Контрольные работы. Детские сказки онлайн

Контрольные работы

Контрольный диктант №1(7 класс)

Никто не встретил нас на белой горе. Избушка была пуста.

В углу избушки стоит печка, и рядом аккуратно сложены полешки дров. Кто уходит последним, тот должен приготовить сухие дрова. Зайдёт в избушку охотник, разожжёт огонь в печке, обогреется, поест, отдохнёт и снова в путь. Но перед тем обязательно наколет дров и оставит еды.

На столе в жестяной банке шесть кусков сахару, пачка соли и чай в бумажке. Когда мы будем уходить, тоже оставим что-нибудь на столе.

Вокруг избушки разрослась дикая малина, а в самой избушке поселились бурундуки.

На Белой горе живут медведи, и бурундуки боятся бегать далеко наверх за кедровыми орешками. Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой. Утром, как пригреет солнышко, они бегут друг за другом по каменным ступеням, играют, кубарем скатываются вниз, а самый храбрый бурундук забирается выше и сидит на верхней ступеньке. Сложит лапки на груди и замирает, вслушивается. Треснет ветка – храбрей кубарем катится вниз и визжит. За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку.(По Г.Снегирёву)

1. Найти сложное предложение, подчеркнуть в нём грамматические основы. Одно из простых предложений, входящих в состав сложного, разобрать по членам предложения.

2. Выписать существительные и произвести их морфологический разбор: 1вариант – 3 предложение, 2 вариант – 5 предложение.

3. Выписать из первых трёх абзацев местоимения, указать разряд.

4. Найти 2 слова с чередующимися гласными в корне, графически объяснить их правописание.

5. Выписать глагол, указать все его морфологические признаки: 1 вариант – глагол несовершенного вида, 2 вариант – глагол совершенного вида.

Контрольный словарный диктант №1(7класс)

Реформатор, реформа, рекомендация, сияние, информация, санаторий, галерея, аллея, симпатичный, пропорциональный, президиум, президент, преобладающий, причастный, микрокалькулятор, суверенный, государство, делегат, восстание, прогресс, определяемое слово, действительное причастие, страдательное причастие.

Контрольная работа № 6

(диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»)

Солнце – самая яркая в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются бесконечно далеко и кажутся песчинками, маленькими точками.

Спрячьте однажды вечером учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если вы поищите Полярную звезду, вы её легко найдете.

Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звёзды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от её температуры. Если звезда горячая, то её цвет белый, серебряный или голубой. Самые холодные звезды красного цвета.

(131 слово)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения

Спрячьте однажды вечером* учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу (* вечером – наречие).

2. Слова для морфемного разбора: появились, приглядитесь, заметите.

3. Морфологический разбор слова спрячьте.

4. Найдите примеры слов с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной в корне, обозначьте орфограмму (дополнительное задание).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Контрольная работа 7

(диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»)

Высокий уровень подготовки

ВОЛШЕБНАЯ РОСА

Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Но­чевали мы в палатке, Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался и;» палатки на лесную поляну.

Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе» в траве. Между двумя елками висела паутина. На её ниточках» переливаясь, сияло что-то разноцвет­ное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красо­ту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках, Я тронул его пальцем., и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки за­прыгали, заскользили по паутине к земле.

Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!
113 слов

Примечание. Объяснить написание неопределённого местоимения что-то.

    Выпишите из предложений первого абзаца глаголы, ставя их в неопределенную форму, и образуйте от них соответствующие деепричастия. Укажите морфемный cooстав этих глаголов и деепричастий.

    Выпишите из предложений первого (вариант 1) и второго (вариант 2) абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.

    Проведите синтаксический разбор предложения: Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красо­ту.

Средний уровень подготовки

БУРУНДУК

Однажды мы с Вадиком прогуливались за городом. День был солнечный. Чёрные вороны ходили по снегу, переваливаясь, как борцы на ковре. Потом они взлетали на тонкие лиственницы и раскачивали их из стороны в сторону.

