Н головин моя первая русская история читать. Мудрая княгиня Ольга. Другие книги схожей тематики

Максим Горький. Мещане

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Бессеменов, Василий Васильев, 58 лет, зажиточный мещанин, старшина

малярного цеха.

Акулина Ивановна, жена его, 52 года.

Петр, бывший студент, 26 лет; Татьяна, школьная учительница, 28 лет,

его дети.

Нил, воспитанник Бессеменова, машинист, 27 лет.

Перчихин, дальний родственник Бессеменова, торговец певчими птицами,

Поля, его дочь, швейка, работает в семьях поденно, 21 год.

Елена Николаевна Кривцова, вдова смотрителя тюрьмы, живет на квартире

у Бессеменовых, 24 года.

Тетерев, певчий; Шишкин, студент, нахлебники у Бессеменовых.

Цветаева, учительница, подруга Татьяны, 25 лет.

Степанида, кухарка.

Баба с улицы.

Мальчишка, маляр.

Место действия - маленький провинциальный город.

ОБСТАНОВКА

Комната в зажиточном мещанском доме. Ее правый угол отрезан двумя

глухими переборками; они выступают в комнату прямым углом и, стесняя задний

план ее, образуют на переднем еще маленькую комнату, отделенную от большой

деревянной аркой. В арке протянута проволока, на ней висит пестрый занавес.

В задней стене большой комнаты - дверь в сени и другую половину дома, где

помещается кухня и комнаты нахлебников. Слева от двери - огромный, тяжелый

шкаф для посуды, в углу сундук, справа - старинные часы в футляре. Большой,

как луна, маятник медленно качается за стеклом, и, когда в комнате тихо,

слышится его бездушное - да, так! да, так! В левой стене - две двери: одна

в комнату стариков, другая - к Петру. Между дверями печь, облицованная

белыми изразцами. У печи - старый диван, обитый клеенкой, пред ним -

большой стол, на котором обедают, пьют чай. Дешевые венские стулья с

тошнотворной правильностью стоят у стен. Слева же у самого края сцены -

стеклянная горка, в ней - разноцветные коробочки, пасхальные яйца, пара

бронзовых подсвечников, ложки чайные и столовые, несколько штук серебряных

стаканчиков, стопок. В комнате за аркой, у стены против зрителя - пианино,

этажерка с нотами, в углу кадка с филодендроном. В правой стене - два окна,

на подоконниках - цветы, у окон - кушетка, около нее - у передней стены -

маленький стол.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Вечер, около пяти часов. В окна смотрит осенний сумрак. В большой

комнате - почти темно. Татьяна, полулежа на кушетке, читает книгу, Поля у

стола - шьет.

Татьяна (читает). "Взошла луна. И было странно видеть, что от нее,

такой маленькой и грустной, на землю так много льется серебристо-голубого,

ласкового света"...

(Бросает книгу на колени себе.) Темно.

Поля. Зажечь лампу?

Поля. Как это хорошо написано! Просто так... и грустно... за душу

берет... (Пауза.) Ужасно хочется знать - какой конец? поженятся они - иль

Татьяна (с досадой). Не в этом дело...

Поля. А я бы такого не полюбила... нет!

Татьяна. Почему?

Поля. Скучный он... И всё жалуется... Неуверенный потому что...

Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни...

Татьяна (негромко). А... Нил - знает?

Поля (уверенно). Он знает!

Татьяна. Что же?

Поля. Я... не могу вам это рассказать... так просто, как он говорит...

Но только - дурным людям... злым и жадным - плохо будет от него! Не любит

Татьяна. Кто - дурен? И кто - хорош?

Поля. Он Знает!.. (Татьяна молчит, не глядя на Полю. Поля, улыбаясь,

берет книгу с ее колен.) Хорошо это написано! Она очень уж

привлекательная... такая прямая, простая, душевная! Вот как видишь

женщину-то, в милом образе описанную, так и сама себе лучше кажешься...

Татьяна. Какая наивная... смешная ты, Поля! А меня - раздражает вся

эта история! Не было такой девушки! И усадьбы, и реки, и луны - ничего

такого не было! Всё это выдумано. И всегда в книгах описывают жизнь не

такой, какая она на самом деле... у нас, у тебя, например...

Поля. Пишут про интересное. А в нашей жизни - какой интерес?

Татьяна (не слушая, с раздраженьем). Мне часто кажется, что книги

пишут люди... которые не любят меня и... всегда спорят со мной. Как будто

они говорят мне: это лучше, чем ты думаешь, а вот это - хуже...

Поля. А я думаю, что все писатели непременно добрые... Посмотрела бы я

на писателя!..

Татьяна (как бы сама с собою). Дурное и тяжелое они изображают не так,

как я его вижу... а как-то особенно... более крупно... в трагическом тоне.

А хорошее - они выдумывают. Никто не объясняется в любви так, как об этом

пишут! И жизнь совсем не трагична... она течет тихо, однообразно... как

большая мутная река. А когда смотришь, как течет река, то глаза устают,

делается скучно... голова тупеет, и даже не хочется подумать - зачем река

Поля (задумчиво глядя пред собой). Нет, Я бы посмотрела на писателя!

