Союзы также тоже чтобы урок презентация 7кл. Презентация "правописание союзов тоже, также, зато, чтобы". Союзы и похожие на них сочетания нужно различать

Слайд 1

Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы

Слайд 2

Объясните постановку знаков препинания
Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя. Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью. Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь. Мягко стелет да жестко спать.

Слайд 3

Повторим
1. Не по словам судят, а по делам. 2. Мягко стелет, но жестко спать. 3. Либо пан, либо пропал. 4. Поскорей подрастай и к работе поспевай. 5. Как аукнется, так и откликнется. 6. То снег, то дождь мне мешали в пути.
Выделите союзы, определяя их группу.

Слайд 4

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. (А. Пушкин) 1) Что – союз. 2) Служит для связи частей сложного предложения. 3) Подчинительный, обстоятельственный, цели. 4) Членом предложения не является.
Найдите ошибку в морфологическом анализе союза.

Слайд 5

Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли. Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь. Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода. Я радовался, что погода прояснилась. Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями. Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник.
Выделите союз, определить его значение.

Слайд 6

Объясните слитное и раздельное написание выделенных слов, определив их синтаксическую роль. День прекратился ветер тоже затих. Выполни то же задание. День прошел так же как вчера. Все повторяли физику перед контрольной я также решил заглянуть в учебник. Что бы я делал без вас. Я пришел в библиотеку чтобы взять нужную книгу.

Слайд 7

Запомнить!
Зато = но Тоже, также = и Чтобы = для того чтобы Причем = притом Оттого что = потому что

Слайд 8

Различайте союзы и омонимичные им самостоятельные части речи
Союзы
Самостоятельные части речи
Тоже, также = И Я тоже (=и) прочел эту книгу. Я также прочел эту книгу.
Местоимение то же Наречие так же. Частицу же можно опустить. Я читал то же, что и вы. Я читал то, что и вы. Знаю это так же, как и вы. Знаю это так, как и вы.

Слайд 9

Слайд 10

Зато = но Становилось все холоднее, зато (=но) дождь прекратился
Предлог за с местоимением то. Спрячься за то дерево.
Причём = притом Ученикам раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы.
Предлог при с местоимениями чём, том При том заявлении приложены документы.

Слайд 11

Отличай союзы от омонимичных форм других частей речи.
Союз 1.нельзя поставить вопрос 2. не являются членами предложения 3. пишутся слитно 4. можно заменить другим союзом
Местоимение или наречие 1.можно поставить вопрос 2.являются членами предложения. 3.с частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно

Слайд 12

Отметьте предложения, в которых слова пишутся раздельно. а) Чтоб (б) других учить, надо свой разум наточить. б) И что (бы) она ни делала, всё выходило красиво. в) Что (бы) ни произошло, можешь на меня рассчитывать. г) Что (бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

На этом уроке вы узнаете о том, какие союзы пишутся отдельно, а какие слитно, научитесь отличать союз от сочетания местоимений или наречий с предлогами и частицами, выполните задания на закрепление знаний.

Тема этого урока: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО». Чтобы правильно писать эти союзы, необходимо отличать их от похожих сочетаний и слов других частей речи.

Из которого можно стрелять (рис. 2).

Мы можем сказать и об омонимии слов разных частей речи. Например:

(рис. 3).

В этом предложении слово больной - прилагательное.

Рис. 3. Больной ребёнок ()

Больной был выписан .

В этом предложении слово больной - существительное.

Образованный человек.

В этом предложении слово образованный - прилагательное.

Образованный от существительного.

В этом предложении слово образованный - причастие.

Любуюсь красивым вечером (рис. 4).

В этом предложении слово вечером - существительное.

Рис. 4. Красивый вечер ()

Приехал вечером.

В этом предложении слово вечером - наречие.

Рассмотрите два предложения:

Снег прекратился, ветер тоже затих.

Сделайте то же самое ещё раз .

и :

Прекратился снег и затих ветер.

Слово тоже можно убрать из предложения, при этом фраза останется грамматически правильной:

Снег прекратился, ветер затих (рис. 5).

Тоже в этом предложении является служебной частью речи, соединяющей предложения, то есть - союзом.

Во втором случае вот так легко убрать слова мы не сможем, потому что слово то (местоимение) заменяет здесь какую-то значимую вещь, какое-то явление, на которое местоимение лишь намекает. Сделайте то же самое - это указание на нечто, что должны сделать те, к кому обращаются. Слово то здесь полноценный член предложения (дополнение), а не служебная часть речи. В таких случаях написание местоимения то и частицы же будет раздельным.

Таким образом, самое главное - это понять по смыслу, что это за часть речи и какую синтаксическую роль играет это слово в предложении. Для этого можно воспользоваться любым из этих способов:

  • Можно убрать слово тоже . Если это получается и предложение остаётся правильным, то это союз, который пишется слитно.
  • Моно заменить тоже на также
  • Можно заменить тоже на и . Если получается, то это союз, его пишем слитно.
  • то же слова самое , как во втором примере, и можно ли его подставить. Если можно, то перед нами местоимение с частицей. И тогда мы пишем то же раздельно.

