Луи пастер достижения. Луи пастер и его открытия. Образование Луи Пастера

Знаменитые исследователи и ученые, первооткрыватели, которые навсегда вписали свои имена в летопись науки, нередко опережали свое время и потому остались непонятыми. Луи Пастер, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, как раз и относится к числу подобных личностей. Он прожил непростую жизнь, был вынужден бороться за право заниматься наукой, но сумел одержать победу и подарить потомкам микробиологию, иммунологию и другие, не менее полезные, достижения. Познакомимся поближе с его жизненным путем.

Рождение и первые годы жизни

Даже краткая биография для детей Луи Пастера позволяет убедиться, что этот человек обладал незаурядными талантами и уникальным складом ума. На свет он появился в 1822 году, 27 декабря в небольшом французском городке Доле, в семье кожевенных дел мастера.

Годы обучения

Свое обучение будущий первооткрыватель микробиологии начал в колледже в Арбуа, где он являлся самым юным учащимся. Уже в своем первом учебном заведении Луи удалось добиться внушительных успехов, став помощником учителя. Тогда же он понял, что очень многое зависит от трудолюбия и упорства. Далее изучал науки в колледже в парижском лицее Сен-Луи и одновременно был посетителем лекций в Сорбонне. Блестяще окончив колледж, молодой Пастер продолжил образование в Высшей нормальной школе, где занимался постижением естественных наук. За один год ему удалось защитить сразу две докторские диссертации и получить звания профессора по физике и химии.

Первые шаги в работе

В краткой биографии Луи Пастера обязательно следует рассказать о его ранних трудах. Так, проработал в нескольких университетах в звании профессора, потом получил должность декана в своем же учебном заведении, Вышей нормальной школе. Исследователь оказывается очень строгим руководителем, существенно ужесточает правила приема в школу и требования к выпускнику, что сделало учебное заведение более солидным. Не достигший 40-летнего возраста Пастер уже был широко известен в научных кругах своими новаторскими работами:

  • Труды по органической кристаллографии положили основу современной науке стереохимии.
  • Ему удалось подробно исследовать процесс брожения и выявить его биологическую природу. Именно Луи Пастер установил, что за процесс превращения вина в уксус отвечают живые микроорганизмы, особые дрожжевые грибки.

В дальнейшем химик продолжил изучение пастеризации, предложив обрабатывать вино воздействием высоких температур для его сохранности.

Исследования

Следующий этап жизни Луи Пастера, краткая биография и фото которого представлены в данном материале, - работа в области медицины. Так, изучая причины гибели червей тутового шелкопряда, он научился под микроскопом отделять здоровых особи от больных. Это навело исследователя на мысль, что таким же образом можно воздействовать и на болезнетворные микроорганизмы в организме человека. Если ввести больному специальную сыворотку, то можно ослабить воздействие микроба и даже выработать у больного иммунитета к нему.

Пастер и его ученики ставили многочисленные опыты, позволяющие всестороннее изучить природу вакцин. Так, ему удалось найти лекарства от таких серьезных заболеваний, как сибирская язва, бешенство и краснуха свиней, куриная холера. В те времена эти вирусные инфекции уносили множество жизней. Первым успехом в деле вакцинации стала прививка 9-летнему мальчику, который был таким образом спасен от бешенства.

Обвинения

Как и всякого человека, опережающего свое время, гениального ученого обвинили в шарлатанстве. Его учение о вакцинации не пользовалось популярностью у исследователей, не желающих открыть свой разум новым веяниям. Поэтому в краткой биографии и открытиях Луи Пастера наступили тяжелые времена. Проводя вакцинации, ученый не смог помочь маленькой девочке, укушенной собакой и обратившейся спустя более 35 дней. Прививка оказалась бессильна, и ребенок скончался. Поэтому в адрес Пастера посыпались абсурдные обвинения в том, что ученый не несет людям благо, а занимается распространением бешенства. В некоторых городах, где были созданы станции для проведения вакцинаций, безумствовали толпы, грозящиеся уничтожить медицинские учреждения. Все это подорвало здоровье великого ученого.

На собственные средства Пастер основал Пастеровский институт в Париже, но работать там уже не мог.

Смерть

Луи Пастер покинул этот мир в 1895 году, 28 сентября в возрасте 72 лет. Причиной смерти исследователя называют целую серию инсультов, почти полностью разрушивших его организм.

До самой смерти он оставался верен своим идеям и стремился помогать людям. Похоронен Луи Пастер был в соборе Нотр-Дам в Париже, впоследствии прах его перезахоронили в склепе созданного им института.

Особенности преподавания младшим школьникам

Особый интерес представляет краткая биография Луи Пастера для 3 класса. Учителю выпадает сложная, но интересная задача не только рассказать об открытиях великого человека, но и отобразить ключевые черты его личности. Итак, что же следует прежде всего рассказать третьеклассникам?

  • Родившись в простой рабочей семье, Луи Пастер не пошел по стопам своего отца - кожевника, выбрав для себя иной путь.
  • Обязательно необходимо отметить, что этот человек всю жизнь учился и работал, не сдавался даже в моменты болезни и тогда, когда его работу откровенно не принимали, обвиняя исследователя в шарлатанстве.
  • Его роль поистине велика в таких науках, как химия, физика, медицина и биология.
  • Свои первые открытия гениальный исследователь сделал еще в студенчестве, опередив не только педагогов, но и свое время.
  • Луи Пастеру довелось пережить и признание собственных заслуг, и несправедливые упреки, но ничто не могло сломить его тягу к знаниям и жажду открытий.
  • Ученый был дружен со многими русскими исследователями, которые впоследствии продолжили его великое дело.

