«Как встретил смерть товарищ Нетте. Литературно-исторические заметки юного техника

Просматривая в очередной раз фото из своего же поста, моё внимание привлекла фотография, на которой запечатлен пожар на судне, часть названия которого хорошо видна: «…ОР НЕТТЕ», а так же порт приписки -« Архангельск». В очередной раз любопытство взяло верх и я стал искать информацию по данному судну, да и вообще всё, что имеет отношение к данному снимку…

Для начала выяснил, чьё имя красуется на корме судна.

Теодор Иванович Нетте (1895 или 1896 — 5 февраля 1926, Латвия) — легендарный дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР.

Курьер Теодор Нетте, защищая дипломатическую почту, был убит в Латвии в феврале 1926 года бандитами, напавшими на дипломатический вагон международного экспресса.

Это один из первых международных скандалов в истории советского государства.

После подвига в честь Теодора Нетте был переименован пароход «Тверь».

Дипкурьер был лично знаком с поэтом В. В. Маяковским, который посвятил ему своё знаменитое стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку».

Дочь Теодора Ивановича Нетте, которой на момент гибели отца было около года, взяло на воспитание государство.

Операция по убийству дипкурьеров в поезде Москва - Рига - Берлин и захвату перевозимой ими почты была разработана с целью дальнейшего обнародования поддельных документов, которые якобы у них захватили.

По одной из версий, Иоганн предупредил Теодора о нападении и попытался закрыть дверь, но упавший тюк с почтой помешал это сделать. Один из них выстрелил в сидевшего на нижней полке Махмасталя. Пуля попала в живот, но Иоганн остался жив. В тот же миг лежавший на верхней полке Нетте всадил в этого бандита пулю. Падая, тот снова выстрелил в Махмасталя и ранил его в руку. Иоганн перехватил револьвер в левую и ранил второго бандита. Но тот устоял на ногах и выстрелил Нетте в голову. Теодор замертво рухнул с полки, прикрыв своим телом Махмасталя.

Ослабевшие от ран бандиты попытались покинуть поезд, но их прикончил, как лишних свидетелей, третий нападавший, который на ходу выпрыгнул из вагона.

Второй дипкурьер - Иоганн Махмасталь в Риге на вокзале, истекая кровью, отказался от госпитализации, героически охраняя диппочту, заявив при этом, что не сдаст её до тех пор, пока не явится человек, которого он лично знает в лицо. Поэтому он не сдал почту секретарю советского посольства, а, дождавшись своего знакомого генерального консула, передал почту ему и перешёл на попечение врачей.

Бандитами, добитыми своими, оказались братья контрабандисты Антон и Бронислав Габриловичи, поляки по национальности и литовцы по подданству. Они проживали в местечке Сакуны близ города Янишек в Литве и пытались заработать на возвращение в Польшу. Латвийское правительство принесло официальные извинения - и на этом инцидент был исчерпан.

Интересный факт: Одесская киностудия выпустила в 1977 году кинокартину «Красные дипкурьеры». В основе фильма - реальная история гибели дипкурьера Теодора Нетте.

Пароход “Тверь” был переименован в 1926 году в “Теодор Нетте”. Отслужив свой век, пароход должен был отправиться в самый дальний наш порт. Этот рискованный рейс поручили капитану М.И. Кислову. С 1947 г. использовался как отопитель и плавказарма в порту Петропавловск-Камчатский. В 1953 г. исключен из списков судов ВМФ и превращен в плавпричал. Впоследствии остов судна был засыпан грунтом и лег в основу одного из причалов Петропавловского торгового порта, а фрагменты корпуса сохранились в экспозиции Военно-исторического музея г. Петропавловск-Камчатский. Подробнее можно почитать

Преемником парохода «Теодор Нетте» в Северном морском пароходстве стал газотурбоход, построенный ленинградцами в 1963 году. Примечательно, что судно было построено из металлолома, собранного школьниками и трудовыми коллективами того времени.

Аналогичных судов всего было построено шесть. Установленные на них газогенераторы были французского производства, а турбины отечественные. В качестве топлива использовались дизельное топливо и мазут. В работе суда считались экономичными, хотя обслуживать их было трудно. Основным назначением судна была перевозка леса, но «Теодор Нетте» зачастую брал и другие грузы. С ними он побывал в портах 40 государств.

