Какие факторы относятся к экологическим. Деятельность человека как особый экологический фактор и ее влияние на окружающую естественную среду. Действие экологических факторов на организм

Как я писала в самом первом посте в основном ЖЖ, я никогда не любила дневников - ни бумажных, ни онлайновых. До того, как, собственно, его завела. Но в своей юности иногда я заставляла себя вести бумажный. Считала, что каждая уважающая девушка должна его вести, чтобы ничего не забыть. Больше всего над собой усилий я делала в 2006 году во время поездки в Питер, но меня надолго не хватило. И вот в 2008 году выдалось такое.

02.02.2008. Я хочу сильно влюбиться. Взаимно. Чтобы мне не пришлось томиться в ожидании, пока объект воздыханий соблаговолит обратить на меня внимание. И влюбиться в высокого, симпатичного, интересного парня, а не в хмыря какого-то как всегда...

Чтобы мы шли за руку по улице, а прохожие глядели вслед и радовались, какая красивая пара... Опять отношение к парню как к аксессуару? Да нет, другое... Хочется крепких, долгих, красивых отношений. Кто может запретить думать о таком?!

После долгой прогулки с друзьями вхожу в вагон метро уставшая и, кажется, немного пьяная (о чудо!) от кока-колы, и, тем не менее не теряя изящества (кошачьи рефлексы и длинная юбка способствуют), сажусь на сидение... Поднимаю глаза: а тут он! Высокий, статный длинноволосый блондин в длинном чёрном пальто... Глаза... Вроде серые, но какие выразительные... Красавец. Я смотрю на него, он смотрит на меня... Я не пытаюсь строить глазки, просто смотрю... Печальным взглядом, который теперь всегда со мной с некоторого времени. Он отходит от одной двери к другой. Полминуты не стараюсь смотреть в его сторону. Не выдерживаю - оборачиваюсь. Я смотрю на него - он смотрит на меня. Не отворачивается. Любой бы отвернулся, не смотрел бы. Я чувствую, что в моём взгляде появляются страдальчески-умоляющие оттенки. Ничего не могу поделать! И вдруг...Он прикрывает свои прекрасные глаза, закрывает их на секунду. Нет, не моргает,согласно прикрывает, вроде хочет этим сказать (это легко прочиталось): "Я вижу, крошка, но прости... Пока не могу. Возможно, позже..." На миг я взглянула на потолок вагона, на тусклую лампу, вздохнула, не знаю, насколько громко. Вроде как чётким движением, но будто в полусне, встала, подошла к двери, всем видом пытаясь показать: "А я тоже выхожу на этой станции!". Не видела его реакции, не было уже сил смотреть... Мы вышли. Я надеялась, что нам по пути, но сразу же увидела, что ему нужно переходить на другую станцию, мне же следовало идти на выход. Проводила его глазами. Как он шёл... Он спешил, но мне показалось, что в его движениях столько торжественности... Впрочем, мне ещё и казалось, что время ход замедлило. Как призрак я долетела до эскалатора и стала на лестницу, которая казалась для меня крыльями, которые увлекут меня выше, может, и в небо. Уже ночное.

Образовательные цели:

  1. познакомить учащихся с разными типами дневников, их назначением, особенностями ведения;
  2. учить правильному оформлению дневниковых записей.

Оформление:

  • различные виды дневников, произведения и дневники писателей, поэтов современных и XIX, XX веков,
  • пейзажи художников Якутии,
  • видеоматериал о посещении памятных мест Якутии;
  • на партах учащихся лежат необходимые для работы тексты.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в необычное путешествие, произойдёт встреча с новым, а именно…об этом мы узнаем через несколько минут. Устраивайтесь поудобнее, приготовьте тетради, ручки для будущих записей.

Начнем урок с речевой разминки. Чтение стихотворение С. Махотина. (Читает ученица)

Два дневника

В комнате пахнет грозой!
Но пока
Намертво спрятаны два дневника.
В первом,
Который под шубой лежит,
Красная двойка от гнева дрожит,
Тайна, записка, прогулка к реке –
Все это есть во втором дневнике.
Только никто никогда не найдет

Этот потрепанный синий блокнот:
Будет чуть позже записано в нем:
“Двойка.
Признался.
Наказан ремнем.
Десять часов я не виделся с ней...
Ночь.
До каникул четырнадцать дней!”

О чем оно? О каких дневниках в нем идет речь?

Какое настроение чувствуется в начале стихотворения?

Какие слова его создают? (Чувство напряженного ожидания возмездия за двойку: “пахнет грозой”, “намертво спрятаны” “красная двойка от гнева дрожит”.)

Каким настроением проникнута вторая часть стихотворения? Как это отражается на языковых средствах?

Вывод. В начале стихотворения С. Махотина передаётся содержание последней дневниковой записи, затем тревожное напряжение, и после признания и заслуженного наказания - отрывистые фразы записей. Но среди них есть недоговоренная строка о личном, о своём: “Десять часов я не виделся с ней...”.

