Конспект урока обучения грамоте. Что такое зияние? Рефлексивно- оценочный этап

Грамматика русского языка содержит сотни правил и еще больше исключений из них. По этой причине выучить все и применять на практике способны лишь немногие. Большинство из нас со времен уроков правописания помнят, что определить, как пишется та или иная спорная гласная в слове, можно, если просклонять его (или подобрать однокоренное), чтобы ударение падало именно на нее. Однако, что делась с особо проблемными терминами? Например, с такими, как существительное иностранного происхождения «мозайка» (или «мозаика»)? Ведь в данном случае спор идет о том, какую букву писать в корне слова. Давайте отыщем ответ на этот вопрос, а также узнаем о толковании и происхождении данного существительного.

Что такое зияние?

Прежде чем разбираться с правописанием любого термина, всегда стоит сориентироваться, принадлежит ли он к исконно русской лексике или является заимствованным. При втором варианте весьма высока вероятность, что написание рассматриваемого слова - это традиция, не объяснимая правилами российского языка, и этот случай просто нужно выучить наизусть.

Однако некоторым заимствованиям уже несколько сотен лет, и они так привычны всем, что далеко не каждый сможет распознать в них иностранные названия.

Чтобы легче это было делать, стоит узнать одну особенность В период их формирования в них отсутствовало понятие зияния (нахождение рядом нескольких гласных), поскольку все слоги были открытыми (начинается на согласный и заканчивается на гласный).

Исходя из того что в рассматриваемых проблемных терминах "мозайка" и "мозаика" есть вероятность зияния «аи» (если писать его через "и"), можно предположить, что оно не относится к исконно-славянской лексике. А значит, следует проверить его орфографию по словарю.

Как правильно: мозайка или мозаика?

Открыв любой лингвистический фолиант, можно в нем найти, что данное существительное действительно иностранного происхождения и пишется с буквой «и».

А другой вариант: «мозайка», в русском языке не используется ни при каких условиях, и подобное написание, согласно современным правилам грамматики, всегда является ошибкой.

Значение слова «мозаика»

Чтобы понять причины появления спора о написании рассматриваемого существительного, стоит узнать его толкование и историю появления в славянских языках.

Значение слова "мозаика" стало известно на землях Руси с принятием христианства в X в. Ведь вместе с новой религией в стране появилась необходимость строить храмы для ее приверженцев. Наиболее искусными мастерами в те времена считались греки, которые и привезли с собой традицию оформления узоров из разноцветных кусочков камня, смальты или керамической плитки, известную сегодня как мозаика.

Вскоре этому ремеслу обучились и славянские мастера, а традиция использования такой техники оформления для декорирования храмов прочно закрепилась у славян на века.

Стоит отметить, что, в отличие древних греков и римлян (украшавших таким способом не только культовые сооружения, но и свои дома), на Руси этот способ практиковался в основном лишь для декорирования церквей.

Только после распада Царской России (образование СССР) и начала антирелигиозной кампании мозаика стала элементом оформления для зданий общественного пользования на всех прилежащих территориях.

В тот же период для детского творчества стали выпускать наборы из пластика, также носившие название «мозаика». Кстати, они весьма популярны и сегодня.

Почему возник вариант написания «мозайка»

Как же связан вопрос о написании данного существительного (мозайка или мозаика) с периодом его появления в славянских языках?

Дело в том, что этот термин, как и сам вид искусства, был заимствован через посредничество греческого языка, в котором оно выглядело μωσαϊκό и произносилось с «й». А если учесть что явления зияния в древнеславянском не было, новый термин на слух мог так и писаться «мозайка». Кстати, об этом свидетельствует тот факт, что в болгарском языке - до сих пор используется подобный вариант «мозайка». Да и в украинском слово также произносится со звуком [й] - «мозаїка» (дифтонг "ї" после гласно обозначает два звука [йі]).

