Функции социологии с примерами кратко. Контент-анализ как метод изучения документов. Вопросы для повторения

Практическая значимость науки находит отражение в ее функциях.

Функция - следствие социального события для социальной системы, где событие является необходимым для содействия работе и поддержания этой системы. Если социологию рассматривать как событие, то ее функция - это польза, которую социология приносит обществу.

Следует подчеркнуть многообразие позиций авторов и исследователей, каждый выделяет свои наиболее значимые функции:

Ж.Т. Тощенко, например, описывает две функции: теоретико-познавательную и управленческую.

В.Н. Лавриненко упоминает три: познавательную, практическую и идеологическую функции.

Э.В. Тадевосян выделяет теоретико-познавательную, практически-познавательную и идейно-воспитательную.

Более широко проблему функций представляют А.А. Радугин К.А. Радугин. Они перечисляют семь функций: познавательную, прикладную, социального контроля, социального планирования, идеологическую и гуманистическую.

На сегодняшний день выделяют ещё несколько видов функций социологии.

Рассмотрим наиболее распространённые из них.

Функции, гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные, и собственно социальные (имея в виду, что на практике они взаимосвязаны и неразделимы).

Гносеологические (или теоретико-познавательные) функции социологии заключаются в полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни, в понимании ее как целостного явления. Это - накапливание знаний, систематизация их.

Социальные функции социологии - нахождение путей и способов воздействия на социальную жизнь, на те или иные ее стороны на основе познания и изучения закономерностей социального развития. К основным социальным функциям можно было бы отнести: гуманистическую, прогностическую, прикладную.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая.

Теоретико-познавательная функция подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить ведь не все надо менять перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и - конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Критическая функция социологии проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а, с другой стороны, выявляет то, что требует радикальных преобразований. Социология, исследуя общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального здоровья. Социология занимается и профилактикой социальных болезней.

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точка отсчета, источник сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель, и преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Под гуманистической функцией социологии надо понимать то, что она занимается разработкой теории и программ деятельности людей и социальных групп по преобразованию тех или иных сторон социальной жизни. Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек смог реализовать себя как субъект социальной деятельности. Отсутствие подобных условий может привести к социальной напряженности, разобщенности, конфронтации и, в конечном итоге, к кризису общества.

Прогностическая функция социологии - это разработка научно обоснованных социальных прогнозов, воспроизводство перспектив развития социальных отношений. Человечеству сегодня трудно найти правильные решения, если оно не прогнозирует дальнейшие пути развития социума, не вырабатывает модели развития цивилизации в будущем. Социальное предвидение всегда было частью социологического знания, что находило выражение в различного рода утопических, фантастических теориях и т.д. Научное прогнозирование социального развития помогает увидеть перспективы человеческой цивилизации и спроектировать в определенной степени социальную жизнь в желательном для людей направлении.

Прогноз опирается на выявление тенденции и закономерности развития социального явления, решающие факторы, способные повлиять на прогнозируемый объект. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта.

Прикладная функция социологии заключается в проведении эмпирических (конкретных) социологических исследований действительности. Она, без сомнения, важна, хотя нельзя сводить к ней все социологические функции, как, к сожалению, у нас нередко делается на практике. В нашем обществе опросы общественного мнения приобрели чрезвычайную популярность и в связи с этим опросно-анкетный метод рассматривается чуть ли не как основной метод исследования социологии как науки.

Практическо-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления соц. процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение, и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология - одна из теоретических основ политики и практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ соц. политики и в практике управления общественными процессами - одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.

Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социологическом исследовании.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками. В рамках социальной инженерии организационно-технологическая функция проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные способы ее организации. Типичные примеры социального изобретательства - молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа, студенческие строительные отряды.

Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели - как лучше, а получилось - как всегда.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Подразумевается, что социальное знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим. Мировоззренческая функция социологии выражается в воздействии на общественное сознание, создание ценностной системы, культивирование правил и норм поведения людей.

Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п.

История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ, реконструкций и трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Эти опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества. Типичный пример - выборы.

    Социология в целом – это наука ожизнедеятельности общества как совокупностивзаимодействий (социальные связи и отношения)между субъектами (соц. институтами, соц. общности, личности). Жизнедеятельность – законы становления, функционирования, развития общества.

Объект – любоеявление общественной жизни . Объектом может быть общество.Предмет исследования –субъекты общества - соц. институты, соц. общности, личности.

