Маяковский о дряни анализ. Маяковский Анализ стихотворения «О дряни

Владимир Маяковский О ДРЯНИ

Слава. Слава, Слава героям!!!

Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)

Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленкиИ вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
"Товарищ Надя!
К празднику прибавка -
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!"
А Надя:
"И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!"
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На "Известиях" лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!"

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни»

Раннее творчество Владимира Маяковского ознаменовалось резкой критикой старого мира, который должна была убить, разрушить революция, а на его месте построить новый. Однако обилие тем, проблем, персонажей в сатирических произведениях Маяковского убеждает в том, что «ушедшее» виновато далеко не всегда: сатирического осмеяния достойны многие явления строящейся в Советской стране жизни. Взять хотя бы мещанство, которое не было пережитком прошлого. Оно порождение настоящего, и потому было не только живучим, но и процветающим в условиях новой советской жизни. Одним из первых нанёс удар по этому явлению революционной действительности Маяковский своим стихотворением «О дряни». Этим стихотворением начинается одна из важнейших тем в послеоктябрьском творчестве поэта – тема борьбы с мещанством, с обывательщиной.Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось, что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять», то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже отношения между ними стали советскими («Товарищ Надя!» – обращается муж к жене). На основе только этих фактов, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что «герой» стихотворения глубоко советский человек. Но это не так. На нём лишь оперенье советского человека, а на самом деле он мещанин, и многие мещанские признаки налицо: пианино, самовар. Маяковский своим чутким сердцем почувствовал опасность таких людей, так как они скрылись за опереньем советской символики, а на самом деле это всё те же обыватели с мещанскими интересами. Они опасны ещё и потому, что ловко втираются в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Поэта ужасала и мещанская атмосфера, которую несёт с собой обыватель, озабоченный тем, чтобы «утихомирить бури революционных лон», чтобы «подёрнулась тиной советская мешанина». Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. Для усиления этой мысли В. Маяковский в конце стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может «побить» коммунизм. Отчасти этим образом Маяковский определяет сатирическое звучание стихотворения. Усиливает это звучание автор многочисленными изобразительно-художественными средствами.Во-первых, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков иронии. Во-вторых, он заменяет нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи. Маяковский также употребляет слова убийственно резкие (мурло, зады, мразь) и сталкивает эти просторечные слова с политическими, то есть использует слова различных лексических групп. И, наконец, употребляя выразительную гиперболу («Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…»), выводит изображение на грань абсурда. Строя фразы по принципу стилевого контраста, Маяковский разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность. Всё это усиливает ироническое звучание стихотворения, выражая публицистический характер сатиры В. Маяковского.Сатира Маяковского – это острый и язвительный смех, но не надо забывать, что это и тревожный смех. В сатирических стихах поэта чувствуется тревога, беспокойство за общество. Именно поэтому сатира Маяковского актуальна и в наши дни. Она пропитана особым чувством – чувством искренности. За это мы считаем Владимира Маяковского одним из самых талантливых людей двадцатого века и любим его!

«О дряни» Владимир Маяковский

Слава. Слава, Слава героям!!!

Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)

Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

И вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
«Товарищ Надя!
К празднику прибавка —
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!»
А Надя:
«И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!»
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На «Известиях» лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни»

Не секрет, что Владимир Маяковский, являясь выходцем из рабочего сословия, очень горячо поддерживал революционные идеи. Однако при всей своей проницательности и резкости суждений поэт в творчестве оставался идеалистом, считая, что смена общественно-политического строя должна непременно искоренить все сопутствующие пережитки буржуазии. К ним Маяковский, в частности, относил такое распространенное явление, как вещизм – т.е. погоню людей за модной мебелью, красивой одеждой и предметами быта, призванными подчеркивать их высокий социальный статус.

Именно благодаря своему идеализму Маяковский даже мысли не допускал о том, что при советской власти люди могут ценить личный комфорт и уют выше общественных нужд. Поэт не учел лишь одного небольшого нюанса, заключавшегося в том, что любой человек по своей натуре вне зависимости от воспитания и происхождения является собственником. Но эта досадная мелочь не помешала Маяковскому в 1921 году, когда первое ликование по поводу революции уже поутихло, написать стихотворение «О дряни», в резкой и грубой форме обличающее мещанство.