30 ноября 1963 года судно было принято архангельским экипажем, а в первый рейс «Теодор Нетте» ушел с грузом угля на Антверпен.

Много именитых гостей поднималось на борт судна во время стоянки в порту. Многие приходили на судно с подарками. Со временем их накопилось столько, что пришлось подумать, где бы их разместить. Так родилась идея создать свой судовой музей - каюту Маяковского. Здесь нашли свое место многие экспонаты, но первым стал словарь английского языка, принадлежавший Теодору Нетте. Его подарила экипажу его дочь. Раритетами считались также два мозаичных портрета - Нетте и Маяковского, стальная пластина - часть бортовой обшивки парохода «Теодор Нетте».

Помогали морякам и сотрудники курьерской связи МИД, где в свое время работал Теодор Нетте. По их инициативе и с их помощью был снят фильм «Здравствуй, Нетте». Судно работало на Архангельский флот до 1986 года, после чего было списано и продано на металл пакистанской фирме. Свою эстафету газотурбоход «Теодор Нетте» передал новому теплоходу, построенному для Северного морского пароходства польскими корабелами в 1990 году.

А по поводу пожара нашёл вот эту запись:

«К сожалению, при пожаре во время ремонта на заводе "Красная кузница" часть экспонатов погибла. Однако этот пожар, можно сказать, помог наработать определенный опыт кораблестроителям и проектировщикам.

Возник пожар, - вспоминает первый помощник капитана Юрий Константинович Дьяков, - а внизу осталась машинная команда. Огонь перекрыл все пути. Для их спасения снаружи вырезали кусок борта. Резали наугад, поэтому промахнулись. Пришлось делать второй вырез. После этого случая на корпусах судов стали обозначать местонахождение машинного отделения

В 1985 году Юрий Дьяков вышел на заслуженный отдых, а через пару лет газотурбоход продали Пакистану на металлолом.»

Вот такая вот история.
А точка в этой истории была поставлена в 1992 году, когда теплоход «Теодор Нетте», третий носитель имени дипкурьера, был продан за рубеж.
С тех пор в составе флота нашей страны нет судна с данным именем.

(1896-08-15 )

Теодо́р Ива́нович Не́тте (латыш. Teodors Nete ; 15 августа 1896 года - 5 февраля , Латвия) - дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР . Теодор Нетте погиб в 1926 году в Латвии , защищая дипломатическую почту.

Биография

Родился в Латвии, сын сапожника, владел немецким языком. В социал-демократической партии с 1914 года. В Первую мировую войну вместе с отцом был арестован, содержался в рижском Централе, затем был переведён в петроградские Кресты . После освобождения в марте 1917 года снова в Латвии. По официальной версии, с августа 1917 находился на подпольной работе в частях немецких войск занявших Ригу. С начала 1918 в Петрограде - секретарь отдела виз Наркоминдела РСФСР, затем политкомиссар 2-го батальона 1-го Латышского стрелкового полка. После провозглашения Советской Латвии в 1919 году - член Елгавского революционного трибунала. Участник гражданской войны на Южном фронте РСФСР. С 1922 года - дипломатический курьер Наркоминдела РСФСР .

Нападение на дипкурьеров Нетте и Махмасталя

Через год после трагических событий вышел фильм кинорежиссёра Александра Довженко - «Сумка дипкурьера », (1927 год).

Нетте (посмертно) и Махмасталь были награждены орденом Красного Знамени .

В честь Теодора Нетте был переименован пароход «Тверь» . В дальнейшем это имя носили последовательно еще два судна Северного морского пароходства , газотурбоход постройки 1963 г. и лесовоз постройки 1990 г. типа «Павлин Виноградов» (однотипный с лесовозом «Иоганн Махмасталь») . В настоящее время в списках флота пароходства такого названия нет .

Дочь Теодора Нетте, которой на момент гибели отца было около года, взяло на воспитание государство .

