Свои похождения в баню вместе с дамами распутин оправдывал тем, что испытывал свою добродетель, глядя на обнаженных женщин. Распутин — самая известная секс-бестия в истории

Книга Эдварда Радзинского «Распутин: жизнь и смерть», которая вышла в декабре 2000 года, произвела настоящий фурор. Материалы следственного дела Распутина, которые писатель использовал в своем произведении, раскрыли многие тайны, окутывающие загадочного «старца». Радзинский приводит в этой книге выдержки из допросов поклонниц и поклонников Распутина, государственных чиновников, духовных сановников. В последних номерах ушедшего года «ФАКТЫ» опубликовали некоторые главы из книги Эдварда Радзинского. В сегодняшнем номере мы предлагаем вниманию читателей заключительную часть подборки о мужике, без которого сама царица не мыслила своей жизни.

Императрица болезненно реагировала на любое замечание, касающееся Распутина

Феофан, до которого кто-то донес эти слухи, пересказал их монахам в Лавре:

«Обсудив все это, мы решили, что мы монахи, а он человек женатый, и потому только его поведение отличается большей свободой и кажется нам странным… Однако слухи о Распутине стали нарастать, и о нем начали говорить, что он ходит в баню с женщинами… Подозревать в дурном… очень тяжело… »

В петербургских банях были «семейные номера», и, разумеется, посещали их не только законные супруги. Аскету Феофану было очень трудно обратиться к Григорию, которого он считал человеком святой жизни, с вопросом о банях! Но Распутин, видно, знал о слухах, распространившихся в Лавре, и начал разговор сам.

Из показаний Феофана: «Помог случай… Распутин проговорился, что бывает в бане с женщинами. Мы на это объявили ему прямо, что с точки зрения святых отцов это недопустимо, и он пообещал нам избегать делать этого. Осудить его за разврат мы не решились, ибо знали, что он простой мужик, и читали, что в Олонецкой и Новгородской губернии мужчины моются в бане вместе с женщинами. Причем это свидетельствует не о падении нравов, а о патриархальности уклада… и особой его чистоте, ибо… ничего не допускают. Кроме того, из жития святых Симеона и Иоанна юродивых видно, что оба они ходили в баню намеренно вместе с женщинами, и что за это их поносили и оскорбляли, а они тем не менее были великими святыми».

Вероятно, о святых Симеоне и Иоанне -- юродивых, ходивших в баню с женщинами, -- заговорил сам Распутин, ибо он и потом часто будет пользоваться этим примером. Ссылаясь на великих святых, которые испытывали свою добродетель, глядя на обнаженное женское тело, «в свое оправдание Распутин объявил, что он хочет испытать себя, не убил ли он в себе страсти».

Но Феофан предупредил Распутина: «На это способны только великие святые, а он, поступая так, находится в самообольщении и стоит на опасном пути».

Однако слухи о подозрительном хождении мужика в баню со светскими дамами продолжались. И вскоре звучали воистину «со всех сторон».

С изумлением услышал об этом друг Царской Семьи Саблин. «До меня начали доходить слухи, что он цинично относится к дамам, например, водит их в баню… Сначала слухам я не верил. Казалось невозможным, чтобы какая-то светская дама, кроме, пожалуй, психопатки, могла отдаться такому неопрятному мужику», -- показал Саблин в «Том Деле».

Но поговорить с Государыней об этих слухах он не решился. «Малейшее недоверие, тем более насмешка над ним, болезненно на нее действовали… Эту слепую веру ее, как и Государя, я объясняю их безграничной любовью к наследнику.. Они ухватились за веру… если наследник жив, то благодаря молитвам Распутина… Государю я докладывал: чтобы не дразнить общество, не лучше ли отправить Распутина обратно в Тобольск? Но Государь в силу своего характера давал уклончивые ответы или говорил: «Поговорите об этом с Императрицей». Саблин не знал, что Николай в то время уже имел особое оправдание для Распутина и оттого не придавал значения никаким слухам.

Между тем те же слухи дошли и до друга Распутина -- Сазонова. Процитируем и его показания: «Ввиду дошедших до нас слухов, что Распутин ходит с дамами в баню, я как-то спросил у него… Распутин ответил утвердительно и прибавил, что и Государю известно… я не вдвоем хожу, а… компанией… и объяснил, что величайшим грехом он считает гордыню. Светские барыни, несомненно, преисполнены этой гордыни… и для того, чтобы сбить эту гордыню, нужно их унизить, заставить их с грязным мужиком пойти в баню… Мне, человеку, глубоко знающему народную душу, это показалось понятным, но я попросил Распутина этого более не делать. Он дал мне слово».

Через два года полиция зафиксирует посещение Распутиным семейных бань с женой Сазонова! И придут они туда вдвоем -- без «компании»…

К слухам о банях прибавились слухи о Тобольском расследовании. При дворе рассказывали, как Распутин в Сибири основал хлыстовскую секту и тоже водил своих поклонниц в пресловутую баню.

Видимо, поэтому Николай, к негодованию жены, решил пока прервать посещения Распутина. Аликс попросила мужика не гневаться и молиться за них. Он молился, но гневался. Саблин в «Том Деле» рассказывает, как он был у Вырубовой, когда к ней позвонил Распутин, тщетно добиваясь приема: «И с сердцем сказал: «Молиться просят, а принимать боятся».

Аликс решает обелить «Нашего Друга». И придумывает блестящий ход.

В 1917 году в скиту неподалеку от Верхотурского монастыря, где жил отшельником некий старец Макарий, появились следователи Чрезвычайной комиссии. Макарий, известный святой жизнью, с детских лет был пастухом при монастыре. Месяцами он постился, пас свиней и в густом лесу часами простаивал на молитве. Неграмотный, он знал о Христе только по церковным службам, а молитвы выучил с голоса. Но Макарий считался духовником Распутина, оттого в полуразвалившейся келье и состоялся его допрос. Допрашивать было нелегко -- Макарий был косноязычен (впрочем, возможно, он пытался таким образом уклониться отвечать на вопросы).

«Старец» утверждал, что его Бог разрешает ему отвергать церковные каноны

Шестидесятилетний монах показал: «Старца Г. Е. Распутина я узнал лет 12 тому назад, когда я был еще монастырским пастухом. Тогда Распутин приходил в наш монастырь молиться и познакомился со мной… Я рассказал ему о скорбях и невзгодах моей жизни, и он мне велел молиться Богу». После чего Макарий постригся в монахи и стал жить отшельником.

«Видимо, Распутин рассказывал обо мне бывшему царю, ибо в монастырь пришли от царя деньги на устройство для меня кельи… Кроме того, были присланы деньги для моей поездки в Петербург… и я приезжал тогда в Царское Село, разговаривал с царем и его семейством о нашем монастыре и своей жизни в нем. Каких-либо дурных поступков за Распутиным и приезжавшими к нам с ним… не заметил».

Вот и все, что смогли выпытать у него о Распутине.

Но Макарий не рассказал следователям, что его вызвали в Царское Село совсем не для того, чтобы рассказывать царям о своей монастырской жизни.

«23 июня 1909 года… После чая к нам приехали Феофан, Григорий и Макарий», -- записал в дневнике Николай.

Именно тогда Аликс рассказала всем троим о своей идее. Зная «о сомнении по поводу Распутина», которое появилось у Феофана, она задумала познакомить епископа с Макарием, так почитавшим Распутина, и предложить всем троим вместе съездить на родину «Нашего Друга». Она верила, что эта поездка снова сдружит Феофана с «отцом Григорием», рассеет все его сомнения, и тогда Феофан своим авторитетом сможет прекратить нараставшие (и уже пугавшие царицу) слухи.

В то время Феофан был болен. Но просьба царицы -- закон. «Я пересилил себя и во второй половине июня 1909 года отправился в путь вместе с Распутиным и монахом Верхотурского монастыря Макарием, которого Распутин называл и признавал своим «старцем», -- показал Феофан в «Том Деле».