Буквально с первых строк автор вносит поправку о том, что к мещанам, как к сословию, лично у него нет никаких претензий. Мещанством же поэт называет образ жизни и мышления, когда человек заботится исключительно о собственном благополучии . Таких людей Маяковский именует дрянью, подчеркивая, что на их образ мышление смена власти не оказала никакого влияния. По мнению поэта, «наскоро оперенье переменив» они стразу же подыскали себе теплые места и «засели в различных учрежденьях», где чувствуют себя весьма комфортно. При этом, описывая подобных дряней, автор не жалеет метафор и саркастических эпитетов, отмечая, что подобные мещанские «мурло» на работе занимаются тем, что натирают мозоли на задах, и от непрерывного сиденья стали «крепкие, как умывальники».

В быту такие люди ведут себя не менее вальяжно и самодовольно, измеряя свое благополучие количеством денег и возможностью их потратить на себя, любимых. Например, пошить «тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф», или же модное платье, непременно с эмблемой серпа и молота, как того требует дань времени. При этом Маяковский откровенно издевается над показным благополучием подобных мещан, у которых для души в доме живут котенок и «оголтелая канареица», а для проформы на диване валяется свежий номер газеты «Известия», а на стене висит портрет Карла Маркса, главного идеолога революции.

Однако поэт не хочет и не может мириться с подобными обывателями , которые из прошлого мира перетащили в новую эпоху не только свой образ мышления, но и вещи, призванные тешить их самолюбие. В домах таких мещан можно найти и пузатый самовар, и даже пианино. Поэтому Маяковский использует уже ставший традиционным для него прием гиперболизации действительности, призвав на роль судьи все того же Карла Маркса, который «со стенки смотрел, смотрел… и вдруг разинул рот, да как заорет». Таким образом, обвинительный приговор мещанам поэт вынес устами немецкого философа, который призывает свернуть головы всем канарейкам, олицетворяющим образ мещанства, «чтоб коммунизм канарейками не был побит».

Последняя фраза стихотворения «О дряни» содержит в себе глубокую иронию. Но при этом Маяковский понимает, что именно за ширмой личного благополучия революционные идеи равенства и братства рано или поздно попросту исчезнут. И именно этот факт вызывает у Маяковского раздражение, смешанное с обидой, которыми наполнены строчки культового и достаточно одиозного стихотворения «О дряни».

Обращение к будущему – способ забыть о настоящем. Именно по этому принципу пишется фантастика. А когда будущее становится частью твоей жизни, как это произошло с писателями и поэтами начала ХХ века, то остается только верить в это самое будущее. Владимир Маяковский свято верил в то, что придет «в коммунистическое далеко», что его «стих громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо». Поэтому и воспринимал он поэзию как участницу строительства жизни. При этом, стремясь подстегнуть время, обогнать его, поэт чувствовал, что отстает от него, как бы переходит в разряд отжившего:

С хвостом годов я становлюсь подобием
Чудовищ ископаемо-хвостатых.

Возможно, поэтому и усиливаются в его творчестве сатирические мотивы . И если в предреволюционные годы сатира была направлена против толпы, бесчувственной к словам поэта, то когда революция свершилась, сатирической мишенью Владимира Маяковского стали ее враги, прежде всего, внутренние. Например, мещане, которые не были пережитком прошлого. Мещанство, увиденное Маяковским, – порождение настоящего, а значит, вполне живучее, даже процветающее, особенно в условиях строительства новой советской жизни.

Одним из первых ударов по этому явлению Маяковский наносит в стихотворении «О дряни» , анализ которого и будет далее представлен. Первые строки стиха «Слава, Слава, Слава героям!!!» сменяются едкой издевкой над «мразью» , сумевшей выжить под натиском революционных бурь, приспособиться, свить себе «уютные кабинеты и спаленки» .

У Маяковского мещане не просто отвратительны, потому что намозолили «от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники» , они опасны уже потому, что ловко оказываются, «наскоро оперенья переменив» , в государственном аппарате, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений (ярко воспроизведенную год спустя в стихотворении «Прозаседавшиеся»).

Наверное, намного больше поэта страшит атмосфера, которую создают вокруг себя мещане, озабоченные тем, чтобы «утихомирились бури революционных лон» и «подернулась тиной советская мешанина» . Такая атмосфера тщательно прорисована с помощью бытовых деталей, обозначенных точно и выразительно. Например, непременный атрибут советского времени – портрет Маркса (видимо, вместо иконы). Или газета «Известия», ставшая подстилкой котенку. Разве это не кощунственно? А лоснящаяся самодовольством («от самовара разморясь» ) физиономия советского чиновника, не забывающего даже дома называть жену по-партийному: «Товарищ Надя!» А «партийный товарищ» под стать своему мужу: она не только «за пианином обучающаяся» , она еще хочет «с эмблемами платья» , так как «без серпа и молота не покажешься в свете!»

