Майков аполлон николаевич краткая биография. Майков А.Н. (Краткая биография)

Дорогие друзья, сегодня я приглашаю вас окунуться в неповторимый мир поэзии эамечательного русского поэта, переводчика и... историка. Да, да - историка! В этом своем качестве он больше всего меня и поразил...Предлагаю и вам открыть его для себя по-новому.


Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской АН (1853).

Сын дворянина Николая Аполлоновича Майкова, живописца и академика, и матери-писательницы Е. П. Майковой; старший брат литературного критика и публициста Валериана Майкова, прозаика и переводчика Владимира Майкова и историка литературы, библиографа и этнографа Леонида Майкова.

Родился 23 мая (4 июня) 1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией.

С 1834 семья переселяется в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.

В 1837 - 41 учится на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служит в Министерстве финансов, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уезжает в Италию, где занимается живописью и поэзией, затем в Париж, где слушает лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 Аполлон Майков возвращается в Россию. Сначала работает помощником библиотекаря при Румянцевском музее, затем переходит в петербургский комитет иностранной цензуры.

Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное». Сборник имел большой успех.

Исповедь

Так, ветрен я, друзья! Напрасно я учусь
Себя обуздывать: всё тщетно! Тяжких уз
Мой дух чуждается... Когда на взор мой томный
Улыбку вижу я в устах у девы скромной -
Я сам не свой! Прости Сенека, Локк и Кант,
И пыльных кодексов старинный фолиант,
Лицей блистательный и портик величавый,
И знаменитый ряд имен, венчанных славой!
Опять ко мне придут игривая мечта,
И лики бледные, и имя на уста,
И взоры томные, и трепет сладкой неги,
И стих таинственный задумчивых элегий.

Впечатления от поездки по Италии выражены во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).

«Ах, чудное небо, ...»
Ах, чудное небо, ей-Богу, над этим классическим Римом!
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады.
Ну, вот, поглядите: по каменной белой ограде разросся
Блуждающий плющ, как развешанный плащ иль завеса;
В средине, меж двух кипарисов, глубокая темная ниша,
Откуда глядит голова с преуродливой миной
Тритона. Холодная влага из пасти, звеня, упадает.

По ниве прохожу я узкою межой,
Поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Куда ни оглянусь - повсюду рожь густая!
Иду - с трудом ее руками разбирая.
Мелькают и жужжат колосья предо мной,
И колют мне лицо... Иду я, наклоняясь,
Как будто бы от пчел тревожных отбиваясь,
Когда, перескочив чрез ивовый плетень,
Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный день.

О, божья благодать!.. О, как прилечь отрадно
В тени высокой ржи, где сыро и прохладно!
Заботы полные, колосья надо мной
Беседу важную ведут между собой.
Им внемля, вижу я - на всем полей просторе
И жницы и жнецы, ныряя, точно в море,
Уж вяжут весело тяжелые снопы;
Вон на заре стучат проворные цепы;
В амбарах воздух полн и розана и меда;
Везде скрипят возы; средь шумного народа
На пристанях кули валятся; вдоль реки
Гуськом, как журавли, проходят бурлаки,
Нагнувши головы, плечами напирая
И длинной бичевой по влаге ударяя...

О боже! Ты даешь для родины моей
Тепло и урожай, дары святые неба,
Но, хлебом золотя простор ее полей,
Ей также, господи, духовного дай хлеба!
Уже над нивою, где мысли семена
Тобой насажены, повеяла весна,
И непогодами несгубленные зерна
Пустили свежие ростки свои проворно.
О, дай нам солнышка! пошли ты ведра нам,
Чтоб вызрел их побег по тучным бороздам!
Чтоб нам, хоть опершись на внуков, стариками
Прийти на тучные их нивы подышать,
И, позабыв, что мы их полили слезами,
Промолвить: "Господи! какая благодать!"

В 1860-е он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы («В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного», «Емшан», «Кто он?» и др.).

Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает...

Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые,
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри лихие.

И раз у них шел пир горой -
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.

Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады!
Всё врозь бежит, что лебедей
Ловцами спугнутое стадо.

То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.

И шли года... Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе...
Но вот - скончался Мономах,
И по Руси - туга и горе.

Зовет к себе певца Сырчан
И к брату шлет его с наказом:
"Он там богат, он царь тех стран,
Владыка надо всем Кавказом,-

Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи!

Ему ты песен наших спой,-
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему - и он вернется".

Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг - рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.

Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!

