Союзный конвой дервиш. Ледяной ад: как шли арктические конвои. Затонувшее золото ссср

О помощи союзников СССР в годы Второй мировой войны говорить много не принято. Однако она была, и была немалая. И не только в рамках ленд-лиза. Советским войскам доставлялось питание, медикаменты, военная техника.

Как известно, от любви до ненависти всего один шаг. Особенно в политике, где вполне позволительно улыбаться тем, кого вчера поносил как исчадий ада. Вот и мы, если откроем газету «Правда» за 1941 год (до 22 июня) то сразу же узнаем, какие американцы и англичане были плохие. Морили голодом собственное население и развязали войну в Европе, тогда как канцлер германского народа Адольф Гитлер всего лишь защищается…

Ну, а еще раньше в «Правде» можно было найти даже слова о том, что «фашизм помогает росту классового самосознания рабочего класса»...

А потом стали резко хорошие…

Но вот наступило 22 июня 1941 года и уже буквально на следующий день «Правда» вышла с сообщениями о том, что Уинстон Черчилль обещал СССР военную помощь, а президент США разморозил советские вклады в американских банках, замороженные после войны с Финляндией. И все! Статьи о голоде среди британских рабочих исчезли в один миг, а Гитлер из «канцлера германского народа» превратился в людоеда.

Конвой «Дервиш» и другие

Конечно, мы не знаем о всех тех закулисных переговорах, имевших место в то время; даже рассекреченная переписка Сталина с Черчиллем всех нюансов этого сложного периода нашей общей истории не открывает. Но есть факты, показывающие, что помощь англо-американские союзники СССР начали оказывать если и не сразу, то в достаточной степени своевременно. Уже 12 августа 1941 года из бухты Лох-Эве (Великобритания) вышел караван судов «Дервиш».

На первых транспортах конвоя «Дервиш» 31 августа 1941 года в Архангельск было доставлено десять тысяч тонн каучука, около четырех тысяч глубинных бомб и магнитных мин, пятнадцать истребителей типа «Харрикейн», также 524 военных летчиков из 151-го авиакрыла двух эскадрилий королевских военно-воздушных сил Великобритании.

Позднее на территорию СССР прибыли летчики даже из Австралии. Всего между августом 1941 года и маем 1945 года насчитывалось 78 конвоев (хотя в интервалах между июлем и сентябрем 1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР.

85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. И это только лишь северный маршрут, потому, что грузовой поток шел также через Иран, через Владивосток, а самолеты из США напрямую перегонялись в Сибирь с Аляски. Ну, а потом все та же «Правда» сообщала, что в честь побед Красной Армии и заключении соглашений между СССР и Великобританией британцы разворачивают народные гуляния.

Не только и не столько конвои!

Советский Союз получал помощь от союзников не только по ленд-лизу. В США был организован «Комитет помощи русским в войне» (Russia War Relief).

«На собранные деньги комитет приобретал и направлял Красной Армии, советскому народу лекарства, медицинские препараты и аппаратуру, продукты питания, одежду. Всего за время войны Советскому Союзу была оказана помощь на сумму более полутора миллиардов долларов». Аналогичный комитет под руководством жены Черчилля действовал в Англии, и он тоже закупал для помощи СССР медикаменты и продовольствие.

Когда «Правда» писала правду!

11 июня 1944 года газета «Правда» поместила знаменательный материал на всю полосу: «О поставках Советскому Союзу вооружения, стратегического сырья, промышленного оборудования и продовольствия Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Канадой», причем его тут же перепечатали все советские газеты вплоть до местных и даже газет отдельных танковых армий.

В нем подробно сообщалось, сколько всего нам было послано и сколько грузов в тоннах плывет морем на момент выхода газеты! Перечислялись не только танки, пушки и самолеты, но и каучук, медь, цинк, рельсы, мука, электромоторы и прессы, портальные краны и технические алмазы!

Армейской обуви – 15 млн. пар, 6491 металлорежущий станок и много чего еще. Интересно, что в сообщении делалось точное разделение, сколько куплено за наличный расчет, то есть до принятия программы ленд-лиза, и сколько прислано уже после. Кстати, именно то, что в начале войны многое закупалось за деньги и породило бытующее до сих пор мнение о том, что весь ленд-лиз к нам шел за деньги, причем за золото. Нет, многое оплачивалось «обратным ленд-лизом» – сырьем, однако расчет был отложен до конца войны, поскольку все, что уничтожалось в ходе военных действий, оплате не подлежало!
Ну, а зачем такая информация была нужна именно в это время – понятно. Хороший PR – всегда полезная вещь! С одной стороны граждане СССР узнали, как много нам всего поставляют, с другой – то же самое узнали ведь и немцы, и тех ну просто не могло не охватить уныние.

Насколько этим цифрам можно доверять? Очевидно, что можно. Ведь если бы они содержали неверные данные, то едва лишь германская разведка это бы выяснила, хотя по некоторым показателям, как она могла бы объявить пропагандой и все остальное и, разумеется, Сталин, давая разрешение на публикацию этих сведений, не мог этого не понимать!

И количество и качество!

В советское время технику, поставлявшуюся по ленд-лизу, было принято ругать. Но… стоит почитать ту же «Правду» и в частности статьи знаменитого летчика Громова про американские и английские самолеты, статьи про те же английские танки «Матильда», чтобы убедиться – в годы войны все это оценивалось совсем не так, как после ее окончания!

