Василий фёдоров биография. Награды и достижения поэта. Личная жизнь поэта

Мне в жизни пришлось написать множество автобиографий, коротких и развернутых, в зависимости от того, куда меня принимали. Самая интересная, на мой взгляд лежит где-то в довоенном архиве Новосибирского аэроклуба. Очень уж хотелось, чтобы меня приняли. Написал так, что замполит, прочитав ее, сказал перед всеми учлетами: "Сочинил, как писатель!" Самая скучная, по-моему, находится в Союзе писателей, хотя тоже очень хотел, чтобы не отказали в приеме. Видимо, устал повторяться.
Родился я в городе Кемерово в 1918 году не то 23 февраля, не то 7 марта. При получении паспорта на мой запрос мне выслали метрику с мартовской датой, а несколько лет назад - с февральской. Дело в том, что календарная поправка была внесена в год моего рождения, когда к Сибири орудовали Колчак и генерал Гайда, которые советских установлений, разумеется, не признавали. Одним словом, впредь до выяснения имею два праздника и промежуток между ними.

Рожденный в городе, считаю себя целиком деревенским. Мне и года не было, когда семья, в которой я был девятым ребенком, переехала в деревню. Прокормить такую ораву в городе рабочему-каменщику в то время не было никакой возможности. Почти ничего не строили, только разрушали. А в деревне и у отца, и у матери были родственники. Поздней мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла. Под нею - озеро, за озером - заливные луга, да лугами - быстрая пескаревая река, за рекой - лес и далекий туман...

Отца, Дмитрия Харитоновича, помню смутно. Через несколько лет после переезда в Марьевку, успев дать мне еще двух братьев, отец умер от тифа. По рассказам старших, он был веселым человеком. Любил азартные игры, кулачные бои и красивые слова. Зипун, и без того слово нерусское, он называл хламидой: "Ульянка, подай-ка мне мою хламиду". Мать с умилением рассказывала, как при переезде в деревню он, неграмотный, по верстовым столбам таежного тракта ухитрялся узнавать, сколько проехали. Сама она не умела и этого, тем не менее ее влияние на меня в смысле поэзии было большим. У нее был хороший голос, а память хранила множество народных песен, даже таких, которых не смог потом найти ни в одном из песенников, ни в одном из фольклорных сборников. Напевая свадебно-обрядовую песню, она вставляла в нее мое имя.

По сенюшкам Авдотьюшка гуляла,
По новеньким Авдотьюшка ходила,
Из кармашика орешики щелкала
И в оконушко шелушицу бросала,
И в Васильевы кудри попадала,
Димитричевы кудри воспетляла,
Чтобы, чтобы Васильюшка оглянулся
И своей красавице восмехнулся...

Один из критиков однажды заметил, что в моих стихах и поэмах много снов. Правда. Это, наверно, от моей мамы, Ульяны Наумовны. Ей часто снились сны, притом почти всегда сюжетные. Она умела их рассказывать и разгадывать. А еще она умела причитать по умершим. Она не плакала, а как-тоо но-своаму прочитывала жизнь человека, и в общем-то простая жизнь становилась интересной. В ее причитаниях было много таинственного...
К моему сочинительству она относилась терпимо, даже потом, когда оно отрицательно сказывалось на нашем материальном благополучии. Никаких выгод от моего писания она и не ждала. Помню, в новосибирской квартире, где мы долго жили, был закуток, нечто вроде ванной, где ванны, однако, не было, а стояла деревянная бочка. В ней хранился мой литературный архив. Ко времени отъезда в Литературный институт имени Горького она была полной. Однажды, по приезде домой, мама повела меня к этой бочке.

Тут у тебя какие-то бумаги. Может, что не нужно, так отбери на растопку.

Бочка была большая. Запустил в нее руку, взял первое попавшееся. Посмотрел. Разбираться в хаосе бумаг не захотелось. Сказал:

Да бери все, только вот, где будут короткие строчки,- это стихи, ты их оставляй.

Мама даже обиделась:

Ну, разве я не понимаю. Где стихи, я вижу...

В первом томе два первых раздела и часть третьего составлены из стихов, оставшихся на дне той бочки. Многие из них будут печататься впервые, некоторые - из педагогических соображений, чтобы начинающие не очень отчаивались при первых неудачах.

Читать я научился до школы, а писать - до того, как прикоснулся к чистой бумаге. Случилось это от большой нужды. У меня не было своих валенок. Мне приходилось сидеть на полатях, смотреть сверху и слушать, как старшие братишки торопливо готовили уроки, чтобы убежать на улицу. А писал я пальцем по воздуху, чаще всего в темноте или полумраке. Слово, написанное таким способом, долго светилось перед глазами. Тогда же я написал первое стихотворение. Оно было о поморах. Многие, более поздние, забыл, а начало первого помню:

Плывет моряк по морю,
И станет он тужить:
Неужто на той льдине
Ему придется жить?

Желание сочинять стихи пришло не случайно. Их сочинял двадцатилетний брат Петр, организатор и первый секретарь комсомольской ячейки. Стихи и частушки были его оружием. В деревне молодежные гуляния назывались "улицей". Идет группа ребят, девчат и под гармошку горланят частушки. С другого края вторая группа - и тоже со своими частушками. Сходились у казенных амбаров. Начинался настоящий частушечный бой.
Удивительно, но факт: деревенские ребята с двумя-тремя классами образования, как у моего брата, выпускали рукописный сатирический журнал. Принять в нем участие был приглашен и Петр.

Может, об этом не стоило бы писать. Но в данном случае мне хотелось дать ту атмосферу, в которой проходило мое детство. Все новые стихи брат прочитывал в семейном кругу, а уж потом уходил с ними к своим товарищам.

Братьям же, Петру и Андрею, я обязан ранним знакомством с настоящей литературой: с Пушкиным, Лермонтовым, Байроном, Купером, Лонгфелло. Ставшие вскоре комсомольскими, а потом партийными работниками, призванными в города, они торопились восполнить недостаток образования. Если в разговоре с ними какой-нибудь эрудит называл неизвестного писателя, поэта, они по-крестьянски старались не подать вида. что не знают их, зато в тот же вечер шли в библиотеку. В отпуск братья приезжали с тюками разнообразных книг, которые потом оседали в нашем доме.

Напомню: в семье я был девятым ребенком. Для биографии моей души это имело большое значение. Однажды, просматривая очередной привоз Петра, я натолкнулся на какой-то "ученый" труд, в котором говорилось, что талантливыми бывают только первые дети. Это меня уязвило. Я не мог признать своей обреченности и повел многолетний тайный спор с этой теорией.

Старшим братьям и сестрам я обязан не только любовью к поэзии, но и постоянным интересом к общественно-политической жизни. Наша семья дала восемь коммунистов. Меня приняли в партию в 1943 году. Не поступлюсь истиной, если скажу, что как поэт я родился из чувства социальной новизны, которым в огромной мере обладало старшее поколение. Тут нет моей личной заслуги. Просто это чувство не должно было пропасть. Все стоящее в моих стихах надо относить на счет этого чувства. И вообще, на долю поэтов - моих сверстников выпала нелегкая роль связующего звона двух поколений: того, что шло от Революции, и того, что пришло за нами. Эти мысли были осознаны мной давно, но не сразу стали фактом поэзии. Путь мой был до странности трудным.

