Подписи под иллюстрациями. Связь иллюстраций с текстом. Сделай подписи под картинками

Вывод подписей к изображениям организовать можно по-разному, например используя различные (всплывающие , подсказки, плавные переходы, трансформация, ротация, увеличение, смещение и т.д и т.п.), или же просто, сделать их фиксированными, расположенными вне тела картинки, или непосредственно на изображении, в той или иной его части.

В данном уроке продемонстрирую несколько простейших вариантов вывода фиксированных подписей к изображениям, используя теги

и
для группирования картинок и подписей к ним. Научившись правильно использовать эти элементы, в дальнейшем вам не составит особого труда, прикрутить к ним всевозможные эффекты.

Синтаксис(разметка html) во всех примерах будет примерно одинаков, тег

, который содержит описание для тега
, должен быть первым или последним элементом в группе, всё очень просто.
Так:

Подпись к изображению...

Внешний вид и расположение подписей будем формировать непосредственно в таблице стилей CSS, предварительно связав все элементы со стилями через определённые классы. Например, я сделал в блоке

«резиновыми», используя процентные значения ширины картинки width: 100%; . Как сделать картинки адаптивными, рассказывал подробно в статье , кому интересно, можете освежить память.
Во всех случаях базовому контейнеру
определяем относительное позиционирование position: relative; , а подписям (элемент
), в вариантах с наложением, определяем абсолютное позиционирование position: absolute; .

1. Подпись размещается вверху, перед изображением

Вариант когда подпись к картинке выводится вне тела картинки, первым элементом в группе, т.е. перед изображением. Каких-то дополнительных стилей, этот вариант не требует, опционально вы можете сменить фон, добавить рамку или внешнюю тень базовому контейнеру, изменить размер и семейство шрифта, всё дело вкуса.

Подпись размещается вверху перед изображением.

/* группируем картинки */ /* изображения резиновые */ figure.ink-image > figure.ink-image >

/* группируем картинки */ figure { margin: 0px; } /* position: relative; обязательно, остальное по вкусу */ figure.ink-image { position: relative; border: 1px solid #555; } /* изображения резиновые */ figure.ink-image > img { border: 0px none; width: 100%; vertical-align: top; } /* формируем подписи к картинкам */ figure.ink-image >

2. Подпись размещается внизу под изображением

Следующий вариант подписи размещённой под изображением. В отличи от первого варианта элемент figcaption прописываем после тега , все необходимые стили задаём в css, или же оставляем как есть. Думаю основной принцип группировки понятен, короткие комментарии в коде css, помогут вам сориентироваться быстрее.

Подпись размещается внизу после изображения.

/* группируем картинки */ figure { margin : 0px ; } /* position: relative; обязательно, остальное по вкусу */ figure.ink-image { position : relative ; border : 1px solid #555 ; } /* изображения резиновые */ figure.ink-image > img { border : 0px none ; width : 100% ; vertical-align : top ; } /* формируем подписи к картинкам */ figure.ink-image > figcaption { padding : 1em ; background : none repeat scroll 0% 0% #FFF ; line-height : 1.3 ; font-family : "Roboto" , sans-serif ; font-weight : 400 ; }

/* группируем картинки */ figure { margin: 0px; } /* position: relative; обязательно, остальное по вкусу */ figure.ink-image { position: relative; border: 1px solid #555; } /* изображения резиновые */ figure.ink-image > img { border: 0px none; width: 100%; vertical-align: top; } /* формируем подписи к картинкам */ figure.ink-image > figcaption { padding: 1em; background: none repeat scroll 0% 0% #FFF; line-height: 1.3; font-family: "Roboto", sans-serif; font-weight: 400; }

3. Подпись поверх изображения, прижата к верхнему краю

В последнее время, очень часто используется вывод подписей непосредственно на теле изображения, визуальный эффект наложения, с полупрозрачным фоном, или же совсем без фона. В данном примере демонстрируется подпись расположенная поверх картинки, прижатая к верхнему краю на слегка прозрачном фоне. Стили для этого вида подписей выделены в отдельный класс class="over-top" , цвет фона определяется в свойстве background в формате rgba , изменяя значения альфа-канала от 0 до 1 , вы легко можете задать степень прозрачности, по умолчанию выставил промежуточное значение 0.5 — полупрозрачность элемента.

Подпись поверх изображения, сверху, слегка прозрачный фон.

/* группируем картинки */ figure { margin : 0px ; } /* position: relative; обязательно, остальное по вкусу */ figure.ink-image { position : relative ; border : 1px solid #555 ; } /* изображения резиновые */ figure.ink-image > img { border : 0px none ; width : 100% ; vertical-align : top ; } /* формируем подписи к картинкам */ figure.ink-image > figcaption { padding : 1em ; background : none repeat scroll 0% 0% #FFF ; line-height : 1.3 ; font-family : "Roboto" , sans-serif ; font-weight : 400 ; } /* подпись поверх картинки сверху */ figcaption.over-top { background : none repeat scroll 0% 0% rgba (255 , 255 , 255 , 0.7 ) ; border : medium none ; position : absolute ; top : 0px ; width : 100% ; }