Напишите отзыв о статье "Нетте, Теодор Иванович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нетте, Теодор Иванович

Окситания цвела, как прекрасный яркий цветок, впитывающий жизненную мощь светлой Марии. Казалось, никакая сила не могла противостоять этому мощному потоку Знания и светлой, вселенской Любви. Люди всё ещё поклонялись здесь своей Магдалине, обожая её. Будто она до сих пор жила в каждом из них... Жила в каждом камушке, в каждом цветке, каждой крупинке этой удивительной, чистой земли...
Однажды, гуляя по знакомым пещерам, Светодар набрёл на новую, потрясшую его до самой глубины души... Там, в спокойном тихом уголке стояла его чудесная мать – любимая Мария Магдалина!.. Казалось, природа не смогла забыть эту дивную, сильную женщину и вопреки всему, создала её образ своей всемогучей, щедрой рукой.

Пещера Марии. В самом углу пещеры стоит, природой созданная, высокая статуя прекрасной женщины,
окутанной очень длинными волосами. Местные катары говорили, что статуя появилась там сразу же после
гибели Магдалины и после каждого падения новой капли воды становилась всё больше и больше на неё похожа...
Эта пещера и сейчас называется «пещерой Марии». И все желающие могут увидеть стоящую там Магдалину.

Повернувшись, чуть поодаль Светодар увидел другое чудо – в другом углу пещеры стояла статуя его сестры! Она явно напоминала кудрявую девочку, стоявшую над чем-то лежащим... (Веста, стоявшая над телом своей матери?..) У Светодара зашевелились волосы!.. Ему показалось, что он начал сходить с ума. Быстро повернувшись, он выскочил из пещеры.

Изваяние Весты – сестры Светодара. Окситания не пожелала их забывать...
И создала свой памятник – капля по капле ваяя дорогие её сердцу лица.
Они стоят там веками, а вода продолжает свою волшебную работу, делая
их всё ближе и всё более похожими на настоящих...

Позже, чуть отойдя от потрясения, Светодар спросил у Марсилы, знает ли она о том, что он увидел. И когда услышал положительный ответ, его душа буквально «зарыдала» слезами счастья – в этой земле и вправду всё ещё жива была его мать – Золотая Мария! Сама земля Окситании воссоздала в себе эту прекрасную женщину – «оживила» в камне свою Магдалину... Это было настоящим творением любви... Только любящим зодчим была природа.

У меня на глазах блестели слёзы... И совершенно не было за это стыдно. Я очень многое бы отдала, чтобы встретить кого-то из них живыми!.. Особенно Магдалину. Какая же дивная, древняя Магия пылала в душе этой удивительной женщины, когда она создавала своё волшебное царство?! Царство, в котором правило Знание и Понимание, и костяком которого была Любовь. Только не та любовь, о которой кричала «святая» церковь, износив это дивное слово до того, что не хотелось долее его слышать, а та прекрасная и чистая, настоящая и мужественная, единственная и удивительная ЛЮБОВЬ, с именем которой рождались державы... и с именем которой древние воины бросались в бой... с именем которой рождалась новая жизнь... именем которой менялся и становился лучше наш мир... Вот эту Любовь несла Золотая Мария. И именно этой Марии мне хотелось бы поклониться... За всё, что она несла, за её чистую светлую ЖИЗНЬ, за её смелость и мужество, и за Любовь.
Но, к сожалению, сделать это было невозможно... Она жила столетия назад. И я не могла быть той, кто её знал. Невероятно глубокая, светлая печаль вдруг захлестнула меня с головой, и горькие слёзы полились потоком...
– Ну что ты, мой друг!.. Тебя ждут другие печали! – удивлённо воскликнул Север. – Прошу тебя, успокойся...
Он ласково коснулся моей руки и постепенно печаль исчезла. Осталась только горечь, будто я потеряла что-то светлое и дорогое...
– Тебе нельзя расслабляться... Тебя ждёт война, Изидора.
– Скажи, Север, учение катаров называлось Учением Любви из-за Магдалины?
– Тут ты не совсем права, Изидора. Учением Любви его звали не посвящённые. Для тех же, кто понимал, оно несло совершенно иной смысл. Вслушайся в звучание слов, Изидора: любовь по-французски звучит – амор (amour) – не так ли? А теперь раздели это слово, отделив от него букву «а»... Получится а’мор (а"mort) – без смерти... Вот и получается истинное значение учения Магдалины – Учение Бессмертных. Как я уже раньше тебе говорил – всё просто, Изидора, если только правильно смотреть и слушать... Ну, а для тех, кто не слышит – пусть остаётся Ученьем Любви... оно ведь тоже красиво. Да и истины толика в этом всё же остаётся.
Я стояла совершенно остолбенев. Учение Бессмертных!.. Даария... Так вот, что являлось учением Радомира и Магдалины!.. Север удивлял меня множество раз, но никогда ещё я не чувствовала себя столь потрясённой!.. Учение катаров притягивало меня своей мощной, волшебной силой, и я не могла себе простить, что не говорила об этом с Севером раньше.
– Скажи, Север, осталось ли что-то от записей катар? Должно же было что-то сохраниться? Даже если не самих Совершенных, то хотя бы просто учеников? Я имею в виду что-то об их настоящей жизни и учении?
– К сожалению – нет, Изидора. Инквизиция уничтожила всё и везде. Её вассалы, по приказу Папы, посылались даже в другие страны, чтобы уничтожить каждую рукопись, каждый оставшийся кусочек бересты, какой только могли найти... Мы искали хоть что-нибудь, но ничего не смогли спасти.

