Повторение пунктуации в простом предложении

1. Это кажется единственное место, куда пятигорцы пускают туристов без денег.

2. Поп залопотал что-то непонятное, но видимо умилительное.

3.Что ж, по-вашему, я у вас их украл?

4.Во-первых, отойдите от пальмы не менее, чем на три шага, во-вторых, немедленно встаньте, в-третьих, мебель я продам за двести пятьдесят рублей.

5.Конечно, если бы выиграли сто тысяч, то, вероятно, за­няли бы мне целую пятерку.

6.За нами следят уже два месяца и, вероятно завтра, на конспиративной квартире нас будет ждать засада.

7.Кроме того, в углу обязательно находился комок гряз­ного белья, завернутый в газету «Экономическая жизнь».

8. Может быть, смешили их новые слова или, может быть, сама мысль, что человека можно сжечь.

9. Впрочем, не надо слез, годика два вы еще протяните.

10 .Кроме того, было множество плакатов, исполненных преимущественно церковнославянским шрифтом.

11 .Не было, правда, денег.

12. Вам, конечно, небезопасно показывать свои миллионы.

(По И. Ильфу и Е. Петрову)

Ответы на практические задания

Практическая работа № 1

Упражнение № 1

1. Конечно, ты хотел показаться особенно деликатным.

2. Он, верно, говорил бы ещё долго, но тут зашумел подходящий паровоз.

3. Правда, нередко видели его и крепко задумавшимся.

4. К счастью, человеческих жертв не было.

5. Сон, вероятно, принял бы ещё более сложный характер, если бы он не проснулся.

6. Разумеется, среди толпы трудно сосредоточиться.

7. Итак, я ответил на ваш вопрос.

8. Он, видимо, мог привести ещё много аргументов.

9. Я, кажется, различаю на горизонте землю.

10. Впрочем, иногда он присутствовал там.

Упражнение № 2

1. Казалось, это её очень занимает.

2. Всё это, по-видимому, её мало касалось.

3. К сожалению, мы разминулись.

4. К счастью, до станции осталась одна верста.

5. Он подумал и, к досаде, отказался.

6. Я промолчал, а то, чего доброго, разозлится.

7. На радость, меня перестали искать.

8. Наверное, вы правы.

9. По-моему, именно в таком состоянии можно совершить невозмож­ное.

10. А, собственно, с чего вы решили вернуться?

Упражнение 3

1. Положим, он честный человек.

2. Её, действительно, нельзя не любить.

3. Я помогу вам, но, естественно, не из корысти.

4. Разумеется, я вас узнал.

5. Она, может быть, никогда об этом не узнает.

6. Она, говорят, больше не приезжает сюда.

7. Было здесь, признаюсь, скучновато.

8. Ждали мы его, помнится, к обеду.

9. Я, например, совсем не разбираюсь в животноводстве.

10. Мне, по его мнению, следовало отдохнуть.

Упражнение № 4

2. Встреча эта, как видно, никому пользы не принесла.

3. По-вашему, я должен был молчать?

4. Они не мешали мне, а, напротив, помогали.

5. В этом пруду, по слухам, водились караси.

6. Где, кстати, ты взял эту книгу?

7. Мы, однако, очень устали.

8. Здесь, как правило, хорошо отдыхается.

10. По преданию, прадед был отважным человеком.

Упражнение№ 5

1. Казалось девушке, что идёт она по сжатому полю.

2. Алексей Матвеевич Лукьянов из старожилов был самый старый и, так сказать, самый неколебимый.

3. Мрачность его, впрочем, скоро прошла.

4. Обедавшие, казалось, были очень голодны, ели жадно и торопливо.

5. Так, по крайней мере, думали все.

6. Впрочем, показывался он там только первое время.

7. Решился он, правда, не сразу.

8. По счастью, погода всё ещё стояла сухая.

9. Из потухшей печки «несло, казалось, холодом.

10. Впрочем, исключения подтверждают правило.

11. Они, должно быть, уже выехали из города.

12. Может быть, он незаметно для себя стал близоруким.

Упражнение № 6

1.Явление это, полагаю, объясняется сильным испарением воды.

2.Захотелось мне, знаете ли, подышать грибным воздухом.

3. По мнению товарищей, Ремизов остался в Кара-Бугазе на верную смерть.

4.За мостом, наверное, стоял бронепоезд противника.

5. Пароход наш, нечего греха таить, был сложения не крепкого.

