Город фивы, греция - описание, достопримечательности и интересные факты. Смотреть что такое "Фивы" в других словарях. Центр культуры Амона

Фивы - это древний город, расположенный в Верхнем Египте, неподалеку от современного Луксора. Египтяне в древности называли свою столицу "Уаст", что означает "властвующий" ("властвующий город"), а вот греки его именовали "Фивеи", или "Фивы" (не путайте с Фивами в Греции). Гомер упоминает "стовратные Фивы". Дворцами (эль-Уксур) называли его арабы. Сами же древние фиванцы в своих текстах зачастую именовали свою родину "Ниут", что означает просто "город".

Первые упоминания

Когда же возник город Фивы (Египет)? История его уходит в глубь веков. В текстах, относящихся к III тыс. до н. э., сохранились первые упоминания о городе. Первые из них принадлежат времени правления фараона Микерина (Менкаура), который жил примерно в XXVI веке до н. э. Но расцвету этого города предшествовала длительная история.

Центр культуры Амона

В XXI веке до н. э. Фивы объединяют всю страну и становятся столицей Египта, правда, на небольшой срок. Это произошло при правлении XI династии Среднего царства. В эту эпоху в городе началось активное строительство монументальных святилищ усопшим царям и богам. Амон, местный бог, приобрел статус государственного. Религиозным и политическим центром всей державы стали Фивы. К государству относилась значительная территория современного Судана. Границы достигали Ливии на западе. В то время большинство фараонов на строительство в этом городе направляло существенную часть ресурсов древнего Египта и многочисленных его внешних владений. Центром культуры Амона являлись Фивы египетские. Здесь сооружались в честь этого древнего бога крупнейшие храмы.

Центр теократического государства и монашеского движения

После возрождения города Мемфиса, который стал столицей Египта в XIV в. до н. э., древние Фивы (Египет) сохранили роль крупнейшего религиозного и культурного центра страны даже через века, вплоть до времени римлян. В начале I тысячелетия до н.э. это центр теократического государства, которое было создано на юге Египта жрецами Амона после распада Нового царства. Он произошел после двух восстаний (сначала - в 205-199 гг., затем - в 199-186 гг. до н. э.) против Птолемеев, эллинистической династии. С распространением христианства в первые века н. э. район Фив стал одним из крупнейших центров монашеского движения.

Город на двух берегах Нила

Римлянами были разрушены, снесены и разграблены многие постройки Фив. Лишь ученые и археологи из свиты Наполеона сумели снова пробудить город ото сна. Фивы в древности располагались на двух берегах Нила: восточном и западном. Расскажем сначала о восточном.

Старая столица Египта на восточном берегу этой реки разделена была на две части каналом: на юге вырос город Луксор, а на севере расположилась деревня Карнак. На этом берегу реки стояли два величественных храма - Луксорский (на фото ниже) и Карнакский, которые были соединены аллеями сфинксов.

С роскошными домами знати, дворцами, искусственными озерами и садами редкостных деревьев соседствовали величественные храмовые комплексы. Золоченые иглы обелисков, колоссальные статуи царей, вершины храмовых башен-пилонов вонзались в лазуритовое небо. Оконные проемы зажиточных домов, выложенные зелеными и бирюзовыми фаянсовыми плитками, проглядывали сквозь пышную зелень финиковых пальм, сикомор и тамарисков. Кожу, сосуды с вином, лазурит, столь любимый египтянами, произведения искусства везли сюда покоренные народы Сирии. Из Африки прибывали караваны с черным деревом, слоновой костью, золотом и благовониями.

На западном берегу Нила находилась резиденция царя, а также огромный некрополь, который расположился в амфитеатре скал. Над ним возвышалась Западная вершина (Дехенет), которая сейчас называется "эль-Курн". Меритсегер - богиня-змея ("любящая тишину"), повелительница этой горы - охраняла покой умерших. Она оберегала, согласно легендам, не только расположенные в Долине цариц и Долине царей погребения, но и гробницы простых горожан и вельмож. Если вы собираетесь отправиться сюда на экскурсию, лучше захватить с собой головной убор, удобную обувь и фотокамеру. Пользоваться видеокамерой при посещении Долины фараонов запрещается.

Долина фараонов (Долина царей)

Долиной царей славятся Фивы (Египет). Фото не способно передать все ее великолепие, сохранившееся сегодня лишь частично. Покровительницей Долины царей, как мы уже сказали, была богиня Меритсегер. Это место выбрал фараон Тутмос I (из XXVI династии) для своего будущего погребения. Он вместе с Инени, придворным архитектором, надеялся, что гробница в скалах лучше, чем пирамиды, открытые всем взорам, защищена от расхитителей. Для того чтобы ввести в еще большее заблуждение охотников за наживой, в удалении от усыпальниц закладывались храмы умерших. В Долине фараонов находится 42 гробницы. Из них почти все принадлежат фараонам. В отличие от правителей Древнего царства, столица которого находилась в Мемфисе, фараоны из Фив времен Нового царства пирамид не строили. Гробницы были вырублены в скалах. Их стремились скрыть от посторонних глаз как можно тщательнее. Крупными камнями засыпали входы в гробницы, замуровывали их. Однако и эти ухищрения не смогли уберечь их от разорения.

Такая форма захоронений в течение 500 лет оставались неизменной и совершенствовалась лишь незначительно. Все гробницы возводились похожим образом. Наклонный коридор, длина которого составляла 200 метров, проделывали в известняковой горе. Он уходил круто вниз на глубину до 100 метров. В конце коридора находилось 3 или 4 комнаты. Потолки и стены комнат и коридоров покрывают цветные рисунки, которые и до наших дней не потеряли своей яркости. Они рассказывают о подвигах и жизни покойных. Секретные падающие двери вели к погребальной камере. Земляными насыпями и холмами маскировался главный вход.

Из обнаруженных до сегодняшних дней 64 гробниц наиболее примечательны гробницы Аменхотепа II, Тутмоса III, Хоремхеба, Тутанхамона, Сети I, Расеса I, Меренптаха и других. Почти все они еще в древности оказались разграбленными. Только в 1922 году обнаружена была в полной сохранности английским археологом. Тутанхамон умер в 19-летнем возрасте и не был исторически значимым фараоном, тем не менее гробница была переполнена украшениями, золотом и различными сокровищами.

Долина цариц

Фивы (Египет) - это не только Долина царей. Многие другие захоронения можно встретить на территории этого города. Например, здесь находится Долина цариц. Следует сказать, что не только цариц хоронили в этой долине. Здесь находили покой, кроме матерей и и египетские принцы, умершие рано. Археологам в этом некрополе удалось обнаружить более 70 гробниц. Они напоминают своим внешним обликом усыпальницы Долины фараонов, однако размер их несколько меньше.

Фивы, - это место, где можно осмотреть расписанную гробницу Нефертари, супруги Рамсеса II. Эта усыпальница весьма любопытна. Ее настенные росписи, от стен до потолка, иллюстрируют "Книгу мертвых". Свод, выполненный в виде звездного неба, осеняет погребальную камеру. Эта гробница после реставрации (в 1995 году) была открыта вновь для посещения. Однако доступ сюда ограничен: группами по 10 человек пускают посетителей и лишь на 10 минут. Только 150 человек успевают ее осмотреть за день.

Росписи украшают также стены гробниц сыновей Рамсеса III, Хаэмуаса и Аменхерхепешефа, рано умерших. Краски настенной живописи настолько интенсивно светятся, будто только сегодня нарисованы эти картины.

Долина знати (Долина вельмож)

Множество памятников древности можно найти в такой стране, как Египет. Фивы - не исключение. Они являлись местом погребения не только многочисленных фараонов и их жен. Также здесь были захоронены многие придворные, высокопоставленные сановники и жрецы, которые хотели пребывать и после смерти рядом со своими правителями. Гробницы их образуют Долину знати - огромный некрополь, расположенный вдоль восточного склона гор. Он состоит фактически из 5 кладбищ, которые сгруппированы вокруг массивов скал эль-Тариф, эль-Хоха, Курнет Мурей, Асасиф, Дра Абу эль-Нага и Шейх Абд эль-Курна.

Большая часть этих гробниц города Фивы (Египет) относится ко времени правления фараонов, принадлежащих XVIII и XIX династиям. Еще Древнему царству принадлежат первые захоронения Долины. Здесь хоронили в фиванских нормахов, то есть наместников фараона, которые управляли номом Уасет. Фараоны XVII династии во второй переходный период избрали местом для своих погребений Дра Абу эль-Нага. Правители Нового царства свой некрополь перенесли в Долину царей, оставив приближенным сановникам восточную часть нагорья.