Быт в стихотворении «О дряни» - это не предмет сатирического обличения, это способ выражения политической сущности явления, называющегося мещанством . Принадлежащие к этому классу люди порождены, как ни странно, революционной эпохой, но способны лишь опошлить связанные с революцией представления. Каждая деталь той обстановки, которую они создают вокруг себя, заставляет иначе оценить принадлежащие революции понятия. Даже слово «Реввоенсовет» , то есть Революционный военный совет республики, оказывается связанным со словом «бал» , на котором Надя и собирается «фигурять» в платье с эмблемами. Что может быть нелепее связи подобных понятий?

Маяковский часто говорил о том, как рождаются сатирические произведения. Работа начинается с выбора темы , «напрашивающейся на издевательство». Именно такая тема и лежит в основе стихотворения «О дряни». Но издевка прозвучит лишь в том случае, если в стихе будет «заострено слово». Некоторые приемы подобного заострения Маяковский перечисляет: это «выделка хлыстов-рифм», эксцентричность выводов, абсурдный гиперболизм.

В стихотворении «О дряни» - полный набор. Во-первых, это убийственно резкие рифмы : «мурло мещанина» , «зады» , «мразь» , резкость которых достигается и грубыми, бранными словами. Во-вторых, эксцентричность выводов действительно потрясает:

Страшнее Врангеля обывательский быт.

И конечно, гротесковый финал , в котором смотрящий со стенки Маркс «разинул рот да как заорет» . Настоящий театр абсурда, в действие которого оказываются вовлеченными все читатели этого стихотворения.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе. Таких людей Маяковский не стесняется называть дрянью. Рисуя образ дряней, автор употребляет ряд эпитетов и метафор, которые более точно подчеркивают всю немощность этих людей.

В повседневной жизни такие люди ведут себя по-хамски и неуважительно по отношению к другим, подкрепляя это тем, что имеют приличные финансовые средства. В стихотворении поэт дает себе волю и открыто смеётся над этими людьми, у которых для успокоения души в доме живет кот, на столе всегда присутствует новый выпуск «Известия», а стену украшает главный оратор революционного движения – Карл Маркс.

В строках Маяковский показывает, что не согласен и не будет мириться с таким мировоззрением. В домах этих малодушных жителей находятся и пианино и самовар. Исходя из этого стоит подметить, что Маяковский, как всегда, использует свои приемы по гиперболизации реальности. В конце концов поэт выносит свой вердикт, по поводу такого образа жизни: «Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!». В канарейках Маяковский олицетворяет образ тех самых людей, которые живут скудной и нелепой жизнью.

В конце стихотворения Маяковский иронически рассуждает о революции. И дает читателю понять, что под лозунгами и выкриками о равноправии и коммунизме, данная идея с течением времени просто погибнет. И именно эта составляющая терзает Маяковского и именно из-за этого строчки стихотворения наполнены ненавистью к лицемерному обществу и обидой за свой родной народ, который славно верит в идеи революции.

Анализ стихотворения О дряни по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ласточки Майкова 5 класс

    Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень - унылая пора - очей очарованье, пышное природы увяданье, которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время творческого подъема

  • Анализ стихотворения Быть знаменитым некрасиво Пастернака 9 класс

    Стихотворение Быть знаменитым некрасиво написано Пастернаком в форме своеобразного послания другим литераторам, хотя содержание вполне возможно рассматривать и более глобально: как послание всем людям

  • Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

    Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма

  • Анализ стихотворения Фета Я жду… Соловьиное эхо…

    Стихотворение поэт написал в 1842 году. Оно отображает раннее творчество и навеяно влиянием романтизма. В тот период Фет увлекался творчеством Генриха Гейне. Отличительной особенностью этого сочинения от других является краткость, недосказанность сюжета.

  • Анализ стихотворения Фета Вечер 7, 10 класс

    Афанасий Фет написал свое произведение под названием, весьма кратким, но точным – «Вечер». Оно было написано в 1855 году жизни поэта. Это произведение очень реалистично описывает природу и все эмоции, которые переживаешь

Сочинение

В мировой поэзии двадцатого века В. Маяковскому принадлежит особенная, можно сказать, исключительная роль. Он первым из поэтов своей эпохи посвятил талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем. Считая целью поэзии непосредственное участие в строительстве лучшего времени, во имя счастья миллионов, поэт всем своим творчеством стремился к ее достижению. В дооктябрьский период он утверждает пафос решительного отрицания враждебной человеку действительности, саркастическое, гротескное ее изображение. После же свершения революции поэт направил «штык-перо» в сторону ее взглядов. В это время в нем с особой яркостью проявляется талант сатирика.

