Распределение средней температуры января и июля. Последовательность выполнения работы. Практические работы


Публикуется с небольшими сокращениями

Наглядное представление об этом распределении дают нам так называемые карты изотерм, т. е. линий, соединяющих места с одинаковой средней температурой. Было уже сказано, что для построения изотерм обычно все температуры приводятся к уровню моря, т. е. прибавляют к температуре данного места некоторое число градусов соответственно его высоте. Кроме того, надо иметь в виду, что при построении изотерм пользуются так называемыми нормальными температурами, т. е. средними за много лет, вычисленными с точностью до 0°,1.
Средние годовые нормальные температуры получаются, если их вывести из записей термографа или из ежечасных наблюдений термометра. Большое значение имеет правильная установка термометра. Обыкновенно термометры и термографы устанавливают в специальных метеорологических будках, на некоторой высоте над землей (до 2 м). В настоящее время для измерения температуры также пользуются психрометром Ассмана, в котором имеется вентилятор. Благодаря вентилятору происходит циркуляция воздуха вокруг шарика, защищенного оправой от лучей солнца, что сообщает термометру действительную температуру воздуха.
Опыт показал, что довольно точную среднюю суточную температуру можно получить из трех-четырех наблюдении за день, если взять подходящие сроки. На метеорологических станциях такие срочные наблюдения с 1935 г. производятся в 7, в 13, в 19 часов и в 1 час ночи по местному среднему солнечному времени. Раньше наблюдения производили в 3 срока (в 7, в 13 часов и в 21 час). Но полученная средняя суточная температура будет иметь значение только для данного года, так как температура сильно колеблется из года в год. Поэтому среднюю нормальную температуру для данного дня мы получим только в том случае, если будем продолжать наблюдения в течение 35-50 и больше лет и возьмем среднее арифметическое из полученных за этот промежуток времени средних суточных температур.
Чтобы получить среднюю месячную температуру, необходимо взять сумму средних нормальных температур для всех дней данного месяца и разделить их на число дней этого месяца. Наконец, чтобы получить среднюю годовую, надо взять сумму всех нормальных месячных температур и разделить на 12.
С этими средними нормальными температурами мы и имеем дело на картах изотерм.
Следует, однако, отметить, что средние нормальные температуры для данного дня, месяца или года далеко не являются самыми частыми, т. е. чаще всего наблюдаемыми. Для того чтобы получить температуру, наиболее часто повторяющуюся в данном месяце, надо восставить к горизонтальной линии (абсциссе) перпендикуляры (ординаты), по длине пропорциональные числу дней с одной и той же определенной температурой. Очевидно, что наиболее длинный перпендикуляр и будет соответствовать температуре, чаще всего наблюдавшейся за данный месяц.
В дальнейшем изложении рассматриваются карты годовых изотерм и изотерм за январь и июль месяцы, т. е. распределение температуры в среднем за год и за наиболее холодный и наиболее теплый месяцы.
Сначала обратимся к распределению средних годовых температур.
Если бы земной шар был весь покрыт морем или, наоборот, его поверхность представляла бы только сушу, то изотермы располагались бы параллельными кругами, и температура правильно убывала бы от экватора к полюсам.
До 45° широты материковый климат теплее морского, под 45° широты оба климата по общему количества тепла одинаковы, а в более высоких широтах, наоборот, морской климат теплее материкового. Такое распределение температуры будет понятно, если мы примем во внимание, что в низших широтах имеет наибольшее значение летнее нагревание, и потому перевес в температуре остается за сушей. В высших широтах средняя годовая температура местности зависит, главным образом, от остывания поверхности во время зимы, а оно, как мы знаем, происходит гораздо быстрее на суше, чем на воде. Теперь мы видим, какое огромное значение в климатическом отношении имеет то или иное распределение суши и моря; если бы мы имели все материки расположенными близ экватора, а моря - в полярных странах, то этим смягчался бы суровый климат севера, но на материках температура была бы очень высока.
На самом деле мы видим неправильное чередование моря и суши, при этом в некоторых местах материки расширяются, в других суживаются. Это вносит большое разнообразие в распределение годовых температур и обусловливает изгибы изотерм.
Рассматривая карту годовых изотерм, мы убеждаемся, что наиболее теплые места на земле находятся в северном полушарии, и что термический экватор смещен к северу от географического экватора. Самые теплые места лежат в Сахаре (температура выше 30°); подобные же центры нагревания находятся в Индостане и на севера Мексики.
Следовательно, северное полушарие в среднем за год теплее южного, а причина этого заключается в большем расширении материков в низких широтах северного полушария. То обстоятельство, что наиболее теплые страны расположены не на экваторе, а около тропика Рака, объясняется, кроме расширения материков, еще присутствием в этих широтах каменистых и песчаных пустынь, лишенных растительного покрова. На экваторе в летнее время выпадает много осадков, и облачность ослабляет нагревание поверхности земли. Кроме того, богатая растительность в свою очередь защищает поверхность земли от непосредственного нагревания, тогда как в пустынях поверхность нагревается и отдает путем лучеиспускания и теплопроводности свою теплоту нижним слоям воздуха.
Места с наиболее низкой годичной температурой находятся на континентах, в полярных странах, особенно северного полушария. На Гринелевой Земле, к западу от Гренландии, средняя годовая температура -20°,4. В северной Гренландии, вероятно, встречаются и более холодные места (до -25°). Большая часть Гренландии в течение всего года покрыта сплошным ледяным покровом, и поверхность ее теряет очень много тепла. По той же причине очень низкая температура должна быть па Антарктиде. Принимают ее среднюю годовую температуру равной -25°. (Из трехлетних наблюдений Скотта выведена средняя годовая -17°,6, но во внутренних частях Антарктиды она должна быть ниже.)
Далее, на карте годовых изотерм обращают на себя внимание изгибы изотерм на суше и на море.
