Открытый урок гамма по сольфеджио. Л. А. Шульга. Сольфеджио. Доминантсептаккорд. Открытый урок на хоровом отделении

Мария Уразовская - Авг 20th, 2014

Типы уроков

1. Объединенный, или комбинированный, урок. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное-на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний. Структура уроков комбинированного типа может быть такой:

1) проверка домашнего задания, 2) подготовка к усвоению новых знаний, 3) объяснение нового материала, 4) закрепление изученного материала, 5) задание на дом.Возможно и несколько другое расположение составных частей комбинированного урока. Например: 1) изучение нового материала, 2) закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного, 3) задание на дом, 4) подготовительная работа к изучению новой темы.На уроке комбинированного типа его составные части-повторение или проверка, изучение и закрепление нового - по своему объему и времени представлены более или менее равномерно.

2. Урок изучения нового. Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания учащихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают детей к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала.Структура данного типа урока такова: 1) повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний, 2) сообщение темы и цели урока, 3) изучение нового материала, 4) проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление, 5) задание на дом.Возможно и несколько другое расположение составных частей урока: 1) сообщение темы и цели урока, 2) изучение нового материала, 3) задание на дом, 4) проверка понимания учащимися воспринятого материала и его пер-вичное закрепление.

3. Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков. Данный тип урока особенно характерен для построения учебного процесса в начальных классах. Это объясняется тем, что одной из основных задач начального обучения является: научить учащихся учиться, вооружить их определенными умениями и навыками. По новой программе в отличие от ранее действующей начальный этап формирования навыков иной. Так, например, вычислительные приемы раскрываются на основе осознания учащимися свойств арифметических действий, т. е. теоретические знания являются основой для выработки осознанных умений и навыков. Основное место на уроках данного типа занимает выполнение учащимися различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в определенной системе, основой которой является постепенное нарастание трудностей.Структура этих уроков, как правило, следующая: 1) сообщение цели предстоящей работы, 2) воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий, 3) выполнение учащимися различных упражнений, задач, 4) проверка вы-полненных работ, 5) задание на дом (если это необходимо).С целью развития знаний, умений и навыков на таких уроках иногда включаются элементы нового. С помощью специальных упражнений проводится подготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидактические цели подчиняются основной дидактической цели урока-закреплению изученного.

4. Повторительно-обобщающие уроки. Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса. Структура подобных уроков может быть следующей:1) вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение изученной темы или тем, сообщает цель и план урока,2) выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, 3) проверка выполнения работ и восполнение имеющихся пробелов, 4) подведение итогов.

5. Контрольные, или учетные, уроки. Основное место на таких уроках отводится либо письменной проверке - диктанту, сочинению, контрольной работе и т. п., либо устной проверке. Структура данного типа урока близка к структуре уроков двух предыдущих типов. В конце урока, если проверка проводилась в устной форме, учитель, как правило, дает краткую харак-теристику знаниям, умениям и навыкам учащихся, указывает на достижения, недостатки и пути их преодоления. Если проверка проводилась в письменной форме, то последующий урок посвящается разбору контрольной работы.Рассмотрение структуры уроков разных типов свидетельствует о том, что в тесной связи с постановкой основной дидактической цели создается структура урока. Она всегда целесообразна, никогда не может и не должна быть постоянной, превращающейся в шаблон.

Открытый урок по предмету «Сольфеджио» 4 класс

ТЕМА: Тритоны в ладу
Цель урока: сформировать понятие «тритоны» (увеличенная
кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5), развивать навыки построения, определения на слух интервалов, музыкальный слух, навыки интонирования, воспитать чувство лада.
Задачи урока:
1.Дать знания об ув.4 и ум.5, их строении, разрешении, местонахождении в
ладу.
2. Научить интонировать, определять на слух, строить интервал «тритон»

3. Закрепить знания об интервалах.

Ход урока:
1. Музыкальное приветствие и распевка.
2. Проверка домашнего задания. (повторение знаний об интервалах)
3. Объяснение нового материала:

Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть сегодня на нашем уроке. Тема урока «Тритоны». Это интервалы. Новые интервалы, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться. А начнём мы урок с проверки домашнего задания. Задание было повторить тему «Интервалы», всё что связано с интервалами. Это повторение поможет нам в работе с новой темой. И первый вопрос: Что такое интервал?

(С латинского – промежуток, сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно).

Какие бывают интервалы по ступеневой величине? По звучанию?

Интервалы бывают приятные слуху и бывают резкие, неприятные. Как называются? (Консонансы и диссонансы).

Всё верно. Помимо того, что интервалы бывают консонирующими и диссонирующими они ещё различаются по способу исполнения. Когда мы нажимаем на инструменте два звука одновременно, (проигрывается), то такое исполнение называется? (гармоническим), а когда мы их проигрываем поочерёдно и можем спеть, например терцию, кварту? (мелодическим). Поём.

А ещё интервалы бывают узкие и широкие (пример на доске Ре – Си) Что будет основанием? (Ре), а звук Си? (вершиной).

