Мумтаз-махал. Очерки истории Любви.Шах Джахан и Мумтаз Махал

10 июля 2018, в 15:02

Моголы завоевали Индию еще в XVI столетии и перенесли столицу из Дели в Агру. Шах-Джахан, потомок Чингисхана, был выдающимся полководцем, предводителем Великих Моголов. Он был третьим сыном императора Джахангира, правил в Индии в первой половине XVII века. В 1612 году, будучи еще принцем, он взял себе третью жену — девятнадцатилетнюю Арджуманад Бану Бегам, племянницу любимой супруги императора, что существенно прибавило ему шансов в борьбе за престолонаследие.

После смерти Джахангира наследник провозгласил себя в Агре императором, приняв тронное имя Шах-Джахан.

У Шах-Джахана, как и положено высокому правителю в Индии, был огромный гарем. Но любимой женой его была Арджуманад. Еще во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана Джахангир дал ей имя Мумтаз Махал, что означает «Украшение дворца». Шах так сильно любил свою избранницу, что не мог расстаться с ней ни на час. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. В 25 лет Мумтаз Махал родила третьего сына — Аурангзеба, — который стал впоследствии великим правителем.

Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14 ребенка. Произошло это во время возвращения из удачного военного похода на Декан, в лагере, разбитом под Бурханпуром. Ей было 38 лет, шаху — 39. Шах-Джахан был настолько охвачен горем, что едва не покончил жизнь самоубийством. Перед смертью она просила мужа никогда больше не жениться и построить в ее память мавзолей.

Остаток жизни шах посвятит грандиозному проекту, который был бы достойным по красоте его любимой жены, а по величию — силы его чувств. Мавзолей назвали Тадж-Махал. На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров со всех концов империи. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. Из-за жары (Агра — самый жаркий город в Индии), пар, исходящий от земли создает иллюзию, что дворец парит над землей, как душа прекрасной Мумтаз.

Дворец стал не только символом любви, но и свидетельством необузданных амбиций монарха. По задумке Шах-Джахана напротив Тадж-Махала, на другом берегу реки, должен был стоять построенный из черного мрамора его собственный мавзолей. Влюбленных соединял бы черно-белый ажурный Мост вздохов — символ вечной, нетленной, неподвластной времени любви. Индия была разорена войнами и расточительным проектом, второй такой казался безрассудством, народ стал роптать. Мавзолей был делом жизни императора — он забыл о том, что владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и коварным. Таким стал Аурангзеб, третий сын Шах-Джахана и Мумтаз Махал, храбрый воин и не знающий сомнений исламский фанатик. Он расправился с братьями и в 1658 году захватил власть. Потом он разогнал зодчих и камнерезов, а отца заточил в собственных покоях — угловой башне крепости. Бывшему императору оставили нескольких слуг и серебряное зеркало, в котором он ловил отражение минаретов Тадж-Махала: через много лет заточения старик наполовину ослеп и почти ничего не видел вдали. Он умер в 1666 году в возрасте 74 лет.

Прах императора по воле Аурангзеба был перенесен в Тадж-Махал ночью и захоронен без почестей.

Аурангзеб создал мощную, внушавшую ужас соседям державу: его слово было законом, ему повиновались сотни тысяч свирепых конников, по его приказу с лица земли исчезали целые города, при нем государство достигло наибольшей протяженности и могущества. Смерть почти 90-летнего Аурангзеба привела к междоусобию его сыновей и внуков и распаду государства. Сейчас его не помнит никто. Память о его матери, воплощенная отцом в прекрасный мавзолей, пережила века и восхищает народы мира.

Гюли уже весело смеялась, а ее защитница неожиданно заплакала, уткнувшись в плечо принца. Он смущенно гладил ее худенькие плечи, говорил какие-то утешительные слова, но Арджуманд никак не могла успокоиться.
После этого происшествия Кхуррам понял, что эта девочка значит для него очень много. Он стал чаще бывать во дворце первого министра. Отец не препятствовал его общению с Арджуманд, и они подолгу бродили по тенистому саду и беседовали обо всем на свете.

Арджуманд Бано Бегум
Слава о мудрой не по годам Арджуманд Бано Бегум распространилась по всей Индии. Ее руки добивались многие, но свое сердце девушка отдала принцу Кхурраму. Однако, согласно традиции и статусу наследника престола, принц был обязан жениться на персидской принцессе.
К счастью для влюбленных, ислам разрешал многоженство, поэтому они смогли соединиться в браке. Но произошло это не скоро, так как астрологи и звездочеты ждали благоприятного расположения звезд. Влюбленных разлучили на долгие пять лет. В 1612 г. Арджуманд наконец стала второй и самой любимой женой принца.
Ее называли «бриллиант в короне», «белолицая персиянка», а свекор еще до свадьбы прозвал невесту сына Мумтаз-Махал, что в переводе означает «высокая избранница дворца». Ее называли самой прекрасной женщиной страны. Никто не мог сравниться с ней тонкостью стана и стрелами длинных темных ресниц. Поэты всех стран воспевали красоту Мумтаз-Махал.
Хрупкая на вид Арджуманд на деле оказалась очень выносливой и терпеливой. Шах-Джахан подвергался преследованиям со стороны отца, правящего падишаха Джахангира. Семь лет Кхурраму и Мумтаз пришлось скитаться по стране, так как падишах не хотел передавать свой трон Шах-Джахану и пытался уничтожить его.
Когда же смерть настигла Джахангира, наследный принц появился во дворце и сумел захватить трон. Несмотря на настойчивые просьбы Мумтаз пощадить братьев и племянников, Шах-Джахан жестоко расправился с ними, уничтожив всех возможных претендентов на престол. Так он отомстил за годы изгнания и преследований, за жестокие схватки, каждая из которых могла закончиться гибелью принца, его жены и детей.
По законам ислама Шах-Джахан должен был прятать жену от посторонних. Так поступали все мусульмане. Этому способствовало отсутствие окон на женской половине дома. Женщины могли лишь выходить в закрытый двор или смотреть на мир через зарешеченные подобия окон, созданные восточными мастерами. Через просветы узоров женщины могли наблюдать за происходящим снаружи дворца, оставаясь при этом незамеченными.
Кроме прочего, считалось крайне непристойным расспрашивать мужчину о его супруге или вообще говорить о ней, даже при общении с близкими друзьями.
В повседневной жизни, согласно канонам ислама, муж и жена должны были обращаться друг к другу как к матери Али или отцу Хусейна (имена, конечно, произвольны), то есть по родственной принадлежности к общим детям. В третьем лице жена говорила о муже как о господине, а он о ней – как о госпоже. Младшим господином обычно именовался первенец.
Любопытен тот факт, что женщины на Востоке умудряются рожать по два раза в год. Тонкая талия здесь – показатель женской несостоятельности и непривлекательности для противоположного пола. Поэтому между вынашиванием детей тело под одеждой оборачивают несколькими слоями ткани, помогающей женщине снова выглядеть «сильно беременной» в доказательство того, что она любима и желанна.

