Невольные и произвольные движения по сеченову. Понятие движения. Движение и развитие. Основные формы движения, их соотношение и взаимосвязь. Движение с точки зрения биологии

Механическое движение – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел.

Например, автомобиль движется по дороге. В автомобиле находятся люди. Люди движутся вместе с автомобилем по дороге. То есть люди перемещаются в пространстве относительно дороги. Но относительно самого автомобиля люди не движутся. В этом проявляется . Далее кратко рассмотрим основные виды механического движения .

Поступательное движение – это движение тела, при котором все его точки движутся одинаково.

Например, всё тот же автомобиль совершает по дороге поступательное движение. Точнее, поступательное движение совершает только кузов автомобиля, в то время как его колёса совершают вращательное движение.

Вращательное движение – это движение тела вокруг некоторой оси. При таком движении все точки тела совершают движение по окружностям, центром которых является эта ось.

Упоминавшиеся нами колёса совершают вращательное движение вокруг своих осей, и в то же время колёса совершают поступательное движение вместе с кузовом автомобиля. То есть относительно оси колесо совершает вращательное движение, а относительно дороги – поступательное.

Колебательное движение – это периодическое движение, которое совершается поочерёдно в двух противоположных направлениях.

Например, колебательное движение совершает маятник в часах.

Поступательное и вращательное движения – самые простые виды механического движения.

Относительность механического движения

Все тела во Вселенной движутся, поэтому не существует тел, которые находятся в абсолютном покое. По той же причине определить движется тело или нет, можно только относительно какого-либо другого тела.

Например, автомобиль движется по дороге. Дорога находится на планете Земля. Дорога неподвижна. Поэтому можно измерить скорость автомобиля относительно неподвижной дороги. Но дорога неподвижна относительно Земли. Однако сама Земля вращается вокруг Солнца. Следовательно, дорога вместе с автомобилем также вращается вокруг Солнца. Следовательно, автомобиль совершает не только поступательное движение, но и вращательное (относительно Солнца). А вот относительно Земли автомобиль совершает только поступательное движение. В этом проявляется относительность механического движения .

Относительность механического движения – это зависимость траектории движения тела, пройденного пути, перемещения и скорости от выбора системы отсчёта .

Материальная точка

Во многих случаях размером тела можно пренебречь, так как размеры этого тела малы по сравнению с расстоянием, которое походит это тело, или по сравнению с расстоянием между этим телом и другими телами. Такое тело для упрощения расчетов условно можно считать материальной точкой, имеющей массу этого тела.

Материальная точка – это тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь.

Многократно упоминавшийся нами автомобиль можно принять за материальную точку относительно Земли. Но если человек перемещается внутри этого автомобиля, то пренебрегать размерами автомобиля уже нельзя.

Как правило, решая задачи по физике, рассматривают движение тела как движение материальной точки , и оперируют такими понятиями, как скорость материальной точки, ускорение материальной точки, импульс материальной точки, инерция материальной точки и т.п.

Система отсчёта

Материальная точка движется относительно других тел. Тело, по отношению к которому рассматривается данное механическое движение, называется телом отсчёта. Тело отсчёта выбирают произвольно в зависимости от решаемых задач.

С телом отсчёта связывается система координат , которая представляет из себя точку отсчёта (начало координат). Система координат имеет 1, 2 или 3 оси в зависимости от условий движения. Положение точки на линии (1 ось), плоскости (2 оси) или в пространстве (3 оси) определяют соответственно одной, двумя или тремя координатами. Для определения положения тела в пространстве в любой момент времени также необходимо задать начало отсчёта времени.

Система отсчёта – это система координат, тело отсчета, с которым связана система координат, и прибор для измерения времени. Относительно системы отсчёта и рассматривается движение тела. У одного и того же тела относительно разных тел отсчёта в разных системах координат могут быть совершенно различные координаты.

Траектория движения также зависит от выбора системы отсчёта.

Виды систем отсчёта могут быть различными, например, неподвижная система отсчёта, подвижная система отсчёта, инерциальная система отсчёта, неинерциальная система отсчёта.

Простым языком движение можно охарактеризовать как абсолютно любой процесс перехода из одного состояние в иное, происходящий во Вселенной. Рассмотрев , стоит сделать вывод о том, что данный аспект можно разделить на материальную и идеальную сферы. Как разграничить эти понятия? Каким образом определить тот или иной процесс? Что за этим стоит?