Гробницы вельмож, конечно, не были такими огромными, как гробницы фараонов, которыми славится Египет (Фивы). Они состояли, как правило, из нескольких частей - ограниченного стенами открытого двора, святилища и погребальной камеры, уходящей под землю. Вход во двор, начиная с XIX династии, был выполнен в виде пилона, то есть гигантских ворот, которые являлись неотъемлемой составной частью архитектуры храмов, украшавших как город Фивы (Египет), так и другие города этого древнего государства. Заупокойные стелы устанавливались во дворе. В святилищах находились статуи владельца гробницы. Заупокойный культ умершего отправлялся именно здесь - читались различные священные тексты, совершались жертвоприношения его жизненной энергии, которая, как считалось, является одной из составляющих человеческой сущности. Гробничными конусами облицовывалась верхняя часть фасада. Это были замурованные в толщу стен по "шляпки" глиняные "гвоздики"-цилиндры. Специальными печатями на их внешней стороне наносилось имя владельца гробницы, а также его посмертные и земные титулы.

Росписи и рельефы гробниц вельмож считаются по праву шедеврами искусства Египта. Чаще всего стены усыпальниц вельмож украшали сцены из их жизни. Главной идеей таких росписей было отражение основных событий в жизни того или иного сановника, а также благополучия, которого ему удалось достичь. Делалось это не для похвальбы. Египтяне верили, что все, что было запечатлено на стенах усыпальницы, будет окружать в загробном мире умершего и доставлять ему радость. Наиболее интересные гробницы расположены в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. На стенах некоторых усыпальниц встречаются рисунки погребальных торжеств с танцовщицами и музыкантами, сцен суда, крестьян за работами. На левой стене в большинстве случаев изображен жизненный путь покойного, а на остальных - церемония его погребения. Долина знати со временем стала местом захоронения множества людей. На сегодняшний день открыто официально более 500 гробниц.

Колоссы Мемнона

Каждого туриста на границе безжизненных песков пустыни и пшеничных полей приветствуют Колоссы Мемнона в городе Фивы (Египет). Экскурсии сюда также очень популярны. Это гигантские статуи местного фараона Аменхотепа III. Некогда две сидящие фигуры, высота которых составляла 18 метров, охраняли вход в посмертный храм этого фараона, не сохранившийся сегодня. На них обнаружены греко-римские граффити, которые относятся еще ко времени правления императора Адриана. Эти колоссы в свое время известны были тем, что один из них на заре издавал жалобный стон. Считалось, что так приветствовал эфиоп Мемнон, погибший от руки Ахилла во время Троянской войны, Эос, которая была его матерью. После реставрации, осуществленной в 199 г. н. э. звуки прекратились.

Рамессеум

На этом не заканчиваются местные достопримечательности. Фивы (Египет) - город, который может многое предложить туристам. Среди прочего - гигантский заупокойный храм, посвященный богу Амону, который повелел построить Рамсес II. Сегодня этот храм называют Рамессеум. Он сохранился до наших дней в сильно разрушенном состоянии. Этот храм был воздвигнут на западном берегу города Фивы (Египет) зодчим Пенра и в древности по монументальности оформления и масштабам превосходил подобные памятники, которые были сооружены фараонами XVIII династии.

Входом на территорию ансамбля в настоящее время служит гигантский пилон, выполненный из песчаника. Его поверхность покрыта была раскрашенными рельефами. Сцены войн с хеттами Рамсеса II изображены были на барельефах. Первый двор находится за пилоном. Его южная стена одновременно является фасадом дворца, расположенного здесь. Лестница вела во второй двор, находящийся выше первого. Гигантская статуя Рамсеса, высотой 20 метров и весом примерно 1 тыс. тонн, стояла с каждой стороны этой лестницы.

Приемный зал с 16 колоннами занимал центральную часть дворца. Отсюда можно было попасть в тронный зал и личные покои царя. Позади дворца находился женский дом. Подходом к заупокойному храму служил второй двор Рамессеума. Двор украшали портики. Колонный зал имел 48 колонн. Раскраска их капителей великолепно сохранилась. Она имитировала заросли папируса, который считался тростником вечной молодости. Кладовые и главное святилище, культовая часть храма, находились за колонным залом. Знаменитая библиотека была расположена в Рамессеуме. Диодор ее назвал лечебницей души. Кроме того, здесь была большая школа писцов. Археологи под полами храма обнаружили шахту с погребением жреца времен Среднего царства. Магические жезлы, несколько папирусов и маски нашли в погребальной камере гробницы.

Мединет-Абу

Столица Египта - Фивы, - как вы уже заметили, это место захоронения множества знатных особ древности. Опишем еще одно такое место. Мединет-Абу когда-то был лишь каменоломней, предназначавшейся для строительства храмов и гробниц. Рамсес III, взяв за образец Рамессеум, решил возвести в районе Мединет-Абу свой посмертный храм. У входа на пилонах изображены эпизоды побед над врагами этого фараона. Справа от входных ворот, в пределах гарнизонных стен, виден посвященный божествам древности храм. Слева возвышаются гробницы жен бога Амона.

Все эти достопримечательности непременно стоит осмотреть, если вы отправляетесь в путешествие в Египет (Фивы). Одно дело - читать их описание, совсем другое - увидеть своими глазами. Безусловно, стоит посетить Египет. Фивы особенно понравятся любителям древности и загадок истории.

Фивы — город в Верхнем Египте, находящийся рядом с современным Луксором. Древние египтяне дали название городу Уаст, что в переводе на русский язык означает «властвующий город», или просто «властвующий». Греки называли город Фивеи, или Фивы, у Гомера он упоминается как «Стовратые Фивы». Местные жители называли свою родину просто Ниут, или «город».

Самые ранние упоминания о Фивах датируются III тыс. до н.э., во время правления фараона Микерине (Менкаура). До своего расцвета, у Фив была богатая и насыщенная история. В XXI в. до н.э. город становится столицей нового объединённого царства, правда на непродолжительное время, а именно во время правления фараонов XI династии . В этот промежуток времени, в городе начинают возводить монументальные храмы в честь богов и умерших фараонов. Культ поклонения богу Фив Амону распространился на территории всего государства.

В эпоху правления XVIII династии Нового царства, город переживает период наивысшего расцвета. Фивы стали религиозным, экономическим и политическим центром великой империи. Фараоны одаривали крупными подарками город, после удачных военных походов.

В XIV в. до н.э. город Мемфис перехватил пальму первенства у Фив, но даже после этого Фивы продолжали оставаться крупным религиозным и экономическим центром египетского царства.

После распада Нового Царства, Фивы становятся столицей нового теократического государства, созданного фиванскими жрецами культа Амона.

К сожалению, многие здания старинного города были сожжены и разрушены римскими легионерами. Фивы были покинут жителями. И лишь в начале XIX века н.э., город был обнаружен учёным- историками, во время похода Наполеона I в Египет.

Древние египтяне называли свою роскошную столицу Уаст, что в переводе означает «властвующий» или «властвующший город», а греки называли его Фивы , или Фивеи (не путать с греческими Фивами), у Гомера упоминаются «стовратные Фивы», арабы говорили - эль-Уксур - «дворцы». Сами древние фиванцы зачастую именовали в текстах свою родину просто Ниут («город»). История египетских Фив уходит в глубину веков: первые упоминания о городе сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые упоминаются при фараоне Микерине (Менкаура) (IV династия; ок. XXVI в. до н. э.). Однако пышному расцвету города предшествовала долгая история. В XXI в. до н. э. он становятся центром объединения страны и впервые на небольшой срок становится столицей Египта при фараонах XI династии Среднего царства. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям. Местный бог Амон приобрел статус государственного бога.
С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (XVI-XIV вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.

После возрождения Мемфиса, ставшего в XIV в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли свою роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта даже спустя столетия, вплоть до греко-римского времени. В начале I тыс. до н. э. Фивы - центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением в первые века н. э. христианства район Фив становится одним из центров монашеского движения.

Многие постройки Фив были разграблены, снесены и разрушены римлянами. Лишь археологам и ученым из свиты Наполеона удалось вновь пробудить Фивы ото сна. Именно тогда зародилась египтология и познавательный туризм в . В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном старая столица Египта была разделена каналом на две части: на юге родился город , на севере - деревня . На восточном берегу Нила стояли - два грандиозных храма - Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов.

Величественные храмовые комплексы соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных храмовых башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Покоренные народы Сирии-Палестины везли сюда бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами полудрагоценный лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом.
На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет - «Западная вершина», называющаяся сейчас эль-Курн. Повелительница этой горы богиня-змея Меритсегер («любящая тишину»), охранявшая покой умерших, согласно легендам, оберегала не только царские погребения, расположенные в Долине царей и Долине цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан. Отправляясь в экскурсию лучше взять удобную обувь, головной убор и фотокамеру. При посещении Долины фараонов пользоваться видеокамерой не разрешается.

Богиня Меритсегер была покровительницей Долины царей, и это место выбрал для своего будущего погребения фараон Тутмос I (XVIII династия). Он и его придворный архитектор Инени надеялись, что гробница, запрятанная в скалах, лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды. А чтобы ввести охотников за легкой наживой в еще большее заблуждение, храмы умерших закладывались в удалении от самих гробниц. В знаменитой Долине фараонов 42 гробницы, почти все - фараонов. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и эти ухищрения не уберегли гробницы от разорения.

В течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась. Все гробницы были построены по схожему плану: в известняковой скале проделывали наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями.

Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы оказались разграбленными еще в древности. Лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности. Эта гробница исторически незначительного фараона, умершего в девятнадцатилетнем возрасте, была просто переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами. Тутанхамон, наследник «фараона-еретика» Эхнатона, лишь вновь заменил культ Атона культом Амона.

Долина цариц
В Долине цариц хоронили не только цариц - жен и матерей фараонов, но и рано умерших египетских принцев. В этом некрополе археологам удалось найти уже свыше 70 гробниц. Своим внешним обликом гробницы напоминают усыпальницы Долины фараонов, но немного меньше их размерами. Наиболее интересна расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены Рамсеса II Великого.

Настенные росписи гробницы иллюстрируют «Книгу мертвых», погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба. После реставрации (1995 г.) эта гробница вновь открыта для посещения. Доступ в гробницу ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и только на 10 минут. За день ее успевают осмотреть лишь 150 человек.
Нефертари и богиня Исида
Росписи также украшают стены гробниц рано умерших сыновей Рамсеса III Аменхерхепешефа и Хаэмуаса. Краски настенной живописи, например морская лазурь, светятся настолько интенсивно, будто картины нарисованы только сегодня.
Росписи гробницы Нефертари
Долина вельмож (Долина знати)
Западные Фивы были местом погребения не только фараонов и их жен. Здесь были захоронены сотни придворных, жрецов и высокопоставленных сановников, стремившихся пребывать рядом со своими правителями и после смерти. Их гробницы расположены вдоль восточного склона фиванских гор и образуют огромный некрополь - Долину знати. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф.

Большая часть гробниц датируется временем правления фараонов XVIII и XIX династий. Первые захоронения Долины относятся еще к Древнему царству. В Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Еще фараоны IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп II начал в Дейр эль-Бахри строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период фараоны XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам.

Гробницы вельмож не были столь огромными, как гробницы их правителей. Как правило, они состоят из нескольких частей - открытого двора, пространство которого ограничивалось стенами, святилища и уходящей под землю погребальной камеры. Начиная с XIX династии, вход во двор выполнялся в виде пилона - гигантских ворот, бывших неотъемлемой частью архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи владельца гробницы. Здесь отправлялся заупокойный культ умершего - читались священные тексты и приносились жертвы его ка, жизненной энергии, бывшей одной из составляющих сущности человека. Верхняя часть фасада гробницы облицовывалась гробничными конусами - глиняными цилиндрами-«гвоздиками», замурованными по «шляпки» в толщу стен. На внешней стороне конусов специальными печатями наносилось имя хозяина гробницы и его земные и посмертные титулы.

Рельефы и росписи гробниц вельмож по праву считаются шедеврами египетского искусства. Стены усыпальниц вельмож чаще всего были украшены сценами из их земной жизни. Основной идеей этих росписей было отражение важнейших событий в жизни сановника и благополучия, которого он достиг при жизни. Это делалось отнюдь не для похвальбы - все, запечатленное должным образом на стенах гробницы, должно было окружать человека в загробном мире и доставлять ему радость. Самые интересные гробницы находятся в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. Необычайно интересны росписи гробниц Рехмира (визиря Тутмоса III и Аменхотепа II), Сеннефера (управляющего южной частью Фив при Аменхотепе II), Нахта (придворного астронома Тутмоса IV), Рамосе (правителя Фив и визиря при Аменхотепе III и Эхнатоне), Менна (землемера и кадастрового служащего при Тутмосе I). На стенах их усыпальниц изображены погребальные торжества с музыкантами и танцовщицами, крестьяне за полевыми работами, сцены суда. В большинстве случаев на левой стене изображается жизненный путь умершего, а на других стенах - церемония погребения. Со временем Долина знати стала местом захоронения многих людей. Сегодня официально открыто более 500 гробниц (XI-XXVI династии), большое число захоронений было уничтожено еще в древности или все еще сокрыто в недрах фиванских гор.

Колоссы Мемнона
Гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые называют Колоссами Мемнона, приветствуют каждого путешественника на границе зеленых пшеничных полей и безжизненных песков пустыни. Две сидящие фигуры высотой 18 м охраняли некогда вход в несуществующий сегодня гигантский посмертный храм Аменхотепа III. На них сохранились греко-римские графитти времен императора Адриана и других видных деятелей античного мира. В свое время эти колоссы были известны тем, что один из них издавал жалобный стон на заре. Считалось, что таким образом свою мать, богиню утренней зари Эос приветствовал погибший во время Троянской войны от руки Ахилла эфиоп Мемнон. Звуки прекратились после реставрации в 199 г. н. э.

Рамессеум
Рамсес II повелел построить гигантский заупокойный храм в честь бога Амона, который ныне называют Рамессеум. До нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии. Грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные фараонами XVIII династии.
В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. На барельефах были изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами. За пилоном находится первый двор. Южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. Во второй двор вела лестница - он был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская статуя Рамсеса (20 м) весом около 1 тыс. т.

Центральную часть дворца занимал приемный зал с 16 колоннами. Дальше можно было попасть в личные комнаты царя и тронный зал. Позади дворца был расположен «женский дом» царя. Второй двор Рамессеума служил подходом к заупокойному храму. Двор был украшен портиками с папирусообразными колоннами осирическими колоссами. Гипостильный (колонный) зал храма имел 48 колонн. Великолепно сохранилась раскраска капителей колонн, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, главное святилище, кладовые. В Рамессеуме находилась знаменитая библиотека, названная Диодором «Лечебницей души», а также большая школа писцов. Под полами храма была найдена шахта с погребением жреца эпохи Среднего царства, а в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов.

Мединет-Абу (Заупокойный храм Рамсеса III)
Когда-то Мединет-Абу были всего лишь каменоломней для строительства гробниц и храмов. Рамсес III возвел свой мощный посмертный храм в районе Мединет-Абу, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона.
Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

ФИВЫ (ЛУКСОР)

«Скипетр»,

«Южный город»,

Аккадский (URU) ni-’i ,

Греческий , позднее - ,

римский Diospolis Magna ,

Коптский .

