Шарль бодлер биография кратко. Биография шарля бодлера

В 80-х годах прошлого века Поль Верлен ввел в литературный обиход выражение "проклятые поэты". "Проклятыми" он назвал тогда Тристана Корбьера, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Марселину Деборд-Вальмор, Огюста Вилье де Лиль-Адана и, разумеется, себя самого. Продолжи Верлен свои очерки, и первое место в его списке, скорее всего, занял бы Шарль Бодлер, поэт, чьей судьбой стало самомучительство. Все творчество Бодлера выросло из кричащего столкновения между его "обнаженным сердцем", до беззащитности чувствительной душой, жаждавшей ощутить "сладостный вкус собственного существования" (Сартр), и беспощадно ясным умом, который превратил эту душу, знавшую о своей нечистоте и добровольно требовавшую пытки, в объект бесконечных аналитических истязаний. Его поэзия - это поэзия контрастов и оксюморонов: неподдельное переживание отливается здесь в подчеркнуто отделанные, классические формы, волны чувственности бушуют в гранитных берегах беспощадной логики, искренняя нежность соседствует с едкой язвительностью, а благородная простота стиля взрывается разнузданными фантазмами и дерзкими кощунствами. Мечущийся между "восторгом жизни" и "ужасом" перед ней, влачащийся во прахе и тоскующий по идеалу, Бодлер как нельзя лучше воплощает феномен, названный Гегелем "несчастным сознанием", т.е. сознанием, разорванным и оттого пребывающим в состоянии "бесконечной тоски".

Гюстав Курбе. Портрет Шарля Бодлера

"Навеки одинокая судьба", страшившая и притягивавшая Шарля Пьера Бодлера, отпустила ему всего 46 лет жизни, отметив печатью уже при рождении. Он родился от "неравного брака": когда 9 апреля 1821 г. Шарль Пьер появился на свет, его отцу, Жозефу Франсуа Бодлеру, было уже 62 года, а матери, Каролине, - 28 лет. Хотя Франсуа Бодлер умер, когда ребенку не исполнилось и 6 лет, тот на всю жизнь сохранил к отцу теплое детское чувство, граничащее с преклонением, и любил вспоминать благородного седовласого старца с красивой тростью в руке, гулявшего с ним по Люксембургскому саду и объяснявшего смысл многочисленных статуй.

Впрочем, психическая травма, полученная Бодлером в детстве, заключалась для него не в раннем сиротстве, а в "предательстве" матери, которая уже на следующий год после смерти мужа решилась вступить в новый брак - на этот раз с 39-летним майором Жаком Опиком. Прямой, честный и дисциплинированный, Опик, хотя и не смыслил ничего в изящных искусствах и в литературе, все же не был ни грубым солдафоном, ни жестоким человеком, способным притеснять ненавистного пасынка. И все же Бодлер до самой смерти отчима так и не простил ему того, что он "отнял" у него мать, которая, со своей стороны, совершила повторную "измену": в 1832 г., когда семье по делам службы майора пришлось перебраться в Лион, 11-летнего Шарля и вовсе удалили из дома, отдав в интернат при лионском Королевском коллеже. Обида, ревность и ненависть беспомощного существа, брошенного на произвол судьбы, - вот что привело к возникновению знаменитой "трещины" в душе Шарля Бодлера, чувства оставленности-избранничества, изводившего его всю жизнь.
Лионский период продлился до января 1836 г., когда семейство Опик вернулось в Париж. Здесь юный Шарль окончил коллеж Людовика Великого и, получив осенью 1839 г. степень бакалавра, почувствовал, что вырвался наконец на свободу: продолжать образование он отказался. Заявив матери и отчиму, что собирается стать "сочинителем", Бодлер заводит дружбу с молодыми литераторами (Луи Менар, Гюстав Ле Вавассёр, Эрнест Прарон, Жюль Бюиссон и др.), знакомится с Жераром де Нервалем и даже осмеливается заговорить на улице с самим Бальзаком. Он ведет "рассеянный" образ жизни, не избегает ни злачных мест, ни сомнительных знакомств и уже осенью 1839 г. заражается сифилисом.

Бодлер. Автопортрет

В ужасе от поведения Шарля чета Опик решает отправить его в заморское путешествие и в июне 1841 г. сажает на корабль, отплывающий из Бордо в Калькутту; однако в Индию Бодлер так и не попал; вытерпев неполных 5 месяцев на борту пакетбота и едва добравшись до острова Бурбон (ныне Реюньон), он решительно отказался плыть дальше и уже в феврале 1843 г. вновь очутился в Париже, где его, по достижении совершеннолетия, поджидало отцовское наследство - 100 000 франков, которые с весны он начинает усердно проматывать, тратя на всевозможные развлечения, на уличных девиц и, главное, на создание собственного "имиджа" - имиджа денди. В 40-е годы, стремясь поразить окружающих своим внешним видом, Бодлер с необыкновенной тщательностью заботится о "туалетах", щеголяя то в бархатном камзоле на манер венецианских патрициев, то, подражая знаменитому английскому денди Джорджу Бреммелю, в строгом черном фраке и с цилиндром на голове, то, выдумав новую форму дендизма, в просторной блузе.
Элегантная внешность и "английские" манеры молодого человека производили впечатление на женщин, однако Бодлер даже не пытался завязать роман с приличной замужней дамой или хотя бы с опрятной гризеткой. Робость, гипертрофированная саморефлексия, неуверенность в себе как в мужчине заставляли его искать партнершу, по отношению к которой он мог бы чувствовать свое полное превосходство и ничем не смущаться. Такой партнершей стала некая Жанна Дюваль, статистка в одном из парижских театриков. Бодлер сошелся с ней весной 1842 г., и в течение 20 лет она оставалась его постоянной любовницей.

Жанна Дюваль. Рисунок Бодлера

Хотя "черная Венера" (Жанна была квартеронкой) на самом деле не отличалась ни особенной красотой, ни тем более умом или талантом, хотя она проявляла открытое презрение к литературным занятиям Бодлера, постоянно требовала у него денег и изменяла ему при любом удобном случае, ее бесстыдная чувственность устраивала Бодлера и тем самым отчасти примиряла с жизнью; кляня Жанну за ее вздорность, нечуткость и злобность, он все же привязался к ней и, во всяком случае, не бросил в беде: когда весной 1859 г. Жанну, питавшую излишнее пристрастие к ликерам и винам, разбил паралич, Бодлер продолжал жить с ней под одной крышей и, вероятно, поддерживал материально вплоть до самой своей смерти.
К 40-м годам относится начало литературной деятельности Бодлера, который, однако, впервые заявил о себе не столько как поэт, сколько как художественный критик ("Салон 1845 года", "Салон 1846 года"). Правда, по свидетельству некоторых близких друзей Бодлера, к середине 40-х годов уже была написана значительная часть стихотворений, впоследствии составивших "Цветы Зла", но в печати в то время появились лишь разрозненные пьесы ("Даме креолке", "Дон-Жуан в аду", "Жительнице Малабара", "Кошки"), не привлекшие широкого внимания. Обратила на себя внимание новелла "Фанфарло", опубликованная в январе 1847 г., однако и она не принесла Бодлеру известности.

