Тест «Обобщение понятий» (в интерпретации Л. Ю. Субботиной). Использование тестов для диагностики знаний уча­щихся позволит привить школьникам навыки работы с те­стовым материалом, т е. фактически начать подготовку к

    Я думаю, что я аккуратен(тна).

    Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

    Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

    Я люблю быть лучшим(ей) во всем.

    Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.

    Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.

    Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.

    В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.

    Я иногда поступаю по–детски.

    Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

    Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.

    Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.

    Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

    Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

    Я часто скучаю.

    Я буду значимым и известным, когда вырасту.

    Я люблю смотреть на красивые вещи.

    Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.

    Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

    Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.

    Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ . Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Значение утверждений:

1 – принятие беспорядка

2 – беспокойство о других

3 – стремление к риску

4 – желание выделиться

5 – альтруизм

6 – недовольство собой

7 – любопытство

8 – непопулярность

9 – регресс на детство

10 – отбрасывание давления

11 – любовь к одиночной работе

12 – самодостаточность

13 - независимость

14 – деловые ошибки

15 – отсутствие скуки

16 – чувство предназначенности

17 – чувство красоты

18 – потребность в активности

19 – спекулятивность

20 – стремление к риску

21 – потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.

Тест “Обобщение понятий”

Ниже мы предлагаем вашему вниманию широко распространенный в психологии тест на мыслительные процессы, ассоциации и обобщения. Данный вариант рассчитан на младших школьников и подростков.

В процессе творчества человеку часто приходиться обобщать ряд фактов для выявления общей идеи. В связи с этим развитие мыслительной функции обобщения необходимо для развития творческих возможностей воображения и мышления. Для выполнения тестового задания предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относиться. Его нужно найти и исключить».

Материал для работы.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4 . Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.

6 . Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8 . Василий, Федор, Семен, Иванов, Петров.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11 . Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19 . Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20 . карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Шкала для оценки полученных ответов:

Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие для: выделения “лишнего” слова; объединения в одну группу - 5 баллов.

Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения “лишнего” слова; для обозначения слов, объединенных в одну группу – 4 балла.

Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 2, 5 балла.

Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 1 балл.

Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов.

Словесный вариант методики рассчитан на подростков с 11 и старше. Для более маленьких детей используется рисуночный вариант методики. Оценка идет по аналогичной схеме.

Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения.

Если ребенок объединяет слова (предметы) не по родовым, а по ситуативным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.

Ключ:

1. Пол 2. Сало 3. Шнурки 4. Гвоздь 5. Горячий 6. Дерево 7. Человек 8. Иванов 9. Килограмм 10. Книга 11. Светлый 12. Мечта 13. Постепенно 14. Волнение 15. Понимать 16. Спокойствие 17. Злой 18. Плаванье 19. Землетрясение 20. Чернила.

Картиночный вариант:

1. Лодка 2. Ножницы 3. Монета. 4. Солнце 5. Очки 6. Кровать 7. Книга 8. Кошка 9. Шуба 10. Пальто 11. Штопор 12. Нога 13. Бочка 14. Пчела.

Тест по русскому языку Обобщение повторения 6 класс (повторение изученного в 5 классе) с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 10 заданий (6 задания части А, 3 задания части В и 1 задание части С).

Вариант 1

А1.

1) виноград
2) лыжи
3) музей
4) калач

А2.

1) под..конник, л..сток
2) прил..жение, к..рова
3) ст..дион, приб..жать
4) прот..реть, к..рзина

А3. В ка.ком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) расч..ска, ш..колад
2) ..жечь, ра..вернуть
3) об..яснение, зав..южить
4) милиц..я, бл..стательный

А4.

1) прав..льный, на дальн..м берегу
2) ф..олетовый, гард..роб
3) ветер разве..т, трава стел..тся
4) флаг Росси.., отп..реть дверь

A5. одеть нужно употре­бить слово надеть ?

1) На улице холодно, оденься потеплее.
2) Помоги одеть сестрёнку, пожалуйста.
3) На урок физкультуры я одеваю футболку и шорты.
4) Суок одели так же, как куклу наследника Тутти.

А6.

1) В наших лесах водятся: волки, медведи, лисицы, лоси.
2) Спи, моя радость, усни!
3) В пятом классе мы изучали некоторые части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
4) Геракл изменил русла рек и направил их через конюшни.

