Краткое содержание сериала калина красная. Калина красная

Повествование - от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Его будущая жена - Байкалова Любовь Федоровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих - Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлёп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздаётся звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

«И вот районный автобус привез Егора в село Ясное» - к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знакомить его со своими родителями. Люба использует «легенду» Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остаётся с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает «допрашивать» Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, «обличает» «отсталых» стариков.

NB. Ему характерна артистичность, он ироничен, часто играет какую-то роль, вспоминает стихи, песни, афоризмы. При этом в людях он ищет искренности.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор - но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

NB. Шукшин иногда меняет точки зрения, создаётся многоголосие.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлепе. В райцентре он идет на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа - Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадежным, а потому, что Люба ведет себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живется с мужем-алкоголиком, которого она бьёт скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь - не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную «легенду» Егора.

Егор продолжает «развратничать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом «тесном черном мире» они распивают коньяк и встречают рассвет песней «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своём бывшем муже Кольке, который постоянно пьёт. Егор вспоминает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофером на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: «гладкий, довольный». Директору Егор тоже не нравится: «бессмысленно строптивый».

NB. Снова Шукшин играет точками зрения, пытаясь быть объективным.

Директор даёт задание - забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

NB. Шукшин не объясняет многих поступков героя, создавая интригу, психологический подтекст. Видимо, Егору кажется, что тракторист - более независимая должность, чем водитель личной машины директора. Возможно, настроение у Егора изменилось из-за визита в Сосновку: позже мы узнаем, что там живет его мать.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке - Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает её. Егор сидит молча, в темных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остается бит. На Егора кидается ещё один - Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идет на Егора - Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

NB. С помощью несобственной прямой речи Шукшин изображает мысли и воспоминания героя. В этом эпизоде не всегда видна граница между третьим лицом и первым, потому что появляется второе. Шукшин сделал лейтмотивом повести образ гудящих телеграфных проводов. Позже мы встретимся с этим образом, когда Егора убьют.

К Егору приезжает Шура - один из его бывших подельников. Они о чём-то говорят, Шура передает деньги от Губошлепа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит черная Волга. Он видит там Губошлепа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлёп не трогал Егора. Но Губошлеп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они - грешники. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

NB. Очевидна параллель, проводимая Шукшиным между злобой Губошлепа и неодобрением сельской общественностью поступка Любы: людям никогда не нравится, когда кто-то поступает по-своему, нестандартно.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой - оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлепа - тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.

Василий Макарович Шукшин

«Калина красная»

Повествование — от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Его будущая жена — Байкалова Любовь Федоровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих — Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлёп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздаётся звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

«И вот районный автобус привёз Егора в село Ясное» — к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знакомить его со своими родителями. Люба использует «легенду» Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остаётся с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает «допрашивать» Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, «обличает» «отсталых» стариков.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор — но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлёпе. В райцентре он идёт на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа — Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадёжным, а потому, что Люба ведёт себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живётся с мужем-алкоголиком, которого она бьёт скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь — не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную «легенду» Егора.

Егор продолжает «развратничать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом «тесном чёрном мире» они распивают коньяк и встречают рассвет песней «Сижу за решёткой в темнице сырой».

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своём бывшем муже Кольке, который постоянно пьёт. Егор вспоминает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофёром на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: «гладкий, довольный». Директору Егор тоже не нравится: «бессмысленно строптивый».

Директор даёт задание — забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке — Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает её. Егор сидит молча, в тёмных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остаётся бит. На Егора кидается ещё один — Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идёт на Егора — Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

К Егору приезжает Шура — один из его бывших подельников. Они о чём-то говорят, Шура передаёт деньги от Губошлёпа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит чёрная Волга. Он видит там Губошлёпа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлёп не трогал Егора. Но Губошлёп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они — грешники. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой — оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлёпа — тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена. Пересказал Алексей Боровиков

