такого рода получила название коллективной, а внеклассная работа - коллективной внеклассной работы. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на их взаимосвязь, что способствует лучшей об­ратной связи между ним и учащимися. По принципу «вместе» может быть организована дея­тельность в парах, в малых группах, в классе.

Первая группа отличается простотой организации для педагога, но мало формирует на­выки коллективного взаимодействия. Вторая группа незаменима для развития умений сотруд­ничать, оказывать помощь друг другу, брать на себя ответственность. Однако в силу возрас­тных особенностей младших школьников (они не видят в другом равноправного человека, не умеют договариваться, общаться) организация коллективных форм требует от педагога боль­ших временных затрат и определенных организаторских умений. В этом заключается ее слож­ность для педагога. Каждое направление имеет свои преимущества и ограничения, они взаимо­связаны и дополняют друг друга.

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что часто ис­пользуются популярные формы, пришедшие из телевидения: КВН, «Что? Где? Когда?», «Уга­дай мелодию», «Поле чудес», «Огонек» и т.д.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее учебно-воспитательное значе­ние с позиций цели, задачи, функций.

Формы массовой внеклассной работы позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого учащегося через коллектив. Они способствуют развитию умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Согласно , кроме индивидуальной выделяют кружковые (групповые), объединяющие и массовые формы внеклассной работы.

Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию инте­ресов и творческих способностей учащихся в определенных областях науки, техники, искусст­ва, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки.

Кружок - одна из основных форм внеучебной деятельности по информатике. Содержание его работы определяется в основном интересами и подготовкой учащихся, хотя для некоторых существуют и программы. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, про­граммирования, компьютерного моделирования и т.п. В кружках проводятся занятия разного типа. Это могут быть доклады, работа над проектами, экскурсии, изготовление наглядных по­собий и оборудования для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми, виртуальные путешествия и т.п.

Учет работы кружка ведется в дневнике. Отчет может проводиться в виде вечера, конфе­ренции, выставки, смотра. В некоторых школах итоги деятельности подводятся на школьных праздниках, являющихся смотром проделанной за год работы, например, при проведении об­щешкольной недели информатики.

К объединяющим формам работы относятся клубы, школьные музеи, общества, вре­менные коллективы и т.д.

Широкое распространение в недалеком прошлом имели клубы - политические, пионер­ские, комсомольские, интернациональной дружбы, старшеклассников, выходного дня, интерес­ных встреч и т.д., действовавшие на началах самоуправления, имевшие названия, эмблемы, ус­тавы и положения.

Работа клубов может быть возрождена на основе новых информационных технологий. Так, в настоящее время многие школы поддерживают связи с зарубежными школами. На этой основе могут быть возрождены клубы интернациональной дружбы, имеющие секции перево­дчиков, истории, географии, культуры страны, в которой находится школа, и т. д. В работе клу­бов могут широко применяться возможности Интернет для сбора информации и выполнения общих проектов, электронной почты для переписки и т.д.

Учащиеся ряда школ с удовольствием занимаются созданием виртуальных (электронных, представленных в сети Интернет) музеев, выставок и галерей. Этот вид работы может высту­пать и как самостоятельная форма деятельности, и как вспомогательная для реально сущест­вующих школьных музеев, выставок и галерей и т.п.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они очень разнообразны и по сравнению с другими формами внеклассной и внешкольной ра­боты имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Во внеклассной деятельности следует широко использовать такие формы массовой рабо­ты, как соревнование, конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся, хотя степень ее может быть различной. Так, конкурс, олимпиада, со­ревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров лишь часть учащихся выступает в качестве организаторов и исполнителей. А в таких мероприятиях, как посещение вычислительного центра, просмотр кинофильма, встреча с инте­ресными людьми, лекция, все участники являются зрителями или слушателями.

В последнее время все большую популярность среди учащихся, проявляющих к изуче­нию информатики повышенный интерес и способности, завоевывают такие формы углублен­ной подготовки, примыкающие к внеклассной работе, как юношеские школы информатики, заочные физико-математические школы (ЗФМШ), школы и классы с уклоном по информатике, летние компьютерные лагеря и т.п.

Формой массовой работы с учащимися, осуществляемой учителем - классным руководи­телем, является классный час. Он проводится в рамках отведенного в расписании времени и является составной частью системы воспитательной деятельности в коллективе класса.

