Ратный и духовный подвиг александра невского. Александр Невский – герой Руси. С кем воевал Александр Невский

6 декабря Церковь чтит память святого благоверного великого князя Александра Невского. Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра — для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг ратной славы предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: рыцари католических орденов стремились поработить Русь, осквернить святыни русского Православия. Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая судьбоносное значение этой Истины Христовой в русской жизни, святой князь Александр принял на себя тяжкий крест державного защитника чистоты веры, хранителя и оберегателя духовной полноты русской государственности.

Подвиг смирения ожидал его в отношениях с надменной и пресыщенной победами монгольской Ордой. Хан Батый послал сказать князю: Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей? Видя в случившемся попущение Божие и наказание за грехи междоусобной княжеской вражды, святой Александр решил признать старшинство хана, не желая терзать Отчизну ужасами еще одной войны.

— Не бойтесь убивающих тело, провозглашает Слово Божие. Бойтесь более того, кто может и тело и душу погубить в геенне (Мф.10. 28). Душа России всегда жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Зато смертельным повреждением угрожало русской жизни еретическое латинство.

Сделав опору на истины Закона Божия и Заповеди Христовы, святой Александр первым вывел Русь на тот путь, следуя по которому, она росла и крепла год от года, превратившись в результате из сообщества маленьких враждующих княжеств в великое Православное Царство, защитницу и хранительницу Вселенского Православия.

— Не в силе Бог, а в правде. Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, кому оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному великому князю Александру Невскому, память которого Российская Церковь празднует 6 декабря (день его отпевания). И вторично — 12 сентября (день перенесения его святых мощей из города Владимира в царствующий град святого Петра).

Княжение Александра Невского (1236-1263) совпало с одним из самых тяжелых и трагических периодов русской истории: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища «крестоносцев» (шведы и немецкие рыцари Ливонского ордена).

Ужас такого положения выражался в том, что с одной стороны над русскими землями нависла угроза нашествия степных кочевников — монгол, что непременно вело к порабощению, в лучшем случае, и к уничтожению в худшем. С другой, балтийской стороны наилучший вариант сулил русскому народу отказ от христианской веры и преклонение колен перед знаменами западного католицизма.

Русь была ослаблена захлестнувшими её междоусобными войнами. Каждое княжество пыталось существовать на свой манер. Брат шел на брата. В ход пускалось все: убийство, вступление в родственные связи с авторитетными чужеземными родами, кровосмешение, интриги, заигрывание и одновременная жестокость с горожанами. Исторические условия того периода, в которые были поставлены князья, толкали их на те или иные действия.

Благоверный князь Александр Невский стал центральной фигурой новой, возрождавшейся из развалин мелкокняжеских уделов Руси, и именно к нему были обращены взоры как к защитнику и объединителю земель перед лицом золотоордынской угрозы и католических захватчиков.

В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с братом Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники.

Александр освободил Псков и отсюда, не теряя времени, двинулся к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру.

В 2008 году Александр Невский стал "Именем России", но споры о его роли в русской истории не стихают и сегодня. Образ Невского создавался веками, князь приобрел черты былинного героя, культовой фигуры.

Невское побоище

Первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил своё прозвище - легендарное Невское побоище. Дружина Невского разбила шведов в устье реки Ижоры. Князь лично участвовал в битве и "самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь", то есть нанёс копьём тяжкие телесные шведскому предводителю Биргеру. Считается, что победа Невского предотвратила потерю Русью берегов Финского залива и остановила шведскую агрессию на новгородско-полоцкие земли. Стоит признать, что битва не отличалась масштабностью, скорее это была спецоперация, в которой дружина князя захватила стратегическое и тактическое преимущество, неожиданно напав на шведов.

Александр vs немцы

После возвращения с Невской битвы Александр вернулся в Новгород, но поссорился с боярами и вынужден был отбыть в Переславль-Залесский. Тем временем необычайную агрессию проявляли немцы, взявшие Изборск, Псков, землю вожан и Копорье. Когда супостаты приблизились к Новгороду, пришло время обратиться за помощью к Ярославу. Ярослав хотел отправить на помощь младшего своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре Александра. В 1241 году Александр очистил новгородские земли от немцев. в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь (во главе с Андреем), освободил Псков.