А как можно оценить мощные прессы, на которых штамповали башни для танков Т-34, американские сверла с корундовыми наконечниками или технические алмазы, которых советская промышленность не производила вообще?! Так что количество и качество поставок, равно как и участие зарубежных технических специалистов, военных моряков и летчиков было очень даже заметным. Ну, а потом в это дело вмешалась политика, послевоенная конъюнктура, и все, что было в годы войны хорошо, одним лишь росчерком руководящего пера сразу стало плохо!

В этом году исполнилось семьдесят пять лет с того дня, когда в Мурманск начали поступать военные грузы, поставлявшиеся Америкой и Великобританией для борьбы с общим врагом - фашистской Германией. Их доставка являлась необыкновенно сложной задачей, но была крайне необходима фронту, и начало ей положил первый арктический конвой, вошедший в историю под названием «Дервиш».

Вновь востребованный опыт минувших веков

Арктические конвои Второй мировой войны явились продолжением традиции, начало которой было положено испанцами ещё в XVI веке. В те, давно прошедшие времена, они конвоировали галеоны, перевозившие через Атлантику тонны золота и серебра, награбленного в Южной Америке. Поскольку следовать с таким грузом было весьма опасно, корабли собирались на рейде Гаваны, и уже под прикрытием испанских пушек, шли через просторы, кишевшие английскими пиратами.

И вот, когда в июле 1941 года Москва и Лондон подписали соглашение о взаимных действиях в борьбе с Германией, и Черчилль обещал Сталину помочь, во всём, что будет в его силах, британцы вспомнили, тот метод, которым четыреста лет назад морские перевозчики оборонялись от их агрессивных соотечественников.

Это оказалось весьма кстати, поскольку буквально через две недели Советский Союз заключил с Америкой соглашение о военных поставках, конгрессом которой была принята государственная программа снабжения союзных войск боеприпасами, техникой, продовольствием и медикаментами, вошедшая в историю под названием ленд-лиз. В связи с этим в полной мере встал вопрос - как доставить грузы союзников в советские порты.

Пути решения проблемы

Существовало три варианта решения этой проблемы. Один маршрут пролегал через Тихий океан, но из всех советских дальневосточных портов, лишь Владивосток был соединён железной дорогой с прифронтовыми районами. У его причалов регулярно швартовались суда союзников, и, несмотря на то что имела сравнительно невысокую пропускную способность, за годы войны именно по ней было доставлено 47% военных грузов. Но, проблема состояла в том, что этот маршрут занимал очень много времени.

Второй, и наиболее безопасный путь пролегал через персидский залив и Иран. Однако, ввиду технических сложностей, им удалось воспользоваться лишь в середине 1942 года, тогда как помощь фронту требовалась незамедлительно. Поэтому северные арктические конвои, являвшиеся третьим вариантом доставки грузов, рассматриваемым союзным командованием, имели ряд преимуществ перед двумя другими.

Во-первых, он требовал сравнительно немного времени. Арктический конвой мог доставить груз всего за десять - двенадцать суток, а во-вторых, Архангельск и Мурманск, где производилась разгрузка, находились достаточно близко к району военных действий и к центру страны.

Однако, этот путь был чреват опасностями, проистекавшими из того, что корабли были вынуждены двигаться вдоль берегов Норвегии, оккупированной немцами. Значительную часть пути им приходилось преодолевать в непосредственной близости аэродромов и военно-морских баз противника. Однако, несмотря ни на что, этот путь был незаменим, и арктические союзные конвои 1941-1945 года внесли существенный вклад в разгром врага. Особенно велика их роль была в первый военный год.

Метод проводки транспортных судов

Для отражения возможных атак противника, союзным командованием была разработана тактика, благодаря которой арктический конвой мог максимально обезопасить перевозимый груз. Транспорты выстраивались не единым караваном, а короткими кильватерными колоннами, двигающимися фронтом на значительном удалении друг от друга, и часто меняющими курс. Это не только позволяло более эффективно управлять ими, но создавало дополнительные сложности немецким субмаринам.

Для борьбы с подлодками предназначался малый корабельный эскорт, состоявший из тральщиков, фрегатов и эсминцев. Они находились на некотором расстоянии от конвоируемых ими судов. Кроме них, боевую задачу выполняли более крупные корабли, следовавшие ближе к берегу, и предназначенные для отражения надводных сил противника и его авиации.

На всём протяжении пути вплоть до находящегося в западной части Баренцева моря, северные арктические конвои находились под защитой британского флота и авиации. На заключительном этапе эта обязанность ложилась на советских моряков и лётчиков.

Арктические союзные конвои 1941-1945 г. формировались, и брали в свои трюмы груз в шотландском порту, расположенном в бухте Лох-Ю. Далее их путь лежал в Рейкьявик, где суда заправляли баки горючим, после чего следовали к пункту назначения. С учётом ледяной обстановки, курс следования прокладывался как можно севернее. Это делалось для максимального удаления от берегов, занятых противником.

Две различные точки зрения

Любопытно отметить одну деталь, являвшуюся в те годы причиной определённых трений между советским командованием и их британскими коллегами. Согласно инструкции, изданной адмиралтейством Её Величества, и распространявшейся на все военные корабли, а не только те, что входили в арктические морские конвои, с транспортов, повреждённых или потерявших в боевых условиях управление, экипажи переходили на другие суда, а сами они добивались торпедами и отправлялись на дно.

Это делалось, потому что жизнь моряков ставилась несравненно выше материальных ценностей, а всякая попытка спасти гибнущий корабль подвергала их смертельному риску. Даже с практической стороны, англичане считали, что подготовить первоклассный экипаж, гораздо сложнее, чем построить судно. Такой подход был абсолютно не понятен советской стороне, и нередко давал повод обвинить союзников в стремлении доставить в порт назначения как можно меньше грузов.