Свадебная процессия. Рисунок на персидском ковре XVII в.
Рождение ребенка окружалось тайной по причине боязни влияния дурного глаза. Появление на свет мальчика было гордостью семьи и предметом зависти недругов, а потому могло навлечь на роженицу и новорожденного злых духов. Приняв младенца, повитуха громко объявляла: «Да это девочка, да еще кривая!» Таким наивным сокрытием пола семья надеялась уберечь ребенка от сглаза.
При рождении девочки пол не скрывали, ибо оснований для зависти это событие не давало. Но, чтобы девочка выросла красивой, та же повитуха сообщала во всеуслышание, что девчонка черным-черна. На самом деле это означало, что новорожденная «светла, как полная луна». Родственники и даже домашние могли увидеть роженицу и младенца лишь на шестой день после родов, в праздник чхати, поскольку до этого срока мать и дитя были особо уязвимы для дурного глаза.
В знатных семьях женщину называли по титулу или почетному прозвищу. Все дошедшие до нас имена знаменитых индийских мусульманок – Мумтаз-Махал, Нур-Джахан, Джаханара, Зеб ун-Нисса, Хазрат Махал и другие – суть титулы и прозвища.
История индийского Средневековья сохранила имена этих женщин, которые проявили себя не только как жены и матери. Эти женщины сумели совместить семейный долг с иной деятельностью (а иногда им, по воле обстоятельств, приходилось жертвовать супружеством и материнством).
Все они в той или иной степени нарушили сложившиеся традиции и стереотипы, хотя и не всегда осознавали это, но именно таким путем они смогли оставить свои имена на страницах истории.
Мумтаз-Махал стала для мужа незаменимой помощницей и верным другом. Она оказалась замечательной матерью. Дети рождались один за другим, но состояние беременности не мешало Мумтаз сопровождать мужа во всех его походах.
Изнемогая от постоянной усталости, Мумтаз-Махал сама ухаживала за детьми, но никогда не жаловалась и всегда умела найти для мужа теплые слова поддержки.

Знатная дама перед зеркалом
Шах-Джахан безгранично доверял жене, он даже назначил ее хранительницей главной государственной печати. Он советовался с Мумтаз при решении всех важных вопросов. А если Мумтаз-Махал по какой-то причине не могла присутствовать на торжественной церемонии или встрече иностранных послов, то их переносили на другое время.
Мнение мудрой Мумтаз воспринималось как бесспорная истина, так как она могла объективно оценить политическую обстановку, просчитать все возможные последствия и обстоятельства принимаемого решения. Шах-Джахан преклонялся перед прозорливостью жены.
Все сокровища мира он готов был положить к ногам любимой. Во имя Мумтаз падишах вместо зданий, возведенных из красного песчаника, строил беломраморные дворцы и мечети. Ему казалось, что все прекрасное становилось во сто крат прекраснее от восхищенного взгляда жены.
Падишах старался выразить всю глубину своих чувств в формах и линиях великолепных зданий и сооружений. Не случайно, а вполне заслуженно Шах-Джахана называли великим зодчим. На всем белом свете у него не было никого роднее и ближе прекрасной Мумтаз. Наверное, огромная любовь к этой женщине и вдохновляла Шах-Джахана на строительство дворцов, крепостей и мечетей, равных по красоте которым нет. В их совершенных линиях вся сила его любви и нежности.
Падишах любил в жене все. Ему казалось, что глубина ее миндалевидных глаз всегда таила в себе какую-то загадку. Когда Мумтаз грустила или сильно уставала, она казалась Джахану обиженным ребенком. Он обнимал жену, прижимал к своему сердцу и старался сделать все, чтобы снова увидеть радостную улыбку на ее устах и милые ямочки, прятавшиеся в уголках губ.
Когда Шах-Джахану нездоровилось, Мумтаз проводила возле его ложа целые часы и дни. Ее прохладные нежные пальцы касались горячего лба любимого, и ему сразу становилось легче, болезнь отступала, а мысли приобретали ясность и четкость.
Но больше всего Шах-Джахан любил сладостное тело Мумтаз, почти два десятилетия дарившее ему несказанное блаженство. Впервые испытав всепоглощающую страсть, Джахан назвал любимую нежным именем Лала, что в переводе с персидского означает «алая капля рубина».

Парадные портреты Шах-Джахана и Мумтаз-Махал
Он жалел ее теплое и нежное тело, когда его разрывала боль родовых мук. Шах-Джахан был горд своими детьми. Четырнадцать раз Мумтаз рожала ему детей. Девять из них выжили и выросли до зрелого возраста.
Шах-Джахан любил беседовать со старшим сыном Дара-Шукохом, увлекавшимся философией и впитавшем древнее учение суфиев. Рядом с ним он всегда отдыхал душой. Сын Шуджа стал убежденным шиитом, а Аурангзеб ненавидел шиитов.
В Аурангзебе словно сосредоточилось все властолюбие Великих Моголов. Его жестокий нрав не смогла смягчить материнская любовь, а отец так и не сумел внушить сыну уважение и почитание к старшим, наделить его гибкостью ума и политическим чутьем.
Шах-Джахан очень любил свою младшую дочь, Джаханару, заботу о которой Мумтаз поручила ему на смертном одре. Она так и не смогла оправиться от последних родов, случившихся во время похода в Декан. Прошло уже несколько дней после того, как Джаханара увидела свет. Мумтаз немного окрепла и вновь начала вникать в решение государственных вопросов.
Это случилось в Бурханпуре, где Шах-Джахан повелел разбить шатры. Ранним утром, покормив дочь, Мумтаз предложила мужу сыграть в шахматы, но внезапно почувствовала недомогание. Шах-Джахана всегда сопровождали в походах лучшие придворные медики, но они оказались бессильны, их лечение не принесло женщине никакого облегчения.
Согласно легенде, когда Мумтаз поняла, что умирает, она обратилась к мужу и попросила его построить для нее красивый мавзолей и не искать другую жену. Шах-Джахан поклялся исполнить просьбу любимой жены. Мумтаз-Махал умерла. Ее похоронили в Бурханпуре, а затем, шесть месяцев спустя, гроб был перенесен в Агру и захоронен в парке, на берегу Джамны.
Восемнадцать лет счастья подарила она Шах-Джахану, столько же времени ушло у него, чтобы построить усыпальницу для любимой, достойную ее красоты. Он мечтал возвести на другом берегу Джамны мавзолей для себя из черного мрамора, точную копию Тадж-Махала.
Падишах представлял, как вознесется к небу черный дворец, как осенние воды Джамны будут касаться нижних ступеней белого и черного мавзолеев, как кружевная арка черно-белого моста соединит их навечно.
Уже начинались подготовительные работы, закладывался фундамент и сооружались свайные укрепления на отлогом берегу Джамны... Это место впоследствии стало называться Мехтаб Дагх – Лунный (Фантастический) Сад. Однако этой, не лишенной изящества и вместе с тем размаха, идее не было суждено воплотиться в жизнь по той причине, что казна уже была опустошена предыдущим строительством, а бесконечные войны мешали накопить силы и средства. Черный мавзолей так и не был построен.