Связь социологии с общественными и гуманитарными науками

Социология и философии - с оциология вышла из философии. И та и другая наука изучает личность и соц. общности

Социология и история – общий объект исследования – общество. История – описывает постфактум, социология – инфактум. История описывает, но не прогнозирует. Социология анализирует и прогнозирует

Социология и политология – прогноз реакции на политич. деятельность. Очень взаимосвязаны

Социология и педагогика – изучение личности. Связь процесса социализации – воспитания личности – педагогика.

Экономика и социология – влияние экономических процессов на общество. Экономические аспекты влияют на соц. положение человека в обществе

Социология и психология – псих. – индивид. «Я», соц. - изучение «мы». Применяются психологические методики, теории

Социология и математика – социология использует для исследования свои систематические методы

Социология и правоведение – юр. нормы регулируют социальное поведение людей. Закрепляют определенные отношения внутри общества

2.Функции социологии:

    Теоретико – познавательная функция – исследование социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, а также связи с другими явлениями и о характере и закономерностях развития этих явлений

    Прикладная функция – конкретная социологическая информацию для решенияпрактических научных и социальных задач.

    Функция социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества. Прогнозирует тенденции общественного развития

    Гуманистическая функция – разрабатываются социальныеидеалы , программы научно-технического, соц.-экономического, соц.-культурного развития общества

    Управленческая функция – социолог разрабатывает рекомендации, которые могут быть исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений

Структура социологии

Дифференциация социологии по 3м уровням:

    Уровень фундаментальных исследований . Обществокак целостный организм , раскрытие места и роли социальных связей в нём. Формулировка основныхпринципов социологического познания, а так же основныхметодологических подходов к анализу социальных явлений

    Уровень прикладных исследований . Задача изучения актуальных, имеющихпрактическую значимость проблем.Базируется на основе существующих фундаментальных знаний

    Социальная инженерия – уровеньпрактического внедрения полученных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий

Макро-, мезо- и микросоциология:

    Макросоциология – изучается общество как целостная система, какие элементы составляют структуру общества.. блабла.Ставится акцент на характер изменений в обществе

    Мезосоциология – исследуются группы людей (классы, нации, поколения), а так же созданные людьми стабильные формы стабилизации жизни (институты)

    Микросоциология – изучается деятельность отдельного человека, его мотивы и характер действий

Теоретический и эмпирический, средний уровни познания

Связь между эмп. и теор. – средний уровень познания (Мертон ввел это понятия 1947г)

Обобщает эмпирические факты в пределах отдельных областей социологического знания (экономическая социология, социология права, семьи и др.)

Теории среднего уровня:

1. теории соц. институтов (семья, наука, образование, политика и т.д.)

2. Соц. отношений (социология малых групп, страт, слоев, классов и т.д.)

3. Специализированных соц. процессов (социология процессов дезорганизации общ-ва, конфликтов, дезорганизации общ-ва и др.)

3. Методы социологии

    Специальные социологические методы– наблюдения, анализ документов, опросы, эксперименты

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических, прямая регистрация событий очевидцем. Есть прямая цель наблюдения.

Классификации наблюдений – стандартизированное и нестандантизированное, (так же и с опросом)

    стандартизированные - события регистрируются подетально разработанной процедуре . Детально определены объект и предмет исследования, состав элементов изучаемого процесса

    не стандартизированное наблюдение. Исследователь пользуется лишьобщим планом исследования . Определен лишь объект наблюдения. Не определяются детали процесса

в зависимости от положения наблюдателя различают включенное ине включенное наблюдение

    не включенное наблюдение – исследователь находится вне изучаемого объекта, т.е. изучает его со стороны

    включенное наблюдение – наблюдатель в той или иной степени включен в социальный процесс и находится в прямом контакте и с изучаемыми индивидами. В зависимости от того, какое место и какую роль занимает наблюдатель в процессе, различают:

А) полное включение – когда наблюдение проводится скрытно, изнутри исследуемой группы, общности, а истинное лицо и цели наблюдателя известны только наблюдателю

Б) ситуация «участник-наблюдатель» - наблюдатель не скрывает своей роли, адаптируется к коллективу и коллектив к нему, и собирается эмпирический материал

В) «Наблюдатель – участник» - взаимодействие наблюдателя с наблюдаемыми минимально. Исследователь не скрывает своих целей, но сам процесс наблюдения носит более формальный характер

Г) Ситуация полного наблюдателя – исследователь выполняет функцию наблюдателя не взаимодействуя с участниками – схож с не включенным наблюдением. Специфика – цели и задачи исследования . Главное достоинство – метод позволяет уловить многочисленные детали исследования. Показывает ситуацию многогранной, многомерной. Метод гибок – это важно при изучении многих социальных явлений. Недостатки – субъективное влияние на результаты процесса наблюдения. Наблюдатель – человек, его личные установки могут влиять на результат

