Освобождение сербии от турецкого ига. «Глобальный вопрос»: почему после освобождения от турецкого ига Болгария отдалилась от России. Назревание политического кризиса на Балканах

Во вторник Болгария отметила 137 годовщину Освобождения Болгарии от османского ига. 3 марта (19 февраля по старому стилю) был подписан Сан-Стефанский договор между Россией и Османской империей, в результате чего Болгария обрела независимость. Это день является национальным праздником в Болгарии, событие широко отмечается по всей стране. Представителя России на празднования не пригласили, что спровоцировало масштабную дискуссию в болгарском обществе.

РИА Новости. Литография 1877 года "Сражение под Шипкой 28 декабря 1877 года во время Русско-турецкой войны"

Празднование 137-летия подписания Сан-Стефанского договора прошло в Болгарии без российских официальных лиц. "Ни Администрация президента Болгарии, ни министерский совет, ни министерство иностранных дел страны не пригласили российских политиков на официальные мероприятия", - комментирует болгарское издание Блиц .

3 марта в Болгарии - национальный праздник, и мероприятия, посвященные Освобождению от османского ига, прошли в каждом городе страны, сообщает Vesti.bg . Болгарский патриарх Неофит отслужил панихиду и благодарственный молебен в софийском кафедральном соборе Святого Александра Невского.

РИА Новости. Храм Александра Невского в Софии, построенный в XIX веке в честь русских воинов, павших в боях за освобождение болгарского народа от турецкого ига. 1985 год

На площади Александра Невского в Софии состоялась официальная церемония поднятия болгарского флага и возложения венка к Памятнику неизвестного солдата с участием президента Росена Плевнелиева.

РИА Новости. Памятник Российскому царю-освободителю Александру II в центре Софии. 2012 год

Масштабное шествие с 300-метровым болгарским флагом состоялось в Старой Загоре, где в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг . велись ожесточенные бои. Торжественные мероприятия прошли у памятника Свободы на Шипке, который воздвигнут в честь павших в боях за оборону этого перевала в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В мероприятиях участвовали депутаты болгарского парламента, мэры городов, представители дипломатических миссий и неправительственных организаций, рядовые граждане, солдаты роты почетного караула и военный оркестр (всего около 150 военнослужащих). С воинскими почестями к памятнику свободы возложили венки. Подобные мероприятия проходят на Шипке ежегодно, и в 2003 году в них участвовал российский президент Владимир Путин.


Тот факт, что российских официальных лиц не пригласили на празднование освобождения Болгарии от Османского ига в результате русско-турецкой войны, вызвало возмущение болгарских пользователей соцсетей.

Они пишут гневные посты, постят фотожабы на президента Росена Плевнелиева, в которых он принимает решение о праздновании без России под давлением США, и даже пишут стихи в благодарность "русским братьям" за помощь в обретении независимости.

"Поляки не пригласили Россию на мероприятия по поводу освобождения Освенцима Красной Армией, из-за чего в Польшу не приехал и израильский премьер - в знак солидарности с российским президентом. Сегодня наши евроатлантические власти не приглашают официальных российских представителей на празднование нашего Освобождения от османского рабства посредством русско-турецкой войны", - отмечает историк, доцент Софийского университета имени святого Климента Охридского Дарина Григорова на своей странице в Facebook .

"Примечательно возросшее акцентирование внимания на роли украинских, румынских и финских воинов, сражавшихся за наше Освобождение. Их представляют едва ли не равными русским, которые составляли 90% воевавших. Более того, украинские войска неотделимы от российских, когда мы говорим о периоде, когда украинская нация не существовала. Политическая корректность пока не позволяет отрицать 3-е марта, но появились попытки манипулировать некоторыми его деталями", - пишет Добри Божилов , прославившийся на родине своими открытыми письмами властям. "Вчера, кроме Софии и Шипки, масштабные празднования были в Старой Загоре. Такие массовые мероприятия, которые в основном - выражение русофилии (3 марта не может быть не русофильским праздником), во время массовой медийной и правительственной оккупации антироссийскими и иностранными марионетками сулят общественные столкновения", - добавляет Божилов.

О том, что решение не приглашать российских официальных лиц на празднование принадлежит не самим болгарским властям, а их американским партнерам, пользователи соцсетей публикуют фотожабы.
Например:


Посол США в Болгарии , обращаясь к президенту Росену Плевнелиеву, говорит: "Росене, запрещаем вам приглашать русских на 3 марта!" "Хорошо, шеф", - отвечает Плевнелиев.

