Ощущение особенности развития в течение периода. Понятие ощущения. Этапы возникновения ощущений. Зачем уделять внимание своим чувствам

1.
Развитие психики в филогенезе
2.
Стадии эволюционного развития психики
3.
Основные предпосылки и факторы
возникновения человеческого сознания
Понятие бессознательного
4.

Психика – свойство высокоорганизованной материи
(мозга) отражать объективную действительность и
на основе формируемого при этом психического образа
целесообразно регулировать деятельность субъекта и
его поведение
Психика – это свойство высокоорганизованной живой
материи, заключающееся в активном отражении
субъектом объективного мира, в построении
субъектом неотчуждаемой от него картины этого
мира и регуляции на этой основе поведения и
деятельности (А.Г. Маклаков).
Психика является свойством мозга, его специфической
функцией. Эта функция носит характер отражения;
правильность отражения подтверждается практикой.

Основополагающие характеристики психики:
1) психика – это свойство только живой
материи, причем высокоорганизованной живой
материи
2) психика обладает способностью отражать
объективный мир
3) живая материя, обладающая психикой,
способна реагировать на изменение внешней
среды
или
на
воздействия
объектов
окружающей среды

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ
Познавательные
процессы:
Ощущение,
Восприяттие,
Память,
Мышление,
Воображение,
Речь,
Внимание
Психические
свойства:
Направленность
личности,
Темперамент,
Характер,
Способности
Психические
состояния:
Мотивация,
Эмоции и чувства,
Воля

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ:
1)антропопсихизм
(связана с именем Р.Декарта). Сущность ее
состоит в том, что возникновение психики связывают с
появлением человека, психика существует только у человека. Тем
самым вся предыстория человеческой психики оказывается
вычеркнутой вовсе;
2)учение о панпсихизме является противоположной предыдущей
теории и состоит в утверждении о всеобщей одухотворенности
природы;
3)биопсихизм

промежуточный взгляд на проблему,
заключающийся в том, что психика признается свойством не
всякой материи вообще, а свойством только живой материи;
4)сущность нейропсихизма состоит в том, что психика
признается не является свойством всякой живой материи, а только
таких организмов, которые имеют нервную систему

Психическое отражение характеризуется рядом
особенностей:
- оно дает возможность правильно отражать
окружающую действительность, причем правильность
отражения подтверждается практикой;
- сам психический образ формируется в процессе
активной деятельности человека;
- психическое отражение углубляется и
совершенствуется;
- обеспечивает целесообразность поведения и
деятельности;
- преломляется через индивидуальность человека;
- носит опережающий характер.

Стадии развития психики
Элементарная способность реагировать избирательно на
воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших
форм живой материи, т.е им свойственна способность к
раздражимости (например, амеба), которая выражается в
проявлении вынужденной активности живого организма.
. Первичные формы раздражимости обнаруживаются
даже у растений, например, так называемый «тропизм» вынужденное движение.
Более
сложная
форма
реагирования

чувствительность, т.е. общую способность к ощущениям.
Отличительной чертой чувствительности по сравнению с
раздражимостью является то, что с возникновением
ощущений живые организмы получают возможность
реагировать не только на биологически значимые факторы
среды, но и на биологически нейтральные.
Поведение - это сложный комплекс реакций живого
организма на воздействия внешней среды.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов:
На стадии элементарной чувствительности животное
реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира
и его поведение определяется врожденными инстинктами
(питания, самосохранения, размножения и т.п.).
На
стадии
предметного
восприятия
отражение
действительности осуществляется в виде целостных образов
предметов и животное способно обучаться, появляются
индивидуально приобретенные навыки поведения.
Третья стадия интеллекта характеризуется способностью
животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в
целом, в результате животное способно обходить препятствия,
«изобретать» новые способы решения двухфазных задач,
требующих предварительных подготовительных действий для
своего решения. Интеллектуальное поведение животных не
выходит за рамки биологической потребности, действует только в
пределах наглядной ситуации.

Сознание – высшая, свойственная только
человеку, форма психического отражения
объективной
действительности,
опосредствованная
общественноисторической деятельностью людей.
Сознание человека носит всегда целенаправленный и
активный характер.
Основной предпосылкой и условием возникновения
сознания человека явилось развитие человеческого
мозга.
Ведущим фактором, влияющим на развитие сознания,
была
трудовая
деятельность,
основанная
на
совместном употреблении орудий труда.

