Гиперактивный ребенок: непоседа в школе и дома. Ребенок непоседа: что делать с воспитанием? Непоседа или гиперактивный ребенок


Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: "Ребёнок-непоседа”, которую можно использовать в работе с гиперподвижными, неусидчивыми детьми и их родителями.

Часто приходиться слышать от педагогов, мам о ребёнке: "Он совсем на месте не сидит"; "За ним глаз да глаз"; "У него - шило в одном месте" и т.д. Возникают вопросы: "Нормально ли это? Может его надо держать в ежовых рукавицах? Что с ним делать? Потакать ему или запрещать? Как правильно себя с ним вести?".

Специалистам, работающим с ребёнком необходимо разобраться, что же скрывается за этим забавным, приносящим столько хлопот словом "непоседа"? Подвижный ребёнок - это не одно и то же, что и гиперактивный ребенок, с диагнозом СДВГ. Поведенческие проявления могут быть схожими, однако, стоящие за каждым поведением первопричины и динамика развития характеров детей отличаются друг от друга.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - медицинский диагноз, который ставит врач-невролог. Ребёнку, которому поставлен диагноз СДВГ, который проявляется в течение всей жизни, необходимо наблюдение и лечение. Хотя, благодаря работе специалистов, ребёнок может научиться справляться со своей гиперактивностью, сосредотачивать внимание, выполнять до конца задания и т.д..

В отличие от ребёнка с СДВГ, у подвижного, неусидчивого ребёнка, чрезмерная подвижность не постоянна, т.е. ребенок-непоседа может, хотя и не так часто, как хотелось бы, но, все-таки, тихо и спокойно проводить досуг, т.е. не все время находиться в движении. Также, на возникший к чему-то интерес, «егоза» отвечает своим вниманием. И может, хотя бы иногда, без особого возбуждения дожидаться своей очереди в игре и т.д.

Психологи отмечают, что чем больше запретов и ограничений, рамок и границ, тем настойчивее желание растущего человека попробовать то, что "нельзя", узнать то, что "еще рано", проникнуть туда, куда "запрещено". Конечно же, они не имеют в виду полную свободу действий, полную дозволенность и бесконтрольность - это, в свою очередь, также имеет свои нежелательные последствия, речь идёт о необходимых условиях развития ребенка, которые создаем мы, взрослые.

Ведущую роль в организации помощи таким детям играет педагог-психолог. Ему необходимо:

Выяснить, являются ли особенности ребёнка признаками СДВГ (рекомендовать родителям посетить врача-невролога);

Организовать и провести коррекционно-развивающую работу с детьми;

Ознакомить учителей, воспитателей с особенностями гиперподвижных, неусидчивых, о характере их поведения в детском саду, школе; ознакомить с особенностями работы с такими детьми:

· построение работы на индивидуальной основе;

· уделение особого внимания отвлекаемости ребенка, слабой саморегуляции и самоорганизации;

· игнорирование, по возможности, вызывающих поступков;

· поощрение хорошего поведения ребенка;

· ограничение до минимума отвлекающих факторов во время занятий или уроков;

· предоставление ребенку возможности быстрого обращения к педагогу за помощью в случаях затруднений;

· индивидуальное разъяснение ребенку задания, предлагаемого на занятиях;

· предъявление ребенку на определенный отрезок времени одного задания, предъявление многоэтапного задания предлагается поэтапно.

Конечно же, все мы, взрослые, хотим, чтобы дети нас слушались, чтобы росли, доставляя нам как можно меньше забот и беспокойств. Хотя умом-то мы понимаем, что такого практически не бывает, но когда это переходит все допустимые границы, мы подчас не знаем, что делать. Предлагаем несколько игр и упражнений, которые педагоги-психологи могут применять в своей работе, а также рекомендовать родителям:

«Зеркало»
Это упражнение способствует выработке положительных эмоций, развивает мимику и внимание. Для игры необходимо большое зеркало. Вместе с ребёнком покривляйтесь перед зеркалом. Затем объявите ему, что теперь зеркало - это вы. Пусть малыш делает разные движения (хлопает в ладоши, хмуриться, улыбается и подмигивает), а вы повторяйте все его жесты. Потом поменяйтесь местами. Пусть теперь ребенок повторяет ваши движения. Придумывайте разнообразные действия, чтобы заинтересовать кроху.

«Угадай-ка»
Подготовьте несколько небольших предметов разной фактуры: вату, крупные бусы, стеклянный пузырек, кусочек меха, фломастер и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Пусть малыш рассмотрит предметы. Затем завяжите ему глаза. Скажите, что он должен угадать, к какой вещи прикасается. Подставляйте к руке ребенка по очереди все, что лежит на столе. Обязательно хвалите малыша, если он отгадал предмет правильно.

«Графический диктант».

