Найди главные чл предложения. Главные члены предложения, сказуемое. Тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему: Карточки Главные члены предложения

Член предложения — синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложениях.

Главные члены предложения:

Подлежащее - это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (действия, состояния, свойства), названного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом. Отвечает на вопрос кто? что? :

Фабрика работает. Я занимаюсь. Друг поёт. Семеро одного не ждут. Курить вредно.

Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой?:

Он читает . Жить - значит бороться . Сестра инженер . Сын высокого роста . Погода жаркая . Она теплее , чем вчера. Эта книга моя . Этот урок второй . Учиться интересно . Учёба играет большую роль .

Второстепенные члены предложения:

Определение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения делятся на:

    согласованные определения . Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в единственном числе), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями:

Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

    несогласованные определения . Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом:

Шумели листья берёзы . Ему нравились вечера в доме бабушки . Выбери ткань с рисунком повеселее . На завтрак дали яйца всмятку . Их объединило желание увидеться .

Приложение - это определение (обычно согласованное), выраженное существительным (одним или с зависимыми словами): город-герой , студенты-узбеки ; Мы встретили Архипа-кузнеца . Явился лекарь, человек небольшого роста . Не согласуются в форме с определяемым словом приложения, выраженные прозвищами, условными названиями, помещенные в кавычках или присоединяемые при помощи слов по имени , по фамилии :

В газете “Аргументы и факты” интересный репортаж. Он читает про Ричарда Львиное Сердце . Я пошёл на охоту с лайкой по кличке Боня .

Дополнение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? ). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями:

Отец развивал в нём интерес к спорту . Мать послала брата с сестрой за молоком .

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т.п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами:

Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише . Она говорила улыбаясь . Он выехал из Москвы в Киев .

Однородные члены предложения - это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления:

Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали . Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Она долго, растерянно, но радостно жала ему руку. Однородные определения надо отличать от неоднородных, характеризующих предмет с различных сторон: в этом случае отсутствует интонация перечисления и нельзя вставить сочинительные союзы: В землю врыт круглый тёсаный дубовый столб.

Вводные слова и предложения - слова и предложения, равнозначные слову, которые занимают в предложении независимую позицию, выражают разные аспекты отношения говорящего к предмету речи:

безусловно, вероятно, по-видимому, разумеется, вернее, точнее сказать, грубо говоря, одним словом, к примеру, между прочим, представьте, я думаю, как говорится, казалось бы, если не ошибаюсь, можете себе представить и т.п.

Вставные конструкции - слова, словосочетания и предложения, содержащие добавочные замечания, уточнения, поправки и разъяснения; в отличие от вводных слов и предложений, не содержат указания на источник сообщения и на отношение к нему говорящего. В предложении выделяются обычно скобками или тире:

В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами. Солдаты - их было трое - ели, не обращая на меня внимания. Я не понимал (теперь я понял) , как жесток я был с нею.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.

Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.

Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.

Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()

А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.

Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

Проверим правильность выполнения этого задания.

Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.

Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.

Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.

Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.

Вставим подходящее по смыслу подлежащее.

Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.

Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.

Проверим:

Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.

Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.

Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.

Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.

Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.

Пальто, висит, вешалке, на, детское.

Один из вариантов ответа:

Чёрная ворона сидит на ветке.

Основа предложения: Ворона сидит .

Серый заяц грызёт вкусную морковку.

Основа предложения: Заяц грызёт .

Красные яблоки созрели на яблоне.

Основа предложения: Яблоки созрели .

Детское пальто висит на вешалке.

Основа предложения: Пальто висит .

На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.

Слова и словосочетания, из которых состоит предложение, называются членами предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — образуют грамматическую основу предложения (его предикативный центр).

Сказуемое — это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он?что он такое?кто он такой? и др.
Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений. Это значение передаётся формой наклонения глагола, реже — другими способами. Например: Мы сидели на берегу пруда. Вдруг из кустов выбегает собака и прыг в воду. Два первых сказуемых имеют форму наклонения, а третье — формы наклонения не имеет, но выражает грамматическое значение изъявительного наклонения (прыг — прыгает).

По значению сказуемое делится на глагольное и именное. В зависимости от строения и способа выражения глагольное сказуемое бывает простым и составным; именное сказуемое всегда будет составным. Таким образом, основными типами сказуемого являются простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.

Итак, сказуемые бывают простые и составные. В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним словом.
Простое сказуемое может быть только глагольным. Оно выражается самостоятельным глаголом в форме одного из наклонений, например: 1) Уже проснулись певчие птицы. (С.-М.) 2) Громко поют птицы. (С.-М.) 3) Ещё громче будут петь птицы. В этих примерах глаголы-сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени. 4) В спортивной секции вы тренировались бы более регулярно — сказуемое выражено глаголом в условном наклонении. <5) Вы возьмите с собой в поход туристскую карту-схему — сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.
Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Сравните: На второй день щегол запел.— На второй день щегол начал петь. Катя болела целый месяц.— Катя была больна целый месяц. Составные сказуемые начал петь и была больна состоят из двух слов, одно из которых (петь, больна) выражает основное лексическое значение сказуемого, а другое (начал, была) — его грамматическое значение.

