Сценарий классного часа "деньги в нашей жизни и наше к ним отношение". II блок вопросов

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

«Деньги в нашей жизни».

Учитель СБО:

Рощина А.И.

2012-2013

Цель: способствовать формированию у обучающихся экономического мышления и культуры обращения с деньгами.

Задачи:

образовательные:

  1. Сформировать у обучающихся представление о роли денег в нашей жизни.
  2. Способствовать формированию культуры обращения с деньгами.

коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности.
  2. Способствовать коррекции речи через использование словесных методов обучения.

воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес.
  2. Воспитывать доброжелательные и дружеские отношения.

Наглядные пособия: презентация.

Средства обучения: ПК, проектор.

Дидактическийматериал: конверты, жетоны, самодельные деньги, монеты, кошельки, игра «лото», набор словосочетаний, листы бумаги, ручки, карточки-цветочки.

Ход занятия

  1. Организация начала занятия

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически подготовить воспитанников к общению и предстоящему занятию.

Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались, что провести внеклассное мероприятие.

Будьте, ребята, старательны,

Будьте, ребята, внимательны.

Постарайтесь все запоминать,

На вопросы мои отвечать.

  1. Сообщение темы и цели занятия

Цель:привлечь внимание воспитанников к теме занятия.

Тема нашего занятия «Деньги в нашей жизни». Я считаю, что сегодняшний наш разговор будет для вас полезен, поскольку вы уже стоите на пороге самостоятельной жизни, и совсем скоро вам самим придется зарабатывать деньги и тратить их.

Сегодня мы с вами постараемся выяснить, какое значение имеют деньги для жизни человека, как относятся люди к деньгам.

3.Основная часть занятия

Цель: изложение нового материала с опорой на имеющиеся у воспитанников знания и умения.

Вступительная беседа о значении денег в жизни человека.

Деньги присутствуют в нашей жизни постоянно. К сожалению, без них мы не можем нормально существовать. Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и многое-многое другое. Но деньги не должны быть самоцелью, да, они необходимы, но не стоит становиться рабом этих бумажек.

Люди по-разному относятся к деньгам. Но можно смело сказать, что деньги не оставляют равнодушными никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушными никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.

Я предлагаю вам выяснить, как вы относитесь к деньгам.

Занятие будет проходить в соревновательной форме. Для этого вы разделились на 2 команды. Ваша задача пройти все предстоящие испытания достойно, при этом постараться заработать как можно больше денег, разумно потратить их часть. Победителем нашей сегодняшней встречи будет признана самая денежная команда.

Говорят, чтобы побороть противника, его нужно знать в лицо. Я предлагаю вам представиться, чтобы все знали, с кем мы имеем дело.

(представление команд: название, девиз, капитан)

Команда «Три банкира»

Девиз:

Мы деньги заработаем,

Мы деньги сбережем,

Часть из них потратим мы,

Немножко отдохнем.

Капитан команды:

Команда «Кредиторы»

Девиз:

Мы – команда «Кредиторы»!

Даем деньги под процент,

Приходите, мы оформим

Вам кредит на много лет!

Капитан команды:

Объясняю условия: вам необходимо пройти этапов: «Денежные пазлы»,«На купюре…», «Сколько денег в кошельке?», «Денежное лото», «Об этом нужно помнить…», «Денежная головоломка». За свою работу ваши команды будут получать заработанную плату. Если команда справилась с заданием первой и правильно, то она получает максимальную сумму – 1000 рублей, если была второй или допустили ошибки – 500 рублей, если вообще не справилась с заданием, но при этом очень старалась – 100 рублей.

Итак, команды готовы работать и зарабатывать деньги?

1 этап «Денежныепазлы»

(музыкальное сопровождение)

У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Перед вами отдельные части разных купюр. Ваша задача: как можно быстрее собрать их в единое целое.

Время на выполнение этого задания истекает по окончании мелодии.

Я так понимаю, что ни одна команда не успела справиться с заданием, в таком случае продолжаем собирать пазлы. Кто окажется первым, останавливает работу, подняв руку.

(обучающиеся собирают, учитель контролирует трудовую дисциплину)

Команда «………….» первая выполнила задание.

Изображения, каких купюр у вас получились? (50 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, 10 рублей)

Верно, ребята, а каких купюр у вас не оказалось? (5000 рублей, 100 рублей) (учитель раздает недостающие купюры, которые можно использовать в качестве подсказок для следующего этапа).

За успешное прохождение этого этапа, команда «…….» зарабатывает свою первую 1000 рублей.

Команда «…..» получает за свою работу – 500 рублей, поскольку оказалась второй, не до конца выполнила задание.

2 этап «На купюре…»

Человек зарабатывает и тратит деньги, не замечая и не задумываясь, какую информацию несут на себе бумажные купюры.

