Как определить что человек одержим. Как обнаружить, имеет ли человек в себе бесов? Как избавиться от сильной влюбленности

Считается, что дьявол, вселяясь в человека, накладывает на него свою печать, отмечает добычу. И поэтому прежде всего важно уметь распознавать одержимость, дабы не спутать бесноватого с больным психическим заболеванием, например шизофренией.

Наиболее легко заметить в человеке признаки бесноватости во время церковной службы:

- «припадочный» боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание либо, наоборот, выкрикивает ругательства и проклятия;
- окропление святой водой, прикосновение креста, вдыхание ладана может вызывать у него физические муки;
- звон церковного колокола заставляет его морщиться и страдать от головной боли;
- одержимый физически не способен принять ни одно из христианских таинств. Если подходит к причастию, может запросто оттолкнуть руку священника, предлагающую ему вино и хлеб.

Однако одержимость может проявляться и за пределами храма. Согласно христианским представлениям, к признакам бесноватости относятся и следующие:

Утверждение самого человека о том, что он одержим дьяволом (демоном) или его мучают бесы;
- буйство, когда прежде спокойный человек становится необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным;
- богохульство, ругательства и проклятия в адрес церкви, святых;
- называние себя другим именем, разговоры от другого лица (от лица той сущности, кем человек одержим);
- внезапное проявление способности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии);
- появление паранормальных способностей и неестественных знаний;
- бесстыдное поведение;
- физические изменения во время припадка (одержимый нередко теряет координацию движений, падает, бьется в конвульсиях, часто у него появляется огромная сила);
- изменение внешнего облика во время приступа (бесноватый принимает дикий, страшный вид) и самой личности (злой, кидающийся на всех и сквернословящий человек может быть вполне добродушным и спокойным, когда припадок проходит).

«Человеку неопытному очень сложно, почти невозможно отличить настоящую одержимость от психических заболеваний, например истерии, так как приступы этих болезней нередко очень похожи на приступы беснования, - пишет в своей книге «Об Ангелах и бесах» о. Константин Пархоменко .

Больной может неестественно изгибаться, биться в конвульсиях, терзать себя, выть, кричать, нередко у него появляется такая физическая сила, что несколько человек не могут с ним справиться.

В самом Евангелии случаи болезни и одержимости часто переплетаются, поэтому иногда говорится об исцелении Христом одержимых, иногда — об изгнании бесов; так, например, в отрывке о мальчике, беснующемся «в новолуния», сказано: «и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час».

Чаще других припадкам подвержены люди пассивные, зависимые, уязвимые, открытые или впечатлительные. Нередко им не хватает чувства собственного достоинства, они чрезмерно чувствительны и легко поддаются внешним влияниям. Аура у таких людей обычно слабая, у них нет четкой определенности в отношении самих себя.

Бывают случаи, когда в состоянии одержимости оказываются группы людей, что можно наблюдать в действиях толпы; и даже население целых стран, как это было в Германии во время правления нацистов.

Официальная паука не признает возможности вселения в человека бесов или дьявола. В психологии есть специальный термин - какодемономания, обозначающий психическое расстройство, связанное с бредом вселения в больного нечистой силы. Какодемон - злой дух, в противоположность нейтральному духу (демону) и благому духу (агатодемону).

В 1923 году психолог и психиатр Зигмунд Фрейд назвал какодемономанию неврозом, при котором человек сам создает себе демонов. Демоны, по его мнению, - результат подавления желаний. Одним из знаменитых одержимых, о котором писал Фрейд, был успешный баварский художник XVII века Кристоф Хайцманн.

В августе 1677 года Хайцманн был доставлен в полицию: в отчаянии он молил, чтобы его отвезли в ближайший храм Девы Марии. За девять лет до этого дня художник якобы подписал договор с Сатаной, взяв кровь из ладони своей правой руки. Срок договора истекал, и теперь Кристоф боялся, что за ним придет Дьявол.

Полиция поверила ему и доставила в храм. После трехсуточных заклинаний раскаявшийся Хайцманн увидел Деву Марию, заставлявшую Дьявола порван, договор, который гласил: «Кристоф Хайцманн. Продаю себя Сатане, чтобы быть его сыном во плоти и вручить ему тело и душу на девятый год».

Фрейд объяснял, что в расстройстве мужчины проявился пугающий образ недавно умершего отца, который, по представлению Хайцманна, хотел изнасиловать его и кастрировать. С точки зрения Фрейда, причина болезни Кристофа крылась в неудачном разрешении эдипова комплекса.