Ребенок на клетчатом листочке бумаги рисует какую-то фигуру или предмет, обводя контуры клеток (нельзя использовать диагональные линии). После этого он должен "продиктовать" ее взрослому так, чтобы у того получилось то же самое. Каждая отдельная инструкция касается только одного шага, не превышающего размер одной клетки. Инструкции, которые делает ребенок примерно таковы: "вверх, влево, влево, вниз, вниз, вправо, вправо, вверх" (подсказка: должен получиться квадрат две на две клеточки).

Введение

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда любим, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!», когда слышим заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли, – порой в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить. И тогда мы готовы воскликнуть: «За что мне это наказание!». В серии книг «Решебник для родителей» мы будем обсуждать многие проблемы. И, самое главное, – искать решения. Ведь, несмотря на то, что каждый ребенок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема сегодня – ребенок «с мотором». Попробуем разобраться?

Какой непоседа!

Он носится по квартире, цепляясь за углы и «снося» все вокруг. Начинает жонглировать едой за столом, вертится на табуретке, пока не упадет. Мяч снова попал в телевизор! За уроками не может усидеть и 10 минут. Даже в саду или школе говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно!

Узнаете? Жалобы родителей активных детей очень схожи. Мне часто приходится слышать от них «мой ребенок гиперактивен». Термин «гиперактивность» вошел в моду, и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твердо знать: гиперактивность – это диагноз , а не характеристика поведения. Т. е. совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребенка сказать: «он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет! Многие мамы и папы искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» – болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Возможно, и вам нужно разобраться: является ли активность ребенка соответствующей возрастным нормам, т. е. «нормальной» или же речь идет о болезненном состоянии гиперактивности? Скорее всего, именно для этого вы и купили эту книгу. Вы прочитаете в ней шесть историй о детях младшего, дошкольного и школьного возраста. Мы соединили их в пары, чтобы сравнить, как ведет себя ребенок с нормальной активностью и с ГРДВ. В книге вы найдете мини-тесты, чтобы вы смогли понять, есть ли причины для тревоги. И, конечно, решения, которые помогут вам выстроить общение с ребенком.

Что же, мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы. Возможно, вы убедитесь, что ваши тревоги беспочвенны. Но, может быть, наша книга поможет вам в понимании того, что ребенку необходима профессиональная помощь. И то, и другое – важный результат. Ну что же, в добрый путь!

13 фактов о гиперактивности

Феномен гиперактивности начал изучаться еще в конце 19 века, и с тех пор врачами и психологами был пройден большой путь по описанию этого состояния и оказания помощи детям. Полностью диагноз звучит так: синдром ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания»). Именно под этим названием он занесен в международную классификацию болезней, МКБ-10, под грифом F90.

Факт № 1: Синдром гиперактивности имеет нейробиологическую природу, т. е. зависит от особенностей развития нервной системы, а не от «злой воли» или «плохого воспитания» ребенка. Если хотя бы один из родителей страдал ГРДВ, то риск возникновения этого синдрома у ребенка составляет 30–40 %;

Факт № 2: Синдром гиперактивности практически всегда сочетается с дефицитом внимания (сниженными показателями внимания), а также импульсивностью (сниженным контролем за свои действия);

Факт № 3: Дети с ГРДВ обладают нормальным интеллектуальным развитием, а снижение показателей в некоторых тестах связано с дефицитом внимания и поспешностью в ответах;

Факт № 4: Синдром гиперактивности, как диагноз, может быть поставлен уже в первый год жизни ребенка, хотя диагностика в этом возрасте крайне затруднена;

Факт № 5: Проблема гиперактивности ребенка начинает тревожить родителей детей с 3 до 7 лет. Если же первые симптомы, напоминающие синдром гиперактивности возникают позже, то, скорее всего, это связано с другими заболеваниями;

Факт № 6: ГРДВ страдают около 5–7% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Синдром гиперактивности является самой частой причиной школьной дезадаптации учеников 1–4 классов;

Факт № 7: Мальчики страдают ГРДВ значительно чаще, чем девочки. Например, в начальной школе соотношение пользу мальчиков примерно 4:1;

Факт № 8: К подростковому возрасту гиперактивность значительно уменьшается или даже исчезает, но сохраняется и осложняет жизнь та «слава», которую ребенок успел заработать ранее («бездельник», «хулиган», «двоечник»);

Факт № 9: Такой диагноз вправе поставить лишь врач-невролог или психиатр. Родители, учителя, психологи и врачи других специальностей могут лишь предположить наличие ГРДВ;

Факт № 10: Для постановки диагноза требуется проведение специального обследования, которое включает клиническое интервью с родителями, тестовые методики, в том числе и с самим ребенком. Необходимый этап – исследование неврологического статуса, проводимое врачом-неврологом.

Факт № 11: Несмотря на то, что ГРДВ имеет нейробиологическую природу, обстановка в семье, саду и школе значат много. Безграмотность и непонимание истоков проблемы могут усугубить проявления гиперактивности, так же как информированность и терпеливая забота могут сотворить чудо;

Факт № 12: Чем раньше выявлена проблема и начата оказываться помощь (и ребенку, и его семье), тем быстрее преодолевается это состояние, и тем лучше ребенок чувствует себя и с родными, и среди сверстников и с «чужими» взрослыми.

