Участник системы сертификации имеющего наивысшую контролирующую функцию. Участники сертификации. Система сертификации представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих ее по правилам

Система сертификации представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих ее по правилам, установленным в этой системе. Участниками сертификации являются:

1.
Госстандарт России. Данный орган формирует и реализует государственную политику в области сертификации; устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и публикует официальную информацию о них; проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, принимаемых в РФ.

2.
Центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг). Центральными органами могут быть структурные подразделения Госстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иные компетентные организации.

3.
Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Они должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы Госстандартом России. Орган по сертификации выполняет следующие функции:


  • сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

  • осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

  • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

  • формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

  • представляет заявителю по его требованию необходимую информацию. Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты органа с обязательным участием экспертов, аттестованных Госстандартом России. Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

Сведения об участниках сертификации, системах сертификации однородной продукции, знаках соответствия, о сертифицированной продукции и документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации, содержатся в Государственном реестре.

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики - продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Основные участники - заявители, органы по сертификации (далее - ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны:


  • реализовывать продукцию, исполнять услугу только при на­личии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);

  • обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия;

  • указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведе­ние этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

  • обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции (предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД;

  • после истечения срока действия сертификата; в случае приостановки его действия или отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службы продукции;

  • извещать ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Список литературы.

2. Радикевич Я.М., Схиртладзе А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник – М.: Всшая школа, 2002 – 35с.

Участники сертификации

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики - продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

Типовая структура системы сертификации, приведенная на рис. 5.3, конкретизирует участников и их взаимодействие.

Национальный орган по сертификации - Ростехрегулирование осуществляет свою деятельность как национальный орган по сертификации на основе прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных действующим законодательством РФ, и как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами РФ.

Рис. 53.

сертификации

Центральный орган по сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии с установленными нормативами и выполняет следующие основные функции в пределах своей компетенции:

  • устанавливает процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством и требованиями Системы сертификации ГОСТ Р;
  • организует разработку и подготовку к утверждению систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции, осуществляет руководство и координацию работ данного направления;
  • участвует в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системах (правилах, порядках). В качестве федерального органа исполнительной власти проводит работы по нормативному обеспечению работ по сертификации, в том числе организует разработку и утверждает федеральные требования (правила, нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых в указанных правилах и нормах, с учетом пригодности их для целей сертификации;
  • рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования;
  • участвует в разработке и согласовании международных правил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безопасности, определяет порядок введения их в действие, устанавливает при необходимости дополнительные требования;
  • представляет на государственную регистрацию в Ростехрегулирова- ние системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции;
  • разрабатывает перспективные направления работ по сертификации, осуществляемых в соответствии с общими правилами и системами (правилами, порядками) сертификации конкретных объектов;
  • подготавливает предложения по Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации;
  • участвует в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в проведении инспекционного контроля за их деятельностью и правильностью проведения сертификации;
  • координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), а при отсутствии органа по сертификации выполняет его функции;
  • ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование Знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о процедурах сертификации систем (правил, порядков);
  • готовит предложения но признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
  • организует и координирует работы по формированию рационального состава систем (правил, порядков) сертификации однородных групп продукции, сетей органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и др.;
  • ведет Реестр участников и объектов сертификации;
  • рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в системах (правилах, порядках);
  • формирует Совет по сертификации в области потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ (далее - Совет по сертификации), действующий при центральном органе по сертификации, утверждает его состав и организует его работу;
  • взаимодействует с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки систем (правил, порядков) сертификации и аккредитации.

Орган но сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия, создаваемый на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т.е. независимым от производителя и потребителя. К основным функциям органа но сертификации относятся разработка и ведение организационно-методических документов данной системы сертификации.

Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации. Порядок и требования аккредитации устанавливаются в нормативных документах Ростех- регулирования и в документах системы сертификации.

