Кто изобрел буденовку. Будёновка - символ Красной Армии. От летнего шлема к зимнему варианту

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как «буденовка» и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т. д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.


Главный аргумент советских историков - отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.
Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства.


Так, в исследовании О. А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем:
«…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н. А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии».
Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающийся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л. Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.


В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.
Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол - у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.
Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.

Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М. А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.


Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели - на ватники и полушубки.
Судьба формы оказалась незавидной, хотя могла быть славной. И, согласитесь, это очень символично. Васнецовская форма повторила перекроенную революцией историю всей страны: вместо скорой победы и мира нам досталась многолетняя гражданская война с миллионами новых жертв. А триумфальная «богатырка» русских воинов осталась в народной памяти краснознаменной «буденовкой».

    Будёновка, будёновки, будёновки, будёновок, будёновке, будёновкам, будёновку, будёновки, будёновкой, будёновкою, будёновками, будёновке, будёновках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    И; мн. род. вок, дат. вкам; ж. Красноармейский суконный шлем особого покроя с козырьком и ушами (первоначально у будёновцев). * * * будёновка народное название головного убора, существовавшего в Красной Армии в 1919 41. * * * БУДЕНОВКА БУДЕНОВКА … Энциклопедический словарь

    БУДЁНОВКА, буденовки, жен. (неол. разг.). Красноармейский шлем особого образца. (По фамилии командира первой конной армии Буденного.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БУДЁНОВКА, и, жен. Красноармейский суконный головной убор в виде шлема (в 1 знач.) с красной звездой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Будёновка, и; р. мн. вок … Русское словесное ударение

    будёновка - будёновка, и, род. п. мн. ч. вок (головной убор) … Русский орфографический словарь

    будёновка - (БСРЖ) … Словарь употребления буквы Ё

    будёновка - БУДЁНОВКА, и, мн род. вок, дат. вкам, ж Головной убор в виде невысокого конусообразного шлема из мягкого сукна с красной звездой над козырьком, с опускающимися ушами; назван в честь героя Гражданской войны Семена Буденного; часть форменного… … Толковый словарь русских существительных

Будёновки верно служили нашим солдатам до начала Великой Отечественной войны

Начну с более подробного описания этого колпака, а вы попробуйте догадаться, о каком головном уборе идет речь, кто его носил и как он называется. «Головной убор состоит из колпака по форме головы, суживающегося кверху и имеющего вид шлема, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести кусков одинакового размера мундирного сукна защитного цвета формы равнобедренного треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольника сходятся наверху в центре колпака, причем вершина колпака делается притупленной.

В вершину колпака вовнутрь вшивается круглая пластинка, обтянутая сукном, диаметром около двух сантиметров. Спереди к колпаку головного убора симметрично по отношению к козырьку пришивается пятиконечная звезда из цветного сукна, обращенная острым концом вверх. В центре звезды укрепляется значок-кокарда установленного образца с эмалью вишневого цвета».

Догадались? Ну, конечно же, речь идет о буденовке, той самой легендарной буденовке, о которой слагались стихи, пелись песни, сочинялись частушки. Но откуда она взялась, кто ее придумал, а также кто и зачем разработал приведенное выше описание головного убора? Всякого рода версий и слухов вокруг этой истории великое множество. Есть даже такая: буденовка и шинель с «разговорами» были созданы в царское время и задуманы для будущего Парада победы в Первой мировой войне, она была пошита и лежала на складах, большевики же эту форму позаимствовали, а грубо говоря, украли, заменив двуглавого орла пятиконечной звездой.

Эта версия – одна из самых распространенных, но в ней нет ни слова правды. Самое странное, что и в советские времена никто не пытался опровергнуть «царскую» версию и рассказать правду. Причина была довольно банальная: все документы и приказы, связанные с разработкой новой формы бойца Рабоче-крестьянской Красной армии, были подписаны фактическим создателем этой армии, народным комиссаром по военным и морским делам, председателем Реввоенсовета республики Троцким.