Отечественная школа накопила большой опыт использования всех форм внеклассной ра­боты. Однако при этом надо иметь в виду, что форма сама по себе еще не решает успеха дела. Важно, чтобы она была наполнена полезным содержанием. Решающее значение имеет также педагогическое мастерство учителя.

Средства внеклассной работы представляют собой средства обучения, воспитания и раз­вития, выбор которых определяется содержанием и формами внеклассной работы.

В качестве средств на внеклассном занятии могут выступать: оформление класса; музы­кальное оформление, игровые атрибуты, видеоматериалы, книги, программные средства.

Особенности внеклассной работы

Рассмотрев сущность внеклассной работы через ее возможности, цели, задачи, содержа­ние, формы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля результатов внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Внеклассная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.

6. Внеклассная работа имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Одним из условий успешности внеклассной работы является особое психическое состоя­ние, возникающее при единстве мотива деятельности (потребности в ней) и соответствующей ему ситуации, называемое установкой.

Экспериментальные исследования, проведенные Д.Н. Узнадзе и другими, показали, что наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. При­менительно к внеклассной работе такая установка способствует активизации внимания и памя­ти, точности восприятия содержания, помогает выделять в тексте главную мысль, развивает способность творчески воспринимать получаемую информацию и т.д., т.е. способствует выра­ботке умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Поэтому целенаправ­ленность внеклассной работы учащихся, наличие сильной мотивации (соответствия познава­тельных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого важного вида деятельности.

Планирование внеклассной работы

Внеклассную работу в школе ведет весь педагогический коллектив: директор, его замес­тители, классные руководители, учителя, а также родительский комитет. Учащиеся выступают и как участники, и как организаторы своей внеурочной деятельности.

Классный руководитель планирует и направляет внеклассную работу в своем классе. Внеклассная работа класса включается в систему планирования учебно-воспитательной дея­тельности всей школы, где предусматривается организация деятельности кружков, научных обществ, школьной библиотеки, проведение основных массовых мероприятий и каникул, об­щественно полезной работы школьников, развитие школьной печати. Классный руководитель планирует воспитательную деятельность с учетом работы учителей-предметников. Каждый учитель, который ведет тот или иной участок внеклассной деятельности по предмету, также составляет план, который утверждается администрацией школы.

Составлению планов внеклассной работы должен предшествовать анализ итогов воспи­тательной деятельности за истекший год. Важно выявить ее сильные и слабые стороны и, исхо­дя из достигнутого уровня воспитанности учащихся, наметить те конкретные воспитательные проблемы, которые будет решать педагогический коллектив в предстоящем учебном году. Анализ проделанной работы и задачи школы на будущее и должны составлять введение к пла­ну. Во многих школах составляются также на небольшой отрезок времени графики внекласс­ных мероприятий в хронологическом порядке, так как в общешкольных планах, которые отра­жают воспитательную деятельность за полугодие или даже за год, трудно в деталях предусмот­реть все мероприятия.

Процесс планирования заключает в себе большие возможности сплочения школьного коллектива и воспитания у учащихся полезных умений и навыков. Поэтому нужно выявлять и учитывать запросы и пожелания учащихся, обсуждать с ними планы, совместно определять сроки и намечать исполнителей. Для этого следует проводить со школьниками беседы, анкети­рование, использовать материалы их письменных работ.

Планы станут более действенными и интересными, если они будут создаваться творческими усилиями широкого круга людей. Важно привлекать к этой работе и родителей учащихся.

Контроль за выполнением планов внеклассной воспитательной деятельности осуществ­ляют директор и его заместители. Они посещают внеклассные занятия, анализируют их с учи­телями, а также выносят вопросы состояния и качества внеклассной работы с учащимися на педагогические советы, производственные совещания, методические комиссии.

В педагогических кругах в настоящее время проявляется большой интерес к организации внеклассной работы на основе принципов научной организации педагогического труда. Это означает, прежде всего, использование данных теории педагогики и психологии в практической деятельности учителя. Усилия многих педагогических коллективов и ученых направлены на поиски путей достижения максимальной эффективности труда учителя, на решение вопроса о рациональном использовании его времени, в том числе через научное планирование его вне­классной воспитательной деятельности.

Четкое руководство внеклассной работой и ее рациональное планирование являются од­ним из основных условий успешного осуществления этой деятельности в школе.