Шарль Бодлер. Автопортрет

Между тем к середине 1844 г., успев, кроме всего прочего, приобщиться и к наркотикам, Бодлер растранжирил уже половину своего наследства. Встревоженные родственники, собравшиеся по настоянию Опика на очередной "семейный совет", решили ходатайствовать перед властями об учреждении над беспутным Шарлем официальной опеки. Опекуном стал друг дома, нотариус Нарцисс Дезире Ансель, в течение 23 лет следивший за денежными делами Бодлера и выдававший ему месячное содержание. С Анселем, доброжелательным по натуре человеком, у Бодлера установились сносные в целом отношения, однако к отчиму, инициатору унизительной акции, его ненависть только возросла, с особой силой выплеснувшись в дни февральской революции 1848 г.: Ж. Бюиссон свидетельствует, что видел на улице разгоряченного Бодлера, призывавшего толпу "расстрелять генерала Опика!".
Что касается революции, то она несомненно увлекла Бодлера, причем увлекла искренне, хотя, скорее всего, не глубоко, отвечая не столько его социально-политическим идеалам (тоже, впрочем, достаточно сумбурным), сколько его вкусу к бунту и неповиновению. Во всяком случае, в "Моем обнаженном сердце" Бодлер смотрит на себя 27-летнего вполне критически: "Мое опьянение в 1848 году. Какой природы было это опьянение? Жажда мести. Природное удовольствие от разрушения. Литературное опьянение; воспоминания о прочитанном".
С точки зрения духовной биографии Бодлера намного важнее, конечно, его литературная деятельность конца 40-х - первой половины 50-х годов, когда он предпринимает опыты в прозе (новелла "Фанфарло", 1847) и в драматургии (набросок пьесы "Пьяница", 1854), пишет заметки с художественных выставок и принимается за переводы из Эдгара По, "тайное сродство" с которым он ощутил сразу же, как только - в 1846 г. - познакомился с его творчеством. И все же литературную судьбу Бодлера (как прижизненную, так и посмертную) определили не эти занятия, но единственный созданный им поэтический сборник: "Цветы Зла".
Замысел сборника, скорее всего, созрел у Бодлера довольно рано. Во всяком случае, уже в "Салоне 1846 года" автор упоминает о намерении выпустить книжку стихов под названием "Лесбиянки"; два года спустя в прессе появляется сообщение о том, что Бодлер готовит к печати сборник "Лимбы"; в 1851 г. под этим же заголовком в одной из газет появляется подборка из 11 его пьес и, наконец, в 1855 г. респектабельный журнал "Ревю де Де Монд" публикует целых 18 стихотворений Бодлера, что было несомненным успехом, так как в данном случае редакция намеренно отступила от своего правила печатать только стихи именитых поэтов. К Бодлеру пришла известность, пусть и негромкая, но оказавшаяся достаточной для того, чтобы в декабре 1856 г. модный издатель Огюст Пуле-Маласси купил у него права на "Цветы Зла". Всего полгода спустя книга вышла в свет.

"Цветы зла". Первое издание

Однако литературные успехи не могли возместить Бодлеру недостаток личного счастья. Жанна в его глазах воплощала сугубо "женское", "животное" начало, о котором он отзывался с холодным презрением хотя, на самом деле, бравируя тем, что якобы не ждет от противоположного пола ничего, кроме чувственных удовольствий, втайне всю жизнь мечтал об идеальной любви, о женщине-друге и о женщине-матери.
Беда заключалась в том, что Аполлония Сабатье, дама полусвета, в которую Бодлер влюбился в 1852 г., мало подходила на эту роль. Однако Бодлер, плохо "разбиравшийся в женщинах, склонен был либо незаслуженно презирать их, либо столь же незаслуженно обожествлять. Нет ничего удивительного в том, что он вообразил, будто в лице привлекательной, не лишенной ума и сердца г-жи Сабатье он встретил наконец предмет, достойный обожания и поклонения, встретил свою Беатриче, свою Лауру, свою Музу. Впрочем, до крайности самолюбивый, не выносящий и мысли о том, что может быть отвергнут и осмеян, Бодлер не решился на признание, но поступил совершенно по-детски: 9 декабря 1852 г. он анонимно послал г-же Сабатье стихотворение "Слишком веселой" , сопроводив его письмом, написанным измененным почеркам.

Твои черты, твой смех, твой взор
Прекрасны, как пейзаж прекрасен,
Когда невозмутимо ясен
Весенний голубой простор.

Грусть улетучиться готова
В сиянье плеч твоих и рук;
Неведом красоте недуг,
И совершенно ты здорова.

Ты в платье, сладостном для глаз;
Оно такой живой раскраски,
Что грезятся поэту сказки:
Цветов невероятный пляс.

Тебя сравненьем не унижу;
Как это платье, хороша,
Твоя раскрашена душа;
Люблю тебя и ненавижу!

Я в сад решился заглянуть,
Влача врожденную усталость,
А солнцу незнакома жалость:
Смех солнца разорвал мне грудь.

Я счел весну насмешкой мерзкой;
Невинной жертвою влеком,
Я надругался над цветком,
Обиженный природой дерзкой.

Когда придет блудница-ночь
И сладострастно вздрогнут гробы,

Я к прелестям твоей особы
Подкрасться в сумраке не прочь;

Так я врасплох тебя застану,
Жестокий преподав урок,
И нанесу я прямо в бок
Тебе зияющую рану;

Как боль блаженная остра!
Твоими новыми устами
Завороженный, как мечтами,
В них яд извергну мой, сестра!

Затем последовали новые письма и стихотворения, но при этом Бодлер продолжал как ни в чем не бывало посещать салон дамы своего сердца, никак не выказывая своих чувств и сохраняя неизменную маску сатанинской иронии на лице. Г-жа Сабатье была тронута почтительной пылкостью таинственного поклонника, а женская проницательность позволила ей без труда разгадать инкогнито, не показав, разумеется, при этом и виду. Бодлер же, успевший в середине 50-х годов пережить еще одно любовное увлечение (на этот раз пышнотелой и пышноволосой актрисой Мари Добрен, воспетой в "Цветах Зла" как "женщина с зелеными глазами"), тем не менее продолжал вести платоническую игру с Апполонией Сабатье до августа 1857 г., когда вынужден был открыться.

Апполония Сабатье и читающий Бодлер. Фрагмент картины Гюстава Курбе "Мастерская художника"

Этот год, несомненно, - вершинный год в жизни Бодлера. Он отмечен тремя важнейшими событиями - смертью генерала Опика (27 апреля), возродившей в душе Бодлера былую надежду на абсолютное единение с матерью, судебным процессом, устроенным над "Цветами Зла", и объяснением с г-жой Сабатье.
"Цветы Зла", вышедшие в июне 1857 г., сразу же привлекли к себе внимание публики, а вслед за тем и прокуратуры, возбудившей против Бодлера судебное преследование по обвинению в "оскорблении религии". Бодлер, конечно, был напуган предстоящим судом, назначенным на 20 августа, но еще в большей степени он был задет выдвинутыми против него обвинениями: "жестокую книгу", в которую, по его позднейшему признанию, он "вложил все свое сердце, всю свою нежность, всю свою (замаскированную) религию, всю свою ненависть" (письмо к Анселю от 28 февраля 1866 г.), судьи сочли вульгарной порнографией ("реализмом", говоря языком судебного приговора) - сочинением, содержащим "непристойные и аморальные места и выражения". К сожалению, на суде, да и позже, Бодлер проявил малодушие: он ни разу не решился напасть на своих гонителей или хотя бы защититься от них, он оправдывался перед ними, оправдывался тем, что искусство-де - это всегда "паясничанье" и "жонглерство", а потому судить поэта за переживания и мысли, изображенные в его произведениях, равносильно тому, чтобы казнить актера за преступления персонажей, которых ему довелось сыграть. Впрочем, опасения оказались напрасными: хотя самолюбие Бодлера было глубоко уязвлено, наказание оказалось "отеческим": автора приговорили к 300 франкам штрафа, причем не за "оскорбление религии", как требовал прокурор, а всего лишь за оскорбление "общественной морали и добронравия", в связи с чем издателю было предложено изъять из сборника 6 стихотворений - "Лета", "Украшенья", "Лесбос", "Проклятые женщины", "Слишком веселой", "Метаморфозы вампира".

Лета

Сюда, на грудь, любимая тигрица,
Чудовище в обличье красоты!
Хотят мои дрожащие персты
В твою густую гриву погрузиться.

В твоих душистых юбках, у колен,
Дай мне укрыться головой усталой
И пить дыханьем, как цветок завялый,
Любви моей умершей сладкий тлен.

Я сна хочу, хочу я сна - не жизни!
Во сне глубоком и, как смерть, благом
Я расточу на теле дорогом
Лобзания, глухие к укоризне.