/* группируем картинки */ figure { margin: 0px; } /* position: relative; обязательно, остальное по вкусу */ figure.ink-image { position: relative; border: 1px solid #555; } /* изображения резиновые */ figure.ink-image > img { border: 0px none; width: 100%; vertical-align: top; } /* формируем подписи к картинкам */ figure.ink-image > figcaption { padding: 1em; background: none repeat scroll 0% 0% #FFF; line-height: 1.3; font-family: "Roboto", sans-serif; font-weight: 400; } /* подпись поверх картинки сверху */ figcaption.over-top { background: none repeat scroll 0% 0% rgba(255, 255, 255, 0.7); border: medium none; position: absolute; top: 0px; width: 100%; }

4. Подпись поверх изображения, прижата к нижнему краю

Всё тоже самое что и в предыдущем примере, разница только в расположении подписи. В этом варианте подпись прижата к нижнему краю изображения, работает свойство bottom: 0px; при абсолютном позиционировании position: absolute; .

Подпись по центру

/* группируем картинки */ figure { margin : 0px ; } /* position: relative; обязательно, остальное как вставит)) */ figure.ink-image { position : relative ; border : 1px solid #555 ; } /* изображения резиновые */ figure.ink-image > img { border : 0px none ; width : 100% ; vertical-align : top ; } /* формируем подписи к картинкам */ /* подпись строго по центру */ figure.ink-image > figcaption.center { background : none ; position : absolute ; width : 100% ; font-family : "Roboto" , sans-serif ; font-weight : 900 ; color : white ; text-transform : uppercase ; text-align : center ; margin : 0 ; top : 50% ; left : 50% ; font-size : 2rem ; transform : translate (-50% , -50% ) ; }

/* группируем картинки */ figure { margin: 0px; } /* position: relative; обязательно, остальное как вставит)) */ figure.ink-image { position: relative; border: 1px solid #555; } /* изображения резиновые */ figure.ink-image > img { border: 0px none; width: 100%; vertical-align: top; } /* формируем подписи к картинкам */ /* подпись строго по центру */ figure.ink-image > figcaption.center { background: none; position: absolute; width: 100%; font-family: "Roboto", sans-serif; font-weight: 900; color: white; text-transform: uppercase; text-align: center; margin: 0; top: 50%; left: 50%; font-size: 2rem; transform: translate(-50%, -50%); }

6. Выделенные подписи с фоновой заливкой

В завершение парочка примеров подписей расположенных в разных углах изображения, выделенных фоновой заливкой того или иного цвета. Размер контейнера подписей

соответствует размеру текстового содержания, включая внутренние отступы padding: 4px 8px; . Расположение подписей устанавливается с помощью свойств left: отправляя влево или right: отправляя вправо. В примере показан вариант расположения подписей в нижних углах картинки, задействован отступ от нижнего края, свойство bottom: . Соответственно, чтобы расположить подписи в верхних углах, достаточно использовать top: , цифровые значения опционально.

Подпись на тёмном фоне.
Подпись на светлом фоне.

/* группируем картинки */ figure { margin : 0px ; } /* position: relative; обязательно, остальное опционально */ figure.ink-image { position : relative ; border : 1px solid #555 ; } /* изображения резиновые */ figure.ink-image > img { border : 0px none ; width : 100% ; vertical-align : top ; } /* формируем подписи к картинкам */ figure.ink-image > figcaption { padding : 1em ; line-height : 1.3 ; font-family : "Roboto" , sans-serif ; font-weight : 400 ; } /* выделенные подписи с фоном */ /* подпись на тёмном фоне */ figure.ink-image > figcaption.dark { position : absolute ; bottom : 10px ; left : 10px ; background : rgba (0 , 0 , 0 , 0.75 ) ; padding : 4px 8px ; color : white ; margin : 0 ; font : 14px Sans-Serif; } /* подпись на светлом фоне */ figure.ink-image > figcaption.light { position : absolute ; bottom : 10px ; right : 10px ; background : rgba (255 , 255 , 255 , 0.75 ) ; padding : 4px 8px ; color : black ; margin : 0 ; font : 14px Sans-Serif; }

/* группируем картинки */ figure { margin: 0px; } /* position: relative; обязательно, остальное опционально */ figure.ink-image { position: relative; border: 1px solid #555; } /* изображения резиновые */ figure.ink-image > img { border: 0px none; width: 100%; vertical-align: top; } /* формируем подписи к картинкам */ figure.ink-image > figcaption { padding: 1em; line-height: 1.3; font-family: "Roboto", sans-serif; font-weight: 400; } /* выделенные подписи с фоном */ /* подпись на тёмном фоне */ figure.ink-image > figcaption.dark { position: absolute; bottom: 10px; left: 10px; background: rgba(0, 0, 0, 0.75); padding: 4px 8px; color: white; margin: 0; font: 14px Sans-Serif; } /* подпись на светлом фоне */ figure.ink-image > figcaption.light { position: absolute; bottom: 10px; right: 10px; background: rgba(255, 255, 255, 0.75); padding: 4px 8px; color: black; margin: 0; font: 14px Sans-Serif; }

На этом пожалуй и всё! Конечно, это далеко не все варианты расположения подписей на изображениях, всё ограничивается лишь фантазией разработчика. Экспериментируя с параметрами, добавив различные эффекты анимации, можно добиться замечательных результатов. Научившись делать подписи фиксированными, в дальнейшем не составит труда сделать их, напрмер, всплывающими при наведении. При этом неважно, будете вы использовать элементы

и
, или привычные div-контейнеры с дополнительными элементами, для реализации подписей к картинкам.