Вы читали, а я нет-нет да в подумаю - какой он? Молодой? старый? брюнет?..

Татьяна. Кто?

Поля. Вот этот писатель...

Татьяна. Он умер...

Поля. Ах... жалко как! Давно? Молодой?

Татьяна. Средних лет. Он пил водку...

Поля. Бедненький... (Пауза.) И почему это - умные люди пьянствуют? Вот

этот, нахлебник ваш, певчий... он ведь умный, а - пьет... почему это?

Татьяна. Жить скучно...

Петр (заспанный, выходит из своей комнаты). Экая тьма! Кто это сидит?

Поля. Я... и Татьяна Васильевна...

Петр. Что ж вы огонь не зажжете?

Поля. Мы сумерничаем...

Петр. В мою комнату от стариков запах деревянного масла проходит...

Должно быть, от этого во сне видел, будто плыву по какой-то реке, а вода в

ней густая, как деготь... Плыть тяжело... и я не знаю - куда надо плыть...

и не вижу берега. Попадаются мне какие-то обломки, но когда я хватаюсь за

них - они рассыпаются в прах... гнилые, трухлявые. Ерунда... (Насвистывая,

шагает по комнате.) Пора бы чай пить:

Поля (зажигая лампу). Пойду, похлопочу... (Уходит.)

Петр. По вечерам у нас в доме как-то особенно... тесно и угрюмо. Все

эти допотопные вещи как бы вырастают, становятся еще крупнее, тяжелее... и,

вытесняя воздух, - мешают дышать. (Стучит рукой в шкаф.) Вот этот чулан

восемнадцать лет стоит на одном месте... восемнадцать лет... Говорят -

жизнь быстро двигается вперед, а вот шкафа этого она никуда не подвинула ни

на вершок... Маленький я не раз разбивал себе лоб о его твердыню... и

теперь он почему-то мешает мне. Дурацкая штука... Не шкаф, а какой-то

символ... чёрт бы его взял!

Татьяна. Какой ты скучный, Петр... Тебе вредно жить так...

Петр. Как это?

Татьяна. Ты нигде не бываешь... только наверху у Лены... каждый вечер.

И это очень беспокоит стариков... (Петр, не отвечая, ходит и свищет.)

Знаешь - я стала сильно уставать... В школе меня утомляет шум и

беспорядок... здесь - тишина и порядок. Хотя у нас стало веселее с той

поры, как переехала Лена. Да-а, я очень устаю! А до праздников еще

далеко... Ноябрь... Декабрь. (Часы бьют, шесть раз.)

Бессеменов (высовывая голову из двери, своей комнаты). Засвистали

козаченьки! Прошение-то, поди-ка, опять не написал?

Петр. Написал, написал...

Бессемёнов. Насилу-то удосужился... эхе-хе!

(Скрывается.)

Татьяна. Какое это прошение?

Петр. О взыскании с купца Сизова 17 р. 50 к. за окраску крыши на

Акулина Ивановна (выходит с лампой). А на дворе-то опять дождик пошел.

(Подходит к шкафу, достает из него посуду и накрывает на стол.). Холодно у

нас чего-то. Топили, а холодно. Старый дом-то... продувает... охо-хо! А

отец-то, ребятишки, опять сердитый... поясницу, говорит, ломит у него. Тоже

старый... а всё неудачи да непорядки... расходы большие... забота.

Татьяна (брату). Ты вчера у Лены сидел?..

Петр. Да...

Татьяна. Весело было?

Петр. Как всегда... пили чай, пели... спорили...

Татьяна. Кто с кем?

Петр. Я с Нилом и Шишкиным.

Татьяна. По обыкновению...

Петр. Да. Нил восторгался процессом жизни... ужасно он раздражает

меня... проповедью бодрости, любви к жизни... Смешно! Слушая его, начинаешь

представлять себе эту никому не известную жизнь... чем-то вроде

американской тетушки, которая вот-вот явится и осыплет тебя разными

благами... А Шишкин проповедовал пользу молока и вред табака... да уличал

меня в буржуазном образе мыслей.

Татьяна. Всё одно и то же...

Петр. Да, по обыкновению...

Татьяна. Тебе... очень нравится Лена?

Петр. Н-ничего... она славная... веселая...

Акулина Ивановна. Вертушка она! Зряшная ее жизнь! Каждый божий день

гости у нее, чаи да сахары... пляс да песня... а вот умывальника купить

себе не может! Из таза умывается да на пол воду хлещет... дом-то гноит...

Татьяна. А я вчера была в клубе... на семейном вечере. Член городской

управы Сомов, попечитель моей школы, едва кивнул мне головой... да. А когда

в зал вошла содержанка судьи Романова, он бросился к ней, поклонился, как

губернаторше, и поцеловал руку:

Акулина Ивановна. Экой бесстыдник, а? Где бы взять честную девушку под

ручку да уважить ее, поводить ее по зале-то вальяжненько, на людях-то...