Ну вот, мы вспомнили что такое интервалы, а теперь перейдём к нашей теме «Тритоны». Это интервалы. Но почему они называются так? Тритоны?

4. Слуховой анализ.

По названию вы уже догадались, что тритон – это интервал, содержащий три тона. Но пока мы не знаем что это за интервалы, как звучат, на каких ступенях строятся, как разрешаются. И чтобы ответить на все эти вопросы, для начала я предлагаю вам послушать небольшое произведение итальянского композитора Арканжело Корелли. Произведение называется «Сарабанда» написаное в 17 веке. Перед вами лежат ноты этого произведения. Слушая, проследите как движется мелодия:(поступенно или в ней встречаются скачки). Слушаем.

Итак, слушая произведение вы следили за мелодией по нотам. С какого интервала начинается пьеса? (с кварты). А много таких скачков в мелодии? (Да). Пропеваем мелодию до репризы.

5. Работа по нотам.

А теперь отметьте карандашом все широкие скачки до конца произведения. Определим ступеневую величину всех выделенных интервалов. Пропеваем все квартовые ходы мелодии. Мы встретили множество чистых кварт и две увеличенные на 0,5 тона(3 тона), которые насыщают мелодию диссонансами, придают музыке необычное звучание.

6. Работа в тетради (построение)

Итак, увеличеная кварта – это тритон, но тритон не единственный в ладу. Чтобы найти ему пару, сделаем обращение ув.4 (работа на доске). Какой интервал получился? Сколько в нём ступеней и тонов? Это уменьшеная квинта. В ней тоже 3 тона в отличии от чистой квинты, в которой 3,5 тона.

Таким образом, тритоны – это пара интервалов Ув.4 и Ум.5, дающие друг друга в обращении. Мы уже знаем, что на каждой ступени гаммы можно построить любой интервал. Но пока мы не знаем, на каких ступенях в мажоре строятся Ув.4 и Ум.5. Чтобы выяснить это, предлагаю построить в тональности До мажор кварты на всех ступенях, начиная с 1 ступени. Строим и пропеваем их. Мы видим, что на всех ступенях ч.4, а на 4 ступени – Ув.4. Сделаем обращение Ув.4 и найдём в ладу Ум.5, она строится на 7 ступени мажора.

Ребята, а как звучит тритон? Устойчиво или нет?

(Тритоны – это интервалы, которые звучат неустойчиво, требуют разрешения)

7. Работа у доски.

Разрешаем Ув.4 и Ум.5. Выясняем, что Ув. интервалы становятся шире при разрешении, а уменьшенные – уже.

Чтобы закрепить разрешение данных интервалов предлагаю поработать самостоятельно по карточкам. (Построить и разрешить Ув.4 и Ум.5 в тональности Ре мажор). Проверка работы.

Я вижу вы устали и предлагаю вам немного отдохнуть вмести с весёлыми героями.

8. Физминутка.

9. Разбор примеров из классической музыки.(характеристика музыкального образа интервала «тритон»)

Продолжим наш урок. Предлагаю послушать произведение, которое написал русский композитор П.И. Чайковский. В своей музыке он создал образ сказочного героя. Попробуйте представить что это за герой. Коротко его охарактеризовать. Слушаем.

Итак, что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Музыка страшная, нервная, напряженная, беспокойная). Опишите образ сказочного героя словами. Кого вы представили себе? Бабу Ягу – хитрую, нахальную, злую. Вы правильно поняли характер музыки. Композитор П.И.Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. А как вы думаете, что использовал композитор для воплощения образа? Давайте заглянем в ноты. Начало, первая строчка. (Исполнение на фортепиано).

Звучат тревожные звуки. Следя по нотам, мы наблюдаем, что композитор использовал множество тритонов для передачи образа Бабы Яги. Именно данные интервалы придают музыке необычное звучание и очень впечатляют.

Давайте послушаем пьесу ещё раз. Пьеса называется «Баба Яга» - это одно из 24 пьес «Детского альбома» для фортепиано П.И. Чайковского, написанная в 1878 году. Этот альбом он посвятил племяннику Володе Давыдову. Альбом был предназначен для домашнего музицирования. А теперь послушаем и посмотрим иллюстрации к музыке(рисунки детей). (Во время прослушивания рассказываю содержание пьесы). Недаром Чайковский использовал тритоны для воплощения образа тёмной силы. Тритоны считают дьявольским сочетанием двух музыкальных звуков. Не все знают, что в средние века под строгим запретом было использование двух звуков, которые содержат 3 тона. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке – это отнюдь не допустимое явление. Тот, кто использует их в своих композициях, подвергся дьявольскому влиянию или поклоняется ему. Этот интервал не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто-то нарушал установленные законы относительно данного созвучия, то мог попасть в тюрьму. Прошло время и тритоны стали широко применять русские композиторы: Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский.

10. Определение на слух.

Теперь вы знаете, как звучат тритоны и сможете отличить их от чистых кварты и квинты. И сейчас мы проверим это на практике. Я буду играть различные интервалы и конечно же тритоны. Слушаем.(Проверка).