Подавленные жалобы мои
Твоя постель, как бездна, заглушает,
В твоих устах забвенье обитает,
В объятиях - летейские струи.

Мою, усладой ставшую мне, участь,
Как обреченный, я принять хочу, -
Страдалец кроткий, преданный бичу
И множащий усердно казни жгучесть.

И, чтобы смыть всю горечь без следа,
Вберу я яд цикуты благосклонной
С концов пьянящих груди заостренной,
Не заключавшей сердца никогда.

Метаморфозы вампира

Красавица, чей рот подобен землянике,
Как на огне змея, виясь, являла в лике
Страсть, лившую слова, чей мускус чаровал
(А между тем корсет ей грудь формировал):
«Мой нежен поцелуй, отдай мне справедливость!
В постели потерять умею я стыдливость.
На торжествующей груди моей старик
Смеется, как дитя, омолодившись вмиг.
А тот, кому открыть я наготу готова,
Увидит и луну, и солнце без покрова.
Ученый милый мой, могу я страсть внушить,
Чтобы тебя в моих объятиях душить;
И ты благословишь свою земную долю,
Когда я грудь мою тебе кусать позволю;
За несколько таких неистовых минут
Блаженству ангелы погибель предпочтут».

Мозг из моих костей сосала чаровница,
Как будто бы постель - уютная гробница;
И потянулся я к любимой, но со мной
Лежал раздувшийся бурдюк, в котором гной;
Я в ужасе закрыл глаза и содрогнулся,
Когда же я потом в отчаянье очнулся,
Увидел я: исчез могучий манекен,
Который кровь мою тайком сосал из вен;
Полураспавшийся скелет со мною рядом,
Как флюгер, скрежетал, пренебрегая взглядом,
Как вывеска в ночи, которая скрипит
На ржавой жердочке, а мир во мраке спит.

Как бы то ни было, но процесс над "Цветами Зла" побудил Бодлера прибегнуть к заступничеству влиятельных покровителей г-жи Сабатье, поэтому за два дня до суда (в письме от 18 августа) он вынужден был открыть ей свое инкогнито. Однако интимные отношения продлились всего 12 дней: уже 31 августа Бодлер пишет Аполлонии письмо, из которого та делает жестокий, но единственно возможный вывод: "вы меня не любите". Вряд ли тут была чья-либо персональная вина (во всяком случае, г-жа Сабатье была искренне удивлена и огорчена столь неожиданным разрывом с человеком, которого позже она назвала "единственным грехом" в своей жизни) - просто Бодлеру, давно уже травмированному чувственностью Жанны и грезившему об ангелоподобной "идеальной подруге", следовало помнить совет своего друга Флобера: "Не прикасайтесь к идолам, их позолота остается у вас на пальцах".
"Цветы Зла" принесли Бодлеру известность (не лишенную оттенка скандальности), но отнюдь не прочное литературное признание. Для Виктора Гюго, не поскупившегося в письмах на комплименты ("Ваши "Цветы Зла" сияют и ослепляют, словно звезды", "Вы творите новый трепет"), Бодлер в первую очередь был важен как жертва "нынешнего режима".
Стареющий денди, ведущий странный, а иногда и предосудительный образ жизни, не лишенный, впрочем, дарования и вдруг ставший "мучеником от эстетики", - так, пожалуй, можно резюмировать образ Бодлера, сложившийся у публики к началу 60-х годов.

Шарль Бодлер

И в этом не было ничего удивительного: "истерик", как он сам себя называл, записной пессимист, погруженный в беспросветность собственных мрачных фантазий, Бодлер - и в жизни, и в творчестве - мало походил на поэтов-романтиков старшего поколения, будь то Ламартин или Виньи, Гюго или Готье. Правда, литературная молодежь не питала предубеждения против Бодлера и готова была признать его своим "мэтром": в 1864 г. 20-летний Поль Верлен опубликовал восторженный дифирамб в его адрес, однако Бодлер оттолкнул протянутую ему руку: "Эти молодые люди вызывают у меня смертельный ужас... Ничего я не люблю так, как быть в одиночестве!"
После выхода в свет "Цветов Зла" Бодлеру оставалось жить 10 лет и 2 месяца, и все это время круг одиночества неуклонно сжимался: с Жанной он окончательно расстался в 1861 г., новых связей, по всей видимости, не завязал и, живя в Париже, лихорадочно писал письма-исповеди, засыпая ими мать, поселившуюся после смерти мужа в Онфлёре. За все эти годы он создал и опубликовал совсем немного - "Салон 1859 года" (1859), "Искусственный, рай" (1860), книгу о гашише и опиуме, отразившую не только печальный опыт самого Бодлера, но и - в неменьшей степени - влияние "Исповеди англичанина-опиомана" (1822) английского поэта Томаса де Квинси, второе издание "Цветов Зла" (1861), включавшее 35 новых стихотворений, и, наконец, свой второй шедевр - 50 "стихотворений в прозе", появлявшихся в периодической печати с августа 1857 по август 1867 г. и вышедших отдельным томом (под названием "Парижский сплин") посмертно, в 1869 г.
Силы поэта шли на убыль. Последняя серьезная вспышка энергии относится к декабрю 1861 г., когда Бодлер, все еще переживавший судебный приговор четырехлетней давности, попытался реабилитировать себя в глазах общества и неожиданно выдвинул свою кандидатуру в Академию. Нетрудно догадаться, что это была попытка с негодными средствами: с одной стороны, во времена Бодлера, как и теперь, "маргиналов" в "порядочное общество" просто не допускали, а с другой - Бодлер явно переоценил значение своей фигуры, поскольку даже для такого доброжелателя, как Сент-Бёв, он был всего лишь обитателем "оконечности романтической Камчатки" - не более того. К счастью, у автора "Цветов Зла" хватило здравого смысла, чтобы вовремя ретироваться с поля боя - хотя и без чести, но и без явного позора: в феврале 1862 г. он снял свою кандидатуру.
Тогда же, в начале 1862 г., в полный голос заговорила болезнь - следствие сифилиса, полученного в молодости, злоупотребления наркотиками, а позднее и алкоголем. Бодлера мучают постоянные головокружения, жар, бессонница, физические и психические кризы, ему кажется, что мозг его размягчается и что он на пороге слабоумия. Он уже почти не в состоянии писать и, потеряв былой лоск, одетый едва ли не в тряпье, целыми вечерами отчужденно бродит среди нарядных парижских толп или угрюмо сидит в углу летнего кафе, глядя на веселых прохожих, которые представляются ему мертвецами. Между ним и жизнью все растет и растет стена, но он не хочет с этим смириться. Как-то раз, вспоминает Ж. Труба, он спросил у случайной девушки, знакома ли она с произведениями некоего Бодлера. "Та ответила, что знает только Мюссе. Можете представить себе бешенство Бодлера!"
Оставаться в Париже он больше не в силах; но и поддаваться болезни и неудачам не собирается. В апреле 1864 г. Бодлер уезжает в Брюссель - читать лекции и договариваться об издании своих сочинений. Лекции, однако, не приносят ни успеха, ни денег, а заключить контракт с издателем не удается, и это подстегивает неприязнь Бодлера к Бельгии; он воспринимает ее как бесконечно ухудшенную копию Франции (которая сама в его глазах блещет одними только уродствами) и даже начинает собирать материал для памфлета. Он пытается продолжить работу над "Стихотворениями в прозе" ("Парижским сплином"), равно как и над дневником "Мое обнаженное сердце", который собирается опубликовать в виде книги, но тщетно: все это уже не более чем последние судороги умирающего.
Катастрофа наступает 4 февраля 1866 г., когда, во время посещения церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер теряет сознание и падает прямо на каменные ступени. На следующий день у него обнаруживают первые признаки правостороннего паралича и тяжелейшей афазии, перешедшей позднее в полную потерю речи. Лишь 1 июля его недвижное тело удалось перевезти в Париж, где он умирал еще 14 месяцев. Бодлер скончался 31 августа 1867 г. и был похоронен на кладбище Монпарнас, рядом с генералом Опиком.

