Составление слов из слогов. I класс — двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов

В повседневной жизни мы порою сталкиваемся с задачей составления нового слова из заранее определенных букв или готового слова . В своем большинстве - это люди, увлекающиеся настольными или онлайн играми со словами. К числу основных игр относятся:

1. Наборщик - двое и более участников выбирают слово (желательно длинное), из которого требуется составить новые слова существующие в русском языке. Выигрывает тот, кто найдет максимальное количество таких слов. В дополнение необходимо изначально определить, какие части речи (существительное, прилагательное и др.), падеж (обычно именительный), число (единственное или множественное), а также имена собственные или нарицательные можно использовать (название стран, гор, рек и т.д.). Например, составить слова из букв составляющих слово "РАСТЕНИЕ". Получаем более 50 слов разной длины ("АИСТ", "САТИН", "ТРЕНИЕ", "ИНТЕРЕС" и др).

2. Анаграмма к слову или из букв - для этого мы создали специальный раздел на сайте, посвященный решению и составлению анаграмм онлайн . Обращаем внимание, что в большинстве случаев анаграммой принято называть не только составление слова из слова, но и составление слова из заданных букв. Поэтому Вам будут полезны в работе оба раздела сайта. Оцените возможности каждого направления и специфику работы.

3. Чехарда - ведущий мешает буквы в исходном слове и участники приступают к его разгадыванию. Кто первый, тот и выиграл. Например, перемешиваем буквы в слове "ПРОГРАММА", получаем "ГМОРАМПАР" и ждем победителя!

4. Четыре фотки одно слово - на слайде представлено 4 изображения, которые объединяет что-то общее. Задача найти эту изюминку. В качестве подсказок может даваться набор из букв, где в конечном итоге останутся лишние буквы, так как длина слова определена изначально.

Сервис сайт позволяет в считанные секунды составить слова из слова или заданных букв. Мы добавили множество фильтров для работы в блоке "Параметры поиска". Они позволяют показывать только слова с определением, задают длину слова, а также дают возможность использовать одну и ту же букву несколько раз.

Рассмотрим на примере. Введем поисковый запрос: "ЕКАЛЬРАМ". Отображаем ВСЕ слова, используем буквы ОДИН раз, длина слова ЛЮБАЯ. Получаем 232 слова.

Уточним поиск, показав слова ТОЛЬКО с определением. Итого 43 слова.

Составим слово из заданных букв, используя ВСЕ буквы без повтора. Получим анаграмму из букв: "КАРАМЕЛЬ".

Система позволяет группировать результаты по любым параметрам, что удобно в решении индивидуальных задач. В особенности, когда весь процесс составления слова из букв происходит в онлайн, а не ручном режиме.

В дополнение в проекте реализованы: "Рубрикатор слов русского языка" , "Слова, начинающиеся на буквы... " , "Слова, заканчивающиеся на буквы... " , "Слова, содержащие последовательность букв" , "Поиск слов по маске и определению" , собраны воедино толковый словарь русского языка имени С. И. Ожегова под редакцией Д. Н. Ушакова, словарь живого ве-ли-ко-рус-ско-го языка В. И. Даля, профессиональные словари.

Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, страны, предметы вокруг нас, события, наши действия, настроение - всё названо, всё имеет своё имя или название. Вы легко понимаете слово, если знаете его значение. Значение - это то, что слово обозначает. Если вы не знаете значения какого-то слова, то можете его выяснить у взрослых или с помощью толкового словаря. Но иногда в жизни можно наблюдать такую ситуацию. Учитель спросил Ваню, какие у него любимые предметы. Ваня ответил, что компьютер, мячик и велосипед. Как вы думаете, Ваня ответил правильно? О каких предметах Ваню спрашивал учитель? О школьных предметах. Почему же произошла такая путаница? Всё дело в том, что многие слова русского языка могут иметь несколько значений. На уроке мы познакомимся с многозначными словами, узнаем, в каком словаре можно найти их значения.

Выполните задание. Узнайте слово по его лексическому значению. Соедините стрелкой.

Проверьте себя.

А теперь рассмотрите рисунки и назовите те части, на которые показывает стрелка (рис. 1).