Основное, что можно противопоставить позиции неверия в бесноватость, -это опыт людей, занимающихся экзорцизмом (отчиткой), а все они свидетельствуют, что хотя и редко, но встречаются среди психически больных люди, в которых обитает именно личностное существо - дьявол. Данный факт, кстати, подтверждают и врачи-психиатры, которые по роду деятельности часто общаются с душевнобольными людьми.

«Если врач-психиатр не враждебен религии, но объективно оценивает клиническую ситуацию своих подопечных, он может заметить, что некоторые из больных со странной иррациональной агрессией относятся ко всему религиозному: чтению над ними Священного Писания, молитв, окроплению их святой водой, - пишет о. Константин Пархоменко.

Такие больные рычат, кусаются, забиваются под кровать, сторонятся всего святого. После соприкосновения ro святыней эти больные успокаиваются на некоторое время.

Автор лично знаком с дипломированным врачом, женщиной, которая уже больше 25 лет работает в городской психиатрической больнице. (...) Эта врач столкнулась с таинственным явлением: некоторым больным лекарства были не нужны. Они приходили в себя после соприкосновения со святыней, после чтения над ними молитв».

Практика показывает, что такие больные могут отличить святую воду от обычной; в священнике, одетом в светскую одежду, различают служителя церкви, и т.д.

Подобные опыты проводил еще в первой половине XX века известный российский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Николай Васильевич Краинский, вначале скептик и позитивист, впоследствии — верующий человек. На данную тему им была даже выпущена книга, называвшаяся «Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни».

Вот выдержка из этой работы:

«Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как бы скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Кода была свежая, крещенских (исследование было произведено в средине января).

Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и пилил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды».

Как уже упоминалось, для избавления одержимых от душевных и физических мук служители Церкви проводят отчитку - специальный молебен, во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов.

Раньше такие ритуалы совершались священником индивидуально над человеком, который явно одержим злым духом. Массовые отчитки появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина.

Сегодня в храмах, где служат «сильные батюшки», как называют их прихожане, можно увидеть одновременно несколько десятков человек, пришедших увидеть «сеанс экзорцизма» на всякий случай («А вдруг в меня тоже вселился бес?»). Это напрасная трата времени. Отчитка нужна только при явных симптомах беснования.

Для того же, чтобы быть недоступным действию злых сил, нужно помнить и воплощать в жизнь слова современного афонского старца Паисия Святогорца, который говорил: «Когда грех пребывает в душе человека на протяжении долгого времени, тогда диавол приобретает на него больше прав. И тогда, чтобы он оставил, нам нужно разрушить старый дом и построить новый».

Инструкция

Апатия. Когда демон все больше укореняется в теле человека, последний впадает в апатичное состояние. Он бездействует, перестает ходить на работу, общаться с близкими. Затем это может перерасти в суицидальное состояние. Одержимый стремится лишить себя жизни. Обычно он пытается это осуществить через колющие и режущие предметы. В этом есть нечто сакральное. Так демон стремится окончательно ослабить волю одержимого.

Знание языков. Если предыдущие причины можно объяснить с точки зрения психологии, то это уже явно паранормальное явление. Человек, который не владел и двумя языками, неожиданно начинает изъясняться на нескольких. Чаще всего это языки, например, древняя или шумерский. Голос одержимого может меняться до неузнаваемости. Он переходит на крик, хрип, рык, звучит откуда-то издалека. Часто человек может быть одержим не одним, а несколькими демонами, поэтому они говорят на разных языках.

Брань. Наличие в речи одержимого скабрезностей и пошлостей является неотъемлемым признаком одержимости. В целом, человек становится пошлым и ведет себя неприлично. Его сексуальные нападки на других людей могут быть излишне вызывающими. Непристойное поведение обычно становится одним из последних критериев перед полным вселением демона и вытеснением человеческой личности.

Отрицание религии. На начальных стадиях одержимости человек негативно относится ко всем символам религии: крестам, Библии, святой воде. Но на последних порах демон настолько укрепляется в своей власти, что он начинает свершать святотатства над ними. Одержимый плюет на кресты, святая вода на него никак не действует.

Болезненность. На последнем этапе вселения демона человек выглядит очень болезненно. Его кожа приобретает зеленовато-серый оттенок. Глаза краснеют и слезятся. Его постоянно тошнит, ему ломит суставы. Он перестает есть, а его органы начинают постепенно отказывать. Постоянные судороги и ослабление организма приводят к летальному исходу.