Вид на Тадж-Махал от главных ворот
В тот долгожданный день, когда завершилось строительство Тадж-Махала, к мавзолею направилась торжественная процессия. Великолепную кавалькаду возглавлял всадник на белом жеребце. Его юношеская осанка, уверенность, с которой он держался в седле, не позволяла и думать, что падишаху уже шестьдесят.
Наступало время сумерек, краски чудесного дворца были слегка приглушены. Луна еще не взошла и не украсила белый мрамор своим призрачным блеском. Кавалькада подъехала к воротам, ведущим в сад. Шах-Джахан поднял руку, запрещая свите следовать за ним, и въехал в одиночестве под резную арку ворот.
Легкой поступью конь почти бесшумно продвигался по пустынным дорожкам сада. Высокий забор отделял Шах-Джахана и его любимую Мумтаз от всего мира. Здесь были только Он и Она.
Джахан волновался, как перед свиданием после долгой разлуки. Медленно спустился он по широким ступеням в нижний зал, где не было окон. Он зажег свечи. Их пламя вспыхнуло сотнями искр в огромном бриллианте Кох-и-Нор, вставленном в изголовье гробницы. Блики отразились в зеркальном сводчатом потолке и легли светло-розовым тончайшим узором на гладкую поверхность саркофага. Шах-Джахан погладил мрамор, казавшийся ему теплым, опустился на колени и прикрыл глаза. Он попытался представить образ любимой, но что-то не складывалось. Вспоминались отдельно ее нежные руки, удивительные глаза и алые губы, но он не мог увидеть ее всю.

Резная мраморная ограда кенотафа
Падишах поднялся. Как долго он уже здесь? Две свечи оплавились и погасли. Когда же он вновь вступил в верхний зал, пламя последней свечи вдруг дрогнуло и погасло. Легкий ветерок, словно дыхание любимой, коснулся его щеки. «Лала!» – позвал падишах. Ему показалось, что он различил чей-то нежный шепот в ответ. Тогда он крикнул: «Лала!» – и долго слушал, как ему отвечает многократное эхо. Он отдал бы все на свете, чтобы бесконечно слушать эту песню о красоте вечной любви.
Мумтаз с грустью смотрела вслед уходившему любимому. Ее душа наконец обрела покой. Сейчас Шах-Джахан сможет чаще бывать рядом с ней. Как ей хотелось прижать его поседевшую от горя голову к своей груди! Она собрала все силы и потянулась к мужу, но смогла лишь загасить свечу и на долю мгновения прижаться к его щеке. О чудо! Он заметил это и назвал Мумтаз ее самым любимым именем: «Лала!».
Она парила под узорчатым потолком мавзолея и предавалась воспоминаниям. Когда же впервые он назвал ее так? Когда это было?
Их первая ночь любви... Она помнила каждую минуту этой чудесной ночи. Она думала о своей судьбе, о том, что Аллах подарил ей такую любовь. Жаль, что с восточными женщинами это случается нечасто.
Ей пришло на ум арабское изречение: «Женщина – это верблюдица, которая должна пронести мужа сквозь пустыню жизни». Задача и предназначение женщин в странах Востока сводятся к ублажению сильного пола и продолжению человеческого рода.
Собственные ощущения женщины, ее эмоции не принимаются в расчет. Это не предусмотрено ни в Коране, ни в сунне. Но она обязана быть привлекательной, ее облик должен воздействовать на мужчину так, чтобы он захотел взять ее в жены.
Главная цель мусульманки – обязательно выйти замуж. Чаще всего жених знакомился со своей будущей супругой только в день свадьбы, но разочарований почти не случалось, ведь девушку с малых лет готовили к встрече с мужчиной – мужем. В Персии, а впоследствии и в Индии, было принято учить дочерей владеть телом, ходить, грациозно покачивая бедрами, чтобы при ее виде мужчина преисполнялся желанием.
Средневековье, в том числе индийское, было эпохой господства мужчин, и история его, за редким исключением, писалась мужчинами. Тем интереснее исследовать положение женщин на примерах тех из них, кто смог все-таки оставить свой след на страницах истории.

Узоры на потолке главного зала мавзолея Тадж-Махал
В отличие от мужчины, который рождался для того, чтобы – в зависимости от касты – быть воином или ремесленником, царем или подданным, женщина появлялась на свет для того, и только для того, чтобы быть женой и матерью, к какой бы касте она ни принадлежала. Иной дороги для женщины, если только она не хотела лишить себя и свою семью социального статуса и уважения окружающих, просто не существовало.
Не случайно во многих районах Индии сложился обычай обращаться «матушка» даже к маленькой девочке. Человек, лишавший дочь супружества, какими бы причинами это ни было вызвано, считался грешником, убийцей ее нерожденных детей. Если человек умирал, оставив незамужнюю дочь, первым долгом его родичей, наследников или друзей было устроить ее брак.
На протяжении всего своего жизненного пути женщина находилась в зависимости от других: сначала – от отца, потом – от мужа, а после его смерти – от сына. В литературе утвердилось сравнение мужа со стволом дерева, а жены – с лианой, которая, потеряв опору, не может жить.
Женщина была лишена возможности проявлять свою волю во всем, и прежде всего в выборе супруга, ибо это было долгом ее отца и родичей, да и распространившийся обычай детских браков сводил малейшую возможность самостоятельного выбора на нет.
Даже известный по древней и раннесредневековой литературе обычай сваямвары, когда принцесса выбирала себе жениха из нескольких претендентов, для которых устраивался турнир, ничего не менял, ибо если девушка и не предназначалась в награду победителю, то выбирать ей приходилось среди тех, кого она никогда ранее не видела.
Ни о каком ухаживании и влюбленности в обычном понимании этого слова не было и речи. Не случайно даже самые романтические произведения литературы Средневековья либо описывали чисто династические браки, либо развлекали читателей историями о том, как герой или героиня влюблялись друг в друга на расстоянии, увидев портрет или услышав о красоте суженой из рассказа говорящего попугая.

Накидка вари да багх с 52 вышивками
Мумтаз повезло: она была знакома с женихом задолго до свадьбы. Их связывало большое чувство, по силе и глубине несравнимое ни с чем. Им всегда было хорошо рядом друг с другом. Принц Кхуррам любил беседовать с любимой, уважал ее мнение по любому вопросу. За долгое время разлуки они написали сотни писем, где, кроме страстной тоски, всегда содержались умные и содержательные рассказы об окружающей жизни, о прочитанных книгах, о планах на будущее. Мумтаз совсем не надо было применять какие-то женские хитрости, чтобы увлечь Кхуррама, он и так был увлечен ею. Но она с детства привыкла ухаживать за своим лицом и телом. Еще в девичестве она вместе с матерью подобрала состав своих духов и аромат благовоний.
С той поры она всегда сама готовила духи, приобретая все необходимые компоненты в специальных лавках на рынке. Мумтаз выбрала нежный запах лаванды и аромат пачули. Кхурраму очень понравился ее выбор. Она знала, что до сих пор он хранит ее одежду и часто, раскрывая большой резной сундук, подолгу вдыхает неповторимый родной запах.
Перед свадьбой будущая свекровь, согласно древнему обычаю, преподнесла Мумтаз вари да багх – роскошную алую накидку, вся поверхность которой была покрыта маленькими вышитыми золотисто-желтыми квадратами. Подарила она и чопе – еще одну свадебную накидку, расшитую в стиле багх, в которую бабка с материнской стороны укутывала невесту перед церемонией чуда (обряд первой брачной ночи).
Перед брачной церемонией невеста проводила в полной изоляции двенадцать дней; в день свадьбы лицо ее было закрыто плотным покрывалом и впервые являлось жениху в зеркальном отражении во время обряда «зеркало и Коран».