Итак, писать я начал рано, а печататься активно очень поздно. Виной тому, вероятно, послужила моя первая попытка появиться в газете "Большевистская смена". Это было в Новосибирске, кажется, в 1936 году, когда я учился в авиатехникуме. Подписал я свои стихи деревенским семейным прозвищем: Василий Лехин. Для маскировки. Отослал, стал нетерпеливо ждать того номера газеты, где... И дождался. В обзорной статье о присланных стихах - от Василия Лехина летели клочья. Мои стихи оказались упадочными. Правда, в 1939 году в одной заводской многотиражке я напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение даже в областной комсомольской газете, но значения этому не придал, считая это случайностью. Разнос в "Большевистской смене" так на меня подействовал, что и теперь вхожу в редакции с тайным страхом. Если же стихи принимают хорошо, я начинаю относиться к ним подозрительно. По-моему, и то и другое - от застарелого самолюбия. Чувство собственного достоинства родилось во мне раньше самого достоинства.

Для моей литературной судьбы большое значение имел тот факт, что после окончания авиатехникума в 1938 году я около девяти лет проработал на авиационных заводах в качество технолога, мастера, старшего мастера. В годы войны мне довелось строить истребители и бомбардировщики. Умение читать чертежи развивает воображение, приучает мыслить пространственно, видеть одну и ту же деталь сразу в нескольких плоскостях. В моей заводской работе было много однообразного, но было и подлинное вдохновение, не меньшее, чем при работе над стихами.

Примерно за год до Отечественной войны мы начали осваивать новую модель самолета. Помню, в нашем цехе скопилось около пятидесяти аварийных деталей, без которых - даже без одной - самолет не мог получить жизнь. Мне предложили стать технологом-экспериментатором, чтобы в короткий срок найти технологические решения их изготовления. Решить эту задачу мне помогло мое увлечение поэзией. Мие нужно было обрести чувство материала. Он рвался и трескался. Наблюдая за его поведением, я как бы клал себя на его место и начинал почти физически ощущать, где ему тяжело и почему тяжело.

В Новосибирске я познакомился с профессиональными поэтами и прозаиками. Там я начал печататься в журнале "Сибирские огни", а в 1947 году издал первую книжицу "Лирическую трилогию", состоящую из трех небольших поэм. Вторая же книга стихов вышла только через восемь лет. На это были свои грустные причины. На Первом совещании молодых писателей я был хорошо принят семинаром Николая Асеева. Тогда же познакомился с Александром Твардовским, который, прочитав "Марьевскую летопись", сказал: "Отрадно". После этого меня охотно перевели с заочного на очное отделение Литературного института. Мое имя начали одобрительно упоминать в столичных газетах. А по окончании института отказали в дипломе. Правда, вскоре без моей просьбы поставили мне тройку за творчество и диплом выдали, не столь торжественно, как другим, но выдали.

Поздней, оглядываясь на то время, я увидел несколько причин для объяснения истории с дипломом. Одной из причин было мое неумение распорядиться стихами при составлении диплома. Многое из того, что в настоящем томе составило три первых раздела, не было напечатано, а потому и не включено в диплом. Журналы, мягко говоря, не очень охотно печатали мои стихи и, возвращая, создавали вокруг них атмосферу сомнительности, которая сбивала с толку и меня, и моих оценщиков. Кроме того, среди последних были и такие, которые не принимали мои стихи из-за нетерпимости к другой поэтической вере, то есть соображении чисто групповых.

Было о чем поразмыслить. На это ушло несколько лет. Стихи я по-прежнему писал, но в редакции их не показывал. Потом эти стихи, как и те, что лежали в бочке, печатались в разных книгах, таких, как "Лесные родники" (1955), "Марьевские звезды" (1955), "Дикий мед" (1958). Это привело к трудностям при составлении первого тома. Например, стихотворение "Другу" было написано в 1948 году, а напечатано через двенадцать лет в книге "Не левее сердца" (1960). То же самое произошло и со многими другими вещами. Пусть читатель не удивляется, встретив их за пределами тех книг, в которых они ранее появлялись.

Молодые поэты бывают нетерпеливыми: написал - и скорей в редакцию. Зрелые сознательно сдерживают себя: написал - пусть полежит... Почему я не сразу напечатал то, что можно было напечатать, то есть когда уже представилась возможность? Если стихи лежат долго, их должна призвать жизнь. Они печатались по времени призыва: десять лет назад - одни, пять лет назад - другие. "Притча", прождав четверть века, появится только в этом году. Мертвых жизнь не призывает.

В отличие от стихов, мои прозаические опыты почти все газеты и журналы, с которыми я имел дело, печатали охотно. Это были очерки. Они появлялись в "Сибирских огнях" и "Новом мире". Долгое время я сотрудничал в "Крестьянке", "Огоньке", "Смене". Несколько документальных вещей вышли отдельными книжками в Новосибирске и Москве. В 1955 году отдельной книгой появилась повесть "Добровольцы", уже не связанная документальностью. Для поэта работа очеркиста очень полезна. Мне она дала материал для многих стихов и поэм.

Несколько слов о том, почему мои поэмы выделены в отдельный том, а не поставлены среди стихов по времени их написания. Прежде всего потому, что у моих поэм есть своя логика развития, видимые и невидимые связи, которых нельзя нарушать. В "Лирической трилогии", например, заложены многие последующие темы: "Марьевская летопись", "Далекая", даже "Бетховен", не говоря уже о "Седьмом небе", в котором читатель обнаружит прямую связь с "Трилогией".

Писать поэмы я начал так же рано, как и стихи. Прежде чем напечататься, мне пришлось испытать несколько поучительных неудач. В нашей деревне по курным баням жила пришлая чувашка Кирсаниха с сыном Яшкой, моим ровесником. У него была шапка огненно-рыжих кудрей. По бедностн он стал мелким деревенским воришкой: воровал молоко и хлеб. Из дружбы к нему я написал дидактическую поэму, в которой Яшка призывался к добродетельной жизни. Выслушав мою поэму, Яшка почесался и сказал: "Пойдем играть в бабки". Воровать он не перестал. Даже больше,- с возрастом перешел на более крупное воровство, за что его где-то убили. Памятуя о судьбе Яшки, я навсегда отказался от дидактических поэм.

Поздней мной была написана романтическая поэма "Владимир и Людмила". Oн - поэт, она - цыганка, отбившаяся от своего табора. В то время в деревне работали два молодых учителя. Пришел к ним, прочитал поэму. Она им понравилась, но оба нашли ее незаконченной. Один из них посоветовал, чтобы я свою диковатую цыганку "привел" к ним в школу. Так я и поступил, но поэма разладилась. У поэмы должны быть внутренние законы развития. Всякие внешние привнесения разрушают ее. В этом мне приходилось убеждаться не раз.

Захватил себя на мысли: не слишком ли акцентирую на трудности своего пути в поэзию, не слишком ли подробно описываю свои неудачи? В этом есть смысл. Во-первых, неудачи всегда поучительны, а трудности в поэтическом деле закономерны. Мне приходилось часто получать письма начинающих с таким наивным содержанием: "Пишу уже целый год, а меня все еще не печатают". Во-вторых, писание стихов для поэта является фактом биографии, а всякий биографический опыт помогает читателю лучше понять поэта.