Исходники с примерами упаковал в архив и выложил в облаке на Яндекс.Диск, откуда вы запросто сможете их скачать:

С Уважением, Андрей

Вы можете добавлять подписи к рисункам, формулам или другим объектам. Подписью называется нумерованная метка, например "Рис. 1", которую можно добавить к рисунку, таблице, формуле или другому объекту. Она состоит из настраиваемого текста ("Рисунок", "Таблица", "Формула" и т. д.), за которым следует число или буква (обычно "1, 2, 3..." или "а, б, в...") и необязательное описание.

1. Выбранный или введенный текст.

2. Число, вставляемое Word.

Если позже вы добавите, удалите или переместите подпись, номера всех подписей можно легко обновить одновременно.

Можно также использовать подписи для создания таблицы элементов с подписями, например перечня рисунков или формул.

Выберите нужное действие

Щелкните интересующий вас раздел.

Добавление подписей

Совет: Если вы хотите перемещать рисунок с подписью как один объект или применять к ним обтекание текстом, следуйте инструкциям в разделе "Добавление подписи в перемещаемый объект" ниже.

Примечание: Word вставляет порядковый номер подписи в виде поля. Если подпись выгладит как "Рисунок {SEQ Table \* ARABIC}", Word отображает код поля, а не значения полей. Чтобы просмотреть подпись, нажмите клавиши ALT+F9.

Добавление подписи в перемещаемый объект

Если вы хотите, чтобы текст обтекал объект и подпись или чтобы объект перемещался вместе с подписью, необходимо сгруппировать объект и подпись.

Теперь текст должен обтекать рисунок с подписью, и они должны перемещаться вместе.

Примечание: После перемещения рисунка обновите номера подписей (см. ниже), чтобы нумерация была правильной.

Обновление номеров подписей

При вставке новой подписи Word автоматически обновляет номера подписей. Однако при удалении или перемещении подписи необходимо вручную обновить их.

    Щелкните в любом месте документа и нажмите клавиши CTRL+A, чтобы выделить весь документ.

    Щелкните правой кнопкой мыши, а затем в контекстном меню выберите команду Обновить поле . Все подписи в документе должны быть обновлены.

Совет: Вы также можете обновить подписи, выделив весь документ и нажав клавишу F9.

Форматирование подписей

После добавления хотя бы одной подписи в документ в библиотеке стилей появится новый стиль "Название". Чтобы изменить форматирование подписей во всем документе, просто щелкните этот стиль в коллекции правой кнопкой мыши и выберите команду Изменить . Вы можете задать размер, цвет, начертание шрифта и другие параметры подписей.


Дополнительные сведения об изменении стилей в Word см. в статье

Без подписей могут быть лишь иллюстрации в изданиях художественной литературы, если сюжет иллюстрации ясен без подписи; в изданиях, где каждую иллюстрацию размещают так, чтобы она следовала непосредственно за поясняющим ее текстом; в изданиях, где иллюстрации вынесены на фронтиспис или на шмуцтитул.

Подавляющее число иллюстраций нуждается в подрисуночной подписи. Они нужны для того чтобы можно было связать их с текстом, делать на них ссылки в тексте, изучать и рассматривать иллюстрации отдельно от текста.

Подпись к иллюстрациям может состоять из следующих элементов:

Условного обозначения иллюстрации (рис.);

Номера иллюстрации (рис. 2);

Определения темы иллюстрации (собственно подписи);

Экспликации - пояснения деталей (частей) иллюстрации;

Текстов типа примечаний (сведений о месте хранения оригинала иллюстрации, дате создания ее художником и т.д.).

Набор элементов подписи зависит от вида иллюстрации и вида издания. Обязательными являются в основном три первых элемента.

Не допускается полное дублирование подписи под иллюстрацией в тексте. Чтобы этого избежать, рекомендуется использовать скрытую ссылку или следующие обороты:… как видно из рис…; как показано на рис…

В современных изданиях иллюстрации и подписи к ним не всегда, к сожалению, соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Покажем это на примере иллюстрирования учебного издания: Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия / НПО «Медицинская энциклопедия». М.: Медицина, 1995. Издание предназначено для учащихся медицинских училищ. Как известно, иллюстрации являются одним из важнейших элементов методического построения учебника. Они находятся в тесном взаимодействии с другими структурными компонентами издания и в комплексе с ними решают его основные научно-педагогические задачи. Поэтому любые недоработки редактора существенно снижают качество учебника. Приведем примеры подрисуночных подписей.

Текст, относящийся к этой иллюстрации, следующий:

Для электростимуляции используют малые (3-5 см 2) или большие (50-300 см 2) пластинчатые электроды, а также электроды с кнопочным прерывателем (для электродиагностики).

Из текста следует, что для электростимуляции используются обе разновидности электродов - пластинчатые, а также электроды с кнопочным прерывателем. Из последующего текста и подписи к иллюстрации выясняется, что вторая разновидность при-меняется все-таки для электродиагностики (следует отметить, что электростимуляция и электродиагностика - разные процедуры). Данное предложение нуждается в исправлении. Например:

Для электростимуляции используют малые… или большие… пластинчатые электроды, а для электродиагностики - электроды с кнопочным прерывателем.