Я хочу проверить, какая команда окажется самой внимательной и сообразительной, наберет большее количество вот таких жетонов.

Для этого я буду зачитывать вам вопросы. Ваш ответ будет засчитан только в том случае, если вы перед тем, как ответить, подняли руку. В противном случае заработанный жетон вы дарите команде-сопернице. Слушайте внимательно. Если не знаете ответ, советую проявить смекалку и быстро воспользоваться подсказками.

  1. Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)
  2. Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)
  3. Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)
  4. Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске.

(500 рублей)

  1. Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)
  2. Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей)

7. Назовите купюру, о которой я не упоминала в своих вопросах.

(все купюры обсудили)

Проверяем. Сколько жетонов у команды «…..»?

Сколько жетонов у команды-соперницы?

Значит, 1000 рублей за выполнение этого задания, получает команда «……». Команда «…..» зарабатывает 500 рублей.

3 этап «Сколько денег в кошельке?»

Важно не только знать внешний вид денег, но и очень нужно уметь их считать. Если вы не будете уметь считать деньги, то, поверьте, всегда найдутся люди, которые этим захотят воспользоваться.

Обеим командам я даю по одному кошельку, сколько в каждом из них денег нам не известно. Ваша задача: выяснить, сколько денег в кошельке. Свой результат запишите на лист бумаги.

На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты.

(обучающиеся считают деньги, учитель контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, следит за осанкой)

Сколько денег в вашем кошельке?

Давайте посмотрим, сколько действительно было денег в вашем кошельке?

(сравнить результат с появившейся на экране суммой)

Обе команды успешно справились с заданием, поэтому они обе получают заслуженные награды.

4 этап «Денежное лото»

Деньги настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже появились крылатые выражения, которые человек часто употребляет в своей речи.

Я предлагаю вам проверить, насколько вы понимаете смысл того, о чем говорят люди.

Каждая команда получает поле для лото и фишки. Ваша задача: внимательно послушать мой вопрос, подумать и поставить фишку в нужную клетку.

Берем первую фишку.

  1. Что имеют в виду, когда говорят «платить той же монетой»?
  2. Что имеют в виду, когда говорят «плакали мои денежки»?
  3. В каком случае употребляют выражение: «гроша медного не стоит»?
  4. В каком случае говорят: «принять за чистую монету»?
  5. Как вы понимаете выражение «отмывать деньги»?
  6. Что означает выражение: «деньги не пахнут»?

Внимательно посмотрите на поле, изображенное на экране, сравните его с результатом своей работы.

Если вы справились с этим заданием безошибочно, получаете свою честно заработанную 1000 рублей. Если есть ошибки – 500 рублей.

5 этап «Об этом нужно помнить»

Перед вами карточки со словосочетаниями, из которых нужно составить предложение, подумать, в чем его смысл.

(музыкальное сопровождение)

Команда «…………» справилась с заданием, что у вас получилось?

Человек тратит свое здоровье, зарабатывая деньги, а потом начинает тратить деньги, пытаясь вернуть себе здоровье.

(выдача зарплаты)

Ребята, как вы думаете, в чем смысл этого выражения?

Когда люди молоды, когда у них редко возникают проблемы со здоровьем, они бросают все свои силы на зарабатывание денег. Они строят планы: приобрести жилье, воспитать детей, дать им образование, выглядеть хорошо, вкусно питаться, красиво отдыхать и т.д. В бесконечных делах мы забываем о своем здоровье, пропускаем прекрасные мгновения общения со своим ребенком и с семьей. Мы очень верим в то, что когда-нибудь все еще успеем наверстать, все еще успеем исправить. Но медицина не всесильна, время не остановить, поэтому никому не удается вернуть упущенное или потерянное.

Ребята, запомните еще одно очень важное выражение: никакие деньги не должны заставить нас работать настолько тяжело, что это нарушит гармонию нашего здоровья.

(демонстрация высказывания на слайде)

Вот и вам я предлагаю остановиться, отдохнуть, отвлечься от мысли о деньгах. Представьте, как замечательно пройтись теплым летним деньком по лугу, нарвать букет полевых цветов и подарить дорогому вам человеку. У нас почти такая же возможность сегодня есть, вы должны нарвать, как можно больше полевых цветов.

(музыкальное сопровождение, воспитанники собирают цветы)

Я думаю, что мальчики со мной согласятся, если я скажу, что девочки их класса очень дороги для них. Поэтому я предлагаю подарить им все собранные цветы.

6 этап «Денежная головоломка»

Очень часто люди теряются в догадках, куда делись их деньги, на что они были потрачены.

Вроде только получаешь

Ты законную зарплату,

Деньги с радостью считаешь,

Строишь планы, как их тратить,

А глядишь - уж половина

Улетела незаметно,

И прошла всего неделя,

А финансов снова нету…

Деньги нужно не только уметь зарабатывать, но и разумно тратить, контролировать движения ваших финансов.

