Психодрама – метод лечения наркомании и алкоголизма в клинике « Шаг за шагом». Лечение психологических зависимостей в Израиле. Отдельные направления терапии зависимостей: Психодрама и другие методы системно-феноменологической терапии"

Психодрама - метод лечения и реабилитации зависимостей

В клинике «Шаг за Шагом» проводится комплексное лечение алкогольной и наркотической зависимостей. Один из эффективных методов лечения и реабилитации алкоголиков и наркоманов - психодрама, как важный аспект психотерапии. Специалисты нашей клиники понимают, что зависимость - это болезнь, которая отражается и на физическом и на психологическом состоянии человека, поэтому в равной степени лечат и душу, и тело наших пациентов.

Данный метод психотерапии был разработан Якобом Морено, и предназначен для групповой терапии. Следует отметить, что именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и образцов поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций. Психодрама, по существу, является таким видом драматического искусства, который отражает действительные проблемы алкоголика/наркомана, а не создает воображаемые сценические образы.

Психодрама – самопознание + воспитание положительной мотивации

Наша клиника одной из первых стала использовать метод психодрамы, как элемент психотерапевтического лечения алкоголизма и наркомании. Занятия проводят опытные инструкторы психодрамы, дипломированные психотерапевты – высококвалифицированные специалисты в лечении психологических зависимостей. В процессе работы применяется инструмент драматической импровизации, который служит для развития творческого потенциала человека, изучения его внутреннего мира, раскрытия возможностей - для его адекватного отношения к окружающим и к себе. Обычно для проведения занятия психодрамы собирается группа из 8-10 человек во главе с ведущим. Терапевтический процесс, сопровождающийся встречами, может длиться как несколько недель, так и несколько месяцев, это зависит от целей терапии и поставленной задачи. Участник, который в ходе психодрамы работает над личной проблемой, называется протагонистом. В помощь себе он может выбрать еще несколько людей из группы, остальные являются зрителями. Процесс занятий со стороны напоминает театральное действие, но на самом деле участники «играют жизнь» – во всех ее проявлениях. Тема каждой постановки будет зависеть от текущих тем, волнующих протагониста, действо может длиться 0,5-1,5 часа.


Обычно зависимый человек (от наркотиков или алкоголя), сам не осознавая ситуацию, пытается оправдать свои действия и активно убеждает себя в их правильности. Психодрама помогает смоделировать и прожить заново жизненные ситуации, осознать влияние пагубной зависимости и попытаться сформировать новые стереотипы поведения. Психодрама относится к направлению лечения под названием арттерапия , она позволяет проанализировать прошлое, распознать фобии, скрытые мотивы, влечения. Методика направлена на извлечение человеком важного эмоционального опыта. Это достигается путем проживания им конкретной ситуации, получения опыта взаимодействия с другими людьми, а также благодаря самопознанию.

Проигрывая во время психодрамы ситуацию из своей жизни, пациент испытывает реальные чувства, он успешно разрешает совместно с психологом (руководителем занятий) возникающие в ходе представления проблемы, получает опыт, который затем можно будет использовать в реальной жизни. Психодрама активно используется в составе комплексной терапии и реабилитации людей с наркотической и алкогольной зависимостью. Метод помогает им найти в себе силы и мотивацию для преодоления проблемы, подготовиться к реалиям мира, в котором им жить, не прибегая к употреблению наркотических веществ.

Эффективные методики психотерапии успешно применяются специалистами клиники «Шаг за Шагом» . Здесь пациенты всегда окружены вниманием и заботой опытных врачей, психологов и личных инструкторов, а их профессионализм и индивидуальный подход в лечении наркомании и алкоголизма дают стабильные положительные результаты.

по социологии

«Психодрама как метод

групповой терапии»

Выполнила

студентка группы ФФ-2289

специальности «Журналистика»

Катерина Могутова

Проверила: Маисеева Е.В.

Введение. Групповая терапия. Методы групповой терапии.

Глава 1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат.

Глава 2. Психодраматическая сессия.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Современная жизнь со всеми стрессами и нервными срывами, тяжелыми эмоциональными переживаниями порой не представима без помощи со стороны людей - близких или совсем посторонних. Подобную помощь могут оказать группы психологической поддержки.

В современной литературе понятие групповой терапии используется в трех значениях:
1. Групповая терапия - как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направленная на их активизацию, преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, активное вовлечение пациентов в лечебный процесс, расширение круга интересов и сферы контактов, развитие коммуникативных навыков. Основные формы групповой терапии - трудотерапия, двигательная и спортивная терапия, музыкотерапия, арт-терапия (терапия искусством), различные виды терапии занятостью, «клубы бывших пациентов» и др. Групповая терапия находит свое применение в комплексной системе восстановительного лечения и профилактики (особенно вторичной и третичной) самых широких контингентов больных.
2. Групповая терапия - как психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические методы в группе больных (гипноз, аутогенная тренировка, разъяснение, убеждение и пр.). Психотерапевт занимает позицию, аналогичную его позиции в индивидуальной психотерапии, выступая в качестве основного инструмента психотерапевтического воздействия, а взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы, в лечебных целях не используются. Практически единственным групповым феноменом, который учитывается психотерапевтом в данном случае, является групповая индукция.
3. Групповая терапия - как вид групповой психотерапии. Однако большинство авторов различают эти два понятия, рассматривая в качестве групповой психотерапии лишь процесс, основанный на групповой динамике, где основным инструментом психотерапевтического воздействия является психотерапевтическая группа .

