Недостатки характера: как их принять и полюбить? Пирамида потребностей Маслоу. #5. Ты видишь меньше, чем думаешь

ВВЕДЕНИЕ

Понятие о психокоррекции. Слово «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекцией называется целенаправленное исправление недостатков в психологии или поведении человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции поддаются, как правило, недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и потом практически не изменяются.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача психологического развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Отличие психокоррекции от психотерапии заключается в том, что психотерапия имеет дело с болезнями психики человека и занимается их лечением. Многие аномалии в психике и поведении людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. В ряде случаев – тех, которые относятся к пограничному состоянию между нормой и патологией, - психокоррекцию и психотерапию трудно различить как по применяемым методам, так и по результатам такого воздействия. Людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют пациентами, а тех, кто нуждается только в психокоррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент – это нормальный физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, и который не способен самостоятельно их разрешить.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих основных видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Убеждение – это способ психокоррекционного воздействия, рассчитанный на сознание и волевое исправление человеком недостатков в своей психологии и поведении. Убеждение помогает человеку понять причины возникших у него затруднений, подкрепляет желание избавится от недостатков.

Убеждение, в свою очередь, может иметь ряд разновидностей. Первый - помочь человеку осознать собственные недостатки с расчетом на то, что он сам найдет в себе силы избавиться от них. На это, в частности, рассчитана логотерапия, частично- психоанализ. Второй вид убеждения, кроме такой помощи, пред­полагает указание способов, с помощью которых он мог бы изба­виться от недостатков. Такова, например, помощь во время пси­хологического консультирования. Третий вид убеждающего пси­хокоррекционного воздействия заключается в том, что с самого начала психолог помогает своему клиенту. При этомсам клиент добровольно и осознанно участвует в процессе вместе с психоло­гом. Так происходит, например, в клиентоориентированной пси­хотерапии К. Роджерса.

Внушение - это процедура психологического воздействия на клиента, которая не предполагает с его стороны осознания всего того, что происходит. Клиент может смутно понимать, что на не­го оказывается психологическое воздействие, но до конца не осознавать, что на самом деле происходит. К внушению обраща­ются, например, тогда, когда клиент хочет измениться, а сам не­осознанно этому сопротивляется.

При внушении человек может быть в сознании, в полусозна­нии и в бессознательном состоянии. При бессознательном внушении используют, например, технику гипноза или отвлекают вни­мание клиента.

Методика подражания состоит в том, что психолог ничего не объясняет и не внушает клиенту, а просто демонстрирует ему нужные образцы поведения, предлагая их повторить. Такое не­редко происходит при использовании групповых методов психо­коррекции, когда участники решают проблемы поведенческого и межличностного, характера. Ведущий группы в этом случае по­казывает, как надо себя вести в тех или иных ситуациях.

Наконец, подкрепление - это процедура, выработанная в бихевиористски ориентированной психотерапии, которая строится на основе теории социального научения . В данном случае для достижения необходимого психокоррекционного результата при­меняются разнообразные стимулы, поощрения и наказания, с помощью которых подкрепляются нужные и разрушаются не­нужные поведенческие реакции.

Психокоррекция на практике может применяться в двух фор­мах: индивидуальной или групповой. В первом случае психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает сразу с группой клиентов, ко­торые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не толь­ко с ним, но и друг с другом.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.

Применение индивидуальной психокоррекции. Индивидуаль­ная психокоррекция используется, когда проблемы клиента ин­дивидуального, а не межличностного характера, когда клиент категорически отказывается работать в группе, или по каким-ли­бо причинам его работа в группе невозможна; когда применяют­ся достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем.

Индивидуальная психокоррекция необходима, когда у клиен­та психолог находит повышенную тревожность , сильную заторможенность , неуверенность в себе, необоснованные страхи, проблемы, вызванные недостаточным знанием самого себя, утрату смысла и цели жизни.

Иногда бывает так, что по характеру проблемы клиенту тре­буется групповая психокоррекция, но он категорически отказы­вается работать в группе. Тогда в качестве первого шага на пу­ти его реабилитации можно использовать индивидуальную рабо­ту и постепенно, по мере его готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.

