Олимпиадные задания русскому языку 5 6
Школьный этап.
5 класс
Задание 1 . Какие слова получаются, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие: груба, дубить, обрызгать? (3 балла)
Задание 2 . Поставьте ударения в словах : верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, договор, красивее, щавель, начала . (6 баллов)
Задание 3 . Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах: подделка, восстание, ссора, ссылка, конный. (5 баллов)
Задание 4 . Объясните значение словосочетаний : завели собаку, завели песню, завели мотор, завели врага. (4 балла)
Задание 5 . Найдите лишнее слово среди синонимов красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный. (1 балл)
Задание 6 . К следующим устойчивым сочетаниям подберите фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы: бить баклуши, рукой подать. (4 балла)
Задание 7 . Какими частями речи могут быть следующие слова: стих, мелок, жаркое ? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи. (6 баллов)
Задание 8 . Выпишите из предложения слова, которые а) склоняются, б) спрягаются.
Весело мне пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. (4 балла)
Задание 9 . В каком предложении только один главный член? (1 балл)
- Ночь тиха.
- Билеты купили на вторник.
- Два братца пошли на речку купаться.
- Скажешь ли ты правду?
Задание 10 . Язык – явление живое, он развивается. Согласны ли вы с этим высказыванием. Аргументируйте своё мнение. (10 баллов)
Итого баллов: 44
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Школьный этап.
Ответы (5 класс)
Задание 1 . Крупа, тупить, опрыскать (3 балла)
Задание 2 . В е рба, килом е тр, св е кла, сирот а , ст а туя, к о мпас, докум е нт, магаз и н, догов о р, крас и вее, щав е ль, начал а (6 баллов; 0,5 за каждый правильный ответ)
Задание 3 . Подделка (приставка, корень), восстание (приставка, корень), ссора (корень), ссылка (приставка, корень), конный (корень, суффикс) (5 баллов)
Задание 4 . Завели собаку – заимели, приобрели, завели песню — запели, завели мотор – привели в действие, завели врага – разозлили (4 балла).
Задание 5 . Фиолетовый (1 балл)
Задание 6 . Бить баклуши – работать не покладая рук (антоним), валять дурака (синоним); рукой подать – за тридевять земель (антоним), в двух шагах (синоним) . Возможны другие правильные варианты. (4 балла)
Задание 7 . Стих – сущ., глагол в прошедшем времени;
Мелок — сущ., прилагательное в краткой форме;
Жаркое – прилагательное, сущ. (6 баллов)
Задание 8 . Склоняются: мне, узкой, дорожке, двумя, стенами, высокой, ржи.
Спрягаются: пробираться (4 балла; 0,5 за каждый правильный ответ)
Задание 9 . 2. Билеты купили на вторник (1 балл)
Задание 10 . Собственное высказывание (10 баллов)
Итого баллов: 44
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
5 - 6 класс
Вопрос № 1 2 балла
Определите, сколько раз встречается звук [т] в следующем предложении:
Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
Вопрос № 2 2 балла
Расставьте ударение в следующих словах:
В каких парах слова не рифмуются? Выберите правильный ответ.
1) повод - газопровод 1) 3, 6
2) живее - красивее 2) 4, 5
3) завидно - обидно 3) 1, 2
4) каталог - некролог 4) 5, 6
5) библиотека - картотека
6) алфавит - позвонит
Вопрос № 3 5 баллов
Сколько пар однокоренных слов в данном списке? Подчеркните и запишите ответ цифрой.
Смешить - смешанный, лев - левша, росток - растени е , холодильник - прохлада, носик - носит, засуха - сушка, сырок - отсыреть, пятиклассник - впятером, ближайший- близорукий.
Вопрос № 4 4 балла
Внесите в первую колонку таблицы следующие слова:
хвастунишка, холодный, похолодело, холодище.
Корень, суффикс, окончание. |
|
Вопрос № 5 5 баллов
В книге К. Чуковского « От двух до пяти» говорится: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости «старуха собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.
Вопрос № 6 6 баллов
Подберите к заимствованным словам из колонки А синонимы из колонки В.