Очень хорошо, ребята.

11. Итог урока

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новыми интервалами. Назовите их. В чем их особенности? Чем они сходны? (Тоновой величиной – 3 тона). Но Ув.4 охватывает 4 ступени, а Ум.5. – 5 ступеней. И в отличии от чистых интервалов Ув.4 будет шире чистой кварты на 0,5 тона, а Ум.5 – уже чистой квинты тоже на 0,5 тона. В этом отличие диссонирующих тритонов от чистых кварты и квинты.

12. Решить кроссворд

И - Этот музыкальный интервал образован двумя звуками с одинаковым названием и обозначается цифрой 1, бывает унисоном. (Унисон - от итальянского слова unisono, от латинского unus - один и sonus - звук - это одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты: например, в хоре или вокальном ансамбле преподаватель добивается пения в унисон, чтобы голоса сливались друг с другом). (прима)

Н - Этот музыкальный интервал состоит из двух ступеней и обозначается цифрой 2. (секунда)

Т - Этот музыкальный интервал содержит 6 ступеней. (секста)

Е - Музыкальный интервал из семи ступеней. (септима)

Р - Этот интервал содержит 2 тона. (терция)

В - Интервал из пяти ступеней. (квинта)

А - Интервал из шести тонов. (октава)

Л - Этот интервал наименьший из всех интервалов. В кроссворде не хватает интервала из 4 - х ступеней. Это... (полутон).

Оценки за урок.

13Домашнее задание:

Строить и петь тритоны с разрешением в тональностях: ми бемоль мажор и соль мажор.

Найти тритоны в пьесах, исполняемых в классе специального музыкального инструмента или сочинить мелодию с тритоном самостоятельно.

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Табунская музыкальная школа

КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО
В 3 КЛАССЕ
«ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

подготовила
преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
Пешкова Людмила Алексеевна

2015 год
Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся.
Задачи урока:
Обучаюшие:
Повторить и закрепить теоретические сведения
Ввести новую терминологию
Освоить новые метроритмические формулы
Закрепить навыки целостного анализа музыкального текста
Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста
Развивающие:
Развивать музыкальное мышление
Развивать ладовые ощущения
Развивать навыки ориентирования в тональности
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе
Воспитывать творческую активность
Повышать исполнительскую грамотность учащихся

Тип урока: комбинированный
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, задания на доске, тестовые задания, схемы, карточки интервалов, наглядные пособия (кубики трех цветов), цветные магниты, мелки, шумовые инструменты (бубен, ложки).
Методы и методические приемы обучения: анализ, сравнение, обобщение, исследование, наглядно-демонстрационный (схемы, задания на доске), частично поисковые, игровые, ролевые игры (проблемные ситуации).
Формы работы с учащимися: диктант, слуховой анализ, чтение с листа, анализ музыкального текста, вокально-интонационные упражнения, упражнения на фортепиано, творческое задание, игры, практические задания, интонационный этюд.

План урока
Организационный момент
Вхождение в тему
Объяснение нового материала
Закрепление нового материала
Чтение с листа, анализ музыкального текста
Подбор баса к мелодии
Интонационный этюд
Музыкальный диктант
Слуховой анализ
Подведение итогов. Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
I.Организационный момент (1 минута)

Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся
- Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II Вхождение в тему (3 минуты)
Цель: повторение ранее изученного материала, формулировка темы урока
Участники: все учащиеся
Необходимые материалы: презентация (кроссворд на слайде).
Проведение: учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках «появится» тема урока.
Вопросы кроссворда:
По вертикали:
1.Перенос нижнего звука на октаву вверх
3.Расстояние от одной сильной доли до другой
5.Нота на второй линейке в скрипичном ключе
8.Момент расчленения в музыке
9.Название I ступени лада
По горизонтали:
2.Динамический оттенок
4.Название интервала
6.Знак, при помощи которого записывается музыкальный звук
7.Силовое выделение звука
9. Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям
10.Интервал, который делит октаву пополам

После разгадывания кроссворда педагог формулирует тему урока

III.Объяснение нового материала (8 минут)
Цель: научиться выполнять обращение трезвучий, овладеть новой терминологией
Участники: все учащиеся
Необходимые материалы: разноцветные кубики, магниты на доске, схемы
Проведение: учащиеся выполняют практические задания на доске и в тетрадях, следуя указаниям педагога.

Обращение - это действие, при котором «вершина» становится «основанием», а «основание» - «вершиной», перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.

Здесь педагогу с помощью цветных магнитиков можно показать на доске варианты перемещения звуков при выполнении обращений, после чего выясняем, что интервал имеет одно обращение.

Ребята, давайте выясним, а сколько обращений имеет трезвучие? Для этого нам понадобятся разноцветные кубики. Представим, что каждый из кубиков – это соответствующий звук трезвучия. Чтобы было более понятно, обозначим кубики цифрами:
1 (прима) – кубик красного цвета
3 (терция) - кубик синего цвета
5 (квинта) – кубик зеленого цвета

Далее выполним перемещения: нижний кубик переставляем вверх, остальные кубики (звуки) остаются на месте и наоборот, верхний кубик – вниз, остальные кубики (звуки) остаются на месте.
- У нас получились следующие варианты перемещений (схемы №1,2).

