Немецкий язык сказуемое. Сказуемое. Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения

В немецком языке любое сказуемое обязательно включает глагол: ср. русское предложение «Я рад» и немецкое "Ich bin fro h ". Второй особенностью немецкого сказуемого является постоянное место сказуемого и его частей в различных видах предложений. Cказуемое с дополнениями и обстоятельствами образует группу сказуемого.

Имеются следующие виды сказуемого:

1) глагольное сказуемое;

2) сказуемое, выраженное устойчивым глагольным словосочетанием;

3) именное сказуемое.

Глагольное сказуемое.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме времени, залога и наклонения: Ich lese. - Я читаю. Ich las. - Я читал. Ich werde lesen. - Я буду читать. Ich habe gelesen. - Я читал . Dieses Buch wird viel gelesen. - Эту книгу много читают .

Сложное глагольное сказуемое бывает двух видов:

а) Сложное глагольное сказуемое состоит из глагола с видовым значением (выражающим начало, конец, повторяемость действия) и инфинитива знаменательного глагола, употребляемого с zu : Er begann zu sprechen. - Он заговорил. Он начал говорить. Er pflegt frü h aufzustehen. - Он имеет обыкновение рано вста­вать. Es rte auf zu regnen. - Дождь прошел .

б) Сложноеглагольное сказуемое состоит из модального глагола ( nnen, rfen, ssen и т. д.) или глагола с модальным значением (scheinen, brauchen и т.д.) и инфинитива знаменательного глагола; с модальными глаголами инфинитив употребляется без частицы zu , с глаголами с модальным значением с частицей zu : Er muß arbeiten.- Он должен работать. Er braucht heute nicht zu kommen. - Ему сегодня не надо при­ходить .

в) Cложное глагольное сказуемое состоит из глаголов haben и sein и инфинитива знаменательного глагола, употребленного с zu- : Ich habe Ihnen viel zu sagen. - Я должен Вам многое сказать. Der Text ist zu ü bersetzen. - Текст можно (необходимо) перевести.

Употребление модальных глаголов для выражения зна­чения возможности, необходимости, желания). Глагол nnen означает возможность, имеющуюся в силу определен­ных условий: Es regnet nicht mehr, er kann nach Hause gehen. - Дождя больше нет, он может (ему можно) идти домой. Es regnet, er kann nicht nach Hause gehen. - Идет дождь , он не может идти домой . Es regnet nicht mehr, man kann nach Hause gehen. - Дождя боль ­ше нет , можно идти домой . Es regnet, man kann nicht nach Hause gehen. - Идет дождь , нельзя идти домой . nnen имеет также значение «уметь»: Ich kann Schach spielen. - Я умею играть в шахматы .

Глаголrfen означает возможность, существующую в силу чьего- либо разрешения. Например, в предложениях, содержащих раз­решение, запрет, приказ: Sie rfen hier nicht bleiben! - Вы не должны здесь оставаться! Вам нельзя здесь оставаться. Вам не разрешается здесь оставаться. Man darf hier nicht rauchen! - Здесь нельзя курить. Здесь не разрешается курить !

rfen часто употребляется в вопросительных предложениях, в которых спрашивается о разрешении сделать что-либо: Darf ich nach Hause gehen? - Могу я идти домой? Можно я пойду домой? Можно мне пойти домой? Darf man hier rauchen? - Здесь можно курить? Здесь разрешается курить?

Глагол ssen имеет значение «долженствовать» (в силу объективной необходимости или убеждения): Es ist spä t, er muß nach Hause gehen. - Поздно, он должен идти домой. Поздно, ему надо (ему нужно, ему необходимо) идти домой. Es ist spät, man muß nach Hause gehen. - Поздно , нужно (не ­обходимо ) идти домой .

С отрицанием müssen почти не употребляется; вместо müssen употребляется глагол с модальным значением brauchen - нужно: Sie brauchen morgen nicht zu kommen. - Вам ненужно завтра приходить . Ср.: Sie ssen morgen kommen. - Вам надо завтра прийти .

Глагол sollen имеет значение «долженствовать» (в силу чьего-либо приказа, распоряжения и т.д.): Er soll bleiben.- Он должен остаться. Пусть он останется. Er soll nicht bleiben. - Он не должен оставаться. Sollen часто употребляется в вопросительных предложениях, в которых спрашивается о необходимости что-либо сделать: Sollen wir hier bleiben? - Мы должны остаться здесь? Нам остаться здесь? Нам нужно остаться здесь? Soll man bleiben? Нуж­но остаться? Остаться?

Обратите внимание на то, что русским односоставным предложениям с «мож­но», «нельзя», «нужно» и т.д.+ инфинитив в немецком языке всегда соответст­вуют двусоставные предложения (т.е. предложения с подлежащим и сказуемым): Мне можно идти? - Darf ich gehen? Мне нужно идти . - Ich muß gehen. Нельзя уходить ! - Man darf nicht gehen .

Также русским односоставным предложениям с инфинитивом в немецком языке соответствуют двусоставные предложения: Переводить? - Soll ich ü bersetzen? Sollen wir übersetzen? Soll man übersetzen? Мне читать ? - Soll ich lesen? Этого им не понять. - Das nnen sie nicht verstehen .

Глагол wollen означает желание или намерение: Er will das wissen.- Он хочет это знать. Am Abend wollen wir ins Theater gehen. - Вечером мы собира­емся (хотим, намереваемся) пойти в театр. Wollen Wollen wir nach Hause gehen! Пойдем(те) домой! Давай(те) пойдем домой! (Ср. употребление 1-го лица множественного числа императива. Gehen wir nach Hause! - Пойдем(те) домой! Давай(те) пойдем домой ).