Так началось это путешествие, которое будет иметь для Феофана самые драматические последствия.

Сначала они отправились в любимый монастырь Распутина -- Верхотурский. Уже в дороге мужик изумил епископа. «Распутин стал вести себя не стесняясь… Я раньше думал, что он стал носить дорогие рубашки ради царского двора, но в такой же рубашке он ехал в вагоне, заливая ее едой, и снова надевал такую же дорогую рубашку… » Скорее всего, Григорий попросту решил продемонстрировать Феофану милости Аликс -- царицыны рубашки. Но, видимо, кто-то очень настроил епископа против Распутина, и теперь он все воспринимал подозрительно.

Дальше -- больше. Аскет Феофан был изумлен, когда «подъезжая к Верхотурскому монастырю, мы по обычаю паломников постились, чтобы натощак приложиться к святыням. Распутин же заказывал себе пищу и щелкал орехи». Мужик, осознавший свою силу, позволил себе не притворяться. Его Бог -- радостный, он разрешает отвергать унылые каноны церковных установлении.

Все оскорбляло Феофана. «Распутин уверял нас, что он почитает Симеона Верхотурского. Однако когда началась служба в монастыре, он ушел куда-то в город». Покоробил епископа и двухэтажный дом Распутина -- как он отличался от жилища самого Феофана, превращенного им в монашескую келью. Нет, не таким должно быть жилище того, кого столь недавно он почитал…

Обстановку дома Распутина мы можем представить совершенно точно по описи его имущества, сделанной после смерти. Первый этаж, где жил он с семьей, обычная крестьянская изба. Но зато второй… Тут мужик устроил все по-городскому. Второй этаж предназначался для «дамочек» и гостей, приезжавших из Петербурга. Там он и поселил Феофана. Епископ с негодованием отмечал «мирское»: пианино, граммофон, под который Распутин любил плясать, мягкие обитые плюшем бордовые кресла, диван, письменный стол… С потолка свисали люстры, по комнатам стояли «венские» стулья, широкие кровати с пружинными матрацами, кушетка -- так вчерашний полунищий крестьянин осуществил свое представление о городской роскоши. Величественно били двое часов с гирями, в черных деревянных футлярах, и на стене -- еще часы… Особенно же возмутил Феофана «большой мягкий ковер на весь пол»,

Показал Распутин епископу и своих последователей -- Арсенова, Распопова и Николая Распутина, «братьев по духовной жизни». Но, как отметил Феофан, «пели они стройно… но в общем произвели неприятное впечатление». Широко образованный мистик, хорошо знакомый с ересями, видимо, почувствовал нечто хлыстовское в этих песнопениях…

Вероятно, он попытался беседовать об этом с Макарием, но…

«Монах Макарий… является для меня загадкой. Большей частью он говорит что-то непонятное, но иной раз скажет такое слово, что всю жизнь осветит».

Но Макарий, могущий «всю жизнь осветить», в тот раз явно говорил «что-то непонятное»…

Григорий Распутин уверовал в свою безнаказанность, поскольку знал: царица без него зачахнет

Обдумав все увиденное, Феофан заключил, что Распутин «находится не на высоком уровне духовной жизни». На обратном пути он «остановился в Саровском монастыре и просил у Бога и святого Серафима (покровителя Царской Семьи. -- Авт.) помощи для верного решения вопроса: что из себя представляет Распутин». В Петроград епископ вернулся «с убеждением, что Распутин… находится на ложном пути».

В столице он держал последний совет со своим другом архимандритом Вениамином. После чего они позвали Распутина в Лавру.

«Когда затем Распутин пришел к нам, мы неожиданно для него обличили его в самонадеянной гордости, в том, что он возомнил о себе больше, чем следует, что он находится в состоянии духовной прелести».

Это было страшное обвинение.

«Нужна особая духовная высота, чтобы пророчествовать и исцелять… Когда этого нет, дар становится опасным, человек становится колдуном, впадает в состояние духовной прелести. Теперь он прельщен дьяволом, теперь уже силой Антихриста он творит свои чудеса», -- сказал мне монах в Троице-Сергиевой Лавре.

«Мы объявили ему, что в последний раз требуем от него переменить образ жизни, и что если он сам не сделает этого, то отношения с ним прервем и открыто все объявим и доведем до сведения императора».

Распутин никак не ожидал услышать такое от Феофана. «Он растерялся, расплакался, не стал оправдываться, признал что делал ошибки… и согласился по нашему требованию удалиться от мира и подчиняться моим указаниям».

Но это было ни к чему не обязывающее обещание. Мужик знал, что царица никогда не позволит ему «удалиться». И дело не только в исцелении наследника -- она сама зачахнет без него. Мог он предвидеть и дальнейшую судьбу простодушного Феофана, который так и не понял царицу -- он жил в ином… Епископ попросил Распутина «никому не говорить о нашем с ним разговоре». Тот обещал. «Радуясь успеху, мы отслужили молебен… Но, как оказалось, потом он поехал в Царское Село и все рассказал там в благоприятном для себя и неблагоприятном для нас освещении», -- вспоминал Феофан.

Мужику не надо было ничего придумывать. Достаточно сказать царице правду -- Феофан не верит в его духовную высоту и не хочет, чтобы он был рядом с «царями». И вчерашнему исповеднику Государыни навсегда закрыт путь в Царское Село.




Видео: http://www.redmediatv.ru/video.php?id=5490

Декабрь 1920 года. Непроглядная мгла, метель. Финские санки с длинными, гибкими полозьями скользят по тонкому льду финского залива. Два молчаливых финна толкают санки. В них дрожат от холода бедно одетые женщины. Финн, идущий впереди, проверяет лед, стуча палкой. Процессию нагоняет страшный звук – это приближается ледокол «Ермак». Лед идет трещинами, можно не успеть до берега…
Финны торопятся изо всех сил… За эту работу им хорошо заплатили. Всё, приехали…
Анна встает прямо в снег нетвердыми ногами в тонких носках. Перед ее глазами пролетают воспоминания – роскошные балы в Зимнем дворце, императорская яхта, царица в русском кокошнике…
Анна опирается на костыли и обращается куда-то в звездное небо:
- Господь мне помощник…