Факт № 13: Если ребенок страдает ГРДВ, помощь требуется не только ему. Его родители, как никто другой, нуждаются в информации, с психологической поддержке и направляющей помощи специалистов. Вот кому по-настоящему непросто!

«Гипер» или нет?

Перед тем, как мы приступим к самому интересному, т. е. к рассмотрению картинок из жизни, в которых вы, возможно, узнаете себя и своего ребенка, нужно остановиться на одном важном вопросе. Если вы прочитали все то, что было написано на предыдущих страницах, то знаете, что к термину «гиперактивность» нужно относиться со всей серьезностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Все это может быть проявлениями самой, что ни на есть, здоровой активности! Так как же распознать, является ли ваш ребенок активным и здоровым или это уже состояние гиперактивности?



Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто, и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребенка синдром гиперактивности.

Ситуация первая: «Неугомонная Маша»

Машенька пришла со своей мамой ко мне на занятия в «группу кратковременного пребывания». 10 пар «малыш – мама» посещали эти занятия два раза в неделю. В свои год и два месяца Маша была настоящим моторчиком, как говорится – все время на виду. Она смело и активно осваивала сначала пространство группы, а потом и спортивного и музыкального залов. Ей все было интересно, хотя как только интерес угасал, ее невозможно было удержать на месте. Ее мама Лена устало вздыхала и жаловалась, что дочь ни минуты не сидит, все время куда-то забирается, карабкается, лезет. Засыпает с трудом, и спит, не добирая сна по неким медицинским «нормам». Лена уверенно сказала: «Маша гиперактивная!».

Когда я слышу слово «гиперактивность» из уст родителей, я всегда «принимаю стойку». Как часто оно используется не по назначению!

«Лена, кто вам об этом сказал?», – спросила я.

«Но это ведь и так понятно!», – беспечно, даже с какой-то гордостью ответила Лена.

«Может быть, Маше был поставлен такой диагноз?», – уточнила я.

«Ну… не очень помню. Говорили вроде что-то…», – неуверенно сказала Лена.

После занятий я поднялась в медицинский кабинет, и взяла карту Маши. Упоминания о гиперактивности в ней не было. Я решила приглядеться к Маше, чтобы убедиться, что эта активная и непоседливая девочка действительно не страдает ГРДВ. И потом рассказать ее маме о том, что не стоит самостоятельно ставить дочери серьезные диагнозы!

От имени уставших мам …

Ну, сколько можно? Все лезет и лезет куда-то! Весь день с самого утра куда-то забирается, тянется, требует дать-посмотреть-разобрать-кинуть. И так устала за первый год! Переодень, накорми, покачай, снова покорми и снова покачай, одень, выйди погуляй и так до бесконечности… Казалось: вот станет постарше, будет сам играть. Вот уже ему больше года, сам ходит, но покоя нет. Ни минуты не посидит на месте! Слово «нельзя» за день говорю сто раз, но не понимает, все равно требует своего, а, если что, – истерика. Уложить спать еще сложнее – не хочу! На улице может убежать, даже за угол завернуть, никакого страха! Вроде и понимаешь, что раз активен, значит здоров, но устала…

От имени детей …

«Ой, вон что-то интересное. Вечно все от меня прячут! И говорят: «Когда же ты, наконец, успокоишься! Когда же ты посидишь!». А я не хочу сидеть! И вообще – я спокоен. Просто мне интересно все вокруг. Что у мамы на столе стоит, и правда ли что утюг горячий. А еще я учусь бегать и прыгать, а ведь это не так просто. И нужно все время тренироваться! А иногда мне предлагают делать что-то совсем не интересное и говорят «надо». «Надо» – это скучное слово, я его совсем не пониманию. «Хочу» – гораздо лучше. Ведь «хочу» помогает мне многое узнать! Я могу внимательно следить, как летят пушинки, могу бегать за голубями, могу крутиться и танцевать, как я видел в телевизоре. Только не говорите мне «успокойся!».

Слишком или нет?

Ваш малыш перешагнул рубеж первого дня рождения. Сначала он научился ползать, потом ходить, а затем уже и залезать на более высокие препятствия. С этого момента он желает достать все, что было ему раньше недоступно. Его тело развивается в движении, и никак иначе. Для того, чтобы передохнуть ему хватает нескольких минут, и снова – вперед! Ему все интересно, особенно то, что происходит выше его роста, а также в глубинах разных шкафов. И вот он упорно лезет, чтобы посмотреть. Спит он теперь гораздо меньше, и уложить его сложнее. Он уже знает, что бодрствовать гораздо интереснее, чем спать!

Конечно, вы устали за первый год. И, конечно, надеялись, что на втором году будет легче. А получается, что ваш малыш все время около вас, и все время в какой-то активности. То что-то уронит, то разольет, то раскидает… В общем, мало того, что нужен «глаз да глаз», так еще и дополнительная уборка!

