Внутренние и внешние кризисы личности. Психологические кризисы личности. Смело идём покорять поставленные цели

Вторая глава нашей работы будет посвящена основным видам кризиса личности. В психологической науке представлены различные подходы и взгляды на понимание сущности кризисных явлений и их типологизации. На наш взгляд, все кризисы личности, которые встречаются на жизненном пути, можно разделить на две большие группы, а именно «Кризисы материального и социального «Я» » и «Кризисы духовного «Я» »

Кризисы материального и социального «Я» мы рассмотрим через:

· профессиональные кризисы

А кризисы духовного «Я» мы будем рассматривать через:

· критически смысловые кризисы

· жизненные кризисы

По силе воздействия на психику можно условно выделить три ступени кризиса: этажное, углубленной и глубокое.

· Этажный кризис проявляется в росте беспокойства, тревоги, раздражения, несдержанности, недовольства собой, своими действиями, планами, взаимоотношениями с окружающими. Чувствуется растерянность, напряженность ожидания злополучного развития событий. Возникает безразличие ко всему, что волновало, теряются некогда устойчивые интересы, сужается их спектр. Апатия непосредственно влияет на снижение работоспособности.

· Углубленный кризис проявляется в чувстве бессилия перед тем, что происходит. Все падает из рук, теряется возможность контролировать события. Все вокруг только раздражает, особенно ближайшие, которые должны терпеть вспышки гнева и раскаяния. Деятельность, которая всегда была легкой, теперь требует значительных усилий. Человек устает, становится печальной, пессимистично воспринимает мир. В ней нарушаются сон, аппетит. В зависимости от индивидуальных особенностей могут возникнуть агрессивные реакции. Все эти симптомы усложняют контакты, сужают круг общения, способствуют росту отчужденности. Собственное будущее вызывает все более серьезные опасения, человек не знает, как ей жить дальше.

· Глубинный кризис сопровождается чувством безнадежности, разочарование в себе и других. Человек остро переживает собственную неполноценность, никчемности, ненужности. Впадает в состояние отчаяния, которое сменяется апатией или чувством враждебности. Поведение теряет гибкость, становится ригидностью. Человек уже не в состоянии спонтанно проявлять свои чувства, быть непосредственным и креативной. Она углубляется в себя, изолируется от родных и знакомых. Все, что ее окружает, кажется нереальным, ненастоящим. Смысл существования теряется.

Наша задача в данной главе заключается в рассмотрении и изучении основных видов «кризиса личности» встречающихся у человека.

Кризисы в материальном и социальном «Я»

Как говорилось ранее к кризисам материального и духовного «Я» мы относим такие кризисы как:

· кризисы психического развития

· профессиональные кризисы

Кризисы в материальном и социальном «Я» мы будем рассматривать через кризисы психологического развития.

Кризис развития -- это следующий основной элемент механизма развития человека. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

В отечественной психологии термин «кризисы возрастные» был введён Л.С. Выготским. Сам Л.С. Выготский под возрастным кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис -- это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...»

В нашей работе мы выделяем следующие кризисы:

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими - кризис социальных отношений».

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Выделение этого кризиса в развитии ребенка связано с именем Л. С. Выготского. Он отметил, что старшего дошкольника характеризуют манерничание, капризность, нарочно вычурное, искусственное поведение, вертлявость и паясничание. И в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм.

Анализируя эти проявления, Л. С. Выготский объяснил их утратой детской непосредственности, непроизвольности поведения, которая исчезает как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Другой отличительной особенностью этого критического периода Л. С. Выготский считал возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях: ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний, открывает их принадлежность ему и только ему, и сами переживания приобретают для него смысл.

Л. И. Божевич писал, что у ребенка этого возраста появляется осознание своего «социального "Я"». Именно в это время появляются игры "в школу" и имитация "работы" взрослых. По мнению Л. И. Божович, в основе кризиса 6--7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых. Последнее препятствует удовлетворению возникающих у ребенка потребностей и вызывает у него явления фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются возникающими к этому времени психическими новообразованиями.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток стремится к эмансипации.

Так же этом возрасте формируется «Я- Концепция». Она включает в себя «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-идеальное» это некий «идеальный образ», с которым себя ассоциирует подросток.«Я-реальное» это то, кем на самом деле является подросток в социальной среде.Несоответствие «Я-реального» и «Я-идеального» приводит к пубертатному кризису.

Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиски работы. Ценность образования - большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис середины жизни. (30 до 55 лет).

Кризис середины жизни - это особый возрастной этап в структуре жизненного пути человека, который может быть успешно преодолен лишь при условии осмысленного отношения к личностно значимым мотивам или потребностям, которые определены каждым как ведущие или основные. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис «середины жизни» возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис «середины жизни» нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис «середины жизни» нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса «середины жизни» человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис старения и смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

Актуализация танатологических размышлений обусловлена не только патологическими изменениями, ведущими к ухудшению здоровья и повышению вероятности смерти, но и особенностями образа жизни старого человека. К последним можно отнести определенную монументальность внутренней субъективности, дистанцированность от сиюминутных социальных раздражителей, существенное ослабление мотивов достижения успеха, комфорта, карьеры. Человек, освободившийся от всего тривиального и поверхностного, может сконцентрироваться на сфере глубинного и существенного.

Старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Религия, способная быть значительной поддержкой для умирающего, в значительной степени утратила смысл для среднего человека. Западные религии низведены до уровня формализованных обрядов и утративших внутренний смысл церемоний. Взгляд на мир, выработанный наукой, базирующейся на материалистической философии, усиливает тяжесть положения умирающего. Ведь согласно такому подходу за пределами материального мира ничего не существует. Физическое уничтожение тела и мозга есть необратимый конец человеческой жизни.

Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

В.В.Козлов, ЯрГУ

Если ты дашь проявиться тому, что есть в тебе,
То, чему ты дашь проявиться, спасет тебя.
Если ты не даешь проявиться тому, что есть в тебе,
То, чему ты не даешь проявиться, разрушит тебя.
Евангелие от Фомы

Н а мой взгляд, переживание кризиса, как и архаическое инициатическое путешествие героя, можно разделить на пять основных этапов, неких форм существования, отличающиеся по смыслу и силе переживания: обыденная жизнь человека с его привычными заботами и функциями, зов, смерть-возрождение, урок, завершение кризиса и возвращение к обычной жизни с новыми качествами.

Обыденное существование

Первая форма является обжитым способом жизни для каждого из нас. Мы существуем в соответствии условностями общества, без сильных напряжений – «как все». Общественные убеждения, мораль и ограничения нами или принимаются безоговорочно, как вполне естественные или мы их нарушаем настолько, насколько их нарушают все. Каждый человек в России знает, что добропорядочный гражданин не должен нарушать законы и правила (налоговые законы, правила дорожного движения и др.). Мы их нарушаем настолько, насколько это нарушение является мерилом здравомыслия и настолько, насколько это делают все.

В науке эта стадия развития человека называется линейной. В силу простоты и понятности это обозначение является правильным. На этой стадии мы далеки от необычных вопросов и глобальных проблем, если, конечно, они не являются привычным способом структурирования пространства и времени. Обыденность, понятность, серость, наполненная иллюзиями – вот характеристики этой формы жизни. Из этой стадии перспективы жизни встроены в привычное мировосприятие, поняты, мы обладаем предельным знанием, что хорошо, что плохо, как надо поступать, как не надо, куда надо стремиться, куда не надо… Все знания, умения, навыки, которые мы приобретаем на этой стадии, являются выражением наших привычных тенденций, мотивов, целей, интересов.

На Востоке это состояние, эту обусловленность обозначают ослабленным, затуманенным состоянием сознания, санскарой или майей. Азиатское продвинутое мышление обозначает как захваченность иллюзиями, в европейской философии и психологии это описывается как всеобщий гипноз, транс консенсуса или стадный менталитет, который не замечается, поскольку разделяется всеми.

Не знаем мы тревог, ни радости, ни боли… а если они и присутствуют в нашей жизни, то не имеют шокирующей интенсивности: «Бог страдал и нам велел». Все хорошо настолько, насколько это социально допустимо. Все плохо настолько, насколько бывает у всех…

Я бы сказал, что на этой стадии ничего не происходит, даже если кто-то умирает или рождается – это происходит со всеми и не нарушает ритма жизни.

Для основной массы жизнь является нормальной в той степени, насколько она привычна и обыденна. Более того, человек предпринимает все возможные усилия для того, чтобы сохранить эту «нормальность». В некотором смысле мы спим и видим сон, который жизнью зовется, и тихо ненавидим тех, кто хочет разбудить нас. В стабильном, линейном отрезке своей жизни люди, как правило, живут в зоне комфорта. В этой зоне ничего не происходит или просто происходит жизнь: время и пространство структурированы в соответствии с мотивационно-потребностной и ценностно-ориентационной системами личности. Смыслодеятельностные структуры самодостаточны и стабильны. В этой зоне наблюдается налаженность социально-психологических коммуникаций. Жизнь в комфортной зоне связана с привычным образом, стилем существования. Ассоциативно вспоминается человек-машина Гурджиева. Жизнь в комфортной зоне А.Пятигорский называл профанической, обычной, обыденной.

Интенсивность жизненных обстоятельств такова, чтобы поддерживать некую фоновую активность существования. Нельзя сказать, что в этой зоне нет проблем, напряжений, конфликтов. Они, вне сомнения, существуют, но имеют обыденный характер и являются некими характеристиками привычных способов взаимодействия с внутренней и внешней реальностью.

В комфортной зоне нет вызова, ситуаций, фрустрирующих личность. У личности существует запас прочности, запас опыта, система знаний, умений, навыков, чтобы линейно проструктурировать смыслодеятельностное поле и при этом не встречаться с неразрешимыми ситуациями. Помните: “Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет”. Именно такова стратегия жизни в комфортной зоне. Именно такова основная стратегия личности как сложной системы, стремящейся к гомеостазису. Более того, я думаю иногда, что многие психологические структуры на уровне восприятия жизни таким образом устроены, чтобы сохранить существование в комфортной зоне. Любая сложная система может функционировать только имея порог чувствительности. Мы как бы не замечаем или не присоединяемся, не хотим вовлечься в эмоциональные состояния с ситуациями, грозящими комфортному гомеостазису. Все защитные механизмы устроены в соответствии с этой логикой. Порог чувствительности часто специально снижается именно нашим стремлением к жизни в зоне комфорта.

Существование в зоне комфорта обеспечивается несколькими переменными:

а) бесконфликтностью между основными глобальными структурами “Я-материальное”, “Я-социальное”, “Я-духовное”. Вне сомнения, без всякого напряжения и конфликтов внутри этих сфер и и между ними существование личности невозможно. Конфликты и противоречия являются источником функционирования личности. Важно, что эти конфликты не обладают травмирующей интенсивностью, не имеют стрессогенного заряда. Существование внутри комфортной зоны всегда связано с идеей правильности жизни, с идеей стабильности “Я” .

б) тотальной отождествленностью с “Я” и табу на взаимодействие с “не-Я”.

в) снижением порога чувствительности и высокой селективностью к выражениям “не-Я” за счет увеличения внутренней жесткости и ригидности “Я”.

Во многих культурах существовали в переломные моменты жизни, которые являлись для членов сообществ критическими, кризисными, определенные ритуалы перехода из одного статусного состояния в другое.

Например, существовали ритуалы инициации подростков во взрослое состояние. Перед ним молодых людей специально готовили к этому важному моменту в их жизни. Они овладевали основными производственными навыками, усваивали основные традиции и нормы поведения в обществе, знали наизусть необходимые заклинания, молитвы, ритуальные церемонии. После прохождения этого ритуала молодой человек, до сих пор неполноценный член общества, становился его полноценным членом.