Еще одна фотожаба - на тему попыток исказить историю (найдите Владимира Путина):


"1878 год, освобождение Болгарии от турецкого присутствия войсками США, ЕС, НАТО".

Есть вот такие картинки:

"Русские агрессоры и болгарские сепаратисты в бою с законной османской властью".

3 марта Болгария отмечает очередную годовщину освобождения Болгарии от османского ига. В этот день в 1878 году был подписан Сан-Стефанский мирный договор между Россией и Османской империей, которым должна была завершиться русско-турецкая война между Российской и Османской империями.

Поводом для русско-турецкой войны 1877-1878 гг. послужили восстания против османского ига в Боснии и Герцеговине (1875-1876 гг.) и Апрельское восстание в Болгарии (1876 г.), потопленное турками в крови. К концу 1877 года, после упорных боев на Балканском фронте, русские войска освободили Болгарию, a в начале 1878 г. находились уже на подступах к Константинополю. На Кавказском фронте были взяты Баязет, Ардаган, город-крепость Карс. Османская империя признала себя побеждённой, и в городке Сан-Стефано 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1878 года подписала мирный договор с Российской империей.

Старинные фотографии сегодня рассказывают нам о том, как велась эта освободительная война.

Осетины в составе особой военной части участвовали в русско-турецкой войне 1877-78 гг.



Первый японец ступивший на болгарскую землю, Илия Марков Попгеоргиев, сражался во время войны
участник русско-турецкой войны в рядах русской армии, в составе Первого болгарского легиона
во главе взвода во время осады Плевны, генерал-майор,
барон Ямадзава Каран (1846-1897)


Руины церкви в Софии и вступающие в город русские войска


Лейб-гвардейский Финляндский полк. Фотографии на память с двумя местными детьми


Офицеры и унтер-офицеры Лейб-гвардейского Финляндского полка, участники русско-турецкой войны


Генерал Радецкий (в центре) с казачьим полком


Передвижной госпиталь при русской армии


Русский казак везёт подобранного беспризорного турчонка


Беспризорные дети во дворе русского консульства в Русе, где их содержали


Русская артиллерия на позициях при Корабии (Румыния)


Великий князь Сергей Александрович с офицерами


Император Александр ІІ с гвардейцами у Плевны


Русские войска перед Одрином, ныне турецкий Эдирне. На горизонте - не Св.София в Константинополе, как всем хочется думать, а мечеть Селимие


Турецкая тяжелая артиллерия на берегах Босфора


Турецкие военнопленные, Бухарест


Во время подписания Сан-Стефанского мирного договора. Точка почти поставлена, как казалось тогда


Граф Эдуард Иванович Тотлебен с офицерами. Сан-Стефано. 1878 год

Как сообщает камрад asteroid_belt в статье Стоян, не помнящий родства? , в память о тех событиях в Болгарии установлено множество памятников. Что не удивительно, учитывая, что Болгария обрела наконец независимость, после почти 500-летнего турецкого ига, длившегося с 1396 по 1878 год.

«Болгарин, преклони колена перед Святой могилой - здесь лежит русский Воин, отдавший жизнь за нашу свободу» , написано на одном из памятников.

По традиции, основные торжества пройдут на перевале Шипка, где в 1877 году русские войска выдержали кровопролитную многомесячную борьбу на горном перевале и одержали одну из ключевых побед.

В 2003 году в мероприятиях, проводимых на Шипке по случаю 125-й годовщины Освобождения принимал участие президент России Владимир Путин. После этого, Болгария с 29 марта 2004 года стала полноправным членом НАТО и российские высокопоставленные официальные представители перестают появляться памятных мероприятиях. В 2011 году в праздничных мероприятиях в Софии участвовал посол России в Болгарии Юрий Николаевич Исаков. Но, время идёт, и в 2015 году разгорелся скандал в болгарском обществе - представителей России на празднования вообще не пригласили.

Вместе с этим, всеобщее недоумение вызвало поздравление премьер-министра Болгарии Бойко Борисова, опубликованные им в Facebook. "Борисов в отношении турецкого ига использовал непривычное для болгар в этом контексте слово "управление" , сообщает сайт rb.ru.

А вот комментарий-реакция кого-то из болгар, приведённый в той же статье:"Рабство, Бойко! Рабство! Иго! 5 веков убийств, налог кровью, геноцид! Не иностранное управление!".