Удача, сопутствовавшая «Дервишу»

Первый арктический конвой, получивший кодовое название «Дервиш», покинул порт Рейкьявика 21 августа 1941 года. В его состав входили шесть британских транспортных судов и одно советское. Их безопасность обеспечивали семь тральщиков и два эсминца. Благополучно достигнув Архангельска, 31 августа транспорты выгрузили на берег пятнадцать истребителей «Харрикейн», около четырёх тысяч глубинных бомб, несколько десятков грузовиков, а также тонны каучука, шерсти и всевозможного обмундирования.

Арктические союзные конвои 1941-1945 гг. в сводках командования носили кодовое название, начинавшееся литерами PQ. Это были первые буквы имени офицера британского адмиралтейства Питера Квилина (Peter Quelyn), отвечавшего за организацию охраны транспортных судов. Следом за литерами шёл порядковый номер очередного конвоя. Караваны, следовавшие в обратном направлении, обозначались QP, и также имели порядковый номер.

Первый Арктический конвой, вошедший в историю, как PQ-0, достиг Архангельска без особых трудностей главным образом потому, что немецкое командование, ориентированное на «блицкриг» - молниеносную войну, рассчитывало закончить Восточную кампанию ещё до наступления зимы, и не обращало должного внимания на то, что происходило в Заполярье. Однако, когда стало очевидно, что война будет долгой, борьба с арктическими конвоями приобрела особое значение.

Концентрация сил врага на борьбу с конвоями союзников

Стоит отметить, что после того, как в мае 1941 года британцами был потоплен флагман немецкого флота линкор «Бисмарк», Гитлер вообще запретил экипажам своих надводных судов вступать в открытые бои с англичанами. Причина была самая простая - он опасался лишний раз дать врагу повод для торжества. Теперь же картина изменилась.

В начале зимы 1942 года в район возможного появления британских конвоев были срочно переброшены три тяжёлых крейсера и один лёгкий. Кроме того, их должны были поддерживать пять эсминцев и пятнадцать субмарин. Параллельно с этим, численность самолётов, базировавшихся на аэродромах Норвегии, была увеличена до пятисот единиц, что позволило в апреле того же года приступить к регулярным авианалётам на Мурманск.

Подобные меры возымели действие, и относительное спокойствие, в обстановке которого совершали свой переход первые конвои, сменилось по настоящему боевой обстановкой. Первую потерю союзники понесли в январе 1942 года, когда немцами было потоплено британское транспортное судно «Вазиристан», входившее в состав конвоя PQ-7.

Потери союзников и их ответные меры

Развивая успех, германское командование организовало настоящую охоту, за следующим конвоем PQ-8. На его перехват вышли линкор «Тирпиц», являвшейся точной копией потопленного прежде «Бисмарка», а также три эсминца и несколько подлодок. Однако, несмотря на все старания, своевременно обнаружить арктический конвой им не удалось, и их единственной, но весьма прискорбной для нас жертвой, стало советское транспортное судно «Ижора», по техническим причинам отставшее от основной группы.

К сожалению, в дальнейшем потери союзников значительно увеличились. Согласно сводкам тех дней, в марте 1942 года немцам удалось потопить пять британских транспортов, а в следующем месяце, к ним присоединились ещё девять судов входивших в состав четырёх конвоев, направлявшихся в Мурманск.

Главная же военная неудача постигла англичан 30 апреля, когда торпедой, выпущенной из немецкой субмарины, был потоплен крейсер «Эдинбург», возвращавшийся к берегам Британии. Вместе с ним отправились на дно, находившиеся в его артиллерийских погребах пять с половиной тонн золота, полученные от советского правительства в уплату за военные поставки, которые были для нас отнюдь не дармовыми.

Впоследствии это золото было поднято в ходе спасательных операций, проходивших в период с 1961 по 1968 год. В соответствии с заключённым ранее договором, всё оно было поделено между Советским Союзом, Британией, а также фирмами, осуществлявшими подводные работы.

Тогда же в 1942 году ввиду осложнившейся обстановки, союзниками были предприняты экстренные меры. Американский флот направил для охраны конвоев достаточно внушительную эскадру, состоявшую из двух линкоров, двух крейсеров и шести эсминцев. Не осталось в стороне и советское командование. Если прежде осуществлял проводку транспортных судов лишь специально выделенными для этой цели кораблями, то теперь им навстречу высылались все без исключения наличные силы.

Подвиг экипажа «Старого большевика»

Даже в условиях, когда участие в каждом рейсе требовало от экипажей мужества и героизма, возникали ситуации, при которых эти качества становились особенно необходимы. Примером тому может служить спасение советскими моряками транспортного судна «Старый большевик», вышедшего из Рейкьявика вместе с конвоем PQ-16. 27 мая 1942 года оно было атаковано немецкими самолётами, и в результате попадания авиабомбы, на борту начался пожар.

Несмотря на то что на борту находились десятки тонн взрывчатых веществ, моряки отказались от предложения своих английских коллег перейти на борт одного из их кораблей, и всем экипажем боролись с огнём. Через восемь часов пожар, постоянно грозивший взрывом, был потушен, и «Старый большевик» благополучно догнал остальные суда, с которыми продолжил свой путь в Мурманск.

