Контрреформы александра 1 кратко. Денежная реформа Николая I. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

12 марта 1801 г. в результате заговора был убит император Павел I. В план дворцового переворота был посвящен и наследник престола великий князь Александр Павлович. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных политике императора Павла I.

Александр I вошёл в историю как победитель Наполеона, был первым в истории России правителем, который осознанно на либерально-политической и культурной основе широко открыл двери в Европу для широких дворянских кругов, интеллигенции, купечества и т.д. Пётр I делал это порой грубо и импульсивно. Именно при Александре I Россия и стала той великой европейской и мировой державой, которая вплоть до гибели империи являлась мощным и долговременным фактором мировой политики, несмотря на общее цивилизационное отставание (А.Н.Сахаров). Сам Александр предстал в ореоле блестящего европейского образования и культуры, тонкого интеллекта, в окружении блестящих помощников. Война заняла центральное место в его жизни, но не стала его второй натурой. Он не любил вспоминать о войне, в отличие от Наполеона, понимая и осознавая свою ответственность за людские страдания.

Первые годы царствования Александра I характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни – крепостничество, проблемы государственных преобразований, вопросы распространения просвещения.

В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1804 - 1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Однако результаты ее были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков.

В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский.

По уставу 1804 г. университеты получали значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был издан либеральный по характеру цензурный устав.

В 1802 г. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Был учрежден Комитет министров.

В своем проекте коренной государственной реформы - "Ведение к уложению государственных законов" - Сперанский предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к государственному управлению. Предложения Сперанского вызвали резкую оппозицию в верхах общества. Не был готов к идеям Сперанского и сам император. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от своих постов и сослан.


В 1815 г. Царству Польскому была дарована конституция. По указанию царя разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведена мера противоположного характера. В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А. А. Аракчеев.

С 1820-х гг. правительство все более явно начинает переходить к реакции. К 1821 г. были разгромлены Московский и Казанский университеты: ряд профессоров были уволены и отданы под суд. Еще в 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, сосредоточившее в своих руках контроль за образованием, воспитанием.

Осознавая фактический крах своей политики, Александр I все в большей степени отходил от государственных дел. Много времени царь проводил в разъездах. Во время одного из таких путешествий он умер в городе Таганроге в возрасте 48 лет.

Александр I

Русский император Александр Первый (1777-1825) правил Россией с 1801 года до самой смерти. Историки называют его ещё иногда отцеубийцей. Он вроде бы знал о готовящемся дворцовом перевороте, в ходе которого был убит его отец император Павел Первый, но ничего не предпринял «супротив».
Александру выпала судьба царствовать в сложное время, в Европе шли беспрерывные («наполеоновские») войны, в России «бродили» идеи Просвещения и Французской буржуазной революции. Стране, как обычно, требовались реформы, которые с одной стороны как бы преобразовали жизнь и устройство общества в соответствие с европейскими веяниями, позволив развиваться в ногу со временем, с другой — никак не затронули интересы дворянства-опоры трона. Вот и крутись.

Краткая биография Александра I

  • 1777,12 декабря - родился. Отец — великий княз Павел Петрович, мать — великая княгиня Мария Феодоровна.

    Бабушка Александра Екатерина Великая отобрала ребенка у родителей, решив воспитывать его по собственному разумению, так как не считала сына Павла способным править Россией

  • 1784, 13 марта - Екатерина II завершила работу над «Наставлением о воспитании великих князей»

    …Высокому рождению их высочеств (27 апреля 1779 года родился брат Александра Павловича, Константин) паче иных предлежат два великие пути: 1-й) справедливости 2-й) любви к ближнему; для того и другого нужнее всего, чтобы имели они порядочное и точное понятие о вещах, здравое тело и рассудок…

  • 1784, 10 июня - швейцарский адвокат Ф.-Ц. Лагарп подает Екатерине II педагогическую записку, подготовленную на основе ее «Наставления»; вскоре Лагарп назначен воспитателем великих князей

    Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии. Он рассказывал детям о могуществе разума, благе человечества, договорном происхождении государства, природном равенстве людей, справедливости, природной свободе человека, нелепости и вреде деспотизма, гнусности рабства. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, образованный человек и недурной писатель в либерально-политическом направлении. Общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал как жить при дворе

