Текст песни Gasym - Нормально делай, нормально будет. Нормально делай - нормально будет

Чуть меньше месяца осталось до события, которое ежегодно задает новый вектор развития барной индустрии в России и вдохновляет сотни специалистов от бартендеров до владельцев баров и ресторанов. Moscow Bar Show по праву можно считать уникальным событием в индустрии, не имеющим аналогов в России. Выставка ежегодно трансформируется, задавая новые тренды, отвечает на актуальные вопросы, предлагает эффективные способы решения проблем, объединяет сотни специалистов со всей страны.

Мне хотелось бы пролить свет на ту часть мероприятия, которая скрыта от большинства, рассказать о том, какой сложный путь проходит команда организаторов от выставки до выставки. Арина Никольская — Генеральный директор выставки, по старой дружбе нашла для меня 15 минут времени и поделилась со мной некоторыми подробностями будущего шоу.

Арина: Слушай, в этом году вся интрига выражена очень емкой фразой — Myth Busters (Разрушители мифов). Идея родилась и является продолжением семинара «Russian Myth Busters» на Tales of the Cocktail. В 2017 году мы поехали в Новый Орлеан, чтобы рассказать о том, как в России на самом деле обстоят дела, потому что на международной арене мы местами все еще имеем имидж: шапка-ушанка, медведь, балалайка, водка, Путин и все дела. Мы постарались объяснить доступным языком, откуда взялись все эти предубеждения, слухи и традиции, которые могут показаться странными на первый взгляд. Используя контекст барной
индустрии, мы рассказали об особенностях нашей культуры, о том каким образом развивается наша индустрия, где берутся корни этих особенностей, и наконец развеяли миф о том, что Россия — самая водочная страна. Полученный позитивный фидбэк и количество вопросов показали, что эту тему нужно однозначно развивать. Было решено углубиться в межкультурную сторону вопроса и обсудить не только об имидж российского барного мира, но и поговорить про международную индустрию, такую, какая она есть!

Денис: А какая она на самом деле?

Арина: На самом деле, мы не сильно отличаемся, просто находимся на разных этапах развития — мы сейчас больше догоняем. В рамках выставки мы много лет приглашаем иностранцев, которые приходят потом в бары и понимают, что у нас все хорошо. Но есть более важная, на наш взгляд, задача инаправлена она на то, чтобы привести в порядок головы российских представителей барной индустрии, потому что у нас не меньше заблуждений о том, что по-русски называется «на западе» или «в европе». При этом это волшебное «на европе» — этоИспания, UK, Америка, Австралия, Новая Зеландия, словом все, что не Азия.

Понимаешь, на английском West не обозначает ровным счетом ничего, кроме направления, а Europe — это Europe, а у нас такое ощущение, что в «в европе» и «на западе» — это какой-то отдельных мифический мир. Ты лучше меня знаешь, что происходит, когда приезжают какие-нибудь культовые ребята, например, Little Red Door изПарижа. Понятное дело, что их слушают с широко отрытыми глазами, они реально очень крутые. И думают: вот в Париже-то конечно коктейльнаякультура, не то, что у нас! А в реальности мы же все понимаем, Франция — винная страна, там тоже огромные проблемы с продвижением индустрии смешанных напитков, если говорить глобально. В Париже штук 15 хороших коктейльных баров, и насколько я могу судить, им пока вполне хватает.


Денис: Слушай, ну на примере Испании могу подтвердить все, о чем ты говоришь, сам в этом убедился, пообщавшись с ребятами там. Они часто сталкиваются с такими же проблемами, с которыми сталкиваемся и мы- отсутствие понимания, например, слабо развитая культура, но зато отлично развита туристическая индустрия, это сильно спасает. А так, у них просто культурный код другой.

Арина: Я о том же говорю. Но, ты знаешь, просто у нас об этом не принято разговаривать. Из-за этого возникает священная корова с хэштегом «В Европе все хорошо», «В Америке – коктейльная Мекка».

Денис: Другими словами, в этом году MBS будет «двигать эту культурную стену», чтобы окончательно развеять мифы о том что у нас жопа, а у них все зашибись?

Арина : Да, плюс, задача создать условия, чтобы люди начали говорить намежкультурные темы. Это будет интересно и полезно всем. Необходим разрыв шаблонов, потому что в тот момент, когда мы перестанем думать, что Россия- это какая-то отсталая страна, все начнет меняется, ведь проблема стереотипов в наших головах. Нам надо менять мнение о нас самих, подход, образ мыслей. Всем, кто катается по миру из наших ребят, надо, наконец, перестать говорить всем: «У нас жопа, у нас …. политики, экономика в упадке. Ничего нельзя». Потом у меня начинают спрашивать: неужели это так? Мы сами невольно выстраиваем эту невидимую стену.


Денис: Слушай, бессмысленно отрицать, что образ мышления и настрой влияют на все, что с нами происходит, очевидно, что проще переложить ответственность на внешние факторы, чем взять себя в руки и сделать что- то невзирая на сложности.

У нас очень модное последнее время словечко в обиходе используется — тренд! Что на выставке в этом году будет о трендах?