Гробница Бодлера

Таков был Бодлер - слабый, несчастный человек, безвольный эгоист, требовавший от других любви, но не умевший дать ее даже собственной матери и потому всю жизнь терзавший себя и окружающих. В чем источник этих терзаний?
"Совсем еще ребенком, - писал Бодлер, - я питал в своем сердце два противоречивых чувства: ужас жизни и восторг жизни". Судьба обычного человека складывается из множества повседневных компромиссов между "восторгом" жизни и "ужасом" перед ней, между эросом и танатосом, однако у Бодлера эти два влечения предстали как два полюса, понуждающих к бескомпромиссному выбору. Отсюда все метания Бодлера - метания между активностью и пассивностью, между лихорадочными приступами работоспособности и провалами в опиумное забвение, между "желанием возвыситься" и "блаженством нисхождения".
Верно, конечно, что Бодлер сам оказался повинен в понесенном им "жизненном поражении". Но ведь не менее верно и то, что именно это поражение обеспечило ему победу в ином плане - в плане поэтическом, послужив источником двух лирических шедевров XIX в. - "Цветов Зла" и "Стихотворений в прозе".

– автор странного выражения «проклятые поэты». К таковым он относил прежде всего себя. В этот список также входили несколько одиозных авторов и, конечно, Бодлер. Последний оказал влияние на мировую литературу, в том числе и на становление представителей русского символизма. Творчество Шарля Бодлера было основано на контрастах. Жизнь его представляла собой мучения, бесплодные попытки найти баланс между иллюзорным поэтический миром и реальностью.

Детство и юность

Будущий поэт, критик и эссеист родился в 1821 году во французской столице. Ранний период в биографии автора «Цветов зла» был безоблачным. Когда Шарль появился на свет, отцу было уже за 60. Матери – 28. Каролина Аршанбо была бесприданницей. Однако замужество за немолодым и состоятельным человеком привлекло ее не только возможностью выбраться из нищеты. Франсуа Бодлер был обходителен, обладал аристократическими манерами и оригинальным складом ума.

Отец Шарля вышел из крестьян. Участвовал в революционных событиях. Эпоха открыла новые пути для представителей низших сословий. Франсуа Бодлер получил университетское образование. Работал в сенате, медленно, но верно поднимался по социальной лестнице.

Бодлер-старший часто водил сына по старинным достопримечательностям. Уже в раннем возрасте в мальчике пробудилась любовь к искусству. Отец умер, когда Шарль был еще ребенком. Первую психологическую травму поэт получил в детстве, со смертью отца. Он не только потерял близкого человека, но и познал муки ревности.


Мать вдовствовала всего год. На этот раз избранником Каролины стал 39-летний офицер, не смысливший ничего в литературе и искусстве. Это был человек сдержанный, дисциплинированный, образованный. Но ему не удалось найти подход к пасынку. Шарля отправили в Лион, в интернат при Королевском колледже.

Первые стихотворения Бодлера относятся к парижскому периоду. После выпуска из интерната он уехал в столицу, где продолжил образование. Ранние произведения наполнены чувством разочарованности, тоски. В 1841 году лирик закончил обучение. Отчим настаивал на юридической карьере. Однако Шарль уже тогда знал, что жизнь его будет связана с литературой. Родители убедили его отправиться в Индию, надеясь, что таким образом спасут юношу от «пагубного пути».

Литература

Вояж продолжался меньше года. Бодлер, так и не достигнув берегов Индии, побывал на острове Реюньон. Морские пейзажи оказали на молодого лирика сильные впечатления, а позже отразились в поэтическом творчестве.


В начале литературного пути Бодлер черпал вдохновение в событиях конца 40-х. Поэт не остался в стороне от нарастающего революционного движения. Наряду с рабочими сражался на баррикадах летом 1848 года, публиковал статьи в радикальной парижской газете. Позже он назовет это наваждением. А с годами начнет испытывать почти физическое отвращение к политике.

Первые стихотворения Шарль Бодлер напечатал 1843 году. Расцвет творческих сил пришелся на начало 50-х. Главным предметом изображения в поэтических произведениях стала бездуховность, столкновение идеалов с серой действительностью. В 1957 году вышел в свет сборник, вызвавший резонанс в обществе, «Цветы зла».


Действительность представлялась поэту хаотичной и бесформенной. В отличие от романтиков, которых тоже не устраивала реальность, Бодлер не тешил себя иллюзиями, не грезил сказочным миром. В человеческой душе он видел фрагмент гниющей реальности. В стихотворениях, вошедших в скандальный сборник, автор обнажил собственные пороки. Бодлер стал первым поэтом, выступившим с критикой не так в адрес общества, как в адрес самого себя.

«Гимн красоте», вошедший в знаменитый сборник, не воспевание прекрасного. Красоту в этом произведении автор представил притягательной, чарующей, но беспощадной. Этот контраст нашел отражение в композиции стихотворения. Главный элемент здесь – антитеза.


В «Благословлении» поэт говорит о страшном зле в этом мире – о скуке. Произведения из «Цветов зла» подверглись многочисленным истолкованиям. Многозначительный философский смысл стихотворений поэта-декадента – извечная тема литературных споров. Цензоры, современники Бодлера, сочли отдельные произведения откровенно непристойными. Читатели и критики встретили их с восторгом.

Спустя две недели после публикации сборника начался процесс против автора. Бодлера обвинили в богохульстве, нарушении нравственных норм. Поэт вынужден был оплатить штраф, который удалось сократить благодаря обращению к императрице. Среди стихов, вошедших в книгу, вызвавшую переполох в обществе: «Альбатрос», «Падаль», «Идеал», «Флакон», «Бездна», «Самообман».

Созданные им образы одновременно притягательные и отталкивающие. Цитата, демонстрирующая пессимистичность французского поэта, – «Человек должен низко пасть, чтоб поверить в счастье». Еще одна книга основоположника декаданса, изданная в 1957 году, – «Поэма в прозе». Но она уже не имела такого широкого успеха.

«Парижский сплин» – сборник, увидевший свет в 1960 году. В книгу вошли стихотворения в прозе («Толпы», «Старый паяц», «Чужеземец», «Игрушка бедняка»). «Мое обнаженное сердце» – собрание дневниковых записей. Обе книги поэт не завершил. Болезнь, неудачи в личной жизни лишили его последних сил.


Бодлер – первый литератор, уделивший в своём творчестве внимание воздействию гашиша на сознание человека. В конце 40-х он посещал клуб, участники которого активно принимали запрещенные сегодня препараты. Сам же употреблял гашиш всего несколько раз в жизни. Теофиль Готье утверждал, что сомнительное счастье гашишиста у Бодлера вызывало отвращение. Правда, в начале 50-х поэт распробовал опиум. Но от этого пристрастия ему удалось избавиться.

Об опыте применения психотропных препаратов он написал несколько статей, вошедших в книгу «Искусственный рай». Эссе о вине и гашише было написано в 1951 году. Спустя семь лет Бодлер посвятил воздействию наркотического средства еще одно произведение. Он полагал, что на сознание человека препарат оказывает интересное действие. Однако его применение несовместимо с творческой деятельностью. Иного мнения он придерживался относительно вина. Поэт утверждал, что алкоголь делает человека открытым, одухотворенным, счастливым.

Личная жизнь

В биографии Шарля Бодлера неизменно упоминается имя Жанны Дюваль. Актриса стала музой французского поэта. Он посвятил ей множество произведений: «Шевелюра», «Балкон», «Танцующая змея». Обворожительная креолка вдохновила его и на создание стихотворения «Падаль» из сборника «Цветы зла». Они познакомились в начале 40-х, но семья Бодлера не приняла Жанну. Мать сделала всё, дабы разлучить их. Однажды поэт-декадент даже предпринял попытку суицида.


Бодлер не расставался с Дюваль до конца жизни. Он человеком был расточительным, ввязывался в сомнительные проекты. Родственники выплачивали ему ежемесячно сумму, которая быстро иссякала. Большую часть жизни Бодлер провел в нищете. К тому же, как и Жанна, страдал сифилисом.