Нераскрытая тайна нападения на красных дипкурьеров

5 февраля 1926 года ранним утром в поезде № 5 Москва - Рига на перегоне между станциями Икшкиле и Саласпилс, в 22-25 километрах от Риги, было совершено вооружённое нападение на двух советских дипкурьеров. В перестрелке погиб старший курьер, латыш Теодор Нетте, получивший три пули в грудь и по одной - в каждую руку. Его помощник, эстонец Иоганн Махмасталь, выжил, получив пулю в живот и две - в правую руку. Дипкурьеры направлялись в Ригу, откуда, сдав часть груза, должны были направиться в Таллин, а уже из Таллина - в Берлин…

Братья-разбойники

Известны показания выжившего дипкурьера Махмасталя, которые в своей книге «Долг и отвага. Рассказы о дипкурьерах » цитировал Семён Аралов (в 1926 году - член коллегии Наркомата по иностранным делам СССР). Известны рапорты политического управления латышской полиции, которые уже в современной Латвии изучили рижские историки Герман Гусев и Олег Пухляк. Итак, полицейские (а в Риге и советские дипломаты), вошедшие в поезд, обнаружили на полу купе тело Нетте, который был лишь в нижнем белье. Рядом второй курьер - окровавленный, никого не подпускавший к багажу с диппочтой, в левой руке сжимавший пистолет. Впрочем, патроны в нём, как оказалось, он уже все расстрелял. В купе проводников нашли и двух нападавших: оба сидели, прислонившись друг к другу, мёртвые . У одного зафиксировали лёгкое ранение в щёку и второе - в висок, смертельное, другой имел тяжёлое ранение в правое бедро и смертельное, тоже в висок. Оба гладко выбриты, в шикарных костюмах, до зеркального блеска начищенные ботинки. В карманах литовские монеты и блокнот со схемой расположения станций Скривери, Рембате, Саласпилс. Возле железнодорожного полотна позже нашли литовские паспорта, по которым выяснили: нападавшие - родные братья Антон и Бронислав Габриловичи, 24 и 19 лет, соответственно; поляки, уроженцы Шавельского уезда Ковенской губернии Российской империи (в описываемое время это Шауляйский округ Литовской Республики. - Ред.). Хотя, конечно, странно: люди идут на страшное, смертельное дело - и берут с собой паспорта.

Как установила полиция, братья-разбойники снимали жильё в рижском районе Торнякалнс. Оба якобы оказались известны литовской полиции как мелкие контрабандисты и спекулянты, но никаких дел с применением оружия, не говоря уже про убийства, за ними не числилось. Согласно базе данных историка Сергея Волкова, во время Гражданской войны в России Антон и Бронислав Габриловичи участвовали в Белом движении , но были ли они связаны с белоэмигрантскими организациями, так и не выяснено. Как не установлено, было ли это нападение актом террора, попыткой захвата дипломатического багажа или всего лишь вооружённым налётом с целью грабежа. Одни ли действовали братья или в составе группы, по своему почину или являлись чьими-то пешками-исполнителями - всё это тоже осталось неизвестным. Непонятно даже, из какого именно оружия стреляли Габриловичи: все источники, как латышские, так и советские, скромно умалчивают о такой «мелочи».

