Правила проведения психолого-педагогической экспертизы. Для средних и старших классов

Характеристика

обучающегося 2 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основной общеобразовательной школы № 7 имени генерал- лейтенанта Л. В. Козлова г. Петровска Саратовской области»

Вдовина Алексея Сергеевича.

проживающего по адресу: ул. Кузнецкая, д. 59.

Вдовин Алексей родился 22 августа 2005 года. Семья, где растет ребенок полная, есть младший брат. Обучается в данной школе второй год.

Психологические данные о ребенке:

Имеются нарушения зрительного восприятия. Скорость восприятия информации на уроке замедленна, имеются неточности. Внимание недостаточно устойчивое.

Умеет управлять своим поведением, усидчив.

Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту.

Умеет уживаться в коллективе, дружит, общается, играет вместе с одноклассниками. В классном коллективе чувствует себя комфортно. Физически он развит, но в силу слабого зрения не может заниматься равноценно с другими учащимися. Учится в данной школе на домашнем обучении. Учится Алексей 4 дня по 2 часа в день.

При письме бывает замена букв. Изложения и диктанты даются нелегко, так как плохо видит. При списывании пропускает буквы и слова. При письме под диктовку пропускает гласные буквы, путает буквы с одинаковыми элементами, не следит за почерком.

Ребёнок слабо видит текст учебника. Техника чтения составляет от 19 до 33 слов в минуту. Чтение осознанное, слоговое, при чтении искажает слова, делает замену букв и слогов, не дочитывает окончания.

Сильно напрягает зрение при работе с компьютером. Бывают головные боли, эмоциональные спады, перебои настроения.

Основная проблема ребенка заключается в том, что он плохо видит. Темп работы Алексея немного отстает от темпа работы остальных учеников, что часто приводит к психическому дискомфорту ребёнка. Поэтому обязательным условием работы с данным ребёнком является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих средств, а также организация специальных занятий, направленных на устранение пробелов в знаниях.

Учитель работает с Алексеем индивидуально, объясняет материал несколько раз, старается способствовать тому, чтобы ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных. Алексею разрешается вставать со своего места, чтобы лучше понять учителя или лучше видеть доску. Учитель всегда произносит вслух то, что пишет на доске. Особое внимание уделяется материалу для чтения. Ребенок с нарушением зрения всегда будет медленнее остальных учеников. Поэтому Алексею даётся больше времени или сокращается количество упражнений, особенно если педагог уверен, что ученик понял материал. Алексею даётся возможность заранее готовить тексты к урокам литературы. Для мальчика снижены требования к письму. Тетради пока ещё ведет небрежно.

За время учебы проявил себя как ученик средних способностей, работающий не в меру своих возможностей. Требует постоянного контроля за выполнением учебных заданий. Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

Уровень самостоятельности в учебной деятельности низкий - домашнее задание выполняет с помощью родителей. Домашние задания выполняет не полностью. Внимание рассеянное, неустойчивое. Даёт неполные, односложные ответы на поставленный вопрос.

В школу ходит с желанием. Динамические характеристики внимания, работоспособности и произвольности соответствуют возрастной норме.

Слабо сформировано умение слушать и точно выполнять указания учителя, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Требует постоянного контроля за выполнением учебных заданий. Алексей усваивает материал не полностью. Наблюдается недостаточно четкая пространственная координация движений.

По темпераменту спокойный, уравновешенный, стабилен в проявлении настроения. Мальчик доброжелательный, направлен на общение, есть некоторая неудовлетворенность потребности в общении.

Физическое развитие соответствует возрасту. Состояние здоровья удовлетворительное.

Домашний контроль удовлетворительный. Родители сотрудничают с учителем, советуются, реализуют советы в отношениях с ребенком.

Мама старается быть в курсе школьных дел, часто звонит и приходит в школу. Обеспечивает Алексея всем необходимым.


