Значение слова предрассудки. Что такое предрассудки: откуда они берутся и как от них избавиться. Какие бывают предрассудки

Имя Николая Николаевича Раевского, генерала и героя войны 1812 года, навеки вписано в русскую ратную историю. Но не только. Это имя, и эта фамилия навсегда соединились с драгоценным именем Пушкина.

Поэта с семейством Раевских связывало многое. Хорошо известна его увлеченность и поэтическая влюблённость в дочерей Екатерину и Марию. По-дружески поэт был близок с сыновьями: Александром и Николаем. Как ни странно, но добрые и товарищеские отношения сложились у молодого поэта с главой семейства, который был старше Пушкина почти на тридцать лет. Нам захотелось увидеть эти отношения с неожиданной стороны, тем взглядом, который определен нами в названии.

О своем пребывании на юге с семейством Раевских ссыльный Пушкин написал брату: «Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душою; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века, памятник 12 года; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества». Отметим, насколько важны для поэта естественные человеческие качества: «я в нем любил человека», и насколько необходимы и ценимы поэтом свойства, казалось бы, несходные: «с сильным характером и чувствительный». Но, нас в этой характеристике генерала Николая Николаевича Раевского заинтересовало выражение: «человек без предрассудков». Какое значение оно могло иметь у Пушкина.

Первое, на что мы хотели бы указать: именитый и прославленный генерал пренебрег светской рассудительностью и взял с собой (его сопровождали сын Николай и две дочери, Софья и Мария) в путешествие молодого и опального вольнодумца-поэта, отличавшегося горячим нравом и несколько эксцентричным поведением, а также, порой, необычным внешним видом. Как свидетельствовал Иван Пущин, поэт выехал на юг в красной русской рубашке и белой поярковой шляпе. В Екатеринаславле Пушкин, лишь однажды представившись губернатору и начальнику Инзову, проводил время, гуляя по лесу и катаясь на лодке, но, выкупавшись в Днепре, заболел горячкой. Генерал Раевский заехал в Екатеринославль по просьбе сына Николая, желавшего навестить Пушкина; они застали его больным. Сам генерал просит Инзова разрешить Пушкину для лечения ехать вместе с его семейством, и в дороге семейный врач потчует поэта лекарствами.

Раевский был хорошо образован, знал несколько европейских языков, его библиотека составляла четыре тысячи книг. По словам П.И.Бартенева, Раевский был «настоящий русский человек, любил русскую речь, по собственной охоте знаком был с нашей словесностью, знал и ценил простой народ, сближался с ним в военном быту и в своих поместьях, где, между прочим, любил заниматься садоводством и домашней медициной». Как и Пушкин, биограф отмечает, прежде всего, человеческие достоинства генерала. Они оба, молодой Пушкин и пятидесятилетний генерал могли быть друг другу интересными собеседниками. Бартенев отмечает, что от Раевского поэт узнал многое о XVIII веке, о Екатерине II, о военных походах, войне 1812 года.

Приглашение быть «посереди семейства», полученное Пушкиным-изгнанником в столь неопределенное и нелегкое для него время, вся прелесть и очарование от большого и дружного семейства Раевских навсегда сделали Пушкина благодарным и преданным всему семейству. Об этом в своих записках пишет Мария Николаевна Раевская: «мой отец приютил его в то время, когда он был преследуем императором Александром I за стихотворения, считавшиеся революционными. Отец принял участие в бедном молодом человеке, одаренном таким громадным талантом, и взял его с собой, когда мы ездили на Кавказские воды, так как здоровье его было сильно расшатано. Пушкин этого никогда не забыл; он был связан дружбою с моими братьями и ко всем нам питал чувство глубокой преданности». Известен факт, что по просьбе Раевского-отца Пушкин написал эпитафию на смерть первенца Марии Николаевны, Николеньки:

В сияньи, в радостном покое,
У трона Вечного Отца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца...».

Также известен факт, что после смерти генерала, его супруга, София Алексеевна (внучка М.В.Ломоносова), оказавшись без пенсиона, без средств, с расстроенными делами и долгами, обратилась к Пушкину с просьбой ходатайствовать перед императором об оказании ей помощи. И Пушкин, почитая это дело своим «священным долгом», обращается с письмом к Бенкендорфу. Письмо написано 18 января 1830 года, прошло четыре месяца, как арестован по доносу Николай Раевский-сын за его связи с высланными на Кавказ декабристами. Приводим это письмо (в переводе с французского), чтобы увидеть столь замечательный пример обращения поэта к важному чиновнику, написанном искренно на языке сердечной дипломатии:
«…Узами дружбы и благодарности связан я с семейством, которое ныне находится в очень несчастном положении: вдова генерала Раевского обратилась ко мне с просьбою замолвить за нее слово перед теми, кто может донести ее голос до царского престола. То, что ее выбор пал на меня, само по себе уже свидетельствует до какой степени она лишена друзей, всяких надежд и помощи. Половина семейства находится в изгнании, другая – накануне полного разорения. Доходов едва хватает на уплату процентов по громадному долгу. Госпожа Раевская ходатайствует о назначении ей пенсии в размере полного жалования покойного мужа, с тем, чтобы эта пенсия перешла дочерям в случае ее смерти. Этого будет достаточно, чтобы спасти ее от нищеты. Прибегая к Вашему превосходительству я надеюсь судьбой вдовы героя 1812 года – великого человека, жизнь которого была столь блестяща, а кончина так печальна, - заинтересовать скорее воина, чем министра, и доброго, отзывчивого человека скорее, чем государственного мужа…». Просьба была удовлетворена, и вдова героя Отечественной войны получила довольно значительную пенсию в размере двенадцати тысяч рублей в год золотом.