II. Работа по теме.

1. Догадались, на сегодняшнем уроке речь пойдет о разных видах дневников. Запишите в тетради сегодняшнюю дату, тему урока.

От какого слова образовалось слово дневник! (день)

Найдите в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определение слова дневник.

а) дневник - это ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

(Это тот самый дневник, в котором “красная двойка от гнева дрожит” и который нам хорошо известен);

б) дневник - это записи о каждодневных делах, текущих событиях, которые ведутся изо дня в день.

(Это и есть тот второй дневник, о котором говорится в стихотворении С. Махотина).

С какими типами дневников вы знакомы?

(Дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник).

Исходя из названия (названия условные), объясните назначение каждого из дневников разных типов.

Дневники наблюдений ведутся на уроках природоведения, в них отмечаются ежедневные наблюдения за состоянием природы.

Путевые дневники ведутся во время путешествий.

Личные дневники включают записи значительных событий в личной и общественной жизни человека, рассказывают о настроении пишущего, чувствах по поводу их переживаний; личный дневник помогает в самопознании и самовоспитании.

Задание. Определите главную мысль текста.

Многие люди – и ребята, и взрослые – ведут дневники. Это потребность души – записать событие, впечатление, раздумья. Запись становится молчаливым собеседником, другом, с которым делищься.

Тетрадка – спутница, тетрадка – копилка – какая же это замечательная штука! На её страницах, словно бы пойманной строкой, продолжает жить; вьются туристические строки, по которым ты прошёл, опять звучат шаги и голоса; и спор, задевший тебя, зовёт вникнуть в него поглубже. И всё, что вокруг, и всё, что в тебе самом, - всё отражает дневник.

Хорошие люди живут рядом с нами. Рядом с каждым из нас. Пусть и ваши дневники станут правдивыми свидетельствами о нашем времени, о его людях, а значит, и о вас самих. (По Э. Цюрюпе)

Определите, из каких типов дневников взяты следующие записи. Свой ответ аргументируйте.

Текст № 1

26 ноября, в три часа утра, “Наутилус” пересек тропик Рака под 172" долготы. 27 ноября мы миновали Сандвичевы острова, где 14 февраля 1779 года погиб знаменитый капитан Кук. (Жюль Верн)

(Дневник путевой)

Текст № 2

Слава тебе, господи! Вот и каникулы! Вот, наконец, я и дома... Да! Нужно, подобно мне, позубрить круглый год уроки, ежедневно, да еще по два раза а день, - за исключением, разумеется, праздников, - в душной комнате, в кружке шести человек товарищей, погнуться до полночи над запачканною тетрадкой или потрепанной книгой, позубрить греческий и латинский языки, геометрию и прочее, прочее. Нужно, говорю я, все это пережить и перечувствовать, чтобы оценить всю прелесть теплого, гостеприимного, родного уголка... Батюшка мой такой тихий, такой незлопамятный! Если и случается мне что-нибудь набедокурить, он покачает головою, сделает легкий упрек - и только...

Однако пора обедать. После обеда завалюсь спать и просплю до вечера, просто -наслаждение!..(И.С. Никитин)

(Личный дневник)

Чаще всего личные дневники пишутся “для себя”, т. е. не предназначаются для посторонних глаз. Но иногда человек сам или после его смерти близкие публикуют дневниковые записи. Это в основном касается личных дневников писателей, ученых, общественных деятелей, педагогов, чьи мысли и рассуждения могут быть интересны и современникам, и потомкам. Иногда писатели намеренно оформляют свои произведения в форме дневниковых записей, так более достоверно выглядят события, более понятными становятся поступки героев, их мысли и чувства.

Прочитайте отрывок из повести, написанной в форме дневника. Вспомните ее название и автора.

Двадцать восьмое мая!

У меня сегодня очень радостный день: занятия в школе окончились, я перешел в следующий класс с одними пятерками.

Завтра начинаются каникулы. Я задумал во время каникул вести дневник. Мама сказала, что подарит мне вечную ручку, если я буду вести дневник аккуратно. Я купил толстую общую тетрадь в синей обложке и решил аккуратно записывать в эту тетрадь разные интересные случаи. Как только случится что-нибудь интересное, я сейчас же запишу. Кроме того, буду записывать свои мысли. Буду думать о разных вещах, и, как только в голову придет хорошая мысль, я тоже её запишу.

Сегодня еще ничего интересного не случилось. Мыслей тоже пока еще не было. (Повесть Н. Носова “Дневник Кола Синицына”)

Ребята, путешествие всегда интересно встречами с новыми людьми, их рассказами о себе, о других. Вы математический класс, поэтому мне хотелось познакомить вас с Владимиром Ивановичем Вернадским – учёным с мировым именем. В мае 27 числа 1892 года он записал в своём дневнике: «Какая важная вещь «гигиена мысли». Мне кажется, это важнее всего в жизни, потому что этим достигается стремление к гармонии и чувство гармонии создаётся человеком этим путём…»

Другое имя - Юрий Анненков. Это блестящий график, живописец, театральный художник. Благодаря его «Дневнику встреч» мы с вами продолжим знакомство на уроках литературы с замечательными русскими писателями и поэтами.