Татьяна (брату). Нет, ты подумай! Учительница, в глазах этих людей,

заслуживает меньше внимания, чем распутная, раскрашенная женщина...

Петр. Не стоит замечать таких... пошлостей... Нужно ставить себя

выше... А она хоть и распутная, но не красится...

Акулина Ивановна. Ты почем знаешь? Лизал ей щеки-то? Сестру обидели, а

он за обидчицу заступается...

Петр. Мамаша! Будет вам...

Татьяна. Нет, при матери совершенно нельзя говорить: (За дверью в сени

слышны тяжелые шаги.)

Акулина Ивановна. Ну-ну! Окрысились... Ты бы, Петр, чем шаги-то

вышагивать, самовар втащил... а то Степанида жалуется - тяжело, дескать...

Степанида (вносит самовар, ставит его на пол около стола и,

выпрямившись, задыхаясь, говорит хозяйке). Ну, и как вам будет угодно, а

только опять говорю - сил моих нет лешего этакого таскать, - ноженьки

подламываются...

Акулина Ивановна. Что же - особого человека нанять прикажешь?

Степанида. Как хотите! Пускай певчий носит - что ему? Петр Васильич,

поставь на стол самовар, ей-ей, мочи нет!

Петр. Ну, давай... эх!

Степанида. Спасибо. (Уходит.)

Акулина Иванова. В самом деле, Петя, скажи-ка ты певчему-то, пусть бы

он самовар-от подавал? Право...

Татьяна (тоскливо вздыхает). О боже мой...

Петр. А не сказать ли ему, чтоб он воду носил, полы мыл, трубы чистил

и, кстати уж, белье стирал?

Акулина Ивановна (с досадой отмахивается от него рукой). Что зря

говоришь? Всё это своим порядком и без него делают... А самовар внести...

Петр. Мамаша! Каждый вечер вы поднимаете сей роковой вопрос - вопрос о

том, кому носить самовар. И поверьте, что вопрос этот пребудет

неразрешенным до поры, пока вы не наймете дворника...

Акулина Ивановна. На кой шут он нужен, дворник? Отец сам двор

убирает...

Петр. И это называется - скряжничеством. А скряжничать нехорошо, имея

в банке...

Акулина Ивановна. Ш-ш! Нишкни! Отец услышит - он те задаст банк! Ты в

банк-то деньги вложил?

Петр. Послушайте!

Татьяна (вскакивая). Петр, да оставь хоть ты... ведь терпения не

хватает...

Петр (подхода к ней). Ну, не кричи! Незаметно для себя втягиваешься в

эти споры...

Акулина Ивановна. Застонали! Слова сказать матери-то нельзя...

Петр. Изо дня в день - одно и то же... На душу от этих прений садится

какая-то копоть, ржавчина...

Акулина Ивановна (кричит в дверь своей комнаты). Отец! Иди чай пить...

Петр. Когда истечет срок моего отлучения от университета, я уеду в

Москву и, как прежде, буду приезжать сюда на неделю, не больше. За три года

университетской жизни я отвык от дома... от всего этого крохоборства и

мещанской суеты... Хорошо жить одному, вне прелестей родного крова!..

Татьяна. А мне вот некуда ехать...

Петр. Я говорю тебе - поезжай на курсы...

Татьяна. Ах, зачем мне курсы? Я жить, жить я хочу, а не учиться...

Акулина Ивановна (снимая чайник с самовара, обожгла руку и

вскрикивает). Ах, пострели те горой!

Татьяна (брату). И я не знаю, не представляю - что значит жить? Как я

могла бы жить?

Петр (задумчиво). Н-да, жить надо умеючи... осторожно...

Бессеменов (выходит из своей комнаты, и, оглядев детей, садится ее

стол). Нахлебников звали?

Акулина Ивановна. Петя! Позови-ко...

(Петр уходит. Татьяна идет к столу.)

Бессемёнов. Опять пиленого сахару купили? Сколько раз я говорил...

Татьяна. Ну, не всё ли равно, папаша?

Бессемёнов. Я говорю не тебе, а матери. Тебе, я знаю, всё равно...

Акулина Ивановна. Всего фунт купила я, отец. Целая голова есть, только

не успели

Бессемёнов. Я не сержусь... Я говорю пиленый сахар тяжел и не сладок,

стало быть, невыгоден. Сахар всегда нужно покупать головой... и колоть

самим. От этого будут крошки, а крошки в кушанье идут. И сахар самый он

легкий, сладкий... (Дочери.) Ты чего морщишься да вздыхаешь?

Татьяна. Ничего, ничего... так...

Бессемёнов. А коли ничего, так незачем и вздыхать. Неужто отцовы слова

так тяжело слушать? Не для себя ради, а для вас же, молодых, говорим. Мы

свое прожили, вам - жить. А когда глядишь на вас, то не понимаешь, как,

собственно, вы жить думаете? К чему у вас намерения? Наш порядок вам не

нравится, это мы видим, чувствуем... а какой свой порядок вы придумали? Вот

он, вопрос? Н-да...

Татьяна. Папаша! Подумайте, который раз говорите вы мне это?