Во время реформ Петра I Российская империя стала ориентироваться на Европу. В этот период в русский язык вливается огромное количество новых терминов иностранного происхождения. Вероятнее всего, в это время норма написания рассматриваемого термина была «подогнана» под европейскую (основана на латинском и итальянском написании и звучании) - то есть с «и». Она существует и сегодня, причем не только в российском, но и в белорусском, польском, чешском и большинстве других славянских и неславянских языков.

Несмотря на это, в народе, по-видимому сохранились воспоминания о существовании нормы «мозайка», поэтому до сих пор некоторые делают ошибки в данном существительном.

Какое правило объясняет такое правописание

Разобравшись с тем, как правильно: мозайка или мозаика, стоит уточнить, какое именно правило регулирует его написание. Данное существительное относится к специфическому виду словарных терминов, правильность которых проверяется с помощью орфографического словаря.

Но в этом конкретном случае безударное «и» можно «проявить», подобрав однокоренное прилагательное «мозаичный». В нем ударение переносится на «проблемную» букву «и». Однако обычно этот способ не используется для правописания корней слов иностранного происхождения.

Вопрос с ударением

Рассмотрев, как и почему пишется существительное «мозаика», стоит узнать, на какой слог ставится в нем ударение. Дело в том, что в разных языках используются различные варианты. Однако в российском ударной является буква «а» во втором слоге.

ПРОГРАММА «БУКВЕННАЯ МОЗАИКА»

Сидоренко Л.М.