Вдруг я заметил, что одна лиственница качается сама собой. Приглядевшись, я увидел на её макушке бурундука. Вадик подошёл к дереву, стряхнул зверька в снег и накрыл шапкой. У меня нашёлся полотняный мешочек, в него мы и вывалили бурундука из шапки,

Дома мы посадили лесного жителя в деревянный ящик, плотно закрыв его крышкой. Утром, заглянув в ящик, я обнаружил только большую дырку. Убежал бурундук в лес на свою лиственницу.

Примечание. Выписать на доску слово лиственница.

Задания

    Выпишите из текста деепричастия переваливаясь (вариант I) и приглядевшись (вариант 2) и укажите их морфемный состав.

    Проведите морфологический разбор деепричастий приглядевшись (вариант 1) и переваливаясь (вариант II).

    В предложениях последнего абзаца текста найдите деепричастные обороты, подчеркните их как члены предложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Контрольная работа 8

(диктант по теме «Глагол и его формы»)

Высокий уровень подготовки

ВЕРБЛЮД И МУРАВЕЙ

Шествовал по пескам Верблюд, Вдруг оказался на его пути Муравей. Верблюд, не глядя, наступил на него и пошёл дальше.

Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся, обогнал Верблюда и погрозил ему кулачком. Но высокомерный великан, спокойно продолжавший свой путь, второй раз наступил на маленького путника.

Тогда Муравей опять обогнал Верблюда и взобрался на бамбук. Когда на тропе появился Верблюд, Муравей отогнул тонкую гибкую верхушку бамбука и, прицелившись, отпустил её.

Получив хлёсткий удар по горбу, Верблюд взвился от боли. Он скосил гневный взгляд на обидчика и вдруг увидел притаившегося в засаде Льва. Верблюд вихрем умчался прочь.

На другой день опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда. Мощные ноги великана осторожно перешагнули через коротышку. Обернулся Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул Муравью.

Примечания. 1. Предупредить, что существительные Верблюд, Муравей, Лев используются в значении имен собственных. 2. Выписать на доску слово бамбук.

Задания

    Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях первого и второго (вариант 1), третьего и четвёртого (вариант 2) абзацев текста.

    Проведите морфологический разбор словоформ шествовал, не глядя, продолжавший (вариант I); обогнал, прицелившись, притаившегося (вариант 2).

    Проведите синтаксический разбор последнего (вариант 1) и третьего (вариант II) предложений текста.

Средний уровень подготовки

Муравьи - самые распространённые обитатели нашей планеты. Они рас­селились почти по всему земному шару.

Большинство муравьев живёт на земле, но они заселяют и кору поваленных деревьев, пни. Отдельные семейства обосновались под землёй. Гнёзда муравьёв состоят из большого количества ходов, соединённых между собой. Эти ходы, пересекаясь, могут тянуться на много метров.

Свои жилища муравьи строят на открытых, хорошо прогреваемых местах. Для строительства муравейника используются мелкие ветки, листья, иголки ёлок и сосен. Иногда дома этих маленьких строителей вырастают до метра, образуя знакомые нам муравьиные кучи.

Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огоро­дов. Они умеют хорошо разрыхлять и удобрять почву. Все знают, что муравьи - друзья природы. Но часто они нуждаются в нашей защите. Давайте беречь муравьев!

Задания

1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использован­ных в предложениях второго (вариант I) и третьего (вариант II) абзацев текста.

2. Проведите морфологический разбор слов заселяют, поваленных, пересекаясь (вариант1) и прогреваемых, используются, образуя (вариант 2).

3. Проведите синтаксический разбор предложения: Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огоро­дов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Контрольная работа №9

ТЕСТ по теме «Имя числительное».

1 вариант

а) сотня б) третий

миллиард пятерка

тройной десяток

единица множество

а) миллион; б) сорок; в) единица; г) полтора; д) тысяча

а) двойной; б) двойка; в) два; г) дважды; д) двойственный

50, 19, 11, 60, 80, 15, 500, 17, 12, 700, 900, 90.

а) четверка, шестеро, одна седьмая, три;

б) триста, сорок семь, пятеро, две третьих;

в) двое, пятый, пятнадцать, десять;

г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.

6. Найди в каждом столбике то числительное, которое склоняется как существительное третьего склонения:

а) пять б) двадцать

сорок два

один трех

7. Выпиши те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные «двое», «трое».