Обратите внимание

В христианстве в одержимости виновными считают демонов и дьявола, а в исламе - шайтанов и джиннов.

Полезный совет

Если вы подозреваете кого-то в одержимости, стоит сразу обратиться к медиуму или священнику. Помощь одержимому нужна немедленно, иначе потом станет поздно.

Связанная статья

Источники:

  • О признаках вселения демонов и их видах

Множество фильмов снято о том, как в человека вселяется бес и мучает его. Их смотрят с удовольствием, но мало кто из людей задумывается, что большинство фильмов основано на реальных событиях. И по сей день бесы могут вселиться в любого несчастного. Поэтому нужно распознать в человеке нечистую силу, чтобы вовремя оказать ему помощь.

Инструкция

Внимательно понаблюдайте за «подозреваемым», в которого, как вам кажется, вселился бес. Если прежде веселый и добродушный человек стал проявлять беспричинную агрессию по отношению к окружающим, и бранные слова сами срываются с его с языка, то весьма вероятно, что в него вселился бес. Разумеется, прежде чем ставить такой диагноз, стоит спросить у вашего , все ли у него в порядке. Ведь такого поведения может быть тривиальна.

Одержимости сопутствует целый ряд физических заболеваний, такие как потеря аппетита и бессонница, колики и постоянная зевота, особенно во время молитв, беспричинная слабость и боли. Также может наблюдаться неуемное обжорство и болезненная худоба при этом.

Также один из распространенных признаков одержимости бесом – когда человек разражается беспричинным громким смехом или начинает выть.

Обратите внимание, не появилась ли у человека в последнее время страсть корчить рожи, передразнивать, паясничать. Бесы, вселившись в человека, ведут себя таким образом.

У одержимых появляется склонность к азартным и эксгибиционизму. Попробуйте незаметно проследить за подозреваемым в вечернее время, когда, по его мнению, он один. Узнайте, куда он ходит и как проводит свой . При этом помните, что сама по себе страсть к азартным играм не , что непременно сидит бес.

Прогуляйтесь с человеком, в котором вы хотите определить беса , мимо церкви. Njn, в ком действительно поселился нечистый, не сможет близко подойти к церкви, особенно если в это время звонят . При этом его может начать трясти, словно в эпилептическом припадке.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • БОЖИЯ БЛАГОДАТЬ, ПОПАЛЯЮЩАЯ БЕСОВ

Как вселяется демон в человека? В эзотерике считается, что одержимость - это вселение злого духа, негативно влияющего на человека и нередко приводящего его к гибели. Определить, что в человека вселился бес, можно по нескольким критериям.

Инструкция

Агрессия. Чрезмерно агрессивное поведение и неконтролируемые приступы гнева могут свидетельствовать о том, что в человека вселился демон. Беспричинная раздражительность становится все более частой. Человек перестает логично воспринимать свои действия. Вспышки ненависти ко всему вокруг заставляют его совершать акты насилия. Он может ударить маленького ребенка за мелкую оплошность, разбить стакан о стену. Нервные срывы чередуются у одержимых с крайней апатией.

Припадки. Приступы эпилепсии и судороги являются проявлением одержимости демонами. Ни с того ни с сего человек, который был абсолютно спокоен, через минуту начинает биться в конвульсиях. При этом он может так неестественно изгибаться, что приводит окружающих в ужас. Все можно списать на индивидуальную гибкость позвоночника, но это не единственное объяснение.

Потеря связи с реальностью. Одержимость демонами проявляется в странном поведении людей, которые до этого вели себя абсолютно адекватно. Им слышатся голоса, они видят то, чего не могут узреть другие. Это похоже на шизофрению, но может оказаться и оккультным.

Одержимость в большинстве случаев представляется состоянием внешнего вида человека, зачастую отличного от нормального его состояния. Но также одержимый может и не иметь особо заметных внешних проявлений, и только его действия могут выдать в нем «одержимца». Одержимого привыкли сравнивать с «психом» или маньяком, с человеком, который чем-то или кем-то, по христианскому вероучению, одержим. В любом случае подобная характеристика человека несёт в себе больше негатива и связана с психическим состоянием и душой.

И что это вообще значит? Если человек одержим, это означает, что внешний фактор управляет его жизнедеятельностью (раздражитель, цель), воспринимаемый человеком как личный мотив, и который он считает единственно верным и полезным для всех. Все его поступки направлены на стремление к цели, которая обозначена таким фактором. Само достижение целей не является одержимостью. При этом заболевании достижение цели носит перманентный характер, то есть постоянный, непрерывный путь. Было бы всё нормально, если бы одержимый считался с мнением окружающих, которые могут иметь другие потребности и цели.