Все заявители должны иметь беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера. Орган по сертификации должен обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

Испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации. Следует отметить, что системы сертификации услуг и систем качества не предполагают участия испытательных лабораторий в процессе сертификации. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуществляет орган по сертификации. В случае, если орган по сертификации аккредитован как испытательная лаборатория, его именуют сертификационным центром.

Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятельности при проведении испытаний, принятии решений по их результатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновенность заключается в том, что испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетентность подтверждается соответствующей структурой организации и управления, наличием квалифицированного персонала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая документы системы обеспечения качества.

Соответствие требованиям проверяется при аккредитации испытательных лабораторий. Система сертификации предусматривает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабораторий.

Совет по сертификации формируется центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия из представителей непосредственно центрального органа по сертификации, Ростехрегулирования, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и других заинтересованных надзорных организаций, а также представителей общественных организаций.

Совет по сертификации разрабатывает предложения по формированию единой политики сертификации продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ; подготавливает рекомендации по структуре и составу организуемых сетей участников сертификации, оптимизации организационно-методического и нормативно-технического обеспечения работ; анализирует функционирование систем (правил, порядка), подготавливает рекомендации по их совершенствованию и содействует их реализации.

Научно-методический центр при центральном органе создается, как правило, на базе одного из органов по сертификации и проводит системные исследования, разрабатывая научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации. Функции научно-методического сертифицированного центра устанавливаются соответствующим Положением и утверждаются центральным органом по сертификации.

Комиссия по апелляциям формируется центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении сертификации, из представителей непосредственно центрального органа по сертификации, Ростехрегулирования, соответствующих министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных организаций. Комиссия в установленный конкретными системами (правилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении.

Заявители сертификации (изготовители, исполнители, продавцы) вправе:

  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (техн ическими регламентам и);
  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой центр, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;
  • обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерность действия органа сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий.

Следует особо отметить еще одного важного участника процедуры сертификации - эксперта - специалиста, аттестованного (сертифицированного) федеральным органом исполнительной власти на право проведения одного или нескольких видов работ по сертификации. От компетентности эксперта, его добросовестности и объективности зависят обоснованность, достоверность принятия решения о выдаче сертификата заявителю.

Эксперты аттестуются по следующим направлениям деятельности: системы сертификации; сертификация систем качества; сертификация продукции; сертификация производства; сертификация услуг.

Система сертификации должна предусматривать свободный доступ изготовителям, потребителям, общественным организациям, органам но сертификации, испытательным лабораториям, а также всем другим заинпересованным предприятиям, организациям и отдельным лицам к информации о деятельности в Системе, в том числе о ее правилах, участниках, результатах аккредитации и сертификации. Должна также обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

Добровольная сертификация осуществляется органами по сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, разработавшим и зарегистрировавшим данную систему и ее знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации. Регистрация производится в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия».

Участниками добровольной сертификации могут быть любые юридические лица независимо от формы собственности, выполняющие правила соответствующей системы добровольной сертификации. Структурой системы предусматриваются руководящий орган системы добровольной сертификации, орган по добровольной сертификации, испытательные лаборатории, эксперты и заявители.

Основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации. Обобщенная схема процесса сертификации по наиболее часто применяемым схемам позволяет выделить пять основных этапов.

  • 1. Заявка на сертификацию.
  • 2. Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям.
  • 3. Анализ результатов оценки соответствия.
  • 4. Решение по сертификации.
  • 5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом.

Инспекционный контроль за сертифицированным объектом проводится

органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации. Он проводится в течение всего срока действия сертификата, обычно один раз в год в форме периодических проверок. В комиссии органа по сертификации при инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Ростехрегулирования, представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций. Внеплановые проверки осуществляются в случаях информации о претензиях к качеству продукции и услуг, а также при существенных изменениях в конструкции сертифицированного изделия, технологии оказания услуг или организационной структуре предприятия, влияющих на элементы системы качества.