Если этого не придерживаться, то часто будете осознавать, что «плакали ваши денежки».

Я предлагаю вам попробовать проконтролировать движения ваших денежных средств.

Для этого вам пригодятся лист бумаги и ручка. Слушайте внимательно, считайте безошибочно.

У вас было 650 рублей, 300 рублей вы одолжили другу, 200 рублей потратили в магазине, 500 рублей вам дали премию, через два дня друг вернул вам долг. 800 рублей вы заплатили за кредит, 1000 рублей вы заняли у коллеги на покупку кроссовок.

Внимание, письменно ответьте на 2 вопроса.

Сколько денег у вас сейчас? (1150 рублей)

Сколько денег из этой суммы принадлежит вам? (150 рублей) Почему?

Если дано 2 правильных ответа, команда получает – 1000 рублей, если один ответ – 500 рублей, если ответов нет – 100 рублей.

Победителем сегодняшней встречи становится команда «……….», заработавшая большее количество денег. Команда «……….» награждается почетной грамотой за 1 место в нашем сегодняшнем соревновании. Команда «……» награждается грамотой за 2 место. Молодцы, ребята.

Подведение итогов занятия

Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.

«Деньги, деньги и снова деньги»-

Слышим мы сегодня вокруг,

Но есть в жизни вещи важнее,

Не забывай об этом, мой друг.

И зачем они только нужны?

Неужели без них невозможно

Общаться, творить и дружить,

Наверное, все же можно.

Ценного в жизни много:

Счастье, здоровье, семья…

Все золото мира бессильно,

Чтобы это купить, друзья.

Чувства людей бесценны,

И жизнь не имеет цены,

Верим мы свято в дружбу,

И истине этой верны!

Какова главная мысль стихотворения?

(Деньги в жизни не главное)

Что нельзя купить за все золото мира?

Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни.

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех!


Внеклассное мероприятие «Карманные деньги»

Актуальность темы
Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена». Можно услышать много разных суждений по данному вопросу, зачастую слишком противоречивых. Красивая жизнь киноэкранных героев, зазывающая своим блеском реклама, соблазн сверкающих витрин магазинов. Где взять деньги и на что их потратить? Являются ли деньги самоцелью и можно ли возводить их значимость в ранг культа? Эти вопросы сложны и для взрослого человека. Сориентироваться подростку в этих сложных денежных отношениях поможет открытый коллективный разговор.
Цель мероприятия: знакомство учащихся с финансово-экономической составляющей жизни человека.
Задачи:
- получить многоаспектное видение проблемы в процессе обсуждения;
- сформировать у учащихся рациональное отношение к денежным средствам;
- ознакомить с основами составления сбалансированного семейного бюджета;
- акцентировать внимание на соотношение духовных и материальных ценностей;
- раскрыть основы культуры обращения с деньгами.
Применяемые технологии:
на данном классном часе используется проектная технология с элементами проблемно-поисковой и коммуникативной технологий.
Возрастная группа: учащиеся 5-го класса.
При желании, можно облегчить или усложнить материал, с целью проведения мероприятия в другой возрастной категории.
Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, раздаточный материал.
Подготовительная работа:
1.Разбить учащихся на три группы.
2.Каждая группа должна провести социологическое исследование по следующим направлениям:
-откуда берутся карманные деньги?
-на что подростки тратят свои карманные деньги?
-какое количество денежных средств необходимо современному подростку?
Предполагаемый результат:
успешная социализация личности, выработка устойчивых экономических позиций, формирование метапредметного уровня мыслительной деятельности учащихся.
Логическим продолжением мероприятия станет проведение родительского собрания по данной тематике с представлением проектов учащихся.

Сценарий внеклассного часа
Карманные деньги

I. Целеполагание
Учащимся представляют три термина: «Родители – Карман - Деньги». Им предлагается подумать и ответить на следующие вопросы:
О чем сегодня на классном часе пойдет речь?
- о деньгах на карманные расходы? Какие вопросы мы сегодня сможем рассмотреть
- сколько вам нужно денег
- как часто родители должны вам их давать
- на что их нужно тратить

II.Разминка. Продолжите предложение
Классный руководитель.
Прежде чем мы займемся аналитической и проектной работой давайте проведем зарядку для ума.
Издавна на Руси было особое отношение к деньгам. Их тратили, дарили, берегли, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось. А вот свою мудрость в денежном вопросе народ выразил в пословицах и поговорках. Некоторые известны нам с детства, а некоторые встречаются крайне редко. Давайте вспомним их.
(Учащимся предлагается закончить пословицы и поговорки)
Не имей сто рублей, а имей сто (друзей).
Копейка рубль бережет, а рубль голову (стережет).
Денежки не рожь, и зимой растут; денежки не лед, и зимой (тают).
Дружба дружбой, а денежки (врозь).
Из чужого кошелька легко (платить).
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому – и тысяч (мало).
Лишние деньги – лишняя (забота).
Не жалей алтына, а то отдашь (полтину)
Не легко деньги нажить, а легко (прожить).
У скупого рубль плачет, а у щедрого и полушка (скачет).