Друзья, сани, подруги, ножницы, брюки, работницы.

8. С каким из существительных не может сочетаться количественное числительное?

Книга, отряд, красота, парта, подъезд.

а) шесть седьмых; г) девяносто семь;

б) сто один; д) сорок пятый;

в) пятьдесят один; е) триста пятьдесят два

Сто, тридцать, семь, пятьдесят, шестьсот, десятый.

Пятьдесят, шестисотый, двести, девятисотый, девяносто.

12. Найди соответствия.

а) (В) тысячу (раз) 1) порядковое, простое, в предл. п., ед. ч., м. р.;

б) (На) втором (этаже) 2) количественное, собирательное, простое, в род. п.

в) (От) пятерых (друзей) 3) количественное, целое, простое, в вин. п. ъ

ТЕСТ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

2 вариант

1. Найди и отметь в каждом столбике числительное:

а) много б) несколько

семеро три седьмых

пятак двойка

десятка сорокаградусный

2. Определи слово, которое не является числительным:

а) двадцать один; б) семерка; в) оба; г) трое; восьмой.

3. Определи однокоренное слово, являющееся числительным:

а) трижды; б) тройка; в) три; г) тройной; д) тройственный (союз).

4. Отметь те числительные, в которых после первого корня в именительном и винительном падежах пишется «Ь». Запиши их.

60, 80, 70, 12, 18, 19, 15, 600, 17, 500, 800, 90.

5. Укажи ряд с количественными числительными:

а) семерка, пятый, один, оба;

б) пятеро, две шестых, три, седьмой;

в) пятак, шесть, десятеро, оба;

г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.

6. Найди в каждом столбике то числительное, которое склоняется как существительное второго склонения:

а) тысяча б) девяносто

миллион двадцать

триста миллиард

7. Выпиши те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное «обе».

Крыши, стороны, берега, ученики, сёстры, комнаты, животные.

8. С каким из существительных может сочетаться количественное числительное?

Чтение, дивизия, молоко, молодежь, красота.

9. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шестьдесят два; г) восемьдесят один;

б) две четвертых; д) сто пятнадцать;

в) двадцать восьмой; е) одна четвертая.

10. Какое числительное имеет только две падежные формы? Запиши эти формы.

Десять, двадцать, один второй, две пятых, сорок.

11. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова. Просклоняй одно из них.

Пятитысячный, семьдесят, девятьсот, семидесятый, триста.

12. Найди соответствия.

а) (На) восемьдесят (случаев) 1) порядковое, простое, в предл. п., ед. ч., м. р.;

б) (Через) полтораста (метров) 2) количественное, целое, простое, в вин. п.;

в) (О) пятнадцатом (посетителе) 3) количественное, дробное, простое, в вин. п.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Контрольная работа №10

по теме «Местоимение».

1 вариант.

Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой. Услыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за тридевять земель. Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины.

Тоскую по вам, ихний сын, с мной, в сколько метрах?

Н… о чём не спросил, н… чем не интересовался, н… кого пригласить, н… у кого не было.

    Подбери к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения и запиши словосочетания.

Не спрашивал ………, не создавал ………, не сомневался ………, не обижал ……….

Я заблудился. Пр…ближалась ночь. За лесом (не, ни)чего (не, ни)было видно. Я выстр…лил в воздух, но (не, ни)получил (не, ни)каких ответных сигналов. В темноте я залез в какой(то) бурелом, но всё-таки ухитрился (из)него выбрат…ся. Вдруг послышался треск суч…ев и чьё(то) пр…рывистое дыхание. Какой(то) зверь бежал прямо (на)меня. Кем бы он мог оказаться? Я поч…ствовал, как животное подошло (ко)мне и лизнуло меня.

(По В. Арсеньеву.)

    Отгадай загадки.

    • Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ ?

      Какие два личных местоимения «мешают» движению на дорогах?

Кто-то с крыш просыпал мелочь,

И она звенит о камни,

Разбивается на части.

    Найди ошибки в употреблении местоимений. Запиши предложения в исправленном виде.

    • Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

      Я взял рыбу из корзины и передал её отцу.