Представляя читателю свой двухтомник, я старался избегать даже сравнительных оценок своих стихов и поэм, хотя и знаю, что их качественный уровень не одинаков. Книга поэта - не коробочка некрасовского коробейника, из которой в зависимости от случая можно вытянуть или яркую ленту, или темную шаль. Она более похожа на магазин без продавца, с той лишь разницей, что здесь платят за вход. Последнее обстоятельство обязывает к строгому отбору вещей, но кто знает,- может быть, вещь сама по себе и неказистая, а человеку в данную минуту всего нужней.

Москва, июнь 1969 г.

Василий Дмитриевич Федоров

Федоров Василий Дмитриевич (1918-1984), русский поэт. Поэма «Проданная Венера» (1958); сборники гражданской и интимной лирики («Третьи петухи», 1966; «Седьмое небо», 1968; «Стихи», 1978). Государственная премия СССР (1979).

Федоров Василий Дмитриевич (23.02.1918-19.04.1984), поэт. Родился в пос. Марьевка Кемеровской обл. в крестьянской семье. Окончил Литературный институт.

Первые стихи опубликованы в 1944 в заводской многотиражке. Первая книга стихов - «Лирическая трилогия» (1947). В сборниках «Лесные родники» (1955), «Дикий мед» (1958), «Белая роща» (1958) много остро гражданственных стихов. Поэт влюблен в русский, сибирский пейзаж; природа в его стихах неотделима от человека и его труда. В сборниках «Лирика» (1961), «Книга любви» (1964), «Второй огонь» (1965), «Третьи петухи» (1966), «Седьмое небо» (1968; две последние книги удостоены Гос. премии РСФСР, 1969) Федоров славит трудовую и ратную доблесть русского человека. Он развивается и как лирический, и как эпический поэт. Наряду с поэмами-новеллами «Белая роща» (1956), «Дуся Ковальчук» (1957), «Первые слезы» (1958) он публикует поэтический дневник «Марьевская летопись» (1947), психологическую поэму в стихах «Золотая жила» (1958).

В историю русской литературы ХХ в. вошел как звезда первой величины. Федоров - необыкновенный лирик, певец любви, вознесший культ женщины до вселенских высот: «О, женщина, Краса земная, родня по линии прямой той, изгнанной из рая, ты носишь рай в себе самой». Федоров и эпик. Его перу принадлежат многие поэмы, в числе которых «Бетховен», «Проданная Венера», «Седьмое небо», «Аввакум». Как в лирике, так и в эпосе он мыслитель. Философская струя возникает неожиданно, как открытие, озарение: «И я когда-то думал, что седые не любят, не тоскуют, не грустят. Я думал, что седые, как святые, на женщин и на девушек глядят…» Некоторые строки его стихотворений по глубине, афористичности, точности напоминают миниатюры Ф. Тютчева: «По главной сути жизнь проста: ее уста… его уста». Федоров расширяет и углубляет традиционные для поэзии темы любви и женской судьбы. Он неповторим, как и всякий большой поэт, отмеченный печатью самобытного таланта.

Трогательной сыновней болью за судьбы Отечества пронизано все его творчество. «Почему сыны твои, Россия, больше всех на свете водку пьют?» - восклицает поэт. Некоторые его размышления звучали предупреждающим набатом: «Все испытав, мы знаем с вами, что в дни психических атак, сердца, не занятые нами, не мешкая, займет наш враг. Займет, сводя все те же счеты, займет, засядет, нас разя… Сердца, ведь это же - высоты, которых отдавать нельзя». Сердца-высоты были отданы фактически без боя, при слабом сопротивлении перед превосходящими силами мирового сионизма и масонского окружения Брежнева. Поэзия Федорова умная, мудрая, лишенная всякой навязчивой дидактики, проникновенная и тонкая. Профессионал высшего класса, Федоров через все творчество пронес чувство Родины. Великий поэт и патриот, певец возвышенного, нетленной красоты как в природе, так и в душе человека.

Некоторые его произведения были запрещены цензурой. Напр., стихотворение «Рабская кровь» (50-е), в котором осуждается добровольное холуйство перед сильными мира сего, чинопочитание и низкопоклонство.

Поэзия Федорова отличается идеологической твердостью, непримиримостью к врагам русской культуры. Просионистские ЦКовские деятели призывали консолидироваться патриотов с космополитами (Шолохова «дружить» с Эренбургом). Федоров ответил на это шуточным стихотворением «Нечто о собаке»: «…с последней сучкою тебя консолидации научат».

Шевцов И.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Родился в многодетной рабочей семье. Семья переехала в деревню Марьевка Кемеровской обл., которую Фёдоров стал считать своей родиной. Когда ему было 5 лет, от тифа умер отец, на детские плечи лег груз недетских забот - мальчик работал пастухом. Затем - пахарь, водовоз, младший счетовод, кассир колхоза, помощник бригадира, в 15 лет член правления колхоза, секретарь первой комсомольской ячейки в деревне. Учился в школе крестьянской молодежи, затем на рабфаке, посещал аэроклуб, написал очерк о своем первом самостоятельном полете. Учился в Новосибирском авиационном техникуме, работал на Иркутском авиационном заводе. Во время Великой Отечественной войны был на заводе технологом литейного цеха, мастером, старшим мастером сборки истребителей.

Первые стихи опубликовал в иркутской газете «Советская молодежь» (1940), в заводской многотиражке (1944), в сборнике «Родина» (Новосибирск, 1944). В 1947 в Новосибирске издал книгу поэм «Лирическая трилогия», отличающуюся эмоциональной напряженностью действия, склонностью к афористическим обобщениям, вниманием к современной проблематике; герой поэмы «Марьевская летопись», вернувшись в послевоенную Марьевку, с грустью находит деревню малолюдной, опустевшей; автор говорит об исторической роли русских женщин в военные и послевоенные годы: «О женщины! / Русская слава / Под сердцем у вас зачалась». Фёдоров ездил в командировки от журналов «Огонек» и «Новый мир», писал очерки о тружениках Севера и мариупольских сталеварах.

В 1950 окончил Литературный институт им. М.Горького. Продолжил работу над прозой и в 1953 издал документальную повесть «Зрелость» - о знатном сталеваре «Азовстали», в 1955 повесть «Добровольцы» - о жизни молодых новоселов на целинных землях.

В «Марьевской летописи» и других произведениях Фёдоров опирается на опыт личной биографии, начинает разрабатывать тему родной Сибири, края великих рек и великих замыслов. В свои произведения Фёдоров вводит сибирскую народную лексику, широко использует бытующие в народе пословицы и поговорки. Тема Сибири перерастает в тему России: «Мое имя с Россией / Хорошо рифмовать». В 1955 изданы вторая книга поэзии Фёдорова «Лесные родники» и книга «Марьевские звезды», в них вошли стихи и поэмы «Ленинский подарок», «Обида», «Далекая». В 1958 издан «Дикий мед», в 1959 - «Золотая жила».