Существует огромное множество методов групповой и индивидуальной терапии: это арт-терапия, аутогенная тренировка, библиотерапия, техника взрыва, суггестия (внушение), самовнушение, гештальт-терапия, гипноз, гипнотерапия, наркосуггестия, дебрифинг, игровая психотерапия, музыкотерапия, техника наводнения, нейролингвистическое программирование, оперантное обусловливание, поэтическая терапия, психоаналитическая терапия, терапия творческим самовыражением, разговорная терапия, theraplay (терапевтическая игра), холдинг-терапия и др. Наиболее интересным, на наш взгляд, является метод психодрамы. Он нем и пойдет речь.

1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми . Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.
В некотором смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций .

У психодрамы есть два применения - она может быть способом для решения личных сложностей человека, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения естественно сопутствуют и дополняют друг друга. Человек, который разыгрывает свой внутренний мир (в психодраме его называют протагонистом) может посмотреть со стороны, как устроен его внутренний мир. Благодаря этому, он может понять, что именно он хочет изменить и каким образом он может это сделать. Порой эти изменения достаются с большим трудом. Ему приходится переживать сложные чувства, от которых он долгое время убегал, принимать непростые решения в своей жизни, прощаться с теми, с кем очень больно расставаться .

Психодраматические группы обычно состоят из 8 - 16 участников и ведущего психодрамы (его называют Директором). Группы бывают длительными - от нескольких месяцев до нескольких лет, и короткими - на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрыты и не предполагают возможность присоединения к ним новых участников.
Работа группы начинается с разговора или простых упражнений, которые облегчают общение между участниками и способствуют возникновению атмосферы доверия и сплоченности. Потом ведущий спрашивает: «Кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии?» И из тех людей, кто проявил желание поработать, выбирается один или два человека. В длительной группе процесс организован таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно, и несколько раз) .

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Человек, рассказывая о своей ситуации, может описать ее как «грабли, на которые он постоянно наступает». В психодраме есть уникальная возможность встретиться с «граблями» - и поговорить с ними. Узнать, давно ли они с ним, откуда взялись и зачем бьют по лбу. Может быть, найти им какой-то лучшее применение - «не на дороге лежать, а быть полезным инвентарем в приусадебном хозяйстве» .