А В
Актуальный Правильно:4 | подражание, подделка |
Антракт Правильно:6 | |
Ситуация Правильно:2 | |
Лозунг Правильно:5 | важный, злободневный |
Миссия Правильно:3 | Призыв |
Имитация Правильно:1 | Перерыв |
Вопрос № 7 4 балла
Вставьте пропущенные буквы:
Меж…языковый, суб…ект, буль…н, кумач…вый, груш…вый, пр…зидент, ра…чет, акв…м…рин, шепч…тся (3 л., мн.ч), бле…т (3 л., ед.ч), кле…т (3 л., ед.ч).
Выпишите: 1 слово с нулевым окончанием, определите, к какой части речи оно относится;
1 глагол, определите спряжение;
Слова каких частей речи ещё есть в задании? Назовите части речи, приведите пример.
Вопрос № 8 5 баллов
Установите правильное согласование:
По кругу резво катил… коляску маленьк… пони.
Спустил…сь тяжел… жалюзи.
Пари не состоял…сь.
Белоснежн… тюль был… накрахмален…
В магазин привезли тонну красн… помидор…
Вопрос № 9 3 балла
В каких предложениях есть подлежащее и сказуемое? Выберите правильный ответ.
1. Яблочко сочное, спелое. 1) 1, 3, 4
2. Какая красота! 2) 2, 3, 4
3. Янтарём и рубинами загорелись листья. 3) 1, 3, 5
4. Ворон - птица вещая. 4) 2, 3, 5
5. Малыш, оглянись вокруг!
Вопрос № 10 2 балла
Какие словосочетания выписаны из этого предложения неправильно? Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.
1. выпал на рассвете 1) 2, 4
2 . выпал и не таял 2) 3, 5
3. долго не таял 3) 2, 5
4. иней не таял 4) 1, 3
5. не таял на траве
Вопрос № 11 2 балла
В каком словаре можно уточнить происхождение выделенных слов?
Широко бытует представление о малине как о любимой ягоде медведей. В Сибири бурый медведь красную смородину, бруснику или чернику поедает охотнее, чем малину.
1) Грамматический
2) Орфоэпический
3) Этимологический
4) Словообразовательный
Вопрос № 12 4 балла
Прочитайте текст:
И рече ему Буй Туръ Всеволодъ: одинъ братъ, одинъ свiътъ свiътлый ты Игорю, оба есвiъ Святъславлича; сiъдлай брате свои бръзыи комони, а мои ти готови,
осiъдланы у Курьска на переди.
Ответьте на вопрос: кто кого призывает седлать коней? В ответе употребите современные правила образования имён и отчеств, например: Иван Иванович призывает Ивана Никифоровича седлать коней.
Ответы
Холодный, холодище | Корень, суффикс, окончание. |
хвастунишка | Корень, суффикс, суффикс, окончание. |
похолодело | Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание |
5. Объяснить значение фразеологизма
Актуальный Правильно:4 | подражание, подделка |
Антракт Правильно:6 | обстановка, обстоятельства, положение |
Ситуация Правильно:2 | представительство, задание, роль |
Лозунг Правильно:5 | важный, злободневный |
Миссия Правильно:3 | Призыв |
Имитация Правильно:1 | Перерыв |
7. субъект, бульон - сущ .
блеет
По кругу резво катил… коляску маленьк… пони (м.р.).
Спустил…сь тяжел… жалюзи (ср.р.).
Пари не состоял…сь.(ср.р)
Белоснежн… тюль был… накрахмален…(м.р)
В магазин привезли тонну красн(ых)… помидор…(ов)
12. Всеволод Святославович призывает Игоря Святославовича седлать коней.
Задания школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
20142015 учебный год
5 класс
Продолжительность олимпиады 45 минут. Максимально возможное количество баллов 100.
Код участника:______________________________
1. Расставьте ударение в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
10 баллов
[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к ]_______________________________________________
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]______________________________________________ 10 баллов
Обожжёт, подделка, отталкивать, поссорились, лимонный. 10 баллов
4.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная
надпись,библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в
олимпиаде,зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…
дающие
15 баллов
цветы.
Алый бархат вечереет, Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели, Колыбельной лаской млеет. (В.Брюсов)
Ответ:____________________ 8 баллов
6. Замените синонимами устаревшие слова.
Очи __________________
Чело __________________
Ланиты ________________
Уста __________________
Перст __________________
Глаголет ________________
Десница _________________ 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
1. Петя ушиб колено ноги.