Поговорим о союзе также и сравним два примера:

также собираюсь.

В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.

В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и :

Мой друг едет на экскурсию, и я собираюсь.

Слово также можно легко заменить на синонимичный союз тоже .

Мой друг едет на экскурсию, я тоже собираюсь (рис. 6).

Также здесь - служебная часть речи, соединяющая предложения. Это союз.

Рис. 6. Экскурсия ()

Во втором случае перед нами наречие так , которое указывает на степень проявления признака (на силу холода). Оно может указывать и на способ действия. Слово так здесь полноценный член предложения - обстоятельство, а не служебная часть речи. В подобных случаях написание наречия так и частицы же будет раздельным.

Ваша главная задача - понять по смыслу, что это за часть речи и является ли это слово полноценным членом предложения.

Для того чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:

  • Можно заменить также на тоже . Если получается, то союз пишем слитно.
  • Можно заменить также на и . Если получается, значит, это союз, который пишется слитно.
  • Можно посмотреть, нет ли с опасным сочетанием так же продолжения со значением уточнения так же, как (как во втором примере). Если можно продолжить предложение таким образом, то перед нами наречие с частицей, которое пишется раздельно.

Теперь разберёмся с написанием союза чтобы . Сравните два предложения:

Что бы вы посоветовали мне почитать летом?

Я пришёл, чтобы помочь вам.

В первом случае перед нами местоимение что , которое заменяет какую-то конкретную вещь: произведение какого-то конкретного автора. Можно предложить почитать «Капитанскую дочку», «Дон Кихота», «Марсианские хроники» (рис. 7). На все эти чудесные книги укажет местоимение что . Это слово здесь является полноценным членом предложения, а не служебной частью речи. В подобных случаях написание местоимения что и частицы бы будет раздельным.

Рис. 7. Мальчик и девочка читают книгу ()

Во втором случае перед нами подчинительный союз со значением цели. Чтобы убедиться в этом, зададим вопрос к той части, где союз находится:

пришёл (с какой целью?) помочь (рис. 8)

Рис. 8. Мальчик помогает маме на кухне ()

Для того, чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:

  • Можно задать вопрос с какой целью? к той части предложения, где есть чтобы . Если получится, значит, это союз, пишем его слитно.
  • Можно убрать или переставить бы в другое место предложения:

Что посоветовали бы мне почитать летом?

Если это получается, значит, перед нами местоимение что с частицей бы , пишем их раздельно.

Рассмотрите два примера:

Он пропустил спектакль, зато навестил заболевшего друга.

За то время, что шла подготовка, мы многому научились.

В первом случае перед нами союз зато , синонимичный союзу но . Мы легко можем подставить его вместо зато .

Он пропустил спектакль, но навестил заболевшего друга (рис. 9).

Рис. 9. Девочка проведывает заболевшую подругу ()

Во втором случае слово то является местоимением, а предшествует ему предлог за . Замена такой конструкции на союз но невозможна.

Чтобы правильно писать, нужно проверить, союз ли это, и попробовать заменить зато союзом но . Если получится, значит, перед нами союз, который пишется слитно.

Мы познакомились с написанием союзов тоже , также , чтобы , зато . Как вы видите, главное - не заучивать правила, а понимать, какая перед нами часть речи. Умение видеть значение слов в предложении, определять часть речи, определять синтаксическую роль каждого слова поможет вам и в правописании. Для закрепления этой темы пройдите интерактивную тренировку.

Выпишите предложения, в которых есть союзы тоже , также , чтобы , зато .

1. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за то /зато часто присылал с земляками гостинцы и письма.

2. И что бы /чтобы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…

3. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же /тоже лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.

А. Пушкин

4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что бы /чтобы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару.

5. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, в то же /тоже мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик.

И. Тургенев

6. В деревне такой уж обычай: сын женится, что бы /чтобы дома была помощница.

7. И для Анисима отыскали то же /тоже красивую невесту.

8. Я их то же /тоже , со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит.

И. Тургенев

9. Всё так же /также будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега.

10. Невзлюбила его сноха: а вот за то /зато , что он никакой не ответственный, не руководитель.

В. Шукшин

11. Понимаю так же /также и то, что не почитай она себя при смерти,- не подумала бы она обо мне.

И. Тургенев

12. То же /тоже был помещик, и богатый, да разорился.

И. Тургенев

13. Не одним состраданием дышало её лицо тогда: оно пылало так же /также ревностью.

И. Тургенев

14. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы /чтобы такое приятного сделать снохе.

В. Шукшин

15. Можно допустить так же /также , что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу.

В. Шукшин

16. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за то /зато время он не издал ни одного звука.

В. Шукшин

17. Ах, если так, он в прах готов упасть, что б /чтоб вымолить у друга примирение.