6. Весною эта долина отличается, сказывают, особенной свежестью и зеленью.

7. Вероятно, рёв воды помешал им расслышать его приглашение.

8. Ног он не чувствовал и, кажется, продолжал бежать помимо своей воли.

9. Несомненно, позади что-то случилось.

10. Казалось, горы сговорились преградить дорогу пришельцу.

Упражнение № 7

1. За это время он ни разу, на своё счастье, не побывал в этих мес­тах.

2. Правда, он уже тогда понимал, что надо быть ближе к людям.

3. Завывание в печной трубе, по приметам, предвещало ветер и не­настье.

4. Добрый конь, видно, за честь себе почитал держать на спине такого наездника.

5. К нашему величайшему огорчению, нам было строго запрещено приближаться к этому пруду.

6. Она, по-видимому, уже несколько минут стояла на этом месте.

7. Поклажа, очевидно, была очень тяжёлая.

8. Он сидел с опущенной головой, видимо_ удивлённый этим выражением горячего сочувствия.

9. Говорят, всякий воспитатель стремится сделать из питомца своё подобие.

10. Действительно, его лицо стало спокойнее.

Упражнение № 8

1. Прядь бледно-жёлтых и, вероятно, очень мягких волос свесилась на его лоб.

2. Мы бежали быстро и, возможно, скоро скрылись бы, но, на нашу беду, экипажи пересекли дорогу.

3. Казалось, оба спортсмена решили в этой встрече показать всю свою силу.

4. Она зарыдала, но это было не рыдание, а, скорее, безумный крик.

5. Я понял это и, сказать правду, растерялся.

6. Человек он, видно, упорный.

7. Очень была она, на мою беду, хороша.

8. Вы, пожалуй, не поверите моим словам.

9. Радость и горе, оказывается, одинаково не дают уснуть.

10. Ясное дело, причиной неудачи они считали меня.

Упражнение№ 9

1. Может быть, она не поняла настоящего значения этих враждеб­ных взглядов, может быть, из гордости пренебрегла ими.

2. К счастью, тайна так и осталась тайной.

3. Очевидно, и у него была своя тайна.

4. Разумеется, он никому не сказал о своих опасениях.

5. Он ещё раз прицелился, но, видно, раздумал стрелять.

6. Словом, это был какой-то странный, но единодушный заговор мол­чания.

7. Разумеется, ни о каком знакомстве нечего было и думать.

8. Рядом с ним сидел офицер® должно быть_ командир батальона.(Вводное слово в начале обособленного оборота.)

9. По его словам, выйти против течения из залива почти невозможно

10. Дождей, по рассказам туркмен, в заливе не бывает.

Упражнение№ 10

1. К немалому его удивлению, они его явно искали.

2. К несчастью, он в спешке покатил в противоположную сторону.

3. Мне это, впрочем, безразлично.

4. Этот человек вышел, по-видимому, на прогулку.

5. Очевидно, она поднялась на палубу подышать свежим воздухом.

6. Возможно, это всего-навсего вспорхнула птица.

7. Они, видимо, никак не могли договориться.

8. Я вам расскажу, пожалуй, другую историю.

9. Она, разумеется, вовсе не желала ему плохого.

10. Прогулка, правда, заняла отнюдь не полчаса, а затянулась до вечера.

Упражнение № 11

1. Он стал вспоминать что-то, должно бытъ_ свою молодость. (Вводное слово в начале обособленного оборота.)

2. Такие далёкие путешествия были_ вообще_ не в обычае семьи.(«В общем», «совсем».)

3. Теперь, впрочем, он охотно принял приглашение.

4. Где-то недалеко, вероятно_ над грядами, слышалась тихая песня

5. Впрочем, теперь и он, видимо, успокаивался.

6. Его душа, несомненно, исцелилась.

7. Ветер, казалось, сходил с ума.

8. Его ухода, кстати сказать, никто не заметил.

9. Я, к сожалению, нечаянно выдал приготовленный им сюрприз.

10. По-видимому, она слушала меня рассеянно.

Практическая работа № 2

Упражнение № 1

1. Спящий в гробе, мирно спи; жизнью пользуйся, живущий. (Ж.)

2. Степанушка, родной, не выдай, ми­лый! (Ер.)

3. Звезда печальная, вечерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и чёр­ных скал вершины. (П.)

4. Как хорошо ты, о море ноч­ное! (Тютч.)

5. Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (К.)

6. Отец, отец, оставь угрозы, свою Тамару не брани. (Л.)