Рассмотрим еще две иллюстрации, объект изображения на которых один - аппарат УВЧ-66. На одном рисунке (рис. 29) показан общий вид аппарата, на другом (рис. 30) - панель управления аппаратом; детали обозначены строчными буквами русского алфавита.

Возможны два варианта исправления.

1. Две иллюстрации можно объединить в одну, пометив части иллюстрации буквами а и б, а детали - цифрами. Подпись к иллюстрации будет выглядеть так:

2. Изображение панели управления аппарата можно вообще не помещать в издании, так как она четко представлена на иллюстрации, показывающей общий вид аппарата. Необходимые детали следует обозначить цифрами и расшифровать их в экспликации. Из основной подписи можно убрать определение вида иллюстрации:

Иллюстрация должна соответствовать сопровождающему ее тексту. Рассмотрим это на следующем примере.

При проведении общего обтирания обнаженного больного, стоящего на деревянной решетке, быстро обертывают только что отжатой влажной простыней температурой 20-28°С. Исходное положение больного - стоя, с поднятыми руками. Медицинская сестра накладывает первый виток простыни под мышками больного, затем предлагает ему опустить руки и накладывает второй виток, закрывая оба плеча. Простыня должна плотно прилегать к телу. Затем быстро и энергично растирают руками через влажную простыню тело больного в течение 1-2 мин. После этого влажную простыню заменяют сухой, быстро осушают и энергично растирают через нее тело больного.

На рисунке изображено следующее: больной стоит в тазу, а не на деревянной решетке, к тому же показана только одна стадия процесса обтирания, что в подписи не отражено. Эту иллюстрацию вообще не следовало бы помещать в издании, она не расширяет информацию, которую читатель получит из текста.

Приведем примеры из «Домашней медицинской энциклопедии», выпущенной также издательством «Медицина» в 1993 г. Здесь, на наш взгляд, неудачно построены подписи к некоторым иллюстрациям, представляющим собой рентгенограммы, томограммы и т.д. Например:

Буквенные обозначения частей иллюстрации расшифровываются дважды - собственно в подписи и в экспликации. Редактору стоило бы перенести расшифровку всех обозначений в экспликацию. Вариант исправления может быть таким.

На всех приведенных иллюстрациях отсутствуют какие бы то ни было обозначения (буквенные или цифровые). Целесообразно, на наш взгляд, объединить пять иллюстраций в одну, состоящую из пяти частей; части обозначить строчными буквами русского алфавита (а-д). Предлагаемый вариант подписи.

Внешние проявления скарлатины: а - характерное расположение сыпи на лице…; б - малиновый язык…; в-мелкоточечная сыпь…; г и д - «сгущение» скарлатинозной сыпи в подмышечной впадине (г) и области локтевого сгиба (д).

В некоторых случаях нет четкой связи иллюстраций с текстом. Иллюстрация к статье «Грудной ребенок» состоит из четырех частей, обозначенных буквами (а-г); в подпись эти буквы не вынесены:

Конечно, следовало бы при редактировании это исправить. Кроме того, ссылка на иллюстрацию в тексте дублирует подпись:

К 6-8 мес. начинают прорезываться зубы, причем сначала появляются нижние центральные резцы, затем верхние - вначале центральные, затем боковые, к концу года - и нижние боковые резцы.

Связь иллюстрации с текстом предполагает не только ссылку на нее (рис. 1), но и анализ представленных данных, выводы на их основании. Однако иногда этот анализ выражается в повторе в тексте данных, которые есть на иллюстрации. В таких случаях выход только один: снять или иллюстрацию, или комментирующий текст. Приведем два примера из журнала «Военно-экономический вестник» (2002. №12) (примеры 15, 16).

За 9 месяцев 2002 г. (рис. 1) на объектах МОРФ зарегистрирован 21 пожар (в 2001 г. - 56) с общим материальным ущербом 130,3 млн руб. (2001 г. - 11,2 млрд руб.). В этом году погибло 7 человек (2001 г. - 5).

Количество пожаров и материальный ущерб от них на объектах Вооруженных сил Российской Федерации

Как видим, сопровождающий иллюстрацию текст повторяет цифры с рисунка. Кроме того, автор вместо 0,13 млрд руб. (см. рис. 1) в тексте дает 130,3 млн руб. Сравнивать цифры лучше, когда они выражены в пределах одного класса. Это должен был заметить и исправить редактор.

Наибольшее количество пожаров за 9 месяцев 2002 г. произошло по следующим причинам (рис. 2):

Неосторожное обращение с огнем - 62% (2001 г. - 30%);

Поджоги - 18% (2001 г. - 30%);

Нарушение правил устройства и эксплуатации электроустановок - 10% (2001 г. - 30%);

Прочие причины, в том числе природные явления (разряды молнии) - 10% (2001 г. - 10%).

Причины возникновения пожаров на объектах Вооруженных сил Российской Федерации

Автору надо было не повторять в тексте цифры, которые есть в иллюстрации, а сделать какой-то вывод, например о том, как удалось уменьшить число пожаров, почему их число по причине неосторожного обращения с огнем намного возросло и чем это можно объяснить. Тогда информативность рисунка значительно увеличилась бы.