В 1950-е Фёдоров издает ряд поэм с остроконфликтными сюжетами, в различных жанровых вариантах: «Белая роща» (1956) - поэма-новелла, «Золотая жила» (1957) - психологическая драма в стихах, «Седьмое небо» (1960) - лирико-философская поэма.

В 1961 Фёдоров издает книгу поэм «Белая роща». Общим для поэм Фёдорова является склонность автора к проблемам нравственности; десять поэм книги «Белая роща» - десять конфликтов и вместе с тем десять путей к их разрешению. В поэме «Далекая» - проблема мещанства, измельчания, обмещанивания чистой души, поэт призывает к борьбе с иждивенческой моралью, к подлинно красивой, духовно содержательной жизни. «Настя, юный зоотехник» в поэме «Обида» раскрывается перед читателем в своих заботах о голодных козах и ягнятах во время долгой, не-стихающей пурги. Действие поэмы «Первые слезы» развертывается на целинных землях, героиня собирает не только первый свой урожай, но и первые зерна драматического жизненного опыта.

Монументальные образы поэм приобретают символические черты. В поэме «Дуся Ковальчук» героиня Гражданской войны, умирая под пытками, не теряет веру в грядущее торжество счастливой жизни. В поэме «Золотая жила» автор, вспоминая родную Марьевку, открывает «золотую жилу» русского национального характера, рисует яркие образы людей из народа (сибирский богатырь Харитон и др.). Поэмы остроконфликтны, в них «Один с отчаяньем лихим / За право чистым быть дерется, / Другой - за право быть плохим».

В поэме «Проданная Венера» автор вспоминает трудное время после Гражданской войны, когда «мы пропадали без железа. / И рабство нам грозило всем»; приобретали зарубежную технику, продавая сокровища живописи («Венера» Тициана и др.). Автор ведет речь о тех жертвах, которых требует от людей исторически трудное время; «Одной цепи я вижу звенья, / Сработанные не вчера: / И мировые потрясенья. / И горе одного двора». Образ героини поэмы Наташи Граевой олицетворяет красоту и величие народа, строящего новую жизнь: «В те дни она такой была, / Что ничего природа наша / Прекраснее не создала». В поэме как бы параллельно развиваются два образа - деревенской красавицы Наташи Граевой и богини Венеры с картины Тициана. Прошли трудные годы Великой Отечественной войны, и Наташа «от работы непосильной свяла, не успев расцвесть». Драматичная судьба не только реальной деревенской красоты: Тицианова Венера в трудные годы социалистического строительства в СССР была продана за океан-и эту красоту тоже нужно было отдать ради счастья новых людей. Обе судьбы драматичны, но и жертва, и самопожертвование свершились во имя большой цели.

Жанровое своеобразие поэм определяет синтез эпического и лирического начал, причем в одних произведениях на первый план выходит лирическое начало, в других преобладает эпическая структура повествования: чаще всего строго очерченный событийный сюжет пронизан эмоциональным присутствием автора. Такова и «романическая поэма» «Седьмое небо», публиковавшаяся в разных редакциях, автор работал над ней в 1959-67. Здесь воссоздается эпоха строительства Магнитогорска и Днепрогэса, Кузбасса и Турксиба, когда «Захотела стать крылатою / Страна саней. / Страна телег». Герой поэмы Василий Горин, как и ее автор, учится в аэроклубе, «приобщается к небу», но затем ему приходится испытать не только тяготы, выпавшие на долю всей страны, но и тяжелые испытания личной судьбы - арест и безвинное осуждение старшего брата, утрата любимой женщины, ушедшей к другу-сопернику. В поэму включена фантастическая глава «Земля и Вега», в которой говорится о путешествии к далекой звезде. Эта космическая командировка героя нужна автору не для экзотики, а для того, чтобы не свысока, но с высоты посмотреть на родную Землю по-хозяйски озабоченно. Когда глава «Земля и Вега» была только что написана, по радио передали сообщение об успешном полете Юрия Гагарина, в результате была создана глава о реальном полете нашего космонавта. «Гагарин!.. Юрий!.. / В счастье плачу, / Как будто двадцать лет спустя, / Отбросив тяжесть неудачи, / Взлетела молодость моя...»

Расширяется временной диапазон - Фёдоров пишет поэмы «Бетховен» и «Протопоп Аввакум». В образе великого композитора конкретное художественное воплощение находит вечная тема добра и зла. Близок душе автора и страстный, непримиримый протопоп Аввакум, человек не только трагической судьбы, но и несгибаемой воли: «Если я убежден, нерушимы мои убежденья, / Потому что я жизнь свою ставил на них». Помимо поэм находят признание и лирические стихи Фёдорова, собранные в книгах «Лирика» (1961), «Не левее сердца» (1963), «Книга любви» (1964), «Третьи петухи» (1966) и др. Носителем высшей правды и в поэмах, и в лирике Фёдорова видит человека-труженика («Мастер», «Руки Шопена», «Трудовая книжка» и др.). Критикой была отмечена органичность соединения в лирике Фёдорова конкретного наблюдения, философской идеи и острой публицистичности. Получили широкую популярность афористические строки поэта: «История устала от войны, / Но от борьбы с войною / Не устанет!»; «- Я за искусство левое. А ты? / - За левое... / Но не левее сердца»; «Сердца, не занятые нами, / Не мешкая, займет наш враг... / Сердца! Да это же высоты, / Которых отдавать нельзя».

Фёдоров постоянно высказывается в стихах на общеполитические темы: «Не ворошите старые могилы, / Они чреваты / Новою бедой». Из заграничных поездок привозит критику меркантильного буржуазного уклада жизни: «Рубенс торговку / Делал богиней, / А вы в торговки / Взяли богинь». Фёдоров включается в социально-экономические дискуссии, особенно в связи с появившимся планом поворота сибирских рек в Среднюю Азию. Фёдоров выступает и как поэт природы, он видит, как «по золотым рогам оленя / Восходит / Заполярный день», с тем большей энергией он выступает в защиту природы, популярным стал его афоризм: «Природа и сама / Стремится к совершенству, / Не мучайте ее, / А помогайте ей!» К родной природе поэт обращается и в «жанре» заклинания: «Я гляжу на родные места: / Лейся, лейся в меня, красота!»

Особенно активен Фёдоров в дискуссиях о проблемах литературного развития, в статьях и стихах он разрабатывает концепцию гражданского призвания современного поэта: «Поэзия - душа отважная, / Для всех семи ветров / Открытая»; «Я поэт, / А не премьер, / Но обязанности / Те же»; «Мне нужны тревоги и страданья. / Я без них / Не научился жить». По мнению Фёдорова, «поэт - это нервный центр мира, чуткий и отзывчивый словом» (Вопросы литературы. 1963. №1. С.31). Фёдоров провозглашает непреложность патриотизма, обращается к Родине: «Я слова на крепость проверяю, / Выверяю именем твоим»; «Мне с жизнью моею / Была вручена / Святая трагедия века». Настоящий поэт всегда помнит, «что все несовершенство мира / Лежит на совести его».