Катастрофа арктического конвоя PQ-17

Судьба этого конвоя, вышедшего из Хваль-Фьорда 27 июня 1942 года, стала самой большой трагедией за весь период доставки союзнических грузов по арктическому пути. Произошла она, как впоследствии было единодушно отмечено военными экспертами, исключительно по вине главы британского адмиралтейства адмирала Паунда.

Всё началось с того, что уже через четыре дня, конвой был обнаружен немецкими самолётами, осуществлявшими контроль за акваторией Норвежского моря. Ему наперехват незамедлительно были высланы значительные морские и военно-воздушные силы, атаки которых британцы отражали в течение трёх суток, потеряв при этом три транспортных судна. Возможно, что оставшиеся суда и достигли бы пункта назначения, но 4 июля стало известно, что от причала отошёл и приближается к ним самый крупный на тот момент корабль немецкого флота - линкор «Тирпиц».

Этот гигант, оснащённый восемью пятнадцатидюймовыми орудиями, был способен один уничтожить не только все транспортные суда союзников, но вместе с ними и корабли охраны. Узнав об этом, адмирал Паунд принял роковое, решение. Он приказал кораблям охраны не вступать в бой с линкором, а отойти на значительное расстояние. Транспортные же суда должны были рассредоточиться, и поодиночке следовать в Мурманск.

В результате «Тирпиц», не обнаружив скопления противника, возвратился на базу, а транспорты, рассыпавшиеся согласно адмиральскому приказу по морю, стали лёгкой добычей для вражеской авиации и подводных лодок. Статистика этой трагедии ужасна. Из тридцати шести транспортных судов союзников, двадцать три были потоплены, и вместе с ними на дно ушли, перевозимые в их трюмах, три с половиной тысячи автомашин, четыреста сорок танков, двести самолётов и около ста тысяч тонн иных грузов. Два судна повернули назад, и только одиннадцать достигли порта назначения. Сто пятьдесят три человека погибли, а тремстам жизнь была спасена лишь вовремя подоспевшими советскими моряками.

Последствия трагедии

Эта трагедия едва не стала причиной прекращения поставок в Советский Союз военных грузов, и лишь под давлением Москвы, британцы были вынуждены продолжить выполнение ранее взятых на себя обязательств. Однако, после того как следующий конвой потерял три судна, торпедированных немецкими субмаринами, дальнейшие отправки были отложены до начала полярной ночи.

После трагически погибшего конвоя британское командование сменила несчастливое, по их мнению, кодовое название PQ на YW и RA. Была предпринята также попытка провозить грузы одиночными транспортными судами, но и она не принесла желаемого результата также закончившись их потерей и гибелью людей.

Лишь в декабре 1942 года военная удача улыбнулась британцам. В течение месяца два их конвоя сумели без потерь достичь Мурманска. Есть сведения, что это привело Гитлера в неописуемую ярость, и стоило поста главнокомандующему военно-морского флота гросс адмиралу Редеру.

Удача, отвернувшаяся от нацистов

Однако, к тому времени в ходе войны наступил явный перелом. Большинство надводных немецких кораблей были переброшены в другие районы, и за период 1943-1945 год против союзнических конвоев действовали почти исключительно субмарины. Их число уменьшалось ввиду боевых потерь, а к тому времени была уже неспособна их восполнять.

В конце декабря 1943 года немецкий флот лишился одного из своих лучших военных кораблей - крейсера «Шарнхорст», потопленного британцами при попытке атаковать арктический конвой, носивший название YP-55. Столь же печальную участь разделил и флагман военно-морских сил Германии - линкор «Тирпиц». Так и не вступив в бой, он был уничтожен британской авиацией прямо у причала.

Вклад моряков союзных держав в общую победу

За годы войны арктические конвои, фото которых представлены в статье, доставили в нашу страну четыре с половиной миллиона тонн различных военных грузов и продовольствия, что составило около тридцати процентов от размеров всей союзной помощи. Что же касается непосредственно оружия, то его северным путём было доставлено не менее половины от общего количества, предоставленного Советскому Союзу Англией и Америкой. Всего арктическими конвоями было проведено в непосредственной близи от оккупированных немцами берегов 1398 транспортных судна.

В этом году общественность нашей страны, а также США и Великобритании отмечала юбилей первого арктического конвоя. Это была весьма знаменательная дата. Бывшие союзники отмечали его 75-летие. Арктическим конвоям довелось сыграть столь важную роль в ходе разгрома фашистской Германии, что её значение трудно переоценить, и поэтому торжества, организованные по этому случаю в Поморье, приняли надлежащий размах. В них участвовали делегации девяти стран.

Кроме Северодвинска и Архангельска, мероприятия, приуроченные к этому торжеству, проводились также в Мурманске и Санкт-Петербурге, где два года назад появился памятник арктическим конвоям. Ранее, монумент в память об участниках тех героических событий был установлен в Мурманске.

В дни торжеств по российскому телевидению демонстрировался, снятый американскими кинематографистами в 2001 году документальный фильм «Арктические союзные конвои 1941-1945 гг.». Благодаря этой киноленте наши соотечественники смогли узнать много нового о событиях, развернувшихся в годы войны на морских просторах северных широт.

3 сентября в Санкт-Петербурге пройдут торжественные мероприятия, посвященные 75-летию прихода в Россию конвоя «Дервиш» - арктического конвоя стран-союзников, доставлявшего во время Великой Отечественной войны в СССР военные и гуманитарные грузы.
Почетными гостями мероприятия станут ветераны России, Великобритании, США и Канады.
На мероприятии ожидается присутствие представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга, морской общественности.
В течение всего дня на площадках ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова будут проходить торжественные мероприятия с участием высокопоставленных гостей.