Итак, замысел иллюстрирования книги возникает у автора в процессе работы над рукописью. Именно в это время он решает, в каких случаях и с какой целью будет использовать иллюстрации. Иногда он составляет план иллюстрирования издания. С планом иллюстрирования знакомятся в издательстве, и уже на этой стадии редактор высказывает свои суждения, относящиеся к отбору иллюстраций в целом, их содержанию и путям подготовки материала. При работе над иллюстрациями редактор оценивает точность передачи содержания сюжета. Для того чтобы отредактировать технический рисунок, редактор выявляет и подчеркивает то, что особенно важно для данного произведения (издания). Для этого он используют кадрировку, которая позволяет выделить малозаметную деталь на общем изображении, утолщение линий, штриховку.

Мы выяснили, что без подписей могут быть лишь иллюстрации в изданиях художественной литературы, если сюжет иллюстрации ясен без подписи; в изданиях, где каждую иллюстрацию размещают так, чтобы она следовала непосредственно за поясняющим ее текстом; в изданиях, где иллюстрации вынесены на фронтиспис или на шмуцтитул.

Еще мы заметили, что большее число иллюстраций нуждается в подрисуночной подписи. Они нужны для того чтобы можно было связать их с текстом, делать на них ссылки в тексте, изучать и рассматривать иллюстрации отдельно от текста.

6.5. Подписи под иллюстрациями. Связь иллюстраций с текстом

Без подписей могут быть лишь иллюстрации в изданиях худо–жественной литературы, если сюжет иллюстрации ясен без под–писи; в изданиях, где каждую иллюстрацию размещают так, чтобы она следовала непосредственно за поясняющим ее текстом; в из–даниях, где иллюстрации вынесены на фронтиспис или на шмуц–титул.

Подавляющее число иллюстраций нуждается в подрисуночной подписи. Они нужны для того чтобы можно было связать их с тек–стом, делать на них ссылки в тексте, изучать и рассматривать иллюстрации отдельно от текста.

Подпись к иллюстрациям может состоять из следующих эле–ментов:

– условного обозначения иллюстрации (рис.);

– номера иллюстрации (рис. 2);

– определения темы иллюстрации (собственно подписи);

– экспликации – пояснения деталей (частей) иллюстрации;

– текстов типа примечаний (сведений о месте хранения ориги–нала иллюстрации, дате создания ее художником и т.д.).

Набор элементов подписи зависит от вида иллюстрации и вида издания. Обязательными являются в основном три первых эле–мента.

Рассмотрим сеть, имеющую цикл (рис. 19)…

Для конфигурации сети, представленной на рис. 38, матрица ко–эффициентов (рис. 39) принимает вид…

Не допускается полное дублирование подписи под иллюстраци–ей в тексте. Чтобы этого избежать, рекомендуется использовать скрытую ссылку или следующие обороты:… как видно из рис…; как показано на рис…

Например:

Подрисуночная подпись

Рис. 1. Схема простейшей электрической цепи

Текст до исправления:

На рис. 1 показана схема простейшей электрической цепи, которая состоит…

Текст после исправления:

Как показано на рис. 1, простейшая цепь состоит из… или

Простейшая цепь (рис. 1) состоит из…

Не допускается подрисуночная подпись без собственно подписи (темы изображения). Например:

Рис. 34. а – гусеничный движитель; б – колесный движитель; в – скользящий механизм

Следует писать

Рис. 34. Схемы для расчета суммарного сопротивления движению: а – гусеничный движитель; б – колесный движитель; в – скользящий механизм

Подпись к иллюстрации с несколькими изображениями, по–мещенными под один номер и имеющими буквенные обозначе–ния (литеры), может быть составлена так, что в экспликации по–сле соответствующей буквы указывают тему изображения:

Схемы работы бесклинового скользящего отклонителя типа ТЗ: а – ориентирование; б – раскрепление; в – отклонение

В собственно подписи после словесного определения темы изображения в круглых скобках ставят буквенное обозначение:

Рис. 63. Двухконусная (а) и деревянная (б) пробки

В современных изданиях иллюстрации и подписи к ним не всегда, к сожалению, соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Покажем это на примере иллюстрирования учебного издания: Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия / НПО «Медицин–ская энциклопедия». М.: Медицина, 1995. Издание предназначено для учащихся медицинских училищ. Как известно, иллюстрации являются одним из важнейших элементов методического построе–ния учебника. Они находятся в тесном взаимодействии с другими структурными компонентами издания и в комплексе с ними решают его основные научно-педагогические задачи. Поэтому любые не–доработки редактора существенно снижают качество учебника. Приведем примеры подрисуночных подписей.

Рис. 19. Разновидности электродов:

а – для электродиагностики; б – для электростимуляции

Текст, относящийся к этой иллюстрации, следующий:

Для электростимуляции используют малые (3-5 см2 ) или большие (50-300 см2 ) пластинчатые электроды, а также электроды с кнопоч–ным прерывателем (для электродиагностики).

Из текста следует, что для электростимуляции используются обе разновидности электродов – пластинчатые, а также электро–ды с кнопочным прерывателем. Из последующего текста и под–писи к иллюстрации выясняется, что вторая разновидность при–меняется все-таки для электродиагностики (следует отметить, что электростимуляция и электродиагностика -разные процедуры). Данное предложение нуждается в исправлении. Например:

Для электростимуляции используют малые… или большие… плас–тинчатые электроды, а для электродиагностики – электроды с кно–почным прерывателем.