Особенности организации внеклассной работы по информатике

Следует различать два вида внеклассной работы по информатике: работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные за­нятия); работа с учащимися, проявляющими к изучению информатики повышенный, по срав­нению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном по­нимании смысла этого термина).

Говоря о первом направлении внеклассной работы, отметим следующее. Этот вид вне­классной работы с учащимися по информатике в настоящее время имеет место в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения информатике должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы с отстающими. В идеальном случае первый вид вне­классной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер и проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из школы другого типа т. п.). Однако в настоящее время эта работа требует еще зна­чительного внимания со стороны учителя информатики. Основной целью ее является своевре­менная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу информатики.

Передовой опыт работы учителей информатики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с отстающими.

1. Дополнительные (внеклассные) занятия по информатике целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к обучаемости.

2. Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).

3. Занятия с отстающими в школе целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.

4. После повторного изучения того или иного раздела информатики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме.

5. Дополнительные занятия по информатике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из дидактических материалов, а также учебные пособия (и задания) программированного типа.

6. Учителю информатики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими информатики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по информатике более эффективными.

Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по информатике - занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основ­ным целям:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса к информатике.

2. Расширение и углубление знаний по программному материалу.

3. Оптимальное развитие способностей учащихся и привитие им определенных навыков
научно-исследовательского характера.

4. Воспитание культуры мышления.

5. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении информатики в жизни общества.

7. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности информатики, о роли информатики в мировой науке.

8. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

9. Установление более тесных деловых контактов между учителем информатики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

10. Создание актива, способного оказать учителю информатики помощь в организации эффективного обучения информатике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде знаний по информатике среди других учащихся).

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих це­лей переносится на внеклассные занятия этого вида.

Вместе с тем между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внекласс­ной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти зна­ния, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные заня­тия.

Говоря о содержании внеклассной работы с учащимися, интересующимися информати­кой, отметим следующее. Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки официальной программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами. Так, например, традиционными для рассмотрения на внеклассных занятиях по информатике были историче­ские сведения, задачи повышенной трудности по программированию, элементы математиче­ской логики, системы счисления и т.д.

За последние годы в информатике возникли новые направления, имеющие практическое значение и большой познавательный интерес - компьютерные технологии обработки информа­ции, в частности, мультимедиа, гипертекст, Интернет. Эти вопросы уже нашли свое отражение в программе по информатике, однако практика показывает, что количество отведенных часов явно недостаточно, и поэтому внеклассная работа может стать серьезным подспорьем в повы­шения качества подготовки учащихся по информатике.

Происходящее обновление содержания курса информатики привело к возникновению тенденции обновления содержания внеклассных занятий по информатике, однако это не озна­чает, что следует отказаться от тех или иных традиционных вопросов, которые составляли до сих пор содержание внеклассных занятий и вызывают у учащихся неизменный интерес.

Некоторые виды внеклассных мероприятий

Вечер информатики - это своеобразная форма подведения итогов работы класса или кружка за год. Совместно с учителем учащиеся подробно продумывают программу вечера, ви­ды занятий и развлечений, подбирают материал для вечера: задачи-шутки, задачи на сообрази­тельность, исторические сведения, ребусы, софизмы, шарады, кроссворды, вопросы для викто­рин; готовят необходимые модели, плакаты, лозунги, оформляют класс. Мероприятие имеет важное воспитательное значение: во-первых, учащиеся вместе борются за честь своего класса; во-вторых, это соревнование вырабатывает у школьников выдержку, спокойствие и упорство в достижении победы.

Викторина по информатике - это своего рода игра. Викторину лучше всего проводить или на занятиях кружка, или в виде соревнования между отдельными классами (во внеурочное время). Задания для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачи типовые, решаемые обычно на уроках, неинтересны для викторины. Помимо задач в викторину можно включить также различного рода вопросы по информатике. В викторину включают также зада­чи-шутки. Викторины могут быть посвящены целиком какой-нибудь одной теме, но лучше все­го предлагать комбинированные викторины.

Встречи с интересными людьми являются важным средством формирования подрас­тающего поколения. Такие встречи могут быть классными или общешкольными, иметь само­стоятельный характер или входить в другие формы внеклассной работы. Встречи могут быть организованы с представителями «компьютерных» профессий; с представителями других про­фессий, использующими компьютеры; с выпускниками школы, выбравшими соответствующие профессии и т.д.