В психодраме можно разыграть внутренний конфликт. Например, практически каждого касается ситуация выбора между «можно», «нужно» и «хочу»… Мы часто говорим себе: «Надо делать это…, надо делать то…». И в это же самое время что-то внутри сопротивляется и канючит: «Не хочу…, не буду!…». И эти два голоса могут встретиться друг с другом в психодраматическом пространстве, чтобы протагонист смог увидеть, в чем глубинный смысл этих разногласий, посмотреть «как будто другими глазами», увидеть картину целиком. А может быть эти голоса услышат и поймут друг-друга - сами или с помощью посредника. И протагонисту может быть очень важно постепенно учиться быть таким посредником для собственных голосов .
Ролевая игра - широко применяемый в психодраме прием - состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальт-терапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения. Ролевая игра занимает центральное место в психодраме.
В ходе работы составляется социограмма - специальная схема межличностных отношений, отражающая направленность аттракции, отвержения и безразличия в группе. Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Морено противопоставлял психодраму пассивности психоанализа. Он верил, что психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями. Гуманиста Морено привлекало, что человек, который играет роль "Бога", получает возможность более полно исследовать свои чувства и может способствовать своей самоактуализации. В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей - будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.
Морено подчеркивает, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написали авторы, и они ограничены в своих диалогах авторским текстом. Профессиональный актер должен обладать способностями перевоплощаться в того персонажа, которого он играет, исполняя роль именно в театральном представлении, а не в реальной жизни. В психодраматическом представлении актерство может оказаться помехой. Нередко профессиональные актеры подвергаются атакам в группах встреч за то, что прячутся за свои фальшивые фасады.
Морено отмечал, что множество людей реализует ролевое поведение в реальной жизни подобно актерам в театре. У них отсутствует спонтанность, они вовлечены в осуществление бессмысленных ритуалов и ведут себя в рамках тех ролей, которые предлагают им окружающие. Возьмем, к примеру, людей, которые одинаково вежливо улыбаются и в радости, и в горе, не желая обсуждать при других свои актуальные эмоциональные переживания. Психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения по сценарию.
В отличие от традиционного театра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссера, а самого участника. Гораздо более волнующие, чем традиционные представления, психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию.
Понятие спонтанности и родственное ему понятие творчества составляют ядро теории действия и личности Морено. Оба эти понятия основываются на его наблюдениях за ролевыми играми детей и опыте работы в "спонтанном театре". Морено обратил внимание на психотерапевтическое значение той внутренней свободы, которую демонстрировали дети, играющие в венских парках. Казалось, что они не подвержены воздействию поведенческих стереотипов и способны полностью переселяться в мир своих фантазий. "Спонтанный театр" был создан Морено в ответ на его разочарование в традиционном театре, главным недостатком которого он считал заложенную в сценарии ригидность социально-ролевого поведения. Морено видел, что люди становятся похожими на роботов, некими подобиями машин, лишенными индивидуальности и творческих возможностей. Именно поэтому в психодраме нет специально написанных ролей и сценариев, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или следовать любому, пусть даже не изведанному для них пути. Этот метод в значительной степени контрастирует с традиционным театром, в котором пьеса еще и еще раз проигрывается в поисках оптимальной игры.
Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме в качестве "противоядия" все возрастающей ригидности социально-ролевого поведения. Члены психодраматических групп расширяли ролевой репертуар, исследовали индивидуальные особенности и по мере разыгрывания представления находили решения специфических личностных проблем.
В общепонятном значении сценария у участников психодрамы нет. В качестве сценария выступает программа поступательного развития, выработанная в раннем детстве под влиянием родителей и определяющая поведение индивидуума в важных моментах его жизни - позволяя участникам изменить привычные поведенческие стереотипы, освободиться от тревоги, актуализировать свой человеческий потенциал, она помогает им достичь иного жизненного статуса. Создается впечатление, что, по Морено, эволюция приведет к тому, что выжить смогут лишь творческие личности.
Спонтанность - это тот ключ, который приводит к пониманию идеи творчества. Как говорил Морено: "Творчество - это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким хитрым катализатором творчества является спонтанность" (Могепо, 1974а, р. 76). Другими словами, идеи возникают во время спонтанного действия, а при удаче и достаточной настойчивости могут привести к творческому акту.
Конечным продуктом творческого процесса являются "культурные консервы" (Bischop, 1964). "Культурные консервы" - это то, что сохраняет культурные ценности: язык, литература, искусство, ритуалы. "Консервы" связывают людей с прошлым, а усвоенные благодаря им устойчивые модели поведения, стереотипы мышления помогают решать новые проблемы, преодолевать критические ситуации. Хотя консервация необходима для выживания культуры, при отсутствии процессов творчества развитие культуры только посредством консервации невозможно.
Упор на спонтанность не означает, что во время психодрамы не используются привычные действия. Понятие "спонтанность" у Морено содержит две основных переменных: адекватный ответ и новизна. Таким образом, поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации. Тот член группы, который не знаком с культурными и социальными ограничениями, может во время представления, разыгрывая какую-то роль, выдать спонтанное поведение, но оно будет рассматриваться как патологическое.
Терапевтические цели в психодраме часто включают в себя знакомство клиента с культурными и социальными ограничениями с одновременным облегчением процесса развития творческой спонтанности. Согласно Морено, современные люди боятся непосредственного и эмоционального (спонтанного) общения так же, как примитивные люди боялись огня до тех пор, пока они не научились добывать его. Морено использовал театр в качестве лаборатории для исследования спонтанности. Он обнаружил, что можно научиться спонтанности, и начал разрабатывать специальные психодраматические приемы для тренировки спонтанных действий.
Спонтанность сближает психодраму с другими групповыми подходами, делающими акцент на принцип "здесь и теперь". Проблемы и взаимоотношения не обсуждаются в словесной форме, они переживаются в реальном действии в настоящий момент. В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Естественные барьеры времени и пространства стираются. При психодраматической конфронтации прошлые проблемы и будущие страхи разыгрываются по принципу "здесь и теперь". По сути, психодрама дает участнику возможность объективировать значительные события прошлого, которые хранятся в его памяти .

Наиболее показательный вид практического применения груп­повой психотерапии - метод, получивший название психодрама. Автор психодрамы - Якоб Морено, человек, с чьим именем при­нято связывать развитие групповой терапии как специального психотерапевтического направления.

Возникнув несколько десятилетий назад, психодрама не только не потеряла своей актуальности, но применяется все шире и шире практически во всех развитых странах Европы и Америки. Боль­шинство авторов описывают психодраму как метод, анализируя ее основные термины и понятия.

К таким понятиям относятся:

Роли и ролевые игры;

Спонтанность;

Катарсис и инсайт.

Коротко их охарактеризуем.

Роли и ролевые игры

Очень важно сразу понять принципиальное отличие психодра­мы как терапевтического метода от театрального типа разыгрывания ролей. Если в театре все роли и их поведение расписаны ав­тором и актерам остается лишь незначительная возможность им­провизации в жестких рамках неизменного сюжета, то в психод­раме (и в этом ее принципиальное отличие и лечебное воздейст­вие) нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет.

Здесь психодрама напоминает саму жизнь.

Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психо­терапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пре­делах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность.

Морено любил приводить пример различия эмоционального воздействия обычного спектакля и психодрамы. В первом случае зритель со стороны наблюдает за извержением вулкана, в психод­раме он сам находится у его подножия.

Спонтанность

Спонтанность подразумевает естественность (неумышлен­ность) восприятия и реагирования. Этот термин встречается прак­тически во всех видах психотерапии, так как их авторы считают, что большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность - естественность проявления чувств и мыс­лей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше все­го избавиться от своих комплексов и неврозов.