Глагол wollen может иметь ослабленное модальное значение; в этом случае сочетание wollen с инфинитивом близко по значению футуруму: Ich will alles tun, was ich kann. - Я сделаю все, что могу .

Глагол gen имеет два основных значения:

а) mögen означает «пусть, должен; может»: Er mag morgen kommen. - Пусть он придет завтра. (Он должен прийти завтра.) (Ср.: также употребление gen в этом значении в придаточных предложениях, содержащих косвенную речь).

6) gen означает «хотеть, желать», в этом значении gen употребляется в претерите конъюнктива: Ich chte Sie etwas fragen. - Я хотел бы вас спросить кое-что. Мне хочется вас спросить кое о чём. Я хочу вас спросить кое о чём .

Глагол lassen - ließ - gelassen в качестве модального глагола упот­ребляется двояко:

а) lassen vt имеет значение «велеть, просить, заставлять»: Der Dekan läß t Sie morgen kommen.- Декан велит вам (про­сит вас) прийти завтра. Der Lektor läß t uns viel lesen. - Преподаватель заставляет нас много читать.

Обратите внимание на соответствие lassen русскому «пусть»: Lassen Sie ihn sprechen. - Пусть он скажет. В этом случае в рус­ском языке употребляется также следующий вариант: Lassen Sie ihn sprechen. - Дайте ему сказать. Lassen Sie mich sprechen. - Дайте мне сказать.

Помимо этого глаголlassen входит в состав следующих выражений: sich (Dat.) etw. hen lassen - сшить себе что-л. (или : отдать себе что . сшить ): Ich lasse mir ein neues Kleid nähen.- Я шью себе новое платье . Я отдала сшить себе новое платье . etw. reparieren fassen - отдать в починку : Er ließ seine Uhr reparieren. - Он отдал свои часы в починку , sich (Akk.) rasieren lassen - побриться парикмахерской ): Er läßt sich immer hier rasieren. - Он бреется всегда здесь .

Lassen употребляется также в побудительных предложениях: Laß(t) uns nach Hause gehen! - Давай(те) пойдем домой , (ср.: упот­ребление в этом же значении модального глагола wollen ).

б) lassen sich - имеет значение возможности (т.е. является синонимом nnen ): Das läß t sich machen.- Это можно сделать. Das läßt sich nicht machen. - Этого нельзя сделать . Dieser Text läßt sich leicht übersetzen. - Этот текст легко пере ­вести .

Сочетание глагола lassen с другим глаголом при переводе на русский язык часто неразложимо, т.е. его значение выводится не из суммы зна­чений этих двух смысловых глаголов (напр.: Er laß t uns viel lesen.- Он застав­ляет нас много читать ), а имеет другой русский эквивалент, в котором значение lassen непосредственно не отражено, например.: mit sich reden lassen - быть сговорчивым, sich (Dat.) etwas gefallen lassen - терпеть, сносить что-л . В сло­варе о переводе подобных сочетаний на русский язык следует справляться в словарной статье на lassen . Lassen может также образовать с другими глаголами сложный глагол: fallenlassen - ронять .

Модальные глаголы чаще употребляются в простых временных формах, чем в сложных; так чаще употребляется претерит, чем перфект. Модальные глаголы nnen, gen, rfen (последний в форме претерита конъюнктива rfte ), ssen, sollen и wollen в сочетании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, могут употребляться для выражения различных видов предположения; в этом своем значении модальные глаголы переводятся на русский язык следующим образом:

а) nnen, gen в сочетании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, передаются на русский язык словами «возможно, может быть, пожалуй, кажется» и личной формой глагола: Er kann (mag) nach Hause gegangen sein. - Возможно (может быть, пожалуй, кажется) он ушел домой. Er kann (mag) krank sein. - Возможно (может быть, пожалуй, кажется) он болен .

Однако при переводе вопросительного предложения «возможно, может быть» и т. д. обычно опускаются: Wann kann (mag) er nach Hause gegangen sein? - Когда он ушел домой? (Когда он мог уйти домой?) .

б) rfen в претерите конъюнктива (т. е. в форме rfte ) в со­четании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, передается на русский язык словами «видимо, по-видимому, пожалуй, кажется» и личной формой глагола: Er rfte schon nach Hause gegangen sein. - Он, видимо (по-видимому, пожалуй, кажется), уже ушел домой. Er rfte krank sein. - Он, видимо (по-видимому, пожалуй, кажется), болен .

(При наличии отрицания возможен также вариант перевода сло­вами «вряд ли»: Das rfte nicht richtig sein. - Вряд ли это пра­вильно .)

Однако при переводе вопросительного предложения «видимо, по-видимому» и т.д. обычно опускаются: rfte es richtig sein? -Это верно? rfte er sich geirrt haben? - Он не ошибся?

в) ssen в сочетании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, передается на русский язык словами «должно быть, наверное, весьма вероятно, очевидно» и личной формой глагола: Er muß nach Hause gegangen sein. - Он, должно быть (наверное, весьма вероятно, очевидно), ушел домой. Er muß krank sein. - Он, должно быть (наверное, весьма веро­ятно, очевидно), болен .

г) sollen в сочетании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, передается на русский язык словами «говорят, сообщают» и т.д. и последующим придаточным предложением: Er soll nach Hause gegangen sein. - Говорят, что он ушел домой. Er soll krank sein. - Говорят, что он болен. Die Delegation soll Moskau schon verlassen haben. - Сообщают , что делегация уже выехала из Москвы .

Указанное сочетание может также передаваться на русский язык словами «по сведениям, по сообщениям» и т.д. и личной формой глагола. Die Delegation soll Moskau schon verlassen haben.- По имеющимся сведениям делегация уже выехала из Москвы. Sollen в указанном выше значении может употребляться в пред­ложении, в котором из контекста уже ясно, что передаются чужие слова: Es wird gemeldet, die Delegation soll nach Kiew gefahren sein. - Сообщают, что делегация уехала в Киев .