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного слова и неопределённой формы глагола. Например: Я начал работать. Брат перестал заниматься и может отстать в учёбе. Я должен ему помочь.
Вспомогательные слова делятся на две группы:
1) глаголы со значением начала, конца или продолжения (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать);
2) глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, необходимости, желательности и др. (мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен).
Вспомогательные слова выражают грамматическое значение сказуемого, а неопределённая форма глагола — его лексическое значение. Скрипач начал (продолжал, перестал) играть. Мы не сможем выступить на концерте. Мы хотели бы участвовать в соревнованиях.
Если вспомогательное слово — краткое прилагательное, то оно употребляется только со связкой: 1) Я был рад помочь. 2) Он готов был с вами поспорить. В настоящем времени связка не употребляется, т. е. является нулевой. Ср.: Он готов с вами поспорить. Я рад вам помочь.
Составное глагольное сказуемое = вспомогательное слово + неопределенная форма глагола

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части (имени прилагательного, существительного и др.). Глаголы-связки выражают грамматическое значение сказуемого, а именная часть — его лексическое значение.
Составное именное сказуемое = глагол-связка + именная часть
Например: Я был прав.
Глаголы-связки делятся на три группы.
1. Глагол-связка быть выражает только грамматические значения. В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется, т. е. связка нулевая. Ты был бы смелым — условное наклонение. Ты будь смелым — повелительное наклонение. Ты был смелым — прошедшее время. Ты будешь смелым — буд. вр. Ты смелый — наст. вр. (нулевая связка)
2. Глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться менее употребительны, например: 1) У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега. (Ч.) 2) Совсем стал белый дедушка. (Н.) 3) Дворец казался островом печальным. (П.)
3. В роли связок могут выступать глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например: 1) Я сидел погружённый в глубокую задумчивость. (П.) 2) Девушка пришла усталая. (Пол.)
На месте глагола-связки могут быть употреблены сочетания вспомогательных слов с определённой формой глагола-связки, например: Я был бы рад стать учителем.

На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.

Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.

Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.

Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()

А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.

Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

Проверим правильность выполнения этого задания.

Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.

Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.

Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.

Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.

Вставим подходящее по смыслу подлежащее.

Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.

Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.

Проверим:

Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.

Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.

Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.

Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.

Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.

Пальто, висит, вешалке, на, детское.

Один из вариантов ответа:

Чёрная ворона сидит на ветке.

Основа предложения: Ворона сидит .

Серый заяц грызёт вкусную морковку.

Основа предложения: Заяц грызёт .

Красные яблоки созрели на яблоне.

Основа предложения: Яблоки созрели .

Детское пальто висит на вешалке.

Основа предложения: Пальто висит .

На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.

Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?

Главные

Подлежащее и сказуемое в предложении - это и есть главные его члены.

  • Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе - это "кто?" (если действие совершает одушевленный предмет) или "что?" (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
  • Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения - "что делает, что сделает?"

Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности . На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: "Настроение что делало?" Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.

Как узнать подлежащее и сказуемое при разборе

Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а следует воспользоваться таблицей-подсказкой.

Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.

Второстепенные

Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых - конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?

  • Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении - "какой", "чей".
  • Дополнение. Наиболее часто к нему задаются падежей: "кому (чему)", "с кем (с чем)", "о ком (о чем)" и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
  • Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: "откуда", "куда", "зачем", "как", "где" и подобные.

Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:

Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.

Есть разобрать предложение по членам, получится так:

(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.

Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.

Как распознать

Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.

Второстепенные члены
Параметр Опеределение Дополнение Обстоятельство
Значение Характеризует признак предмета Означает предмет Имеет значение места, времени, способа действия
Вопросы

Какой? Какая, какое, какие?

Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие Где, куда, откуда, почему, когда, как - все вопросы наречий
Чем выражено

Прилагательное

Причастие

Количественное числительное

Падеж совпадает с падежом главного слова

Существительное (как с предлогом, так и без него)

Местоимение

Падеж может быть любым, кроме именительного

Существительное

Как подчеркивается Волнистая линия Пунктир Точка-тире
Пример (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. (где?) В лесу (когда) осенью было сыро.

Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.

Дополнительные подсказки

Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.

Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого - группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:

  • от одного из главных;
  • от одного из второстепенных.

В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным - сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.

Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.

Сложные случаи

Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:

  • В односоставном предложении есть только один главный член. Смеркалось (это сказуемое, предложение является безличным). Сегодня нам сообщили (сказуемое, неопределенно-личное предложение), что экзамен отменен.
  • В сказуемое может входить имя прилагательное: Погода была дождливая. В этом примере сочетание «была дождливая» является составным именным сказуемым.
  • Сказуемое может включать в состав несколько глаголов: Сегодня Вася начал заниматься. «Начал заниматься» - составное глагольное сказуемое.

Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.