Много лет его имя нельзя было не то что печатать, но даже произносить вслух, а потом, когда из Троцкого начали лепить образ идейного борца с большевизмом и сталинизмом, тоже ничего не получилось, так как он был таким же кровавым маньяком, как все остальные обитатели Кремля. Но то, что в деле победы большевиков в Гражданской войне Троцкий сыграл выдающуюся роль, – бесспорный факт.

Найти, а потом выудить из архивов сборник приказов Реввоенсовета, подписанный Троцким, было не так-то просто, но мне это удалось. Прекрасно понимая, что, как говорилось в одном из декретов, «наскоро созданная Красная Армия не способна защитить Советскую власть от внешних и внутренних врагов», что нужно создавать по-настоящему боеспособную революционную армию, Ленин подписал несколько декретов, предусматривающих ряд мер по созданию такой армии: в них говорилось и о привлечении в состав РККА бывших офицеров царской армии, и об учреждении института военных комиссаров, и о многом другом.

Но в Кремле прекрасно понимали, что мало сплотить красноармейцев идейно, мало объяснить, за что они борются, надо дать им оружие, накормить, одеть, обуть. Иначе говоря, вместо погон, папах и лампасов нужна была совершенно новая, революционная форма, которая сплачивала бы так же, как и идеи, за которые они шли на смерть.

Именно поэтому появился приказ, найдя который, я почувствовал себя примерно так же, как Шлиман, нашедший Трою: ведь этот документ ставит все с головы на ноги и, не боюсь этого слова, является истиной в последней инстанции.

При сем объявляется положение о конкурсе по установлению формы обмундирования Рабочее-Крестьянской Красной Армии.
Предметом конкурса является проектирование обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии, заключающего в себе – одеяние, обувь, снаряжение (для пехотинца и кавалериста) и головной убор.

ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ ПРОЕКТАМИ

Формы обмундирования, вполне отличаясь от старых, должны быть спортивно-строгими, но изящными в своей демократической простоте и отвечающими по стилю духу народного творчества.
Возможная дешевизна обмундирования должна служить общим стремлением при выборе материала для проектируемых форм. Обмундирование должно быть приспособлено к временам года, доставлять носящему его наилучшие гигиенические условия, предохранять от простуды и не затруднять кровообращения и дыхания.
Формы обмундирования не должны заключать в себе каких-либо особо ярких по цвету и резких демаскирующих линий. Защитный цвет формы избирается путем отдельного, не входящего в конкурс, оптически-лабораторного исследования.

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА КОНКУРСА
Проекты должны представляться по форме достаточно четкими и ясными, с необходимыми чертежами и, желательно, с рисунками в красках и выкройками, могущими обеспечить конструктивную исполнимость представленных проектов. Последние должны подаваться или пересылаться почтой в запечатанных конвертах с указанием избранного автором девиза. Листок с фамилией автора и с указанием его девиза должен быть запечатан в особый конверт, который вскрывается жюри после окончательного постановления о представленных проектах. Последний день подачи или присылки проектов назначается на 10 июня 1918 года.

Проекты выставляются для осмотра в помещении Конкурса на маскировочных курсах военных сооружений Р.-К.К. Армии (Москва, Поварская, угол Молчановки, здание 5-й гимназии).

За каждый из первых двадцати проектов обмундирования или отдельных его частей (одеяния, обуви или головного убора), признанных комиссией заслуживающими внимания, Народным комиссариатом по военным делам уплачивается четыреста рублей в случае одобрения проекта всего обмундирования, а за одобренную отдельную часть проекта по сто рублей. Первые три лучшие проекта приобретаются Комиссариатом в собственность Российской Федеративной Советской Республики за дополнительное вознаграждение в две тысячи рублей за полный проект обмундирования, а за проект отдельных частей обмундирования по пятьсот рублей.

Читая это положение о конкурсе теперь, нельзя не удивляться его спокойному и деловитому тону. Просто поразительно, как можно было в ту пору, когда советская власть была на грани выживания, когда свирепствовали эпидемии, царил голод, лютовали различных мастей банды, заниматься такими, казалось бы, пустяками, как «спортивно-строгий и изящный стиль» будущей формы, затевать канитель с девизами конкурсантов, созданием жюри и привлечением экспертов.