А с какими вы, ребята, познакомились дневниками. Расскажите.

(Ответы разнообразны. Учащиеся приводят примеры дневников Л.Н. Толстого, письма И.С. Тургенева и других, читают заветные страницы.)

Следующая остановка – следующее задание. Просмотрите еще раз все предложенные фрагменты дневниковых записей.

Что общего в их оформлении?

1. Дата записи: число, месяц, год (иногда указывается место и время).

а) интересные события в личной и общественной жизни;
б) переживания по поводу этих событий;
в) рассуждения по поводу актуальных и интересных жизненных проблем.

Что представляет собой каждая дневниковая запись? Ответ обоснуйте.

(Текст: предложения связаны по смыслу; каждую запись можно озаглавить.)

В каком стиле речи могут вестись записи в дневниках?

(В дневнике наблюдений - в научном, научно-популярном, художественном;

в личном дневнике - в художественном и разговорном;

в путевом дневнике – в научно-популярном, художественном.)

Дайте определение каждого из стилей.

Научный – стиль, в котором сообщаются научные сведения, объясняются факты.

Научно - популярный – научный стиль с элементами других стилей речи.

Художественный – писатель рисует словами какие - то картины и образы.

Определите тип речи предложенных дневниковых записей. (У Жюль Верна и Н. Носова - повествование; у И.С. Никитина – рассуждение).

Дайте определение типов речи:

Повествование – это…

Описание – это…

Рассуждение - это…

ВЫВОД (делает ученик)

Итак, дневниковые записи представляют собой тексты разных стилей и типов речи. Чаще всего они включают и повествование, и рассуждение, и описание. Хотя повествование предпочтительнее при изложении событий, рассуждение - при размышлении по их поводу, а описание чаще встречается в путевых дневниках. Путешествие не оставляет без разговора, часто задушевного, когда человек раскрывается совсем с другой стороны.

Ребята, спрашивали ли вы когда-нибудь самого себя, что вы за человек, каким хотите стать? Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда важно выбрать, определить для себя те нравственные законы, по которым вы будете стремиться жить. В вашем возрасте это трудно сделать, но попытаться надо. И разобраться в этих сложных вопросах многим людям помогали и помогают дневники, в которых человек раскрывается сам перед собой без прикрас.

Сегодня мы познакомимся с отрывками из дневника юного Льва Толстого.

Слово ученика.

Лев Николаевич вел свой дневник с юных лет, и последние записи сделал за несколько дней до смерти. Чем интересны дневники юного Толстого? Это замечательный пример того, как человек формировал самого себя, свою личность, какие высокие задачи ставил перед собой и, сознательно борясь с недостатками, прокладывал свой жизненный путь. Недостатки при этом не только обозначены, но и подчеркнуты, обнажены, иначе с ними нельзя бороться. В дневниках юного Толстого поражает запредельная искренность. В них он анализирует внутреннюю, душевную жизнь, вносит свои наблюдения и мысли, определяет цели и задачи своей жизни.

Давайте, ребята, прочитаем строчки из дневниковых записей Л.Н. Толстого, попробуем найти те места, где писатель определил для себя основные правила, главную цель своей жизни..

24 марта!847 г, Я много переменился; но все еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю; что исполняю, то исполняю не хорошо, не изощряю памяти. Для этого пишу здесь некоторые правила, которые, как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать. 1),Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря не смотря ни на что.2)Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам вспомнить. 4)Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою...

7 апреля 1847 г. Я никогда не имел дневника, потому что не видал пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть тоже определены мои будущие деяния.

8 апреля 1847 г. Хотя я уже много приобрел с тех пор, как начал заниматься собой, однако еще я весьма недоволен собою. Чем далее продвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков, и правду сказал Сократ, что высшая степень совершенства. Человека есть знать то, что он ничего не знает.

14 июня I850 г. Опять принялся я за дневник и опять с новым рвением... Может быть, опять брошу; зато приятное занятие и приятно будет перечесть, так же, как приятно перечесть старые...

По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не н.a один день, а на год, на несколько лет, на пса жизнь даже; слишком трудно, почти невозможно; однако попробую, сначала на день, потоп на два дня - сколько дней я буду верен определениям, на сколько дней буду задавать себе вперед...

8 декабря 1850 г. ...Заметил в себе важную перемену: я стал более
уверен в себе, то есть перестал конфузиться; я полагаю, что это оттого,
что имею одну цель в виду (интерес), и стремясь, я мог себя оценить и приобрел сознание своего достоинства, которое так много облегчает от ношения людей.

7марта 1851 <:. Нахожу для дневника, кроме определения будущих действий, полезную цель, - отчет каждого дня, с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться.21 сентября 1855 г . ...Моя главная цель в жизни есть добро ближнего, и цели условные - слава литературная, основанная на пользе, добре ближнему.