МДОУ ЦРР детский сад №57 «Росинка», учитель-логопед

Всем хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно, не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. И в двойне труднее ребёнку с нарушениями речи (фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи). Детям с нарушениями речи, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьёзные нарушения чтения и письма. Диагностика развития речи детей дошкольного возраста в нашем учреждении показывает, что из 20 детей группы к пятилетнему возрасту всего 2 -3 ребёнка имеют норму звукопроизношения, а третья часть детей имеют заключение: фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Содержание и последовательность предъявления речевого материала курса «По дороге к азбуке» 1,2ч. программы «Школа 2100» не позволят детям с речевыми нарушениями усваивать её в полной мере. А большое количество детей (28 – 30), занимающихся на логопункте не даёт возможности логопеду осуществить полную коррекцию дефекта. Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с ребёнком, причём на основе одновременного изучения и его графического изображения – буквы. Только через звуко-буквенный анализ ребёнок – логопат сможет усвоить такие понятия, как начало, середина и конец слова, а также линейную последовательность звуков в слове. Но прежде чем учить буквы, ребёнку следует овладеть: делением речевого потока на предложения, предложений на слова (данный раздел отсутствует в программе «Школа 2100»), слов на слоги и звуки, причём последние должны отчётливо восприниматься на слух и не смешиваться между собой. В результате одновременного изучения звуков и букв, обучения звуковому анализу, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребёнка образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем ребёнку в автоматизации звуков, их дифференциации. Читая слова с автоматизируемыми звуками, ребёнок, как правило, не допускает искажений этих звуков, а специальной работы над дифференциацией ни в устной, ни в письменной речи практически не требует. Таким образом, ребёнок обретает опосредованный через чтение и письмо путь к формированию и коррекции фонетической стороны речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса. Постепенно совершенствующиеся навыки чтения и письма, слогобуквенного анализа, становятся опорой для овладения ребёнком правильного употребления падежных и родовых окончаний прилагательных и существительных, местоимений, числительных, окончаний глаголов. В ходе психологических исследований установлено, что для здорового ребёнка пятилетний возраст оптимален для начала обучения звуковому анализу. Практика показывает, что и у детей с нарушениями речи, формирование навыков звукового анализа на основе письма и чтения анализируемых слов следует начинать именно в этом возрасте. Помимо вышеперечисленного, чтение, списывание, осознанное произнесение слов, написание которых не соответствует их произношению, является косвенной подготовкой ребёнка к усвоению правил орфографии при обучении в школе. Первые успехи в чтении и письме оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребёнка, стимулируют развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения и письма, ребёнок буквально выпрямляется на глазах: у него появляется самоуважение, подкрепляемое положительными эмоциями родителей по поводу его успехов, уверенность в своих силах; резко возрастает познавательная активность; все психические процессы протекают на совершенно ином, качественно более высоком уровне. Учитывая, вышесказанное и образовательный заказ родителей на обучение чтению, была создана программа «Буквенная мозаика», которая не является дерзким экспериментом в области обучения грамоте дошкольников, она разработана с учётом «Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б.Филичевой Г.В.Чиркиной, использованы элементы авторской технологии Т.А.Ткаченко. Оригинальность программы состоит в изменении последовательности изучения звуков (в отличие от программы «Школа 2100»): йотированные гласные, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда в пятилетнем возрасте изучать нецелесообразно. Особенностью программы является проведение занятий по дифференциации зрительного образа букв, имеющих одинаковые элементы в написании, что способствует усвоению графического образа буквы, а следовательно профилактике дислексиии и дисграфии. Программа «Буквенная мозаика» имеет следующие разделы: «Элементарное представление о речи, строении языка («предложение», «слово», «звук»); «Звук»; «Буква», «Дифференциация букв». Первоначально ребёнку дается элементарное представление о назначении речи. Далее он знакомится с понятиями «предложение», «слово», «звук». Вводится графическое обозначение этих понятий. Моделирование предложений и слов с помощью условных обозначений помогает детям наглядно воспринимать границу предложений, границу слов в предложении и их раздельное написание. В разделе «Звук» последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью, а также последовательностью изучения звуков в курсе «По дороге к азбуке» 1,2ч. программы «Школа 2100». Работа начинается с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова, вводятся их обозначения. Внимание ребёнка обращается на работу органов артикуляционного аппарата. Ребёнку предлагается схема (алгоритм) анализа артикуляции звука. Знакомство с согласными звуками начинается со звука М, вводятся обозначения согласных звуков. Даётся понятие «слог». Ребёнок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков, обучается составлению слоговых схем. Позднее ребёнок учится ставить ударение, выделять ударный слог, ударный гласный. Проводится работа по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа. В разделе «Буква» ребёнок знакомится с графическим образом букв, учится сливать обратные и прямые слоги, читать слова. Обучение ведётся аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Дети выполняют звуко-буквенный анализ слов. Особо обращается внимание на буквы е,ё,ю,я: в начале слова или слога буквы читаются так, как называются. В прямом слоге они указывают мягкость согласного. Звуковой анализ слов с йотированными гласными не проводится. В разделе «Дифференциация букв» даётся печатное изображение букв и способ их конструирования с помощью пальцев рук, поз, шнурков, косточек и т.д. Сравниваются буквы, имеющие одинаковые элементы. Дети собственноручно печатают буквы, слоги и слова в тетради в клетку. Это даёт дополнительные возможности ребёнку увидеть и кинестетически ощутить графическое изображение звуков, слогов, слов. Печатание проводится в старшей группе в тетради в крупную клетку, а в подготовительной к школе группе в мелкую. Программа кружка «Буквенная мозаика» рассчитана на два учебных года. Обучение пятилетних и шестилетних детей отличается темпом изучения тем и соответственно их объёмом.Формы подведения итогов: - итоговые занятия - открытый просмотр занятий родителями.Цель работы кружка: Профилактика нарушений письменной речи и чтения.Задачи программы: Образовательные:

    Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; Формирование слогового анализа и синтеза; Обучение чтению; Обучение письму печатными буквами; Анализ и синтез образа букв их дифференциация. Выделение слов в предложении, определение их количества; составление схемы. Формирования грамматических средств языка и навыков словообразования.
Воспитательные:
    Воспитание умения выслушивать сверстников, уважительного отношения друг другу. Воспитание навыков организации деятельности в процессе занятия.
Развивающие:
    Развитие психических процессов: внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) Развитие зрительно – моторных координаций; Развитие зрительно – пространственной координации; Развитие пространственно - графической ориентации; Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Основная форма работы с детьми: занятия.Методические приёмы:
    Наглядный метод (использование предметных и сюжетных картинок) Моделирование предложений и слов с помощью схем Характеристика звука по схеме (алгоритму) Обозначение звука символом Аналитико-синтетический метод обучения чтению Игровые приёмы Практические методы Поисковые методы
Организация работы кружка: Занятия проводятся 2 раза в неделю 8 занятий в месяц. Продолжительность занятия: 25 мин. - старшая группа, 30 мин. -подготовительная к школе группа. Количество детей в группе 15.Структура занятия: Структура занятия по формированию звукового анализа и синтеза
    Оргмомент. Проверка усвоенного на предыдущем занятии. Сообщение темы занятия. Физкультминутка. Обобщение и закрепление изученного материала игровыми, практическими методами. Итог занятия.
Структура занятия по формированию графического образа букв, дифференциации букв, имеющих одинаковые элементы.
    Оргмомент. Сообщение темы занятия. Зрительная гимнастика для глаз. Формирование графического образа букв. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Формирование кинестетического образа букв. Итог занятия.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам: 5 - 6 лет
    Умение характеризовать звук; Выделение звуков из состава слова; Анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов типа СГС, СГСГ, СГССГ. Выделение слов в предложении, определение их количества; составление схемы. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов типа СГС, СГСГ, СГССГ. Чтение слогов обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа СГС, СГСГ, СГССГ. Печатание слогов обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа СГС, СГСГ, СГССГ.
6 -7 лет
    Умение характеризовать звук; Выделение звуков из состава слова; Анализ и синтез слов односложных, двусложных, трёхсложных. Выделение слов в предложении, определение их количества; составление схемы. Звуко-буквенный анализ и синтез слов односложных, двусложных, трёхсложных. Сознательное чтение слов, предложений, текстов. Печатание слов предложений.
Методические рекомендации к реализации программы: программа рекомендована учителям – логопедам, педагогам дополнительного образования.

Список литературы:

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. – М.: МГОПИ, - 1993 – 72с.

    Каше Г.А.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. (7 год жизни) Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. – М.: МГОПИ, - 1986 – 56с.

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Альфа, 1993 - 87с.

    Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 1 период обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, - 2006- 160с. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 2 период обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, - 2006- 160с. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 3 период обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, - 2006- 160с.

Г осударственное бюджетное ОБЩЕобразовательное учреждениЕ

Средняя ОБЩЕобразовательная школа № 303

с углубленным изучением немецкого языка И ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА им . фРИДРИХА Шиллера

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Учитель: Кудрявцева Любовь Владимировна, учитель высшей категории

Тема: Узелки на память. Буквенная мозаика.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Целевые установки урока :

Образовательные:

закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [о];

совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

учить выделять гласный звук в слове;

закрепить графические образы букв А, У, О.

Развивающие:

развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [о];

развитие ориентировки в пространстве;

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

воспитывать умение работать в течение всего занятия;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Формируемые УУД:

Познавательные :

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

структурирование знаний.

Регулятивные :

принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные :

понимать возможность различных позиций других людей;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

осознавать значимость чтения, потребность в систематическом чтении;

высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Предметные:

уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова, определять ударный слог, давать характеристику звуку

Метапредметные:

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная,

работа в парах постоянного состава.

Логика развития урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний учащихся.

Организация познавательной деятельности учащихся.

Закрепление и включение в систему знаний.

Рефлексия учебной деятельности.

Оборудование:

Презентация в программном обеспечении интерактивной доски Smart .

Электронное приложение к УМК «Перспектива».

Раздаточный материал: лист самооценки, листочки на ниточке.

Ход урока:

Орг. момент. Эмоционально-волевая регуляция.

Музыка (лирическая мелодия)

А у вас сегодня какое настроение? Покажите при помощи мимики свое сегодняшнее настроение.

Тема урока : Закрепление изученного. Буквенная мозаика.