Другое обстоятельство, в котором, на наш взгляд, Раевский показал себя человеком «без предрассудков», объективным и независимым, нежелающим пользоваться незаслуженной им славой, связано с поступком генерала в бою под Салтановкой. Когда он, как приписала ему народная слава, в решительный момент повел в атаку Смоленский полк, взяв за руки двух своих несовершеннолетних отроков. Сам Раевский эту красивую и символическую историю отрицал. По воспоминаниям поэта Константина Батюшкова, адъютанта генерала, на его слова: «Но, помилуйте, ваше высокопревосходительство, не вы ли, взяв за руку детей ваших и знамя, пошли на мост, повторяя: вперёд, ребята; я и дети мои откроем вам путь к славе, или что-то тому подобное, Раевский засмеялся. «Я никогда так не говорю витиевато, ты сам знаешь. Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребёнок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и всё тут, весь анекдот сочинён в Петербурге. Твой приятель (Жуковский) воспел в стихах. Гравёры, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем, и я пожалован римлянином». Вскоре, после сражения, Раевский написал к сестре своей супруги: “Сын мой, Александр, выказал себя молодцом, а Николай даже во время самого сильного огня беспрестанно шутил; этому пуля прорвала брюки; оба сына повышены чином”. Вспомним также описание Дениса Давыдова: «После сего дела я своими глазами видел всю грудь и правую ногу Раевского... почерневшими от картечных контузий. Он о том не говорил никому, и знала о том одна малая часть из тех, кои пользовались его особою благосклонностию».

Интересно, что Пушкин в 1830 году откликнулся на «Некрологию генерала от кавалерии Н.Н. Раевского», автором которой был Михаил Орлов, женатый на дочери генерала Екатерине. Поэт посетовал на «непонятное упущение со стороны неизвестного некролога: он не упомянул о двух отроках, приведённых отцом на поля сражений в кровавом 1812-м году!.. Отечество того не забыло”. Поэт, как и Михаил Орлов, знал подлинные факты боя при Салтановке, но считал необходимым сказать «о двух отроках, приведённых отцом на поля сражений». Так как оба сына были в армии при отце, а Александр был участником этого боя. К тому же, как можно предположить, для Пушкина данная история-легенда, ставшая народной и показывающая русский народный патриотизм, имела все права на существование, как реальный исторический факт.

Человек, столь независимый, в том числе от мнений людей, наделенных властью, к тому же, по словам Пушкина «насмешливый и желчный», Раевский неминуемо должен был оказаться когда-то у власти в немилости. Будучи полковником (этот чин он получил в двадцать лет) и, командуя Нижегородским драгунским полком, Раевский был по доносу исключен из службы Павлом I и уволен в отставку. Возможно, здесь сказалось родство Раевского с некогда всесильным Григорием Потемкиным. По предложению Александра, нового императора, Раевский вернулся в армию с чином генерал-майора, но по прошествии полугода он сам увольняется, сославшись на расстроенные дела.

Через пять лет, в 1807 году, Раевский возвращается на службу и участвует в заграничных походах, в войнах со Швецией и Турцией. Такие повороты в судьбе военного человека не были исключительны. И все же были военные, которые искали милостей у царя, служили ради должностей и желали официальных почестей. Но были и другие, и среди них Раевский, находившийся вдалеке от политики и придворного окружения. Сам он сказал: «Я век мой жил и служил без интриг, «без милостивцев», ни к каким партиям не приставал и не отставал ни от кого своих товарищей». Известно, по семейному преданию, что Раевский отказался от графского титула, предложенного ему Александром I. Приведем слова Алексея Петровича Ермолова, родственника и товарища Раевского, наиболее близкого ему по духу человека и военноначальника, из его «Записок», где он высказывается об окружении Кутузова, когда армия находилась в Тарутино: «Уменьшившиеся мои занятия заставили меня повторить рапорт мой об удалении от должности, но без успеха; итак, остался я принадлежать главной квартире, свидетелем чванства разных лиц, возникающей знатности, интриг, пронырства и происков». Ермолов недоволен поведением людей, которых Пушкин назвал «аристокрация породы и богатства», и которые, как пишет поэт, «на целые поколения, на целые столетия налагают свой образ мыслей, свои страсти, свои предрассудки».

У Пушкина использование слова предрассудок имеет ряд смысловых оттенков и особенностей, мы не будем на них останавливаться. Как правило, слово это имеет всё тот же общеупотребительный характер, связанный с его основным определением: предрассудок – это ложный, но укоренившийся взгляд на что-нибудь. К примеру: Маша Троекурова в романе «Дубровский» не обращает внимания на молодого француза, «воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового…». Германн, из повести «Пиковая дама», «имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь, - и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения». А вот в «Евгении Онегине» это слово употребляется с положительным значением:

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.