2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
3. Собрание будет в декабре месяце.
4. Многие города были превращены в руины и развалины.
5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 10 баллов
спустя рукава ___________________________________________________
жить душа в душу ________________________________________________ 10 баллов
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, ______________________________________________
Любишь кататься _________________________________________________ 10 баллов
10. Творческая работа.
В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст?
Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»
Ответ:_________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
10 баллов
5 класс (ключ)
1. Расставьте ударение в словах.
(торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча)
По 1 баллу за каждое правильное слово. Максимальное количество – 10 баллов
2. Составьте слова из следующих звуков:
[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к] – ельник
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ] смеюсь
По 5 баллов за каждое слово. Максимальное количество – 10 баллов
3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.
Обо/жж/ёт, под/дел/к/а, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, лимон/н/ый.
За каждое слово – 2 балла. Максимальное количество – 10 баллов
4. За каждое правильно написанное слово – 1 балл
Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные
книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре,
объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы
Максимальное количество – 15 баллов
5. Сколько грамматических основ в следующем предложении?
4 грамматические основы.
За каждую основу 2балла. Максимальное количество 8 баллов
6. За каждый правильный ответ 1 балл
Глаза, лоб, щѐки, губы, палец, говорит, рука. Максимальное количество 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
«Лишние слова»: 1) ноги; 2) пищи; 3) месяце; 4) развалины; 5)ледяной;
Правильный ответ – 2 балла. Максимальное количество 10 баллов
8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:
спустя рукава – засучив рукава
жить душа в душу – как кошка с собакой
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Правильный ответ – 5 баллов. Максимальное количество 10 баллов
10.Творческая работа
– ГАДБВ
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
За дописанный рассказ – до 5 баллов. При оценке дописанного сочинения применяются действующие нормы
оценки сочинений и изложений. Максимальное количество 10 баллов.
Максимальное количество за работу 100 баллов.
Ключи:
Вопрос
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Максимальное количество баллов
10
10
10
В 5 классе продолжаем готовиться к олимпиадам по русскому языку. Предлагаем познакомиться с восемью заданиями четырёх этапов. Заданий много, и все они познавательные.
ОЛИМПИАДА
РУССКИЙ ЯЗЫК
5 КЛАСС
1 этап
№1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка, помойка. Что и почему он перепутал?
№2. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:
парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки? Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.
№3. Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственном и множественном числе):
Ночевала _____ золотая на груди утеса-великана.
Небесные, вечные странники.
Я ____, _____, _____, я вовсе не медведь.
Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено (птичка, рыбка, кучка, тучка, штучка)?
№4. Даны слова: банка, катится, плач, полет, сели. В какие из них можно добавить букву Ь так, чтобы получились правильные слова?
№5. Как называют по-русски жителей Парижа, Лондона, Берлина, Марселя, Рима ?
№6. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу? Может быть, так: с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию?
№7. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?
свекла, скула, ампула, скоба, брюква, документ, портфель.
2 этап
№1. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:
[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
№2. Замените устаревшие слова современными синонимами:
очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.
Где до сих пор ещё используют устаревшие слова? Почему? Приведите примеры.
№3. Определите фразеологические обороты в данных предложениях:
Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого. Неприятель разбит в пух и прах. Ругает старика старуха на чем свет стоит.
Какое значение они имеют? Приведите свои примеры: предложения с фразеологизмами.
№4. Сколько среди слов: горячий, обожженный, яркий, красный, сгоревший – таких, которые сочетаются со словом огонь? Почему?
№5. В каком из предложений есть грамматическая ошибка?
Сыщики охотились за вором. Кошка охотилась на мышь. Коллекционер охотился на редкую книгу. Лиса охотилась за зайцем. Древний человек охотился на мамонтов.
Исправьте ошибку.
№6. Из данных существительных некоторые образованы по общему правилу, но некоторые с отклонениями. Почему? Объясните.
Смотритель, учитель, слушатель, писатель, сеятель.
№7. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий, определите, кто чем занимался: Скорняков, Сыромятников, Пономарев, Гончаров.
№8. Определите члены предложения:
«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой». Придумайте монолог ступы Бабы-яги.