  • 1792, 31 июля - в Россию прибыла баденская принцесса Луиза, которая затем приняла православие и получила имя Елизаветы Алексеевны
  • 1793, 28 сентября - брак Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны
  • 1794, октябрь - Лагарпу объявлено об отставке; спустя несколько месяцев он покинул Россию
  • 1794, 6 ноября — смерть . Новым императором стал ; Александр Павлович - наследник престола, назначен военным генерал-губернатором Петербурга
  • 1799, 27 июля - в Санкт-Петербурге умерла Мария Александровна, двухмесячная дочь Александра и Елизаветы
  • 1801, ночь с 11 на 12 марта - , в результате которого Павел I убит; на престол возведен Александр I
  • 1801, 12 марта — новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой»

    Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения.

    Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных (Н. Ключевский)

    В течение месяца Александр помиловал 156 заключённых, помиловал и разрешил вернуться на службу 12 тысячам ранее уволенных Павлом, снял запрет на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, укрывшимся за границей, восстановил дворянские выборы, освободил священников и дьяконов от телесных наказаний, восстановил денежные пособия на содержание ведущих научных учреждений - Вольного экономического общества (5 тыс. рублей) и Российской академии (6 тыс. рублей). 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал Тайную канцелярию (Википедия)

  • 1802-1807 — дипломатические и военные усилия Александра, пытавшегося противостоять агрессивной политике Наполеона
  • 1807, 7 июля - Тильзитский мир, в результате которого Россия и Франция превратились из врагов в союзников
  • 1808,13 января - во главе Военного министерства стал Алексей Аракчеев. Россия присоединила к себе Финляндию.
  • 1808, май - во младенчестве умерла Елизавета Александровна, дочь Александра I и Елизаветы Алексеевны.
  • 1811,15 сентября - освящен Казанский собор в Санкт-Петербурге
  • 1812, 17 марта — главный реформатор России М. Сперанский отправлен Александром в ссылку
  • 1812-1813 — с
  • 1813, 13 января - русские войска во главе с Александром I и Кутузовым переправились через Неман. Начало победной для русского оружия европейской кампании
  • 1814, 25 июля — Александр I вернулся в Петербург
  • 1814-1821 — Александр I занят разнообразными делами, заботами, проблемами (в том числе семейными) России и Европы
  • 1821, 24 мая - Александру I поступил донос тайного агента Грибовского о политическом заговоре со списком участников. Александр произнёс по-французски: «Не мне подобает карать».
  • 1825,13 сентября - царская чета прибыла в Таганрог.
  • 1825, 27 октября - Александр I внезапно заболел
  • 1825, 19 ноября, 10 часов 50 минут - кончина Александра I

Причины, которые требовали от Александра I реформ

  • крепостное право
  • преобладание произвола над законностью в повседневной жизни
  • нечёткая система управления страной

В (первых своих) указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России

Реформы Александра Первого. Кратко

Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей», так же как и он, воспитанных на идеалах Руссо, Локка, Гиббона. Они образовали так называемый негласный комитет, в котором обсуждались планы либерального государственного переустройства России. В комитет входили граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В результате работы Александра и его единомышленников

  • 12 декабря 1801 - обнародован указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянам
  • 8 сентября 1802 - учреждены восемь министерств, руководители которых — министры — единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность, и создан Комитет министров - совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам государственного значения
  • 8 сентября 1802 - расширены права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией
  • 20 февраля 1803 — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп
  • 1803 - принято новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ - 4 ступени: приходские училища (при церкви) - 1 год, уездные (для горожан) - 2 года, губернские гимназии - 4 года, университеты (для дворян)
  • Открыты университеты: в Дерпте (1802 год); в Вильно (1803), в Харькове и Казани (1804).
  • 1804 - принят университетский устав, закрепляющий самоуправление университетов: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов
  • Создание привилегированных лицеев: Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского под Санкт-Петербургом (1811), Ришильевского в Одессе (1817), Нежинского в Нежине (1820).
  • 1804 - издание либерального цензурного устава
  • 1809, 10 марта — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян
  • 1810, 1 января — - учрежден по предложению М. М. Сперанского Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи, просуществовавший до 1917 года
  • 1816 — Указ об освобождении крестьян Эстляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1817 — Указ об освобождении крестьян Курляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1818 — указ об освобождении крестьян Лифляндии от крепостной зависимости без земли
  • 27 ноября 1815 - введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи

В 1818, 1819 годах графом Аракчеевым, адмиралом Мордвиновым и министром финансов и уделов Гурьевым по велению царя были подготовлены проекты решения крестьянского вопроса. Одобрены Александром, но не реализованы. В 1821 году Новосильцевым по поручению Александра I был подготовлен проект конституции России «Государственная уставная грамота Российской империи», но не опубликован, и, тем более, не введен в действие

Окончание реформ Александра I

Александр I не довёл свои реформы до логического конца. Находясь между консерваторами и либералами, как между молотом и наковальней, преодолевая недовольство то прогрессистов, то ретроградов, жестокая борьба с Наполеоном подорвали силы императора. После победы над Наполеоном в его действиях чувствуется усталость и непоследовательность: с одной стороны желание конституции, с другой — военные поселения, с одной — возвращение из опалы Сперанского, с другой — возвышение Аракчеева, которого современники называли «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим человеком в России», мистицизм и внезапно проснувшееся религиозное рвение — все эти черты характера и действия свели на нет реформаторскую деятельность царя его первых лет правления.

  • 7. Суд и процесс по “Русской правде”
  • 8. Система преступлений и наказаний по “Русской правде”
  • 9. Семейное, наследственное и обязательное право Древнерусского государства.
  • 10. Государственно-правовые предпосылки и особенности развития Руси в удельный период
  • 11. Государственный строй Новгородской республики
  • 12. Уголовное право, суд и процесс по Псковской ссудной грамоте
  • 13. Регулирование имущественных отношений в Псковской судной грамоте
  • 16. Государственный аппарат периода сословно-представительной монархии. Статус монарха. Земские соборы. Боярская дума
  • 17. Судебник 1550 г.: общая характеристика
  • 18. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение сословий
  • 19. Закрепощение крестьян
  • 20. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчинное и поместное землевладение. Наследственное и семейное право
  • 21. Уголовное право в Соборном Уложении
  • 22. Суд и судебный процесс по Соборному Уложению 1649 года
  • 23. Реформы государственного управления Петра 1
  • 24. Сословные реформы Петра I. Положение дворян, духовенства, крестьян и горожан
  • 25. Уголовное право и процесс первой четверти XVIII в. «Артикул воинский» 1715 г. И «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» 1712 г.
  • 26. Сословные реформы Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам
  • 28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” м.М. Сперанского
  • 28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” м.М.Сперанского (2-ой вариант)
  • 29. Развитие права в первой половине XIX в. Систематизация права
  • 30. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • 31. Бюрократическая монархия Николая I
  • 31. Бюрократическая монархия Николая I (2-ой вариант)
  • 32.Крестьянская реформа 1861 г.
  • 33. Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.) реформы
  • 34. Судебная реформа 1864 г. Система судебных учреждений и процессуальное право согласно судебным уставам
  • 35. Государственно-правовая политика периода контрреформ(1880-1890-е гг.)
  • 36. Манифест 17 октября 1905г.”Об усовершенствовании государственного порядка”История разработки,правовая природа и политическое значение
  • 37. Государственная Дума и реформированный Государственный совет в системе органов власти Российской империи,1906-1917 гг. Порядок выборов, функции, фракционный состав, общие итоги деятельности
  • 38.”Основные государственные законы” в редакции 23 апреля 1906 г. Законодательство о правах подданныхв России.
  • 39.Аграрное законодательство начала XX в. Столыпинская земельная реформа
  • 40. Реформирование государственного аппарата и правовой системы Временным правительством (февраль – октябрь 1917 г.)
  • 41. Октябрьская революция 1917г. И установление Советской власти. Создание советских органов власти и управления.Образование и компетенции советских правоохранительных органов (Милиции, вчк)
  • 42. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан (октябрь 1917-1918гг.) Формирование однопартийной политической системы в советской России(1917-1923г.)
  • 43. Национально-государственное устройство советского государства (1917-1918).Декларация прав народов России
  • 44. Создание основ советского права и советской судебной системы. Декреты о суде. Судебна реформа 1922 г.
  • 45. Конституция рсфср 1918 г. Советская система управления, федеративное устройство государства, избирательная система, права граждан
  • 46. Создание основ гражданского и семейного права 1917-1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • 47. Создание основ советского трудового права. Кодекс законов о труде 1918 г.
  • 48. Развитие уголовного права в 1917-1920гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
  • 49. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г.
  • 50. Советская правовая система 1930-е гг. Уголовное право и процесс в 1930-1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях. Курс на усиление уголовной репрессии.
  • 28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” м.М.Сперанского (2-ой вариант)

