Нераспространенное предложение со словом вчера. Простое предложение. Виды простых предложений. Как определить тип синтаксической единицы

Глав­ные члены пред­ло­же­ния об­ра­зу­ют его грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.

Пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва ко­то­рых со­сто­ит из двух глав­ных чле­нов, на­зы­ва­ют­ся дву­со­став­ны­ми (рис. 1).

Глав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

Рис. 1. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но со­ста­ва грам­ма­ти­че­ской ос­но­вы

При­ме­ры дву­со­став­ных пред­ло­же­ний:

Взо­рва­лась пе­тар­да.

Очень страш­ная ис­то­рия про­изо­шла со мной вчера ве­че­ром.

Если грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва со­сто­ит из од­но­го глав­но­го члена, такое пред­ло­же­ние на­зы­ва­ет­ся од­но­со­став­ным.

При­ме­ры од­но­со­став­ных пред­ло­же­ний:

Ка­ни­ку­лы.

Хочу на море.

Скоро от­дох­нём.

Глав­ный член од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния по своим свой­ствам и струк­ту­ре похож либо на ска­зу­е­мое дву­со­став­но­го, либо на под­ле­жа­щее.

Распространённые и нераспространённые предложения

В за­ви­си­мо­сти от того, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные члены, пред­ло­же­ния бы­ва­ют рас­про­стра­нён­ные и нерас­про­стра­нён­ные (рис. 2).

Рис. 2. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но на­ли­чия/от­сут­ствия вто­ро­сте­пен­ных чле­нов

В нерас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ни­ях, кроме глав­ных чле­нов, нет ни­ка­ких дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния.

При­ме­ры нерас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ний:

Стем­не­ло.

Подул ветер.

По­ка­за­лось при­ви­де­ние.

Если в пред­ло­же­нии есть хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние на­зы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

При­ме­ры рас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ний:

Вне­зап­но стем­не­ло.

Подул жут­кий про­ни­зы­ва­ю­щий ветер.

Из-за пор­тье­ры по­ка­за­лось при­ви­де­ние.

Таким об­ра­зом, опре­де­лить, рас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние или нерас­про­стра­нён­ное, можно по на­ли­чию в нём вто­ро­сте­пен­ных чле­нов.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слова, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния (об­ра­ще­ния, ввод­ные слова и кон­струк­ции), не де­ла­ют пред­ло­же­ние рас­про­стра­нён­ным.

Ка­жет­ся, стем­не­ло – про­стое нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Лишь толь­ко стем­не­ло, есте­ствен­но, по­ка­за­лось при­ви­де­ние – слож­ное пред­ло­же­ние, со­сто­я­щее из двух про­стых и нерас­про­стра­нён­ных.

Полные и

Про­стые пред­ло­же­ния под­раз­де­ля­ют­ся на пол­ные и непол­ные (рис. 3).

Рис. 3. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но на­ли­чия/от­сут­ствия необ­хо­ди­мых чле­нов

Если в пред­ло­же­нии при­сут­ству­ют все необ­хо­ди­мые для его по­ни­ма­ния ком­по­нен­ты, если для того, чтобы по­нять смысл пред­ло­же­ния, нам не нужно об­ра­щать­ся к дру­гим пред­ло­же­ни­ям, такие пред­ло­же­ния на­зы­ва­ют­ся пол­ны­ми:

Я не боюсь при­ви­де­ний.

Если для по­ни­ма­ния пред­ло­же­ния нам не хва­та­ет ком­по­нен­тов, если, чтобы по­нять его смысл, нам нужно об­ра­тить­ся к со­сед­ним пред­ло­же­ни­ям, такое пред­ло­же­ние будет непол­ным:

Я не боюсь при­ви­де­ний.

Я тоже (смысл этого пред­ло­же­ния будет скрыт, пока не узна­ем кон­текст его упо­треб­ле­ния).

Рис. 4. Как от­ли­чить непол­ное пред­ло­же­ние от од­но­со­став­но­го

Как видим, смысл непол­но­го пред­ло­же­ния легко вос­ста­но­вить, если до­ба­вить в него необ­хо­ди­мые ком­по­нен­ты из кон­тек­ста (рис. 4). От­ме­тим, что в непол­ном пред­ло­же­нии могут от­сут­ство­вать все глав­ные члены пред­ло­же­ния:

– Вы ви­де­ли при­ви­де­ние?

– Какое оно было?

– Жут­кое! (это рас­про­стра­нён­ное непол­ное пред­ло­же­ние)

Кроме того, в непол­ном пред­ло­же­нии могут от­сут­ство­вать необ­хо­ди­мые для по­ни­ма­ния вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния:

Ты спра­вил­ся?