"Недавний глава организации турецкого меньшинства в Болгарии «Движение за права и свободы» Лютви Местан прямо заявил, что «болгары никогда не жили лучше, чем во времена Османской империи» , а после «непрошеного (!) вторжения России» жизнь резко изменилась к худшему" , сообщает КП.ру. Прелестная позиция, не правда ли. Оказывается всё было замечательно, пока не пришла мерзкая Россия. Жаль, болгары 19-го века, освобождавшие свою Родину вместе с русскими войсками, были не в курсе. Интересно, что думают болгары века 21-го.


А 19-го февраля 2016 года болгарские депутаты создали комиссию "по изучению информации о вмешательстве России и Турции во внутренние дела Болгарии" , сообщает сайт rus.bg.

В ответ, на брифинге представителя МИД России Марии Захаровой последовало следующее заявление (цитата):

"Нелепость этой ситуации выражается в самом абсурдном названии комиссии. История действительно знает примеры своеобразного т.н. «вмешательства» России во внутренние дела Болгарии, когда русский солдат приходил на территорию этой страны с оружием в руках, для того чтобы противостоять фашизму и освободить своих братьев от зла. Ранее - освободить славян от пятивекового ига той же Турции. Мы все прекрасно помним историю, кто не помнит, то может освежить у себя в памяти. Остается, конечно, только недоумевать, какой смысл в очередной раз искать пресловутую «руку Москвы» в государстве, поколения которых во многом обязано своим братьям своим суверенитетом, своим суверенным существованием? Вопрос не в том, что мы начинаем считаться и напоминать о том, что русские люди, граждане нашей страны сделали для Болгарии. Мы бы этого никогда не делали и не сделали бы. Но когда возникают подобные нелепые абсурдные органы, которые, не пытаясь что-то выяснить, заранее утверждают заведомо ложные вещи, то, конечно, в этой ситуации напомнить о нашей совместной общей истории всегда неплохо.

Возникает опасение, что в болгарском обществе, с подачи таких парламентариев, политиков может начаться «неомаккартизм». Цинизм подобных шагов инициаторов заключается еще и в том, что пресловутая Комиссия была создана в преддверии 138-й годовщины освобождения Болгарии от османского ига."


Следует отметить, что президент Болгарии уже призывал ЕС и НАТО "усилить противодействие нарастающей агрессии со стороны России". А министр иностранных дел Даниел Митов заявлял, что "главные угрозы для внешнеполитических интересов Европейского союза исходят от России и террористической группировки «Исламское государство»" . Санкции, отказ от согласованной прокладки ветки "Южного потока", периодические осквернения памятника советским войнам-освободителям и т.д. и т.п. Как скоро из названия комиссии исчезнет "Турция" и "внезапно" выяснится, что вмешивается во внутренние дела Болгарии одна лишь зловредная Россиия? Как скоро "внезапно" выяснится, что не было никакого турецкого ига, а болгары исключительно благоденствовали в Османской империи? Как скоро выяснится, что зловредная Россия, вероломно напав на мирную Османскую империю, испортила болгарам жизнь?

Ну и наконец, как скоро скачущая толпа болгар будет орать вариант кричалки "москалей на ножи" где-нибудь в центре Софии?

Очередное обвинение России в оккупации Болгарии в 1944 году сделал 38-летний министр иностранных дел Болгарии Даниэл Митов 1 марта 2016 года в статье опубликованной в газете «24 часа».

Митов обвинил дипломатов РФ в недопустимом тоне высказываний и выразил надежду, что членство Болгарии в ЕС и НАТО «может только обогатить механизмы и условия нашего диалога с другими странами» . Кроме того, Министр заявил, что «болгарский народ отлично помнит, как русские освободительные войска 1877-1878 годов, так и советскую оккупацию , начавшуюся в 1944 году».

Поводом статьи министра Митова послужило как раз цитировавшееся заявление МИД РФ 25 февраля 2016 г, выразившее опасения по поводу создания Народным Собранием Болгарии Временной парламентской комиссии по изучению фактов и обстоятельств, связанных с утверждениями о вмешательстве РФ и Турции во внутренние дела Болгарии.


Понятно, что нынешняя Болгария не суверенна. И, возможно, большая часть населения не поддерживает русофобский курс правительства. Но, во-первых, это должно в чём-то активно выражаться - будут отмалчиваться, ничего не изменится. Во-вторых, при помощи пропаганды можно хорошенько прополоскать населению мозги в нужную сторону. Кто думал до недавнего времени, что по Киеву будут ходить фе ка льные шествия с портретами Бандеры?

Болгары уже не в первый раз наступают на русофобские грабли. Мы прекрасно помним и то, что они воевали на стороне наших врагов и в Первую и во Вторую мировые войны. И то, как они расправились с провозглашавшимися идеалами "православного славянского братства", когда воевали с Сербией в 1885 году, а затем в 1913 году опять с Сербией, а так же с Черногорией и Грецией.