Рис. 1. Ножка - многозначное слово ()

Что заметили? Картинки разные, предметы разные, а слово одинаковое. Везде написано слово «ножка». Почему?

Оказывается, у одного слова может быть не одно, а сразу несколько значений. Это одна из особенностей нашего русского языка. Если у слова только одно лексическое значение - его называют однозначным, если два и больше - многозначным. В нашем языке многозначных слов гораздо больше, чем однозначных. Но все значения многозначных слов связаны по смыслу и имеют что-то общее.

Сколько значений слова «ножка» подсказали вам рисунки? Перечислим.

1. Ласковое название нижней конечности человека ноги.
2. Стебелёк,на котором держится цветок или нижняя часть гриба под шляпкой.
3. Опора мебели.
4. Одна из раздвижных частей измерительного прибора,например циркуль.

Сделаем вывод: слово «ножка» - многозначное.

Выполните задание. Разделите слова в два столбика: в первый однозначные слова, во второй многозначные.

Лёд, листок, хвост, скакалка, сосна, кенгуру, математика, линия, абочка, гитара, молния, хлеб.

Проверьте себя.

Однозначные слова: лёд, скакалка, сосна, кенгуру, математика, гитара.

Многозначные слова: листок (бумаги и дерева), хвост (животного, самолёта, очереди), линия (горизонта, черта на бумаге, железнодорожная или воздушная), бабочка (насекомое и галстук), молния (застёжка и разряд в воздухе), хлеб (это и продукт, который едим, и зерно, посаженное в поле)

Как же не ошибиться и точно определить, является слово многозначным или однозначным? Поможет толковый словарь. Чтобы узнать, сколько значений есть у слова, надо найти слово по алфавиту в толковом словаре. Если в словарной статье будут написаны цифры 1, 2, а может быть и больше, и у каждой цифры будет дано толкование, то слово многозначное.

Послушайте сказку Геннадия Цыферова. Посчитайте, сколько значений к слову «звезда» назвали герои сказки кузнечик и лягушонок.

- А что такое звёзды? - спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
- Большие слоны говорят: «Звёзды - это золотые гвоздики,ими прибито небо».Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды - это снежинки,что забыли упасть».Но и им ты тоже не верь.Послушай меня лучше.Мне кажется,виноват большой дождь.После большого дождя растут большие цветы.А ещё мне кажется,когда они достают головой небо,то они и засыпают там,поджав длинные ножки.
- Да,- сказал кузнечик.- Это больше похоже на правду.Звёзды - это большие цветы.Они спят в небе,поджав длинные ножки.

Сколько же значений слова «звезда» назвали кузнечик и лягушонок? Ни одного. Они не смогли объяснить значение этого слова. А вы сможете? О каких звёздах идёт речь? О звёздах - небесных телах.

А что ещё можно представить, когда слышишь слово «звезда»? Вы что представили? Посмотрим, какие значения слова «звезда» указаны в толковом словаре. Прочитайте словарную статью к слову ЗВЕЗДА. Сколько значений вы видите?

1.Небесное тело, видимое на ночном небе. Полярная звезда (рис. 2).

Рис. 2. Звезда в небе

2. О знаменитом человеке. Звезда балета (рис. 3).

Рис. 3. Звезда балета

3. Геометрическая фигура с остроконечными выступами. Кремлёвская звезда. Орден, имеющий такую форму (рис. 4).

Рис. 4. Геометрическая фигура

4. Светлое пятно на лбу животного (рис. 5).

Рис. 5. Звезда на лбу животного

5. Морская звезда (рис. 6).

Рис. 6. Морская звезда ()

Вывод: звезда - слово многозначное.

Как же появляются значения у одних и тех же слов? За звёздами на небе люди научились наблюдать в глубокой древности. А геометрическую фигуру, морскую звезду, орден назвали так за схожесть по форме. За что звёздами называют знаменитых людей? За талант, яркость, блестящую работу.

А знаете ли вы, что в Древнем Риме понятие «множество», т. е. чего-то много, обозначалось словом «глобус». Ведь было время, когда люди не подозревали, что земной шар круглый. Шар вообще назывался по-латыни глобусом. Это название шара пригодилось, когда начали изготовлять модель земного шара - круглый глобус.