III.Проектная работа в группах
1.Общая беседа с учащимися? Нужны ли вам деньги на карманные расходы? Для чего они вам нужны?


2.Что имеем?
Учащимся предлагается провести мини-исследование по вопросу «Наши карманные деньги». Исследование можно проводить внутри группы или с представителями других групп. Полученные результаты обобщить. Лидер группы оглашает результат.
Вопросы для исследования.
-Выделяют ли вам родители деньги?
-Как часто они это делают
-Хватает ли вам этих денег?

3.Что хотим иметь? Составьте бизнес-проект.
Классный руководитель.
А теперь попробуйте представить свой бизнес-проект по представленному вопросу. При создании проекта следует учитывать его последующую реализацию.
Для помощи учащимся предлагаются следующие вопросы:
- Нужно ли выделять вам деньги?
- С какой периодичностью это должно происходить?
- Какая сумма вам необходима?
- На что вы их будете тратить?
После обсуждения и подготовки лидер группы представляет проект одноклассникам. Учащиеся обсуждают, задают вопросы. Определяют наиболее реализуемый и полезный для них проект.
IV. Оцените ситуацию
Классный руководитель.
Не только взрослые, но и дети должны владеть культурой обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.
Группам раздаются ситуации.
Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но...
Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.
Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...
Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но...
Классный руководитель.
Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.
Учащиеся дают оценку, предлагают свой вариант решения проблемы.

V. Продолжите фразу
Классный руководитель.
А сейчас давайте вновь обратимся к народной мудрости. Все ли в нашей жизни продается и покупается? Есть ли в мире такие ценности, которые купить невозможно?
Группам по очереди задаются вопросы:
Все ли можно купить за деньги?
За деньги можно купить часы... (но не время).
За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).
За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).
За деньги можно купить еду... (но не аппетит).
За деньги можно купить дом... (но не семью).
За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).
За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).
За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).
За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).
За деньги можно купить икону... (но не веру).
За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).
За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь).
За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение).

VI. Любят ли вас деньги?
Тест для учащихся.
1. Представьте, что у вас есть свободная сумма денег. Что вы с ней сделаете?
а) вложу в бизнес, чтобы денег стало ещё больше;
б) открою счёт в банке;
в) приобрету вещь своей мечты.
2. Что вы почувствуете, получив дорогой подарок?
а) удовлетворение;
б) радость;
в) неловкость.
3. Часто ли вы берете в долг деньги у знакомых?
а) никогда;
б) редко;
в) систематически.
4. Как влияет информация о курсе доллара на ваше настроение?
а) прямо пропорционально;
б) обратно пропорционально;
в) никак
5. Следуете ли вы закону, что небогатый человек покупает только хорошие вещи?
а) да;
б) как когда;
в) нет.
6. Заметив под ногами рублёвую монету, вы решите её подобрать?
а) нет, я живу заработком, а не находками;
б) если в данный момент нахожусь «на мели»;
в) обязательно!
7. Любите ли вы обсуждать цену собственных покупок?
а) это тема для меня закрыта;
б) почему бы нет?
в) да, это предмет моей гордости.
8. Пересчитываете ли вы сдачу?
а) обязательно;
б) если не забываю;
в) ленюсь.
ПОДСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Присвойте себе за каждый ответ "а" 3 балл, "б" – 2 балла и "в" – 1 балла. Итог просуммируйте.
От 19 до 24 баллов. Вы – прирождённый финансист с нюхом на прибыль, и ни один финансовый крах не способен сделать вас нищим. Теряя, вы тут же находите; падая, поднимаетесь. Но иногда деньги становятся для вас самоцелью, а это уже плохо…
От 14 до 18 баллов. Вы имеете сложные взаимоотношения с деньгами; они то идут косяком, то улетают с порывом ветра… Что ж, зато вы избавлены от страхов, свойственных богатым людям, и всегда преодолеете финансовые трудности, снизив свои затраты.
От 8 до 13 баллов. Вас деньги не любят; не за что… Впрочем, и вы их тоже – что совершенно необъяснимо для обычного человека.

VII. Правила обращения с деньгами
Классный руководитель.
Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.
-Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
-Зарабатывай честно.
-Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
-Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
-Старайся не влезать в долги.
-Не играй в лотереи, азартные игры.

Учащиеся работают над правилами, потом их зачитывают.

Подведение итога мероприятия . Награждение активных участников.

Сценарий классного часа

«Деньги и наше к ним отношение»

Кошман Л.С. –

Преподаватель высшей квалификационной категории

ГБ ПОУ «ВПТ»

Цель : - обсудить со студентами значение денег в жизни человека, диагностировать

их знания в форме опросов и викторины;

Способствовать формированию интереса к нумизматике, истории денег,

здорового отношения к деньгам, умения ими распоряжаться.