«В нашем быту – пишет Даль в своем Словаре - господствуют гибельные предрассудки светского приличия, а в народе - предрассудки суеверия. Мы - невольники общественных предрассудков». Именно общественные предрассудки «светского приличия» имел в виду Пушкин, говоря о Раевском.

Но, хотели бы мы добавить: следовать предрассудкам своей социальной группы, своему сословию оказывается делом выгодным, и эти предрассудки, хоть они и ложные, способны дать человеку определенные преимущества перед другими. А потому человек без предрассудков – это человек, не желающий и не могущий лгать и превозносить себя выше других, способный объективно и правильно оценивать себя и других, своё время, а также времена исторические.

Несколько последних лет были для Раевского тяжелыми. По делу о 14 декабря арестовали сыновей: (они были выпущены с «очистительным аттестатом»). Два его зятя: С. Г. Волконский и М. Ф. Орлов также подверглись аресту, первого отправили на каторгу в Сибирь, второй навсегда был уволен из армии и отправлен в деревню под надзор полиции. Дочь Мария без разрешения родителя уехала к мужу в Сибирь. Пришлось хлопотать за Александра – он был наказан за резкую выходку перед графиней Елизаветой Воронцовой – и безуспешно. «Ни единого ропота, ни единого злобного слова не вырвалось из уст его; ни единым вздохом, ни единым стенанием не порадовал он честолюбивую посредственность, всегда готовую наслаждаться страданием человека, по мере его достоинства. Испытание ужасное! Несколько лет продолжалось оно неослабно...» - написал Денис Давыдов.

Скончался Николай Николаевич Раевский 16 (28) сентября 1829 года в селе Болтышка Чигиринского уезда Киевской губернии в возрасте 58 лет. Похоронен он в фамильной усыпальнице в селе Разумовка. На его надгробной плите начертаны слова:

"Он был в Смоленске щит,
В Париже меч России".

"ЖЕНЩИНА БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ"

Максим Кузьмич Салютов высок, широкоплеч, осанист. Телосложение его смело можно назвать атлетическим. Сила его чрезвычайна. Он гнет двугривенные, вырывает с корнем молодые деревца, поднимает зубами гири и клянется, что нет на земле человека, который осмелился бы побороться с ним. Он храбр и смел. Не видели, чтобы он когда-нибудь чего-нибудь боялся. Напротив, его самого боятся и бледнеют перед ним, когда он бывает сердит. Мужчины и женщины визжат и краснеют, когда он пожимает их руки: больно!! Его прекрасный баритон невозможно слушать, потому что он заглушает... Сила-человек! Другого подобного я не знаю.

И эта чудовищная, нечеловеческая, воловья сила походила на ничто, на раздавленную крысу, когда Максим Кузьмич объяснялся в любви Елене Гавриловне! Максим Кузьмич бледнел, краснел, дрожал и не был в состоянии поднять стула, когда ему приходилось выжимать из своего большого рта: "Я вас люблю!" Сила стушевывалась, и большое тело обращалось в большой пустопорожний сосуд.

Он объяснялся в любви на катке. Она порхала по льду с легкостью перышка, а он, гоняясь за ней, дрожал, млел и шептал. На лице его были написаны страдания... Ловкие, поворотливые ноги подгибались и путались, когда приходилось вырезывать на льду какой-нибудь прихотливый вензель... Вы думаете, он боялся отказа? Нет, Елена Гавриловна любила его и жаждала предложения руки и сердца... Она, маленькая, хорошенькая брюнеточка, готова была каждую минуту сгореть от нетерпения... Ему уже тридцать, чин его невелик, денег у него не особенно много, но зато он так красив, остроумен, ловок! Он отлично пляшет, прекрасно стреляет... Лучше его никто не ездит верхом. Раз он, гуляя с нею, перепрыгнул через такую канаву, перепрыгнуть через которую затруднился бы любой английский скакун!..

Нельзя не любить такого человека!

И он сам знал, что его любят. Он был уверен в этом. Страдал же он от одной мысли... Эта мысль душила его мозг, заставляла его бесноваться, плакать, не давала ему пить, есть, спать... Она отравляла его жизнь. Он клялся в любви, а она в это время копошилась в его мозгу и стучала в его виски.

Будьте моей женой! - говорил он Елене Гавриловне. - Я вас люблю! бешено, страшно!!

И сам в то же время думал:

"Имею ли я право быть ее мужем? Нет, не имею! Если бы она знала, какого я происхождения, если бы кто-нибудь рассказал ей мое прошлое, она дала бы мне пощечину! Позорное, несчастное прошлое! Она, знатная, богатая, образованная, плюнула бы на меня, если бы знала, что я за птица!"

Когда Елена Гавриловна бросилась ему на шею и поклялась ему в любви, он не чувствовал себя счастливым.

Мысль отравила всё... Возвращаясь с катка домой, он кусал себе губы и думал:

"Подлец я! Если бы я был честным человеком, я рассказал бы ей всё... всё! Я должен был, прежде чем объясняться в любви, посвятить ее в свою тайну! Но я этого не сделал, и я, значит, негодяй, подлец!"

Родители Елены Гавриловны согласились на брак ее с Максимом Кузьмичом. Атлет нравился им: он был почтителен и как чиновник подавал большие надежды. Елена Гавриловна чувствовала себя на эмпиреях. Она была счастлива. Зато бедный атлет был далеко не счастлив! До самой свадьбы его терзала та же мысль, что и во время объяснения...