Вот так могли в наш язык приходить слова - названия предметов. В современном языке слово «глобус» имеет только одно значение - это модель земного шара, а вот слово «шар» - многозначное: это и предмет, например биллиардный шар или воздушный шар, и в математике есть шар, и о своей планете мы говорим «земной шар».

Получается, что слова, обозначающие предметы, очень часто являются многозначными словами. Давайте выясним: слова-признаки и слова-действия нашего русского языка могут быть многозначными?

Выполните задание. Составьте словосочетания с каждым словом в скобках и представьте, о чём идёт речь.

Проверьте себя.

Холодный чай, холодный дом, холодный ветер, холодный свитер, холодный цвет.

Глухой старик, глухой выстрел, глухой переулок, глухой лес, глухой голос.

Хранить кольцо, хранить память, хранить доброе имя.

Брать палку, брать город, брать что-то с собой, брать вправо.

Вывод: многозначными в русском языке могут быть разные слова: и слова, обозначающие предметы, и слова-действия, и слова-признаки.

Значений у многозначных слов может быть и два, и три, и больше. Например, у слова «брать» в словаре указано целых 14 значений, а у слова «идти» - 26. Конечно, ещё не все значения вам уже сейчас понятны, но старайтесь выяснять незнакомое и непонятное и запоминать, а помогут вам толковые словари. Знание разных значений слов сделает вашу речь интересной и красивой.

Сегодня на уроке мы узнали, что многие слова русского языка могут иметь несколько значений, познакомились с многозначными словами, определили, в каком словаре можно найти их значения.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Chernova.moy.su ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Прочитайте стихотворение А. Шибаева. Найдите в нём многозначное слово, объясните его значения.

И солнце играет

(Лучами на речке),

И кошка играет

(Клубком на крылечке),

И Женя играет

(Есть кукла у Жени),

И мама играет

(В театре на сцене),

И папа играет

(На медной трубе),

И дедушка (с внуком играет в избе).

3. Составьте словосочетания с многозначным словом КРЕПКИЙ.

Ткань, сон, руки, удар, кофе, орех, узел, здоровье.

4.Определите многозначное слово по его лексическому значению.

1-е значение - учебное занятие.

2-е значение - задание, которое даётся ученику.

5. Придумайте предложения с разными значениями слова ШИШКА.

1-е значение - бугорок на теле человека или животного от ушиба.

2-е значение - сосновая, еловая, кедровая шишки.

6. Догадайтесь, какое многозначное слова подходит по смыслу в предложения.

За окном…. ветер. На улице … сирена пожарной машины. В лесу … волк.

Вы очень много раз просили сделать ответы для этой игры и мы это сделали. Представляем вам все слова к игре Слова из слова для Андроид. Это одна из первых игр, где из одного большого слова нужно собрать маленькие. Игра весьма интересная и увлекательная, хотя отличается от подобных игр сложностью.
Для некоторых слов нужно собрать более 100 слов и сделать это под силу немногим. Ну и здесь вам придут на помощь наши ответы для этой игры. Если вы столкнулись с сложным словом в игре Слова из Слова, не можете отгадать слово, мучаетесь, то на этой странице вы найдёте ответы для вашего слова.

Так как ответами к игре Слова из слова являются сами слова, которые образованы из первоначального слова, мы поняли что оптимальным вариантом будет сделать ответы в виде обычной таблицы. Ниже на странице вы найдёте эту таблицу с ответами для игры Слова из слова.
Как показать слова для того или иного слова игры Слова из слова? В списке вы находите своё слово и нажимаете напротив него ПОКАЗАТЬ СЛОВА. После этого на месте этих слов появляются слова-ответы к выбранному слову. Как-то так.

Будьте внимательны!!! Это не единственная игра Слова из слова, для которой мы делали ответы. У нас есть ещё как минимум пара игр с таким названием. Если вы поняли что ответы на этой странице к сожалению не подходят для вашей игры, выберите свою
На нашем сайте более 150 ответов к самым разным играм. Чтобы не потерять сайт, вступайте к нам в группу ВК . Для уверенности рекомендуем добавить сайт в закладки. Наши ответы постоянно обновляются и дополняются новыми играми.