д) wollen в сочетании с инфинитивом II, реже с инфинитивом I, передается на русский язык словами «он утверждает», «он говорит» и последующим придаточным предложением, в котором может стоять слово «якобы»: Er (sie) will selbst dabei gewesen sein. - Он (она) утверждает, что (якобы) сам(а) при этом присутствовал(а) .

Глаголы haben и sein также могут употребляться в модальном значении в специальных оборотах:

1) haben + zu + инфинитив имеет, как правило, значение дол­женствования, необходимости: Ich habe noch zu arbeiten. - Я должен (мне нужно) еще рабо­тать. Wir haben noch eine Stunde zu fahren. - Нам (нужно ) ехать еще час . Ich hatte noch zu arbeiten. - Я должен был (мне нужно было) еще работать .

Синонимом сочетания haben + zu + инфинитив являются модальные гла­голы ssen и sollen с инфинитивом: Ich habe noch zu arbeiten. = Ich muß (soll) noch arbeiten .

Реже haben + zu + инфинитив имеет значение возможности: Er hat nichts zu sagen.- Он ничего не может сказать. Ему не­чего сказать. Er hat viel zu berichten. - Он может многое сообщить. Ему есть, что сообщить .

2) sein + zu + инфинитив выражает в зависимости от контекста: а) значение долженствования, необходимости, б) значение возможности; сочетание sein + zu + инфинитив имеет пассивное значение.

а) Die Rechnung ist gleich zu bezahlen. - Счет должен быть тотчас же оплачен. Счет нужно тотчас же оплатить . Die Rechnung war gleich zu bezahlen. - Счет нужно было тотчас же оплатить . Die Versammlung ist von allen zu besuchen. - На собрание долж ­ны прийти все .

б) Das ist leicht zu tun. - Это (можно ) легко сделать . Diese alte Maschine ist nicht mehr zu benutzen. - Эта старая машина не может быть больше использована . Das war leicht zu tun. - Это (можно) было легко сделать .

Синонимами sein + zu + инфинитив являются модальные глаголы ssen, sollen, nnen с инфинитивом пассива: Die Rechnung ist gleich zu bezahlen. = Die Rechnung muß (soll) gleich bezahlt werden. - Счет надо тотчас же оплатить . Das ist leicht zu tun. = Das kann leicht getan werden.- Это (можно) легко сделать .

Перевод на русский язык глаголов с модальным значением:glauben, scheinen, suchen, verstehen, wissen . Эти глаголы называются глаголами с модальным значением, т.к. вотличие от модальных глаголов их основное значение не мо­дальное. Так, например, основное значение suchen «искать», а его модальное значение - «пытаться».

С инфинитивом другого глагола ониприобретают модальное значение и переводятся следующим образом:

1) glauben – казаться (+ дополнение в дат. падеже): Ich glaube Sie zu kennen. - Мне кажется, что я вас знаю. Er glaubte diesen Mann zu kennen. - Ему казалось, что он знает этого человека. Er glaubt alles verstanden zu haben. - Ему казалось, что он все понял .

2) scheinen – казаться: Er scheint diesen Mann zu kennen. - Кажется, он знает этого человека. Er schien diesen Mann zu kennen. - Казалось, (что) он знает этого человека. Er scheint, alles vergessen zu haben. - Кажется, (что) он все забыл. Er scheint klug (zu sein). - Он, кажется, умен .

3) suchen - пытаться, стараться: Er sucht uns zu helfen. - Он пытается (старается) нам помочь. Er suchte uns zu überzeugen. - Он старался (пытался ) нас убе ­дить .

4) verstehen – уметь: Er versteht zu überzeugen. - Он умеет убеждать .

5) wissen – уметь, мочь: Er weiß zu schweigen. - Он умеет молчать . Er weiß zu überzeugen. - Он умеет убеждать . Ich weiß Ihnen nicht zu helfen. - Я не могу вам помочь .

Сказуемое, выраженное устойчивым глагольным словосочетанием.

Устойчивые глагольные словосочетания состоят из гла­гола и имени существительного или имени прилагательного (реже наречия); устойчивые глагольные словосочетания по значению эквивалентны глаголу, например: Platz nehmen = sich setzen (садиться), zum Ausdruck bringen = ausdrü cken (выражать) .

Расположение частей сказуемого, выраженного устойчивым сло­восочетанием, такое же, как у разделимых глаголов: Wir nehmen immer dort Platz. - Мы всегда садимся там . Сp.: Die Versammlung findet in diesem Hörsaal statt. - Собрание состоится в этой аудитории .

Понимание предложений со сказуемым, выраженным устойчивым глагольным словосочетанием,часто доставляет труд­ности, поскольку за сказуемое иногда принимается не все устой­чивое словосочетание, а лишь глагол. Сравните, например, следую­щее предложение: Der Autor brachte diese Idee in folgenden Worten zum Ausdruck . Даже, если знать каждое слово этого предложения в отдельности, но не учитывать того, что сказуемое выражено устой­чивым словосочетанием, перевод невозможен. Только определив сказуемое, можно правильно перевести это предложение: Der Autor brachte diese Idee in folgenden Worten zum Ausdruck. (der Autor – подлежащее, brachte zum Ausdruck - сказуемое) (zum Ausdruck bringen - выражать) . - Автор выразил эту идею в следующих словах .