Рассмотрим еще две иллюстрации, объект изображения на кото–рых один – аппарат УВЧ-66. На одном рисунке (рис. 29) показан общий вид аппарата, на другом (рис. 30) – панель управления аппа–ратом; детали обозначены строчными буквами русского алфавита.

Возможны два варианта исправления.

1. Две иллюстрации можно объединить в одну, пометив части иллюстрации буквами а и б, а детали – цифрами. Подпись к ил–люстрации будет выглядеть так:

Рис. 29. Общий вид (а) и панель (б) аппарата УВЧ-66: 1 – контрольная клавиша; 2 – индикатор и т.д.

2. Изображение панели управления аппарата можно вообще не помещать в издании, так как она четко представлена на иллюстра–ции, показывающей общий вид аппарата. Необходимые детали следует обозначить цифрами и расшифровать их в экспликации. Из основной подписи можно убрать определение вида иллюст–рации:

Рис. 29. Аппарат УВЧ-66:

1 – контрольная клавиша; 2 – индикатор и т.д.

Иллюстрация должна соответствовать сопровождающему ее тексту. Рассмотрим это на следующем примере.

При проведении общего обтирания (рис. 69) обнаженного боль–ного, стоящего на деревянной решетке, быстро обертывают только что отжатой влажной простыней температурой 20-28°С. Исходное положение больного – стоя, с поднятыми руками. Медицинская сестра накладывает первый виток простыни под мышками больного, затем предлагает ему опустить руки и накладывает второй виток, за–крывая оба плеча. Простыня должна плотно прилегать к телу. Затем быстро и энергично растирают руками через влажную простыню тело больного в течение 1-2 мин. После этого влажную простыню заменя–ют сухой, быстро осушают и энергично растирают через нее тело больного.

На рисунке изображено следующее: больной стоит в тазу, а не на деревянной решетке, к тому же показана только одна стадия про–цесса обтирания, что в подписи не отражено. Эту иллюстрацию вообще не следовало бы помещать в издании, она не расширяет информацию, которую читатель получит из текста.

Приведем примеры из «Домашней медицинской энциклопе–дии», выпущенной также издательством «Медицина» в 1993 г. Здесь, на наш взгляд, неудачно построены подписи к некоторым иллю–страциям, представляющим собой рентгенограммы, томограммы и т.д. Например:

Рис. 2. Рентгенограммы грудной клетки и органов грудной полости в норме (а) и при абсцедирующей пневмонии (б):

а – четко вырисовываются ключицы и ребра, тень сердца, очерта–ния диафрагмы, светлые «легочные поля»; б – справа видна тень вос–палительного инфильтрата, в котором имеется полость, содержащая газ и жидкость (полость указана стрелкой).

Буквенные обозначения частей иллюстрации расшифровыва–ются дважды -собственно в подписи и в экспликации. Редактору стоило бы перенести расшифровку всех обозначений в эксплика–цию. Вариант исправления может быть таким.

Рис. 2. Рентгенограммы грудной клетки и органов грудной полости: а – в норме: четко вырисовываются ключицы и ребра, тень сердца, очертания диафрагмы, светлые «легочные поля»; б – при абсцеди-рующей пневмонии: справа видна тень воспалительного инфильтра–та, в котором имеется полость (указана стрелкой), содержащая газ и жидкость.

Статью «Скарлатина» сопровождают 5 иллюстраций. Подписи под ними объединены и выглядят так:

Рис. 1-5. Внешние проявления скарлатины. Рис. 1. Характерное расположение сыпи на лице: на фоне выраженной гиперемии щек рез–ко выделяется бледность кожи носа, околоносовой области, вокруг губ и подбородка. Рис. 2. Ярко-красный язык с выступающими сосочка–ми («малиновый язык»). Рис. 3. Мелкоточечная сыпь на коже тулови–ща, белый дермографизм. Рис. 4-5. «Сгущение» скарлатинозной сыпи в подмышечной впадине (рис. 4) и области локтевого сгиба (рис. 5).

На всех приведенных иллюстрациях отсутствуют какие бы то ни было обозначения (буквенные или цифровые). Целесообразно, на наш взгляд, объединить пять иллюстраций в одну, состоящую из пяти частей; части обозначить строчными буквами русского алфа–вита (а-д). Предлагаемый вариант подписи.

Внешние проявления скарлатины: а – характерное расположение сыпи на лице…; б – малиновый язык…; в – мелкоточечная сыпь…; г и д – «сгущение» скарлатинозной сыпи в подмышечной впадине (г) и области локтевого сгиба (д).

В некоторых случаях нет четкой связи иллюстраций с текстом. Иллюстрация к статье «Грудной ребенок» состоит из четырех частей, обозначенных буквами (а-г); в подпись эти буквы не вынесены:

Рис. 1. Схема прорезывания молочных зубов у грудного ребенка: вначале появляются нижние центральные резцы, затем верхние цент–ральные и верхние боковые резцы; к концу года – нижние боковые резцы.

Конечно, следовало бы при редактировании это исправить. Кроме того, ссылка на иллюстрацию в тексте дублирует подпись:

К 6-8 мес. начинают прорезываться зубы, причем сначала появ–ляются нижние центральные резцы, затем верхние – вначале цент–ральные, затем боковые, к концу года – и нижние боковые резцы (рис. 1).