Выводы

При­зна­ки рас­про­стра­нён­но­сти и нерас­про­стра­нён­но­сти и пол­но­ты и непол­но­ты про­сто­го пред­ло­же­ния никак не свя­за­ны друг с дру­гом. Пред­ло­же­ние может быть пол­ным, но нерас­про­стра­нён­ным, на­при­мер пред­ло­же­ние «Оно при­бли­жа­ет­ся». Или на­о­бо­рот, пред­ло­же­ние может быть рас­про­стра­нён­ным, но непол­ным, как пред­ло­же­ние «Жут­кое».

Рис. 5. Типы про­сто­го пред­ло­же­ния

Таким об­ра­зом, рас­про­стра­нён­ность или нерас­про­стра­нён­ность пред­ло­же­ния опре­де­ля­ет­ся по фор­маль­но­му при­зна­ку: есть или нет в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ный член. А де­ле­ние пред­ло­же­ния на пол­ное или непол­ное про­из­во­дит­ся по се­ман­ти­че­ско­му, или смыс­ло­во­му, при­зна­ку. Т. е. если вто­ро­сте­пен­ный член в пред­ло­же­нии от­сут­ству­ет, но при этом необ­хо­дим для его по­ни­ма­ния, как в во­про­се «Ты спра­вил­ся?», такое пред­ло­же­ние будет непол­ным и нерас­про­стра­нён­ным.

Вопросы к конспектам

1. Про­чи­тай­те и пе­ре­пи­ши­те тек­сты. Най­ди­те в них од­но­со­став­ные, нерас­про­стра­нён­ные и непол­ные пред­ло­же­ния.

А. Ка­би­нет в ял­тин­ском доме у Ан­то­на Пав­ло­ви­ча был неболь­шой, шагов две­на­дцать в длину и шесть в ши­ри­ну. Прямо про­тив вход­ной двери – боль­шое квад­рат­ное окно в раме. С пра­вой сто­ро­ны, по­сре­дине стены, – ко­рич­не­вый ка­фель­ный камин. На ка­мине несколь­ко без­де­лу­шек и между ними пре­крас­но сде­лан­ная мо­дель па­рус­ной шхуны.

Б. В пер­вый раз она по­яви­лась ве­че­ром. Под­бе­жа­ла чуть ли не к са­мо­му ко­ст­ру, схва­ти­ла рыбий хво­стик, ко­то­рый ва­лял­ся на земле, и ута­щи­ла под гни­лое брев­но. Я сразу понял, что это не про­стая мышь. Куда мень­ше по­лев­ки. Тем­ней. И глав­ное – нос! Ло­па­точ­кой, как у крота. Скоро она вер­ну­лась, стала шмы­гать у меня под но­га­ми, со­би­рать рыбьи ко­сточ­ки и, толь­ко когда я сер­ди­то топ­нул, спря­та­лась. «Хоть и не про­стая, а все-та­ки мышь, – думал я. – Пусть знает свое место». А место ее было под гни­лым кед­ро­вым брев­ном. Туда та­щи­ла она до­бы­чу. От­ту­да вы­лез­ла и на дру­гой день.

В. Этой осе­нью я но­че­вал у деда Ла­ри­о­на. Со­звез­дия, хо­лод­ные, как кру­пин­ки льда, пла­ва­ли в воде. Шумел сухой трост­ник. Утки зябли в за­рос­лях и жа­лоб­но кря­ка­ли всю ночь. Деду не спа­лось. Он сидел у печки и чинил рва­ную ры­бо­лов­ную сеть. Потом по­ста­вил са­мо­вар – от него окна в избе сразу за­по­те­ли.

Распространенное предложение? Таким вопросом будет задаваться рано или поздно любой школьник. Для чего нужно это знание? Самое главное, для морфологического анализа.

Что такое характеристика.

Итак, как определяется распространенность предложения? Во-первых, сразу же отмечают все грамматические основы, далее находят второстепенные члены предложения. Если они присутствуют, то предложение называют распространенным, если же нет - нераспространенным. Это позволяет сделать вывод о том, что распространенное предложение - это предложение, которое состоит из грамматической основы и дополняющих ее второстепенных членов. «Пошел снег» - это нераспространенное предложение, а вот «вчера пошел снег» - распространенное. Есть еще одна тонкость.

При вопросе: «Что такое распространенное предложение?» многие забывают, что бывают грамматические основы, состоящие только из одного члена. В таких случаях предложение также может быть как распространенным, так и нераспространенным. Например, «Утро» - это нераспространенное, а «Холодное утро» - распространенное.