Анна Танеева родилась в семье Александра Сергеевича Танеева, высокопоставленного чиновника и композитора.
Девочка получила хорошее домашнее воспитание, любила рисовать, вышивать, хотя никакими талантами не отличалась. Она получила аттестат учительницы, но мечтала стать фрейлиной императрицы Александры Федоровны. В шестнадцать лет ее вывели в свет – и Анна обрадовалась возможности танцевать на балах в императорском дворце, строить глазки офицерам.
Неожиданная болезнь меняет ее характер. В горячке она шепчет все молитвы, которые знает – и вдруг ей видится лицо Иоанна Кронштадтского. Из последних сил она просит родителей привести в дом знаменитого старца. Тот пришел, Анна выздоровела и с этого момента стала верить в чудеса.
Частым осложнением после брюшного тифа становился лишний вес. Внешность Танеевой изменилась, она приобрела некую купеческую полноту и медлительность. Анна возвращается во дворец, где императрица выделяет ее среди других девушек. Танеева получает должность фрейлины. После нескольких случайных разговоров, нервная, издерганная императрица привязывается к спокойной, мягкой Танеевой.
Вспоминаю наши первые разговоры у рояля и иногда до сна. Как мало-помалу она мне открывала свою душу, рассказывая, что с первых дней приезда в Россию почувствовала, что ее не любят…
В 1907 году Анне исполняется двадцать три, и родители спешат выдать ее замуж. Анна покорна их воле, хотя ее не интересует замужняя жизнь. Она платонически влюблена в императрицу, и всю жизнь готова провести рядом с царской семьей.
В мужья ей выбрали морского офицера Александра Вырубова. Он был контужен во время трагической гибели военного корабля «Петропавловск», и это даже добавляло романтики его образу.
Но в первую же брачную ночь оказалось, что Александр физически не оправился от травм. Весь последующий год совместной жизни он часто впадал в апатию, целыми днями лежал и не выходил из дома. Они жили в бедной квартире в Царском селе, все это тяготило Анну, и она подала на развод. Но фамилию она себе не вернула и осталась Вырубовой.
Императрица подарила ей столы, стулья и скатерти. Теперь одинокая Вырубова была счастлива, когда по вечерам к ней заходила на чай царская семья. Все сидели на стульях, поджав ноги – поскольку с пола дуло. Так императорская семья развлекалась, играя в бедность. Зарплату Вырубова больше не получала, поскольку после замужества потеряла должность фрейлины. Фактически, она стала игрушкой императрицы:
- Должна же у меня быть подруга! Не всё в мире продается за деньги,– капризно заявляла Александра Федоровна.
Она называла Вырубову – Большая Бэби, маленьким Бэби был наследник.
Вырубова сопровождает императрицу во всех поездках – и в развлекательных, и в благотворительных. В 1912 году во время пребывания в Польше, у цесаревича Алексея случается страшный приступ. Вырубова, по традиции, помогает императрице. Тогда она первый раз сталкивается с колдовством легендарного Распутина.
Григорий Распутин был далеко от Польши, сажал картофель в своей деревне. Но его телеграмма с несколькими словами молитвы останавливает кровотечение, и цесаревич поправляется на глазах у Вырубовой. Ее восторженная натура находит еще одного кумира. Знала бы она, как повлияет на ее жизнь увлечение Распутиным!
Она вообще не скрывала обожания, которое испытывала ко многим людям. Ее преклонение перед Николаем Вторым даже вызвало ревность у императрицы. При дворе шептались о романе императора и Анны Вырубовой. У императрицы от этих сплетен начался нервный тик, дергались мышцы лица. Она даже отстранила от себя на некоторое время Вырубову, но быстро соскучилась по ее беспредельной преданности.
Начинается первая мировая война.
Анна заканчивает вместе с императрицей курсы медсестер. Они самозабвенно работают в госпитале, помогают при самых страшных операциях, выносят отрезанные конечности.
В 1915 году, возвращаясь домой из госпиталя на поезде, Вырубова попадает в катастрофу. Паровоз сходит с рельс, таща за собой вагоны. Вырубова ломает обе ноги и кости черепа. Врачи уверены, что она не выживет, и даже не делают перевязку. В ее судьбу вмешивается императрица, она преданно сидит у ее постели и… конечно же, вызывает к ней Распутина. Надо ли говорить, что после молчаливого присутствия «святого черта» угроза жизни миновала. Было ли это совпадение, гипноз или самовнушение, истории неизвестно. Но Вырубва еще больше поверила в силу старца.
После ранения она осталась инвалидом, и первое время передвигалась на каталке. Анна много общается с Распутиным, что вызывает пересуды во дворце. Императрица, наоборот, этому рада и, наконец, начинает содержать Вырубову, платить ей довольство из казны. Окружающие уверены, что Вырубова стала богатой женщиной, но она это отрицает.
Железная дорога заплатила ей за инвалидность сто тысяч рублей – огромную сумму. Анна, не колеблясь, строит на все деньги госпиталь для солдат. Она заботится о сотнях пациентов в течении двух лет.
В феврале 1917 года она тяжело заболела.
Я поняла, что для России теперь все кончено. Армия разложилась, народ нравственно совсем упал, и моему взору уже предносились те ужасы, которые нас всех ожидали.
Громкую фамилию Вырубовой связывают с деятельностью Распутина, говорят о ней, как о его любовнице. Анна возвращает себе старую фамилию, Танеева.
Вскоре она навсегда прощается с царской семьей. По приказу Керенского ее заточают в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. Каждодневные допросы, унижения, голод. Ее спасает только отношение простых солдат – многие из них лечились в госпитале, который она построила за свои деньги.
Анну освобождают за отсутствием состава преступления – медицинский осмотр показал, что она не могла участвовать в оргиях Распутина и быть его любовницей. Танеева оказалась девственницей. Но меняется власть – и ее арестовывают снова. Так продолжается пять раз. Между арестами Анна пишет тайные письма сосланной императрице.
Твой крестный путь принесёт тебе небесные награды, родная, там будешь по воздуху ходить, окружённая розами и лилиями…
Свергнутая императрица ответит ей:
Но ты, мой Ангел, страдала гораздо больше! Прощай.
На очередном допросе следователь подсунул Анне фотографии царских детей и все спрашивал с безумной улыбкой:
- Миленькие? Правда, они миленькие?
Он уже знал, что царская семья казнена.
Как в страшном сне, очень медленно через весь город усталый солдат везет Вырубову на расстрел. В трамвае ее узнают многие, и простые прохожие ей помогают. Измученная женщина на костылях сбежала от вооруженного конвоя.
Ее госпиталь закрыли в 1918 году, он не понадобился новой власти.
Мать и сестра Анны собрали деньги для тайного отъезда в Финляндию. В 1920 году они переправляются в Выборг по льду Финского залива. Выясняется, что за всю жизнь при дворе Анна Танеева не накопила никаких денег, а драгоценности у нее украли в тюрьме. Мать и дочь живут в Выборге очень бедно.
Анна начинает писать книгу о царской семье. Причем на это ее вдохновил Максим Горький, познакомившийся с ней в короткий период между двух арестов. Книга издается в Финляндии, ее продажи позволяют как-то существовать. Но в то же самое время в Советской России выходит бестселлер – Дневник Вырубовой. Эту мистификацию приписывают так называемому Красному Графу Алексею Толстому. Книга, написанная в занимательной манере, популярно рассказывает о порочной жизни Вырубовой при дворе, про ее связь с Распутиным, с императором и прочими известными персонажами. Эта книга создает миф о легендарной паре – старце Распутине и его Аннушке Вырубовой, интриганке и немецкой шпионке.
Анна Танеева отрицала жареные факты из этой книги. Во время переезда на финских санках по тонкому льду, она пообещала себе, что если спасется – примет монашеский сан.
С 1920 года Анна Танеева – инокиня Мария, живущая в миру. Вторую мировую войну они с матерью переживают в Швеции. Королева Швеции – родственница убиенной императрицы.
Она всячески помогает Танеевой, помня, как та любила Александру Федоровну.
Последние годы Танеева жила в Финляндии. Благодаря близкому знакомству с Маннергеймом, которое завязалось еще в царские времена, Танеева получает маленькую квартирку. Умирает ее мать, и Анна остается с подругой Верой, некогда взятой в качестве служанки. Денег на жалованье у Танеевой не было, и старушки стали жить вместе как подруги. В конце жизни они часто ссорились, но духовник Анны, отец Иоанн, в своих письмах увещевал Танееву и убеждал проявлять терпимость.
Она прожила восемьдесят лет, хотя еще в 1930 году советская газета «Правда» опубликовала сообщение о ее смерти. Похоронена Танеева на православном кладбище. В Финляндии ее имя хорошо известно, а книги переиздаются на финском языке.
...Мы русские часто виним в нашем несчастье других, не желая понять, что положение наше - дело наших же рук, и только величайшее страдание и кровь невинных жертв могут омыть наши грехи и грехи целых поколений…



ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ РАСПУТИН

(1864/65 или 1872-1916)

Настоящая фамилия — Новых. Крестьянин Тобольской губернии, получивший известность “прорицаниями ” и “исцелениями".

Оказывая помощь больному гемофилией наследнику престола, приобрел неограниченное доверие императрицы Александры Федоровны и императора Николая Л. Убит заговорщиками, считавшими влияние Распутина гибельным для монархии.