    Россия этого периода - абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801- 1825). Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

    1) 1801 --1812 гг. - период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

    2) 1814--1825 гг. - во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

    Реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:

    Реформы инициировались «сверху» - самодержцем;

    Реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;

    Судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;

    Влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.

    Реформы в области государственного управления:

    1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;

    2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие и законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

    Реформы в социальной сфере:

    1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

    2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян - им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;

    3) улучшилось положение крепостных крестьян - помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей.

    4) указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями; вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

    Реформы в области образования:

    1) в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты. Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. - университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;

    2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;

    3) созданы органы управления просвещением и образованием. Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Сперанский (1772-1839), выдающийся государственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:

    Важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;

    Расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

    Предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы - волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.

    Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:

    В 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

    Все чиновники должны были иметь соответствующее образование

    Знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;

    В 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

    С 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности,

    - «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;


    До Отечественной войны 1812 г. внутренняя политика Александра I носила либеральный характер. Новый император действовал в соответствии с принципами «просвещенного абсолютизма». Александр I был первым русским императором, получившим блестящее образование под руководством лучших отечественных и зарубежных преподавателей. Природный ум в нем сочетался с изысканными манерами и умением нравиться окружающим.
    Прекрасно понимая, к чему может привести пренебрежение интересами дворянства, Александр I сознательно стремился к популярности в среде господствующего сословия. Получив власть, он прежде всего отменил все ущемлявшие права дворян указы Павла I и возвратил из ссылки опальных вельмож, чиновников и офицеров. Однако этого было недостаточно для вывода российской государственности из серьезного кризиса, в котором она оказалась отнюдь не только по причине самодурства Павла I. Глубинные структурные социально-экономические изменения с неизбежностью подталкивали государственное руководство к проведению реформ.
    Своеобразным «мозговым центром» реформ стал круг ближайших друзей Александра I, сформировавшийся еще в годы правления Павла I и получивший неофициальное название «негласный комитет». В состав «негласного комитета» вошли прекрасно образованные прозападно настроенные молодые аристократы А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. «Негласный комитет» должен был помочь Александру I в выявлении ключевых государственных проблем и определении путей их решения. Неопытный и нерешительный император первоначально нуждался в советах близких ему рационально мыслящих людей. Основные направления выработанных «негласным комитетом» проектов преобразований сводились к следующему:
    - распространение просвещения,
    - реорганизация государственного аппарата,
    - постепенное смягчение и, в перспективе, отмена крепостного права,
    - расширение прав и свобод всех сословий.