Подготовительная работа:

    Объявляется конкурс презентаций на темы: «История денег», «История российских денег», «Самые…», «Валюты мира».

    Подбираются поговорки и пословицы о деньгах.

Оборудование: мультимедийный комплекс.

Педагогические технологии: Технология защиты презентаций (информационно-

коммуникационные технологии); проблемные технологии;

технология анкетирования, дифференцированная технология.

Ведущий: Мы пользуемся деньгами каждый день, монетами или бумажными банкнотами. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. Для развития человечества их появление было не менее важным, чем изобретение паровой машины, железной дороги или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги.

Но, в то же время, деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими. Их жажда доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с ними! Вспомним «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина:

Барон смотрит на свое золото:

Кажется, не много,

А сколько человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь поток – я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

В старину говорили, что деньги изобрел дьявол. Миф о деньгах, как порождение сатаны, пожалуй, единственный в мировой истории миф, создававшийся усилиями людей простых и самых просвещенных.

Парадокс!... С одной стороны, деньги – великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, - это зло, от которого нужно избавляться.

Представление и защита презентаций:

«История денег», «Самые…»

Деньги – одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежными эквивалентами выступали различные продукты:

в древней Мексике – какао-бобы,

в Перу и Боливии – перец,

на Филиппинских островах – рис,

на побережье Западной Африки – раковины каури,

на Руси – скот, мех.

Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форму слитков. Так денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра – гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200 гр. Гривна делилась на 20 ногат, 20 куп, 50 резан.

С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII в. до н.э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны – Монеты. Отсюда пошел термин «монета». Монета – денежный знак, изготовленный из металла. Государство своим оттиском – штемпелем на монете удостоверяет чистоту и вес металла.

На Руси монеты собственной чеканки по виду похожи на монеты Византии и появились в конце Х в. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении. Они теряли вес в результате длительной эксплуатации, их можно было легко подделать.

На смену металлическим деньгам пришли бумажные. Они появились в Китае в VII – начале VIII в. В России бумажные деньги появились в 1769 году.

В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило широкое распространение. Это было безопасно и удобно.

Большое распространение на Западе получила система электронных платежей. Это компьютерные системы расчетов и кредитования. Это деньги, перемещающиеся по скоростью света в масштабах земного шара.

Самая легкая металлическая монета из серебра была выпущена в Непале в 1740 году, ее размеры 2х2 мм. Самая дорогая из современных монет достоинством в 10 тысяч долларов отчеканена из платины в 1943 году в Австралии, ее вес 1 кг и диаметр 57 мм. Самая крупная сумма за покупку одной монеты - 314 тыс. долларов уплачена 30 июня 1974 года на аукционе в Цюрихе за серебряную декадрахму из древних Афин.

Викторина «Валюты мира»

(На 10 - 15 слайдах денежные знаки различных стран.

Необходимо узнать и назвать их).

Проблемная беседа «Природа денег»

Ведущий: Есть еще один парадокс, в котором кроется причина непонимания феномена денег. Деньги созданы человеком , однако ведут себя подчас как природная стихия , причем опасная.

Предпринимателям известно: когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. Поэтому и говорят о том, что деньги нужно «чувствовать».

На Западе человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учится всю свою жизнь. Как воспитывают детей богатые американцы? Папа – миллионер, а сын стоит у конвейера, заворачивает гамбургеры или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулах. И это не жестокость, не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги – воспитательное средство .

В детстве Маргарет Тэтчер все свободное время проводила за прилавком, помогая отцу, но игрушек и обновки почти не видела.

За рубежом общество всеми силами старается создать условия, чтобы подростки, не спекулируя и не воруя, зарабатывали столько, сколько им требуется. Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом . Они, как не громко звучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей своей жизни и не совершать ради них безумства.

В 90-е годы 19 века электрическая компания Детройт приняла на службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечерами уединялся в сарае и работал над новой машиной.

Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи. Рассказывая о себе, он писал: «Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с того естественного пути».

В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили, что деньги – зло. Сегодня распространено мнение, что деньги – самое главное в жизни, что за деньги можно купить все. И это печально.

Конкурс – аукцион знатоков народной мудрости

Победителем становится участник, закончивший аукцион.

Ведущий: Народная мудрость неоднократно обращалась к деньгам и отношению к ним. Давайте вспомним пословицы и поговорки, которые сложили люди.

Деньги счет любят.

Свой грош везде хорош.

Копейка рубль бережет.

Богатство разум рождает.

Долг платежом красен.

Долго спать – с долгом встать.

Денег куры не клюют.

Денежка дорожку прокладывает.