Сказуемое, выраженное устойчивым глагольным словосочета­нием, встречается очень часто. Наиболее употребительными типами устойчивых словосочетаний, выступающих в качестве сказуемого, являются следующие:

1) глагол + существительное (большей частью с предлогом): jmdn. in Empfang nehmen - встретить, принять кого-либо; zum Ausdruck kommen - выразиться в чем-либо, найти выражение в чем-либо; zu Ende bringen - доводить до конца; jmdm. Etwas zur Kenntnis bringen - довести что-либо до чьего-либо сведения; einen Eindruck machen - произвести впечатление; Abschied nehmen von (Dat.) - прощаться; kein Ende nehmen - не прекращаться и т.д.

2) глагол + прилагательное: etwas ckgä ngig machen - что-либо отменить; es weit bringen - многого достичь; jmdn. auf etwas aufmerksam machen - обратить чье-либо внимание на что-либо; sich bemerkbar machen - обратить на себя внимание; дать о себе знать и т.д.

3) глагол + наречие (представляющее собой слияние предлога существительным): zutage treten - обнаружиться, выявиться, проявиться; zugrunde legen - положить что-либо в основу чего-либо; zugrunde gehen - гибнуть; zustande kommen - осуществ­ляться .

Другие подгруппы этого типа менее многочисленны, но принцип анализа и перевода сочетаний тот же. Такие словосочетания, как видно из примеров, могут переводиться на русский язык глаголом илианалогичным по форме словосочетанием русского языка.

Круг глаголов, образующих указанные выше словосочетания, невелик: bringen, kommen, liegen, legen, machen, nehmen, setzen, treten и некоторые другие; в составе словосочетания эти глаголы утрачивают исходное лексическое значение и становятся лексически неполнозначными. Основное лексическое значение несут на себе существительное, прилагательное, наречие. В словаре перевод этих словосочетаний следует искать в статье соответствующего существительного, прилагательного, наречия (хотя в большинстве словарей сочетания подобного рода помещаются также и в статье соответствующего глагола, т.е. два раза).

Именное сказуемое

Именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части, которая в немецкой грамматике называется предикативом.

В качестве глагола-связки выступают sein, werden, bleiben, heißen : Die Vorlesung ist interessant. - Лекция интересная . Er wird Lehrer. - Он будет учителем. Wir bleiben Freunde. - Мы останемся (остаемся) друзьями. Er heiß t Oleg Petrow. - Его зовут Олег Петров .

В качестве предикатива чаще всего выступают суще­ствительные, прилагательные, причастия II от переходных глаго­лов, реже - местоимения, числительные и наречия.

1) Предикатив, выраженный существи­тельным, стоит в номинативе (отвечает на вопрос wer? was? ): Das ist ein Lehrbuch. - Это учебник. Das ist ein Student. - Это студент . Er ist Student. - Он студент .

Предикатив стоит, как правило, с неопределенным или нуле­вым артиклем, но: Das ist der Student Petrow. - Это студент Петров .

Обратите внимание на то, что в русском языке существительное-предикатив может стоять в творительном падеже: «Он был студен­том», а в немецком только в номинативе: Er war Student.

В качестве предикатива может выступать также существитель­ное с предлогом: Dieser Brief ist r den Dekan. - Это письмо для декана. Das Modell ist aus Metall. - Модель из металла .

2) Предикатив, выраженный прилагательным, стоит всегда в неизменяемой форме (отвечает на вопрос wie? ): Ich bin schon gesund. - Я уже здоров. Sie ist schon gesund. - Она уже здорова . Sie sind schon gesund. - Они уже здоровы .

3) Предикатив, выраженный причастием II от переходных глаголов, стоит также в неизменяемой форме: Der Text ist ins Russische ü bersetzt. - Текст переведен на рус­ский язык. Die Texte sind ins Russische übersetzt. - Тексты переведены на русский язык .

В некоторых грамматиках сочетание sein + причастие II от переходных глаголов называется пассивом состояния , или стативом.

4) Предикатив может быть выражен место­имением в номинативе: Das bin ich.- Это я ; числительным: Wir sind vier. - Нас четверо ; наречием: Jetzt ist alles anders. - Теперь все иначе .

5) В любом предложении, кроме придаточного, если глагол-связка употреблен в презенсе пли претерите, предикатив стоит в конце предложения: Er ist jetzt Student. - Он теперь студент. Früher war er Arbeiter. - Раньше он был рабочим . Sie ist schon alt. - Она уже старая .

Если глагол-связка находится в сложной временной форме, то предикатив стоит перед причастием или инфинитивом: Er wird Ingenieur sein. - Он будет инженером. Er ist jetzt Ingenieur geworden.- Он стал теперь инженером. Er ist vor kurzem krank gewesen. - Недавно он был болен .

Особый случай представляет собой местоположение словосоче­таний с wie и als при сравнении: Er ist ebenso alt wie ich.- Ему столько лет, сколько и мне. Er ist älter als ich. - Он старше , чем я . Diese Arbeit wird schwieriger sein als die erste. - Эта работа будет труднее первой .

6) Именное сказуемое может иметь в своем составе модальный глагол: Er will stark sein. - Он хочет быть сильным. Er kann Lehrer werden. - Он может стать учителем .

Структура простого распространённого повествовательного предложения (ПРПП).

Формальные признаки и способы выражения подлежащего и сказуемого.

Прямой и обратный порядок слов в предложении.

Основу грамматической структуры и логического содержания ПРПП образуют главные члены предложения - подлежащее и сказуемое, их дополняют второстепенные члены предложения - дополнение, определение, обстоятельство, например:

подлежащее сказуемое обстоятельство дополнение дополнение

Die Firma liefert heute dem Kunden die Ware nicht. -

Фирма не поставляет сегодня клиенту товар.

Формальные признаки и способы выражения подлежащего.