Ребенок взрослеет, и перешагивает свой второй день рождения. Конечно, он стал более сосредоточенным, и теперь уже может сам повозиться со своими машинками или куклами. Лучше стал понимать слова «нельзя» и «опасно». Но все равно – бегает, прыгает, крутится, что-то громко напевает или повторяет по многу раз. Сто дел начато, и ни одно не закончено. В одном углу разбросаны фломастеры, в другом – конструктор, в третьем – мягкие игрушки, а сам посередине комнаты учится прыгать в высоту. В общем – шум, гам и тарарам!

Если ребенок подвижный и «не дает маме покоя», да тут еще кто-то произнесет волшебное слово «гиперактивность», то ярлык для ребенка будет готов. Но правомерен ли он? Во многих случаях – нет!

Мини-тест: Здоровая ли активность ?

Иногда вам кажется, что ваш малыш слишком подвижный. Давайте попробуем выяснить, здоровая ли это активность. Ответьте на вопросы «да» или «нет». Тест предназначается для малышей от 1 года до 3 лет. Но даже если ваш ребенок старше, все-таки вспомните, каким он был в этом возрасте. Это поможет вам в диагностике его состояния. Итак…

1) Способен ли ребенок несколько раз в день провести время в спокойных играх или послушать книгу?

2) Нравится ли малышу занятия, связанные с сортировкой предметов (например, «разложи по цветам, по формам», «подбери предмет к картинке» и т. п.)?

3) Может ли малыш замереть на несколько минут, наблюдая за чем-либо новым или интересным?

4) После периода активности он может успокоиться сам (например, побегав, заняться более спокойным делом)?

5) Засыпает ли он хорошо и крепко в обычные дни, если соблюден ритуал засыпания?

6) Он расстроен и плачет. Можете ли вы его успокоить относительно быстро, если приласкаете?

7) Приходя в поликлинику, он способен подождать некоторое время спокойно, если вы занимаете его игрой или книгой, начав бегать только в случае очень долгого ожидания?

8) На детском спектакле (предназначенном для этого возраста) он может сосредоточиться на представлении хотя бы с первые 20–30 минут?

9) Можете ли вы его, при всей непоседливости, назвать «осторожным»?

10) Его речевое развитие соответствует возрасту?

Подведем итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то волноваться, скорее всего, не о чем. У вашего малыша вполне здоровая активность!

В мирное русло!

Если ваш кроха активный и пытливый, для его здорового роста и развития важно поддерживать эту активность. Даже если вы очень устали. И вот несколько рекомендаций…

1) Ему это необходимо! Если вы будете напоминать себе об этом, будет гораздо легче. Маленькие дети – совершенно особенные существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствий. У них неистощимая энергия: когда к вечеру оба родителя уже лежат недвижимые после игр и прогулок, у ребенка хватает сил еще прыгать по ним. Внимание кратковременно: им пока трудно долго сосредотачиваться на чем-либо, они быстро переключаются. Их не заставить заниматься тем, что им неинтересно. Для ребенка до 3 лет – это совершенно нормальное, природное поведение.

2) Создайте условия. Ребенок познает мир кончиками своих пальцев, именно поэтому ему необходимо все потрогать, а для этого – добраться, залезть, добежать. Родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет. Еще придет время, когда он сможет сам себя занимать! А пока – будьте рядом. Не разрешать – не выход: все равно доберется, но тайно, а значит с потенциальной опасностью для себя! Ведь его уже не так просто отвлечь от заинтересовавшей его вещи. Значит, нам, родителям, просто необходимо искать варианты, при которых «нельзя» превращаются в «можно».

3) Он должен двигаться! Еще раз напомним о пользе долгих активных прогулок. В любое время года одевайте малыша так, чтобы ему было удобно бегать и прыгать. Как только он научился ходить, большую часть прогулки он не должен спать в коляске. Ребенок, набегавшийся на улице, дома будет вести себя гораздо спокойнее. Если же у него не будет такой возможности – будет «зажигать» по квартире, все роняя!

4) Развивайте внимание. Активные, подвижные малыши нуждаются в том, чтобы родители время от времени умеряли их пыл и предложили спокойные развлечения. Им так необходимо развивать усидчивость! Для этого прекрасно подходит совместное рисование, в том числе и пальцами; лепка, игры на сортировку предметов, чтение. Гуляя на улице часть времени уделяйте просто ходьбе, разговаривая с ребенком и обращая его внимание на все, что происходит вокруг.

Для нормального психического развития ребенка в его природе заложены несколько интересных механизмов. Первый – малыш постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета и сопротивляется попыткам себя отвлечь. Чем старше становится кроха, тем хуже работает метод переключения внимания. Второй – для того, чтобы достичь цели, ребенок должен игнорировать все, что этому мешает. В том числе и ваше «нельзя»! Данные механизмы позволяют ему идти (или бежать!) вперед, познавая мир. Постарайтесь ему в этом как минимум не мешать, а как максимум – помогать.

Данные таблицы предназначены для первичной диагностики родителями своего ребенка в возрасте старше 3,5–4 лет. Подтвердить или опровергнуть подозрения родителей могут только специалисты, и только в ходе специального исследования!