В 1960-80-е Фёдоров участвовал в руководстве журнала «Молодая гвардия», был членом редсовета издательств «Художественная литература», «Современник», «Советская Россия». Поэт Н.Глазков назвал Фёдорова - «Федоров-первопечатник»: Фёдоров помог многим молодым поэтам выпустить в свет первые книги. Его книга статей «Наше время такое...» (1973) впечатляет уже перечнем поэтов, о которых пишет автор: А.Пушкин, В.Гете, Н.Некрасов, С.Есенин, А.Твардовский, Л.Мартынов, Н.Рыленков, Д.Кугультинов, А.Яшин, Ю.Друнина, В.Боков, О.Фокина и др. Гете в этом перечне неслучаен, как неслучайны и обращения Фёдорова к мировой классике.

В 1973 была издана поэма Фёдорова «Женитьба Дон Жуана». Автор писал: «...многие узлы нашей морально-нравственной жизни, которые мы распутываем, были завязаны в далеком-далеком прошлом. Сохраняя преемственность прежних донжуанов с их романтическим ореолом, мой Жуан в жажде семейного счастья, как одного из главных смыслов жизни, проходит путь от героя и полубога к человеку» (Женитьба Дон Жуана. М., 1978. С.62). Образ легендарного Дон Жуана совмещается с образом конструктора зауральского авиазавода. Небезынтересно, что поэма написана октавами.

О широте и глубине интересов Фёдорова свидетельствует и его работа как переводчика. Значительным вкладом в русскую литературу явились его переводы классиков Востока И.Насими и А.Навои. Фёдоров перевел также стихи поэтов Украины (Ю.Герасименко, С.Мушник, В.Бондарь), Кавказа и Закавказья (А.Исаакян, А.Граши, М.Геттуев), Прибалтики (Я.Райнис, А.Таммсааре), Болгарии (Л.Стефанова, Д.Методиев, П.Матеев), Венгрии (А.Мезеи), Испании (Р.Альберти) и др.

«Кто встречался с Василием Дмитриевичем, хорошо знает, какой он был живой и мудрый собеседник. Каждое общение с ним, его стихами обогащало нравственно, духовно. Он - Личность. Яркая. Самобытная. Дерзкая. С русским, по-сибирски широким, задушевным, прямым характером, когда надо, весьма крутым по отношению к злу и неправде» (Воспоминания о поэте Василии Фёдорове. С.6-7). В Марьевке и в Кемерово на домах, где жил поэт, в его память установлены мемориальные доски. Начиная с 1985 в Марьевке и в Кемерово проводятся традиционные Фёдоровские чтения.

В.А.Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 566-569.

Далее читайте:

Валентин СОРОКИН. Суд на Веге [О поэзии Василия Фёдорова. Глава из книги "Благодарение" ]

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 5 т. М., 1987-89;

СС: в 3 т. М., 1975-76;

СС: в 1 т. М., 1998;

Избранное: стихи. М., 1978;

Марьевские звезды: Стихи и поэмы. Новосибирск, 1955;

Стихотворения. М., 1967;

Стихотворения. М., 1987;

Третьи петухи. Седьмое небо. [Стихи и поэма]. М., 1970;

Стихотворения и поэмы. Т. 1-2. М., 1970.

Наше время такое...: О поэзии и поэтах. М., 1973;

Книга любви и веры: Стихи и поэмы. М., 1974;

Поэмы. М., 1983;

На родине моей повыпали снега...: Стихотворения и поэмы. Новосибирск, 1988;

Сны поэта. Кемерово, 1989;

Человек: Стихотворения и поэмы. М., 1989.

Литература:

Еремин В. Василий Федоров. М., 1969;

Денисова И. За красоту времен грядущих. Поэзия В. Федорова. М., 1971.

Денисова И. Беззаветно служить красоте. М., 1978,

Пудалова Л. Чувство своего мира. Кемерово, 1979;

Махалов В. Поэт Василий Фёдоров. Кемерово, 1985;

Воспоминания о поэте Василии Фёдорове. Кемерово, 1987;

Числов М. Жажда все одолевать... // Фёдоров В. Человек. Стихотворения и поэмы. М., 1989. С.5-10;

Лапшин М. Не левее сердца... Заметки о Василии Фёдорове // Москва. 1990. №4;

Шевелева И. «Не левее сердца»: Литературный портрет поэта В.Федорова. М., 1990;

Три имени: Ф.Достоевский, В.Федоров, В.Чивилихин. Кемерово, 1990;

Сорокин В. До последнего дня // Литературная Россия. 1993. №8;

Полякова Л. Поэма Василия Федорова «Женитьба Дон Жуана» и контекст «вечного» сюжета. Тамбов, 1996;

Прокушев Ю. За красоту людей живущих // Слово. 1998. №2;

Махалов В. Сибирского рода-племени: К 80-летию поэта В.Фёдорова // Наш современник. 1998. №8;

Годенко М. Свет-Василий // Поэзия. 1999. №3-4;

Горланов Г.М. Ю.Лермонтов в творчестве Василия Фёдорова // Тарханский вестник 2000. №11;

Волков В. Отдам народу сердце // Москва. 2003. №12.

Ольга Еремеева
Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова для учащихся 6–7 классов

Экспедиция

по жизни и творчеству В . Д. Федорова

Методическая разработка включает в себя мероприятие, посвященное людям Земли Кузнецкой.

Пояснительная записка

В век информационной революции, современных технологий и технического прогресса, очень трудно привлечь детей к чтению литературы. Уже не достаточно рассказать о том, как интересна книга, творчество её автора , необходимы новые формы и методы работы. Особенно важно ознакомить детей с творчеством писателей земляков , чьи произведения близки и понятны по духу, эмоциональным переживаниям, эстетическому восприятию. Поэтому свое мероприятие , я построила как экспедицию по жизни и творчеству кузбасского поэта В . Д. Федорова . Данная форма мероприятия позволяет не только знакомить с биографией поэта , но и учит школьников самостоятельно анализировать произведения, соотнося их с основными этапами жизни поэта . Мероприятие очень актуально на современном этапе жизни , так как помогает учащимся узнавать историю своего края, знакомиться с людьми, прославляющими свою Родину. Экспедиция по жизни и творчеству В . Д. Федорова входит в серию мероприятий, посвященных людям Земли Кузнецкой, что способствует воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции учащихся .

Цели :

формирование интереса к литературным произведениям писателей Кузнецкого края, через изучение жизни и творчества В . Д. Федорова .

Задачи :

расширять знания учащихся о творчестве В . Д. Федорова ;

знакомить учащихся с биографией поэта ;

работать над выразительностью чтения;

развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать в группе.

Оформление :

портрет В. Д. Федорова ;

выставка произведений;

карта Кемеровской области;

календарь знаменательных дат из жизни В . Д. Федорова .

Оборудование :

аудиомагнитофон;

литературно-музыкальная композиция на стихи В. Д. Федорова «По главной сути»

Подготовительный этап :

За две недели до проведения мероприятия двум микрогруппам из 6 - 7 классов , в составе 3-5 учащихся дается задание :

Подробней познакомиться с жизнью и творчеством В . Д. Федорова ;

Сделать подборку стихотворений к различным этапам жизни поэта .