Противопоказаниями к групповой психокоррекционной ра­боте могут стать сильно выраженная возбудимость и эмоцио­нальная неуравновешенность клиента, его трудный характер, болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или мораль­ного развития и другие. При сильно действующих групповых психокоррекционных процедурах у таких людей может на­ступить эмоциональный стресс или срыв. В силу второй из на­званных причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать остальным участникам группы. По следующей причине у него может резко ухудшиться состояние здоровья. На­конец, он может или не понимать, что от него требуется, или ве­сти себя в группе недостаточно культурно, шокируя остальных своим поведением, выводя их из равновесия.

Иногда клиент хочет - и это ему действительно необходи­мо - работать в группе, но фактически внутренне сопротивляет­ся этому. Тогда психолог должен постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.

Есть такие клиенты, которые в обычных психокоррекционных ситуациях ведут себя вполне нормально, но теряют контроль над собой, когда чувствуют сильное психологическое воздействие. В этом случае сильно действующую психологическую процедуру необходимо сначала опробовать на клиенте в индивидуальном порядке, а затем уже включать его в группу.

Для того чтобы правильно пользоваться психокоррекцией на практике, необходимо знать следующее. Индивидуальная психо­коррекция реально помогает только тем, у кого есть действитель­ные психологические или поведенческие проблемы. Наличие та­ких проблем может установить только профессиональный психо­лог или осознавать сам клиент. Иногда человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Иногда, напро­тив, кажется, что проблемы нет, хотя на самом деле она сущест­вует.

Для оказания профессиональной психологической помощи не­обходимо знать причины психологических недостатков, а также то, что происходит в психике и поведении человека, особенно в процессе коррекции. Этот процесс необходимо контролировать и уметь предвидеть его результаты. Для этого нужны разнооб­разные и глубокие психологические знания, которые, как прави­ло, можно получить только в специальных высших учебных заве­дениях на факультетах психологии. Если за работу по оказанию индивидуальной психокоррекционной помощи берется некомпе­тентный человек, он способен нанести клиенту весьма сущест­венный вред.

Психокоррекция мало что может дать тем людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьез­ными заболеваниями органического характера. Она может, ко­нечно, и на них оказать временное положительное воздействие, облегчающее общее физическое и психологическое состояние, но из-за того, что психокоррекция сама по себе не в состоянии устранить органический дефект, после нее возможны психологические и поведенческие рецидивы, т. е. восстановление соответст­вующих отклонений. В данном случае рекомендуется параллель­но с психокоррекцией заниматься серьезным лечением соответст­вующей органической болезни под наблюдением врача.

Еще одно обстоятельство, которое надо иметь в виду, приме­няя индивидуальную психокоррекцию, следующее. Полученный эффект психокоррекционного воздействия необходимо закреп­лять практически. Если клиент вместе с психологом справился со своей проблемой, то это еще не означает, что он сможет само­стоятельно полностью избавиться от нее без постоянной помощи психолога. Под наблюдением психолога ему необходимо нахо­диться достаточно длительный период времени даже после того, как появились положительные результаты психокоррекционного воздействия: их надо закрепить, чтобы предупредить возможные рецидивы.

Виды индивидуальной психокоррекции. Рассмотрим психоло­гические особенности различных видов индивидуальной психо­коррекции: убеждения, внушения, психоанализа и логотерапии.

Убеждение в основном применимо к людям, обладающим вы­соким уровнем интеллектуального развития и способным - если их удастся убедить - самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с доста­точно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Недостатки человека – это качества душевной и физической организации, считающиеся нежелательными, могут отображать личностные, поведенческие и физические проявления человека, включают его поступки и вкус. Т.е. касаются абсолютно любой сферы человеческого проявления, но не удовлетворяющие либо непосредственно человека, либо кого-то, кто оценивает личность. Достоинства и недостатки человека имеют субъективный радикал, как основной для определения. Невозможность однозначного и статичного разделения качеств на хорошие и плохие вносит путаницу в разграничение и классификацию человеческих проявлений как недостатков или же достоинств. Так же при различных ситуациях, вносящих разный смысловой контекст, одинаковые действия имеют разную трактовку, как проявление недостатка или же достоинства (например, быстрое реагирование, без учета малейших деталей, в семейной жизни – недостаток, тогда как в ситуации военной опасности данное качество играет первоочередную роль и считается достоинством).

Упоминание недостатка подразумевает контекст малого количества или отсутствия чего-либо, хотя в отношении характера подобное также справедливо (недостаток терпения или честности).