Весной из тюрьмы выходит Егор Проскудин. Он мечтает о своем хозяйстве и корове. На зоне он познакомился по переписке с Байкаловой Любовью Федоровной. Егор навестил своих товарищей «на хате». Они собираются на работу. Егор мечтает передохнуть от жестокости. Пришлось убегать, когда милиция «хату» накрыла. Попытки найти в городе своих ни к чему не привели – никто не отвечает Егору. Он решает поехать в село Ясное, к Любе. Женщина встретила его на остановке. В чайной он рассказал, что был бухгалтером и в тюрьме оказался случайно. Любе известно, что Егор вор –рецидивист, но она откровенно ждет, что он начнет жить нормально. Знакомя Егора со своими родителями, она использует «легенду» о бухгалтере. Оставшись с родителями Любы наедине Егор на их допросы специально пугает, что убил 7 человек и убеждает, что кто-угодно может в тюрьме оказаться. Егор познакомился с неразговорчивым братом Любы Петром, сходили в баню.

Женщины не одобряют выбор Любы и говорят, что это мнение всего села. Шуткой обошелся случай с ошпариванием в бане Егором Петра. Зато соседям есть о чем поговорить.

Уезжая утром в райцентр, Егор честно сознается, что может вернуться, а может и не вернуться. Дорогой ему мерещится, что его дружки за ним вернулись. Он с телеграфа отправляет деньги Губошлепу. Любе на работе советуют бросить Егора и принять назад бывшего Кольку. В райцентре в ресторане Егор потратил на пикничок много денег и остается на ночь в городе, где по утру пьет, поет, развратничает. На последние деньги покупает коньяк и шоколад и едет в Ясное. Здесь он пьет с Петром в бане.

Люба устраивает Егора шофером на ферму. Первое задание – забрать бригадира Савельева из деревни Сосновки. Вернулся и не хочет больше шофером – пересел на трактор. С Любой приехали к старухе Куделихе, по легенде друг попросил проведать. Люба расспросила старушку о ней. Егор сидел все время в темных очках, молчал, а когда отъехали – казал, что это его мать.

К Любе пришел Колька с друзьями. Егор побил их. Утром на тракторе пашет землю и счастлив от этого. Приехал к Егору Шура, бывший подельник, хочет, чтобы он вернулся к ним, но Егор не намерен продолжать такую жизнь.

На следующий день севба. У леса стоит волга, возле которой дружки Егора. Губошлепу угрожает опасность, поэтому он хочет расправиться с Егором. Люба с Петром на самосвале приехала, но поздно – Егора убили. Умирая, он просит отдать его деньги матери. Петро догнал Волгу, сбежались люди и начали чинить самосуд.

Сочинения

Правда жизни в романе В.Шукшина “Калина красная” Характеристика образа Петра (Петр Федорович) Правда жизни в романе В.М. Шукшина "Калина красная" Характеристика образа Егора Прокудина Характеристика образа Губошлепа

Шукшин Василий

Калина красная

Василий Шукшин

Калина красная

История эта началась в исправительно-трудовом лагере, севернее города Н., в местах прекрасных и строгих.

Был вечер после трудового дня.

Люди собрались в клубе...

На сцену вышел широкоплечий мужчина с обветренным лицом и объявил:

А сейчас хор бывших рецидивистов споет нам задум-чивую песню "Вечерний звон"!

На сцену из-за кулисы стали выходить участники хора -- один за одним. Они стали так, что образовали две группы -- большую и малую. Хористы все были далеко не "певучего" облика.

Хор запел. То есть завели в малой группе, а в большой на-гнули головы и в нужный момент ударили с чувством:

Бом-м, бом-м...

В группе "бом-бом" мы видим и нашего героя -- Егора Прокудина, сорокалетнего, стриженого. Он старался всерьез и, когда "звонили", морщил лоб и качал круглой крестьян-ской головой -- чтобы похоже было, что звук колокола плы-вет и качается в вечернем воздухе.

Так закончился последний срок Егора Прокудина. Впе-реди -- воля.

Утром в кабинете у одного из начальников произошел следующий разговор:

Ну, расскажи, как думаешь жить, Прокудин? -- спро-сил начальник. Он, видимо, много-много раз спрашивал это -- больно уж слова его вышли какие-то готовые.

Честно! -- поторопился с ответом Егор, тоже, надо полагать, готовым, потому что ответ выскочил поразительно легко.

Да это-то я понимаю... А как? Как ты это себе пред-ставляешь?