Ответы учащихся.

Богатство, основанное на трудах, полезных для ближнего, и направленное для добра.

Слава служебная, основанная на пользе отечества. В дневнике буду разбирать, I) что я делал каждый день и 2) сколько раз не исполнил предназначенного.

3. Я мог себя оценить и приобрел сознание своего достоинства, которое так много облегчает от ношения людей.

4 ...По дневнику весьма удобно судить о самом себе, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не не один день, а на год, на несколько лет, на жизнь

Часто писатель раскрывает характер героев через их дневниковые записи, через внутренние монологи, предоставляет слово рассказчику. Героя рассказа Л. Толстого « После бала» Ивана Васильевича волнуют нравственные и общественные проблемы, он старается узнать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чём держится армия, офицером которой он мечтал стать.

Вспомните, как изменилась жизнь И.В. после случая с татарином?

(Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу).

Найдите определение слову нравственность по словарю Ожегова.

Нравственность – это…

А по Л. Толстому?

(По Толстому, «нравственность не может быть ни на чём ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы.)

Вспомните, как прозвучала оценка И.В. одним из слушателей?

(«Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились. Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Герой живёт в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск Истины добра – смысл его жизни.)

(Вывод учащихся, прозвучавший на уроке, позволил мне, учителю, увидеть, что многие ребята согласны с высказыванием Л.Н. Толстого, другие заняли позицию некоторых наших современников). Предлагаю перечитать дневниковые записи писателей.

Домашнее задание

Мне хотелось, чтобы вы поразмышляли над дневниковыми записями знаменитого писателя, попытались с помощью импровизированного дневника познать самого себя, увидеть недостатки, слабости и что-то при необходимости изменить в себе.

Может быть, для начала сделаете запись в форме письма незнакомому сверстнику, где представитесь и расскажите о себе - кто вы, где и как живете, чем интересуетесь, к чему стремитесь, что вас влечет, какие люди играют значительную pоль в вашей жизни, чем они привлекают вас, прочитайте написанное, посмотрите на себя как бы со стороны. Запишите, какое впечатление оставил у вас человек из письма.

А, может быть, это будут строчки о сегодняшнем уроке – путешествии. Я и ребята с удовольствием послушаем вас, если вы, конечно, доверите нам свои записи. Ведь личный дневник читается только с разрешения Владельца.

Сегодняшний урок я хотела бы закончить отрывком из коллективного дневника учителей нашей школы, побывавших в январе месяце прошлого года в путешествии в Кемпендяй, в спортивно- оздоровительный комплекс «Кырбый уйата»

Рефлексия

Читаю отрывок и прошу ответить на вопросы:

  • заинтересовало ли вас то, о чём здесь говорилось,
  • хотелось бы вам побывать в этих местах,
  • каков тип данного дневника?

ПОЕЗДКА В КЕМПЕНДЯЙ

Раннее утро. У подъезда средней школы № 20 останавливается автобус с учителями, вернувшимися из поездки в Кемпендяй. А на следующий день в коридорах школы то и дело слышатся вопросы: «А Вы тоже были в Кемпендяе? Интересно там было? А что Вы там делали?». И в ответ восторженные слова: «Там было отлично!».

До поездки многие приготовили фотоаппараты и кинокамеры, чтобы запечатлеть все этапы долгожданного путешествия.

Дорога в Мирный многим была уже знакома, и всё-таки то и дело слышались восторженные восклицания. Учителя радовались, как дети. Чем дальше от Удачного, тем красивее становился окружающий пейзаж: постепенно лиственницы уступили место ёлочкам и берёзам, а те, усыпанные снегом, были сказочно красивы и навевали ностальгическую грусть. И вот уже на смену записям модных шлягеров зазвучало:

… Главное, ребята, сердцем не стареть…,

… Комсомольцы – беспокойные сердца…,

… Под крылом самолёта о чём-то поёт

Зелёное море тайги…

и другие песни, которые приходили на память.

Двенадцатичасовая поездка до Мирного прошла под девизом «А путь и далёк, и долог…». В город приехали поздним вечером А посещение школы № 12 вызвало у наших учителей нотки белой зависти. Все наперебой просили показать кабинеты, залы, столовую, библиотеку. Смотрели внимательно, стараясь запомнить особенности оформления, фотографировали стенды, выставки.

Путешествие из Мирного в Кемпендяй – «езда в незнаемое». Остановка в с. Тойбохой - экскурсия в историко-краеведческий музей. Прекрасное новое здание музея, возведённое компанией АЛРОСА, интересные экспозиции (особенно поражают курьёзы природы), доброжелательные экскурсоводы, готовые дать ответ на любой вопрос не могли никого оставить равнодушным.

Следующая остановка в с. Сунтар, центре Сунтарского улуса. Как приятно ощущать себя долгожданным гостем, чувствовать заботу и внимание, которым ненавязчиво окружают тебя в таком длительном путешествии.