Подлежащее - это лицо (предмет), осуществляющее действие, или лицо (предмет), подвергающееся действию. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что? и может стоять в немецком предложении на I-ом или III-м месте, например:

Если подлежащее выражено существительным с определением, то следует говорить о группе подлежащего, например:

Формальные признаки и способы выражения сказуемого.

Сказуемое - это главный член предложения, который выражает действие, связанное с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет (лицо)? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе.

Сказуемое бывает: простое глагольное (выражено одним глаголом), составное глагольное (состоит из нескольких глаголов) и составное именное (состоит из глагола-связки и именной части).

Сказуемое в немецком предложении всегда стоит на II-ом месте. Если в предложении имеет место составное глагольное сказуемое, то на II-ом месте стоит его изменяемая часть, а на последнем - неизменяемая.

На II-ом месте (изменяемая часть сказуемого) могут находиться:

а) смысловые глаголы (reisen, wohnen, studieren):

Viele Touristen reisen ьber Leipzig nach Berlin.

б) вспомогательные глаголы (haben, werden, sein):

Maiers haben den Mietvertrag unterschrieben. Sie sind schon ausgezogen. Herr Maier wird die neue Stellung wahrscheinlich bekommen.

в) модальные глаголы (kцnnen, dьrfen, wollen, sollen, mьЯen, mцgen):

Herr Mьller will ein Haus bauen. Er muЯ lange sparen. Der Architekt soll ihm einen Plan fьr einen Bungalow machen.

г) глаголы stehen, lassen, bleiben, helfen, hцren, lehren, употребляемые в составе сложных глаголов с Infinitiv:

Er bleibt bei der BegrьЯung sitzen.

На последнем месте (неизменяемая часть) могут стоять:

а) неопределённая форма глагола - инфинитив (lernen, kommen, gehen):

Nach dem Unfall muЯten wir zu FuЯ nach Hause gehen. Ich werde dich nicht vergessen.

б) причастие II (gegangen, gelernt, gekommen):

Der Verkдufer hat einen gьnstigen Preis geboten. Ich wurde im Unterricht viel gefragt.

в) сложная форма инфинитива активного залога (gelernt haben, gekommen sein):

Sie wird ihre Bьcher ganz sicher mitgenommen haben.

г) сложная форма инфинитива страдательного залога (gelernt werden, ьbersetzt werden)

Der Vertrag wird ins Deutsche ьbersetzt werden.

в) отделяемая приставка глагола:

Die Studenten geben die Prьfungen ab. Fьllen Sie bitte die Zolldeklaration aus!

Прямой и обратный порядок слов в ПРПП.

Как Вы уже знаете, предложение содержит главные члены - подлежащее и сказуемое, и второстепенные - дополнение, определение и обстоятельство. Место подлежащего и сказуемого в немецком языке строго регламентируется.

Сказуемое (простое глагольное сказуемое или изменяемая часть составного глагольного сказуемого) всегда стоит на 2-ом месте! Подлежащее может занимать 1-е или 3-е место.

При прямом порядке слов подлежащее стоит на первом месте, сказуемое - на втором, далее следуют остальные члены предложения. При обратном порядке слов на первое место выносится второстепенный член предложения (чаще обстоятельство времени или места), на втором, как правило, сказуемое, на третьем - подлежащее, затем остальные второстепенные члены предложения.

07.08.2015 ПЯТНИЦА 09:20 | WEB-GLOBUS

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. УРОВЕНЬ А1

Немецкие предложения имеют ряд особенностей, которые свойственны лишь этому языку. Они всегда двусоставные, то есть в них в обязательном порядке присутствуют оба главных члена - подлежащее и сказуемое. Рассмотрим ниже особенности конструкции немецких предложений.

1. Немецкие сказуемые всегда выражаются глагольными формами; в именных сказуемых в обязательном порядке присутствует глагол-связка, включая настоящее время:

Karl ist Soziologe. - Карл - социолог.

2. В немецких предложениях никогда не может употребляться более одного отрицания:

Nina ist nie in Düsseldorf gewesen. - Нина никогда не бывала в Дюссельдорфе.

3. Немецкое подлежащее всегда употребляется в Nominativ и может быть выражено либо именем существительным, либо любой другой частью речи, которая употребляется в значении имени:

Die Reisenden entdeckten einen schönen Bergsee. - Путешественники наткнулись на красивое горное озеро (причастие).

Sie hat Lilien gewählt. — Она выбрала лилии (местоимение).

Vier mal vier ist sechzehn. - Четырежды четыре - шестнадцать (числительные).

Vom Kai zu tauchen ist verboten. - Прыгать в воду с набережной запрещено (инфинитивный оборот).

4. Сказуемые в немецких предложениях могут быть глагольными (простыми и составными) и именными (всегда составными). Простые сказуемые состоят из одиночных глаголов в соответствующих подлежащему личных формах, временах и залогах. Таким образом, простые глагольные предикаты могут состоять из одного глагола (простая форма) или того же глагола в паре со вспомогательным (сложная форма). Составные глагольные предикаты включают в себя два глагола, каждый из которых обладает самостоятельным значением:

Der graue Kater sprang auf. - Серый кот вскочил (простое глагольное сказуемое в простой форме).

Der graue Kater ist aufgesprungen. - Серый кот вскочил (простое глагольное сказуемое в сложной форме).

Kann dein Kater auf den Kühlschrank aufspringen? - Твой кот может запрыгнуть на холодильник (составное глагольное сказуемое)?

Mein Kater ist ein sehr ruhiges Tier. - Мой кот - очень спокойное животное (составное именное сказуемое).

Кроме главных членов в немецких предложениях могут присутствовать второстепенные.