7. Ну, полноте, пол­ноте, балагур, шутник вы этакий. (Т.)

8. Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг! (Багр.)

9. Ну ты, шевелись, а то прикладом огрею! (Н. О.)

10. Смерть, а смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? (Тв.)

Упражнение № 2

I. Прощай, свидетель нашей славы, Петровский замок.

2. Бла­гослови мой долгий труд, о ты эпическая муза, и, верный посох мне вру­чив, не дай блуждать мне вкось и вкрив.

3. Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ.

4. Ах братцы! Как я был доволен.

5. Россия, бранная царица, воспомни древние права! Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва! Настали времена другие: исчезни, краткий наш позор!

6.О вы, почтенные супруги, Вам предложу свои услу­ги <...> Вы также, маменьки, построже за дочками смотрите вслед.

7. Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?

8. «Ты бы брюки надел, сукин сын», - сказала, смягчась, Марга­рита.

9. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан.

10. Но не хочу, о други умирать; я жить хочу, чтоб мыслить и стра­дать.

11. Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный.

12. И с той поры в морях твоя дорога, о волн и бурь любимое дитя.

Практическая работа № 3

Упражнение № 1

1. Да ты, Косой, пожаловал отколе? (Кр.) 2. Эй, завяжи на память узелок! (Тр.) 3. Ну что ж, Онегин? Ты зева­ешь? (П.) 4. Жизнь, увы, не вечный дар. (П.) 5. О я шу­тить не люблю. (Г.) 6. Ох ты гой еси, царь Иван Василье­вич. (Л.) 7. Чу, стучит проезжающий воз. (Н.) 8. На-ка, друг, я тебе гостинцу принёс. (М. Г.) 9. Ну чур не выда­вать. (Фад.) 10. Ух как жутко и весело было идти Гаври­ку по такому поручению! (Кат.) 11. Ах ты моя рыбка ненаглядная! (Кат.) 12. Эх да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Ш.) 13. Да домишко очень недурён! (Г.) 14. Да в нашей реке и рыбы-то нету. (Т.) 15. В лице Анатолия было выражение душевной силы да именно силы. (Фад.) 16. Да будет сталь крепка! (Исак.) 17. Я с этим согласен да да! (Н. О.) 18. Нет я не больна Афана­сий Иванович. (Г.) 19. Нет сегодня настоящей болью сердце холодей. (М.) 20. Нет страшней того, как гибнут дети. (Щип.) 21. Что если я кликну клич? (Т.) 22. Что ж я готов. 23. А что разве это не так? 24. Как же жди от него ещё раз помощи!

Упражнение № 2 .

1. Да знаешь ли ты эту, свет, работу? (Кр.) 2. Нет братьев у меня. (Кр.) 3. Приляг-ка, брат, и отдохни. (Кр.) 4. Да! счастье у кого есть этакий сынок! (Гр.) 5. Но не хо­чу, о други, умирать! (П.) 6. Нет, никогда я зависти не знал. (П.) 7. Ох пошлите за доктором! (Т.) 8. Знакомец милый и старинный, о сон хранитель добрый мой, где ты? (П.) 9. Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса! (П.) 10. Благослови мой долгий труд, о ты эпическая муза. (П.) 11. Чу! за тучей прогремело. (Тютч.) 12. Забушуй же, непогодушка, раз­гуляйся, Волга-матушка! (К.) 13. Ах боже мой, Павел Иванович! (Г.) 14. Тьфу, даже тошнит, так есть хочет­ся. (Г.) 15. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный. (Л.) 16. Да, были люди в наше время (Л.) 17. Нет у вас родины, нет вам изгнания. (Л.) 18. О зачем я не ворон степной! (Л.) 19. Дробись, дробись, волна ночная, и пеной орошай брега в туманной мгле! (Л.) 20. О! если б голос мой умел сердца тревожить! (Л.)

Итоговая работа

Море

Вы, вероятно, видели, друзья мои, море и, ко­нечно же, любовались им в различное время дня и ночи. Море - капризное дитя природы, и оно, несомненно, отвечает на все причуды погоды.

Контрольно- измерительные материалы

по русскому языку 8 класс ФГОС (учебник Л. Львовой)

Входная диагностическая работа

Я больше люблю ходить в лес в тихие, пасмурные дни, даже если временами начинает сеять мелкий нешумный дождь.

Ещё приятнее уйти в лес осенним днём с пронзительным холодным ветром.