3 этап
№1. Валера Готовкин, один из героев повести Э. Успенского «25 профессий Маши Филиппенко», должен был вместе с друзьями «отработать и изучить» все действия пожарных во время пожара. Свои наблюдения он оформил так:
а) прыгание в машину, б) открывка дверей, в) проездка по улицам, г) раздвижка лестницы, д) размотка шлангов, е) тушка пожаров.
В чём состоят ошибки Валеры Готовкина? Исправьте (отредактируйте) его текст.
№2. Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава . Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.
№3. Поэт и сатирик Саша Чёрный (1880 – 1932) придумал замечательную собачонку – фокса Микки. Фокс Микки вёл дневник, а однажды захотел написать стихи. И написал. Замечательно получилось, тем более что он не учился ни в гимназии, ни в «цехе поэтов». И, возгордясь, Микки решил прочесть свои стихи наоборот:
Дикий ветер веранде по
Быстрей всё листья гонит.
Микки фоксик весёлый я,
Зверей из умный самый!
В чём ошибка Микки? Разгадайте, какие стихи сочинил Микки.
№4. На улице Яблоневой стоит замечательный дом: здесь есть и конёк , и громоотвод , и черепица , и ставни , и перила , и терраса , и палисадник . Определите значение выделенных слов.
№5. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя, Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?
№6. Составьте предложение, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох.
№7. Найдите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
№8. Расставьте ударение в словах: портфель, документы, свекла, позвонит, сироты, столяр, туфля, квартал, понял, поняла.
4 этап
№1. Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина. Найдите и выпишите слова с суффиксом –арь. Не путайте их с теми словами, в которых –арь суффиксом не является, а входит в состав корня. Объясните, каким приёмом вы пользовались, чтобы найти суффикс –арь .
Один поэт, раскрыв словарь,
Стал рифмовать: вратарь, звонарь,
Аптекарь, рыцарь, секретарь,
А также слесарь, государь,
Библиотекарь, лодырь, пахарь
И пекарь, виноградарь, знахарь.
Пожалуйста, поспорь с поэтом.
Найди, кто лишний в списке этом.
№2. Хорошо ли вы знаете устойчивые обороты? Дополните словосочетания и напишите, что они обозначают:
делать из мухи…, переливать из пустого в…, пристать с ножом к…, зарубить на…, валять…, сматывать …, не сносить…, смотреть сквозь…, по щучьему… .
№3. Слова в словосочетаниях перепутали свои места. Верните каждое слово на его место, записав словосочетания в исправленном виде: вихрастые носы, курносые волосы, карие штаны, короткие глазки, краснощёкие дома, кирпичные рожицы. Объясните, почему в таком виде эти словосочетания не могут существовать. Придумайте со словосочетаниями предложения.
№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Добейтесь того, чтобы не было повторов.
Мальчик подошел к остановке автобуса и спросил у женщины средних лет, идет ли подъехавший автобус до кинотеатра «Россия». Женщина ошибочно ответила, что идет. Тогда в разговор вступила другая женщина, более старшего возраста. Она сказала, что мальчику необходимо перейти улицу и ехать на автобусе этого маршрута, но в другом направлении. Мальчик выразил благодарность обеим женщинам.
№5. Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут: Ростик, Поля, Лина, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.
№6. Прочитайте стихотворение Т. Крюковой «Меню». Выпишите из него слова на правило «О-Ё после шипящих в корне и суффиксах существительных», обозначая морфему, в которой находится орфограмма.
Съел обжора на обед
Щи, печеночный паштет,
С майонезом кабачок
И свиной окорочок.
Съел копченого угря,
Фунт улиток, может, зря,
И бараний бок в сметане –
Это вам не чох бараний.
Сыроежек полбочонка
И тушеную печенку,
Наперченный антрекот,
Из крыжовника компот,
Черствый хлеб, бутыль боржоми,
В общем – все, что было в доме.
Вы его меню в тетрадку
Запишите по порядку.
№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык С.Я. Маршак. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Разгадайте эту загадку. Объясните свой ответ.
Элизабет, Лизи,
Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой
Отправились в лес.
В гнезде на березе,
Где не было птиц,
Нашли они пять
Розоватых яиц.
Им всем четверым
По яичку досталось.
И всё же четыре
На месте осталось.
№8. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт.
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.
(И. Бунин.)