Какой непоседа!

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда нам нравится, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!» - когда слышишь заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли – в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить.

Не смотря на то, что каждый ребёнок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема – ребёнок «с моторчиком». Попробуем разобраться?

Он носится по квартире, цепляется за углы и «снося» всё вокруг. Начинает жонглировать едой, вертится на табуретке, пока не упадёт. Мяч снова попал в телевизор. Даже в детском саду говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно! Узнаёте?

Термин «гиперактивность»вошел в моду и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твёрдо знать: гиперактивность: - это диагноз, а не характеристика поведения. И правильно звучит он так: То есть совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребёнка говорить: «Он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» - нет!

Многие родители искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» - болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

К термину» гиперактивность» нужно относиться со всей серьёзностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Всё это может быть проявлениями самой что ни н есть здоровой активности!

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребёнка синдром гиперактивности.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Двигательная активность

Подвижен, бегает, прыгает, залезает куда-то, но его действия всегда имеют цель: он лезет,туда, куда нацелился залезть, потому что там интересно.

Его активность чаще всего «вплетена» в игру.

Его можно успокоить, отвлечь, предложив более спокойную игру.

Периоды активности сменяются покоем, даже без вмешательства взрослого.

Набегавшись за день, быстро и крепко засыпает.

Даже если его активность не ко времени, способен потерпеть, когда это необходимо, по просьбе взрослого.

ЗДОРВОВЫЙ, АКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Без цели бегает, крутится, пытается куда-то залезть, не обращая внимания на замечания.

Его стопы и кисти постоянно в движении, порой даже во сне.

Где бы ни находился, ведет себя, словно к нему «моторчик прикрепили».

Даже в состоянии усталости продолжает двигаться, пока окончательно не выбьется из сил, после чего может случиться истерика.

С трудом засыпает, крутится, вертится на постели.

Не может «посидеть спокойно» в тех случаях, когда это необходимо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какой непоседа!

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда нам нравится, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!» - когда слышишь заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли – в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить.

Не смотря на то, что каждый ребёнок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема – ребёнок «с моторчиком». Попробуем разобраться?

Он носится по квартире, цепляется за углы и «снося» всё вокруг. Начинает жонглировать едой, вертится на табуретке, пока не упадёт. Мяч снова попал в телевизор. Даже в детском саду говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно! Узнаёте?

Термин «гиперактивность»вошел в моду и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твёрдо знать: гиперактивность: - это диагноз, а не характеристика поведения. И правильно звучит он так: гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ). То есть совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребёнка говорить: «Он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» - нет!

Многие родители искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» - болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Здорова активность и гиперактивность: давайте сравним!

К термину» гиперактивность» нужно относиться со всей серьёзностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Всё это может быть проявлениями самой что ни н есть здоровой активности!

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребёнка синдром гиперактивности.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Двигательная активность

Подвижен, бегает, прыгает, залезает куда-то, но его действия всегда имеют цель: он лезет,туда, куда нацелился залезть, потому что там интересно.

Его активность чаще всего «вплетена» в игру.

Его можно успокоить, отвлечь, предложив более спокойную игру.

Периоды активности сменяются покоем, даже без вмешательства взрослого.

Набегавшись за день, быстро и крепко засыпает.

Даже если его активность не ко времени, способен потерпеть, когда это необходимо, по просьбе взрослого.

ЗДОРВОВЫЙ, АКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Без цели бегает, крутится, пытается куда-то залезть, не обращая внимания на замечания.

Его стопы и кисти постоянно в движении, порой даже во сне.

Где бы ни находился, ведет себя, словно к нему «моторчик прикрепили».

Даже в состоянии усталости продолжает двигаться, пока окончательно не выбьется из сил, после чего может случиться истерика.

С трудом засыпает, крутится, вертится на постели.

Не может «посидеть спокойно» в тех случаях, когда это необходимо.

В общении

Иногда он тоже может увлечься чем-то настолько, что не сразу услышит обращения к нему.

Может задавать много вопросов, но всегда выслушивает ответы и задаёт вопрос по логике услышанного.

Способен выслушать инструкцию или вопрос до конца, хотя, бывает, порой и торопится, особенно если очень хочется ответить.

Постепенно усваивает, что перебивать других невежливо, хотя и может забыть об этом.

Со временем всё чаще стремится договориться с помощью слов, а если пустит в ход руки, может объяснить почему.

Он не «слышит», что ему говорят, и приходится повторять много раз.

Задаёт много вопросов, но почти никогда не дослушивает ответ.

Часто не дослушивает вопрос, а сразу начинает отвечать.

Мешает другим, вмешиваясь в их дела, перебивает разговор.

Про него можно сказать «болтливый».

Часто в общении со сверстниками ему не хватает терпения, чтобы договориться, и он пускает в ход кулаки, из-за чего слывет

агрессивным.