Во многом кризисное состояние напоминает обряд инициации, т.е. посвящения личности в новые тайны жизни. Именно кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовные пространства культуры. Кризис это не просто способ переведения личности в новое качество и более полноценного социального индивида, но и нечто большее.

Кризисное состояние является посвящением в ядерную смысловую структуру, приводящее к включению в сознание личности новых жизненных ценностей и таким образом становится действительным преображением индивида.

Кризисное состояние является испытанием на соответствие новой ситуации в материальном, социальном, духовном Я., новым социальным требованиям. Психологически кризисное состояние требует концентрации воедино всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Позитивная дезинтеграция происходят тогда, когда у личности имеются силы и навыки организации активности по преодолению испытания, а также когда она может и умеет собрать их в одно целое в данный момент. Для позитивной дезинтеграции необходимы навыки осознания, самоконтроля, саморегуляции.

Кризисное состояние всегда является лишением, фрустрацией. Кризис в некотором смысле является хирургическим вмешательством в структуру личности. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни и идентификаций, которые в основном являются внешними по отношению к психической реальности – образ и состояние тела, пища, одежда, более или менее комфортные условия существования, счет в банке, автомобиль, жена, дети, социальный статус, смыслы и духовные ценности. Кризисное состояние лишает некоторых элементов внешней опоры и именно при этом вычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только убрать внешнюю поддержку. В психологии существует красивая метафора формирования «внутренней матери». При полноценном развитии ребенка у него формируется образ внутренней матери. Сначала есть реальная, “внешняя” мать, она любит ребенка, поддерживает, помогает, и ребенок знает, что всегда может к ней обратиться в трудную минуту, и она придет и поможет. И вот при правильном развитии у ребенка постепенно формируется образ внутренней матери. Он как бы вбирает в себя свою реальную мать и сам себе оказывает поддержку. Сначала мать оставляет после себя различные заместители (игрушки, например, которые напоминают ребенку о присутствии матери), затем постепенно формируется и внутренний образ матери. Мать свою любовь, свои навыки оказания помощи и правила принятия решения в трудную минуту оставляет ребенку. Так ребенок остается с матерью на всю жизнь.

А если такого образа у человека внутри нет, он будет все время цепляться за внешнее, искать поддержки и утешения вне себя.

Кризис всегда является вызовом для личности. Он является испытанием на укорененность, интроецированность каких-то важных установок личности.

Кризисное состояние это также и разрушение всего внешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременно - это проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Это разрушение внешнего и проявление внутреннего важно, прежде всего, для истинного созревания личности, становления Человеком. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, соприкосновение с истинной экзистенциальной глубиной человеческого существования.

Любой значимый шаг в развитии личности предполагает понимание своей ограниченности и выхода за свои пределы. Это не война всех против всех или бунт, предполагающий конфронтацию с социальными законами сосуществования и этическими нормами.

Это изменение места восприятия себя в жизни, смотрения на себя из-за пределов себя и честное признание своей ограниченности, иллюзий.

В конце концов, законом развития является то, что появляются какие предвестники изменений. Сперва незаметно, но затем все интенсивнее жизнь начинает указывать тебе, что то лоно, которое ты обжил, уже устарело или тесно ли от нее пахнет затхлостью. Слышишь ты, или не слышишь – зов к изменениям начинает заполнять пространство твоей жизни. И этот зов мы называем кризисом.

Зов кризиса многолик.

Это может быть ломка устоявшихся представлений о своем теле и других частей материального Эго: болезнь, угроза смерти, потеря дома или денег. Это может быть шокирующее столкновение с болезнью, старостью или смертью, как это было с Буддой. Иногда не само лишение значимой части своего материального существования, а даже угроза этого лишения становится причиной кризиса, его зовом.

Часто зов может реализоваться через ломку привычных социальных отношений и отождествлений с ролями и статусами: потеря работы, измена жены, невозможность заработать деньги, лишение перспектив профессионального роста, развод, потеря детей, друзей, близких родственников… Зов тем сильнее, чем более значимых частей социального тела касается его сметающая сила.

Еще интенсивнее зов кризиса проявляется в духовных измерениях личности. Это может быть зкзистенциальный кризис, ломающий все его привычные представления и убеждения. Иногда зов может прийти и как толчок изнутри: впечатляющее сновидение или видение, случайно кем-то оброненная фраза, отрывок из книги, либо как глубокий и искренний отклик на учение или учителя.

Зов может воплотиться в зловещие фигуры экзистенциальной тоски, чувства одиночества и отчужденности, абсурда человеческого существования, мучительного вопроса о смысле жизни. Духовный кризис может принять форму щемящей, как бы беспричинной божественной неудовлетворенности, лишающей смысла привычные интересы, малые и большие удовольствия жизни от секса, славы, власти, телесного наслаждения.

Мы можем предположить, что зов является по интенсивности проявлением гурманской зоны, которая менее обжита человеком, но более наполнена жизненностью и странной привлекательностью. Само название уже говорит о чарующей притягательности того, что редко встречается.

Гурман (фр.gourmand) – любитель и знаток тонких блюд, лакомств, то есть основная масса людей вполне удовлетворена яичницей с колбасой, но есть несколько человек среди тысячи, которым обязательно для полноценной жизни нужно попробовать внутренности тигровой змеи или шею летучей мыши. Гурманская зона притягательна необычными переживаниями и основное эмоциональное содержание – смесь любопытства и страха: «Страшно, но любопытно», «Любопытно, но страшно». Не зря самое пиковое выражение любопытства в русском языке «страшно любопытно».

Гурманская зона всегда является возможностью в некоторой степени опасного, но реального расширения внутреннего опыта.

Гурманская зона всегда связана с соприкосновением со стенками «не Я».