Эту же задачу ставит перед участниками психодрамы Якоб Морено. При этом психотерапевт должен, не навязывая своего сценария ролевой игры, лишь призывать (подталкивать) участни­ков не отрываться от данного момента и разыгрывать не какие-то придуманные ими сценарии или сцены из прошлого своей жизни, а действовать именно «здесь и теперь».

По мнению сторонников психодрамы, именно такая творче­ская атмосфера (Морено считает, что творчество и спонтанность -неразрывные понятия и одно стимулирует другое) позволяет уча­стникам психотерапевтической группы отвлечься от комплексов, выйти за пределы шаблонов поведения и лучше раскрыться для себя и для членов группы.

Теле

Считается, что это понятие сродни тому, что З.Фрейд называл трансфер (перенос). Как известно, под термином трансфер Фрейд подразумевал перенос клиентом на психоаналитика значимых для него эмоциональных черт и отношений. Для Фрейда анализтрансфера был одним из технических средств практики психоана­лиза, посредством которого он пытался охарактеризовать лич­ность самого пациента и причины его невроза.

Некоторые последователи Фрейда использовали и термин корнтрперенос , обозначая им процесс эмпатийного сопережива­ния психотерапевтом чувств и состояний клиента.

Морено в методе психодрамы объединяет перенос и контрпере­нос одним понятием теле, характеризующим двусторонний процесс эмпатиийного восприятия - как между терапевтом и клиентом, так и между всеми участниками психодрамы. Однако в психодраме в отличие от классического психоанализа процессы переноса и контрпереноса используются не только и не столько для характери­стики личности клиента, сколько с терапевтической целью его са­мораскрытия и преодоления определенных комплексов и неврозов, а также для усиления всего группового процесса.

Катарсис

Как известно, это слово в античной греческой трагедии обо­значало очищение, просветление через страдание . В этом же значе­нии его употреблял еще Аристотель.

В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смыс­ле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания при­чин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. При­мерно в этом же смысле этот термин стал использоваться в боль­шинстве направлений и школ западной психотерапии.

Не стал исключением и Морено с его психодрамой. Однако здесь понятие катарсиса получило дополнительное широкое тол­кование. В психодраме катарсис должны испытать не только кли­ент и даже не только все участники конкретного психодраматиче­ского этюда, но и все остальные участники, являющиеся, по за­мыслу Морено, активно сопереживающими зрителями.

Можно сказать, что катарсис по Морено ближе к своему пер­воначальному смыслу античной трагедии, главной целью которой и было совместное активное сопереживание и финальное облегче­ние-просветление актеров и зрителей.

Однако, если в греческой трагедии катарсис - явление вторич­ное по отношению к сюжету, у Фрейда - одно из средств психо­анализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтиче­ское воздействие.

Инсайт

Это слово (insight )переводится с английского как «неожиданное озарение». Инсайтом можно назвать состояние Сократа, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» (Нашел!) Этот термин употребляется во многих направлениях со­временной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расши­ряющее возможности решения проблемы.

Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. В этом же смысле он по­нимается и в психодраме, атмосфера и динамика которой и долж­ны привести участников (или хотя бы отдельных из них) к катар­сису, а через него к инсайту.

В начале занятия психотерапевт объясняет группе смысл и за­дачи психодрамы и описывает этапы ее практической реализации. Теоретические положения доводятся до участников группы в объ­еме и форме, соответствующих именно данной группе и уровню ее подготовленности.

Практика психодрамы включает несколько важных этапов. Сюда входят этап распределения ролей и три стадии развития са­мой психодрамы.

Распределение ролей

В настоящее время многие руководители групп вносят свои новшества в типы ролей психодрамы, однако в основном типажи, введенные Я. Морено, сохраняются. К ним относятся роли: режис­сера, протагониста (главного героя) и вспомогательных Я .

Режиссером обычно выступает сам психотерапевт или руково­дитель группы (как правило, это одно лицо). Его главные задачи -сформировать оптимальную для предстоящей работы творческую групповую атмосферу, распределить остальные роли, начать сце­ническое действие в желательном направлении, а далее - поддер­живать настроение участников к проявлению их творческой ини­циативы и импровизации.

В зависимости от того, проводится ли психодрама в первую очередь для терапевтического воздействия на участников или для психоанализа их самих, причин их неврозов, роль режиссера не­сколько меняется. В первом случае он главным образом поддер­живает терапевтическую творческую атмосферу, практически не отвлекая внимание группы на аналитические разборы, - для него важнее сам процесс, чем его анализ. Во втором случае анализу слов, действий и скрытых за ними причин уделяется специальное время, хотя (как мы уже говорили) в психодраме по Я. Морено психоанализ играет подчиненную роль по отношению к терапев­тическому процессу достижения катарсиса и инсайта.

Протагонистом (в соответствии с терминологией античного те­атра) Морено называет исполнителя главной роли - основного Я. Все остальные участники играют роли вспомогательныхЯ .

Подробнее мы можем проследить за их деятельностью в про­цессе рассмотрения основных стадий (фаз) развития психодрамы.