Текстовая часть публикации

Педагогическая характеристика Раева Никиты Дмитриевича 07.07.2005г. рождения, ученика 2 «б» класса МОУ сош.№7 г. Углича, направляемого на ПМПК Раев Никита в данном классе обучается второй год, до поступления в школу посещал дошкольное учреждение. Социально-бытовые условия у мальчика хорошие. Он проживает в квартире со всеми удобствами. Имеет отдельную комнату, с необходимым рабочим и спальным местом. С 5лет мальчик проживает с бабушкой - Махаловой Галиной Ивановной и дедушкой, мама – Раева Елена Евгеньевна, проживает и работает в г.Реутове, на выходные приезжает к сыну. Ученик поступил в школу в возрасте 7лет. Адаптационный период проходил тяжело. Мальчик долго привыкал к режиму учебного дня, правилам поведения в школе, требованиям учителей. Часто игнорировал их. В первом классе у Никиты не произошло переформирование ведущей деятельности в учебную, выявлен низкий уровень произвольного внимания. На начальном этапе обучения м альчик испытывал сложности при овладении программным материалом, обнаруживал недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, низкую успеваемость по русскому языку, математике. У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности, плохо ориентируется на рабочих строках. Навык правильного соединения букв не сформирован, ученик неправильно использует верхние и нижние соединения, тем самым создаёт нечитаемость слов. Общий темп деятельности медленный. Мальчик не принимал участия в ходе урока, т.к. познавательные интересы в учебной сфере не сформированы. У Никиты наблюдалась повышенная утомляемость в конце учебного дня. На уроках был подвижен, очень часто отвлекался, ему требовалась постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Никита часто отказывался от выполнения письменных заданий, мотивируя отказ трудностью и просто нежеланием их делать. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо. Во втором классе проблемы усугубились. Никита учится «по настроению», если испытывает интерес к предмету, то работает, если материал трудный, требует усердия и усилий, мальчик отказывается выполнять задания. У него особенно резко страдает концентрация внимания, отсутствует самоконтроль и регуляция поведения. У мальчика повышенная утомляемость, он рассеян на занятиях, неусидчив. Работоспособность низкая. Наблюдаются резкие колебания настроения на протяжении дня: на первом уроке он может лежать на парте, мотивируя это тем, что не выспался, на последних уроках может встать с места и подойти к окну, к другим ученикам. В настоящее время мальчик испытывает особые трудности в изучении математики и русского языка. Он не освоил навыки счёта, не выполняет простейшие счётные операции. Никита не может усвоить порядковый счёт, понятие состава числа, не решает задачи. Во время урока математики он лежит на парте или играет школьными принадлежностями, даже не пытается вступить в учебный процесс, на замечания учителя реагирует вяло, продолжает быть пассивным на уроке. К выполнению самостоятельных и контрольных работ он даже не приступает, от индивидуальной помощи учителя отказывается. По итогам полугодия 2013-14 уч.года Никита имеет неудовлетворительную отметку по математике. Мальчик испытывает трудности и в изучении русского языка. Он с трудом, очень медленно входит в работу, не может сразу переключиться с одного задания на другое. При
письме наблюдаются характерные ошибки: замена букв, искажение слов, нарушение структуры слова, слияние предлогов, отдельных слов, пропуски гласных букв, неправильные окончания. Он пишет новое предложение со строчной буквы, жи-ши с «ы», ча-ща с «я», чу-щу с «ю», хотя знает правила написания этих слов. Индивидуальные занятия по русскому языку не имеют положительного результата. Никита имеет неудовлетворительную отметку по этому предмету. Мальчик с учебным материалом по другим предметам справляется удовлетворительно. По литературному чтению ученик затруднений не испытывает. На вопросы учителя отвечает полным ответом, техника чтения в норме. Очень любит окружающий мир, много читает дополнительной литературы по этому предмету, имеет широкий кругозор. Довольно успешно выполняет задания тестового характера. Взаимоотношения со сверстниками дружеские, но Никита может проявлять вспышки гнева и агрессии, если ему кажется, что на него не так посмотрели. Бабушка оказывает активную роль в обучении ребёнка, она терпеливо помогает в выполнении домашних заданий, но повлиять на ситуацию не может. Вывод: Никита с программным материалом 2-го класса не справляется, требует психолого- педагогической коррекции, индивидуального подхода и обучения по специальной программе. Директор школы_____________(Шашкова Т.К.) Учитель_____________(Волосникова Е.И,)
Табель успеваемости Маляева Никиты, ученика 2 б класса

МОУ сош №7

за 2 четверть 2013-2014 уч. года.

Предмет

Итоговые оценки за 2 четверть
Русский язык 2 Литературное чтение 4 Иностранный язык 3 Математика 2 Окружающий мир 3 Технология 3 Изобразительное искусство 3 Музыка 5 Физическая культура 3 Директор школы_______________________(Шашкова Т.К.) Учитель________________________(Волосникова Е.И.)

Характеристика ученика 2 класса

МОУ ООШ №____ _____________________________________________области

Ученик обучается в МОУ ООШ № ____ города ________________________области с 1 сентября 2014 года.

Обучается мальчик по образовательной программе «Начальная школа XXI века».

За время обучения мальчик показал низкие способности. Ярослав учебный материал осваивает слабо, не умеет планировать свою работу, пишет левой рукой. Обобщает, делает выводы, выделяет главное только с помощью учителя, при помощи наводящих вопросов.

У мальчика не выработана собранность, организованность, очень медлительный. При выполнении заданий не проявляет настойчивости, аккуратности. Задания выполняет только с посторонней помощью. Если контроля нет, то и задание не выполняет. При выполнении домашнего задания изворачивается, говорит, что ему ничего не задано. Очень часто приходя на урок не имеет школьных принадлежностей: тетради, карандаша, ручки. Если они и покупаются, то Ярослав их не бережет.