Город, игравший важную роль в древнеегипетской истории, одна из столиц Египта. Располагался в IV верхнеегипетском номе (Pillet, Thebes, palais et necropoles I–II, 1928–1930; Ch. Nims, Thebes of the Pharaons, 1965; Vandier, Manuel d’Archeologie egyptienne, II; L. Manniche, City of the dead: Thebes in Egypt. London, 1987).
Греческое название происходит от фонетического смешения с египетским названием храма Амона в Карнаке или с названием городского квартала, напоминавшим грекам Фивы в Беотии. Впервые упоминается у Гомера (Илиада, IX, 381). Позднее греки использовали название Диосполис Мегалэ или «Великий город Зевса» (отождествлявшегося с Амоном). В Древнем Египте город назывался , а фиванцы называли его Городом Амона, Южным городом или просто Городом.
Об истории развития этого города до эпохи Среднего царства известно немногое. Однако несомненно, что поселения появились здесь еще в среднем палеолите, а в додинастическую эпоху и в эпоху Древнего царства здесь уже существовали три городских центра. Видимо, древнейшей столицей нома был Гермонт, ныне - Армант, расположенный на западном берегу Нила. На восточном берегу возник город Тод, а к северу от Фив - Медамуд. Главным божеством здесь был Монту. В эпоху первых пяти династий фиванский район не играл существенной политической роли, хотя его символ появляется уже на одной из триад Микерина, обнаруженной в его храме времен IV династии около пирамид Гизы. В конце Древнего царства фиванские номархи устраивали себе гробницы в горных склонах к востоку от котловины Дейр эль-Бахри. В конце Первого переходного периода фиванский номарх Интеф объединил под своей властью семь южных номов Верхнего Египта, составлявших провинцию «Врата юга», и укрепился на этой территории, в принципе зависившей от гераклеопольских царей. Его сын Ментухотеп увенчал себя царским титулом. В городе процветал культ Амона. Впервые его имя упоминается в Фивах в Первый переходный период, к этой же эпохе относится и первый его храм. Следы его не найдены, но имеются упоминания о нем в надписях (Petrie, Gurneh, pl. X, 1.3). При XII династии культ Амона стал главенствующим в фиванском регионе.
В конце III тысячелетия союз южных номов, к которому присоединились VIII и XI номы, разгромил гераклеопольское царство, и Фивы стали подлинной столицей Египта, резиденцией XI династии. В Фивах воздвигались монументальные сооружения и святилища: об этом свидетельствуют блоки с картушами Ментухотепа, найденные в более поздних строениях Карнака и, особено, руины величественого заупокойного храма Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри, окруженного некрополем знати. На восточном берегу Нила располагался «город живых» - культовый и административный центр. На западном берегу находился «город мертвых», где правители IX и X династий, носившие имя Интеф, устроили свой некрополь у подножия холма Дра Абу-ль-Негга. Самым выдающимся элементом фиванского некрополя был замечательный храм Ментухотепа II (XI династия) в Дейр эль-Бахри, представлявший собой серию террас, увенчанную мастабой. Преемник Ментухотепа II намеревался построить себе аналогичное святилище в соседней долине, но оно не было завершено. Рядом с ним находится некрополь знати со знаменитой гробницей Мекетра, где было найдено множество небольших деревянных скульптурных «моделей».
Несмотря на то, что правители XII династии перенесли административную и политическую столицу государства в район Файюма (в до сих пор не найденный город Иттауи), Фивы продолжали развиваться как важный культовый центр Амона. Строительство на территории святилища Амона Фиванского начал первый же фараон XII династии Аменемхет, но более всех преуспел в украшении этого святилища его преемник Сенусерт I. По-видимому, именно ему принадлежал храм, руины которого были найдены в центре возникшего здесь позднее огромного храма, им же был построен храм-киоск, принадлежавший к числу лучших архитектурных памятников того времени и разрушенный Аменхотепом III, использовавшим его каменные блоки для строительства III пилона храма Амона. Киоск был восстановлен в 1937–1938 гг. архитектором А. Шеврье к северу от большого карнакского храма. На его кладке сохранился знаменитый географический список Среднего царства.
Царские некрополи XII династии находились недалеко от царских резиденций (Дашур, Лишт, Лахун, Хавара). В Фивах известно несколько гробниц местных вельмож того времени, среди них и гробница везира времен Сенусерта I, Антефокера.
Во Второй переходный период фиванские правители, сохранившие некоторую независимость от гиксосов, продолжали украшать святилище Амона, а цари XVII династии возводили в некрополе Дра Абу-ль-Негга гробницы, увенчанные маленькими кирпичными пирамидами (H. Winlock, The rise and fall of the Middle Kingdom at Thebes, 1947).
Период расцвета Фив приходится на эпоху Нового царства, когда при XVIII династии город вновь стал столицей всего Египта. Город живых и город мертвых становятся грандиозной метрополией, которую продолжали украшать правители последующих эпох. Красивейший квартал поднялся на восточном берегу: на севере он граничил с храмовым комплексом Амона Ипет-Сут (современный Карнак) (G. Legrain, Les temples de Karnak, 1929; P. Barguet, Le temple d’Amon-Re a Karnak, 1961), на юге - с храмом Ипет-Ресит-Имен (современный Луксор) (A. Gayet, «Le temple de Louxor», MIFAO XV, 1941). Здесь находились царские дворцы и двухэтажные резиденции вельмож. Все эти здания, выстроенные из сырцового кирпича, были окружены садами. Столичные пригороды простирались далеко за пределы современных Луксора и Карнака, но ныне от прежнего великолепия не осталось ничего, кроме руин каменных храмов.
Храмовый ансамбль Карнака уже во времена Нового царства делился на три независимых комплекса. На севере находился храмовый комплекс Монту, построенный при Аменхотепе III и окруженный кирпичной стеной (Cl. Robichon, P. Barguet, J. Leclant, Karnak-Nord IV, 1954). Еще Аменхотеп I, развернувший активное строительство на обоих берегах, построил в Карнаке алебастровый храм-киоск, который удалось реконструировать из блоков, найденных в более поздних сооружениях. Его картуши сохранились и в часовнях, которые вошли в состав построек Тутмоса III. Он также выстроил два собственных заупокойных храма на западном берегу реки. Нельзя с уверенностью сказать, что именно он ввел различие между скальной гробницей и царским заупокойным храмом, столь существенное для культа усопшего фараона в эпоху Нового царства. Но его преемник Тутмос I следовал ему. Он построил на месте разрушенного святилища эпохи Среднего царства три пилона - VI, V и IV, - ведущих к прямоугольному в плане храму. Следует отметить, что южная часть этого храма немного расширена относительно центральной оси. Перед IV пилоном, который в те времена был входным, Тутмос I поставил два обелиска. К северу от святилища Амона и к востоку от святилища Монту он возвел памятник дотоле неизвестного типа: судя по пометкам камнетесов, он именовался сокровищницей. Это позволяет предположить, что поблизости располагался административный квартал; многочисленные фрагменты, найденные Французским Институтом Восточной археологии, свидетельствуют о том, что украшен он был очень богато (см. J. Jacquet, Karnak-Nord V. Le tresor de Thoutmosis Ier, Etude architecturale, 1983; H. Jacquet-Gordon, Karnak-Nord VI. Le tresor de Thoutmosis Ier, La decoration, 1988). Имя Тутмоса II появляется на постройках, возведенных в Карнаке Хатшепсут и Аменхотепом II. Последний, видимо, уделял не слишком много внимания святилищу Амона, хотя некоторые блоки из его сооружений можно найти в числе камней, повторно использованных при сооружении III пилона.
Размах строительной деятельности царицы Хатшепсут на территории Фив был более впечатляющим. В Карнаке, в святилище Амона, в центре храма Тутмоса I она велела построить кварцитовый зал для священной барки, а также множество боковых залов, именуемых «покоями царицы». Было воздвигнуто и четыре обелиска: два между IV и V пилонами, в гипостильнм зале Тутмоса I и два у восточной стены храма. Кроме того, на южной стороне храма был сооружен VIII пилон.
Но самым впечатляющим памятником был заупокойный храм царицы в Дейр эль-Бахри, построенный Сененмутом, главным архитектором, верховным сановником и фаворитом царицы. Идею ступенчатого сооружения с украшенным портиками восточным фасадом Сененмут заимствовал у расположенного рядом храма Ментухотепа. К лучшим украшениям здания принадлежат рельефы левого портика, изображающие экспедицию, отправленную Хатшепсут в страну Пунт (вероятно, Сомали). Этот храм был раскопан Мариеттом и Навиллем. Последний опубликовал 6 томов работ, по сей день служащих руководством для всех исследователей этого памятника.
Тутмос III, преемник Хатшепсут, значительно расширивший границы Египта, явно враждебно относился к созданиям царицы. Он увеличил храм Амона в Карнаке, добавив два обелиска перед обелиском Тутмоса I, и построив в восточной части храма великолепный зал для праздника Сед, окруженный многочисленными часовнями. Обелиски царицы в зале Тутмоса I он велел окружить стеной высотой 20,13 м, впрочем, высота этой стены уступала высоте обелисков (30,70 м). Свою деятельность в Карнаке Тутмос III начал с разрушения и переделки построек своих предшественников. Он полностью изменил облик зала Тутмоса I и поставил между V и VI пилонами осирические статуи этого царя, украшавшие прежде стену святилища. Он изменил и портик между V и VI пилонами, поместив там знаменитый список побежденных Египтом народов. Между VI пилоном и постройками эпохи Хатшепсут он построил вестибюль с двумя геральдическими опорами, символизировавшими единство Верхнего и Нижнего Египта. На его стенах сохранились фрагменты текста летописи, повествующей о воинских подвигах этого царя, поэтому этот вестибюль называют западным залом анналов. Сходный текст сохранился на стене, которую Тутмос III велел возвести вдоль южной стороны северной части «покоев Хатшепсут». Ее рельефы увековечивают подношения Амону, сделанные царем. Большой праздничный зал (Ах-мену) он окружил многочисленными залами, один из которых был двухэтажным. Особенно интересен зал № 2, стены которого украшены рельефами, получившими название «ботанический сад». Те же сюжеты частично повторяются в зале № 22 (см. H. Beaux, «Le Cabinet curiosites de Thoutmosis III», OLA 36, 1990). В маленьком помещении, примыкающем к юго-западному углу гипостильного зала, рельефы изображают царя, приносящего жертвы своим предшественникам. В момент обнаружения рельефов на них можно было различить 61 царский картуш. Этот памятник чрезвычайно ценен для составления хронологии Древнего Египта. Ныне его рельефы хранятся в Лувре.