Смерть

В середине 60-х Шарль Бодлер покинул Париж. Последние годы своей жизни провел в Бельгии. Состояние ухудшалось, болезнь стремительно разрушала тело больного. Однажды на улице он потерял сознание. В апреле 1866 года Бодлера госпитализировали, но вскоре перевезли в гостиницу. Разум автора «Цветов зла» постепенно угасал. Поэт перестал вставать с постели, не произносил ни слова.


В 1867 году Бодлера поместили в лечебницу для душевнобольных. 31 августа он скончался. Могила великого французского поэта находится на легендарном парижском кладбище, ставшем последним пристанищем для знаменитейших французов, – в Монпарнасе.

Библиография

  • 1847 - «Фанфарло».
  • 1857 - «Цветы зла».
  • 1857 - «Поэмы в прозе»
  • 1860 - «Парижский сплин»
  • 1860 - «Искусственный рай»
  • 1864 - «Мое обнаженное сердце»

Цитаты

«Обожаю девок и ненавижу философствующих дам».
«Женщина противоположна денди. А значит, она отвратительна».
«Довод в пользу Бога. Ничто не существует бесцельно».
«Суеверие – вместилище всяческих истин».
«Робеспьера ценят только за то, что он произнес несколько красивых фраз».

Шарль Пьер Бодлер родился в Париже в семье Франсуа Бодлера, выходца из крестьян, при Наполеоне сделавшего карьеру сенатора. Разница в возрасте между его родителями составляла 35 лет. Несмотря на важный пост, отец Шарля уделял ему много внимания. Ходил с ним по выставкам, музеям, знакомил с друзьями-художниками. Словом, прививал любовь к искусству. Но только мальчику исполнилось 6 лет, как Франсуа не стало. Мать вышла замуж еще раз. Но отношения между Шарлем и отчимом не сложились. Дабы позлить его и мать, он начал совершать шокирующие поступки. Достигнув совершеннолетия, стал проматывать отцовские деньги. В итоге суд постановил передать наследство под управление его матери. Сам Шарль отныне получал финансы лишь на карманные расходы.

Именно в это время Бодлер приходит в литературу. Самый известный сборник поэта "Цветы зла" эпатирует публику. Цензоры исключают из него шесть самых непристойных стихотворений и штрафуют Шарля.

Еще одной выдающейся работой критика считается его труды о влиянии употребления гашиша на организм - три статьи, составившие сборник "Искусственный рай".

Скончался Шарль Бодлер в Бельгии после продолжительной и тяжелой болезни. Похоронен на кладбище Монпарнас, что находится в Париже.

"Вечерка" предлагает подборку цитат из самых прекрасных стихотворений поэта .

1. Танцующая змея.

Посвящено Жанне Дюваль, актрисе и балерине, музе Бодлера на протяжении двадцати лет.

“Твой вид беспечный и ленивый
Я созерцать люблю, когда
Твоих мерцаний переливы
Дрожат, как дальняя звезда.

Люблю кочующие волны
Благоухающих кудрей,
Что благовоний едких полны
И черной синевы морей.

Как челн, зарею окрыленный,
Вдруг распускает паруса,
Мой дух, мечтою умиленный,
Вдруг улетает в небеса.”

2. Лола де Валанс

Надпись к картине Эдуарда Манэ, хорошего друга поэта. За изображение испанки на художника обрушилось море критики. Его ругали за плоские формы. грубость рисунка и отсутствие завершенности произведения. Бодлер не мог не поддержать товарища.

“Средь всюду видимой и разной красоты,
Понятно мне, друзья, что ум наш в колебаньи, -
Но в Лола де Валанс - нежданное сиянье
Чарующей игры, и роз, и черноты.”

3. К картине Эжена Делакруа “Тассо в темнице”

Образ поэта Торквато Тассо, по приказу герцогу д"Эсте в 16 веке помещенного в одиночную камеру на несколько лет, был для романтиков символом независимого искусства. Делакруа посвятил этому сюжету целую серию картин, где представлял зрителю несломленного обстоятельствами человека, борца за свободу, столкновение гения и несправедливости. Шарль Бодлер же написал стихотворение на одно полотно из этого цикла.

“Да! Гений, запертый в обители сырой,
Ужимки, этот вопль, виденья, что толпой,
Бунтуя, кружатся, поэта слух тревожа,

Мечтатель, ужасом оторванный от ложа, -
Вот символ твой, Душа, с неясною мечтой:
Тебя Действительность теснит своей тюрьмой!”

4. Парижская мечта

Это произведение Бодлер адресовал Константину Гюису. Это был художник, знаменитый в свое время зарисовками парижской жизни.

“Открыв мой взор, огнем пылавший,
Я вновь лачугу различил,
И, снова сам собою ставши,
Шипы забот я ощутил.

Часы со звоном погребальным
Пробили полдень грубо так!
Над миром косным и печальным
Ты, небо, проливало мрак!”

5. Часы

Почти 17 лет отдал Шарль Бодлер на перевод произведений Эдгара По, которого считал своим духовным братом. В 1855 году он адаптирует на французский язык рассказ “Маска красной смерти” : “А когда пробегали шестьдесят минут - три тысячи шестьсот секунд быстротечного времени - и часы снова начинали бить, наступало прежнее замешательство и собравшимися овладевали смятение и тревога». Именно с его образами связано это стихотворение.

“РЕМЕМБЕР! НЕ ЗАБУДЬ! И ЭСТО МЕМОР!-
Знай!
Наречьем всех племен гортань заговорила!
Минуты резвые напоминают жилы:
Не взяв все золото, породы не бросай!

Знай: Время - что игрок, который не обманет,
Но обыграет нас! Таков закон и путь!
День меньше стал, а ночь густеет; НЕ ЗАБУДЬ:
Век бездна голодна. В часах уже песка нет.

И вскоре час пробьет. Последний твой приют, -
Твой Стыд, Раскаянье, Небесный случай, вместе
И Целомудренность, - жена с девичьей честью, -
“Трус! Срок исполнился! Умри же!”, - изрекут.”

Шарль Пьер Бодлер (1821-1867) – французский поэт и критик, эссеист и переводчик. Считается основоположником эстетики в декадансе и символизме. Его произведения относятся к классике в мировой и французской литературе.

Детство

Шарль Пьер Бодлер появился на свет 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец, Франсуа Бодлер, происхождением был из крестьянской семьи, принимал участие в Великой революции, во времена правления Наполеона дослужился до должности сенатора.

Когда родился Шарль, его отцу было уже 62 года, а маме всего 27. Из-за большой разницы в возрасте Бодлер потом в своих стихах назовёт брак родителей «патологическим, старческим и несуразным».

Отец был человеком искусства, любил живопись, сам хорошо рисовал. С самого раннего детства он пытался привить любовь к творчеству и маленькому Шарлю. Франсуа водил мальчика на выставки, в галереи и музеи, брал с собой, когда шёл работать в мастерскую, знакомил с друзьями-художниками.

Но папы не стало, когда Шарлю едва исполнилось 6 лет. Спустя год мама вышла замуж второй раз. Отчимом маленького Бодлера стал военный полковник Жак Опик, позже он часто принимал участие в различных дипломатических миссиях в качестве французского посла.

Установить нормальные человеческие отношения с отчимом у Шарля не получилось. В детские годы он боготворил свою мать, даже как позднее признавался сам, был страстно в неё влюблён. Когда она вышла замуж второй раз, ребёнок возненавидел и её, и отчима, расценивая поступок матери, как предательство. Эта детская психологическая травма послужила поводом для того, что мальчишка стал вытворять шокирующие поступки, которые на самом деле выражали его негативное отношение к матери и отчиму. В это же время в его сознании зародилась мысль, что женщины – это низкие твари с бушующими в них животными инстинктами.

Всё это отложило отпечаток на формирование характера будущего поэта. Парень вырос противоречивый и неуравновешенный.