Вышивка свадебного наряда
Густая цветочная гирлянда с серебряной бахромой прикрывала и лицо жениха. Новобрачных также называли не по именам, а по ролям в брачной церемонии: жених (дулха или наушах) и невеста (дулхан). Кроме лица и имени невесты, сглазить которую считалось легче легкого, в тайне держали и ее вес. В конце свадебного шествия, когда невеста отправлялась в дом жениха, в ее паланкин клали тяжелый камень, дабы носильщики не узнали ее истинного веса и не разболтали о нем недоброжелателям.
Внешность женщины, особенно в праздничном наряде, не столько открывалась для любования, сколько скрывалась, точнее, украшалась таким образом, чтобы «затемнить» ее природные черты и фигуру.
Все видимое глазу представало измененным или полускрытым: волосы были окутаны покрывалом; шея и грудь спрятаны под массивными ожерельями и гирляндами; очертания тела скрадывали широкие шальвары и курта; узор из хны на лбу и щеках изменял цвет лица; форму глаз было не узнать под густым слоем каджала и сурьмы; нос не разглядеть из-за кольца или подвески, вдетой в ноздрю; естественный цвет губ и зубов полностью уничтожался черным порошком мисси.
Женщина и мужчина обязаны любить друг друга, если они были соединены священными узами брака, хотя бы само их знакомство и произошло только на свадьбе. Коран предписывает мусульманину выполнять свой супружеский долг в ночь с четверга на пятницу: именно в такую ночь, по легенде, был зачат пророк Мухаммед.
Кхуррам бывал в спальне жены намного чаще. Он не мог расставаться с Мумтаз надолго. Даже зная, что она не покидала территорию дворца, он всегда старался чаще видеть ее, слышать тихий, спокойный и такой любимый голос.
У Шах-Джахана был большой гарем, как и полагалось индийскому падишаху. Но он «не обращал внимания на других женщин, пока Мумтаз была жива». Об этом писал в путевых заметках Франсуа Бернье, французский врач, путешественник и философ. Он отмечал, что супруги уважительно, нежно и трогательно относились друг к другу. Мумтаз любила свой народ и знала, что эта любовь тоже взаимна. Ее боготворили простые люди за отзывчивость и милосердие. По ее просьбе были составлены списки вдов и сирот, живущих в государстве. Мумтаз лично следила, чтобы они были обеспечены всем необходимым.
Она была народной заступницей, а своему мужу – мудрой советчицей. Он всегда ценил ее суждения выше собственных. Мумтаз-Махал была так же скромна, как и красива, а о ее преданности супругу слагали легенды. Она никогда не разлучалась с мужем и сопровождала его в самых опасных военных походах.

Гаремное помещение дворца крепости в Агре
Горе Шах-Джахана, потерявшего любимую женщину, было безграничным. Восемь дней он провел взаперти, без еды и питья. Когда же правитель вышел к своим приближенным, они не узнали его, сгорбившегося и постаревшего. Мумтаз видела и это, но ничем не могла помочь любимому. «Аллах пожелал этого испытания для нашей любви», – думала она, прозрачным облачком облетая покои мужа. Шах-Джахан объявил в стране траур, запретив музыку, яркую одежду и украшения. Женщинам также запрещалось пользоваться духами и благовониями. Мумтаз считала это лишним, но она уже не могла влиять на ход мыслей мужа. Она видела, как во время бесед с послами, восседая на ее любимом Павлиньем троне, его рука непроизвольно тянулась погладить чудесных птиц с изумрудными глазами, к которым часто прикасались ее нежные пальцы.
Шах-Джахан замирал, словно прислушиваясь, стараясь уловить голос жены под сводами дворца, но, как она ни старалась, он не слышал более ее советов. Тогда падишах погружался в думы и пытался представить, что ответила бы в том или ином случае его главная и бескорыстная советница.
Она вспоминала день своей кончины. Боль разрывала тело, мысли путались. Мумтаз-Махал, чувствуя приближение смерти, попросила принести новорожденную дочь и позвать мужа. Она вручила ему Джаханару и обратилась к Шах-Джахану с двумя просьбами: больше не жениться и выстроить для нее мавзолей, который был бы достоин их большой любви. Падишах после смерти Мумтаз долгое время не мог приступить к управлению государством, не раз у него возникала мысль отказаться от трона. Приближенные старались развеять тоску Шах-Джахана, но ни сказочная роскошь, ни заморские диковинки, ни дрессированные слоны, ни смотры боевой конницы не могли отвлечь его от грустных дум.
Прошло немало времени, прежде чем подчиненные увидели выполненный из дерева макет мавзолея, поразивший их совершенством форм и пропорций. Таким образом Шах-Джахан приступил к осуществлению своего замысла. Он выполнил обе просьбы умирающей жены, потратив на строительство мавзолея столько же лет, сколько они прожили с Мумтаз.
Занявшись возведением мавзолея, Шах-Джахан воспринимал это как главное дело своей жизни. О пережитом горе окружающим напоминали лишь седые волосы правителя и затаенная грусть в карих глазах. Его плечи вновь распрямились, его энергия и работоспособность поражали. Когда Шах-Джахана спрашивали, как ему это удается, ответ был одним: ни часу праздного безделья.
В 1657 г. Шах-Джахан тяжело заболел. Как уже говорилось, этим обстоятельством воспользовался его сын Аурангзеб. Он арестовал отца и заключил его, еще не окрепшего после недуга, в Агру, в Красный Форт, под домашний арест. Аурангзеб захватил престол и девять лет продержал отца взаперти.
Тяжело было Шах-Джахану смириться с жестокостью сына. Единственным утешением для него было то, что он из своих покоев мог видеть Тадж-Махал. Он писал прошения к сыну, где униженно умолял его похоронить рядом с Мумтаз.
Перед смертью Шах-Джахан сильно ослаб и не мог подходить к окну, чтобы созерцать последний приют возлюбленной. Он умер, глядя на отражение мавзолея в крошечном вогнутом зеркальце, вмурованном в стену. Аурангзеб выполнил его просьбу, похоронив рядом с Мумтаз-Махал.
Спустя долгие годы возлюбленные снова были вместе. На их надгробиях всегда живые цветы. Это дань памяти и восхищения вечно живой Любви.