Связь иллюстрации с текстом предполагает не только ссылку на нее (рис. 1), но и анализ представленных данных, выводы на их основании. Однако иногда этот анализ выражается в повторе в тексте данных, которые есть на иллюстрации. В таких случаях вы–ход только один: снять или иллюстрацию, или комментирующий текст. Приведем два примера из журнала «Военно-экономический вестник» (2002. № 12) (примеры 15, 16).

За 9 месяцев 2002 г. (рис. 1) на объектах МОРФ зарегистрирован 21 пожар (в 2001 г. – 56) с общим материальным ущербом 130,3 млн руб. (2001 г. – 11,2 млрд руб.). В этом году погибло 7 человек (2001 г. – 5).

Рис. 1. Количество пожаров и материальный ущерб от них на объектах Вооруженных сил Российской Федерации

Как видим, сопровождающий иллюстрацию текст повторяет циф–ры с рисунка. Кроме того, автор вместо 0,13 млрд руб. (см. рис. 1) в тексте дает 130,3 млн руб. Сравнивать цифры лучше, когда они выражены в пределах одного класса. Это должен был заметить и исправить редактор.

Наибольшее количество пожаров за 9 месяцев 2002 г. произошло по следующим причинам (рис. 2):

– неосторожное обращение с огнем – 62% (2001 г. – 30%);

– поджоги – 18% (2001 г. – 30%);

– нарушение правил устройства и эксплуатации электроустано–вок – 10% (2001 г. – 30%);

– прочие причины, в том числе природные явления (разряды мол–нии) – 10% (2001 г. – 10%).

Рис. 2. Причины возникновения пожаров на объектах Вооруженных сил Российской Федерации

Автору надо было не повторять в тексте цифры, которые есть в иллюстрации, а сделать какой-то вывод, например о том, как удалось уменьшить число пожаров, почему их число по причине неосторожного обращения с огнем намного возросло и чем это можно объяснить. Тогда информативность рисунка значительно увеличилась бы.

Из книги Система технической документации на АСУ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ автора Автор неизвестен

2.3. Правила выполнения таблиц, иллюстраций и приложений 2.3.1. Таблицы и иллюстрации, помещаемые в документах, следует оформлять в соответствии с разд. 2 ГОСТ 2.105-79. Если иллюстрация помещена на двух или более листах, то на первом листе указывают номер иллюстрации и ее

Из книги Фактор четыре. Затрат - половина, отдача - двойная автора Вайцзеккер Эрнст Ульрих фон

Подписи к цветным иллюстрациям на вкладке Илл. 1. Тропический сад на высоте 2200 метров в Скалистых горах (Rocky Mountains). На улице лежит снег. Однако внутри два десятка банановых кустов пышно разрослись без системы отопления. Дом, служащий штаб-квартирой Института Рокки Маунтин,

Из книги Рязань, Касимов автора Михайловский Евгений Васильевич

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Источники информации и иллюстраций Авторы оригинальных фотографий:Е. Д. Кочнев, А. А. Латрыгин, С. В. Андреев, Я. В. Горбунов, А. Гуляев, В. В. Дмитриев, К. Е. Дунаев, А. Дундин, А. Е. Мельников, А. Новиков, М. В. Соколов, И. Сухин (Россия), Л. Д. Гоголев, А. Кравец (Украина), Thierry Lachapelle, Alain

Из книги Технология редакционно-издательского процесса автора Рябинина Нина Захаровна

Глава 6 РЕДАКТИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 6.1. Виды иллюстраций ОСТ 29.130-97 «Издания. Термины и определения» так опре–деляет термин «иллюстрация» – изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах и других элементах материальной конструкции

Из книги Дирижабли и их военное применение автора Ионов Петр Павлович

6.1. Виды иллюстраций ОСТ 29.130-97 «Издания. Термины и определения» так опре–деляет термин «иллюстрация» – изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах и других элементах материальной конструкции издания.По методу отображения

Из книги Мир Авиации 1999 03 автора Автор неизвестен

6.2. Функции иллюстраций в изданиях Помимо своей основной функции – пояснения – изобрази–тельный материал выполняет и другие функции. Изображение может не только пояснять текст, но и дополнять и расширять его; оно активно включено в коммуникативный процесс,

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

6.3. Оценка иллюстраций редактором Редактирование иллюстрации следует начинать с принципи–альной оценки необходимости ее помещения в издании. Каждая иллюстрация должна служить убедительным подтверждением ав–торской мысли, дополнять текст, помогать читателю яснее

Из книги Радиоэлектронная война (От Цусимы до Ливана и Фолклендских островов) автора Арканжелиc Марио де

6.4. Редактирование сюжетов иллюстраций При работе над иллюстрациями важно оценить точность пере–дачи содержания сюжета (это относится прежде всего к рисункам творческого характера). Отредактировать технический рисунок – значит выявить и подчеркнуть то, что особенно

Из книги Национальная галерея в Лондоне автора Кузнецова Ирина Александровна

Список иллюстраций Рис. 1. Сферический аэростат. (стр. 7)Рис. 2. Привязной змейковый аэростат. (стр. 7)Рис. 3. Германский дирижабль Z-7, один из первых сбитый зенитной артиллерией англичан. (стр. 11)Рис. 4. Дирижабль LZ-35 - сбитый при полете на Кассель-Газебрук. (стр. 12)Рис. 5. Гибель