Надо сказать, что среди творческой интеллигенции, которая не успела сбежать за границу, затея с конкурсом вызвала неоднозначную реакцию: одни глумливо посмеивались, другие объявили бойкот, но были и третьи, которые к конкурсу отнеслись с энтузиазмом.
Среди последних были такие известные мастера, как Борис Кустодиев и Виктор Васнецов.

Установить это удалось довольно просто: в одном из архивов я нашел не просто фотографии, а стеклянные негативы, на которых хорошо видна подпись того же Кустодиева. Эскизы, которые он предложил, довольно оригинальны. На одном рукой художника написано: «летняя, лагерная или проходная» – укороченные брюки, гольфы, несколько американизированная шляпа. Или такой вариант: мундир, белая рубашка, галстук, мягкая шляпа или картуз. Есть и образец осеннее-зимней формы: те же короткие брюки, гольфы, укороченная шинель и каскетка.

Другие предлагали форму романтического характера, напоминающую одежду наполеоновских солдат: здесь и кивер, и аксельбанты, и высокие узкие сапоги, и даже султан на шлеме. Еще один образец, он гораздо практичнее: шляпа, правда, напоминает тирольскую, и ее трудно представить на голове красноармейца, а вот застежки на гимнастерке, так называемые «разговоры», впоследствии прижились.

Сохранились эскизы и других моделей, но вот что любопытно: будто сговорившись, почти все художники, предлагая самые смелые решения одежды, обували красноармейцев в лапти, хоть и кожаные, но лапти. Видимо, они понимали, что сапоги республике пока что не по карману.

Так случилось, что ни один из образцов одежды жюри не устроил, поэтому представители комиссариата пошли другим путем: из одного проекта они взяли шинель, из другого гимнастерку, из третьего те самые «разговоры» – и в итоге был утвержден образец, составленный из нескольких вариантов.

А вот с головным убором дело обстояло сложнее. Ни каскетки, ни шляпы, ни картузы устроителей конкурса не устраивали. И тут наконец вскрыли конверт, в котором лежала почтовая открытка с изображением хорошо известных богатырей Виктора Васнецова, причем лошади были отрезаны, и стали видны, к тому же крупно, только плечи и головы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. А на головах-то у них шлемы, настоящие богатырские шлемы! И тут кто-то вспомнил, что в русском воинстве в ходу были не только кованые из железа, но и сделанные из войлока, так называемые куячные шлемы: именно они были по карману простому ратнику. Но форма, что куячных, что железных, одинакова – они покаты. А это очень важно, так как при ударе сабля противника будет скользить и, следовательно, вреда причинит гораздо меньше.

Название для нового голоного убора родилось быстро – богатырка. Справедливости ради надо сказать, что нечто похожее на богатырский шлем предложил не один Васнецов, поэтому окончательный вариант головного убора красноармейца скомпоновали из нескольких: у кого-то взяли козырек, у кого-то шишак, у когото звезду. И вот наконец 13 декабря 1918 года публикуется...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
«По докладу председателя Комиссии по выработке форм обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 17 сего декабря за № 113 с приложением доклада Специального отдела Комиссии за № 42:
а) Утвердить представленный Специальным отделом тип головного убора.
б) Поручить Комиссии составление приказа с приложением подробных описаний, чертежей, рисунков и лекал.
в) Заказать распоряжением Комиссии через Главное военно-хозяйственное управление первую партию в 4000 штук головных уборов для передачи в части войск по выбору и распоряжению Реввоенсовета».

Далее шло подробное описание головного убора, с которого я начал свой рассказ. Я не сразу понял, зачем это было нужно, но по зрелом размышлении пришел к выводу, что причина, как говорится, на поверхности: шить-то богатырки было негде.

В стране разруха, все фабрики в простое, и пошить несколько миллионов богатырок в централизованном порядке негде, да и не из чего. Поэтому инициатива в изготовлении нового головного убора отдавалась войсковым портным.