      В галерее девочка увидела подругу, она рассказала ей о картине, которая ей понравилась.

Контрольная работа по теме «Местоимение».

    вариант

    Запиши предложения, найди местоимения, подчеркни их правильно, определи разряд местоимений.

Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, лиловую даль. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играет на своей скрипке.

    Исправь грамматические ошибки.

Егонная мать, думаю по вас, с мной, в сколька метрах?

    Напиши в сочетаниях «не» или «ни».

Н…кто не спросил, явился н…с чем, н…чего раздражаться, не боялся н…чего.

    Подбери к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения и запиши словосочетания.

Не встречался ……… , не разговаривал ………, не советовал ………, не видел ……….

    Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Рыжая собач…нка пр…жалась к двери под…езда, беспомощно повизгивала и др…жала от холода. Ей хотелось обогрет…ся, но (не, ни)кто (не, ни)спешил ей на помощь. Вдруг кто(то) т…лкнул дверь. Собака вскочила, увид…ла (не, ни)высокого человека в кож…ом пальто. Она доверчиво пр…к…снулась (к)его руке. Он стр…хнул (с)её спины снег и поманил рукой. От радости она зав…зжала.

(По А. Чехову.)

    Отгадай загадки.

    • В каком местоимении два звука, но одна буква?

      Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, а вместе – овощ.

    Выпиши местоимения из текста и произведи их морфологический разбор.

Все от дождика промокли.

Люди ходят и от счастья

Ничего сказать не могут.

8.. Найди ошибки в употреблении местоимений. Запиши предложения в исправленном виде.

    Он снял шапку с головы и подбросил её вверх.

    Экскурсовод познакомила нас с темой экскурсии, и мы много от неё узнали интересного.

    Барыня приказала убрать щенка.Он выполнил её указание.

Проверь всё! Желаю удачи! Получи оценку «пять»!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Итоговая диагностическая контрольная работа №11

(диктант с языковым анализом по теме «Повторение»).

Высокий уровень подготовки

В детстве в какой-то книжке я прочёл, что у ребят был свой ослик. Они сами его кормили и всюду на нём ездили. Ослик стал моей детской мечтой.

Повзрослев, я стал много путешествовать. Оказавшись в Таджикистане, я решил прокатиться на ослике. Его хозяин посоветовал мне взять с собой палку. Палку я не взял и очень об этом пожалел.

Хорошо, что хозяин, пришедший за мной к ручью, сломал прут и погро­зил ослику.

Так я сам убедился, что ослик не послушное, а упрямое и своенравное жи­вотное.
112 слов.

Примечание. Выписать нa доску существительное Таджикистан.

Задания

    Проведите орфоэпический разбор слова детский.

    Проведите фонетический разбор слов решил (вариант I) и завёз (вариант II).

    Укажите морфемный состав глаголов и особых форм глагола в первом предложении второго абзаца (вариант I) и во втором предложении второго абзаца (вариант II).

    Выпишите из текста причастие и проведите его морфологический разбор.

    Подчеркните в первом (вариант 1) и во втором (вариант 2) предложениях текста всеместоимения как члены предложения и укажите их разряд.

    Составьте схему, объясняющую постановку знаков препинания в первом предложе­нии третьего абзаца.

    Проведите синтаксический разбор предложения: Палку я не взял и очень об этом пожалел.

Средний уровень подготовки

НОЧНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

Мне очень хотелось увидеть оленя: рассмотреть, как он ест траву, как прислушивается к лесной тишине.

Однажды в горах я набрёл на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру. Земля у кедра была солёная, и олени ночью приходили лизать соль.

Я спрятался за камнем и стал ждать. Было морозно. Я задремал.

Проснулся я от тихого звона. Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя. Я так и не рассмотрел его, только слышал, как с каждым шагом звенела земля у него под копытами.

За ночь от мороза прямо из земли выросли тонкие ледяные стебельки. Олень шёл, разбивая их копытами, и они звенели, как стеклянные колокольчики.

Когда взошло солнце, ледяные стебельки растаяли.
108слов.

Задания

    Проведите орфоэпический разбор словоформ его (вариант 1) и (у) него (вариант 2).

    Проведите фонетический разбор слов оленью (вариант I) и солёная (вариант 2).