В 1905 году появился при царском дворе Григорий Распутин. Предыстория его появления в Петербурге такова. Великая княгиня Анастасия, супруга Ни-колая Николаевича, и ее сестра Милица отправились па богомолье в Киев. Они остановились в подворье Михайловского монастыря. Однажды утром они заметили на дворе монастыря обыкновенного странника, который колол дро-ва, и задали ему несколько вопросов. Он рассказал им о своих странствиях по святым местам и о своей жизни. Великие княгини совершали поездку на бо-гомолье инкогнито, и им было скучно. Они стали приглашать Распутина, — а это был именно он — на чай, и разговаривали с ним. Распутин рассказал, что он из крестьян села Покрове кое Тобольской губернии, где у него были жена Прасковья, сын и две дочери. Григорий также с гордостью сообщил, что своими религиозными проповедями он привлекает много людей, и ему удается в религиозных спорах одолевать ученых мессионеров и богословов. И действительно, в личности Распутина было нечто такое, что привлекало к нему людей, и в особенности — женщин. Когда же он сообщил великим кня-гиням, что обладает способностью излечивать все болезни, в том числе и гемофилию, те решили пригласить Распугана лечить наследника.

Распутин прибыл в Петербург не по железной дороге, а пешком и при этом босиком. Он остановился в монастырской гостинице как гость архиман-дрита феофаиа. В Царском Селе Распутина ожидали с нетерпением, но при-няли сдержанно. Он оставил приятное впечатление, вел себя спокойно и с достоинством. К больному цесаревичу отнесся с особенной предупредитель-ностью. Распутин обладал даром влиять на людей успокаивающим образом, и благодаря его уходу здоровье наследника значительно улучшилось. При вся-ком ухудшении здоровья мальчика и при малейшем его недомогании при-зывался чудотворец: он имел необъяснимую власть над мальчиком. И бла-годаря тому, что императрица и император были убеждены в том, что Рас-путин необходим наследнику, этот мужик приобрел огромное влияние на царскую чету.

Распутин был крепышом, среднего роста, со светло-серыми глубоко по-саженными глазами, с длинными каштановыми волосами, ниспадавшими на плечи. Его пронзительный взгляд мало кто мог выдержать.

Почитательниц Распутина можно разделить ка две категории. Одни вери-ли в его сверхъестественные силы и его святость, в его божественное назна-чение, а другие просто считали модным за ним ухаживать или старались че-рез него добиться для себя или своих близких каких-нибудь преимуществ. Когда "Распутина укоряли его слабостью к женскому полу, он обычно отвечал, что его вина не так уж велика, так как очень много высокопоставленных лиц прямо вешают ему на шею своих любовниц и даже жен, чтобы таким путем добиться от него каких-нибудь выгод для себя. И большинство этих женщин вступали в интимную связь с ним с согласия своих мужей или близких. Были у Распутина почитательницы, которые навещали его по праздникам, чтобы поздравить, и при этом обнимали его пропитанные дегтем сапоги. Распутин, смеясь, рассказывал, что в такие дни он особенно обильно мажет свои са-поги дегтем, чтобы: валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы ис-пачкали свои шелковые платья.

Баснословный успех Распутина у царской четы сделал его каким-то бо-жеством. Одного слова Распутина было достаточно, чтобы чиновники полу-чали высокие ордена или другие отличия, должности, о которых они и мечтать не смели. По прихоти Распутина лишались мест министры и советники, по его же воле какой-нибудь незаметный чиновник мог сделать головокружительную карьеру.

Это была удивительная картина, ког-да русские княгини, графини, знамени-тые артистки, всесильные министры и высокопоставленные лица ухаживали за пьяным мужиком. Он обращался с ними хуже, чем с лакеями и горничными. По малейшему поводу он ругал самыми не-пристойными словами, от которых по-краснели бы конюхи. Его наглость бывала неописуема. К дамам и девушкам из обще-ства он относился самым бесцеремонным образом, и присутствие их мужей и отцов его не смущало. Поведение Распутина дол-жно было бы возмутить самую отъявлен-ную проститутку, но никто из знатных дам и господ не показывал своего воз-мущения. Все боялись его и льстили ему. Дамы за столом целовали и облизы-вали его испачканные сдой руки, потому что он ел без приборов.

Комнаты Распутина были почти без мебели, только в его рабочем каби-нете стояли несколько кожаных кресел. В нем проходили интимные встречи Распутина с представительницами высшего петербуржекого общества. Все проходило очень просто, а затем Распутин сразу выпроваживал даму со сло-вами: “Ну, ну, матушка, все в порядке!” — а сам отправлялся в баню. Он терпеть не мог слишком навязчивых особ, но, если ему отказывали, он пре-следовал женщину с упорством.

Жена Распутина приезжала в Петербург, чтобы навестить мужа и детей, которые жили с ним, лишь раз в год и оставалась на самое короткое время. Во время ее приездов старец не стеснял себя, но обходился с ней очень при-ветливо. Она не обращала много внимания на его любовные похождения и говорила: “Он может делать все, что хочет. У него хватает для всех”. Он цело-вал своих аристократических поклонниц в присутствии своей жены, и ей это даже льстило.

Страстный кутила, Распутин находился в наилучших отношениях со всеми прожигательницами жизни столицы. Любовницы великих князей, министров и финансистов были ему близки. Поэтому он знал все скандальные истории, связи высокопоставленных лиц, ночные тайны большого света и умел все это использовать для расширения своего влияния в правительственных кру-гах. Петербуржские великосветские дамы, кокотки, знаменитые артистки, — все гордились своими отношениями с любимцем царской четы. Часто случа-лось, что Распутин звонил к одной из своих приятельниц из этого круга и приглашал в известный ресторан. Приглашения всегда принимались, и начи-нался кутеж и разврат. Впрочем, разврат не такого рода, какой, по слухам, устраивал Распутин до приезда в столицу, живя в Покровском. Односельчане Григория вспоминали, что вечером Распутин собирал своих последователей обоего пола и вел в лес. Там разводили костер и варили травы с благовония-ми, водили хоровод вокруг костра. Постепенно пляска убыстрялась и стано-вилась совсем дикой. Когда костер гас, Распутин кричал: “Повинуйтесь пло-ти!” -- и все бросались на землю. Начиналась оргия.

Судить о том, насколько правдивы эти сведения, сложно, а вот источ-ники о столичных и московских кутежах Распутина вполне надежны. Так, пол-ковник Семенов, пристав 2-го участка Сущевской части г. Москвы свидетель-ствовал о таком вечере в ресторане “Яр” 26 марта 1915 года. Распутин при-был туда с вдовой А.И. Решетниковой, сотрудником московских и петербур- жских газет Н.Н. Соедовым и неустановленной молодой женщиной. Вся ком-пания была уже навеселе. Заняв кабинет, приехавшие вызвали к себе по теле-фону редактора-издателя московской газеты “Новости сезона” С.Л. Кугульс- кого и пригласили женский хор, который пел и плясал для них. Распутин плясал “русскую”, а затем начал откровенничать с певичками о царице. Да-лее поведение Распутина приняло совершенно безобразный характер какой- то половой психопатии: он, будто бы, обнажил свои половые органы и в таком виде продолжал вести беседу с певичками, раздавая им записочки с надпися-ми: "Люби бескорыстно” и т.п. На замечания заведующего хором о неприс-тойности его поведения старец заметил, что он всегда так ведет себя при женщинах.

Одной из самых известных женщин, попавших под влияние Распутина, была фрейлина императрицы Александры Федоровны А.А. Танеева (Вырубо-ва). Вот как рассказывает очевидец, иеромонах Илиодор, об их отношениях, которые довелось ему самому наблюдать: “Приехали в Мраморный дворец. Распутин прямо-таки танцевал около Вырубовой, левою рукою он дергал свою бороду, а правой хватал за плечи, бил ладонью по бедрам, как бы же-лая успокоить игривую лошадь. Вырубова покорно стояла. Он ее целовал. Я, грешным, делом, подумал: “Фу, гадость! И как ее нежное, прекрасное лицо терпит эти противные жесткие щеки...” А Вырубова терпела и, казалось, что находила даже некоторое удовольствие в этих старческих поцелуях... Наконец, Вырубова сказала: “Ну, меня ждут во дворце; надо ехать, прощай, отец свя-той”... Здесь совершилось нечто сказочное, и если бы другие говорили, то я не поверил бы, а то сам видел. Вырубова упала на землю, как простая каю-щаяся мужичка, дотронулась своим лбом обеих ступней Распутина, потом поднялась, трижды поцеловала Григория в губы и несколько раз поцеловала его грязные руки и ушла”.