При выполнении заданий или домашних поручений

«Будь внимательнее» - эту фразу ребёнок слышит хоть и часто, но не постоянно.

Его активность не мешает ему быть внимательным к деталям, например, в игре, рисовании, конструировании.

Он может отвлечься на что-то интересное, но с возрастом всё чаще возвращается к обязанностям – самостоятельно или после напоминания.

С интересом принимается за задание «на внимание», вроде «лабиринта», «найди 10 отличиё», с увлечением осваивает устный счет.

Ему трудно долгое время на чём-либо сохранять внимание.

Невнимателен к деталям.

Ему трудно самому организовать выполнение задания и сложно довести его до конца.

Легко отвлекается на посторонние вещи, перестаёт делать то, что нужно.

Делает много ошибок из-за невнимательности.

Стареется избежать дел, требующих напряжения внимания, - капризами, игнорированием, недовольством.

В разных жизненных ситуациях

Теряет свои вещи лишь иногда.

Предпочитает активные забавы, но может долго играть в спокойные игры, например, собирать пазлы или конструктор.

С возрастом всё легче дожидается своей очереди в коллективных играх или при ответе на занятиях.

При всей активности, его врядли назовут, «несносным» или «дурно воспитанным», потому что он усваивает правила поведения, хотя порой их и нарушает.

Часто теряет свои вещи.

Тихая и спокойная игра продолжается очень кратко; про него можно сказать «забывчивый»

С трудом дожидается своей очереди (например, в играх).

Ему трудно соблюдать любые правила, как в играх, так и правила хорошего поведения.

Про него говорят «неуправляемый».

Часто провоцирует конфликты, дерётся кусается, толкается.

Мини-тест: Активный малыш

Иногда вам кажется, что ваш малыш слишком подвижный. Давайте попробуем выяснить, здоровая ли это активность. Ответь на вопросы «да» или «нет».

  1. Способен ли ребёнок несколько раз в день провести время в спокойных играх или послушать книгу?
  2. Нравятся ли малышу занятия, связанные с сортировкой предметов (н/апример, «разложи по цветам, по формам», «подбери предмет к картинке» и т.д.)?
  3. Может ли малыш замереть на несколько минут, наблюдая за чем-либо новым или интересным?
  4. После периода активности он способен успокоиться сам (например, побегав, заняться более спокойной игрой)?
  5. Засыпает ли он хорошо и крепко в обычные дни, когда соблюдён ритуал засыпания?
  6. Если он расстроен или плачет, можете ли вы, приласкав его, успокоить относительно быстро?
  7. Приходя в поликлинику он способен подождать некоторое время спокойно, если вы занимаете его игрой или книгой, начав бегать только в случае очень долгого ожидания?
  8. На детском спектакле (предназначенном для этого возраста) он может сосредоточиться на представлении хотя бы в первые 20-30 минут
  9. Можете ли вы его, при всей непосредственности, назвать «осторожным»?
  10. Его речевое развитие соответствует норме?

Подведём итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то волноваться скорее всего не о чем. У вашего ребёнка вполне здоровая активность!

В мирное русло!

Итак, ваш ребёнок активный и пытливый. Эту активность важно поддерживать для его

нормального роста и развития. даже если вы очень устали. И вот несколько рекомендаций.

*Ему это необходимо! Если вы будете напоминать себе об этом, станет гораздо легче. Маленькие дети – совершенно особые существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствия. Внимание ребёнка – кратковременно: ему пока трудно долго сосредоточиваться на чём-либо, он быстро переключается. Его невозможно заставить заниматься тем, что ему неинтересно.

* Создайте условия. Ребёнок познаёт мир кончиками пальцев, именно поэтому ему необходимо всё потрогать, а ради этого – добраться, залезть, добежать. родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет.

* Он должен двигаться ! Ребёнок, набегавшись на улице, дома будет вести себя гораздо спокойнее. Если же у него нет такой возможности – будет « зажигать» по дому, всё роняя!

* Развивайте внимание. Активный, подвижный ребёнок нуждается в том, чтобы родители время от времени умеряли их пыл и предложили спокойные развлечения. Им так необходимо развивать усидчивость! Для это прекрасно подходит совместное рисование, в том числе и пальцами; лепка, чтение. Гуляя на улице, часть времени уделяйте просто ходьбе, разговаривая с ребёнком и обращая его внимание на всё, что происходит вокруг.

В процессе нормального психического развития заложено несколько интересных механизмов.

Первый – малыш постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета и сопротивляется попыткам себя отвлечь. Чем старше становится кроха, тем труднее ему переключать внимание (в норме очень важна способность удержания внимания с возрастом развития).

Второй – для того чтобы достичь цели, ребёнок должен игнорировать всё, что этому мешает. В том числе и ваше «нельзя»! данный механизм позволяет ему идти (или бежать) вперёд, познавая мир. Постарайтесь ему не мешать, а лучше помогать.


Мария Балашова (Малеева)
Консультация «Мой ребенок - непоседа»

«Мой ребенок - непоседа »

Иногда приходиться слышать от мам : «Он совсем на месте не сидит» ; «За ним глаз да глаз» ; «У него – шило в одном месте» и так далее.