В селе Эльгяй ещё один музей. Да какой! Эльгяйский региональный музейно-экологический центр им. Б.Н. Андреева (ЭРМЭЦ). Переходя из зала в зал, переносишься из одной природно-климатической зоны в другую. Вот перед вами тропики, далее степи и саванны, горные области, птицы Вилюйского края – всего 18 экспозиций, раскрывающих особенности зонально-ландшафтных комплексов Земли.

Каждый имел возможность не только подробно рассмотреть наиболее заинтересовавшее его животное, но даже потрогать его и сфотографироваться рядом.

После посещения музея в автобусе долго обсуждали энтузиазм его работников, по крупинкам собирающих выставочный материал, масштабность представленных экспозиций. Сожалели, что у наших учеников нет возможности увидеть всю эту красоту.

Поздней ночью прибыли в пункт назначения – спортивно-оздоровительный комплекс «Кырбый уйата» в с. Кемпендяй. Разместились в деревянных домиках. Праздничный ужин – открытие, сауна. А наутро наконец осмотрелись. Неповторимая красота окружающей природы привела всех в восторг: светлая древесина домиков ярко выделялась на фоне высоких заснеженных елей и сосен, пронизанных лучами солнца. Кажется: отойдёшь ещё немного в сторону – и попадёшь в сказку. Стоя на крутом берегу реки Кемпендяй, видишь огромные пространства, покрытые заснеженными лесами. Прозрачный воздух. Тишина. Только снег хрустит под ногами…

Осталось посетить Музей истории поисков якутских алмазов в селе Крестях. Руководитель и основатель музея Конобулова М.Х. даже предложила остаться у них в посёлке на несколько дней, чтобы познакомиться поближе. К сожалению, нам пора было возвращаться домой.

Коллектив педагогов СШ № 20.

Ответ чуть ли не хором - путевой.

А потом очень много интересного я услышала о путешествиях самих ребят.

В поездках в отпуск с родителями они не только отдыхают, но и узнают нашу страну, знакомятся с памятниками архитектуры, искусства, литературы.

Звучит обещание, что при удобном случае они покажут эти дневники и прочитают интересные страницы.

Урок окончен.

Литература

  1. Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей – словесников по программе «Речь». Москва, Гуманитарный издательский центр, 1999.
  2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. Москва, Просвещение, 2000

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей.

Подготовила учитель русского языка и литературы

Абрамова Любовь Фроловна

МБОУ Большелогская СОШ, Аксайского района, Ростовской области

Класс: 10

Актуальность урока на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания ЕГЭ в 11 классе (блок «С»).
Работа над дневником учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Урок ориентирован на достижение следующих образовательных результатов:

Личностных:

Понимание роли текста в жизни человека;

Осознание эстетической функции языковых средств в тексте;

Стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметных:

Адекватное понимание информации устного и письменного текста;

Способность извлекать информацию из различных источников;

Овладение приёмами отбора и систематизации материала на пройденную тему;

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

Предметных:

Усвоение основ знаний о тексте;

Способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

Проблемный вопрос: Как писать сочинение в жанре дневниковых записей

Цель: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов. Создавать текст определённого типа, стиля и жанра; уместно использовать языковые средства выразительности.

Задачи урока:

Образовательная : научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль

развивается через веерное и цепное расположение доводов, подготовить к написанию домашнего сочинения;

развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ

текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С;

воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.

Ожидаемые результаты:

Умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию;

Умение работать в группах;

Коммуникативная компетентность;

Осознание полезности получаемых знаний и умений;

Развитие навыков самостоятельной работы с источником информации, самостоятельное принятие решения;

Развитие навыков коммуникативности;

Развитие навыков мыслительной деятельности при анализе текста;

Развитие навыков самоанализа и рефлексии.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Виды деятельности : работа с эпиграфом, аналитическая беседа, анализ текста (работа в группах), составление плана написания сочинения, подготовка к выводам.

Время: занятие рассчитано на 45 минут

Тип занятия : систематизации и обобщения знаний и умений

Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска; материал для интерактивной доски по теме урока; слайды с этапами урока и заданиями;

У учащихся : учебник, тетрадь, раздаточный материал

Раздаточный материал : тексты №1, № 2 , № 3 для анализа; Опережающее домашнее задание: изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности

Эпиграфы к уроку:

« Самый интересный роман – роман о себе «ежедневном»»

Ю. Олеша

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей

Ход урока

    Организационный момент . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

А) Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока.

Ребята, обратите внимание на оформление класса, на тему урока. И может кто-то попытается сформулировать, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке и как это всё можно совместить? Прочитайте эпиграф и скажите, что может стать таким романом?

(учащиеся делают попытку сформулировать цель урока со своей стороны: таким романом может стать личный дневник любого человека).