Илиодор также в своих записках рассказал, как в Царицыне, в одном из домов, Григорий Распутин “благословлял” поцелуями всех красивеньких и молоденьких дамочек и девушек. Целовал их несколько раз в доме, целовал но дворе и за воротами. Старухи тоже лезли освятиться поцелуями старца, но он их отталкивал. Один священник из Саратова рассказывал, что в то время, когда у него жил в гостях Распутин, к ним приехала молоденькая сестра жены. Старец пригласил ее пройтись в город, а во время прогулки схватил девуш-ку, начал ее мять, целовать, хватать за разные части тела и прижимать к стснс. Девушка вырвалась и прибежала в дом вся в слезах... Послушница Ксения рас-сказывала, как Распутин однажды, оставшись с ней наедине, приказал ей раздеть его, потом раздеться самой и лечь с ним в постель. Распутин начал ее целовать... И мучил часа четыре, а потом отпустил домой.

А вот некоторые записи из данных наружного наблюдения за Григорием Распутиным, сделанные в 1915 году.

“19 февраля Распутин в 10 ч. 15 м. вечера вышел изд. 1 по Спасской улице от Соловьевых с двумя дамами и на таксомоторе уехал, а в 3 ч. ночи вернулся домой один.

10 марта. Около часу ночи к Распутину пришли человек 7—8 мужчин и женщин... и пробыли до 3-х часов ночи. Вся компания кричала, пела песни, плясала, стучала, и все пьяные вышли вместе с Распутиным и отправились неизвестно куда.

11 марта. В 10 ч. 15 м. утра Распутин встречен один на Гороховой улице и проведен в д. 8 по Пушкинской улице к проститутке Трсгубовой, а оттуда в баню.

13 марта. Миллер купила Распутину шапку. В 6 ч. 50 м. вечера Распутин на-правился с двумя дамами в д. 76 по Екатерининскому каналу, к Савельевым, где пробыл до 5 ч. утра и весь день лежал больной.

3 апреля. Распутин привел к себе на квартиру в 1 ч. ночи какую-то женщи-ну, которая и ночевала у него.

9 апреля. Распутин в9 ч. 45 м. проведен вд. 18 по Садовой ул. к... А.Ф. Филип-пову, бывшему издателю газет “Деньги” и “Биржевой День”. Было замечено, что происходило какое-то собрание или пирушка. Распутин вернулся домой в 6 ч. 30 м. утра.

15 апреля. Распутин с монахом Мартианом был в д. 45 гго Лиговке у по-томственного почетного гражданина В.Е. Псстрикова. За отсутствием после-днего они с сыном его и еще неизвестным студентом кутшш. Играл какой-то музыкант. Пели песни, и Распутин плясал с горничной Пестрикова.

20 апреля. Около 10 ч. вечера стали собираться к Распутину неизвестные мужчины и женщины, человек 10—12... В 11 ч. была слышна игра на гитаре и пляска. Это происходило до 2 ч. ночи.

26 мая. Распутин вместе с проституткой Трегубогсой приехал на моторе купца Мануса домой пьяный.

2 июня. Распутин в 10 ч. вечера приехал домой пьяный с Манусом и Кузь-минским и, не заходя в квартиру, послал жену швейцара за массажисткой Утиной, но дома ее не оказалось. Тогда он сам пошел к портнихе Кате. По- видимому, его не пустили в квартиру, он вернулся и стад приставать к жене швейцара. Та вырвалась и позвонила к нему в квартиру, и его прислуга, Дуня, увела Распутина домой.”

И далее в таком же духе. Летом он уехал в Покровское, где продолжал разгульную жизнь, время от времени посылая телеграммы в Царское Село, Вырубовой. И сюда к нему приезжали женщины отовсюду. Приехала из Тюме-ни жена офицера Патушинская, е которой он в обнимку гулял по своему дво-ру. Затем начал похаживать к жене псаломщика Ермолая “с интимными целя-ми”. Когда Патушинскую вызвал муж домой, ее сменила жена некоего Доб-ровольского, которая приехала с мужем к Распутину из Петрограда. Затем все вместе — Распутин с женой, Добровольские, дьякон Ермолай с женой отпра-вились в Тюмень к Патушинским, где устроили гулянье по улице, а когда стем-нело, Распутин с Патушинской незаметно “удалились в темноту”.

По возвращении в Петроград Распутин продолжил ту же жизнь. Иногда ездил в Царское Село, откуда его привозила Вырубова на своем моторе, но чаще принимал у себя женщин, кутил, иногда приходил домой под утро, пья-ный. Все новые и новые женские фамилии появлялись в отчетах. 14 ноября — княгиня Т. Шаховская, 25 ноября — артистка Варварова, 1 декабря Распу-тин с княгиней Долгоруковой в “Астории”, 3 декабря к нему явилась содер-жанка сенатора Мамонтова — Воскобойникова, 12 декабря — опять с Вар-варовой, 14 декабря — Распутин с М.Ясинской ночью поехал в ресторан “Вил-ла Родэ”, где поскандалил, потом в цыганский хор, потом на квартиру к Ясин-ской. 15 декабря он снова кутил в “Вилла Родэ”, уже с Варваровой, а)7 де-кабря за ним прислала мотор княгиня Долгорукова из гостиницы “Астория”...

То же самое продолжалось и в 1916 году. Распутин приобретал все боль-шее влияние на императрицу. Очевидно, не без его участия она уверовала в то, что ей одной суждено спасти православную Россию. И она не сомнева-лась, что покровительство Распутина и его “высокие духовные качества” необходимы для успеха. Она по всякому поводу советовалась с ним, просила его благословения. Но отношения царицы с Григорием были облачены по-кровом тайны. В газетах о них не писали ни слова. В обществе об этом говорили шепотом, и только самые близкие между собой, как о позорной тайне, в которую лучше не углубляться.

Все знали, что сам Распутин редко бывал во дворце, а виделся с царицей чаще всего у Вырубовой, в ее квартире на Средней улице, где по несколько часов проводил иногда с обеими женщинами.

Однако были в обществе люди, которых положение Распутина и его власть в стране возмущали. И они понимали, что единственный способ прекратить влияние малограмотного мужика на царскую чету это убить Григория Распу-тина. Было совершено несколько неудачных покушений на старца. Наконец, задуманное удалось.

Во главе заговора встали князь Юсупов и великий князь Дмитрий Павло-вич. Были приготовлены пирожные, пропитанные цианистым калием. Тот же ад был растворен в бокале вина. Распутина пригласили к князю. Вначале Рас-путин отказывался есть пирожные, но затем проглотил одно за другим. Яду в каждом хватило бы, чтобы убить человека, и Юсупов ждал результата, но тщетно. Тогда он предложил Распутину выпить мадеры. Старец выпил и пожа-ловался на легкое жжение в горле, выпил еще вина. Опять никакого толку. Когда Распутин попросил Юсупова спеть, тот вышел за гитарой, но взял револьвер и, вернувшись, выстрелил Распутину в сердце. Когда сообщники князя хотели спрятать тело, он ожил. В него выстрелили еще четыре раза, и тело выбросили в Малую Невку.