Инспекционный контроль включает в себя анализ информации о сертифицированном объекте, проведение выборочных проверок образцов продукции, услуг или элементов системы качества. При контроле сертифицированного специалиста проверяется соответствие его работы принятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, где делается заключение о возможности сохранения действия сертификата или о приостановлении его действия. Информация о приостановлении доводится органом но сертификации до сведения заявителя, потребителей,

Ростехрегулирования и других участников Системы сертификации. Приостановление действия сертификата происходит в случае выявления нарушений сто использования, которые можно устранить в достаточно короткое время. В этом случае орган по сертификации предписывает заявителю выполнение корректирующих мероприятий и устанавливает срок их реализации. Заявитель со своей стороны должен уведомить потребителей его продукции или услуг о выявленных несоответствиях и предпринять соответствующие меры.

Отмена действия сертификата соответствия и права применения знака соответствия осуществляется при несоответствии продукции и услуги требованиям нормативных документов, а также в случае применения нормативного документа на объект сертификации, технологический процесс изготовления продукции или реализации услуги, конструкции, комплектности продукции или состава услуг. Отмена сертификата действует с момента исключения его из реестра Системы сертификации.

Процедура сертификации осуществляется по международному стандарту ISO17021-2006.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение сертификации.
  • 2. Что такое знак соответствия?
  • 3. Когда в России введена в действие Система обязательной сертификации ГОСТ Р?
  • 4. Объясните структуру законодательной и нормативной базы сертификации.
  • 5. Объясните задачи Ростехрегулирования в области сертификации.
  • 6. Дайте определение сертификата соответствия.
  • 7. Объясните причины разделения сертификации на обязательную и добровольную.
  • 8. Объясните термин «участник сертификации». Перечислите основных участников системы сертификации.
  • 9. В чем заключаются обязанности органов по сертификации и испытательных лабораторий?
  • 10. Что может являться объектом сертификации?
  • 11. Из каких этапов состоит процесс сертификации?
  • 12. В чем заключаются задачи инспекционного контроля при сертификации?

1. Состав участников обязательной сертификации

1. Функции участников обязательной сертификации

1. Участниками обязательной сертификации являются изготовители продукции или исполнители услуг, заказчики (поставщики, продавцы), а также организации, представляющие собой органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры 2) и специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Основными участниками являются заявители, органы по сертификации и испытательные лаборатории. Именно они непосредственно участвуют в проведении сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

Законом о сертификации (ст. 8,9) закреплено положение о том, что непосредственная деятельность по сертификации конкретных видов продукции осуществляется в рамках соответствующих систем сертификации, которые создаются государственными органами управления, предприятиями и организациями.

Система сертификации включает участников работ, нормативную базу. Положение об управлении системой и правила проведения сертификации. Большие системы сертификации, охватывающие разнородную номенклатуру продукции (услуг), включают несколько малых систем - систем сертификации однородной продукции. Эти системы со-

здаются при необходимости конкретизации общих правил применительно к некоторой совокупности видов продукции, обладающей общими признаками. Каждая система сертификации устанавливает свой знак соответствия. Системы сертификации и их знаки соответствия регистрируются Госстандартом России.

Типовая структура системы обязательной сертификации предусматривает следующий состав участников:

Федеральный орган исполнительной власти, на который законодательно возложено проведение обязательной сертификации;

Центральные органы систем сертификации однородной продукции (при необходимости);

Органы по сертификации;

Испытательные лаборатории (центры).

В систему сертификации могут также входить организации или подразделения, обслуживающие систему, такие как центры по подготовке экспертов по сертификации, научно-методические центры и др.

В настоящее время Госстандартом России зарегистрировано более 15 систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти, например такими, как Департамент воздушного транспорта, Министерство транспорта России, Министерство путей сообщения и т. д.

Среди систем обязательной сертификации первой по времени ее создания и самой крупной является Система сертификации ГОСТР, разработанная Госстандартом России. В Систему сертификации ГОСТ Р входят порядка 40 систем сертификации однородной продукции и услуг, около 900 аккредитованных органов по сертификации и около 2000 испытательных лабораторий. В Системе сертификации ГОСТ Р за рубежом аккредитовано 4 органа по сертификации и несколько испытательных лабораторий. Наличие этих органов по сертификации и испытательных лабораторий способствует процессу сертификации продукции, ввозимой на территорию РФ из-за рубежа

Система сертификации ГОСТ Р выдает ежегодно около 500 тысяч сертификатов на продукцию и услуги.