10. Психологические характеристики сознания

Сознание – это прежде всего совокупность знаний. Поэтому в
структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение.
Сознание – это различение субъекта и объекта, т.е. того, что
принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный
среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е.
обращать психическую деятельность на исследование самого себя.
Сознание – целеполагающая деятельность человека. В функции
сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта
функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения
и деятельности человека.
В состав сознания включено определенное отношение к
окружающей среде и к другим людям. Мир чувств и эмоций,
отражают сложные объективные и субъективные отношения, в
которые вовлечен каждый человек.
Существенную роль в развитии сознания играет речь благодаря
которой становится возможным ycвоение человеком знаний,
системы отношений, происходит формирование его воли и
способности к целеполагающей деятельности, появляется
возможность разделения объекта и субъекта.

11. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным

К бессознательному обычно относят следующие психические
явления:
– сновидения;
– ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но
реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или
«субцептивные», реакции);
– движения, которые в прошлом были сознательными, но
благодаря частому повторению автоматизировались и стали
поэтому неосознаваемыми;
– некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует
осознание цели;
– некоторые патологические явления, возникающие в психике
больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Психика и сознание – такие близкие, но разные понятия. Наличие узкого и широкого понимания у каждого из этих слов могут запутать кого угодно. Впрочем, в психологии понятия психики и сознания успешно развели, и не смотря на их тесную взаимосвязь, границу между ними увидеть довольно просто.

Чем сознание отличается от психики?

Психика, если рассматривать термин в широком смысле, - это все психические процессы, осознаваемые человеком. Сознание – процесс управления человека самим собой, который также осознаваем. Рассматривая понятия в более узком смысле, оказывается, что психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира, а сознание позволяет оценивать мир внутренний и осознавать то, что происходит в душе.

Психика и сознание человека

Говоря об общей характеристике этих понятий, стоит обратить внимание на основные каждого из них. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения действительности и обладает такими свойствами:

  • наличие знаний об окружающем мире;
  • различение субъекта и объекта («Я» человека и его «не-Я»);
  • установка целей человека;
  • наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного, т.е. тех процессов, которые не осознаются самим человеком. В область бессознательного относят разнообразные явления – , ответные реакции, неосознанные особенности поведения и т.д.

Развитие психики и сознания человека

Развитие психики и сознания принято рассматривать с разных точек зрения. Так, например, проблема развития психики включает в себя три аспекта:

Считается, что возникновение психики связано с развитием нервной системы, благодаря которой весь организм функционирует как единое целое. Нервная система включает в себя раздражимость, как способность менять состояние под воздействие внешних факторов, и чувствительность, которая позволяет распознавать и реагировать на адекватные и неадекватные раздражения. Именно чувствительность считается главным показателем возникновения психики.

Сознание свойственно только человеку – именно оно способно осознавать протекание психических процессов. Животным это не свойственно. Считается, что главную роль в возникновении такого отличия играет труд и речь.

Общая характеристика. Сознание - высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью люден. Важнейшие психологические характеристики сознания:
1) включение в сознание совокупности знаний об окружающем мире;
2) закрепление в сознании различение субъекта и объекта, то есть того, ч ти принадлежит
«Я» человека и его «не-Я»;
3) обеспечение целеполагающей деятельности человека
4) включение в состав сознания определенного отношения.

Обязательным условием формирования и проявления указанных качеств сознания является язык.

Более низким уровнем психики считают бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями,
во влиянии которых человек не дает себе отчета. В область бессознательного входят психические явления возникающие вo сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями и т. д.

Развитие психики . Проблема развития психики включает в себя три аспекта изучения:
1) возникновение и развитие психики в животном мире;
2) возникновение и развитие человеческого сознания;
3) развитие психики в онтогенезе человека, то есть от рождения до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связано г возникновением и развитием нервной системы. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Ключевыми являются понятия раздражимости и чувствительности. Раздражимость - свойственная всей живой материн способнос ть изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей. Чувствительность - способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них движенем, осознанным ощущением, вегетативной реакцией. Возникает на базе раздражимости и является показателем возникновения и проявления психики.

Наряду с развитием нервной системы важную роль играет характер взаимоотношений животного с окружающей средой. Эти взаимоотношения включают в себя следующие этапы:
1) элементарной чувствительности:
2) предметного восприятия:
3) отражения межпредметных связей (стадии: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная).

Различные формы поведения в онтогенезе также принято обозначать как этапы:
1) инстинкты - это врожденные формы реагирования на определенные условия среды;
2) навыки - формы noведения, приобретаемые в результате индивидуального опыта животных;
3) интеллектуальное поведение - сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков. Интеллектуальное поведение характеризуется нахождением новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапного нахождения решения) и т. д.

Биологическая обусловленность качественно отличает психику животных от сознания человека. Основой перехода к сознанию явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную па общую цель.

Средством общения стала речь, произошли изменения в общественной жизни людей, изменилось их сознание.

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.