Отрок молчит, на братнин зов
Одной усмешкой отвечает,-
И пир идет, и хор рабов
Его что солнце величает.

Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких,
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких,-

Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велит
Своим послушливым кунакам.

И взял пучок травы степной
Тогда певец, и подал хану -
И смотрит хан - и, сам не свой,
Как бы почуя в сердце рану,

За грудь схватился... Все глядят:
Он - грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат,-
Пучок травы целуя, плачет!

И вдруг, взмахнувши кулаком:
"Не царь я больше вам отныне!-
Воскликнул.- Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!"

Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван -
Отрок с немногою дружиной.

Минуя гору за горой,
Всё ждет он - скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.

* Рассказ этот взят из Волынской летописи. Емшан - название душистой травы, растущей в наших степях, вероятно полынок.
Примечание А.Н.Майкова.

По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму «Два мира», удостоенную Пушкинской премии в 1882. Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества. Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Аполлон Майков в 1889 закончил один из лучших переводов «Слова о полку Игореве», не утративший своей научной и художественной ценности до сих пор.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

(отрывок, вступление)

Не начать ли нашу песнь, о братья,
Со сказаний о старинных бранях, -
Песнь о храброй Игоревой рати
И о нем, о сыне Святославле!
И воспеть их, как поется ныне,
Не гоняясь мыслью за Бояном!
Песнь слагая, он, бывало, вещий,
Быстрой векшей по лесу носился,
Серым волком в чистом поле рыскал,
Что орел, ширял под облаками!
Как воспомнит брани стародавни,
Да на стаю лебедей и пустит
Десять быстрых соколов в догонку;
И какую первую настигнет,
Для него и песню пой та лебедь, -
Песню пой о старом Ярославе ль,
О Мстиславе ль, что в бою зарезал,
Поборов, Касожского Редедю,
Аль о славном о Романе Красном...
Но не десять соколов то было;
Десять он перстов пускал на струны,
И князьям, под вещими перстами,
Сами струны славу рокотали!..

Поведем же, братия, сказанье
От времен Владимировых древних,
Доведем до Игоревой брани,
Как он думу крепкую задумал,
Наострил отвагой храброй сердце,
Распалился славным ратным духом
И за землю русскую дружины
В степь повел на ханов половецких.

Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.

Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.

Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью.

«Весна! выставляется первая рама...»

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома,
Вдруг застал нас ливень далеко от дома,
Мы спешили скрыться под мохнатой елью
Не было конца тут страху и веселью!
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой,
По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал
Капли дождевые, скатываясь с игол,
Падали, блистая, на твою головку,
Или с плеч катились прямо под снуровку.
Помнишь - как все тише смех наш становился.
Вдруг над нами прямо гром перекатился -
Ты ко мне прижалась, в страхе очи жмуря.
Благодатный дождик! золотая буря!

Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Там - сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают...
Воз растет, растет, как дом.

В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит...
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит...

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу -
Пустое гнездо над окном;
В нем ласточек речи не слышу;
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, и ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далеко, далеко, далеко…
О, если бы крылья и мне!


Алексей Адамов, "Перед грозой" (холст, масло

Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.

Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам:
Промчался вихрь - пять-шесть мгновений,
И, в встречу солнечным лучам,

Встают с серебряным карнизом
Срез все полнеба ворота,
И там, за занавесом сизым,
Сквозит и блеск и темнота.

Вдруг словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей м быстрей.

Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь и воды полились…

Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!

Их нахватать - нужна отвага!
И вон как дети в удальце
Ее честят! как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!
1887

Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича.

Из Петрарки

Когда она вошла в небесные селенья,
Ее со всех сторон собор небесных сил,
В благоговении и тихом изумленьи,
Из глубины небес слетевшись, окружил.
«Кто это? - шепотом друг друга вопрошали.-
Давно уж из страны порока и печали
Не восходило к нам, в сияньи чистоты,
Столь строго девственной и светлой красоты».

И, тихо радуясь, она в их сонм вступает,
Но, замедляя шаг, свой взор по временам
С заботой нежною на землю обращает
И ждет, иду ли я за нею по следам...
Я знаю, милая! Я день и ночь на страже!
Я господа молю! Молю и жду - когда же?

Из Гёте
Кого полюбишь ты - всецело
И весь, о Лидия, он твой,
Твой всей душой и без раздела!
Теперь мне жизнь, что предо мной
Шумит, и мчится, и сверкает,
Завесой кажется прозрачно-золотой,
Через которую лишь образ твой сияет
Один - во всех своих лучах,
Во всем своем очарованье,
Как сквозь дрожащее полярное сиянье
Звезда недвижная в глубоких небесах...