Учёба

Когда мальчику было 11 лет, семья уехала в Лион, где Шарль начал обучение в пансионе. Вскоре отсюда он был переведён в среднее общеобразовательное заведение – Лионский Королевский коллеж. У ребёнка постоянно наблюдались тяжёлые меланхолические припадки, вследствие чего учился он неровно. Сами учителя порой бывали в шоке: мальчик то прилежный и сообразительный, то полностью рассеянный и ленивый. Единственное, что страстно влекло его, ‒ это литература, особенно поэзия.

Парню было 15 лет, когда семья вернулась в Париж. Здесь он продолжил обучение в колледже Святого Людовика, где поступил на правовой курс.

В это же время он пустился в разгульную жизнь, посещал увеселительные заведения, постоянно брал в долг и тратил деньги, занимался любовью с женщинами лёгкого поведения и даже успел переболеть венерическим заболеванием. В результате такой бурной жизни Шарля выгнали из колледжа за год до его окончания.

В 1841 году с горем пополам он сдал экзамен на бакалавра и окончил учебное заведение. Отчим предложил ему построить юридическую или дипломатическую карьеру, но Шарль тогда заявил, что его ни к чему не тянет. Ну, разве что литература по-прежнему манила.

Творческий путь

Когда сын сказал, что хочет посвятить свою жизнь поэзии, мать и отчим отправили его путешествовать в Калькутту, дабы удержать от этого дурного, по их мнению, пути.

До Индии Бодлер так и не доплыл и через 10 месяцев после отъезда вернулся во Францию. Те красоты Востока, которые он успел повидать, поразили Шарля, и, пока след от этих впечатлений был свеж, он торопился воплотить их в художественные образы.

По возвращении из путешествия Бодлер вступил в права наследства и получил огромное состояние в 75 000 франков, которое когда-то принадлежало его родному отцу. И теперь он пустился во все тяжкие ещё больше: постоянные пирушки и застолья, публичные дома. А как ему нравилось эпатировать публику то своими стихами, то выходками. Он мог гулять по улицам Парижа, надев чёрное элегантное шерстяное пальто, взяв в руки трость и при этом выкрасив волосы в зелёный цвет. В общественных местах Шарль рассказывал о своих любовных связях с мужчинами или о том, что он является агентом на службе государства. Даже одному из своих стихотворных сборников он собирался дать название «Лесбиянки», но потом передумал.

Молодой скандальный поэт быстро приобрёл в Париже дурную славу. Но его это ни капли не смущало, а даже нравилось. Он стал завсегдатаем «Клуба гашишистов», втянулся в мир опиума и всё время проводил в обществе куртизанок. Потом у него появилась бредовая идея – подхватить какую-нибудь тяжёлую дурную болезнь, чтобы испытать ощущения, когда находишься на грани между жизнью и смертью. Ему это удалось: заболев сифилисом, он лечился потом от него до конца жизни, но безрезультатно.

В 1844 году мать с отчимом подали в суд иск, чтобы установить над Шарлем опеку. Суд принял решение передать наследство матери, а самому Бодлеру ежемесячно выдавать небольшую фиксированную сумму на карманные расходы. Всё было под строгим контролем у домашнего нотариуса. С этого времени Шарль постоянно нуждался в средствах, порою доходя до настоящей нищеты.

На этот период приходятся и первые издания его стихов. В журнале «Артист» были напечатаны:

  • «Дон Жуан в аду»;
  • «Даме креолке»;
  • «Малабарской девушке».

В 1857 году был издан самый знаменитый сборник его стихов «Цветы зла». Он шокировал читателей настолько, что цензоры наложили на Шарля штраф в 300 франков и потребовали выкинуть из сборника самые непристойные произведения. Но Бодлер обратился за помощью к критикам и добился признания. Ещё две поэтические книги с его стихами «Поэмы в прозе» и «Парижский сплин» вышли соответственно в 1857 и в 1860 годах.

История любви

Многих современников стихи Бодлера нередко повергали в шок, его лирику порой считали непристойной и грязной. Всё изменила встреча Шарля с молодой артисткой-мулаткой, в его сочинениях вдруг появились нежные нотки. Романтические строки французский поэт посвящал Жанне Дюваль, которая на долгие годы стала его мучительницей и музой.

До встречи с ней Шарль слыл женоненавистником, всех представительниц прекрасного пола он называл не иначе как «божественная грязь» и «омерзительные существа». Он презирал всех женщин, пока не встретил ту единственную, с которой познал искреннюю любовь. Жанна была не самой красивой и умной, далеко не благочестивой. Он называл её своей Венерой, дарил бесчисленные подарки и посвящал стихи. Почти за 20-летнюю историю их отношений женщина так и не ответила ему полной взаимностью, при этом всегда пользовалась случаем, чтобы изменить Бодлеру.

Мулатка с Гаити, актриса и балерина Жанна Дюваль, вела себя с Шарлем дерзко. Она никогда не дарила ему своих искренних чувств, крутила бесчисленные романы и потом рассказывала Бодлеру о страстных похождениях. Но вот именно этой своей порочностью, разгульным образом жизни, пренебрежительным отношением и грубостью она сводила с ума молодого поэта. Жанна манила его своей опасностью и креольской экзотической красотой.

К его творчеству она испытывала отвращение, при этом постоянно требовала денег и подарков. Шарль отдавал ей последнее, а Жанна нахально тратила деньги на развлечения и угощения других мужчин. По словам матери поэта: «Дюваль мучила его, как могла, вытряхивала всё до последней монеты». Семья вообще не приняла эту любовь Шарля Бодлера, Жанна постоянно становилась причиной скандалов, один раз поэт даже хотел покончить жизнь самоубийством.

Несмотря на протесты семьи, отношения между поэтом и балериной не прекращались. Они не были женаты, жили раздельно, Дюваль относилась к нему всё с тем же презрением, но Бодлер по-прежнему любил эту женщину. В 1861 году Жанну парализовало, Шарль поместил любимую в самое лучшее медицинское учреждение, каждый день к ней приходил. Когда ей стало немного лучше, она сама приняла решение переехать в дом к Бодлеру. Его счастье было не долгим, вскоре Дюваль начала поправляться и вернулась к прежнему образу жизни.

На свои гуляния Жанна требовала немалых денежных средств, и Шарль, чтобы заработать, отправился в Бельгию, где занялся издательством своих книг и чтением лекций в университетах. Те, кто пригласил его, оказались не совсем порядочными людьми и платить стали гораздо меньше обещанной суммы. Часть денег он оставлял себе на проживание, остальное делил пополам и отправлял во Францию матери, которую он с возрастом стал жалеть за свою детскую ненависть, и Жанне Дюваль.

Болезнь и смерть

В Бельгии здоровье поэта стало быстро ухудшаться.

В 1865 году в Намюре во время службы в церкви Сен-Лу Шарлю стало плохо, сознание покинуло его, он упал, ударившись о каменные ступеньки. В 1866 году болезнь приняла тяжёлый характер. Его мучили приступы удушья, бросало в холодный пот, голова иногда кружилась, а иной раз сильно болела, мысли путались. Шарлю постоянно казалось, что он падает, вдобавок ко всему наступила непреодолимая апатия.

Его поместили в брюссельскую больницу, приехала мать, вид сына ужаснул её: рот перекошен, взгляд остановился, потерян дар речи. Через несколько недель он перестал вставать с постели, тело его ещё хоть как-то слушалось, а разум покинул поэта полностью.

Мать перевезла его во Францию, где определила в парижскую клинику для умалишённых. Здесь он скончался 31 августа 1867 года.

Похоронен Шарль на кладбище Монпарнас в одной могиле с отчимом, которого он ненавидел всю жизнь. Через четыре года в тесную могилу закопали и прах умершей матери поэта. На широком надгробии всего несколько слов: «Пасынок генерала Жака Опика и сын Каролины Аршанбо-Дефаи».