Опрос – метод получения первичной социологической информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросом, содержание которого представляет собой проблему исследования

    Проводится по определенному плану беседа, которая предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом (запись осуществляется диктофоном либо другим записывающим средством)

    ДА ЧТО ЖЕ ЭТО По технике проведения:

    1. Не стандартизированное (свободное интервью) – длительная беседа без строгой детализации вопроса

      Стандартизированное интервью – детальная разработка всей процедуры

Анкетный опрос – получение от респондентов сведения о событиях в жизни, мнениях и оценках. Респондент сам фиксирует свои ответы

Анкетные вопросы делятся на:

    Открытые анкеты, когда респонденты высказываются в свободной форме

    Закрытые опросные листы, где заранее предусмотрены варианты всех ответов

    Полузакрытые анкеты – комбинация открытых и закрытых

    Опросы по почте

    Групповое анкетирование (30-40 человек), индивидуализированное анкетирование

ЭКСПЕРИМЕНТ – вмешательство социолога в естественный ход событий. Бывают мысленные и натурные эксперименты (лабораторные и полевые). Проводятся для подтверждения научной гипотезы.

Метод анализа документов (контент-анализ). Сам контент анализ может быть двух видов:

    Качественный – интересует не то, что говорится, а как это говорится (а так же сколько эфирного времени или печатного пространства уделено кому-либо) . Например, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.

    Количественный контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой информации и обработка. Здесь выявляются смысловые единицы:

    Понятия

    Тема

    Имена

    событие

Общенаучные методы социологии

    Системный принцип, - как единое целое, которое обладает определенной внутренней структурой.

    Принцип объективности – изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление должно рассматриваться как многогранное и противоречивое.

    Принцип историзма –тенденции развития, взаимосвязи, предугадывать

Всеобщие методы социологии

  1. Синтез –

    Индукция –

    Дедукция –

    Аналогия –

    Абстрагирование –

    Обобщение –

    Классификация –

    Статистические методы –

4. Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью измерения, обобщения и анализа социологической информации.

Цель социологического исследования – поиск фактов о социальной действительности. Дюркгейм под социальными факторами понимал политические, религиозные, моральные устои. Блаблабла в семинаре есть

В целом социологические исследования делятся на две большие группы

      Теоретико-прикладные исследования – ориентированы содействию решения социальных проблем путём разработки новых принципиальных подходов к их изучению. Как правило исследования выполняются в рамках перспективной программы (например, наркомания и молодёжь)

      Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем – социально-техноголоческие разработки. Выполняются по прямому заказу какого-либо лица, либо организации. Результаты – разработки, в разработке которых могут принимать участие сами социологи

В зависимости о состояния имеющихся знаний о проблеме:

      Разведывательное – об изучаемой проблеме имеется очень смутное представление

      Описательное исследование – описание качественно-количественных значений изучаемой проблемы

      Аналитико-экспериментальное исследование. Наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей,

По степени годности инструментального аппарата, социологические исследования делятся на пилотажные и основные

    Пилотажные – пробно-поисковый тип исследования, который, как правило, проводится до основного. Для определения качественных характеристик, зондирование. Проводится на небольшой выборке. В выборку включаются все исследуемые категории

    Основное исследование – описательное и аналитико-эксперементальное

    1. Описательное занимается измерением какого-либо аспекта действительности, не используется для исследования какой-либо теории. Применяется когда объектом служит относительно большая общность людей

      Аналитико-экспериментальное исследование – ориентирован на выявление причин, обуславливающих сущность, структуру и особенности изучаемого процесса. Носит комплексный характер, могут применятся различные методы наблюдения

4.В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению, различают сплошное и выборочное социологическое исследование

    Сплошное - все представители генеральной совокупности войдут в число исследуемых

    Выборочное исследование – способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов

5. Общество. Подходы к определению понятия «общества». Признаки и структура общества. Типология обществ.

Общество (по Ожегову)– совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития какими-либо производственными отношениями;

добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели

В социологической энциклопедии общество – исторически развивающаяся совокупность отношений м/у людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Подходы к определению общества:

    Атомистическая теория общество – совокупность действующих личностей или отношений м/у ними. Девиз – «всё общество можно представить как паутину чувств и установок блабла»

    Философский подход – в нём общество предстает как обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество – вне временное и внепространственное явления. Общество – особый вид бытия в мире

    Сетевая теория – общество представлено действующими индивидами, принимающими социально значимые решения изолированно, независимо друг от друга. Для достижения целей нужно прибегать к помощи или использовать других людей

    Системный подход – общество – это система, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (социальный, духовный, экономический элемент)

ИТАК, на основе обобщения этих подходов,

общество – это установившееся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая обычаями, традициями, законами, социальными институтами и определяемая особенностями производства материальных и духовных благ.