Думаю заняться сельским хозяйством, гражданин на-чальник.

Товарищ.

А? -- не понял Егор.

Теперь для тебя все -- товарищи, -- напомнил началь-ник.

А-а! -- с удовольствием вспомнил Прокудин. И даже посмеялся своей забывчивости. -- Да-да... Много будет това-рищей!

А что это тебя в сельское хозяйство-то потянуло? -- искренне поинтересовался начальник.

Так я же ведь крестьянин! Родом-то. Вообще люблю природу. Куплю корову...

Корову? -- удивился начальник.

Корову. Вот с таким вымем. -- Егор показал руками.

Корову надо не по вымю выбирать. Если она еще мо-лодая, какое же у нее "вот такое" вымя? А ты выберешь ста-рую, у нее действительно вот такое вымя... Толку-то что? Ко-рова должна быть... стройная.

Так это что же тогда -- по ногам? -- сугодничал Егор вопросом.

Выбирать-то. По ногам, что ли?

Да почему по ногам? По породе. Существуют поро-ды -- такая-то порода... Например, холмогорская... -- Боль-ше начальник не знал.

Обожаю коров, -- еще раз с силой сказал Егор. -- При-веду ее в стойло... поставлю...

Начальник и Егор помолчали, глядя друг на друга.

Корова -- это хорошо, -- согласился начальник. -- Только... что ж, ты одной коровой и будешь заниматься? У тебя профессия-то есть какая-нибудь?

У меня много профессий.

Например?

Егор подумал, как если бы выбирал из множества своих профессий наименее... как бы это сказать -- меньше всего пригодную для воровских целей.

Слесарь...

Зазвонил телефон. Начальник взял трубку.

Да. Да. А какой урок-то был? Тема-то какая? "Евгений Онегин"? Так, а насчет кого они вопросы-то стали задавать? Татьяны? А что им там непонятно в Татьяне? Что, говорю, им там... -- Начальник некоторое время слушал тонкий крикливый голос в трубке, укоризненно смотрел при этом на Егора и чуть кивал головой: мол, все ясно. -- Пусть... Слушай сюда: пусть они там демагогией не занимаются! Что значит -- будут дети, не будут дети?! Про это, что ли, поэма написана! А то я им приду объясню! Ты им... Ладно, счас Николаев придет к вам. -- Начальник положил трубку и взял другую. Пока набирал номер, недовольно проговорил: -- Доценты мне... Николаев? Там у учительницы литературы урок сорва-ли: начали вопросы задавать. А? "Евгений Онегин". Да не на-счет Онегина, а насчет Татьяны: будут у нее дети от старика или не будут? Иди разберись. Давай. Во, доценты, понима-ешь! -- сказал начальник, кладя трубку. -- Вопросы начали задавать.

Егор посмеялся, представив этот урок литературы.

Хотят знать...

У тебя жена-то есть? -- спросил начальник строго.

Егор вынул из нагрудного кармана фотографию и подал начальнику. Тот взял, посмотрел.

Это твоя жена? -- спросил он, не скрывая удивления.

На фотографии была довольно красивая молодая женщи-на, добрая и ясная.

Будущая, -- сказал Егор. Ему не понравилось, что на-чальник удивился. -- Ждет меня. Но живую я ее ни разу не видел.

Как это?

Заочница. -- Егор потянулся, взял фотографию. -- По-звольте. -- И сам засмотрелся на милое русское простое лицо. -- Байкалова Любовь Федоровна. Какая доверчивость на лице, а! Это удивительно, правда? На кассира похожа.

И что она пишет?

Пишет, что беду мою всю понимает... Но, говорит, не понимаю, как ты додумался в тюрьму угодить? Хорошие письма. Покой от них... Муж был пьянчуга -- выгнала. А на людей все равно не обозлилась.

А ты понимаешь, на что идешь? -- негромко и серьез-но спросил начальник.

Понимаю, -- тоже негромко сказал Егор и спрятал фо-тографию.

Во-первых, оденься как следует. Куда ты такой... Ванька с Пресни заявишься. -- Начальник недовольно оглядел Егора. -- Что это за... почему так одет-то?