Ледовое побоище

Решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, зимой 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию. Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли "свиньёй" и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии.

Невский vs литовцы

В 1245 году литовское войско под предводительство Миндовга напало на Торжок и Бежецк. Александр с новгородским войском взял Торопец, где убил почти десять литовских князей. После взятия Торопца Александр отпустил новгородцев домой и уже своими силами (силами своего двора и дружины) догнал и полностью уничтожил литовские войска у озера Жизца. На обратном пути Невский разбил ещё один литовский отряд по Усвятом. Дружина Невского была грозной силой, одно упоминание о нём наводило на недругов страх. Такая слава не могла не дойти до великого хана. Отец Невского, Ярослав, был отправлен в Каракоруме, и Невского "вызвали " в Орду к Батыю.

Невский vs католики

Александр Невский был причислен к лику святых не столько за свои ратные подвиги и неоднократное проявление преданности интересам Руси, сколько за то, что пресёк попытку католиков насадить свою веру. Папа Иннокентий IV послал к Невскому своих кардиналов, которые,в итоге, ушли от Невского не солоно хлебавши, прослушав пламенную речь, не лишённую риторических оборотов: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».

Невский-дипломат

Александр Невский был не только успешным полководцем, но и хорошим дипломатом, заключавшим важные договора. Около 1251 года Александр заключил договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Между 1259 и 1262 годами, Александр заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году).

Невский святой

Кроме своих ратных подвигов, Невский совершал и подвиги духовные. Он укреплял православную веру, активно способствовал распространению православия на Север, среди поморов. После страшного Неврюева разорения Невский позаботился о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», - свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.

Православный полководец, русский князь, святой Александр Невский жил в XIII веке. За годы своего правления одерживал решительные победы в неравных боях с крестоносцами, сохраняя целостность территории Святой Руси.

Глубокая вера и сердечная молитва сопровождала князя в ходе всей его жизни, на исходе которой он принял иноческую схиму.

Краткая биография Александра Невского

Родился Александр Ярославич в переяславской княжеской семье в 1221 году, 13 мая. Короткое детство он провел в Переславле-Залесском, городе, расположенном в современной Ярославской области, в 140 км от Москвы.

Ярослав Всеволодович, как дальновидный отец, принял решение посвятить сына в воины, когда ребенку исполнилось 4 года, одновременно мальчик получил титул князя. Обряд исполнил епископ Суздальский Симон в местном Спасо-Преображенском Соборе.

В семилетнем возрасте Александр совместно с родным братом Федором, девятилетним князем, остались править в Новгороде без отца, с верными боярами. Из-за народного неприятия братья на время возвратились в Переславль, но, спустя два года, Ярослав Всеволодович снова оставляет сыновей управлять Новгородом.

В 1233 году умер Федор, мальчику было всего 13 лет, и Александр остался княжить один. В пятнадцатилетнем возрасте молодой воин стал полноправным князем Новгородским, так как его отец уехал править Киевом.

За время жития и княжества, правитель бесстрашно воевал с крестоносцами, одержал блестящие победы над шведами на Неве, над немцами на Чудском озере и над литовцами у Жижицкого озера, умело сохранял мирные отношения с монголами. Умер полководец во время возвращения из Орды на Святую Русь в 1263 году, 14 ноября, в 42-летнем возрасте.

Икона Святого Благоверного князя Александра Невского

Хранитель русских земель и православной веры от посягательств католической церкви, великий князь был канонизирован в 1547 году.

Чаще всего его лик изображается на иконах в воинских доспехах.

Но есть и другие варианты изображения Благоверного Князя: в одежде схимника в зрелом возрасте, с рукой, прижатой к сердцу.

Как воин, он защищал православную веру от притязаний Папы Римского и мусульман. Как схимник он и по сей день отвечает на искренние молитвы о судьбе русского народа, о защите Отечества от вражеских нападений, о придании мужества перед воинским подвигом.