Эта политика ещё ни разу не привела ни к чему хорошему ни Болгарию, ни болгарский народ. Я твёрдо надеюсь на то, что рано или поздно, историческая память у болгар окажется сильнее, чем активно прививаемая им сегодня русофобия. И эта память заставит болгар в который раз осознать, что только дружба русских и болгар всегда приносила им обоюдную пользу. И эта дружба вновь возродится и вернётся в отношения между нашими народами.

В Балканский ужас

Слово "арнаут" у Даля поясняется как "изверг, зверский человек, басурман". В 1878 г. турецкие власти при подсказке английских дипломатов пришли к выводу, что именно албанцы будут наилучшим средством в борьбе против славянской и вообще христианской "угрозы". С их помощью две империи решали на Балканах каждая свою задачу при одной общей - всемерно ослабить Россию и лишить ее союзников - хотя бы и путем геноцида славян и христиан.

"Болгарские мученицы" 1877 худ. К. Маковский

После поражения европейцев в 1690 г. христианское население Османской империи подверглось мести со стороны турок и стало жертвой в сущности первой документально зафиксированной этнической чисткой в истории. Опустошительные турецкие военные походы создали условия для переселения албанского населения со своих исконных территорий на земли своих соседей - славян и греков. В XVIII веке большие массы албанских скотоводов из горных районов начинают спускаться в плодородные области края Косово и Метохии, где подавляющее большинство населения составляли православные сербы (1). Чуть более стал лет назад, в 1909 году, под псевдонимом Арчибальд Смит, австрийский книжный иллюстратор Готфрид Зибен выпустил серию "Balkangreuel" (Балканский кошмар) из двенадцати литографий, показывающих изнасилования и убийства христианских женщин на Балканах.

Самые значительные изменения в этнической структуре населения этой части Балканского полуострова произошли в период с середины XVIII века до середины XIX века. Албанская великодержавная программа появилась в конце XIX века. Все попытки балканских христиан привлечь албанцев к участию в совместной борьбе против господства Османской империи за национальное освобождение и модернизацию своего общества практически не дали результата.

В начале великого восточного кризиса (1875-1878 гг.) албанцы, находившиеся в рядах турецких регулярных и иррегулярных (башибузуки) войск отличались особой жестокостью. В результате только с территории современного Косова (тогдашнего Косовского вилайэта) в период с 1876 по 1912 год были вынуждены выселиться сотни тысяч православных сербов.

Главной ролью албанцев при султане были функции карателей, обращенные как против порабощенных народов Европы, так и против порабощенных народов Азии. Наиболее темные и отсталые слои населения Албании, не имея традиций государственности, охотно шли в услужение к кому угодно. Турки создали башибузучье движение - то есть формировали отряды албанских добровольцев турецкой иррегулярной пехоты. Имя «башибузук» стало нарицательным для характеристики человека, способного на самое возмутительное по своей жестокости насилие.
Вот цитата из обычного, далекого от политики, туристического справочника: «Название Арнавуткей означает "Албанская деревня": в старину из здешних жителей набиралась султанская лейб-гвардия, после столкновений с которой в русском языке появилось слово "арнаут" (у Даля оно истолковано как "изверг, зверский человек, басурман")» (2).

Дореволюционное свидетельство из книги «Жизнь в Ильдизе (изъ Contemporary Review)»: «С тех пор как Абдулъ-Гамид на престоле…Не питая доверия к окружающим, султан неусыпно контролируетъ сам стражу… Кроме военных чиновников, во дворце всегда имеется на лицо десятка два часовых, принадлежащих к албанским тюфенкджи (стрелкам); вооруженные с головы до ног, они помещаются со своим начальником въ особой комнате, готовые явиться по первому зову».
Аналогично свидетельствует и советское справочное издание, сообщая в статье об Абдул-Гамиде, что он «топил своих противников в Босфоре, замуровывал их в каменных стенах, ссылал на гибель в африканские пустыни, окружил себя гвардией из албанских головорезов»(4).