Арина: Если честно, единственный тренд, который я знаю — нормально делай — нормально будет . Это самый важный тренд последнего времени. Как-то меня позвали в Казахстан и очень просили: «Прочитайте про тренды, вы же везде ездите!». Я очень долго думала над этой темой, что именно рассказать, какие тренды вообще применимы, какие являются мимолетным веянием, какие вообще маркетинговым ходом, и тогда и пришла к этому выводу.Волшебных трендов как таковых нет. Сегодня общество настолько мультикультурно и коспомолитично, что на хороший честный продукт найдется свой потребитель. Просто не нужно пиццу, суши, кальяны пихать в одно место, не надо стараться охватить всех и вся. Если ты хорошо готовишь бургеры и любишь это — будут у тебя люди, которые будут у тебя сидеть и любить бургеры. Если ты делаешь отличные коктейли на джине, то и к тебе придут и останутся. Это какое-то откровение для многих. Для меня это и есть те самые мифы, которые нужно разрушать. Потому что, у всех есть, видимо, идеальное представление об индустрии. Естественно, как говорится, у соседа трава зеленее.


Денис: Скажи пожалуйста, чем MBS отличается от остальных бар-шоу, ты много ездила в этом году, тебе есть с чем сравнить?

Арина: Чем больше я езжу, тем больше я понимаю, что русская душа для ирландца – потемки. Шучу.Я имею в виду, что у нас народ немного более заморочен. Нам недостаточно сделать просто хорошее бар-шоу, поставить красивые стенды и все. Нам надо, чтобы была идея. Нам надо, чтоб было что-то новое. Нам надо, чтобы нас всенепременно удивили. То есть, нам все-время что-то надо. Получается, что мы — единственное бар-шоу, которое еще и хочет подвести идеологическую базу. Мы сейчас на том этапе, когда важно закрепить веховые вещи, без понимания которых не получиться расти и развиваться.

Денис: Расскажи пожалуйста какие из посещенных тобой событий, повлияют на будущий MBS и чем?

Арина: Как ни странно, за последний год, мне в этом больше помогли скорее маленькие шоу, чем большие. Для меня, очень важен нэтворкинг, мне важно знакомиться с новыми людьми, смотреть, кто в теме, какие новые бары открылись, важен поиск новых интересных спикеров. Если говорить о влиянии на мероприятие в этом году, могу сказать так — на меня влияют люди, а не мероприятия. Люди влияют на людей. Все сводится к этому. Люди — это нэтворкинг, это отношения, это искусство общения, искусство произвести правильное впечатление, уникальные идеи и способность увлечь ими окружающих. Для меня это самое ценное.Из мероприятий могу отметить Осло образца прошлого года, где вообще не было бар-шоу как такового, но с точки зрения знакомств — это был беспрецедентный случай. Я прилетела туда, зная ровно 2 людей, а когда уезжала, могла по именам перечислить процентов 70 всей скандинавской тусовки бартендеров. На BCB в Бруклине я почти не встретила знакомых мне лиц, нотоже обогатилась изрядным перечнем контактов. Из Америки в основном летают люди из списка TOP-что-нибудь, а реальных бартендеров мы не знаем, а это очень важно и интересно для понимания истиного среза индустрии. Сейчас с точки зрения того же нэтворкинга мне нравится афинское бар-шоу, туда доезжают небанальные бренды, интересные бартендеры, можно также встретить большое количество знакомых лиц.

Денис: Что бы ты пожелала нашим ребятам в следующем году?

Арина: Я бы пожелала найти действительно важную и значимую цель, движение к которой принесло бы положительный результат. Ты лучше меня знаешь, что все очень зависит от целеполагания. Я вижу, как наши ребята много ездят по разным барным событиям, и могу сказать, что те, кто ездят с определенными целями и четко поставленными задачами — они с любой тусовки могут уехать с отличными результатами. А если ты едешь просто побухать, то тебе все-равно куда ехать – в Амстердам, в Берлин, в Петербург. Тебе ничего не поможет. Развитие — это очень важно!

June 6th, 2013

За последние недели Чеченская республика превратилась в гигантскую съемочную площадку. Эпицентры событий киношных гангстерских разборок перемешались по всей республике. Не остались за кадром и цветущий небоскребами Грозный, и горные красоты с дикими ущельями Харачоя (родины легендарного абрека Зелимхана), и многое другое.

Съемки фильма Филиппа Мартинеза «Бирюза», начались в Грозном две недели назад. Из мировых знаменитостей в новом боевике Мартинеза снимаются Жерар Депардье и Элизабет Херли. Кроме того в съемках фильма задействованы несколько десятков чеченских актеров, преимущественно из молодежного театра «Серло». Для них это колоссальный опыт, не всякие мэтры российского кинематографа, даже имеют возможность сниматься с такими мировыми звездами.

За две недели съемок в Грозном, жители чеченской столицы привыкли наблюдать в разных уголках города, за игрой французской звезды и остальных актеров из фильма «Бирюза». Жерар Депардье за это время становился героем сотен новостей в российской прессе.