    Укажите морфемный состав глагола и его особых форм в предложении: Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя.

    Проведите морфологический разбор слов протоптанную (вариант 1) и разбивая (вариант 2).

    Проведите синтаксический разбор предложения: Однажды в горах я набрёл на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру.

Я обернулся и увидел бурундука. Эта пёстренькая земляная белка проворно бегала по лесу. Влезала на деревья, спускалась вниз и снова пряталась в траве. Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты. Когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пуст. Я подошёл поближе и стал наблюдать. На бревне лежали сухие грибы, корешки и орехи. Зачем бурундук вытащил их из норки? Тогда я вспомнил рассказ охотника о том, что бурундук делает запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит на валежнике.

(По В. Арсеньеву)

Задания

  1. Определите тип речи текста.
  2. Составьте план.
  3. Напишите сжатое изложение о повадках бурундука, включив в текст более подробное описание бурундука.

Ответы

  1. Тип речи - описание (описываются бурундук и его повадки).
  2. План.
    1. Я увидел бурундука.
    2. Защёчные мешки.
    3. Запасы на бревне.
    4. Зачем бурундук сушит запасы.
  3. Я обернулся и увидел бурундука. Его нарядная шубка с пятью тёмными продолговатыми полосками, пушистый хвост и изящные повадки очень напоминают белку. По размеру же этот зверёк вдвое меньше белки. Бурундук очень доверчив и крайне любопытен. Ближе к осени он запасает себе корм на зиму, который носит в своих защёчных мешках. В них помещается до тридцати кедровых орехов.

    Вот и сейчас я заметил, что бурундук что-то носит в своих защёчных мешках, постоянно возвращаясь к одному и тому же месту. Оказалось, что бурундук время от времени выносит свои запасы наружу и сушит их на валежнике. Вот какой интересный зверёк живёт в лесу!

(контрольный диктант с грамматическим заданием)

Диктант

КОТ И ВОРОНЫ

За моим окном растет большое ветвистое дерево. Однажды залез на него соседский кот Барсик и растянулся на толстой ветке.

Вдруг послышалось громкое карканье. Появились две большие вороны и стали кружить над котом. Он насторожился, но с дерева не слез.

Тогда сердитые птицы стали нападать на кота. Одна ворона налетела на Барсика и старалась столкнуть его с ветки. Вторая громко каркала и хватала кота за хвост.

Барсик хотел отогнать птиц лапами, но скоро устал отбиваться. Спрыгнул он с дерева на землю и убежал.

Я понял, что у ворон совсем близко были птенцы. Вот вороны их и охраняли.

(По А. Телепневой)

Задания

· Выпишите из текста по одному примеру на пять изученных орфограмм. Орфограммы объясните графически.

· Проведите фонетический разбор словбольшой (вариант I)
и карканье (вариант II).

Контрольная работа № 2

(диктант с языковым анализом текста)

Диктант

Однажды мы с Вовой гуляли по людной набережной города Ялты. Вдруг видим мы большого красивого жука. Ползет он по тротуару, а кругом спешат по делам люди.

Вова взял жука и посадил его в коробочку из-под спичек, чтобы показать ребятам во дворе.

Стало мне жука жалко. Говорю я Вове: «Зачем ты взял его? Вдруг его дома детки ждут!»

Задумался мальчик. Побежал он обратно, открыл коробочку и выпустил жука, но уже в безопасном месте. Пополз жук по газону и скрылся в траве.

Вздохнули мы с облегчением, улыбнулись друг другу и пошли дальше.

90 слов. (По А. Телепневой)

Задания

1. Найдите в предложениях двух первых абзацев однокоренные слова и выделите в них корни.

2. Выпишите и первого предложения слова с безударной гласной в корне слова. Укажите проверочные слова или формы.

3. Покажите морфемный состав слов набережной, посадил (вариант I) и безопасном, побежал (вариант II).

4. Укажите тип речи текста. Озаглавьте текст. Определите его идею.

Дополнительное задание. Составьте и запишите план текста.

Контрольная работа № 3

(зачет по теме «Имя существительное»)

Задание 1

Запишите под диктовку текст.