Понятие самого процесса

Движение в философии - это термин весьма многогранный. По сути, его можно определить как совершенно любое изменение. То есть, это может быть как перемещение в пространстве, так и передвижение в отношении мышления индивида. Это не что иное, как атрибут материи, само собой разумеющееся свойство материального объекта. Из данного факта следует вывод о том, что движения без материи существовать не может. Значит, столь масштабная наука рассматривает движение как способ существования материи. Философия предполагает, что в мире не существует объекта, пребывающего абсолютно неподвижным.

Целесообразным будет сделать заключение: понятие покоя противоположно изучаемому термину. Так, абсолютно любой предмет, пребывающий в движении до конкретного времени, имеет возможность сохранять свои некоторые свойства, стабильность внутреннего строения, другими словами, некоторую неизменность. Именно так звучит условие существования абсолютно любого объекта.

Противоречивые понятия

Как выяснилось, движение и покой являются весьма противоречивыми на диалектическом уровне свойствами объекта материи. Под развитием следует понимать необратимое изменение в отношении качественных характеристик. Оно классифицируется по двум типам. Прогрессивное развитие подразумевает процесс, которому сопутствует условие нарастания сложности, а также упорядоченности материального объекта. Регрессивное говорит о том, что в ногу с данным развитием идет деградация, распад.

Материальное движение

Движение в философии - это изменение, происходящие по одному из двух сценариев. Так, под материальной составляющей понятия следует понимать любые колебания, уместные в объективном мире. То есть, без него не может быть материи, и наоборот: движение, не наделенное носителем материального происхождения, не имеет смысла.

Следует сделать вывод о том, что материальная составляющая процесса является объективной, не зависящей от сознания человека. Но это не равнозначно тому, что сознание не имеет возможности влиять на некоторые проявления процесса, имеющие конкретный характер. Речь идёт том, что движение ни в коем случае не перестанет существовать и это никак не зависит от сознания человека. Кроме того, на уровне гносеологии сознание является в любом случае вторичным, оно служит отражением объективной реальности, которая пребывает в движении.

Идеальное движение

Как выяснилось, движение в философии - это его изначальная его классификация на материальное и идеальное. Под вторым следует понимать абсолютно все процессы, которые имеют место в субъективном мире, то есть в человеческом сознании. Как отмечалось выше, понятие движения весьма противоречиво. В чем же кроется эта противоречивость? Во-первых, движение можно рассматривать как единство абсолютного (например, неуничтожимость или вечность) и относительного (например, изменение местоположения объектов) в один и тот же период времени. Во-вторых, движение необходимо изучать как единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности (например, конкретный предмет в один и тот же момент находится и не находится в определенной точке пространства). В-третьих, движение считается единством как количественных, так и качественных изменений. Из данных положений можно сделать вывод, что движение, пространство и время в философии тесно взаимосвязаны. Кроме того, они и взаимозависимы.

Формы движения

В соответствии с изложенными выше фактами Энгельс выделил основные формы движения материи. Философия, таким образом, подразумевает наличие следующих:

  • Механическое движение - не что иное, как перемещение тела в пространстве, которое возможно охарактеризовать наличием определенной траектории.
  • Физическое движение относится к атомам, поэтому данному процессу сопутствуют понятия теплоты, гравитации и электромагнетизма.
  • Химическое движение подразумевает изменения на молекулярном уровне, связанные с некоторой перестройкой оболочек атомов, имеющих электронную природу. Важно отметить, что в данном случае ядра не перестраиваются!
  • Биологическое движение соотносится с нуклеидами.
  • Социальное движение, прямо относящееся к людям и совершаемой ими деятельности.

Заключительный аккорд

Движение в философии - это наличие определенных его форм, перечисленных выше. Важно заметить, что все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, простейшие формы являются неотъемлемой составляющей более сложных, и, кстати, каждая из них содержит в себе немыслимое количество видов движения. Например, самая простая форма включает в себя следующие виды движения:

  • Равномерно прямолинейное движение.
  • Равномерно ускоренное движение.
  • Криволинейное движение и так далее.