Он - юный полубог, и он - у ног твоих!..
Ты - с лирой у колен - поешь ему свой стих,
Он замер, слушая,- лишь жадными очами
Следит за легкими перстами
На струнах золотых...
А я?.. Я тут же! тут! Смотрю, слежу за вами -
Кровь к сердцу прилила - нет сил,
Дыханья нет! Я чувствую, теряю
Сознанье, голос... Мрак глаза мои затмил -
Темно!.. Я падаю... Я умираю...

Его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов.
Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).

Колыбельная песня
Музыка П.И.Чайковского
Слова А.Н.Майкова
Поет Тамара Синявская

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"

"О чем в тиши ночей..."
Музыка Н. Римского-Корсакова
Слова А.Н.Майкова

О чем в тиши ночей таинственно мечтаю...»

О чем в тиши ночей таинственно мечтаю,
О чем при свете дня всечасно помышляю,
То будет тайной всем, и даже ты, мой стих,
Ты, друг мой ветреный, услада дней моих,
Тебе не передам души своей мечтанья,
А то расскажешь ты, чей глас в ночном молчаньи
Мне слышится, чей лик я всюду нахожу,
Чьи очи светят мне, чье имя я твержу.

27 февраля 1897 года Майков вышел на улицу слишком легко одетым и заболел. Умер 8 (20) марта 1897 года в Петербурге. Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Окт 03 2011


Майков Аполлон Николаевич — известный русский поэт, переводчик. Родился 23 мая 1821 в Москве в семье известного художника, академика императорской Академии художеств. Детские годы Майкова прошли под Москвой в родовом имении. В 1834 году семья Майкова переезжает в Петербург, где Майков со своим братом Валерианом получает отличное домашнее образование. Словесность им преподавал писатель И.Гончаров.

В 1837 году Майков поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Преподаватели обратили внимание на поэтический дар студента, который к тому времени начал печататься в альманахах «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки». В 1842 году Майков издает свой первый сборник поэзии. Внимание публики обратил на себя основной раздел этой книги. В.Г.Белинский выразил восхищение образностью и легкостью поэтического языка. Как собственно и во всём творчестве Майкова, в этом поэтическом сборнике была ярко представлена пейзажная лирика.

В 1841 году Майков окончил университет первым кандидатом и поступил на работу в министерство финансов. Вскоре, получив от Николая I пособие, Майков совершает турне по Европе, он посещает Италию, Францию, Германию, Чехию. За границей Майков занимается поэзией и живописью, слушает лекции по литературе. Впечатления, полученные в этой поездке, легли в основу поэтического сборника «Очерки Рима» (1847). В произведениях этого сборника наряду с грандиозными памятниками античности соседствовали современные бытовые сценки

В 1844 году Майков возвращается в Россию и получает место в Румянцевском музее, а затем в Комитете иностранной цензуры в Петербурге. Майков становится видной фигурой в литературной среде столицы, он активно сотрудничает в прогрессивных изданиях «Современник» и «Отечественные записки», пишет статьи посвящённые искусству в стиле «натуральной школы», публикует несколько жизнеописательных очерков и поэму «Машенька» (1846), в которой высмеивает романтические штампы.

Майков поддерживал приятельские отношения с В.Белинским, И.Тургеневым, Н.Некрасовым, А.Плещеевым, Ф.Достоевским, участвовал в заседаниях кружка М.Петрашевского. В ходе следствия по делу петрашевцев за Майковым был установлен скрытый надзор. После этого Майков начинает разделять идеи славянофильства и становится сторонником «патриархально-монархического» правления.

Майков приобрел большую популярность: он печатался в лучших литературно-художественных журналах, выступал на литературных вечерах. Одной из важных задач искусства Майков считал сохранение исторической памяти народа. Воодушевляясь этой задачей, Майков делает свободные переводы и стилизации песен белорусского и сербского народов. Одним из самых заметных произведений Майкова становится поэтический перевод «Слова о полку Игореве» (1870).

В центре всей поэзии Майкова было противостояние христианства и язычества. На эту тему Майковым была написана поэма «Два мира»(1872, 1881), за которую Майкову в 1882 году Академией наук была присуждена Пушкинская премия. Скончался Майков в Петербурге 8 марта 1897.