Первая стадия

Здесь основная нагрузка выпадает на режиссера. В его задачи входит:

Добиться физического раскрепощения всех участников пси­ходрамы, преодоления (типичной для начинающих актеров) дви­гательной зажатости;

Постоянное поощрение, стимулирование проявления спон­танности невербального (двигательного, мимического) и вер­бального (словесного) проявления эмоций;

Целенаправленная концентрация внимания участников груп­пы на решении общей задачи с соблюдением принципа «здесь и теперь». Для раскрепощения «актеров», «режиссеры» психодрамы часто используют различные разминочные упражнения. Это мо­гут быть самые разные движения типа подвижных игр или эле­ментов групповой гимнастики, аэробики, которые с помощью режиссера сопровождаются созданием и усилением атмосферы игры, творческой свободы, шуток. Затем могут быть сыграны элементы пантомимы в парах, в тройках и т.п., попытки передать мысли мимикой и жестами и разгадать их.

При этом участники должны знать, что чем быстрее и полнее они обретут раскованность и спонтанность (естественность «неумышленного» реагирования), тем быстрее и эффективнее на­ладится процесс психодрамы, который поможет решению их про­блем. Однако слишком часто повторять этого не нужно, так как излишнее старание «быть естественными» как раз и будет мешать обретению истинной естественности и спонтанности.

Вообще, как и во все видах неавторитарной групповой терапии, режиссер психодрамы должен вмешиваться только в случае явной необходимости («не надо дуть в надутые паруса», если групповой процесс сам налаживается - не вмешивайтесь) и по возможности незаметно, не поучая, а вдохновляя. Режиссер должен всячески по­ощрять смелость свободного, необдуманного проявления эмоций в словах и жестах, не бояться выглядеть смешными и т.п.

Вторая стадия

После обретения участниками определенной раскованности и создания активной творческой атмосферы в результате правильно проведенной разминки начинается основная часть психодрамы.

Сначала режиссер определяет, кто из участников будет играть роль протагониста. Он может сделать этот выбор самостоятельно или умышленно вовлекая в обсуждение кандидатуры группу и тем самым поддерживая творческую активность всех участников.

Режиссер просит протагониста выбрать достаточно важную для него тему, рассказать всем общую идею того спектакля, кото­рый он хотел бы разыграть. Он напоминает, что протагонист из­лагает лишь общее направление, а развитие действия в психодра­ме должно быть спонтанным (как и действия всех ее участников) и не связанным заранее детализированным сценарием.

Затем выбранный главный герой - протагонист подбирает себе одного или нескольких (в зависимости от замысла режиссера) партнеров, которые будут его вспомогательными Я . Объяснив вспомогательнымЯ их задачи, протагонист начинает разыгры­вать намеченное действие, стараясь как можно более естественно, спонтанно выражать свои мысли и чувства.

Режиссер, как уже говорилось, вмешивается лишь в случае не­обходимости, подправляя процесс в нужном направлении к ка­тарсису и инсайту.

Сам Якоб Морено характеризовал задачи режиссера психод­рамы следующим образом: «Мы не должны разрушать стены (чтобы вывести участников из тупика. - А.Р .), мы просто долж­ны трогать ручки множества дверей для того, чтобы понять, ка­кая из них открыта». Под разрушением стен Морено имеет в ви­ду излишне активное вмешательство режиссера в процесс пси­ходрамы, когда участники заходят в тупик и не знают, как раз­вивать действие дальше.

Действительно, в такой ситуации интерес к психодраме со стороны как участников, так и зрителей падает, и у режиссера возникает соблазн вмешаться и наглядно показать, что клиенты не зря обратились к нему и данному методу. Обычно такое вме­шательство останавливает развитие действия, то есть «разрушает стены» образовавшегося тупика, а не стимулирует участников искать из него выход.

Поэтому режиссер сначала подбадривает заблудившихся и остановившихся участников просто положительной эмоцио­нальной атмосферой, а в случае затянувшегося застоя и угрозы потери веры в свои силы (а то и в метод психодрамы) режиссер начинает как бы неявно подталкивать участников к различным дверям, стимулируя их самих попробовать, какая дверь открыта и ведет к выходу из тупика.

Третья стадия

Это завершающая стадия психодрамы, которая, как и боль­шинство видов групповой терапии, заключается в совместном об­суждении и анализе поведения всех участников. В это обсуждение следует вовлекать (ненасильственно) всех участников, так как та­кие обсуждения помогают не только улучшить работу, лучше уз­нать себя и других, но и стимулируют активность группового взаимодействия и эмпатийного взаимопонимания .

Методики психодрамы

Несмотря на многочисленные вариации, основными практиче­скими методиками психодрамы считаются: монолог, метод двой­ника, обмен ролями, отображение.

Монолог

Это высказывание протагониста или его вспомогательного Я . Высказывая в монологе выбранную (важную для него тему), он не только старается ее как можно точнее довести до слушателей, но и по ходу, еще раз осмысливая ее и видя реакции аудитории, начи­нает лучше разбираться в ней сам.