Мы видим, что в высших широтах северного полушария к северу от45° изотермы изгибаются в сторону полюса на океанах и в сторону экватора на материках. Это показывает, что на море в этих широтах теплее, чем на суше, так как в высших широтах имеет большее значение ход остывания поверхности, чем ход нагревания, а море дольше сохраняет запас тепла.
Следует обратить внимание на то. что восточные берега океанов в высших широтах теплее, чем западные. Причина этого - в морских течениях и в направлении преобладающих ветров. Восточные берега океанов подвержены влиянию теплых течений, несущих нагретую воду от экватора (Гольфстрим в Атлантическом, Куро-Сиво в Тихом), и влиянию теплых и влажных юго-западных ветров, содействующих нагреванию западных частей континентов.
В низших широтах обоих полушарий, наоборот, восточные берега океанов холоднее западных, так как они омываются холодными возвратными течениями (Бенгуэльское, Перуанское и др.).
Средние годовые температуры представляют до некоторой степени величины отвлеченные; гораздо более соответствуют действительному положению вещей изотермы двух крайних месяцев - января и июля.
Январь - это самый холодный месяц в северном полушарии. Естественно, что в январе термический экватор передвигается к южному полушарию, так как солнце стоит в зените на тропике Козерога. Наиболее теплые места расположены внутри южных континентов, в особенности в пустынных областях Южной Америки, Африки и Австралии, причем в последней температура выше 32°. Так как внутренние части южных континентов сильно нагреты, то изгибы изотерм у их западных берегов в этом месяце выражены еще сильнее, чем в годовых изотермах, благодаря резкой разнице в температуре между охлажденными холодными течениями берегами и разогретыми внутренними частями материков. Теперь обратимся к северному полушарию. Здесь картина в общем такая же, как и на карте годовых изотерм. Но контрасты между более теплыми океанами и холодными материками и между восточными и западными берегами выражены более резко. В особенности большой изгиб изотерм мы видим в северной части Атлантического океана, так как Атлантическое течение проникает далеко на север в полярные моря и делает их много теплее, чем следовало бы ожидать, судя по широте. К Тихому океану это относится в меньшей степени, так как сближение Азии и Америки препятствует теплому течению Куро-Сиво проникнуть далее к северу, и, кроме того, теплота течения здесь должна распределиться на более обширном пространстве Тихого океана. Западные берега континентов в Старом и Новом Свете теплее восточных, особенно это различие выступает в Старом Свете; нулевая изотерма вдоль западного побережья Норвегии заходит за полярный круг (даже за 70° с. ш.), затем она спускается почти по меридиану до 60° с. ш., пересекает Каспийское море под 40°, в Восточной Азии она проходит под 34°, пересекает Японию почти на широте 40°, а далее у западных берегов Америки она поднимается до 53°, но в середине Америки снова опускается до 38°, а на востоке находится под 40°. Благодаря такому ходу изотерм Шанхай на восточном берегу Азии имеет такую же среднюю январскую температуру, как Фарерские острова, расположенные к северу от 60-й параллели.
Затем следует отметить сильное охлаждение, которое испытывает Азиатский континент. Близ Верхоянска, к востоку от реки Лены, находится полюс холода, т. е. такое место, от которого температура повышается во всех направлениях; поэтому изотермы имеют здесь формы кругов. В Якутске средняя январская температура -43°,3, в Верхоянске-50°,5. Ввиду этого в Сибири температуру нельзя измерять ртутным термометром и приходится пользоваться спиртовым, так как ртуть замерзает при -40°. За последние годы в Восточной Сибири близ Оймякона обнаружен еще один полюс холода с более низкими, чем в Верхоянске, температурами. В Америке не наблюдается такой низкой температуры зимой, как в Азии. Это потому, что последняя гораздо больше вытянута в ширину и представляет более значительную материковую массу, чем Северная Америка. Третий центр холода лежит в Гренландии, где температура, судя по изгибам изотерм, опускается до -45°.
Таким образом, сибирские центры холода более резко выражены, чем гренландский. Абсолютный минимум для Верхоянска равняется даже -69°,8. Правда, самая низкая температура здесь наблюдается в долинах, вообще в понижениях поверхности, куда стекает и где застаивается холодный, тяжелый воздух. Но если даже принять это во внимание и иметь в виду температуру на водоразделах, то все-таки сибирский полюс окажется более холодным. Низкие температуры в Сибири устанавливаются в ноябре и держатся до марта; в Гренландии полюс холода держится круглый год.
Для человека низкие температуры Восточной Сибири не являются столь невыносимыми, как то могло бы казаться: дело в том, что морозы стоят здесь при ясной тихой погоде и воздух очень сух. Зимой здесь устанавливается высокое барометрическое давление, ветры очень слабы или совершенно отсутствуют.
Чтобы покончить с изотермами января, обратим еще внимание на то, что в Европе они имеют почти меридиональное направление. Таким образом, здесь совершенно нарушается зависимость распределения температур от солнца (от солярного климата). На всем Европейско-Азиатском континенте, за исключением восточной окраины, температура быстрее убывает с запада на восток, чем с юга на север.
Перейдем теперь к июльским изотермам; в июле лето в северном полушарии и зима в южном.
Солнце стоит в зените на тропике Рака, и потому наиболее нагретые места лежат в северном полушарии. Самыми теплыми местами являются: Сахара, где наблюдается средняя температура в 36°, Аравия, Месопотамия, Иран, западная Индия и пустынные области южной части Северной Америки, где бассейны Колорадо и Аризоны и отчасти Мексика являются центрами тепла со средней температурой до 32°.