Интенсивность гурманской зоны прямо пропорционально связана со степенью напряжения между фрагментами «Я» и «не-Я» в материальном, социальном, духовном аспектах. С гурманской зоной имеют ассоциативную связь такие слова, как «встряхнуться», «взбодриться», «оторваться», «расслабиться»… Как показывает смысловой анализ, не так важно, каким образом повышается интенсивность, важно, что личность «прерывает» линейность комфортной зоны новыми состояниями. Гурманская зона является игрой «хочу» и «случается», то есть соприкосновение с этой зоной связано с субъективным желанием или объективными обстоятельствами.

Комфортная зона при всей своей стабильности, устойчивости и надежности, в конце концов вызывает тошноту и скуку. Эти чувства появляются особенно быстро, если в личности достаточно много жизненной энергии. Я думаю, что если человека еще раз поместить в рай, он и сегодня, при всем своем знании и опыте, опять найдет Древо Познания и вкусит запретный плод.

Личность осваивает новые области переживаний, приобретает новые знания, умения, знания именно в гурманской зоне. Л.С. Выготский писал о зоне ближайшего развития как наиболее оптимальном варианте обучения. Гурманская зона и есть зона ближайшего развития.

Обучение или сверхобучение происходит именно в той жизненной ситуации, когда незнание или неумение опасны. Это хорошо знают студенты во время сессии.

Гурманская зона имеет огромный положительный потенциал в силу того, что вызывает к жизни ресурсы личности, повышает физические, интеллектуальные, эвристические и другие психологические возможности. Одновременно гурманская зона – тренировка новых возможностей, открытие новых перспектив жизни и узнавание ее новых граней.

Существуют две неприятные закономерности во взаимодействии с гурманской зоной:

– чем больше мы исследуем ее, тем дальше сдвигаются ее границы, тем большей интенсивности нам нужен опыт для достижения новых состояний или воплощенного проживания старых. То есть каждое взаимодействие с гурманской зоной раздвигает зону комфорта и нужна все большая интенсивность опыта, чтобы достигнуть гурманской зоны.

– длительное пребывание в гурманской зоне приводит не только к “наркомании интенсивностью” и девальвации комфортной зоны, но и к психобиологическому истощению, к формированию привычки жить на пределе возможностей и как следствие – к кризисным состояниям с негативной дезинтеграцией.

Не так важно, какую форму принимает зов кризиса. Важно, что он слышен в интенсивности опыта большем, чем при обыденном существовании. Важно, что он задевает самые важные струны личности, извлекая душераздирающий крик отчаяния и показывает ограниченность возможностей Эго, привычного восприятия жизни и зовет человека к новым просторам развития. Важно, что он вызывает страх и панику, одновременно любопытство и воодушевление.

Этот вызов ставит человека перед выбором:

· идти вслед за зовом в непонятные и неизведанные области реальности, к новым территориям личности, сознания, деятельности, к новому качеству жизни;

· не принимать вызова, как бы не замечать надвигающегося кризиса и глубже закрыться в привычном.

И в том, и в другом случае человек находится в ситуации кардинального выбора, который только при первом приближении кажется выражением свободы человека. Выбор не только высший дар. Часто он становится проклятием для рефлексирующего и сомневающегося человека. Именно в момент зова нужно вспомнить слова Ницше: «Созидающие – будьте тверды».

Зов – это послание судьбы о демиурговом предназначении человеческого духа.

Глухота к зову, вызванная анестезией любопытства страхом может обернуться для человека сожалением об упущенных возможностях, что все могло быть по другому – лучше, сильнее, глубже, ярче…

И тот покой, выбранный в какой-то момент ради привычного дивана и лежания в сытой лености перед телевизором, может оказаться отравленным чувством нереализованности, никчемности, блеклости привычного существования.

Если вызов услышан, то, по большому счету, человека может ждать более незавидная судьба, чем привычная обыденность. Но таков путь мистерии кризиса – все пять форм осваиваются только воинами по духу или неистовыми в своей решимости пережить и стать другими.

Смерть и возрождение

Эта фаза является кульминационной в переживании кризиса. Опыт этой фазы заключается в безжалостном уничтожении важных прежних опор и основ в жизни человека. Эту форму мы можем обозначить как смерть прежней структуры, содержания Эго, его оценок, отношений. Смерть прежней структуры может являться следствием интенсивного физического переживания (сексуального, болевого, изменения образа я), эмоциональной катастрофы, интеллектуального поражения, морального крушения. Смерть и возрождение наступают только в шоковой интенсивности опыта или кумулятивном эффекте сильных переживаний из гурманской зоны.

При кумулятивном эффекте гурманской зоне и истощении биопсихического потенциала шоковый эффект может индуцироваться мгновенной «последней каплей». При истощающем кризисе человек сначала эффективно справляется с серией отдельных или связанных со стрессом событий, следующих одно за другим. Но в конце концов сопротивление ослабевает, и человек может дойти до точки, когда уже не имеет достаточных сил и ресурсов - внешних и внутренних - для того, чтобы справиться с кумулятивным эффектом последующих ударов. В такой ситуации состояние острого кризиса неизбежно.

При шоковой интенсивности внезапный катаклизм в материальном, социальном или духовном Эго может вызвать сильную эмоциональную реакцию, которая подавляет адаптивные механизмы индивида. Поскольку событие происходит неожиданно и человек обычно не имеет времени подготовиться к страшному удару, он может впасть в эмоциональный шок и "чахнет". Шоковая интенсивность всегда связана с воздействием кризиса на важные ядерные конструкты личности – образ я, интегративный статус, экзистенциальные ценности.

Рис. Три зоны интенсивности опыта.

j – интенсивность, t – временной континуум

Из шоковой зоны всего 4 выхода:

Позитивная дезинтеграция с переходом на новый качественный уровень целостности сознания и личности,

Сумасшествие с различным возможным содержанием,

Негативная дезинтеграция с потерей социальных коммуникаций, жизненности и возвратом в комфортную зону с минимальным уровнем витальности,

При позитивной дезинтеграции смерть Эго воспринимается не как исчезновение с его метафизическим страхом небытия, а качественное преобразование, уход от привычного восприятия мира, чувства общей неадекватности, необходимости сверхконтроля и доминирования. Смерть Эго - это процесс самоотречения. Эта форма нам раскрывается через переоценку всех ценностей, изменение целей жизни. На этой стадии многое из того, что казалось ценным, таковым больше не является. Многие важные смыслы «сдувает ветром перемен» и человек может с ними расстаться. Символизм смерти и возрождения на уровне индивидуального осознания вызывает к жизни манифестации мифологических аспектов разрушения и жертвенных персонажей.