А теперь немного истории...

«Дервиш» в переводе с персидского языка значит нищий бродяга. Так называли монахов, почитаемых на востоке и за умение исцелять болезни и предсказывать судьбу. Первая морская операция по доставке военных грузов в Советский Союз получила кодовое обозначение «Дервиш». Тогда, в августе 1941 года, британское Адмиралтейство вряд ли предполагало, что этим положит начало другому братству - братству северных конвоев.
Конвой - это специальное формирование транспортных судов и кораблей охранения для безопасности морских перевозок.

Фото: Схема конвоев
Около двух недель (2000 миль) занимал переход союзных конвоев из портов Британии и Исландии в Мурманск или Архангельск. Но какой ценой давались эти мили через бушующие полярные моря, буквально нашпигованные германскими подводными лодками, постоянной угрозой с воздуха - самолетам люфтваффе требовалось полчаса, чтобы подняться с аэродромов в Норвегии и нанести свой удар. Тем не менее, этот путь в Советский Союз не только был самым опасным, но и был самым коротким, а в критический период войны фактор времени был важен для советской армии как никогда.
Конвои союзников. Иллюстрации.






Уже в августе 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой «Дервиш», а вскоре пошла целая серия северных конвоев под кодовым обозначением «PQ» на восток и «QP» в обратном направлении.
Германское командование не сразу оценило степень важности союзных конвоев, но когда, наконец, это произошло, борьба с конвоями превратилась в приоритетную цель как для военно-морских сил, так и люфтваффе.


Большая часть всех потопленных конвойных судов была на совести германских подводных лодок, действующих по принципу «волчьей стаи». При любых обстоятельствах, не взирая на потери, конвой был обязан идти не останавливаясь. Однако малым кораблям охранения удавалось многих спасти. Требовалась не только сноровка, но и быстрота - ведь даже летом температура воды в этих морях не превышает 8 градусов по Цельсию.
Это настоящая сага о мужестве и стойкости моряков, бросивших вызов стихии и сильному врагу. Это был единственный театр военных действий, на котором сражались вместе и английские, и американские и советские моряки, борясь с фашистскими захватчиками.
Арктическим союзным конвоям еще предстояло занять свое место среди величайших сражений Второй Мировой войны. И особенно в сознании моряков.
Не стоит забывать, что конвои с тоннами ценнейших грузов в охранении боевых кораблей союзных стран направлялись именно в советские порты. Со школьных лет мы усвоили, что военная и экономическая помощь наших западных союзников в ходе войны не превысила четырех процентов продукции отечественной промышленности, стоит ли заострять внимание на такой мелочи. Да стоит, если не замечать в этих скромных процентах скрыт каждый шестой истребитель, каждый пятый бомбардировщик для Красной Армии, 2/3 всех грузовиков, свыше 500 боевых кораблей, а локомотивы, а тысячи железнодорожных вагонов, по сути дела предотвративших транспортный паралич, не говоря уже об огромном количестве заводского оборудования, медикаментов и обмундирования. Все эти грузы не свалились с неба на причалы советских портов. Тысячи людей из разных стран должны были доставить их в СССР. Это была их работа, но зачастую платой за нее становилась жизнь. Можно спорить по поводу боевых качеств каких-то образцов поставленной техники, можно иронизировать по поводу знаменитой тушенки, прозванной у советских солдат вторым фронтом, которой, кстати, американцы действительно не рисковали кормить своих солдат. Ради исторической справедливости все же обратим внимание на масштабы союзнических поставок и условия, в которых они проводились.
Конвои союзников. Фото.




Тысячи моряков нашли свой последний приют в студеных водах полярных морей. Общим врагом для всех становилась погода, которая здесь редко бывает хорошей. Она заставляла людей постоянно находиться на пределе своих возможностей, будь это предательский полярный день, длящийся в этих широтах целых четыре месяца или столь же продолжительная полярная ночь, - жестокое единоборство не утихало ни на минуту. Особенно незавидной была участь экипажей малый кораблей охранения. Каково было советским крошечным морским охотникам, которые отважно выходили навстречу конвоям даже к острову Медвежий, где проходила граница советской зоны ответственности, а это означало почти тысячемильный переход. Другой серьезной постоянной угрозой для конвоев были германские военно-воздушные силы. И не удивительно - ведь число боевых самолетов люфтваффе на аэродромах северной Норвегии порой превышало цифру 300 единиц. Зимой кромка плавучих льдов не позволяла судам удаляться от враждебного берега более чем на 400 км. А летом в полярный день только туман мог уберечь их от всевидящего ока самолетов разведчиков. С обнаружением конвоя налеты вражеской авиации следовали один за другим. Массово и с убийственной методичностью. Мгновение, и унесено десятки человеческих жизней.
Жертвами врага стало более ста кораблей и судов, что составило почти 6 процентов от их общего числа и превысило потери союзников в атлантических конвоях в процентном отношении почти в 8 раз. Немецких подводных лодок погибло 787 единиц. Вот это потери, вот это действительно немцы воевали так себе. Опытных германских подводников из-за больших потерь оставалось все меньше, зато навыки и техническая оснащенность конвойных сил стремительно возрастали. Совершенная акустика, радиолокация, палубная авиация и мощное оружие, а главное - опыт моряков делали свое дело. Несмотря на то, что к моменту капитуляции в норвежских базах насчитывало около 220 немецких подводных лодок, их успехи стали со временем весьма незначительными.
Не помогли ни технические новинки в применении акустических торпед и шноркеля, ни новая тактика атаки конвоев на подходах к советским портам. Жестокие сражения в полярных морях не утихали до самого конца войны. Однако в 1944 году ситуация окончательно изменилась в пользу союзников. Многолетнее сражения было выиграно совместными усилиями союзников, порой относившиеся друг к другу с подозрением, но явившихся невзирая ни на что. Высочайший пример эффективного боевого содружества, выдержки и повседневного героизма.
В те времена союзные моряки редко встречались друг с другом, но уже тогда зародилась настоящая боевая дружба. Она могла возникнуть и закалиться только в горниле борьбы с сильным и коварным врагом, а наш долг - остаться верными памяти отцов и дедов, которые вместе с союзниками переломили хребет фашизму.

