Земля в снегу. Третий сборник стихов

Прижизненное издание.
Москва, 1908 год. Издание журнала "Золотое руно".
Типографская обложка.
Сохранность хорошая.
Третий сборник стихов «Земля в снегу» Александра Блока, вышедший в издательстве «Золотое руно» (1908 год), создавался в сложную пору мучительных размышлений поэта о назначении Искусства, Поэзии. В пору «переплетения самых разнообразных чувств и событий в жизни Блока, в жизни потрясенной революцией России».
Жизнь меняется, меняются настроения и помыслы. «Земля в снегу» - «плод горестных восторгов», в котором заключены «пожар смеха, отчаяния и страсти». Душевное состояние поэта в 1907-1908 годах, накал его ищущей мысли раскрываются в поэзии и в статьях этого периода. Поэт остро реагировал на происходящее в стране, на реакцию, на непростые события, имевшие место в его семейной жизни.
Открывает книгу (и первый раздел) стихотворение «Ангел-Хранитель», написанное 17 августа 1906 года, в день третьей годовщины свадьбы поэта. Его появление вызвало резкий политический резонанс в стране. Считалось, что в нем присутствуют революционные нотки. Впервые «Ангел-Хранитель» был напечатан в июльском номере журнала «Трудовой путь» (1907 год). Весь июльский тираж был подвергнут конфискации. Против редакции журнала было развёрнуто судебное дело за «возбуждение к тяжким и преступным деяниям». Особенно провокационными считались строфы 7-8, строка: «за то, что хочу и не смею убить…». В период формирования сборника «Земля в снегу» «Блок подверг стихотворение «Ангел-Хранитель» жесткой автоцензуре, изменив 4-ю и 7-11-ю строфы».
Первый раздел «Подруга светлая» резко контрастирует с последним разделом сборника «Снежная маска». В первом «Тишина цветёт и движет тяжелым кораблём души», а в «Снежной маске» чувства иные, всё пронизано стихией страсти, снегами и вьюгой, непокорённым ветром.
Петербургская зима 1906-1907 гг. была особенно пушистой и мягкой. То тут, то там снежные лапы обнимали город. Петербург казался сказочным и нереальным. Именно в этот период актриса Н. Н. Волохова познакомилась с Александром Блоком. Стихи, вошедшие в цикл «Снежная маска» «были вдохновлены страстной увлечённостью поэтом актрисы». Обо всём этом и не только в книге Земля в снегу. Третий сборник стихов (Александр Блок)

Биография Александра Блока

Русский поэт Александр Александрович Блок родился 28 ноября (16 ноября по старому стилю) 1880 года в Санкт-Петербурге. Его отец Александр Львович Блок был профессором права Варшавского университета, мать Александра Андреевна, урожденная Бекетова, - переводчица.

Родители Александра Блока разошлись еще до рождения сына и он воспитывался в семье своего деда Андрея Бекетова - ректора Петербургского университета, проводя ежегодно летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово.

Сочинять стихи Блок начал в пять лет. В детские и отроческие годы вместе с двоюродными и троюродными братьями он "издавал" в одном экземпляре рукописный журнал "Вестник".

В 1889 году его мать вышла замуж за гвардейского офицера и семья поселилась на окраине Петербурга.

В 1889 году мальчик был отдан в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1898 году.

В 1898 году Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1901 году перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению.

С начала 1900-х годов Александр Блок сблизился с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 году в руководимом Мережковскими журнале "Новый путь" появилась первая подборка стихотворений Блока "Из посвящений". В том же году в альманахе "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме" (название предложено Брюсовым).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907 годов, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирике этого времени становится ведущей тема "стихии" - образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества. Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок публиковался в символистских журналах "Вопросы жизни", "Весы", "Перевал", "Золотое Руно", в последнем с 1907 года вел критический отдел.

В 1907 году в Москве вышел сборник Блока "Нечаянная Радость", в Санкт-Петербурге - цикл стихов "Снежная Маска", в 1908 году в Москве - третий сборник стихов "Земля в снегу" и перевод трагедии Грильпарцера "Праматерь" со вступительной статьей и примечаниями. В 1908 году он обратился к театру и написал "лирические драмы" - "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка".

Поездка в Италию весной и летом 1909 года стала для Блока периодом "переоценки ценностей". Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи".

В 1909 году, получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах. С 1910 года он начал работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена). В 1912-1913 годах написал пьесу "Роза и Крест". После выхода в 1911 году сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (1911-1912). При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-1921 годах.

С осени 1914 года Блок работал над изданием "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора.

В июле 1916 года во время Первой мировой войны он был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском (ныне город в Белоруссии).

После Февральской революции 1917 года Блок возвратился в Петроград, где в качестве редактора стенографических отчетов вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Материалы следствия были им обобщены в книге "Последние дни императорской власти" (1921).

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы "Двенадцать" и "Скифы".

После "Двенадцати" и "Скифов" Александр Блок написал шуточные стихи "на случай", готовил последнюю редакцию "лирической трилогии", однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года. В этот период поэт делал культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы - Вольной философской ассоциации, в Школе журнализма, писал лирические фрагменты "Ни сны, ни явь" и "Исповедь язычника", фельетоны "Русские денди", "Сограждане", "Ответ на вопрос о красной печати".

Огромное число написанного было связано со служебной деятельностью Блока: после Октябрьской революции 1917 года он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 года он стал членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 года сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 года перешел в Большой драматический театр. Одновременно работал членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством Максима Горького, с 1920 года был председателем петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Но несоответствие между представлениями поэта об "очищающей революционной стихии" и кровавой повседневностью наступающего режима приводило его к разочарованию в происходящем. В его статьях и дневниковых записях появился мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о "тайной свободе" художника были высказаны в речи "О назначении поэта" на вечере памяти Александра Пушкина и в стихотворении "Пушкинскому Дому" (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Весной 1921 года Александр Блок просил выдать ему выездную визу в Финляндию для лечения в санатории. Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало Блоку в выезде.

В апреле 1921 года нарастающая депрессия поэта перешла в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 года Александр Блок скончался в Петрограде. Он был похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 года прах поэта был перенесен на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

С 1903 года Александр Блок был женат на Любови Менделеевой (1882-1939), дочери известного химика Дмитрия Менделеева, которой были посвящен цикл "Стихи о Прекрасной Даме". После смерти поэта она увлеклась классическим балетом и преподавала историю балета в Хореографическом училище при Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Свою жизнь с поэтом она описала в книге "И быль и небылицы о Блоке и о себе".

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где последние девять лет жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока.

В 1984 году в усадьбе Шахматово, где Блок проводил свое детство и юность, а также в соседних усадьбах Боблово и Тараканово Солнечногорского района Московской области был открыт Государственный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Блок (фамилия). Александр Блок Имя при рожд … Википедия

    Блок, Александр Александрович, поэт и критик. Родился в 1880 г. Окончил курс в Санкт Петербургском университете по историко филологическому факультету. Предок его, врач царя Алексея Михайловича, был выходцем из Мекленбурга. Отцу его, Александру… … Биографический словарь - Блок А. А. БЛОК Александр Александрович (1880–1921) поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма. По отцу, профессору юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.).… … Литературная энциклопедия

    I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    1) Австралийский Союз, гос во. Название Австралия (Australia) по расположению на материке Австралия, где находится свыше 99% территории гос ва. С XVIII в. владение Великобритании. В настоящее время представляет собой федерацию Австралийский Союз… … Географическая энциклопедия

Символический и реалистический пласты стихотворения перепле­таются: конкретные детали (соседний дом, “собравшийся народ”;) ок­ружены символическими образами (“недвижный кто-то, черный кто – то”;, смех “в желтых окнах”;). В 1910 году А. Блок, написав несколько поэтических циклов: “Нечаянная радость”; (1907), “Земля в снегу”; (1908), готовит к печати собрание своих стихотворений в трех томах, соответствующие, по мысли поэта, трем частям его духовного и поэти­ческого развития. Во втором томе (1904-1908) по-другому начинают звучать старые темы: А. А. Блок уходит от поиска мировой гармонии, изображая повседневность, различные стороны русской жизни.

Любовь к России носит в поэтических произведениях А. А. Блока личностный, интимный характер, поэтому в стихотворении “Осен­няя воля”; (1905) поэт пишет:

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Лирический герой – не случайный прохожий, а один из сыновей своей страны, идущий “знакомым”; путем и сопричастный печальной судьбе тех, кто “умирает, не любя”;, но все равно стремится

к слиянию с родиной. Образ России здесь, как и во многих последующих стихо­творениях, переплетается с образом русской женщины:

И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав…

Родина в стихотворении “Русь”; (1906) воспринимается поэтом через “преданья старины”;,

Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах.

Важное место в стихотворении занимает мотив пути, распутья, который характеризует родину. Образ Руси является лирическому герою во сне, “опоясана реками и дебрями окружена, с болотами и журавлями”;. Русь притягивает языческой красотой: “мутным взором колдуна”;, “ворожеями”;, ведьмами. Значимым в стихотворении явля­ется образ вьюги, вихря. Разгадка тайны древней Руси – в “живой душе”; народа, и чтобы ее постичь, надо иметь общую душу с народом:

…где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел.

Во втором томе А. Блок раскрывает интересующую его проблему народа и интеллигенции. Лирический герой многих стихотворений второго тома (“Окна во двор”;, “Улица, улица… Тени беззвучно спе­шащих…”;, “На чердаке”;, “Холодный день”; и др.) – представитель городских низов, житель подвалов и чердаков.

Особое место среди поэтических произведений о любви во втором томе занимает стихотворение “Незнакомка”; (1906), основу компо­зиции которого составляет контраст. Первая часть произведения – изображение пошлой жизни, которую ведут обычные обыватели: пьянство, скука, грязь. Сама природа с осуждением взирает на та­кую жизнь:

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

Обывательской пошлости, безнравственности противопоставлен образ таинственной незнакомки, которая появляется “каждый ве­чер, в час назначенный”;. Образ лирической героини, имеющей конкретные черты (“девичий стан, шелками схваченный”;, “шляпа с траурными перьями”;, “в кольцах узкая рука”;) Символичен:

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный И очарованную даль.

Поэтом дан идеал красоты, но в реальной жизни часто

…право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Финал стихотворения трагичен: очарованность красотой оказа­лась недостижимой мечтой поэта. Во второй том вошли также поэти­ческие циклы “Фаина”; (1906-1908) и “Снежная маска”; (1907), напи­санные А. А. Блоком под влиянием особого чувства поэта к актрисе Н. Н. Волоховой. Лирический герой находится под воздействием все­поглощающей страсти. Отвлеченно-мистический образ Прекрасной Дамы отвергается ради земной женщины “с живым огнем крылатых глаз”; – воплощение подлинной любви-страсти. В стихотворениях данных поэтических циклов появляются символы “метель”;, “ветер”;, “вихрь”;, которые станут лейтмотивами творчества А. Блока, олице­творяя собой постоянно изменяющуюся жизнь. В словах Снежной маски, Незнакомки, встретившейся лирическому герою, слышится голос новой жизни, открывающей неведомые дали:

Довольно жить, оставь слова,

Я, как метель, звонка,

Иною жизнию жива,

Иным огнем ярка.

Все соединилось в загадочном, влекущем образе женщины с душой-бурей, необыкновенной страстностью.

В третьем томе А. А. Блок собрал лучшие свои произведения, в ко­торых отражены все темы, интересующие поэта: тема “страшного мира”;, предназначение собственного поэтического творчества, тема всепоглощающей любви и, конечно, тема родины, России. Открыва­ют том стихотворения, посвященные “страшному миру”;. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострада­нии, милосердии. Широко известно стихотворение “Ночь, улица, фо­нарь, аптека…”; (1912), кольцевая композиция которого раскрывает проблематику произведения: бессмысленность и тусклость существо­вания, невозможность найти выход из создавшегося положения:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

В двух небольших циклах “Возмездие”; (1908-1913) и “Ямбы”; (1907-1914), вошедших в третий том, звучит тема собственной от­

ветственности человека за свои поступки. В стихотворении “О, я хо­чу безумно жить…” (1914) А. А. Блок объясняет роль творчества в жизни поэта, который понимает значение художественного слова. Поэт желает:

… Все сущее - увековечить

Безличное - вочеловечить

Несбывшееся - воплотить!

Лирический герой мечтает о памяти грядущих поколений, о юноше веселом, который найдет в поэзии А. Блока истинное, ради чего творец жил, создавал свои произведения. Поэт подчеркивает гуманистическую направленность своего творчества: именно любовь к человеку, к добрым и светлым сторонам человеческой натуры от­личает его лирику. Олицетворяя свое время, поэт не зависит от су­ществующих предрассудков, не имеет кумиров, не раболепствует:

Он весь - дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество!

Используемые в стихотворении художественно-выразительные средства помогают передать чувства и мысли автора: эпитеты: “жизни сон тяжелый”, “юноша веселый”; метафоры: “задыхаюсь в этом сне”, “дитя добра и света”. Неологизм “вочеловечить” объясня­ет заветное желание А. А. Блока сделать мир личностным, уйти от безликой массы в поисках индивидуальности. Первое четверости­шие стихотворения построено на инверсии: настолько сильно же­лание поэта воплотить в своем поэтическом творчестве весь мир, всю вселенную, объять необъятное. “Страшный мир” стремится обольстить поэта своими соблазнами:

…забудь поэт,

Вернись в красивые уюты… -

Ответ на эти призывы всегда одинаков, благополучие “сытых” полностью отвергается:

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта - нет. Покоя - нет.

Глоссарий:

– нечаянная радость блок

– земля в снегу блок

– блок нечаянная радость стихи

– анализ стихотворения блока снежное вино

– блок Земля в снегу


(Пока оценок нет)

Роскошный коллекционный экземпляр в подарочном исполнении!

Третий сборник стихов «Земля в снегу» Александра Блока, вышедший в издательстве «Золотое руно» (1908 год), создавался в сложную пору мучительных размышлений поэта о назначении Искусства, Поэзии. В пору «переплетения самых разнообразных чувств и событий в жизни Блока, в жизни потрясенной революцией России».
. «Земля в снегу» - «плод горестных восторгов», в котором заключены «пожар смеха, отчаяния и страсти» . Душевное состояние поэта в 1907-1908 годах, накал его ищущей мысли раскрываются в поэзии и в статьях этого периода. Поэт остро реагировал на происходящее в стране, на реакцию, на непростые события, имевшие место в его семейной жизни.
Открывает книгу (и первый раздел) стихотворение «Ангел-Хранитель», написанное 17 августа 1906 года, в день третьей годовщины свадьбы поэта. Его появление вызвало резкий политический резонанс в стране. Считалось, что в нем присутствуют революционные нотки. Впервые «Ангел-Хранитель» был напечатан в июльском номере журнала «Трудовой путь» (1907 год). Весь июльский тираж был подвергнут конфискации. Против редакции журнала было развёрнуто судебное дело за «возбуждение к тяжким и преступным деяниям». Особенно провокационными считались строфы 7-8, строка: «за то, что хочу и не смею убить…». В период формирования сборника «Земля в снегу» «Блок подверг стихотворение «Ангел-Хранитель» жесткой автоцензуре, изменив 4-ю и 7-11-ю строфы».
Первый раздел «Подруга светлая» резко контрастирует с последним разделом сборника «Снежная маска». В первом «Тишина цветёт и движет тяжелым кораблём души», а в «Снежной маске» чувства иные, всё пронизано стихией страсти, снегами и вьюгой, непокорённым ветром.
Третий сборник стихов «Земля в снегу» двадцативосьмилетний Блок рассматривает уже как определённый творческий итог. Именно поэтому в предисловии к книге, он очерчивает этапы своего творческого Пути.
«Земля в снегу» - творческий сборник, который был дорог поэту. Н. Н. Волоховой он писал: «Позвольте поднести Вам эту книгу - очень несовершенную, тяжкую и сомнительную для меня. Что в ней правда и что ложь, покажет только будущее. Я знаю только, что она не случайна, и то, что в ней не случайно, люблю».
Третий сборник “Земля в снегу” (1908) был принят критиками в штыки. Критики не захотели или не сумели понять логику новой книги Блока.

Александр Александрович Блок

Величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на всю последующую русскую и мировую литературу.

Александр Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет маленький Саша жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к "сливкам" петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе. Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д.И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые ми новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.Первый сборник поэм Блока "Стихи о прекрасной даме", 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии. В следующих поэтических сборниках Блока, "Город", 1908, и "Снежная маска", 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку. Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном "Возмездии", 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы "Родина" и "Скифы". В "Скифах" Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу. Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма "Двенадцать", 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.

Александр Блок умер 7 августа 1921 года в Петербурге, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти.

Редко встречающееся издание - имеет коллекционную ценность!

Год издания - 1908 /1-е прижиз. издание автора!/

Издание - журнала "Золотое руно" , Москва

Сохранность - очень хорошая! В подарочном цельном кожаном переплете с богатым золотым и конгревным /глубоким!/ тиснением /высококачественная кожа, ручная работа!/, орнаментальные украшения, и в бархатном стилизованном коробе! Цветные составные форзацы, тонированный блок, немного увелич. формат: 24,5 х 17,5см., 201с.. Отпечатано на уплотненной бумаге! Коллекционная редкость!

Нет в наличии











Вместо предисловия <к сборнику «Земля в снегу»>

Зачем в наш стройный круг ты ворвалась, комета?

Л.Б.

Когда средь сонма звезд, размеренно и стройно,

Как звуков перелив, одна вослед другой,

Определенный круг свершающих спокойно,

Комета полетит неправильной чертой,

Недосозданная, вся полная раздора,

Невзнузданных стихий неистового спора,

Горя еще сама, и на пути своем

Грозя иным звездам стремленьем и огнем…

Что нужды ей тогда до общего смущенья,

До разрушения гармонии?.. Она

Из лона отчего, из родника творенья

В созданья стройный круг борьбою послана,

Да совершит путем борьбы и испытанья

Цель очищения и цель самосозданья.

An. Григорьев. 1843

План третьей книги моих стихов - неизбежная, драматическая последовательность жизни.

«Стихи о Прекрасной Даме» - ранняя утренняя заря - тесны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина - закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью, дразнит странным узором непонятных страниц. Там все будущее - за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже Чародейный, Единый Лик, который посещал в видениях над полями и городами, который посетит меня на исходе жизни. Может быть, скоро уже Он явится мне опять, и тогда пойму, что перегнулась линия жизни и близится закат. Но - мимо! Опять в слепоту и хмель, во мрак и тревогу безумно торопят меня восторги жадной жизни.

«Нечаянная Радость» - первые жгучие и горестные восторги - первые страницы книги бытия. Чаши отравленного вина, полувоплощенные сны. С неумолимой логикой падает с глаз пелена, неумолимые черты безумного уродства терзают прекрасное лицо. Но в буйном восторге душа поет славу новым чарам и новым разуверениям; ей ведомы новые отравы, новый хмель. Готовая умереть, она чудесно возрождается; готовая к полету, срывается в пропасть - и плачет, и плачет на дне. Израненная - поет. Избитая - кричит. Истоптанная - возносится к прозрачной синеве. Надтреснутый колокол мерно качается и поет серебряным голосом, пока не сорвется в пропасть: восторгов мира не избыть, влюбленность, как феникс, возникает из пепла, - и новые пиры празднует природа там, где вчера еще пахло гарью, и вспугнутые птицы взлетали и метались, жалобно крича, над смрадно дымящейся землей.

Кто посмеет сказать: «Не должно. Остановись»? Так я живу, так я хочу. Не променяю моих восторженных и черных дней, моей мещанской лени, моего вечного праздника на нашу здравость и глубину, на ваши жемчужные зори. Не по чуждой воле погибну, не по чуждой восстану. Я вопрошаю словами поэта:


Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?


Где ж это всё? Еще душа пылает, -
По-прежнему готова мир обнять…
Напрасный жар - никто но отвечает!
Воскреснут звуки - и замрут опять…


Лишь ты одна! Высокое волненье
Издалека мне голос твой принес:
В ланитах кровь и в сердце вдохновенье…
Прочь этот сон - в нем слишком много слез!


Не жизни жаль с томительным дыханьем, -
Что жизнь и смерть!.. - А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем
И в ночь идет! И плачет, уходя!

И вот Земля в снегу. Плод горестных восторгов, чаша горького вина. Когда безумец потерял дорогу, - уж не вы ли укажете ему путь? Не принимаю - идите своими путями. Я знаю сам страны света, звуки сердца, лесные тропинки, глухие овраги, огни в избах моей родины, яркие очи моей спутницы.

Что из того, что Судьба, как цирковая наездница, вырвалась из тусклых мерцаний кулис, и лихой скакун ее, ослепленный потоками света, ревом человечьих голосов, щелканьем бичей, понесся вокруг арены, задевая копытами парапет? И вот Судьба - легкая наездница в прозрачной тунике, вся розовая, трепетно-стыдливая на арене, нагло-бесстыдная в страсти, хлестнула невзначай извилистым бичом жалкого клоуна, который ломается на глазах амфитеатра, - хлестнула прямо в белый блин лица. В душе у клоуна - пожар смеха, отчаянья и страсти. Из-под красных треугольных бровей льется кровь - оттого и не видно дороги. Идет, пошатываясь и балагуря, - но не протягивайте рук и не спасайте.

Далеко в потемках светит огромный факел влюбленной души. Если с ним заблужусь, то уж некому спасти, ибо сама Судьба превратила эту пышность, этот неизбывный восторг, эту ясную совесть, эту радостную тоску - в ничто. И я

Вместо предисловия <к Блок: Собр. соч. в 8-ми т. Т. 2, ш3^

протяну к ней руки, я поклонюсь ей в ноги, - будь Она в образе цирковой наездницы в ажурных чулках с голубыми стрелками, с тонким и оскорбительным бичом, с глазами пленительной мещанки, сияющими лишь по привычке всегда сиять, до гроба сиять.

Так развертывается жизнь. Так, всему изумляясь, ни о чем не сожалея, страдной тропою проходит душа. Расступитесь. Вот здесь вы живете, вот в этих пыльных домиках качаете детей и трудитесь, вот здесь воскресным вечером, в желтой летней пыли, щелкаете орешки, лущите подсолнухи, покупаете зеркальце на уличном лотке, чтобы стать краше и нравиться милому. Но издали идет к вам вольная, дерзкая, наглая цыганка с шафранным лицом, с бездонной страстью в черных очах. Медленно идет, гуляя, отдыхая, от одной страстной ночи к другой. В черных волосах бренчат желтые монеты, запылен красно-желтый платок. Вам должно встать, и дать ей дорогу, и тихо поклониться.

Кто захочет понять, - пусть поймет неумолимую логику этих малословесных книг. Кто захочет больше - поверить, - пусть верит, что не победит и Судьба. Ибо в конце пути, исполненного падений, противоречий, горестных восторгов и ненужной тоски, расстилается одна вечная и бескрайная равнина - изначальная родина, может быть, сама Россия. И снега, затемняющие сияние Единой Звезды, улягутся. И снега, застилающие землю - перед весной. Пока же снег слепит очи и холод, сковывая душу, заграждает пути, издали доносится одинокая песня Коробейника: победно-грустный, призывный напев, разносимый вьюгой:


Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча,
Пожалей, душа зазнобушка,
Молодецкого плеча!


Выди, выди в рожь высокую,
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую -
Все товары разложу!


Только знает ночь глубокая,
Как поладили они!
Распрямись ты, рожь высокая,
Тайну свято сохрани…

Александр Блок

Март 1908 г.

С.-Петербург

Из примечаний ко второму изданию сборника «Нечаянная радость»

«Нечаянная Радость» - переходная книга: еще не отзвучали «Стихи о Прекрасной Даме», а уже основной отдел («Магическое») связан со «Снежной ночью». Взглянувший на даты книги поймет, почему она отличается всеми свойствами переходного времени.

Книга дополнена стихотворениями, ей современными, которые по разным причинам не вошли в ее первое издание, но все были напечатаны, кроме одного (XXVIII), в сборниках моих стихов и повременных изданиях.