Точно установлено, что первыми богатырку надели молодые красноармейцы Иваново-Вознесенска. В конце 1918 года в этом городе объявили набор в отряд Михаила Фрунзе. Полк был быстро сформирован, одет в новую форму – чего-чего, а сукна и портних в этом городе предостаточно – и отправлен на Восточный фронт в состав 25-й дивизии, которой командовал Чапаев. Уже при штурме Уфы чапаевцы увидели, что в их дивизию влились действительно красные богатыри – так лихо и отважно сражались Иваново-вознесенцы. Но вот что странно, богатырку они упорно называли фрунзевкой. Это название на Восточном фронте держалось довольно долго.

И все-таки богатырка, а потом фрунзевка стала буденовкой. Когда и как это произошло? Почему красноармейцы так полюбили этот головной убор? Причиной этого стал, конечно же, сам легендарный командарм. К концу двадцатого года имя Буденного стало известно не только каждому красноармейцу, но и каждому белогвардейцу. Одно появление конников в буденовках вызывало у белых панику и растерянность. Ведь на клинках буденовцев были победы под Царицыном, Воронежем и Касторной, под ударами этих клинков полегла конница Мамонтова и Шкуро, офицерские отряды Добровольческой и Донской армий.

Вот что рассказывал об одном из боев сам Буденный. «В деревне Прямая Балка сосредоточилось пять полков конницы и один полк пехоты противника…Пользуясь их беспечностью, мы окружили село и установили свою артиллерию на наиболее вероятных путях отхода белых. По сигналу атаки автоброневики и пулеметные тачанки под прикрытием кавалерийских эскадронов ворвались в Прямую Балку. Белогвардейцы в ужасе выскакивали из домов и попадали под ураганный огонь наших пулеметов... И все же некоторые подразделения казаков вырвались из села и бросились бежать. Это было паническое, еще невиданное за всю мою боевую жизнь бегство. Казаки на ходу скидывали с себя все лишнее, они бросали даже боевые пики и винтовки, а некоторые, проявляя чудеса изворотливости, сбрасывали седла и скакали, уцепившись за гривы своих лошадей. Но спастись от клинков наших кавалеристов удалось тогда немногим».

Удивительное дело, но сам Буденный в это время буденовку не носил. В одном из архивов я нашел фотографию командного и политического состава Первой конной армии, сделанную весной 1920 года в Майкопе. Здесь такие известные военачальники, как Тимошенко, Ворошилов, Буденный, Городовиков. Еще был жив и командир особого кавдивизиона легендарный Олеко Дундич. И вот что интересно: только два человека в буденовках – начдив Степной-Спижарный и военный комиссар Харитонов.

Уж если все командиры и политработники (за исключением двоих, вернувшихся недавно с курсов из Москвы) не в буденовках, следовательно, в полках и эскадронах их вообще не было. Дело, видимо, в том, что конники все время в седле, а их обозы на колесах, значит, негде, да и некогда было развернуть мастерскую, которая могла бы обшить всю армию. А централизованное снабжение тогда еще только зарождалось.

Но на фотографии после польского похода 1920 года Буденный и его соратники уже в буденовках! О делах Первой конной и подвигах героев Гражданской войны написано немало книг, создано песен, поставлено фильмов. И всюду за свистом сабель, грохотом пушек, яростными штыковыми и лихими атаками конницы встает образ молодого красноармейца – наследника былинных русских богатырей. Нет на нем кованой кольчуги и литых лат, зато шлем все тот же, богатырский! И пусть век буденовки был недолог – всего-то двадцать с небольшим лет, но слава ее столь велика, что жить будет в веках.

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как буденовка и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т.д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.

Главный аргумент советских историков - отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.

Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства. Так, в исследовании О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем: «…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии».

Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающиеся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л.Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.

В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.

Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол - у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.

Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах. Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.

Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели - на ватники и полушубки.