Что такое недостатки?

Под недостатками личности подразумеваются пороки и слабости, принимающие форму пагубных привычек или бесхребетности характера, сюда же стоит отнести проявление негативных и качеств из разряда и . Достоинства и недостатки человека являются полярными проявлениями, одно помогает двигаться вперед, достигать успеха, вызывает уважение, второе разрушает судьбу человека, перестраивает его личность, тем, что делает слабым, препятствует успеху, толкает на недостойные или даже незаконные действия и является основной причиной неуважительного отношения и избегания общения со стороны общества.

Недостатки обычно представляются как характерная особенность, являющаяся характеристикой человека довольно постоянное и длительное время. Все, что случается ситуативно и не системно может называться недостойным поведением, и акцентировать особое внимание на подобных единичных проявлениях не стоит столь сильно, как при постоянном варианте.

Бытует мнение, что в любимом человеке нравятся даже недостатки, но, к сожалению, любовь не столь мощна, чтобы противостоять серьезным личностным изменениям, влияющим на жизнь окружающих. Одно дело, когда это чувство позволяет принять некую неаккуратность, но смириться с неконтролируемыми вспышками на фоне алкозависимости с последующими побоями вряд ли поможет. Соответственно ждать, что мир будет продолжать крутиться вокруг и принимать все, как есть, не имеет ни смысла, ни надежды, недостатки нужно исправлять, заменяя их достойным поведением и проявлением, учась новым жизненным стратегиям, иначе потворство своим слабостям приведет к полнейшей личностной деградации и разрушению жизни.

Из похожей концепции принятия некоторые проповедники смирения пытаются сами и советуют другим не избавляться от недостатков, а принимать их. И идея сама по себе очень замечательная, она про принятие и ценность своей самости, но невозможно проявлять любовь к себе, оставляя активным разрушительное поведение. Любой вид зависимости – это латентный , любая обида занимает место и душевную энергию, где могла бы находиться любовь, время, потраченное на ссоры не вернуть, чтобы заняться созиданием. Для любого проявления необходимы ресурсы времени и энергии, а значит, расходуя их на недостойные вещи, вы тем сами лишаете какую-то эффективную свою часть возможности для реализации. Честное признание недостатка и поиск выгодной и полезной тенденции, на которую его можно заменить – более верный путь. Именно заменить, а не просто искоренить, поскольку пустое место потребует заполнения и лучше заранее выбрать, чего вы хотите достичь или что в себе развить, пока на место одного недостатка не влез другой.

Какие бывают недостатки у человека?

Как и вся человеческая природа имеет физическую и психическую сторону проявления, так же и недостатки разделяются относительно данных сфер. К психическим недостаткам относят любые подтвержденные медико-психологической комиссией отклонения от нормы психики (включает интеллектуально-мнестические и речевые нарушения, отклонения в эмоциональной и мыслительной сфере, задержки развития). К физическим недостаткам относят любые отклонения от нормальных критериев физического развития, ограничивающие физическую, психическую и социальную деятельность и имеющие подтверждение специально созданной врачебной комиссии.

Данные два типа недостатка имеют нормативные критерии и являются объективно признанными, но когда заходит речь о недостатках человека, большинство людей не вспомнит о психических и физических, относя их, скорее к сфере клинических заболеваний, при этом определяя, как недостатки некоторые личностные проявления. Именно характерологические особенности и модели взаимодействия считаются теми недостатками, с которыми необходимо бороться и которые человек в некоторой степени способен преодолеть самостоятельно.

К критике собственного поведения чаще всего относят бесхребетность и неспособность отказывать. Что мешает жить своей жизнью, а в некоторых случаях способствует специальному подставлению под удар своих потребностей, при этом довольно удобна окружающим. Причины кроются в и желании всем нравиться, а избавление влечет определенную перестройку жизни. Придется понять, что не всем своим знакомым вы приятны, многие просто используют вашу безотказность; придется принять собственную агрессию и силу, и научиться с ними обращаться, а не заталкивать в самый темный угол, как раньше. Неспособность отстаивать свои интересы и отказывать людям говорит о проблемах с внутриличностными границами и умением их отстаивать – посмотрите, не находитесь ли в созависимых отношениях и сколько своей собственной жизни у вас осталось.