Одержимый человек может быть одержим вещами материальными или духовными идеями. К примеру, это может быть любитель вкусно поесть, или, человек, похожий на Троцкого, который являет собой классический пример духовной одержимости (идея перманентной революции). Стоит отметить, что не нужно причислять к одержимым людей с зависимостью (больные диабетом, алкоголики, наркоманы), то есть они больны, и с радостью бы отказались от подобной зависимости.

Если с одержимыми материальными вещами все более-менее понятно, то с духовно-одержимыми дело обстоит намного сложнее. Кажется, что они такие же, как и все остальные: улыбаются, нормально общаются, шутят, ведут ничем не выдающийся образ жизни, заводят семьи и детей, ходят на работу. Но у них болезненное отношение к мнению других людей, не совпадающих с их личным мнением. Однако, в какой степени оно личное, нужно ещё разобраться.

Таким людям нравится доказывать остальным свою точку зрения, которая для них является единственно правильной. Но кто из нормальных людей не любит этого делать? Естественно, всем приятно почувствовать себя победителем в споре, сильным и невероятно умным. Всё это имеет связь с личным эгоизмом. И как порой бывает неприятно, и мы осознаем свою неправоту, когда аргументы собеседника более точны, чем собственные. Это нормальная человеческая реакция в процессе познания мира. Все совершают ошибки, и все могут исправить их. Но с духовно-одержимыми всё по-другому. Однажды зафиксированная в голове идея и наличие чувства неполноценности (что также связано с безответственностью за содеянные поступки и принятые решения: одержимый считает, что все остальные что-то должны) не позволяет ему взглянуть на себя со стороны, разглядеть свои ошибки, а тем более признаться в них. Он всегда выгораживает себя, доводит до абсурдных умозаключений, переходит на личности, навешивает ярлыки, уходит от прямых вопросов. Для одержимого человека (как биологического вида, а не как совокупности определённых психических качеств) другое мнение, отличное от его, является признаком для калибровки врага. Те, кто не с нами, против нас.

Так как духовная одержимость связана с психическим состоянием человека, то возник социологический термин «психический троцкизм». Проще говоря, это человек, который говорит одно, а на самом деле делает другое. К такому критерию относится большая часть публичных лиц и современных политиков. Но не забывайте, что политика – это вид деятельности, при которой следует учитывать много интересов. Например, Обаму можно отнеси к разряду одержимых, а Махмуда Ахмадинеджада — нет, хотя и он в последнее время «шалит». К другим историческим личностям с диагнозом «психический троцкизм» можно отнести Гитлера, Черчилля, Троцкого, Бухарина, Свердлова, Хрущева, Горбачева, царя Николая II.
К этому разряду можно с легкостью причислить марионеточных лидеров разных местных революций и диктаторов стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Немало их и в «цивилизованном» обществе: они носят дорогие костюмы, произносят слащавые речи, дают многообещающие прогнозы. Все возражения по поводу их мнения переводятся в разряд невежественных. Иногда складывается впечатление, что такой человек страдает аутизмом, хотя зачастую это не так. Они точно знают, чего хотят, и постоянно подгоняют реальность под свои шаблоны и восприятие мира. Всё, что не подходит, они отбрасывают как вредоносное. Всю критику воспринимают как однозначное зло, вредящее делу. Такой человек, при наличии ресурсов, никогда не сможет отказаться от задуманного. Девиз одержимого — цель оправдывает средства, но на самом деле средства оправдывают цель. Результатом подобного «целеустремления» могут быть различные беды: как с самим одержимым (тот же Троцкий), так и с окружающими (катастрофа в Чернобыле, 1986 год). Замечать таких людей подле себя определённо радует, но если их очень много, задумайтесь: а туда ли вы попали, и что с этим делать?

Одержимость — это страшное явление. Люди, в которых вселился какой-либо бес, дух или дьявол, считаются одержимыми. Эти люди полностью находятся под влиянием злого духа, который полностью управляет человеком, определяет полностью его мысли, слова, поступки и поведение. Есть вполне определенные признаки одержимости человека. В православии одержимых называют бесноватыми, людьми, в которых по тем или иным причинам вселился бес.