Впервые в СМИ появилась информация, что Депардье будет играть в ленте «Сердце отца», позже стало ясно, что картина называется «Бирюза» и является остросюжетным боевиком. Сам Депардье, то восхищался чеченской кухней и сравнивал ее с индийской, то выражал солидарность со своим великим земляком Дюма и называл чеченцев «французами Кавказа».

Напомним, что гражданин России Жерар Депардье, является владельцем пятикомнатной квартиры в элитном комплексе «Грозный-Сити». Квартира еще не обставлена мебелью, потому Депардье во время съемок предпочитал останавливаться в соседнем от его дома 32-х этажном отеле «Грозный-Сити».

Я хочу умереть красиво!

Довелось провести один день на съемочной площадке, понаблюдать за игрой французского киногения и местных актеров. Очень запомнился один момент. Героя, одного из молодых актеров театра «Серло», по сценарию убивает персонаж Депардье, чтобы отомстить за своего сына. Исполнитель этой роли, каждый день являлся на съемочную площадку одетым с иголочки и даже в гаслтуке, на что режиссер картины Мартинез заметил «ты почему всегда в галстуке и при параде, все равно же по сценарию убьют?». Начинающий актер ответил «я хочу красиво умереть». Мартинеза очень обрадовал такой ответ, потом он делился этим диалогом с Депардье и другими.

Съемки каждый день продолжались до глубокой ночи, часто приходилось работать и после полуночи. Продюсер фильма отмечал, что они работают в очень быстром и насыщенном темпе.

Депардье читает Коран с Талмудом и любит японский интерьер

Перед отъездом из Чечни, Депардье дал эксклюзивное интервью чеченской государственной телерадиокомпании «Грозный», в котором заявил, что «восхищен чеченской культурой и традициями». Он также заявил в интервью чеченским журналистам, что читал «Коран» и «Талмуд», а свои апартаменты в Грозном скорее всего обставит в «японском стиле». Актер признался, что «не очень любит журналистов», и не хотел бы видеть мир глазами некоторых представителей прессы. А британская актриса и модель Элизабет Херли за время съемок в Грозном приобщилась к национальной одежде чеченских женщин. Вместе с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, она посещала модный дом Firdaws, где выбрала себе чеченское национальное платье и заказала национальный мужской костюм для своего 11-летнего сына Дэмиана Чарльза.

«Приятно, что известная актриса и супер-модель, лицо компании Este Lauder, Элизабет Херли тоже осталась не только довольна, но и восхищена нарядами от «Firdaws»» – писал на своем аккаунте в Instagram Рамзан Кадыров.
Параллельно со съемками фильма «Бирюза», Чечню посещал еще один известный актер, герой американских боевиков и мастер айкидо Стивен Сигал. Он не участвовал в съемках «Бирюзы», но остался доволен увиденным в регионе и понаблюдал вместе с главой республики за антитеррористическими учениямии, и даже станцевал лезгинку. Стивен Сигал сейчас активно участвует в процессе налаживания диалога между Россией и США, инициировал недавно поездку группы американских конгрессменов в Беслан. Он собирался привести конгрессменов и в Чечню, но под каким-то предлогом последние сенаторы не захотели погостить в Грозном.

Съемки остальной части фильма «Бирюза» будут проходить в Москве. Депардье играет в фильме гангстера, который приезжает в Россию мстить за своего сына. В Москве герой Депардье встречается со своей русской подругой (героиня Элизабет Херли) и другом из Чечни, которые помогают ему найти убийц сына.

Премьера фильма пройдет в конце 2013 года в Грозном, после которой начнется мировой прокат картины. А значит, Чеченская республика пока не прощается со своим звездным жителем, а говорит лишь «До скорой встречи, месье Жерар!».

October 23rd, 2012

Давно слышал закулисные разговоры о том, что РИА-Новости собирается запустить какой-то проект межэтнической направленности.Сегодня вся новостная лента пестрила сообщениями о том, что появился интернет-проект для мигрантов.Кому-то может не понравится, что нас внесли в число мигрантов наряду с азербайджанцами и таджиками(пока ресурс работает с этими двумя языками и с чеченским). Но миграция бывает и внутренняя, и трудовая, и еще много какая.
А я появлению такого сайта очень рад.Пусть блоггеры Северного Кавказа критикуют РИАН за "Нефорум", но за такой сайт выражаю огромную благодарность:).
Надеюсь он будет хорошо обновляться и вносить вклад в улучшение имиджа моего народа и региона.А еще на сайте можно найти много фоток из жизни города

Проект называется "Россия для всех", можете

  • October 12th, 2012

    Навальный выдал очередной опус о чеченцах. На этот раз причиной тому послужил разгром некой забегаловки "Щепка" молодыми людьми из Чечни. По самому инциденту могу сказать только одно, что виновные должны понести строгое наказание в соответсвии с законом.Хоть любой здравый человек и задастся мыслями о предыстории этого инцидента и причинах, сложно поверить, что без причин кто-то может ворваться и устроить такой погром. Хоть там и был повод, за содеянное нужно отвечать, и пусть злоумышленники отвечают перед законом. Идя на такой шаг, думаю, что эти молодые люди вполне осозновали степень ответственности за все это, и сделали свой шаг осознанно.
    Но Навальный не ограничивается своей позицией по одному этому инциденту, говоря об "отважном нохча" , он делает ссылку на статью на Луркоморье коллектива авторов-дегенератов. Может Навальный и сам один из авторов этой статьи, раз так беспрекословно подписывается под нее.Несколько раз собирался дать ссылки оттуда, но рука не поднялась на это.