...Слезам, оплакивающим любовь,
ты пожелал придать вечную жизнь...
ты... поймал время в сеть красоты,
и бесформенную смерть увенчал
бессмертием формы.
Тайну, которую ты в ночной тиши
Поведал на ушко любимой,
Хранит теперь камень
В вечном молчании своем.
...мрамор все еще шепчет звездам:
«Я помню». Рабиндранат Тагор

Жемчужина Индии

Тадж-Махал прекрасен в любое время суток. Это сон и явь, величие и невесомость одновременно. Это скорбный реквием и возвышенный гимн великой любви. Его строгие формы внушительны, ясны и нежны. В спокойном, мягком облике Тадж-Махала явственно проступает непоколебимая и несокрушимая сила.
На рассвете его купола и минареты окрашиваются в теплые розовые тона. Днем он предстает во всем великолепии тонкого каменного кружева, сверкающего на солнце.

Цитата сообщения TimOlya

Тадж-Махал- символ вечной любви.

Эдвин Лорд Уикс (1849 - 1903) был американский художник.

Тадж-Махал — мавзолей-мечеть в Агре, является одним из шедевров мировой архитектуры, находится на севере индийского штата Уттар-Прадеш. Шах Джахан, правитель этих мест, приказал соорудить Тадж-Махал в честь своей супруги Арджуманд Бану, отмечая таким образом 18 лет счастливого брака и ее кончину при рождении их четырнадцатого ребенка. В знак своей любви и в память о прекрасной супруге шах приказал возвести самый великолепный мавзолей на свете.

Мумтаз-Махал (6 апреля 1593, Агра — 17 июня 1631) — в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана.

Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал как «слезу на щеке бессмертия», Редьярд Киплинг - как «олицетворение всего непорочного» , а его создатель император Шах Джахан сказал, что«солнце и луна уронили слезы из своих глаз» . Каждый год туристы численностью, вдвое превышающей население Агры, проходят через ворота города, чтобы хоть раз в жизни увидеть здание, по праву названное многими самым красивым в мире. Мало кто уходит разочарованным.

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Это действительно памятник, прекрасный во все времена года. Есть те, кому очень нравится вид Тадж-Махала в Шарад Пурнима, первое полнолуние после муссонов, в безоблачный вечер в октябре, когда свет самый ясный и самый романтичный. Другие любят смотреть на него в разгар самых сильных дождей, когда мрамор становится полупрозрачным, а его отражение в каналах садов, окружающих мавзолей, размывается в покрытой рябью воде. Но он производит завораживающее впечатление в любое время года и в любой момент дня. На рассвете его цвет меняется от молочного до серебристого и розового, а на закате он выглядит, словно сделанный из золота. Взгляните на него также в сиянии полудня, когда он ослепляюще-белый.

Тадж-Махал,Василий Верещагин -

История

Тадж-Махал был построен Шах Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз Махал, которая умерла, рожая ему 14-го ребенка, в 1631 г. Смерть Мумтаз разбила сердце императору. Говорят, что он поседел за одну ночь. Постройка Тадж-Махала началась на следующий год. Считается, что главное здание было построено за 8 лет, но весь комплекс закончили только в 1653 г. Незадолго до окончания строительства Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заключен в форт Агры, где провел оставшиеся дни, глядя на свое творение через окно темницы. После смерти, в 1666 г., Шах Джахан был похоронен здесь, рядом с Мумтаз.

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Всего на строительстве было занято около 20 000 человек из Индии и Центральной Азии. Специалистов привезли из Европы, чтобы те сделали красивейшие резные мраморные панели и украсили их в стиле пьетра-дура (инкрустация с использованием тысяч полудрагоценных камней).

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

В 1983 г. Тадж-Махал был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и сегодня выглядит так же безукоризненно, как и после окончания строительства, хотя масштабная реставрация была проведена в начале XX века. В 2002 г. вследствие того, что здание постепенно потеряло цвет из-за сильной загрязненности города, его освежили, применив древний рецепт косметической маски для лица, которым пользовались индийские женщины для сохранения красоты кожи. Эта маска называется multani mitti - смесь земли, крупы из зерновых злаков, молока и лимона. Теперь в пределах нескольких сотен метров вокруг здания разрешено ездить только на экологически чистом транспорте.

Тадж-Махал,Василий Верещагин

Архитектура

Точно неизвестно, кто именно был архитектором Тадж-Махала, однако честь его создания часто приписывают индийскому архитектору персидского происхождения по имени Устад Ахмад Лахори. Строительство началось в 1630 году. Из Персии, Османской империи и стран Европы были приглашены лучшие каменщики, ремесленники, скульпторы и каллиграфы. Комплекс, находящийся на юго-западном берегу реки Ямуна в Агре, состоит из пяти основных построек: это дарваза, или главные ворота; багееча, или сад; мастжид, или мечеть; наккар зана, или дом отдыха, и рауза, сам мавзолей, где находится гробница.

Панорама Тадж-Махала

Уникальный стиль Тадж-Махала сочетает элементы персидского, среднеазиатского и исламского характера архитектуры. Среди достопримечательностей комплекса - мраморный пол в черно-белую шахматную клетку, четыре 40-метровых минарета по углам мавзолея и величественный купол в центре.

Персидская каллиграфия

Цветы, высеченные в мраморе

Написанные вокруг арочных проемов суры из Корана кажутся одинакового размера, независимо от того, на каком расстоянии от пола они находятся - эта оптическая иллюзия создается при помощи более крупного шрифта и расстояния между буквами по мере увеличения высоты надписи. В мавзолее Тадж-Махал есть и другие оптические иллюзии. Внушительные украшения из pietra dura включают геометрические элементы, а также изображения растений и цветов, традиционные для исламской архитектуры. Уровень мастерства и сложность работы над памятником становятся ясны, когда начинаешь рассматривать мелкие детали: например, в некоторых местах на одном декоративном элементе размером 3 см использованы более 50 драгоценных инкрустаций.

Арочный свод

Воротами к садам мавзолея можно восхищаться как отдельным шедевром, с изящными мраморными арками, куполообразными камерами на четырех угловых башнях и двумя рядами 11 маленьких чаттри (купола-зонтики) над самым входом. Они представляют собой прекрасное обрамление для первого взгляда на весь ансамбль.

Ворота в Тадж-Махал

Вид на Тадж-Махал через арку

Чар-Багх (четыре сада) — неотъемлемая часть Тадж-Махала, в духовном смысле символизирующие рай, куда вознеслась Мумтаз-Махал, а в художественном смысле подчеркивающие цвет и текстуру мавзолея. Темные кипарисы усиливают блеск мрамора, а каналы (в тех редких случаях, когда они полны), сходящиеся на широкой центральной площадке для обозрения, не только дают прекрасное второе изображение памятника, но и, поскольку в них отражается небо, добавляют на рассвете и закате мягкую подсветку снизу.

Сад Чар-Багх

К сожалению, вандалы похитили все сокровища гробницы, но все же сохранилась нежная красота роз и маков в богато инкрустированных плитах из оникса, зеленого хризолита, сердолика и агата различной расцветки.