Егор был в сапогах, в рубахе-косоворотке, в фуфайке и каком-то форменном картузе -- не то сельский шофер, не то слесарь-сантехник, с легким намеком на участие в художест-венной самодеятельности.

Егор мельком оглядел себя, усмехнулся.

Так надо было по роли. А потом уже не успел пере-одеться.

Артисты... -- только и сказал начальник и засмеялся. Он был не злой человек, и его так и не перестали изумлять люди, изобретательность которых не знает пределов.

И вот она -- воля!

Это значит -- захлопнулась за Егором дверь, и он очутил-ся на улице небольшого поселка. Он вздохнул всей грудью весеннего воздуха, зажмурился и покрутил головой. Прошел немного и прислонился к забору. Мимо шла какая-то ста-рушка с сумочкой, остановилась.

Вам плохо?

Мне хорошо, мать, -- сказал Егор. -- Хорошо, что я весной сел. Надо всегда весной садиться.

Куда садиться? -- не поняла старушка.

В тюрьму.

Старушка только теперь сообразила, с кем говорит. Опа-сливо отстранилась и посеменила дальше. Посмотрела еще на забор, мимо которого шла. Опять оглянулась на Егора.

А Егор поднял руку навстречу "Волге". "Волга" останови-лась. Егор стал договариваться с шофером. Шофер сперва не соглашался везти, Егор достал из кармана пачку денег, пока-зал... и пошел садиться рядом с шофером.

В это время к ним подошла старушка, которая проявила участие к Егору, -- не поленилась перейти улицу.

Я прошу извинить меня, -- заговорила она, склоняясь к Егору. -- А почему именно весной?

Садиться-то? Так весной сядешь -- весной и выйдешь. Воля и весна! Чего еще человеку надо? -- Егор улыбнулся старушке и продекламировал: -- Май мой синий! Июнь голу-бой!

Вон как!.. -- Старушка изумилась. Выпрямилась и гля-дела на Егора, как глядят в городе на коня -- туда же, по улице идет, где машины. У старушки было румяное морщинистое личико и ясные глаза. Она, сама того не ведая, доста-вила Егору приятнейшую, дорогую минуту.

"Волга" поехала.

Старушка некоторое время смотрела вслед ей.

Скажите... Поэт нашелся. Фет.

А Егор весь отдался движению. Кончился поселок, выскочили на простор.

Нет ли у тебя какой музыки? -- спросил Егор.

Шофер, молодой парень, достал одной рукой из-за спины транзисторный магнитофон.

Включи. Крайняя клавиша...

Егор включил какую-то славную музыку. Откинулся го-ловой на сиденье, закрыл глаза. Долго он ждал такого часа. Заждался.

Рад? -- спросил шофер.

Рад? -- очнулся Егор. -- Рад... -- Он точно на вкус по-пробовал это словцо. -- Видишь ли, малыш, если бы я жил три жизни, я бы одну просидел в тюрьме, другую -- отдал тебе, а третью -- прожил бы сам, как хочу. Но так как она у меня всего одна, то сейчас я, конечно, рад. А ты умеешь ра-доваться? -- Егор от полноты чувства мог иногда взбежать повыше -- где обитают слова красивые и пустые. -- Умеешь, нет?

Шофер пожал плечами, ничего не ответил.

Э-э, тухлое твое дело, сынок, -- не умеешь.

А чего радоваться-то?

Егор вдруг стал серьезным. Задумался. С ним это быва-ло -- вдруг ни с того ни с сего задумается.

А? -- спросил Егор из каких-то своих мыслей.

Чего, говорю, шибко радоваться-то? -- Шофер был па-рень трезвый и занудливый.

Ну, это я, брат, не знаю -- чего радоваться, -- загово-рил Егор, с неохотой возвращаясь из своего далекого дале-ка. -- Умеешь -- радуйся, не умеешь -- сиди так. Тут не спра-шивают. Стихи, например, любишь?

Парень опять неопределенно пожал плечами.

Вот видишь, -- с сожалением сказал Егор, -- а ты ра-доваться собрался.

Я и не собирался радоваться.