Бессемёнов. И еще, и без конца, до гроба говорить буду! Ибо -

обеспокоен я в моей жизни. Вами обеспокоен... Зря, не подумавши хорошо,

пустил я вас в образование... Вот - Петра выгнали, ты - в девках сидишь...

Татьяна. Я работаю... я...

Бессемёнов. Слыхал. А кому польза от этой работы? Двадцать пять рублей

твои - никому не надобны и тебе самой. Выходи замуж, живи законным

порядком, - я сам тебе пятьдесят в месяц платить буду...

Акулина Ивановна (все время разговора отца с дочерью беспокойно

вертится на стуле, несколько раз пытается что-то сказать и, наконец,

ласково спрашивает). Отец! Ватрушечки... не хочешь ли? От обеда остались...

Бессемёнов (оборачиваясь к ней, смотрит на нее сначала сердито и

потом, улыбаясь в бороду, говорит). Ну, тащи ватрушки... тащи... Эхе-хе!

(Акулина Ивановна бросается к шкафу, а Бессемёнов говорит дочери.) Видишь,

мать-то, как утка от собаки птенцов своих, вас от меня защищает... Все

дрожит, все боится, как бы я словом-то не ушиб вас... Ба, птичник! Явился,

пропащий!

Перчихин (является в дверях, за ним молча входит Поля). Мир сему дому,

хозяину седому, хозяйке-красотке, чадам их любезным - во веки веков!

Бессемёнов. У тебя опять разрешение вина?

Перчихин. С горя!

Бессемёнов. С какого это?

Перчихин (рассказывает, здороваясь). Зяблика продал сегодня... Три

года держал птицу, тирольской трелью пела, - продал! Почувствовал себя за

этот поступок низким человеком и - растрогался. Жаль птицу, привык...

(Поля, улыбаясь, кивает отцу головой.)

Бессемёнов. А зачем продавал, коли так.

Перчихин (придерживаясь за спинки стульев, ходит вокруг стола). Цену

хорошую дали...

Акулина Ивановна. А что тебе деньги? Все равно зря промотаешь...

Перчихин (усаживаясь). Верно, мать! Деньги мне не к рукам... верно!

Бессемёнов. Значит, опять-таки не было резона продавать...

Перчихин. Был резон. Слепнуть стала птица... стало быть, скоро

Бессемёнов (усмехаясь). Ты однако не совсем дурак...

Перчихин. Рази я это от ума поступил? Это от низости натуры моей...

(Петр и Тетерев входят.)

Татьяна. А Нил где?

Петр. Ушел с Шишкиным на репетицию.

Бессемёнов. Где это они играть хотят?

Петр. В манеже. Спектакль для солдат.

Перчихин (Тетереву). Божьей дудке - почтение! Синиц ловить идем, дядя?

Тетерев. Можно. А когда?

Перчихин. Хоть завтра.

Тетерев. Не могу. Покойник есть...

Перчихин. До обедни?

Тетерев. Могу. Заходи. Акулина Ивановна! А не осталось ли чего-нибудь

от обеда? Каши или в этом роде чего-либо?..

Акулина Ивановна. Изволь, батюшка, есть. Поля, принеси-ка там...

(Поля уходит.)

Тетерев. Премного благодарен. Ибо сегодня, как вам это известно, не

обедал я по случаю похорон и свадьбы...

Акулина Ивановна. Знаю, знаю...

(Петр, взяв налитый стакан, уходит в комнату за аркой, сопровождаемый

испытующим взглядом отца и недружелюбным Тетерева. Несколько секунд все

пьют и едят молча.)

Бессемёнов. А хорошо ты, Терентий Хрисанфович, заработаешь в этом

месяце. Почти каждый день покойник.

Тетерев. Везет... ничего.

Бессемёнов. И свадьбы часто...

Тетерев. И женятся усердно...

Бессемёнов. Вот накопи деньжат, да и сам женись.

Тетерев. Не хочется...

(Татьяна уходит к брату, и между ними начинается тихая беседа.)

Перчихин. Не женись, не надо! Нашему брату, чудаку, женитьба ни к

чему. Лучше пойдем снегирей ловить...

Тетерев. Согласен...

Перчихин. Расчудесное это занятие - снегирей ловить! Только что снег

выпал, земля словно в пасхальную ризу одета... чистота, сияние и кроткая

тишина вокруг. Особенно ежели день солнечный - душа поет от радости! На

деревьях еще осенний лист золотом отливает, а уж ветки серебрецом снежка

пухлого присыпаны... И вот на этакую умилительную красоту - гурлы! гурлы! -

вдруг с небес чистых стайка красных птичек опустится, цви! цви! цви! И

словно маки расцветут. Толстенькие эдакие пичужки, степенные, вроде

генералов. Ходят и ворчат и скрипят - умиление души! Сам бы в снегиря

обратился, чтобы с ними порыться в снегу... эх!..

Бессемёнов. Глупая птица, снегирь.

Перчихин. Я сам глупый...

Тетерев. Рассказано хорошо...

Акулина Ивановна (Перчихину). Младенец ты...