5. Немецкие дополнения могут быть падежными и предложными. Безпредложные дополнения в Akkusativ называются прямыми, ими управляют переходные глаголы. Прочие дополнения называются косвенными и ими управляют непереходные глаголы:

Diese Geschichte wurde dem alten Märchenbuch entnommen. - Эта история была взята из старинной книги сказок (безпредложное косвенное дополнение в Dativ).

Meine Verwandten gehen auf ein Verbrechen nicht ein. - Мои родные не пойдут на преступление (предложное косвенное дополнение в Akkusativ).

Helga näht ein Kleid für meine Schwester. - Хельга шьет платье для моей сестры (прямое дополнение).

6. Немецкие обстоятельства могут быть самых разных видов: времени, образа действия, места, цели, причины, следствия. Они могут выражаться наречиями или существительными без предлогов или же с предлогами:

In dieser Gegend gibt es viele Brunnen. - В этой местности много источников (обстоятельство места, существительное с предлогом).

Deshalb wurde sie mit Recht so genannt. - Поэтому ее по праву так называли (два обстоятельства причины).

Diese Badeschuhe hat er zum Schwimmen im Meer gekauft. - Эти купальные тапочки он приобрел для купания (плавания) в море (обстоятельство цели).

7. Немецкие определения по своему типу делятся на согласованные и несогласованные (имеется в виду с теми членами предложения, к которым они примыкают). Единственное обязательное условие - этот член предложения всегда выражается именем существительным. Согласованные определения являются таковыми постольку, что согласуются с существительными в падежах, родах и числах. Они занимают место перед именем и могут представлять собой причастия, прилагательные, местоимения (вопросительные, притяжательные, указательные):

Meine gelbe Tasche hat sie irritiert. - Моя желтая сумка ее раздражала (два согласованных определения: притяжательное местоимение и прилагательное).

Welchen Blumenstrauss möchten Sie bestellen? - Какой букет цветов Вы хотели бы заказать (согласованное определение: вопросительное местоимение)?

Seine dritte Wahl hat sie erfreut. - Его третий выбор ее порадовал (согласованное определение: порядковое числительное).

Das Auto unserer Nachbarn steht immer in ihrer Garage. - Машина наших соседей всегда находится в их гараже (несогласованное определение: существительное в Genitiv).

Что такое немецкое придаточное предложение, вы можете понять, посмотрев на следующую схему с примером:




Как видите, придаточное предложение может стоять как до, так и после главного предложения.

В придаточном предложении сказуемое стоит на последнем месте . Если сказуемое составное, то спрягаемая часть стоит на самом последнем месте, а неизменяемая - перед ней. Отрицание «nicht» стоит перед сказуемым. Отделяемые приставки не отделяются. Подлежащее стоит сразу за союзом.

Порядок слов в придаточном немецком предложении вы можете увидеть на этой схеме:





Таким образом, очень важно запомнить, что сказуемое стоит в конце предаточного предложения. Сказуемым чаще всего является глагол. Неизменяемая и спрягаемая части появляется, когда, например, у нас есть модальный глагол. Ich kann kommen. kann - спрягаемая часть, kommen - неизменяемая часть.

Есть несколько типов придаточных предложений . Ниже мы приводим таблицу типов придаточных предложений, в которую включены вводные слова (союзы, местоимения),после которых идет вышеописанный порядок слов в придаточном предложении.

Основные типы придаточных предложений:

1) Причины:

Ich komme nicht, weil ich krank bin. Я не приду, потому что я болен/больна.

Ich mache das Fenster auf, da es mir zu heiß ist. Я открою окно, потому что мне слишком жарко.

2) Цели:

Ich lerne Deutsch, damit ich eine gute Arbeit finden kann. Я учу немецкий язык, чтобы я мог/ла найти хорошую работу.

Ich arbeite viel, damit meine Kinder alles haben. Я много работаю для того, чтобы мои дети имели все.

Если действующие лица в главном и придаточном предложениях совпадают, то можно использовать оборот с um... zu :

damit ich Deutsch lerne. Я приехал/а в Германию, чтобы учить немецкий язык.

Ich bin nach Deutschland gekommen, um Deutsch zu lernen. Я приехал/а в Германию, чтобы учить немецкий язык.

3) Условия:

Wenn es morgen nicht regnet, gehen wir in die Berge. Если завтра не будет дождя, мы пойдем в горы.

Falls Sie Kinder haben, bekommen Sie eine Ermäßigung. В случае, если у Вас есть дети, Вы получите скидку.

4) Времени:

Wenn du nach Hause kommst, ruf mich bitte an. Когда ты вернешься домой, позвони мне, пожалуйста.

Während ich arbeite, sind meine Kinder im Kindergarten. В то время, когда я работаю, мои дети находятся в детском саду.

Als ich acht war, habe ich das Schwimmen gelernt. Когда мне было восемь лет, я научился/научилась плавать.

Seitdem ich in Moskau wohne, habe ich immer einen guten Job. С тех пор, как я живу в Москве, у меня всегда есть хорошая работа.

Wir haben noch eine Stunde Zeit, bis die Gäste kommen. У нас есть еще час до того, как придут гости.

Sobald du fertig bist, fangen wir an. Как только ты будешь готов/а, мы начнем.

Bevor ich einkaufen gehe, schreibe ich mir immer eine Einkaufsliste. Прежде чем идти за покупками, я всегда пишу себе список покупок.

Nachdem ich die Prüfung bestanden habe, kann ich mich erholen. После того, как я сдал/а экзамен, я могу отдохнуть.

5) Места и направления:

Ich möchte wissen, wo wir sind. Я хотел/а бы знать, где мы находимся.

Ich weiß nicht, wohin dieser Weg führt. Я не знаю, куда ведет эта дорога.

6) Уступки:

Obwohl es regnet, gehe ich spazieren. Несмотря на то что идет дождь, я пойду на прогулку.