Задачи урока:

Предметные

Узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

Узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,

Узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,

Обозначать гласные звуки буквами,

Метапредметные

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные

1.Ориентироваться в учебниках.

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные

Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Выполнять правила поведения на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Раз, два, три - слушай и смотри.
Три, два, раз - мы начнём сейчас!

Девиз урока.

ПКЧА (пишу красиво, чисто, аккуратно)

2. Актуализация опорных знаний.

Работа по "Ленте букв".

Что такое буква? Что вы можете сказать про буквы и звуки?

На какие группы делятся звуки нашей речи?

- Как можно определить, что звук является гласным? (Воздух проходит свободно

Если слог состоит из одного звука, то каким является этот звук? (Гласным)

- Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные)

- Что можно определить по количеству гласных в слове? (Количество слогов в слове)

- Какие гласные звуки обозначают мягкость согласных звуков? ([ и, е ё ])

- Выборочное списывание: выписать буквы гласных звуков.

Какие буквы здесь написаны: а, о, и, у, ы, э, е ё- буквы гласных звуков.

На какие две группы можно их разделить?

1) а, о, у, ы, э

Почему вы так разделили буквы гласных?

Д. – Первая группа гласных - про них можно сказать, вижу эти буквы- согласный, стоящий перед ними читаю твердо……

- Вижу буквы И, Е Ё - согласный, стоящий перед ними читаю мягко..

-Отгадайте загадку:

Не гигант он - карапуз.
Конь ушастый, низкорослый
На спине огромный груз
Тащит в гору бодро...(Ослик )

Работа в прописях (с.61)

Звуко-буквенный разбор слова «ослик»

- Рассмотрите рисунок.

- Кто на нём изображён?

- Составьте звуковые схемыслов ОСЛИК и ПОНИ.

- Сколькослогов в этих словах?

- Назовите ударные слоги.

- Что делают ослик и пони? Составьте устный рассказ по рисунку.

5. Работа по теме урока . Работа в прописях (с.61)

Прочитайте предложения над рисунком.

Какой знак стоит в конце предложений? Почему?

Прочитайте предложения выразительно.

Прочитайте текст под рисунком.

Выпишите названия рыб.

Звуковой анализ слов

Ну вот мы с вами вспомнили все правила,а теперь давайте выполним звуковой анализ слов.

Кто желает выйти к доске?.

И так, разбираем слово ТЁРКА, СВЁКЛА

(Слого-звуковой анализ слов СВЁКЛА, ТЁРКА, составление схем)

6. Физминутка. Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Встали, сели,

Встали, сели,

И друг друга не задели.

Все за парты тихо сели.

7. Продолжение работы по теме урока. Работа в прописях (с.61)

(Списывание с печатного текста)

Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Прочитайте первую пару слов внизу страницы.

Обведите слова, запишите недостающие слова.

Какие слова вы дописали? (Лён, кол)

8. Пальчиковая гимнастика .

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки. (О. Узорова)

Упражнение выполняется сидя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.

9.Рефлексивно- оценочный этап.

Закончите предложения .

Я на уроке научился …

Самым интересным на уроке было…

Мне удалось …

Я испытал затруднение….

Вернемся к девизу урока: ПКЧА

Нарисуйте в нижнем правом уголке листа три кружка и подпишем их. К Ч А

Каждый критерий оценивают отдельно и закрашивают кружки.

Зеленый – соответствует;

синий – что-то не получилось;

красный – выполнено плохо.

Подведение итогов урока.