Есть мнение в православии, что признаки одержимости человека могут не проявляться в привычных обстоятельствах и в обычной жизни, но стоит ему прийти в церковь или хотя бы увидеть икону в своем доме, то тут же бес начинает себя проявлять. Очень часты случаи, когда во во время богослужения в православных храмах кто-либо из присутствующих прихожан без видимых на то причин начинает громко плакать, метаться по полу, выть, выкрикивать в адрес Бога ругательства и прочее. Все это и есть проявления бесноватости человека. Служители церкви объясняют эти случаи тем, что сидящий внутри человека бес пытается человека оградить от божественного влияния.

Признаки одержимости человека можно разделить на несколько признаков. Так, в одном случае демон нашептывает человеку разные непристойности и побуждает творить зло, идти против воли Господа. В другом случае, демон вселяется в тело умершего человека, и начинает изводить людей в виде разного рода призраков. Так же есть случаи, когда когда демон полностью захватывает тело человека и заставляет причинять вред другим людям и себе. Некоторые теологи изгоняют дьявола из животных, бывает и из неодушевленных предметов, это может быть зеркало или картина.

Как же демон может войти в человека? У святых отцов на этот счет существует мнение: дьяволу там место, где есть грех. Через греховный образ жизни, греховные мысли, когда человеческая душа ослаблена пороком, именно тогда дьявол и может завладеть человеком.

Физические признаки одержимости человека.

Святыми отцами были определены некоторые явления, по которым можно было определить, что человек является одержимым. Петр Тирский, в трактате «О демонах», перечисли следующие проявления:

— паралич некоторых частей тела, а иногда и всего;

— огромная для обычного человека сила.

Некоторые демонологи выделяют так же:

— огромных размеров выпирающий живот(у людей, которым это не свойственно);

— быстрая потеря в весе, которая человека приводит к гибели;

— подражание животным;

— запах серы(так как демоны прибывают из ада);

— левитация;

— автоматическое письмо;

— раздвоение личности;

— непристойные мысли и поведение;

— хула на Господа, причастие и святую воду;

— знание никогда не известных человеку языков, бормотание на несуществующем языке;


И это совсем не полный список признаков одержимости человека. Естественно, многие из выше перечисленных признаков одержимости вполне объяснимы и являются признаками симптомов определенных болезней. К примеру, в средние века, очень часто с одержимостью путали симптомы эпилепсии. Прилюдные сексуальные действия путали с расстройствами психики. Случаи подражания животным — с шизофренией и так далее.

Традиционным «лечением» от одержимости заключается в том, чтобы демона изгнать из тела человека. При этом священниками выполняется особый обряд, с чтением специальных молитв, окуриванием дымом ладана, миропомазание. Очень часто при выполнении этого обряда, люди одержимые бесом, начинают очень сильно сопротивляться, порой падают в обморок. Именно поэтому во время исполнения обряда кроме священника присутствуют еще несколько служителей церкви. Конечно, психологи и медики, эти объяснения церкви не берут на веру, говоря, что это всего лишь больные психически люди. Но как объяснить то, что приступы человека происходят именно в храмах? Почему обряд по изгнанию беса из человека в действительности избавляет людей от страданий? К сожалению, этот вопрос пока без ответа…

Признаки одержимости в наши дни. История Эмили Роуз.

Многие, пожалуй, слышали о случае с Эмили Роуз(может смотрели фильм).Это один из самых ярких примеров одержимости человека демонами. В действительности героиню фильма звали Аннализе Мишель. Когда ей исполнилось 17 лет, ее жизнь превратилась в сплошной кошмар: на нее нападал паралич среди ночи, становилось очень трудно дышать, как будь-то на грудь положили что-то очень тяжелое. Врачами психиатрической клиники в городе Вюрцбург, был поставлен диагноз — припадки Гранд мал, одним словом — эпилептические судороги. В конце концов ее положили на год в психиатрическую клинику. Во время пребывания в лечебнице ей стали видеться демонические лица, говорившие ей, что она проклята. Совершенно не помогало медикаментозное лечение, скорее наоборот, только усугубляло состояние пациентки. Она стала очень раздражительной, лица не исчезали. У нее развилась глубочайшая депрессия. В 1970 году Мишель Аналлизе выписали из лечебницы. Она обратилась к служителям церкви с просьбой провести над ней обряд экзорцизма, полагая, что речь идет именно об одержимости демонами. Однако церковь ей отказала, посоветовав вести более религиозную и духовную жизнь.

Состояние ее начало резко ухудшаться. Она начала кусать членов семьи, поедать пауков и мух, наносить увечья себе, начала копировать повадки собаки. Так же она стала уничтожать четки, религиозные книги и иконы в доме. Это длилось пять лет. После чего родственникам все же удалось уговорить церковь на проведение обряда экзорцизма, только с одним условием, что будет параллельно продолжено медикаментозное лечение.