Перчихин. Люблю птичек ловить! Что есть на свете лучше певчей птицы?

Бессемёнов. А ловить ее, птицу-то, грех. Знаешь?

Перчихин. Знаю. Но ежели люблю? И ничего кроме делать не умею. Я так

полагаю, что всякое дело любовью освящается...

Бессемёнов. Всякое?

Перчихин. Всякое!

Бессемёнов. А ежели кто любит чужую собственность прикарманивать?

Перчихин. Это уж будет не дело, а воровство.

Бессемёнов. Мм... Оно пожалуй...

Акулина Ивановна (зевая). Охо-хо! Скушно что-то... И как это по

вечерам скушно всегда... Хоть бы ты, Терентий Хрисанфович, гитару свою

принес да поиграл бы...

Тетерев (спокойно). При найме мною квартиры, достопочтенная Акулина

Ивановна, я не брал на себя обязанности увеселять вас...

Акулина Ивановна (не разобрав). Как ты сказал?

Тетерев. Громко и внятно.

Бессемёнов (с удивлением и досадой). Смотрю я на тебя,

Терентий Хрисанфович, и дивуюсь. Человек ты... извини за выражение,

совсем... никудышный - никчёмный, но гордость в тебе - чисто барская.

Откуда бы?

Тетерев (спокойно). Врожденная...

Бессемёнов. Чем же ты гордишься-то, скажи на милость?

Акулина Ивановна. Так это он - чудачит все. Какая в нем гордость может

Татьяна. Мама!

Акулина Ивановна (встрепенувшись). А? Ты что?

(Татьяна укоризненно качает головой.)

Акулина Ивановна. Али я опять что не так сказала? Ну, ин буду

молчать... Бог с вами!

Бессемёнов (обиженный). Ты, мать, осторожнее выражай свои мысли. Мы

живем среди лиц образованных. Они на все могут навести критику с точки

науки и высших свойств ума. А мы с тобой люди старые, глупые...

Акулина Ивановна (миролюбиво). Что уж там! Конечно уж... они ведь

Перчихин. А это ты, брат, верно сказал. Хоть и в шутку, а верно...

Бессемёнов. Я не в шутку...

Перчихин. Погоди! Старики - действительно глупый народ...

Бессемёнов. Особенно как на тебя посмотришь.

Перчихин. Я - не в счет. Я даже так полагаю: не было бы стариков - не

было бы и глупости... Старый человек думает, как сырое дерево горит, -

больше чаду, чем огня...

Тетерев (улыбаясь). Одобряю...

(Поля ласково смотрит на отца и гладит его плечо рукой.)

(Петр и Татьяна, прерывая свою беседу, с улыбкой смотрят на

Перчихина.)

Перчихин (воодушевленно болтает). Старики, главное дело, упрямые! Он,

старик, и видит, что ошибся, и чувствует, что ничего не понимает, но

сознаться в том - не может. Гордость! Жил, дескать, жил, одних штанов,

может, сорок штук износил и вдруг - понимать перестал! Как так? Обидно! Ну,

он свое и долбит - я стар, я прав. А куда уж? Ум стал тяжелый у него... А у

молодых - ум быстрый, легкий...

Бессемёнов (грубо). Ну, ты заврался однако... Ты вот что мне скажи:

коли мы глупы, стало быть - надо нас учить уму-разуму?

Перчихин. Где там? В камни стрелять - стрелы терять...

Бессемёнов. Погоди, не перебивай! Я постарше тебя. Я говорю: чего же

быстрые-то умы по углам от нас, стариков, разбегаются, да оттуда смешные

рожи показывают, а говорить с нами не хотят? Вот ты и подумай... И я пойду

подумаю... один, коли глуп я для вашей компании. (с шумом отодвигает свой

стул и в дверях своей комнаты говорит)... образованные мои дети...

Перчихин (Петру и Татьяне). Ребятишки! Вы чего старика обижаете?

Поля (улыбаясь). Да это ты его обидел...

Перчихин. Я? в жизнь ни разу никого не обижал...

Акулина Ивановна. Эх, братцы! Нехорошо у нас... За что старика

обидели? Все надутые, все недовольные... а он - стар, ему покой нужен...

его уважать надо бы... Ведь отец... Пойду к нему. Палагея, ты вымой

посуду-то...

Татьяна (подходя к столу). И за что на нас рассердился отец?

Акулина Ивановна (в дверях). А ты больше бегай от него... умная!

(Поля моет посуду, а Тетерев, облокотясь о стол, тяжелым взглядом

смотрит ей в лицо. Перчихин идет к Петру и присаживается у стола. Татьяна

медленно уходит в свою комнату.)

Поля (Тетереву). Вы что смотрите на меня... так?

Тетерев. Так...

Перчихин. О чем думаешь, Петя?

Петр. Куда бы уйти...

Перчихин. Давно я хочу тебя спросить, скажи ты мне, пожалуйста: что

такое канализация?

Петр. Ну, зачем тебе? Рассказывать это так, чтоб ты ясно понял, -

долго... и скучно...