Репортажи Макгахана в английской газете были страшны своей документальностью, излагаемыми в них фактами. «…Капитан Ахмет-ага, будучи во главе отряда башибузуков, умертвил восемь тысяч жителей города, далекого от мест антитурецких восстаний — Батака. Еще до начала уничтожения жителей... из города было выведено двести молодых девушек, их заставляли плясать, насиловали, а потом всех убили, свалив трупы гнить под солнечным зноем. Так вот… Этот именно Ахмет-ага был произведен в паши и назначен членом комиссии, учрежденной по настоянию России для разбирательства злодейств, совершенных… башибузуками!»(3).
Деяния албанских башибузуков описаны в книге "Турецкие зверства в Болгарии" 1880 г. Например, историки приводят факт, как албанскими карателями вырезались повсеместно болгарские деревни. Осуществив истребление мирного населения, дикие албанские башибузуки устраивали на пепелище свои ритуальные, отдающие инфернальным началом, танцы, веселились, радовались, как охотники после удачной охоты. То, что отказывались делать даже турки - делали албанцы.
Ф.М.Достоевский в своем журнале, ссылаясь на информацию либерального издания «Новое время», писал: «Явились даже особенные артисты своего дела — башибузуки, изощрившиеся разрывать разом христианских младенцев, схватывая их за обе ноги»(5).

А знаменитый В.А. Гиляpовский в своей бессмертной "Шипке" помещает воспоминания о пpаздновании 25-летия освобождения Болгаpии pусской аpмией от туpецкого ига. Он лично был на тоpжествах сpеди pусских гостей. Болгаpы чествовали pусских как геpоев. «..я видел всюду задушевные встpечи, и вглядывался в самые мелочи общего, захватывающего востоpга наpодного... Все они помнят туpецкое иго, звеpства башибузуков, pазоpенные села свои, похищенных жен и дочеpей, поpуганную святыню... особенно pадовались нам мужчины и женщины пожилые...»
Судя по современной истории, большинство жителей балкан или предпочли забыть о этом в угоду сиюминутным выгодам (обещаниям оных), или просто отказались от своей истории. Те же болгары в обеих мировых войнах воевали против России, продолжают её и сегодня.

Что до современной Турции, то Эрдоган ставит те же цели, что и Абдул Хамид Второй - последний самодержец Османской империи, пытавшийся на панисламизме удержать ее от распада и шедший на любые преступления ради этой цели. В итоге Турция превратилась в полуколонию европейских держав. Экономические успехи конца прошлого - начала нынешнего веков вскружили правителям Турции голову. Решив, что ухватили аллаха за бороду и могут на равных торговаться с США, руководители Турции последовательно и планомерно загоняли государство в ловушку, которая почти захлопнулась.

У Турции был потенциальный союзник - Россия. Теперь вокруг Турции ции одни противники. Учитывая открытую поддержку курдов из Вашингтона, вопрос распада государства из разряда риторических переходит в практическую плоскость. Вполне возможно, что янки нацелились на полный контроль над проливами - с их амбициями это вполне возможно. Это вопрос не года и не пяти, но... но "дали будэ".

Источники:
(1) - «Россия Федеративная: проблемы и перспективы» (Под ред. Иванова В.Н.), М., 2008 г., глава 10, Глава 10. РОССИЯ - СРЮ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(2) - Цит. по Online Voyage, 2009 г.
(3) - Цит. по Ю.Сенчурову «Балканская Освободительная… или Путь на Голгофу».
(4) - См. Малая Советская Энциклопедия, М., 1930 г.
(5) - Новое время. 1877. 14(26) авг. № 524. Отд. «Последние известия». «По рассказам болгарских беглецов из долины Казанлыка».
Картины -

В 1453 г. турки захватили Константинополь. После этого облик западного мира существенно изменился. Наследница Римской империи - Византия исчезла из политической карты мира. Многочисленные народы, ранее входившие в ее состав, оказались под османским игом. «Сердце» православного мира - великий Константинополь наводнили захватчики-мусульмане, изменив название этого города. Отныне он стал именоваться Стамбулом. Многие архитектурные памятки были утрачены, достижения искусства и науки - забыты. Турки стремились полностью уничтожить достояния предшествовавшей им культуры, поработить население, сломить всякое намерение и даже мысль бороться за свою свободу. После завоевания Константинополя османская захватчики напали на Балканы. За несколько лет были завоеваны практически все греческие города. В 1460 г. пал Морейский деспотат и Афины.

Борьба островов с турецкими завоевателями

Но острова продолжали сопротивляться. У православных греков мусульманская культура вызывала категорическое неприятие. Почти не было островов или городов, которые сдавались бы туркам без боя. Лесбос и Эвбея сопротивлялись османским захватчикам около двадцати лет после падения Афин. Родос отражал нападения турков до 1522 г. Окончательно завоевать Крит османы смогли только в 1669 г. Покорение этого острова поставило завершающую точку в захвате Греции. Отныне эта страна полностью оказалась под османским игом, и оставалась под властью турков до 1829 г.