А) вверх:
5 1 3
3 5 1
1 3 5

Б) вниз:
5 3 1
3 1 5
1 5 3

Таким образом, выясняем, что в результате перенесения одного из звуков трезвучия на октаву вверх или вниз, как в интервалах, образуются два новых аккорда (обращения), состоящие из тех же звуков, но расположенных в другом порядке.
- Итак, делаем вывод: количество обращений всегда на одно меньше, чем общее количество звуков. Например, у созвучия из двух звуков одно обращение, из трех – два, из четырех – три и. т. д.
- А сейчас давайте переведем цифры на кубиках в ноты и выпишем на доске тоническое трезвучие с обращениями в тональности До-мажор и других пройденных тональностях, подписав обозначения (к доске приглашаются ученики по желанию, остальные работают в тетрадях):

Подумайте, как отличить данные аккорды друг от друга, ведь все они содержат три звука?
- Вам подскажут интервалы, которые образуются между средними и крайними звуками (схема №3)
в трезвучии - 3+3 (терция + терция, крайние - квинта)
в первом обращении - 3+4(терция + кварта, крайние – секста)
во втором - 4+3 (кварта + терция, крайние - секста).

Делаем вывод: в составе обращений появляется новый интервал «чистая кварта», расположенная или сверху или снизу, между крайними звуками образуется интервал «секста».
-Запоминаем названия обращений:
первое обращение – секстаккорд (Т6)
второе обращение – квартсекстаккорд (Т64)

IV. Закрепление нового материала (7 минут)
Цель: закрепить полученные навыки в различных видах деятельности
Участники: работа парами, тройками, хором все учащиеся
Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал, нотная запись на доске, цветные мелки.
Проведение: упражнение на фортепиано, вокально-интонационные упражнения, игровое задание
- Построим на фортепиано обращения тонического трезвучия в тональности Ми-бемоль мажор, поиграем ими в разных ритмах (работа парами за инструментом в разных регистрах):

Игра «Разноцветные аккорды»
-А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Правила игры: к доске приглашаются трое учащихся, которым раздаются цветные мелки. Каждому из них предлагается в выписанной на доске аккордовой последовательности найти и раскрасить
трезвучия – красным цветом
секстаккорды – синим цветом
квартсекстаккорды – зеленым цветом

Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием. Желаю удачи!

V.Чтение с листа, анализ музыкального текста (5 минут)

Цель: закрепить навыки целостного анализы музыкального текста, развитие вокально-интонационных навыков
Участники: индивидуально, хором (все учащиеся)
Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал Проведение: после предварительного анализа учащиеся сольфеджируют нотные примеры с тактированием.
- В качестве примеров для чтения с листа мы с вами обратимся к старинным западно - европейским танцам контрдансу и гавоту. Но сначала совершим небольшой экскурс в историю:
Веселый галоп родился в Германии около 400 лет назад, в переводе означает «хорошо бежать», исполняется в стремительном темпе со скачками.
Контрданс родился в Англии как народный хороводный танец, стал популярным, попав на бал, отличается более свободными движениями, его могли танцевать все присутствующие.

Предварительный этап работы:
сольмизация примеров, с тактированием, выявление цезур
определение тональности (Ре мажор, Соль мажор)
определение размера (две четверти)
особенности мелодического рисунка (движение по аккордам)
особенности ритмического рисунка (ритмические группы с шест-
надцатыми длительностями)
определение жанровой основы (танцевальная)
опредление синтаксического строения (анализ фраз по буквам)
(а+в+а+с, а+в+а+в1, в2+в3+а+в5)
форма (квадратный период повторного строения, простая двухчастная репризная)

После предварительного анализа поем с листа хором всей группой и индивидуально (цепочкой по фразам).

V. Подбор к мелодии функционального баса (4 минуты)
Цель: развитие творческих навыков, ладовых ощущений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы.
Участники: все учащиеся, индивидуально за инструментом

-Следующее наше задание – творческое. Для начала давайте вспомним основные правила подбора баса:
басовый голос более спокойный
ровные длительности должны подчеркивать характер мелодических оборотов
где оборот мелодии устойчивый – в сопровождении звучит тоника (Т)
где оборот мелодии неустойчивый – доминанта (Д)
Ваша задача, пропеть мелодию галопа внутренним голосом, определить какие фразы мелодии звучат устойчиво, какие – неустойчиво, расставить обозначения функций Т и Д.
-Далее проигрываем мелодии с основными звуками Т и Д в аккомпанементе
\