    Но процитирую самого Лешку-поцреота, который гласит "когда хулиган чеченец, его привлекают к ответственности только после того, как будет установлено, кто у него дядя, сколько он сможет съесть трубочек из сгущенки, из какого он тейпа, что по этому поводу скажет Кадыров". В другом месте он говорит "чеченские банды действуют так нагло и ничего не боятся, именно по тому, что они чеченские. То есть, конкретно по национальному признаку". Разве это язык адвоката и юриста?Или язык борца с коррупцией и за права человека?
    Если да, то почему Навальный не призывает к ответу "героев" событий в Самашках, например?Тогда с молчаливого согласия всей страны происходило это, и сегодня все те события эхом отдаются в разных уголках. Если нервы в порядке, посмотри этот ролик.Вполне вероятно, что "герои" Щепки, подросшие очевидцы событий из этого видео.Я никого ни в коей мере не оправдываю, и за события в Щепке оэти молодые люди должны отвечать. Хоть за события в Самашках, Алдах и других местах никто не ответил еще.Но это уже другая история.
    У всего израненного Багратиона из рук выбили саблю, сбили с ног и связали. После боя традиционно проходил равноценный обмен пленными, или выкуп, если у одной из сторон не было кого менять.
    После обмена, Русское командование предложило за Багратиона большую денежную сумму. От противоположного чеченского берега Сунжи отплыла лодка с горцами.

    Когда лодка причалила к берегу где находились царские батальоны, Чеченцы бережно вынесли с лодки и положили на землю Багратиона, уже перевязанного чеченскими лекарями. И ни проронив ни слова, ни на кого не смотря, залезли обратно в лодку и стали отталкиваться от берега.
    "А деньги?" - кинулись к ним удивленные русские офицеры, протягивая мешок. Никто из мюридов не обернулся. Только один чеченец посмотрел на них бесстрастным взглядом, что-то проронил по-чеченски и отвернулся.
    Горцы молча переправились через реку и скрылись в зарослях леса.
    "Что он сказал" - обратились офицеры к переводчику-кумыку?
    Переводчик ответил: "Мы храбрецов не продаем, и не покупаем"(История войны и владычества русских на Кавказе" Н.Ф.Дубровин. 1888 год).
    Увидел эту запись у Азамата Минцаева в фейсбуке, решил выложить и в ЖЖ.Про эту историю давно слышал, правда, подробностей не помнил.И еще интересный момент, чеченцы часто давали своим сыновьям имена тех, с кем они воевали.Были имена Слепцов, Герман,Япон и другие.

Песочница

new player 16 января 2012 в 00:45

Нормально делай, нормально будет

Интересные люди пишут посты про мотивацию, успех, цели…

Конечно, полезно иногда почитать про жизненный опыт других людей, чтобы не совершать ошибки. Но все посты сводятся к следующему, что человек немного напрягся и в результате получил положительный результат. В порывах радости он решил написать пост, чтобы выразить и передать свои чувства сообществу, с подвигнуть на новые подвиги. Это очень благородное и достойное занятие. НО!

Когда мы хотим выучить новый язык программирования, мы читаем книги авторов, которые знают в этом толк. Которые быстро, просто и доступно объяснят, казалось бы, на первый взгляд сложные вещи. Посещаем качественные курсы – ведь только так мы сможем стать профессионалами.

Если у вас есть идиот и вы мотивируете его, то вы получите мотивированного идиота.

Так почему когда речь заходит о счастье, богатстве, движении к цели, развитии бизнеса подавляющее большинство берётся за «дешевый материал». Изучают поверхностно пару биографий, смотрят десяток интервью успешных людей и всё! А после ухода кратковременной мотивации удивляются, что у них ничего не работает. Что их проект стоит на месте.

Да все очень просто на самом деле. Успех и счастье, как и всё нужно, изучать и прилагать усилия к тому, чтобы его получить. Этому в школе не учат, об этом не говорят нам родители. Нам говорили, говорят и будут, говорит, что всё это приложиться само ты лишь должен учиться на отлично, слушать маму с папой, а всё остальное придет как нибудь. Но вся прелесть в том, что этому можно и нужно научиться!

Есть очень много качественной литературы, которая навсегда изменит ваше представление о мире и поможет двигаться в правильном направлении всегда. Не надо зацикливаться тока на биографиях Стива Джобса, Бил Гейтса, Марка Цукерберга и ещё парочки миллиардеров. Да у них есть чему поучиться, но далеко не все приемы, что они использовали, по жизни, подходят именно вам.

  1. Хотите стать успешным и счастливым полностью реализовать свой потенциал читайте «Брайн Трейси – Достижение максимума».
  2. Не хватает мотивации и денег Питер Дэниелс вам в помощь.
  3. Проблема с целями в жизни? Не знаете чего хотите? Робин Шарма - « Супер-Жизнь! 30-дневное путешествие к настоящей жизни».
  4. Не любите читать? Мало времени? Посмотрите фильм «передай дальше ».