Кризис это смерть прежней идентичности, уже не соответствующей задачам текущего этапа личностного развития. И в смерти возрождается новая ткань жизненности. Старый образ себя должен умереть, а из его пепла должна прорасти и раскрыться новая индивидуальность, более соответствующая эволюционной, материальной, социальной и духовной цели.

В новом, принятом качестве возникает чувство духовного освобождения, спасения и искупленности. Человек воспринимает глубинный смысл свободы, как состояния. Содержание этого этапа связано с непосредственным рождением новой личности. На этой стадии процесс борьбы за новые качества подходит к своему концу. Движение по передрягам кризиса достигает кульминации и за пиком боли, страдания и агрессивного напряжения следует катарсис, облегчение и наполнение жизни новыми смыслами.

Одновременно с этим, нужно учесть, эта фаза является не только стадией психобиологической или социально-психологической эволюции человека, но также реальным переживанием психодуховной эволюции. Этот этап кроме включенных в них индивидуальных личностных переживаний имеет выраженное архетипическое, мифологические, психодуховное, мистическое содержание, имеет отчетливо нуминозный характер и связан с глубокими экзистенциальными инсайтами, которые открывают всеобъемлющее единство за миром разделенности.

Фаза урока требует от личности дисциплины и умения быть «учеником кризиса». Для нее очень существенен конструктивный опыт. За смертью и возрождением важен поиск новых целей, стратегий жизни, новых ценностей. Нахождение их может стать прорывом, который круто меняет восприятие мира. Это могут быть новые социальные проекты, прозрения, касающиеся экзистенциальных смыслов существования, понимание своего места в обществе и своей миссии. В духовном пространстве это может выражаться в просветлении, саттори, освобождении, единении с Богом, или в чувстве необычной легкости, ясности и простоты жизни.

В период осознания и прояснения перспектив в новом качестве люди особенно чувствительны к помощи. Привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, и человек становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период часто может дать максимальный эффект, и соответствующим образом направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию эффективнее, чем более интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.

За счет опыта кризиса в этой фазе у личности появляются новые механизмы разрешения конфликта и развиваются новые адаптивные способы, которые помогут человеку в будущем более эффективно справиться с такой же или подобной ситуацией.

Главным уроком кризиса, на мой взгляд, является Равностность. Это состояние равного ко всем и ко всему отношения - глубинное выражение фактуальности жизни. Для нас жизнь это всегда вовлеченность в отношения. Мы кого-то любим, кого-то ненавидим, к кому-то равнодушны, кого-то презираем, что-то считаем правильным, что-то неправильным... В Равностности нет разницы между людьми независимо от пола, возраста, расовой, кастовой или этнической принадлежности, достатка, образования, родственных отношений... Из точки Равностности нет различия между негром и русским, японцем и чеченцем, евреем и татарином, моей женой и матерью, моим сыном Вадимом и эвенком, сидящим в чуме, миллиардером и нищим, сущностного различия между Христом и Буддой Шакьямуни, Мохаммедом и Ошо. Из пространства Равностности нет различия между человеком и другими живыми существами. В этом смысле кот Максим, лежащий прямо сейчас рядом на кресле, на сущностном уровне равен Бодхидхарме и обладает той же природой. Равностность это не равнодушие. В православной религии аналогом этого состояния является Великое смирение. Равностность это состояние беспристрастного отношения к реальности - к живой и неживой, пробужденной и спящей, к духовной и бездуховной, к словесной, эмоциональной, перцептивной, символьной, знаковой... Человек наблюдает за рекой жизни и является наблюдением вне отношений и вовлеченности.

Он ни за что не хватается и ничего не считает своим, у него ничего нет, и в то же время есть все. В нем все есть: все состояния, все идеи, все реакции - он ничем не является. Он встал над полем человеческих переживаний. И уже из этой точки имеет возможность входить в любую форму, в любое переживание, в любое состояние, в любое отношение, в любой контакт с реальностью, не теряя связи с состоянием Равностности.

Одновременно это состояние, когда главным остается служение другим людям и человек полностью проявлен в своей духовной потенции. Он свободен от отождествлений, желания быть кем-то и чем-то, но урок мудрости, полученный из кризиса, делает его проводником высших ценностей человеческого существования – любви, милосердия, сострадания, понимания, сопереживания. Именно кризис выявляет сущностное понимание гуманизма как признания самоценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Урок кризиса в высших проявлениях является уроком добродетели – священной обязанности служения каждому человеку на жизненном пути.

Завершение.

Когда кризис завершен, человек становится «умудренным опытом». Я предельно уверен, что личность не может пробрести качество мудрости в обыденности. Учитель рождается в горниле кризиса. Более того – любая стоящая личность формируется только через опыт кризиса.

Собственно – кризис закончился. Во внутреннем пространстве уже есть ясность понимания и «соль жизни на твоих ладонях».

Но внутренняя ясность недостаточна для полного завершения. Кризис имеет завершенность только в том случае, когда его опыт проявляется в возвращении в привычный социум и служении другим людям.

Ценность людей, которые прожили глубокий кризис, чрезвычайно велика не только для духовной, но и социальной, материальной жизни общества. Есть мудрая поговорка «За одного битого двух небитых дает». Часто опыт переживания личностного кризиса имеет такое качество, что является бесценным даром прозрения для сотен тысяч людей. Для многих людей моего поколения опыт Павки Корчагина был образцом преодоления трудностей. И сейчас, когда многие акценты оценок сместились, я чувствую его героический дух воина еще и потому, что он смог преодолеть эгоцентрические мотивы и для него потребность служить обществу была основной и непреодолимой.