Терзал его и один приятель, который, как свои пять пальцев, знал его прошлое... Приходилось отдавать приятелю почти всё свое жалованье.

Угости обедом в Эрмитаже! - говорил приятель. - А то всем расскажу... Да двадцать пять рублей дай взаймы!

Бедный Максим Кузьмич похудел, осунулся... Щеки его впали, кулаки стали жилистыми. Он заболел от мысли. Если бы не любимая женщина, он застрелился бы...

"Я подлец, негодяй! - думал он. - Я должен объясниться с ней до свадьбы! Пусть плюнет на меня!"

Но до свадьбы он не объяснился: не хватило храбрости.

Да и мысль, что после объяснения ему придется расстаться с любимой женщиной, была для него ужаснее всех мыслей!..

Наступил свадебный вечер. Молодых повенчали, поздравили, и все удивлялись их счастью. Бедный Максим Кузьмич принимал поздравления, пил, плясал, смеялся, но был страшно несчастлив. "Я себя, скота, заставлю объясниться! Нас повенчали, но еще не поздно! Мы можем еще расстаться!"

И он объяснился...

Когда наступил вожделенный час и молодых проводили в спальню, совесть и честность взяли свое... Максим Кузьмич, бледный, дрожащий, не помнящий родства, еле дышащий, робко подошел к ней и, взяв ее за руку, сказал:

Прежде чем мы будем принадлежать... друг другу, я должен... должен объясниться...

Что с тобой, Макс?! Ты... бледен! Ты все эти дни бледен, молчалив... Ты болен?

Я... должен тебе всё рассказать, Леля... Сядем... Я должен тебя поразить, отравить твое счастье... но что ж делать? Долг прежде всего... Я расскажу тебе свое прошлое...

Леля сделала большие глаза и ухмыльнулась...

Ну, рассказывай... Только скорей, пожалуйста. И не дрожи так.

Ро... родился я в Там... там... бове... Родители мои были не знатны и страшно бедны... Я тебе расскажу, что я за птица. Ты ужаснешься. Постой... Увидишь... Я был нищим... Будучи мальчиком, я продавал яблоки... груши...

Ты ужасаешься? Но, милая, это еще не так ужасно. О, я несчастный! Вы проклянете меня, если узнаете!

Но что же?

Двадцати лет... я был... был... простите меня! Не гоните меня! Я был... клоуном в цирке!

Ты?!? Клоуном?

Салютов в ожидании пощечины закрыл руками свое бледное лицо... Он был близок к обмороку...

Ты... клоуном?!

И Леля повалилась с кушетки... вскочила, забегала... Что с ней? Ухватилась за живот... По спальной понесся и посыпался смех, похожий на истерический...

Ха-ха-ха... Ты был клоуном? Ты? Максинька... Голубчик! Представь что-нибудь! Докажи, что ты был им! Ха-ха-ха! Голубчик!

Она подскочила к Салютову и обняла его...

Представь что-нибудь! Милый! Голубчик!

Ты смеешься, несчастная? Презираешь?

Сделай что-нибудь! И на канате умеешь ходить? Да ну же!

Она осыпала лицо мужа поцелуями, прижалась к нему, залебезила... Не заметно было, чтобы она сердилась... Он, ничего не донимающий, счастливый, уступил просьбе жены.

Подойдя к кровати, он сосчитал три и стал вверх ногами, опираясь лбом о край кровати...

Браво, Макс! Бис! Ха-ха! Голубчик! Еще!

Макс покачнулся, прыгнул, как был, на пол и заходил на руках...

Утром родители Лели были страшно удивлены.

Кто это там стучит наверху? - спрашивали они друг друга. - Молодые еще спят... Должно быть, прислуга шалит... Возятся-то как! Экие мерзавцы!

Папаша пошел наверх, но прислуги не нашел там. Шумели, к великому его удивлению, в комнате молодых... Он постоял около двери, пожал плечами и слегка приотворил ее... Заглянув в спальную, он съежился и чуть не умер от удивления: среди спальни стоял Максим Кузьмич и выделывал в воздухе отчаяннейшие salto mortale; возле него стояла Леля и аплодировала. Лица обоих светились счастьем.

Антон Чехов - ЖЕНЩИНА БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ , читать текст

См. также Чехов Антон - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

ЖЕНЩИНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЬЯНИЦЫ
Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор еще не догадались...

ЖЕНЫ АРТИСТОВ
Свободнейший гражданин столичного города Лиссабона, Альфонсо Зинзага,...

Последнее обновление: 29/08/2015

Предрассудки - необоснованные и зачастую негативные суждения о ком или чем-либо. Наиболее характерные признаки предрассудков - это негативные чувства, следование стереотипам и склонность к дискриминации. Определения, которые дают предрассудкам специалисты, могут варьироваться, однако все они подразумевают наличие предубеждений, мешающих нормальному восприятию.

Виды предрассудков

Предубеждения могут основываться на самых разных характеристиках человека - включая его пол, расу, сексуальную ориентацию, национальность, социоэкономический статус или религию.

К числу наиболее известных типов предубеждений относят:

  • расизм;
  • сексизм;
  • гомофобию;
  • национализм;
  • религиозные предубеждения;
  • (дискриминация по возрасту) и т.д.