Кто-то только сейчас узнает, как звали русского поэта Майкова, другие же давно знакомы с его творчеством. На портрете изображен Аполлон Николаевич - автор и переводчик.

Майков-поэт: биография

Его биография интересная, но не насыщенная событиями.

Писатель родился 23.05.1821, в семье дворянина Николая Аполлоновича, живописца и академика. Его мать писала интересные стихи и прозу. А брат поэта - литературный критик и публицист. Род Майковых состоял из очень талантливых людей, которые хранили культурные традиции: разнообразные и интересные.

Семья поэта отличалась гостеприимностью, поэтому в их московском доме и подмосковном имении всегда было много людей. Частыми посетителями были люди, связанные с искусством. Атмосфера дома Майковых соответствовала развитию культурных интересов у будущего поэта. Он рано начал интересоваться литературой, искусством и сам начал увлекаться написанием стихов.

Образование

Аполлон обучался в Петербургском университете в 1937 году. Он выбрал факультет юриспруденции. Юноша продолжает заниматься искусством. Из-за близорукости Аполлон вынужден оставить увлечение живописью и серьезно сосредоточиться на литературе. В 1841 году, окончив университет, Майков служит в Департаменте государственного казначейства. Спустя один год Аполлон выпустил первый стихотворный сборник, который получил одобрительный отзыв от критика Виссариона Гриорьевича Белинского. Так люди услышали, как звали русского поэта Майкова.

Путешествия

Получив пособие на посещение заграницы на длительный срок от императора Николая Первого, Майков уезжает в Италию. Там он продолжает занятия литературой, совмещая их с посещением музеев и выставок. Затем Аполлон отправляется в Париж и знакомится с помощью лекций с мировой литературой и живописью. Далее русский поэт Майков отправляется путешествовать по городам Европы с этой же целью.

В 1844 году Аполлон вернулся в Россию. Он устроился помогать в библиотеку Румянцевского музея. Поэт Майков готовил к выпуску свой второй сборник, который был посвящен впечатлениям от его поездки в Италию. После работы библиотекарем Аполлон перешёл цензором в комитет иностранной цензуры в Петербурге.

Произведения

Итак, все узнали, как звали русского поэта Майкова, и познакомились с его биографией, теперь наступил черед его творчества.

В его лирических произведениях часто встречаются особенные образы русской истории, деревни и природы. Он выражает свою любовь к ним. Пишет автор о том, что ему важно, и о том, что является для него ценным. В его стихотворный сборник "Очерки Рима" были включены произведения, полные впечатлений от путешествия в Италию. Вот одно из них, которое нашло отклик у читателей.

Ах, люби меня без размышлений,

Без тоски, без думы роковой,

Без упреков, без пустых сомнений,

Что тут думать? Я твоя, ты мой! ...


Завершение жизненного пути

Прошел поэт Майков счастливый светлый и ровный. Его слава, долговечная, но не бурная, сделала его почитаемым властями и обществом. Критики не были жестоки по отношению к нему. А имя поэта Майкова запомнится его читателям на всю жизнь.

Двадцать седьмого февраля в 1897 году Майков вышел на улицу легко одетым и заболел. А двадцатого марта он скончался. Похоронен Аполлон был на кладбище Воскресенского в Петербурге.

Для общего развития любому образованному человеку нужно знать, как звали русского поэта Майкова. Познакомиться с его творчеством стоит, писатель славится стихами, имеющими глубокий смысл. Он не был известен публике так же, как Александр Пушкин, его слава была скромной, но настоящие ценители поэзии помнят и уважают его.

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня н.с.) 1821 года в Москве в дворянской семье. Сын академика живописи Н.А. Майкова, брат В.Н. и Л.Н. Майковых.

Майков воспитывался в атмосфере, насыщенной интересом к искусству. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

С 1834 года семья переселилась в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей. В 1837-1841 гг. А.Н. Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. После окончания университета служил в Департаменте государственного казначейства, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 году Майков возвратился в Россию. С 1844 года – помощник библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 года и до конца жизни – цензор, затем председатель комитета иностранной цензуры. Неоднократно выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию.

Первые его стихи появились в рукописных сборниках «Подснежник» (1835-1838 гг. ) и «Лунные ночи» (1839 г .), выпускавшиеся в семье Майковых. Выступил в печати со стихом «Орел» («Библиотека для чтения», 1835 г ., Т. IX). В 1842 году издал сборник «Стихотворения», в которых проявился характерный для Майкова интерес к Древней Греции и Риму. Майков продолжал традиции антологичной поэзии К.Н. Батюшкова и Н.И. Гнедича. Ему свойственны ясность и пластичность образов, гуманистический идеал земной жизни.