Легко догадаться, что самой сложной формой считается социальное движение, ибо материальный носитель является сложнейшим видом социальной материи. Кроме того, законы сохранения материи и движения гласят о том, что различные формы (перечислены выше) могут переходить друг в друга. В этом и заключается свойство неуничтожимости и несотворимости движения и материи в философской науке.

Типы движения

Рассмотрев движение в философии кратко , несложно догадаться о том, что логичным является существование некоторых типов движения. Так, основными из них являются следующие:

  • Изменение подразумевает превращение одной системы в принципиально другую, носящее обратимый характер.
  • Функционирование говорит о беспрерывной деятельности системы, которой не сопутствуют те или иные перемены. В пример можно привести работу абсолютно любого здорового органа человека.
  • Развитие предполагает необратимое превращение системы в другую. Как правило, данный процесс осуществляется на основании перехода от низшей ступени к высшей.

Что же за этим следует?

Как выяснилось выше, понятие движения в философии своей неотъемлемой частью считает наличие определенных типов движения. Из этого следуют некоторые выводы:

  • Деятельность, которая неизменна на протяжении своего цикла существования, не может длиться вечность.
  • Абсолютно обратимых процессов в природе просто-напросто не существует и быть не может. Данный факт подтверждается законами всей глобальной спирали развития.

Таким образом, следует мысль о том, что функционирование и изменение являются лишь промежуточными этапами на пути к процессу глобального развития. И совершенно неважно, что в какой-то период времени они изменяются, ведь данная тенденция может реализоваться лишь в конкретных условиях.

Движение в пространстве. Философия

Под пространством в философии следует понимать некоторый атрибут материи, выражающий ее протяженность, определенную структурность, конечно же, существование и взаимодействие ее составляющих в разнообразных системах материальной природы. При изучении вопроса движения в пространстве в первую очередь необходимо четко понимать свойства материи, среди которых, как отмечалось выше, укорененная взаимосвязь с материей и движением, абсолютная зависимость от отношений структурного характера в материальных системах, протяженность (положение элементов структуры в ряд, возможность дальнейшего добавления составляющих), единство непрерывности и прерывности, трехмерность (что подразумевает наличие линии, плоскости и тела), а также бесконечность.

Материя и движение в философии. Современная классификация

Необходимо заметить, что классификация Энгельса сегодня относительно устарела и утратила своих ярых приверженцев, ибо нельзя сводить физическое движение исключительно к тепловому. Именно поэтому была разработана современная классификация форм движения, которая включает следующие пункты:

  • Перемещение в пространстве.
  • Движение электромагнитов (заряженных частиц).
  • Гравитационное движение.
  • Взаимодействие на уровне ядер (самое сильное).
  • Взаимодействие, носящее слабый характер (излучение и поглощение нейтрона).
  • Движение, имеющее химическую природу (как процесс, так и дальнейший результат взаимного действия молекул и атомов).
  • Движение материи, носящее геологический характер, которое в первую очередь связано с некоторыми изменениями в геологических системах, таких, как материки или же слои земной коры.
  • Движение, имеющее биологическую природу, куда необходимо отнести процессы, которые происходят на уровне клеток, или же обмен веществ в организме живого существа.
  • Движение, носящее социальный характер и отражающее разнообразные общественные процессы и явления.

Проблема движения в философии

Изначально необходимо указать, что данная проблема сегодня занимает одно из центральных мест в столь широкой науке, как философия. Ни для кого уже не секрет, что абсолютно любой объект так или иначе пребывает в движении. Оно носит всеобщих характер и является основой существования для всех объектов, а также их целостности. Но движение - это еще основание изменчивости и разнокачественности данных объектов. А то, что ведет неподвижный «образ жизни», не имеет возможности принципиально менять свои качества или быть наделенным какими-либо новыми свойствами. Так, абсолютно все объекты, имеющие материальное происхождение, выступают одновременно и процессами, и вещами. Ведь предмет не имеет возможности существовать без движения, что верно и наоборот.

Все объективные характеристики материи так или иначе имеют отношение к движению. Среди них бесконечность, неуничтожимость, единство перечисленных в предыдущих главах составляющих (например, прерывность и беспрерывность) и так далее. Движение является абсолютным показателем, а покой - относительным.

Но в философской истории известны мыслители, которые сомневались в том, может ли движение существовать объективным образом. Скорее, многие отрицали это. А может быть, движение - это лишь видимость? Или это только один из методов видения индивидом окружающего его мира? А вдруг основа всего неизменна? Или движение и вовсе не имеет связи с материей? Возможно, в будущем кто-то ответит на эти вопросы...