    Для основной массы дворянства такие проекты были слишком радикальными. Понимая это, Александр I в 1803 г. распустил «негласный комитет», но не отбросил окончательно его наработки. Император продолжал избранный им либеральный курс, однако действовал крайне осторожно, с оглядкой на мнение придворных кругов.
    При Александре I значительно возрос уровень интеллектуальной свободы в обществе. Были отменены запреты на создание частных типографий, чтение иностранных газет и журналов, значительно смягчена цензура. Наиболее последовательные преобразования были проведены в сфере образования:
    - создана взаимосвязанная четырехуровневая система учебных заведений: приходские училища - уездные училища - гимназии - университеты,
    - образовано 6 учебных округов, во главе которых находились университеты,
    - установлено бесплатное обучение в низших учебных заведениях и - до 1819 г. - в гимназиях,
    - право поступать в учебные заведения любого уровня предоставлено представителям всех сословий, за исключением крепостных,
    - университеты получили автономию в организационном, учебно-методическом, хозяйственном и судебном отношении.
    Александр I прекратил раздачи государственных крестьян частным владельцам. В 1801 г. купцы, мещане и государственные крестьяне получили право покупать земельные участки, тем самым была подорвана монополия дворянства на землевладение.
    20 февраля 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», предоставлявший помещикам право по их доброй воле освобождать крепостных с землей за выкуп. Практический эффект от данного указа был ничтожным: за все время его действия (до 1858 г.) получили свободу только 1,5 % помещичьих крестьян. Однако, в начале XIX в. принимать какие-либо более радикальные решения по «крестьянскому вопросу» было невозможно. Как метко выразился А.И. Герцен, Александра I «всю жизнь преследовала тень убитого отца». Дворянство по-прежнему играло главную роль во внутренней политике, попытка отмены крепостного права была обречена на провал и грозила для императора потерей не только престола, но и жизни.
    Одной из важнейших опор самодержавной власти в Российской империи являлся бюрократический аппарат. Однако эта опора сама нуждалась в укреплении, поскольку была поражена серьезными недугами, главными из которых являлись волокита и тотальная коррупция. В связи с этим, практически все самодержцы, правившие в России XIX в., были вынуждены проводить административные реформы.
    Главной тенденцией административных преобразований Александра I являлось усиление централизации государственного управления. С этой целью в 1802 г. ликвидируется система коллегий и учреждаются министерства. Важнейшее отличие министерств от коллегий заключалось в принципе единоначалия: отныне все наиболее существенные управленческие решения в рамках соответствующей отрасли принималось лично министром, а не группой чиновников.
    Первоначально было создано 8 министерств. Министерства иностранных дел, военное, морское, юстиции и коммерции стали правопреемниками соответствующих коллегий. Наибольшее значение приобрели министерства финансов и внутренних дел. Абсолютно новым для России управленческим учреждением стало министерство народного просвещения, руководившее системой образования. Окончательно формирование министерской системы завершилось в 1811 г., когда были четко определены функции министерств, их организационная структура и порядок деятельности.
    В 1808 г. главным советников Александра I становится выдающийся российский государственный деятель М.М. Сперанский. Император поручил ему составить проект дальнейших преобразований. Итогом аналитической работы Сперанского стало «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.), включавшее в себя следующие предложения:
    все сословия должны получить гражданские права,
    всех владельцев недвижимой собственности (из числа дворян, купцов, мещан и государственных крестьян) следует наделить политическими правами, заключающимися в возможности избирать депутатов представительных учреждений,
    следует создать четырехуровневую систему выборных органов законодательной власти:
    а) волостные думы,
    б) окружные думы,
    в) губернские думы,
    г) Государственная Дума,
    высшим государственным учреждением, контролирующим исполнительную, законодательную и судебную власть, должен стать Государственный Совет, состав которого назначается императором,
    законы, одобренные Государственной Думой, должны рассматриваться Государственным Советом, а затем поступать на подпись к императору.
    Этот проект вызвал сильное раздражение высших сановников, поэтому император не решился претворить его в жизнь. Был реализован лишь один пункт программы М.М. Сперанского: в 1810 г. образован Государственный Совет. В данном учреждении обсуждались разработанные в министерствах законопроекты. Принимаемые Государственным Советом постановления назывались «мнениями», причем отдельно указывались мнения большинства и меньшинства. Таким образом, императору предлагались два варианта решения, причем он был волен выбрать любой из них. В итоге, Государственный Совет никоим образом не ограничивал власть монарха. Но все же учреждение Государственного Совета способствовало совершенствованию законотворческой деятельности и потому носило прогрессивный характер.
    6 августа 1809 г. по инициативе М.М. Сперанского был издан указ «О правилах производства в чины», по которому получить чин VIII класса (коллежский асессор) могли лишь лица, имеющие высшее образование или сдавшие экзамен в объеме университетского курса. Данный указ преследовал двоякую цель: во-первых, улучшить качественный состав среднего и высшего чиновничества и, во-вторых, уменьшить возможности для проникновения в дворянское сословие выходцев из непривилегированных слоев. Дело в том, что именно чин VIII класса давал право на потомственное дворянство. А поскольку доля выпускников университетов среди чиновников - недворян была ничтожна мала, то получение дворянства для абсолютного большинства из них становилось невозможным.
    Данный указ, конечно, вызвал недовольство чиновничества. Но, поскольку он прежде всего затрагивал интересы наименее влиятельной части бюрократического аппарата, то к каким-либо серьезным политическим последствиям это недовольство не привело. Указ об экзаменах на чин действовал до 1834 г.
    Период либеральных реформ начала XIX в. закончился в марте 1812 г., когда в результате придворных интриг был отправлен в ссылку М.М. Сперанский. А спустя три месяца, в июне 1812 г., началось наполеоновское нашествие, и вопросы внутренней политики отступили на второй план.