К востоку от большого священного комплекса между двумя обелисками Хатшепсут Тутмос III построил еще один, более скромный храм. На юге перед пилоном царицы он возвел новый VII пилон, а у священного озера - часовню. Двор, образовавшийся между двумя пилонами, он украсил своими гранитными статуями. Ниломер, находившийся перед священным озером, также был сооружен по его приказанию, как и посвященный Птаху небольшой храм в северной части священной территории храма Амона. Позднее к нему были добавлены ворота и новые рельефы.
На территории Луксорского храма Тутмос III поставил алтарь с тремя часовнями. Однако остатки наиболее интересного сооружения этого царя находятся на западном берегу Нила в фиванском некрополе. В Мединет Абу перед более поздним храмом Рамсеса III сохранился храм, который он посвятил Амону. В том же месте он перестроил храм Тутмоса II, а в Гурне выстроил новый заупокойный храм, раскопанный Квибеллом и Вейгаллом и опубликованный Рике (Ricke, Der Totentempel Thutmoses III, 1939). В Дейр эль- Бахри между храмами Хатшепсут и Ментухотепа он возвел еще один храм, открытый польской археологической экспедицией в 1962 г. Помимо прекрасно сохранившихся полихромных рельефов, здесь было найдено множество скульптур, в том числе двухметровая гранитная статуя царя, восседающего на троне. Этот храм был разрушен уже в древности, но при XX династии его еще посещали многочисленные паломники, оставившие на его колоннах и стенах иератические надписи, имеющие большую историческую ценность (M. Marciniak, Les inscriptions hieratiques du temple de Thoutmes III a Deir el-Bahari, 1974; J. Lipinska, «The portraits of Thutmosis III newly discowered at Deir el-Bahari», Melanges K. Michalowski).
В храме Хатшепсут Тутмос III уничтожил некоторые статуи царицы, переделал рельефы, стер надписи с ее именем. Вероятно, уже с момента воцарения он начал строительство своей великолепной гробницы в Долине Царей.
У Тутмоса III были веские основания благодарить карнакских жрецов, способствовавших его восшествию на престол. Его преемники Аменхотеп II и Тутмос IV уделяли украшению Карнака меньше внимания. Аменхотеп II построил небольшой храм, который после возведения Хоремхебом IX и X пилонов оказался в восточной части нового двора. Точно неизвестно, относятся ли архитектурные фрагменты, найденные между V и IX пилонами, к часовне, возведенной этим фараоном. Во всяком случае, мы знаем, что и он и Тутмос IV возвели в Карнаке небольшие алебастровые часовни, блоки которых были найдены в массиве III пилона. Гробницы обоих фараонов расположены в Долине Царей, а заупокойные храмы - в Гурне, их руины найдены по обе стороны от Рамессеума.
Фараоном, который сделал для украшения столицы более других, был Аменхотеп III (E. Riefstahl, Thebes in the time of Amunhotep III, 1964). При нем был возведен Луксорский храм с великолепной колоннадой. К югу от него в январе 1989 г. на глубине 1 м был обнаружен тайник с 24 прекрасно сохранившимися статуями, датируемыми периодом от XVIII до XXV династий. Время их помещения в тайник не определено: это могло произойти между правлением Тахарки (XXV династия) и Псамметиха II (XXVI династия): картуш первого, найденный на одной из статуй этого тайника, заменен картушем второго на аналогичной статуе, происходящей из Карнака. Среди найденных скульптур выделяется «статуя статуи» - уникальный памятник из красного кварцита, изображающий статую Аменхотепа III, стоящую на санях. 17 памятников из 24 выставлены в новом зале музея Луксора. Среди многочисленных рельефов, украшавших это святилище, следует упомянуть рельеф в юго-восточной комнате, где изображена знаменитая сцена рождения фараона. Эта тема представляет собой развитие мотива, который уже встречался в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
Уже в те времена Карнак и Луксор были соединены аллеей, по которой проходили процессии. Часть украшавших ее сфинксов Аменхотепа III сохранилась на своем месте, остальные принадлежат к более поздней эпохе.
Следы деятельности Аменхотепа III можно найти в разных частях Карнака. В святилище богини Мут, к югу от храма Амона, находятся руины храма, возведенного или перестроенного этим фараоном на месте какого-то более древнего строения. С юга этот храм был обрамлен священным озером. На его территории, особенно во дворе, находились сотни статуй сидящей богини Сохмет - гимн в камне, посвященный ей Аменхотепом III.
Около священного озера Амона Аменхотеп III установил громадную фигуру гранитного скарабея, отождествлявшегося с Атумом-Хепри. Он внес изменения и в большой храм Амона: в массиве возведенного им III пилона были найдены блоки, происходящие из более древних сооружений, существовавших к тому времени на территории священного комплекса. Возможно, им же была построена центральная колоннада гипостильного зала, состоящая из 12 колонн (изначально их было 14 - две восточные впоследствии оказались на месте II пилона), образующих аллею, ведущую к новому в ходу в храм. К северу от храма Амона на священной территории Монту он построил главный храм этого бога.
Еще одно творение Аменхотепа III в Карнаке - знаменитый храм Хонсу, строительство которого было продолжено Рамсесом III. Преемники последнего украсили храм рельефами и внесли в него некоторые изменения.
Еще Мариетт предположил, что храм Рамсеса III был возведен на месте храма времен Аменхотепа III. М. Э. Матье выдвинула гипотезу о том, что к временам Аменхотепа III восходит общий план этого сооружения. В этом храме была найдена статуя Аменхотепа, архитектора Аменхотепа III, а в его стенах сохранились древние блоки стелы времен Аменхотепа II. Известно, что аллея сфинксов, начинавшаяся у храма Аменхотепа III в Луксоре, вела прямо ко входу в этот храм. Мы знаем, что уже со времен Среднего царства к югу от храма Амона находился культовый центр Хонсу. Трудно представить, что вплоть до времен Рамсеса III у одного из богов фиванской триады, сына Амона и Мут, не было своего храма в Карнаке.
На противоположном берегу Нила Аменхотеп III построил самый крупный из фиванских заупокойных храмов, от которого сохранились лишь два колосса Мемнона и одна стела. Создателем храма был архитектор Аменхотеп, сын Хапи, единственный человек в истории Египта, получивший право построить собственный заупокойный храм в Мединет Абу (C. Robichon, A. Varille, Le temple de scribe royal Amenhotep, fils de Hapou, 1936). В этом храме впервые нашла воплощение классическая схема храмовой архитектуры Нового царства, лучшим образцом которой является храм Хонсу в Карнаке.
У Аменхотепа III в западных Фивах были не только заупокойный храм и скальная гробница в Долине Царей. К юго-западу от храма, на берегу искусственного озера, связанного с Нилом каналом, стоял также его дворец, где он жил со своей любимой супругой Тэйе. Руины этого дворца, именуемого сегодня Мальката, были раскопаны американской экспедицией музея Метрополитен (A. Lansing, «Excavations at the palace of Amenhotep III at Thebes», BMMA XIII, 1918, March, Suppl., pp. 8–14). К югу от дворца, по соседству с храмом в Дейр Шелуит в местности, именуемой Ком-эс-Самак, японской экспедицией Токийского университета Васеда в 1974 г. были найдены остатки сооружения из сырцового кирпича с фрагментами росписи. Это сооружение предназначалось для празднования 30-летнего юбилея правления Аменхотепа III.
Прежде, чем Аменхотеп IV перенес свою столицу в Амарну, он выстроил для Атона отдельное святилище к востоку от храма Амона. После смерти фараона оно было разрушено, но сохранились некоторые памятники, находившиеся на его территории. Прежде всего, речь идет о колоссальных статуях царя, которые стояли у опор, образовывавших перистиль. Известны также многочисленные блоки песчаника с рельефами в амарнском стиле. Они были извлечены из более поздних сооружений, прежде всего, из IX пилона, возведенного Хоремхебом.
В Луксоре перед храмом также было найдено множество блоков, декорированных во времена Эхнатона, и доказывающих, что он не обошел вниманием и этот комплекс.
Его преемники Тутанхамон и Эйе, судя по архитравам с их именами, тоже вели строительство в Карнаке. Стремясь очистить себя от подозрений в причастности к амарнской ереси, они посвятили Амону статуи и стелы. Тутанхамон, кроме того, украсил рельефами колоннаду Аменхотепа III в Луксоре.
Однако с именем этого фараона прежде всего связана его фиванская гробница, найденная в 1922 г. Г. Картером, руководителем раскопок лорда Карнарвона (H. Carter, The tomb of Tut-ankh-Amun, I–III, 1923–1933). Богато украшенная золотом и на редкость хорошо сохранившаяся погребальная утварь из этой гробницы является ныне самым большим сокровищем Каирского музея.
Последний царь XVIII династии Хоремхеб возвел в Карнаке три пилона, II, IX и X, последние два - из блоков более древних строений. Перед входом II пилона был небольшой вестибюль, стены которого украшались во времена Хоремхеба, но все царские картуши, кроме одного, были переделаны под имена Рамсесов I и II. Его же правлением датируется аллея сфинксов между X пилоном и святилищем Мут, а также несколько стел, установленных им в различных частях комплекса, в том числе в храме Птаха.
В Луксоре Хоремхеб высек свои картуши на рельефах большой колоннады, принадлежавших Аменхотепу III и Тутанхамону. Он узурпировал немало памятников своих предшественников в Фивах. Его заупокойный храм - это переделанная и немного расширенная усыпальница его предшественника Эйе. Однако он также сделал многое для реставрации храмов Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и Тутмоса III в Мединет Абу.
Его гробница в Долине Царей - одна из самых больших и величественных гробниц XVIII династии.