Перчихин. А ты сам-то знаешь все-таки?

Петр. Знаю...

Перчихин (недоверчиво глядя в лицо Петра). Мм...

Поля. Как долго не идет Нил Васильевич...

Тетерев. Какие у вас хорошие глаза...

Поля. Вы это и вчера говорили.

Тетерев. Скажу и завтра...

Поля. Зачем?

Тетерев. А не знаю... Вы, может быть, думаете, что я влюблен в вас?

Поля. Господи! Ничего я не думаю.

Тетерев. Ничего? Жаль? Вы подумайте...

Поля. Да... о чем?

Тетерев. Ну, хоть бы о том, чего ради я пристаю к вам? Подумайте и

скажите мне...

Поля. Какой вы чудак!

Тетерев. Знаю... Вы говорили мне это. Я тоже повторю вам - уходите

отсюда! Вам вредно бывать в этом доме... уходите!

Петр. Вы объясняетесь в любви? Может быть, мне уйти?

Тетерев. Нет, не беспокойтесь! Я не считаю вас предметом

одушевленным...

Петр. Неостроумно...

Поля (Тетереву). Какой вы задира!

(Тетерев отходит в сторону и внимательно прислушивается к разговору

Петра и Перчихина.)

Татьяна (выходит из своей комнаты, кутаясь в шаль, садится за пианино

и спрашивает, разбирая ноты). Нил еще не пришел?

Поля. Нет...

Перчихин. Скушновато... Да, вот что, Петя: прочитал я прошлый раз в

листке, будто в Англии летающие корабли выстроены. Корабль будто как

следует быть, но ежели сел ты на него, надавил эдакую кнопку - фию! Сейчас

это поднимается он птицей под самые под облаки и уносит человека неизвестно

куда... Будто очень многие англичаны без вести пропали. Верно это? Петя?

Петр. Ерунда!

Перчихин. А печатают...

Петр. Мало ли ерунды печатают.

Перчихин. Много разве?

(Татьяна тихо наигрывает что-то грустное.)

Петр (c досадой). Конечно, много!

Перчихин. Ты не сердись. И что это, в самом деле, все вы, молодые, на

нас, подержанных людей, свысока глядите? И даже никак говорить не желаете?

домой пойдешь?

Поля. Вот уберусь только... (Выходит из комнаты, сопровождаемая

взглядом Тетерева.)

Перчихин. Н-да... Забыл ты, Петя, как мы с тобой, бывало, чижиков

ловили. В ту пору любил ты меня...

Пётр. Я и теперь...

Перчихин. Вижу, чувствую... как ты теперь!

Пётр. Я в то время леденцы и пряники любил, а теперь в рот не беру...

Перчихин. Понимаю... Дядя Терентий! Идем пиво пить?

Тетерев. Не расположен...

Перчихин. Ну, я один. В кабачке - весело. В кабачке - просто. А у вас

С тоски помрешь, не в комплимент вам будь сказано. Ничего вы не

делаете... никаких склонностей не имеете... А то давайте в карты играть? В

свои козыри? Как раз четверо... (Тетерев смотрит на Перчихина и улыбается.)

Не желаете? Ну, воля ваша... Стало быть, прощайте! (Подходя к Тетереву,

щелкает себя по горлу.) Идем?

Тетерев. Нет...

(Перчихин уходит, безнадежно махая рукой. Несколько секунд тишины.

Отчетливо слышны тихие ноты пьесы, которую медленно разбирает Татьяна.

Петр, лежа на кушетке, вслушивается и насвистывает мелодию. Тетерев встает

со стула и ходит по комнате. В сенях, за дверью, с громом падает что-то

железное - ведро или самоварная труба. Слышен голос Степаниды: "Куда те

чёрт понес"...)

Татьяна (не прерывая игры). Как долго Нил не приходит...

Петр. Никто не идет...

Татьяна. Ты ждешь Елену?..

Петр. Кого-нибудь...

Тетерев. Никто к вам не придет...

Татьяна. Какой вы всегда мрачный...

Тетерев. Никто не придет к вам, ибо у вас нечего взять...

Петр. Так говорит Терентий Богословский...

Тетерев (настойчиво). Замечаете ли вы, что у пьяненького, подержанного

птичника - жив дух и жива душа его, тогда как вы оба, стоя на пороге жизни,

Полумертвы?

Петр. А вы? Вы о себе какого мнения?

Татьяна (вставая со стула). Господа, оставьте! Ведь уж это было, было!

Вы спорили об этом...

Петр. Мне нравится ваш стиль, Терентий Хрисанфович... И нравится ваша

роль - роль судьи всех нас... Но я желал бы понять - почему именно эту роль

вы играете... Вы говорите всегда так, точно читаете нам акафист за

Тетерев. Таковых акафистов не бывает...

Петр. Ну, все равно. Я хочу сказать - вот вы не любите нас...

Тетерев. Очень...

Петр. Спасибо за откровенность.

(Входит Поля.)

Тетерев. Кушайте на здоровье.

Поля. Чем вы угощаете?

Татьяна. Дерзостями...

Тетерев. Правдой...