Июльские изотермы идут в общем гораздо правильнее январских, так как распределение температуры в это время года зависит от широты в большей степени, чем то наблюдается в январе. Как видно из карты июльских изотерм, изгибы их в северном полушарии как раз обратные изгибам январских изотерм: изотермы приподнимаются несколько к полюсу на континентах и опускаются к экватору на океанах. В западных частях материков обычный контраст между нагретой сушей и морем сглаживается благодаря преобладанию западных морских влажных ветров. Кроме того, и температура океанов у западных берегов материков в средних широтах несколько выше благодаря теплым течениям, и так как разница между температурой суши и моря невелика, то июльские изотермы поднимаются к центру материка довольно-полого, постепенно. Исключение представляет резкий изгиб на западном берегу Северной Америки, но это объясняется орографическими условиями: здесь Кордильеры представляют резкую границу между нагретым континентом и прохладным океаном, причем влияние этого последнего распространяется только на узкую береговую полосу.
Что касается южного полушария, то здесь изотермы распределены более правильно. Особенно правильное распределение изотерм мы видим там, куда материки совсем не заходят; но и здесь, впрочем, есть кое-какие отклонения. Благодаря полярным экспедициям теперь можно построить изотермы и для южных высоких широт. Самая низкая изотерма в южных полярных морях -15°; на Антарктическом материке надо предполагать еще более низкую температуру, и именно там, по всей вероятности, находится главный полюс холода. Из наблюдений Амундсена под 78°38" ю. ш., на высоте 11 м имеем следующие цифры для августа: средняя температура -44°,5, максимум -24°,5, минимум -58°,5.
Из общего распределения температур в июле обращает на себя внимание крайне низкая летняя температура Лабрадора. В северной его части средняя июльская температура спускается до 10° и даже до 8°, тогда как в Европе под той же широтой температура гораздо выше - около 15°. Вообще вся восточная часть Соединенных Штатов Америки и Канада находятся в менее благоприятных климатических условия, нежели Европа, потому что летняя температура там значительно ниже. Лабрадор по своей температуре близок к Камчатке в Восточной Азии и ввиду крайне холодного лета, почти совершенно исключающего возможность земледелия, стоит в этом отношении даже позади Якутской АССР, где, несмотря на 40-градусные и 50-градусные зимние морозы и вечно мерзлую почву на некоторой глубине, вызревают пшеница и даже арбузы и помидоры. Можно иллюстрировать распределение температуры на земном шаре еще иным способом: вычислить среднюю температуру для каждого градуса широты и с этими средними температурами, которые называются также нормальными, сравнивать действительно наблюдаемые в данном месте температуры; тогда окажется, что в некоторых местах температура на самом деле выше, а в других ниже средней, вычисленной для данной широты. В первом случае, т. е. когда действительные температуры выше средней, имеется положительная аномалия, или положительное отклонение; во втором случае, когда действительная температура ниже средней, - отрицательная аномалия. Соединяя все места с одинаковыми отклонениями, получим систему изаномал.
На карте январских изаномал видно, что в январе наибольшие отрицательные аномалии находятся в Азии (в Сибири и Центральной Азии) и в Северной Америке. Особенно резко отрицательная аномалия выражена в Якутской АССР. Здесь в это время аномалия достигает -20 и даже -24°. Положительные аномалии мы находим в это время в северных частях Атлантического и Тихого океанов, а также на континентах в южном полушарии, где в январе - лето (южная Африка, Южная Америка и почти вся Австралия). Особенно велика положительная аномалия в северной части Атлантического океана (до 20°). Область положительных аномалий захватывает здесь также и большую часть Европы. В южных частях океанов, начиная с широты 35-40°, мы наблюдаем в январе отрицательную аномалию, которая вокруг Антарктиды достигает значительной величины, так как понижению температуры здесь содействует также таяние материкового льда.
В июле положительные аномалии в северном полушарии на континентах - в Азии и в Америке. Наибольшая аномалия в Сахаре, Аравии, Иране и Тибете. В Европе положительных аномалий на западе почти не наблюдается, так как она испытывает умеряющее влияние со стороны Атлантического океана. На океанах в северном полушарии в июле отрицательные аномалии, более значительные в их западных частях, так как здесь понижению температуры содействуют также холодные течения. На востоке Атлантического океана под влиянием Гольфстрима отрицательная аномалия очень незначительна.
В южном полушарии в июле зима, поэтому мы должны ожидать отрицательных аномалий на континентах южного полушария, но так как последние не заходят далеко в высокие широты, то отрицательные аномалии вообще невелики, больше всего в Австралии (свыше -4°), и расположены ближе к западным берегам, где охлаждению способствуют также холодные возвратные течения. В океанах южного полушария температура нормальна или обнаруживает незначительную положительную аномалию.
Система изаномал годовых в несколько смягченном виде повторяет то, что наблюдается в январе. Наибольшая положительная аномалия в среднем за год наблюдается в северной части Атлантического океана (до 12° и даже выше) и в Западной Европе, причем она покрывает не весь этот океан, а сдвинута на восток, так что У восточных берегов Америки наблюдается уже отрицательная аномалия. На размерах и положении этой аномалии сказывается влияние Гольфстрима и холодных течений на западе Атлантического океана (Лабрадорское течение). В Тихом океане имеется также соответствующая положительная аномалия, но она значительно слабее, не проникает так далеко на север и захватывает лишь западный берег Северной Америки, так как согревающее влияние теплых вод не может распространяться за барьер гор, окаймляющих здесь Америку. На годовых аномалиях лучше всего видно преимущество Гольфстрима как климатического фактора над течением Куро-Сиво. Влияние теплых вод Гольфстрима, вследствие отсутствия преград для его проникновения, сказывается далеко на севере (Шпицберген и Земля Франца-Иосифа имеют еще высокую положительную аномалию), тогда как влияние Куро-Сиво - лишь до широты южной части Берингова пролива. Кроме того, интенсивность влияния Гольфстрима уже потому больше, чем Куро-Сиво, что оно распространяется на меньшую поверхность Атлантического океана; наконец, благотворное влияние Гольфстрима при содействии западных ветров распространяется далеко в глубь континента, тогда как орографическое строение Америки ставит преграду распространению влияния Куро-Сиво.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Географическое распределение температуры воздуха у земной поверхности