Захочешь добра – посыпь серебра.

Тот мудрен, у кого карман ядрен.

С деньгами мил, без денег постыл.

Есть грош, так будет и рожь.

Денежка нет бог, а бережет.

Денег наживешь – без нужды проживешь.

Лишние деньги – лишняя забота.

Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Без денег сон крепче.

Меньше денег – меньше хлопот.

Без нужды живет, кто деньги бережет.

Общий язык с деньгами можно найти, если не делать их накопление смыслом всей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.

Культура обращения с деньгами – это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении к ним, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми: там, где используются деньги.

Анкетирование

Ведущий: Попробуйте определить, можете ли Вы подружиться с деньгами. По каждому высказыванию необходимо просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.

Тест «Можете ли вы подружиться с деньгами?»

1. В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1 балл)

2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам. (1б)

3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое. (1 б)

4. Деньги – самое важное в жизни. (7 б)

5. Я могу работать по 10 – 12 часов в сутки, даже если работа мне неприятна.

6. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к

прерванной работе. (1б)

7. Если разбогатею, я решу все свои проблемы. (7 б)

8. Любая компания признает себя лидером. (5 б)

9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство. (4 б)

10. Я хочу получить в будущем высшее образование. (2 б)

11. Бедность – следствие недостатка способностей. (5 б)

12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей. (1 б)

13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других. (3 б)

14. Я – хороший организатор. (3 б)

15. Мне не нужно времени на «раскачку» перед работой. (1 б)

16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся. (1 б)

17. Я не рискнул бы начать собственное дело вместо работы на кого-то еще. (3 б)

18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего. (5 б)

19. Я не могу сидеть без дела. (1 б)

20. Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна. (1 б)

21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш. (1 б)

22. Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4 б)

23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно. (4 б)

24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7 б)

25. Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3 б)

26. У меня очень много знакомых. (3 б)

27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5 б)

28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок. (1 б)

29. Я с интересом изучаю иностранный язык. (1 б)

30. Я почти никогда не опаздываю.

Подсчет результатов

Меньше 6 баллов. В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения.

От 6 до 18 баллов. Ваших задатков, возможно, вполне достаточно для работы по найму. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.

От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет недоразумением. Никогда не оставляйте попыток – вас ждет успех.

Более 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которые вы можете достичь. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Подведение итогов

Задумайтесь над последней фразой всерьез.

Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены. Например, здоровье. Поэтому экономьте на пирожных и сладком, но не на обедах. Экономьте на сверхмодной одежде, но не на хорошей книге или музыке. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, их любовь. Далеко не все на свете продается и покупается.

Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Советы обучающимся

1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Стендаль до франка прикидывал,

сколько ему требуется на содержание дома, сколько на путешествия и сколько –

на любимую женщину.

2. Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть

3. Планируйте расходы, будьте сдержанны.

4. Не экономьте на заботе о своих близких. Подарки обрадуют их и вас: ведь

подарки так же приятно дарить, как и получать.

5. Если вы в состоянии дать в долг – дайте и никогда не настаивайте, если ваш

должник тянет с возвращением.

6. Старайтесь не влезать в долги!

Подведение итогов

Методическое пособие по проведению дискуссионного занятия с подростками по фильму «Все хорошие люди» для специалистов и добровольцев в сфере профилактики употребления психоактивных веществ созданы РОО «Взгляд в будущее» при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями в виде гранта Санкт-Петербурга для общественных объединений, при информационной поддержке Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Над пособием работали:

Алексей Хмыров

Марина Орлова

Глеб Панфилов

Людмила Малышева

Евгения Пименова

Тираж: 200 экземпляров

© Все права защищены

Вступление

О дискуссии

План проведения занятия

Сценарий дискуссии

Приложение 1.

Организация и ведение дискуссии

Приложение 2.

Таблица психологических особенностей подростков

Приложение № 3.

Статьи уголовного кодекса в отношении наркотических веществ

Вступление

Уважаемый коллега!

Перед Вами методическое руководство для специалистов и добровольцев к короткометражному художественно-профилактическому фильму «Все хорошие люди»

Почему возникла идея создания фильма?

Очевидно, что острота любой проблемы определяется, прежде всего, тем, сколько людей в нее вовлечено. С ростом числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, увеличивается объем негативных социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность; увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, и сопутствующих наркомании болезней, в первую очередь ВИЧ инфекции, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза. Наркомания – это явление, характерное не для каких–то замкнутых общностей, члены которых полностью деградированы в социально–нравственном отношении.

К сожалению, приходится признать, что потребление наркотиков стало частью молодежной культуры, одним из приемлемых способов существования. Сегодня наркотики не надо искать, человек с наркотиками может возникнуть в любую минуту могут на жизненном пути человека, совершенно независимо от того, в какой семье он живет, в какую школу он ходит, и с кем проводит свободное время.

