Годы шли да шли. Задания для самостоятельной работы. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
ТРОПЫ - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.
ЭПИТЕТ - это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Эпитет отличается от обычного определения художественной выразительностью, он передаёт чувство автора к изображаемому предмету, создаёт живое, яркое представление о нём.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин)
Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого, выявить в объекте сравнения новые важные свойства. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.
Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит (Н.А. Некрасов)
МЕТАФОРА - перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства
В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.
Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.
Пустых небес прозрачное стекло;
Багровый костер заката (И.А. Бунин)
(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)
МЕТОНИМИЯ - иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь
А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;
В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте;
Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека.
Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин) (то есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.)
Я три тарелки съел (И,А. Крылов)
Выпил всю бутылку.
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин).
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)
СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот
А) единственное число употребляется вместо множественного;
Б) множественное число употребляется вместо единственного;
В) родовое понятие вместо видового;
Г) видовое понятие вместо родового.
И слышно было до рассвета, как ли ковал француз. (М.Ю. Лермонтов)
Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)
Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)
Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)
ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
Раздирает рот зевота шире Мекси канского залива (В.В. Маяковский)
В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский).
ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
ИРОНИЯ - скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу в басне И.Крылова).
ПЕРИФРАЗА - Описательный оборот речи, замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора.
Царь зверей (вместо лев) Братья наши меньшие (вместо животные)
Приёмы - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность (часто фигуры речи ):
АНТИТЕЗА (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ) - резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов.
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов)
ИНВЕРСИЯ - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи, обратный порядок слов.
Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов)
ГРАДАЦИЯ - последовательное расположение слов или выражений в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием или убыванием значимости.
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
Все грани чувств, все грани правды
Стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)
ОКСЮМОРОН - контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения, намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более.
А все Кузнецкий мост и вечные французы... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А. С. Грибоедов)
Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.
АНАФОРА - единоначатие, повтор слов в начале строк или в начале предложений.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера. (К. Симонов)
ЭПИФОРА - повтор слов в конце строк или в конце предложений.
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом! (М. Светлов)
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ЭЛЛИПСИС - пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.
Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.
Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ - форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Люди учатся Знанию. Люди учатся Памяти. Люди учатся Совести. (По Ю. Лотману)
ЦИТИРОВАНИЕ - использование в тексте цитат.
Есть такое красивое изречение: "Терпение красиво" (По Н. Горлановой)
Синтаксические средства выразительности:
РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - один или несколько рядов однородных членов в предложении.
Например, в предложении "А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания" два ряда однородных членов: 1) сказуемые: "шли и уносили", 2) обстоятельства: "быстро и неслышно"
ВВОДНЫЕ СЛОВА - слова (словосочетания), грамматически не связанные с предложением.
Например, в предложении "Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» " вводное слово - итак - указывает на связь мыслей в тексте.
ОБРАЩЕНИЕ - слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь.
Например, в предложении "Ребята, не Москва ль за нами?" (М.Ю. Лермонтов) обращением является слово"ребята".
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - не только называет того, к кому обращаются с речью, но и одновременно может передавать экспрессивно-эмоциональные отношения.
Например, в предложении "Мечты, мечты! Где ваша сладость" (А.С.Пушкин) риторическое обращение - мечты, мечты (неодушевлённое существительное)
или в предложении "Что вьёшья, ласточка , к окну, что, вольная , поёшь?" (А. Дельвиг) обращения "ласточка", "вольная", называют того, кто не ответит на обращение к нему.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предложения, которые произносятся с особой восклицательной интонацией.
Например, "Дуэль!"
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - вопросительные по цели высказывания предложения, произносящиеся с особой вопросительной интонацией.
Например, "А как же Пушкин? "
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения.
Например, "Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь?" (А. Сумароков)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ - одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком.
Например, "Чёрные, как смола, тени легли на траву" (А.Н. Толстой)
РАЗГОВОРНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ характерны для разговорной речи, чаще это неполные предложения или построенные с нарушением синтаксических норм.
Например, "Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросёнок-то...Смеётся... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травинка во рту, ей-богу, травинка!.. Вот штука-то!" (А.И. Куприн)
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - односоставные предложения, в грамматической основе которых только один главный член предложения - подлежащее.
Например, "А я всё смотрел на цементный конус, ещё раз перечитывая фамилии. Праведников Г.А., рядовой. Проскурин С.М., рядовой. Пыжов А.С., лейтенант. Рогачёв М.В., мл. сержант. Родионов Н.И., рядовой... " (Е. Носов)
Фонетические средства выразительности.
Звукопись - игра звуками для усиления выразительности.
АССОНАНС - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.
Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Не красов)
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.
Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин)
Лексические средства выразительности:
СИНОНИМЫ - близкие по значению слова.
Мой ласковый и нежный зверь.
КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).
Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).
АНТОНИМЫ - слова с противоположным значением.
Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка- Русь! (Н. А. Некрасов)
КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, которые противопоставлены по значению только вданном тексте.