1. Рассматривая карты многолетнего среднего распределения температуры воздуха на уровне моря для отдельных календарных месяцев и для всего года, мы обнаруживаем в этом распределении ряд закономерностей, указывающих на влияние географических факторов.

Таково прежде всего влияние широты. Температура в общем убывает от экватора к полюсам в соответствии с распределением радиационного баланса земной поверхности. Это убывание особенно значительно в каждом полушарии зимой, потому что вблизи экватора температура мало изменяется в годовом ходе, а в высоких широтах зимой она значительно ниже, чем летом.

Однако изотермы на картах не вполне совпадают с широтными кругами, как и изолинии радиационного баланса. Особенно сильно они отклоняются от зональности в северном полушарии. В этом ясно видно влияние расчленения земной поверхности на сушу и,море, что мы подробнее рассмотрим дальше. Кроме того, возмущения в распределении температуры связаны с наличием снежного или ледяного покрова, горных хребтов, с теплыми и холодными океаническими течениями. Наконец, на распределение температуры влияют и особенности общей циркуляции атмосферы. Ведь температура в каждом данном месте определяется не только условиями радиационного баланса в этом месте, но и переносом воздуха из других районов. Например, самые низкие температуры в Евразии обнаруживаются не в центре материка, а сильно сдвинуты в его восточную часть. В западной части Евразии температуры зимой выше, а летом ниже, чем в восточной, именно потому, что при преобладающем западном направлении воздушных течений с запада в Евразию далеко проникают массы морского воздуха с Атлантического океана.

2. Год. Отклонения от широтных кругов меньше всего на карте средних годовых температур для уровня моря (карта XI). Зимой материки холоднее океанов, а летом теплее, поэтому в средних годовых значениях противоположные отклонения изотерм от зонального распределения частично взаимно компенсируются. На средней годовой карте мы находим по обе стороны от экватора в тропиках широкую зону, где средние годовые температуры выше 25 °С. Внутри этой зоны очерчиваются замкнутыми изотермами острова тепла над Северной Африкой и, менее значительные по размерам, над Индией и Мексикой, где средняя годовая температура выше 28 °С. Над Южной Америкой, Южной Африкой и Австралией таких островов тепла нет; однако над этими материками изотермы прогибаются к югу, образуя <языки тепла>: высокие температуры распространяются здесь дальше в сторону высоких широт, чем над океанами. Мы видим, таким образом, что в тропиках в среднем годовом материки теплее океанов (речь идет о температуре воздуха над ними).

Во внетропических широтах изотермы менее отклоняются от широтных кругов, особенно в южном полушарии, где подстилающая поверхность в средних широтах представляет собой почти сплошной океан. Но в северном полушарии мы все-таки находим в средних и высоких широтах более или менее заметные отклонения изотерм к югу над материками Азии и Северной Америки. Это значит, что в среднем годовом материки в этих широтах несколько холоднее океанов.

Самые теплые в среднем годовом места Земли лежат на побережьях южной части Красного моря. В Массауе (Эритрея, 15,6° с. ш., 39,4° в. д.) средняя годовая температура на уровне моря 30 °С, а в Ходейде (Йемен, 14,6° с. ш., 42,8° в. д.) даже 32,5 °С. Самым холодным районом является Восточная Антарктида, где в центре плато средние годовые температуры -50 ... ... 55 С. 1

3. Январь (карта XII). На картах для января и июля (центральные месяцы зимы и лета) отклонения изотерм от зонального направления значительно больше. Правда, в тропиках северного полушария январские температуры на океанах и материках довольно близки между собой (под каждой данной параллелью). Изотермы проходят не особенно сильно отклоняясь от широтных кругов. Внутри тропиков температура мало изменяется и с широтой. Но вне тропиков в северном полушарии она быстро убывает к полюсу. Изотермы проходят здесь очень густо в сравнении с июльской картой. Помимо того, мы находим над холодными материками северного полушария во внетропических широтах резко выраженные прогибы изотерм в направлении к югу, а над более теплыми океанами - к северу: языки холода и тепла.

Карта XI. Распределение средней годовой температуры воздуха на уровне моря (°С).