Судьба формы оказалась незавидной, хотя могла быть славной. И, согласитесь, это очень символично. Васнецовская форма повторила перекроенную революцией историю всей страны: вместо скорой победы и мира нам досталась многолетняя гражданская война с миллионами новых жертв. А триумфальная «богатырка» русских воинов осталась в народной памяти краснознаменной «буденовкой».

Считается, что буденовка была разработана еще в царские времена – в Первую мировую войну. Однако такое мнение сегодня признается лишь одной из версий возникновения всеми узнаваемого головного убора. А когда же на самом деле появилась идея о пошиве буденовки?

«Царская» версия

Эту версию поддерживает современная историческая литература. По данной гипотезе, для участия в Параде Победы в Берлине для Русской императорской армии в 1915 году разработали головной убор, напоминавший по своей форме ту будёновку, которую впоследствии носили красноармейцы. Но из-за войны головной убор так и остался лежать на складах. И лишь после октябрьской революции в 1918 году он поступил в распоряжение большевиков.
Версия получилась довольно стройная. Однако, по мнению журналиста и писателя Бориса Сопельняка, данная теория – всего лишь «одна из самых распространенных, но в ней нет ни слова правды». И подчеркивает, что в СССР отчасти тоже поддерживали такой вариант происхождения буденовки. В качестве доказательства всегда приводилась документация, содержащая распоряжения и отчеты по разработке нового обмундирования для Красной Армии и подписанная председателем Реввоенсовета Советской республики Львом Троцким. В составе утверждаемой для красноармейцев формы была буденовка, которая лежала в то время на бывших царских армейских складах. Но в том варианте, в каком этот головной убор находился на консервации, его нельзя было использовать. Герб Российской империи и двуглавый орел, присутствовавшие на шапке, не могли служить символами Красной армии. И их закрыли крупной пятиконечной звездой. Причем изначально она была синего цвета.
Кстати, приведенные в качестве доказательства документы, датированные послереволюционными годами, использовались многими советскими историками и в качестве контраргумента против «царской версии» происхождения буденовки. Тем более, ни в военных, ни в гражданских архивах, доставшихся от Российской империи, нет никаких бумаг, которые бы указывали на разработку нового обмундирования для царской армии.

В феврале 1918 года была создана Красная Армия, для которой потребовалась своя форма, отличная от ранее принятого в царское время обмундирования. С этой целью 7 мая 1918 года по приказу Народного комиссариата по военным делам республики объявляется конкурс на разработку новой формы. В этом конкурсе участвовали даже художники с мировыми именами – В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, С.Т. Аркадьевский и мастер исторического жанра М.Д. Езучевский.
Эскизы новой формы принимались целый месяц – до 10 июня 1918 года. Причем и головной убор, и шинель, и иные части обмундирования подробно описывались в самом приказе. Этих критериев должны были придерживаться все художники. 18 декабря 1918 года был утвержден зимний вариант буденовки. И уже под самый конец этого же года первая боевая часть Красной Армии – отряд, сформированный в Иваново-Вознесенске, –получила новую форму и отправилась на Восточный фронт в распоряжение Михаила Фрунзе. Именно поэтому буденовку сначала называли «фрунзевка». Кстати, было у этой шапки и еще одно имя – «богатырка», из-за схожести ее формы с древнерусским шлемом.
Противники красноармейского происхождения буденовки указывали в своих исследованиях, что на момент свершения Октябрьской революции на интендантских складах уже лежала новая форма, разработанная, кстати, по эскизам Василия Васнецова, который впоследствии участвовал в майском конкурсе 1918 года. Царская форма состояла из длиннополых шинелей со стрелами-застежками и суконных шлемов, которые были стилизацией старорусских богатырских шлемов. Свидетельства об этой форме проскальзывали и в эмигрантских мемуарах. Однако все это можно поставить под сомнение. Тем более, что представленный в 1918 году Васнецовым эскиз новой формы, который повторял (и только!) обмундирование царской армии для парада, судя по всему, понравился и большевикам. Но лежавшая на складе форма была парадной, а не военной! Поэтому, скорее всего, Васнецов внес коррективы в прежний свой вариант.
Однако есть одно «но», которое приводит в легкое замешательство от «советского» происхождения буденовки. Страна после революции и Первой мировой войны была финансово разорена. И где же большевики смогли достать столько денег, чтобы обеспечить новую Армию формой? Но тут стоит вспомнить, что царская форма была сшита для парада, а значит, и ее было не так уж много комплектов. Иными словами, шить ее все-таки пришлось уже большевикам и не сразу. Поэтому в Гражданскую войну (1918-1922 гг.) вместо буденовки на головах многих красноармейцев были папахи и фуражки еще царской армии.