Признаки общества:

Социальность – выражает общественную сущность жизни людей.

Территория, на которой разворачиваются разнообразные социальные взаимодействия.

Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия м/у людьми

Существование, функционирование и развитие общества в социальном пространстве и социальном времени

Высокий уровень самоутверждения и само регуляции – общество обладает высокой самодостаточностью, что помогает самостоятельно развиваться

Наличие в обществе специальных органов для осуществления само регуляции, т.е. наличие социальных институтов

Наличие в нём социальной структуры – различные слои, общности, социальная стратификация

Наличие качества системности, благодаря чему элементы общества тесно взаимосвязаны и образуют социальную систему

Принцип целостности – одно из важнейших условий жизнеспособности системы как целого

Структура общества:

    Социальная подсистема, которая представлена различного рода социального взаимодействия, различные трудовые взаимодействия в обществе, которые реализуются в различных соц. институтах, организациях, общностях, группах, отдельных индивидах. В состав этой системы входят социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические характеристики

    Экономическая подсистема – производство, обмен товаров, услуг, взаимодействие людей на рынке труда (предприниматели, фермеры, безработные, о), экономическое стимулирование различных видов деятельности (зарплата, пенсии, пособия, премии), а так же финансовые, кредитные, банковские организации и учреждения

    Политическая – совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность политических партий и общественных организаций, структурная организация власти (законодательная, исполнительная, судебная власть), наличие политических прав и свобод граждан, а так же различных норм, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп

    Социо-культурная подсистема – искусство, религия, образование, мораль, организации и учреждения культуры, СМИ

Типология обществ:

    По способу получения средств к существованию человека, Морган выделил три эпохи:

    1. Дикости – время присваивающего собирательства и охотниче-рыболовеческого хозяйства

      Варварства – время производящего земледельческо – скотоводческого хозяйства

      Цивилизации – изобретение буквенного алфавита, появление классового деления, собственности на средства производства, появление государства и права

    По числу уровней управления и степени социальной дифференциации, общества делятся на простые и сложные

    1. Простое – составные части однородны, нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы, поэтому могут легко взаимно заменяться – первобытные племена

      Сложное общество – сильно дифференцированы структура и функции, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга

    Основываясь на первенствующей роли способа производства в определении общественно-экономической формации, Маркс выделяет следующие типы обществ:

    1. Первобытно-общинное общество

      Рабовладельческое

      Феодальное

      Капиталистическое

      Всё это предыстория – к коммунистическому

    Карл Поппер различает два типа общества – закрытый и открытый, в основе различия между ними лежат отношения социального контроля и свободы индивида

    1. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматично-авторитарная идеология, коллективизм

      Открытое общество – динамичная социальная структура, высокая мобильность, способность к инновациям, критицизм, индивидуализм, демократическая плюралистическая идеология

    Леннский – по способу производства средств к жизни, социальной структуре и образу жизни, предложили следующие типы общества:

    1. Общества, живущие собирательством и охотой – аборигены, например

      Садоводческие общества

      Аграрные общества

      Промышленные общества, которые, по мнению автора возникают в 18в под влиянием индустриализации Англии

    Теннис – «гемаиншафт» и «гезельшафт» - общинность и общество – различие между традиционным и современными обществами

    1. Гемаиншафт – сельская община

      Гезельшафт – городское промышленное общество

Критерий

Гемаиншафт

Гезельшафт

Индивидуальная мотивация

Стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами (селяне помогают друг другу просто так)

Основано на рациональном осуществлении личных интересов. Здесь индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за товары и услуги

Социальный контроль

Придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписанным законам

Общество основано на формальном праве

Разделение труда

Отличается ограниченной специализацией, которая складывается на основе родственных связей – мужья, жёны, дети

Специализация профессиональных ролей и их отделение от семейных ролей

Культура

Формируется на основе религиозных ценностей

Светские ценности

Социальные институты

Семья, соседи и община

Крупные объединения и ассоциации. Формируются деловые круги, политические партии, различные ассоциации и т.д.