Предрассудки и стереотипы

Когда дело доходит до предрассудков, в игру нередко вступают стереотипы и дискриминация. В большинстве случаев именно стереотипы становятся источником предубеждений.

Стереотип - упрощенное представление о группе, основанное на полученных ранее знаниях. Они могут быть как положительными («Женщины так милы и привлекательны»), так и отрицательными («Все подростки ленивы!»). Полагаться на них в любом случае опасно: либо это выльется в завышенные ожидания и разочарование, либо приведет к формированию предрассудков и последующей дискриминации.

По мнению психолога Гордона Олпорта, предрассудки и стереотипы - абсолютно нормальный аспект работы человеческого мышления. Чтобы окружающий мир имел для нас смысл, мы просто вынуждены сортировать поступающую информацию.

«Человек мыслит с помощью категорий», - объяснял Олпорт. - «Однажды сформировавшись, эти категории составляют основу предварительных суждений. Мы просто не можем этого избежать. От этого зависит наша повседневная жизнь».

Однако исследователи обнаружили, что когда дело доходит до категоризации информации о других людях, мы склонны преуменьшать различия между теми, кого относим к одной группе, и преувеличивать различия между группами. В ходе одного классического эксперимента участников попросили оценить рост людей, изображённых на фотографиях. Кроме того, им сказали:

«В этой брошюре мужчины и женщины одного роста. Мы специально подбирали пары так, чтобы совпадал их рост. То есть, для каждой женщины в брошюре вы найдете мужчину с соответствующим ростом. Поэтому старайтесь изучать фотографии как можно более обстоятельно; попытайтесь рассматривать каждый случай индивидуально, не обращая при этом внимание на пол участников».

В дополнение к подробной инструкции организаторы пообещали приз в $50 тому, кто наиболее точно подберет пары. Несмотря на просьбу не обращать внимания на пол, участники поддались стереотипу о том, что все мужчины хоть немного, но выше женщин. Из-за своей уверенности в этом они не смогли избавиться от уже существующих в их головах категорий и правильно разбить людей на фотографиях на пары.

Помимо этого, исследователи обнаружили, что противоположную группу участники были склонны считать более однородной - это явление учёные назвали эффектом гомогенности аутгруппы («чужой» группы). Ощущение того, что все члены другой группы похожи относится ко всем, независимо от фактора, выступающего основой для категоризации - будь то раса (для нас все азиаты похожи, не так ли?), национальность, религия, возраст или любой другой фактор.

Как побороть предрассудки?

Прежде всего, следует обращать внимание на причины, по которым у вас или у кого-то другого появились предрассудки. Кроме того, исследователи выделяют и другие способы борьбы с необоснованным негативом, застилающим нам глаза. Нужно учиться с пониманием и уважением относиться к членам других групп. Представляйте себя в подобной ситуации, ставьте себя на место того, кого не понимаете: однажды попробовав представить свою реакцию, человек начинает с большим вниманием относиться к мыслям и поступкам другого.

И всё же психологи - это такие же люди, как и все мы. Поэтому иногда от них можно услышать дельную мысль. Я хочу сказать несколько похвальных слов о книге американского психоаналитика Рудольфа Дрейкурса "Дети: задача на сообразительность" (на русский язык она переведена почему-то под названием "Манифест счастливого детства").

Данное руководство по воспитанию, впервые опубликованное почти пятьдесят лет назад, по праву считается классическим произведением жанра. Многие нынешние авторы до сих пор охотно переписывают оттуда свои рецепты.

Помимо пустого психологизирования на основе высосанных из пальца теорий, Рудольф Дрейкурс приводит несколько действительно полезных воспитательных приемов. Композиционно книга построена почти как задачник по какой-нибудь геометрии.

За вводным описанием приемов следуют сценки из реальной жизни, в которых дети своим непослушанием как бы ставят родителей перед той или иной проблемой. Читателю вначале предлагается самостоятельно поразмыслить о том, какими из описанных методов эту проблему можно решить, и только после этого приводится правильный, с точки зрения автора, ответ.

Следует, однако, сразу оговориться, что Дрейкурс, как и подавляющее большинство профессиональных помощников, не предполагает, что родители могут ставить перед собой сколь-нибудь амбициозные цели, как-то: вырастить светлого гения, или харизматического лидера, или хотя бы успешного бизнесмена.

Всё воспитание, по мнению специалистов, сводится исключительно к тому, чтобы избегать при общении с детьми мелких житейских неурядиц. Вот список типичных проблем, в которые нас погружает книга Дрейкурса:

  • Дети не желают по утрам вставать с постели;
  • А встав, едва шевелятся, словно не собираются идти в садик или в школу;
  • Проявляют не соответствующую возрасту беспомощность;
  • Плохо едят, демонстрируя при этом дурные манеры;
  • Выказывают полную небрежность к одежде, игрушкам, книгам;
  • Разводят страшный беспорядок в комнате;
  • Уклоняются от каких бы то ни было обязанностей по хозяйству;
  • Ссорятся и дерутся с братьями и сестрами;
  • Устраивают безобразные сцены в общественных местах;
  • Не возвращаются в условленный час домой с улицы;
  • Не ложатся по вечерам спать вовремя.
Разумеется, Дрейкурс категорически отвергает шлепки по попе и другие способы болевого воздействия - на том основании, что это, как он уверяет, не работает: шлепки будто бы не вызывают у ребенка ничего, кроме жгучего желания отомстить, и он становится еще более неуправляемым.