Все ответы на игру Слова из слова

В вашем браузере должен быть включён Javascript чтобы выводились после нажатия слова.
Уровень Исходное слово Слова
1 ДОКТОР Показать слова
2 ОСТРОВ Показать слова
3 БУМЕРАНГ Показать слова
4 ВАТРУШКА Показать слова
5 АВТОГРАФ Показать слова
6 ОЗДОРОВЛЕНИЕ Показать слова
7 ИССЛЕДОВАНИЕ Показать слова
8 ЭЛЕКТРОПОЕЗД Показать слова
9 ВИДОИСКАТЕЛЬ Показать слова
10 ШАБЛОНИЗАЦИЯ Показать слова
11 ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ Показать слова
12 КОЛЛЕКЦИОНЕР Показать слова
13 ИМПРОВИЗАЦИЯ Показать слова
14 ОЛЕНЕВОДСТВО Показать слова
15 ИНТЕЛЛЕКТУАЛ
16 ГРАЦИОЗНОСТЬ Показать слова
17 ДЕЛЬФИНАРИУМ Показать слова
18 ИЗОБРЕТАТЕЛЬ Показать слова
19 МЕТРОПОЛИТЕН Показать слова

Слова из слова 2 Ответы

Уровень Исходное слово Слова
1 МАНДАРИН

Какие можно привести примеры слов, состоящих из 2 слогов?

    В русском языке, как известно, слогообразующими являются гласные звуки, которые могут как самостоятельно, так и в паре с предыдущим согласным сооставить слог. Слов, состоящих из двух слогов, существует великое множество. Учтем, что фонетический слог и деление слова на слоги в орфографии для переноса слов с одной строки на другую суть разные вещи. Поэтому приведу как фонетическое, так и орфографическое деление на слоги.

    Примеры слов с двумя слогами :

    о-лень, о-сень, я-сень, е-нот, я-ма, ю-ла (эти слова не переносятся по слогам);

    о-кно — ок-но;

    гне-здо — гнез-до, гне-здо;

    су-кно — сук-но, су-кно;

    ли-ства — ли-ства, лис-тва, лист-ва.

    А вот ряд двуслоговых слов, в которых деление на слоги совпадает с их переносом:

    до-мик, сто-лик, кро-вать, сум-ка, бан-ка, рам-ка, сой-ка, май-ка, пор-ка, лай-ка, дон-ка, кор-ка, сай-ка, клям-ка.

    Два слога в следующих словах:

    Посмотрите вокруг себя, и примеры слов обязательно найдутся.

    В русском языке слов с двумя слогами достаточно много, поэтому постараюсь вспомнить их:

    ма*ло, мно*го, бы*ло, те*ло, бе*ло, мел*ко, стрел*ка, бел*ка, стрел*ка, пес*ня, мось*ка, нес*ти, брес*ти, вез*ти, плес*ти, рос*ти, моз*ги, фрук*ты, мес*то, тес*то, вмес*то, блес*теть, кро*вать, мат*рас, кор*ма, мол*ва, ведь*ма, ма*ма, па*па, пи*ла, ра*ма, мы*ла, по*лы, мы*ли, пе*на, ла*па, сно*ва, пос*то, слож*но, мож*но, триж*ды, дваж*ды, меж*ду, преж*де, крес*ло, клет*ка, мет*ка, ле*то, зи*ма, вес*на, о*сень, мос*тик, гвоз*дик, мель*ник, печ*ник, пе*вец, стре*лок, ло*вец, ло*ток, под*нос, ска*кан, во*да, пи*во, вод*ка, вис*ки, ви*но, бо*кал, мел*кий, круп*ный, зверс*кий и многие другие.

    Первое что приходит на ум, слова из букваря, и вообще из школьной жизни:

    1. ма-ма
    2. па-па
    3. ра-ма
    4. мы-ло
    5. ра-нец
    6. пе-нал
    7. дос-ка
    8. тет-радь
    9. ре-зать
    10. пи-лить
    11. шу-меть
    12. чи-тать
    13. гал-деть
    14. ум-ный
    15. глу-пый
    16. сме-лый
    17. бе-лый
    18. боль-но
    19. страш-но
  • Для того, чтобы привести пример слов, состоящих из двух слогов,

    выбираем те слова,

    в составе которых имеется два гласных звука.