ПОДВЕРГАЛОСЬ КРИТИКЕ, т.к. до ужаса упрощается

    Неоконтианская школа (Хвостов, Кистяковский, Новгородцев)

    Теория общественного развития Плеханова

    Учение о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории в концепции Ленина

    Структурный функционализм – Парсонс и Мертон

ДОПИСАТЬ НАЧАЛО ЛЕКЦИИ

Постиндустриальное общество, информационный взрыв (резкое возрастание роли знаний и информации в обществе), возникновение «глобальной деревни» («сближение» стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям)

Типология общества по Тоффлеру

Тоффлер, основываясь на теории трёх волн (радикальные преобразования общества), выделяет:

    Аграрную революцию, в соответствии с которой кочевники превратились в крестьян

    Индустриальная революция, которая превратила аграрное общество в индустриальное

    Технологическая революция, которая связана началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу

В соответсвии с этой теории трёх волн, Тоффлер выделяет три типа общества:

    Традиционное или аграрное

    Капиталистическое или индустриальное

    Современное или информационное – характеризуется готовностью и стремлением к развитию и изменению, высоким уровнем социальной мобильности, рыночным механизмом регулирования поведением индивида в обществе, рациональным развитием, которое основано на знаниях и информации, доминированием критицизма, рационализма и индивидуализма, отсутствием конкретных предписаний и запретов

Социология в системе наук

В системе отношений, складывающихся в обществе, любая наука выполняет характерные только для нее функции. Это и круг ее действий, и обязанности, а также важные направления деятельности. Методы и функции социологии тесно взаимосвязаны, определяют друг друга. Так, на основании тех или иных ролей вырабатываются способы исследования общественных процессов.

В соответствии с функциями выстраивается познавательная деятельность, выбираются приемы действия и их порядок.

Основные функции социологии

Во всех существующих научных источниках их классифицируют и определяют по-разному. Однако оптимальными можно считать следующие.

1. Теоретическая. Она представляет собой концентрацию, пополнение, объяснение и обогащение уже существующих знаний по социологии. Также это разработка общественных концепций, теорий и законов. Эта функция состоит в выяснении закономерностей, проявляющихся в социуме. Обогащение научных знаний происходит на основании усовершенствования теории данной дисциплины.

2. Прогностическая. Она, как никакие другие функции социологии, характеризует эту науку. Она наилучшим образом отличает ее от остальных общественных дисциплин, идентифицирует ее. Сюда относятся: прогнозирование тенденций в процессах и явлениях, обобщение их и раскрытие. Это своеобразная подача социальных "предсказаний" по-научному. Как правило, они бывают краткосрочными и долгосрочными. Социальное прогнозирование можно преподнести как нахождение обоснованных наукой способов реализации того, каким будет состояние общества в будущем. Эта тактика широко распространена во время предвыборных кампаний.

3. Описательная. Суть этой функции социологии заключается в систематизации и обновлении полученного материала. Он существует в виде отчетов, записей, схем, книг, статей. В них формируется и очерчивается идеальная картина социального объекта. На основании полученных результатов делаются выводы и даются практические рекомендации относительно принятия решений.

4. Информационная. Данная функция реализуется путем сбора, пополнения и систематизации социальных данных, которые получают в результате проводимых исследований. Информация накапливается в больших научных центрах и хранится на современных электронных носителях.

Функции социологии, согласно другим источникам

1. Идеологическая. Она состоит в выражении многообразных интересов различных слоев общества.

2. Практическая. Социология предполагает исследование процессов и явлений, протекающих в обществе, с помощью теоретического и эмпирического анализа. На его основании она разрабатывает практические рекомендации по поводу решения целого ряда проблем, возникающих в социуме.

3. Познавательная. Суть данной функции сводится к изучению явлений, происходящих в обществе, с одной целью: получение научных и адекватных представлений об их природе. На основании анализа социальных процессов вырабатываются прогнозы их развития в дальнейшем.

Вопрос об идеологической функции социологии

Что касается ее общественной и научной легализации, то эта проблема не решена и до сих пор. С одной стороны, социология, как наука, выражает определенные интересы различных общественных групп, кругов, политических партий и движений, классов. Действительно, итоги и обобщения приобретают определенный мировоззренческий оттенок и содержание. В этом отношении социология всегда ориентируется на какую-то идеологию. Предупредить это, конечно, тяжело. Но нужно избегать, по крайней мере, предвзятости и перегибов по отношению к этой науке.

1.1.2. Функции социологии

Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей всеохватывающей системы человеческого общества. Какие функции выполняет социология в обществе?

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.

Информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.

Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.

Организационная функция социологии заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.

Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Пропагандистская функция социологии дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.