При этой династии развивался и некрополь знати в районе современного поселения Шейх Абд-эль-Гурна. К наиболее интересным из его гробниц принадлежат украшенные рельефами и росписями гробницы архитектора Инени, создавшего гробницу Тутмоса I; Сененмута, архитектора и фаворита царицы Хатшепсут (на плафонах этой гробницы сохранились знаменитые астрономические сцены), который, однако, не был здесь похоронен; Менхеперрасенеба, верховного жреца Амона при Тутмосе III; Рехмира, везира Тутмоса III и Аменхотепа II; Сеннефера, правителя южных Фив и смотрителя садов Амона при Аменхотепе II; Менны, распорядителя земельных угодий при Тутмосе IV; его современника Нахта, жреца Амона. Две вельможеские гробницы времен Аменхотепа III и Эхнатона заслуживают особого внимания: это гробницы Херуэфа и Рамосе (N. Davies, The Tomb of the Vizier Ramose, 1941), знаменитые великолепными рельефами, украшающими их погребальные камеры (см. G. Steindorff, W. Wolf, Die thebanische Graberwelt, 1936).
Со времен XVIII династии в Дейр эль-Медине в западных Фивах возник город художников и камнетесов, работавших на строительстве и украшении царских усыпальниц в Долине Царей. Возле города вырос некрополь, многие гробницы которого были украшены прекрасными росписями. При XIX и XX династиях и город, и некрополь разрослись. Исследования их проводились Французским Институтом Восточной археологии под руководством Б. Брюйера (B. Bruyere, FIFAO I–VIII, X, XIV–XVI, XX).
Самым значительным архитектурным сооружением XIX династии в Карнаке является, несомненно, знаменитый гипостильный зал, построенный Сети I и Рамсесом II между II и III пилонами. По сторонам от центральной колоннады, возведенной Аменхотепом III, они добавили семь рядов колонн, ориентированных по оси восток-запад. В потолке центрального нефа имелись окна, а в боковых нефах - небольшие отверстия. Несмотря на полумрак, царивший в помещении, его стены и колонны были богато украшены рельефами. Рельефы покрывали также и внешние стены, и стены гипостильного зала, возведенного в центральной части храма при Тутмосе III. На внешней северной стене гипостиля запечатлены воинские подвиги Сети I в Сирии, Палестине и Ливии, на южной - интереснейший рельеф, изображающий победу Рамсеса II над палестинцами и содержащий отрывок из поэмы Пентаура (о битве при Кадеше). Стены двора между VII пилоном и южным входом в храм Амона также покрыты надписями времен Рамсеса II, среди которых особенно интересны тексты, касающиеся договора с хеттами. Вестибюль у II пилона тоже был украшен рельефами, а перед пилоном Рамсес II поставил две свои колоссальные гранитные статуи. От Нила к входу в храм вела проложенная им аллея криосфинксов (т. е. сфинксов с головами баранов). Ее западная часть перед I пилоном сохранилась на своем месте, а восточная позднее, после сооружения первого двора, была смещена к югу. Перед IX пилоном тоже были поставлены колоссальные статуи царя и его супруги Нефертари. В его правление были построены и два небольших храма: один, посвященный Амону, - к востоку от главного храма, другой - рядом с храмом Мут, в восточном углу комплекса.
В Луксоре Рамсес II добавил к храму Аменхотепа III двор, окруженный двойным рядом колонн и пилонов, где стояли многочисленные гранитные статуи царя. Перед пилонами он установил две колоссальные статуи и два обелиска, один из которых украшает сегодня площадь Согласия в Париже.
В Долине Царей расположены великолепные гробницы Рамсеса II и Сети I. Последняя может служить примером сложной организации галерей и камер, высеченных в скалах на разных уровнях. Ее расписанные рельефы принадлежат к лучшим образцам погребального искусства XIX династии (E. Lefebure, «The tombeau de Seti Ier», MIFAO II, 1886). Супруги царей и некоторые принцы были погребены в Долине Цариц, расположенной к юго-западу от Долины Царей. Одна из самых красивых гробниц принадлежит царице Нефертари, супруге Рамсеса II. Ее замечательным расписанным рельефам угрожали грунтовые воды и воздействие солей, но в конце 80-х годов они были великолепно отреставрированы.
Оба фараона возвели себе заупокойные храмы в городе мертвых. Скромный храм Сети I в Гурне сохранился лучше других. Его второй храм меньшего размера был включен Рамсесом II в собственный заупокойный храм, руины которого сегодня называют Рамессеумом. Особенный интерес представляют его рельефы на внутренней стороне II пилона, изображающие битву при Кадеше. Следуя обычаю фараонов той эпохи, Рамсес II возвел рядом со своим заупокойным храмом дворец. Возле храма сохранились остатки сводчатых кладовых, построенных из сырцового кирпича.
К наиболее важным памятникам времен Мернептаха - преемника Рамсеса II - относятся рельефы, украшающие восточную стену северного двора VII пилона, где изображена битва фараона с ливийцами и народами моря. В Долине Царей он построил себе гробницу и заупокойный храм, находившийся к югу от Рамессеума и ныне полностью разрушенный. Для его строительства он использовал блоки храма Аменхотепа III.
Последний правитель XIX династии Сети II построил перед храмом Мут в Карнаке пилон, а перед храмом Амона - часовню, посвященную фиванской триаде (позднее она оказалась на территории большого двора) (H. Chevrier, Le temple reposoir de Seti II a Karnak, 1940). Он намеревался также расширить храм в сторону Нила, о чем свидетельствует его обелиск, установленный на набережной.
Среди фараонов XX династии в украшении столицы особенно преуспел Рамсес III. Его крупнейшим архитектурным творением стал храм, возведенный около II пилона храма Амона в Карнаке и ориентированный по оси север-юг. Его двор с двух сторон украшали осирические статуи царя. Наряду с храмом Хонсу этот храм является лучше всего сохранившимся святилишем Карнака. К северу от храма Амона, у III пилона он построил еще одно, более скромное святилище. Третий храм он заложил в западном углу комплекса, посвященного Мут, за священным озером. Современное состояние храма Хонсу - также дело его рук, хотя более поздние Рамсесы тоже украшали этот храм. От их времен в Карнаке не осталось никаких существенных построек, за исключением стены с порталом, связывающей III и IV пилоны: она была перестроена или возведена по приказу Рамсеса IX.
Однако главный архитектурный шедевр Рамсеса III, помимо его гробницы в Долине Царей, находится на западном берегу Фив. Речь идет об огромном архитектурном комплексе в Мединет Абу (University of Chicago, Medinet Habu, I–V, 1934–1964). Его строительство велось в два этапа. Сначала был возведен заупокойный храм с вспомогательными сооружениями. Его окружили стеной, за которой находился также царский дворец, расположенный слева от входа на священную территорию, рядом с первым двором. Второй этап строительства пришелся на конец царствования этого фараона: комплексу был придан оборонительный характер, его обнесли второй стеной на 10,5 м шире и на 18 м выше первой, за ней оказался и храм Тутмоса III. На востоке и на западе были возведены укрепленные ворота. Восточные ворота были трехэтажными. Они дошли до наших дней в хорошем состоянии, как и значительная часть храма. В некоторых помещениях сохранились рельефы, изображающие царя с принцессами, за что эти помещения получили название «гарем». Перед восточными воротами был вырыт ров, а на нильском канале сооружена пристань.
О заупокойных храмах преемников Рамсеса III, за исключением одного, принадлежащего Рамсесу IV, мы знаем лишь благодаря упоминаниям, встречающимся в папирусах. Многочисленные кладовые Рамсеса IV, найденные в ходе раскопок американской экспедиции в Асасифе, и остатки огромного заупокойного храма с двумя дворами и двумя пилонами свидетельствуют о том, что Рамсес IV намеревался затмить творение своего предшественника в Мединет Абу. Но закончить его он не успел, несмотря на то, что использовал при строительстве фундамента блоки из храмов Хатшепсут, Тутмоса III, Аменхотепа II и Рамсеса II. Его комплекс отрезал от Нила заупокойные храмы Хатшепсут, Ментухотепа I и Тутмоса III, расположенные в глубине долины Дейр эль-Бахри (Hayes, Scepter of Egypt, II, p. 364 sq.).
В Долине Царей найдены гробницы поздних Рамессидов. В те времена в Дейр эль-Медине быстро разрастался и некрополь знати. Любопытно отметить, что на 16 году правления Рамсеса IX квалифицированным следователям впервые было поручено дело о постоянных разграблениях царских гробниц (T. Peet, The Great tomb-robberies of the twentieth Egypt Dynasty, I–II, 1930).
Цари-жрецы XXI династии, правившие в Фивах, увековечивали свои имена на стенах уже существовавших построек. Благоприятные условия для развития монументальной архитектуры оказались утрачены из-за распада страны на Верхний и Нижний Египет, перешедший под власть царей, обосновавшихся в Танисе. Лишь Херихор, первый представитель этой династии, добавил к храму Хонсу в Карнаке двор с колоннами.
Цари XXII династии построили в Карнаке портик в юго-восточном углу первого двора, между храмом Рамсеса II и II пилоном. Царь Осоркон II возвел также маленькую часовню на берегу священного озера.
Нубийские правители из Напаты после завоевания Египта должны были умилостивить Амона, чтобы их признали законной египетской династией. Уже Шабака построил храм-киоск у священного озера в Карнаке и портал около храма Птаха, кроме того, он украсил второй храм в Мединет Абу. Тахарка не только завершил начатое Шабакой строительство II пилона перед храмом Тутмоса III в Мединет Абу, но и построил в Карнаке множество новых зданий. Самым величественным сооружением этого фараона стал большой храм-киоск в первом дворе храма Амона. Одна из громадных колонн этого храма высотой 21 м сохранилась на своем месте до наших дней. Между южной стеной храма и священным озером он построил святилище, около небольшого храма Рамсеса II - колоннаду, между святилищами Амона и Мут - часовню, посвященную Осирису-Птаху, а в самом храме Мут восстановил одну из часовен. Однако в конце царствования Тахарки произошла катастрофа: в 667 г. до н. э. Ашшурбанапал завоевал Египет и захватил Фивы. В 663 г., через несколько месяцев после смерти Тахарки, Ашшурбанапал полностью разрушил столицу. Правителем Фив в те времена был Монтуэмхат, происходивший из Нубии и назначенный на этот пост нубийскими царями. Он верно служил сменявшим друг друга правителям и дожил до преклонного возраста, став одним из самых рьяных сторонников саисской династии. Его похоронили в Асасифе в гробнице, которая своими размерами не только не уступала, но даже превосходила царские. До сих пор в центре Асасифа возвышается пилон из сырцового кирпича, принадлежавший этой гробнице. Египетская Служба древностей раскопала ее фрагменты, которые оставались неизвестны до конца 80-х годов.