Особенно значителен прогиб изотерм к северу над теплыми водами Северной Атлантики, над восточной частью океана, где проходит ветвь Гольфстрима - Атлантическое течение. Мы видим здесь яркий пример влияния океанических течений на распределение температуры. Нулевая изотерма в этом районе Северной Атлантики проникает за полярный круг (зимой!). Резкое сгущение изотерм у берегов Норвегии говорит еще об одном факторе - о влиянии прибрежных гор, за которыми скапливается в глубине полуострова холодный воздух. Это усиливает контраст между температурами над Гольфстримом и Скандинавским полуостровом. В районе Тихоокеанского побережья Северной Америки можно заметить сходное влияние Скалистых гор. Но сгущение изотерм на восточном побережье Азии связано преимущественно с характером атмосферной циркуляции: в январе теплые массы воздуха с Тихого океана почти не попадают на материк Азии, а холодные континентальные воздушные массы быстро прогреваются над океаном.

Над северо-востоком Азии и над Гренландией мы находим даже замкнутые изотермы, обрисовывающие острова холода. В первом районе, между Леной и Индигиркой, средние температуры января достигают -48°С, а на уровне местности -50 °С и ниже, абсолютные минимумы - даже -70 °С. Это район якутского полюса холода. Самые низкие температуры наблюдаются в Верхоянске (67,5° с. ш., 133,4° в. д.) и Оймяконе (63,2° с. ш., 143,1° в. д.).

Северо-восток Азии зимой имеет очень низкие температуры во всей толще тропосферы. Но возникновению чрезвычайно низких минимумов температуры у земной поверхности способствуют в указанных районах орографические условия: эти низкие температуры наблюдаются на впадинах или долинах, окруженных горами, где создается застой воздуха в нижних слоях.

Вторым полюсом холода в северном полушарии является Гренландия. Средняя температура января на уровне местности здесь понижается до -55 °С, а наинизшие температуры в центре острова доходят, по-видимому, до таких же низких значений, как в Якутии (-70 °С), На карте изотерм для уровня моря этот гренландский полюс холода выражен не так хорошо, как якутский, вследствие большой высоты гренландского плато. Существенное отличие гренландского полюса холода от якутского состоит в том, что и летом температуры над льдами Гренландии очень низки: средняя температура июля на уровне местности до - 15°С. В Якутии же температуры летом сравнительно высоки: того же порядка, что под соответствующими широтами в Европе. Поэтому гренландский полюс холода является постоянным, а якутский - только зимним. Очень холоден и район Баффиновой Земли.

Карта XII. Распределение средней месячной температуры воздуха на уровне моря в январе (°С).

В области Северного полюса средняя температура зимой выше, чем в Якутии и Гренландии, так как циклоны сравнительно часто заносят сюда воздушные массы с Атлантического и Тихого океанов.

В южном полушарии в январе лето. Распределение температуры в тропиках южного полушария над океанами весьма равномерно. Но над материками в Южной Африке, Южной Америке и особенно в Австралии намечаются Хорошо выраженные острова тепла со средними температурами до 34 °С в Австралии. Максимальные температуры достигают в Австралии 55 °С. В Южной Африке температуры на уровне местности не так высоки вследствие значительных высот местности над уровнем моря: абсолютные максимумы температуры не превышают 45 °С.

Во внетропических широтах южного полушария температура падает более или менее быстро примерно до 50-й параллели. Затем идет широкая зона с однородными температурами, близкими к 0-5 °С, до самых берегов Антарктиды. В глубине ледяного материка температура падает до -35°С. Следует обратить внимание на языки холода над океанами у западных берегов Южной Америки и Южной Африки, связанные с холодными океаническими течениями.

4. Июль (карта XIII). В июле в тропиках и субтропиках северного, теперь летнего полушария хорошо выражены острова тепла с замкнутыми изотермами над Северной Африкой, Аравией, Центральной Азией и Мексикой. Нужно заметить, что как Мексика, так и Центральная Азия обладают большими высотами над уровнем моря, и температуры на уровне местности там не так высоки, как на уровне моря.

Средние июльские температуры в Сахаре достигают 40 °С (на уровне местности несколько ниже). Абсолютные максимумы температуры в Северной Африке доходят до 58 °С (Азизия в Ливийской пустыне, южнее города Триполи; 32,4° с. ш., 13,0° в. д.). Немногим ниже, 57°С, абсолютный максимум температуры в глубокой впадине среди гор в Калифорнии, в Долине

Карта XIII. Распределение средней месячной температуры воздуха на уровне моря в июле (°С).

Рис. 28. Зависимость средней температуры воздуха у земной поверхности от географической широты. 1 - январь, 2 - июль, 3 - год.

Смерти (36,5° с. ш., 117,5° з. д.). В СССР абсолютные максимумы температуры в Туркмении доходят до 50 °С.

Над океанами воздух холоднее, чем над материками, как в тропиках, так и во внетропических широтах.

Островов тепла и холода с замкнутыми изотермами во внетропических широтах северного полушария нет, но заметны прогибы изотерм к экватору над океанами и к полюсу над материками. Прогиб изотерм к югу мы видим и над Гренландией с ее постоянным ледяным покровом. Низкие температуры над Гренландией, конечно, лучше выражены на уровне местности, где средняя температура в центре острова ниже -15 °С.

Интересно сгущение изотерм у берегов Калифорнии, связанное с соседством перегретых пустынь и холодного Калифорнийского течения. Средняя температура июля на побережье Северной Калифорнии около 16°С, а в пустыне внутри страны до 32 °С и выше. Следует также отметить языки холода над Охотским и Беринговым морями и над Байкалом. Температура над последним в июле понижена примерно на 5°С по сравнению с районами, удаленными от озера на 100 км.