В 1975 году епископ Йозеф Стангл поручил двум священникам — Арнольду Ренцу и Эрнсту Альту провести с ней обряд экзорцизма. В сентябре 1975 года обряд начался, и закончился лишь в июне 1976 года. За это время, по утверждению священников, они изгнали из ее тела: Люцифера, Белиала, Нерона, Иуду, Каина и Гитлера. Во время обряда, который проводился два раза в неделю, девушка говорила демоническими голосами на разных языках, голосами тех людей, которые умерли. За десять этих месяцев ее здоровье значительно ухудшилось. Она практически не пила и не ела, говоря, что ей демоны не дают этого делать. Ей было написано письмо священнику, в котором она просила прекратить обряды, говоря при этом, что ей явилась Дева Мария и предложила ей два варианта избавления от демонов: немедленное избавление или позволить демонам дольше обладать телом, но взамен получить избавление души. Девушка выбрала второй вариант, кроме этого она сумела предсказать дату собственной смерти. В ночь на 1 июля 1976 года она пошла спать, и не проснулась.

При вскрытии выяснилось, что она умерла от недоедания и обезвоживания организма. Каких-либо отклонений при исследовании мозга так же не было обнаружено. Несмотря на то, что все сеансы обряда экзорцизма были записаны на пленку, двум священникам и ее родителям были предъявлены обвинения по статье «Убийство по неосторожности» . Они были признаны виновными.

Это единственный за последнее время случай, официально признанный церковью, когда подтвердились признаки одержимости человека.

Попускает ли Господь войти бесу в ребенка - чистое, безгрешное создание, но не крещеное?

Ребенок рождается уже с первородным грехом, потому, если он некрещен, в нем уже живет злой дух. И когда крестят, священник прочитывает особые молитвы на изгнание из некрещеного злого духа.

Может ли в одной семье быть несколько бесноватых?

Бывает и такое. В 1975 году меня послали на станцию, находящуюся близ Ульяновска. Там живет много бесноватых людей. Знаю я одну семью из 9 человек: муж, жена, дети - все бесноватые. Зашел я к ним в дом, дети под кровать спрятались, стали плакать, кричать... Решили несколько домов освятить. А дело было зимой, в 4 часа, уже стало темнеть. Освящаю я дома, что-то около 15, а жители все следом ходят. Пришли в один дом - деревянный, большой, услышал, что в нем колдун жил. Ну, он к тому времени уже помер. И когда этот дом освятили, сделали на стенах крестики, покропили святой водой, помазали маслом, зажгли свечи - все спокойно стояли, молились. А когда я стал читать особую молитву на изгнание из дома злого духа, господствовавшего там, вдруг все, как один, куда-то выбежали. Потом, когда закончил освящать, спрашиваю знакомую, которая меня туда привезла: "Почему все убежали?" Она говорит: "Всех в один момент прохватил понос". Всем злой дух "праздник" устроил.

Если общаешься с бесноватыми, то можно ли от них заразиться?

Человек заражается грехом. Бывает, в храме во время службы вдруг около нас человек забесновался. В нем начинает бес шуметь, кричать, и многие боятся: "А вдруг он войдет в меня?". Знаете, бояться не надо.

Однажды был такой случай. Человек закрыл рот, боясь, что бес войдет в него через открытый рот. Но бес в бесноватом человеке говорит ему: "Не бойся! Я в тебя не войду. В тебе уже живет мой друг - бес блуда".

Так что, если в человеке Дух Святой живет, никогда бес не войдет в человека. А если нет в нем Духа Святаго, то значит, что в нем живет другой бес - без прописки. Душа незанятой не бывает.

Посоветуйте, как мне избавиться от бесовской нечисти? Меня "наградила" ею в храме одна колдунья.

Это прекрасный путь спасения. Если человек бесноватый, Бога благодарит и не обвиняет в этом никаких колдунов и чародеев, то этот человек спасется, если пронесет свой мученический крест до конца. Самое главное - надо помнить, что колдуны над нами никакой власти не имеют; бесы не имеют власти даже над свиньями. Только один Господь имеет власть над человеком. Если Он попустил такую болезнь человеку, то это для пользы и спасения его души, потому что душа находилась на погибельном пути. Часто говорят "меня испортили". Нас никто не портит - нас портят только наши грехи. И надо бояться не колдунов, а Бога. Надо больше верить не в колдунов, а в Бога, и жить по заповедям Божиим. Если у человека душа святая, и в ней Сам Господь - Дух Святой пребывает, туда злой дух никогда не войдет. А если он вошел, значит, там Духа Святаго нет. И надо Бога благодарить да радоваться, что представилась возможность очиститься и спастись.