А. Пушкин

Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 17.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред.С.Н. Пименовой. - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  1. School-assistant.ru ().
  2. Videotutor-rusyaz.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите, как проверить слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

2. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания.

1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске.

2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно.

3. Что (бы) он ни говорил, что (бы ) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно.

4.Теплая небесная вода для растений - то (же) самое, что для нас любовь.

5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало.

6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) .

7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру.

8. Я решил пойти один на болото караулить - пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда.

3. Придумайте и запишите по одному предложению с союзами тоже, также, чтобы, зато и по одному предложению с сочетанием слов то же, так же, что бы, за то.

Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы Объясните постановку знаков препинания

  • Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя.
  • Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.
  • Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь.
  • Мягко стелет да жестко спать.
Повторим
  • 1. Не по словам судят, а по делам.
  • 2. Мягко стелет, но жестко спать.
  • 3. Либо пан, либо пропал.
  • 4. Поскорей подрастай и к работе поспевай.
  • 5. Как аукнется, так и откликнется.
  • 6. То снег, то дождь мне мешали в пути.
  • Выделите союзы, определяя их группу.
  • Я слыхал о тамошних метелях и знал,
  • что целые обозы бывали ими занесены.
  • (А. Пушкин)
  • 1) Что – союз.
  • 2) Служит для связи частей сложного предложения.
  • 3) Подчинительный, обстоятельственный, цели.
  • 4) Членом предложения не является.
  • Найдите ошибку в морфологическом анализе союза.
  • Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли.
  • Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь.
  • Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода.
  • Я радовался, что погода прояснилась.
  • Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями.
  • Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник.
  • Выделите союз, определить его значение.
  • Объясните слитное и раздельное написание
  • выделенных слов, определив их синтаксическую роль.
  • День прекратился ветер тоже затих.
  • Выполни то же задание.
  • День прошел так же как вчера.
  • Все повторяли физику перед контрольной я также решил заглянуть в учебник.
  • Что бы я делал без вас.
  • Я пришел в библиотеку чтобы взять нужную книгу.
Запомнить!
  • Зато = но
  • Тоже, также = и
  • Чтобы = для того чтобы
  • Причем = притом
  • Оттого что = потому что
Различайте союзы и омонимичные им самостоятельные части речи
  • Союзы
  • Самостоятельные части речи
  • Тоже, также = И
  • Я тоже (=и) прочел эту книгу.
  • Я также прочел эту книгу.
  • Местоимение то же
  • Наречие так же.
  • Частицу же можно опустить.
  • Я читал то же, что и вы. Я читал то, что и вы. Знаю это так же, как и вы. Знаю это так, как и вы.
Чтобы
  • Чтобы
  • Я пришел в библиотеку,
  • чтобы прочитать
  • нужную мне книгу.
  • Местоимение
  • с частицей что бы.
  • Частицу можно
  • отделить и перенести
  • в другое место:
  • Что бы мне прочитать по этому вопросу? Что мне прочитать бы по этому вопросу?
Зато = но
  • Зато = но
  • Становилось все
  • холоднее, зато (=но)
  • дождь прекратился
  • Предлог за
  • с местоимением то.
  • Спрячься за то дерево.
  • Причём = притом
  • Ученикам раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы.
  • Предлог при с местоимениями чём, том
  • При том заявлении приложены документы.
Союз
  • 1.нельзя поставить вопрос
  • 2. не являются членами предложения
  • 3. пишутся слитно
  • 4. можно заменить другим союзом
  • Местоимение
  • или наречие
  • 1.можно поставить вопрос
  • 2.являются членами предложения.
  • 3.с частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно
  • а) Чтоб (б) других учить, надо свой разум наточить.
  • б) И что (бы) она ни делала, всё выходило красиво.
  • в) Что (бы) ни произошло, можешь на меня рассчитывать.
  • г) Что (бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
  • 1) Я то (же) это прочитаю.
  • 2) Это было то (же) самое место.
  • 3) Мы делали все что(бы) праздник удался.
  • 4) Что(бы) ребенок не плакал ему дали игрушку.
  • 5) Молодые сыны его то(же)оглядывали себя с головы до ног.
  • 6) Он умел веселить так(же) как и мой отец.
  • 7) Он долго тренировался что(бы) переплыть реку.
  • 8) Работа была выполнена так(же) хорошо как и в прошлый раз.
  • Отметьте предложения, в которых слова пишутся слитно.
  • а) За (то) время, что вы потратили, можно было многое успеть.
  • б) У правды язык суров, за (то) душа добрая.
  • в) Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел.
  • г) Весна была ранняя, за (то) суровая, как зима.
  • Отметьте предложения, в которых слова пишутся раздельно.
  • а) Наблюдая за движением радиозондов, учёные получают так (же) сведения о ветрах.
  • б) Усатый так (же),как и другой артист, был переодет.
  • в) Эта задача решалась так (же), как и предыдущая.
  • г) Петя понял, что расспрашивать не надо, но так (же) не надо сердиться на раздражительность папы.