Императрица была вне себя от горя, а народ торжествовал. Люди обни-мались на улице, шли ставить свечи в Казанский собор. Однако кое-кто счи-тал это убийство фатальным в истории империи. Сам Распутин якобы напи-сал в завещании, что ежели его убьют дворяне, то “братья восстанут на братьев и будут убивать друг друга...” Хотя, казалось бы, каким нужно было быть слепцом, чтобы, видя всю мерзость русской действительности тех лет, не понять, что страна и народ идут к катастрофе. И то, что княгини уединя-лись в отдельных кабинетах с грязным мужиком-мошенником и валялись у него в ногах, яркое тому свидетельство.

95 лет назад был зверски уничтожен фаворит царской семьи, предупреждавший Николая II: «Пока я жив, жива и династия»

Изменить размер текста: A A

В ночь с 29 на 30 декабря 1916 года был убит Григорий Распутин , простой неграмотный русский мужик, сумевший стать близким другом царской семьи. Как ему это удалось? В чем был главный талант Распутина? Были ли у него близкие отношения с императрицей Александрой Федоровной, на чем строили компромат против трона большевики?Мы беседуем с руководителем Центра истории и религии Церкви Института российской истории РАН, академиком РАЕН, доктором исторических наук Владимиром ЛАВРОВЫМ .

МОДА НА МАГИЮ

- Владимир Михайлович, известна ли сегодня историкам вся правда о Григории Распутине?

Далеко не вся. Больше домыслов, чем достоверных сведений. Подлинники многих документов не сохранились или специально уничтожены. Скажем, донесения филеров. Есть только копии, общие сводки и выписки, которым нельзя доверять в полной мере. Имеется полицейское донесение подполковника Семенова из Москвы . Но откуда он что узнал - не указано.

Описывается пребывание Распутина в ресторане «Яр» и якобы его оргия в марте 1915 года. При этом не опрошены ни посетители ресторана, ни артисты, ни люди, пришедшие с Распутиным. Или в донесении филера сказано, что неизвестная женщина непродолжительное время находилась на Гороховой, 64, где Распутин жил в Петербурге . Больше ничего филер не видел. Зачем приходила - никто не знает. Возможно, за помощью в болезни. Но иные писатели и режиссеры берутся смаковать, что там происходило, будто они под кроватью находились. Еще замечательный царский врач Боткин заметил: «Если бы не было Распутина, то противники Царской Семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из [фрейлины] Вырубовой , не будь Вырубовой, из меня, из кого хочешь».

- Почему?

Во время смены эпох и сопутствующей этому смуты в умах всегда появляются разного рода Кашпировские . И в начале ХХ века был запрос на такие фигуры. Черногорская принцесса, великая княгиня Милица Николаевна принимала у себя различных магов, экстрасенсов, как сейчас мы говорим, в числе которых оказался такой неординарный самородок – Григорий Распутин. И через Милицу он попал к императрице.

Но таких чародеев наверняка тогда было огромное количество, почему именно Распутин стал самым приближенным? В чем его уникальность?

Распутин в юности был больным человеком. Его каждую весну мучали бессонницы по 40 дней подряд. Он страдал ночным недержанием мочи. Над ним смеялись, а он тяжело переживал. Молился в Верхотурском Никольском монастыре. И ему пришло исцеление. Лично соприкоснувшись с чудом, он стал глубоко верующим человеком, перестал пить, курить и есть мясо, стал ходить пешком тысячи верст по святым местам. Побывал в Иерусалиме , у Гроба Господня, на Афоне . Он был принят известными иерархами Церкви, в том числе будущим патриархом Сергием. О богословски сложных вещах он мог говорить по-крестьянски просто, образно и убедительно. Это подкупало. По воспоминаниям самых разных людей, Распутин производил впечатление умного человека. И первые годы в Петербурге он держался очень скромно. Император Николай II впервые увидел Распутина 1 ноября 1905 года и записал в дневнике о нем: «Человек Божий».

О ЧУДЕСАХ

- Благодаря чему Распутин умел так сильно воздействовать на людей? Был ли он гипнотизером?

Он обладал подобными способностями. Все, кому довелось встречаться с Распутиным, обращали внимание на его пронзительные, очень внимательные глаза, которые будто прощупывали человека. После Февральской революции Временным правительством была создана Чрезвычайная следственная комиссия, которая допрашивала о Распутине многих людей. И следователи были настроены очень негативно по отношению к этому царскому фавориту. Однако допрошенные свидетельствовали: действительно исцелял, и далеко не только царевича Алексея. Григорий Ефимович молился о здравии. В январе 1915-го Вырубова попала в железнодорожную катастрофу, у нее были многочисленные переломы и тяжелая травма черепа. Вызвали ее родителей, чтобы они могли проститься. А по просьбе царицы к умирающей позвали Распутина. Он подошел и сказал: «Аннушка, открой глаза». И она открыла!

А была без сознания. Что это? Кстати, когда в 1907 году царица собралась выдать Вырубову (урожденную Танееву ) замуж за одного лейтенанта, то спросила у Распутина о будущем этого союза. Он ответил: замуж выйдет, счастлива не будет. Брак вскоре распался.

- Но было много разговоров, что у Распутина с Вырубовой роман.

Не только разговоров, но и статеек о ней как «подстилке Распутина». А после Февральского переворота Вырубову арестовали, революционный караул глумился над ней. И она в заключении потребовала медицинского освидетельствования. И к удивлению общества, оно показало, что Вырубова девственница.

- Несмотря на то, что брак у нее был.

Муж оказался импотентом с неуравновешенным характером.

ИМПЕРАТРИЦА И ФАВОРИТ

Но ведь ходили слухи о связи самой императрицы с Распутиным. Он и сам в разговорах вроде как называл ее «Сашкой». Что это?

Конечно, никаких любовных отношений между ними не было. Почитайте письма Николая II и Александры Федоровны друг к другу. Им Господь даровал удивительную и глубокую любовь. У обычных смертных она с годами зачастую угасает, а они нежно, до последнего вздоха любили и берегли друг друга. А Распутин помогал больному гемофилией царевичу Алексею. Ребенку становилось плохо - посылали за Распутиным. Был случай, когда царевич ударился и началось сильное внутренне кровотечение. Врачи приготовили царицу к худшему… Да и Распутин уехал в Сибирь . Но царица шлет ему телеграмму. Приходит ответ: «Я молился, все будет хорошо».

Прочитав его, царица вышла к консилиуму врачей в улучшившемся доброжелательном настроении. И врачи подумали, что она, мягко говоря, не адекватна. Но на следующий день мальчику стало значительно лучше. Именно такой помощью объясняется влияние Распутина на царицу. Другое дело, что почти неграмотный мужик, оказавшись вхож в царские покои, не выдержал такого жизненного испытания. Он стал рассказывать о своем влиянии на императрицу, причем и сам преувеличивал, и в пересказах все значительно утрировалось. У искренне верующего царя было много недоброжелателей, но их сдерживали карьеристские устремления. Легче было плохо отзываться о царице. Еще легче - о мужике Распутине. Клеймили мужика, а целились в царицу с царем. Причем много выдумок публиковали как в либеральных, так и в монархических, православных газетах. Образованное общество жаждало сенсаций, невероятных и эротических.

- А почему царская семья не могла рассказать правду, что старец помогает больному ребенку?

Это была государственная тайна – страшная болезнь наследника. Даже от бабушки, матери Николая II, от Марии Федоровны пытались скрыть. Об этом знали очень немногие. И князья возмущались, что им не просто попасть в царский дворец, а какого-то мужика там привечают. Аристократическая элита была очень недоброжелательной даже по отношению к таким выдающимся государственным деятелям, как премьер-министры Витте и Столыпин . Как их смешивали с грязью! А тут какой-то крестьянин.


ПЬЯНЫЕ ОРГИИ

В кинематографе, в поп-музыке педалируется тема невероятных оргий Распутина. Группа «Бони М» даже прославилась знаменитой песнью про «секс-машину Распутин». Были ли эти оргии на самом деле?