В следующем сборнике «Очерки Рима» (1847 ) Майков сделал попытку на фоне древнего мира показать природу и бытовые сцены современной Италии. Идеализация древности сочетается с мыслями о потомках свободных народов, сочувствием к национально-освободительному движению во главе с Дж. Гарибальди (стих. «Palazzo»). В середине 40-х годов А. Майков сближается с Белинским и петрашевцами. Некоторые произведения этого периода, например поэмы «Две судьбы» (1845 ), «Машенька» (1846 ), «Барышне» (1846 ), написанные в духе натуральной школы, содержат гражданские мотивы.

Начиная с 50-х годов , А. Майков всё больше смыкается с консервативным лагерем. Патриотические чувства накануне Крымской войны отразились в поэме «Клермонтский собор» (1853 ) и в сборнике «1854» (1855 ). В 1858 году после поездки в Грецию появились циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу А. Майков встретил восторженными стихами «Картинка», «Поля», «Нива». Противопоставляя себя революционно-демократическому лагерю, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику М.Е. Салтыкова-Щедрина, пародии Н.А. Добролюбова, поэтов «Искры», Козьмы Пруткова.

Аполлон Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике. Увлечение эпохой Древней Руси и славянским фольклором помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866-1870 ). Подобно славянофилам, Майков противопоставлял новым буржуазным отношениям традиции русской старины и сильную русскую государственность. С сочувствием рисовал образы Александра Невского, Ивана IV, Петра I («Кто он?», 1868 ; «В Городце в 1263», 1875 ; «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», 1867 ; «У гроба Грозного», 1887 ).

А. Майкова привлекали драматические эпизоды мировой истории. В поэмах «Савонарола» (1851 ) и «Приговор» (1860 ) религиозному фанатизму и догматике противопоставлено гуманистическое мировосприятие. По мотивам истории Древнего Рима написаны драматические поэмы «Три смерти» (1851 , опублик. 1857 ), «Смерть Люция» (1863 ), «Два мира» (1871, 1881 , удостоена пушкинской премии в 1882 году ), тесно связанные между собой. Первая из них, рисующая деспотизм Нерона, давала богатый материал для параллелей с деспотичным режимом Николая I. В «Смерти Луция» язычеству противопоставляется христианство, завоевывающее новых сторонников. Та же антитеза и в лирической драме «Два мира».

Последний период (с 70-х годов ) отмечен спадом творческой активности А. Майкова, усилением религиозных настроений, пришедших на смену артистическому эпикуреизму. На первое место выступает религиозно-философская тематика, противопоставленная современности с ненавистным А. Майкову наступлением капитала (цикл стихов «Вечные вопросы», «Из Аполлодора Гностика»). К числу лучших творений Аполлона Майкова относится его пейзажная лирика («Весна! Выставляется первая рама», «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др.). В отличие от итальянских пейзажей, где поэт стремился к внешней декоративности, стихи, посвященные русской природе, отличаются задушевностью, акварельной тонкостью красок, напевностью, некоторой созерцательностью. Многие его стихи вдохновили композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, и др.). Аполлон Майков выступал с переводами из В. Гёте, Г. Гейне, А. Мицкевича, Г. Лонгфелло и др.

История семьи Майковых непосредственно связана с историей русской литературы, искусства и просвещения.

Аполлон Майков родился в Москве 23 мая 1821 года. Дед поэта, Аполлон Александрович Майков – бывший директор императорских театров, брат его, Михаил Александрович, трудился на литературном поприще.

Отец поэта, Николай Аполлонович, был замечательным живописцем, академиком Императорской Академии художеств. Братья Аполлона Майкова — люди, уважаемые во всех отношениях: Валерий был талантливым критиком и философом, Владимир – издателем детского журнала «Подснежник», Леонид – вице-президентом Академии наук, он был известен своими трудами по истории русской литературы.

Аполлон Майков вырос в среде, где занятия искусством и наукой всегда были, если не единственным, то главнейшим содержанием жизни, и составляли постоянное и необходимое условие житейского обихода. Юноша Майков не смог сбиться с предначертанного ему судьбой пути служения родной поэзии. Внешние же обстоятельства во время всего прохождения им литературного поприща как нельзя более благоприятствовали правильному и всестороннему развитию в нем творческих сил.