Любой из этих материалов изменит ваше отношение к жизни. Ответит на многие вопросы. И это только малая часть.

На классные, проверенные тренинги! Как узнать, что они действительно хороши? Да очень просто. Посмотрите на учителей, они должны сами применять с легкостью то чему учат. Они сами должны быть теми на кого вас учат. Глупо ходить на фитнес к толстому тренеру. Учиться программировать по видео урокам Попова. А также учиться жизни у тех, кто ничего в ней не добился. Можно из них что-то подчерпнуть, но это будет очень мало и это не будет работать всегда.

Жизнь действительно хороша, если всё правильно делать. Научитесь управлять своей жизнью и тогда всегда будите, мотивированы, а ваше дело будет приносить огромную радость и доход.

Теги: мотивация, бизнес, успех

Данная статья не подлежит комментированию, поскольку её автор ещё не является

Нормально делай.
Нормально будет.
Создавай своё движение.
На противовесе держи своё мнение.

Лишь вера в себя
Даёт надежду на будущее.
Звонок с работы
Непременно пропущеный.

Советую тебе сделать
Тоже самое.
Иначе по жизни
Настроение поганое.

Скрути бумагу
С нужными ингредиентами.
И не думай о том,
Что будет в последствии.

Надеюсь все мои советы понял ты.

Так как братан
Я плохого не пожелаю.
На опыте говорю.
Уверено утверждаю.

Не слушай того
Кто говорит, что так нельзя.
Эти овощи ни чё хорошего
Ни сделали для тебя.

Поверь моим словам.
За ними вся моя братва.
Сделай так, чтобы планета
Крутилась только для тебя.

И по меньше пей
ты эту кока-колу.
Советую вобще не употреблять
Черную воду.


Нормально делай.
Нормально будет.
Не обращай внимания кто там чё мутит.
Создавай своё движение.
На противовесе держи своё мнение. *2

Забей на систему.
Будь первым
Кто расширит границы
Своей вселеной.

Научись жить
Вне атмосферы.
И тогда всё наладится.
Я уверен.

Я смог,
И у тебя получится.
Будет не легко.
Придется помучиться.

Получилось у меня,
И у моих друзей.
В нашей компании Много хороших парней.

Вот например Вано.
Он боится пожелых людей.
Но если надо чё Оформит на уровне.

Так же есть Вадик.
В детстве не ходил в садик.
Но зато на заднем дворе
Целый полисадник.

Вобщем один совет в последствии.
Не дай дыму перед тобой рассеятся.
Перестань по всякой херне париться.

Пусть солнце перед тобой
По выше поднимится.

Нормально делай.
Нормально будет.
Не обращай внимания кто там чё мутит.
Создавай своё движение.
На противовесе держи своё мнение. Normally do .
Normally would .

Create your movement .
The counterweight hold an opinion.

Only faith in yourself
Gives hope for the future.
Up from work
Certainly missed.

I advise you to do
The same thing.
Otherwise, in life
Rotten mood .

Twist the paper
With the right ingredients.
And do not think that
What will happen in the aftermath.

I hope all of you understand my advice .

Since bro
I do not wish bad .
On the experience of talking .
Sure approve.

Do not listen to that
Who says you can not do .
These vegetables are not good Th
Neither did for you.

Believe my words.
They were all my lads .
Make it so that the planet
Spun just for you .

And to drink less
you this Coke.
I advise you just do not use
Black water .

Normally do .
Normally would .
Do not pay attention to who"s Che muddies .
Create your movement .
The counterweight hold an opinion. * 2

Fuck the system.
be the first
Who push the boundaries
His universe .

Learn to live
Outside the atmosphere .
And then everything will get better .
I"m sure .

I was able ,
And you will.
Will not be easy .
Have to suffer .

I came up ,
And my friends .
In our company, A lot of good guys.

Here"s an example Vano .
He is afraid Pozhela people.
But if it is necessary to draw on the level of Th .

As there Vadik .
As a child, did not go to kindergarten .
But in the backyard
The whole house gardens .

In general one piece of advice in the aftermath.
Do not let the smoke before you dissipate .
Stop by any garbage soared.

Let the sun in front of you
Climb on up .

Normally do .
Normally would .
Do not pay attention to who"s Che muddies .
Create your movement .
The counterweight hold an opinion.

Вероломная статистика

На днях в сети быстро разошлась новость о том, что «на Северном Кавказе стали чаще разводиться». Сам материал с таким заголовком появился на страницах «Комсомольской правды в Ставрополе». Автором приводятся цифры, подтверждающие рост количества разводов и снижение рождаемости на Северном Кавказе.

Вначале хотелось бы внести небольшие коррективы по поводу подачи статистических данных в статье, так как начались вольные трактовки, и многие стали бить в набат. В материале говорится, что «Северный Кавказ один из аутсайдеров» по количеству новорожденных, что в лидерах Центральный и Поволжский федеральные округа.