Распутин не был безгрешен, в столице и выпивать стал, и женщины у него были. Но больше было полета фантазий на тему распутинского распутства. Была публикация, что в Сибири, в родном селе Покровском, Распутин ходил в баню с семью родовитыми дворянками, которые его там сами мыли. В статье все живописалось. Однако журналист Манасевич-Мануйлов, сочинивший это сидя в Петербурге, не знал, что бань, где могло уместиться столько людей, в Покровском не было. Столыпин очень негативно относился к Распутину и давал задание собирать на него компромат. И что удалось найти по поручению самого премьера? Практически ничего. Когда Столыпин сообщил царю, что в Сибири Распутин как-то ходил в общую баню, Николай II заметил, что у простых людей это принято. Об оргии в ресторане «Яр», о чем мы с вами уже говорили, упомянутый подполковник донес: приехал Распутин в ресторан и прошел в кабинет, куда пригласил певиц, цыганок, которые танцевали, подсаживались к нему, ели и выпивали, и якобы Распутин произнес: «Воображаю, как на меня злилась бы [царица], если бы увидела меня сейчас». Разумеется, воспитанные люди тогда так не говорили о царице. Однако что эта фраза доказывает?

- Но ведь Распутин вмешивался в политику, советовал царю, кого назначать на высокие должности.

По совету Распутина было произведено более 10 назначений на уровне министров, включая министра внутренних дел Протопопова , не удержавшего власть в феврале 1917 года. Однако назначенные не были случайными людьми. И окончательные решения царь принимал сам, за все отвечал сам.

Ведь был воспитан как самодержец. Он и супруге ответил в 1916 году: «Только прошу, не вмешивай Нашего Друга. Ответственность несу я и поэтому я желаю быть свободным в своем выборе». А Александра Федоровна очень доверяла Распутину. В 1915 году даже писала, что «страна, государь которой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть» и советовала царю: «Слушайся нашего Друга: верь ему, его сердцу дороги интересы России и твои. Бог не даром его нам послал…» При этом влияние Распутина на Николая II было значительно меньшим, чем на его супругу. И следует отдавать отчет, что у глав государств всегда есть советчики.

КАК УБИВАЛИ

Неужели нельзя было отстранить Распутина от семьи как-то иначе, сослать на каторгу, может, скомпрометировать, но не убивать таким страшным мучительным образом - стрелять, резать, травить, топить?

Жизненная миссия Распутина состояла в спасении русского наследника. Он помогал ему выживать и во многом благодаря Распутину царевич Алексей дожил до 1918 года. Конечно, царская семья за такого помощника держалась. Как его можно было удалить от этой семьи? Только убить. Однако обратим внимание на то, какой была реакция императора Николая II на убийство Распутина. Он никого не наказал. Ну, выдворили убийц из столицы. Преступника князя Юсупова отправили в имение. И многие поняли, что можно делать все, что угодно, даже устраивать заговор с целью государственного переворота - ничего за это не будет. И грянул 1917 год!

- Распутина ведь вначале пробовали отравить, почему не вышло?

Цианистый калий не подействовал. Однако Юсупову этот якобы яд дал известный адвокат и конституционный демократ Маклаков. Он впоследствии в воспоминаниях признался, что обещал цианистый калий, а дал обычный аспирин. Похоже, так и было.

- Есть сведения, что последнюю смертельную пулю в лоб Распутина всадил английский шпион.

В легких Распутина было обнаружено много воды. Так обычно бывает, если человек еще дышит. Значит, в прорубь его сбросили еще живым. Впрочем, много противоречий, нестыковок в деле об убийстве Распутина, не хватает надежных исторических источников, нет даже подлинника медицинского заключения при вскрытии. И получается, что по различным сведениям в него стреляли от 5 до 11 раз. Так поди разбери, кто тут сделал решающий выстрел, хотя похоже на крайне правого националиста Пуришкевича , если верить его воспоминаниям. Сибирский мужик, обладавший удивительными способностями, оказался весьма жизнестойким. Ни выстрелы его не брали, ни колющие предметы (у него была рана в боку).

Распутин говорил: «Меня не будет – царей не будет, России не будет». Так и произошло: династия пережила его всего лишь на пару месяцев - и царь отрекся.

Почему Распутин так сказал? Дар ли это предвидения или хитрость ушлого крестьянина, пытавшегося таким образом обеспечить себе выживание при царе? Но слова сбылись.

- Не раз поднимался вопрос о канонизации Распутина. Что вы об этом думаете?

К Распутину еще при жизни одни относились как к святому, другие - как к антихристу. Таков русский максимализм: или - или. Но, думаю, наиболее объективную оценку дал сам император Николай II: Человек Божий. Уж во всяком случае не дьявол, но и не святой.

В настоящее время на головы россиян почти ежедневно сваливаются самые разнообразные "исторические сенсации".

Сенсацию вселенского порядка выдали недавно устроители выставки "Анатомические катастрофы. Мумии", которая в октябре этого года открылась в краеведческом музее Челябинска. Они представили на всеобщее обозрение гигантский (28,5 см) фаллос! Ловкачи призывают публику на слово поверить, что он действительно является частью тела Распутина. По сообщению корреспондента газеты "Комсомольская правда" (3 октября 2003 г.) Ксении Полушкиной, взрослый билет на выставку стоит 40 рублей, детский - 25 рублей, а для групп предусмотрены скидки! Чего не сделаешь ради получения прибыли

К слову, второй, якобы по-настоящему подлинный, единственный и неповторимый детородный орган Г.Распутина находится в Санкт-Петербурге, в музее Центра простатологии. Его сравнительно недавно за кругленькую сумму приобрел директор названного учреждения И.Князькин. Но имеют ли данные экспонаты, выставленные в музеях, какое-либо отношение к Г.Распутину? До сих пор вызывающая разноречивые оценки фигура Григория Распутина, имевшего огромное влияние при дворе Николая II, продолжает привлекать внимание историков, литераторов, деятелей искусства. По мнению многочисленных исследователей, он был одним из наиболее удачливых сексуальных авантюристов в истории.

Но так ли все было на самом деле?

В 1981 году в Англии вышла в свет книга "Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей" авторов Уолласа Ирвинга, Уоллас Сильвии, Уоллас Эми, Валлечински Дэвида. В ней есть небольшая глава о Распутине, где на основе документальных и литературных источников рассказывается о малоизвестных событиях и обстоятельствах его частной жизни. Авторы пишут: "Сексуальная активность его была просто невероятной....Когда Распутин был еще мальчиком, <известная> часть его тела приводила в восторг местных девушек и женщин, с которыми он голым купался в деревенском пруду. По-настоящему же ввела Распутина в мир секса Ирина Даниловна Кубасова, молодая и красивая жена генерала русской армии. Чтобы соблазнить 16-летнего Распутина, она призвала на помощь шестерых своих служанок, которые сумели завлечь его в спальню. После этого Распутин стал активно прибегать к услугам молодых женщин, живущих в деревне". Не перестал он делать это и после женитьбы в 20-летнем возрасте на местной девушке Прасковье Дубровиной. У них родилось четверо детей. "Вскоре, - пишут авторы книги, - он стал членом секты хлыстов, которые не только не запрещали, но и, наоборот, всячески приветствовали активное услаждение плоти". Хлысты считали возможным прямое общение человека со "святым духом", что и происходило якобы во время их собраний, сочетавших молитвы с исступленными танцами.

Спустя некоторое время Распутин покидает свою родную сибирскую деревню и отправляется в длительное путешествие по бескрайним просторам России. Во время него "он всегда находил огромное количество женщин, готовых участвовать с ним в его необычных сексуальных обрядах". Справедливости ради, это были просто обыкновенные оргии со сменой партнеров. Они проводились повсюду - "в лесу, в сарае или в доме любого из участников".