Повествование – от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаем, что Егор мечтает о своем хозяйстве, корове. Его будущая жена – Байкалова Любовь Федоровна. Он ее никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам “на хату”. Там много молодых людей. Среди прочих – Губошлеп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлеп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздается звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

“И вот районный автобус привез Егора в село Ясное” – к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдет дорогу в нормальной жизни. Она ведет знакомить его со своими родителями. Люба использует “легенду” Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остается с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает “допрашивать” Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, “обличает” “отсталых” стариков.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор – но все обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: “Может, вернусь. Может, нет”. По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлепе. В райцентре он идет на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа – Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадежным, а потому, что Люба ведет себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живется с мужем-алкоголиком, которого она бьет скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает “пикничок”. Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь – не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную “легенду” Егора.

Егор продолжает “развратничать” (слово Шукшина): пьет, поет, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздает оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом “тесном черном мире” они распивают коньяк и встречают рассвет песней “Сижу за решеткой в темнице сырой”.

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своем бывшем муже Кольке, который постоянно пьет. Егор вспоминает свое детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофером на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: “гладкий, довольный”. Директору Егор тоже не нравится: “бессмысленно строптивый”.

Директор дает задание – забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке – Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о ее здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает ее. Егор сидит молча, в темных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит ее бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остается бит. На Егора кидается еще один – Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идет на Егора – Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

К Егору приезжает Шура – один из его бывших подельников. Они о чем-то говорят, Шура передает деньги от Губошлепа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить ее, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит черная Волга. Он видит там Губошлепа, Бульдю и Люсьен. Идет к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлеп не трогал Егора. Но Губошлеп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они – грешники. Мы узнаем, что над Губошлепом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой – оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлепа – тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

“И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам”.

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание повести Шукшина “Калина красная”

Другие сочинения по теме:

  1. Твір по літературі: Правда життя в романі шукшина “Калина червона” Кожний, хто писав і говорив про творчість Василя Шукшина, не...
  2. Вторая половина 60-х гг. XIX в. Стокгольм, май. Молодой человек, которому опротивела служба в Коллегии чиновничьих окладов (именно так называется...
  3. Василий Егорыч Князев – киномеханик, странноватый мужчина, работающий в селе. Жена называет его Чудиком. Чудик собирается на Урал, к брату,...
  4. Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской, решился. Придя домой, он рассказывает жене Зое, что потерял деньги – сто двадцать рублей, на...
  5. К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей...
  6. Нудный старик Наум Кречетов приходит к зятю, чтобы вместе дровами запасаться. Зять, Иван Дягтирев, ворчит, но все-же собирается, и они...
  7. Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?”...
  8. Семидесятитрехлетний дед Тимофей вместе с тринадцатилетним внуком Петькой очень любят ходить в кино, хотя на билеты уходит половина дедовой пенсии....
  9. Центральные герои произведения – старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с “малых лет таскался...
  10. Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературы об Иване-дураке. – Мне стыдно, – сказала Бедная Лиза, – что...

Вечером после трудового дня в клубе собираются люди. На сцену выходит крупный мужчина с обветренным лицом и объявляет, что сейчас хор бывших рецидивистов исполнит песню «Вечерний звон». Вместе с другими заключенными на сцену поднимается Егор Прокудин. Это его последний вечер в тюрьме.

Утром в кабинете начальника Егора спрашивают о его планах на дальнейшую жизнь. Прокудин рассказывает, что хочет заниматься сельским хозяйством, а также намерен жениться. На воле его ждет молодая женщина – Байкалова Любовь Федоровна, с которой он познакомился по переписке. Прокудин даже показывает ее фотографию. Начальник советует Егору приодеться.

За Прокудиным закрываются двери тюрьмы. Он долго наслаждается погожим весенним днем, а затем останавливает такси и едет в город. По дороге Егор с удовольствием слушает музыку, читает водителю стихи и просит остановиться в лесу, чтобы обняться с березками. Денег у Прокудина много, поскольку приятели собрали «на выход», как принято у заключенных. Егор покупает у таксиста понравившийся магнитофон, а затем идет «на хату».

В грязной ободранной комнате собирается много людей. Среди них есть молодая и красивая женщина Люсьен. Она играет на гитаре и поет песню «Калина красная». Главный на этой «малине» – вор по кличке Губошлеп. Все ожидают известия от группы, которая отправилась брать ларек.