Следующая черта, не добавляющая плюсов в вашем взаимодействии с социумом это высокомерие, причем замечено, что к незнакомцам в реальной жизни его проявляют крайне редко, зато относительно близкого круга людей или же на просторах сети все чаще возникают высказывания с надменным видом и в унижающей форме для других. Толкает на это иллюзорное ощущение безопасности (от любимого-то получить нелестный ответ тяжелее, чем от постороннего) и проблемы с . Мир полон людей, лучших и худших чем вы, но ни первое, ни второе проявление не являются вашей заботой, все вольны поступать как им угодно. Призывать к смирению можно бесконечно, но задумайтесь, почему вам так важно оставаться на мнимой вершине, критиковать и стремиться установить свои правила, неужели больше нечем заняться в собственной жизни, кроме как повышать свою значимость подобными способами?

Где-то рядом может выскочить потребность контролировать, и хорошо, если это окажется окружающее пространство, и вы пилите домочадцев за неверную последовательность расстановку баночек на кухне, а если это начинает касаться жизни, поступков и выборов других, то будьте готовы к тому, что окружающие скоро взвоют и сбегут. Опять разговор про нарушение границ и вторжение в чужую жизнь. Брать ответственность только за себя и давать советы только когда попросят – примерно к такому положению дел нужно стремиться.

Многие приписывают к недостаткам безосновательную , граничащую с и не дающую жить спокойно ни одному из партнеров. Это не считается проявлением страстности или страха потерять, на уровне ощущений подобное воспринимается как недоверие или даже оскорбление тем, что подобные мысли допускаются. Вскоре избыточная ревность тянет за собой еще один недостаток, который может существовать и отдельно – . Не учитывая лжи во благо, что тоже является сомнительным мероприятием, репутация вруна ни кому не шла на пользу, а разрушила довольно много отношений.

Негативных черт множество, были рассмотрены лишь те, жалобы на которые более распространены, но в любом случае при определении недостатков следует ориентироваться на собственную систему ценностей и ощущений (в среде киллеров – убивать это ремесло, оттачиваемое годами и уважаемое, но вряд ли это станет большим достоинством для воспитательницы в детской группе).

Недостатки любимого человека

Начиная с кем-то отношения, обычно мы впадаем в , что человек идеален, но со временем и старания по предъявлению только своих положительных качеств уменьшаются и открывается реальная картина и завеса из разбушевавшихся гормонов падает и оказывается, что рядом не такой уж принц. Тем, кому повезло, в любимом человеке нравятся даже недостатки и они могут найти совпадения в этих моментах, но тогда нельзя считать данные качества прям уж недостатками в системе мироощущения партнера, скорее это про навязанный социальный образ. А вот когда вас начинают бесить какие-то проявления партнера, и вы пытаетесь их искоренить, значит, вы столкнулись с тем, что является недостатком в вашей жизненной модели.

Стоит отметить, что рихтовка поведенческих и эмоциональных проявлений другого начинается с обеих сторон, сознательно или нет, поскольку различия в характерах без соответствующих изменений приведут к невозможности мирного существования на одной территории. Что считать недостатками каждый решает (или скорее чувствует) самостоятельно, но основании привычного отношения и семейных сценариев в родительских семьях. Но есть качества и звоночки, требующие проанализировать возможные последствия.

Сюда входят постоянные опоздания, без учета ценности вашего мнения, времени и планов. Грубость, проявляющаяся к окружающим, родственникам, лично вам. Возможно это словесная форма насилия, крик или применение силы – неумение человека сдерживать собственную импульсивность и агрессию является критичным недостатком для выстраивания отношений. Чрезмерная ревность может радовать самооценку в начале, перейдя потом в проявление собственничества и ограничения вашей свободы.

Любой недостаток, прежде чем раскрыться полностью и нанести необратимый урон вашей жизни или психике, проявляется в незначительных моментах, не бывает, чтобы ничто не указывало на возможность проявления или ухудшения ситуации. Так что, дабы не участвовать в реабилитационных мероприятиях, задумайтесь в начале и будьте внимательны к деталям.

Психология — это относительно молодая, но, тем не менее, необычайно актуальная на сегодняшний день наука. Профессия психолога востребована в любых организациях. Сегодня практически ни одно учреждение не обходится без помощи такого специалиста.