Двойник

Эта методика заключается в том, что один из выбранных про­тагонистом, терапевтом или группой участник становится дубле­ром протагониста. Он внимательно следит за монологом прота­гониста и готовится продолжить за него поиск решения пробле­мы, как только тот начнет застревать в ней. В некоторых вариан­тах этого метода двойник старается понять и высказать за прота­гониста то, что тем недосказано.

Разумеется, это требует способности к эмпатийному взаимопо­ниманию с протагонистом на уровне идентификации его с собой. Мы стараемся регулярно менять как двойников, так и самих про­тагонистов, так, чтобы каждый из участников почувствовал себя как в той, так и в другой роли.

Возможно более активное участие других членов группы в виде вспомогательных Я , дополняющих то, что, по их мнению, не вы­сказал двойник за протагониста.

Следует помнить что двойник всегда выступает не от своего лица, а только за протагониста, как его внутренний голос, одна из субличностей и т.п. Желательно поощрять различные типы двой­ников: серьезные, ироничные, бесцветные (то есть полностью подражающие протагонисту), страстные (усиливающие чувства протагониста), скептики и т.п. Это позволяет как протагонисту, так и самому двойнику и всем участникам с различных сторон увидеть не только протагониста, но и свои собственные мысли и чувства. Ведь по мнению представителей практически всех видов психотерапии для психического здоровья необходимо как можно более полное и разностороннее восприятие себя, других, окру­жающей действительности.

Обмен ролями

Периодически в психодраме желательно проводить обмен роля­ми. Протагонист становится двойником или одним из вспомога­тельных Я и наоборот. Это позволяет научиться лучше понимать других, а через это (по механизму обратной связи) и самого себя

Отображение

Здесь также используется механизм обратной связи. Протаго­нисту предлагают понаблюдать за тем, как его изображают двой­ник и другие участники. Это помогает увидеть себя глазами дру­гих и уточнить мнение о себе и, возможно, внести коррекцию в свое поведение.

Наверное, вы уже заметили, что эти методики разделяются весь­ма условно и в каждой из них содержатся (или по крайней мере мо­гут быть применены) элементы другой методики. Опытный руково­дитель группы (режиссер ) умело чередует методики и их элементы, остро чувствуя момент для наилучшего применения каждой из них.

В практике психодрамы применяются и другие методики. К ним в первую очередь относятся следующие:

Методика свечи - все члены группы по очереди оказываются протагонистами, двойниками и вспомогательнымиЯ .

Разговоры при свечах - обычно протагонист поворачивается спиной к аудитории и прислушивается к тому, как остальные уча­стники обсуждают его идеи и поведение.

Проекция будущего - протагонист фантазирует, что может или должно произойти в будущем.

Элементы психодрамы так или иначе применяются во всех ви­дах групповой психотерапии. Это группы встреч, группы тренин­га умений, гештальттерапии, трансакционного анализа и т.п., да­же некоторые варианты психоанализа.

Психодрама применяется при лечении алкоголизма, наркома­нии, при коррекции различных видов девиантного (откло­няющегося) поведения, пограничных нервно-психических рас­стройствах (неврозах, психопатиях).

Вопросы для самопроверки

2. В чем основная сущность психодрамы?

3. Перечислите основные понятия психодрамы.

4. Какие бывают роли и ролевые игры?

5. Что такое спонтанность?

6. Что такое теле?

7. Что такое катарсис и инсайт в психодраме?

8. Кто такой протагонист?

9. Какие бывают вспомогательные Я ?

10. Основные стадии развития психодрамы.

ПРАКТИКУМ

Приводим несколько типичных упражнений психодрамы

В автобусе

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, которые стоят лицом друг у другу. Участники внутреннего круга изображают безбилетных пассажиров, а внешнего - контролеров. Они вступают в дискуссию: безбилетник приводит аргументы в свое оправдание, кон­тролер - свои доводы. Каждый в таком диалоге так или иначе прояв­ляет индивидуальные психологические особенности и особенности взаимодействия. После этого участники самостоятельно или с помо­щью руководителя анализируют поведение друг друга.

Желательно, чтобы партнеры менялись, а также чтобы каждый участник попробовал себя и в роли контролера, и в роли безби­летника.

Следует помнить, что обратившиеся к терапевту участники группы так или иначе страдают от каких-то комплексов, зажатости и неумений общаться. В процессе такого упражнения они учатся преодолевать эти комплексы.

Со стороны безбилетного пассажира они учатся преодолевать страх перед контролером и оправдывать свою позицию, договари­ваться. Со стороны контролера они учатся говорить «нет», отка­зывать в незаконной или неудобной для них просьбе (что многим трудно дается) или, напротив, приняв доводы безбилетника учат­ся поступать неформально не из слабости и неумения отказать, а сознательно, осмелившись принять решение против должностной инструкции, но по-человечески поняв просителя.

В магазине

Здесь участники группы разбиваются на продавцов и покупате­лей и разыгрывают разные ситуации конфликтов и их разрешения, которые периодически возникают между продавцами и покупате­лями. Они сами вспоминают и выбирают такие типовые конфлик­ты и разыгрывают роли. Здесь тоже важно, чтобы каждый участ­ник сыграл и продавца, и покупателя, причем с различными чле­нами группы.