Как же так получилось, что это прекрасно работало на протяжении тысячелетий, а теперь вдруг перестало? - Опережая этот вопрос, Дрейкурс авторитетно заявляет, что с появлением демократического общества внутренняя природа детей изменилась, и они сделались нетерпимыми к насилию.

Но оставим на совести благонравного американца этот политкорректный вздор. Перейдем лучше к позитивной части его книги. Он предлагает родителям строить взаимоотношения с ребенком на основе принципа "если можно тебе, так можно и мне" (вполне в духе демократического равноправия). Если ребенок ведет себя нехорошо, то и мама с папой могут себе позволить перестать на какое-то время быть "хорошими родителями". Вот типичная ситуация, выстроенная по рецептам Дрейкурса.


Семилетний мальчик Ганс относился к своим домашним обязанностям с полным пренебрежением. Вот и на этот раз он пообещал матери вынести мусорное ведро, но выполнять свое обещание, конечно, не торопился. На ее очередное напоминание он только недовольно процедил сквозь зубы:

Почему это должен делать всегда я?

Тогда мама, которая как раз вернулась домой с курсов для родителей, пригласила его на небольшой разговор.

Как бы ты отнесся к тому, - спросила она, - если бы ты мог целую неделю делать только то, что ты хочешь? Ты будешь свободен ото всех своих обязанностей по дому.

Ганс не поверил своим ушам:

Ты это серьезно? Мне что, можно будет не убираться за собой? Можно не мыть руки перед едой и не выносить мусор?

Да, целую неделю. Но при одном условии.

"Я так и знал, - подумал Ганс, - тут должна быть какая-то ловушка. Слишком уж это похоже на сказку".

Мы будем с тобой полностью уравнены в правах, - продолжала мама. - И всё, что позволено тебе, будет позволено и мне. Ну как, согласен?

"Что за странный вопрос! - удивился про себя Ганс. - Взрослые и без того всегда делают всё, что хотят. Зачем ей нужно еще мое согласие?"

Договор был заключен, и мальчик отправился на ночь в свою комнату, радуясь предстоящей неделе полной свободы.

Когда на следующее утро он пришел завтракать, он застал лишь пустой стол.

- Мама! - позвал он. - А где наш завтрак?

Мама еще нежилась в кровати, почитывая книжку, и на его вопрос ответила, что у нее нет ни малейшего желания вставать.

Ты можешь сам сообразить себе что-нибудь поесть, если хочешь, - добавила она.

Пришлось Гансу перекусывать чем попало. Хотя это было и не очень приятно, но представлялось всё же приемлемой ценой за свободу.

Когда наступило время обедать, никакого обеда готово не было.

Знаешь, - сказала мама, - мне что-то сегодня неохота самой готовить. Пойду-ка я пообедаю у подруги.

Весь оставшийся день мама занималась себе в удовольствие какими-то своими делами и отказывалась обслуживать Ганса. Она не отвезла его на любимый театральный кружок и не стала пришивать оторвавшуюся от штанов пуговицу.

Вечером Ганс по собственному почину вынес мусорное ведро и попросил маму, чтобы она стала такой, как прежде.

Подобными же методами разрешаются и большинство других проблем воспитания из списка Дрейкурса. Если, к примеру, младший школьник не желает по утрам вставать с постели и не стремится попасть в школу вовремя, то и родители вполне могут оставаться равнодушными на сей счет.

Им следует купить ребенку будильник и больше никакого участия в сборах в школу не принимать. Разумеется, в первый же день ребенок, скорее всего, проспит и опоздает на занятия. Ну и ладно! Пусть себе конфликтует с учительницей, раз уж ему это так нравится.

В конце концов, дети обучаются правильному поведению вовсе не благодаря родительским понуканиям, а через обратную связь, получаемую от реальных последствий поступков. Всё, что требуется от родителей, - это ограничить до минимума свое участие в событиях, позволяя последствиям реализовываться в самой естественной, логической форме. Иногда, впрочем, кратковременное вмешательство в ситуацию всё же необходимо.

Трехлетнюю Кетрин отпустили погулять во двор, однако она постоянно выбегает со двора на проезжую часть улицы.

В подобного рода случаях было бы, разумеется, неправильно дожидаться наступления естественного финала, который заключается в том, что малышка рано или поздно попадет под машину.

Перед тем как отправить дочку гулять, мама должна получить от нее заверение, что та не будет выходить за пределы двора. Как только Кетрин выбежит на проезжую часть, мама безо всякой ругани и упреков возьмет ее за руку и отведет домой, где девочка и проведет оставшуюся часть дня.

На другой день у Кетрин будет новый шанс, но если она и в следующий раз проявит непонимание, то останется дома уже на три дня. Маленькие девочки, не способные позаботиться о своей безопасности на улице, сидят дома. Логично? - Вполне. Так, собственно, Дрейкурс и называет этот воспитательный прием - применение логических последствий.