Пароход и человек

«Красных дипкурьеров» наградили орденами Красного Знамени (Нетте - посмертно), о них рассказывали газеты, в честь Теодора Нетте назвали пароход, Маяковский написал своё знаменитое стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Позже сняли и фильмы, а 5 февраля с тех пор отмечается у нас как день памяти дипкурьеров , погибших при исполнении служебных обязанностей.

Теодор Нетте родился в 1896 году в семье рижского сапожника. Его официальная биография уверяет, что в 18 лет он за революционную пропаганду вместе с отцом попал в питерские «Кресты», откуда после Февральской революции «рабочие и солдаты освободили их и сотни других революционеров». Действительно, в 1915 году Теодора вместе с отцом арестовали, но, как свидетельствуют документы, вовсе не за революционную деятельность, а за «саботаж при исполнении государственного заказа по изготовлению одежды и обуви для армии»: мастерская его отца, в которой он трудился, поставила армии партию сапог с подошвой из… бумаги. Да и сидел он не до революции, а до апреля 1916 года, когда был оправдан по суду, хотя его отцу и «впаяли» три года за саботаж.

В 1918 году Теодор Нетте служил сначала в Наркомате внутренних дел Советской России секретарём визового отдела, затем был комиссаром батальона в полку латышских стрелков, позже был в Елгаве членом революционного трибунала. Затем Нетте перевели в Наркомат иностранных дел - дипломатическим курьером. Напарник Нетте Иоганн (Иоханнес) Махмасталь, эстонец, 1891 года рождения, уроженец города Нарвы, во время Гражданской войны служил в Эстонской коммунистической бригаде и ВЧК, потом получил назначение в Наркоминдел. Иоганн выжил в той револьверной перестрелке, но позже его судьба сложилась трагически.

Маузер без патронов

Показания Махмасталя вызвали много вопросов у нынешних следователей. Хотя бы потому, что он их всё время менял, увеличивая количество нападавших: первоначально - двое, затем стало трое, потом уже четверо. Убитые братья Габриловичи под его описание не очень и подпадали. Хотя понятно, что в лихорадке перестрелки было не до разглядывания примет. Хватает и других странностей. Например, выясняется, что двери купе дипкурьеров «были обычно открыты», причём постоянно, и даже когда кто-то из них покидал купе, что точно не соответствовало служебным инструкциям! Более того, старший дипкурьер, Нетте, в момент нападения спал раздетый на верхней полке. Понятно, что курьеры несут охрану по очереди, но ведь до пункта назначения оставалось уже не более 20-30 минут - разве не пора было старшему дипкурьеру быть во всеоружии и одеться?

…Со слов Махмасталя выходит, что ещё в 4 утра он якобы услышал на крыше вагона шаги двух человек. Но эти слова Махмасталя никто так и не подтвердил: ни проводники, ни пассажиры, да и никаких следов на крыше не обнаружили. Тем не менее курьер «насторожился»: поднялся, вышел в коридор и «около 10-15 минут, или даже больше, стоял в коридоре напротив нашего купе». При этом начальника-напарника он так и не разбудил, не предупредил о возможной опасности и даже оружия не взял с собой: просто стоял и смотрел. Потом якобы увидел нервно ходившего взад-вперёд по коридору какого-то мужчину в тёмном пальто и чёрной шляпе. Опять насторожился, но как-то по-особенному: оружие не достал, будить начальника снова не стал и дверь купе не закрыл: «Нетте спал на верхней полке, головой в сторону коридора. Дверь купе всё время находились открытой».

Более того, «насторожившийся» Махмасталь покинул купе, опять-таки, оставив его открытым настежь (а начальника спящим!), и ушёл в уборную. Хотя, как свидетельствует дипкурьер Борис Шапик, согласно инструкции, «в пути следования необходимо было сидеть в купе, не отлучаясь ни на минуту, и охранять диппочту».