Закончите предложения

Работать на уроке мне понравилось, потому что…

Наиболее трудным мне показалось…

Самым интересным было…

Целью данного урока является организация совместной деятельности учащихся с целью закрепления знаний об изученных буквах и звуках.Материал преподносится в занимательной форме,используется фронтальные,групповые виды работ с опорой на созданный самими учениками план.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усенко Елена Валентиновна

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.1 КЛАСС

(ЧТЕНИЕ/ПИСЬМО)

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

Тема: «Узелки на память. Повторение. Буквенная мозаика»

Тип урока : урок закрепления изученного материала

Дидактическая цель урока:

организовать совместную деятельность учащихся с целью закрепления знаний об изученных буквах и звуках

Задачи:

Предметные:

Обобщить изученный материал по различным направлениям темы «Звуки и буквы»

Учить чтению по слогам и целыми словами

Развивать умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы

Метапредметные:

познавательные: развивать умения строить речевые высказывания, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи

устанавливать причинно-следственные связи

видеть аналогичные речевые модели

регулятивные : обучать умению формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу, т.е планировать свою деятельность на различных этапах урока

формировать умение выполнять взаимопроверку выполненного задания

коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;

личностные: формировать положительную учебную мотивацию, выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся получат возможность закрепить и обогатить свои знания об изученных буквах и звуках

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради. развивать навыки каллиграфического письма

Метапредметные:

познавательные : учащиеся получат возможность оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей;

коммуникативные : обучающиеся получат возможность высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками, осуществлять само и взаимоконтроль;

регулятивные : обучающиеся получат возможность учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;

личностные: обучающиеся получат возможность формирования собственной позиции и положительного мотивированного отношения к изучению родного языка

Формы организации:

фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения и оборудование:

1.Учебник Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева «Азбука»1 класс- М., «Просвещение»,2011

2. Л.Ф.Климанова «Прописи»/в 4 частях/-М., «Просвещение»,2011

3.ЭОР, созданный учителем к данному уроку:

Презентация (программа Microsoft Power Point)

4.Конверт «Письмо от Снегурочки»+индивидуальные карточки с текстом письма

5.Мультимедийная установка для просмотра презентации

Используемые технологии:

  1. коммуникативные технологии
  2. Элементы игровых технологий

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Организация проверки рабочего места учащихся, правил правильной посадки

Создание положительного эмоционального настроя

Мы начинаем работу. Скажите, пожалуйста, ребята, с чего начинается любая работа?

Проверка готовности к уроку

Восстановление учащимися основных этапов любой работы:

Подготовка

Выполнение

Проверка

На партах:

Учебники

Рабочие тетради

Этап мотивации и целеполагания

Что мы сегодня будем делать на уроке?

Что для этого надо приготовить?

Варианты ответов:

Речевой аппарат

Речевая подготовка

1.Звукоподражание

2.Чистоговорка

Будем чётко говорить:

Рот работает всегда:

Всем понятные слова?

Произносим хорошо!

3.Хоровая декламация стихотворения (наизусть)

Так же как ручей журчит,

Наша речь всегда звучит!

Так прекрасна! Так жива!

Слышим мы её слова:

Небо, дом, земля, отец,

Мама, солнышко скворец…

Будем мы родную речь

ИЗУЧАТЬ, ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ!

Формирование общего представления о речи.
- Объясните, почему так говорят: «Речь льется»

(Она напоминает непрерывное течение воды: слово следует за словом, и они, связываясь по смыслу, образуют предложение, выражающее мысли и чувства, а предложения, в свою очередь, тоже связываются по смыслу друг с другом в речи)

Порычали, пошипели

поквакали…

ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ

ДА-ДА-ДА

ВА-ВА-ВА

ШО-ШО-ШО

Объясняют, почему речь сравнивается с ручейком

СЛАЙД №2

Повторение ранее изученного

Итак, речевой аппарат готов. А что же мы будем «изучать, любить, беречь?»

Давайте вспомним:

Что такое речь?

Какая бывает речь?

Классификация изученных букв.
- Какие гласные звуки обозначены буквами?

Какие согласные звуки обозначены буквами? (Называются пары твердых и мягких согласных: [м] и [м’]; [с] и [с’] и т. п.)
- Чем различаются гласные и согласные звуки?

СЛАЙД №3

СЛАЙД №4

Этап актуализации знаний

С какими буквами мы будем работать?

Отгадайте загадки.