Прохождение кризиса может быть и менее драматичным. Многие переживают кризис, но немногие достигают мудрости. Не всегда кризис вплетает в себя все пять форм в пиковой интенсивности. Мы переживаем в своей жизни много кризисов. Они похожи на серии кругов, подобно спирали, в которой личность возвращается снова и снова к своей обыденности, но каждый раз достигая более высокой перспективы, если конечно, какой-то из кризисов не приведет полному уничтожению личности и невозможности возврата в привычное лоно жизни.

Какое же значение имеет для нас этот время от времени повторяющийся опыт агонии эго, который мы обозначаем как личностный кризис?

Для меня ясно, что кризисы являются эволюционным вызовом. Это последний механизм селекции наиболее мощных и сильных личностей в борьбе социального выживания. Это мощное, извечное переживание, испытание которого приводит к предельной эффективности человека как носителя человеческого. Мы можем вспомнить в связи с этим Лао-Цзы, Будду, Махавиру, Бодхдхарму, Христа и тысячи других имен, для которых кризис стал горнилом нового понимания жизни. Но всех их объединяет то, что благо человека - это критерий оценки всего происходящего в жизни, а сам человек может быть для другого человека только целью, а не средством.

Ко многим кризис приходит непрошеным гостем. Но это ситуация является именно тем зовом, который ты можешь услышать и следовать за ним.

Кризис представляет собой сакральный процесс, скрытый в человеческой психике и таящий в себе эволюционный потенциал.

Именно он может привести к реконструкции психики, личности и сознания того порядка, который эволюционно необходим для человека и человечества.

И потому – да здравствует кризис и возможность пережить его мистерию во всех пяти формах.

Именно он рождает личность менее конфликтную, свободную от прошлого, менее привязанную к своим обусловленностям и к стадной ментальности, более здоровую и целостную.

Именно кризис рождает все лучшее в человеческом.

На пути каждого из нас неизбежно встречается это страшное слово “кризис”. Он бывает для всех разным, но всё-таки требует одного незамедлительного решения. Мы расскажем, как одолеть кризис личностного роста и забыть о нём навсегда!

Это страшное слово “кризис”

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Кризис бывает разным, и каждый мешает дальнейшей жизненной самореализации. Само по себе понятие кризис означает внутренний застой, неспособность двигаться дальше, развиваться и решать свои проблемы самостоятельно. В таком случае придётся побороться за его преодоление.

Чтобы правильно вооружиться для победы над кризисом личностного роста, необходимо узнать о причинах его появления и особенностях. Помните, вам придётся с ними столкнуться напрямую.

Главные причины торможения в развитии личности:

  • Столкновение с серьёзной проблемой.

Жизнь непредсказуема, и иногда испытывает нас на прочность, подкидывая задачки, для их решения. В таком случае, не стоит откладывать существующую проблему в долгий ящик, её нужно решить здесь и сейчас.

  • Загруженность делами.

Невротические состояния способны появиться из-за явной перегрузки. Помните, наш организм не железный, ему также необходим отдых. Если завалы дел не получается разобрать самостоятельно, всегда можно обратиться за помощью к другим людям.

  • Отсутствие хорошей мотивации.

Главной причиной застоя в развитии личности всегда выступало отсутствие мотивации. Если нет цели и желания, то кто захочет действовать? Постарайтесь найти эффективную лично для вас мотивацию, и она заставит вас свернуть горы.

  • Финансовые проблемы.

Ровную жизненную дорогу значительно могут подпортить финансовые трудности. Особенно возникшие ниоткуда. Например, внезапные большие траты, которые не были запланированы на ближайшее время. Что поделать, придётся их решать, но свой отпечаток на душевном равновесии такая проблема оставит.

  • Давление со стороны .

Одной из причин кризиса личностного роста становится давление общества, окружающих людей. Здесь стоит сказать стоп, и напрямую обсудить то, что вас так беспокоит.

  • Чувство лени.

Иногда человек сам себе враг. Например, если он позволяет чувству лени взять над собой верх. Стоит приложить не много усилий, и дать старт к действиям, так вы окажетесь победителем в этой ситуации.

Осознав причины кризиса личности, вы сможете выбрать подходящий способ борьбы с ними. А наш портал в свою очередь поможет вам в этом!

1. Вырабатываем иммунитет к стрессовым ситуациям.

Окружающий мир порой бывает непредсказуемым, поэтому можно ожидать чего угодно и в любое время. Дабы не растеряться в подобной ситуации, лучше подготовить себя заранее к этой встрече. Да, предугадать появление стрессовой ситуации невозможно. Но, если встретиться с ней морально подготовленным, то страха не будет, и вы сэкономите нервы.

2. Тренируемся давать отпор стрессу.

Говорят, что легче живётся тому, кто “умеет по жизни вертеться”.Гибкой личности легче преодолеть кризисное состояние и быстрее вернуться в норму. Такую эмоциональную гибкость реально выработать с помощью тренировок. А именно упражняясь в настольных играх.

Подобные игры способны выводить человека на переживания, вызывать чувство азарта и желание победы. Все эти эмоции схожи со стрессом, поэтому, научившись контролировать себя в процессе игры, вы научитесь сопротивляться невзгодам в реальной жизни.

3. Раскрепощаем своё тело.

Наши эмоции и тело имеют между собой глубокую связь. Все внутренние переживания моментально отражаются на нас физически через боль и недомогания. Поэтому и на наш дух можно воздействовать через тело.

Например, с помощью физических нагрузок: это может быть бег, танцы, упражнения на растяжку и так далее. Ведь не зря многие люди, после не удачного дня сразу бегут в спортзал, чтобы сбросить накопившееся напряжение.

4. Убираем самокритику.

Бывает и так, что внутренний голос приводит к кризису. А всё потому, что в каждом из нас живёт свой маленький (или не очень) критик. Кому-то он помогает в самосовершенствовании, а кому-то наоборот – задавить свою самооценку и впасть в депрессию.