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок).
Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле.
За тридевять земель, работать спустя рукава.
ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называютрушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.
В оврагах водились козюли . (= змеи) (По И.С. Тургеневу)
ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В художественной литературе термины употребляются чаще как средство создания речевой характеристики героев.
Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (В. Солоухин)
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА (ОККАЗИОНАЛИЗМЫ) - слова, которые являются словотворчеством писателя или поэта. Они создаются с определённой стилистической целью, составляют лексикон писателя. Их следует отличать от собственно неологизмов.
Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (Д. Гранин) ПРОСТОРЕЧИЯ - слова, характерные для разговорного стиля речи, часто грубые слова, не соответствующие нормированной литературной речи.
Почему я должна кричать: "Эй, ты, пойдём в буфет, пожрём , что ли!" (С. Львов)
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – слова высокого стиля. Восстань, пророк, и виждь, и внемли… Сомоотверженность, долг…
Главной героиней романа И. С. Тургенева «Накануне» является Елена Стахова.
Эта девушка с раннего детства общалась с нищей девочкой Катей, жадно слушала ее рассказы о жизни «на этой божьей воле», представляла себя с посохом в руках. Она «жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала о них у всех своих знакомых; милостыню она подавала заботливо, почти с волнением». Все животные и насекомые, нуждавшиеся в помощи, «находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими». Елена выделялась в семье, потому что общалась с народом, а жалость к тем, что слабее ее, она пронесла через всю свою жизнь, всегда помогала им тем, чем могла.
«А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Ее постоянно что-то томило, порой она сама себя не понимала», иногда не могла осознать своих желаний и намерений. «Как она ни старалась не видать того, что в ней происходило, тоска взволнованной души сказывалась в самом ее наружном спокойствии, и родные ее часто были вправе пожимать плечами, удивляться и не понимать ее «странностей». Елена была эмоциональной девушкой, в ней было нечто, что отталкивало некоторых. Она - максималистка, от людей требовала слишком многого, не делала снисхождения к человеческим слабостям.
По словам ее отца, «она какая-то восторженная республиканка, Бог знает в кого!». «Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь». Елена жила в семье собственной жизнью, но жизнью одинокой. Отца и мать она давно «переросла на голову». Елена была сильным по натуре человеком, но только не могла найти применения своим способностям и возможностям в окружающем ее мире.
Однажды Берсенев рассказал ей о своем друге Инсарове и его судьбе. По словам Берсенева, Елена представляла Дмитрия необычным человеком, но при встрече «он произвел на нее не то впечатление, которого ожидала она». Но все-таки она поняла, что он не похож на других, которые окружали ее до этого момента. Инсаров поразил воображение Елены своими поступками.
Она долго не могла найти объяснение тому, что испытывает к Дмитрию, но вскоре поняла, что полюбила его всей душой. Елена не предполагала, что ждет ее впереди, но готова была идти за своим возлюбленным всюду.
Инсаров помогает ей найти то, что она не имела все эти годы, а именно - цель в жизни. Его цель в жизни становится ее целью. Судьба распоряжается так, что Дмитрий умирает. Елена остается в Болгарии после этого горя. Такой поступок главной героини подтверждает, что она действительно нашла свою цель в жизни и уже не изменит ей. Она - самоотверженная женщина.
Благодаря Инсарову она обретает больше, чем любовь, - она обретает веру в себя, веру в то, что сможет совершать полезные дела даже без Дмитрия.
Между тем Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки. Проводить каждый вечер около четверти часа у окна своей комнаты вошло у ней в привычку. Она беседовала сама с собою в это время, отдавала себе отчет в протекшем дне. Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие: она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. В последнее время она обходилась с матерью, как с больною бабушкой; а отец, который гордился ею, пока она слыла за необыкновенного ребенка, стал ее бояться, когда она выросла, и говорил о ней, что она какая-то восторженная республиканка, бог знает в кого! Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, — а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь. Гувернантка, которой Анна Васильевна поручила докончить воспитание своей дочери, — воспитание, заметим в скобках, даже не начатое скучавшей барыней, — была из русских, дочь разорившегося взяточника, институтка, очень чувствительное, доброе и лживое существо; она то и дело влюблялась и кончила тем, что в пятидесятом году (когда Елене минуло семнадцать лет) вышла замуж за какого-то офицера, который тут же ее и бросил. Гувернантка эта очень любила литературу и сама пописывала стишки; она приохотила Елену к чтению, но чтение одно ее не удовлетворяло: она с детства жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала об них всех своих знакомых; милостыню она подавала заботливо, с невольною важностью, почти с волнением. Все притесненные животные, худые дворовые собаки, осужденные на смерть котята, выпавшие из гнезда воробьи и даже насекомые и гады находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими. Мать не мешала ей; зато отец очень негодовал на свою дочь за ее, как он выражался, пошлое нежничанье и уверял, что от собак да кошек в доме ступить негде. «Леночка, — кричал он ей бывало, — иди скорей, паук муху сосет, освобождай несчастную!» И Леночка, вся встревоженная, прибегала, освобождала муху, расклеивала ей лапки. «Ну, теперь дай себя покусать, коли ты такая добрая», — иронически замечал отец; но она его не слушала. На десятом году Елена познакомилась с нищею девочкой Катей и тайком ходила к ней на свидание в сад, приносила ей лакомства, дарила ей платки, гривеннички — игрушек Катя не брала. Она садилась с ней рядом на сухую землю, в глуши, за кустом крапивы; с чувством радостного смирения ела ее черствый хлеб, слушала ее рассказы. У Кати была тетка, злая старуха, которая ее часто била; Катя ее ненавидела и всё говорила о том, как она убежит от тетки, как будет жить на всей божьей воле; с тайным уважением и страхом внимала Елена этим неведомым, новым словам, пристально смотрела на Катю, и всё в ней тогда — ее черные, быстрые, почти звериные глаза, ее загорелые руки, глухой голосок, даже ее изорванное платье — казалось Елене чем-то особенным, чуть не священным. Елена возвращалась домой и долго потом думала о нищих, о божьей воле; думала о том, как она вырежет себе ореховую палку, и сумку наденет, и убежит с Катей, как она будет скитаться по дорогам в венке из васильков: она однажды видела Катю в таком венке. Входил ли в это время кто-нибудь из родных в комнату, она дичилась и глядела букой. Однажды она в дождь бегала на свиданье с Катей и запачкала себе платье; отец увидал ее и назвал замарашкой, крестьянкой. Она вспыхнула вся — и страшно и чудно стало ей на сердце. Катя часто напевала какую-то полудикую солдатскую песенку; Елена выучилась у ней этой песенке... Анна Васильевна подслушала ее и пришла в негодование. — Откуда ты набралась этой мерзости? — спросила она свою дочь. Елена только посмотрела на мать и ни слова не сказала: она почувствовала, что скорее позволит растерзать себя на части, чем выдаст свою тайну, и опять стало ей и страшно и сладко на сердце. Впрочем, знакомство ее с Катей продолжалось недолго: бедная девочка занемогла горячкой и через несколько дней умерла. Елена очень тосковала и долго по ночам заснуть не могла, когда узнала о смерти Кати. Последние слова нищей девочки беспрестанно звучали у ней в ушах, и ей самой казалось, что ее зовут... А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у ней не было: изо всех девиц, посещавших дом Стаховых, она не сошлась ни с одной. Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною своею жизнию, но жизнию одинокою. Ее душа и разгоралась и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто ее не удерживал, а она рвалась и томилась. Она иногда сама себя не понимала, даже боялась самой себя. Всё, что окружало ее, казалось ей не то бессмысленным, не то непонятным. «Как шить без любви? а любить некого!» — думала она, и страшно становилось ей от этих дум, от этих ощущений. Восемнадцати лет она чуть не умерла от злокачественной лихорадки; потрясенный до основания, весь ее организм, от природы здоровый и крепкий, долго не мог справиться: последние следы болезни исчезли наконец, но отец Елены Николаевны всё еще не без озлобления толковал об ее нервах. Иногда ей приходило в голову, что она желает чего-то, чего никто не желает, о чем никто не мыслит в целой России. Потом она утихала, даже смеялась над собой, беспечно проводила день за днем, но внезапно что-то сильное, безымянное, с чем она совладеть не умела, так и закипало в ней, так и просилось вырваться наружу. Гроза проходила, опускались усталые, не взлетевшие крылья; но эти порывы не обходились ей даром. Как она ни старалась не выдать того, что в ней происходило, тоска взволнованной души сказывалась в самом ее наружном спокойствии, и родные ее часто были вправе пожимать плечами, удивляться и не понимать ее «странностей». В день, с которого начался наш рассказ, Елена дольше обыкновенного не отходила от окна. Она много думала о Берсеневе, о своем разговоре с ним. Он ей нравился; она верила теплоте его чувств, чистоте его намерений. Он никогда еще так не говорил с ней, как в тот вечер. Она вспомнила выражение его несмелых глаз, его улыбки — и сама улыбнулась и задумалась, но уже не о нем. Она принялась глядеть «в ночь» через открытое окно. Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки; потом она их уронила, стала на колени перед своею постелью, прижалась лицом к подушке и, несмотря на все свои усилия не поддаться нахлынувшему на нее чувству, заплакала какими-то странными, недоумевающими, но жгучими слезами.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Никого из сотрудников в офисе не оказалось и студенты и родители ожидали в фойе.
2) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.
3) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1){Никого из сотрудников в офисе не оказалось}, и{ студенты и родители ожидали в фойе}.
2)Наш поезд останавливался как на больших, так и на маленьких станциях.
3)Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
4)А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
5)Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
В первом предложении ЗПТ между частями ССП, далее идут однородные подлежащие, связанные НЕповторяющимся союзом И.
Правильный ответ указан под номером 2 и 1
Ответ: 21|12
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.