Ход мероприятия:

Тишина, чуть слышно звучит музыка, и …

Ведущий :

Рожь тихонько качалась, и весь я

Замер, будто бы кто пригрозил,

В непонятном тогда равновесье

Молодых, неизведанных сил.

В непроглядную мглу пеленая,

Летний зной осенял деревца,

Вдруг явился, откуда – не знаю,

Тонкий облик родного лица.

Лоб сплетенные косы венчали,

А в глазах, где не видно ни зги,

Было столько суровой печали

И какой-то нездешней тоски.

Ведущий :

Не правда ли прекрасное стихотворение , как картинка из сказки, таинственная и

волшебная, а написал его наш земляк – Василий Дмитриевич Федоров .

И сегодня мы с вами отправляемся в экспедицию по жизни и творчеству Василия

Федорова . А поможет нам в этом календарь знаменательных дат жизни поэта . И я

знаю, что вы тоже пришли не с пустыми руками, а хорошо подготовились к нашей

экспедиции .

педагог обращает внимание детей на календарь знаменательных дат

Ведущий :

Год 1918…

Только что отгремела Октябрьская Социалистическая Революция. Тревожные, голодные годы, хаос, разруха…

В семье каменщика Дмитрия Федорова , рождается 9 ребенок Василий Дмитриевич Федоров .

Федоров родился в городе Кемерово, вырос в деревне Марьевка. Кемерово… Яйский район… Марьевка…

Педагог обращает внимание детей на карту Кемеровской области

Ведущий :

В то тяжелое время почти ни чего не строили, как было каменщику, Д. Федорову прокормить свою многодетную семью? Надо перебираться в деревню к земле – кормилице, к родным…

И так они переезжают в марьевку…

Медленно встает ученица …

Марьевка стоит «на высоком берегу дневного русла. Под нею озеро, окаймленное зарослями черемухи и калины, за озером – заливные луга, устланные цветами, за лугами – быстрая пескаревая река с белесой гладью, с береговыми скулами выгибов, за рекой зеленый лес с темными пиками кедров и далекий туман…»

Ведущий :

Ребята, ведь нам знакома – эта картина, красота природы нашего края. (Небольшая дискуссия о природе родного края)

Ведущий :

Да, вы правы, все, что нас окружает, откладывает отпечаток на нашу жизнь .

Так и случилось с Василием Федоровым . Самые яркие впечатления, первые чувства – радостные и горькие. Чудо жизни . Красота. Все это открылось взору и душе ребенка здесь, в Марьевке, и определило его жизненное дело .

Подумайте, какое Стихотворение подходит к этому периоду.

Ученица :

Как прекрасен

Над лесом

Зари окоем,

Как любезны в песках берега,

Как прекрасны

В наряде венчальном своём

По весне заливные луга.

Притихший,

Смиряя свой нрав

Песнопением марьевских птиц,

И глядят на меня

Из некошеных трав

Голубые глаза медуниц.

Здравствуй, милый,

Кедрово – березовый край,

С этих лугов, где ноша легка.

Если есть в небесах

Хоть какой – нибудь рай,

В нем должны быть

Такие луга.

Ведущий :

Хорошо, правильно…

Библиотекарь переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий :

Какие события произошли в жизни Федоровых в этом году ?

Ученик :

Когда Васе было 5 лет, умер его отец. В последствии он сказал такие слова : «Отец… Хорошо помню… Лет пять уже было. да, лет пять. Отец идет рядом с лошадью, запряженной в телегу, - поднимается в гору… уходит от меня… больше я его никогда не видел.»

Ведущий :

Да, для Федоровых наступили тяжелые времена, но семья выстояла. Дружно справлялись они со всеми проблемами, вместе работали и отдыхали. Мама, Ульяна Наумавна, хорошо знала народное творчество , песни, частушки. Она любила рассказывать свои сны, истолковывая их, предугадывая будущие события. Не здесь ли истоки «Снов поэта » - классически прекрасных новелл .

Мы с вами готовы поговорить о сне «Хромовые сапожки» , и так…

(Диалог о произведении, 2-3 минуты)

Ведущий :

Молодцы, я с вами полностью согласна, в том что «сны поэта » , воспринимаешь как реальнейшую реальность.

Ведущий :

Василию Федорову 15 лет . А сколько всего уже было. Начинал он работать пастухом, был водовозом, пахарем, учетчиком фермы, младшим счетоводом, кассиром колхоза. А кем он стал в 15 лет?

И все это время В. Федоров писал стихи , в которых отражались его чувства, юношеская любовь, эпоха того времени.

Давайте подумаем, какое произведение больше всего подходит к этому периоду жизни поэта .

Ученица :

Люблю я день после дождя,

Слезами божьими умытый,

За кроткий взгляд, как у дитя,

И простодушный и открытый,

Люблю я день после дождя.

В такое время мир мне мил,

Как жизнь сама , как откровение,

Когда среди враждебных сил

Царит любовь и примирение.

В такое время мир мне мил.

Такое время длит мой срок,

Судьбой подаренной не слепо,

За что с пригорка свой цветок

Земля протягивает небу.

Такое время длит мой срок.

Люблю я день после дождя,

Поля, успевшие омыться,

Земля смеется, как дитя,

Когда ей сон о детстве снится.

Люблю я день после дождя.

Ведущий :

Да, лирическое, замечательное произведение. Ведь молодость прекрасна.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий :

жизни Федорова в этот год ?

Ответы детей :…. (первая публикация стихотворения «К матери…» )

Ведущий :

Говорила о юность,

Вспоминала без радости

Свою юность отцветшую

Моя старая мать.

Говорил ей; не юность ли?

Повторял ей, не радость ли,

Если песню веселую

Можно вновь запевать.

Не уйдешь недолюбленной,

Не уйдешь недоласканной,

И о прожитом станешь ли

Горевать и рыдать?

Говорю ей, не радость ли?

Повторяю ей, не радость ли?

Если нам твои горести

Не пришлось повторять?

Скорби сердца не выбиться

Криком чайки подстреленной.

Счастью яркими перьями

В темноту не влететь.

Что ни, то красивое,

С каждым днем всё уверенней

По дороге намеченной

Мы идем молодеть.

Не вздыхай по ушедшему-

По истоптанной юности.

Радость в домик наш просится,

Принимай ее, мать!

Ведущий :

Василий Федоров , становится знаменитым. Он к этому не стремился, ему помог друг. А как?

(Вспоминает биографию Федорова в этот период )

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1941-1945…

Ведущий :

Великая Отечественная война. Война, какое страшное слово. Сколько горя в этом слове. И эта беда наложила свой отпечаток на творчество В . Федорова .

Медленно встает ученица и под музыку произносит такие слова :

Цветы стыдливости полны,

Порой они лишь слабо брезжут,

В дни горя, бедствий и войны

Они нам на глаза не лезут.

Уйдет разлучница – беда,

Цветы приходят с доброй вестью

Есть торжество цветов, когда

Цветы и люди снова вместе.

Ведущий :

Но все проходит, проходит и война, и наступает долгожданный мир. К этому событию есть замечательное стихотворение :

Как многозначно слово «Мир» .

И небеса с их чудесами

И всё, что есть под небесами,

Мы называем словом «Мир» .

Как многослойно слово «Мир»

У всех существ, у всех растений.