По обе стороны от мавзолея расположены два почти одинаковых здания: к западу — мечеть, к востоку — здание, которое, возможно, служило павильоном для гостей, хотя его основная цель состояла в том, чтобы обеспечить полную симметрию всему архитектурному ансамблю. Каждое из них смотрится прекрасно — попробуйте посмотреть на павильон на восходе солнца, а на мечеть — на закате. Выйдите также к задней части Тадж-Махала, к террасе, откуда открывается вид на реку Джамна до самого форта Агры. На рассвете лучшая (и дешевая) точка обозрения находится на противоположном берегу реки, где, согласно популярной (но, вероятно, недостоверной) легенде, Шах-Джахан планировал установить зеркало из совершенно черного мрамора, отражающее Тадж-Махал. У берега выстроилась вереница лодок, готовых перевезти туристов через реку.

Мечеть

Внутри мечети

Сам Тадж-Махал стоит на приподнятой мраморной платформе в северном конце декоративных садов, задней стороной к реке Ямуна. Приподнятое расположение означает, что «выше только небо», - это изящный ход конструкторов. Декоративные 40-метровые белые минареты украшают здание со всех четырех углов платформы. По прошествии более чем трех веков они чуть наклонились, но, возможно, так специально было задумано (установка под небольшим углом от здания), чтобы в случае землетрясения они упали не на Тадж-Махал, а в сторону от него. Мечеть из красного песчаника с западной стороны - важный храм для мусульман Агры.

Минарет

Навершие Тадж-Махала

Мавзолей Тадж-Махал возведен из полупрозрачных белых мраморных блоков, на которых вырезаны цветы и выложена мозаика из тысяч полудрагоценных камней. Это превосходный образец симметрии - четыре одинаковых стороны Таджа с великолепными арками, украшенными резным орнаментом из завитков в стиле пьетра-дура и цитатами из Корана, вырезанными каллиграфическим шрифтом и украшенными яшмой. Вся конструкция венчается четырьмя маленькими куполами, окружающими знаменитый центральный луковичный купол.

Кенотаф Мумтаз-Махал

Сразу под главным куполом находится кенотаф Мумтаз-Махал, надгробие (ложное) тонкой работы, окруженное перфорированными мраморными плитами, украшенными десятками разных полудрагоценных камней. Здесь же установлен, нарушая симметрию, кенотаф шаха Джахана, погребенного свергшим его сыном Аурангзебом в 1666 г. Свет проникает в центральную комнату через резные мраморные ширмы. Настоящие могилы Мумтаз-Махал и шаха Джахана находятся в закрытой комнате на цокольном этаже под главным залом. Их нельзя увидеть.

Мозаики Тадж-Махала

Реквием в мраморе

Махал означает «дворец», но в данном случае Тадж-Махал — уменьшительное имя Мумтаз-Махал («драгоценный камень дворца»), который подарили двоюродной сестре Шах-Джахана, когда она вышла за него замуж. Дочь брата его матери, она была его постоянной спутницей задолго до того, как он получил трон, а позже она была первой дамой среди сотен других в его гареме. За 19 лет брака она родила ему 14 детей и умерла при родах последнего ребенка в 1631 г.

Легенда гласит, что борода Шах-Джахана — ему было 39 лет, всего на год старше жены, — побелела фактически за одну ночь после ее кончины, и он продолжил носить траур в течение нескольких лет, одеваясь в белое в каждую годовщину ее смерти. Для строительства Тадж-Махала понадобилось двенадцать лет его неустанной работы с персидским архитектором и мастерами, привезенными из Багдада, Италии и Франции, — срок, который можно считать высшим выражением его скорби. «Империя не имеет для меня теперь никакой сладости, — писал он. — Сама жизнь потеряла для меня всякий вкус».

Тадж-Махал - символ вечной любви

Мифы о Тадж-Махале

Тадж - индуистский храм

Популярная теория о том, что Тадж на самом деле был храмом Шивы, построенным в ХII в. и позже был трансформирован в известный всем мавзолей Мумтаз-Махал, принадлежит Пурушоттаму Нагеш Оуку (Purushottam Nagesh Oak). Он просил открыть запечатанные цокольные комнаты Таджа, чтобы доказать свою теорию, но в 2000 г. Верховный суд Индии отверг его прошение. Пурушоттам Нагеш также заявляет, что Кааба, Стоунхендж и папство тоже индуистского происхождения.

Черный Тадж-Махал

Это история о том, что шах Джахан планировал построить двойник Тадж-Махала из черного мрамора на противоположной стороне реки как свой собственный мавзолей, и эту работу начал его сын Аурангзеб после того, как заточил своего отца в крепости Агры. Интенсивные раскопки в районе Мехтаб Багх не подтвердили это предположение. Не было найдено никаких следов строительства.

Расчленение мастеров

Легенда говорит, что после окончания строительства Таджа шах Джахан приказал отрубить руки и выколоть глаза мастерам, чтоб те никогда больше не могли повторить ее. К счастью, эта история не нашла никакого исторического подтверждения.

Оседающий Тадж-Махал

Некоторые эксперты утверждают, что, по некоторым данным, Тадж-Махал медленно клонится в сторону русла реки и вызвано это изменениями в почве из-за постепенного высыхания реки Ямуна. Археологическая разведка Индии объявила имеющиеся изменения по высоте здания незначительными, добавив, что не было обнаружено никаких структурных изменений или повреждений за 70 лет с момента первого научного исследования Тадж-Махала, проведенного в 1941 г.

Шах Джахан и Мумтаз Махал

Они познакомились весной 1607 года. Юноше по имени Мухаммед Хуррам недавно исполнилось пятнадцать. Девушка по имени Арджуманд Бану Бегум была всего на несколько месяцев его моложе. Он был принцем из династии Моголов, она - его близкой родственницей, родившейся и выросшей в гареме.

Летописи Моголов утверждают, будто Мухаммед Хуррам и Арджуманд Бану полюбили друг друга с первого взгляда и навсегда. Что ж, бывает и такое… Правда, удивительно, что история этой любви произошла в XVII столетии, в империи Моголов, где религией был ислам, позволявший правителю иметь четырех жен и сколько угодно наложниц.

Мухаммед Хуррам хотел жениться на избраннице своего сердца, но смирился, когда отец объяснил ему, что первую жену принц из династии Моголов должен взять, соблюдая политическую выгоду, и только потом может жениться по любви. Им с Арджуманд Бану пришлось ждать свадьбы пять лет.

Мухаммед Хуррам и Арджуманд Бану Бегум поженились 27 марта 1612 года. Этот день как наиболее благоприятный выбрали придворные астрологи.

У принца к тому моменту было уже две жены. Обеих ему сосватали исходя из политических выгод, и обе уже успели родить ему детей. В истории они остались под именами Акрабади Махал и Кандагари Махал (Сокровище Акрабада и Сокровище Кандагара). Как только Мухаммед Хуррам заполучил свою возлюбленную Арджуманд Бану, он перестал интересоваться всеми остальными женщинами.