Функции участников обязательной сертификации рассмотрим на примере Системы ГОСТ Р.

Госстандарт России как федеральный орган исполнительной власти, который руководит Системой ГОСТ Р, осуществляет в рамках этой системы следующие функции:

Организует сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и управляет ими непосредственно или через центральные органы систем сертификации однородной продукции (услуг),

Уполномочивает органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) на право проведения работ в Системе;

Определяет центральные органы систем сертификации однородной продукции (услуг) и осуществляет контроль за их деятельностью;

Утверждает организационно-методические документы Системы;

Создает и (или) утверждает системы сертификации однородной продукции (услуг), правила сертификации в этих системах;

Устанавливает формы сертификатов, знаков соответствия и правила их применения;

Устанавливает по согласованию с компетентными органами порядок оплаты работ по сертификации;

Рассматривает апелляции,

Взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации;

Взаимодействует с органами других стран и международными организациями по вопросам сертификации.

В функции Центрального органа системы сертификации, который при необходимости назначается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, входят следующие:

Организация работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществление руководства ею;

Разработка предложений по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе;

Участие в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым производится сертификация в системе;

Ведение учета органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему, выданных и аннулированных сертификатов и лицензий на использование знака соответствия;

Рассмотрение апелляций по поводу действия органов по сертификации и испытательных лабораторий, участвующих в системе.

Согласно закону РФ «О сертификации» (ст. 11) органу по сертификации вменены следующие функции:

Сертификация продукции (услуг), выдача сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;

Проведение идентификации продукции, представленной для сертификации;

Проведение в установленном порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

Приостановление или отмена действия выданных им сертификатов;

Формирование фонда нормативных документов, необходимых для проведения сертификации;

Предоставление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции.

Испытательные лаборатории (центры) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Лаборатории несут ответственность за соответствие проведенных сертификационных испытаний требованиям нормативной документации, а также за достоверность и объективность результатов.

Изготовители продукции (поставщики, продавцы) при проведении сертификации выполняют следующие функции:

Подготавливают заявку на проведение сертификации и в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения обязательной сертификации или подтверждают соответствие поставляемой (реализуемой) ими продукции установленным требованиям;

Применяют сертификат или декларацию о соответствии и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами РФ и правилами системы;

Обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована;

Извещают органы по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации;

Обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией;

Указывают в сопроводительной технической документации сведения о подтверждении соответствия и нормативных документах, которым она должна соответствовать;

Приостанавливают или прекращают реализацию продукции (подлежащей обязательной сертификации), если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или заявлена (подтверждена) декларация о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации.

Кто участвует в процедуре обязательной сертификации?

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона, участники, представляющие первую сторону, при обязательном под­тверждении соответствия - это «заявители»). заказ­чики - продавцы (первая либо вторая сторона, продавец как получатель продукции представляет вторую сторону, а при реализации товара покупателю - первую сторону, а также организации, представляющие третью сторону - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническо­му регулированию - Минпромэнерго России и подведом­ственное ему Агентство по техническому регулированию и метрологии - Ростехрегулирование.

Основные участники - заявители, органы по сертифи­кации (ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.

Каковы права и обязанности заявителя?

Согласно ст. 28 ФЗ «О техническом регулировании» заяви­тель вправе:

- выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соот­ветствующими правилами (в перспективе - техническими регламентами);

Обращаться для осуществления обязательной серти­фикации в любой ОС, область аккредитации которого рас­пространяется на продукцию, которую заявитель намерева­ется сертифицировать;

Обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испыта­тельных лабораторий.

Заявитель обязан:

- обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям;

Выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

Указывать в сопроводительной технической докумен­тации и при маркировке продукции сведения о сертифика­те соответствия или декларации о соответствии;

Предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия;

Приостанавливать или прекращать реализацию про­дукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек либо их действие приостановлено или прекращено;

Извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производ­ства сертифицированной продукции;

Приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает уста­новленным требованиям на основании решений органов государственного контроля.