И лишь через 35 лет почитатель поэзии Бодлера проявил инициативу, и на могиле соорудили кенотаф. В 1902 году монумент открыли. Прямо на земле во весь рост лежит завёрнутая в саван фигура поэта, а со стороны головы огромная стела с Сатаной наверху.

(1821—1867)

Шарль Бодлер родился в Париже в семье состоятельного чиновника. Ранняя смерть отца и вторичное замужество матери омрачили детство впечатлительного, нервного ребенка. Позже бунтарские настроения, которые поэт разделил с поколением 40-х годов, обострили семейный конфликт, привели к тому, что отчим — генерал, человек реакционных взглядов, приобрел в глазах Бодлера смысл символа, знаменующего собой все то, что было поэту ненавистно в Июльской монархии. Приняв решение с оружием в руках бороться за республику, поэт считал, что по ту сторону баррикад стоит генерал Опик. И однако ему не удалось разрубить гордиев узел своих отношений с семьей, с буржуазным обществом. Это явственно сказалось в ходе и особенно на исходе событий, связанных с революцией 1848 г.

Судьба Бодлера в 1848—1852 гг. весьма драматично отразила участь той части французской интеллигенции, которая разделила гнев и иллюзии народа, вместе с ним сражалась за свержение трона, возлагала утопические надежды на республику, сопротивлялась узурпации власти Луи Бонапартом, натолкнувшись, наконец, на горечь и унижение капитуляции. Бодлер был на левом фланге. Он не только участвовал в баррикадных боях февраля и затем сотрудничал в республиканской прессе. Он вступил в организованное Бланки «Центральное республиканское общество», а когда в июне 1848 г. парижский пролетариат вышел сражаться за свои права, поэт стал участником баррикадных боев. В это время Бодлер пишет статьи о необходимости сблизить искусство с жизнью, отрицает созерцательность и противопоставляет ей активность в утверждении добра. В августе 1851 г. Бодлер печатает статью о рабочем поэте Пьере Дюпоне, в чьих песнях «прозвучали, как эхо, все горести и надежды нашей революции». Эта статья безусловно выражает тогдашние идеи Бодлера о миссии поэта. Идеи эти устойчивы. О том свидетельствует появившаяся в январе 1852 г. статья «Языческая школа» — памфлет против собратьев по перу, равнодушных к политической борьбе своего времени, занятых лишь узко профессиональными вопросами. Одновременно Бодлер отстаивает идею «современного искусства». Эта мысль встречается у него не впервые. Уже в статьях, написанных до 1848 г., он говорил о необходимости для художника быть современным. Теперь, однако, этот тезис уточняется, приобретает новый социальный оттенок, о чем свидетельствует не только статья о Дюпоне, но и опубликованный вслед за статьей «Языческая школа» и в том же периодическом издании («Театральная жизнь» за февраль 1852 г.) стихотворный диптих — «Два сумеречных часа» (впоследствии поэт разделил его на два стихотворения — «Вечерние сумерки» и «Предрассветные сумерки»).

Предметом поэзии здесь является современный Париж, представляемый в разных ракурсах и поворотах. Парижская улица дана то в ее общих характерных очертаниях, то в привычных бытовых эпизодах, в сценках, увиденных через оконное стекло, в беглых портретах прохожих Картина многолика, многосоставна. Городской пейзаж, приземлению будничный, насыщенный грубыми деталями, перерастает в символ, полный волнующих загадок, побуждающий поэта тревожно искать, задумываться о мире, им воссозданном. Лиризм диптиха сложен: мрачное открытие грязного, отвратительного сочетается с ощущением полноты жизни, могущества ее природных начал, их взаимопереходов, контрастов. Поэт живописует, вопрошая, хотя и не ставит прямых вопросов, как не дает и прямых ответов. Важна композиция диптиха. Он начинается с упоминания о тех, кто имеет право на отдых после дневных трудов. Это — рабочий, ученый. В конце диптиха утренний Париж уподоблен труженику, берущему в руки орудие труда. День принадлежит созиданию — таков оптимистический смысл движения авторской мысли, воплощенный композицией диптиха. Но предмет изображения — не труд, не созидание, а повседневность, подчеркнуто бездуховная, чуждая воспарениям сердца или ума. Когда через несколько лет, готовя книгу «Цветы зла», поэт разобьет диптих и разъединит стихотворения даже композиционно, эта тенденция усилится. Но и в 1852 г. она чувствуется достаточно определенно, означая конец революционного периода деятельности Бодлера.

Нельзя, однако, сказать, что отказ от недавнего прошлого давался легко. В конце 1852 г. опубликована поэма «Отречение святого Петра» — парафраза известной евангельской легенды об отступничестве Петра, который не признался схватившей Иисуса страже в знакомстве с ним. В противовес легенде, Бодлер не говорит о малодушии Петра, а трактует его поступок как жест протеста против покорности жертвы палачам. В финале поэмы поэт с печалью констатирует, что не ценит этот мир, «где действие не в ладу с мечтой». Но вместе с тем он хотел бы расстаться с жизнью, «держа в руке меч, и погибнуть от меча», т. е. принять смерть в бою.

Итак, глубокое разочарование в возможности действием утвердить идеалы, недавно еще вдохновлявшие его, сочетается с упорством в бунте против мрачных сил, которые одержали верх и торжествуют. Подобная мятежность пройдет через все последующее творчество Бодлера. Хотя он навсегда отходит от былых революционных увлечений и отворачивается от политики, как таковой, один из разделов строго продуманной по композиции поэтической книги «Цветы зла» (1857) получил название «Бунт». Помимо «Отречения святого Петра», в этот раздел вошли поэмы «Авель и Каин» и «Литании Сатане». Триптих написан в традициях романтизма, с его приверженностью к христианской символике, трактуемой свободно, часто полемично по отношению к церковному канону. Здесь Сатана и Каин предстают прежде всего как бунтари. Бросается в глаза и антибуржуазная тенденция, особенно сильно выраженная в поэме «Авель и Каин», по-видимому, созданной сразу же после июньского восстания 1848 г. Поэт делит людей по полюсам богатства и нищеты, праздности и труда, благоденствия и страданий. Его сочувствие «расе Каинов», т. е. тем, кто трудится и голодает, несомненно. Более того, финал поэмы — предсказание ниспровержения земной и небесной иерархии.

Сам факт публикации этой поэмы в двух прижизненных изданиях книги «Цветы зла» (1857, 1861) очень важен для понимания умонастроений Бодлера после 1852 г., так как показывает, что поэт не вовсе зачеркнул идеалы и надежды своей молодости. Однако характер стихотворений, написанных после 1852 г., изменился. Усилилась субъективность творческого поиска. Поэт настаивает на особом, очень важном значении правды, которую он, в силу своего таланта и особой организации души, может поведать людям. Но какова эта правда? Бодлер высказывался на этот счет не слишком внятно. Когда в 1857 г. «Цветы зла» были объявлены аморальной книгой и организован суд над ней, поэт писал, что в целом его стихи преисполнены «отвращением ко злу», но позже в набросках для предисловий ко второму и третьему изданиям подчеркивал, что его увлекала возможность «извлечь красоту из зла». Где же истина? По-видимому, в первом случае Бодлер стремился защититься от пристрастных судей, а во втором — отдавал дань склонности к эпатажу, характерному для друзей его юности, «малых романтиков», среди которых он особо выделял Теофиля Готье.