В таком случае, наилучшим вариантом окажется поработать с психоаналитиком, который поможет вам обрести чувство уверенности и собственной значимости.

5. Расслабляемся по полной.

Опять же, вернёмся к взаимосвязи эмоций и тела. В момент кризисной ситуации наше тело сильно напряжено, а мышцы скованы. Нужно СРОЧНО расслабляться! К сожалению, не все умеют это делать. Для моментального расслабления подойдут некоторые упражнения, которые легко найти в сети Интернета.

Например, используйте дыхательные упражнения для расслабления . Необходимо совершать глубокие вдохи и выдохи носом в течение 30 секунд. Так вы нормализуете своё дыхание и достигнете успокоения.

Ещё одним способом быстро успокоиться станет выполнение комплекса упражнений для мышечной релаксации. Например, откиньте шею назад и расслабленно помотайте головой. Затем наклоните голову вперёд вниз, пытаясь дотянуться подбородком до груди. Повторяйте упражнение 2-3 раза.

Существует интересный способ расслабиться с помощью позитивных мыслей. Для этого не нужно искать подходящих условий или тратить много сил, достаточно лишь закрыть глаза и подумать о чём-то хорошем.

6. Смело идём покорять поставленные цели.

В любом деле – главное начать. И в борьбе с неврозом действует то же правило. Правда, здесь важно видеть перед собой чётко поставленную цель, которую вы собираетесь постичь. В таком случае не стоит тратить много времени на обдумывание плана и тактики, нужно сразу действовать, только так вы сможете добиться желаемого результата!

7. Здоровый сон – залог успеха.

Одним из лучших способов борьбы с невротическим расстройством станет полноценный сон. Порой невроз, из которого впоследствии возникает кризисное состояние, лечится именно через крепкий сон, при котором человек может отдохнуть и восстановить.

8. Не переставать бороться.

Как только вы опустите руки, можете сразу считать себя проигравшим в этой борьбе. Вера в себя и свои силы, поможет найти силы для дальнейшего противостояния всем тяготам жизни.

9. Переключиться.

Всем известно, что невроз – признак истощения и усталости. В таком состоянии действительно трудно преодолевать препятствия. Советуем устроить мозговую разрядку, переключится от насущной проблемы на что-то другое. Это может быть кроссворд или настольная игра, а может и задачка по математике. В принципе, подойдёт всё что угодно. После такого отдыха от проблемы, у вас точно появятся силы для её решения!

10. Обратиться за поддержкой к близким.

Частой ошибкой в кризисных состояниях является острое желание одиночества. На самом деле, именно в такие моменты вам просто необходима поддержка родных. Не бойтесь признаться им в своём недуге и попросить о помощи. Вы не одни, не ограждайте себя от всего мира!

11. Снизить эмоциональные нагрузки.

Возможно, вы просто не справляетесь со всеми делами, возложенными на вас. Остановитесь, соберитесь с мыслями и ответьте себе на вопрос: “А что на вас так сильно давит прямо сейчас?”. Наверняка есть вещи, которые на данный момент времени можно отложить в сторону, и вернуться к ним позже. Это поможет вам уменьшить нагрузки на свою чувствительную натуру.

12. Заинтересовать себя.

Порой застой в развитии возникает из-за отсутствия мотивации стоящей действий. Попробуйте заинтересовать себя чем-то новым. Это могут быть увлечения , с которыми вы до сели не сталкивались, или же путешествия по новым местам. На самом деле, мир наполнен удивительными вещами, необходимо лишь найти то, что вам по душе!

13. Ищем позитив во всём.

Важно, в любом деле не терять позитивного мышления. От него зависит эффективность решения поставленной проблемы. Если заранее приучить мозг воспринимать любую неудачу, как испытание, с которым он вполне может справиться, то на деле так и будет происходить.

14. Никогда не сдаёмся.

Для того, чтобы следовать выше перечисленным советам и побороть кризис личностного роста раз и навсегда, главное – ни в коем случае не сдаваться! Тогда советы окажутся действенными и полезными, а вы возьмёте верх над неврозным состоянием.

15. Обратиться за помощью к специалисту.

Не стоит забывать, что человек – не робот, и порой кризисная ситуация может оказаться куда сложнее, чем мы думаем. Но не время бояться, и такое бывает. Здесь понадобится взгляд на недуг опытного психолога, который обязательно вам поможет с его преодолением.

Используя наши советы, вы обязательно обретёте гармонию с собой и зарядитесь порцией хорошего настроения!

В течение жизни каждый человек постоянно занимается самосовершенствованием, развивается, узнает что-то новое. Но наша современная жизнь может поставить человека в такое положение, когда он не в силах быстро среагировать на какое-либо изменение ситуации. И в такой момент человек не может понять, что же все-таки правильно, а что неправильно, где хорошо и где плохо? Это и есть кризис личности.

Любая борьба с различными устоявшимися правилами, ценностями и нормами поведения является кризисом личности, который очень остро переживается человеком. Пытаясь хоть что-то понять или поменять в этом непонятном мире, человек доходит до психического расстройства, а порой и до смерти. И причина этого – изменение его внутреннего состояния.

Кризис личности может произойти в любом возрасте. Даже новорожденный младенец подвергается изменению состояния психики. В начале жизни выделены несколько кризисов: кризис рождения, кризис года, кризис трех лет и т.д. Взрослея, человек меньше подвергается возрастным кризисам, тут уже идут пубертатный кризис, кризис середины жизни, пенсионный кризис и кризис смерти.

Но на жизнь человека оказывают влияние не только кризисы личности, зависящие от его возраста. Большое значение играет и его эмоциональное состояние, изменение системы ценностей может происходить от перенесенного горя, невосполнимой утраты, под действием страха или гнева. Во многих случаях причины кризиса кроются и в семейных отношениях.

Кризис личности является дисбалансом в жизнедеятельности человека. Во время кризиса человек способен на такие необдуманные поступки, которые общество не может ни понять, ни принять. Человек, страдающий кризисом личности, отличается неадекватным поведением, частыми стрессами, длительными депрессиями.