Механическим движением тела (точки) называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.

Виды движений:

А) Равномерное прямолинейное движение материальной точки: Начальные условия


. Начальные условия



Г) Гармоническое колебательное движение. Важным случаем механического движения являются колебания, при которых параметры движения точки (координаты, скорость, ускорение) повторяются через определенные промежутки времени.

О писания движения . Существуют различные способы описания движения тел. При координатном способе задания положения тела в декартовой системе координат движение материальной точки определяется тремя функциями, выражающими зависимость координат от времени:

x = x (t ), y =у(t ) и z = z (t ) .

Эта зависимость координат от времени называется законом движения (или уравнением движения).

При векторном способе положение точки в пространстве определяется в любой момент времени радиус-вектором r = r (t ) , проведенным из начала координат до точки.

Существует еще один способ определения положения материальной точки в пространстве при заданной траектории ее движения: с помощью криволинейной координаты l (t ) .

Все три способа описания движения материальной точки эквивалентны, выбор любого из них определяется соображениями простоты получаемых уравнений движения и наглядности описания.

Под системой отсчета понимают тело отсчета, которое условно считается неподвижным, систему координат, связанную с телом отсчета, и часы, также связанные с телом отсчета. В кинематике система отсчета выбирается в соответствии с конкретными условиями задачи описания движения тела.

2. Траектория движения. Пройденный путь. Кинематический закон движения.

Линия, по которой движется некоторая точка тела, называется траекторией движения этой точки.

Длина участка траектории, пройденного точкой при ее движении, называется пройденным путем .

Изменение радиус- вектора с течением времени называют кинематическим законом :
При этом координаты точек будут являться координатами по времени:x = x (t ), y = y (t ) и z = z (t ).

При криволинейном движении путь больше модуля перемещения, так как длина дуги всегда больше длины стягивающей её хорды

Вектор, проведенный из начального положения движущейся точки в положение ее в данный момент времени (приращение радиус-вектора точки за рассматриваемый промежуток времени), называется перемещением . Результирующее перемещение равно векторной сумме последовательных перемещений.

При прямолинейном движении вектор перемещения совпадает с соответствующим участком траектории, и модуль перемещения равен пройденному пути.

3. Скорость. Средняя скорость. Проекции скорости.

Скорость - быстрота изменения координаты. При движении тела (материальной точки) нас интересует не только его положение в выбранной системе отсчета, но и закон движения, т. е. зависимость радиус-вектора от времени. Пусть моменту времени соответствует радиус-вектордвижущейся точки, а близкому моменту времени- радиус-вектор. Тогда за малый промежуток времени
точка совершит малое перемещение, равное

Для характеристики движения тела вводится понятие средней скорости его движения:
Эта величина является векторной, совпадающей по направлению с вектором
. При неограниченном уменьшенииΔt средняя скорость стремится к предельному значению, которое называется мгновенной ско­ростью :

Проекции скорости.

А) Равномерное прямолинейное движение материальной точки:
Начальные условия

Б) Равноускоренное прямолинейное движение материальной точки:
. Начальные условия

В) Движение тела по дуге окружности с постоянной по модулю скоростью:

И, наконец, самое, на мой взгляд, странное качество сил инерции. Это единственный вид сил, не подчиняю­щийся, оказывается, третьему закону . Когда брошенное копье сворачивает в сторону от прямой, про­веденной по дну , оно не воспринимает никакого противодействия, потому что ни с чем как будто не связано.

Тут стоит вспомнить, что в прошлом веке австрийский физик Эрнст Мах сделал на этот счет одно очень заманчивое предположение. Вот что он допустил (без всякого доказательства): через свойство инерции любое тело соединено какими-то невидимыми «нитями» или «пружинами» со всей, пусть даже безмерно удаленной, материей Вселенной. Бесчисленные звезды - это, как говорил Мах, «не бумажные фонарики». Разбросанные тут и там в безграничном мире, они каким-то способом сообща действуют на каждую звезду или планету, на каждый камень, копье, пушинку - и заставляют их хра­нить покой или равномерное прямолинейное движение относительно инерциальных систем отсчета.

Или, если хотите, сообщают им ускорения в неинерциальных системах, порождая силы инерции.