Так что инструкции товарищи Нетте и Махмасталь однозначно нарушили, расслабившись после пересечения границы с Латвией. Когда Махмасталь пошёл в туалет, оставив открытым купе со спящим Нет-
те, тут, по его словам, всё и началось: в коридоре появились люди в чёрных масках с оружием. «Увидев всё это, я бросился в своё купе, крикнув спавшему на верхней полке Нетте: «Бандиты в масках!» «Быстро схватив лежавшие на столике у окна под салфеткой наши с Нетте два маленьких маузера, передал один Нетте, а второй стал готовить для стрельбы… В этот момент одним прыжком в купе вскочил замаскированный человек. Он направил на меня браунинг, но я не успел ещё вставить обойму», - вспоминал Иоганн Махмасталь. (Помните, как у Маяковского: «Засыпал к утру. Курок аж палец свёл».)

Как показала экспертиза, именно Нетте и успел ранить обоих братьев Габриловичей, а все пули Махмасталя прошли мимо, «в молоко», хотя сам он утверждал, что попал одному бандиту в грудь, а другому - в живот. По словам Махмасталя, после того как расстрелял все патроны, он увидел третьего человека «с маской на лице, в пальто цвета маренго, русских сапогах и с револьвером «парабеллум» в руке», который стоял возле купе, смотрел на раненого курьера и, хотя, мог спокойно добить его, но «ничего не сказав и ничего не сделав, он ушёл».

Позже Махмасталь будет уверять, что третий был плохо выбрит, с длинным бледным лицом, светлыми усами, в жокейском кепи, а сапоги - с галошами. Он, мол, и добил двух раненых бандитов. Потом, как уже сказано, в показаниях Махмасталя объявился и четвёртый.

Нет и никаких сведений о проведении трассологической и баллистической экспертиз, неясно, чем были вооружены братья Габриловичи и из какого оружия их застрелили как ненужных свидетелей. Равно как не выяснили, из какого именно оружия был убит Нетте и какие пули извлекли из раненого Махмасталя.

Советская версия, правда, сугубо неофициальная, газетная и пропагандистская, гласила, что нападавших было трое, четверо и даже пятеро, один из них, мол, и добил раненых братьев выстрелами в затылок. Действовали же нападавшие, разумеется, по заданию иностранных разведок - английской, польской, латышской, литовской и др.

Так или иначе, но ни польский след, ни британский веского документального или материального обоснования не получили. 25 октября 1927 года следствие было закрыто по причине смерти обвиняемых. Как ни удивительно, советская сторона не возражала и на продолжении поисков возможных сообщников больше не настаивала.

Фальшивые фунты стерлингов

Возможно, это было связано со спецификой того груза, который везли дипкурьеры? Не случайно латвийская пресса тогда написала, что дипкурьеры сложным маршрутом, через Ригу и Таллин, везли в Берлин груз бриллиантов аж на четыре миллиона рублей золотом. Но, как полагает латвийский историк Эрик Екабсон в своём расследовании, опубликованном в журнале «Открытый город » (16.05.2014, Латвия), скорее всего, в их багаже была большая партия фальшивых британских фунтов стерлингов. Предназначенная, скорее всего, для финансирования очень серьёзного дела: подготовки всеобщей стачки в Великобритании. Стачка, кстати, и вспыхнула - в мае 1926 года. Как позже выяснят британские службы, советское финансирование этого «проекта» действительно имело место. И вовсе не случайно Максим Литвинов, тогдашний заместитель наркома иностранных дел СССР, выдал на похоронах Нетте такую нетривиальную фразу: «Ограбление почты дало бы нашим врагам возможность изготовленные ими поддельные документы выдать за настоящие, найденные в дипломатической почте!»