Поля. А я хочу идти в театр... Не пойдет ли кто со мной?

Тетерев. Я...

Петр. Что сегодня?

Поля. "Вторая молодость"... Идемте,

Татьяна Васильевна?

Татьяна. Нет... Я в этот сезон едва ли буду ходить в театр. Надоело.

Меня злят, раздражают все эти драмы с выстрелами, воплями, рыданиями.

(Тетерев ударяет пальцем по клавише пианино, и по комнате разливается

густой, печальный звук.) Все это неправда. Жизнь ломает людей без шума, без

криков... без слез... незаметно...

Петр (угрюмо). Разыгрывают драмы на тему о страданиях любви, и никто

не видит тех драм, которые терзают, душу человека, стоящего между "хочу" и

В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин – нахлебники;

Елена Николаевна Кривцова – молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая в доме комнаты, и Степанида – кухарка, выполняющая в доме всю черную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника Бессеменова Перчихина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учительница, подруга Татьяны.

Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали слишком “образованными” и потому гордыми. Это мешает им жить. Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр – выгодно жениться и работать на приумножение богатства отца. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не хотят жить “по-отцовски”, сколько просто не могут из-за своей ослабленной воли, потери интереса к жизни и т. д. Образование действительно не пошло им на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанских корней.

В этом главная трагедия семьи Бессеменовых. В случае с Петром, по мнению Тетерева, выполняющего в пьесе своеобразную роль резонера, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр оставит Кривцову, в которую пока влюблен против воли родителей, неизбежно пойдет по пути отца и тоже станет примерным мещанином. В случае с Татьяной, которая безнадежно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей, – вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой противоречия между своими мещанскими корнями и новыми веяниями времени.

Эти веяния отчетливей всех выражает Нил, наиболее “прогрессивный” герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление. В то же время воля и целеустремленность Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюбленной в него Татьяне и к воспитавшему его Бессеменову.

Попутно в пьесе разворачиваются окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит свое последнее спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюбленной в жизнь, но потерявшей в ней свое место. Наиболее интересный из второстепенных персонажей – Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдется место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила. Его образ – образ вечного изгнанника жизни.

Пьеса заканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обреченность и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и раздается нестройный громкий звук

(No Ratings Yet)

Краткое содержание пьесы Горького “Мещане”

Другие сочинения по теме:

  1. Список произведений в сокращении этого автора Мещане На дне Мать “Страсти-мордасти” Голубая жизнь Васса Железнова Жизнь Клима Самгина В зажиточном...
  2. Годом раньше, в 1901 году, Горький написал свою первую пьесу – “Мещане”, в которой впервые в мировой литературе показан во...
  3. Васса Борисовна Железнова, в девичестве – Храпова, 42 лет (но выглядит моложе), владелица пароходной компании, очень богатый и влиятельный человек,...
  4. Приехал в город Дремов Илья Артамонов – красивый статный мужчина, жителям сказал, что хочет на берегу реки построить фабрику полотна....
  5. Акт первый Весеннее утро. Комната со сводчатым потолком в подвале. По стенам стоят нары. Правый угол отгорожен фанерой – там...
  6. Гуманизм пьесы М. Горького “На дне”. Россия конца 1890-х-начала 1900-х годов переживала глубокий социально-экономический кризис. Это было время резко обострившихся...
  7. В доме интеллигента-народника Ивана Акимовича Самгина родился сын, которому отец решил дать “необычное”, мужицкое имя Клим. Оно сразу выделило мальчика...
  8. Все произведения Горького содержат в себе сложную нравственную проблематику. Не исключение и пьеса “На дне”. В ней автор объединил множество...
  9. Проблематика пьесы Горького “На дне” В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших...
  10. 1913 год, Нижний Новгород. Повествование ведется от имени мальчика Алеши Пешкова. I Мое первое воспоминание – смерть отца. Я не...
  11. Пьеса “На дне”, законченная Горьким в 1902 году. Она как бы подводила итог всему предшествовавшему периоду творчества писателя. В ней...
  12. Петербург. Михайло Иванович Мошкин, 50-летний чиновник, коллежский асессор, пригласил друзей на обед. Кроме самого Михайло Ивановича и проживающей у него...

Максим Горький

«Мещане»

В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин — нахлебники;

Елена Николаевна Кривцова — молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая в доме комнаты, и Степанида — кухарка, выполняющая в доме всю чёрную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника Бессеменова Перчихина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учительница, подруга Татьяны.

Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали слишком «образованными» и потому гордыми. Это мешает им жить. Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр — выгодно жениться и работать на приумножение богатства отца. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не хотят жить «по-отцовски», сколько просто не могут из-за своей ослабленной воли, потери интереса к жизни и т. д. Образование действительно не пошло им на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанских корней.

В этом главная трагедия семьи Бессеменовых. В случае с Петром, по мнению Тетерева, выполняющего в пьесе своеобразную роль резонёра, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр оставит Кривцову, в которую пока влюблён против воли родителей, неизбежно пойдёт по пути отца и тоже станет примерным мещанином. В случае с Татьяной, которая безнадёжно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей, — вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой противоречия между своими мещанскими корнями и новыми веяниями времени.