Переселение греков

Почти 400 лет оккупации не сломили стремление греков стать свободными. Борьба с захватчиками не прекращалась. Такого самоотверженного и яростного сопротивления, как греки, туркам не оказывал ни один народ. Действия османов на завоеванных землях заключались не только во вторжении войск и уничтожении мирных жителей. Они понимали, что закрепиться на территории можно, только когда население будет поддерживать новую власть. Добиться поддержки греков - задача не из легких. Поэтому османские власти начали массовое переселение народов. Этнические турки поселились на землях, которые спокон веков были греческими (преимущественно в Македонии, Фессалии, Фракии), а коренное население высылали в далекие провинции империи, тем самым надеясь снизить вероятность бунта. Кроме насильственного переселения, число греков в Греции уменьшилось и по причине добровольной миграции. Многие семьи, спасаясь от турецкого ига, сами переезжали жить в другие страны.

Но одной политикой переселения турки не ограничились. На завоеванных землях власти ввели регулярные поборы. Также на территории Греции был распространен «налог кровью» - так назывался насильственный набор детей в янычары, основу пехоты османского войска. До конца 17 в. боевые единицы янычар комплектовались только детьми завоеванных христианских наций. Чтобы эффективно управлять большим количеством народов, вошедших в состав Османской империи, турки делили жителей на общины, называемые миллетами. Деление осуществлялось по национальному и религиозному признакам. Были миллеты иудеев, православных христиан, мусульман, армян. Почти все греки вошли в общину православных христиан, которую возглавлял назначаемый султаном Константинопольский патриарх. Несмотря на массовое переселение, в самом Константинополе, как и раньше, оставалось много греков, или, как их еще называли, фанариотов. Некоторым из них удалось добиться высокого положения в иерархии османской власти и собрать немалое состояние. Были греки и среди состоятельных купцов и наместников провинций. В качестве примера можно привести господаря Молдавского княжества и Валахии - Александра Ипсиланти.

Борьба греков против турецкой оккупации

Поскольку многие греческие семьи добились благополучия и высокого положения, им было более выгодно поддерживать существующую османскую систему власти. Но в целом недовольство народа увеличивалось. В конце 18 в. борьба греков против турецкой оккупации постепенно наращивала свои обороты. Антиосманские силы сосредоточились преимущественно в Фессалии, Македонии и Эпире. В 1770 г. у берегов Греции в порте Витула (или Итило, область Мани) впервые появилась небольшая эскадра русских кораблей. Это стало толчком к поднятию освободительного восстания. Вскоре бунт охватил Морею и перекинулся на другие греческие провинции. Несмотря на поддержку русских, восстание вскоре было подавлено османскими властями. Вслед за этим последовала знаменитая победа русских в Чесменской морской битве. А на территории Османской империи повсеместно начали появляться очаги бунта. В Европе становились популярными новые идеи равенства и свободы. Началось освободительное движение в Сербии, произошла революция во Франции. Не менее активной была борьба и на территории Греции, где особенной мощью отличалось партизанское движение.

Роль церкви в победе над турками

При содействии православной церкви в Греции создавались «тайные школы», сыгравшие значительную роль в сохранении языка, культуры и формировании национального самосознания греков. В 1814 г. в Одессе было основано «дружеское общество». Появлению этой организации содействовало российское правительство и лично российский царь Александр I. Целью общества было освобождение народов от османского ига. Массовое вступление в организацию началось в 1818 г. За несколько лет «дружеское общество» приобрело большое влияние в странах, где проживали греки. В 1820 г. организацию возглавил Александр Ипсиланти. Освободительные настроения нарастали и в марте 1821 г. патриарх Германос поднял в Агиа Лавра (монастырь в Калаврите) революционное знамя. Это было сигналом к началу восстания, цель которого - независимость греческого народа. Практически вся Греция поднялась на борьбу с османским игом. Турецкие власти отчаянно пытались справиться с взбунтовавшейся провинцией. Мирные жители восставших регионов массово отправлялись на невольничьи рынки или истреблялись.

Поддержка греческого народа известными личностями

Многие передовые люди того времени заявили о поддержке греческого народа. Так, за независимость Греции открыто выступали Пушкин, Гюго, Ламартин, Шатобриан. А британский поэт Байрон отправился на Балканы, чтобы лично принимать участие в сражениях.