Конечно, менталитет наших граждан пока еще не позволяет так же свободно обращаться за помощью к психологам, как это принято на западе. Зачастую, не понимая самой сути психологии, люди приравнивают ее к психиатрии, и поход к психологу становится чем-то ужасным. Наш человек привык делить радости и горести как раз таки со своими знакомыми, нежели с квалифицированными специалистами. И зачастую это выходит боком, ведь никто не окажет такой же эффективной помощи в решении проблемы, которую может предоставить профессионал.

Что делает психолог

Главной задачей любого психолога является оказание помощи в адаптации человека к нормальной жизни, помощи в избавлении от негативных эмоций, решении проблем, вселении веры в хорошее будущее.

Специалист данного профиля может трудоустроиться практически в любых организациях, начиная от учебных и медицинских заведений, и заканчивая правоохранительными органами. Нередка и частная практика, которую начинают психологи после того, как получат достаточный опыт работы. Хорошего специалиста с удовольствием возьмут на должность менеджера по персоналу, психологического тренера. Чаще всего на психолога учатся женщины, однако в некоторых областях, требующих более жестких мер воздействия, преобладает мужской пол. Например, в политической сфере.

Психологи в начальных учебных заведениях помогают учащимся без проблем адаптироваться к окружающей обстановке, наладить общение с коллективом. Они проводят различные тесты, помогающие выявить яркие качества характера и определиться с будущей профессией. В больнице психолог в основном имеет дело с пациентами, страдающими от стресса и нервных потрясений. Специалисты, работающие в тюрьмах, подготавливают заключенных к скорому освобождению, помогают им вернуться к нормальной жизни после покидания ими тюремных стен.

Требования к психологу

Прежде всего, профессия психолог предполагает наличие у специалиста определенного объема знаний в этой сфере, получить который можно в любом высшем учебном заведении, занимающемся профильной подготовкой. Помимо теоретической базы, специалист должен обладать и некоторыми личными качествами:

  • оптимизм;
  • уверенность в собственных силах;
  • умение чувствовать эмоции пациента;
  • одинаковое отношение ко всем людям, вне зависимости от их индивидуальных особенностей;
  • коммуникабельность и способность донести до человека информацию;
  • вежливость и внимательность;
  • доброжелательность и умение расслабить клиента;
  • терпимость, психическая уравновешенность.

Зарплата психолога во многом зависит от профессионализма и учреждения, где работает специалист. В государственных организациях на большой доход рассчитывать не стоит, он приблизительно равен средней зарплате бюджетника по региону. В частной практике как такового предела нет, сеанс может стоять 30, 50 и даже 100 долларов.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии психолог

Преимущества:

  • возможность использовать профессиональные навыки в повседневной жизни;
  • помогая людям, получаешь моральное удовлетворение;
  • развитие толерантного отношения;
  • умение ставить перед собой реалистичные цели и достигать их;
  • возможность безграничного личностного роста.

Недостатки:

  • появляется желание всем дать совет по поводу и без него;
  • слишком близкое восприятие проблем клиента;
  • проекция собственных трудностей на жизнь клиента.

Карьера психолога сводиться к росту профессиональных качеств специалиста, его компетенции и востребованности. Что бы добиться успеха на этом поприще одних фундаментальных навыков недостаточно. Необходимо постоянно повышать квалификацию на тренингах и семинарах.

Психолог может работать как в специализированных центрах, так и в организациях, где требуются специалисты данного профиля (школы, университеты, исправительные учреждения). Некоторые работают вне штата, занимаясь частной практикой.

Причины психологических комплексов (комплекса неполноценности у женщин и мужчин и распространенного сегодня комплекса жертвы), неуверенности в себе, имеют подсознательные корни. Для того чтобы избавиться от неуверенности, психологических комплексов, а также освободиться от ненужного ментального груза понадобится эффективная психотехника, которая поможет выявить подсознательные причины проблем человека и стать свободным и от причин и от самих проблем, порожденных ими.

Чтобы понять, насколько современное общество поглощено психологическими комплексами, стоит для начала взглянуть на себя со стороны. Мало кто из нас безоговорочно принимает себя таким, каков он есть. При отсутствии внутренней гармонии и наличии спутанных представлений об "идеалах" и "смыслах" - в людях формируются тотальная неуверенность в себе, комплекс неполноценности (по-своему у женщин и мужчин), если им не удается соответствовать этим ценностям, а также комплекс жертвы, не имеющей возможности строить свою жизнь по собственным правилам.