Из книги Идеология и утопия автора Маннгейм Карл

7. Три пути социологии знания Наша задача состоит не в том, как мы уже указывали, чтобы полностью решить поставленные здесь проблемы; нам приходится удовлетвориться тем, что мы выявляем скрытые взаимосвязи и ставим под вопрос те выводы, которые до сих пор казались

Из книги Демократия и тоталитаризм автора Арон Реймон

Глава V. Социология знания 1. Сущность социологии знания и ее границы а) Определение социологии знания и ее разделы Социология знания - недавно возникшая социологическая дисциплина. В качестве теории она стремится поставить и разработать учение о так называемой

Из книги Система вещей автора Бодрийар Жан

II. От философии к политической социологии Чем социологическое исследование политических режимов отличается от философского или юридического? Обычно отвечают примерно так: философия изучает политические режимы, чтобы оценить их достоинства; она стремится определить

Из книги Открытое общество и его враги автора Поппер Карл Раймунд

Из книги Начало социологии автора Качанов Ю Л

Глава 14. Автономия социологии Известное изречение Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»14.1 можно рассматривать как краткую формулировку марксовой оппозиции психологизму14.2 - весьма

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

НАЧАЛО СОЦИОЛОГИИ

Из книги Избранное: Социология музыки автора Адорно Теодор В

Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос. На этот счет у нас не все в порядке. И. В. Гете. Фауст Социологическая теория есть теория "социального мира"1, и социологическое познание есть институционализированное исследование. Оно создает

Из книги Нищета историцизма автора Поппер Карл Раймунд

Глава 3. ПРИСУТСТВИЕ В СОЦИОЛОГИИ И все, что временно, изменчиво, туманно, Обнимет ваша мысль, спокойно-постоянна. И. В. Гете. Фауст "Есть" (ist) - синоним «присутствует» (anwest) . Социологическое вопрошание "Что есть x?" институционализирует x в качестве присутствия. Мышление

Из книги О некоторых категориях понимающей социологии автора Вебер Макс

1.1. Предмет, функции и методы социологии Названием наука социология обязана своему создателю Огюсту Конту (1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas, т. е. «общество», второй - от греческого loros, означающего в узком смысле

Из книги Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки автора Хорган Джон

1.1.3. Методы социологии Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования:наблюдение;изучение

Из книги Миражи будущего общественного устройства (сборник) автора Циолковский Константин Эдуардович

1.2. История социологии Изучение социальных явлений и процессов имеет давнюю традицию. Уже в трудах философов Древнего мира были предприняты первые попытки решения таких проблем, как построение идеального государства и совершенствование социальной структуры общества

Из книги автора

Политика вокруг социологии Представить свою антисоциологию как социологию, построить свою "теорию" на разрушении всех социологических подходов в области музыки и выразить этим "потребность дня" – это походит на желание произвести маленькую революцию в своей области

Из книги автора

20. Технологический подход к социологии Хотя нашей темой является историцизм, т. е. метод, с которым я не согласен, полезно будет обсудить и успешные методы, чтобы читатель увидел суть моей позиции и точку зрения, лежащую в основе критики. Из соображений удобства назову эти

Из книги автора

1. СМЫСЛ «ПОНИМАЮЩЕЙ» СОЦИОЛОГИИ В поведении (Verhalten) людей («внешнем» и «внутреннем») обнаруживаются, как и в любом процессе, связи и регулярность. Только человеческому поведению присущи, во всяком случае полностью, такие связи и регулярность, которые могут быть понятно

Из книги автора

Глава 6 Конец социологии

Из книги автора

Предисловие к Социологии Я рисую пределы совершенства человеческого общежития. Разумеется, мои рисунки не могут быть ни полны, ни верны. Бесконечность отделяет истину от нашего слабого воображения.Я даю очерки отдалённого будущего, но какой путь к нему ведёт – я не знаю.

Лекция 3. ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И МЕТОДСОЦИОЛОГИИ

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Социология, изучая общественную жизнь,

во-первых : решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, т.е. описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:

1) “что познается?” — объект;

2) “как познается?” — метод;

Они связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.

Во-вторых: социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.

Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования. Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные теоретической социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути и средства решения конкретных проблем, тем самым способствует преобразованию данной социальной системы в положительном направлении. Ее задача - быстро изучить проблему и разработать рекомендации по реформированию сложившейся проблемной ситуации. Прикладное исследование, как правило, не требует тщательно разработанной программы, используя стандартные, хорошо проверенные методы изучения проблемы. При прикладном исследовании большую роль играет оперативность его проведения, т.к. в реальной жизни даже один день может привести к необратимым последствиям.