Но автор материала почему-то сравнивает не относительные цифры – на тысячу населения, – а абсолютные. Согласитесь, даже с учетом традиционно высокой кавказской демографии было бы странно, если бы на Северном Кавказе (с населением в 9 миллионов человек) было больше новорожденных, чем в Центральном федеральном округе, где проживает почти 40 миллионов человек (в Поволжье тоже 30 миллионов населения). Здесь же не кроличья ферма, в конце концов.

Потом автор переходит к конкретным показателям по регионам внутри СКФО, и опять та же ошибка. Дагестан (население 2.9 млн) на первом месте, так как там родилось 4500 детей, Чеченская республика (население 1.3 млн) на втором месте со своими 3288 новорожденными, тройку лидеров замыкает Ставропольский край (население 2.7 млн кажется по последней переписи) с 3000 малышами.

При этом в материале акцентируется внимание на том, что Ставропольский край обогнал Адыгею с Калмыкией. Статистику населения последних двух регионов приводить не стоит – думаю, все и так ее знают. Такие показатели вроде приводят из расчета на 1000 населения, и если сделать все правильно, то СКФО будет безоговорочным лидером и по рождаемости, и по разводам (их будет наименьшее количество по федеральным округам России). И в Чечне рождаемость будет самой высокой.

Бить или не бить в набат?

Но в набат бить все же надо, хотя и не из-за сокращения рождаемости в сравнении с другими регионами, и не из-за того, что разводов на Кавказе стало больше, чем в других федеральных округах. В сравнении с другими округами ситуация все еще стабильно хорошая, браков гораздо больше, разводов меньше. Но это в сравнении с другими, а в сравнении с самими собой 20-, 30- или 50-летней давности?

Увы, приходится констатировать серьёзный упадок института семьи. Традиционные кавказские общества сегодня переживают тяжелейший кризис, многовековые ценности рушатся и видоизменяются. Иммунитет кавказских народов долгие годы был одним из самых стойких в противодействии влиянию извне. Традиционный институт семьи был незыблем, гармонично вписывался и в Ислам, и в действующие законы России. Сейчас под воздействием культурной глобализации, из-за утраты стержневых ценностей многое начало сильно меняться.

Чем раньше регионы становились более «цивилизованными» и начинали отходить от адатов или исламских канонов, тем быстрее начинались процессы вымирания населения и упадка традиционного института семьи. Самая стойкая ситуация до последних пор оставалась в Чечне и Ингушетия, но теперь и в вайнахском обществе видна эта трещина.

Талак или развод в Исламе

В мусульманском праве принято считать, что развод – самое неугодное Всевышнему дело из того, что дозволено. Есть хадис пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Самое неприятное для Аллаха из дозволенного – это развод» (Абу Дауд).

Инициатором развода должен быть муж либо шариатский судья (через него развод может инициировать жена). В Исламе процедура развода многоуровневая, их количество может быть до трех с одной женщиной, различают малый и большой разводы. Для понимания того, насколько серьезно Ислам относится к институту семьи и к браку, достаточно посмотреть статистику разводов по странам мира: самые низкие показатели разводов именно в мусульманских странах (особенно на арабском Востоке).

Кстати, Россия по количеству разводов на 1000 населения входит в десятку лидеров самых разводящихся стран, наряду с Беларусью, Украиной и Эстонией (это если говорить о странах постсоветского пространства). Традиционно один из лидеров по этой части – США, а в европейских странах разводятся менее охотно.

Но вернемся к Исламу и его отношению к браку. Хорошее отношение к жене является признаком благочестивого и богобоязненного мусульманина, покорность мужу считается одной из высших добродетелей мусульманки. Есть хадис пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Уверовавшие, наилучшим образом проявляющие свою веру, – это те, у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, что добры к своим женам» (Тирмизи). Ислам дает мусульманину право развестись только в исключительных случаях, о причинах типа «разлюбил» или «перестала нравится» и речи никакой не может идти.

У многих существуют стереотипы, что в Исламе узаконено насилие над женщиной, что женщин можно избивать и наказывать. По этому поводу есть другой хадис Пророка: «Те, кто бьют жен своих, не из числа лучших среди вас» (Абу Дауд). В другом хадисе приводится история, как Пророк отговорил Фатиму бинт Кайс выходить замуж за человека, который был известен тем, что бьет своих жен.

Чтобы супруги не дошли до талака (процедура развода, буквально «развязывание узла»), Ислам предлагает много предшествующих разводу процедур. И даже в инициации развода женщина не бесправна.

У Бухари приводится хадис о том, как одна женщина пришла к Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) в поисках его поддержки в разводном процессе. Она сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение с ней, а единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спросил у нее «Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)?». И когда женщина ответила «да», он велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака.

Низам Шамиля и браки по любви

Имам Шамиль установил в Имамате беспрекословный шариат, но шел на многие уступки чеченского народу.

Чеченские юноши и девушки издревле собирались у родника на свидание. Имаму такой обычай пришелся не по душе. Известный чеченский этнолог Саид-Магомед Хасиев в одной из своих статей приводит диалог Шамиля с чеченскими старцами на эту тему.