    Такими словами являются:

    Слов, состоящих из двух слогов, море. Вот, кстати, как раз — мо-ре . Или, скажем, ба-ран . У нас уже есть слова среднего рода и мужского рода. Во избежание дискриминации присовокупим и слово женского рода — ка-ша . Ну, а теперь вс в кучу, что в голову придт: вил-ка , ка-зан , серь-га , скал-ка , ма-зут , о-гонь , ве-сло , лод-ка , мо-тор , ска-терть , за-бор , би-зе , кни-га , стре-ла , кар-ман , та-бак , ко-бель , те-сак , гор-шок , гор-ло , нит-ка . Ого, сколько! Ещ множественного числа существительные: стри-жи , стрел-ки , свр-ла , дыр-ки и т. д. Прилагательные: гряз-ный , чи-стый , бе-лый , страш-ный . Ну, и достаточно.

    Есть один секрет, ну как секрет, всем известный факт в котором говорится, что количество слогов в слове определяется количеством гласных букв. А значит берем в оборот все слова в которых две гласные буквы.

    И так, приведем несколько примеров. Ангел, автор, сало, рама, кирка, мама, папа, сестра, бабка, дедка, сено, село, баня, банька, ветер, верблюд, бинокль, банан, банка, вопрос, ведро, война, деньги, детство, еда, енот, емкость, жираф, жилет, зонтик, заяц, солнце, доска, желудь, иней, игла, икра, лото, лошадь, лагерь, медведь, личность, очки, осень, наряд, олень, огонь, пальто, район, роспись, рейтинг, семья, стекло, сахар, тетрадь, тройка, точка, лошадь, туман, утюг, тепло, утро, футбол, фишка, факел, стекло, теннис, хоккей, хирург, хлопок, цапля, царство, четверг, среда, вторник, шутка, шалаш, шорты, щука, щавель, щенок, щепка, этаж, эхо, юла, юбка, юнга, яма, якорь, язык, язва, янтарь.

    Картинки: нога, рука, муха.

    Таблица 5

    Типы нарушений слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом и сроки их преодоления

    По стеклу ползут две... мухи.

    II класс - трехсложные слова, состоящие из открытых слогов

    Картинки: волосы, корова, машина.

    По дороге едет... машина.

    III класс - односложные слова, состоящие из закрытого слога

    Картинки: кот, нос, дом.

    Дети построили из кубиков... дом.

    IV класс - двусложные слова, состоящие из одного открытого слога и одного закрытого

    Картинки: филин, кефир, жираф.

    В зоопарке живет... жираф.

    V класс - двусложные слова со стечением согласных в середине слова

    Картинки: масло, листья, коньки.

    Маша намазывает на хлеб... масло.

    VI класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных

    Картинки: дельфин, кактус, кровать.

    В море плавает... дельфин.

    VII класс - трехсложные слова с закрытым слогом

    Картинки: самолет, пирожок, чемодан.

    Мальчик ест... пирожок.

    VIII класс - трехсложные слова со стечением согласных

    Картинки: облако, иголка, подушка.

    С кровати упала... подушка.

    IX класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

    Картинки: автобус, карандаш, виноград.

    У Коли... карандаш.

    X класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных

    Картинки: игрушки, кисточка, морковка.

    В краске вымазана... кисточка.

    XI класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова

    Картинки: джип, стол, ключ.

    Папа купил... джип.

    XII класс - двусложные слова с двумя стечениями согласных

    Картинки: птичка, спичка, гвозди.

    Молотком забивают... гвозди.

    XIII класс - четырехсложные слова из открытых слогов

    Картинки: пуговица, черепаха, гусеница.

    По ветке ползет... гусеница.

    ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

    Уточнение построения предложений, правильного употребления простых предлогов, согласования членов предложения в роде, числе и падеже можно провести с использованием материала пособия, не предъявляемого ранее ребенку для обследования произношения. Вот некоторые из вариантов заданий, которые можно предложить ребенку параллельно с исследованием его произношения.