Становлению личности способствуют различные факторы, например, стресс или резкое изменение ситуации. Наша современная жизнь идет в таком бешеном темпе, что нужно очень быстро адаптироваться к возникновению новой ситуации. А эта быстрота не всем под силу. Поэтому организм включает дополнительные силы защиты психики, такие как бегство, борьба или депрессия.

Депрессия является одним из природных психологических способов собственного спасения организма. Человек как бы уходит в себя, он затаился и пережидает проблему. Такая тактика действительно помогает. Но, с другой стороны, депрессия носит негативный характер, ведь человек во время депрессии не развивается.

Способы борьбы или бегства основаны на активизации энергии. Человек либо борется с данной проблемой, либо старается от нее убежать. Принято считать, что борьба с проблемой – это самый правильный и наилучший способ выхода из кризиса. Но в нашем современном мире сильно нарушены все функции защиты психики, часто мы сами не представляем, как правильнее среагировать на возникшую ситуацию. Отсюда и неадекватное поведение, и кризис личности начинается снова.

Для того чтобы преодолеть кризис личности, человек, прежде всего, должен сформировать для себя свою собственную систему ценностей с учетом того, что для него является наиболее важным. Поэтому нужно сосредоточиться на своей персоне. Не нужно в это время думать о родных и близких и делать из себя раба других людей. На первом месте должна стоять собственная кандидатура, а далее нужно расставить по порядку все свои жизненные приоритеты.

Многие такую сосредоточенность на себе посчитают за крайнее проявление эгоизма. Но так предусмотрено природой: каждый борется сам за себя. Конечно, следует учитывать, что данный метод подходит только одиноким людям. В семье в центральном круге могут находиться и двое, а уже вокруг этого круга будет вращаться все остальное: друзья, увлечения и т.д. Подобная система поможет преодолеть любые невзгоды и неприятности и избежать кризиса.

Кризисная ситуация - это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, подразделяются на:

1. стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких), провоцирующие различные виды кризисных реакций:

· острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза,

· отсроченная реакция на стресс от 2 месяцев до 1 года (ПТСР)

· сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма).

2. переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы)

3. переход на новый этап индивидуации (экзистенциальные кризисы)

Виды кризиса:

· возрастной - возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания.

· экзистенциальный - утрата смысла существования, потеря наиболее значимых ценностей и целей в жизни, пересмотр, ревизия системы психологических координат, которые позволяют человеку стабилизировать представление о самом себе и об окружающем его мире.

· лишения - кризис, связанный с утратой близкого человека. Переживание этого кризиса описывается картиной острого горя. Кризис лишения переживается как частичная утрата самого себя, утрата части собственной личности, состоящей из частей личности значимого другого.

· невротический – предпосылки, для возникновения которого, складываются еще в раннем детстве, могут развиваться даже при отсутствии воздействия каких-либо внешних раздражителей, травмирующих событий, перемен. С точки зрения психоаналитиков, примером в данном случае может служить образование порочного круга внутренних защитных психологических реакций, которые создают субъективное ощущение безвыходности и тупика, а объективно приводят к дезадаптации личности.

· травматический - возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию, и зависит от ее личностной оценки и степени субъективной значимости.

Следовательно, кризис задевает внешние и внутренние структуры существования:

Внешние аспекты жизни (работа, профессия, положение в обществе, семья, социальные роли).

Внутренние аспекты жизни, или экзистенциальная ситуация индивида (восприятие и опознавание себя как уникальной личности, ответы на экзистенциальные).

Глубина и сила переживаний кризисной ситуации зависят от многих факторов:

1. Уровня развития личности (уровня развития сознания);

2. Социо-культуральных особенностей, т. е. особенностей социума, в который погружена данная личность (моральные и нравственные представления, социо-культурные установки, система ценностей).

3. Личностных и характерологических особенностей, специфики онтогенеза данной личности.

4. Вида кризисного состояния, переживаемого личностью.

5. Социально-психологических особенностей личности (социальный статус, референтные группы, семья).

Роль социальных факторов в возникновении кризиса.

К макросоциальным факторам могут быть отнесены:

· Изменение национальной мотивации (что для разных национальностей характерен различный тип мотиваций).

· Социокультуральные изменения. Стремительные политические, социально–экономические и культуральные изменения всегда сопровождались ухудшением психологического состояния населения.

· Острые стрессовые ситуации, опасные для жизни. Это стрессовые ситуации, выходящие за рамки привычного человеческого опыта. К ним относятся стихийные бедствия, катастрофы, войны.

· Аномия – отсутствие норм; старые нормы уже не работают, а новые еще не выработаны

Роль личностных факторов.

Роль характерологических особенностей личности в генезе кризисных состояний бесспорна.

Предпосылки к развитию кризиса: эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, незрелость личности, акцентуации характера. фрустрация потребностей личности.

Физиологические потребности -- Потребности безопасности и защиты -- Потребности принадлежности и любви -- Потребности самоуважения -- Потребности самоактуализации: желание

1. Базовые, "врожденные", психологические потребности. Их фрустрация носит патогенный характер и может вызвать психические и поведенческие расстройства.

2. Приобретенные потребности. Их фрустрация не вызывает психических нарушений.

Еще по теме Виды кризисов. Причины возникновения кризисов: роль личностных и социальных факторов.:

  1. Социальные конфликты - неотъемлемая составляющая жизни общества. К.Маркс как основатель теории конфликта. Г.Зиммель, Л.Козер, Р.Дарендорф, Э.Гидденс и их вклад в изучение конфликтов.Ресурсные и ценностные противоречия как основа социальных конфликтов. Причины возникновения социальных конфликтов по П. А.Сорокину.Типология конфликтов. Виды и формы конфликтов. Причины возникновения, условия течения социальных конфликтов. Стадии развития конфликтов.Функции конфликтов. Методы урегулирования конфликто