Также можно включить в процесс обучения подборку интересных фактов и перечислить сами открытия. Это поможет школьникам оценить вклад в науку этого гениального человека.

Мы уже познакомились с краткой биографией Луи Пастера. Интересные факты представлены ниже:

  • Он был не только выдающимся ученым, исследователем, но и одаренным художником, поэтому сумел увековечить на полотнах портреты матери и сестер.
  • Супруга Пастера родила ему пятерых детей, но трое из них умерли в младенчестве от неизлечимого в те времена брюшного тифа. Это и стало одной из основных причин, побудивших Пастера заняться исследованием методик лечения опасных заболеваний.
  • Был добросовестным католиком, полностью принимая на веру данное религиозное учение.
  • Большую часть своей жизни Луи Пастер занимался лечением больных, не имея при этом медицинского образования.
  • Свои самые значительные открытия совершил, будучи инвалидом: от кровоизлияния в мозг 45-летний Пастер остался почти полностью парализованным на левую половину, его рука и нога не двигались. Тем не менее ученый продолжил свою работу и сумел спасти множество жизней.

Жизнь этого незаурядного человека легкой не назовешь, отчего особенно поражают его настойчивость, трудолюбие и целеустремленность.

Открытия

Краткая биография Луи Пастера на английском или русском языке обязательно освещает открытия, сделанные этим великим человеком.

  • Так, ему удалось доказать, что за брожение отвечают специфические микроорганизмы, это стало новым веянием в науке того времени. До Пастера было принято считать, что брожение представляет собой химический процесс.
  • Именно этот талантливый микробиолог обнаружил существование микроорганизмов, которые способны жить без кислорода. Именно они и вызывают масляннокислое брожение, ведя к порче вина и пива. Поэтому, чтобы спасти напитки, Пастер предложил использовать кислород, губительный для таких организмов.
  • Гениальный ученый сумел опровергнуть еще одну теорию из царивших в его время - о самозарождении бактерий. Так, исследователи 19-го века полагали, что организм может возникнуть из ничего, сам по себе. А Луи Пастер, краткая биография которого подходит к концу в нашем материале, провел интересный опыт, который доказал несостоятельность этой концепции. Он поместил питательный раствор в сосуд с изогнутым горлышком, жизнь там не появлялась, несмотря на все необходимые условия, поскольку споры бактерий оседали на изломах горлышка. А если при прочих равных условиях горлышко убирали, то вскоре в питательном растворе появлялись За это открытие Луи Пастер получил премию Французской Академии наук.
  • Помог виноделам бороться с болезнями продукции, научив их нагревать вино при высоких температурах. Впоследствии метод получил название пастеризации, он и сейчас помогает продлить срок хранения многих пищевых продуктов, сохраняя их вкусовые качества и пищевую ценность. Но хранить пастеризованные вещества следует при пониженных температурах.
  • Первый предложил профилактические прививки, которые делаются и по сей день.

Все это делает вклад ученого в развитие науки и медицины бесценным.

Мы рассмотрели краткую биографию Луи Пастера и его открытия и увидели, что это был не просто человек выдающегося ума, но и очень трудолюбивый исследователь, который пытался докопаться до истины, невзирая на господствующие в его годы нелепые теории, которые многими слепо принимались на веру. Сейчас многие учебные заведения носят имя великого микробиолога, как и один из кратеров Луны.

ИСТОРИЯ МИКРОБИОЛОГИИ

Жданов , российский вирусолог. Труды по вирусным инфекциям, молекулярной биологии и классификации вирусов, эволюции инфекционных болезней.

3. Приоритет отечественных ученых в открытии патогенных простейших .

Большое значение имели работы русских исследователей М. М. Тереховского (1740-1796) и Д. С. Самойловича (Сущинского). Большая заслуга М. М. Тере-ховского состоит в том, что он одним из первых использовал экспериментальный метод в микробиологии: он изучал влияние на микроорганизмы электрических разрядов разной силы, температуры, различных химических веществ; изучал их размножение, дыхание и т. п. К сожалению, его работы были мало известны в то время и не смогли оказать большого влияния на развитие микробиологии. Рабо-ты выдающегося русского врача Д. С. Са-мойловича получили самое широкое при-знание.

Он был избран членом 12 зару-бежных академий наук. Д. С. Самойлович вошел в историю микробиологии как один из первых (если не первый) «охотников» за возбудителем чумы. Впервые он принял участие в борьбе с чумой в 1771 г. во вре-мя вспышки ее в Москве, а затем с 1784 г. участвовал в ликвидации вспышек чумы в Херсоне, Кременчуге (1784), Тамани (1796), Одессе (1797), Феодосии (1799). С 1793 г. он был главным доктором каран-тинов юга России. Д. С. Самойлович был убежденным сторонником гипотезы о жи-вой природе возбудителя чумы и за сто с лишним лет до открытия микроба пытал-ся обнаружить его. Лишь несовершенство микроскопов того времени помешало ему сделать это. Он разработал и применил целый комплекс противочумных ме-роприятий. Наблюдая за чумой, он пришел к выводу, что после перенесения чумы

Одна из главных научных заслуг Д. С. Самойловича — идея о возможности создания искусственного иммунитета против чумы с помощью прививок. Своими идеями Д. С. Самойлович выступил как провозвестник зарожде-ния новой науки — иммунологии.