(1) Геракл -любимый герой древних греков. (2) Его деяниям посвящён популярный цикл мифов. (3) Геракл наделён доблестью, храбростью, находчивостью, сме­калкой. (4) Эти качества помогли герою совершить двенадцать славных подвигов.

В1. Напишите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным.

В2. Напишите, какими членами предложения являются одно­родные члены в предложении (3).

В3. Выпишите из текста глагол (глаголы) 1 спряжения.

C1. Напишите, что вы знаете о подвигах Геракла (на примере одного подвига).

Вариант 2

A1. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) костюм
2) мачта
3) паркет
4) шоссе

А2. В каком ряду записаны только слова с проверяемыми безударными гласными в корне?

1) отп..рать, прив..кзальный
2) г..тара, цв..тной
3) выр..стить, г..мнаст
4) нас..ление, ч..рнила

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) ц..фра, старц..
2) ра..цвести, и..чезнуть
3) защищат..ся, пред..явить
4) грач..м, щ..тка

А4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) в прежн..м режиме, трен..р
2) б..лкон, к..мпьютер
3) спряч..мся, каб..нет
4) две порци.., разд..рёт

А5. В каком предложении вместо слова оплатить нужно употребить слово заплатить ?

1) Билеты на поезд мы заказали заранее и уже оплатили.
2) Сейчас оплатить счета за коммунальные услуги можно не выходя из дому.
3) Пассажиры, оплатите за проезд!
4) Когда оплатишь покупки, сложи всё в большой пакет.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Шторм прекратился и вскоре море опять стало спокойным.
2) Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!
3) Мы бродили весной по лесу и наблюдали жизнь разных птиц: дятлов, сов, соек.
4) В Третьяковской галерее можно увидеть картины Айва­зовского, Сурикова, Васнецова, Репина, Шишкина и дру­гих художников.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и C1.

(1) Мифы — произведения, которые созданы фантазией народа. (2) В них передаются представления древних о явлениях природы, о богах, о легендарных героях. (3) Своя мифология есть у каждого народа. (4) Из ми­фов мы узнаём, как жили наши далёкие предки, во что верили, как объясняли и понимали мир.

B1. Напишите часть речи, которой выражено сказуемое в пред­ложении (1).

В2. Из предложения (2) выпишите имя прилагательное, вы­ступающее в роли имени существительного.

В3. Из предложения (4) выпишите предлоги.

С1. Расскажите об одном из героев древнегреческих мифов.

Ответ на тест по русскому языку Обобщение повторения 6 класс (повторение изученного в 5 классе)
Вариант 1
А1-2
А2-1
А3-4
А4-3
А5-3
А6-1
В1. 1
В2. дополнения
В3. помогли
С1. Уже давно жители Немеи жаловались,что не могут пасти скот и каждый день пропадает то овца, то ребёнок. И никто не выходил сражаться со львом,потому что у него была толстая и крепкая шкура. Богиня Гера приказала Гераклу убить этого льва. Геракл пошёл в лес. Вдруг лев выпрыгнул. Геракл направил на него стрелу, а тот раздавил её, как соломинку. Ударил Геракл его дубиной,а та отскочила. Лев протяжно зевнул и убежал обратно в лес. Геракл пошёл за ним. Лев жил в тёмной и сырой пещере. И вдруг лев выскочил и хотел растерзать его, но Геракл вцепился ему в горло и задушил льва. Туша была тяжелой. Он снял шерсть и одел на себя. Далее он направился и Микены. Когда он пришёл все спрятались от него и царь разрешил забрать шкуру себе. И Геракл носил её как плащ,и никто не мог убить его мечом и стрелам из-за шерсти льва.
Вариант 2
А1-4
А2-4
А3-2
А4-1
А5-3
А6-1
В1. имя существительное
В2. древних
В3. из, во
С1. Кентавры это дикие существа с головой и торсом человека на теле лошади. Они живут в горах и лесных чащах. Считаются потомками Иксиона и Нефелы. Это дикие, необузданные существа. Кентавры сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить себе жён из этого племени. Когда их победил Геракл они расселились по всей Греции. Кентавры — воплощение сельской дикости и гневливости. Самая популярная из легенд где фигурируют кентавры это легенда о битве с пригласившими их на свадьбу лапифами.