Во вступительном слове учителю надо рассказать учащимся о жизни и деятельности гос­тей, вызвать у них интерес к происходящему, а в заключительном - обобщить все выступления и поблагодарить присутствующих.

Деловые игры - активный метод обучения, использующий имитацию реального изучае­мых объекта или ситуации для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Они направлены на решение так называемых инструментальных задач: построение реальной деятельности, достижение конкретных це­лей, структурирование системы деловых отношений участников. Деловые игры с детьми обыч­но имеют несложный сюжет, могут проходить в виде организационного семинара. Основными признаками деловых игр В.Я. Платов считает :

1. Наличие модели объекта;

2. Наличие ролей;

3. Различие ролевых целей при выработке решений;

4. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

5. Наличие общей цели у всего игрового коллектива;

6. Коллективная выработка решений участниками игры;

7. Реализация в процессе игры «цепочки решений»;

8. Многовариантность решений;

9. Управление эмоциональным напряжением;

10. Разветвленная система индивидуального или группового оценивания деятельности уча­
стников игры.

В деловых играх учащиеся планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, которая от этапа к этапу отслеживается ведущими. Сюда же могут быть отнесены коллективные творческие дела, в которых школь­ники, играя, планируют и осуществляют реальную общественную деятельность.

Деловые игры достаточно сложны для школьников, так как в них нет четкой сюжетной линии, нет заданного извне эмоционального фона отношений. Для участников необходимо соз­давать мотивацию и поддерживать ее в процессе мероприятия. Во-первых, участникам инте­ресно заниматься настоящим, серьезным, взрослым делом. Во-вторых, работа должна быть ор­ганизована в творческих группах, созданных по интересам. В-третьих, они должны видеть ре­альные результаты своей работы: алгоритм решения задачи, план мероприятия и т.д.

Деловые игры во внеклассной работе - перспективное направление. Такие игры учат строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые игры школьников и взрослых - педагогов, родителей.

Деловые игры должны разрабатываться специально для определенного возраста, учиты­вающего психофизиологические особенности учащихся. Можно выделить четыре типа деловых игр, которые могут найти применение во внеклассной работе:

Крупномасштабные (несколько классов) и длительные (несколько месяцев) деловые игры;

Игры, основанные на анализе фактической информации;

Краткосрочные деловые игры, в которых занят весь класс;

Настольные деловые игры.

Диспут по информатике - это своеобразная игра между классами в вопросы и ответы. Во время диспута задаются сначала более трудные вопросы. Весьма важен вопрос о материале диспута. Этот вопрос решается в зависимости от тех целей, которые могут быть поставлены перед диспутом. Важнейшая среди таких целей - это повторение учебного материала за про­шлые годы обучения. В этом случае перед учащимися ставится задача повторить материал по информатике за определенный промежуток времени, с тем чтобы знать определения, свойства, правила, уметь решать задачи и выполнять определенные действия по этому материалу. Минимальным требованием, которое предъявляется к каждому диспуту, является хорошее, полное и точное знание учащимися прямо указанного в учебниках материала, знание и понимание фор­мулировок. Только после этого и на базе этого может строиться творческая работа учащихся над учебным материалом.

Диспуты лучше проводить между параллельными классами. Диспуты по информатике выявляют недостатки в знаниях учащихся, корректируют работу учителя. В диспуте ценно то, что для такого важнейшего педагогического момента, как повторение, используется внекласс­ная форма работы с учащимися. Диспуты между классами для повторения дают то, что не мо­жет дать никакая другая классная форма повторения информатики.

Большое значение во внеклассной работе имеет работа учащихся с дополнительной ли­тературой.

Перед школой стоят задачи повышения общего уровня развития учащихся, их подготовки к дальнейшему образованию, самообразованию и практической творческой деятельности по любой специальности. Для решения этих задач учителю информатики необходимо не только обеспечить определенный запас знаний у школьников, но и выработать умение добывать эти знания, развить в стремление и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.

Среди различных источников новых знаний по информатике одно из первых мест зани­мает книга. Всю литературу, знакомящую школьников с основами информатики и их примене­нием, можно разделить на учебную (стабильные учебники, дидактические материалы, сборни­ки задач, справочники) и дополнительную (научно-популярные книги и статьи, сборники задач олимпиадного характера, энциклопедии, справочники, словари, книги с внепрограммным мате­риалом).