Большой вклад в систематику микро-бов внес один из основоположников отечественной микробиологии Л. С. Ценковский (1822-1887). В своей работе «О низших водорослях и инфузориях» (1855) он установил место бактерий в системе живых существ, указав на близость их к расте-ниям. Л. С. Ценковский описал 43 новых вида микроорганизмов, выяснил микроб-ную природу клетка (слизеподобная масса, образуемая на измельченной свекле). Впоследствии, независимо от Пастера, он получил сибиреязвенную вакцину, а буду-чи профессором Харьковского университета (1872-1887), способствовал организа-ции Пастеровской станции в Харькове. Вывод Л, С. Ценковского о природе бактерий под-держал в 1872 г. Ф. Кон, который отделил бактерии от простейших и отнес их к цар-ству растений.

П. Ф. Боров-ский (1863-1932) и Ф. А. Леш (1840-1903) - первооткрывате-ли патогенных простейших, лейшманий и дизентерийной амебы. И. Г. Савченко установил стрептококковую этиологию скарлати-ны, первым использовал антитоксическую сыворотку для ее лече-ния, предложил вакцину против нее, создал Казанскую школу микробиологов в Росши и вместе с И. И. Мечниковым изучал ме-ханизм фагоцитоза и проблемы специфической профилактики холеры. Д. К. Заболотный (1866-1929) — крупнейший организа-тор борьбы с чумой, установил и доказал ее природную очаго-вость. Он создал первую самостоятельную кафедру бактериоло-гии в Петербургском женском медицинском институте в 1898 г.

Большой вклад в развитие общей, технической и сельскохозяйственной микробиологии внесли академики В. Н. Шапошников (1884-1968), Н. Д. Иерусалимский (1901-1967), Б. Л. Исаченко (1871-1947), Н. А. Красильников (1896-1973), В. Л. Омелянский (1867-1928). С. П. Костычев (1877-1931), Е. И. Мишустин (1901-1983) и их многочисленные ученики. Меди-цинская микробиология, вирусология и иммунология во многом обязаны исследо-ваниям таких широко известных отечественных ученых, как Н. Ф. Гамалея (1859-1949), П. Ф. Здродовский (1890-1976), Л. А. Зильбер (1894-1966), В. Д. Тимаков, Е. И. Марциновский (1874-1934), В. М. Жданов (1914-1987), 3. В. Ермольева (1898-1979), А. А. Смородинцев (1901-1989), М. П. Чумаков (1909-1990), П. Н. Кашкин (1902-1991), Б. П. Первушин (1895-1961) и многих других. Труда-ми отечественных микробиологов, иммунологов и вирусологов внесен крупный вклад в развитие мировой науки, в теорию и практику здравоохранения.

И.Г. Савченко и его роль в развитии отечественной микробиологии. Развитие микробиологии в России. Роль медицинской микробиологии в осуществлении профилактического направления здравоохранения.

Савченко Иван Григорьевич (1862-1932), доктор медицинских наук, профессор, заведовал кафедрой микробиологии с 1920 по 1928 гг. Ученик и сподвижник И. И. Мечникова, заслуженный деятель науки РСФСР. Один из организаторов Кубанского мединститута, первый заведующий кафедрой бактериологии и общей патологии. Организовал в 1920 г. на базе городской санбаклаборатории химико-бактериологический институт, которым руководил до 1932 г. Создал школу бактериологов, представители которой стали руководителями кафедр в различных институтах страны.

В этот период особенное влияние на направление работ И. Г. Савченко оказали, как писал Иван Григорьевич, "гениальные исследования" И. И. Мечникова, его фагоцитарная теория и полемика, разгоревшаяся в ученом мире вокруг нее. К счастью молодого исследователя, нередким гостем в лаборатории профессора В. В. Подвысоцкого был сам Илья Ильич Мечников. Однажды он присутствовал при докладе И. Г. Савченко об иммунитете против сибирской язвы, заинтересовался его опытами и дал им высокую оценку.

"Он попросил меня, - вспоминал И. Г. Савченко, - подробно изложить протокол опытов, показать препараты и, познакомившись с работой, порекомендовал напечатать ее в немецком журнале", где раньше была напечатана статья немецкого ученого Чаплевского, направленная против теории фагоцитоза Мечникова... "С этой работы, - продолжал Иван Григорьевич, - началось мое знакомство с гениальным Мечниковым, работать у которого стало моей мечтой, осуществившейся в 1895 году".

И вот И. Г. Савченко в Париже, в Пастеровском институте, в лаборатории И. И. Мечникова.

В институте И. Г. Савченко работал над выяснением физической природы и механизма фагоцитоза. Он установил две фазы: первая - притяжение объекта фагоцитоза к поверхности фагоцита и вторая - погружение его в протоплазму с последующим перевариванием... Эти исследования по изучению фагоцитарной реакции принесли И. Г. Савченко всеобщую известность в ученом мире.

После заграничной командировки И. Г. Савченко, воспринявший лучшие традиции Пастеровского института и вооруженный огромным научным опытом, в конце 1896 года возвратился в Россию, прибыл в Казань, где и началась его плодотворная работа в только что построенном бактериологическом институте. Он возглавлял новый институт и кафедру общей патологии в старейшем Казанском университете (основан в 1804 году).