Из книги Искусство ручного ткачества автора

Ил-22 - «за связь без брака» Сергей ЦВЕТКОВ МоскваС древнейших времен эффективное управление войсками в бою является одним из важнейших компонентов, определяющим успех военных действий. Выход из строя командующего во многих случаях имел столь же плачевные последствия,

Из книги История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие автора Цветкова Наталья Николаевна

Связь Чтобы управлять движением и всеми боевыми средствами корабля, чтобы полно и точно использовать тысячи человек команды, линейному кораблю необходим еще и «мозг». Среди «облепивших» фок-мачту командных мостиков, постов управления и помещений, в которых

Из книги автора

Связь и РЭБ В течение всей Второй мировой войны страны-противники постоянно подавляли радиосвязь друг друга стараясь воспрепятствовать распространению их пропаганды средствами радио. Настраивая свои радиоприемники, многие люди замечали сильные помехи, а иногда

e.g.: He has…

ПЕРЕВЕДИ

1. Пациент заразился гриппом от своей дочери и страдает от тяжелого осложнения после болезни с сильными болями и острыми приступами.

2. При гриппе я страдала от острых симптомов: температуры, кашля, насморка и сильной головной и мышечных болей.

3. Если вы заболели гриппом, оставайтесь в постели и пейте больше горячего чая с медом, чтобы избежать тяжелых осложнений после гриппа.

4. Я болею простудой и не хочу заразить всю свою семью, поэтому принимаю «Колдрекс» и лежу в постели.

5. Когда Петров болел пневмонией, он страдал от приступов острого кашля и лихорадки.

6. При сильной головной или зубной боли принимайте обезболивающее средство и пейте больше жидкости.

ПРОЧИТАЙ И ПЕРЕВЕДИ

DISEASE TERM DEFINITION
Acute Disease characterized by abrupt or sudden onset, usually with severe symptoms. Acute disease, as a rule, lasts a comparatively short time-no more than a few weeks.
Chronic Disease characterized by longer duration, often months or years. It is usually associated with symptoms of less severe intensity.
Communicable Disease that is transmissible by direct or indirect contact with infection.
Complicating Disease that occurs during or after an illness and has the same cause as the original disease or results from changes produced by the original disease.
Congenital Disease present in an infant at birth; it may be caused by hereditary factors or result from a prenatal condition or disease.
Contagious Highly transmissible disease.
Deficiency Disease resulting from a lack of vitamins or minerals in the diet or a failure to absorb vitamins or minerals from food.
Endemic Disease that occurs continuously or recurrently in a particular geographic region.
Epidemic Disease that attacks simultaneously a large number of persons living in a particular geographic region.
Functional Disease in which there is no significant anatomical change in the tissues or organs to account for the change in function or the performance of the body.
Hereditary Disease transmitted from parent to offspring genetically.
Idiopathic Disease in which the cause is unknown.
Occupational Disease that results directly or indirectly from the patient"s job.
Organic Disease in which there are significant anatomical changes in the tissues or organs.
Pandemic Disease that occurs more or less over the entire world at the same time.
Primary Term used in several ways to characterize disease. When an individual has several diseases, the term primary may refer to the initial disease or to the most important disease. Sometimes it is used to denote a disease or group of diseases for which there is no specific cause. At times it is used to indicate the site in which a pathological process begins.
Prognosis Medical assessment of the probable outcome or the prospect for recovery of the disease.
Psychosomatic Disease that seems to be caused or worsened by psychological factors. It may or may not produce anatomical changes.
Secondary Disease that results from a definite contributing factor. For instance, secondary anemia may result from blood loss or blood destruction.
Sporadic Disease that occurs in isolated cases in a locality where it is neither endemic nor epidemic.
Subacute Disease characterized by an onset that is not as abrupt as in the acute form and with symptoms less severe and of shorter duration than chronic.

ПРОЧИТАЙ И ПЕРЕВЕДИ

It is very helpful to evaluate symptoms and signs in diagnosing the causes of health problems and in monitoring the status of diagnosed diseases. Moreover, assessment of symptoms and signs is important during treatment with medications in order to determine the effectiveness of treatment and the development of side effects. What is a Symptom? Symptom: Any subjective evidence of disease. A symptom is a phenomenon that is experienced by an individual. Anxiety, lower back pain, and fatigue are all symptoms. They are sensations only the patient can perceive. In contrast, a sign is objective evidence of disease. A bloody nose is a sign. It is evident to the patient, doctor, nurse, and other observers. What is a Sign? Sign: Any objective evidence of disease. A sign can be detected by a person other than the affected individual. Gross blood in the stool is a sign of disease. It can be recognized by the patient, doctor, nurse, or others. In contrast, a symptom is, by its nature, subjective. Abdominal pain is a symptom. It is something only the patient can know.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. ЗАУЧИ НАИЗУСТЬ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ «DISEASE. SYMPTOMES. ACHE»

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ

1. What is the difference between “infect with…” and “was infected with… by…”?

2. What is the difference between “affect “and “was affected by…”?

3. What is the difference between “be ill with” and “fall ill with …”?

4. What is the difference between “signs of …” and “symptoms of …”?