Последующие четыре династии, начиная с саисской, ограничивались частичной реставрацией и узурпацией древних фиванских памятников, на стенах которых они высекали свои надписи. В эту эпоху было построено и несколько небольших сооружений: часовни саисских принцесс в Мединет Абу, скромное святилище Осириса, заложенное Псамметихом III к северо-западу от храма Монту в Карнаке, и несколько небольших часовен у Карнакского храма Амона.
Восстановление построек, разрушенных ассирийцами, и новые строительные работы начались лишь во времена XXX династии. Нектанеб I окружил храм Амона массивной стеной из сырцового кирпича, которую с востока украшал входной портал. Он также возвел I пилон этого храма и пилон около храма Монту. Той же эпохой датируется аллея сфинксов, раскопанная в последние годы египетской экспедицией. Эта аллея вела от пилона Рамсеса II в Луксоре к Карнаку. По-видимому, мы здесь имеем дело с широкомасштабными восстановительными работами, поскольку трудно предположить, что эта аллея, некоторые части которой в Карнаке восходят к эпохе Аменхотепа III, во времена XVIII династии не доходила до Луксорского храма. Нектанеб I также расширил храм времен XVIII династии в Мединет Абу, восточную сторону которого начали восстанавливать уже нубийские правители.
Его преемники Теос и Нектанеб II продолжали восстанавливать в Фивах разрушенные памятники. Последний, кроме того, построил маленькую часовню к востоку от храма Мут в Карнаке.
По приказу Александра Македонского, который после завоевания Египта посетил оракул Амона в оазисе Сива и был провозглашен жрецами земным воплощением Амона, в Карнаке – главном культовом центре этого бога – была проведена реставрация одного из помещений, находившихся за юбилейным залом Тутмоса III, и составлена вотивная надпись.
В святилище Амона в Луксоре по его приказанию также были проведены восстановительные работы. В глубине храма, перед главным святилищем, на месте древнего зала на четырех колоннах была сооружена новая часовня для барки Амона.
Филипп Арридей выстроил на оси главного храма Амона в Карнаке, в центре сооружения времен царицы Хатшепсут, большую гранитную часовню для барки Амона. Неудивительно, что Птолемеи, стремившиеся приобрести у населения страны такой же авторитет, которым пользовались прежние египетские фараоны, особенно заботились о Фивах, несмотря на то, что город трижды восставал против них. Они не только помещали свои картуши на стенах здешних храмов, но возводили и новые сооружения: Птолемей II - в святилище Мут в Карнаке, его преемники - в святилище Монту. Было построено и новое, независимое святилище богини Ипет (Таурт), которой в те времена поклонялись наряду с Осирисом. Его строительство началось при Эвергете II, а украшение продолжалось при его преемниках.
Наиболее величественными сооружениями Птолемеев в Карнаке были врата и пилоны. Самые значительные среди них - врата Эвергета I перед храмом Хонсу и пилоны Птолемеев II и III перед святилищами Мут, Монту и храмом Птаха.
В 1903–1904 гг. Г. Легрен нашел в Карнаке тайник - 14-метровую яму, вырытую около VII пилона, в которой находилось около 20 000 предметов, в том числе 750 скульптур и каменных стел. Было высказано предположение, что скульптуры помещались сюда в разные эпохи, по мере развтития храма (E. Bothmer, Egyptian Sculpture of the Late Period, p. 152), но более правильной кажется точка зрения, которой придерживался еще Масперо, считавший, что все эти предметы были сложены в тайник при Птолемее III или IV: трудно поверить, что яма, похожая на гигантскую свалку, могла долго оставаться открытой и доступной на территории самого важного в Египте святилища.
В западных Фивах Птолемеи также вели восстановительные работы и строили скромные святилища. Эвергет II восстановил в Дейр эль-Бахри поврежденный гипостильный зал на верхней террасе, кроме того, он возвел небольшой портик перед высеченным в скале святилищем Амона времен Хатшепсут и добавил к нему еще одно помещение. В самой глубокой части этого храма в ту эпоху процветали культы Имхотепа, Аменхотепа, сына Хапи и греческой богини Гигии, дочери Асклепия, с которым греки отождествляли Имхотепа. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в те времена стал лечебницей, находившейся под покровительством Имхотепа-Асклепия.
У Дейр эль-Медины Птолемеи возвели небольшой храм рядом с некрополем эпохи Нового царства, в Мединет Абу - пилон перед храмом Тутмоса III, в Каср эль-Агуз - часовню Тота (Эвергет II).
В те времена Фивы посещало множество туристов из Греции. Сохранилось множество настенных граффити с именами туристов, а порой и с восторженными отзывами. На рубеже эр наибольший интерес у посетителей Фив вызывали два колосса храма Аменхотепа III, созданные его архитектором Аменхотепом, сыном Хапи на западном берегу Нила. Эти статуи, изображавшие сидящего на троне царя, были высечены из монолитного песчаника, доставленного из карьеров, находившихся в окрестностях Мемфиса, т. е. удаленных от Фив на 700 км. Их высота составляет более 15 м, не считая пьедестала, превышающего 2 м.
В 27 г. до н. э. в результате землетрясения храм был разрушен, а у северного колосса появилась трещина на уровне торса. Перепады температуры и влажности воздуха в период восхода солнца порождали в трещине внутреннюю вибрацию камня, и колосс начинал издавать легкий звук, привлекавший всеобщее внимание. Особенно им заинтересовались греки. Этот феномен был описан Страбоном (XVII, 816), и греки вскоре начали отождествлять статую Аменхотепа III с героем греческих мифов Мемноном, который погиб под стенами Трои от рук Ахилла, и каждое утро жаловался своей матери Эос - богине зари. В 19 г. н. э., после посещения этих мест Германиком, в образованном греко-римском обществе началось настоящее паломничество к этим колоссам. На них найдено множество граффити, оставленных древними туристами, посетившими это чудо света. Так продолжалось до тех пор, пока Септимий Север не приказал скульпторам заделать трещину, чтобы сохранить статую. После этого Мемнон утратил голос, но имя закрепилось за статуей, и греки нарекли это место Мемнонией, усмотрев в культе умершего царя связь с умершим героем.
Подобно Александру Македонскому Октавиан Август, завоевав Египет, увековечил свое имя на стенах карнакских храмов и установил здесь свою статую (K. Michalowski, BIFAO, pp. 73–88, 1935).
Домициан добавил двор с порталом перед пилоном Нектанеба в Мединет Абу. Адриан, посетивший Фивы в 130 г., украсил храм Исиды в Дейр Шелуите, который был возведен первыми римскими императорами в западных Фивах, к югу от Мединет Абу. Его украшение продолжил Антонин Пий.
В конце III в. в Фивах вспыхнуло восстание против римлян. Вероятно, в те времена около Луксорского храма и возник римский военный лагерь.
Христианство проникло в Фивы в конце IV в. Некоторые храмы были приспособлены для нужд нового культа, древние статуи разрушены, многие рельефы разбиты. Расширилось начатое при римлянах производство извести, добывавшейся из известняковых блоков древних храмов. В VII в. в западных Фивах появилось множество монастырей. Главный культовый центр находился в Мединет Абу, где была возведена церковь св. Мины. В храме царицы Хатшепсут расположился монастырь, руины которого были разобраны Навиллем. Другой монастырь находился в Дейр эль-Медине. В гробницах поселились отшельники, а в гробнице везира Дага эпохи Среднего царства обосновался еще один монастырь (H. Winlock, The Monastery of Epiphanios at Thebes, I–II, 1926). На территории храма в Луксоре построили две церкви, а древние святилища в Карнаке приспособили для нужд нового культа.
Население строило дома на территории древних священных комплексов. Нужно отметить, что в Фивах, в отличие от других центров Нильской долины, в христианскую эпоху не появилось ни одной новой культовой постройки. Отчасти это объясняется тем, что под церкви здесь переделывались древние храмы, но главной причиной была утрата Фивами своего былого значения. Политический упадок этого центра начался гораздо раньше, с момента падения Нового царства. С переносом столицы в Александрию у Фив осталась лишь роль хранилища исторических святынь и религиозных традиций. С падением Римской империи и распространением христианства эта роль утратила смысл.
Сегодня Луксор, Карнак и фиванский некрополь представляют собой самый крупный художественный и культурный ансамбль Древнего Египта.
Возрождение Фив в современной европейской культуре имело свою долгую историю. Первые путешественики не могли даже точно установить местоположение древней столицы Египта. В XIII в. один из них спутал руины Мемфиса с Фивами. Однако голландский путешественник и картограф Ортелий в 1584 г. уже довольно точно указал на своей карте местонахождение Фив, но лишь в начале XVIII в. иезуит Клод Сикар отождествил руины Луксора и Карнака с великой древней столицей. После похода Наполеона и публикации Вивана Денона появилась база для новых, более методичных исследований египетских памятников. В начале XIX в. в Фивах развернул свою деятельность один из самых ревностных искателей египетских древностей Джованни Бельцони; в первой половине того же века практически все сколько-нибудь известные египтологи внесли свой вклад в изучение фиванских святилищ и некрополей. Однако систематические раскопки на территории Фив начались лишь со второй половины XIX в., когда появилась Служба древностей, созданная Огюстом Мариеттом, которого на посту ее директора позднее сменил Гастон Масперо. Работы в некрополе продолжал Виктор Лоре, Рамессеум и западный некрополь раскапывал виднейший английский археолог Флиндерс Питри, в Дейр эль-Бахри работал Э. Навилль. Позднее здесь, а также в Малькате работала экспедиция музея Метрополитен под руководством Уинлока, а затем Лансинга и Хемпса. Карнак и Мединет Абу исследовал Восточный институт Чикаго.
Французские археологи и архитекторы Легрен, Пилле и Шеврье в рамках Службы древностей начали масштабные работы по восстановлению и сохранению большого карнакского храма, Французский Институт Восточной археологии занялся исследованием северной части Карнака. В 1967 г. был создан франко-египетский Центр исследования и реставрации карнакских храмов, который с того времени ведет активные работы на территории святилища Амона: раскопки жилищ жрецов, воссоздание IX пилона, реставрацию росписей в Ах-мену, восстановление статуи Тутмоса IV, создание музея под открытым небом и т. д.