В 1905 году И. Г. Савченко публикует сообщение об открытии им скарлатинозного токсина, а еще через два года предлагает свой метод борьбы со скарлатиной - лечебной сывороткой антитоксического характера. Любопытно, что лишь спустя два десятилетия по этому же пути пошли американцы Дики, не оспаривая однако приоритета изготовления такой сыворотки у русского ученого и придавая его трудам громадное значение. Этот метод приготовления стрептококковой противоскарлатинозной сыворотки, предложенный Иваном Григорьевичем, пользовался большой известностью в Соединенных Штатах Америки и носил название "способа профессора Савченко..."

В 1919 году ученый переезжает из Казани на Кубань. Через год отдел здравоохранения предлагает ему создать окружной бактериологический институт и ставит перед ним неотложные задачи - срочно изготовить в "широком масштабе" вакцины для армии и населения.

Кубань была охвачена эпидемией тифа и холеры . В 1913 году сооружено, возле Сенного базара, специальное двухэтажное здание для химико-бактериологической лаборатории, где и приступил в 1920 году к созданию чудотворных вакцин знаменитый микробиолог. Были созданы необходимые вакцины и препараты, несущие спасение людям, зараженным холерой и сыпняком.

В 1923 году в Краснодаре была создана малярийная станция, возглавлял которую профессор Иван Григорьевич Савченко. Усилия были направлены на борьбу с малярийным комаром анофелесом. Если в 1923 году в Краснодаре числилось 6171 "малярик", то 1927-м - 1533 человека.

Малярия полностью искоренена на Кубани - и в этом немалая заслуга известного микробиолога И. Г. Савченко.

По своим научным исследованиям, по гигантской работе, проводимой в лабораториях, Кубанский химико-бактериологический институт занимал в то время третье место в СССР. В 1928 году ученому присвоено, почетное звание заслуженного деятеля науки (И. Г. Савченко был первым профессором на Северном Кавказе, получившим почетное звание заслуженного деятеля науки.)

Луи Пастер родился 18 сентября 1822 года в небольшом французском городке Дойль. Его отец, ветеран Наполеоновских войн, зарабатывал на жизнь тем, что держал небольшую кожевенную мастерскую. Глава семейства так и не окончил школу и едва умел читать и писать, однако для своего сына он хотел иного будущего. Кожевенник не пожалел денег, и после окончания школы юный Луи был отправлен в колледж, где продолжил свое образование. Говорят, более прилежного ученика было сложно найти во всей Франции. Пастер проявлял небывалое упорство, а в письмах сестрам рассуждал о том, насколько сильно успех в науках зависит от «желания и труда». Никто не удивился, когда, окончив колледж, Луи решил держать экзамен в Высшую нормальную школу в Париже.

С успехом пройдя вступительные испытания, Пастер сделался студентом. Денег, которые приносила кожевенная мастерская, на образование не хватало, поэтому молодому человеку приходилось подрабатывать учителем. Но ни работа, ни увлечение живописью (Пастер получил степень бакалавра искусств, написал множест-во портретов, которые были высоко оценены художниками того времени) не могли отвлечь молодого человека от страсти к естественным наукам.

Вакцинация мальчика, укушенного бешеной собакой. Фото: www.globallookpress.com

Уже в 26 лет Луи Пастер получил звание профессора физики за свои открытия в области строения кристаллов винной кислоты. Однако в процессе изучения органических веществ молодой ученый понял, что его призвание вовсе не физика, а химия и биология.

В 1826 году Луи Пастер получил приглашение на работу в Страсбургском университете. Будучи в гостях у ректора Лорана, Пастер познакомился с его дочерью Мари. И уже спустя неделю после знакомства ректор получил письмо, в котором молодой профессор просил руки его дочери. Пастер видел Мари всего один раз, но был полностью уверен в своем выборе. В письме он чест-но сообщал отцу невесты о том, что «кроме хорошего здоровья и доброго сердца» ему нечего предложить Мари. Однако господин Лоран почему-то поверил в счастливое будущее своей дочери и дал разрешение на свадьбу. Интуиция не подвела - супруги Пастер прожили в согласии долгие годы, а в лице Мари ученый обрел не только любимую жену, но и верную помощницу.

Вино и куры

Одной из первых работ, принесших Пастеру известность, был труд, посвященный процессам брожения. В 1854 году Луи Пастер был назначен деканом факультета естественных наук в Университете Лилля. Там он продолжил изучение винных кислот, начатое еще в Высшей нормальной школе. Как-то раз в дом Пастера постучался богатый винопромышленник и попросил ученого помочь ему. Местные виноделы никак не могли понять, отчего портятся вино и пиво. Пастер увлеченно принялся за решение необычной задачи. Рассмотрев под микроскопом сусло, Пастер обнаружил, что в вине помимо дрожжевых грибков присутствуют еще и микроорганизмы в виде палочек. В сосудах, где присутствовали палочки, вино скисало. И если грибки отвечали за сам процесс спиртового брожения, то палочки были виновницами порчи вина и пива. Так было сделано одно из величайших открытий - Пастер объяснил не только природу брожения, но и сделал предположение о том, что микробы не зарождаются сами собой, а попадают в организм извне. Решение проблемы порчи вина Пастер начал с создания среды, чистой от бактерий. Ученый нагревал сусло до температуры 60 градусов, чтобы погибли все микроорганизмы, и уже на основе этого сусла готовили вино и пиво. Этот прием по сей день используется в промышленности и называется пастеризацией в честь своего создателя.