Информирование, как единственный метод профилактики рискованного поведения в настоящий момент времени не является ни адекватным, ни эффективным средством. Как правило, предоставление информации ограничивается обзором и анализом вредных последствий употребления наркотиков, не уделяя внимания, куда более значимым для подростков вопросам. Да, и наличие этой информации не предохраняет молодых людей от рискованного поведения, так как у них зачастую не сформировано ответственное отношение к своему здоровью, не сформированы ценностные ориентиры и отношение к наркотикам формируется только тогда, когда появляются сами наркотики.

Именно поэтому мы предлагаем Вашему вниманию фильм, где нет нравоучений, где нет огромного потока информации о наркотиках и последствиях их употребления. Фильм и его обсуждение позволяют формировать у подростков негативное отношение к употреблению наркотиков через чувства и эмоции, через осознание опасности, через понимание того, что наркотики – это всегда зло.

Для кого предназначен фильм?

Данный фильм предназначен для совместного просмотра молодых людей в возрасте от 13 лет и старше и специалистов в рамках школьных, клубных профилактических мероприятий, при организации образовательных программ летних лагерей, и на профилактических мероприятиях медицинских учреждений и профильных некоммерческих организаций.

Условия просмотра:

Количество участников группы должно быть не больше 20 человек, обусловлено это тем, что помимо просмотра фильма, огромное значение будет иметь обсуждение фильма, важно чтобы у всех желающих была возможность высказаться, а специалист мог «разговорить» группу и управлять дискуссией. Мы рекомендуем Вам обсуждать фильм после его просмотра, т.е. не прерывать фильм для обсуждения каких-либо эпизодов, чтобы не потерять эмоциональный накал и включенность подростков.

Для проведения данного занятия вам понадобиться техника для просмотра фильма – DVD плеер и телевизор или ноутбук, экран и мультимедийное оборудование, диск с фильмом.

Для дискуссии вам понадобиться доска и мел, а лучше флипчарт, блокнот для него или ватманы и маркеры.

Прежде, чем смотреть фильм с подростками, посмотрите его сами, чтобы понять, как Вы хотите строить обсуждение, и что выбрать из предложенных в данном методическом руководстве вариантов обсуждения. И в первую очередь определиться с собственными ощущениями от фильма. После фильма вам предлагается провести дискуссионное занятие с ребятами.

О дискуссии.

Итак, что такое дискуссия? Дискуссия – это обсуждение определенной темы с определенной целью. В данном случае нашей целью является – формирование негативного, отрицательного, отвратительного отношения к наркотикам. Темой будет являться влияние наркотиков на мечты и судьбу, которые предполагают для себя подростки

Дискуссия выстраивается по следующим принципам (подробнее о ведении дискуссии Вы сможете прочитать в приложении № 1):

1. Умение задавать открытые вопросы, т.е. вопросы, предполагающие развернутые ответы. Вопросы, которые не имеют однозначных ответов, т.е. спорные вопросы, иначе Вы получите клише, возможно, и правильное, но не оставляющее никакого следа в душе человека.

2. Вовлечение в дискуссию всех, кто любит, умеет и хочет поговорить.

3. Вовлечение в дискуссию тех, кто молчит, но внимательно слушает

4. Дискуссия это не «базар», а управляемое обсуждение, поэтому ограничения по времени, перевод тем, очередность высказываний, порядок высказываний, выводы определят ведущий – в нашем случае учитель или доброволец, проводящий занятие.

5. Ведущий имеет право на собственное мнение, это может быть частью дискуссии, но не узурпирует это право полностью. Выражает свое мнение только, как одно из множества других мнений.

6. Дискуссия имеет методологию

7. Перед обсуждениями следует принять правила (Приложение № 1)

8. Дискуссия должна иметь строго обозначенное время, а значит и выступления участников должны быть тоже ограничены по времени, выводы должны кратко записываться на доске или флипчарте.

9. Было бы хорошо, если бы Вы нашли возможность поощрить наиболее активных участников дискуссии, хотя бы словом или конфетой в конце.

10. Результаты дискуссии – это не всегда разрешенные вопросы, проблемы, задачи. Озабоченность проблемой – это тоже результат, отношение – это тоже результат, изменение поведения – это тоже результат.

11. Дискуссия имеет план, но следование плану должны быть гибким, и если в процессе дискуссии возникает вопрос, обсуждайте его тогда, когда он актуален, а не тогда, когда он у вас написан в плане.

План проведения занятия:

1. Приветствие, объявление темы.

2. Просмотр фильма

3. Принятие правил дискуссии

4. Дискуссия

Вопросы для дискуссии:

    Как вы думаете, почему Саша все-таки употребил наркотики?

    С чем связано, по вашему мнению, поведение Семена Аркадьевича? Почему он не сразу разобрался в ситуации?