Окажись этот «принцип Маха» справедлив, силы инерции стали бы подчинены третьему закону меха­ники. Как и все прочие силы. Действие звезд на копье - вот что сдвигало бы его с прямого пути в неинерциаль­ной системе отсчета. И вся материя мира поворачивала бы плоскость качаний маятника Фуко над полом Исаакиевского собора. Наоборот, копье, «привязанное» принципом Маха к звездам, оказывало бы при ускорениях противодействие на звезды.

Выходит, бросая мяч, вы толкали бы в обратную сторону всю Вселенную? Вроде того. Это, пожалуй, приятно - быть в силах толкнуть весь мир!

Но я снова вынужден предостеречь своих читате­лей от поспешности. Верен или неверен принцип Маха, можно будет судить только в самом конце этой книжки. Все-таки я не стерплю и уже сейчас скажу вам: увы, в современной науке принципу Маха места пока не на­шлось. Надеюсь, это признание не охладит читатель­ский интерес. Я ведь старался, чтобы сильнее всего вы удивились не инерции, а тяжести. Чуду падающих ядер и пуль, пушинок и сосулек. Именно от этого удивления нам предстоит попытаться убежать.

Таким образом, об основаниях классической меха­ники сказано уже довольно много. Разобрано поведение падающих тел, объяснены все три закона, отмечены некоторые тонкости.

Пора кое-что сказать о конкретных делах , о ее замечательных достижениях в объ­яснении природы.

За неинерциальной системой отсчета совсем не обя­зательно отправляться в космос. Не требуется никаких межзвездных кастрюль и «летающих тарелок». Можно остаться на Земле, пойти в городской сад и покататься на «колесе смеха» - горизонтальном скользком вра­щающемся диске. Вы на себе почувствуете неинерциальность системы отсчета, связанной с диском,- очень быстро окажетесь отброшенным прочь от центра вра­щения.

Можно поехать в Ленинград и посетить Исаакиевский собор. Там ясно видно, что и система отсчета, свя­занная с Землей, тоже неинерциальна.

Все остальные системы отсчета физики называют неинерциальными .

Читатель уже вобрал в свою голову столько пре­мудрости, что я задам ему сейчас глубочайший фило­софский и физический вопрос: что есть движение?

В самом деле, что? Мы все время говорим «движет­ся», а понимаем ли, что значит это слово?

У Пушкина:

Движенья нет,- сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Иначе (и длиннее) говоря, мудрец стал с течением времени менять свое пространственное положение но отношению к «брадатому» коллеге. Этим было без слов сказано все. Этим была определена сущность механиче­ского движения - именно так, как она понимается в физике.

Запомните: движение есть изменение с течением вре­мени положения тела в какой-либо системе отсчета . По­следние слова совершенно обязательны. Очень важно четко представить себе: без системы отсчета простран­ства и времени движения не существует.

Для «брадатого мудреца» системой отсчета служи­ла, видимо, скамья и земля, на которой он сидел, плюс удары его сердца, игравшие роль часов. В этой системе второй мудрец менял свое положение. А значит, дви­гался. Ничего иного в понятие механического движения физик не вкладывает.

Система отсчета - это некая материальная основа для измерения расстояний и длительностей. Скажем, набор скрепленных линеек, угломерных инструментов, часов. Даже если их нет, их всегда можно домыслить, вообразить, когда речь идет о движении. Так мы и де­лали раньше, рассуждая о и . Так будем делать и впредь - и часто с большей определенностью и конкретностью.

Сказанное сейчас дает пищу для сложных и глубо­ких раздумий. Мы займемся ими позже, в следующих частях этой книжки. Но самые существенные особен­ности систем отсчета, их связь с законами движения надо отметить сразу.

Во исполнение третьего закона произойдет отдача , то самое, что толкает приклад выстрелившего ружья в плечо охотника и движет космическую ракету. Когда оторванный нос лодки ринется вперед, корма ее отско­чит назад. Выбрасывая мощный поток раскаленных газов, реактивный двигатель поднимает и разгоняет космический корабль.

И не только космический.