Луи Пастер в своей лаборатории. Фото: www.globallookpress.com

Несмотря на то, что это открытие принесло Пастеру признание, те времена были тяжелыми для ученого - трое из пяти дочерей Пастера умерли от брюшного тифа. Эта трагедия подтолкнула профессора к изучению заразных заболеваний. Исследуя содержимое гнойников, ран и язв, Пастер открыл многие возбудители инфекции, в том числе стафилококк и стрептококк.

Лаборатория Пастера в те времена напоминала цыплячью ферму - ученый выявил возбудителя куриной холеры и пытался найти способ противодействия этой болезни. Профессору помогла случайность. Культура с холерными микробами была забыта в термостате. После того как высушенный вирус был введен цыплятам, они, к удивлению ученого, не умерли, а перенесли лишь легкую форму заболевания. А когда ученый заразил их снова свежей культурой, у кур не появилось ни одного симптома холеры. Пастер понял, что введение ослабленных микробов в организм может предотвратить заражение в дальнейшем. Так родилась вакцинация. Пастер назвал свое открытие в память об ученом Эдварде Дженнере, который для предупреждения оспы вводил пациентам кровь коров, зараженных безопасной для человека формой этой болезни (слово «вакцина» происходит от латинского vacca - «корова»).

После удачного эксперимента с курами Пастер разработал вакцину от сибирской язвы. Предупреждение этого заболевания у скота сэкономило правительству Франции огромные деньги. Пастеру была назначена пожизненная пенсия, он был избран во Французскую академию наук.

Бешеные псы

В 1881 году ученый стал свидетелем гибели пятилетней девочки, укушенной бешеной собакой. Увиденное так поразило Пастера, что он с огромным рвением приступил к созданию вакцины против этого заболевания. В отличие от большинства микроорганизмов, с которыми приходилось иметь дело ученому до этого, вирус бешенства не мог существовать сам по себе - возбудитель жил лишь в клетках мозга. Как получить ослабленную форму вируса - этот вопрос волновал ученого. Пастер дни и ночи проводил в лаборатории, заражая кроликов бешенством и препарируя затем их мозг. Он лично собирал слюну больных животных прямо из пасти.

Профессор лично собирал слюну бешеных животных прямо из пасти Фото: www.globallookpress.com Близкие всерьез опасались за здоровье профессора - оно и без непосильных нагрузок оставляло желать лучшего. За 13 лет до этого, когда Пастеру было всего 45, у него случился тяжелый инсульт, который превратил ученого в инвалида. Он так и не оправился после болезни - рука осталась парализованной, а нога волочилась. Но это не помешало Пастеру сделать самое великое открытие в своей жизни. Из высушенного мозга кролика он создал вакцину против бешенства.

Проводить испытания на людях ученый не рисковал до тех пор, пока к нему не обратилась мать мальчика, сильно покусанного бешеной собакой. У ребенка не было шансов выжить, и тогда ученый решился ввести ему вакцину. Ребенок выздоровел. Затем благодаря вакцине Пастера удалось спасти 16 крестьян, искусанных бешеным волком. С тех пор эффективность прививок от бешенства уже не подвергалась сомнению.

Пастер скончался в 1895 году в возрасте 72 лет. За свои заслуги он получил около 200 орденов. У Пастера были награды почти всех стран мира.

Луи Пастер, химик по образованию, посвятил свою жизнь изучению микроорганизмов и разработке методов борьбы с заразными заболеваниями. Круг его интересов был обширен: Пастер изучал процессы брожения (1857) и самозарождения микробов (1860), болезни вина и пива (1865), шелковичных червей (1868). Он предложил вакцины против сибирской язвы (1881) и предохранительные прививки против бешенства (1885).

С именем Пастера было связано решение длительного спора о самозарождении и размножении микробов, который продолжался с начала XVIII и до второй половины XIX века. Мысль о самозарождении живых существ была не новой. С давних времен считали, что.некоторые животные могут не только рождаться от себе подобных, но и возникать из неживой материи: лягушки — из ила, мыши — из старого зерна. Однако доказать, что в банке с илом лягушки не появляются, а мухи, вши и другие насекомые происходят от себе подобных, было довольно просто. Происхождение же микробов оставалось неясным, казалось, что они возникают, из «ничего».

Итальянский аббат Лаццаро Спаллацани проделал простой и остроумный опыт, который показал, что микроорганизмы происходят только от себе подобных. Он, наблюдая в капельке воды за одной микробной клеткой, увидел, как она увеличилась в размерах, истончилась в середине и разделилась на две особи. Русский исследователь М. М. Тереховский (1775) в своей работе «Об анималькулях» показал, что если настой, содержащий микроорганизмы, подвергнуть нагреванию и охлаждению, то анималькули погибают. Однако французский ученый Пуше и другие опровергали эти опыты, доказывая, что в прокипяченном бульоне через некоторое время микроорганизмы появляются вновь — самозарождаются.