Мотивация к учебной деятельности у ребенка развита слабо. По школьной программе ученик не успевает. К учебе относится безразлично. Произвольное внимание неустойчиво. В работу на уроке включается с большим трудом. Есть слабо выраженные нарушения и дефекты речи, снижен активный и пассивный словарь. Легче воспринимает материал на слух, путает при письме буквы. Плохо освоил чтение, память развита слабо, не может запомнить некоторые буквы, потому проблема с предметом чтения. У мальчика скудный словарный запас. По математике такая же ситуация, совершенно не запоминает ни таблицу умножения, математические понятия, до сих пор не знает таблицу сложения. Домашнее задание выполняет не регулярно. Устные предметы дома не учит, не учит таблицу умножения.

Проживает Ярослав с мамой и папой. Семья многодетная, малообеспеченная. Внешний вид у ребенка бывает неряшливый. Активных действий в воспитании ребенка со стороны родителей не наблюдается. Родительские собрания не посещают, на записи в дневнике не реагируют, контроль за успеваемостью отсутствует. Кружки и спортивные секции ребенок не посещает.

По характеру Ярослав замкнутый, не конфликтный, тихий, не уверен в себе, самооценка низкая. Охотно и добросовестно выполняет общественные поручения. Имеет друзей среди одноклассников, хорошо рисует, любит мастерить. Мальчик часто болеет, пропускает много занятий по уважительной и неуважительной причине.

учащегося … класса средней школы №…. Фамилия Имя, возраст или год рождения.

Социальные данные о ребенке (состав семьи, время обучения в данном учебном заведении).

Состояние здоровья ребенка с указанием группы здоровья, ограничения, связанные с состоянием здоровья; а также посещение спортивных секций, участие в спортивных соревнованиях.

Педагогическая информация: успехи в учебе, дисциплина на уроке, учебная мотивация.

Данные об интеллектуальном развитии учащегося.

Особенности характера и эмоциональной сферы ребенка.

Информация о социальном статусе и развитие социальной сферы ребенка.

Участие в общественно-полезной деятельности.

В зависимости от конкретного адресата существуют особенности составления заключения. Для медико-психологопедагогической комиссии делается акцент на сложностях психического развития и обучения ребенка с указанием времени проявления тех или иных трудностей. Во всех других случаях психолого-педагогический портрет ребенка носит выраженный позитивный характер. Для судебных органов, милиции и военкомата наибольшее внимание в содержательном плане уделяется социально-психологической адаптации ребенка, социальным, поведенческим и личностным характеристикам.

Психолого-педагогическая характеристика ученика 2 «Б» класса средней школы №218 Сергей Б., 1992 года рождения (для медико-психологопедагогической комиссии).

В процессе обучения в первом классе на уроках практически не работал: отвлекал внимание класса на себя, занимался своими делами, рисовал (чиркал) в тетради, залезал под стол. В группе продленного дня периодически проявлял агрессию по отношению к одноклассникам: дрался, кусался. "Сгрызал" карандаши и ручки до основания.

Психологическое исследование в первом классе показало, что у Серёжи интеллектуальное развитие в норме, но наблюдается педагогическая запущенность. При обследовании периодически отказывался работать. На многие вопросы отвечал: "Понятия не имею. Это не интересно. Не буду отвечать на эти вопросы". При смене вопроса или задания снова включался в работу, и мог даже ответить на предыдущий вопрос. На замечания реагировал слабо. В случае неудачи отказывался работать.

У мальчика нарушена концентрация внимания, он не может даже в течение небольшого времени удерживать внимание на одном объекте. Только в случае постоянного переключения внимания, смены заданий и введения упражнений на ручные навыки можно добиться некоторой работы ребенка.

Во втором классе ситуация на уроках такая же, как и раньше: учителя не слушает, занимается своими делами, агрессивен, разрисовывает свою парту, тетради, грызет карандаши и ручки. По сравнению с первым классом научился списывать с доски, но самостоятельные задания чаще всего не выполняет.

В настоящий момент, обучаясь во втором классе, Серёжа не успевает по трем предметам (русский язык, природоведение, английский язык). У Сережи небольшой словарный запас, он плохо знает пройденные правила и не умеет ими пользоваться.

Сережа воспитывается в неполной семье, родители разведены. Мама работает посменно, в то время, когда занята на работе, домой возвращается очень поздно. Мама не всегда имеет возможность проконтролировать выполнение домашних заданий.

Сережа долгое время остается дома один. При этом мама приучила его в целях безопасности не открывать никому двери и не слушать никого, кроме нее. Это привело к тому, что Сережа не приемлет никаких воздействий со стороны, а навыки самоконтроля у него сформированы очень плохо.

У Серёжи наблюдаются серьезные эмоциональные проблемы. Он замкнут, аутичен. Затруднен контакт и со взрослыми, и с детьми; чувство несоответствия, нерешительности и неадекватности в социальных ситуациях. Часто ведет себя импульсивно, подчиняясь своим желаниям и идеям.

Чувствует нехватку психологической теплоты дома. При этом испытывает чувство зависимости, незащищённости; чрезмерно тревожен. Защитные реакции часто носят агрессивный (вербальная и физическая агрессия) и регрессивный (истеричные реакции, залезание под стол и т.п.) характер. У Сережи частая смена настроений без видимых причин, неадекватное поведение.