Учитель: Дневник не любит «постороннего взгляда». Это труд души, который адресован самому себе или воображаемому собеседнику. Вы уже много знаете о дневниковой деятельности:

- зачем люди ведут дневники ? (страницам доверяют свои раздумья и сомнения, оценку себя и окружающих. Ежедневные записи помогают увидеть изменения в нас самих, каждая страница становится зеркалом. Начав общение с собой, мы постепенно развиваем в себе способности общаться друг с другом)

- о чём пишут люди в дневниках? (это может быть анализ событий дня, какой-то отдельный случай, яркое событие, размышления по поводу чего-либо)

В) Корректировка сформулированной учащимися цели урока

На протяжении предыдущего урока мы говорили о содержании и структуре дневниковых записей, наша задача сегодня – обобщить эти знания и применить на практике, т.е. написать сочинение в жанре дневниковых записей.

СЛАЙД 1 тема урока, цели урока

2. Актуализация знаний.

Теперь мы проверим творческое задание, в котором требовалось изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности. (Чтение и комментирование учениками)

- легко ли было вести дневник?

Вывод: вести дневник – нелёгкая задача. Сделав свои первые опыты в этом жанре, вы убедились, что совсем непросто сесть за стол и заставить себя сосредоточиться над листом бумаги.

3. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Дневник – это словесное творчество, и у него есть свои законы. О них мы поведём разговор дальше.

- каковы основные признаки дневниковой записи . (Содержание записи ограничивается определённым временным отрезком: неделя, день, месяц. Дневниковая запись делается обычно после событий, реже перед ними. Обязательная примета – даты, бывают и рисунки)

- каковы функции дневника и что побуждает нас обратиться к дневнику

(1) эмоциональное самовыражение. Всплеск полноты чувств, выход из состояния душевного дискомфорта. 2) интеллектуальное самообеспечение. Анализ событий дня, чтобы зафиксировать наиболее яркие впечатления, поразмышлять над увиденным, услышанным.

- принято считать, что каждая запись представляет собой текст. Согласны ли вы с этим? (Да, предложения связаны по смыслу и грамматически, можно придумать заглавие и определить авторскую задачу)

Кто из известных вам современных писателей использовал в своих произведениях форму дневника? (Н. Носов «Дневник Коли Синицына», О.Железников «Дневник П.М.М.», А. Алексин «Похождения Севы Котлова» и др.)

- Какие типы текстов представлены в дневниках (повествование, описание, рассуждение, дневниковая запись представляет собой смешанный тип)

- Дневник как жанр предполагает свободную форму записи. О каких формах дневниковой записи вы узнали на уроках? (Исповедь. Портретная зарисовка. Афористическая беседа и др.)

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция .

Работа по группам. Каждой предлагается текст и вопросы. Учащиеся дают развёрнутые ответы и делают выводы

См. приложение

СЛАЙД 4

Вывод: делают учащиеся.

5.Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Составим план написания сочинения в жанре дневниковых записей:

    Познакомиться с письмами, дневниковыми записями писателей, произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра.

    Определить идею сочинения, основную мысль, которую беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале.

    Составить план, который поможет наметить , с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти.

    Иметь в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

    Помнить, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник . Проверить, отвечает ли этому требованию сочинение.

Сопоставим задачи урока с их выполнением, дадим общую оценку работы класса, отметить работу групп, есть ли какие-то вопросы, готовы ли выполнить домашнее задание: написать сочинение в жанре дневниковых записей «Один день из жизни самого себя.

ВЫВОД : Регулярное ведение дневника служит хорошей речевой практикой, обогащает и совершенствует язык, развивает внимание к «мелочам жизни». И, может быть, когда-нибудь страницы вашего дневника станут страницами Главной книги о себе «ежедневном»

    Домашнее задание

Написание сочинение «Один день из жизни самого себя».

приложение 1

ГРУППА 1

Везёт как утопленнику! Первый день каникул, а я носа из дому показать не могу, до того он распух. Аллергия, должно быть.

Наш пёс влюбился в Митци. Она – коккер-спаниель. Шансов у пса никаких: а) не породистый, б) не следит за собой, как все нормальные псы. Пытался втолковать ему это, но он лишь грустно и тоскливо посмотрел на меня и снова улёгся под калиткой Митци. Любовь – это вам не фунт изюму. Ведь у меня с Пандорой те же проблемы, что и у пса с Митци: оба принадлежим к более низким классам общества, чем наши возлюбленные.

ЗАДАНИЯ:

    Представьте себя на месте подростка и попытайтесь объяснить, что заставило его сделать эту запись?

    Найдите те слова и обороты речи, которые передают состояние автора? Для какого стиля они характерны?

ГРУППА 2

Пошёл в занудную школу. Мне всё было трын-трава, поэтому я надел красные носки. Ходить в красных носках в школу было строго запрещено, но в гробу я теперь видал ихние запреты…

Учительница заметила мои красные носки и стукнула директору, то вызвал меня к себе. Потом отправил переодеваться в чёрные носки, как предусмотрено формой.