Шамиль считал, что свидания у родника являются увеселением молодежи и запретны в соответствии с шариатом, потому отменил их. И когда ему донесли, что его указы не соблюдаются в каком-то селении, он потребовал привести к нему на суд 12 почетных жителей из этого села. В селе еле набрали такое количество почтенных старцев, многие полегли на войнах. Среди этих 12 человек был и один старый воин без некоторых конечностей.

Шамиль обратился к собранным по его приказу жильцам того села с такими словами:

– Вы, поседевшие от долгого пребывания на этой грешной земле, отступили от шариата. Всякий отступник – мунафик, с которым должен воевать каждый истинный мусульманин. Вы хуже, чем неверные. Я, как Имам и истинный мусульманин, не могу терпеть отступничества. Ваши головы будут отсечены до заката солнца, которое вы видите последний раз. Если у вас есть оправдание – говорите. Обещайте, что впредь не будете отступать от моего Низама» (постановления Имама).

– Шамиль, – обратился к Имаму почетный воин. – Вот уже 80 лет мы воюем с самим царем, питаясь одним толокном. Эта война и связанные с ней невзгоды нас не страшат. Для нас страшна война в семье, у очага. И эта война неизбежна, если семья слагается без взаимности молодых. То, что наша молодежь у источника, истинная правда, и это будет продолжаться до тех пор, пока останется в живых хотя бы одна пара молодых чеченцев.

Мы пускали своих дочерей и сестер к источнику, и впредь будем пускать, чтобы у них родилась любовь, такая же чистая и необходимая жизни, как и та родниковая вода. И если за это ты, Имам, лишаешь нас голов, то это будет смерть во имя самого высокого газавата, ибо эти головы будут сложены за самое справедливое и чистое дело, из-за которых слагались на земле головы.

Если подобные встречи противоречат твоему «низаму» (не упоминай здесь шариат, не надо выворачивать шубу), тебе надо крепко подумать и разобраться, кто водил твоей рукой, выводя этот «низам», Аллах или же Иблис? Знай! Если семьи нашей молодежи будут рождаться не на основе чистого чувства, которое угодно Всевышнему, то воевать с царем станет некому.

Тут всякие комментарии излишни.

А кто вообще невесту спрашивает?! Мешок на голову и …фьють!

Эта фраза из кинофильма «Кавказская пленница» десятилетиями у всех на слуху. Но кражи невест и браки без любви не были традиционными или частыми явлениями у большинства кавказских народов.

С детства помню рассказы стариков о том, как один из чеченских устазов (устазы – суфийские шейхи и проповедники Ислама) всегда носил с собой ружье. Для священнослужителя и предводителя вирда это было редкостью. И когда у него спрашивали, зачем ему оружие, он отвечал, что держит его для применения в том случае, если вдруг столкнется с похитителями невесты.

О том, насколько серьезно относились к браку на Кавказе, можно узнать и из произведений классика грузинской литературы Александра Казбеги (причем не важно, идет ли речь о грузинах-христианах или чеченцах-мусульманах). Например, в «Отцеубийце» (по некоторым данным, любимом произведении Сталина, откуда он и взял прозвище Коба) дается сразу два противоположных примера кражи невесты с участием одной и той же девушки.

В первом случае кража была инициирована недобросовестными родственниками девушки, которые хотели ее насильно отдать замуж за богатого и околовластного человека. Они договорились с братом будущего зятя, что уведомят тех в нужный момент, когда девушка будет за пределами родного очага, и ее можно будет спокойно похитить. Во втором случае речь идет все о той же девушке, но она уже сама решает бежать вместе со своим бедным возлюбленным в Чечню, где они могут укрыться от преследований златолюбивых родственников и власти.

Другой не менее интересный пример – это диалог старца со свой дочерью Нуну. Отец подумал в начале, что Нуну самовольно ушла от своего мужа. У старика нет больше никого на свете, он доживает последние дни. И вот как классик описывает их встречу:

«– Прочь! – воскликнул он и оттолкнул Нуну. До старца дошли слухи, что его дочь оставила мужа, потеряла совесть и честь, и он мысленно отрекся от нее… – У меня нет дочери! – с горечью продолжал старик. – Дочь моя, – та была ангелом непорочным, чистой голубицей…Разве ты похожа на нее?».

Однако, после того как он узнает, что она была насильно отдана замуж за богатого человека при власти его собственным братом и снохой, он прощает ее и принимает.

У Казбеги тема любви и брака в горских обществах показана с самых разных сторон. В произведении «Циция» главную героиню грузинку Цицию похищает «прославленный храбростью чеченец» Султи-Джохот. Он думал, что Циция с радостью полюбит его, но когда на свое признание в любви услышал от девушки слова: «Султи! Ты будешь братом мне, а я тебе сестрой!», – то сразу же спросил у новоявленной сестры, куда ее доставить.