А фальшивые фунты (а также и доллары) в СССР тогда тоже печатали: свидетельства этого обнаружил и оставил в своих собранных материалах журналист, ветеран советского 130-го Латышского корпуса Гунар Курпниекс. Собирая в 1950-1960-х годах материалы о чекисте Эдуарде Берзиньше, он случайно наткнулся и на сведения о производстве этих фальшивок. Более того, ему удалось поговорить и с некоей Верой Звиргздиня, с 1925 года работавшей кассиром в советском полпредстве (посольстве) в Таллине. Она и поведала Курпниексу, что Нетте и Махмасталь должны были доставить туда деньги, а затем поехать в Берлин: «Сама процедура была секретной до мелочей. Полученные от курьеров деньги я по своим каналам отсылала дальше. Иногда это было легально, но чаще - с посредничеством агентов». По словам бывшего спецкассира, когда им из Риги по телефону сообщили о происшедшем в поезде, в полпредстве «начался ужасный переполох. Никто же не знал, что Махмасталь будет держаться настолько безупречно. Можете представить, что случилось бы, если бы полиция нашла в мешках фальшивые деньги! …Позор, связанный с фальшивыми деньгами, обрушил бы нас как карточный домик».

С этим можно согласиться: дипкурьеры спасли престиж государства. Может, конечно, они, привыкнув к рутине таких поездок, тогда и «расслабились», но свой профессиональный долг исполнили сполна, так что наградили их заслуженно. После выздоровления Махмасталя перевели с «оперативной» работы на административную, затем на хозяйственную, а в 1937 году и вовсе арестовали как «врага народа». По ходатайству Калинина его дело пересмотрели и реабилитировали в 1939 году. По данным сайта Isilgan.ru , Иоганн Махмасталь умер в феврале 1942 года в эвакуации, в селе Багаряк Челябинской области - на деле, фактически в ссылке, «пытаясь спастись от голода тем, что в глухом селе своим фотоаппаратом делал снимки людей в обмен на продукты питания». В селе Багаряк открыли мемориал, установив бюст дипкурьера Махмасталя…

В честь Нетте был назван пароход, затем его имя последовательно носили ещё два судна



поделиться:

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши - люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом.

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении, а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат «Надежда» назван в честь вышеупомянутого шлюпа.

В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

Теодор Иванович Нетте (1895 или 1896 - 5 февраля 1926, Латвия) - дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР. Теодор Нетте геройски погиб в 1926 году в Латвии, защищая дипломатическую почту.


Нападение на дипкурьеров Нетте и Махмасталя

5 февраля 1926 г. в поезде Москва-Рига на перегоне между станциями Икскюль (Икшкиле) и Куртенгоф (Саласпилс) неизвестные, вооруженные револьверами, потребовали от проводника показать купе дипкурьеров и напали на советского торгового представителя Печерского. Дипкурьеры Теодор Нетте и Иоганн Махмасталь (1891-1942) услышали шум, приготовили оружие, но не успели закрыть дверь купе. Нападавшие нашли их и открыли огонь. В перестрелке Нетте был ранен в голову и умер на месте, Махмасталь ранен в живот и в руку. Двое нападавших были ранены и отступили (вскоре их нашли мёртвыми), ещё по крайней мере один скрылся. Раненый Махмасталь оставался в купе и охранял диппочту до тех пор, пока не прибыли сотрудники полпредства СССР в Риге. В убитых бандитах опознали граждан Литвы братьев Гавриловичей. Других результатов расследование, проведенное властями Латвии, не дало.

Увековечение памяти Нетте

Нападение на советских дипкурьеров вызвало в СССР значительный общественный резонанс. В. В. Маяковский, с которым Нетте был лично знаком, посвятил этому событию стихотворение «Товарищу Нетте - пароходу и человеку».

Через год после трагических событий вышел фильм кинорежиссёра Александра Довженко - «Сумка дипкурьера», (1927 год).

Нетте (посмертно) и Махмасталь были награждены орденом Красного Знамени.

В честь Теодора Нетте был переименован пароход «Тверь». В дальнейшем это имя носили последовательно еще два судна Северного морского пароходства, газотурбоход постройки 1963 г. и лесовоз постройки 1990 г. типа «Павлин Виноградов» (однотипный с лесовозом «Иоганн Махмасталь»). В настоящее время в списках флота пароходства такого названия нет.

Дочь Теодора Нетте, которой на момент гибели отца было около года, взяло на воспитание государство.

5 февраля отмечается как день памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Факт нападения на Теодора Нетте и Иоганна Махмасталя лёг в основу сюжета художественного фильма "Красные дипкурьеры" (Одесская киностудия, 1977 год).