Внезапно раздается условный стук в дверь. Один из молодых людей с опаской идет открывать. Под звуки магнитофонного марша входит Прокудин. Все рады его видеть, поздравляют с выходом на свободу. В преступной среде, где Егор пользуется авторитетом, он известен под кличкой Горе.

Губошлеп велит открыть шампанское, Егор и Люсьен отплясывают «Барыню». Но тут раздается телефонный звонок. Подельники сообщают о неудачном ограблении. «Малина» торопливо расходится. Губошлеп приказывает, чтобы на две недели все затаились и не высовывались. Главарь и Егор уходят последними. Губошлеп дает Прокудину деньги и советует хорошенько отдохнуть.

Они выходят через черный ход, но оказывается, что квартал оцеплен милицией. Егор пытается увести погоню за собой и отрывается от преследователей. Прокудин ищет место, где можно пересидеть опасность, но все ему отказывают. Поскольку деваться некуда, он рейсовым автобусом едет в село Ясное к Любе.

Байкалова встречает Прокудина на остановке и внимательно рассматривает коротко стриженого крепкого мужчину лет сорока с большими крестьянскими руками. Она приглашает Егора посидеть в чайной, где просит рассказать о себе. Прокудин объясняет, что работал бухгалтером. Начальство воровало, а его подставили и посадили на пять лет. Но Люба сразу раскрывает обман. Она писала начальнику тюрьмы и все о Егоре знает.

Прокудин думает, что теперь его прогонят прочь, но Байкалова неожиданно приглашает гостя к себе домой. Она чувствует, что Егор недоволен своей воровской судьбой и хотел бы ее изменить. По дороге к дому Люба рассказывает, что живет с родителями и семьей старшего брата. Прокудин разочарован, но решает погостить у новой знакомой какое-то время.

Дом Байкаловых стоит на берегу реки. Хозяйство у них крепкое, места красивые. Родители Любы лепят пельмени, когда появляется дочь с бывшим арестантом. Старики принимают Егора настороженно. Люба рассказывает придуманную историю о бухгалтере, чтобы всех успокоить. Но отец не верит. Он пытается выспросить у Прокудина его настоящую биографию. Гость неожиданно поворачивает разговор в другое русло, из обвиняемого становится обвинителем. Старик полностью теряется под напором Егора, который подражает манере следователя вести допрос.

Люба топит баню. С работы возвращается ее брат Петро, который работает водителем самосвала. Этот здоровый и угрюмый мужчина спокойно воспринимает новость о появлении в доме бывшего заключенного. Он не разделяет опасений своей жены Зои, которая боится Прокудина и тоже не верит в миф о бухгалтере.

Люба отправляет брата и Егора в баню. Гость пытается там наладить контакт с Петром, но ему кажется, что Байкалов не очень хочет с ним общаться. Вскоре это недоразумение разрешается. Прокудин понимает негостеприимного и молчаливого Петра.

В это время Зоя и мать ругают Любу за неразумное поведение. Их спор прерывают отчаянные крики Петра. Оказывается, Егор случайно плеснул на него горячей водой из ковша. Зоя не на шутку перепугана. Отец хватается за топор. Но все обходится благополучно. Ожог смазывают жиром, а Петро на Прокудина не сердится.

Вечером за столом собирается человек двенадцать, вспоминают прошлое. Люба показывает Егору семейный фотоальбом. Прокудин просит у Петра прощения за оплошность, тот только улыбается.

На ночь Прокудина укладывают в комнате, где спят родители. Он пытается пробраться к Любе в горницу, но старуха грозится огреть его сковородкой. Егор злится на всех Байкаловых. Утром он заявляет, что поедет в город приодеться. Люба не верит, что Егор вернется назад, но с грустью отпускает его. Прокудину тоже не по себе. Ему тоскливо от предстоящей разлуки, кажется, что все прежние дружки и подружки ходят за ним следом.

А Любу подруги уговаривают снова сойтись с бывшим мужем. Их доводы вполне логичны: лучше «пьянчуга», чем преступник. Но Байкалова грустит, хотя и сама не понимает, как за такой короткий срок успела прикипеть сердцем к Егору.