У психологов часто спрашивают : «Нормально ли это?; Может его надо держать в ежовых рукавицах? Что мне с ним делать? Потакать ему или запрещать?; Как правильно себя с ним вести?». Давайте сначала попробуем разобраться, что же скрывается за этим забавным, приносящим столько хлопот словом «непоседа » ?

Сразу же нужно оговориться, что непоседа – это не одно и то же, что и гиперактивный ребенок . Поведенческие проявления могут быть схожими, однако, стоящие за каждым поведением первопричины и динамика развития характеров детей отличаются друг от друга. Невооруженному родительскому глазу, как правило, сложно разграничить эти проявления, для этого лучше обратиться к специалисту, который проанализирует все этапы взросления Вашего ребенка и поможет Вам выбрать оптимальный стиль воспитания.

Не стоит пугаться того факта, что термин гиперактивный ребенок встречается в медицинской практике, а слово «непоседа » только в разговорной речи. Если ребенок не может усидеть на одном месте и трех минут, от интеллектуальных нагрузок быстро истощается, не умеет ни на чем сосредоточиться, двигательно расторможен, то в этом случае можно предположить у ребенка расстройство внимания, так называемый синдром дефицита внимания (СДВ, который очень часто сопровождается нарушением движения – гиперактивностью. Став очевидным к пяти годам (именно в этом возрасте родители могут путать СДВ с непоседливостью , дефицит внимания остро заявит о себе, когда ребенок начнет учиться в школе. И если время упущено, то ребенку очень сложно будет адаптироваться к требованиям школы и успешно учиться. Прежде всего, следует разобраться в ситуации спокойно, чтобы был найден адекватный выход из сложившихся обстоятельств.

А кто же такой «непоседа » ? Во-первых, это всегда тот, кто доставляет взрослым много хлопот. Существует страх, что этот малыш куда-нибудь залезет, что-нибудь сломает, повредит себе или что-то вокруг себя. Можно сказать, что родители с таким ребенком чувствуют себя в постоянном напряжении. Во-вторых, плюс ко всему этому, про такого юркого малыша практически всегда говорят, что он совсем не слушается. Конечно же, все мы, взрослые, хотим, чтобы дети нас слушались, чтобы росли, доставляя нам как можно меньше забот и беспокойств. Хотя умом-то мы понимаем, что такого практически не бывает, но когда это переходит все допустимые границы, мы подчас не знаем, что делать. А если иногда, не выдержав, срываемся на любимое чадо, то потом страдаем от чувства вины по поводу своей реакции. Но когда чаша терпения вновь переполняется, как бы мы себя не настраивали до этого, в более-менее спокойный промежуток времени, наши нервы снова дают о себе знать, вызывая затем очередную порцию чувства вины. И перед нами встанет вопрос : как выбраться из этого замкнутого круга?

Давайте все по порядку. В отличие от гиперактивности, непоседливость , если можно так выразиться, не постоянна, т. е. ребенок- непоседа может , хотя и не так часто, как хотелось бы, но, все-таки, тихо и спокойно проводить досуг, т. е. не все время находиться в движении. Также, на возникший к чему - то интерес, егоза отвечает своим вниманием.

Если же Ваш ребенок не «слышит» , когда к нему обращаются взрослые, часто «витает в облаках» , легко отвлекается, то такого рода невнимательность можно корректировать (лучше в игровой форме, тренируя внимание также как мышцы. Существуют специальные игры эффективные при направленном развитии внимания.

Непоседа – это образ жизни , состояние души Вашего ребенка , если хотите. Но существует и возрастная динамика этого состояния. Начавшись, в соответствии с возрастным развитием, как острое желание исследования окружающей среды это может перерасти и в стойкую черту характера растущей личности ребенка , если наткнется на наше с вами непонимание . И попав в школу, ребенка могут ждать неприятности : двойки, замечания из-за «плохого» поведения, а еще хуже ярлыки двоечника и хулигана.

Чтобы нам с вами научиться разбираться в поведении любимого малыша не стоит ждать пяти - семи лет, а уже сразу после рождения учиться понимать друг друга.

Встав на ноги, в буквальном смысле слова (примерно в возрасте 12 месяцев) ребенку интересно все , что теперь попадает в его расширившееся поле зрения. Ведь он уже давно умеет у нас все хватать, переворачивать, тащить в рот и т. д., а теперь открываются такие просторы и появляются новые физические возможности, что не использовать все это для того, чтобы удовлетворять свой интерес изучения всего того, что его окружает, очень сложно. В этот сенситивный (чувствительный) период психического развития ребенка , нам, родителям, необходимо удовлетворять эту жизненно важную потребность ребенка , без опаски предоставляя ему определенную долю самостоятельности (но находясь рядом, для соблюдения необходимых мер безопасности) . С помощью родителей, в первую очередь мамы, или лица ее замещающего, для дальнейшего психического развития ребенку очень важно убедиться в безопасности мира и в своей все более утверждающейся компетенции. Это, конечно же, очень сложно осуществлять при каждодневном общении с ребенком , но лучше запастись терпением на этот сложный, но очень важный период для того, чтобы впоследствии не пришлось ломать всей семьей голову, что же делать с таким беспокойным характером Вашего малыша.