Теоретическая социология предполагает обширное, часто многоступенчатое исследование, тщательную проработку программы, огромное количество эмпирического материала, связанного не с одним регионом. Все это занимает много времени и требует большого штата работников. Теоретическое исследование невозможно провести в одиночку, хотя организует его один исследователь, который является научным руководителем.

Деление социологического знания на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям (теории среднего уровня - Р.Мертон): они очень часто бывают ориентированына решение практических задач.

Функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:

Фундаментальные:

— Познавательная:

1) дескриптивная (описательная);

2) диагностическая;

3) прогностическая (попытка предвидеть);

4) моделирования социальных объектов

Прикладные:

1) Прогнозная;

2) Социального проектирования и конструирования;

3) Организационно-технологическая;

4) Управленческая;

5) Инструментальная

Познавательная функция

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи

Понятие «социальное» для социологии является ключевым. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.

Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и выполняют различные социальные роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни.С одной стороны, социальное — это непосредственное выражение общественной практики, с другой, — оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики.

Перед социологией стоит задача познания в социальном устойчивого, существенного и в то же время постоянно меняющегося, посредством анализа соотношения постоянного и переменного в конкретном состоянии социального объекта.

В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который надо осознать в интересах практики.

Социальный факт в современной социологии — это единичное общественно значимое событие, типическое для данной сферы общественной жизни.

Теоретический и эмпирический анализ этого социального факта и есть выражение познавательной функции социологии.

1). При этом, опираясь на фундаментальные знания о социальном процессе, субъекте, накапливается знание о природе конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Т. е. познавательная функция выступает в роли дескриптивной (описательной) и диагностической одновременно в данном случае.

2). Но познавательная функция должна охватить не только изучаемый объект, но и процесс, который требуется для его преобразования, т. е. попытаться спрогнозировать и предвидеть этот процесс. Например, знать не только то, на сколько в данной группе, коллективе сплочены люди, объединены между собой, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены, т. е. видеть эти пути. Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки — экономические, демографические, психологические.

3). Еще одно направление познавательной функции — это разработка теории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

Прогностическая функция

Прогностическая функция свойственна науке в целом, потому что именно наука способна построить прогноз на основе:

— знания качества и сущности реальности;

— знания законов функционирования этой реальности;

— знания законов развития реальности

Когда речь идет о социальных явлениях, то прогнозирование здесь особенно важно, т.к. оно показывает:

— необходимость определенных изменений;

— возможность осуществления этих изменений.

Социология в данном случае опирается с одной стороны :

На знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его;

с другой :

На знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.

Например: прогнозируя перспективы развития сегодня того или иного государственного предприятия, мы опираемся на общую тенденцию сегодняшних преобразований государственного сектора (приватизация, создание акционерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным предприятиям и т. п.) и на изучение потенциальных возможностей данного конкретного предприятия с учетом всех его особенностей (кто руководит, каков контингент работающих, какова сырьевая база, научная, материально-техническая, социально-бытовая и т. п.), т. е. всех положительных и отрицательных факторов данного субъекта. И на этой базе выстраиваются оценочные характеристики возможного будущего состояния субъекта в прогнозируемый период (как изменится социальная структура коллектива, удовлетворенность трудом, каков уровень развития будет достигнут и т. п.) и составляются эффективные рекомендации.

Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в создании условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения общества.

Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его “самореализации” (или “саморазрушению”). Эта особенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения.

Выделяют два типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предсказание) и целеполагание:

Поисковый (призван описать возможное состояние, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий)

Нормативный (связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения).

Классификация прогнозов по срокам прогнозов:

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Есть классификация по роли: например, прогнозы-предупреждения и т.д.

Средства и методы, используемые для прогнозирования:

Статистический анализ;

Построение динамических рядов с последующей экстраполяцией;

Метод экспертных оценок основных тенденций;

Математическое моделирование;

И т. д.

Наилучший эффект - сочетание различных методов

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям. Например:

Развитие социальной структуры общества;

Социальные проблемы труда;

Социальные проблемы семьи;

Социальные проблемы образования;

Социальные последствия принимаемых решений (наиболее актуальных).

Прогнозирование необходимо отличать от утопий и футурологических концепций (лат. futurum будущее + ... логия), выполняющих соответствующие идеологические функции.

Функция социального проектирования и конструирования

Социальное проектирование (от лат. projectus - выступающий вперед) - научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления.