Восстание 1821 года

Восстание, начатое в 1821 г., переросло в войну против османского ига, которая длилась 9 лет и стала причиной масштабного международного конфликта. Турецкий султан, будучи не в силах самостоятельно подавить бунт в Греции, попросил помощи у Египта. В 1824 г. египтяне высадились на о. Крит, в следующем году - на Пелопоннесе, где сумели подавить бунт, вырезав тысячи мирных жителей. Европа сочувствовала грекам на протяжении всей войны. Резня, устроенная египтянами, подтолкнула правительства европейских стран к активным действиям против турков. Объединенная эскадра русских, французских и английских кораблей в 1827 г. разгромила в бухте Наварин флот османов и египтян. На следующий год началась известная русско-турецкая война, победу в которой одержала Россия. Еще через год, в Адрианополе подписали мирный договор, согласно которому, Турция признала независимость Греции.

Самым знаменательным годом для греков за предшествующие 4 столетия стал 1821 г., в котором началось масштабное антитурецкое восстание. Обескровленная и разрушенная страна вступила на длительный путь борьбы за свободу, за возвращение и восстановление своих исконных территорий. В истории Греции начался новейший период.

Как на сегодняшний день можно охарактеризовать российско-болгарские отношения? Как Болгария пытается развязать исторический узел, завязанный 500-летним османским игом? Благодарны ли болгары России за освобождение?.


Болгария выбирает между Турцией и Россией?

Празднование освобождения от османского ига

— На празднование освобождения от османского ига был приглашен президент Реджеп Эрдоган, но не был приглашен российский президент Владимир Путин. Как вы это прокомментируете?

— Я не представляю, как наш президент будет находиться на праздниках вместе с президентом Росеном Плевнелиевым, который заявляет, что он гордится тем, что выступает против России. Вообще, последние заявления болгарских руководителей - президента, премьер-министра, министра иностранных дел, военного министра - по отношению к России носят исключительно враждебный характер, идет постоянная трансляция того, что Россия виновата во всем, Россия привносит войну, что Болгария готова на все во имя Европы.

С другой стороны, на случай с Эрдоганом не надо смотреть через призму сегодняшнего кризиса российско-турецких отношений. Потому что болгарское руководство, надо отдать ему должное, проводило эту политику еще до российско-турецкого кризиса.

Болгарский президент отказался приехать в Москву на празднование Дня Победы. Болгарский премьер-министр сорвал целый ряд российско-болгарских проектов, в том числе и " ". Я могу сказать, что болгарское политическое руководство последовательно проводит антироссийскую политику. Нужно ли это Болгарии, должен решать болгарский народ и болгарский политический класс.

Но болгарский политический класс небольшой, и у меня такое отношение, что верхи его давным-давно контролируются европейскими структурами, а американский посол, по-моему, в Болгарии себя чувствует если не визирь-пашой, то генерал-губернатором. У меня такое ощущение, что Болгария как независимое государство уже не существует, то есть она имеет все институты независимого государства, но она контролируется извне.

— А расскажите, что произошло 3 марта 1878 года? Почему эта дата отмечается в Болгарии?

— Есть позиция руководителя турецкой общины , что при османах все было хорошо, и Болгария жила лучше всех, а потом пришли непрошенные русские гости, и стало все плохо. На самом деле, болгары, христиане официально являлись людьми второго сорта. Свидетельство христианина в суде не равнялось свидетельству мусульманина, христианин не имел права носить оружия, он мог быть убит, он мог быть лишен собственности. Собственно говоря, это были бесправные люди.

Официальный термин по отношению к христианам в Османской империи переводится как скотина. Вот такое было процветание. Болгары были турецким скотом. То есть в течение 500 лет Болгария находилась под турецким игом, в результате завоевания было уничтожено огромное количество памятников культуры. И в 60-е годы начался процесс национального возрождения. В какой-то степени этому способствовало то, что в это время Дунайским вилайетом управлял Мидхат-паша, который считал, что необходимо создавать какое-то единство между этими "скотами" и турками, давал возможность создавать школы болгарам.

Но одновременно с этим было свирепое подавление турками всякого недовольства. Восстание 1876 года было подавлено с чудовищной жестокостью, было уничтожено где-то 5-7 тысяч человек. Целые районы, в которых было болгарское население, пустели в результате массового уничтожения, выселения людей. И в эти районы заселялись мусульмане.

И когда начался очередной этап физического уничтожения болгар, вмешалась Россия во главе с Александром II. Надо сказать, что было очень много людей, которые были против этого вмешательства. Они рассуждали так: зачем нам лить русскую кровь в этой русско-турецкой войне, зачем нам освобожденная Болгария? Некоторые люди говорили, что этот дар не кончится ничем хорошим.