    1. Возможно предъявление задания без произнесения предлога («Рыжий кот катается... на лыжах»), однако при оценке выполнения такого задания необходимо учитывать допустимость использования детьми раннего возраста вместо предлогов их «филеров» («а» - вместо «на») в сочетании с флексией существительного (на столе - «а толе», в шкафу - «а кафу»).

    2. Чрезвычайно важно проверить умение детей использовать исследуемые звуки при произношении глаголов и прилагательных, так как эти слова появляются в начальном детском лексиконе несколько позже существительных, в связи с чем их произношение может быть более нарушенным. Можно сразу после опроса ребенка по предложенному в тексте пособия заданию перестроить его формулировку в следующем виде: «У Алеши болит... нога» - «У Алеши нога... болит». При затруднениях целесообразно изменить задание и предъявить его с помощью так называемого «вопроса без вопросительного слова»: «У Алеши нога болит?» Вопросительная интонация будет дополнительно стимулировать ребенка к ответу, а облегченная форма заданного вопроса подскажет ему правильный ответ.

    3. Важно проследить за умением ребенка использовать в речи широко распространенные словосочетания («усатый сом», «голубые глаза»), согласование окончаний прилагательных в роде и числе с употребляемыми существительными. Данные, полученные при обследовании, необходимо интерпретировать в зависимости от того, на какой стадии развития находится фразовая речь ребенка («до-морфологической» или «морфологической»).

    4. Задания на картинках можно вариативно использовать для проверки у детей знания названий основных цветов и элементарного счета (в пределах 2-3).

    5. Дети раннего возраста чрезвычайно сложно «придумывают» имена персонажам, изображенным на картинке. Для малыша существуют только личные имена применительно к его близким (тетя Аня, дядя Коля). При этом почти не осуществляется перенос этих имен на других людей. Если попросить ребенка без предварительной подготовки «придумать», как зовут тетю на картинке, он просто растеряется и откажется от выполнения задания. Надо обязательно тренировать маленького ребенка в назывании имен реальных людей из его окружения, специально подчеркивания, что разных людей могут звать одинаково. Обратите внимание на то, что первое имя, «придуманное» для мальчика или девочки, изображенных на картинке, будет скорее всего собственным именем ребенка! Постепенно малыш освоит и другие имена, но скорость и устойчивость этого навыка зависит от взрослых. Если не уделять его формированию достаточно внимания, то еще долго все посторонние взрослые для ребенка будут только «дядями» и «тетями», а дети - «мальчиками» и «девочками».



    6. Особый акцент на разные имена персонажей можно сделать, если попросить детей дома вместе с родителями раскрасить черно-белый рисунок (вероятнее всего сначала ребенок сможет только помочь родителю выбрать цвет отдельных деталей, а раскрашивать будут сами родители), а потом сравнить их рисунки: как одет герой, какого цвета его волосы, глаза. Увидев наглядно, как отличаются их рисунки между собой, дети легко поймут и задание на придумывание разных имен, легко заменяя предложенное в тексте к картинке имя на любое другое по своему желанию.

    7. В дидактическом материале содержится ряд картинок, близких по смысловому содержанию. Например, «В магазине продаются... ананасы» (звук [а]) и «У Лены... ананас» (звук [н]); «Курица сидит на... яйцах» (звук [й]) и «Из яйца вылупился... цыпленок» (звук [ц]); «У Инги... иголка» (звук [и]) и «Нина шьет разноцветными... нитками» (звук [н]); «Гера рисует... круги» (звук [г"]), «Оля рисует... лист клена» (звук [л]), «Марина рисует... грибок» (звук [р"]). Такие картинки можно объединять в смысловые пары и проводить с их использованием лексическую работу по определенным темам, понятным детям раннего возраста: «Покупка в магазине», «Курица и цыпленок», «Что делают с помощью иголки?», «Учимся рисовать».