Описание того, как Арджуманд Бану Бегум готовили к свадьбе, завораживающе действует даже на женщин, живущих в XXI веке. Одно купание заняло два часа, причем вместо мыла использовались три чаши с различными очищающими маслами и четыре таза с отварами целебных трав. Ее омывали четырежды, натирая то маслом кокоса, то мукой из нута, то красной водой, которую получали, вымачивая сорок видов древесной коры. Натирали шафраном, стараясь, чтобы он не попал на волосы, ибо считали, что шафран может замедлить их рост. Напоследок еще раз омыли водой с лепестками роз и осушили с помощью губки. После всех этих действ кожа невесты приобрела золотистый оттенок и нежность шелка. Волосы также промывали четырежды, а потом сушили над углями, на которых были разложены ароматические вещества, чтобы коса красавицы благоухала.

Шах Джахан. Книжная иллюстрация

На облачение в свадебный наряд и макияж потребовались еще два часа и помощь множества прислужниц!

Золотых украшений невесте полагалось столько, что Арджуманд Бану Бегум с трудом могла передвигаться под их тяжестью.

Но совершенство ее лица затмевало сверкание драгоценных камней. А красота ее души затмевала красоту лица…

Придворный летописец Мотамид Хан записал, что третья жена Мухаммеда Хуррама «выделяется внешностью и характером среди всех прочих женщин». За несравненную красоту и бесчисленные добродетели ее прозвали Мумтаз Махал Бегум - «Украшение Дворца», - а ее прежнее имя было забыто как недостойное.

Астрологи не обманули: видимо, время для свадьбы и правда было выбрано идеально, потому что идеальной была вся совместная жизнь Шах Джахана и Мумтаз Махал. С каждым годом Мухаммед Хуррам влюблялся в Мумтаз Махал Бегум все сильнее. Подобная близость между супругами в персидской культуре встречалась редко, поэтому в равной степени вызывала восхищение и изумление. У него не было наложниц. Ему не нужны были никакие другие женщины. Только Мумтаз Махал. Летописец Мотамид Хан писал, что отношения принца с первой и второй женами «стали не чем иным, как видимостью брака. Близость, глубокая привязанность, внимание и забота, которыми его Величество окружал Лучшее Украшение Дворца, в тысячу раз превосходили те, которыми он удостаивал других своих жен».

Мумтаз Махал. Книжная иллюстрация

За девятнадцать лет брака Мумтаз Махал родила четырнадцать детей, семеро из которых умерли в младенчестве. Но детская смертность в те времена была высокой и на Востоке, и в Европе и не щадила ни хижин, ни дворцов. Так что смерть нескольких детей при условии, что в семье оставались наследники, воспринималась как неизбежность, а не как трагедия. Беременность не мешала Мумтаз Махал сопровождать Мухаммеда Хуррама во всех его военных походах. Ее шатер всегда стоял рядом с шатром мужа. И когда у Мухаммеда Хуррама была возможность, он всегда посещал жену, чтобы провести в ее обществе хотя бы несколько часов.

В 1627 году Мухаммед Хуррам Шах Джахан взошел на трон. Правление его стало поистине золотым веком для империи Моголов. Он не только вел завоевательные войны, постоянно расширяя территорию, но прежде всего - он возводил великолепные города, самым прекрасным из которых стал Шахджаханабад. Сейчас его называют Старый Дели. А в XVII веке это был новый, прекрасный город, куда Шах Джахан перенес столицу из древней Агры.

Меньше четырех лет Мумтаз Махал разделяла с Шахом Джаханом его власть над империей Моголов. Она по-прежнему путешествовала с Шахом Джаханом по всей стране. Во время войны с раджами Декана Мумтаз Махал снова была беременна. Шла битва, а ей пришло время рожать. Мумтах Махал в походном шатре родила мальчика, а сама скончалась на руках безутешного супруга.

После смерти жены Шах Джахан был одержим только одной идеей: построить мавзолей, достойный Мумтаз Махал. Так был создан Тадж-Махал, до сих пор являющийся главной достопримечательностью Индии.

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

ТАДЖ-МАХАЛ На берегу реки Джамны, в двух километрах от индийского города Агра, высится мавзолей Тадж-Махал, возведенный в память о нежной любви падишаха Шах-Джахана, правителя из династии Великих Моголов, к своей красавице жене Мумтаз (в девичестве - Арджуманад Бану

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

72. Тадж-Махал Тадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене -

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

НУР ДЖАХАН - ДЖАХАНГИР В середине XVI века на Севере Индии начала своё правление династия Великих Моголов, которую основал потомок Тамерлана и Чингисхана - Бабур. Третьим на престол вступил его внук Акбар Джелаль-ад-дин, который вошёл в историю как Акбар Великий

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Тадж-Махал Память о Шах-Джахане останется в веках как о человеке, создавшем во имя любви к женщине удивительный и неповторимый по своей красоте храм-усыпальницу – знаменитый Тадж-Махал. Чтобы представить этого человека и бурное время его правления, необходимо сделать

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

Шах-Джахан Этот представитель династии Великих Моголов появился на свет в Лахоре 15 января 1592 г., а покинул этот мир 22 января 1666 г. в Агре. Период его правления пришелся на отрезок между 1627 и 1658 гг.При рождении Шах-Джахану было дано другое имя, его звали принц Кхуррам. За

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Шах-Джахан На берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который в 1526–1707 годах наряду с Дели был столицей империи Великих Моголов, стоит Тадж-Махал - великолепный мавзолей, сооруженный в память о нежной любви Шах-Джахана к своей жене Мумтаз Махал. В девичестве

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Что такое Тадж-Махал? Дворец Тадж-Махал - история любви, печальная и одновременно прекрасная. Три столетия назад жил в Индии правитель по имени Шах Яхан. Любимой женой его была красивая и умная Мумтази Махал, которую Шах Яхан любил больше жизни. Сокращенное имя ее -

Из книги Я познаю мир. Чудеса света автора Соломко Наталия Зоревна

Джахангир и Нур Джахан Могольский император Акбар - великий реформатор средневековой Индии любил праздники. Именно он начал устраивать «женские базары», на которых жёны и дочери придворных торговали украшениями, тканями и всякими безделушками.На одном из таких

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Тадж-Махал - символ Индии Предание говорит, что каждое утро Шах-Джахан - индийский Великий Могол покидал свой дворец и спешил на берег Джамны. Там его на лодке переправляли к мавзолею. Именно это здание он считал делом всей своей жизни и едва мог дождаться минуты, когда в

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Где можно увидеть Тадж-Махал? Тадж-Махал – это мавзолей, который был построен в XVII веке в индийском городе Агра по приказу императора Шах-Джахана, принадлежавшего к династии Великих Моголов. При их правлении в Индии было создано большое количество великолепных, полных

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Мавзолей Тадж-Махал в Агре 1874–1876. Государственная Третьяковская галерея, МоскваИз индийского путешествия 1874–1876 годов Верещагин привез около 50 этюдов. Его поразила яркая экзотическая культура Индии. Этюд, изображающий знаменитый Тадж-Махал в Агре, выглядит как

Из книги автора

Что такое Тадж-Махал? Дворец Тадж-Махал – памятник истории любви, печальной и одновременно прекрасной.Три столетия назад жил в Индии правитель по имени Шах Яхан. Любимой женой его была красивая и умная Мумтази Махал, которую Шах Яхан любил больше жизни. Сокращенное имя ее

История великой любви: Шах-Джахан и Мумтаз-Махал

Каждый год Тадж-Махал в Индии посещает около пяти миллионов туристов. Создание величайшего сооружения на Земле связано с именем Шах-Джахана, внука великого могола Акбара.