ЛЕСНЫЕ СИЛАЧИ

Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались грибы: подосиновик, подберезовик, моховик.

Подберезовик сумел поднять листик березы и улитку. Подосиновик поднял три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять сучок, только шляпку свою раздвоил.

Победил подосиновик. Алая шапка чемпиона - награда победителю.

56 слов. (По Н. Сладкову)

Задание 2

Запишите существительное подосиновик, соревнование (вариант I) и подберезовик, победитель (вариант II) в составе словообразовательных пар.

Задание 3

Выпишите из первого предложения текста слова дождя (вариант I) и соревнования (вариант II) и проведите их морфологический разбор.

Задание 4

Выпишите из предложений текста словосочетания, которые соответствуют следующим моделям (по одному для каждой модели):

глаг. + сущ.; сущ. + сущ.; прил. + сущ.

Задание 5

Проведите синтаксический разбор предложений. Соревновались грибы: подосиновик, подберезовик, моховик (вариант II). Алая шапка чемпиона - награда победителю (вариант II).

Задание 6

Определите тип речи текста. Какую роль в этом тексте играют существительные?

Контрольная работа № 4

(диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие»)

БУРУНДУК

Однажды мы с Вадиком прогуливались за городом. День был солнечный. Черные вороны ходили по снегу, переваливаясь, как борцы на ковре. Потом они взлетали на тонкие лиственницы и раскачивали их из стороны сторону.

Вдруг я заметил, что одна лиственница качается сама собой. Приглядевшись, я увидел на ее макушке бурундука. Вадик подошел к дереву, стряхнул зверька в снег и накрыл шапкой. У меня нашелся полотняный мешочек, в него мы и вывалили бурундука из шапки.

Дома мы посадили лесного жителя в деревянный ящик, плотно закрыв его крышкой. Утром, заглянув в ящик, я обнаружил только большую дырку. Убежал бурундук в лес на свою лиственницу.

101 слово. (По А. Дорофееву)

Задания

1. Выпишите из текста деепричастия переваливаясь (вариант I) и приглядевшись (вариант II) и укажите их морфемный состав.

2. Проведите морфологический разбор деепричастий приглядевшись (вариант I) и переливаясь (вариант II).

3. В предложениях последнего абзаца текста найдите деепричастные обороты и подчеркните их как члены предложения.

Контрольная работа № 5

(диктант по теме «Глагол и его формы»)

МУРАВЬИ

Муравьи - самые распространенные обитатели нашей планеты. Они расселились почти по всему земному шару.

Большинство муравьев живет на земле, но они заселяют и кору поваленных деревьев, пни. Отдельное семейства обосновались под землей. Гнезда муравьев состоят из большого количества ходов, соединенных между собой. Эти ходы, пересекаясь, могут тянуться на много метров.

Свои жилища муравьи строят на открытых, хорошо прогреваемых местах. Для строительства муравейника используются мелкие ветки, листья, иголки елок и сосен. Иногда дома этих маленьких строителей вырастают до метра, образуя знакомые нам муравьиные кучи.

Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огородов. Они умеют хорошо разрыхлять и удобрять почву. Все знают, что муравьи - друзья природы. Но часто нуждаются в нашей защите. Давайте беречь муравьев!

114 слов. (По О. Полонскому)

Задания

1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях второго (вариант I) и третьего (вариант II) абзацев текста.

2. заселяют, поваленных, пересекаясь (вариант I) и прогреваемых, используются, образуя (вариант II).

3. Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огородов.

Контрольная работа № 6

Вариант 1. Контрольное сочинение по картине А. Саврасова

«Грачи прилетели»

(на материале упражнений 910 и 670)

Вариант 2. Зачет по теме «Местоимение»

Часть 1. Разученный диктант с языковым анализом

(на материале упражнения 906)

Задание 1

В течение десяти минут самостоятельно проведите устный орфографический и пунктуационный анализ текста упражнения 906. Закройте учебник и запишите текст под диктовку учителя.

Задание 2

Подчеркните как члены предложения те слова и сочетания слов, которые использованы в этом тексте для связи предложений.

Задание 3

Выпишите из текста все местоимения , ставя их в начальную форму и указывая разряд.