Как изгнать беса из человека?

Постом и молитвой - отвечает нам Священное Писание. А многие сразу просят: "Отчитайте меня, изгоните беса". А человека, может быть, и отчитывать нельзя. Господь попустил это человеку за грехи, для спасения. Так написано у апостола Павла в Послании к коринфянам: этого человека надо "предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен" (1 Кор.5,5). Так вот, если человек во всем покаялся, стал уже православным христианином, живет по заповедям Господним, и бес его мучает, сокрушает, то в этом случае можно изгонять злого духа. Каким путем? Священник должен каждый день совершать Божественную литургию, каждый день причащаться, один раз в сутки вкушать пищу, пребывать в усиленной молитве, потому что он идет вести борьбу не с простым человеком, а с самим сатаною, злым духом. Прежде чем одержимого отчитывать, все его родственники должны покаяться, повенчаться, обратиться к Богу. Только тогда священник приступает к этому страшному делу. Он кадит вокруг этого человека, и все родственники усиленно молятся, священник водой все окропляет, а потом начинает читать особую молитву. В это время бес начинает в человеке шуметь, кричать, сокрушать его. Человек падает, изо рта пена идет, и здесь, если Господу угодно, бес выйдет из него. Все зависит от того, как человек будет себя вести. Священник может изгнать беса, человек выйдет из храма, бес в него опять входит. Почему? Да потому, что многие отчитываются, чтобы здоровье получить, а потом опять пить, гулять, курить, матом ругаться...

Однажды я дежурил в Троице-Сергиевой Лавре, ко мне подсела женщина. В ней говорил злой дух, она была бесноватая. Я поинтересовался, спросил: Мы находились в раю, - ответил демон.

А кто из вас был самый близкий Богу?

Светоносец, который от Бога принимал все тайны. Мы послушались его и пошли войной против Бога, и третья часть ангелов была свергнута с неба. И стали мы злыми духами, каяться мы не можем уже. Говорит мне еще:

Отец Амвросий! Сейчас я с тобой говорю, но знай, что весь ад слышит разговор, и сам сатана знает, что я с тобой говорю.

Хотя святые отцы запрещают с демоном разговаривать, но я в то время отчитывал по благословению духовника, и приходилось беседу вести. Что интересно, со всей России люди с говорящими внутри злыми духами тысячами приезжали. Страшно было смотреть на них. Что они только не говорили, на разных языках. Могли рассказать все грехи стоящих вокруг людей. Конечно, многие по незнанию думают, что демон в них может войти, даже рот закрывали. Демон без попущения Божия не войдет в человека, будь человек даже самым сильным грешником... Те люди, которые видят бесноватых, испытывают страх; они воочию убеждаются, что в человеке бес. Он может сковывать тело, и люди непроизвольно делают непонятные движения. Мне приходилось отчитывать их, так некоторые даже набрасывались, через себя бросали. Бывало так, что человек стоит, скует его бес - и человек назад плашмя падает, бьется об пол храма без сознания. На голове шишки, а смотришь - ничего, все нормально. Порой мелкие гвозди могут есть, стакан искусать и проглотить, и не обрезаться. Но когда человек приходит в себя, спокойно сидит, рассуждает. А когда беснуется - так его бывает, нельзя и понять.

Когда человек страдает беснованием, трясется, мучается, вменяется ли это ему в очищение души?

У апостола Павла в послании к коринфянам мы читаем об одном человеке, который совершал смертный грех. Апостол пишет, что надо отдать тело этого человека на изнеможение сатане, чтобы спасся дух. Бывает, люди не совершили никаких тяжелых грехов, а в них поселился злой дух. Спрашивают: за что? Причин может быть очень много. Возможно, когда этот человек станет взрослым, он принесет людям очень много зла, а когда бес, по попущению Божию, входит в него, не только этот человек приходит к Богу, но и все родственники. Когда он всецело обращается к Богу, живет церковной жизнью, становится православным, через него многие спасаются. Он беснуется в храме, а люди, видя его мучения, осознают, что Бог есть и есть злые демоны, которые могут вот так мучить людей.