VI .Интонационный этюд «Танцевальный конкурс» (5минут)
Цель: формирование семантических представлений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, шумовые инструменты (бубен, ложки)
Участники: 2 солистов, 2 группы учащихся
Проведение: учащиеся выполняют творческие задания, предложенные педагогом.
-Ребята, музыковед Б.Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла», имея в виду присутствие в музыкальном тексте устойчивых оборотов с закрепленными значениями (в том числе, наиболее часто повторяемые ритмические обороты), которые конкретизируют смысловую значимость текста и его содержание. Даже в самых простых мелодиях широко распространены повторяющиеся устойчивые обороты с закрепленными значениями. В детской музыке это могут быть интонационно-ритмические формулы пластического происхождения (фигуры «шага», «бега», «притопа» и.т.д.), которые возникли в жанрах старинной танцевальной музыки.
В музыкальном тексте галопа вы услышите ключевые интонации, которые озвучивают основные фигуры танца: «бег подскоками» (1- 2 тт.), фигура «притопа» (т.4).
Эти две ключевые интонации могут принадлежать разным героям. В нашем исполнительском сценарии они будут служить характеристикой героев ролевой игры «Танцевальный конкурс».
На веселом празднике танцоры решили показать свое мастерство и начали выступать по очереди. Сначала свое мастерство показал первый танцор, затем второй, завязался диалог: «вопрос - ответ» (2т.+2т.). Получилось что-то вроде конкурса – состязания.

Порядок игровых действий:
Делим мелодию на две смысловые реплики и распределяем их между участниками сцены: т.1-2 – 1 танцор, т.3-4 – 2 танцор
Исполняем в разном составе:
сольфеджируя голосом (2солиста, хором)
чередуя реплики в разных регистрах фортепиано (нижний – 1 танцор, верхний -2 танцор) с инструментальным сопровождением фортепиано (функциональный бас)
в сопровождении голосов ритмического остинато (хлопки - 1 танцор, «удары каблуком» - 2 танцор)
все это время танцорам помогали музыканты своей ритмичной и непрерывной игрой (удары бубна на сильной доле)

Сюжет второй» Мы танцуем»
Меняем участников сцены и изображаем выступление Девочек (т.1-2) и Мальчиков (т.3-4)
Исполняем мелодию в диалоге двух реплик (девочки и мальчики исполняют отдельно каждый свою реплику)
Показываем, как танцоры объединяются в пары: т. 9-12 поем хором все вместе
Выбираем шумовые инструменты, которые будут звучать на празднике: (бубен, ложки)

VIII. Музыкальный диктант (5 минут)
Цель: развитие ладовых ощущений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, тестовые задания
Участники: все учащиеся
Проведение: учащиеся выполняют задания, следуя предложенной инструкции
- Перед вами мелодия диктанта с пропущенными тактами и вариантами ответов, ваша задача:
прослушать мелодию целиком
определить тональность, размер, структуру
выбрать правильные номера ответов и вписать их в пропущенные такты

Варианты ответов:

IX. Слуховой анализ. Игра «Музыкальный паровозик»
Цель: развитие музыкально-слуховых представлений учащихся
Необходимые материалы: карточки интервалов, фишки
Участники: все учащиеся
Проведение: учащиеся выполняют задания в игровой форме, следуя правилам игры
А сейчас мы с вами отправимся в страну «Звуколярию» на музыкальном паровозике. Все превращаются в машинистов. Пассажирами будут интервалы! Я – главный контролер! Поехали!
Правила игры: после 2-3 проигрываний на фортепиано определить на слух интервалы, выложить на столе карточки с названиями. В конце «путешествия», проходя мимо «вагончиков» с интервалами, педагог выявляет «пассажиров без билетов» и за каждый неверный интервал дает фишку. Того, кто набрал больше фишек, ждет дополнительный вопрос или задание.

XII. Подведение итогов. Рефлексия (1 минута)
Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока.
Участники: все учащиеся.
Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока.
- Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия обращений трезвучий, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме, проанализировали примеры из нотной литературы. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились.
- Давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Были ли они достигнуты? Выполнили вы задачи, которые ставили перед собой? Что не удалось? Что понравилось? Выберите солнышко, подходящее вашему настроению и просигнальте мне.
На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно рассмотрим примеры из музыкальной литературы.
XIII. Домашнее задание (1 минута)
играть и петь трезвучия с обращениями в тональностях до 3-х знаков
галоп и контрданс петь, басы играть
придумать сюжет интонационного этюда, разработать исполнительский сценарий

Список образовательных ресурсов:
Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебник Сольфеджио,3 класс.- Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2006.
Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Рабочая тетрадь по Сольфеджио,3 класс.- Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2006.
Поплянова Е. Чики – брики - гав: Песни, игры, каноны для уроков музыки и детских праздников, ручные ритмознаки. – Челябинск, 1996.
Федорова Л. Веселое сольфеджио: Учебно-методическое
пособие для 1-го класса ДМШ / Под общей ред. Л.Н.Шаймуха-
метовой.- Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2003

Рисунок 12D:\нотные фрагменты\Кроссворд.JPGРисунок 6D:\нотные фрагменты\9.jpgРисунок 9D:\нотные фрагменты\12.jpgРисунок 7D:\нотные фрагменты\10.jpgРисунок 8D:\нотные фрагменты\11.jpgРисунок 5D:\нотные фрагменты\8.jpgРисунок 3D:\нотные фрагменты\4.jpg15

  • воспитывать целенаправленное восприятие
  • развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать услышимое, делать сравнение и дифференцировать материал.
  • необходимость научить детей слышать себя при пении, следить за качеством звука с различных точек зрения: точность высоты, сила звучания и т.д.