Это упражнение, как и предыдущее, показывает и отрабатывает умения отстаивать свои интересы и идти на разумные компромиссы, без чего невозможно нормальное существование в обществе.

Семья

Один из участников группы разыгрывает сцену, типичную для его собственной семьи, предварительно распределив роли членов своей семьи между участниками группы. Игра позволяет ему луч­ше увидеть себя со стороны, а также объективнее оценить свои проблемы и проблемы членов своей семьи, чьи позиции в данной сцене будут отстаивать другие участники группы.

В конце, как обычно, проводится обсуждение.

Нередко это и подобные упражнения повторяются на после­дующих занятиях, так как участники не сразу понимают свои роли с позиции сценариста. Уточняя их роли, он одновременно уточня­ет и свое видение проблемы и проблемы других членов своей се­мьи, а при последующем обсуждении нередко находит пути их ре­шения.

Монолог с двойником

Здесь протагонист выходит в центр круга и старается наиболее точно прочувствовать и передать другим словами и жестами те мысли и чувства, которые испытывает в данный конкретный мо­мент («здесь и теперь»). Через некоторое время у него за спиной встает двойник и начинает жестами и мимикой сопровождать рас­сказ протагониста.

Здесь тоже каждый должен побывать и в той и в другой роли.

Заканчивается сцена всеобщим обсуждением того, насколько точно и понятно сумел выразить себя протагонист и насколько его понял двойник.

В процессе этого упражнения и его обсуждения каждый участ­ник (включая зрителей) тренирует способность понимать и выра­жать свои и чужие чувства, что является важным условием само­развития и взаимопонимания.

Психодрама - это метод групповой психотерапии. Она основана на разыгрывании разнообразных сцен и ситуации. У психодрамы есть два применения - она может быть способом для решения сложностей, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения часто сопутствуют и дополняют друг друга. Современная психодрама - очень гибкий и многогранный метод. В умелых руках он становится почти универсальным. Психодрама сочетает в себе возможности и для глубокой психотерапии, и для тренинга социальных навыков. В зависимости от потребностей клиента, этот метод может быть использован и для проживания сильных чувств, и для осознания истоков проблем и нахождения способов их решения. Психодрама используется и как тонкий инструмент психотерапии, и как эффективный метод профессионального обучения и личностного развития.

Помимо групповой психотерапии, психодрама широко используется в индивидуальной работе с людьми. Как в психотерапии, так и вне ее, например в коучинге. Эта статья посвящена групповой психодраматической терапии и специфике психодраматического подхода в целом.

Как проходят психодраматические группы?
Психодраматические группы обычно состоят из 8 - 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными - на несколько месяцев, так и короткими - на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться к ним в процессе работы уже нельзя - только с самого начала, в течение первых встреч.

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех, кто проявил желание, выбирается один или два человека. Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того, чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот - актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.

Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам, играющим роли, психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя. Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие, как в фильм или книгу, и проходя с протагонистом через проблемы к решению. И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.

В психодраме не оцениваются и не интерпретируются работы протагонистов, не даются советы, - психодраматическая групповая работа строится на уважении к каждому участнику группы, к его чувствам и к его внутреннему миру.

Как проходит психодраматическое действие?

«У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама».

Павел Горностай


Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.

Психодраматическое действие создается протагонистом и ведущим вместе. Роль ведущего в этом процессе может варьироваться от простого наблюдения до активной режиссерской работы - в зависимости от потребностей протагониста. Психодраматическое действие - это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы. Оно не всегда приводит к решению, но часто позволяет клиенту существенно продвинуться к нему.

Часто в психодраме проигрываются сцены из прошлого, в которых происходило что-то значимое для протагониста (если протагонист вспоминает о прошлом). Бывает, что у протагониста есть в прошлом какой-то неприятный эпизод, который вызвал когда-то много негативных или спутанных чувств, и отголоски этих чувств остаются с ним, мешая ему в настоящем. В психодраме можно вернуться в прошлое и понять, что именно внутри протагониста тогда произошло. И тогда найти способ отпустить эту ситуацию. Иногда значимый терапевтический эффект дает проживание своего прошлого по новому, хорошему сценарию.

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Это позволяет работать с событиями прошлого, если они слишком тяжелы для того, чтобы в них возвращаться. Символическое действие также может быть уместным в ситуациях, когда у протагониста нет конкретных воспоминаний о прошлом, или когда протагонист не хочет говорить на группе о чем-то конкретном из своего прошлого.

В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста для того, чтобы увидеть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемое? А может быть понять, почему оно не наступает? Или как-то иначе. Реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем.

Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию, когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать. Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта. А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.

Как и почему психодрама работает?
«В психоанализе человек рассказывает о своей проблеме, а в психодраме человек эту проблему разрешает в действии, во взаимодействии с другими людьми. В отношениях с другими людьми проблема когда-то возникла, теперь во взаимодействии с другими человек эту проблему решает. В психодраме человек не просто понимает, что с ним происходит, но он четко знает, что ему теперь делать и как. Понимает, знает и изменяет».