В райцентре Прокудин шикарно одевается и переводом отправляет долг Губошлепу. Затем он сорит деньгами в ресторане и уговаривает официанта организовать ему «разврат». Егор звонит Любе и сочиняет, что остался ночевать в военкомате, чтобы завтра с утра стать там на учет.

За роскошным столом собирается странная компания совершенно незнакомых людей. Женщины – немолодые и некрасивые. Прокудин в длинном халате велит наливать шампанское. Гости недоумевают: по какому поводу веселье? Егор старается объяснить: весна, свобода, хорошее настроение. Он пробует организовать из подвыпивших гостей хор для исполнения «Вечернего звона», но ничего не получается.

Разозленный Прокудин бросает застолье, вызывает такси и едет в Ясное. Там он стучится в двери к Петру. Всю ночь мужчины пьют в бане коньяк, закусывают его шоколадом и поют песни.

Утром Егор провожает Любу на ферму. Навстречу им попадается директор совхоза. Люба знакомит его с Егором. Оказывается, что Прокудин умеет водить машину, и директор предлагает Егору поработать личным шофером. Он дает поручение, которое Прокудин выполняет, но дальше возить начальство отказывается. Егор решает, что лучше уж работать трактористом, а не прислугой.

Попросив у Петра самосвал, Прокудин уезжает на нем с Любой. По дороге он рассказывает Байкаловой о своем желании наведаться к старушке Куделихе из Сосновки и узнать о ее самочувствии. Якобы один из его товарищей в тюрьме попросил это сделать. Любе следует представиться сотрудницей райсобеса и расспросить старушку о ее здоровье.

В просторной избе женщина рассказывает гостям о своих детях. Четверо вполне благополучны, а о двух сыновьях она ничего не знает. Егор во время разговора не снимает солнцезащитные очки. Позже он признается Любе, что эта старушка – его мать.

Дома Егора встречает Петро с известием, что к Любе пришел ее бывший муж с дружками. Прокудин готов по-мужски поговорить с непрошеными гостями. Благодаря смелости и решительности Егора, противники поняли, что им лучше уйти. Они грозятся отомстить Прокудину.

На следующий день Егор выходит на тракторе в поле и вспахивает первую в жизни борозду. Он наслаждается запахом свежей земли и поет от избытка чувств.

В тот же день к Прокудину наведывается бывший подельник Шура. Он передает деньги от Губошлепа, но Егор отказывается их принимать и бьет Шуру по лицу пачкой купюр. Рассерженный посланец уезжает. Люба, которая подслушала разговор мужчин, сильно встревожена. Она понимает, что из преступного мира просто так не уходят. Егору удается успокоить Любу. Сидя на крыльце, они поют «Калину красную».

Идет сев. Егор работает в поле и вдруг замечает возле посадки автомобиль «Волга». Рядом стоят Губошлеп и еще двое мужчин, в машине сидит Люсьен. Прокудин опускает в карман гаечный ключ и направляется к «Волге».

Люсьен просит Губошлепа не трогать Егора: им все равно конец, так пусть хоть он живет и пашет землю. Но Губошлеп зло прерывает женщину и обещает уложить рядом.

В это время Люба узнает от родителей, что какие-то чужие люди расспрашивали, где найти Егора. Во двор как раз въезжает Петро. Люба бросается к брату и просит его срочно ехать в поле. Самосвал разворачивается и несется по дороге. Встревоженная женщина все время подгоняет Петро, но они все равно не успевают.

Егор и Губошлеп уходят в березовую рощу. Двое других преступников остаются возле машины. Они замечают мчащийся самосвал и торопят Губошлепа. Тот выскакивает из деревьев и что-то прячет в карман. Все преступники быстро садятся в машину и уезжают.

Люба выскакивает из кабины и бежит к березам. Ей навстречу выходит Егор, держась за живот. Женщина подхватывает раненого и вместе с братом устраивает его в кабине самосвала.

Петро торопится довезти Егора в больницу, Люба плачет. Прокудин просит, чтобы они остановились и перенесли его на землю. Он чувствует, что скоро умрет. Последняя просьба Егора: отдать деньги матери. Люба горько рыдает.