Ни на реке, ни в поле в это время нечего делать… В такой день в лес входишь как с улицы в теплый уютный дом… Но вообще-то были бы грибы…

Радостно и в дождь, и в холодный резкий ветер, и в грозу возвращаться домой с полной корзиной.

Но как неловко идти через всё село, неся пустой кузовок!

Всегда, когда охотник, рыбак или грибник возвращается пустой, ему досадно встречаться с людьми, которые будут заглядывать в ведро, сумку, корзину.

В середине осени, в конце сентября, в октябре устанавливается иногда удивительная ясная погода. Безветренно. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса… (151 сл.)

Грамматическое задание.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения

Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса…

2.Произвести морфемный разбор слов:

Выпадает, холодная, входишь

3.Выписать из последнего предложения словосочетания:

Глагол+сущ

Диктант № 1 по теме «Повторение пройденного в 5 – 7 классах»

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая подняться на вершину горы. Она невысокая, с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зелёным лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе. (147 слов.)

Грамматическое задание.

1.Синтаксический разбор предложения Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.

2.Выписать по одному глаголу с орфограммой в корне: а)безударной гласной, проверяемой ударением; б)чередующейся гласной. Орфограммы обозначить.

3. Разобрать по составу: наслаждались, расстилались.

Проверочная работа по теме: «Словосочетание»

1. Укажите предложение, в котором выделенные слова не являются словосочетанием?

А) После затяжных дождей небо начало проясняться.

Б) У дороги из стороны в сторону метался на ветру колокольчик.

В) Я надвинул кепку, а руки засунул в карманы.

Г) И тут мы увидели высоко в небе журавлей. (По А. Зимину)

2. Замените словосочетание воздух гор , построенное по типу управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

3. Из приведённого ниже предложения выпишите все словосочетания со связью согласование.

Чехов добивался такой краткости и выразительности, чтобы иная фраза могла заменить целую страницу. (А. Роскин)

4. Из приведённого ниже предложения выпишите все словосочетания со связью управление.

На узеньком острове гоготали присевшие на ночлег дикие гуси.

(В. Песков)

5. Из приведённого ниже предложения выпишите все словосочетания со связью примыкание.

Я быстро опустился вниз, подошёл к утке, наклонился, чтоб взять её, но она выпорхнула из-под рук и легко полетела вдоль просеки. (А. Зимин)

6. В каком из приведённых ниже предложений подлежащее выражено цельным словосочетанием?

А) Точно по невидимой спиральной лестнице, птицы поднимались всё выше и выше.

Б) Шёл настоящий воздушный бой, в котором журавль отстаивал свою жизнь.

В) В чистом небе кружились две птицы: степной орёл и журавль.

Г) Отдохнув, он не спеша стал подниматься в воздух. (О. Чистяковский)

7. Распределите предложенные ниже словосочетания на группы.

Какой признак вы положили в основу разделения? Графически объяснить.

Выполнить долг, прыгать с трамплина, чистое небо, кабинет директора, белый от снега, пятый справа, совершенно секретно, вдали от дороги, синий карандаш.

8. Выполните синтаксический разбор предложения.

На конюшне, сарае и кухне были употреблены полновесные и толстые брёвна, определённые на вековое стояние. (Н. В. Гоголь)

Диктант № 2 по теме «Главные члены предложения»

Конец сентября. С этой поры сады тускнеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен. Солнечный свет ослепительно сверкаетмежду листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. Ветер не унимается. Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск. Снова сеется дождь.

Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске

Грамматические задания

1. Подчеркнуть сказуемые в последнем абзаце, указать, чем они выражены.

2. Выписать простое предложение, осложнённое причастным оборотом, графически объяснить расстановку знаков препинания.

3. Вычертить схемы к предложениям.

Ветер треплет деревья, и дожди поливают их с утра до ночи. - 1-й вариант

Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске . - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор простого предложения:

Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. - 1-й вариант

Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо.

2-й вариант


1 вариант
1. Замените согласованные определения несогласованными.
Птичьи крики, светловолосая девушка, лондонские улицы,
керамическая посуда.


1.Местность эта ещё не обследована учеными.
2.Я помню осенние ночи, березовый шорох теней.
3.Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.


Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка и быстро потухал.


1.Через минуту Марья Петровна вышла ко мне в сени. 2.В нашу гавань заходили корабли. 3.Ласковое слово словно солнышко в ненастье.

5. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются
1) приложениями. 2) определениями. 3) обстоятельствами.
4) косвенными дополнениями.
2)
6. Журнал «Простор» – один из лучших литературно-художественных журналов Казахстана. «Простор» в этом предложении – это
1) дополнение. 2) приложение. 3) определение. 4) часть подлежащего.


1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.


1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом. 2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров. 3 . В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке
4. Художника Петрова призвали в армию на второй год войны. 5. И эти обыкновенные глазки бусинки вспыхнули красным огнём.

9.Перепишите, выполните синтаксический разбор предложения. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался

10. В каком предложении определение выражено числительным?
2) Восьмая телега въехала на подворье ранним утром.
4) Высушенное бельё стопкой лежало на стуле.

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» 8 класс
2 вариант
1.Замените согласованные определения несогласованными.
Волчья нора, громкоголосый оратор, парижские музеи,
родниковая вода

2. Отметьте предложение, в котором есть прямое дополнение.
1.Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой травой.
2.Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие края
3.В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца.

3. Перепишите. Подчеркните обстоятельства и укажите их значение.
Громадные тучи широко нависали над морем и медленно уходили за горизонт.

4. Спишите предложения, выделите грамматическую основу и подчеркните все второстепенные члены предложения. (Знаки препинания не расставлены)
1.От усталости он еле держался на ногах.2. Осенние листья летели и кружились в воздухе от ветра.3.Все окружающие молчали задумчиво опустив головы.

5. На вопросы где? куда? откуда? отвечают обстоятельства 1) места. 2) условия. 3) причины. 4) образа действия.
6. Врач Иванова выступила с докладом о лечении гриппа. Приложением в этом предложении является слово
1) врач. 2) гриппа. 3) Иванова. 4) о лечении.

7. Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.
1. Весну объявили грачи. 2. Здесь пахнет малиной, травой, цветами. 3. Я тоже не переношу зла.

8. Перепишите. Подчеркните приложения. Поставьте, где необходимо, дефис.
1. Металлическую трубу антенну монтируют сейчас на земле. 2. Порхает бабочка лимонница. 3. Композитор Эдгар Григ проводил осень в лесах около города Бергена.

9.Перепишите, выполните синтаксический разбор предложения. Лев Толстой ездил в город Орёл осматривать губернскую тюрьму, когда писал роман «Воскресение».

10. В каком предложении определение выражено причастием?
1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2) Восьмая телега въехала на подворье утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) В ущелье тесном рать побитая лежит.

Зачёт по теме «Односоставное предложение» (8 класс)

    Определить тип односоставных предложений

А) Мама, принимай гостей.

Б) На соседней улице построили высотный дом.

В) Не о любви поётся теперь перед лицом грозы.

Г) Нельзя мне жить без друга.

Д) Вопли чаек, плеск разбивающихся волн.

Е) Рисую солнечное утро.

Ж) От добра добра не ищут.

    Спишите, подчеркните сказуемые, определите их типы.

На дворе вечереет. Нет печалям и ненастьям. У въезда в усадьбу

всегда многолюдно. Около дома не будет гаражей. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Писать нужно хорошо. Бездонную бочку водой не наполнишь. Больному уже разрешили вставать. Снова с моря веет прохладой.

    Составьте схемы предложений.

    Конец мая, и в поле ещё прохладно, дует ветер, то и дело прячется в облака солнце, идут тени и свет.

    Уже светало, и небо на востоке уже теряло свою окраску.

    Поезд нёсся по насыпи сквозь облетевшие леса, и их почти не было видно.

    Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите тип односоставного предложения.

Научитесь делать ч…рную работу в науке. () В хорошую летнюю погоду ребятам (н…) сидит…ся дома. () Хотелось бы участвовать в конкурсе сочинений. () Всегда открываешь что(то) новое при встреч… с природой. () (В)нутри дома темно. ()

В лесу было торжестве(н, нн), светло и тихо. () Проб…раемся сквозь сугробы и выходим на тропу.() В полях уже потемнело. ()

    Определите тип односоставных предложений

    Вокруг клумбы посадили кусты.

    Благоухание ландыша услышишь за сто шагов.

    По одёжке встречают, по уму провожают.

    Слезами горю не поможешь.

    Отзвонили колокола в сельском храме.

Контрольный диктант № 3 по теме «Односоставные и неполные предложения»

Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления.

Если вы художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Чтобы такие встречи были приятны, дружите с лесом. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. Всё видят его зелёные глаза, до всего дотянутся цепкие зелёные руки.

Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чём говорят птицы и звери.