    Лекция, реферат. Либеральные реформы Александра I - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.


    19.12.2005/реферат

    Крестьянская реформа. Либеральные реформы. Учреждение земств. Самоуправление в городах. Судебная реформа. Военная реформа. Реформы в области просвещения. Церковь в период реформ. Революционные организации.

    10.10.2010/реферат

    Михаил Федорович – основоположник царско-императорской династии Романовых. Реформы, проводимые Петром I. Золотой век Екатерины II, принципы ее правления. Крестьянская и либеральные реформы Александра II. Царствование Николая II. Конец династии Романовых.

    Большинство исследователей выделяют в царствовании Александра I (1801-1825) два периода: до войны 1812-1814 гг., когда император стремился провести либеральные преобразования, и после победы над Наполеоном, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

    Молодой император мечтал об установлении конституционного строя. Планы таких преобразований обсуждались в Негласном комитете - неофициальном органе при императоре, в состав которого входили его друзья и единомышленники. Официально пересмотром существующих государственных законов и составлением новых законопроектов занимался Непременный совет, состоявший из представителей высшей титулованной знати.

    Наиболее актуальной задачей было признано реформирование административного аппарата. 8 сентября 1802 г. были созданы министерства - новые отраслевые органы управления, заменившие собой коллегии, и Комитет министров - коллегиальный совещательный орган, призванный координировать деятельность министерств. Министры назначались императором. Они единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность перед монархом.

    В 1809 г. по поручению императора М.М. Сперанский подготовил проект широкомасштабных государственных преобразований. Предлагалось реформировать государственный механизм исходя из принципа разделения властей. В частности проект предусматривал создание новых органов власти - Государственной думы и Государственного совета. Из всего комплекса планируемых мероприятий Александр I решился только реализовать идею создания Государственного совета. Совет стал высшим законосовещательным учреждением. Он ни в коей мере не ограничивал власть монарха, а призван был обеспечить повышение качества законотворческого процесса и приведение всей правовой системы к единообразию.

    Во второй период своего царствования (1815-1825) Александр I, как уже отмечалось выше, стал проводить более консервативный курс, по все же не до конца отказался от своих конституционных идей. В 1818-1819 гг. по поручению императора группой высокопоставленных чиновников во главе с Н.Н. Новосильцевым был разработан проект российской конституции - «Государственная уставная грамота Российской империи». Проект был представлен государю и одобрен им, однако так и не был реализован.

    Таким образом, реформы Александра I не изменили абсолютистского характера российского государства. Реформы инициировались «сверху», самим самодержцем, и при всей сложности и противоречивости личности Александра I трудно усомниться в искренности его стремления осуществить в России либеральные реформы. Главная причина неудач заключается в отсутствии широкой общественной поддержки. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований.

    Новый император Николай I (1825-1856 гг.) видел главную цель своего царствования в укреплении и охранении существующего строя. Главным государственным учреждением стала Собственная его императорского величества канцелярия. Особое значение имело третье отделение канцелярии, в задачи которого входили борьба с государственными, должностными и религиозными преступлениями, наблюдение за иностранцами, цензура. В 1827 г. был образован и подчинен третьему отделению специальный корпус жандармов - военизированные формирования политической полиции.

    Правление Николая I подвело своеобразную черту под целым рядом неудачных попыток реформировать российское государство в первой четверти XIX в. и символизировало победу противников реформ.