До пришествия Христа на землю было очень много бесноватых. За две тысячи лет христианства бесноватых стало меньше. Страдания бесноватого человека тогда вменяются ему в мученичество, когда он без ропота на Бога несет их. Но диавол хитрый, он отец лжи. Как он обычно

действует в человеке? Кричит: "Меня к тебе посадила свекровка (или сноха, или соседка...)" А для чего он так говорит? Чтобы соблазнить человека, нарушить заповедь о любви к ближнему. Никто, кроме Бога, не имеет власти над демонами. И никто без попустительства Божия не может "посадить" кому-то беса. Без воли Божией ни один волос с головы не падает. Никто не может наслать на нас болезни или испортить. Это все ложь демоническая. Мы находимся под особым присмотром у Господа, и если бывают в нашей жизни какие-то неприятные моменты, то только по Его попустительству - для нашего возвращения на истинный путь. Значит, мы в чем-то согрешили, заблудились.

Но диавол внушает: "Тебе сделали, тебя испортили". Нас портят наши страсти, наши пороки, наши грехи.

Однажды к преподобному Антонию Великому привели одного бесноватого. Бесу стало тошно, и он начал бушевать, нервничать в нем: "Куда мне идти?" Преподобный ответил: "Входи в меня!" - "В тебя я не могу войти," - отвечает бес. - "Почему?" - "В тебе Дух Святой, мне там места нет."

Душа человека не может быть пустой. В душе либо Дух Святой живет, либо злой дух. Это зависит от того, как мы сами себя будем вести.

Батюшка, объясните, что со мной происходит. Я крестилась десять лет назад, начала воцерковляться. Сейчас во время чтения молитв меня душит- такая вот странная болезнь. Врачи говорят, что легочных заболеваний нет. И это все чаще и чаще, как наказание за что-то.

В Троице-Сергиевой Лавре около трех лет я дежурил у мощей преподобного Сергия Радонежского. Постоянно шел поток народа. Помню одну монахиню, которая во время Великого поста не вкушала по средам и пятницам совсем никакой пищи. В это время она ни с кем не говорила ни слова, молилась. И жила на свинарнике. Питалась только теми остатками пищи, которые из столовой привозили на корм животным... Отбросами.

Пришла она как-то на исповедь и попала ко мне. Стал я с ней беседовать, спросил:

Можно спрашивать Вас о грехах?

Конечно.

Может, есть что-то нераскаянное?

Действительно, нашлись грехи тяжелые, смертные, которые она по забывчивости на исповеди не говорила. В этот момент, когда она в них призналась, Господь ее простил. Но надо было их загладить. И Господь дал ей такую же болезнь, как у Вас.

Порой стоит она на молитве, а изнутри у нее начинают слышаться голоса. Злой дух в ней начинает шуметь и кричать. Это было ей попущено для очищения от прежних грехов, пусть даже она в них и покаялась. До конца своей жизни она несла эту болезнь как крест, как епитимью от Господа, а перед кончиной бес вышел, и она получила от Господа вечную блаженную жизнь.

Так что Вы не пугайтесь, не ропщите, не отчаивайтесь. Просто повспоминайте: скорее всего, у Вас на совести остались какие-то нераскаянные грехи, а Господь по Своей любви желает освободить Вас от них. Может, Вы раздражительны, может, часто осуждаете, обижаетесь.

И благодарите Бога за все! Он знает, кому что надо. Разве не знает Он, что во время молитвы Вам плохо? И все ваши другие болезни Он знает.

Брат мужа бесноватый, дошел до истощения - телесного и душевного. Говорит, что диавол его заставляет голодать. Как вести себя с ним?

Поскольку Господь нас терпит (мы ведь тоже грешные, нечистые), то должны терпеть и немощи ближних. Он сам не рад своему поведению, но не властен над собой - демонические силы заставляют его работать им.

Вам надо потерпеть и помочь ему покаяться. Если бы он очистил душу от прежней грязи, то Господь эту его немощь исцелил. Господь попускает бесу вселиться в человека, чтобы тот стремился очиститься и от беса, и от грехов.

Встречал я таких людей, даже среди монашествующих. Люди православные, имеющие в себе эту немощь, смиряются, несут как крест во спасение, не ропщут, не отчаиваются, а терпят. Они приравниваются к мученикам. Но если человек бесноватый, в церковь на исповедь и на службы не ходит, скандалит, ближних терроризирует, то он не спасается.

Молитесь за вашего родственника, поминайте его на "славах" на Псалтири. Подавайте поминание о нем на Божественную литургию, на молебны. Огромная польза будет ему. Молитва Церкви помогает всем.