Ровно 75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельск прибыл первый морской конвой из США и Великобритании с боевой техникой и стратегическим сырьем. За четыре года войны арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе — около 5 тысяч танков и 7 тысяч самолетов.

Идти приходилось по пустынным районам Арктики, где бушевали постоянные шторма. Сегодня в Архангельске в память о моряках из СССР и стран-союзников, которые погибли при доставке очень нужных СССР грузов, на воду будут спущены венки.

Счастливый "Дервиш"

Самый первый конвой, получивший название "Дервиш", вышел из Ливерпуля 12 августа и после короткой остановки в Исландии прибыл в СССР без приключений. Семь судов благополучно доставили на берег 15 истребителей "Харрикейн", тысячи магнитных бомб и глубинных мин и множество других полезных для войны грузов.

Охрана во главе с авианосцами "Аргус" и "Викториес" была куда многочисленнее самого каравана. Но немцы не обнаружили эту внушительную армаду.

Переговоры

После того, как Гитлер напал на Советский Союз, президент США Франклин Рузвельт предложил Иосифу Сталину военную помощь. Соединенные Штаты тогда еще не находились в состоянии войны с Третьим рейхом, но оказывали поддержку всем странам, воюющим с нацистами. Например, Великобритании.

Ближайший соратник Рузвельта Гарри Гопкинс прибыл в Москву и вечером 28 июля 1941 года в Кремле передал личное послание Рузвельта Сталину. Стороны договорились о начале поставок и определили путь, по которому помощь должна была поступать.

Окончательно о конвоях стороны договорились на нескольких встречах в Москве в конце сентября — начале октября 1941 года. Основными переговорщиками были нарком обороны Сталин, американский дипломат и промышленник Уильям Гарриман, а также британский дипломат и бизнесмен Уильям Бивербрук.

Поиск морских путей

Мединский назвал уникальным опыт сотрудничества союзников во Второй мировой Об этом глава Минкультуры заявил в обращении к участникам форума "Во славу Флота и Отечества!" посвященного 75-летию прихода первого арктического союзного конвоя "Дервиш", перевозившего грузы для СССР по программе ленд-лиза.

Морские поставки военных грузов через Черное и Балтийское моря были к тому времени исключены — враг рвался к Крыму и стенам Ленинграда. Наиболее безопасным был тихоокеанский вариант, через Владивосток. Однако путь по нему занимал около двадцати суток, после чего грузы надо было транспортировать по Транссибу через всю страну.

Иранский вариант был еще длиннее: грузы с восточного побережья США шли вокруг Африки в порты Ирана более полутора месяцев. После этого их надо было долго везти.

Самым коротким путем оказался арктический маршрут. Путь кораблей из Великобритании на север СССР занимал около двух недель. Но Советский Союз не располагал в этом регионе флотом, который был бы в состоянии перевезти полмиллиона тонн военных грузов (именно о такой цифре договорились союзники).

Поэтому главную тяжесть морских арктических перевозок и их охрану взяли на себя английские моряки. Их зона ответственности пролегала до острова Медвежий в западной части Баренцева моря.

Восточнее его в дело вступали советские моряки и летчики. На Северный флот под командованием контр-адмирала Арсения Головко возлагалось уничтожение германских подводных лодок и надводных кораблей в своей зоне ответственности, а также встреча и отправка конвоев.

От Британии через Исландию

После "Дервиша", проторившего путь на север СССР, следующие караваны получили аббревиатуру PQ (по имени британского офицера П.К.Эдвардса, формировавшего их) и порядковые номера. Плывущие в обратном направлении именовались QP.

Караваны формировались в британских портах и, дозаправившись топливом в Исландии, которая с 1940 года была оккупирована Великобританией и США, плыли в северные советские порты.

Мурманск, как незамерзающий порт, был и ближе и удобнее. Но всю осень 1941 года вокруг него кипели бои. Поэтому первые пять PQ шли дальше — через Белое море, к Архангельску.

Несмотря на то, что дно городского порта было значительно углублено, к зиме стало понятно, что сквозь льды караванам не пробиться. Поэтому шестой PQ был направлен в конце 1941 года уже в Мурманск.

Ближнее и дальнее охранение

Как правило, в арктический конвой входило семь-восемь транспортов с грузами, которые шли короткими кильватерными колоннами, постоянно меняющими курс, чтобы затруднить атаку подводных лодок.

Ближнее прикрытие составляли небольшие боевые корабли — эсминцы и тральщики. В их задачу входила борьба с субмаринами и поиск морских мин.

Дальний эскорт в лице тяжелых крейсеров держался ближе к вражескому берегу и прикрывал конвой от прорыва вражеских надводных кораблей и налетов авиации.

Покончить с арктическими перевозками

До поры до времени все шло хорошо. Самый опасный участок пути проходил в тот период, когда караван огибал Норвегию, оккупированную Германией. В ее фиордах таились не только быстроходные морские охотники и эсминцы, но и головная боль Британского адмиралтейства — линкор "Тирпиц" водоизмещением в 53 тысячи с половиной тонн.