Исторический портрет Александра Невского

На период правления князя выпали нелегкие испытания. Папа Римский Иннокентий IV вознамерился подчинить православный народ католической церкви, снарядив против Руси крестовые походы.

Находясь между двух огней: католиков и татаро-монгольского ига, правитель выбрал путь сохранения православия.

Он бросился в бой против крестоносцев и заключил мировое соглашение с монголами, терпимо относящимися к вере русского народа.

Своим верным служением Родине и Христу, князь стал знаменитым родоначальником московских правителей и вошел в историю как святой покровитель Православия на Руси.

Деятельность

Мудрый политик и управленец, князь осознавал силовое превосходство монголов над русским народом, а потому стремился к мирным отношениям с монгольскими ханами. Ему удалось добиться разрешения для русских князей привозить дань хану, что позволило получить годы передышки от набегов монгольских баскаков.

Многие силы князь бросил на укрепление границ городов и восстановление торговых связей, прерванных нашествием татаро-монголов, поддерживал деятельность ремесленников, благоволил к летописцам.

Подвиги Александра Невского

В 1240 году на разграбленную татаро-монголами Русь двинулись крестовым походом шведы. Их предводитель Ярл Биргер был настолько уверен в своей победе, что, направив надменное письмо русскому князю, вольготно расположился со своим войском у устья Ижоры (бассейн реки Невы).

Молясь о помощи Божией, правитель с малочисленной дружиной тайно двинулся к месту остановки крестоносцев. Внезапным нападением на расслабленного противника 15 июля 1240 года русскому полководцу удалось нанести ему значительные потери. Шведы бежали вниз по течению, спасая остатки своего войска.

Вскоре после битвы возле Невы правителю пришлось сразиться с немецкими крестоносцами, захватившими Псков и вторгшимися в Новгородские просторы, промышляя разбоем и грабежом. В 1241 году русскому войску удалось отбить Копорье с его крепостью, и только к следующему году с большими потерями воины Александра отбили Псков.

Грядущее итоговое сражение должно было состояться на псковской земле, куда двинулся Ливонский Орден с подкреплением. Однако, видя, что в начале апреля лед еще крепок, русский полководец принимает решение встретить врага на мелководье Чудского озера 5 апреля 1242 года.

Разгадав тактику противника, который выстроился клином, русский князь ослабил середину своего войска, сконцентрировав основные силы на флангах. Глубоко впустив врага в окружение, войско Александра ударило с боков, заставив немцев бежать по кровавому льду. Отступая, враг нес колоссальные потери, как от рук новгородских воинов, так и от проваливавшегося льда под тяжестью ливонских доспехов.

Жена Александра Невского

Супругой Новгородского правителя в 1239 году стала 16-летняя княжна Александра Брячиславна. Она была из полоцкого рода, который славился непокорностью.

В то время, пока основные представители полоцкой династии находились в ссылке, в Полоцке княжили их жены, а потому воспитание юная дева получила для своего времени необычное. Предположительно, в отсутствии мужа княжна управляла Новгородом. Дата смерти супруги князя неизвестна, ее останки хранятся в городе Владимире, в Успенской церкви.

Дети великого полководца

За годы жизни в браке Александра Брячиславна родила пятерых сыновей, каждого с разницей примерно в 5 лет, а также единственную дочь Евдокию. Младший сын Даниил впоследствии прославился как первый московский князь, правящий с 1263 года.

Почему Александр Невский назван «Невским»

Разгром шведского войска близ слияния реки Невы с Ижорой не позволил неприятелю занять побережье Финского залива и двинуться далее в северо-западном направлении.

В память о стратегически значимой битве русскому князю было дано прозвище «Невский». Есть еще одна версия ответа на вопрос, почему так звали Александра Невского: полководцу принадлежало право владения Невской местностью.

Как умер русский правитель

В 1262 году, когда произвол монгольских откупщиков превысил возможные границы и терпение русских людей было на исходе, возникло массовое восстание сразу в нескольких городах Руси. В результате откупщики были изгнаны, а разгневанный хан Берке стал готовиться к новому разорительному походу на Русь.