Их жизнь в любой её ступени

Мы называем словом «Мир»

Как многолико слово «Мир»

Все вещи, названные нами

Пленительными именами,

Мы называем словом «Мир»

Как разнятся его черты

В дистанции такой огромной :

Душевный мир и мир загробный,

Мир ужаса и красоты.

О, как желанно слово «Мир» !

Когда уже мильоны сгубят

И ужасы войны отступят,

Приходит долгожданный Мир.

Мир- мера чести и добру.

При неудаче и удаче

Стоять перед народом - значит

Стоять всё так же – на миру.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий :

Ребята, какое знаменательное событие произошло в жизни Федорова в этот год ?

Ведущий :

Да, правильно, встреча с любимой женщиной.

(слушаем литературно – музыкальную композицию «Любовь» )

Ведущий :

А какие события произошли на этом отрезке жизни Федорова .

(Обсуждение биографии)

Ведущий :

Наиболее подходящие произведение, какое?

Читает ученик :

Три года живу я в столице,

Люблю я столицу… и вот,-

Когда она вся озарится,

То чем - то напомнит завод.

Припомнится город мне близкий,

И тут же представится мне :

Летят автогенные брызги,

Скользят по кирпичной стене.

И вдруг с ничего затоскую,

Да так, что сдержаться нет сил,

Я вспоминал тогда мастерскую

И цех, где я мастером был.

Представляю на миг лишь единый

Пролеты больших корпусов,

Бульдозеров гнутые спины

И вздохи чугунных прессов.

Рабочих - за именем имя

Проходят минутой такой,

И вот я представляю, что с ними

Работает мастер другой.

И может быть, так, между прочим,

Хорошую память храня,

Какой – нибудь старый рабочий

Ему говорит про меня :

Москва, мол, кому не приснится,

И он- де, упрямый такой,

Уехал за песней в столицу,

А песня живет в мастерской.

И скажет еще, что теперь я

Решил поучиться и сам,

Охотно уйду в подмастерья

К московским большим мастером

Тогда неуемным желаньем

И верой наполнится грудь,

Что я свое прежнее званье

Сумею обратно вернуть.

Ведущий :

Молодцы, хорошо знаете биографию поэта . Действительно, именно на этот период приходится творческий расцвет , жизнь поэта в Москве .

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий :

Но несмотря на успех, признание, поэт каждый год возвращается на свою малую Родину – Марьевку. У поэта – была особая вера в эту землю.

«Вот попью водицы из родника, поем черемши – и все болезни как рукой снимет.

А ведь вы же знаете, что Василий Федоров был болен . У него был тяжелое заболевание сердца.

(дискуссия с ребятами об этом периоде жизни Федорова )

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий :

- «Я уже не с вами, я уже не тут, я в садах, где птицы райские поют»

А через три дня поэта не стало , не стало удивительного человека, который любил природу, свою Родину, который нес людям свет, доброту своими прекрасными произведениями.

Сегодня звучало много стихов Василия Федорова , и у нас с вами получился

замечательный разговор о жизни и творчестве поэта . Пусть эти свечи горит в

память о великом поэте , художнике слова - Василии Дмитриевиче Федорове . А

село, я сын твоих полей»

(Перед прослушиванием зажечь свечи) .

Заканчивается экспедиция литературно – музыкальной композицией «По главной сути» в исполнении Марины Аристовой и Юрия Адаменко на стихи В. Д. Федорова

Литература

1. Жил по совести поэт [текст] : научно – популярное издание/составитель Т. И. Малахова- Кемерово, 1990.- 148с.

2. Воспоминания о поэте Василии Федорове [текст] : сборник/ составитель Т. И. Малахова – Кемерово, 1987.- 288с.

3. Федоров , В. Д. Сны поэта [текст] : книга/ Советский писатель, 1988.- 272с.

Василий Дмитриевич Федоров - русский, советский поэт и писатель, чей столетний юбилей мы отмечаем в этом году. Он внес огромный вклад в развитие советской и русской литературы. На счету у автора несколько десятков стихотворений, 5 произведений в прозе и 7 собраний сочинений о природе, жизни и любви.

Детские годы

Биография Василия Дмитриевича Федорова началась 23 февраля 1918 года. Маленький Василий был девятым ребенком в семье простых рабочих. Жила семья Федоровых в деревне Усть-Искитимское (ныне в черте г. Кемерово).

Все детство и юность будущий поэт провел в деревне Марьевка, которую он позднее описал в одной из своих повестей. Многодетная семья жила небогато, но очень дружно. Ребята помогали друг другу и родителям, заботились о семейном хозяйстве, вместе познавали мир. Маленький Василий очень любил проводить время на природе, любуясь ее красотой и необъятными просторами. Именно в детские годы зародилась в душе поэта любовь к природе. Эту любовь и свое восхищение передал впоследствии Василий Дмитриевич Федоров в стихах о природе, получивших всенародную любовь.

Образование

Будущий поэт Васильевич обучался в четырехлетней школе родной деревни. После окончания четырех классов он год проработал в колхозе. В 1930-м поступил в семилетнюю Жарковскую школу, которая находилась в 12 верстах от дома.

В 1931 году Василий был принят в комсомол. Окончив в 1932 году 6 классов, парень был вынужден оставить обучение по причине административно-бытовых трудностей и вернуться в колхоз. Благодаря своей сообразительности и ответственному отношению к труду, Василий Федоров был назначен комсомольским вожаком в колхозе, а затем вошел в состав правления колхозной артели.

Несмотря на то что Василий окончил только 6 классов, в 1934 году он сумел поступить в Новосибирский техникум машиностроения, переименованный позже в авиационный.

Первая проба пера

Именно во время обучения в техникуме Василием Дмитриевичем Федоровым были написаны первые стихи.

В 1935 году будущий поэт решил попробовать свои силы в , который проводился в техникуме. Парня ждал успех и первая премия за свои стихи. Товарищи посоветовали не останавливаться на достигнутом, и Василий отправил свои работы в газету "Большевистская смена", подписавшись как Василий Лехин. После этого, в 1936 году, В. Д. Федоров столкнулся и с первой критикой в свой адрес. В газете "Задачи литературной консультации" была опубликована статья, в которой поэту посоветовали на время оставить литературу и продолжить обучение.

В 1938 году В. Д. Федоров окончил Новосибирский авиационный техникум и по распределению попал в город Иркутск. Там он работал на авиационном заводе и активно печатался в заводской многотиражке "Сталинец". Его стихотворение "К матери" было опубликовано даже в областном периодическом издании:

Что люди очень скоро

Подобреют в мудрости глубокой,

Но любовь, как яблоко раздора,

Навсегда останется

Жестокой...

25 июля 1940 года в заводском многотиражном издании было напечатано стихотворение "Надо видеть", которое стало знаковым в творчестве Василия Дмитриевича Федорова:

Удивляться — мало. Надо видеть.

Надо сердцем чувствовать и знать.

Если ты умеешь ненавидеть,

Научись любить и побеждать...

Годы военные

В годы Великой Отечественной войны Василий Федоров трудился на где занимал должность технолога, мастера.