© Фото: Public domain Линкор "Тирпиц" в норвежском Альтен-фьорде


Первый тревожный звонок для союзников прозвенел в начале 1942 года, когда 2 января немецкая подлодка U-134 потопила торговое судно "Вазиристан" из состава каравана PQ-7а. 17 января U-454 пустила на дно эсминец "Мотабеле" из состава конвоя PQ-8. Из экипажа удалось спастись лишь двум матросам. Это была первая потеря среди боевых кораблей Великобритании. Но не последняя.

Обеспокоенные активностью британского флота в Северной Атлантике и Баренцевом море немцы решили покончить с арктическими перевозками, усилив свой флот в Норвегии линкором "Шарнхорстом", тяжелыми крейсерами "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Хиппер", а также более дюжиной подводных лодок.

Жертва немецких кораблей

Несколько российских городов поприветствуют старейший ледокол "Красин" В Калининграде свое приветствие ледоколу "Красин" отправят научно-исследовательское судно (НИС) "Витязь", средний рыболовный траулер СРТ-129 и субмарина Б-412, которые, также как и "Красин", являются экспонатами музея.

С конца февраля 1942 года немецкие корабли во главе с "Тирпицем" стали регулярно выходить в океан на перехват конвоев. Появились жертвы и среди советских моряков.

7 марта немецкий эсминец потопил грузовой пароход "Ижора" с грузом досок, идущий из Мурманска в Рейкьявик и отставший от каравана QP-8. При этом груз судна долго не давал расстреливаемому судну утонуть. В итоге несчастный лесовоз был уничтожен в упор глубинными бомбами.

Но погибла "Ижора" не зря. Корабли очередного союзного конвоя получили сигнал бедствия с парохода и смогли избежать нежелательной встречи с "Тирпицем".

Затонувшее золото СССР

Однако Германия не оставляла попыток сорвать северные перевозки. Несчастливой стала цифра 13 для очередного РQ, который по пути в Мурманск лишился пяти транспортов и одного корабля охранения. РQ-14 потерял одно судно, РQ-15 — три.

РQ-16 пришел в Мурманск без семи потопленных транспортов. 30 апреля 1942 года U-456 отправила на дно легкий британский крейсер "Эдинбург", который во главе конвоя QP-11 перевозил на своем борту 465 золотых слитков общим весом в пять с половиной тонн.

Золото предназначалось в уплату СССР ленд-лизовских поставок сверх нормы. После войны ценный груз был поднят с океанского дна и поделен между Великобританией и Советским Союзом. В ходе боя был потоплен немецкий эсминец "Герман Шерман".

Катастрофа каравана PQ-17

Британская принцесса Анна прибыла в Архангельск на 75-летие конвоя "Дервиш" Представители королевской семьи во вторник и в среду примут участие в торжествах в честь 75-летия конвоя "Дервиш" - почтут память погибших участников конвоя, а также примут участие в официальных и культурных мероприятиях.

Наибольший успех кригсмарине одержали в случае с караваном PQ-17 в ходе операции "Ход конем". Нацисты планировали уничтожить вышедший 27 июня 1942 года конвой совместными усилиями своих подлодок, надводных кораблей и пикирующих бомбардировщиков. "Конем" должен был стать "Тирпиц", пугало британского флота.

В английском адмиралтействе, получив сведения о выходе грозного линкора на перехват PQ-17, не нашли ничего лучше, как приказать каравану рассеяться. Крейсерам же порекомендовали повернуть назад во избежание неизбежных потерь в случае боя с "Тирпицем".


Немцы, узнав о том, что корабли эскорта ушли, вернули "Тирпиц" на место стоянки. Беззащитный конвой они преследовали с помощью подлодок и авиации. В итоге потери PQ-17 оказались катастрофическими. Было потоплено 22 транспорта, большую часть которого торпедировали германские подводники. Потери немцев составили 11 самолетов.

В попытке одержать легкую победу

Орлов: нужно хранить память о подвиге моряков антигитлеровской коалиции Форум «Во славу Флота и Отечества!» посвящен празднованию 75-летия прихода в порт Архангельск первого арктического союзного конвоя «Дервиш», перевозившего грузы для СССР по программе ленд-лиза. © Фото: Public domain

Неудача "Адмирала Хиппера"

Следующий назывался JW-51B и вышел он спустя несколько месяцев после предыдущего, 22 декабря 1942 года. 31 декабря в Баренцевом море арктический караван подвергся нападению двух тяжелых германских крейсеров "Адмирал Хиппер" и "Лютцов".

В ходе ожесточенного морского боя англичане потеряли два боевых корабля — эсминец и тральщик. У немцев был потоплен эсминец и тяжело поврежден "Адмирал Хиппер". JW-51B благополучно прибыл в СССР, не потеряв ни одного транспортного судна.

В Архангельске открылась выставка "Полет над Арктикой сквозь время" Тематическая выставка "Полет над Арктикой сквозь время", посвященная празднованию 75-летия прихода в Архангельск первого союзного конвоя "Дервиш", открылась в главном корпусе Северного Арктического федерального университета.

Зимнее море штормило, и маленькие эсминцы кидало так, что на "Шарнхорсте" попросили командование отослать эскадренные миноносцы на базу. Это была ошибка германских моряков. Нарушив радиомолчание и оставшись один, в условиях непогоды "Шарнхорст" вышел прямо на английские крейсера во главе с линкором "Дюк оф Йорк".