Все детство до девятнадцатилетнего возраста Аполлон провёл не в столице, а на ласковом, мирном лоне матери-природы, посреди простоты и правды русского народного быта, в приволье и тишине подмосковной деревни, в поместьях отца и бабушки. Таким образом, в ту пору жизни, когда впечатления воспринимаются с наибольшей силой и западают в душу всего глубже, первые основы самосознания и духовной личности в душе будущего поэта были заложены русской деревней и русским народом. Эти основы и остались в Майкове незыблемыми до конца его дней, послужив прочным фундаментом для всех позднейших душевных наслоений.

В годы гимназического и университетского учения руководителями и наставниками юного Аполлона, кроме ближайших родственников, были такие личности, как соредактор журнала «Библиотека для чтения» В.А.Солонин, по свидетельству знавших его современников — один из образованнейших и лучших членов тогдашней литературной семьи, горячо любивший русскую литературу и И.А.Гончаров, знаменитый впоследствии автор «Обломова» и «Обрыва».

Немудрено поэтому, что студент юридического факультета Петербургского университета Майков не погряз в дебрях юриспруденции, а остался художником-поэтом, почерпнув из слышанных им на факультете лекций преимущественно то, что было полезно и нужно для развития и окрыления его творческих сил. Римское право, связанное с изучением латинского языка и классиков, и энциклопедия законоведения, в связи с занятиями философией – были любимыми предметами молодого Майкова. Кроме того, он слушал курсы русской и всеобщей истории у П.Г.Устрялова и М.С.Куторги, и русской словесности у Никитенко, который первым обратил внимание на стихотворные опыты Майкова еще в 1838 году. Он прочел в университете по рукописи стихотворения «Гнев божий» и «Венера Медицейская».

Почти в это же время одна из антологических пьес Майкова была прочитана С.П.Швыревым в университете в Москве – и имя Майкова, талантливого, начинающего поэта, стало известно в литературных кругах.

Напечатанные затем в 1840 и 1841 годах произведения в «Одесском Альманахе», «Библиотеке для Чтения», «Отечественных Записках», и, наконец, вышедшая в 1842 году книжка под заглавием «Стихотворения Аполлона Майкова», встреченная горячими похвалами Белинского и общим сочувствием всех любителей и знатоков отечественной поэзии, окончательно решили судьбу Майкова, до того времени ещё колебавшегося в выборе между поэзией и живописью, к которой он также чувствовал большую склонность.

Министр народного просвещения Уваров представил книжку стихотворений только что окончившего курс, со степенью первого кандидата, Майкова государю, который дал молодому поэту средства на поездку за границу, где Майков и провел почти два года в усвоении плодов европейского просвещения, в изучении «стран и народов», преимущественно же Италии и Рима, их природы, быта, истории и творчества.

Нужно ли говорить, что такое путешествие, непосредственно по окончании университетского курса, было как нельзя более своевременно и оно дополнило и завершило образование Аполлона Николаевича и дало богатейший материал для дальнейшей творческой работы, — материал, которым поэт не переставал пользоваться в продолжение всей своей жизни. Этому и еще другому, несколько лет спустя, предпринятому Майковым путешествию по Европе, русская литература обязана появлением многих замечательных художественных произведений.

Казенная служба, сначала в качестве помощника библиотекаря в Румянцевском музее, затем цензора в комитете иностранной цензуры, и, наконец, председателя того же комитета, не только не мешала писательский деятельности Майкова, но, вследствие особенно счастливо сложившихся обстоятельств, даже благотворно содействовала ей, сблизив поэта с такими личностями, как князь Одоевский и Ф.И.Тютчев. Будучи по службе ближайшими начальниками Майкова, они в то же время были его личными друзьями, советниками, ценителями, критиками.

Влияние Тютчева особенно сильно способствовало окончательной выработке тех воззрений Майкова на русскую историю и основы русской государственности, которым он остался верен до конца.

Всю жизнь Майков трудился, занимался самообразованием, литературным творчеством. Произведения Аполлона Николаевича – это тот богатый вклад, которым может гордиться наша отечественная литература.

26 февраля 1897 года на торжественном собрании общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, Майков выступил и прочитал своё известное стихотворение «20-го октября 1894 года». Поэт был бодр и весел. Через несколько дней он почувствовал себя плохо, жаловался на озноб, у него началось воспаление лёгких. Его не стало 8 марта 1897 года.