Для обсуждения всех назревших проблем Дрейкурс настоятельно рекомендует с периодичностью один раз в неделю устраивать семейный совет, на котором у каждого, включая малолетних детей, есть возможность высказать всё, что лежит на душе, и выдвинуть свои предложения. Все решения, по демократически, принимаются большинством голосов, причем детский голос весит ничуть не меньше, чем взрослый. Однажды принятое решение действует, как минимум, в течение недели и может быть отменено не раньше, чем на следующем семейном совете.

Наибольшую воспитательную ценность имеют, как ни странно, "неудачные", "безответственные" решения, навязанные родителям со стороны младшего поколения.

Три девочки-подростка, пользуясь своим численным перевесом, добились на семейном совете принятия новых правил касательно своего вечернего времяпрепровождения. По этим правилам, они в любое время могли уходить из дому и не обязаны были никому докладывать, куда они направляются и когда они вернутся обратно. Даже если им понадобилось бы задержаться до поздней ночи, они не должны были звонить домой и предупреждать об этом родителей. Мать, разумеется, выступила решительно против, однако была вынуждена подчиниться мнению большинства.

На следующий день мать отправилась в гости к подруге, поставив об этом в известность только мужа. Она осталась там ночевать и вернулась домой лишь поздним утром. Не на шутку встревоженные дочери обступили ее с упреками:

Где ты была? Почему ты нам ничего не сказала?

На что мать спокойно ответила:

На последнем совете мы решили, что можно гулять хоть всю ночь и ни перед кем не отчитываться. Я полагаю, что это относится ко мне ничуть не меньше, чем к вам.

На ближайшем же семейном совете девочки с готовностью согласились принять более разумные правила.

Дрейкурс является горячим сторонником принципа: "Никогда не делать за ребенка то, что он способен сделать сам". Это касается не только застегивания пуговиц и завязывания шнурков, но и такой сложной деятельности, как выстраивание отношений с другими людьми.

Артур прибежал на кухню, отчаянно рыдая:

Мама, мама! Папа меня ударил!

Мать отложила дела в сторону, обняла сына и стала его утешать:

Что такое случилось, радость моя?

Он сказал, что я ему нагрубил, а потом дал мне подзатыльник.

Ничего, ничего, сынок. Не плачь! Я сейчас во всём разберусь.

Успокоив сына, мать отправилась в гараж, где отец в это время что-то мастерил. Между родителями разразилась громкая ссора. Мать (в сотый раз) пыталась втолковать отцу, что телесные наказания - это неправильный метод воспитания. Отец же утверждал, что Артур - в такой же мере его сын, как и ее, и если отец говорит сыну убрать с дороги велосипед, то вовсе не для того, чтобы услышать в ответ откровенное хамство. Сам же Артур стоял неподалеку и наблюдал за ссорой родителей с самодовольной ухмылкой.

Дрейкурс сопровождает эту сцену следующими любопытными комментариями:

Взаимоотношения между двумя людьми - это личное дело этих двух людей и ничье больше. То, что происходит между Артуром и его отцом, касается только Артура и его отца. Мать не должна пытаться брать на себя роль регулировщика. Если сын приходит к ней, чтобы "наябедничать" на отца, она может просто сказать:

Жаль, что так получилось, Артур. Если ты не хочешь, чтобы отец тебя бил, тебе имеет смысл подумать, как ты должен себя вести, чтобы этого не случалось.

Мать имеет полное право, в соответствии со своими убеждениями, никогда не бить сына. Однако у нее нет ни малейшего права диктовать мужу, как тому следует обращаться с ребенком. Если Артур недоволен манерами отца, то эта проблема принадлежит не ей, а ему.

У многих этот момент вызывает трудности с пониманием. Разве мы не должны позаботиться о том, чтобы все окружающие правильно обращались с нашим ребенком? Разве не в этом заключается наш родительский долг? Но тогда возникает вопрос: что такое "правильное" обращение? Кто это решает? Тут требуется наличие некоего "авторитета", который дал бы нам единственно верный ответ. Однако в демократическом обществе такого авторитета просто не существует.

Вполне естественно, что родители, будучи двумя разными индивидуальностями, могут придерживаться разных мнений по поводу массы вещей. Если вдруг окажется, что их представления о воспитании полностью совпадают, - тем лучше. Однако такое единство взглядов вовсе не является обязательным.

Ребенок строит отношения с каждым человеком из своего окружения в индивидуальном порядке, принимая в этом самую активную роль. Как бы по разному ни обращались с ним папа, мама, дедушки, бабушки и другие родственники, - это только обогащает его социальный опыт и никоим образом не может дезорганизовать его психику.

По нашим наблюдениям, существует любопытная взаимосвязь между убежденностью матери в своих воспитательных способностях и ее склонностью к критике окружающих. Чем более беспомощной чувствует себя мать, тем лучше она знает, как должны вести себя другие члены семьи.

Точно так же, родители не должны вмешиваться в ссоры детей. В тех семьях, где родители не берутся всякий раз судить, кто прав, кто виноват, дети ссорятся на удивление редко.

Восьмилетняя Люсия и пятилетний Карл сидели на диване и смотрели телевизор. Карл сделал движение в сторону Люсии, та отодвинулась подальше. Он положил свою ногу ей на колени. Она толкнула его прочь. Он навалился на нее всем телом.

Отстань, - сказала Люсия, всё еще погруженная в телевизор.

Он стал водить пальцами по краю ее блузки. Она ударила его по руке:

Отстань, тебе говорят!

Он самодовольно хихикнул и полез пальцем ей в ухо. Она изловчилась и укусила его в предплечье.

Ай! - вскричал Карл и принялся громко плакать.

На крик прибежала мама. Кинувшись к плачущему сыну, она стала его обнимать и утешать. Он показал ей свою руку, на которой отчетливо виднелись следы зубов.

Люсия, это еще что такое! - гневно вскричала мама.

А что, я должна терпеть, как он ко мне пристает?

То, что он делает, это совершенно не важно. Ты не имеешь права так обращаться со своим маленьким братом. Немедленно попроси у него прощенья! И смотри у меня! Чтоб больше такое никогда не повторялось!

Глаза Карла осветились счастливым торжеством.

Совершенно очевидно, что Карл не стал бы затевать всю эту ссору, если бы не предвидел заранее, что вмешательство мамы обеспечит ему полную победу.

Пожалуй, самый интересный рецепт Дрейкурса заключается в том, что за неправильное поведение одного ребенка должны нести ответственность все дети, принадлежащие данной семье.

Восьмилетний Макс был в семье средним ребенком. С его старательным старшим братом и послушной младшей сестренкой у родителей проблем никогда не возникало. Однако сам Макс представлял собой сущее наказание. Он постоянно портил мебель, лгал, воровал и уже два раза был пойман за разведением костра в подвале.

Его любимым занятием было разрисовывать стены цветными карандашами. Мать пребывала в полном отчаянии. Она пошла на курсы для родителей, и там ей посоветовали привлекать к ответственности за выходки Макса всех детей сразу, относясь к ним ко всем как к некой единой и неделимой совокупности.

Когда Макс изрисовал стены в очередной раз, мать потребовала, чтобы все трое принимали участие в их отмывании. Сам Макс, впрочем, от этого мероприятия уклонился, однако ж и стен впредь больше не пачкал. На вопрос, почему он перестал это делать, он ответил:

Это потеряло теперь всякий смысл. Ведь отмывать заставляют других.

Во многих случаях ребенок совершает неправильные поступки лишь для того, чтобы как-то выделиться, чтобы обратить на себя особое внимание. Как только внимание перестает доставаться исключительно ему, так пропадает и весь смысл его проделок.

Из книги Леонида Некина "Воспитание без предрассудков"

В данной статье поговорим о том, что такое предрассудки. Иногда, казалось бы, в совершенно простом и понятном реальном мире отдельные члены общества воспринимают некоторые вещи и явления несколько неадекватно. По сути, предрассудок - это предубеждение, основанное на каком-либо стереотипе. Возникает оно единственно от нежелания человека думать и оценивать события окружающего мира самостоятельно.

Мнения, основанные на авторитете родителей, руководства, коллектива и т.д. и совершенно не переосмысленные - вот что такое предрассудки. Безусловно, наличие у человека разного рода заблуждений и стереотипов, которые он упорно выдает за собственные принципы, говорит о социальной и личностной незрелости, а иногда и о банальной деградации. Такой человек, по сути, просто выпадает из реальности и зачастую может быть опасен не только для себя, но и для общества.

Пример тому - расовые предрассудки. Человек, пытающийся самоутвердиться не путем личностного развития, а завоеванием дешевого авторитета посредством унижения людей с другим цветом кожи или возможно, и получит какую-то сиюминутную выгоду. Однако материальное благополучие - ничто в сравнении с Постепенно такой человек будет терять ощущение реальности все больше и больше. Неизвестно, чем это может закончиться.

Однако зачастую ответ на вопрос о том, простым не назовешь. К примеру, люди, слишком активно навязывающие чужие традиции и образ жизни в своей стране - вовсе не борцы с расизмом, как они зачастую пытаются себя представить обществу. У них, как ни парадоксально, имеется именно тот же предрассудок, но уже по отношению к собственной нации, который мешает им адекватно воспринимать действительность. Такой человек зачастую не замечает в том обществе, частью которого он является, ничего хорошего - только недостатки.

Конечно, далеко не все предрассудки настолько серьезны и опасны, есть предрассудки - суеверия. Однако даже в безобидных, типа перешедшего дорогу черного кота, ничего хорошего нет.

Верить в то, что случится какое-нибудь несчастье только из-за того, что вполне направлялось куда-то по своим личным делам, неразумно. У многих людей имеются и другие, не менее нелепые суеверия и предрассудки. Примеры тому - устойчивое мнение о том, что все без исключения предприниматели - воры, или убежденность иностранцев в том, что все русские пьют и воруют. Такие нелепости, в конце концов, и приводят к более серьезным и опасным типам предрассудков - расовым, классовым или религиозным.

Неправильно считать, что к разного рода суевериям предрасположены только или не слишком высокие слои общества, или не слишком образованные. На самом деле заблуждаться и проявлять подобное невежество могут и высокоинтеллектуальные, вполне Отсюда можно сделать вывод, что ни высшее образование, ни высокое положение в обществе не заменят личностного развития и воспитания «я» на собственном, а не на чьем-то опыте.

Итак, предрассудки - вполне понятно. Нужно думать самостоятельно и только на основе самостоятельно сделанных оценок предпринимать какие-либо действия. Это будет полезно и самому человеку и, как следствие, всему обществу в целом.