В это же время продолжал писать стихотворения, очерки и повести. Здесь же вступил в Новосибирское общество писателей. В это же время литературные произведения Федорова начал печатать журнал «Сибирские огни».

В 1944 году 9 стихотворений Федорова вошли в коллективный сборник стихов молодых писателей Новосибирска "Родина".

В этом же году он поступил в литературный институт на заочное отделение. Спустя 3 года Василий Федоров, благодаря знакомству с А. Т. Твардовским, который очень положительно отозвался о повести Федорова "Марьевская летопись", переехал в Москву и перевелся на очное отделение этого же университета. Окончил его в 1950-м.

Творческое наследие Василия Федорова

В 1947 году вышла в печать дебютная книга Василия Федорова под названием "Лирическая трилогия".

В своих произведениях автор опирался на личный жизненный опыт. Стихи о природе Василия Дмитриевича Федорова наполнены детским восторгом и очарованием, поражают своей искренностью, художественностью и высокой образностью слова. В произведениях Василия Федорова часто встречается народная сибирская лексика, он широко использует фольклор - пословицы и поговорки.

В 1955 увидела свет вторая книга Федорова «Лесные родники», а затем и сборник «Марьевские звезды».

Спустя 2 года Федоров сочинил стихотворение «Рабская кровь», однако произведение было запрещено советскими властями. Это одно из самых любимых и остросоциальных произведений в творчестве Василия Дмитриевича Федорова. Оно впервые увидело свет только спустя 2 года в периодическом издании «Литература и жизнь», а в 1962 году вошло в сборник поэта "Седьмое небо":

Вместе с той,

Что в борьбе проливалась,

Пробивалась из мрака веков,

Нам, свободным,

В наследство досталась

Заржавелая рабская кровь.

Вместе с кровью

Мятежных,

Совершавших большие дела,

Мутноватая жижица стряпчих,

Стремянных

В нашу кровь затекла.

Не ходил на проверку к врачу я,

Здесь проверка врача не нужна.

Подчиненного робость почуяв,

Я сказал себе: Это она!

Рос я крепким,

Под ветром не гнулся,

Не хмелел от чужого вина,

Но пришлось -

Подлецу улыбнулся

И почувствовал: Это она!

Кровь раба,

Презиравшая верность,

Рядом с той,

Что горит на бегу, -

Как предатель,

Пробравшийся в крепость,

Открывает ворота врагу,

Как лазутчик,

Что силе бойцовой

Прививает трусливую дрожь.

Не убьешь ее пулей свинцовой

И за горло ее не возьмешь.

Но борюсь я,

Не днями - годами

Напряженная длится борьба.

Год за годом,

Воюя с врагами,

Добиваю раба.

В 1958 году был издан знаменитый сборник «Дикий мед», в 1959 вниманию читателя представлена книга «Золотая жила».

В 1959-м Василий Дмитриевич Федоров был назначен членом редакционной коллегии журнала «Молодая гвардия». Он состоял в редакционном совете издательств «Художественная литература», «Современник» и «Советская Россия».

В 1961 году была издана книга «Белая роща». В нее вошли десять поэм, объединенных темой нравственности и нравственных конфликтов в обществе. Федоров не только приводит примеры этих конфликтов, но и предлагает реальные пути их решения.

Всего творческое наследие поэта составляет более 40 поэтических изданий, 5 поэм и 7 собраний сочинений.

Кроме взрослых и серьезных поэтических произведений, из-под пера автора выходили прекрасные стихи для детей, которые взрастили уже не одно поколение школьников. В их числе "Жизнь поэта", "Все чаще, чаще падаю", "Еще недавно нам вдвоем...", "И мороз".

И мороз...

И снег бескрайний.

На стекле, прикрыв закат,

Зарождается из тайны

Белый сад.

Все бело,

Как в дни цветенья:

Ветви, листья и трава.

Нежные до изумленья

Зачинаются слова.

Птичье щебетанье,

Вижу белых гроздьев дрожь.

Только знаю,

На свиданье

В этот сад

Ты не придешь.

Личная жизнь поэта

Будучи студентом очного отделения литературного университета, Василий познакомился с Ларисой Федоровной Быковой, которая впоследствии стала его женой и верным товарищем. Однокурсники Василий и Лариса сидели за одной партой и поженились в 1949 году. У Ларисы на тот момент уже был ребенок - сын Игорь. Василий Дмитриевич усыновил мальчика и дал ему свою фамилию. Совместных детей у супругов не было, но Игоря Василий Дмитриевич растил и любил как родного сына, отдавая ему всю свою любовь и заботу.

Награды и достижения поэта

За свою литературную деятельность Василий Федоров был неоднократно награжден государственными премиями и орденами: ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции; по три Государственные премии РСФСР имени М. Горького и Государственные премии СССР.

Памяти В. Д. Федорова

Похоронен В. Д. Федоров на Кунцевском кладбище в Москве.

В 1991 году на могиле поэта был установлен надгробный памятник-скульптура Василия Федорова из белого мрамора работы мастера А. А. Бичукова.

В родном селе поэта после его смерти открыт мемориальный музей, в котором хранятся личные вещи, книги и рукописи В. Д. Федорова.

С 1985 года в Кемеровской области проводятся ежегодные праздники литературы, посвященные Федорову - «Федоровские чтения».

Кроме того, в Кемеровской области ежегодно присуждается литературная премия имени В. Д. Федорова.

Имя писателя и поэта также присвоено областной научной библиотеке г. Кемерово.

В 2018 году вся Россия празднует столетие со дня рождения великого гения художественного слова.

Василий Дмитриевич Фёдоров (1918-1984) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1979).
В. Д. Фёдоров родился 23 февраля 1918 года в селе Щеглово на левом берегу реки Томи, ныне Кемерово, в многодетной семье рабочего-каменщика. В семье был девятым ребёнком. Детство и юность поэта прошли в деревне Марьевка Яйского района Кемеровской области.
Трудовая деятельность Фёдорова началась в колхозе. Затем Фёдоров учился в Новосибирском авиатехникуме, тогда же сделал первую попытку издать свои стихотворения, отправив их в газету «Большевистская смена», под псевдонимом Василий Лёхин. Однако их сочли «упадочными» и не напечатали.
В 1938 году Фёдоров был направлен на авиационный завод в Иркутске. С 1938 год по 1947 год работал на авиационных заводах Сибири в качестве технолога, мастера и старшего мастера. Одновременно писал стихи.
В 1939 году в заводской многотиражке Фёдоров напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение в областной комсомольской газете. Затем стихотворения Фёдорова появились в журнале «Сибирские огни». Небольшой цикл стихов вошел в коллективный сборник «Родина», изданный в Новосибирске в 1944 году. В это же время поступил на заочное отделение Литературного института, окончив его в 1950 году. С этого времени жил в Москве. Член редколлегии журнала «Молодая гвардия» с 1959 года.
В 1947 году увидела свет первая книга Фёдорова «Лирическая трилогия». На Первом совещании молодых писателей Фёдоров был хорошо принят семинаром Н. Асеева. Знакомство с А. Твардовским и положительная оценка последним его поэмы «Марьевская летопись», помогло Фёдорову перевестись с заочного, на очное отделение.
Василий Фёдоров умер 19 апреля 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.