Спор решила прекратить Французская академия, назначив премию тому, кто докажет истину. Этой премии был удостоен Луи Пастер, который доказал, что если бульон достаточно длительно кипятить, а затем плотно закрыть, прекратив доступ в него воздуха, то микроорганизмы в бульоне не разовьются. Возражения противников о том, что кипячение убивает в воздухе над жидкостью «воспроизводящую силу», необходимую для самозарождения, были тоже опровергнуты Пастером. Прокипяченный бульон долгое время остается прозрачным (микроорганизмы не развиваются), если горлышко изогнуто так, что пыль, а вместе с ней и микроорганизмы оседают на его стенках. Стоит лишь наклонить колбу и слегка смочить стенки горлышка, как в бульоне начинается развитие микроорганизмов. Так Пастером была окончательно опровергнута теория самозарождения микроорганизмов.

Пастер привлек внимание ученых к тому, что в основе многих известных процессов, таких, как брожение, гниение, находится жизнедеятельность микроорганизмов. Изучая процессы брожения (молочнокислого и маслянокислого), Пастер установил, что они вызываются микроорганизмами. Им впервые были обнаружены анаэробы — микробы, способные жить и размножаться без кислорода. Эти работы Пастера имели большое практическое значение. Изучая болезни вина и пива, их брожение и скисание, вызванные микроорганизмами, Пастер предложил практические меры, способные предохранить вино и пиво от порчи. Прогревание их при 60—70°С убивало микробов, не портило вкуса и предохраняло от скисания. Этот метод, получивший название пастеризации, широко используется в пищевой промышленности и в настоящее время.

Открытие Пастера, связанное с доказательством роли микроорганизмов как причины возникновения различных гнилостных процессов, имело значение для развития медицины и, в частности, хирургии. Оно дало возможность знаменитому английскому хирургу Джозефу Листеру предложить систему мер, обеспечивающих защиту ран от попадания в них микробов, и тем самым предохранить больного от возникновения различных воспалительных процессов. Листером были предложены методы антисептики и асептики, противогнилостного лечения ран с помощью местного применения химических средств, а также способы уничтожения микробов в окружающей среде.

Особенно велики заслуги Пастера в изучении сибирской язвы и бешенства. Пастер доказал, что палочковидные бактерии, обнаруженные в организме погибших от сибирской язвы животных, являются возбудителями этой болезни. Он предложил способы борьбы с сибирской язвой, вводя здоровым животным культуру сибиреязвенных бацилл, искусственно ослабленную в лабораторных условиях (противосибиреязвенная вакцина). Такая вакцинация создавала невосприимчивость их к заражению сибиреязвенными микробами.

В конце 1880 г. Пастер посетил госпиталь, где в мучениях умирал от бешенства ребенок. Это произвело на ученого тяжелое впечатление. Начались поиски средства, способного победить болезнь. Почти 5 лет Пастер и его ученики Ру и Шамберлен искали способ предохранения человека, укушенного бешеным животным, от заболевания.

Таким препаратом явилась вакцина, полученная из мозга кролика, содержащего измененный, фиксированный вирус бешенства (virus fixe — постоянный, фиксированный яд), который в отличие от уличного (собачьего) вируса утратил свою вирулентность для животных и человека. Получить фиксированный вирус бешенства Пастеру удалось путем повторного многократного пассирования через мозг кролика уличного вируса больной собаки. Вакцина против бешенства была с успехом испытана на 9-летнем мальчике, покусанном бешеной собакой, а затем на 19 русских крестьянах, прибывших в Париж из Смоленска после укусов бешеным волком.

Работами Пастера по созданию невосприимчивости к инфекционным заболеваниям были заложены основы вакцинопрофилактики, дающей блестящие результаты до настоящего времени.

Открытие микроорганизмов, изучение и доказательство их роли в жизни человека вызвали необходимость систематизации и классификации. В XVIII веке крупнейший ученый-систематик К. Линней объединил все микроорганизмы в одну группу под названием «хаос». В конце XVIII — середине XIX веков их выделили в особую группу, отличающуюся от животных и растений (Мюллер, 1786), но некоторые микроорганизмы отнесли к растительному миру (Перти, 1852).

Кон в 1854 г. на основе сходства внешней формы, роста и размножения вибрионов с низшими водорослями отнес их в группу низших растений (Schizophita). Негели установил, что микроорганизмы, как и грибы, не имеют хлорофилла и питаются за счет разлагающихся органических веществ. Учитывая способ их размножения (греч. schizo — дробиться), он объединил их в особую группу грибоводробянок (Schizomycetes). Это название — шизомицеты — сохраняется за бактериями и в настоящее время.

Геккель в 1866 г. предложил объединить всю группу микроорганизмов под собирательным названием «протисты» (греч. protistos — самый первый). Как Коном, так и Негели в основу классификации микроорганизмов было положено изучение морфологии бактерий. Это привело к появлению в микробиологии двух направлений — мономорфизма и плеоморфизма.