Фивы в Греции - город с богатой и очень интересной историей. В бронзовый век он был важным микенским центром, в классический период - могущественным городом-государством. Участвовал как в Персидской, так и Пелопоннесской войне. Являлся главным соперником древних Афин. Сегодня город - крупнейший населенный пункт областного подразделения Беотии. А также весьма привлекательное место для туристов, приезжающих сюда практически со всего мира.

Местоположение

Город Фивы в Греции расположен на равнине Анион, между пресноводным озером Илики на севере и горами Ситерон на юге. Соседствует он с Афинами (находятся в 50 км) и Ламией (100 км). Добраться до него можно как по автомагистрали, так и по железной дороге.

История происхождения

Рассказ о происхождении Фив в Древней Греции сохранился в виде легенд и мифов. Так, сами жители страны приписывали основание города Кадму - сыну финикийского цар. Однако доподлинно неизвестно, как именно появился этот населенный пункт.

Никто точно не знает и о том, как он развивался первоначально. При этом современные ученые выяснили, управлялись Фивы земледельческой аристократией, которая защищала целостность города жесткими уставами о собственности и ее передаче в наследство.

Архаический и классический периоды

В конце 6 века до н. э. фиванцы стали враждовать с афинянами, которые помогли маленькой городе Платеа сохранить свою независимость. Они даже сражались в знаменитой битве в 479 году до н.э. от короля Ксеркса I. За что впоследствии были наказаны победоносными греками, которые подошли к Фивам и затребовали выдачи аристократов, являвшихся представителями персидской партии. Когда им в этом было отказано, Павсаний осадил город вместе со своим войском и вынудил фиванцев отдать ему виновных для расправы над ними.

Во время вражды с афинянами Фивы потеряли свою гегемонию над беотийскими городами. Возвращена она им была только в 460 году до н. э. Стены города были восстановлены, а его жители вернули свое могущество. В борьбе Коринфа с Керкирой (435 год до н. э.) фиванцы помогли коринфянам снарядить их экспедицию. Затем вплоть до Никиева мира они поддерживали спартанцев. Однако между двумя союзниками вскоре произошел разрыв, потому что Спарта отказалась упрочить полную гегемонию Фив над Беотией в качестве вознаграждения за помощь.

В 424 году до н. э. фиванцы нанесли серьезное поражение афинянам в битве при Делии и впервые продемонстрировали всю свою мощь. В 404 году до н. э. они призвали греков к полному уничтожению Афин, но уже через год тайно поддержали восстановление их демократии, чтобы суметь противостоять Спарте. В 395 году до н. э. в битве при Халиарте они вновь доказали свою военную мощь, выступая против спартанцев, однако все равно проиграли. Фиванцы не сдавались. И уже в 371 году до н. э. они смогли одолеть спартанцев в битве Левктрах. Победителей приветствовали по всей Греции в качестве защитников угнетенных.

Дальнейшая история

Фиванцы в 371 году до н. э. смогли установить свою власть над несколькими крупными городами. В 395 году они даже примирились с афинянами, которые тоже опасались спартанцев. Но после смерти Эпаминонда в битве при Мантинеи вновь потеряли свое могущество. А в 335 году город был разрушен Александром Македонским. По преданию, уцелеть после погрома смогли лишь храмы и дом поэта Пиндара. Территория города была разделена между другими городами Беотии, а его жителей продали в рабство.

В 323 году до н. э. Фивы были восстановлены Кассандром, который стремился исправить ошибки Александра Великого. Многие города предоставили македонскому царю своих работников. Афиняне, например, перестроили большую часть стены Фив, а жители Месинии вложили в реставрацию свои деньги. В результате общих деяний план по воссозданию населенного пункта был реализован. Несмотря на это, Фивы так и не смогли вернуть назад свое могущество.

В течение раннего византийского периода Фивы в Греции служили местом убежища от иностранных захватчиков. В 10 веке нашей эры город стал центром торговли шелком. К середине 12 века он превратился в крупнейшего производителя этого материала во всей Византийской империи, обогнав Константинополь. Несмотря на жестокое разграбление норманнами в 1146 году, этот населенный пункт был быстро восстановлен и продолжил свое процветание вплоть до своего завоевание латинянами в 1204 году.

Сегодня Фивы - небольшой город, занимающийся производством сельскохозяйственных продуктов. Он весьма популярен у туристов, которые приезжают сюда для осмотра различных достопримечательностей.

Фивы в мифологии

Город Фивы в Греции «окружен» легендами и мифами. Так, некоторые старики-жители этого славного местечка рассказывают о Кадме - сыне Агенора и предке Эдипа. Якобы после убийства гигантского змея (или дракона), которого Арес отправил для защиты арии Весны, Афина поручила Кадму посеять зубы змея в землю. Как только он это сделал, из почвы сразу появились воины, которые и создали город Фивы.

Согласно другой легендой, город были также родиной мифологического панэллинского героя Геркулеса. А еще они являлись местом, где Сфинкс (мифическое существо с головой и грудью женщины, львиным телом, змеиным хвостом и огромными крыльями) требовала у каждого путника разгадать загадку про возраст человека. Тех, кто не смог ответить на нее, существо съедало. Когда царь Эдип разгадал загадку, Сфинкс был уничтожен.

Еще одна мифологическая история, напрямую связанная с городом, - «Семеро против Фив». Между двумя сыновьями Эдипа началась однажды война. Полиник был изгнан его братом Этеоклом из Фив. Он заручился помощью ахейцев из Пелопоннеса, чтобы вновь установить свою власть в городе. Однако при осаде стен Фив шесть из семи чемпионов, в том числе и сам Полиник, были убиты. Тем не менее нападение оказалось успешным, и город был захвачен. Этот миф является, пожалуй, символической метафорой общей ситуации в Греции после окончания микенского периода в ее истории.

Известные люди Фив

Как гласит история, в городе Фивы в Греции в разные годы жили многие достойные люди. Например, здесь бывал Александр Македонский, царь Кассандр, генерал Эпаминондас, генерал Пелопид, художники Аристид и Никомах. Кроме того, тут похоронен евангелист Лука - апостол, христианский святой, первый иконописец и святой покровитель всех живописцев. Из наших современников в Фивах жили певец Харис Алексиу, богослов Панагиотис Брациотис и художник Теодорос Вризакис.

Основная достопримечательность города Фивы в Греции - археологический музей, вновь открытый летом 2015 года. Здесь можно посмотреть различные экспонаты, включая фрески и глиняные горшки, выжженные руками древних жителей страны. Стоит обязательно посетить руины старинной крепости Кадмия, которая была построена в эпоху бронзового века.

Еще одна интересная достопримечательность Фив в Греции - церковь святого евангелиста Луки, в которой и сегодня покоятся его мощи. Говорят, что каждый год возле его гробницы многие люди, страдающие от глазных заболеваний, исцеляются и даже начинают хорошо видеть окружающий мир.

Интересных достопримечательностей города осталось немного. Но побывать в Фивах все равно стоит, чтобы увидеть своими глазами город, где «родился» Геркулес и была написана Лукой 1 из 4-х Евангелий. Удачного путешествия!