Оборудование: карточки наглядности, столбица ступеней

Ход урока

1. Мотивационно-организационный этап

Не секрет, что сейчас в музыкальную школу набирают детей без конкурса и, зачастую, не все дети обладают высокими показателями вокально-интонационных природных данных. Поэтому на музыкальных занятиях ребенок должен свободно себя чувствовать, а не бояться получить плохую отметку. Для устранения этих комплексов предлагаю психологическое упражнение (методика Пола и Гейла Деннисонов)

Берем лист бумаги. В каждой руке любое пишущее средство. Начинаем рисовать одновременно двумя руками фигуры, находящиеся в зеркальной симметрии по отношению друг к другу. А затем включим музыку и повторим упражнение под музыку. В двухдольном размере рисуем зигзаги, а в трехдольном – треугольники.

2. Этап учебно-познавательной деятельности

Оглашение темы, плана урока и ожидаемые результаты.

1. Распевки-скороговорки:

ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ФА-МИ-РЕ-ДО
Свили себя ласточки гнездо

МИ_ФА_СОЛЬ_ЛЯ_СИ_ЛЯ_СОЛЬ_ФА_МИ
Мышки бегают в норе

2. Пение гаммы: способствует слуховому укреплению чувства ладотональности. На примере знакомства с гаммой соль мажор дети усваивают местоположение тона и полутона, устойчивых звуков и неустоя. Для лучшего усвоения ступеней используем болгарскую столбицу с наглядным материалом .

Пение гаммы представляет определенную трудность, т.к. охватывает большой диапозон. У детей младшего возраста края диапозона развиты слабо. Предлагается:

а) пение по тетрахордам
б) пение вверх и вниз
в) одно и двухголосно

3. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней: способствует развитию чувства ладотональности. Пение основано на внутреннем слухе. Этот навык на этапе 1-3 кл. связан с умением спеть гамму “ про себя”. Рекомендуется петь следующие последовательности:

а) гаммообразные ходы от разных ступеней к тонике

3-7-1, 4-3-2-7-1, 5-6-7-1 и т.д.

б) опевание устойчивых ступеней
в) разрешение неустойчивых в устойчивые в трехдольном размере
г) тоническое трезвучие
е) игра “сколько слышим звуков”
ж) игра “мама и оленята”

К знакомству с гаммой соль мажор переходим после того, как дети поют ряд упражнений. При интонировании гамм в младших классах следует ее гармонизировать, благодаря чему развивается функциональный слух.

4. Пение главных ступеней

Детям представляю сказку “Корпорация функций” Приложение 2

На маленьком острове стоял семиэтажный дом, где проживали жители функциоанальностей, т.е. национальностей. Самая старшая из трех функций была ТОНИКА Ивановна, которой было около 500 лет, а сейчас она на пенсии. Пишет стихи и вяжет чепчики. Живет она на первом этаже семиэтажного дома.

(слуховое восприятие)

Часто к ней заходит на чай красавица ДОМИНАНТА с 5-го этажа

(слуховое восприятие)

Прямо под красавицей ДОМИНАНТОЙ живет проказник СУП ДОМИНАНТ. (Буква изменена специально для лучшего восприятия). Ночью, когда все ложатся спать, он залетает в чужие квартиры и поедает СУП до последней капельки.

(слуховое восприятие)

А еще он влюблен в красавицу ДОМИНАНТУ. Он дарит ей подарки и цветы, но гордая красавица не отвечает его чувствам, поэтому к нему в гости она не заходит никогда, только в редких случаях.

Ребята, давай те теперь построим 7-ми этажный дом в Соль мажоре и найдем наших главных героев.

А теперь поиграем в игру “эхо” – повторение ступеней голосом за инструментом. Молодцы!

5. Слуховой анализ мотивов (каждый новый мотив начинается с последней ноты)

“Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайна важна. В ней объединяются все знания и умения учащихся, получаемых на уроках. Но самое главное состоит в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. Специфику метода работы над анализом на слух можно определить так: “слуховая наглядность”. Осознание слышимого зависит, прежде всего, от умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, к узнаванию различных явлений, развивает музыкальное мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную сущность музыки. Работа над анализом на слух имеет большое практическое значение для занятий по специальности, для чтения с листа, и особенно для записи диктантов” – Шумарина Е.В. преподаватель теоретических дисциплин, школа искусств, город Ртищево

Соль мажор
I-II-I; I-IV-V; V-VI-VII; VII-II-I; I-V-I и т.д.

6. Диктант (устно-показательный)

1 вариант: На доске пишет педагог или ученик, а в обсуждении участвует весь класс.