Задание 4

Местоимения каких разрядов не использованы в этом тексте? Напишите названия этих разрядов и все местоимения, которые их составляют.

Задание 5

Проведите морфологический разбор местоимений из предложения Вот какая щедрая земля в той стране.

Задание 6

Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста.

Часть II. Проверка умения использовать местоимения

в собственной речи

Задание 7

Перечислите вопросительно-относительные местоимения. Составьте с тремя из них (на выбор) пары предложений, используя местоимение в первом предложении пары в значении вопросительного, во втором предложении пары - в значении относительного.

Задание 8

Продолжите текст двумя-тремя предложениями, используя в качестве средств связи местоимения. Однажды мы с другом оказались на самом настоящем карнавале. Вы знаете, что такое карнавал?

Задание 9

Запишите фразеологизмы и составьте с ними предложения.

Не в своей тарелке; как ни в чем не бывало; ни в коей мере; от нечего делать.

Задание 10

Сочинение-миниатюра на тему «Чем я люблю заниматься в свободное время » с дополнительным заданием: подчеркнуть каждое местоимение как член предложения (задание упр. 900).

Контрольная работа № 7

(диктант с языковым анализом по итогам повторения)

НОЧНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

Мне очень хотелось увидеть оленя: рассмотреть, как он ест траву, как прислушивается к лесной тишине.

Однажды в горах я набрел на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру. Земля у кедра б соленая, и оленя ночью приходили лизать соль.

Я спрятался за камнем и стал ждать. Было морозно. Я задремал.

Проснулся я от тихого звона. Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя. Я так и не рассмотрел его, только слышал, как с каждым шагом звенела земля у него под копытами.

За ночь от мороза прямо из земли выросли тонкие ледяные стебельки. Олень шел, разбивая их копытами, и они звенели, как стеклянные колокольчики. Когда взошло солнце, ледяные стебельки растаяли.

108 слов. (По Г. Снегиреву)

Задания

1. Проведите орфоэпический разбор словоформ его (вариант I) и (у) него (вариант II).

2. Проведите фонетический разбор слов оленью (вариант I) и соленая (вариант II).

3. Укажите морфемный состав глагола и его особых форм в предложении Открыв глаза, я yeui идущего по тропе оленя.

4. Проведите морфологический разбор слов протоптанную (вариант I) и разбивая (вариант II)

5. Проведите синтаксический разбор предложения Однажды в горах я набрел на оленью троп протоптанную к одинокому кедру.

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Бурундук" Иван Соколов-Микитов и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Сталкиваясь со столь сильными, волевыми и добрыми качествами героя, невольно чувствуешь желание и самому преобразиться в лучшую сторону. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Сказка "Бурундук" Иван Соколов-Микитов читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

В самом конце лета, охотясь на берегах реки Камы, я жил у приятеля моего, лесника, в глухом прикамском лесу. Сидя у открытого окна, я увидел, как в лесниковом небольшом огороде, почти рядом с окном, сам собою колышется тяжёлый цвет дозревающего подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.
Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк, похожий на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями, в земляных неглубоких норах. В этих норах они устраивают вместительные кладовые, где прячут обильные запасы:
кедровые орехи, подсолнухи, хлебные семена. Быстрый бурундук всегда находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста, сложенного в лесу. Живого, очень любопытного зверька нетрудно поймать. Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята. В руках они держат лёгкую палочку с привязанной на конце волосяной петлёю. Стоит посвистеть в берестяную или ивовую дудочку — и любопытный бурундук выбегает из своей норы. На шею ему нетрудно накинуть лёгкую петельку. В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро. Их можно держать в большой клетке, кормить орехами, семенами. Они очень весело гоняются друг за дружкой по клетке, и на их весёлые игры и схватки приятно любоваться.
У бурундуков в лесу много лютых врагов. Их уничтожают хищные птицы, ловят домашние кошки, а кладовые бурундуков находят и разоряют в лесу медведи.
Мне очень приятно вспоминать маленьких бурундуков. Я помню глухой таёжный лес, освещённые солнцем, окружённые высокими деревьями зелёные поляны и маленьких зверьков, оживляющих таёжную глушь и тишину.


«