Известно, что после 1852 г. Бодлер сблизился с Готье и гораздо спокойнее, чем раньше, даже сочувственно относился к культу совершенной, неподвижно величавой красоты, отличающей эстетику Готье. Однако главное направление творческих исканий автора «Цветов зла» не совпадало с принципами будущих кумиров парнасской школы. Даже отказавшись от многих идеалов молодости, Бодлер остался верен требованию быть современным, выдвинутому им в 40-х годах. Причем на этом новом этапе творчества особый акцент приобретает сформулированное им еще в статье «Салон 1846 года» толкование современности прежде всего как современной манеры чувствовать. Отдельные стихи и целые разделы книги «Цветы зла» свидетельствуют о широте той сферы чувств, которую она захватывает. Поэта привлекают проблемы эстетики, философии, социальной жизни, пропущенные через эмоциональный мир человека. Он не отвергает свой былой опыт, даже если отчужденно относится к событиям и явлениям, ранее его живо волновавшим. Таков уже упомянутый раздел «Мятеж», столь непосредственно связанный с участием Бодлера в революции 1848 г. Если рассматривать «Цветы зла» в аспекте биографии автора, то можно сказать, что он опирается на «память души», не считая возможным исключить из сферы «современных чувств» те, что возникают в связи с перипетиями политической и социальной жизни. Но не случайно эта сторона в его книге не доминирует. В 1852—1857 гг. в бодлеровской концепции «личность — общество» акценты смещаются. Его теперь волнует не их прямое столкновение, а глубины и тайны, причем интимный мир человека предстает как «волнение духа во зле» (так охарактеризована книга в письме поэта к адвокату, защищавшему на суде «Цветы зла»).

Естественно, что «Цветы зла» давали основание для сопоставлений с личной биографией автора. Они есть уже в открывающем книгу философско-эстетическом цикле стихотворений, где концепция поэтического творчества предстает как непрестанное борение антиномий не только абстрактно-интеллектуального порядка, но и плана личного, как столкновения грубого диктата реальности, сгибающего и уродующего творца. Еще очевиднее биографические моменты в интимной лирике. И тем не менее Бодлер глубоко прав, настаивая на необходимости разделять лирического героя и автора «Цветов зла». Ставя целью обнаружение сущности современной жизни, поэт не просто воссоздает пережитое. Он сгущает противоречия и трагизм реальности. А поскольку социальный и политический аспект отодвинут на второй план, моральный начинает превалировать. И в этой связи порой возникают поразительные парадоксы. Много сил души отдано воссозданию ее темных сторон. Поэт убежден, что бросает в лицо буржуа неприглядную правду о его подлинной сущности. Но издевательство над внешней благопристойностью порой переходит в сатанинский смех над сутью человека, даже в мучительство и самоистязание. А рядом стихотворения, исполненные добрых, высоких чувств, устремленные к идеалу. Лирический герой Бодлера предстает человеком, утратившим гармонию и единство душевной жизни. Это противоречие, если читать книгу «Цветы зла» как целое, является ее главным трагическим конфликтом, с горечью воспринимаемым автором. В разделе «Сплин и идеал» есть стихотворение «Гэаутонтимо-руменос», где об этой антиномии говорится в прямой форме. Там же констатируется ее безысходность. Но это стихотворение все же лишь частный случай: «Цветы зла» — книга опровержений и вопросов, а не деклараций и четких ответов. Этому соответствует выраженное в критических статьях Бодлера 50-х годов требование писать свободно, не связывая себя стереотипом — классическим или романтическим.

В «Цветах зла» чувствуется намерение расширить сферу поэзии, отведя в ней заметное место безобразному, отвратительному. Знаменитое стихотворение «Падаль» стало эпатирующим благонамеренную публику манифестом подобных устремлений. Но поэтика книги отнюдь не исчерпывается этим стихотворением. Отрицая классиков и романтиков, Бодлер одновременно обращается к их опыту, как, впрочем, и к опыту Бальзака или Эдгара По, Байрона, Гойи, Делакруа, художников Возрождения. Выражая свое представление о красоте в нескольких стихотворениях философско-эстетического цикла, которым открывается первый раздел «Цветов зла», поэт словно бы противоречит себе; он восхищен то спокойной величавостью и бесстрастием («Красота»), то движением и устремленностью ввысь («Воспарение»), то сложностью, зыбкостью, взаимопроникновением и переходами различных форм («Соответствия»). Эта нестабильность эстетического кредо отражает, с одной стороны, присущую Бодлеру в этот период абсолютизацию красоты, как таковой, а с другой — его поиски новой изобразительности, ярко проявившиеся в стремлении запечатлеть непосредственность ощущения («Экзотический аромат»), переживания («Гармония вечера») и одновременно передать через мгновенное и преходящее вечные и универсальные сущности. В искусстве слова Бодлер делает открытия, сопоставимые с открытиями живописцев-импрессионистов, а с другой стороны — вновь и вновь обращает свой взор к классицистическому типу художественного творчества, беря у него не только общую тенденцию, но и частности: строгость композиции, традиционность строфики, ритмического строя, рифмы. «Странный классик тех областей, которые сами по себе к классике не относятся», — сказал о Бодлере его современник Арсен Уссей.

Эта оценка, которая вполне могла бы быть отнесена к «Цветам зла», высказана по поводу книги поэм в прозе «Парижский сплин», созданных Бодлером в последние годы творчества (1857—1866). Об этом произведении говорят как о новом этапе развития французской просодии, утвержденном вскоре Рембо, а затем символистами. Бодлер, по сути дела, уже давал теоретическое обоснование верлибру, когда писал о «чуде поэтической прозы, музыкальной помимо ритма и рифмы, достаточно гибкой и скандированной, чтобы адаптироваться к лирическим движениям души, к прихотливости мечтаний и к скачкам мыслей». Но лирическая непринужденность бодлеровских поэм в прозе сочетается с их афористичностью как целого. В них всегда есть «мораль» как сюжетообразующий элемент, причем финальный вывод обычно ее не исчерпывает. «Парижский сплин» является своеобразной репликой французской моралистике XVII—XVIII вв., хотя о прямом подражании Ларошфуко или Лябрюйеру говорить рискованно. Зато есть убедительные доказательства влияния творчества Гюго, восхищение которым выражено в статьях начала 60-х годов. В «Парижском сплине» возникают образы обиженных, слабых, брошенных на дно большого города людей. Сострадание к ним является одним из ведущих мотивов бодлеровских поэм в прозе. Тема Парижа, и прежде всего Парижа бедняков, усиливается и в стихотворениях. Во втором издании «Цветов зла» (1861) появляется раздел «Парижские картины», где есть совсем новые стихотворения, в том числе посвященные Гюго, — «Семь стариков» и «Старушки»; потерянность человека, согбенного годами и нищетой, изображена там с огромным чувством. В этот период завязалась переписка Бодлера и Гюго. Изгнанник восхищался талантом своего корреспондента, говорил о их творческой близости, но и спорил с ним, защищая идею прогрессивного развития человека и человечества, зовя Бодлера вперед, в будущее. Но Бодлер считал этот путь для себя заказанным, ибо социальная несправедливость казалась ему теперь вечной, а прогресс он отождествлял с буржуазным преклонением перед производством материальных ценностей.

В тесной связи с этим возникает у позднего Бодлера идеал поэта — одинокого аристократа духа, способного благодаря таланту и особому складу души постичь суть окружающего его человеческого множества. Этот образ он создал в поэме «Толпы» и обосновал в одной из своих последних статей «Живописец современной жизни» (1859—1860). Но примечательно, что незадолго до того в стихотворении, получившем название «Эпиграф к осужденной книге» (сентябрь 1861), поэт с тревогой и сомнением обращался к близкому ему духовно читателю: «Жалей меня... Иль проклят будь!», тем обнаруживая условность позы холодного наблюдателя и свою потребность в сочувствии и понимании людей.

ВОСПАРЕНИЕ

Превыше туч, над всем земным ненастьем,

Превыше вод, лесов, долин и гор,

Превыше звезд, в космический простор,

С мужским невыразимым сладострастьем

Лети, мой дух, все выше, все вперед

И, как пловец, от счастья замирая,

Стремися вдаль, где ни конца, ни края,

Вослед кометам свой направь полет —

Туда, где свет, где воздуха избыток,

Где нет миазмов гиблой суеты,

Но где в огне текучей пустоты

Твой чистый, твой божественный напиток.

Среди забот и скуки бытия,

Чей гнет мы терпим только от бессилья,

Блажен, кого невидимые крылья

Уносят в лучезарные края,

Чья может мысль, туда, в простор небесный,

Как жаворонок, взмыть в единый миг,

Кто видит сверху жизнь и кто постиг