    8. В дальнейшем, можно будет проводить с детьми задания, направленные на установление и более сложных логических связей, однако надо всегда помнить, что нельзя превышать возрастные возможности ребенка, предлагая ему для рассматривания и дальнейшей беседы более трех картинок одновременно. Если надо изучить большую группу картинок, то лучше их варьировать между собой, составляя разные смысловые пары. Примером такой группы могут служить перечисленные ниже картинки: «Разбитую коленку смазали... зеленкой» (звук [з"]), «У Алеши болит... нога» (звук [а]), «Вова чинит... стол» (звук [о]), «Айболит лечит... бегемота» (звук [б " ]), «В аптеке купили... вату» (звук [т]), «Мама гладит... утюгом» (звук [у]), «Вот горячий... утюг» (звук [т"]), «Молотком забивают... гвозди» (звук [д " ]), «Коля уколол палец о... кактус» (звук [к]), «Мальчик забинтовал... палец» (звук [ц]), «На плите... кастрюля» (звук [с]), «Маша чистит... картошку» (звук [ш]), «У Жоры болит... живот» (звук [ж]), «У Васи болит... ухо» (звук [х]), «Мама режет... огурцы» (звук [ц]). Показывая маленькому ребенку любые две-три картинки по вашему выбору, можно выяснить, имеет ли малыш представления об опасностях, подстерегающих его в быту, знает ли он, к кому надо обратиться за помощью в случае заболевания и где можно купить лекарства и т.д.

    9. Картинки, предлагаемые для раскрашивания (с. 52-94), можно использовать и для развития слоговой структуры слова. Например, при рассматривании картинки с изображением гусеницы ребенка просят сначала раскрасить гусеницу по сегментам в четыре разных цвета, а затем последовательно показывая каждый сегмент, проговаривая все слоги.

    Вариантов использования картинного материала для диагностики раннего речевого развития ребенка и направленного развития его речи множество. Мы думаем, что специалисты-практики сами смогут придумать много интересных заданий и упражнений, творчески используя предлагаемые нами материалы.

    Ниже содержится полный перечень текстовых заданий для обследования произношения гласных и согласных звуков. Ознакомившись с ним, вы сможете лучше представить себе, как можно организовать обследование и развитие речи ребенка раннего возраста, используя наши методические рекомендации.



    ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
    ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ И
    СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ


    Гласные звуки

    Звук [а]

    1. На крыше гнездо... аиста.

    2. У Алеши болит... нога.

    3. По дороге едет... машина.

    4. На остановке стоит... автобус.


    5. В магазине продаются... ананасы.


    Звук [о]

    6. На окошке сидит... кот.

    7. Оля смотрит на... облако.

    8. Вова чинит... стол.

    9. У Буратино длинный... нос.


    15. У Инги... иголка.


    Звук [у]

    16. В зоопарке живет... кенгуру.

    17. У зайца длинные... уши.

    18. Руслан поднял... руку.

    19. У уха вьется... муха.


    25. Эля и Эдик рассматривают... этикетки.


    Звук [ы]

    26. В аквариуме плавают...рыбки.

    27. Мышка моет лапы... мылом.

    28. На стене висят... часы.

    29. В вазе стоят... розы (вариант ответа - цветы).


    35. У Поли красивая... панама.


    Звук [п"1

    36. Мальчик ест... пирожок.

    37. Петя играет на... пианино.

    38. Мама читает... письмо.

    39. Собаку посадили на... цепь.


    45. Боря лепит снежную... бабу.


    Звук [б"]

    46. На ветке сидит... белка.

    47. На полу лежит... кубик.

    48. Айболит лечит... бегемота.

    49. Моряк смотрит в... бинокль.


    55. Тоня моет... тарелки.


    Звук [т"]

    56. Вот горячий... утюг.

    57. В клетке сидит... тигр.

    58. На дереве... дятел (вариант ответа - птичка).

    59. Тетя говорит по... телефону.


    65. Даша играет на... дудочке.


    Звук [д"]

    66. По дорожке идет... девочка.

    67. В море плавает... дельфин.

    68. Молотком забивают... гвозди.

    69. Дедушка лежит на... диване.


    75. Коля уколол палец о... кактус.

    Звук [к"]

    76. Мальчику купили... ролики.

    77. В краске вымазана... кисточка.

    78. На поляне растут... ромашки.


    90. Галя моет... ноги.


    Губно-зубные фрикативные звуки

    Звук [ф]

    91. Мальчик держит... флажок.