Когда я пришёл домой, папа тут же позвонил в школу:

Вы терроризируете моего сына из-за цвета носков!

Директор сказал, что если я вернусь в школу в чёрных носках, то всё будет прощено и забыто, но папа ответил, в таких и буду ходить.

Директор заявил, что стремится поддерживать школу «на уровне». Папа возразил, что сборная Англии выиграла чемпионат мира без чёрных носков.

Директору, похоже, после этого нечем было крыть. Папа повесил трубку и сказал: «Один – ноль в мою пользу».

ЗАДАНИЯ:

    Почему запись заканчивается …? Какую смысловую нагрузку несёт этот знак?

    Приведите примеры, подтверждающие, что дневниковые записи охватывают жизненные ситуации?

    Каковы особенности лексики? Для какого стиля характерны эти слова?

ГРУППА 3

Выходной день.

Я твёрдо решил в новом году:

    Вешать брюки на место.

    Вкладывать диски обратно в чехлы.

    Ласково обращаться с собакой.

    Не выдавливать большие прыщи.

    Не начинать курить.

    Снова ходить в библиотеку.

    Стать интеллектуалом.

ЗАДАНИЯ:

    Прочитайте дневниковую запись, что вы можете сказать об её авторе?

    Как вы думаете, какой пункт нарушает последовательность, не отвечает авторскому замыслу??

    Что можно сказать о дисциплинарности этого человека?

    Какая часть речи указывает на систему?

ГРУППА 4

Тщательно проинспектировал свою собственную внешность. За последний год вырос лишь дюйма на два, так что придётся смириться с печальным фактом – мне суждено быть одним из тех, кому всегда плохо виден экран кино.

Вот невезуха: на подбородке вылез прыщ, на носу – тоже. Уши торчат, а волосы сами собой раскладываются на три прибора. Как ни зачёсывай, а модно не причешешь.

ЗАДАНИЯ:

    В данной дневниковой записи произошли изменения в авторе, остался ли он верен своим принципам?

    Какие особенности лексики подтверждают, что автор ваш современник, ваш одноклассник?


Мемуа́ры (фр. mémoires ), воспоминания - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

К таким жанрам в литературоведении принято относить следующие мемуарные жанры : мемуары (в узком смысле слова), записки, записные книжки, автобиографии, некрологи, дневники .

Видимо, без обращения к этому бесценному наследию трудно понять и современное состояние литературы. Поэтому наша задача заключается в анализе исторического изменения дневника как жанра мемуарной литературы, выяснении этапов эволюции жанра на примере дневников русских и зарубежных авторов.

Жанр дневника - один из древнейших жанров в литературе, первые сведения о котором восходят к истокам письменности.

Дневник как литературный жанр

«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше - не худо ещё в юные годы - о своём детстве, например» (Д.С. Лихачёв)

Дневник - важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества.

Наверное, некоторые из вас тоже ведут свои личные дневники, записывая события из своей жизни. Сегодня я бы хотела познакомить вас со сведениями из истории дневниковой традиции, о построении дневника, о его интеллектуальных и художественных возможностях. Одним словом, помочь вам овладеть основами этой популярнейшей формы письменной речи.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей» (Краткая литературная энциклопедия).

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

История дневника

  1. Развитие дневниковых записей началось с 10 века . Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».
  2. С 13 по 19 вв . в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).
  3. С 20 века благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. Так, примером такого дневника является дневник Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». В романе дневник не только способ авторской характеристики и форма самовысказывания героя, но и предмет изображения человеческой души. В романе сам жанр дневника подвергается анализу. Он как бы раздваивается и теряет свою ценностно–смысловую бесспорность: дневник вводит нас в сложный мир Печорина, заставляет поверить в неподдельность его душевных движений. Вопрос о сущности дневника как жанра вырастает здесь в серьезную общественно-нравственную проблему. С одной стороны, дневник дает возможность беспрепятственного анализа окружающего и самоанализа, служит и сохранению памяти о случившемся и передуманном. Но с другой стороны, дневник ведет к духовной разрозненности – герой втайне казнит окружающих скрытым от них словом дневника.

Итак, дневник – это, в первую очередь, прием психологического изображения героя. Вводя в текст своего романа дневник, Лермонтов позволяет увидеть, как сложные душевные состояния героя раскладываются на элементы и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. И наконец, в произведении, где используется дневник как форма художественного повествования, позиция автора довольно резко обособлена от позиции персонажа, так что не может быть и речи о том, чтобы индивидуальности автора и героя совмещались.

В форме дневника пишутся целые произведения. Так, «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя являются таким произведением, когда в форме дневника отражаются личные воспоминания и впечатления автора, знавшего быт и психологию петербургских чиновников.

* Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

* Твиттер – аналог дневника.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Основные правила ведения дневника

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).

2. Каждую запись датируй.

3. Будь искренним и честным в записях.