Русскому правителю в ходе длительного визита удалось переубедить монгольского хана, что избавило отчизну от новой войны. Проведя в Орде почти целый год, правитель заболел.

По дороге домой, предчувствуя скорую кончину, он подстригся в монахи и отошел к Богу в качестве схимника с именем Алексий. Скончался правитель 14 ноября 1263 года в Нижегородской области (Городец).

Где похоронен бесстрашный полководец

Тело святого было погребено в городе Владимире. Спустя много лет, в 1724 году, мощи Благоверного были перевезены из Владимирского Рождественского монастыря в северный город на Неве.

С подачи Петра I Невский князь стал святым заступником Санкт-Петербурга, того места, где его малочисленное войско поразило шведских крестоносцев. В Троицкой церкви Александро-Невской Лавры мощи заступника покоятся по сей день.

Итоги правления Александра Невского

По итогам успешных оборонительных боев, князь сохранил православие на Руси, не преклонившись под железную руку Римского Папы. Сохраняя шаткое перемирие с монгольскими ханами, ему удалось во многом восстановить разрушенное хозяйство своих владений и наладить торговые отношения с соседями, что привело к росту экономики.

Свою жизнь князь посвятил проповеди и насаждению православной веры и Евангелия. Даже в Орде он смог организовать православную общину.

Святой правитель не проиграл ни одного сражения, за что прославился как непобедимый глубоко верующий воин. Во время разгрома шведов на Неве ему исполнилось всего 19 лет.

Идеалом воина для Невского был его тезка, Александр Македонский, чье жизнеописание стало настольной книгой правителя.

Образ Александра Невского в искусстве

Не сохранился ни один документ, содержащий информацию об истинном облике Святого князя и описание его внешности. А потому художники изображали правителя исходя из своих представлений о его облике.

Как светловолосый воин Невский князь представлен на картине О.С. Маслова, Ф. Моллер изобразил его с русыми волосами. Композитор С.С. Прокофьев посвятил подвигам русского воина одноименную кантату.

В 1938 году вышел на экраны фильм С. Эйзенштейна, рассказывающий о жизни и характере правителя. Картина имела огромную популярность в годы ВОВ.

Заключение

Мудрые решения, непоколебимая вера во Христа, любовь к Святой Руси и народу — характеризуют древнерусского князя как олицетворение мужественности, верности и отваги. В Санкт-Петербурге ежегодно отмечается день памяти перенесения мощей Святого Благоверного князя Александра Невского. Каждый год, 12 сентября, организуется общегородской крестный ход для детей и взрослых по Невскому проспекту.

В связи с этим хотелось бы представить вниманию участников сообщества небольшой очерк, посвященный Св. Александру Невскому и смыслу его христианского подвига. Собственно - тому, за что мы почитаем его не только как политика и воина, но и как святого.