В ходе трехчасового боя комендорам "Дюк оф Йорка" удалось повредить машинную установку немецкого линкора и затормозить его ход. После чего неподвижный "Шарнхорст" был расстрелян торпедами и затонул. Из почти двух тысяч человек экипажа удалось спастись только 36 матросам, которых подобрали английские моряки.

), для заправки топливом. После короткой остановки в Хлафьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск . Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года .

Состав конвоя

Конвой состоял из 5 английских судов и 1 голландского судна, загруженных стратегически важным сырьём (10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн », в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна «Олдерсдейл», загруженного топливом.

Грузовые суда

Грузовые суда, тоннажем свыше 1 900 тонн :

Список грузовых судов конвоя «Дервиш»
№ п/п Название судна
русское
Название судна
английское
Тип судна Страна флага № в
ордере (CR)
Тоннаж
(брт)
Год закладки Груз Экипаж/потери Дополнительная информация
1 «Альчиба» SS Alchiba грузовое судно Российская империя Российская империя 23 4427 1920 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 1 сентября в 15:00.
2 «Олдерсдейл» RFA Aldersdale (X34) флотский танкер Великобритания Великобритания -- 8402 1937 Топливо 15 августа, покинул Сейдисфьордюр (Исландия), прибыл в Хвалфьордур 16 августа 1941 года, в этот же день покинул порт с судами конвоя.
3 «Ланкастриан Принс» SS Lancastrian Prince грузовое судно Великобритания Великобритания 12 1914 1940 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 31 августа в 21:30.
4 «Ланстефан Кэстл» SS Llanstephan Castle грузовое судно Великобритания Великобритания 21 11348 1914 Стратегический груз Через Скапа-Флоу и Хвалфьордур. На борту находились два журналиста и художник Феликс Топольский. Также на борту судна находился персонал и оборудование, включая 15 разобранных истребителей «Харрикейн Mk IIB » из 151-го авиакрыла прибыл в Архангельск 1 сентября в 22:00.
5 «Нью Вестминстер Сити» SS New Westminster City грузовое судно Великобритания Великобритания 11 4747 1929 Стратегический груз Прибыл в Архангельск 31 августа в 22:00.
6 «Трехата» SS Trehata грузовое судно Великобритания Великобритания 13 4817 1928 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 31 августа в 21:00.
7 «Эшен» SS Esneh грузовое судно Великобритания Великобритания 22 1931 1919 Стратегический груз Вышел из порта Скапа-Флоу 16 августа, прибыл в Архангельск 31 августа.

Эскорт

Список судов охранения конвоя «Дервиш»
№ п/п Тип Номер вымпела Название судна
английское
Название судна
русское
Страна флага Капитан Дополнительная информация
1 Тяжёлый крейсер типа «Лондон» 39 HMS Devonshire (1927) ЕВК «Девоншир» Великобритания Великобритания С 23 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия , под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера
2 Тяжёлый крейсер типа «Кент» 55 HMS Suffolk (1926) ЕВК «Саффолк» Великобритания Великобритания С 24 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия , под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера
3 Эсминец типа «I» D02 HMS Inglefield (1936) ЕВК «Инглфилд» Великобритания Великобритания В составе сил дальнего прикрытия с 24 августа 1941 года.
4 Эсминец типа «I» D11 HMS Impulsive (1937) ЕВК «Импалсив» Великобритания Великобритания
5 Эсминец типа «E» H27 HMS Electra (1934) ЕВК «Электра» Великобритания Великобритания
6 Эсминец типа «E» H08 HMS Eclipse (1933) ЕВК «Эклипс» Великобритания Великобритания Сопровождал конвой с 25 августа 1941 года.
7 Эсминец типа «E» H17 HMS Escapade (1934) ЕВК «Эскападе» Великобритания Великобритания Сопровождал конвой с 24 августа 1941 года.
8 Корвет типа «Шекспир» T167 HMT Hamlet (1940) ЕВК «Гамлет» Великобритания Великобритания
9 Корвет типа «Шекспир» T138 HMT Macbeth (1940) ЕВК «Макбет» Великобритания Великобритания
10 Корвет типа «Шекспир» T05 HMT Ophelia (1940) ЕВК «Офелия» Великобритания Великобритания
11 Тральщик типа «Хальсион» J42 HMS Halcyon (1933) ЕВК «Хальсион» Великобритания Великобритания
12 Тральщик типа «Хальсион» J71 HMS Harrier (1934) ЕВК «Хариер» Великобритания Великобритания
13 Тральщик типа «Хальсион» J86 HMS Salamander (1936) ЕВК «Саламандер» Великобритания Великобритания
14 Авианосец I49 HMS Argus (1917) ЕВК «Аргус» Великобритания Великобритания 26 августа вышел и Рейкьявика.
15 Авианосец R38 HMS Victorious (1939) ЕВК «Викториес» Великобритания Великобритания В составе сил дальнего прикрытия
16 Флотский танкер X34 RFA Aldersdale (1937) «Олдерсдейл» Великобритания Великобритания В ордере грузовых судов конвоя

Отправившийся вместе с конвоем авианосец «Аргус » нёс 24 истребителя «Харрикейн Mk IIB » из 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС , в ходе операции под кодовым названием «Стрендж» 7 сентября 1941 года приземлившихся на аэродроме Ваенга-1 , расположенного недалеко от Мурманска .

Источники

Напишите отзыв о статье "Дервиш (арктический конвой)"

Отрывок, характеризующий Дервиш (арктический конвой)

– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.