Если присмотреться повнимательнее к тому, как большинство из нас привыкло жить, можно заметить совсем нелицеприятную картину: современный человек имеет много ложных целей, навязанных моделей поведения и ценностей, им легко манипулируют через цели и потребности общества: куда-то бежать, стремиться, достигать, бороться, тянуться к различного рода "идеалам", как правило навязанным кем-то и т.п. Человек социальный практически растворился в этом самом обществе и уже не отделяет себя от него, утрачивая в этом всеобщем порыве возможность быть самим собой и жить по своим правилам , а не "общественным нормам" и догмам. И обязательно втайне мечтает быть "лучше", склонить других к своим правилам игры и также манипулировать до потери пульса. Потому что "такова жизнь"...

В обществе давно превалируют лживые ценности: отовсюду нам говорят о важности неограниченного потребления, различных форм "достигаторства" в борьбе за общественное признание:

  • стандарты моды, красоты, физической привлекательности,
  • мерила достатка, важность атрибутов богатства (недвижимость, техника, драгоценности), - все как можно ярче и вызывающе,
  • стремление обладать властью, положением в обществе,
  • различные цели и достижения, которые принимаются безоговорочно как руководство к действию.

Люди, поглощенные этой суетой, даже не задумываются, откуда зарождаются их психологические комплексы, неврозы, отчего в мире все большее количество мужчин и женщин страдает от комплексов неполноценности, почему внешне благополучного человека раздирают внутренние противоречия.

Чувство соперничества, желание превосходства над другими людьми, стремление к различного рода идеалам на фоне большого числа психологических комплексов, - все это показывает, насколько люди запутались в вопросах того, что считать для себя важным. А также насколько они изнуряют себя бесконечной борьбой, в результате чего многие ощущают постоянную неуверенность в себе, свое бессилие и никчемность соответствовать эталонам общественных идеалов, бессилие, чтобы перевести собственную жизнь на другие рельсы.

Проявляются психологические комплексы у людей:

  • кто стремится во что бы то стало обладать перечисленными атрибутами богатства, статуса, стандартов красоты,
  • кто замкнулся в себе, потерпев неудачу в попытке "достигаторства",
  • кто обладает какими-либо вредными привычками (например, алкоголь), что говорит о желании человека спрятаться от жизни,
  • у кого есть заикание, скованная речь, страх публичных выступлений, которые говорят о большой неуверенности человека в своих силах, страх действовать,
  • а также те, кто окончательно сложил с себя ответственность за свою жизнь и занят бесконечным поиском виновников личных неудач вокруг себя (комплекс жертвы ).

Зарождаются психологические комплексы по многим причинам. Прежде всего от того, что человек не принимает самого себя, каким он есть. Как правило, травмы детства и недостаток любви родителей накладывают на человека этот отпечаток. Это делает человека слабым, беспомощным перед внешним миром.

А также зарождение комплексов связано с тем, что представление людей в корне неверно,

  • во-первых, относительно представлений об истинных целях своего существования и об окружающей реальности,
  • во-вторых, об истинных причинах своих проблем, внутренних противоречий, комплексов, неуверенности в себе.

Вследствие этого люди попадают в замкнутый круг: не имея возможности различать истинные ценности, не принимая себя в своем естественном проявлении, не веря в свои собственные силы, они участвуют во всеобщей гонке за достижением разных идеалов, являющихся, по сути, пустышкой. Навязанные ценности, манипулятивные кнопки, ограничивающие убеждения, лживые идеалы не имеют под собой реальной значимости. Но люди чувствуют, в основном, свою никчемность, бессилие в достижение этих ценностей при страстном желании обладать ими. Эти внутренние противоречия вызывают комплекс неполноценности, питают огромную неуверенность человека в себе, а также комплекс жертвы - беспомощной и не способной изменить ситуацию в лучшую сторону.

Сегодня те методики, которые предлагают различные виды психологических терапий для работы с психикой человека имеют один существенный недостаток - они в большинстве своем работают с сознательной частью человеческого я. А большая часть материала, с которым необходимо работать, чтобы избавить человека от комплекса неполноценности, неуверенности в себе, имеет подсознательные корни .