ПОДВИГ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО


Святой благоверный великий князь Александр Невский занимает совершенно особое место в ряду русских святых князей и в самосознании русского народа и Русской Церкви. Это первый в русской истории государь, смысл святости которого был усмотрен Церковью не в обращении язычников, не в мученической христианской кончине, и не в иноческих подвигах благочестия, а в военно-политической деятельности, причем деятельности, имевшей общенациональный масштаб.
Именно такая оценка смысла христианского подвига св. Александра преобладала и при его жизни и с самой его кончины, постепенно занимая все большее место в национальном сознании, - императором Петром Великим, совершившим символический акт переноса мощей св. князя из Владимира в Санкт-Петербург. Был установлен национально-религиозный культ Александра, ставший одной из агиополитических основ Российской Империи.
Даже в советский период именно почитание св. Александра, после периода раннебольшевистского нигилизма, возродилось первым, хотя и в чисто светском, атеистическом ключе, не как святого князя, но как защитника Земли Русской. Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна даже представляет Александра как носителя «языческого» русского начала в противоположность христианству, представленному немцами, что, разумеется, исторической действительности не соответствует. Показательно, что орден Александра Невского был единственной наградой, которую, независимо друг от друга, ввели Российская Империя и Советский Союз. Сейчас национальному почитанию Св. Александра возвращается его церковный, религиозный смысл.
Жизнь и подвиги св. Александра достаточно хорошо известны, поэтому имеет смысл не пересказывать их в хронологическом порядке, а указать на те смыслы, которые и послужили основой для церковного культа князя.
Первостепенное значение в почитании св. Александра имела героическая составляющая его подвига. Вопреки распространенному заблуждению, православная оценка героизма очень высока - культ святых воинов-мучеников органически дополнялся преданиями об их подвигах, - победах над врагами, змеями и драконами. В героизме видится духовная добродетель, которая и приводит воинов-мучеников к их последнему подвигу и последней победе, смерти за имя Христово. Невская битва и Ледовое побоище, составившие воинскую славу Александра, были примером именно героической победы, требующей дерзости, воинского хитроумия и личного мужества. Эти победы понимались как проявление особой добродетели князя и знак Божия благоволения к нему, и не случайно в Житии св. Александра рассказывается о прямо небесной помощи свв. князей Бориса и Глеба в ходе Невской битвы и о воинстве Божием, помогающем русским полкам на Чудском озере. В Житии воинские подвиги Александра последовательно сопоставляются с подвигами воинов ветхозаветных времен – Иисуса Навина, Самсона, Давида.
Однако авторы житий сопоставляют Александра и с античными героями – Александром Македонским, Ахиллесом, Веспасианом Флавием (хорошо известным русским книжникам по славянскому переводу «Иудейской войны» Иосифа Флавия). Особенно значимо первое сопоставление, - в лице Александра Невского Русь обрела своего Александра Македонского, непобедимого юного героя, «затворившего врата» от варваров. Здесь мы видим второй аспект подвига св. Александра - стояние за Русскую Землю. Формула что князь Александр «потрудися за всю Русскую Землю» уникальна в летописной оценке князей этого периода, бывших, обычно, правителями с удельными интересами. Военно-политическая деятельность Александра отразила опасность для всех русских земель на основных угрожающих направлениях, - шведском, немецком-прибалтийском, литовском, - где вторжения были отражены лично князем, и, наконец, татарском, где за все время княжения Александра не было ни одного набега.
Именно св. Александр признавался потомками создателем Русской Земли как целостного хотя бы в теории государственного образования (точнее, - воссоздателем после Батыева разорения). Александр закрепил за своими потомками Владимирское великое княжение, а за князьями Владимирскими исключительное право на княжение в Новгороде. Тем самым были очерчены границы той государственной территории, которая позднее была объединена и укреплена под властью Москвы. Именно очерченные Александром границы стали первоначальными границами новой Руси. Эта Русь постепенно осознала себя как Святая, как царство благочестия и как ковчег спасения для православных христиан после разорения латинянами Царьграда, запустения Киева и постепенного ослабления иных православных земель. Соответственно и сопоставление подвигов Александра с подвигами ветхозаветных героев приобрело и более глубокий смысл, - он предстает как защитник Святой Земли, подобный Самсону, Гедеону или Давиду, а не просто как политик и государственный деятель.