Чем больше запретов и ограничений, рамок и границ, тем настойчивее желание растущего человека попробовать то, что «нельзя» , узнать то, что «еще рано» , проникнуть туда, куда «запрещено» . Конечно же, мы не имеем в виду полную свободу действий, полную дозволенность и бесконтрольность – это, в свою очередь, также имеет свои нежелательные последствия. Мы говорим о необходимых условиях развития ребенка , которые создаем мы с Вами, взрослые. Удовлетворяя познавательную активность ребенка в том объеме , который он сам нам определяет, мы с вами закладываем фундамент прочных, доверительных отношений с нашим ребенком . Затраченное терпение окупится плодотворным общением и станет залогом нашего с Вами спокойствия в дальнейшем.

Это особенно важно в возрасте от 3 до 4 лет, когда ребенок про себя начинает говорить «Я» и экспериментирует со своей самостоятельностью. Просто нужно быть всегда рядом для того, чтобы в нужную секунду оказать необходимую помощь, подсказать, объяснить, поддержать. Доверяя миру, испытывая удовлетворение от своей нужности, малыш будет радовать Вас своим развитием

На втором этаже школы - шум, гам. Несущийся мимо пятиклассник, словно торпеда, отбрасывает меня в сторону и бежит дальше, пока я отряхиваюсь. Рядом пулями носятся второклашки… Картина, знакомая каждому, кто когда-либо бывал в школе. Подобное поведение, как выяснилось, говорит не о детской непоседливости, а о заболевании под названием «синдром дефицита внимания и гиперактивности». И благовещенские учителя считают, что количество детей с этим синдромом растет.

Учителям тяжело

Я работаю школьным учителем уже 18 лет. Раньше в классах таких детей было по одному-два, а сейчас уже как минимум три-четыре. Это те, у кого имеются явные признаки гиперактивности, но ведь есть ученики и с небольшими отклонениями в поведении. Интеллектуальные способности таких детей не снижаются, а вот успеваемость у многих страдает. Хотя есть и такие, кто успевает и поболтать, и поработать. Заниматься с таким ребятами трудно: стараюсь успокоить их словами, ищу индивидуальный подход, даю индивидуальные задания, - рассказывает учитель начальных классов школы № 26 Оксана Макарова .

И бог с ней, с этой успеваемостью, но ведь гиперактивность проявляется во всем - например, дети могут побежать через дорогу, не оглянувшись по сторонам, и попасть под машину.

Чтобы узнать, страдает ли ваш ребенок от этого недуга, просто за ним понаблюдайте. Если ему спокойно не сидится на месте, он легко отвлекается, постоянно забывает, что ему говорят, часто теряет вещи, закатывает истерики в магазинах, не оставляйте это без внимания. Учителя жалуются, что ваше чадо еле досиживает до конца урока, не поднимая руку, выкрикивает ответы с места, не слушает вопрос до конца и начинает сразу на него отвечать, а когда ему дают задание, требующее умственных усилий, отказывается его выполнять. Если вы все это заметили, значит, это не «шило в одном месте», а признаки гиперактивности и есть повод обратиться к специалисту - психологу или неврологу.

Два опасных периода

Наблюдаться эти признаки должны на протяжении как минимум 6 месяцев, причем как в садике или школе, так и дома. Окончательный диагноз ставят врачи-неврологи. Вызывать такое состояние может целый комплекс причин, начиная от интоксикации матери во время беременности и повреждений нервной системы ребенка во время родов и заканчивая наследственными факторами и нездоровой обстановкой в семье, - объясняет психолог детской областной больницы Вера Найденова . - Всплеск развития такого поведения приходится на два периода - от 5 до 10 лет, когда у ребенка формируется мозг и все мыслительные процессы, и от 12 до 15 лет, когда происходит половое созревание.

Как говорят специалисты, синдром дефицита внимания и гиперактивности поддается лечению. Самое оптимальное время - в детском саду. Ну а если не захотите ничего с этой проблемой делать, не удивляйтесь, что, став взрослым, ваш сын или дочь ведет себя как ребенок.

Если ваш ребенок гиперактивный…

  • Подчеркивайте успехи малыша, хвалите его за хорошие поступки.
  • Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя».
  • Давая какое-то задание, сильно не торопите.
  • Составьте строгий и четкий распорядок дня.
  • Избегайте скоплений людей, иначе будет истерика.
  • Разрешайте играть максимум с одним ребенком. Когда появляется третий-четвертый - ждите конфликта.
  • Дайте выход неуемной энергии - побольше прогулок на свежем воздухе и подвижных игр, а вместо музыкальной школы - спортивная секция.

И помните - ваш ребенок ни в чем не виноват и поступки свои совершает несознательно.