«ТУ-104» - это атмосферный реактивный самолет. Его двигатель схож с ракетным. Но вот это любопытно. Не только он, но и все прочие самолеты, в том числе и винтовые, тоже, строго говоря, реактивные. Да и авто­мобили, паровозы, пароходы, велосипеды, брички, дили­жансы, пешеходы опять-таки реактивны. Таковы, по сути дела, почти все окружающие нас движения. Все, которые подчинены третьему закону и обязаны ему своим существованием. Ракета отличается лишь тем, что сама готовит реактивное «рабочее тело» - рас­каленные газы, которые она выбрасывает прочь и про­тиводействие которых ее движет в обратную сторону. А для винтового самолета, автомобиля, парохода реак­тивное «рабочее тело» уже готово - воздух, дорога, во­да. «Отбрасывая» их назад, экипаж движется вперед. Действует третий закон.

Я иду по планете потому, что своими ногами толкаю ее назад. Планета, правда, не спешит разгоняться в об­ратную сторону. Потому что обладает колоссальной массой. Будь на моем месте белка, а на месте планеты колесо, реактивность движения стала бы очень замет­на - масса колеса сравнительно невелика, а значит, и его инерционность.

Движение- любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Движение- абстракция, отвлеченное нашим сознанием от реальных материальных предметов свойство изменять свои параметры. Поэтому движение в «чистом виде» существует только в мышлении, в реальности же существует только движущиеся материальные объекты. Не может быть абсолютно неподвижного материального объекта. Покой- противоположно движению (отсутствие движения).Любой движущийся предмет до определен. времени сохраняет свою качественную определенность, стабильность внутренней структуры, т.е некоторое постоянство, неизменность. Это непременное условие существования любой вещи. Т.о. -движение и покой диалектически противоречивые свойства материального объекта. Развитие- необратимое качественное изменение.Оно бывает прогрессивным - проистекающим с нарастанием сложности и упорядоченности объекта и регрессивным - деградация объекта, его распад, гибель. Энгельс выделил 5 основных форм движения:

  • 1. Механическая
  • 2. Физическая
  • 3. Химическая
  • 4. Биологическая
  • 5. Социальная

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др.

Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи.

Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса.

Материя - объективная реальность данная нам в ощущениях. Материя - одна из самых общих категорий нашего мышления. Она содержит лишь минимальное количество признаков обозначаемого предмета. Первым шагом в конкретизации материи я-я признание сложной организации объективной реальности, в составе которой различимы материальные объекты(вещи),а также их свойства и отношения. Следующий шаг в конкретизации понятия материя- приписывание всем материальным объектам некоторых общих атрибутивных свойств. Свойства: системность (упорядоченность, структурная определенность), активность (движение, изменение, развитие),самоорганизация, пространственно- временная форма бытия, отражение, информативность. Структурные уровни организации материи: Сначала по сложности определяем три больших типа систем: системы неживой природы, биосистемы и системы социальные. Далее внутри каждого из этих типов систем ищем структурные уровни в неживой природе- физический вакуум, частицы, поля, атомы, молекулы. В живой природе- нуклеиновые кислоты, белки, клетки, биоценозы. В организации общественной жизни просматриваются системы и подсистемы человеческого действия(материальное и духовное производство, политика, мораль).Т.о материальный мир представляет собой многоярусную конструкцию, образуемую структурными уровнями материи.

Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности

Детерминизм - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах взаимодетерминации частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др.

Причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе - как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающее возможность в действительность. Принцип причинности имеет огромное значение в научном познании действительности. Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации. Причины бывают внешними и внутренними. Внутренняя причина действует в рамках данной системы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной причины с другой. Объективные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные причины заключены в целенаправленных действиях людей, в их решимости, организованности, опыте, знании. Непосредственные причины - это те кот. прямо вызывают и определяют данное действие. Опосредованные - которые вызывают и определяют данное действие через ряд промежуточных звеньев.

Необходимость и случайность. Случайность-это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может и иначе. Случайность может быть внешней и внутренней. Пример внешней случайности-человек наступил на арбузную корку и упал. Что такое внутренняя случайность? Согласно теории Дарвина, незаметные случайные изменения полезные для них закрепляются наследственностью. В окружающем мире совершаются и необходимые и случайные события. Необходимость-это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений. Необходимость бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или единичного объекта. Случайность находится в многообразных связях с необходимостью, в силу которых в форме случайности проявляется необходимость, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость.

Возможность и действительность. Под действительностью понимают творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, единичного и общего. Д. - это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности.