Югендстиль, он же тиффани, он же сецессион, он же либерти, он же модерн. Рижский югендстиль: какофония образов на фасадах

Модерн

Викто́р Орта́ . Лестница в Отеле Тассель, Брюссель. Входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
Концепция отказ от симметрии; естественные, «природные» линии; растительные орнаменты; творчество прерафаэлитов
Дата основания 1880-е
Дата распада 1914
Модерн на Викискладе

Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства .

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Термин

В различных странах стиль имел разные названия: во Франции - «ар-нуво» (фр. art nouveau , букв. «новое искусство») или «fin de siècle » (фр . «конец века»); в Англии - «современный стиль» (англ . modern style ); в Германии - «югендштиль» (нем. Jugendstil - «молодой стиль» - по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend ); в Австрии , Чехословакии и Польше - «сецессион» (нем. Secession - «отделение, обособление»); в Шотландии - «стиль Глазго » (англ. Glasgow style ); в Бельгии - «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати» , созданного в 1884); в Италии - «либерти» («стиль Либерти »); в Испании - «модернизмо» (исп. modernismo ); в Нидерландах - «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии - «еловый стиль» (style sapin ); в США - «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России - «модерн».

Описание

Появление

В 1860-1870 годы в Европе главенствовало направление историзма , которое заключалось в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому своё творчество объединяло другие художественные течения и школы в разных странах. В результате в 1880-е годы в работах ряда мастеров начал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял историзму новые художественные приёмы.

Родоначальником модерна считается Англия - старейшая страна капитализма. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов» , философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса , получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре . Моррис создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики .

В европейских странах появлялись художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа » во Франции, «Мир искусства» (1890) в России .

Хронология

Период развития модерна: конец 1880-х - 1914 годы - начало первой мировой войны , оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы .

Условно выделяют 3 этапа развития стиля:

Классификация

Разделение искусства модерна на отдельные периоды и стили условно. Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя различные направления и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается историзм и начинается модерн, и где заканчивается модерн и начинается ар-деко .

Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм: неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем , который относился к периоду историзма).

Исполнение

Наиболее заметная особенность модерна - отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых, как подражание природным формам растений. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В формах модерна преобладал - отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки - цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Для интерьера характерны сочетание плоскостей, изогнутая мебель; в отделке - наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Конструкции стиля - часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Окна - прямоугольные, вытянутые кверху, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» - широкие, наподобие витрин . Двери стиля модерн - прямоугольные, часто арочные плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные .

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

    Дверная ручка в стиле модерн. Берлин, Gutzkowstr. 7.

    Глиняная расписная тарелка с лилиями художника Амальрика Вольтера.

    Окна парижского дома по улице Champ de Mars №33. Архитектор Октав Ракин.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок , на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х годах значение модерна начало угасать.

Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии , ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи . Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

Предмодерн

Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом . Это течение формировалось в разные годы, в разных странах и различными художниками, как правило, не знавшими друг друга, но связанными общими идеалами и идеями. Направления модернизма не были связаны с национальными традициями стран, в которых они развивались. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Ярким примером такого несоответствия может служить Эйфелева башня , которая, по мнению интеллигенции того времени, совершенно не вписывалась в архитектуру Парижа и вызвала бурю негодований. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму . Первыми модернистами были художники, творившие на рубеже конца XIX века, которые считали, что духовная революция, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира, требовала отказа от социально-политического радикализма. Новой идейной платформой стала духовная революция как качественно новое сознание, новое жизнепонимание. В её основе лежали интуитивизм А. Бергсона и Н. Лосского , феноменология Э. Гуссерля , психоанализ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга , экзистенциализм Сёрена Кьеркегора , Мартина Хайдеггера , Карла Ясперса , Николая Александровича Бердяева и др. Теоретическую основу будущего стиля сформулировал Уильям Моррис , однако развитием идей раннего модерна занимались многие художники эпохи предмодерна .

Модерн в архитектуре

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл , бетон , стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру , который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы - лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861-1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки - всё проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар , создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро .

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл испанский архитектор Антонио Гауди . Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Галерея

    Casa Fenoglio-La Fleur (1907), Италия

Живопись модерна

На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм , который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.

Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Одним из основоположников этих идей стала «Понт-авенская школа » с Полем Гогеном . В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.

Галерея

Графика модерна

Графика стала той областью, из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля, и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. К особенностям этого дизайна, появившегося в 1883 году, относятся цвета и сильно изгибающиеся стебли и листья в монохромном исполнении. Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво .

В конце XIX века сформировался тот вид графики, который принято называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. Тираж издания мог составлять несколько тысяч оттисков .

Литография, искусство книги (книжный дизайн), графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря работам англичанина Обри Бёрдсли , немцев Томас Гейне , Г. Фолегера и русских мастеров Александр Бенуа и Константина Сомова . Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии).

Первыми модернистами во Франции стали ученики Гогена, а в Англии - последователи «прерафаэлитов».

Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли - автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга ». Графика Бёрдсли - классика модерна. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Для света - белая бумага, для тьмы - черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона» .

В России большую роль в становлении плаката сыграли мастера объединения «Мир искусства ». Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством.

Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщённый рисунок, резкие контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые .

Германия

Мастера немецкой графики искали новые технические приёмы. К таким новшествам можно было отнести рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием её белилами. Чтобы, например, получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной тёмной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линии на такой бумаге выглядели по-новому .

Галерея

    Альберт Клингер (1869-1912)

    Афиша выставки декоративного искусства 1894 года. Тема павлина часто встречается в стиле модерна.

Скульптура модерна

Основные черты скульптуры стиля модерн - это возвращение к «природным» линиям. Характерны текучесть и динамизм форм, «внутренняя энергия». Скульптура модерна декоративна, ее предназначение украшать пространство, подчинять его единому ритму. Среди скульпторов модерна особо выделяют двух французских мастеров: Огюста Родена и Аристида Майоля .

Среди десятка работ Родена самая известная - «Мыслитель» . В своих работах он прославляет великую силу любви, её красоту и бессмертие. Другие его известные работы: «Первый поцелуй», «Вечная весна», «Поэт и муза».

Галерея

    Скульптура Танец с шарфом Агатона Леонарда

Ювелирное искусство модерна

Для ювелирного искусства эпохи ар-нуво наиболее характерны такие общие черты стиля, как: использование плавных, естественных линий, подражающих форме листа или волны, избегание прямых геометрических форм, использование приглушенных пастельных и матовых цветов и материалов. Не отказываясь от золота, ювелирный стиль ар-нуво среди излюбленных материалов выделял полудрагоценные непрозрачные камни, такие как опал , лунный камень , бирюза , а также жемчуг, эмаль, слоновую кость. Бриллианты и другие драгоценные камни используются в изделиях ар-нуво преимущественно в качестве вспомогательных декоративных элементов. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы.

Среди наиболее выдающихся ювелиров эпохи модерна можно отметить Жоржа Фуке , Тиффани и Рене Лалика .

Галерея

    Кулон с нимфой, Masriera&Carreras. Золото, серебро, эмаль, бриллианты, сапфиры.

Интерьер модерна

Интерьер в эпоху модерна стал играть более важную роль - это было продиктовано архитектурой, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне . Интерьер строился на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорировались, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены оформлялись более красочно, занавеси делали светлыми .

Галерея

    Павлинья комната, Лондон

Если говорить о рижских интересностях, то я должен честно отметить, что воспеваемая многими Старая Рига (Vecriga) в общем-то, слабей своих аналогов – скажем, архитектурно цельного Старого Таллина (Vana Tallinn), оригинального Старого Вильнюса (Senasis Vilnius). Видел я и другие подобные ансамбли – скажем, Любек запомнился. К сожалению, в Старую Ригу было осуществлено немало чуждых и грубых архитектурных вторжений и поэтому многое мне там откровенно «цепляет глаз»; это мы посмотрим попозже.
Зато настоящей жемчужиной Риги, притом совершенно неповторимой, на мой взгляд, является архитектура Belle Epoque – модерн, ар нуво или ещё точней, для этого места – югендстиль . Это не просто единичные здания, это и целые кварталы!
Я бы так охарактеризовал этот феномен: для праздного туриста – это как минимум забавно и интересно; для любителя архитектуры – настоящий Клондайк; а для любителя модерна – полный крышеснос , иначе слова не подобрать! Настолько там оригинальные и очаровательные работы! Можно бесконечно ходить и разглядывать детали, заходить во дворы, искать новые и новые ракурсы, любоваться лепниной, фактурой камня, горельефами и барельефами, пытаясь постичь пропорции и вообще, логику архитекторов. То есть в Ригу можно смело ехать даже из-за одного этого уникального «заповедника модерна». Такого нигде больше не увидишь!

Рижский югендстиль не вполне похож на петербургский или хельсинкский модерн, особенно его ранняя стадия (до 1904 года включительно). Он более «пышный», витиеватый, отличается широчайшим использованием масок, орнаментов и вообще, очень сложных решений. Здания после 1906 года более суровые, серьёзные, близкие к «северному модерну» a-la Хельсинки, когда вошёл в моду т.н. «национальный романтизм». Есть и такие решения, где думаешь, что находишься где-нибудь на Петроградской стороне. А есть и вообще «венецианские» или «мавританские» решения, которые представляют собой смесь мотивов модерна, классицизма и необарокко.
* * *
Некоторые могут спросить – почему же «дыхание Империи»? А потому, друзиа мои, что феномен этот – в том глобальном виде, в котором мы сейчас можем его наблюдать, целиком и полностью обязан экономическому буму Российской Империи конца XIX – начала XX века, когда порт и город Рига привлекал к себе огромные деньги и потоки товаров, являясь пятым по величине городом империи. Если бы этого не было, то несомненные таланты и смелые фантазии архитекторов, конечно, устремились бы в иных направлениях, ведь «свято место пусто не бывает». А в 1914 всё это закончилось. Навсегда. Так что это не просто красивая метафора, а историческая данность.
Впрочем, о феномене и подробностях возникновения рижского югендстиля мы подробнее поговорим в следующей части моего описания, а сейчас я предлагаю вам просто посмотреть эту архитектурную симфонию и проникнуться ею:)

В этой части я покажу образцы архитектуры только с очень и очень небольшой части Риги – улицы Альберта (Alberta iela) и примыкающей к ней перпендикулярно Strelnieku iela. Это самый настоящий концентрированный «музей югендстиля», куда меня привела френдесса elina2106 . Обзору иных зданий в этом стиле и в эклектике, верней того, что я наснимал, будет посвящен следующий пост.
В снимках нам будет несколько мешать снежная пурга; но, увы, других дней у меня в Риге не было, так что все претензии – к погоде:)

Вот она, эта улица Альберта – вид на перспективу.

Alberta, 8. Главный вход.

Этот дракон с «конской» головой поближе.

Шарфик с надписью «1904».

Отчего они кричат? От боли? От возмущения? Чем недовольны?

Alberta, 4. И те самые наверху, помните? Я их показал недавно.
Сейчас тут – вроде – венгерское посольство.

Подьезд дома.

Решение центра фасада.

Детали покрупнее.

Маскароны на фронтоне фасада, крупно.

Ещё одно потрясшее меня архитектурное решение центральной оси фасада.

Смотрите крупнее.
В центре, насколько я понимаю, аллегорический лев? А внизу – чёрт? Обращённые друг к другу профили на синем мне несколько напомнили какого-то римского папу:)

Классика модерна – округлые балкон и окна!

Спускаемся ещё ниже.

И, наконец, решение главного входа в этот замечательный дом!

Alberta, 11.
Образец более строгого строительства, после 1906 – «национальный романтизм». Почти Хельсинки:)

Вход во внутренний двор дома.

Вид изнутри.
Изнутри фасады, конечно, обшарпаны (там, где они наглухо не закрыты). Как и в Питере, разве что немного поаккуратнее. Это - реальность. А то я уже успел услышать в комментах мечтательное «Аххх! Если бы у нас так старину охраняли! Как у них!».

Вид по диагонали на фасад этого замечательного здания. Еле-еле нашел ракурс почти без искажений и широкоуголенья.

Ещё одна интересная особенность местного модерна – широкое использование архитекторами эротических мотивов. Представляю, с каким ужасом глядели на это тогдашние бабушки:)

Вот они покрупнее, барышни-то.
Видите, как изящно? Настоящая Belle Epoque!

Модерн-мотив с бараном. Тоже понравилось.

Здание на Alberta, 13.
Тоже меня сильно впечатлило. Приеду ещё раз и сниму его хорошо и целиком (это весьма непросто), в более благоприятную погоду, а пока – смотрите детали.

Это даже не маскарон, я вообще затрудняюсь определить эту композицию. Симфония архитектуры!

Решение эркера с завершающей его псевдоготической башенкой.

Замечательное здание на углу Alberta iela и Strelnieku iela.
Это, скорей, национальный романтизм, судя по стилю и орнаментам. И никаких уже вам роскошных маскаронов и перетяжеления деталями.

Заскочил в один дворик на Strelnieku iela - и поразился! Я на Петроградке???

Еще одно интересное бело-синее здание. Главный вход.

Балкон - и снова изящные барышни!

Ещё одно замечательное эротическое архитектурное решение. А какие там мрачные и грозные над ними птички, вы только посмотрите! Наверное, сторожат этих красавиц! А узор литья балкона! У меня чуть не зашкалило в глазах от восторга, хорошо фляга с коньяком рядом была:)

PS. Уточнения назначения зданий и номеров домов приветствуются.

Продолжение прогулки по блистательной Риге югендстиля воспоследует.

Рига мне больше всего запомнилась именно свой застройкой в стиле модерн. Несколько сотен зданий, никак не меньше, составляют примерно треть от всей планировки центральной части города и это смотрится действительно прекрасно. И именно благодаря этому, исторический центр города Риги внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Югендстиль (Jugendstil в Германии, Art Noveau во Франции, modernismo в Испании, Sezessionsstil в Австрии, Stile Liberty или Stile Floreale в Италии) в Европе появился на рубеже 19 и 20 веков и свое победное шествие продолжил вплоть до Первой мировой войны.

Это орнаментальный стиль, опирающийся на изогнутые линии, асимметрию в композиции и нерегулярные линии в ритмах, главные мотивы - природа, перекликание с античным искусством и мифологией. В архитектуре югендстиль выражается функциональностью строений и богато декорированным фасадом, это достигается всеми возможными строительными средствами: от формы оконных и дверных проемов, эркеров, до рельефов, скульптур, орнаментальных линий или полей, витражей. Однако важен для стиля не только парадный фасад, а общий образ, поэтому «архитектура югендстиля» означает и интерьер, форму столовых приборов и даже гардероб обитателей. Последнее вы можете увидеть воочию, будучи в Риге и посетив музей Югендстиля , который находится в квартире, где до 1907 года жил и работал великий латвийский архитектор Константин Пекшен.

Наружность дома подкреплена и внутренним декором. Здание музея было построено в 1900 году как частный дом К. Пекшена. В музее восстановили аутентичный интерьер 1903 года.

Я находился в Риге всего 2 дня и понятно, что весь модерн города не посмотреть за такой срок и пусть эта карта будет тому подтверждение, на ней обозначены все здания в стиле модерн в центре города.

Поэтому если у вас будет такой же небольшой срок нахождения в Риге, рекомендую целенаправленно направляться к улице Альберта - жемчужине югендстиля. Памятниками архитектуры здесь признаны 8 домов. Большая часть домов на улице Альберта построена по проектам Михаила Эйзенштейна.

Многое реставрируется...

А многое нет.

Одно из самых выразительных зданий, выполненных в стиле эклетично-декоративного модерна, с насыщенной декоративной отделкой фасадов. Считается первым зданием инженера-архитектора Эйзенштейна на этой улице. Строительство практически было закончено в 1903 году, тем не менее дом начал функционировать как доходный лишь с 1908 года. Совсем недавно, в начале 2010 года, была завершена реставрация здания. Здание отличает нарядный, богато и симметрично декорированный эркер, пилястры увенчаны женскими маскеронами, аллюзивно отсылающими к мотивам египетской мифологии; разговорное название для этого дома — «саркофаг».

Самая роскошная часть здания - центральный резалит, который ассоциируется с древом, в верхней части которого расположена голова льва - символ силы и могущества.

Тоже очень живописное здание расположилось на улице Альберта под номером 13. Дом Эйзенштейна, пропитанный неподдельным трагизмом личностного мироощущения автора. Построен в самый разгар русско-японской войны в 1904 году, сразу после известия о разгроме русского флота.

Фасады отличают кричащие женские маскероны, стоячие скульптурные изображения женщин с открытыми ртами с выражением беспокойства и тревоги. Умиротворяющим контрастом на их фоне кажется маскерон бога солнца Аполлона, помещённый в композиционный центр здания.

Вторая по значимости модерн-улиц города является улица Элизабетес, находящаяся в этом же районе города. особенно я бы выделил дом под номером 10b, построенное Эйзенштейном в 1903 году.

Особенно выделяется венчающая фасад композиция из масок, скульптурных голов, хвостов павлинов и геометрических фигур.

Другие детали других домов.

Архитектор этого дома - Рудольф Цирковиц, 1903 год.

Фигура женщины с лирой в руках символизирует искусство и красоту.

Просто для контраста выложу фото рядом стоящего дома - постройки скорее всего уже советского прошлого Риги. Представьте сами насколько убого может выглядеть такая архитектура на фоне застройки модерна...

Но вернёмся к прекрасному. Название для этого дома само прыгает на язык - пчелиный. Архитектор - Константин Пекшен, 1909 год.

В декоративной отделке использован мотив пчёл - символ трудолюбия и усердия.

А тут полным ходом идёт реставрация. Архитектор - Рудольф Цирквиц, 1899-1900 год.

Торгово-жилой дом на улице Калею, 23. Архитектор Мандельштам, 1903 год. декор здание имеет гармоничные геометрические формы. Их удачно дополняет стилизованный орнамент листвы дерева на портале и мотив солнца.

Югендстиль не обязательно должен быть "кричащим", он может быть просто приятной выделяющейся формы и цвета.

Нельзя не упомянуть и"Кошкин дом" - здание в центральной части Старого города Риги, построенное в 1909 году архитектором Фридрихом Шеффелем в стиле позднего рационального модерна. В настоящий момент является одной из самых «легендарных» построек в Старом городе.

Фигуры кошек на башенках овеяны легендами и придают дому характерное для зданий модерна настроение.

Бесспорно, найдётся множество причин, ради которых стоило бы побывать в Риге, но для почитателей архитектуры важнейшая из них — сохранившиеся в отличном состоянии памятники рижского модерна. Во всём мире не отыскать такой концентрации архитектуры этого стиля, такого разнообразия его форм, как здесь — и неспроста Ригу величают метрополией югендстиля, а её исторический центр, где особенно ярко представлены его образцы, внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стоит сразу оговориться, что стиль модерн в разных странах называют по-разному: во Франции, к примеру, ар-нуво (фр. art nouveau , «новое искусство»), в Германии — югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль»), за рижским же модерном закрепилось немецкое название, но со скандинавским присвистом — «югендстиль».

Чтобы разобраться в его феномене, вспомним для начала историю города того периода. Во второй половине XIX века Рига, бывшая тогда центром Лифляндской губернии, пережила удивительное перерождение — из средневекового города-крепости довольно быстро превратилась в крупный торгово-промышленный и культурный центр Прибалтики. Население Риги за полвека выросло в разы: если в 1840 году в городе проживало около шестидесяти тысяч человек, то в 1897-м уже 282 230. Продолжало оно увеличиваться и в начале ХХ века, и к 1913 году, перевалив за полмиллиона, достигло 517 260 человек. Будучи пятым по величине городом Российской империи, Рига уступала лишь Санкт-Петербургу, Москве, Варшаве и Киеву.

К историческому ядру города, окруженному мощной системой оборонительных сооружений из земельных валов, бастионов и заполненных водой рвов, с северо-запада примыкала крепость-цитадель, на территории которой располагались исключительно сооружения военного значения. По фортификационным правилам, внутри этого ядра запрещалось строительство, а это существенно тормозило территориальное развитие Риги. Ситуацию исправили изданный в 1856 году императорский указ о ликвидации крепости, срытии валов и снятие запрета на строительство в предместьях многоэтажных каменных зданий. Вокруг Старой Риги образовался великолепный архитектурный ансамбль — полукольцо зелёных бульваров вдоль городского канала. Закипела стройка.

Если ещё в середине XIX века профессиональные архитекторы в Ригу приезжали преимущественно из зарубежья или Санкт-Петербурга, то уже с конца XIX века здесь практиковались исключительно местные зодчие, получившие специальное образование в Рижском политехническом институте (Rīgas Tehniskā universitāte). Основанный в 1862 году, он стал одним из первых технических институтов Российской империи, а архитектурный факультет, открытый в 1869 году, превратил Ригу в центр архитектурного образования, выпускники его задавали тон в архитектурной моде во всей России.

До 1878 года строительным делом в городе ведал Кеммерейный суд. При нём тогда было аккредитовано всего пятнадцать архитекторов — преимущественно выпускники учебных заведений Берлина и Санкт-Петербурга. В середине 1890-х годов практиковали уже сорок зодчих, 25 из которых были выпускниками Рижского политехнического, а в 1910-е — около семидесяти, 56 из которых получили рижское образование.

«Взбешённый червяк»

В архитектуру Риги модерн, сменяя постепенно эклектизм, пришёл в самые последние годы XIX века. Благодаря профессиональной периодике, личным контактам зодчих рижане были прекрасно осведомлены о новых веяниях в культурной жизни России, Европы и США. Ряд рижских архитекторов — немцев по происхождению — совершенствовали своё профессиональное мастерство в Берлине, Штутгарте, Дрездене, стажировались в Вене, Париже, Хельсинки. Поэтому архитектура Риги испытала заметное влияние немецкой и австрийской школ. Имело место влияние и финнов, и это особенно хорошо заметно в одном из формальных течений рижского модерна — национальном романтизме.

Однако путь к «молодому стилю» не был беспрепятственным. Господствовавший в те годы эклектизм не сразу сдал свои позиции — эклектичные каменные здания появлялись в Риге вплоть до 1905 года, ещё более устойчивым этот стиль проявил себя в деревянном зодчестве.

На рубеже веков на страницах профильных изданий и журналов Риги разворачивались нешуточные словесные баталии по поводу новомодного стиля. Так, в начале 1900 года в газете «Вестник Балтики» латышский публицист Видрижуа Петерис спорил со Львом Николаевичем Толстым (1828-1910), считавшим модерн декадентством:

Пусть архитектор наш не имитирует древних городов, готику или рококо, которые не годятся для современной жизни, а лишь образуют дисгармонию с современной одеждой. Мы не хотим на нашем севере сажать южные пальмы и не будем ждать, когда апельсины созреют на наших яблонях. Пусть он строит в современном духе, с такими формами и украшениями, которые бы отразили наше время с его жизненными запросами.

С одной стороны, модерн на рубеже веков стремительно набирал популярность, с другой же — образовалась оппозиционная группа, воспринимавшая югендстиль как извращение. Модерн они называли не иначе как стиль каракулей, стиль ленточных червей или даже стиль «взбешённый червяк».

Однако суть «нового искусства» заключалась вовсе не в его декоре, как ошибочно полагали многие. За внешним скрывалась качественно новая связь между утилитарным назначением здания и его художественным решением. В архитектуре эклектизма внутреннее пространство подчинялось внешней форме. Модерн же пошёл от обратного: в формировании архитектурного облика здания решающую роль стало играть функциональное назначение внутренних помещений. Проектирование зданий в духе эклектизма требовало фронтальной композиции, соблюдения симметрии, разделения фасадов на главный, за которым скрывалась парадная часть квартиры, и задний — выходящий во двор и неприметный. Модерн же поставил иную задачу — достичь удобной и целесообразной планировки, рационально сгруппировать помещения с учётом их функциональных связей. По этой причине исчезла симметрия, стёрлись границы между парадной и «задней» зонами, все фасады стали равноценными.

В 1930-е годы архитектор Хайнц Пиранг (Heinz Pirang, 1876-1936) писал:

Около 1900 года пришёл оппозиционный модерн, который „создавая“ новые формы, решительно отказался от любой имитации. Он продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой.

С этим невозможно согласиться. С 1902-го по 1914-й практически все рижские архитекторы использовали в своём творчестве приёмы модерна и его декоративные формы. В зданиях этого времени почти невозможно найти те, в котором так или иначе не проявился югендстиль — даже если создавались они в духе иных архитектурно-художественных концепций. Если уж и до наших дней сохранилось множество образцов модерна, помимо улицы Альберта, что уж говорить про 1930-е!

Фантазии сумасшедшего пирожника

Одним из самых самобытных архитекторов рижского югендстиля был Михаил Эйзенштейн (1867-1921). Он так любил всякие украшательства, что его дома невозможно перепутать ни с какими иными — их найдут даже те, кто в целом равнодушен к архитектуре.

В Риге по планам Эйзенштейна было построено около двух десятков многоэтажных доходных домов. Стоит оговориться, что рижским архитекторам на рубеже веков чаще всего приходилось иметь дело именно с доходными домами — в то время как, к примеру, их московские и петербургские коллеги имели возможность оттачивать своё мастерство и воплощать в жизнь свои фантазии, строя вокзалы, банки, торговые комплексы или особняки. Особое значение для рижского югендстиля имело здание берлинского универмага «Вертгейм» работы Альфреда Месселя (Alfred Messel, 1853-1909). На фасадах этого сооружения из железобетона господствовал ритм вертикальных опор. Остальную поверхность занимали окна. Это здание Месселя дало название одному из формальных течений модерна — «Warenhaus stil», стиль универмагов, промышленно-торговый стиль; он хорошо соответствовал архитектуре жилых доходных домов, столь популярных в Риге.

Фасады доходных домов Эйзенштейна — это букет самых неожиданных и поразительных форм и элементов орнаментальной и декоративной пластики. Многие из них — к примеру, на Элизабетес 33 или Альберта 13 — представляют насыщенный до отказа набор элементов. Орнамент модерна здесь причудливо переплетается с формами разных исторических стилей. Так, на фасаде здания Элизабетес 33 элементы модерна сочетаются с мотивами романской архитектуры, стилей ренессанс, барокко и классицизм. Тысячелетняя история архитектуры — в одном строении!

Фасады своих построек Эйзенштейн в изобилии заполнял различными сочетаниями геометрических линий, прямоугольников, окружностей и овалов, мотивами стилизованных цветов, затейливыми масками, перекошенными гримасами ужаса. Львы и крылатые чудовища, странные сфинксы и томные обнажённые женские фигуры. Что интересно, Михаил Осипович слыл заядлым театралом, особенно он любил оперу и тех прелестниц, что её исполняли. Многие его современники угадывали в женских маскаронах, украшавших фасады его зданий, лица популярных оперных певиц.

Важную роль в решении фасада играли у Эйзенштейна и архитектурные элементы — балконы и эркеры, ложные этажи, окна непривычной конфигурации, а также отделочные материалы: вставки из глазурованного кирпича или керамических плиток разного типа и цвета.

Бесспорно, рижский югендстиль узнаваем во многом благодаря работам именно Эйзенштейна, но современники оценивали творчество этого фантазёра весьма противоречиво, даже прозвали его «сумасшедшим пирожником». Слабым местом архитектуры Михаила Осиповича считают планировку домов — она никогда не отличалась функциональными достоинствами и кажется, скорее, приложением к роскошному фасаду. Но в то же время Михаил Эйзенштейн с поразительной лёгкостью в короткие сроки сменил свой творческий почерк. В 1900-м по его проекту был построен типично эклектичный дом 16 по улице Маргариетас. А через год подобный же — дом 18 по улице Дзирнаву.

Было совершенно очевидно, что дальнейшее развитие архитектуры в духе излишнего декоративизма Эйзенштейна — это тупиковый вариант. Так что начиная с 1907 года новые здания в Риге с чрезмерно украшенными фасадами больше не возводились. Большинство архитекторов сконцентрировало своё внимание не столько на декоративном формотворчестве, сколько на поиске рациональной удобной планировки.

Как именно взаимодействовали рационалистические тенденции с романтической стилизацией исторических форм, можно наблюдать в творчестве многих рижских архитекторов рубежа веков, а в особенности — у Вильгельма Бокслафа (Vilhelms Bokslafs,1858-1945).

Наиболее значительная его работа — здание бывшего Коммерческого училища Биржевого комитета. В наши дни в этом здании расположилась Латвийская академия художеств (Latvijas Mākslas Akademija, бульвар Калпака, дом 13). «Одетое» по настоянию заказчика в роскошную готическую форму, от модерна оно получило рационально продуманный, функционально обоснованный и асимметрично построенный план. Бокслаф использовал тут новый планировочный принцип, который условно называют центростремительным. Все помещения здания словно устремляются к пространственному центру, композиционной доминанте, роль которой исполняет парадная лестница.

Что интересно, в архитектуре модерна лестница становилась композиционным центром довольно часто. Можно, к примеру, вспомнить спроектированный Фёдором Шехтелем (1859-1926) московский особняк Рябушинского, центром которого стала роскошная парадная лестница в форме волны.

Латышские романтики

Начало ХХ века в Риге совпало не только с экономическим подъёмом, но и с важными переменами в социальной и национальной структуре населения города, где заметно укрепили свои позиции латыши. Латышская буржуазия, заняв прочные позиции в экономике, практически монополизировала строительство жилых домов. Их «соучастниками» стала плеяда латышских архитекторов, начавшая свой творческий путь в начале прошлого столетия: Янис Алкснис (Jānis Alksnis, 1869-1939), Александр Ванаг (Aleksandrs Vanags, 1873-1919), Эйженс Лаубе (Eižens Laube, 1880-1967) и другие. Они присоединились к Константину Пекшенсу (Konstantīns Pēkšēns, 1859-1926) и Оскару Бару (1848-1914).

Среди разнообразных течений модерна особенно выделяются здания, построенные этими латышскими архитекторами в 1905-1910 годах. В этих работах поиски современной формы органично сплелись с попытками создать самостоятельную, национально-самобытную архитектуру. Зачастую их здания причисляют к отдельному стилистическому направлению — национальному романтизму. В таком духе выполнен, к примеру, дом 11 по улице Альберта (архитектор Эйженс Лаубе): скошенные оконные проёмы, имитирующие деревянную архитектуру детали. Здесь очевидно стремление латышских зодчих создать свою национальную архитектуру, используя творчески преображённые формы деревянного строительства, этнографический орнамент и элементы народного декоративного искусства.

Многие национальные мотивы и орнаменты непосредственно появились на фасадах зданий. Например, — на гладком фасаде дома 26 по улице Чака в нескольких местах использован орнамент, графический рисунок которого напоминает латышские национальные узоры. А рельефная надпись «Mans nams — mana pils» (Мой дом — моя крепость) метко отражает идеалы нового латышского буржуа. Своеобразные проёмы со скошенными верхними углами ассоциируются с характерным силуэтом зданий деревянного народного зодчества.

Рижский югендстиль — явление уникальное. По улочкам этого города можно бродить целыми днями, вдумчиво разглядывая элементы динамичного экспрессивного декора или восхищаясь простотой форм зданий — бродить можно долго, но двух одинаковых зданий не сыскать!


Югендстиль или стиль модерн, или арт-нуво был популярен в Европе во второй половине 19-го - начале 20-го вв. Как архитектурный стиль, Югендстиль достаточно неоднороден - он варьируется от города к городу. Входные павильоны парижского метро, Дом Бальо авторства Гауди в Барселоне, московская гостиница “Метрополь” - все это примеры Югендстиля. Но наибольшей концентрацией архитектуры в этом стиле славится Рига - центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ.

Движение в стиле модерн возникло в 1890-х годах. Основным принципом этого стиля была идея о том, что искусство должно быть частью всего вокруг.


Вдохновленный природой и ее формами революционный художественный стиль начали применять в живописи, скульптуре, иллюстрациях, ювелирных изделиях, дизайне интерьера, и, прежде всего, в архитектуре. Стиль впервые появился в Англии, и вскоре распространился по всей Европе и Соединенных Штатах. Хотя этот стиль называли по разному в различных странах, в основном были приняты названия модерн, ар-нуво или югендстиль.


Здание на улице Альберта, построенное по проекту Михаил Эйзенштейна. Хотя оно очень популярно у туристов, подобная очень богато украшенная разновидность югендстиля не является типичной для Риги. Хороший пример рижской архитектуры в стиле модерн, в котором сочетаются рациональность и декор. Проект этого здания на улице Смилшу разработал Константин Пекшенс.


Популярность модерна начала падать в 1910 году, но примеры этой прекрасной архитектурной формы по-прежнему являются одними из самых популярных среди туристов по всей Европе. Брюссель, Барселона, Париж, Вена... во всех этих городах есть много известных зданий в стиле модерн. Тем не менее, в Европе есть город, в котором можно найти самую большую в мире коллекцию зданий в стиле модерн. Это Рига.


Столица Латвии была основана в 1201 году и является самым большим городом в странах Балтии. В Риге живет около одной трети населения Латвии, а центр этого прекрасного города был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Буквально переполненная модерном и примерами деревянной архитектуры XIX века, Рига привлекает все больше и больше посетителей каждый год, в основном из-за дешевых авиарейсов в Латвию из других европейских городов.


Всего в Риге можно насчитать около 800 зданий в стиле модерн. Столь впечатляющее количество является результатом экономического и демографического бума, который Рига испытала в конце XIX - начале XX века. А именно в это время на пике популярности был стиль модерн.


Расширение Риги привело к сносу старых зданий, которые окружали средневековый центр города, и строительству новых зданий, бульваров и садов. Богатые рижане использовали свои накопления, чтобы построить величественные здания, в то время как местные архитекторы переняли европейский стиль, который был популярен в то время.


В данном случае, это был стиль модерн. Большинство зданий были построены в центральной части города, а также несколько примеров модерна появились в Старом городе Риги. Почти половина зданий в стиле модерн в городе были созданы благодаря архитекторам Михаилу Эйзенштейну и Константину Пекшенсу.

Продолжая путешествие по Европе, мы публикуем .

По материалам thevintagenews.com