В процессе обучения информатике учащиеся весьма широко используют основную учеб­ную литературу, однако дополнительную литературу по информатике читают немногие, при­чем это чтение не носит организованного характера. Между тем обучающее и развивающее значение работы учащихся с дополнительной литературой по информатике весьма велико, так как именно эта работа способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и раз­витию у них устойчивого интереса к информатике.

Опыт работы с учебной литературой недостаточен для успешной работы с дополнитель­ной литературой. Поэтому умения и навыки работы школьников с литературой по информатике необходимо целенаправленно и систематически развивать. Этому, в частности, способствует:

1) как можно более полное соответствие изучаемой литературы направлениям познавательных интересов школьников;

2) систематическое использование учителем и учащимися дополнительной литературы в процессе обучения информатике (на классных занятиях, в домашней и внеклассной работе учащихся);

3) целенаправленная деятельность учителя по обучению учащихся общим приемам работы с литературой;

4) постановка специальных заданий, требующих привлечения дополнительной литературы по информатике и контроль за их выполнением;

5) постоянное использование дополнительной литературы на факультативных занятиях.

Эффективность самостоятельной работы учащихся с учебной или дополнительной лите­ратурой вообще (и по информатике в частности) зависит и от некоторых психологических фак­торов (установка, интерес, волевое усилие, самостоятельность, трудолюбие и т.п.).

К числу основных компонентов, определяющих выработку умений и навыков эффектив­ной работы учащихся с научной литературой по информатике, относятся:

1) умение логически (структурно) осмыслить текст;

3) умение выделить и запомнить главное;

4) умение акцентировать свое внимание на той или иной основной мысли, выраженной в
тексте;

5) умение творчески перерабатывать информацию (в том числе "читать между строк");

6) умение составить план, конспект на тему, сделать из него выписки;

7) самостоятельность и критичность восприятия;

8) усилие воли, чтобы заставить себя работать и в случае возникновения трудностей и не­
ясностей;

9) настойчивость в преодолении трудностей.

В перечне этих условий заложена своеобразная программа обучающей деятельности учи­теля информатики при организации самостоятельной работы учащихся с книгой.

Для формирования и развития рассмотренных выше умений и навыков полезно приме­нять определенную систему специальных учебных заданий.

1. Задания, формулирующие и развивающие умение выборочного чтения дополнительной литературы по информатике. Такие задания обычно выражены в форме вопросов, ответы на которые явно или скрыто содержатся в данной для изучения дополнительной литературе.

2. Задания, формулирующие способность сопоставления новых знаний, полученных при чтении дополнительной литературы, с уже усвоенными знаниями.

3. Задания, формирующие способность применения новых знаний, полученных при чтении дополнительной литературы. Так, например, при изучении какого-либо нового программного средства учащимся предлагается применить его для решения практических задач.

4. Задания, формирующие умение свести прочитанное в определенную целостную систему. Таковы, например, задания: подготовить доклад по прочитанному; прореферировать данную книгу (главу книги); составить какую-либо таблицу (диаграмму, схему) по прочитанному и т. д.

Другой вид работы с научно-популярной литературой - подготовка карточек для карто­теки статей. Каждый ученик получает журнал, просматривает его и отбирает понравившийся материал, после чего заполняет карточку-аннотацию. При этом у учащихся проявляется и вос­питывается профессиональный интерес к научно-популярной и специальной литературе.

В рамках данного вида работы может быть осуществлено обучение учащихся целена­правленному поиску информации в сети Интернет, информационный объем которой практиче­ски безграничен.

Классный час. Зачастую учитель информатики является классным руководителем, что накладывает отпечаток на всю воспитательную работу в классе. Практика проведения классных часов очень разнообразна. Опыт показывает, что их можно использовать для решения учебных и организационных вопросов (классное собрание, обсуждение текущих дел коллектива, подве­дение итогов работы, устные журналы, доклады, лекции). Здесь учащимся предоставляется возможность общаться с учителем информатики - классным руководителем - и друг с другом в свободной, непринужденной обстановке.

Клубная деятельность направлена на привлечение к активной творческой деятельности учащихся всех возрастных групп, на развитие надпредметных знаний и умений, освоение куль­турных ценностей. Основная деятельность клуба, как правило, направлена на организацию ра­боты по различным проектам, связанным с профессиональными, научными или личными инте­ресами его руководителя.