Эта трактовка, безусловно, не имела бы места, если бы современники считали справедливыми возводимые последующими историками клеветы на Александра как на мнимого виновника нашествия «Неврюевой рати», разорившей Владимир и заставившей бежать его брата Андрея. Александр не наводил на Русь татарской рати, но уже после нашествия был назначен Ордой великим князем на место Андрея, дабы восстановить Русь. Церковное сознание вообще не видело проблемы в отношениях Александра с татарами той проблемы, которую преувеличивают современные историки. По представлению автора Жития Александр своей личностью внушил Батыю глубокое уважение и добился установления для Руси достаточно привилегированных отношений с Ордой, а после разорения «Неврюевой ратью» земли Суздальской восстановил её: «воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их». При этом не следует излишне драматизировать политику св. князя, - он не делал «глобального геополитического выбора против Запада в сторону Евразии и Орды». Св. Александр был охранителем и попечителем святой Русской Земли и готов был к союзу и с римским папой (с которым вел переписку, закончившуюся, впрочем, решительным отвержением всех папских предложений), и с Ордой, но главное – не в ущерб интересам Русской Земли и безопасности ее людей. Заботу о людях и о земле, кротость, смирение и приветливость церковное Предание считает еще одной характерной чертой христианского подвига Александра.
Наконец, закат жизни св. Александра освящен жертвенным подвигом, последним путешествием в Орду с целью «отмолить» русских людей от татарского «налога кровью», участия в ордынских войнах. Кончина Александра, с принятием перед смертью монашества и схимы, как высшей формы отречения от мира, представляется автору жития наградой Божией за труды князя. Св. митрополит Кирилл – верный помощник св. Александра во всех церковных делах, характеризует его кончину в своем надгробном слове образом заката солнца: «Чада моя, разумейте, яко уже заиде солнце земли Суздальской!». Перед погребением Александра его святость обозначается знамением, очевидцами которого были церковные служители – рука князя сама раскрылась, принимая вкладываемую в нее разрешительную грамоту, а затем сжалась вновь.
Почитание св. Александра складывается на Руси сразу же по его кончине, - на его гробнице во Владимире служатся по важным случаям молебны и панихиды, велкий князь Московский Иоанн Иоаннович оставляет в завещании своему сыну Димитрию икону св. Александра. Однако церковное прославление св. князя совершается после Куликовской битвы. Накануне битвы пономарю церкви Рождества Богородицы, в которой покоилось тело князя, было видение - свечи в церкви сами собой загорелись, ко гробу подошли два старца и призвали князя на помощь его правнуку Димитрию Ивановичу, одолеваемому иноплеменниками. Св. Александр поднялся от гроба и стал невидим. Вскоре гроб св. князя был открыт и его мощи, пролежавшие в земле 117 лет, оказались нетленными. Мощи были положены в открытой раке, князю составлена служба и установлено местное почитание во Владимире, подтверждаемое происходящими у мощей многими чудесами. В 1547 году Стоглавый собор утверждает общецерковное почитание св. Александра и устанавливает днем его памяти 23 октября.
С этого участия св. Александра в Куликовской битве укрепляется его агиополитическая роль в качестве военного покровителя Русской Земли. В 1552 году перед походом на Казань Иван Грозный совершает молебен перед мощами св. Александра, один из спутников великого князя исцеляется и в этом очевиден Божий знак успеха похода. В 1571 году, во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея повторяется видение подобное Куликовскому, - свв. Борис и Глеб призывают св. Александра поспешить на помощь Москве. Интересно, при этом, что вслед за св. Александром свв. Борис и Глеб направляются к его предкам свв. страстотерпцам Андрею Боголюбскому и Георгию Всеволодовичу (павшему в бою с татарами на реке Сити) и Всеволоду Большое Гнездо и Ярославу Всеволодовичу, официальное почитание которых Церковью не было установлено, а также к св. Петру – царевичу Ордынскому. Знаменательно то, что в посмертных своих трудах как защитника Руси св. Александр берет своеобразный «реванш» за то, что невозможно было ему при жизни, подействует победе над восточными врагами Руси.
Петр Великий существенно реформирует церковный культ св. Александра, сведя его прежде всего к военному аспекту и ранним подвигам, совершенным на Северо-Западных рубежах Руси. Мощи святого в 1723-1724 гг. переносятся сперва в Шлиссельбург, а затем в Санкт-Петербург, основанный на месте Невской Битвы, в специально построенную для этой цели Александро-Невскую Лавру, становящуюся северным сакральным центром России. День перенесения мощей – 30 августа, одновременно – день заключения Ништадтского мира со Швецией, устанавливается в качестве дня празднования святому князю. Петр издает специальное распоряжение, запрещающее изображать св. Александра в одеянии схимника, отныне иконография св. Александра – это обязательно иконография святого воина, причем воина-монарха. В обычай входит изображение св. Александра по образу Всероссийских императоров – в горностаевой мантии, доспехе и с мечом в руках. Святой князь становится покровителем созданной Петром русской армии и того своеобразного «сакрального милитаризма» одушевлявшего военную идеологию императорской России. Однако за счет усиления этих черт в восприятии духовного облика св. князя, политическое и духовное значение его подвига было оттеснено на второй план и современной России имеет смысл возвратиться к более цельному видению деяний св. Александра, как одного из основателей Русского государства и защитника Русской Земли как земли святой.