От синей до оранжевой

Звезда на буденовке изначально не была красной. Сначала ее выполнили в синем варианте, а потом ей присвоили в зависимости от рода войск свой цвет. Для пехоты нашивали малиновую звезду, для кавалерии оставили синюю, для артиллерии ее сделали оранжевой (а в 1922 году она стала черной). Инженерным войскам присвоили черную звезду, броневые силы (будущие бронетанковые войска) получили красную, а авиаторы – голубую и т.д. Поверх суконной звезды крепили еще и медную красную звездочку.
Чекисты буденовку получили только в июне 1922 года. Причем она была у них темного синего цвета, а звезда – из темного зеленого сукна. В 1923 году их буденовку «перекрасили» в черный цвет, а звезду – в малиновый. В 1924 году их шлем приобрел темный серый цвет, а звезда стала краповой.

От летнего шлема к зимнему варианту

Буденовка образца 1918 года предназначалась для холодного времени года. У нее был длинный назатыльник, который складывался вдвое и пристегивался по бокам на 2 пуговицы. При необходимости его разворачивали, чтобы закрыть уши и шею.
С апреля 1919 года по февраль 1922 года буденовка стала всесезонным убором. А 31 января 1922 года ввели полотняную буденовку без назатыльника и с двумя козырьками, которые располагались у шлема сзади и спереди. За это в народе головной убор прозвали «Здравствуй-прощай». Кроме того, он очень сильно напоминал германскую каску из-за острого наконечника. Это нередко приводило в замешательство белогвардейцев. Например, летом 1920-го года был случай в Северной Таврии (в Крыму), когда белый офицер, воевавший в свое время в Первой мировой войне, принял красноармейцев за немцев.
Поэтому напоминавший германскую каску шлем заменили фуражкой в мае 1924 года. Что касается буденовки, одобренной еще в 1918 году, она снова вернулась в Армию в феврале 1922 года, став зимним головным убором. При этом ее форма приобрела округлость, а навершие перестало быть таким острым и сильно выдающимся. В данном варианте буденовка просуществовала до 1927 года. Правда, с лета 1926 года до весны 1927 года эта буденовка была «лишена» звезды, потому что никак не удавалось ее пристрочить.
В войну с Финляндией шлем показал себя не лучшим образом. Поэтому его упразднили в июле 1940 года, заменив простой шапкой-ушанкой. Но поскольку ушанок требовалось огромное количество, буденовку пришлось носить вплоть до 1942 г. А в отдельных случаях буденовка выдавалась солдатам даже до марта 1943 года.

От «громоотвода» до символа

Буденовка имела множество имен, среди которых было и «громоотвод» или «умоотвод». Такое обидное название она получила из-за острого навершия. Существует по этому поводу даже легенда: красный командир, служивший на Дальнем Восток в 1936 году, любил спрашивать у своих подчиненных, что означает «шпиль» на буденовке. И тут же сам отвечал: «Это для того, когда запоют «Интернационал», чтобы на словах «Кипит наш разум возмущенный» через этот шпиль смог выходить пар…».
Однако обидное и насмешливое отношение к этому шлему сумели изменить художники, режиссеры и писатели. Правда, романтический образ буденовки появился только в 1950-х гг. И с того момента она активно, поскольку была узнаваема, изображалась на плакатах и открытках. Кстати, благодаря стараниям этих людей по сей день буденовка для иностранцев остается твердым символом России.