Виктор Семенов


Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой. Реалистичность психодрамы заключается в следующем. Когда человек проигрывает в психодраме ситуацию своей жизни или своего внутреннего мира, он погружается в реальные чувства, характерные для этой ситуации. И когда в психодраме он эту ситуацию разрешает, это разрешение становится его новым опытом действия в такой ситуации.

«Когда человек работает [в психодраме] с какой-то своей проблемой, вопросом, потребностью, он это делает с помощью действия. И именно действие позволяет ему быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает. Действие в каком-то смысле "правдивее" слов. Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему словами, но когда начинаем действовать, то тут случаются какие-то неожиданности. Всё оказывается немножко не так».

Екатерина Михайлова


Все богатство внутреннего мира человека, его желания, мечты, проблемы и представления о мире влияют на то, как человек действует по отношению к себе и другим. Психодрама работает с внутренним миром для того, чтобы изменились действия человека. В психодраматической игре можно пробовать, примерять, экспериментировать, искать и находить новые способы действовать в любых реальных ситуациях. И если идти этим способом, то в психодраме можно сначала спонтанно найти решение проблемы, а потом понять, что произошло.

«И от любого пустяка [в психодраме] вдруг открывается какое-то бесконечное пространство, в котором человек обнаруживает массу вещей про себя, которые даже в голову не приходили. Вся жизнь человека, его память, его чувства, его отношения начинают складываться в какой-то узор, и этот узор становится понятен, как будто осязаем. И тогда, когда узор понятен, становится ясно, что делать дальше. Для меня в психодраме самым дорогим как раз и является тот момент, когда обычный человек вдруг становится художником, писателем, творцом своей жизни. Я думаю, что основной эффект психодрамы именно в этом, - человек становится сам себе интересен, он многое о себе узнает, начинает что-то менять, что-то пробовать, экспериментировать».

Екатерина Михайлова


Психодрама раскрывает перед человеком его собственный внутренний мир и позволяет увидеть и почувствовать его целиком. И дает широкие возможности для изменения этого мира в соответствии с собственными желаниями человека. Психодраматическая группа с начала и до конца - это целостный психотерапевтический процесс. Участие в групповой работе позволяет учиться лучше взаимодействовать с другими людьми. Когда человек является протагонистом - он учится видеть свой внутренний мир со стороны и менять его, т.е. он учится быть терапевтом сам себе. Когда человек играет роли и является зрителем - он через сопереживание приобретает новый опыт вместе с протагонистом. Психодрама позволяет всем участникам учиться понимать причины появления проблем и возможности их решения, и это умение, в перспективе, дает возможность самостоятельно находить решения своим проблемам.

Павел Корниенко; v. 0.8.1
Павел Горностай - вице-президент Киевской ассоциации психодрамы.
Екатерина Михайлова - руководитель длительной учебной программы по психодраме (ИГиСП).
Виктор Семенов - руководитель длительной учебной программы по психодраме (ИГПиСП).

Всякое время рождает свои актуальные темы. Всякое время диктует свои формы и способы работы с ними. Мы предлагаем вам форму, которая проверена многолетней практикой как зарубежных, так и отечественных специалистов. Сочетание динамичной гибкой структуры и классики в содержании дает возможность свободы и глубины работы, но строго учитывает особенности зависимости и реальные возможности процесса выздоровления.

Приглашаем психологов, социальных работников, консультантов. Если вам интересно и важно профессионально расти, а также необходимо научиться эффективно работать с зависимостями, наша программа для вас. В программе то, что необходимо знать и уметь для успешной работы с зависимостями:

  1. Диагностика зависимостей (эмоциональной, игровой, химической). Где кончаются жизненные трудности и начинается зависимость. Причины и течение болезни. Особенности зависимого поведения.
  2. Психические расстройства и зависимости. «Двойной диагноз». Особенности работы.
  3. Социо-культурные аспекты распространения болезни. Влияние психогенных факторов на возникновение зависимости.
  4. Начало процесса. Первичный прием. Формирование мотивации на выздоровление. Как начать, удержать, и развивать контакт. Типичные трудности в начале работы. Первичный прием.
  5. Семья и ее роль как системы в течении болезни и в выздоровлении. Построение контакта, формирование мотивации к изменениям. Типичные трудности начала контакта. Способы построения дальнейшего взаимодействия с семьей зависимого.
  6. Существующие модели лечения зависимостей.
  7. Холистическая модель (наиболее успешная и часто используемая в России). Как построить реабилитационный процесс. Структура, содержание.
  8. Работа в команде. Возможные способы взаимодействия. Влияние взаимоотношений и качества взаимодействия в команде на процесс реабилитации. Созависимость профессионалов. Профилактика выгорания. Возможности профессионального роста. Построение профессиональной позиции.
  9. Стандарты этики в работе с зависимостями. Этика принятия решений.
  10. Групповая работа, как важное звено работы с зависимостями. Особенности группового процесса. Как с ними обходиться. Что нужно знать и уметь для высокой эффективности группового процесса.
  11. Формы групповой работы. Элементы методов и техники успешно применяемые в работе с зависимостями:
  • психодрама (возможности и ограничения в работе с зависимыми)
  • арт-терапия (возможности и ограничения в работе с зависимыми)
  • техники юнгианского подхода
  • Супервизия в реабилитации.