Определите первый звук в словах.

Что общего у всех этих звуков?

Чем отличаются?

Прогнозируют

Отгадывают загадки,

выделяют в словах первый звук

(СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ№1)

СЛАЙД№5

Слоговая работа

Тренировочные упражнения по звуко-буквенному анализу слов

Работа по учебнику стр.91

Физкультминутка

«Медвежата в чаще жили…» (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ№2)

Этап творческого применения знаний и умений

Соотнесение звуков и букв.
-С какими буквами пришли на урок литературные герои?

Выберите любого литературного героя и от его имени расскажите веселую историю о звуках и буквах, которые здесь расположились.

Работа по стр.90 учебника

Рассказы учеников

(2-3 человека)

Этап применения знаний в изменённых условиях

Соберите слова, которые рассыпались на картинке.

А кто помнит, как называется рисунок вкниге?

Если несколько слов построились друг за другом, объединились и донесли до нас какую-то важную мысль, как называется такая группа слов?

Вам письмо!!!Важное!

(Учитель открывает конверт)

Да там целый ТЕКСТ!!

Что такое текст?

Как мы готовимся к прочтению текста?

Работа с текстом письма:

Подготовка

Чтение про себя

Работа в парах:

Чтение вслух

Анализируют, обобщают разрозненную информацию

Иллюстрация

Ответы учащихся:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Ответы детей

Повторяют правила подготовки текста к чтению

Обрабатывают текст, используя план работы

Самостоятельное чтение

Озвучивают текст друг другу

(СМ ПРИЛОЖЕНИЕ№3)

Пропедевтическая работа по теме

«Предложение. Текст»

СЛАЙД №6

Этап подведения итогов. Рефлексия

Какие буквы и звуки сегодня были королями урока?

Если вы были успешны - красный смайлик.

Если вы допустили ошибки, но справились с ними - красный.

Если были ошибки и не смогли их преодолеть– синий смайлик.

Если вы скучали на уроке – зеленый смайлик.

(Дети каждого ряда по очереди берут нужный смайлик в свою папку «Достижений»)

Подводят итоги

Оценивают свою работу на уроке

На доске:

К-КРАСИВО

Н-НАУЧИЛИСЬ

Л-ЛУЧШЕ

Т-ТРУДИТЬСЯ

М-МОЛОДЦЫ!

С-СПАСИБО!

II. Письмо .

Заглавная буква К (с. 35). Повторение (с. 38-39).
1. Графический анализ заглавной буквы
К .
2. Письмо слов по вспомогательным пометам (по точкам).
3. Работа с многозначными словами.
4. Списывание слов с твердыми и мягкими согласными. Составление пар.
5. Составление текста, списывание предложений.
6. «Буквенная мозаика», «Пиши, да не спеши» (с. 40-41).

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

В подполье,в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.Кто же это?.(Мышка)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг- вспорхнули яблоки!

Ведь это…(Снегири)

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна…(Тетрадь)

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а…(Лук)

Кто один имеет рог?

Отгадайте!....(Носорог)

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход!

Кто б на встречу не поплыл,
Всех проглотит…(Крокодил)

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)


Подписи к слайдам:

УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ

ТАК ЖЕ КАК РУЧЕЙ ЖУРЧИТ, НАША РЕЧЬ ВСЕГДА ЗВУЧИТ! ТАК ПРЕКРАСНА! ТАК ЖИВА! СЛЫШИМ МЫ ЕЁ СЛОВА: НЕБО, ДОМ, ЗЕМЛЯ, ОТЕЦ, МАМА, СОЛНЫШКО СКВОРЕЦ… БУДЕМ МЫ РОДНУЮ РЕЧЬ ИЗУЧАТЬ, ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ!

Речь ПИСЬМЕННАЯ УСТНАЯ

Звуки ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

М С Т Л Н К

1)НАЧАЛО 2)ЗНАКИ: . ! ? 3)СЛОГИ 4)УДАРЕНИЕ

Речь должна быть понятной и вежливой!