Также подобные затруднения могут возникнуть при определении типа где опущен какой-либо главный член. Как правило, в подобных предложениях его легко можно восстановить. Например: «Я люблю клубнику, а Андрей - малину». Во второй грамматической основе отсутствует сказуемое, но при этом присутствует дополнение «малину», следовательно, такое предложение можно назвать распространенным.

Предложение с разными видами связи сразу же, автоматически, можно называть распространенным предложением, так как в таких случаях дополняющими и раскрывающими смысл главной части являются зависимые члены в предложении. Не стоит также путать такие понятия, как «простое предложение» и «нераспространенное предложение». В первом случае присутствует только одна причем она может быть осложнена причастными оборотами, определениями, сравнительными или деепричастными оборотами. А может включать в себя несколько грамматических основ, которые могут быть ничем не осложнены. Например: «Кот, будто спавший около двери, подмигивая глазом, пристально наблюдал за нами». Этот пример является простым распространенным предложением, так как здесь есть только одна грамматическая основа «кот наблюдал». А вот следующий будет представлять собой сложное нераспространенное предложение: «Ночь наступила, луна спряталась, кузнечики затихли». Здесь есть три грамматические основы, которые ничем не осложнены, поэтому предложение нераспространенное сложное. Таким образом, для начала нужно четко определить, сколько же грамматических основ содержит в себе фраза и есть ли второстепенные члены.

Что такое распространенное предложение? Ответ на этот вопрос можно найти в этой статье. Определение грамматических свойств обязательно требуется при совершении морфологического именно поэтому следует знать и различать их.

Синтаксис – раздел науки о языке, отвечающий за изучение синтаксических единиц. Под синтаксическими единицами понимаются словосочетание и предложение. В справочнике по русскому языку под авторством Т. В. Шкляровой предложение определяется как «основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли».

В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:

  1. По количеству речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. – одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
  2. По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
  3. По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
  4. По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
  5. По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
  6. По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
  7. По выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».

Рассмотрим подробнее классификацию высказываний по четвертому типу. Чем отличается распространённое предложение от нераспространенного? В первом типе синтаксических единиц помимо подлежащего и сказуемого можно выделить второстепенные члены. Второстепенные члены – это обстоятельство, определение и дополнение.

Двусоставные распространенные предложения

Рассмотрим простейшие примеры из учебника за пятый класс.

  • «Я пошёл» – простое двусоставное нераспространенное – определение, дополнение или обстоятельство отсутствуют.
  • «Я быстро пошёл» – простое двусоставное распространённое – есть обстоятельство, выраженное наречием «быстро».
  • «Я пошел в школу» – эта единица также является распространённой, поскольку в ней присутствует обстоятельство, выраженное существительным «школа».

Предложение может быть расшарено за счет сразу нескольких второстепенных членов. «Я пошёл в новую школу» – здесь есть и обстоятельство «школа», и определение «новая».

Односоставные распространённые предложения

«Стемнело» – односоставное нераспространенное; отсутствуют подлежащее и второстепенные члены. «Рано стемнело» – в предложении отсутствует подлежащее, однако, есть обстоятельство образа действия, выраженное наречием «рано».

Как сделать из нераспространенного высказывания распространённое

Для того, что получить распространённую единицу синтаксиса, достаточно добавить в нее один из элементов распространённого высказывания: дополнение, обстоятельство или определение.

Так, к единице «Я вижу.» можно добавить дополнение – «Я вижу реку», «Я вижу тебя».

Можно добавить к дополнению определение – «Я вижу огромную реку», «Я вижу прекрасную девушку».

А вот пример того, как можно расширить высказывание с помощью обстоятельства. Существует несколько типов обстоятельств:

  • Обстоятельство места – отвечает на вопрос «Куда?». Вчера мы вернулись домой .
  • Обстоятельство времени – отвечает на вопрос «Когда?». Вчера мы вернулись в три часа ночи .
  • Обстоятельство образа действия – отвечает на вопрос «Как? Каким образом?». Домой собирались в спешке .
  • Обстоятельство цели – отвечает на вопрос «С какой целью?». Назло матери она вернулась домой поздно ночью.
  • Обстоятельство меры – отвечает на вопрос «Сколько раз?». Дважды не дозвонившись в такси, я поняла, что домой сегодня не вернусь.
  • Обстоятельство степени – отвечает на вопрос «В какой степени? В какой мере?» – Он был весьма удивлен моему приезду домой.

Как определить тип синтаксической единицы

Легко определять тип высказывания можно с помощью выделения его грамматических основ. Для начала находим подлежащее и сказуемое. Далее переходим к поиску второстепенных членов. Для этого ко всем элементам высказывания задаём вопросы из списка, приведённого выше. Если в предложении есть хотя бы один из второстепенных членов, оно является распространённым.