Охота за тайнами – радостная охота.

Грамматические задания

    найдите 2 односоставных предложения, укажите их вид (о\л, н\л, б\л, н)

    Разобрать по составу: живущих, раздвигаться, насолить.

Разберите по членам (подчёркиванием) одно- и двусоставное предложение.

Укажите какими частями речи выражены члены предложения.

Диктант № 4

по теме « Однородные члены предложения».

Николай Николаевич Дроздов – бессменный ведущий передачи «В мире животных», путешественник, издал книгу «Полёт бумеранга», в которой делится впечатлениями об одном из самых дальних и длительных своих путешествий – по Австралии.

Удивительная природа Австралии. Разнообразие ландшафтов здесь велико. Заснеженные альпийские луга, жаркие влажнотропические леса, коралловые подводные сады, выжженные солнцем каменистые пустыни, ярко – красные песчаные гряды, высокоствольные эвкалиптовые леса, засушливые акациевые редколесья, заросли древовидных папоротников – всё это можно найти в районах обширного материка.

Немало дней провёл автор среди дикой природы Австралии. Вёл наблюдения за жизнью птиц и пресмыкающихся, разыскивал на лесных полянах пасущихся кенгуру, выслеживал в кронах эвкалиптов медлительных коала или пугливых сумчатых летяг, наблюдал неуклюжую ехидну, забрасывал в тихую речушку сети «на утконоса». Везде: в городах и на маленьких фермах, на улицах и в дальней дороге – было много встреч и бесед с самыми разными людьми.

О многом: о городах и людях Австралии, её красочной и своеобразной природе, уникальных животных, населяющих материк – вы узнаете, если совершите путешествие по страницам этой книги.

Контрольный диктант № 5 по теме: «Вводные слова»

с грамматическим заданием по типу ОГЭ

МОРЕ

Вы, вероятно, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и ночи. Море - капризное дитя природы. Море поражает, во-первых, своей величавостью, во-вторых, беспредельной далью, в-третьих, меняющейся окраской и, наконец, постоянным глухим шумом прибоя волн. С криком носятся над ним белые чайки. Ни степи, ни леса, ни горы - нет, ничто не привлекает меня больше моря.

Море, разумеется, очаровывает вас. В нем тонет все: и облака, и небо, и звезды, В пене волн играют переливы синего неба, серебристый блеск месяца и золотистые отражения ярких электрических фонарей. А как красиво море ночью! Стоит темная ночь. Вот показывается из-за туч полная, румяная стыдливая луна-чародейка. Она проливает свой мягкий свет и отражает его в море красной полосой, которая кажется обагренной кровью дорогой.

Увы! Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах. (128 слов.)

    Укажите способ образования слова беспредельной

    Обведите все обращения в овал.

    Выпишите из диктанта приложение

    Назовите средство синтаксической выразительности:

играют переливы синего неба

    Из данного предложения выпишите грамматическую основу :

Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах.

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вы (1) вероятно (2) видели (3) друзья мои(4) море и любовались им в различное время дня и ночи .

    1,2,

    3,4

    1,2,3,4

    Укажите правильный ответ. В слове друзья:

    6 букв и 6 звуков

    6 букв и 5 звуков

    5 букв и 5 звуков

    Укажите способ связи слов в словосочетании электрических фонарей

    Управление

    Согласование

    Примыкание

    Из 3 абзаца выпишите предложение, в котором есть междометие

    Составьте схему предложения: В нем тонет все и облака и небо и звезды (знаки препинания не расставлены)

Диктант № 6

Диктант

Полуденное солнце стояло над головой, густо пахло смолой, и где-то высоко над неоттаявшей еще землей звенел, заливался, захлебываясь в собственной своей немудреной песенке, жаворонок.

Полный ощущения неопределенной опасности, Алексей оглядел лесосеку. Вырубка была свежая, незапущенная, хвоя на неразделанных деревьях не успела еще повять и пожелтеть… Лесорубы могут вот-вот прийти.

Треснула ветка. Он оглянулся и увидел, что несколько ветвей жили какой-то особой жизнью не в такт общему движению. И почудилось Алексею, что оттуда доносился взволнованный человеческий шепот.

«Что это? Зверь, человек?» — подумал Алексей, и ему показалось, что в кустах кто-то говорит по-русски. От этого он почувствовал сумасшедшую радость… Совершенно не задумываясь, кто там- друг или враг, Алексей издал торжествующий вопль, всем телом рванулся вперед и тут же со стоном упал как подрубленный…

(По Б. Полевому.)