2 вариант: педагог предлагает несколько вариантов записи диктанта на плакате или на доске, а учащиеся должны дать правильный ответ после 3-4 прослушиваний, при этом указав на ошибки: (нет ключевого знака, не указан размер)

Предмет сольфеджио, как и другие предметы ДМШ, должен соответствовать уровню современной педагогической науки. Одна из ведущих проблем активизация мыслительной деятельности учащихся. Такого рода деятельность в сфере музыкального мышления и восприятия направлена на развитие осознанного восприятия слышаемого, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщить умения и т.д. Такая форма работы как диктант и дает возможность обобщить все накопленные знания и умения

7. Заключает нашу работу чтение с листа. Эта форма работы сводится в комплекс навыков:

а) умение определить лад и тональность
б) умение определить размер и особенности ритма
в) умение настроиться в данной тональности
г) умение точно интонировать и соблюдать строй
д) умение ощущать и выдерживать пульсацию долей в темпе, опираясь на дирижирование
е) умение владеть голосом без поддержки инструмента

Для работы берем номер №__32__ Г. Фридкин “Чтение с листа” в тональности соль мажор:

Итак, подводим итоги: уч-ся даем домашнее задание, выставляем оценки.

По пунктам определяем алгоритм интонационных и слуховых упражнений. Для того чтоб развить в себе внутренний слух, музыкальное мышление надо работать над такими упражнениями:

1. Пение гаммы.
2. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней, схема тяготения.
3. Пение главных ступеней.
4. Пение трезвучий главных ступеней
5. “Эхо” ступеней в пределах регистровой зоны
6. Слуховой анализ “связанных” мотивов
7. Устные диктанты
8. Чтение с листа

Правильно организованный начальный период занятий имеет большое значение для всего дальнейшего обучения. Методика преподавания и формы работы в начальных классах определяются психофизическими особенностями детей младшего возраста:

1. Тяготение к подражанию.
2. Не способность к абстрактному мышлению.
3. Эмоциональная восприимчивость.
4. Неустойчивость внимания

Необходимыми качествами урока должны быть: увлекательность, занимательность, доступность, которые будут способствовать пробуждению интереса к знаниям, усвоению новых навыков и эффективного развития.

За основу педагог взял классические формы работы с добавлением игровых упражнений, новую тему описал в форме сказки, чередует активные и пассивные формы работы и предпочтение отдает коллективной форме с использованием наглядности.

Список используемой литературы:

  1. Иванчикова О. Свободные вариации на тему нетрадиционные методы музыкального воспитания. С.126. Симферополь, 2005.
  2. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов
  3. Букреева Г.Б. “Интересная музыка” обучаема книга – Богдан, 2006.
  4. Калужская Т. Сольфеджио” учебно-методическое пособие. 2 класс ДМШ.
  5. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио.

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио

2 класс

ТЕМА: "Закрепление понятий "тон-полутон". Изучение интервала секунда"

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

Закрепить ранее полученные знания, умения о музыкальных интервалах, понятия тон-полутон.

Научить сравнивать и эмоционально воспринимать малую и большую секунду.

Развивающие:

Развитие гармонического слуха и музыкальной памяти.

Приобретение навыков музыкально-творческой деятельности.

Развитие воображения учащихся.

Воспитательные:

- Воспитание слухового внимания.

Воспитание эмоциональной памяти.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока 45 минут.

План урока.

Ход урока

Слуховые навыки и музыкальная грамота

Содержание урока

Музыкальный и наглядный материал

1.Повторение интервалов. Повторение строения натурального мажора.

Закрепление интонаций полутона и тона

Пение гаммы До мажор. Пение гаммы по два звука с фиксацией тонов и полутонов.

Гамма, записанная на доске. Фортепианная клавиатура.

2.Малая и большая секунда.

Интонация интервала в мелодическом и гармоническом звучании. Обозначение интервала.

Пение попевок. Игра «Попрыгунчики».

Видеоматериал к уроку.

3.Музыкальный диктант(устно).

Интонация секунды. Размер. Длительности.

Работа с ритмическим рисунком песни «Куклы-неваляшки» и закрепление интервала.

Ритмические карточки.

4.импровизация на фортепиано.

Закрепление секунды в гармоническом звучании.

Прослушивание музыкальной пьесы.

Б.Заходер «Ёж» Д.Каболевский «Ёжик».

Организационный момент.

а)проверка учащихся по журналу.

б)проверка домашнего задания.

Содержание и ход урока.

1.Повторение интервалов.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше знакомство с интервалами. Давайте вспомним их названия.

Учащиеся: Терция, кварта, секста, октава, секунда, септима, квинта, прима.

Преподаватель: Вы очень хорошо запомнили интервалы. Что помогло вам запомнить их?

Учащиеся: Нам помогла песенка про интервалы.

Преподаватель: Давайте споем эту песенку.

Преподаватель: Какие незнакомые интервалы нам встретились?

Учащиеся: Нона и децима.

Преподаватель: Правильно. Это составные интервалы, с ними мы продолжим знакомство в старших классах. Ну а сейчас скажите что такое интервал?

Учащиеся :В музыке это два звука, это расстояние между звуками.