"Даже утонченные дамы Санкт-Петербурга стали позже жертвами сексуальной власти Распутина. Его биограф Роберт Масси отметил: "Заниматься сексом с этим немытым крестьянином, у которого была неряшливая борода и грязные руки, было чем-то особенно новым, ранее неведомым и необычайно волнующим. Дамы собирались в его квартире и ждали в очереди приглашения в его постель, которую сам Распутин называл "святая святых"... Практически в любой момент Распутина можно было найти в зале, где он сидел окруженный своими "ученицами". Одна из них обычно сидела у него на коленях. Он гладил ее волосы и шептал ей в ухо что-то о "таинственном воскресении". Затем он начинал петь. Песню тут же подхватывали все присутствующие. Вскоре они начинали танцевать такой-то дикий и безумный танец. За этим начинались походы в другую комнату к тому месту, где стояла "святая святых".

Даже в том, как погиб Распутин, авторы книги "Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей" усматривают сексуальный подтекст. Как известно, "старца" пригласили на поздний ужин, где угостили отравленными пирожными и мадерой. "Один из убийц, Феликс Юсупов, имел гомосексуальные склонности. Он неоднократно пытался сблизиться с Распутиным, но это ему не удалось. Когда Распутин стал терять сознание от начинающего действовать яда, Юсупов вначале изнасиловал его, а затем выстрелил в него четыре раза из пистолета. Распутин упал на пол, но был жив. Григория Распутина затем кастрировали. Его отрезанный половой член нашел позже слуга. Он передал его служанке, которая, по последним данным, еще в 1968 году жила в Париже. В полированной деревянной коробке она хранила...".

Авторы утверждают, что любовницами Распутина были светские дамы и служанки, жены военных и девицы легкого поведения, крестьянки и актрисы. Но, безусловно, самой терпеливой среди всех этих женщин была жена Распутина - Прасковья. Она никогда не жаловалась на супружескую неверность мужа. На вопросы, касающиеся его распутства, она спокойно отвечала: "Сил у него на всех хватит". Так или почти так исследователи и массовый читатель представляли жизнь Распутина. Однако сравнительно недавно архивные находки показали, что всЈ это - НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ЛЕГЕНДА.

СПАСИБО РОСТРОПОВИЧУ

Несколько лет назад, словно из небытия, "всплыл" секретный архив, содержащий около 500 страниц документов о Распутине, собранный большевиками вскоре после убийства "развратного пророка" в 1916 году и с тех пор считавшийся безвозвратно утраченным. Уникальные документы были приобретены на аукционе Сотбис в Лондоне в 1995 году русским эмигрантом, музыкантом и дирижером Мстиславом Ростроповичем. Пока единственным человеком, кому удалось ознакомиться с историческими документами, является историк и драматург Э.Радзинский. Поэтому мы можем воспользоваться только теми материалами, которые он опубликовал. В 1917 году Чрезвычайная следственная комиссия попросила всех дам, часто захаживавших к старцу на Гороховую улицу, ответить на щекотливые вопросы. НИ ОДНА из них не признала, что имела интимные отношения с "божьим человеком". Сексуальную близость категорически отрицали: певица Вера Варварова, "кокотка" Шейла Лунц, "проститутка" Трегубова, вдова казачьего есаула Н.И. Воскобойникова. Более того, для Трегубовой было неприятной неожиданностью узнать от следователя, что она женщина легкого поведения. Сексуальную связь со "старцем" отрицали и О.Лохтина, М.Головина, Ю.Ден, А.Вырубова. Как известно, они составляли узкий круг "посвященных" Григория Ефимовича. Таким образом, в секретном деле Распутина Э.Радзинскому удалось разыскать только два документальных свидетельства, бросающих тень на "божьего человека". Одно из них - показания Марии Вишняковой, няньки детей царской четы. В пик антираспутинской кампании в Петербурге ходили слухи, что "старец" ее изнасиловал. Источником их была фрейлина С.Тютчева, которой Вишнякова поведала о своем горе. Событие это, по словам няньки, произошло весной 1910 года, когда она по совету Императрицы гостила у Распутина на его родине в селе Покровском. В 1917 году перед комиссией она показала: "Несколько дней Распутин вел себя прилично по отношению ко мне... а затем как-то ночью Распутин явился ко мне, стал меня целовать и, доведя до истерики, лишил меня девственности...". Но, как выясняется, в этой душещипательной истории больше вымысла, чем правды. По свидетельству великой княгини Ольги Александровны, когда слухи об изнасиловании дошли до царя, он незамедлительно назначил расследование. Однако вскоре оно было прекращено, так как Мэри "поймали с казаком императорской гвардии в постели". Если бы расследование подтвердило факт изнасилования, вряд ли Николай II разрешил Григорию Ефимовичу оставаться близким другом своей семьи.

К слову, Э.Радзинский в своей книге высказывает предположение, почему Мария Вишнякова подняла скандал. По его мнению, "старец" "отдалил ее от себя". Вот, пожалуй, и все, что удалось выяснить нового о сексуальных связях Распутина с представительницами прекрасного пола из секретного архива. К слову (из уже известных источников), и другие женщины, близко знавшие Григория Ефимовича, - писательницы Жуковская и Джанумова, певица Белинг, княгини Шаховская, Сана и Долгорукова, - также отрицали близкие с ним отношения.

ЕЩЕ ОДНО ОТКРЫТИЕ

Современные исследователи (не проверив, так ли все было на самом деле) строят различные предположения по поводу причин необычной половой активности "божьего человека".

Между тем действительность оказалась куда более прозаичной. Друг и издатель Григория Ефимовича А.Ф. Филиппов очень интересовался интимными отношениями Распутина с женщинами. Не единожды он пробовал говорить об этом со "старцем", но тот всегда избегал подобных бесед... "Лично со мной на темы о своей близости к женщинам ни разу не говорил и даже...если кто-нибудь заводил речь на более или менее игривую тему, он старался быстро и шутливо перевести разговор на другую тему".

Филиппов находится в полном неведении, почему сибирского крестьянина просто боготворят дамы высшего света? Не находя ответа, он пытается сам разгадать эту жгучую тайну. Он посещает баню со старцем и тщательно изучает его обнаженное тело. Но его постигает разочарование: никаких "выдающихся особенностей". Зато: "Распутин внешне...был необыкновенно чистоплотен - часто менял белье, ходил в баню, причем от него никогда не было неопрятного запаха... его тело было необычайно прочно, не рыхло, красочно и стройно, без обыкновенной в таком возрасте отвислости живота, дряблости мышц...". Иными словами, это был обычный, дружащий с мылом и мочалкой, крепко сбитый мужик, и всЈ.

О том, что Распутин не обладал какими-то необычными внешними особенностями, подтверждает и крупнейший советский химик профессор И.Башилов. После Октябрьской революции, будучи студентом, он был избран секретарем Совета старост революционного студенчества Петроградского политехнического института. "Как-то ночью, - пишет в своих записках И.Башилов, - студенческий пост сообщил, что из города на быстром ходу проскочила машина в направлении Б.Спасской, не останавливающаяся по требованию поста... Пост организовал погоню... Преследователи довольно быстро настигли машину, которая увязала в снегу, и нашли группу людей во главе с известным в то время сотрудником "Биржевых ведомостей". Оказалось, что в Царском Селе, кажется, вскрыли могилу Распутина, захватили гроб с его телом и привезли в Петербург... Они уже развели костер и начали сжигать труп... Звонивший утверждал, что труп горит плохо... Поэтому он спрашивал у меня разрешение тут же забрать труп в институт и там сжечь в топке парового котла. Я согласился с ним и, предложив составить подробный протокол всех действий, разрешил проделать эту операцию. В ответ студент сообщил, что труп он уже осмотрел, убедился в том, что это был действительно Гришка Распутин и что ничего примечательного на трупе не обнаружено. Он имел в виду сказки, распространявшиеся в городе, что убитый фаворит обладал какой-то сверхъестественной половой силой". Как видим, созданный когда-то "имидж Распутина" - это миф.