4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Помимо бытового, можно вести дневник читателя , указывая в нём:

  • автора и название книги;
  • выходные данные: место издания, издательство, год;
  • время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
  • желательно обозначить тему произведения;
  • в общих чертах изложить содержание;
  • сформулировать для себя идею книги;
  • записать общее впечатление от книги.

М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.

Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша). («Робинзон Крузо» Даниэль Дефо)

Зачем же нужен личный дневник? В чём его польза?

Почти у каждого из нас есть такие тайны, рассказать о которых мы не можем даже саамы близким людям. То ли боимся того, что нас не поймут и осудят, то ли ещё чего-то… Но порою эти самые тайны вызывают очень сильные эмоциональные переживания, которые, не найдя выхода, могут со временем отразиться на поведении человека. Если же выплёскивать свои переживания на бумаге, это послужит своеобразной психологической разгрузкой. Да и потом – бумага всё стерпит и уж точно не осудит вас за ваши откровения.

Кроме того, когда мы описываем какую-либо проблему, над решением которой бьёмся уже не первый день, изложение своих мыслей порою помогает найти верное решение. Ведь когда мы пишем, нам волей неволей приходится упорядочить тот эмоциональный хаос, который творится внутри нас, а наведение порядка очень часто помогает найти именно то, что мы ищем – не важно, вещь ли это или выход из сложной ситуации.

В личный дневник можно записывать также идеи, которые у вас возникли. Кто знает, может, через определённый период времени эта запись, когда вы её перечтёте на досуге, даст вам новый толчок к развитию.

В дневнике можно также подробно отражать процесс работы над собой, если вы, допустим, решили выработать в себе определённые черты, освоить новые навыки или избавиться от старой привычки. Такое детальное описание позволит вам как бы со стороны увидеть свои слабые и сильные стороны, а также и то, как далеко вы продвинулись на пути к своей цели.

Некоторые люди делают записи в дневнике ежедневно в конце дня, описывая произошедшие события, свои чувства и анализируя то, что произошло, что получилось или не получилось и почему.

В любом случае, ведение личного дневника позволяет быть более внимательным к себе, к своему внутреннему миру, более осознанно воспринимать чувства и эмоции и со временем понимать причины их возникновения.

Личный дневник – это отличный собеседник, который не станет вас перебивать и всегда выслушает до конца. Хотя, безусловно, вести его или нет – личное дело каждого.

Дневник - один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Сделаем выводы : жанр дневника, приобретая различные черты в ходе эволюции, на современном этапе характеризуется так: «Дневник – жанр мемуарной литературы, для которого характерна форма повествования от первого лица, ведущегося в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения системы отражения действительности, записей. Дневник отличает предельная искренность, доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя.

Д/з: В течении недели, начиная с сегодняшнего дня, каждый день записывайте какие-либо события из вашей жизни, всё то, что вы хотели бы отметить в своем дневнике. Через неделю мы посмотрим, что у вас получилось.

Дневник Робинзона Крузо

С этих-то пор я и начал вести свой дневник, записывая все, что я сделал в течение дня. Первое время мне было не до записей: я был слишком завален работой; к тому же меня удручали тогда такие мрачные мысли, что я боялся, как бы они не отразились в моем дневнике.
Но теперь, когда мне наконец удалось совладать со своей тоской, когда, перестав баюкать себя бесплодными мечтами и надеждами, я занялся устройством своего жилья, привел в порядок свое домашнее хозяйство, смастерил себе стол и стул, вообще устроился по возможности удобно и уютно, я принялся за дневник…

Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумертвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.
До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью.
Когда настала ночь, я влез на дерево, потому что боялся зверей. Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то что шел дождь.

Проснувшись поутру, я увидел, что наш корабль сняло с мели приливом и пригнало гораздо ближе к берегу. Это подало мне надежду, что, когда ветер стихнет, мне удастся добраться до корабля и запастись едой и другими необходимыми вещами. Я немного приободрился, хотя печаль о погибших товарищах не покидала меня. Мне все думалось, что, останься мы на корабле, мы непременно спаслись бы. Теперь из его обломков мы могли бы построить баркас, на котором и выбрались бы из этого гиблого места.
Как только начался отлив, я отправился на корабль. Сначала я шел по обнажившемуся дну моря, а потом пустился вплавь. Весь этот день дождь не прекращался, но ветер утих совершенно.

Сегодня заметил, что у меня осталось очень мало сухарей. Нужно соблюдать строгую бережливость. Пересчитал все мешки и решил съедать не более одного сухаря в день. Это печально, но ничего не поделаешь.

Сегодня печальная годовщина моего прибытия на остров. Я сосчитал зарубки на столбе, и оказалось, что я живу здесь ровно триста шестьдесят пять дней!
Посчастливится ли мне когда-нибудь вырваться из этой тюрьмы на свободу?
Недавно я обнаружил, что у меня осталось очень мало чернил. Надо будет расходовать их экономнее: до сих пор я вел мои записи ежедневно и заносил туда всякие мелочи, теперь же буду записывать лишь выдающиеся события моей жизни.