Какие функции выполняет орган по сертификации?



Органы по сертификациивыполняют следующие функции:

Привлекают на договорной основе для проведения ис­пытаний испытательные лаборатории (центры) в порядке, установленном Правительством РФ;

Осуществляют контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схе­мой обязательной сертификации и договором;

Ведут реестр выданных ими сертификатов соответ­ствия;

Информируют соответствующие органы государствен­ного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сер­тификацию, но не прошедшей ее;

Приостанавливают или прекращают действие выдан­ного ими сертификата соответствия;

Обеспечивают предоставление заявителям информа­ции о порядке проведения обязательной сертификации;

Устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики опре­деления стоимости таких работ.

ОС несет ответственность за обоснованность и правиль­ность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

Важное нововведение (по отношению к Закону РФ «О сертификации продукции и услуг») - запрет предо­ставлять лабораториям сведения о заявителе. Это правило подразумевает анонимность испытываемой продукции и на­правлено на обеспечение объективности испытаний. Таким образом, если право выбора ОС из нескольких органов, аккре­дитованных на данную продукцию, принадлежит заявителю, то выбор испытательной лаборатории осуществляет ОС.

Какова роль испытательных лабораторий в процессе ПС?

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ)осу­ществляют испытания конкретной продукции или конкрет­ные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. В стране действует более 2500 ИЛ. Лаборатория несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а так­же за достоверность и объективность результатов. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сер­тификации «Ростест - Москва». ОС не вправе предоставлять аккредитованным испыта­тельным лабораториям сведения о заявителе.

Кто может быть экспертом органа по сертификации?

Эксперт ОС(лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертифика­ции) - главный участник работ по сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зави­сят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

Кто является участником добровольной сертификации?

Как было отмечено выше, система добровольной сертификации (СДС) - это сово­купность участников сертификации, действующих в опре­деленной области по установленным в системе правилам. В подавляющем большинстве случаев организаторы СДС - это юридические лица: научно-исследовательские институ­ты, коммерческие предприятия, ассоциации и союзы пред­принимателей, вузы, федеральные органы исполнительной власти. Очень часто ОС, осуществляющий обязательную сертификацию, является участником СДС. И это естествен­но, так как используются персонал и техническая база ОС, которые обеспечивают весомые стартовые позиции для раз­вертывания СДС.

Создатели СДС определяют ее инфраструктуру, т.е. участников, их функции и условия взаимодействия между ними. В ФЗ о техническом регулировании регламентирова­ны только функции органа по добровольной сертификации, в частности ОС осуществляет подтверждение соответствия; выдает сертификаты соответствия; предоставляет заявителю право на применение знака соответствия (если такой знак в системе предусмотрен); приостанавливает или прекращает действие выданных сертификатов.

Лицо или лица, создавшие СДС, устанавливают:

а) перечень объектов, подле­жащих сертификации;

б) номенклатуру характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сер­тификация;

в) правила выполнения работ по сертифика­ции;

г) участников данной системы.

В качестве участника СДС могут выступать не только юридические, но и физи­ческие лица. Например, существует СДС персонала, где заявителями выступают специалисты, стремящиеся полу­чить аттестат компетентности эксперта ОС.

Согласно ФЗ «О техническом регулировании» (п. 3 ст. 21) СДС может быть зарегистрирована органом исполнитель­ной власти по техническому регулированию. Однако эту норму справедливо критикуют /7/, так как необязательность регистрации означает, что СДС не проходит экспертизу, со­путствующую процедуре регистрации. Действующий порядок экспертизы предусматривает проверку только по двум пара­метрам: патентной чистоте знака соответствия и названию си­стемы. Поскольку даже при возможной регистрации Закон не предусматривает проведение экспертизы документов СДС, то в одном сегменте рынка могут появиться 10-20 однотипных систем сертификации, вводящих приобретателей в заблужде­ние.