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, не смотря на то, каким является объект: собственно социальным (больница, школа), производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т. д., т. е. закладываются в проект социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей социального проектирования, а именно:

Социально-экономической эффективности;

Экологической оптимальности;

Социальной интегрированности;

Социально-организационной управляемости;

Общественной активности.

Это I этап.

Затем II этап, когда выявляется круг актуальных социальных проблем, решение которых необходимо для достижения каждой подцели.

III этап : Определяются конкретные задачи разработки социального проекта.

1) как система социальных параметров проектируемого объекта и их количественных показателей;

2) как совокупность конкретных мероприятий, обеспечивающих реализацию проектируемых показателей и качественных характеристик будущего объекта.

При определении степени реализуемости социальных проектов, эффективным является метод деловой игры. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется на практике.

Организационно-технологическая функция

Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем, например, повышения производительности труда, совершенствования организации управления, организация целенаправленного воздействия на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами — это создание социальных технологий.

Организационно-технологическая функция является как бы продолжением функции социального проектирования, т.к. без проекта, предполагаемого социального результата, невозможно создать и социальную технологию, выработать меры по ее осуществлению.

С созданием сети социальных служб в народном хозяйстве эта функция становится все более и более распространенной.

Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и теоретических закономерностях.

Управленческая функция

Научные результаты социологии:

— предложения;

— методики;

— оценки различных характеристик субъекта, его практики;

Все это является исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений.

Следовательно, для того, чтобы принять грамотное решение по тем или иным социальным проблемам, чтобы оно имело под собой научную основу, необходимо ихсоциологическоеизучение.

Например,управленческое решение, связанное с изменением режима работы в трудовом коллективе, требует проведения социологического анализа прямых и косвенных факторов, которые возникают:

— в сфере трудовой деятельности;

— в сфере быта, досуга и т.п.

Управленческая функция социологии проявляется:

— в социальном планировании;

— при разработке социальных показателей и нормативов.

Инструментальная функция

Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности. С помощью одних методов познается и отражается социальное явление в его конкретном состоянии; с помощью других — разрабатываются пути его преобразования. Т.е. это отдельная и самостоятельная функция социологии, которая направлена на разработку методов и инструментария по:

— поиску

— регистрации

— обработке

— анализу

— обобщению первичной социологической информации.

Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка исовершенствование которых продолжается постоянно. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии.

Структура социологии

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Теоретико-методологические основы социологии

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

Методология - это философские принципы, на основе которых строится данное исследование. Методология исследования тесно связана с теорией данной науки, т.к. в качестве методологической основы мы принимаемпринципы, которыесформулированы в теориях крупнейших авторитетов в данной области знания. Так методология может быть построена на основе, например, идеалистический философии или метафизической, или материалистической и т.д.

Три уровня социологического знания

Поскольку социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

· знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального;

· знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

Многообразие и сложность изучаемых явлений и проблемприввелик тому, что социология включает в себядва основных уровня социологического знания: макроуровень - теоретическую социологию (исследования), микроуровень - прикладную социологию (исследования) и эмпирическую социологию (исследования).

Особенностьютеоретической социологии (исследования) является то, что она ставит перед собой глобальные исследовательские проблемы, которые требуют тщательно проработанной программы исследования, огромного количества эмпирической информации и, как правило, теоретические исследования занимают большой объем времени.

Прикладная социология (исследования) ставит перед собой частные задачи. Главной ее особенностью является то, что исследование должно быть проведено быстро, точно и выданы рекомендации по решению возникшей проблемы.

Ни одно социологическое исследование не обходится без эмпирической информации. Первый анализ полученной исследователем информации по изучаемой проблеме носит описательный характер. Так создаются описательные или эмпирические теории, которых в современной социологии огромное количество.

Американский социолог Р. Мертон проанализировал их и в 1947г предложил термин «теории среднего уровня» ("theories of the middle range"). Согласно Р.Мертону, Т.С.У. - это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений.

Методы социологического исследования, методы обработки,

анализа и обобщения социологической информации

Методы - это способы и приемы получения и анализа эмпирической информации по изучаемой проблеме.

В социологии, как и в любой другой науке — специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что основным инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование.

Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Оно включает в себя:

1) Теоретическую часть (разработка программы исследования,обоснование цели и задач,определение гипотез и этапов исследования).

2) Инструментальную или процедурную часть, включающую в себя набор инструментов сбора информации:выбор метода сбора информации,определение результативной выборки,возможность обработки информации,

получение характеристик состояния исследуемой реальности.

Методы социологического исследования включают в себя методы сбора, обработки и анализа первичной информации о состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

Социоинженерная деятельность, социальные технологии

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.