Основные даты жизни и деятельности св. Александра Невского
1219, 30 мая - Рождение в Переяславле Залесском – уделе отца, князя Ярослава Всеволодовича.
1231 - Ярослав Всеволодович оставляет Александра с братом на Новгородском княжении.
1236 - Ярослав Всеволдович становится великим князем Киевским, а Александр Ярославич – самостоятельным князем Новгородским.
1237-38 - Батыево нашествие на Русь. Татарская рать не доходит до Новгорода
1239 - Брак Александра с полоцкой княжной Александрой
Лето 1240 - Шведский десант в устье Невы. Князь Александр с дружиной совершает стремительный рейд к месту высадки неприятеля и наносит неожиданный удар. 15 июля в ходе Невской битвы Александр наносит шведам сокрушительный удар, сам лично побеждает в поединке шведского предводителя и ранит его копьем в лицо.
Зима 1240 - Поссорившись с новгородцами Александр с женой и двором покидает Новгород. Тем временем немецкие рыцари из Ордена Меченосцев захватывают русские города Изборск и разбивают псковскую рать.
1241 - Возвращение Александра в Новгород, захват орденской крепости Копорье. Немцы захватывают Псков.
1242 - Поход Александра на земли Ордена, освобождение Пскова, битва на Чудском озере 5 апреля. Полный разгром войск Ордена. Меченосцы просят о мире и отказываются от любых претензий на русские земли.
1245 - Набег литовцев. Битва под Торопцом и разгром Александром литовского войска. Ссора с новгородцами, не желавшими продолжать поход на Литву. Александр с одной дружиной совершает поход в Литовские земли и наносит противнику несколько поражений. Прекращение на долгий срок литовских набегов.
1246 - в Монголии отравлен отец Александра вел. князь Ярослав.
1247 - Александр после перераспределения «столов» получает Тверь и вместе с братом Андреем едет в Золотую Орду, а затем в Монголию, к Великому Хану в Карокорум.
1249 - Великий Хан признает Александра старейшим из русских князей и поручает ему Киев, младшему брату Андрею передан Владимир.
1250 - Александр возвращается на Русь и селится в Новгороде. Первая болезнь Александра.
1252 - Нашествие на Владимирскую землю «Неврюевой рати» в наказание за неповиновение и антитатарский союз с Даниилом Галицким. Бегство Андрея. Разорение Переяславля. Александр получает ярлык на Владимирское княжение. Торжественный въезд Александра во Владимир.
1252-1263 - Княжение Александра во Владимире, восстановление разоренных русских земель. Сотрудничество со св. митрополитом Кириллом в деле укрепления Русской Церкви.
1255 - Приведение к покорности новгородцев, изгнавших старшего сына Александра – Василия.
1256 - Отражение попытки шведов построить город на реке Нарове и поход в Финляндию.
1258 - Поездка в Орду с неудачной попыткой отклонить проведение переписи населения.
1259 - Перепись в Новгороде. Татарский отряд под охраной дружины Александра входит в город. Александр не допускает столкновений.
1262 - Истребление сборщиков дани от Великого Хана во многих русских городах. В некоторых источниках сообщается, что это сделано по тайному повелению князя Александра. Поездка Александра в Орду с попыткой предотвратить посылку русских войск на подмогу хану Берке.
1263, 14 ноября - На обратном пути из Орды Александр умирает в Городце на Волге.

«Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися»
Тропарь св. Александру Невскому

«Слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться».
Житие Александра Невского XIII века

Якоже сродницы твои Борис и Глеб явишася тебе с Небесе в помощь, подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его, тако и ты ныне, блаженне Александре, прииди в помощь твоим сродником и побори борющия ны.

XIII век. Войска Чингисхана покорили многие народы. Внук хана Батый успешно продолжает его дело. Одновременно активизировались католики: в 1204 году участники IV Крестового похода захватили Константинополь. Тем временем Русь оставалась раздробленной, более того, количество уделов росло, власть великого князя стала номинальной. Связь между Юго-западной и Северо-восточной Русью слабела. Катастрофы похода князя Игоря и трех Мстиславов на Калке были проанализированы лишь немногими мыслящими людьми. К 1237 году положение не изменилось. Осенью этого года войска Батыя обрушились на Владимирское княжение.

Война закончилась. Сожжён непокорённый Козельск, исчезла в болотах Сити владимиро-суздальская армия. Историки спорят о реальном масштабе ущерба. Но главное, увы, – бесспорно: война проиграна. Моральная победа россиян очевидна, и об этом историки забывают. Одни говорят лишь о «великом и страшном нашествии», другие – о «союзе с Ордой». Смысл же происшедшего, по нашему глубокому убеждению, ни в том и ни в другом. Враг был действительно страшен, действительно не был побеждён, но россияне своим доблестным сопротивлением заставили его себя уважать. Ни с одним другим побеждённым народом монголы никаких переговоров не вели. Они облагали данью, обязывали выставить воинский контингент и приказывали впредь именоваться татарами. На Руси ничего подобного не было. Ханы принимали Ярослава Всеволодовича, Александра Невского и других князей и, хотя бы о подчинении, но разговаривали с ними. Это уже победа, когда речь идёт о настолько сильном противнике.

Александр Невский… Полководец, только что блистательно разгромивший шведов и тевтонцев, едет в Орду… Мы хотим обратить внимание на теорию Г.В. Вернадского о совершенном святым князем «подвиге брани» на Западе и «подвиге смирения» на Востоке.

Александр Невский действовал в интересах спасения национальной самобытности, основанной на православной вере. Однако, по Г.В. Вернадскому и Л.Н. Гумилёву, Александр Невский, поняв, что угроза с Запада опаснее, заключил с Востоком союз против «латинян». Но стоило ли это делать? Нет смысла опровергать Н.Я. Эйдельмана, когда он пишет: «… силы «псов-рыцарей» были несравненно слабее монгольских. Александр Невский остановил их войском одного княжества». (Положим не одного: на поддержку прибыла суздальская дружина, но это – замечание в скобках, на суть вопроса оно ни коим образом не влияет.) После Ледового побоища война перешла в вялотекущую пограничную фазу, а в 1268 году, 18 февраля, россияне, уже не имея столь яркого полководца, победоносно завершили её генеральной Раковорской битвой.

Итак, союз с кем-либо против крестоносцев Александру Невскому был объективно не нужен. Кроме того, в 1240-е годы Александр нанёс целый ряд крупных поражений литовцам, так что силы у него были. И, наконец, борьба сторонников римского папы (гвельфов) со сторонниками германского императора (гибеллинами) подрывала силы Запада не хуже любой Орды.

Почему же Александр подчинился Орде, не стал поддерживать восстание, подготовленное его братом Андреем? Не будем гадать, а обрати внимание на взгляды историка Н.А. Клепинина: «Святой Александр был несомненным врагом татар. Само его подчинение было началом долголетней борьбы с татарщиной. Это подчинение менее всего объясняется признанием полезности для России татарской власти… Это подчинение объясняется лишь любовью к Православию и России, пониманием исторической линии и ясным различением между возможным и невозможным, трезвым учётом сил своих и вражеских». Ну не хватало Александру Ярославичу дружинников, коней, луков для борьбы со Степью. Кого он мог побить, он побил. А когда понял, что для разгрома очередного противника нет сил, нашёл в себе решимость совершить подвиг смирения. Не броситься в безнадёжную схватку и не трусливо сдать все позиции. А найти слабые стороны врага в иной сфере и разбить его там. Для святого князя и «латиняне», и степняки – одинаковые враги. И лишь разное соотношение сил предопределило разную тактику.