Мономорфисты во главе с Коном считали, что у бактерий, как и у других организмов, существует постоянство формы. Как бы ни менялась форма микробной клетки в процессе развития, она всегда возвращается к своей основной, типичной. Поэтому среди бактерий можно выделить роды и виды, не переходящие друг в друга, имеющие наследственно закрепленные признаки, которые передаются из поколения в поколение. Плеоморфисты, возглавляемые Негели, наоборот, считали, что у бактерий нет постоянства формы. Она изменяется в зависимости от условий среды: микробы могут быть то шариками, то палочками, то вибрионами. Плеоморфисты полагали, что один и тот же микроб может вызвать инфекционную болезнь или процесс брожения в зависимости от условий существования. Некоторые из них вообще отрицали самостоятельность бактерий, считая их стадиями развития грибов. Как потом оказалось, многое в учении плеоморфистов было вызвано несовершенством методик культивирования бактерий на питательных средах. Загрязнение их различными видами микробов принималось за разные формы одного и того же микроба. В результате победу одержали мономорфисты, что сыграло положительную роль в развитии микробиологии, так как позволило изучить специфические свойства микроорганизмов, в том числе патогенных, вызывающих заболевание у человека и животных. Большое значение в этом направлении имели работы немецкого микробиолога Роберта Коха.


Основные заслуги Л. Пастера по праву считают основоположником современной микробиологии и иммунологии. Л. Пастера по праву считают основоположником современной микробиологии и иммунологии. Творчество ученого было многогранно, оно – яркий пример плодотворного союза науки с практикой: решение прикладных проблем приводило Л. Пастера к важнейшим биологическим обобщениям. Творчество ученого было многогранно, оно – яркий пример плодотворного союза науки с практикой: решение прикладных проблем приводило Л. Пастера к важнейшим биологическим обобщениям. Ему принадлежит биологическая теория брожения и гниения, разделял он и микробную теорию инфекционных заболеваний. Ему принадлежит биологическая теория брожения и гниения, разделял он и микробную теорию инфекционных заболеваний. Виртуозными экспериментами он окончательно опроверг концепцию самопроизвольного зарождения организмов. Виртуозными экспериментами он окончательно опроверг концепцию самопроизвольного зарождения организмов.концепцию самопроизвольного зарождения организмовконцепцию самопроизвольного зарождения организмов На основе созданной им теории иммунитета Л. Пастер разработал метод вакцинации против бешенства, сибирской язвы и других заболеваний. На основе созданной им теории иммунитета Л. Пастер разработал метод вакцинации против бешенства, сибирской язвы и других заболеваний.


Биография Луи Пастер родился во французской Юре в 1822 году. Его отец Жан Пастер был кожевником и ветераном Наполеоновских войн. Луи учился в коллеже Арбуа, затем Безансона. Там учителя посоветовали поступить в Высшую нормальную школу в Париже, что ему и удалось в Окончил её в Луи Пастер родился во французской Юре в 1822 году. Его отец Жан Пастер был кожевником и ветераном Наполеоновских войн. Луи учился в коллеже Арбуа, затем Безансона. Там учителя посоветовали поступить в Высшую нормальную школу в Париже, что ему и удалось в Окончил её в Наполеоновских войнАрбуа БезансонаВысшую нормальную школу Наполеоновских войнАрбуа БезансонаВысшую нормальную школу Пастер проявил себя талантливым художником, его имя значилось в справочниках портретистов XIX века. Пастер проявил себя талантливым художником, его имя значилось в справочниках портретистов XIX века.XIX векаXIX века Первую научную работу Пастер выполнил в Изучая физические свойства винной кислоты, он обнаружил, что кислота, полученная при брожении, обладает оптической активностью способностью вращать плоскость поляризации света, в то время как химически синтезированная изомерная ей виноградная кислота этим свойством не обладает. Первую научную работу Пастер выполнил в Изучая физические свойства винной кислоты, он обнаружил, что кислота, полученная при брожении, обладает оптической активностью способностью вращать плоскость поляризации света, в то время как химически синтезированная изомерная ей виноградная кислота этим свойством не обладает. 1848винной кислоты оптической активностьюплоскость поляризации изомерная 1848винной кислоты оптической активностьюплоскость поляризации изомерная


Брожение Изучением брожения Пастер занялся с 1857 года. К 1861 Пастер показал что образование спирта, глицерина и янтарной кислоты при брожении может происходить только в присутствии микроорганизмов, часто специфичных. Изучением брожения Пастер занялся с 1857 года. К 1861 Пастер показал что образование спирта, глицерина и янтарной кислоты при брожении может происходить только в присутствии микроорганизмов, часто специфичных.брожения спиртаглицерина янтарной кислотыброжения спиртаглицерина янтарной кислоты Пастер показал что на брожение отрицательно воздействует кислород. Многие производящие брожение (например, маслянокислое) бактерии могут развиваться только в бескислородной среде. Эти факты позволили ему разделить все проявления жизни на аэробные и анаэробные. Брожение таким образом, было анаэробным процессом, жизнью без дыхания. Пастер показал что на брожение отрицательно воздействует кислород. Многие производящие брожение (например, маслянокислое) бактерии могут развиваться только в бескислородной среде. Эти факты позволили ему разделить все проявления жизни на аэробные и анаэробные. Брожение таким образом, было анаэробным процессом, жизнью без дыхания.кислородаэробные анаэробныедыханиякислородаэробные анаэробныедыхания