7) Сравнения:

Je mehr Geld ich verdiene, desto mehr Steuern muss ich bezahlen. Чем больше денег я зарабатываю, тем больше налогов я должен/должна платить.

Sie sprechen besser Deutsch, als wir erwartet haben. Вы говорите по-немецки лучше, чем мы ожидали.

8) Дополнительное придаточное предложение:

Man sagt, dass Benzin bald wieder teurer wird. Говорят, что бензин скоро опять подорожает.

Können Sie mir bitte sagen, wie dieses Gerät funktioniert? Вы можете мне сказать, как работает этот прибор?

Ich weiß noch nicht, ob ich morgen ins Schwimmbad gehe. Я еще не знаю, пойду ли я завтра в бассейн.

9) Определительное придаточное предложение:

Ich möchte einen Mann heiraten, der mich immer verstehen wird. Я хочу выйти замуж за мужчину, который меня всегда будет понимать.

Ich möchte eine Frau heiraten, die mich nie betrügen wird. Я хочу жениться на женщине, которая мне никогда не будет изменять.

Ich möchte ein Kind haben, das mich niemals enttäuschen wird. Я хочу иметь ребенка, который меня никогда не будет разочаровывать.

Ich möchte diesen Film sehen, von dem alle sprechen. Я бы хотел/а посмотреть это фильм, о котором все говорят.

А вот и те союзы, которые НЕ ВЛИЯЮТ на порядок слов вводимого ими предложения: und, aber, denn, oder, sondern

Порядок слов после этих союзов точно такой же, как и в главном предложении: спрягаемая часть сказуемого на втором месте.

Er antwortete sicher, denn er hatte sich auf die Prufung gut vorbereitet.
Он отвечал уверенно, так как хорошо подготовился к экзамену.

Ich habe keine Zeit, und ich gehe nicht zum Fußball.
У меня нет времени, и я не пойду на футбол.

Упражнение: Вставьте подходящие союзы

1) ...du willst, begleite ich dich nach Hause.

2) Ich muss viel arbeiten,... ich genug Geld habe.

3) ... ich krank bin, muss ich meine Arbeit erledigen.

4) Ich weiß nicht,... wir machen sollen.

5) ... du das nicht machst, rede ich nicht mehr mit dir.

6) Ich gehe nach Hause,... ich müde bin.

Для того, чтобы четко и лаконично изложить свои мысли в устной или письменной форме, мало владеть такими грамматическими нормами, как спряжение глаголов, склонение по падежам существительных и прилагательных и т.д. Немецкое предложение имеет четко организованную структуру, которая на начальном этапе изучения может быть непонятна людям, не говорящим на немецком языке.

Перед тем, как приступить к грамматически верному построению любого предложения, необходимо определить, что говорящий хочет сказать, то есть какое предложение будет по цели высказывания:

Повествовательным – передает собеседнику имеющуюся информацию;

Вопросительным – в предложении задается вопрос с целью получения какой-либо информации;

Побудительным – содержит призыв собеседника к совершению действия.

Чтобы наглядно понять структуру немецкого предложения, сами жители Германии сравнивают ее с оркестром, в котором дирижером является глагол-сказуемое. Он и «задает тон» каждому инструменту в оркестре – члену предложения.

В повествовательном простом предложении глагол-сказуемое неизменно стоит на 2-ой позиции . А вот что стоит до него, вовсе не важно. Это не обязательно должно быть подлежащее, выраженное существительным или местоимением. На 1-е место могут быть поставлены и второстепенные члены.

Например:

Если в предложении использовано составное сказуемое, то на 2-е место обязательно ставится его изменяемая часть, а неизменная часть отправляется в конец .

Есть такие вариантики составного сказуемого :

1. Так сказать Модальное сказуемое (это значит >> модальный глагол + смысловой).

К примеру,

  • Wir können heute arbeiten . — Мы можем сегодня работать.

! können , мочь- модальный глаг./ arbeiten , работать — смысловой глаг. !

2. Временная форма (вспомогательный глагол + смысловой).

К примеру,

  • Ich habe zwei Jahre Deutsch gelernt . — Я 2 года учил немецкий.

! haben — вспомогательн.глаг. / lernen — смысловой глаг. !

3. Инфинитивная конструкция (глагол + глагол/инфинитив с частицей zu или по-другому составной инфинитив).

К примеру,

  • Frau Horst beginnt zu sprechen. Госпожа Хорст начинает говорить.

! beginnen — глагол / zu sprechen — инфинитив с частицей zu !

  • Ich verspreche zu kommen . Я обещаю прийти.

! verspreche — глагол / zu kommen — инфинитив с частицей zu !

4. Глагольные словосочетания (устоявшиеся связки слов, где есть глагол и относящаяся к нему часть).

К примеру,

Ich weiß Bescheid . — Я в курсе дела/осведомлен.

! Bescheid wissen — глагольное словочетание!

Frauen legen mehr Wert auf Vertrauen und Loyalität als Männer. — Женщины придают значение доверию и верности больше, чем мужчины. / Женщины ценят доверие и верность больше, чем мужчины.

! Wert legen — глагольное словочетание!

5. Глагол с отделяемой приставкой.

К примеру,

Dominik macht die Augen zu . — Доминик закрывает глаза.

! zu machen — закрывать — глаг. с отдел.приставкой!

Отдельно стоит сказать о тех частях речи, которые располагаются между составными частями сложного сказуемого.

Эта часть предложения на немецком языке звучит, как Mittelfeld . Слова в данном отрезке не могут быть расстановлены, как угодно, они также подчиняются определенным правилам:

Местоимения всегда ставятся впереди существительных, независимо от того, в каком падеже они стоят.