    92. На площади красивый... фонтан.

    93. В комнате стоит... шкаф.

    94. В зоопарке живет... жираф.



    105. Вася застилает... кровать.


    Звук [в"]

    106. На кофте вышиты... вишенки.

    107. В песочнице оставили... ведро.

    108. Вика собирает... цветы.

    109. В корзине крупный... виноград.


    115. На носу... оса.


    Звук [с"]

    116. За Люсей гонится... гусь.

    117. У лисы... лисята.

    118. Осенью с деревьев падают... листья.

    119. Домик строит... поросенок (Ниф-Ниф).


    125. У Лизы голубые... глаза.


    Звук [з"]

    126. Обезьяна смотрит в... зеркало.

    127. Зина запускает воздушного... змея.

    128. Бодается... козел.

    129. Разбитую коленку смазали... зеленкой.


    135. На сосне... шишки.


    Звук [ж]

    136. Женя играет с... пружиной.

    137. Жора прыгает в... луже.

    138. Около желудя... жук.

    139. Девочка несет... ежика.


    145. На вешалке сохнет плащ.


    Заднеязычные фрикативные звуки

    Звук [х]

    146. Слон достает ветки... хоботом.

    147. У Васи болит... ухо.

    148. Овец пасет... пастух.

    149. Медленно ползет... черепаха.


    155. У дороги... лопухи.


    Аффрикаты

    Звук [ц]

    156. Мальчик забинтовал... палец.

    157. На крючке висит... полотенце.

    158. Мама режет... огурцы.

    159. Клоун выступает в... цирке.


    165. У Олечки красивые... часики.


    Сонорные носовые звуки

    Звук [м]

    166. Мышка едет на... машине.

    167. Дети построили из кубиков... дом.

    168. На столе стоит... лампа.

    169. В воде плавает усатый... сом.


    175. Мише купили полосатый... мяч.

    Звук [н]

    176. Наташа надевает... носки.

    177. Надя открывает... окно.

    178. На стройке подъемный... кран.

    179. У Лены... ананас.


    185. Кукла одета как невеста.


    Сонорные ротовые звуки

    Звук [л]

    186. Лариса пьет... молоко.

    187. Мальчики играют в... футбол.

    188. В саду растут... яблони.

    189. Бабушка надевает... платок.


    195. Оля рисует... лист клена.

    Звук [р]

    196. Мама трет морковку на... терке.

    197. Баран ест... траву.

    198. Кот сидит на... крыше.

    199. На столе лежит глазированный... сырок.


    205. Рита закрывает... дверь.


    Звук [j]

    207. На Зине зеленая... юбка.

    208. Юля вертит... юлу.

    209. Юра наряжает... елку.


    210. Курица сидит на... яйцах.


    В пособии специально представлены картинки для раскрашивания, выполненные в черно-белом цвете.

    Мы приводим описание только твердых согласных звуков. Артикуляционный уклад мягких звуков отличается палатализацией (дополнительным подъемом средней части спинки языка). Дефекты произношения мягких звуков идентичны.

    При дефектном произнесении мягкого звука [р"] возможна замена на твердый вариант фонемы. Далее в тексте мы будем иметь в виду, что каждый парный мягкий звук при дефектном произношении может заменяться на твердую пару.

    В МФА используется тот же символ, что и при дефектном произношении звука [ʃ] (прим. авторов).

    Русский звук [щ] не нашел отражение в Международном фонетическом алфавите. Мы предлагаем обозначать его символом " ] .

    Впервые данную замену описал М.Е. Хватцев (1959).

    Аффрикаты не нашли отражения в Международном фонетическом алфавите. Поскольку аффрикаты состоят из двух элементов - смычного и фрикативного - мы рекомендуем записывать их символами, обозначающими эти элементы.

    В русском языке мягкий звук [Λ"] палатализован, а твердый звук [Λ] - веляризован. Эта яркая особенность русской фонетики не нашла отражения в МФА (прим. авторов).

    В русском языке такой тип произношения принято называть «велярным[р] ». Однако мы приводим его характеристику так, как она представлена в МФА (примеч. авт.).

    Данный звук в МФА не описан, символ предложен авторами пособия.