Сатирические произведения Маяковского 20-х годов поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта- сатирика. Перед нашим взором «целая лента типов тянется»: новый буржуй, кулак, вредитель, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, развратник, пьяница, лодырь, очковтиратель, бракодел, трус, «советский вельможа», взяточник, головотяп. В этот период, с 1920 по 1921 годы, появляется на свет стихотворение «О дряни», обличающее «мурло мещанина» советского времени, которое «вылезло из-за спины РСФСР». Произведение обличает тех, кто:

Намозолив от пятилетнего сидения зады,

Крепкие, как умывальник.

Живут и поныне тише воды.

Это люди, засевшие «во все учрежденья», опутавшие революцию «нитями обывательщины». Символом их, по Маяковскому, становится «оголтелая канареица», которая грозит побить коммунизм, если ей вовремя не свернуть голову. Таких «положительнейших типов» поэт противопоставляет «мещанам без различья классов и сословий», воздавая им хвалу и честь:

Мещанам без различия классов и сословий

Мое славословие.

Стихотворение «О дряни» — это подлинный образец сатирического таланта поэта. Беспощадный, жестокий смех слышим мы в каждой строчке, развенчивающей «обывательский быт». Мещанин предстает перед нами как «та или иная мразь», рассуждающая, «от самовара разморясь», о низменных человеческих потребностях:

К празднику прибавка —

24 тыщи. Тариф. Эх,

И заведу я себе

Тихоокеанские галифища,

Чтоб из штанов выглядывать,

Как коралловый риф!

И об этом рассуждают люди, которые с первого дня советского рождения" должны бы были помогать утверждению коммунизма! Поэт беспощаден к тем, кто новый строй воспринимает лишь как время, к которому нужно, да и можно, приспособиться, получив от этого выгоду и признание в обществе. Он высмеивает тех обывателей, для которых эмблемы с серпом и молотом становится лишь модным элементом одежды в постреволюционный период:

Без серпа и молота не покажешься в свете!

В чем сегодня

Буду фигурять я

На балу в Реввоенсовете? !

Поэт с ненавистью относится к таким «типам». Чтобы привлечь внимание людей к необходимости ликвидации такой «дряни», он использует фантастичный образ Карла Маркса:

Маркс со стены смотрел, смотрел…

Да как заорет:

«…Скорее

Головы канарейкам сверните —

Чтоб коммунизм

Канарейками не был побит!"

Для создания сатирического образа «мещанина» Маяковский использует целый арсенал изобразительно-выразительных средств. Прежде всего это обилие сниженной лексики: «мурло», «зады», «мразь», «дрянь», «заорет», «головы… сверните». Иронию поэта мы чувствуем и в метко употребленных словах с суффиксами субъективной оценки: «спаленки», «галифища», «потолочек».

Неповторимый стиль Маяковскому удалось выработать, безусловно, и за счет неологизмов, употребление которых не стало для него самоцелью, а расценивалось как средство повышения выразительности стиха. Это и его бесподобное «фигурять», и «оголтелая канареица».

Стихотворение имеет своеобразную композицию. Выделение ее в тексте, конечно, условно. Оно начинается с возгласа поэта: «Слава, Слава, Слава героям!!!"

Возглас резко контрастирует с последующим повествованием «о дряни», то есть о тех, кто героями совсем не назовешь. Уже в самом начале мы чувствуем сатирические нотки и нотки горечи в голосе поэта. Это своеобразный зачин стихотворения. Далее идет экспозиция, в которой Маяковский поясняет нам время и причины появления «обывательщины» в стране Советов. Развитие действия раскрывает во всей абсурдности и неприглядности образ мещанина и его жены — «товарища Нади». Кульминационный момент проявляется в образе Карла Маркса, не выдержавшего бестолковых, праздных рассуждений этих мерзких людишек. Экспрессивная речь основоположника научного коммунизма является развязкой, содержащей призыв к борьбе с антикоммунистическими элементами.

Экспрессивность всего повествования достигается особым построением стиха. Поэт разбивает предложения не по логическим его частям, а выделяя те слова, на которых он хочет заострить внимание. Такие слова поодиночке составляют целую строку:

И вылезло

Из-за спины РСФСР

Мещанина.

Подводя итог всему сказанному, я хотел (а) бы выразить свое восхищение поэзией Маяковского. Я не перестаю поражаться силой его таланта, который он целиком и полностью отдал на служение своей стране. Я думаю, что значение его творчества для России непреходяще. В нем он увековечил страницы одного из самых сложных периодов жизни страны, который изменил коренным образом путь ее развития. И ярким примером этого является стихотворение «О дряни».