В южном полушарии в июле зима и замкнутых изотерм над материками нет. Влияние холодных течений у западных берегов Америки и Африки сказывается и в июле (языки холода). Но в общем изотермы особенно близки к широтным кругам. Во внетропических широтах температура довольно быстро понижается в направлении к Антарктиде. На окраинах материка она достигает -15...-35 °С, а в центре Восточной Антарктиды средние температуры близки к -70 °С. В отдельных случаях наблюдаются температуры ниже -80 °С, абсолютный минимум ниже -88 °С (ст. Восток, 72,1° ю. ш., 96,6° в. д., высота 3420 м). Это полюс холода не только южного полушария, но и всего земного шара.

07.09.2017

Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России. Определение координат крайних точек территории России»

Ход работы:

План характеристики географического положения страны:

1. На каком материке находится страна, в какой его части?

2. Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?

3. В каких поясах освещенности находится страна?

4. Каковы сухопутные и морские границы страны?

5. Какой город является столицей?
В какой части страны он находится?
Какие имеет географические координаты?

12.09.2017

Практическая работа № 2 (обучающая)

«Решение задач на определение поясного времени»

Цель: Научиться решать задачи по определению местного и поясного времени.

Ход работы:

Для определения местного времени необходимо:

1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;

2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;

3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;

4. Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести в часы и минуты;

5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.

Например:

Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.

1. меридиан Самары - 51º в.д.;

2. меридиан Магадана - 151º в.д.;

3. расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º

4. разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;

5. местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут.

Вариант 1.

1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

Вариант 2.

1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

03.10.2017

Практическая работа № 3 (обучающая)

«Выявление взаимозависимостей тектонической структуры,

Формы рельефа, полезных ископаемых на территории России»

12.10.2017

Практическая работа №4 (обучающая)

"Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков"

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины тако­го распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

1) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиат­ской частях России? Где расположены территории с самыми высо­кими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

2) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

3) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше все­го осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказы­вают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

14.11.2017

Практическая работа №5

" Составление прогнозов погоды"

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться состав­лять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

1) Проведите анализ синоптической карты

2) Сравните состояние погоды в городах по предложен­ному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Практическая работа № 1.

Характеристика географического положения России.

Практическая работа 2.

Определение поясного времени по карте часовых поясов

Цели работы: в ходе выполнения практической работы , используя текст учебника - § 4, рис. 5 «Часовые пояса» на с. 17:

1) Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.

2) Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

I . Теоретическая часть (время выполнения 15 мин). Изучив текст § 4 и рис. 5 на с. 17:

1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.

2. Какое время называется местным?

3. Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

4. Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

6. Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

7. В каком часовом поясе находится Ставрополь?

8. Что называется поясным временем?

9. Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

11. Какое время называют декретным, летним, московским?

II. Обсуждение вопросов (10 мин).

III . Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени (выполняется в тетради, время выполнения 10 мин).

Пример: определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч. Краткая запись условия: Москва - 10 ч.

Якутск - ? Последовательность выполнения задания:

1) определить, вкаких часовых поясах находятся данные пункты:

Москва - во 2-м, Якутск - в 8-м;

2) определить разницу между часовыми поясами:

3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается:

Ответ: в Якутске 16 ч.

Выполнить самостоятельно

1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч вечера.

2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.

Дополнительные задания

1. На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? в1-й?

2. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете вМурманск на такое же расстояние не надо?

3. Чем отличается поясное время от декретного?

4. Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?

5. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставрополе 31 декабря , если оно было послано из Владивостока 1 января ?

Практическая работа 2.

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей

Цели работы: 1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указанных в таблице форм рельефа.)

Формам рельефа

Преобладающие высоты

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

Восточно-Европей­ская равнина

Среднерусская возвышенность

Горы Хибины

Западно-Сибирская низменность

Алданское нагорье

Уральские горы

Верхоянский хребет

Хребет Черского

Сихотэ-Алинь

Срединный хребет

Практическая работа 3.

Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте.

Цели работы: 1.По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.

2. Объяснить выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы

1. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Практическая работа 4.

Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение.

Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, называется суммарной радиацией.

Часть солнечной радиации, которая нагревает земную поверхность, называется поглощенной радиацией.

Она характеризуется радиационным балансом.

Цели работы: 1. Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные закономерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

Последовательность выполнения работы

1. Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карте? В каких единицах она измеряется?

2. Каким способом показан радиационный баланс? В каких единицах он измеряется?

3. Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.

Практическая работа 5.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды.

Сложные явления, происходящие в тропосфере, отражаются на специальных картах - синоптических, которые показывают состояние погоды на определенный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Синоптическая карта создавалась постепенно. А. Гумбольдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с 1860 г. давал прогнозы бурь и составлял карты погоды, которые очень ценили моряки.

Цели работы : 1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

1. Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей со­стояние погоды на 11 января 1992 г. (рис. 88 на с. 180 учебника).

2. Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

Практическая работа 6.

Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков

Цели работы: 1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

2. Рассмотрите рис. 28 на с. 58 учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих фак-

торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

3. Рассмотрите рис. 29 на с. 59 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа 7.

Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

Цели работы: 1.Сформировать знание о коэффициенте увлажнения как об одном из важнейших климатических показателей. 2. Научиться определять коэффициент увлажнения.

Последовательность выполнения работы

1. Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запишите определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.

2. Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите коэффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Норильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якутска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Владивостока (можно дать задания для двух вариантов).

3. Выполните расчеты и распределите города по группам в зависимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы оформите в виде схемы:

4. Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в формировании природных процессов.

5. Можно ли утверждать, что восточная часть территории Ставропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?

Практическая работа 8.

Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования.

Реки - «продукт климата».

Питание и режим реки обусловлены климатом, падение реки определяется рельефом территории, по которой протекает река.