Из чего ясно, что для того, чтобы человеку избавиться от психологических проблем, найти корни своих внутренних противоречий, нужно проработать ассоциируемый с этими проблемами ментальный материал, скрытый в подсознании. Поэтому надеяться на обретение настоящей свободы со старым ментальным багажом - невозможно. И любая работа с сознательной частью психики может дать не долгосрочный положительный эффект, но источники проблем, как были, так и останутся не проработанными. Сколько стену ни крась - все равно со временем будет проступать на поверхность грибок и осыпаться штукатурка. Поэтому для обретения человеку настоящей свободы от своих комплексов, избавления от неуверенности, лишающего воли комплекса жертвы, нужно обратиться к подсознанию, разрядить находящийся в нем ментальный материал, убрать изнутри все внутренние противоречия, что эту свободу мешают почувствовать, ощутить.

Как раз для такой цели - служит психотехника под названием Турбо-суслик .

Эта техника дает работающие инструменты, которые могут быть полезны тем людям, кому действительно важно стать свободным, жить не придуманными правилами, идеями, установками, манипулированием и другими играми, а осознать о жизни что-то гораздо более глобальное и лежащее за гранью ума и горизонтов "можно"-"нельзя", "хорошо"-"плохо", а также кто хочет узнать, какие тайны хранит его подсознание и как это влияет на его жизнь.

В общем, подходит система всем, кто готов на все ради получения реальной свободы и готов действовать, кто не держится за свои убеждения, лживые идеалы, не хочет жить в постоянной гонке за ними и страдать от невозможности реализоваться . В общем, если вы готовы к глобальным переменам , хотите разобраться во внутренних причинах, вызывающих ваши психологические комплексы, а не жить в погоне за придуманными целями и идеалами.

Информация на этом статье - результат личного опыта его автора, все статьи написаны исходя из собственных результатов пользования системой и не имеют целью убедить кого-нибудь в чем-то.

Данный сайт является личной инициативой его автора и не имеет никакого отношения к автору техники Турбо-Суслик Дмитрию Леушкину.

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трапсперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными представителями этого направления были К. Юнг, Р.Ассаджоли, А. Маслоу. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов холотропного погружения и ребёрфинга (С. Гроф). В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Современным представителем направления является Станислав Гроф. Эмпирическое подтверждение трансперсонального подхода к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

1. сенсорный барьер;

2. индивидуальное бессознательное;

3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

4. трансперсональная область.

По мнению С.Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом - взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок. Когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т.е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из них можно назвать хилотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим модусом, в конечном счете лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмоциональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функционированием в материальном мире.

Терапевтическая работа в рамках трансперсональной психологии - это работа с глубокими слоями бессознательного. Путь достижения этих глубоких слоев - главным образом через измененные состояния сознания, а именно - трансовые медитативные техники. С. Гроф первоначально использовал в терапевтических целях галлюциноген ЛСД; позднее он разработал методику, позволяющую достигать аналогичных эффектов без применения наркотика. Методика получила название «холотропное дыхание»; оно представляет собой сочетание особой техники дыхания со специально подобранной музыкой.

Еще одна интересная и важная трансперсональная система — психосинтез — разработан итальянским психиатром Р. Ассаджиоли. Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал.

Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих. Низшее бессознательное управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания — местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение.

Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей — динамических подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каждой субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре стадии: на первой стадии пациент узнает о различных составляющих своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами субличностями — и приобретение способности их контролировать. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра. Некоторые субличности (которые в упражнениях по фантазированию могут принимать вид более или менее абстрактных интрапсихических структур) в ходе самоисследования с использованием ребёфинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают подлинные древние, филогенетические, расовые и реинкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр.

КРИТИКА.

Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии. В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию.

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике.

Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

Трансперсональная психология подвергается критике со стороны отдельных представителей религиозных конфессий из-за того, что трансперсональные психические состояния являются универсальными и не имеют религиозной принадлежности.

Аллан Б. Чинен (профессор психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско) указывает на три основные проблемы в практическом применении разработок трансперсональной психологии: 1) возможное превращение психотерапевта в псевдогуру, который ведёт себя как духовный учитель, а не как терапевт; 2) стремление интерпретировать эмоциональные проблемы как проявления духовного развития; 3) упор на высшие состояния сознания и недостаточное внимание к межличностным и социальным процессам. чрезмерное внимание к мистическим культам; использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны; некритическое отношение к галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям, далеко не всякое из которых имеет психотерапевтическую ценность.

В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.