134 слова

Грамматическое задание

  1. Выполните разбор слов по составу:

1 вариант — по-звериному, почудилось;

2 вариант — почувствовал, захлебываясь.

  1. Выполните морфологический разбор слов:

1 вариант — (над) не оттаявшей (землей);

2 вариант — торжествующий (вопль).

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая подняться на вершину горы. Она невысокая, с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зелёным лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе. (147 слов.)

Грамматическое задание.

1.Синтаксический разбор предложения Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.

2.Выписать по одному глаголу с орфограммой в корне: а)безударной гласной, проверяемой ударением; б)чередующейся гласной. Орфограммы обозначить.

3. Разобрать по составу: наслаждались, расстилались.

Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления.

Если вы художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Чтобы такие встречи были приятны, дружите с лесом. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. Всё видят его зелёные глаза, до всего дотянутся цепкие зелёные руки.

Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чём говорят птицы и звери.

Охота за тайнами – радостная охота.

Грамматические задания

  1. найдите 2 односоставных предложения, укажите их вид (о\л, н\л, б\л, н)
  2. Разобрать по составу: живущих, раздвигаться, насолить.

3.Разберите по членам (подчёркиванием) одно- и двусоставное предложение.

Укажите какими частями речи выражены члены предложения.

На берегу неширокой речки наш отряд расположился на привал. Сначала мы предполагали остановиться на час, но небо начало покрываться облаками, и мы решили переночевать.

Местность оказалась подходящей. Рядом была довольно ровная площадка, окружённая низкими ёлочками. Здесь было удобно установить палатки и разложить костёр. Мальчики расчищали место, ставили палатки, девочки собирали хворост для костра. Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу. Края её, освещённые каким-то чудесным светом, казались ледяными.

Небо затянулось тяжёлой пеленой, нахмурилось по-осеннему. В течение всей ночи лил дождь, сверкали молнии.

К утру ливень прекратился, небо очистилось и заголубело. Но земля кое-где хранила следы непогоды. И справа, и слева от нас бежала вода, а речка превратилась в пенящийся поток.

Грамматическое задание:

Выполнить морфемный разбор слов:

окружённая, заголубело.

Выполнить синтаксический разбор предложения:

Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу.

МОРЕ

Вы, вероятно, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и ночи. Море - капризное дитя природы. Море поражает, во-первых, своей величавостью, во-вторых, беспредельной далью, в-третьих, меняющейся окраской и, наконец, постоянным глухим шумом прибоя волн. С криком носятся над ним белые чайки. Ни степи, ни леса, ни горы - нет, ничто не привлекает меня больше моря.

Море, разумеется, очаровывает вас. В нем тонет все: и облака, и небо, и звезды, В пене волн играют переливы синего неба, серебристый блеск месяца и золотистые отражения ярких электрических фонарей. А как красиво море ночью! Стоит темная ночь. Вот показывается из-за туч полная, румяная стыдливая луна-чародейка. Она проливает свой мягкий свет и отражает его в море красной полосой, которая кажется обагренной кровью дорогой.

Увы! Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах. (128 слов.)

  1. Укажите способ образования слова беспредельной
  2. Обведите все обращения в овал.
  3. Выпишите из диктанта приложение
  4. Назовите средство синтаксической выразительности:

играют переливы синего неба

  1. Из данного предложения выпишите грамматическую основу :

Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вы (1) вероятно (2) видели (3) друзья мои(4) море и любовались им в различное время дня и ночи .

  1. 1,2,
  2. 1,2,3,4
  1. Укажите правильный ответ. В слове друзья:
  1. 6 букв и 6 звуков
  2. 6 букв и 5 звуков
  3. 5 букв и 5 звуков
  1. Укажите способ связи слов в словосочетании электрических фонарей
  1. Управление
  2. Согласование
  3. Примыкание
  1. Из 3 абзаца выпишите предложение, в котором есть междометие
  2. Составьте схему предложения: В нем тонет все и облака и небо и звезды (знаки препинания не расставлены)

Диктант

(«Обособленные члены предложения»)

Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были не напрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.

Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в темные широкие сени, пристроенные кое-как, на него тотчас же повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, с приспущенными шторами, чуть-чуть озаренную светом, не нисходящим с потолка, а восходящим к потолку из-под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он наконец очутился в свету и был чрезмерно поражен представшим беспорядком.