Например :

  • Linda hat ihm mein Auto geliehen! — Линда одолжила ему мою машину!
  • Helga hat mir diese Uhr geschenkt. — Хельга подарила мне эти часы.

Несколько существительных, следующих одно за одним, расставляются согласно падежам — Nominativ, Dativ, Akkusativ, Genetiv.

Например:

  • Heute hat meine Mutter (Nom.) mir (Dat.) etwas besonderes (A) gekauft. — Сегодня моя мама купила мне кое-что особенное.

Несколько местоимений подряд также расставляются согласно падежам: Nominativ, Akkusativ, Dativ.

Например :

  • Heute hat sie(N) es(A) mir (D) gekauft. — Сегодня она купила это мне.

Такая часть предложения, как обстоятельство, в немецком тексте располагается по правилу ТЕКАМОLO . Что это значит? TE (или temporal) означает время, КА (или kausal) — это причина, MO (или modal) обозначает образ действий, LO (или lokal) — местоо. Иными словами сначала будут названы обстоятельства, отвечающие на вопросы «как долгоо/когда/как частоо?», далее – по какой причине?/почемуу, следующее место – как?/каким образом?, ну и заключительная позиция — где?/куда?/откудаа?.

Например :

  • Wir fahren morgen (temporal ) mit dem Zug (modal ) nach Frankreich (lokal ). — Завтра мы поедем на поезде во Францию.
  • Sven wurde gestern (TE ) wegen einer Infektion (KA ) schnell (MO ) ins Krankenhaus (LO ) gebracht. — Вчера Свена быстро доставили в больницу вследствие инфекции.

Существительные, используемые с определенным артиклями, ставятся в повествовательном простом предложении впереди существительных с артиклями ein, eine.

Например :

  • Ich habe dem Sohn meiner Tante ein Hemd gekauft. — Я купила сыну моей тети рубашку.
  • Kimmi hat den Eltern ein neues Café empfohlen. — Кимми порекомендовала родителям новое кафе.

Непрямое дополнение, состоящее из дополнения и предлога, ставится перед прямым дополнением, требующим Dativ и Akkusativ.

Например :

  • Die Mutter hat ihrer Tochter (D) ein neues Kleid (A) aus Baumwolle (Präposition/предлог + D) genäht. — Мама сшила своей дочке платье из хлопка.

Обстоятельства, если такие имеются, как правило, ставятся между дополнениями.

Например :

Du musst dir unbedingt diese Serie anschauen! — Ты должен обязательно посмотреть этот сериал!

Ich danke Ihnen herzlich für Ihre Glückwünsche, juhuuu! — Я сердечно благодарю Вас за Ваши поздравления, юхууу!

Изучая вопрос о структуре немецкого предложения, нельзя не коснуться построения сложного предложения.

Сложное предложение и его структура

Предложение, состоящее их двух или более основ (подлежащее + сказуемое), называется сложным . В немецком языке, как и в русском, такие предложения делятся на два вида:

Сложносочиненные, в составе которых простые предложения соединяются союзами aber и und. Расположение слов в них традиционное;

Например :

Ich fliege nach Spanien und meine Kinder bleiben zu Hause (natürlich mit Oma haha). — Я лечу в испанию, а мои дети остаются дома (конечно же с бабушкой, хаха).

Ich habe Magdalena eingeladen, aber sie ist nicht gekommen. — Я пригласила Магдалену, но она не пришла.

Сложноподчиненные – состоящие из 2-х частей: главной – Hauptsatz , и подчиненной – Nebensatz . В главной части расположение слов должно быть прямым. Что касается подчиненной части, она имеет обратный порядок слов – глагол выносится в конец.

Например :

Markuss ist nicht zu meiner Geburtstagsparty gekommen, obwohl ich ihn eingeladen habe (глаг.в конце). — Маркусс не пришел на мое день рождение, хоть я его и пригласила.

2. Вопросительное предложение

Предложения-вопросы в немецкой речи делятся на две категории:

Общие — подразумевают конкретный ответ «да/нет»;

Специальные , в структуре которых должно присутствовать слово-вопрос.

В общем вопросе на 1-ой позиции должна стоять изменяемая часть глагола-сказуемого, на 2-м месте – подлежащее, далее оставшиеся члены предложения. Если сказуемое сложное, в конец вопроса ставится его неизменяемая часть.

Например:

Kommt Helena morgen? — Прийдет завтра Хелена?

Magst du Heine nicht? — Тебе не нравится Хайне?

Hat Erik dir mein Buch gegeben ? — Эрик дал тебе мою книгу?

Специальные вопросительные предложения начинаются со слова-вопроса. Вторую позицию в структуре занимает сказуемое, обозначенное глаголом, далее – подлежащее (существительное или местоимение) и все оставшиеся второстепенные члены.

Например:

Wann hat Erik dir mein Buch gegeben ? — Когда Эрик тебе дал мою книгу?

Wem gehört diese Kaffeetasse? — Чья/кому принадлежит эта кофейная чашка?

Warum kommst du so früh? — Почему ты приходишь так рано?

3. Побудительное предложение

Цель высказывания побудительного предложения – призыв к совершению какого-либо действия. Как правило, в немецком языке побудительные предложения формулируются в наклонении Imperativ. Особенностью структуры является тот факт, что на 1 позицию ставится сказуемое-глагол, а в конце вместо точки ставится знак восклицания. При произнесении восклицание выделяется голосом. Подлежащее в этом виде предложений может отсутствовать. Если оно есть, то ставится после сказуемого.

Например:

Komm ! — Подойди!

Schließ bitte die Tür! — Закрой, пожалуйста, дверь!

Zeig mir bitte das Foto! — Покажи мне, пожалуйста, фото!

На этом пока всё 😉