Эти веяния отчётливей всех выражает Нил, наиболее «прогрессивный» герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление. В то же время воля и целеустремлённость Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюблённой в него Татьяне и к воспитавшему его Бессеменову.

Попутно в пьесе разворачиваются окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит своё последнее спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюблённой в жизнь, но потерявшей в ней своё место. Наиболее интересный из второстепенных персонажей — Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдётся место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила. Его образ — образ вечного изгнанника жизни.

Пьеса заканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обречённость и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и раздаётся нестройный громкий звук…

Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, проживает в зажиточном доме с женой Акулиной Ивановной, сыном Петром, бывшим студентом, выгнанным за участие в запрещенных студенческих собраниях, дочерью Татьяной - школьной учительницей, засидевшейся в невестах. Также с ними живут воспитанник Нил, работающий машинистом в железнодорожном депо и нахлебники - церковный певчий Тетерев и студент Шишкин. Василий Васильевич - старшина малярного цеха. Он метит в депутаты городской думы от цехового сословия. В его доме снимает комнаты молодая вдова смотрителя тюрьмы Елена Николаевна Кривцова. Всю работу по дому выполняет кухарка Степанида, которой помогает девушка Поля – дочь дальнего родственника Бессеменова. Также в доме часто бывает близкая подруга Татьяны Цветаева, молодая учительница.

Пьеса сопровождается разыгрывающимися скандалами Бессеменова с его детьми. Он разочарован непочтительностью детей по отношению к нему и тем, что они все еще не нашли своего места в жизни. Василий Васильевич считает, что его дети слишком «образованные» и поэтому стали гордыми, что мешает им в жизни. Он считает, что они должны создать свои семьи. Однако дети не могут так жить из-за их слабой воли, неуверенности и потери интереса к жизни. Образование только запутало их и лишило воли к жизни. В этом и заключается основная трагедия семьи Бессеменовых.

Тетерев считает, что Петр должен прислушаться к отцу. Ему нужно оставить Кривцову, в которую он влюблен против воли родителей, а Татьяна, безнадежно влюбленная в Нила, связанного обоюдной любовью с Полей, скорее всего, так и останется несчастной благодаря противоречиям между мещанскими корнями и новыми веяниями времени. В Ниле отражается близкая для Горького эстетика борьбы и труда, Например, ему нравится ковать, но не потому, что он любит, а потому, что ему нравиться процесс сражения с металлом, подавляя его сопротивление. Нил безразличен к влюбленной в него Татьяне и к не испытывает чувств благодарности к воспитавшему его Бессеменову.

Наряду с этим в пьесе разыгрываются параллельные сюжеты, в которых показывается любовь Тетерева к Поле; судьба Перчихина, живущего только любовью к лесу и птицам; трагедия Кривцовой, которая любит жизнь, но потеряла в ней свое место. Наиболее интересным второстепенным персонажем является Тетерев. Он очень большой и силен как физически, так и духовно для убогой жизни, которой руководят Бессеменов и ему подобные. Однако вряд ли он найдет место и в той жизни, хозяевами которой будут люди подобные Нилу. Поэтому он находится в образе вечного изгнанника жизни.

Окончание пьесы трагическое. Татьяна пытается покончить с собой. После неудавшейся попытки она понимает свою обреченность и чувствует себя ненужной среди людей. В последней сцене она падает, задевая клавиши рояля, в результате чего раздается громкий звук.

Сочинения

Пьеса «Мещане» (Спор двух начал двух идеологий)

Горький М., Мещане.
В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин - нахлебники; Елена Николаевна Кривцова - молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая в доме комнаты, и Степанида - кухарка, выполняющая в доме всю черную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника Бессеменова Перчихина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учительница, подруга Татьяны. Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали слишком "образованными" и потому гордыми. Это мешает им жить. Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр - выгодно жениться и работать на приумножение богатства отца. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не хотят жить "по-отцовски", сколько просто не могут из-за своей ослабленной воли, потере интереса к жизни и т. д. Образование действительно не пошло им на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанских корней. В этом главная трагедия семьи Бессеменовых. В случае с Петром, по мнению Тетерева, выполняющего в пьесе своеобразную роль резонера, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр оставит Кривцову, в которую пока влюблен против воли родителей, неизбежно пойдет по пути отца и тоже станет примерным мещанином. В случае с Татьяной, которая безнадежно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей, - вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой противоречия между своими мещанскими корнями и новыми веяниями времени. Эти веяния отчетливей всех выражает Нил, наиболее "прогрессивный" герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление. В то же время воля и целеустремленность Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюбленной в него Татьяне и к воспитавшему его Бессеменову. Попутно в пьесе разворачиваются окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит свое последнее спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюбленной в жизнь, но потерявшей в ней свое место. Наиболее интересный из второстепенных персонажей - Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдется место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила. Его образ - образ вечного изгнанника жизни. Пьеса заканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обреченность и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и раздается нестройный громкий звук...