Имя Шах-Джахан, которое означает «правитель мира», дал любимому своему сыну Хурраму его отец. Еще в юном возрасте мальчик был помолвлен с Мумтаз-Махал, но так совпало, что они полюбили друг друга. И их любовь прошла испытание вечностью…

У Шах-Джахана был большой гарем, но для него не существовало других женщин, кроме Мумтаз-Махал. Да, у него были дети и от других жен, но его чувства к этим женщинам не шли ни в какое сравнение с его большой любовью к «избраннице дворца» - именно так переводится имя Мумтаз-Махал. Тот факт, что они были очень близки, зафиксирован во всех дворцовых хрониках, что необычно для восточного мира. Ведь у мусульман проповедуется разная любовь: любовь к Богу, к повелителю, к стране, - но не романтическая.

Счастье влюбленных длилось недолго. В одной из отдаленных провинций вспыхнуло восстание, и Шах-Джахан отправился его подавлять. Во всех походах Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа. Но этот поход давался ей очень трудно - она была беременна. Роды проходили очень тяжело, и 17 июня 1631 года после рождения своего четырнадцатого ребенка она скончалась.

Горе Шах-Джахана невозможно описать словами. Он не выходил из своих покоев 8 дней, ничего не ел и ни с кем не разговаривал. За это время он очень постарел и поседел.

История создания Тадж-Махала


По легенде, незадолго до смерти Мумтаз-Махал попросила мужа построить самый красивый мавзолей в мире. Это было единственным, что теперь мог сделать Шах-Джахан для своей любимой…

Строительство Тадж-Махала началось в 1632 году через шесть месяцев после смерти Мумтаз-Махал и продлилось двенадцать лет. На этот проект ушли огромные средства. Тадж-Махал - самое дорогое из когда-либо построенных сооружений. На строительство было потрачено около 32 миллионов рупий, что в настоящее время сопоставимо с миллиардами евро. Для облицовки здания использовался самый чистый мрамор в мире, который добывали в провинции Раджастан. Шах-Джахан запретил использовать этот мрамор на других стройках индийской империи.

Из-за строительства в стране начался голод: часть зерна, которая предназначалась провинциям, была отправлена на стройку, чтобы обеспечить питанием рабочих.

Строительство Тадж-Махала завершилось в 1643 году. После этого правление Шах-Джахана продолжалось еще довольно долго - до 1658 года. Но его нельзя было назвать успешным. Империя оказалась в очень тяжелой экономической ситуации. Сын Шах-Джахана и Мумтаз-Махал лишил отца власти. Остаток жизни Шах-Джахан провел в Красном форте, из окна которого он постоянно смотрел на усыпальницу женщины, ставшей любовью всей его жизни… Похоронен великий правитель моголов рядом со своей любимой женой.

Секреты строительства Тадж-Махала

Тадж-Махал поражает своей красотой вот уже более трехсот лет. Его по праву можно назвать одним из самых грандиозных сооружений за всю историю человечества. Идеи и решения, которые были использованы при его строительстве, просто поражают воображение! Особенно если учесть, что Тадж-Махалу уже несколько веков. Но он идеален по своей красоте и точности. Где же находится Тадж-Махал и почему его стоит посетить?

  • Тадж-Махал находится в городе Агра (примерно 250 км от Дели) на берегу реки Джамна. Это место не было самым удобным для строительства такого сооружения: грунт неустойчивый из-за близости воды. Поэтому была использована уникальная технология, которой пользуются и сейчас только в несколько измененном виде (например, использование свай при строительстве небоскребов в ОАЭ).

Рабочие выкопали глубокие колодцы, которые проходили через слой грунтовых вод. Эти колодцы заполнили камнями и известковым раствором. На этом фундаменте воздвигли каменные колонны, связанные друг с другом арками. На эту конструкцию была помещена фундаментная плита здания.

  • При проектировании Тадж-Махала были использованы некоторые оптические иллюзии. Чтобы попасть на территорию Тадж-Махала, нужно пройти арку входных ворот, через которую посетитель первый раз видит здание. По мере приближения к арке кажется, что Тадж-Махал удаляется. И наоборот, когда посетитель уходит, то видит через арку, как будто сооружение приближается. Тем самым создается эффект, что человек уносит Тадж-Махал с собой.
  • Кажется, что удивительно красивые минареты Тадж-Махала расположены строго вертикально. Но и здесь не обошлось без оптического трюка! На самом деле они слегка отклонены в стороны от здания. Если бы они стояли строго вертикально, то казалось бы, что они склоняются к мавзолею. Но в выбранном наклоне скрыто и еще одно преимущество. При землетрясении минареты обрушились бы в стороны от Тадж-Махала, не задев его.
  • Тадж-Махал сочетает в себе лучшие элементы мемориалов, построенных ранее представителями династии моголов: минареты, купол, четыре угловые башни и четыре портала.
  • Гробница, которая находится под главным куполом Тадж-Махала - это не настоящее место захоронения Мумтаз-Махал. Настоящая ее гробница расположена в секретном мраморном зале под мавзолеем. Это было сделано для того, чтобы покой «избранницы дворца» никто не потревожил. В Коране сказано, что нельзя нарушать покой умершего.

Пьетра дура

Отделка внутри Тадж-Махала выполнена по технике Пьетра дура, которая попала в Индию из Италии. Удивительные каменные цветы из самоцветов украшают стены залов и другие элементы здания. Поэтому Тадж-Махал внутри похож на шкатулку для драгоценностей.

В настоящее время в индийских мастерских можно увидеть это искусство резки по камню. А технология за последние несколько веков совершенно не изменилась.

Религиозный символизм Тадж-Махала

Тадж-Махал изображает земную и загробную жизнь в соответствии с представлениями ислама. Весь комплекс делится на 2 части. Земная часть состоит из базаров и караван-сараев, а загробная - из райского сада и мавзолея. Пруд и входные ворота, расположенные между этими двумя частями, символизируют переход из одного мира в другой.

Также очень символично цветовое оформление Тадж-Махала. Строения земной части выполнены из красного песчаника. Белый цвет используется только для мавзолея и символизирует духовность и веру.

В мавзолее находятся восемь залов, которые символизируют описанные в Коране восемь ворот рая и один центральный - в нем расположена гробница Мумтаз-Махал.

Что нужно знать туристам

Весь комплекс обнесен надежной стеной, а на входе производится тщательная проверка посетителей на наличие запрещенных вещей: еды, зажигалок, сигарет, жевательной резинки, мобильных телефонов. Так что лучше оставить их в гостинице.

Фото: Википедия,Muhammad Mahdi Karim, Vetra,