Когда война была уже в разгаре, в ноябре 1877 года великий наш писатель Федор Достоевский в дневнике записал, что наши братья славяне никогда не простят нам то, что мы освободили их, и как только этих славян признает Европа, они сразу предадут нас и будут нам мстить. Все, что сказал Достоевский, относится, в первую очередь, к болгарскому политическому классу. Есть и болгарский народ, который, в общем-то, относится хорошо к России, но идет за своим политическим классом. А война была очень тяжелая, погибло, было ранено около 250 тысяч русских.

— Так как называется этот праздник освобождения Болгарии сегодня?

— Сан-Стефано, а раньше он назывался День освобождения от османского ига. 31 января 1878 года в Андрианополе, в турецком Эдирне, начались переговоры о перемирии. Перемирие было заключено, но вслед за этим начались неприятные события.

Во-первых, английская эскадра Джеффри Горнби вошла в Мраморное море. Это была угроза вмешательства Англии, а потенциально Австро-Венгрии. Положение было очень тяжелым. И для того чтобы ускорить переговоры, великий князь Николай Николаевич Старший перевел штаб-квартиру в Сан-Стефано, дачный пригород Константинополя. Он находился в 12 километрах от турецкой столицы. По-моему, там сейчас находится международный аэропорт Ататюрк. И там, в условиях, когда была угроза уже непосредственно столице, турки ускорили подписание мирного договора.

По этому мирному договору должно было быть создано княжество Болгария - от Черного моря до Адриатического. Болгария возродилась, несмотря на то, что Болгария тогда должна была сохранять вассальную зависимость от Турции, которая сводилась только к формальной выплате дани султану.

И потом Россия оказалась в изоляции, она вынуждена была согласиться на пересмотр условий этого договора в Берлине. На Берлинском конгрессе очень существенно изменилось положение Болгарии, она фактически была разделена на три части. Но все равно Болгария сохранилась. Для болгарского национального сознания сан-стефанская Болгария всегда была какой-то путеводной звездой, идеалом, который болгарские политические деятели всегда пытались достигнуть.

Болгария: народ отдельно, элиты отдельно

— Я почитала комментарии самих болгар о приглашенных на праздник, и там, наверное, 80 процентов, если не 90, считают правителей предателями. Они пишут, что мы не можем так относиться к тем, кто нас завоевывал, и мы должны с русскими дружить. Когда-нибудь произойдет консолидация между народом и правительством Болгарии?

— Никогда, потому что там так принято. Возьмем, к примеру, премьера Бойко Борисова. Вспомним кризис февраля 2013 года, когда выдающийся политик правого толка вдруг понял, что электричество не берется из розетки и отреагировал на это поднятием цен до такой степени, что люди не смогли платить.

В , в стране настолько жизнелюбивой, началась эпидемия политических самоубийств и огромная масса протестов. Бойко Борисов заявил, что у него инфаркт, и сбежал в госпиталь.

Еще была ситуация в Болгарии, когда власть лежала, и никто не хотел быть техническим премьер-министром. Никто не хотел быть самоубийцей. Но тем не менее после такого катастрофического провала, после такой потери лица, все-таки удалось разрулить это все и снова привести через коалицию Бойко Борисова к власти. Потому что можно наплевать на все, а через определенное время выйти и снова наобещать чего-нибудь.

Политики вообще редко выполняют обещания. Это разные вещи — обещания и реальная политика. Их интересы связаны с совсем другими местами. Вот, например, мечта попасть в европарламент, определенные возможности, которые дают европейские структуры, институции и прочее. Поймите, на Балканах сознание другое немножечко, в том числе политическое сознание. Человек может хорошо относиться к России и одновременно выбирать политика-русофоба, потому что думает, что получит выгоду.

— В Софии, как я понимаю, и турецкая община достаточно влиятельная.

— Что касается турок, то, как у нас есть своя традиция взгляда на эти события, так и у турок тоже есть своя традиция. Если для болгар это 500 лет рабства, то турки считают, что это 500 лет жизни. Они считали Болгарию своей страной. Я думаю, что еще бы лет 100-150, и там произошло бы, как с армянами и грузинами. Они бы просто часть народа уничтожили, а часть ассимилировали.

— Как российской стороне выстраивать отношения с болгарскими политиками?

— Тут надо выстраивать отношения и с политиками, и с народом Болгарии. Но отношения эти путем организации коллективных попоек не выстраиваются. Должны быть выстроены отношения на перспективу: сегодня это простой студент в России, а завтра это член правительства в Болгарии. Надо поддерживать прорусские силы в Болгарии для того, чтобы завтра они могли заявить о себе.

Подготовила к публикации Мария Сныткова