Иммунология В 1865 Пастер был приглашен своим бывшим учителем на юг Франции чтобы найти причину болезни шелковичных червей. После публикации в 1876 работы Роберта Коха «Этиология сибирской язвы» Пастер полностью посвятил себя иммунологии, окончательно установив специфичность возбудителей сибирской язвы, родильной горячки, холеры, бешенства, куриной холеры и др. болезней, развил представления об искусственном иммунитете, предложил метод предохранительных прививок, в частности от сибирской язвы (1881), бешенства (совместно с Эмилем Ру 1885). В 1865 Пастер был приглашен своим бывшим учителем на юг Франции чтобы найти причину болезни шелковичных червей. После публикации в 1876 работы Роберта Коха «Этиология сибирской язвы» Пастер полностью посвятил себя иммунологии, окончательно установив специфичность возбудителей сибирской язвы, родильной горячки, холеры, бешенства, куриной холеры и др. болезней, развил представления об искусственном иммунитете, предложил метод предохранительных прививок, в частности от сибирской язвы (1881), бешенства (совместно с Эмилем Ру 1885).1865Франции 1876Роберта Кохасибирской язвыхолерыбешенства1881 Эмилем Ру Франции 1876Роберта Кохасибирской язвыхолерыбешенства1881 Эмилем Ру1885 Первая прививка против бешенства была сделана 6 июля 1885 года 9-летнему Йозефу Майстеру по просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, мальчик поправился. Первая прививка против бешенства была сделана 6 июля 1885 года 9-летнему Йозефу Майстеру по просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, мальчик поправился.6 июля1885Йозефу Майстеру6 июля1885Йозефу Майстеру


ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕОРИИ О САМОЗАРОЖДЕНИИ МИКРООРГАНИЗМОВ После долгих поисков Пастер нашел способ поставить эксперимент, который бы доказал, что ничто самопроизвольно из воздуха зародиться не может. В колбу с узким, длинным, повернутым в горизонтальной плоскости и изогнутым горлышком был залит стерильный питательный бульон, на котором могли бы расти микроорганизмы. Горлышко колбы позволяло воздуху контактировать с бульоном, но не давало попадать в него частицам пыли, оседавшим в этом особом горлышке. В таких условиях бульон оставался стерильным сколь угодно долго, но если наклонить колбу, дав ему соприкоснуться с пылью в горлышке, тут же начинался рост микробов. К слову, в Институте Пастера в Париже до сих пор сохранились бульоны Пастера, остающиеся стерильными на протяжении вот уже более 100 лет! После долгих поисков Пастер нашел способ поставить эксперимент, который бы доказал, что ничто самопроизвольно из воздуха зародиться не может. В колбу с узким, длинным, повернутым в горизонтальной плоскости и изогнутым горлышком был залит стерильный питательный бульон, на котором могли бы расти микроорганизмы. Горлышко колбы позволяло воздуху контактировать с бульоном, но не давало попадать в него частицам пыли, оседавшим в этом особом горлышке. В таких условиях бульон оставался стерильным сколь угодно долго, но если наклонить колбу, дав ему соприкоснуться с пылью в горлышке, тут же начинался рост микробов. К слову, в Институте Пастера в Париже до сих пор сохранились бульоны Пастера, остающиеся стерильными на протяжении вот уже более 100 лет!


Победа над бешенством Последней и самой известной победой Пастера стала его работа по вакцинации против бешенства - инфекции, не поддававшейся в то время никакому контролю и навевавшей поистине животный ужас. Последней и самой известной победой Пастера стала его работа по вакцинации против бешенства - инфекции, не поддававшейся в то время никакому контролю и навевавшей поистине животный ужас. На первом этапе Пастер и Ру научились воспроизводить бешенство. На первом этапе Пастер и Ру научились воспроизводить бешенство. На следующем этапе ученым предстояло получить препарат, который бы именно защищал от болезни. На следующем этапе ученым предстояло получить препарат, который бы именно защищал от болезни. Первые испытания на людях не дали почвы для выводов. Первые испытания на людях не дали почвы для выводов. В момент наивысших сомнений Пастеру опять помог случай. 6 июля 1885 года в его лабораторию привели 9-летнего мальчика Жозефа Мейстера. Он был настолько искусан, что никто, включая его мать, не верил в выздоровление. Метод Пастера был последней соломинкой. История получила широкую огласку, и вакцинация Жозефа проходила при собрании публики и прессы. К счастью, мальчик полностью выздоровел, что принесло Пастеру поистине мировую славу. В момент наивысших сомнений Пастеру опять помог случай. 6 июля 1885 года в его лабораторию привели 9-летнего мальчика Жозефа Мейстера. Он был настолько искусан, что никто, включая его мать, не верил в выздоровление. Метод Пастера был последней соломинкой. История получила широкую огласку, и вакцинация Жозефа проходила при собрании публики и прессы. К счастью, мальчик полностью выздоровел, что принесло Пастеру поистине мировую славу.


Цитата Луи Пастера "Я заклинаю вас обратить внимание на священные храмы, называемые лабораториями. Открывайте новые лаборатории, ведь именно они станут храмами нашего будущего процветания и благоденствия. Только здесь человечество будет расти, укрепляться и становиться лучше. Именно здесь, на творениях природы, человечество сможет научиться гармонии, общему и личному прогрессу, в то время как творения самого человечества это зачастую лишь варварство, фанатизм и разрушение". "Я заклинаю вас обратить внимание на священные храмы, называемые лабораториями. Открывайте новые лаборатории, ведь именно они станут храмами нашего будущего процветания и благоденствия. Только здесь человечество будет расти, укрепляться и становиться лучше. Именно здесь, на творениях природы, человечество сможет научиться гармонии, общему и личному прогрессу, в то время как творения самого человечества это зачастую лишь варварство, фанатизм и разрушение".