Цели работы: 1. Определить особенности питания, режима, годового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.

Последовательность выполнения работы

1. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учебника, рис. 40 на с. 76, рис. 42, 43 на с. 79, табл. «Крупные реки России» на с. 87, составьте характеристику реки Лены по предложенному плану.

Форма фиксации результатов - по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание реки, запись данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подписано название реки; 2) отмечены исток и устье; 3) показано, к бассейну какого океана принадлежит; 4) указаны источники питания; 5) указаны особенности водного режима; 6) указан годовой сток; 7) показаны падение, длина и уклон реки; 7) указана возможность ее хозяйственного использования. Знаки легенды карты придумать самостоятельно.

Практическая работа 9.

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

Почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, результат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительности и животными организмами и возрастом территории - с другой.

Цели работы: 1. Познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. На основе анализа текста учебника, с. 94-96, почвенной карты и почвенных профилей (учебник, с. 100-101) определите условия почвообразования для основных типов почв России.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).

Практическая работа 10

Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон

Каждая природная зона - это закономерное сочетание ландшафтов.

Цели работы: 1. Выявить зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. Изучив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.

2.Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме

Сделайте вывод о зависимости между компонентами природы.

Практическая работа 11

Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов

Природные ресурсы - компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от другого весьма условна.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Цели работы: 1. Используя различные источники географичес­кой информации, выявить природные ресурсы и условия их освое­ния на примере Кавказа.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники геофафической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. На основе анализа физической карты атласа, а также тематических карт атласа на с. 16-27 установите, какими природными ресурсами богат данный район.

2. На контурной карте укажите границы района, обозначьте условными знаками выявленные природные ресурсы, экологические проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты долж­ны соответствовать знакам легенды атласа.

3. На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сделайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, климата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).

Практическая работа 12

Составление по каргам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования)

Восхождение человечества к вершинам прогресса теснейшим образом связано с использованием им разнообразных даров природы - природных (или естественных) ресурсов.

Цели работы: 1. Составить по картам и статистическим материалам характеристику водных ресурсов.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. На основе анализа карты атласа «Водные ресурсы», с. 21, составьте характеристику водных ресурсов по предложенному плану.

2. Результаты оформите в виде таблицы.

5 класс

Практическая работа № 3. Ориентирование по компасу.

  1. 1 . Рассмотрите компас. Установите его на ровную поверхность.
  2. Отпустите стрелку компаса рычажком, дайте ей успокоиться, затем совместите главный конец стрелки с буквой С. Теперь компас сориентирован.
  3. Определите, где находится юг. Запишите предметы или объекты, находящиеся на юге.
  4. Определите, где находится восток и запад. Запишите предметы или объекты, находящиеся на востоке; на западе.
  5. Выберите какой-либо объект и определите направление на него.

Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.

  1. Выберите масштаб:

а) определите размер участка в метрах;

б) насколько его размер нужно уменьшить, чтобы он уместился на листке,— так вы определили масштаб плана;

в) определите, чему будут равны длина и ширина пришкольного участка на листке бумаги.

  1. Начертите контуры участка на листке.

а) Определите, как расположены основные стороны горизонта. Отметьте на плане стрелкой направление «север — юг»;

б) изобразите на плане здание школы, пришкольного сада, спортивной площадки при помощи условных знаков. Соблюдайте масштаб вашего плана и положение этих объектов относительно сторон горизонта. Условные знаки расшифруйте в тетради.

6 класс

Практическая работа № 1.

Определение по картам географических координат точек

и обозначение на контурной карте местоположения своего

населенного пункта по географическим координатам.

Цели работы:

  1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты. Научиться находить на географической карте местоположение своего населенного пункта по географическим координатам и обозначить его на контурной карте.

2.Учиться правильно оформлять контурную карту.

Определите географические координаты точек. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Практическая работа №2.

Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы.

Практическая работа №3.

Определение географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин.

Цели работы:

  1. H аучиться определять по картам географическое положение океана, его относительные размеры, преобладающие и максимальные глубины, прогнозировать возможности его использования человеком.
  2. Результаты работы уметь показать на контурной карте.

Последовательность выполнения работы.

  1. Пользуясь картой океанов в атласе, составьте описание океана, указанного учителем, по предложенному плану.

План характеристики океана.

  1. Название океана.
  2. Его относительные размеры.
  3. В каких полушариях находится.
  4. Какие материки омывает.
  5. Береговая линия: указать моря, заливы, проливы, полуострова.
  6. Самые большие острова в его границах.
  7. Рельеф дна: средняя и максимальная глубина, хребты, котловины, есть ли шельф - широкий или узкий.
  8. Течения (указать холодные и теплые).

2.На контурной карте подпишите название океана, материки, омываемые

Им, элементы береговой линии (моря, заливы, проливы, полуострова), самые большие острова в его границах, укажите максимальную глубину, подпишите названия крупных хребтов и котловин. Стрелками покажите течения и подпишите их названия.

3 .Условными знаками (знаки легенды карты придумайте самостоятельно)

Покажите виды хозяйственной деятельности в океане.

  1. В условных обозначениях не забудьте объяснить значение условных знаков.

7 класс

Практическая работа №1 «Определение по картам расстояния между точками, координат точек».

Цель работы:

  1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты, расстояния между точками.

Последовательность выполнения работы.

Используя физическую карту мира заполните таблицу:

Практическая работа №2

«Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

Цели работы:

  1. Закрепить знания о современном рельефе Африки, размещении полезных ископаемых.
  2. Учиться правильно работать с контурной картой.
  1. Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа материка:

горы - Атлас, Капские, Драконовы;

нагорья - Ахаггар, Тибести, Эфиопское;

плоскогорье - Восточно-Африканское;

вулкан Килиманджаро.

Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветовому фону карты атласа.

Прием обозначения на контурной карте объектов литосферы (горы, равнины, вулканы, отдельные вершины)

  1. Определив географическое положение объекта на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
  2. Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.
  3. Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.
  4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.

Практическая работа №3

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

  1. Обозначьте на контурной карте :

Горы - Атлас, Капские, Драконовы,

Нагорья - Ахаггар, Тибести, Эфиопское,

Плоскогорье - Восточно -Африканское

Вулканы - Килимонджаро, Камерун, г. Кения

Пустыни - Сахара, Калахари, Намиб.

  1. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.

8 класс

Практическая работа №1.

«Определение поясного времени»

Цели работы: в ходе выполнения практической работы, используя текст учебника.

  • Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.
  • Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

Последовательность выполнения работы

  1. I . Теоретическая часть

Изучив текст § 4 и рис. 9 на с. 24:

  1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.
  2. Какое время называется местным?
  3. Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.
  4. Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?
  5. Какой часовой пояс принято считать нулевым?
  6. Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?
  7. В каком часовом поясе находится Ставрополь
  8. Что называется поясным временем?
  9. Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?
  10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?
  11. Какое время называют декретным, летним, московским?
  1. II . Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени
  1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч. вечера.
  2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.
  3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.
  4. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.

Практическая работа №2.

«Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте».

Цели работы:

  1. По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.
  2. Объяснить выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы.

  1. По карте атласа « Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
  1. Как обозначены на карте типы месторождений: магматических и метаморфических? Осадочных?
  1. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые

(магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу?

Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

  1. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?
  1. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Тектоническая

структура

Полезные ископаемые

Вывод об

установленной

зависимости

Древние платформы:

Осадочный чехол;

выступы кристал-

лического фундамента

Осадочные (нефть, газ,

уголь…)

Магматические(…)

Молодые платформы (плиты)

Складчатые области

Практическая работа №3.

«Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годовое количество осадков».

Цели работы:

  1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2.Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы.

  1. Рассмотрите рис.39 на с.89 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис.40 на с.90 учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис.41 на с.91 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где- меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

9 класс

Практическая работа № 1.

Определение по картам

особенностей экономико-географического положения России.

Ход работы:

На контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
  2. Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
  3. Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
  4. Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
  5. Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50о северной широты;
  6. Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;
  7. Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;
  8. Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.

Пр.р.№2

«Определение по картам и статическим материалам закономерностей в размещении населения»

Поскольку человек является и производителем, и потребителем хозяйственных благ, то размещение населения следует признать очень важным показателем для экономико-географической характеристики любой территории.

Н.Н. Баранский

Цели работы:

1.Получить знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения населения.

2.Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы предъявленного учебного материала(карты атласа, текстовые карты, статистические материалы) , делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Определите среднюю плотность населения России.
  2. Рассмотрев карту атласа « Население», текстовые карты учебника сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения характеризовать размещение населения по территории страны?
  3. На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и хозяйственного освоения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.
  4. Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.

Пр.р.№3

«Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Одной из основных целей изучения экономической географии следует считать умение читать экономическую карту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы.

Н.Н. Баранский.

Цели работы:

  1. Определить главные районы размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
  2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, делать обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоемким, какие - к металлоемким.
  2. Проанализируйте экономическую карту атласа. В каких районах страны будет преобладать трудоемкое, а в каких- металлоемкое машиностроение?
  3. Обоснуйте сделанный вывод.
  4. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды машино-

строения

Примеры

отраслей

Факторы

размещения

Основные

районы

размещения

Политическая карта мира .

Последовательность выполнения работы

Нанесите на контурную карту:

  1. страны гиганты.
  2. Микрогосударства.
  3. 10 стран, крупнейших по численности населения.
  4. 3 государства с монархической формой правления.
  5. 3 государства - федерации.
  6. «Большую семерку».
  7. НИС.

Укажите столицы всех нанесенных на контурную карту государств.

Для каждого задания придумайте свой условный знак.

Практическая работа №2.

Составление картосхемы размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний.

Цели работы:

1.Выделить мировые центры и районы размещения полезных ископаемых.

2.Проверить и оценить знания основных закономерностей размещения минеральных ресурсов.

  1. Учиться отражать результаты работы картографическими средствами.

Последовательность выполнения работы

  1. Используя карту атласа «Минеральные ресурсы» на контурной карте условными знаками обозначьте основные угольные, нефтегазоносные бассейны и рудные пояса, районы размещения химического сырья и алмазов.
  1. Выделите районы выгодных территориальных сочетаний полезных ископаемых.

Практическая работа №3
Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

Для выполнения задания использовать

1)учебник В.П.Максаковского.География,10 класс

Тема «Северная Америка»,(тема 9,параграф 2)

2)Атлас,10 класс.Экономическая и социальная география мира.(США.Экономическая карта,Экологические проблемы мира.)

3)контурная карта.(США)

Цели работы:


  1. Выделить районы загрязнения окружающей среды в США, выявить источники загрязнения.

  2. Научиться находить пути решения экологических проблем.

Последовательность выполнения работы.


  1. Используя знания, карту атласа «Экологические проблемы мира», нанесите на картосхему районы загрязнения окружающей среды в США с указанием источников загрязнения. Знаки легенды придумайте самостоятельно или используйте знаки легенды карты атласа.

  2. Предложите пути решения выявленных экологических проблем.(на листочке, прикреплённом к карте)