    Как вы оцениваете поведение Риты и Димы? Заметили ли вы в какой момент фильма начинают раскрываться их характеры?

    Что, по вашему мнению, произошло на допросе ребят у следователя?

    Как вы думаете, какой выбор сделает врач, стоя перед дверью в кабинет следователя? И почему?

    Скажите, пожалуйста, а какие перспективы дальнейшей судьбы героя, если конец фильма это еще не финал?

    Есть ли что-то общее между вами и героем фильма?

    Как не попасть в ситуацию в которой может возникнуть риск употребления наркотиков?

5. Подведение итогов. Заключение.

В заключении поблагодарите участников за их искренность и ответы на вопросы.

Подводя итоги, постарайтесь избегать нравоучений и личных выводов. Можно использовать формулировки, в которых будет говориться о том, что выбор в подобных ситуациях остается за самими участниками, они сами ответственны за свою безопасность.

Например, «…любого из нас жизнь может поставить в сложные ситуации, в которых нам нужно будет постоять за себя и свою безопасность. Очень хочется, чтобы вы были к ним готовы и смогли сделать для себя правильный выбор…»

Сценарий дискуссии:

Дискуссия строится на вопросах:

Основной вопрос ведет дискуссию в том или ином направлении, к нему имеется несколько ответных реакций, которые могли бы быть у участников, после реакций в дискуссию вбрасываются несколько уточняющих или провокационных вопросов, которые позволяют поднять накал общения. В конце каждого блока обсуждения делается вывод. На одно обсуждение выделяется не более 6-8 минут, после чего делается вывод и коротко записывается на доске или флипчарте.

    Какое впечатление произвел на вас фильм? Какие чувства вызвал?

Ответы могут быть разными, и дальнейшее обсуждение Вы строите, исходя из ответов участников. Например: кто-то скажет, что это распространенная ситуация. Кто-то будет настаивать на том, что так в жизни не бывает.

Ведущий:

Что именно показалось вам знакомым в событиях, разворачивающихся в фильме?

Выслушивайте ответы участников.

Например:

Кто-то из участников: «Я знаю похожую ситуацию…».

Выслушайте историю участника дискуссии.

Кто-то из участников: Такого не может быть! Герои ведут себя не естественно.

Ведущий:

Кто именно? Почему? Что в поведении этого героя кажется наигранным?

В зависимости от ответов обсудите предложенные несоответствия и ведите дискуссию к тому, что люди, находящиеся в стрессовой ситуации, могут думать и поступать совсем по другому, чем в обычной жизни.

2. Как вы думаете, почему Саша все-таки употребил наркотики?

Выслушайте ответы.

Возможные варианты ответов: «поддался на уговоры друзей», «не хотел потерять девушку», «взяли на слабо», «подсыпали», «повлияла атмосфера», «заставили».

Обсудите варианты.

Ведущий:

Причины могут быть разными. Но все они являются просто оправданием первой пробы. На самом деле, все зависит от личной позиции человека. Если у него сформировано аргументированное отрицательное отношение к употреблению наркотиков, то никакие друзья и их уговоры, а также атмосфера, не смогут заставить его попробовать наркотики. Скорее всего, у такого человека вообще не будет друзей, вовлеченных в проблему наркопотребления.

Очень редко встречаются ситуации, когда первая проба происходит не добровольно. Так как, чаще всего, наркотики в первый раз предлагают те люди, которым человек доверяет и не ожидает от них ничего плохого.

Если человек сам еще не употребляет наркотики, но слушает истории об употреблении, проводит время с потребителями, не выражает своего отрицательного отношения к потреблению и не покидает эту компанию, то все это является проявлением социальной зависимости, зависимости от тех людей, которые употребляют и, возможно, распространяют наркотики. Обратили ли вы внимание на девушку, которая вышла из машины?

Выслушайте ответы.

Да, это и есть пример четко сформулированной отрицательной позиции по отношению к употреблению наркотиков. И один из лучших способов избежать риска, связанного с предложением употребления наркотиков – просто уйти.

3. С чем связано, по вашему мнению, поведение Семена Аркадьевича? Почему он не сразу разобрался в ситуации?

Возможные ответы: «не верил в то, что Саша может попасть в такую ситуацию», «не представлял себе, что мальчик из хорошей семьи попадет под влияние окружения», «находился в стрессовом состоянии».

Ведущий:

Действительно, когда мы узнаем какую-либо негативную информацию о близком человеке, нам сложно совместить наши представления об этом человеке и его поступки. Кажется, что материальное благополучие семьи гарантирует не попадание в зону риска. И многие родители стараются предоставить своему ребенку максимальные блага и возможности, занять его различными делами по максимуму, упуская при этом повседневное дружеское общение и взаимопонимание.

Наш герой просто не ожидал, что такой хороший мальчик (поступает в ВУЗ, английский в совершенстве, водительские права) способен на необдуманные поступки.