Отличить распространенное предложение от нераспространенного довольно просто. Это понятно при разборе предложения и выявлении второстепенных членов или их отсутствии. Разбирая предложения синтаксически, сначала выделяют его , учитывая за основу интонацию – это могут быть побудительные, повествовательные или вопросительные предложения, также как вариант можно встретить либо восклицательные, либо невосклицательные. Односоставное или двусоставное определяется по наличию главных членов предложения, а также по присутствию или отсутствию других членов.

Отсюда делаем вывод, что наличие или отсутствие второстепенных членов предложения определяет, какое оно – распространенное или нет.

Распространенное предложение

Если есть хотя бы один второстепенный член предложения, принято считать, что это распространенное. Оно, конечно, содержит и главные члены. Сказуемое может дополнять второстепенный член смыслом так же, как подлежащее или другие члены предложения. К последним относят обстоятельства, дополнения и определения. Давайте рассмотрим несколько примеров:

Вечером приготовил еду. – Приготовил еду когда? Вечером. Это обстоятельство. То есть предложение распространенное.

Мы вытирали доску. – Вытирали что? Доску.

Солнечным днем тепло разливается по всем уголкам и закоулкам маленького города.

В воздухе витает ароматная свежесть полевых цветов.

Подробнее о второстепенных членах предложения:

  1. Обстоятельство. Оно обозначает качество совершения действия, его условие или состояние, признак. Обстоятельству можно задать вопросы куда, почему, откуда, когда и как. Например: Ты одеваешься неправильно, совершенно не по погоде. Задаем вопрос - одеваешься (как?) не по погоде. Еще пример: Ты и раньше ходил в ресторан покушать (ходил куда и с какой целью?).
  2. Дополнение. Этому члену предложения можно задать несколько вопросов, к примеру, кого или о ком, чем или кем, чего или кому. Указывает на предмет или действие, совершенное лицом или же предметом, к примеру: Я работал (кем?) менеджером, специалистом в отделе маркетинга и помощником руководителя.
  3. Определение обозначает признак предмета. Ему можно задать только три вопроса – это чей, который и какой. Например: Осенью белка прячется между (какой?) желтой листвой от человека.

Нераспространенное предложение

Если предложение состоит только из главных членов, то есть в нем нет второстепенных членов, тогда оно называется нераспространенным. Это правило касается простых предложений. Например:

Солнце скрылось. Здесь слово «солнце» является подлежащим, а «скрылось» сказуемым. Других членов предложения нет. Значит, данное предложение нераспространенное.

Гардины трепещут и развеваются… Здесь слово «гардины» тоже является подлежащим, а слова «трепещут», «развеваются» – сказуемым, «и» – частица. Предложение нераспространенное.

Еще примеры: Белые ночи. Был январь. Идет дождь. Расцветали яблони и груши.

Мы продолжаем изучать предложение. Как можно сделать его насыщенным, содержательным, информативным? Предложение мы можем распространить с помощью второстепенных членов. Как это сделать, вы узнаете на этом уроке.

Тема: Синтаксис. Пунктуация

Урок: Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения

Вы уже познакомились с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым. Но предложение может включать и второстепенные члены . Они поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение, обстоятельство .

Прочитайте предложения.

Он рисует. Он хорошо рисует. Он рисует картины. Он рисует красивые картины.

Во всех четырех предложениях одна и та же грамматическая основа: он (это подлежащее) рисует (это сказуемое). Но во втором, третьем и четвертом предложениях есть второстепенные члены: во втором предложении обстоятельство, в третьем – дополнение, в четвертом – определение и дополнение.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространенными.

Рис. 1. Нераспространенные и распространенные предложения. ()

Домашнее задание.

Задание №1

Перед вами текст, состоящий только из нераспространенных предложений. Распространите их второстепенными членами, чтобы текст получился более ярким, интересным, красочным, и закончите его.

Была ночь. Шел дождь. Дети не спали. Они разговаривали. Раздался шум. Дверь открылась. Кто-то вошел. Дети испугались. Они увидели ….

Задание №2

В следующем отрывке определите, какие предложения являются распространенными, а какие – нераспространенными. Выделите подлежащее и сказуемое.

Я нарисовал намордник для барашка. Я отдал рисунок Маленькому принцу, и сердце у меня сжалось.

– Ты что-то задумал и не говоришь мне...

Но он не ответил.

– Завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю...

И он умолк. Потом прибавил:

– Я упал совсем близко отсюда...

И покраснел.

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.