Казалось, как будто в доме происходило мытье полов, и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одном столе стоял даже сломанный стул и здесь же — часы с остановившимся маятником, к которому паук приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиком и превосходным китайским фарфором, приобретенным бог весть когда.

На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало превеликое множество всякой всячины: куча испещренных мелким почерком бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с ручкой в виде яичка наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмка с какой-то непривлекательной жидкостью и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек где-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение престранного интерьера по стенам было весьма тесно и бестолково навешано несколько картин.

Н.В.Гоголь

242 слова

Осень - пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

(По О. Туберовской)

Грамматические задания

  1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 — 2 на каждый вид).

2. В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант

Осень - пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

2 вариант

Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.

Диктант.

Полуденное солнце стояло над головой, густо пахло смолой, и где-то высоко над не оттаявшей ещё землёй звенел, заливался, захлёбываясь в собственной своей немудрёной песенке, жаворонок.

Полный ощущения неопределённой опасности, Алексей оглядел лесосеку. Вырубка была свежая, незапущенная, хвоя на неразделанных деревьях не успела ещё повять и пожелтеть… Лесорубы могут вот-вот прийти.

Алексей по-звериному чувствовал, что кто-то внимательно и неотрывно следит за ним.

Треснула ветка. Он оглянулся и увидел, что несколько ветвей жили какой-то особой жизнью не в такт общему движению. И почудилось Алексею, что оттуда доносился взволнованный человеческий шёпот.

«Что это? Зверь, человек?»- подумал Алексей, и ему показалось, что кто-то говорит по-русски. От этого он почувствовал сумасшедшую радость… Совершенно не задумываясь, кто там – друг или враг, Алексей издал торжествующий вопль, всем телом рванулся вперёд и тут же со стоном упал как подрубленный…

(По Б. Полевому.) (134 слова.)

(1) Люди, прислушайтесь к чудесным мелодиям матери-земли, и вы непременно их услышите. (2) Они повсюду: в лесу, среди пробудившегося цветущего поля .

(3) Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. (4) Городские люди, оглушённые шумом машин, отвыкли слушать их, к сожалению. (5) Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

(6) А как хорошо новое утро! (7) Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. (8) Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. (9) «В природе, – говорит Соколов-Микитов, нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра».

Контролируемый элемент (в диктанте)

Знаки препинания при обращении

Знаки препинания при обобщающем слове

Знаки препинания при вводном слове

Знаки препинания при обособлении причастного оборота

Знаки препинания при обособлении деепричастного оборота

Знаки препинания при однородных членах предложения

Знаки препинания при прямой речи

Правописание приложений

Задание

Правильные ответы впишите в таблицу:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

1. Определите, к какому книжному стилю относится данный текст

1) научный

2) разговорный

3) публицистический

4) официально-деловой

2. Определите основную мысль текста

1) Хорошо наступающее раннее утро.

2) Прислушивайтесь к чудесным звукам земли.

3) Человек в лесу, на реке, в поле.

4) Радостное пение птиц.

3. Укажите способ образования слова «пробудившийся» (8 предложение)

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) сложение основ

4. Укажите ошибочное утверждение

1) в предложении 8 используется олицетворение

2) в предложении 8 используются эпитеты

3) в предложении 8 используются однокоренные слова

4) в предложении 8 используется гипербола

5. Укажите словосочетание, которое является глагольным

1) прислушайтесь хорошенько

2) наступающее утро

3) журчание ручейка

4) пробудившийся лес

6. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

7. Укажите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом

8. Укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

9. Укажите, чем осложнено предложение 4

1) однородными сказуемыми

2) однородными подлежащими

3) обращением

4) вводным словом

10. Укажите предложения с обобщающим словом

Контролируемый элемент (в тесте)

Узнавание стиля речи

Определение темы текста

Способ образования слова

Нахождение изобразительно-выразительных средств, определение ошибочного утверждения

Определение вида словосочетания (по характеру главного слова)

Определение вида словосочетания (по типу связи)

Оценка за тест

0 – 1 ошибка – «5»

2 – 3 ошибки – «4»

4 – 6 ошибок – «3»

О словарях.

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка. Кроме, конечно, уже существующих общих словарей.

В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова людей разных профессий, а в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.

Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.

Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озёрце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы.

Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову.

Грамматическое задание.

  1. Сделать фонетический разбор слова: словарь.
  2. Сделать морфемный разбор слов: хрипловатая, помещать, засоряющие.
  3. Найти и отметить в тексте вводные слова.