Преподаватель : Правильно ребята, интервал- это сочетание двух звуков, Взятых последовательно или одновременно. Если мы возьмем два звука вместе, то получится гармонический интервал, а если один за другим -мелодический. Послушайте несколько интервалов.

Одинаково или по-разному они прозвучали?

Учащиеся: Они разные, одни интервалы звучали мягко, красиво, другие резко.

Преподаватель: Действительно, все интервалы имеют свою окраску, свой характер...

Сейчас споем гамму- До мажор и наше упражнение: До-Ре -то тон, Ре-Ми-это тон, Ми-Фа-полутон, Фа-Соль-это тон, Ля-Си-это тон, Си-До-полутон. Ребята, сколько раз в гамме нам встретился полутон?

Учащиеся: Два раза. Это ми-фа и си-до.

Преподаватель: Верно! Вспомните нашу считалочку о строении мажорной гаммы.

Учащиеся: Тон-тон, полутон,3 тона полутон.

Преподаватель: Молодцы!

2.Малая и большая секунда.

Преподаватель: А теперь споем вместе знакомые нам песенки.

На скольких звуках построена эта песенка?

Учащиеся: На двух звуках: соль и ля бемоль.

Преподаватель: Это правильно, ребята. На двух соседних ступенях, которые образуют интервал Секунду.

Споем теперь вторую песенку.

На каких звуках построена эта песенка?

Учащиеся: На нотах фа и соль.

Преподаватель: Верно, но давайте сравним наши секунды. Какое расстояние между ними.

Учащиеся: Одна секунда "Фа-соль" была величиной в целый тон, а вторая "Соль-ля бемоль" "сжималась" до полутона.

Преподаватель: Значит, секунда в один тон- большая, а секунда в полтона?

Учащиеся: Маленькая.

Преподаватель: Мы будем называть ее - малая. Послушайте большую и малую секунды еще раз и вслушайтесь в их характер. Как они звучат?

Учащиеся: Малая секунда звучит "жалобно", "осторожно", а большая секунда шире и "смелее".

Преподаватель: Вы правильно заметили это. Обозначать их мы будем так: Б.2 -большая секунда, М.2 - малая секунда. А сейчас от разных звуков мы будем строить секунды у доски (дети строят большие и малые секунды от нот:До, ми, соль, ля, ре, фа).

Теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру "Попрыгунчики". Разделимся на две группы, одна группа - малые секунды, вторая - большие. (Группы встают по парам, услышав свой интервал(в мелодическом звучании) подпрыгивают один раз).

3.Музыкальный диктант.

Преподаватель: Поиграли, немного отдохнули, а теперь послушайте отрывок песни "Куклы - неваляшки". (Преподаватель исполняет отрывок песни с аккомпанементом). Какой характер у песни?

Учащиеся: Веселый, задорный.

Преподаватель: Верно, ребята. На следующем уроке мы разучим с вами эту песню, а пока послушайте ее еще раз внимательно, и прохлопайте ритмический рисунок. "Динь-дон, дили- дон что за странный перезвон." Какой размер в мелодии?

Учащиеся: 2/4

(учащиеся хлопают ритм и выкладывают его ритмическими карточками, один ученик работает у доски.)

Преподаватель: Ребята, а какой интервал повторяется в мелодии?

Учащиеся: Секунда!

Преподаватель: Правильно, мы услышали большую секунду, которая звучала смело, весело. Начинается песня от звука Си бемоль. Спойте большую секунду от этой ноты.

(Дети поют секунду "Соль-Ля". Затем сольфеджируют мелодию и хлопают ритмический рисунок. Один ребенок играет ее на фортепиано, еще один показывает на доске).

5.Импровизация на фортепиано. Секунда в гармоническом звучании.

Преподаватель: А сейчас, ребята послушайте стихотворение:

-"Что ж ты, еж, такой колючий"?

-"Это я на всякий случай.

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи" /Б. Заходер/

Теперь послушайте пьесу Дмитрия Кабалевского.

(Преподаватель играет пьесу, не называя ее.)

Кого изображает музыка - лисицу, волка, или ежа?

Учащиеся: Ежа!

Преподаватель: А почему ежа?

Учащиеся: Потому что музыка колючая, как ежик.

Преподаватель: Правильно. А какой интервал помогает его изображать?

Учащиеся: Секунда!

Преподаватель: Давайте мы с вами попробуем изобразить ежика из стихотворения?

Учащиеся: ДА! Давайте!

Преподаватель: Подходите к фортепиано и мы вместе попробуем. Для начала мы сочиним мелодию, а затем сыграем ее в секунду.

Преподаватель: Итак, сегодня на уроке мы еще лучше узнали интервал секунду. Какие бывают секунды? Чем они отличаются друг от друга?

Учащиеся: Мы узнали малую секунду, в ней две ступени и полтона, а большая секунда - две ступени и целый тон. Мы научились различать на слух и даже изображать с помощью секунд колючего ежика.

Преподаватель: Молодцы ребята! Подводя итоги нашего открытого урока, можно сказать, что мы вполне справились с заданиями, и прошли без трудностей все испытания. Ну а на следующем уроке мы продолжим знакомство с интервалами.