И очень интересный диалог разворачивается между чеченцем Султи-Джохотом и женихом Циции грузином Бежия в момент их встречи:

«– Бежия! Я похитил твою невесту, потому что любил ее. Я надеялся, что и я полюблюсь ей. И тогда, клянусь, ополчись на меня целый свет, никто не сумел бы отбить ее у меня… Но счастье улыбнулось тебе, она любит тебя, а мы с ней стали отныне братом и сестрой…Теперь ты можешь пустить в ход оружие, никто не будет тебе за это мстить…Пролей мою кровь, если хочешь…

– Клянусь, мохевцы умеют и принять друга, и встретить врага! – воскликнул Бежия и обнял Султи».

Из описанных ситуаций понятно, что к краже невест могли прибегать и достойные люди, но если они убеждались в том, что девушка любит другого, то сразу возвращали невесту. Невеста сама могла убежать с любимым человеком, если ее пытались насильно отдать замуж за нелюбимого. Если кто-то крал девушку из какой-то семьи, то это воспринималось как оскорбление семьи девушки. Вот как Казбеги описывает причитания отца Циции после вести, что она украдена и увезена в Чечню:

«– Опозорили мой дом, шапку, – честь мужчины, – сорвали с моей головы! – простонал Коргоко».

Кто виноват и что делать?

Чтобы было понимание, насколько сильно и быстро меняется ситуация в худшую сторону, приведу некоторые цифры. В Чечне в 2001 году на 1000 человек приходилось 10.2 брака и 0.3 развода, а ровно через десять лет количество браков осталось неизменным, а количество разводов возросло до 0.9.

Упомянутая выше «Комсомольская правда» публиковала интересную статистику по бракам и разводам в прошлом году. Приведу эти цифры (на период с января по сентябрь 2012 года):

Ставропольский край – 15 317 браков, 8 447 разводов (на каждые 1.8 брака 1 развод);

Карачаево-Черкесия – 2 437 браков, 1204 разводов (на каждые 2 брака 1 развод);

Северная Осетия Алания – 3534 браков, 1475 разводов (на каждые 2.3 брака 1 развод);

Кабардино-Балкария – 4791 браков, 1921 разводов (на каждые 2.5 брака 1 развод);

Дагестан – 16 217 браков, 3 343 разводов (на каждые 4.8 брака 1 развод);

Ингушетия – 1757 браков, 289 разводов (на каждые 6 браков 1 развод);

Чеченская республика – 6574 браков, 880 разводов (на каждые 7.4 брака 1 развод).

Понять и объяснить отдельные причины роста числа разводов можно. Десятки тысяч молодых людей покидают родные края, уезжая в поисках счастья в большие мегаполисы. В Европу тоже очень многие уезжают. Внутри родного края – аналогичные процессы в миниатюре: бегство из села в город.

В урбанизированной среде на «свидание у родника» не сходишь, все общение переводится в виртуальную плоскость. Молодые люди могут и несколько лет общаться в социальных сетях, только пару раз видеться за все это время, а потом женятся. Иногда бывают браки на расстоянии, без встреч. Естественно, после свадьбы с началом совместной жизни начинают проявляться разные особенности – это вам не лайки ставить и комментировать фотографии. Это не столь частый случай, но я привел его в силу его новизны для традиционных обществ и крайности.

Женщины стали более независимы с одной стороны, но, с другой стороны, и участь их стала гораздо сложнее. В очень многих семьях все обязанности мужчины легли на хрупкие плечи кавказских женщин. Где-то в силу войн и лишений, где-то просто из-за безработицы, где-то из-за нравственного разложения мужчин и их приобщения к пьянству, тунеядству и разгульному образу жизни.

Женщины стали зарабатывать на жизнь всей семьи, мужчины стали домоседами. Если мужчина перестает быть добытчиком и «охотником», он, в принципе, не так уж нужен. Либо ему нужно мириться с домоседством и всеми вытекающими отсюда обстоятельствами и ролями, либо все идет к разводу. Если он не может обеспечить свою семью, да к тому же «излишне» заявляет о своих правах и притязаниях, то все может завершиться разводом.

Еще одна причина роста разводов – общий упадок нравственности и традиционных ценностей. Молодые люди, выросшие в городах или мегаполисах, относятся к разводу как вполне нормальному жизненному явлению, для них брак и женщина перестали быть чем-то сакральным.

Если раньше брат женщины (с которой разводится мужчина) мог требовать объяснений, и с разводящегося был конкретный спрос в соответствии с адатами, то нынче этого нет. Развестись можно было только в исключительных случаях – если была какая-то вольность со стороны супруги, если она была уличена в какой-то краже и в другом постыдном действии. Сейчас процедура развода стала гораздо легче и доступнее, нравы стали мягче и приспособились к окружающей действительности.

Другой случай – мужчина долгие годы проводит за пределами родного края. Потом, богатый и поседевший, приезжает домой, женится всеми правдами и неправдами на очень молодой девушке, за которую решение принимает её недобросовестная родня. Дальше начинаются все те же трудности.

Примеров можно привести еще много. Для более глубокого анализа причин и следствий этого явления нужно провести серьезные исследования, выработать какой-то комплекс действий, которые могут бороться с упадком традиционно высокой роли семьи в кавказском обществе. Одно точно можно сказать – большая часть вины во всем этом лежит именно на мужчинах, которые стали забывать, что честь нации – это честь женщин.